Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Арт - терапия для пожилых людей. Арт-терапия для пожилых

Арт-терапия для пожилых - способ поддержания интереса к жизни, вовлеченности и положительного настроя посредством творчества. Он особенно востребован среди пожилых людей, поскольку после увольнения с работы и выхода на пенсию у человека появляется много свободного времени. Если он находится в растерянности и не знает, чем себя занять, это может привести к депрессивному состоянию: человек начнет испытывать отрицательные эмоции, думать о болезнях, остерегаться неприятностей.

Арт-терапия помогает удержать пожилых людей от депрессии

Недавно в медицине появился новый термин - «пенсионная болезнь». Она развивается у человека, который привык к регулярной трудовой деятельности, а после выхода на пенсию стал испытывать утомление, обострение хронических заболеваний, раздражительность, бессонницу. Отсутствие интересов и увлечений оказывает негативное влияние на психику и здоровье, поэтому пожилым необходимо постоянно выполнять какие-либо творческие задачи.

Разновидности арт-терапии

Арт-терапия делится на два направления:

  • Индивидуальная. В этом случае психолог общается с человеком один на один, после чего определяет проблему и подбирает способы ее преодоления.
  • Групповая. Представляет собой командную работу, что улучшает коммуникативные навыки. В таком возрасте нехватка общения ощущается острее всего. Во время разговоров с единомышленниками пожилые люди испытывают душевный подъем, радость и воодушевление.

Методы арт-терапии

  • Танцы. Повышают настроение, оказывает благоприятное воздействие на физическое состояние пожилого человека: скорость ходьбы увеличивается, улучшается равновесие, тело поддерживается в тонусе, снижается риск падения и получения травм.
  • Фотографирование. Оно позволяет сконцентрировать внимание на прекрасных моментах жизни, что помогает отвлечься от плохих мыслей.
  • Рисование. Отличный способ борьбы со стрессом и нервным напряжением. Происходит тренировка памяти, мелкой моторики. Желательно проводить рисование в лесу, на берегу реки, в парке или любом другом живописном месте в теплую погоду.
  • Пение. Деятельность развивает память, помогает выйти из депрессивного состояния, повышает настроение. Выполняя вокальные упражнения, человек тренирует свой дыхательный аппарат. При регулярных занятиях в хоре степень кортизола и иммуноглобулина-А увеличивается, что положительно сказывается на иммунитете.
  • Музыкотерапия. Она делится на два вида - активная и пассивная. При активной форме терапии пожилые участвуют в музицировании - играют на музыкальных инструментах. При пассивной форме люди прослушивают специальные музыкальные произведения, которые были предварительно отобраны специалистом-музыкотерапевтом.
  • Писательство. Позволяет раскрыть креативные способности, решить проблемы, найти выход из сложной ситуации. Проводится полезная работа с воспоминаниями, поэтическими текстами, сказками. Помимо этого, осуществляется гимнастика для мышц рук, улучшается мозговая деятельность.
  • Резьба по дереву, лепка из пластилина и глины, вязание, вышивка, плетение из бисера и другие виды рукоделия. Упражнения приводят к тому, что интеллектуальные способности сохраняются на высоком уровне, а гибкость и послушность пальцев рук увеличиваются.
  • Посещение спектаклей, выставок, музеев, походы с группой на культурные мероприятия - в театр, после чего группа начинает делиться своими впечатлениями и обсуждать увиденное.
  • Участие в любительских спектаклях.

Танцы улучшают не только психическое, но и физическое состояние

Преимущества арт-терапии

  • раскрытие и развитие творческих способностей, внутреннего потенциала;
  • решение проблемы через творчество (например, рассказы или рисунки) без ее проговаривания и обсуждения;
  • избавление от нервного напряжения;
  • повышение настроения;
  • поддержание мышц в тонусе, развитие дыхательного аппарата;
  • развитие кругозора;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • избавление от депрессивного состояния;
  • возможности для саморазвития - особенно когда человек занимается тем, что он раньше никогда не делал.

К плюсам арт-терапии относится отсутствие возрастных ограничений. Она основывается на невербальном общении, поэтому доступна для людей, имеющих ограниченные возможности.

Почему творчество является решением многих проблем со здоровьем: в процессе своей жизнедеятельности человек использует малую часть своего мозга, но творческие задания вовлекают в процесс другие области, происходит мобилизация мозга, а это напрямую влияет на состояние центральной нервной системы и работу сердца.

Ученые доказали, что люди, занимающиеся творчеством, живут гораздо дольше и чувствуют себя счастливее тех, кто посвящает свое внимание только привычным, рутинным обязанностям или безделью.

У творческого человека есть ряд особенностей:

  • он отличается любознательностью, повышенным интересом к тому, что происходит в мире, желанием постоянно развиваться, узнавать что-то новое;
  • когда в его жизни возникают проблемы и затруднения, он начинает прикидывать различные выходы и способы решения с разных ракурсов, а не пытается избегать стрессового состояния;
  • такой человек занимается постоянным саморазвитием, самопознанием;
  • он никогда не останавливается на полпути, а всегда доводит начатое до конца.

Сегодня пансионаты и дома престарелых регулярно проводят занятия арт-терапией, поскольку она каждый раз доказывает свою эффективность. В некоторых случаях у пожилых людей открывается второе дыхание: появляется интерес к жизни, пропадает апатия, и изменения затрагивают их даже на физиологическом и физическом уровне.

Арт-терапия против деменции

Деменция - снижение познавательной деятельности, в процессе которого усвоенные ранее навыки и знания начинают утрачиваться, а приобрести новые не представляется возможным. Чаще всего такое состояние наблюдается в старческом возрасте и носит название сенильной деменции (или старческого маразма). Ее причинами могут стать болезнь Альцгеймера, Паркинсона, инсульт, инфаркт, опухоли, черепно-мозговые травмы и др.

Деменция в старческом возрасте начинается медленно и незаметно, но неизбежно прогрессирует, приводя к полному слабоумию. По этой причине необходимо внимательно следить за состоянием больного человека и оказывать посильную помощь при малейших подозрительных признаках (неспособность запомнить информацию, постоянное плохое настроение, сужение круга интересов, апатия, придирчивость, безынициативность).

Рисование помогает правильно оценивать окружающий мир

Арт-терапия является хорошим методом психотерапии для психической коррекции состояния пожилого человека. Творческие задания позволяют выявить проблемы, которые мучают уже долгое время, избавиться от внутренних противоречий, проявить самовыражение.

Во время лепки, рисования, составления рассказов защита, которая наблюдается при привычном вербальном контакте, снижается или исчезает, поэтому человек получает возможность правильно оценить то, как он чувствует и ощущает окружающий его мир.

Если человеку сложно дается выполнение каких-либо заданий, то можно предложить ему раскрашивание. Оно позволяет улучшить концентрацию внимания, справиться со стрессом и тревогой. Раскрашивание позволяет добиться спокойного, расслабленного состояния, которое характерно при занятиях медитацией, когда посторонние мысли и тревожное состояние уходит, и человек полностью сосредотачивается на настоящем.

Таким образом, арт-терапия позволяет пожилым начать вести спокойный, радостный и полноценный образ жизни. Люди начинают чувствовать себя комфортно, справляются со многими внутренними переживаниями, чувствуют удовлетворение.

Арт-терапия – течение психологии, которое подразумевает под собой поддержание оптимального психоэмоционального уровня творческим путем. Оно появилось в конце прошлого столетия.

Данный метод нашел широкое применение среди людей преклонного возраста, так как после выхода на пенсию, изменяется привычная рутинная жизнь пожилого человека, появляется достаточное количество свободного времени, которое если ничем не заполнить, вызывает негативные эмоции, бездельничая человек, начинает думать, например, о болезнях, жизненных неурядицах и пр., т.е. «накручивать» себя.

Затухание интересов в старости

К тому же на здоровье и психике человека крайне негативно сказывается отсутствие какого-либо занятия.

Оставшись один, да и без задания определенной цели, начинает казаться, что про вас забыли и вы никому не нужны: привычный рабочий уклад заменила пенсия, а дети давно выросли и создали свои семьи, да и работа не позволяет бывать у родителей часто.

Арт-терапия для пожилых людей помогает не попасть в состояние «жизнь без цели» и сохранить хорошее настроение, продолжая радоваться жизни, привнося в жизнь новые впечатления и маленькие радости.

Виды арт-терапии

Существует 2 разновидности данного направления лечения – групповая и индивидуальная. Само название, говорит об особенностях каждой из составляющих.

При индивидуальной арт-терапии происходит общение психолога с отдельным индивидуумом один на один, по результатам которого определяется существующая проблема, страх, и психологом предлагается способ изменения сложившейся ситуации.

Групповая арт-терапия подразумевает под собой работу в команде, что позволяет повысить коммуникативные навыки пожилых людей.

Арт-терапия-рисование мелками

Методов арт-терапии множество, каждый пожилой человек, может выбрать именно то, что ближе ему по духу, или попробовать сделать что-то новое, то, на что во время работы просто не было времени. Это может быть все, что угодно:

  • вышивание или вязание;
  • лепка из пластилина;
  • фотографирование;
  • рисование;
  • пение;
  • написание рассказов;
  • резьба по дереву.

Ограничений нет. Главное – деятельность, являясь способом самовыражения, должна приносить удовольствие и удовлетворение.

Лечебные свойства арт-терапии

Каждый тип имеет свои плюсы и имеет свое лечебное действие. Например, краски и кисточка – хороший помощник в борьбе с нервным перенапряжением, он развивает мелкую моторику, помогает самовыражению, вязание, вышивание плетение из бисера улучшают работу мозга, вокальные упражнения повышают настроение, положительно влияют на работу дыхательного центра и мышц, танцы помогают поддерживать тело в тонусе, учат держать баланс.

Преимущества арт-терапии

Арт-терапия имеет ряд весомых преимуществ в сравнении с другими методами взаимодействия с пожилыми людьми в терапевтических соображениях:

  • отсутствие ограничений по возрасту;
  • основа – невербальное общение (доступно людям с ограниченными возможностями);
  • поднятие таких тем, о которых не говорят, а например, создавая рисунок, проблема выходит на поверхность, однако говорить о ней вслух необязательно, деликатное решение проблемы;
  • раскрытие внутреннего потенциала;

Роспись тарелок красками

  • возможность развития (можно попробовать что-то новое, чего раньше делать не приходилось);
  • расширение кругозора;
  • выход из , улучшение настроения и общего самочувствия;
  • улучшение навыков общения.

Особенности творческого человека

Человек использует лишь небольшую часть своего мозга, а арт-терапия позволяет вовлечь в процесс дополнительные области за счет творческого подхода к задаче, то есть мозг активизируется больше, что также хорошо влияет на функционирование сердца, работу центральной нервной системы.

Научно доказано, что продолжительность жизни людей, которые посвящают некоторое время творческим задумкам выше в сравнении с теми, кто не тренирует мозг таким образом.

Человек творческий имеет ряд особенностей в сравнении с обычным человеком:

  • неиссякаемое желание познания. Творческих людей отличает желание постоянного роста и развития, ему всегда интересно, что происходит в мире;
  • поиски решения в сложной ситуации, а не «игра в прятки» с возникающими неурядицами. Творческие люди не избегают проблем, а смело встают перед ними и ищут пути решения (иногда довольно неординарные);
  • постоянное самопознание и саморазвитие;

  • доведение начатого дела до конца. Творческих людей выдает выдержка, они не бросают начатое дело, не закончив, т.к. возникающие на пути трудности их не пугают;
  • рассмотрение той или иной ситуации не однобоко, а с разных ракурсов.

В любой ситуации можно найти как плюсы, так и минусы.

Продолжительность жизни творческих людей

Из известных долгожителей стоит отметить таких как, Леонов Л.М. (писатель), Моисеев И.А. (танцовщик), Козловский И.С. (певец).

Все были людьми творческими, продолжительность жизней каждого из них составила более 93 лет.

Выводы

Из всего вышесказанного стоит сделать ряд заключений:

  1. Арт-терапия является не только способом поднятия настроения, но и методом самовыражения пожилого человека, продлевающим жизнь, привносящим в нее радость будней;
  2. Она , улучшает коммуникацию, помогает пожилому человеку завести новые интересные знакомства, указывает на его необходимость в обществе и на то, что жизнь продолжается;
  3. Арт-терапия раскрывает потенциальные возможности человека, внося в его жизнь новые эмоции.

Занятия творческой деятельностью по несколько часов в неделю – отличный вариант самовыражения, продлевающий жизнь, делая ее яркой и интересной.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Психолого - педагогические основы арт-терапии в работе с пожилыми людьми

В медицине существует термин - "пенсионная болезнь". Так называют развивающиеся болезненные состояния, которые возникают у ранее здоровых людей на фоне выхода на пенсию. Пожилые люди, привыкшее к размеренной трудовой деятельности, теряют жизненные ориентиры, страдают от нехватки общения, сталкиваются со своими страхами лицом к лицу. Все это провоцирует бессонницу, быструю утомляемость, нервозность и обострение хронических заболеваний.

Дело в том, что у работающего человека много дел и забот, а с выходом на пенсию появляется большое количество свободного времени. Для того чтобы возместить потерю профессиональной деятельности, можно сконцентрироваться на том, чем всегда хотелось заняться, но не хватало времени или открыть для себя что-то новое.

Специфика современных социокультурных условий заставляет учреждения социокультурной сферы серьёзно подумать о совершенствовании досуговой деятельности пожилых людей. В связи с этим встаёт вопрос об инновациях в этой сфере, так как именно они обеспечивают необратимое закономерное изменение и модернизацию социально-культурной деятельности, процесс в различных областях культуры.

Не так давно в России стали появляться кружки и школы, в которых практикуется, так называемая, арт-терапия с пожилыми людьми. Арт-терапия - это направление психологии, в котором диагностика и лечение происходит с помощью творчества. Учеными давно доказан тот факт, что благодаря творчеству у пожилых людей появляется жизненная энергия и желание жить. Интересные занятия не только помогают им с пользой проводить время, но и сохранять на весьма достойном уровне физическую и интеллектуальную форму. пенсия терапия утомляемость

Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - область психологии и психотерапии, которая практически не имеет противопоказаний и возрастных ограничений, а при правильном использовании дает потрясающие результаты. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Всякое представление, возникающее в психике, всякая мысль заканчивается движением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения.

Изучение арт-терапии началось в 20-е гг. прошлого столетия с фундаментальных работ Принцхорна, а активно развиваться как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Конкретные приемы терапии увлеченностью и творчеством возникли из клинико-терапевтического, лечебно-педагогического, психоаналитического изучения воздействия творчества и культуры на человека. Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания" в эру "аппаратурной медицины" и фармакологии.

В арт-терапии пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

Арт-терапия - сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Поэтому не существует общепризнанной ее классификации.

Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, помочь человеку понять в чем заключается проблема, и, рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный.

Цель арт-терапии в работе с пожилыми людьми, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания: помощь в адаптации, психокоррекции и реабилитации. Функциональное значение арт-терапии. Арт-терапия, как метод - безболезненна, практически не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе и с разными возрастами. Рисунок в арт-терапии - способ познания и особый вид коммуникации, техника, которая дает возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогает обходить цензуру сознания, стимулирует проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям, вызывает массу удовольствия у пожилых людей. Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, внимание, память(когнитивные навыки), а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Поддержание когнитивных функций пожилых людей является важнейшим фактором нормального старения.

Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Арт-терапия предоставляет возможность человеку понять самого себя, помогает произвести изменения в жизни в сторону гармонизации, развития глубинной уверенности в себе, повышения гибкости мышления и восприятия пожилого человека.

Арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и "зигзагами судьбы", умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, служит поддержанию ощущения цельности личности у пожилого человека.

Эффективным методом является использование арт-терапии и с целью мотивирования жизненной активности пожилых людей, т.к. она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, своеобразным мостиком между специалистом и подопечным, облегчает включение последнего в общественную жизнь. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и состояний пожилого человека, что позволяет их использовать в качестве диагностического материала, и как средство обеспечения обратной связи, позволяющее отслеживать характеристики процесса изменения состояний. Арт-терапия успешно сочетается практически со всеми методами реабилитации, психокоррекции и адаптации.

В арт-терапии не играют роли способности к изобразительной деятельности или художественные навыки. Здесь важен творческий акт как таковой, как средство выявления внутреннего мира творца. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике. Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. Занятия могут быть структурированными или неструктурированными. Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником. На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты. На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными. Арт - терапия применяется индивидуально и в группе. Групповая арт-терапия больше распространена, чем индивидуальная, поскольку она дает возможность каждому участнику группы яснее осознавать себя через сравнение с другими, а также позволяет членам группы оказывать поддержку друг другу. Групповая арт-терапия с пожилыми может строиться по студийному либо тематическому принципу. Студийная, или открытая, группа в своей работе решает довольно локальную, хотя и важную, задачу - преодолеть смущение участников, нерешительность, страх перед непривычным занятием, побудить человека к творчеству и самораскрытию в нем. Она может не иметь постоянного состава, и к ней в любой момент могут присоединяться новые участники. Работа такой группы практически не интегрирована и не структурирована. Тематически ориентированная группа предполагает большую степень интегрированности пожилого человека, что достигается за счет ориентации на темы, затрагивающие общие интересы и проблемы участников (например, воспоминания, картины жизненного пути, отношения с детьми и внуками, сюжеты природы и т. д.), а также за счет распределения общего времени каждого занятия на отдельные этапы. Условия, способствующие раскрытию креативности: - "разрешающая" установка. Креативность расцветает, когда нет пристрастных суждений, оценок; - способность защититься от страха по поводу того, что другие могут подумать о нас и нашей деятельности;

Умение не беспокоиться о "бесполезности" истраченных материалов и времени; - принятие идеи о том, что нет ничего "правильного" или "неправильного" в творческом процессе;

Умение преодолеть беспокойство по поводу "непрактичности" или "бесполезности" вашей деятельности. Цель арт-терапии - вовсе не создание тех или иных полезных вещей, а сам творческий процесс;

Развитие мотивации и увлеченности процессом.

При организации занятий следует принимать во внимание возможное снижение когнитивных функций у пожилых людей, нарушения речи, косность и конкретность мышления, ослабления зрения, слуха, тугоподвижность мелких суставов, а также быструю утомляемость, сниженную работоспособность, рассеянность внимания.

В связи с этим следует обратить внимание на следующие моменты: необходимы наличие отдельного хорошо освещенного помещения, стол, удобные стулья; предпочтение отдается групповым формам работы; при подборе группы с каждым участником проводится индивидуальная беседа для выявления его проблем и потребностей; группа может быть смешанной по возрасту, социальному положению, нозологии; количество участников группы -6-8 человек сохранных и 3-4 дементных; продолжительность занятия 30-60 минут в зависимости от контингента, время проведения - на усмотрение специалиста; время одного занятия используются не более двух методик (разминочная и аналитическая). Использование разминочной техники позволяет мобилизовать внимание, снять страх перед рисованием, создать атмосферу доверия и сплотить участников группы; занятия могут проводиться на фоне музыкального сопровождения и ароматерапии, подобранных в соответствии с целями используемой техники; специалист предоставляет и рассказывает о тех материалах, которые предлагается использовать, об их качествах, демонстрирует их изобразительные возможности. К материалам относится бумага различного качества и размера, краски (акварельные, акриловые, гуашевые), пастель (масляная, сухая), карандаши различной твердости, фломастеры, маркеры, художественный уголь, кисти различного размера, материалы для коллажей (различные старые журналы с цветными иллюстрациями, куски текстиля, фольга, мотки шерстяных и хлопчатобумажных ниток и т. п.), а также глина, пластилин, клей, скотч; в процессе арт-терапевтической деятельности необходимо позаботиться о наличии портфолио, включающем созданные клиентами художественные образы; рекомендуется учитывать основные показания и противопоказания для проведения арт-терапии.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт - терапии, достаточно широк:

Профилактика деменции;

Наличие психологических проблем;

Невротические и психосоматические расстройства и др.

Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), и ее направления: музыкотерапию, танцевально-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, мемуаротерапию, кинотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арт-терапии и других направлений психотерапии - арт-синтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… это еще не предел. Надо отметить тот факт, что в арсенале современной психотерапии существует достаточно мало методов, разработанных специально для работы с людьми пожилого возраста. Более известны и распространены методы, разработанные на модели более ранних возрастов, но адаптированные к психологическим особенностям возрастов поздних. Но существует комплекс направлений арт-терапии, которые можно эффективно применять в геронтологической практике. Этот комплекс нацелен на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков, возможностей, а также на решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пациент пожилого возраста не может справиться самостоятельно. Далее в методическом пособии будут рассмотрены некоторые апробированные направления арт-терапии, более подробно описанные в отечественной литературе, которые можно успешно использовать в реабилитационной, психокоррекционной и адаптационной работе с пожилыми людьми в пансионатах общего типа и других учреждениях медико-социальной сферы.

Целительная сила арт терапии для пожилых людей заключается в том, что во время творческой деятельности активируются те зоны мозга, которые ранее не использовались, но являются необходимыми для творчества. Также активируются участки мозга, помогающие взбодрить сердечно-сосудистую систему, гомеостаз, деятельность дыхательного аппарата, обменные процессы и прочие функции организма.

Неудивительно, что арт-терапия с пожилыми людьми получает все большее распространение, хоть она и не может обещать бессмертия, но продлить годы счастливой и здоровой жизни в удовольствие вполне в ее силах.

Таким образом, смысл инновационных социально-культурных технологий, осуществляемых на базе учреждений социального обслуживания населения и учреждений культуры, заключается в предоставлении человеку дополнительных условий для достижения физического и психологического благополучия, в обеспечении широкого выбора программ по сохранению физического здоровья, популяризацию здорового образа жизни. Под воздействием инновационных технологий человек приобретает ценный опыт позитивных изменений. Фактически намечается потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. В этом отношении возможности социально-культурных технологий неограниченны в виду их мобильности и восприимчивости к инновациям.

Список литературы

1. Карпова, Н. Арт-терапия для пожилых / Н. Карпова - М.,2011

2. Романова, Г.А. Ирхен, И.И. Подгузова, Е.Е. Процесс организации досуговой деятельности старшего поколения и их совершенствование в социокультурных условиях России / Г.А. Романова. И.И. Ирхен, Е.Е. Подгузова - С.,2007

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Концепции психодинамической терапии. Особенности психодинамической терапии в работе с клиентами, страдающими психосоматическими расстройствами. Исследование влияния жизненных ситуаций, способных вызвать конфликты и возникновение симптомокомплексов.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2012

    Понятие "страха" в психолого-педагогических исследованиях. Основные причины возникновения детских страхов. Арт-терапия как метод психокоррекции. Психокоррекция страхов старших дошкольников средствами арт-терапии. Примеры контрсуггестивных упражнений.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2016

    История и характеристика аутогенной терапии. Постоянное и планомерное воздействие на юриста. Эффективность аутогенной тренировки для юристов. Аутогенная терапия и йога. Терапевтическое применение приемов самовнушения. Частные методы аутогенной терапии.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2014

    Применение в процессе индивидуальной работы с детьми детской психоаналитической терапии в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Методы, используемые при работе с детьми разного возраста. Основные направления современной игровой терапии.

    реферат , добавлен 09.04.2010

    Проведение терапии искусством. Проблемы, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии. Внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, экзистенциальные и возрастные кризисы, невротические и психосоматические расстройства.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2012

    Определение соматического заболевания и психологические особенности больных, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. История современного изучения связи психического состояния и заболеваний внутренних органов. Типы отношения людей к своей болезни.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2015

    Личностные особенности "проблемных" детей. История возникновения, концепции и направления телесно-ориентированной терапии. Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми. Психотерапевтические методики.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Суть арт-терапии. Анализ применения методов арт-терапии в диагностике и психокоррекции осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Разработка программы психокоррекции психоэмоционального состояния, самооценки и коммуникативных качеств.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2015

    Психолого-педагогическая характеристика и особенности тревожных детей. Возможности арт-терапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Разработка программы коррекции тревожности старших дошкольников посредством методов арт-терапии.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2015

    Проблемы психолого-педагогической диагностики. Задачи школьной психодиагностики. Типы данных, используемые в психолого-педагогической диагностике. Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент.

анна основа

Арт-терапия представляет собой способ лечения, при котором лечение пациента происходит посредством приобщения к творчеству. Главное преимущество такого лечения — исцеление происходит не за счет приема медикаментозных препаратов, а за счет искусства. Арт-терапия как мягкий вид лечения психологических отклонений способен воздействовать на психику человека, поскольку неожиданное для человека занятие творчеством помогает выражению внутренних переживаний. Пациент снова обретает внутреннее «Я».

Врач при лечении пациента арт-терапией назначает на свое усмотрение разнообразные видами творчества: от рисования, создания коллажей или собирания мозаик, и до занятия танцами и игрой на музыкальных инструментах. Благодаря арт-терапии человек отвлекается от тяжелых внутренних переживаний. Занимаясь такими неторопливыми, успокаивающими занятиями, человек вновь находит гармонию с собой и мыслями, а психическое состояние определенно улучшается.

Результаты арт-терапии особенно проявляются при лечении людей, переживших сильный стресс, например попавших в автомобильные аварии. Таким людям сложно рассказывать о пережитых событиях, поскольку они вызывают болезненные воспоминания. Арт-терапия помогает таким людям выплеснуть свои переживания и вновь наладить контакт с окружающими людьми.

Арт-терапия: раскраски-антистресс

Во всех книжных магазинах встречаются раскраски с симметричным либо повторяющимся узором, иначе они называются «раскраски-антистресс». Они как раз – простой способ арт-терапии, поскольку не требуют каких-либо специальных навыков у пациента. Человек, сосредотачиваясь на раскрашивании такого рисунка, достигает состояния медитации. Главной задачей является не раскрашивание рисунка. Сам процесс рисования помогает достичь необходимого эффекта.

Плюсами арт-терапии с помощью раскрасок являются:

1) Такие раскраски можно приобрести во всех магазинах;

2) Минимальные финансовые затраты;

3) Раскрашивать раскраски-антистресс можно где угодно (в отличие от занятий танцами);

4) Они подходят всем пациентам, независимо от вида заболевания;

5) Людям без психологических заболеваний, раскрашивание тоже принесет положительный эффект.

В России в августе 2015 года стартовала серия журнала «Арт-терапия», разработанная специально для людей, регулярно занимающихся арт-терапией.

Арт-терапия для пожилых людей

Пожилые люди после выхода на пенсию теряют смысл жизни: работать уже нельзя, а свободного времени появляется много. В результате каждый второй из них способен впасть в депрессию, вследствие чего развиваются психологические заболевания, присущие людям преклонного возраста. Чтобы не допустить подобного, врачами рекомендуется арт-терапия для пожилых людей.

В Европе популярны кружки для пожилых людей, которые были созданы с целью объединения одиноких пожилых людей. Через совместное взаимодействие в процессе творчества происходит положительная динамика психологического состояния стариков.

В 21 веке подобные кружки появились в России. В этих заведениях пенсионеры занимаются такими видами творчества, как:

Пение (улучшает память и укрепляет дыхательную систему);

Лепка из глины, пластилина или теста (полезна для внимания);

Рукоделие: бисероплетение, вышивание, макраме, шитье, скрапбукинг (улучшает память);

Рисование (развивает мелкую моторику);

Танцы (становится лучше чувство равновесия, что предотвращает дальнейшие сильные падения).

Занимаются с пенсионерами волонтеры или специально обученные люди. Занятия чаще всего проходят на свежем воздухе – в парке или на берегу реки.

Методы арт-терапии

1. Изотерапия

Изотерапия – это метод выражения чувств и эмоций через рисунок. Она – самый распространенный метод арт-терапии. Рисунок должен выполняться красками. Врачи рекомендуют использовать краски различного вида: акварель, гуашь, пальчиковые, масляные или даже использовать вместо красок кофейную гущу. Понадобиться палитра для смешивания красок, бумага стандартных форматов (А4 или А5), предпочтительно акварельная. Кисти используются любые. В рисунке можно чередовать фломастеры и карандаши.

2. Фототерапия

Данный метод арт-терапии применяется психологами достаточно часто. Фотографии вызывают у человека воспоминания и ассоциации, которые способны восстановить память, справиться со стрессом, повысить уверенность в себе или улучшить отношения в семье и с близкими людьми. К врачу человек приносит фотографии из своего личного архива: с друзьями, семьей, животными или значимыми событиями в своей жизни. Врач внимательно следит за реакцией пациента и дает ему свои рекомендации. Фототерапия позволяет пациенту посмотреть на ситуацию под разными углами зрения и сделать определенные выводы. Врач натолкнет пациента на правильный с его точки зрения выход из проблемы.

3. Сказкотерапия

Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Такой метод применяется в основном для детей, поскольку им проще воспринимать реальный мир через выдуманный. Если ребенку вовремя рассказать правильную сказку, проведя параллели, например с животными, то на подсознании он спроецирует произведение на свою ситуацию. Это позволит ему раскрыться и отвлечься от своей проблемы.

4. Песочная терапия

Заключается в создании картин либо лепки фигурок с помощью песка. При взаимодействии с песком у пациентов развивается мелкая моторика пальцев, что хорошо влияет на общее состояние организма в целом.

5. Лепка из глины или пластилина

Глина и пластилин используются в арт-терапии. Для взрослых или подростков больше всего подходит глина, а для детей – пластилин. Лепка как метод арт-терапии помогает налаживанию отношений между родителями и детьми. Из глины лепят образы, которые олицетворяют проблему пациента: чувства, настроение, предмет проблемы или болезнь. Образы в процессе лепки трансформируются в другие, что позволяет в дальнейшем решить проблему. Арт-терапия с помощью пластилина лучше визуализирует образы, поскольку пластилин бывает разных оттенков, а определенные цвета вызывают у человека свои чувства и ассоциации. Арт-терапия с цветным пластилином благодаря этому становится эффективнее, чем с глиной.

Арт-терапия в работе с детьми

Восприятие мира ребенком происходит через определенные образы, поэтому дети активно занимаются творчеством, читают сказки и играют. Дети лучше воспринимают мир через образы, нежели взрослые, поэтому арт-терапия эффективна при работе с детьми. Они чувствуют себя комфортно, несмотря на те психологические приемы, которые применяет врач.

В отличие от взрослых, дети не стесняются заниматься творчеством и делают это с удовольствием.

Врачи выделяют следующие плюсы в арт-терапии в работе с детьми:

1) Ребенок получает удовольствие от процесса;

2) Не обязательно обладать специальными художественными навыками;

3) Совместное рисование/пение/лепка с другими детьми развивает навыки общения и в дальнейшем у ребенка не возникает проблем с взаимодействием с другими людьми в социуме;

4) Арт-терапия выявляет творческие способности у ребенка;

5) Развиваются внимание, мышление.

У ребенка тогда формируется представление о том, что необходимо доводить начатое дело до конца. Это сделает ребенка более терпеливым и усидчивым.

Арт-терапия для беременных

Беременность это самый ожидаемый жизненный этап каждой девушки или женщины. Из-за изменения гормонального фона, психическое состояние беременной женщины находится в шатком состоянии. Иногда состояние настолько уязвимо, что может повлечь депрессию или нервные срывы. Страх перед родами накладывает также существенный отпечаток на настроении женщины. Психологи рекомендуют прибегать к арт-терапии для беременных.

Многие курсы для беременных включают в свою программу арт-терапию. Если женщина ранее не занималась творчеством, то ей лучше будет начать это делать в группе и под руководством профессионалов. В противном случае женщина, начавшая занятия самостоятельно, в случае неудачи способна нанести вред своему здоровью. Каждый человек, начинающий реализовываться новым делом, расстраивается, когда у него что-либо не получается. В случае с расстройство окажется скорее всего серьезным.

Занятия арт-терапией рекомендованы не только для беременных женщин, но и для молодых мамочек. После рождения ребенка жизнь превращается в рутину, поэтому молодой маме будет полезно отвлекаться от повседневных дел на шитье, вязание или другое рукоделие. Таким образом, женщина не только не будет уставать, но и будет отдыхать эмоционально от новой роли.

Арт-терапия: книги

Понять тонкости арт-терапии невозможно без прочтения специальной литературы. Арт-терапия – мощное средство, воздействующее на психику человека, поэтому к применению арт-терапии необходимо подходить с осторожностью и внимательностью. Неправильное применение психологических приемов способно нанести вред здоровью. Для полного и подробного изучения возможностей арт-терапии можно приобрести специальные издания или найти их в «Интернете».

Все книги по арт-терапии делятся на 2 блока:

1) Книги, описывающие непосредственно сам процесс творчества. В них содержится описание различных видов творчества и их влияние на организм конкретного человека в зависимости от пола, возраста и психологического состояния. Можно самостоятельно определить метод арт-терапии, который подойдет конкретному человеку.

2) , описывающие арт-терапию как направление в психологии. Они больше подойдут для психологов и лиц, педагогов и иных людей, применяющих данное направление в своей работе. В этих трудах можно ознакомиться с данными научных исследований, статистической информацией, а также более углублено изучить воздействие творческого процесса на организм человека.

Оба эти направления книг по арт-терапии будут полезны для людей разных профессий и возрастов.

8 февраля 2014

Арт-терапия – сравнительно новый метод помощи людям, основанный на позитивных эмоциях, возникающих при занятиях творчеством. В общем смысле подразумеваются все виды искусства: начиная от танцев и завершая драматургией, однако в медицинских кругах под этим понятием часто подразумевают рисование. Арт-терапию используют как вспомогательный метод во время реабилитации после инфаркта или инсульта, а также иных тяжелых недугов. Она помогает стабилизировать психологическое состояние больного, раскрыть его творческий потенциал, быстрее восстановиться после тяжелого недуга. Сегодня мы поговорим о значении терапии искусством в жизни пожилых людей.

Задачи арт-терапии

Разница между обычным рисованием и арт-терапией состоит не только в том, что ее проводит специалист – суть в постановке определенных целей. Основные задачи этого вида лечения:

  • активизация мозговой деятельности;
  • нейтрализация последствий стрессов и избавление от подавленности, щемящего чувства тоски и одиночества;
  • адаптация пожилых людей к новым условиям (жизнь после инсульта или инфаркта, смена места проживания и т. д.);
  • как дополнительное средство, направленное на усиление эффекта от приема медикаментозных препаратов.

Каждое занятие проводит опытный психолог, способный учесть интересы пациентов и направить их творчество в нужное русло. На коллективных тренингах пожилые люди не только рисуют – они обсуждают картины, общаются на разные темы. Благодаря свободной и приятной атмосфере каждый участник занятия полностью раскрепощается, он оживает, словно цветок, который после долгой засухи попал под дождь.

Техники арт-терапии

Лечение творчеством особенно популярно за рубежом, собственно, они и пришли в Россию из других стран. Сегодня это направление активно развивается, есть много эффективных методик, выбор которых специалист осуществляет с учетом индивидуальных особенностей пациентов. Среди многих вариантов особенно популярны следующие техники:

  • мастер-классы – на них пожилые люди под руководством наставника занимаются творчеством, они пишут картины, делают украшения из бисера или иные вещицы;
  • посещение выставок, спектаклей, совместные походы на культурные мероприятия с их последующим обсуждением;
  • драматургия – участие в спектаклях доставляет пожилым людям огромное удовольствие, они вживаются в образ, получая возможность публично проявить свой творческий потенциал.

Сегодня дома престарелых и пансионаты организовывают занятия арт-терапией и достигают невероятных результатов. Порой это оказывается переломным моментом в жизни некоторых стариков – у них открывается второе дыхание, они вновь ощущают, насколько прекрасна жизнь. Естественно, это позитивно сказывается и на эмоционально-психологическом состоянии, и на физиологическом.

Во многих подмосковных пансионатах устраивают показательные концерты, на которых пожилые люди поют и танцуют, декламируют стихи. Особый интерес представляют выставки творчества стариков – здесь и мини-скульптуры из пластилина, удивительные рисунки, а также поделки из подручных материалов: шишек, коряг и прочих. Проведение занятий по арт-терапии практически всегда доверяют опытным психологам, способным подобрать «ключ» к каждому пациенту.

Результаты арт-терапии

Творческая терапия позволяет переключить внимание пожилого человека на хобби – в результате он на какое-то время забывает о проблеме, полностью погрузившись в процесс созидания. Позитивные эффекты:

  • стимуляция интеллектуальной активности;
  • развитие мелкой моторики – после нескольких занятий движения пальцев становятся более уверенными;
  • улучшается память.

Оптимальный формат мастер-классов – групповые. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте люди остро ощущают дефицит общения. Разговоры с единомышленниками идут только на пользу – в этом можно убедиться, взглянув на воодушевленные лица стариков во время тренингов.