Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Шестой месяц

Ребенок пытается познать окружающий мир. Он стремится найти применение находящимся рядом предметам. Он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к игрушке интерес, малыш роняет ее. Если младенцу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать.

Относясь приветливо к новому человеку, ребенок, тем не менее, всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Раскапризничавшегося малыша могут успокоить только родители. Становится разнообразней и палитра чувств крохи. Раньше его жизнь протекала между двумя состояниями – когда он был счастлив или несчастлив.

Теперь же в поведении малыша можно заметить более разнообразные реакции на происходящее – он может быть возбужден, доволен, спокоен, насторожен, опечален, испуган. Расширение гаммы чувств влечет за собой и качественное изменение лепета . В этом возрасте за издаваемыми ребенком звуками стоят вполне определенные просьбы – «посмотри на меня», «возьми меня на руки», «мне это не нравится».

Учимся понимать друг друга

К 6 месяцам ребенок уже освоил многие согласные звуки и среди его лепета можно услышать повторяющиеся «ма-ма-ма», «да-да», «та-та-та». Когда малыш произносит такие сочетания, как «ма-ма» или «па-па», родители обычно подхватывают и повторяют их, явно получая от этого наслаждение.

Младенец, отвечая на их восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так получая поддержку, он делает первый шаг от бессвязного лепета к осознанной речи. И хотя малыш не вкладывает смысла в то, что произносит, его речевые упражнения являются необходимым условием для овладения речью.

Кроха находит способы позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческая речь. Когда мама и папа, ненадолго расставшись с ребенком, возвращаются обратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Для ребенка особенно важным становится образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Теперь же младенец берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает.

По мере того как у маленького человечка накапливаются знания об окружающем мире, он продолжает с особым вниманием относится к звукам, его окружающим. На этом жизненном этапе он учится различать голоса на слух. Если малыш слышит голос знакомого ему человека, но не видит его, он своим радостным возбуждением даст вам понять, что узнал этого человека. Когда вы входите к ребенку в комнату, обращаясь к нему, он заулыбается еще до того, как увидит вас. Если же в комнату войдет незнакомый человек и заговорит с ним, лицо малыша будет недоверчивым и настороженным.

Младенец делает новые открытия, связанные и с собственным голосом. Он обнаруживает, что если положить в рот палец или игрушку, звук, который издает он сам, поменялся. Именно этим можно объяснить необычайное использование соски малышом. Теперь она нужна ему скорее для изучения собственного голоса, нежели для успокоения.

Кроха учится не только общаться, но и взаимодействовать с окружающим миром. Ему нравится играть со всем, будь то мама или водичка в ванночке. Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это, как только попадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малыш научился играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и в глаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытается понять, как надо реагировать. Когда вода попадает ему в лицо.

Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают малыша за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Затем, пока его вытирают, обнаружит пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. А если вы близко наклонитесь к малышу, он попытается ощупать ваше лицо и «сравнить» его со своим.

Занятия с ребенком в 6 месяцев

Обеспечьте малыша возможностью получать разнообразные ощущения от прикосновений. Пусть он трогает предметы разной температуры (кубик льда или только что сваренное яйцо), текстуры, жидкости и сыпучие вещества. Окружите любимое чадо разнообразными наглядными материалами – это могут быть и детские картинки, и репродукции картин, и фотографии.

Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и поступит по ней со всех сторон. Как правило, малышам нравится «игрушки» взрослых. Подержите младенца перед большим зеркалом, где он мог бы видеть себя во весь рост. Пусть кроха внимательно рассмотрит сове изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, посему ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Посадите малыша в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели «уйдут» от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадывается, что вы употребляете два разных слова. А через некоторое время обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.

Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за сыном или дочкой. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Физическое развитие ребенка на 6 месяце

Учите ребенка поднимать и опускать ручки. Для этого посадите малыша в высокий детский стул и, опустив его руки вниз, спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой я большой!» Вскоре малыш сам начнет играть с вами в эту игру.

Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленках у мамы или папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

Прикрепите к передней спинке детской кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед. В теплое время года выйдите с ребенком на улицу и в месте, где есть небольшой уклон, расстелите на траве одеяло. Положите кроху на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев. Затем в дополнение к грудному молоку следует начинать вводить всем детям, независимо от вида вскармливания.

Навыки и умения

♦ Умеет в положении лежа на животе вытягивать руки, долго удерживать такое положение, подтягивают ноги и сгибают их в коленях, пытаясь встать на четвереньки.

♦ Некоторые уже умеют ползать и вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад.

♦ Появляется активная речь, которая пока является набором звуков и слогов.

♦ Берет игрушку из различных положений.

Эмоциональное развитие ребенка очень важно. Любимые игрушки, книжки с большими картинками – все это вызывает его бурный восторг. Как можно чаще читайте его любимые сказки, и вскоре он начнет их запоминать и реагировать улыбкой на знакомое начало .

Двигательное развитие

Ребенок, который еще месяц назад лежал на животе и мог только вытягивать ручки и приподнимать немного грудь над полом, сейчас уже умеет вставать на четвереньки, а иногда и ползать (пусть на животе и совсем не далеко).

Некоторые дети в 6 месяцев начинают самостоятельно сидеть. Поэтому сейчас начинается время активного передвижения ребенка. Не оставляйте малыша одного на кровати и если оставляете на полу, то максимально обезопасьте окружающее пространство.

Ребенок активно играет с игрушками, легко их перекладывает из руки в руку. Гремит погремушкой, стучит игрушками об пол.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

В этом возрасте легко развивать слух ребенка. Различные звенящие, бренчащие коробочки, пищащие игрушки – все привлекает его.

Обратите внимание: игрушки должны быть безопасными (в том числе по размеру), чтобы малыш не мог их , поскольку основной метод познания ребенком окружающих вещей – через рот. Все, что можно, он хватает и пробует на вкус.

Любимая игра детей «Ладушки» – отличный вариант развития моторных навыков. Ребенок старается под песню попадать ладошкой по ладошке. Это развивает в том числе координацию движений.

Начальное развитие речи

Ребенок уже умеет удваивать и утраивать слоги – это начальное развитие . Эти попытки заговорить должны активно поддерживаться родителями. Несколько раз повторяйте ребенку названия тех или иных предметов. Можете пытаться вести с малышом своеобразный «диалог», отвечая ему на его активный лепет и поддерживая такой разговор.

Что чувствует и как себя ведет

Ребенок уже хорошо фокусирует взгляд и не скрещивает глаза. Он может следить за катящимся мячом или следит за достаточно быстрыми движениями старшего брата, играющего поблизости.

Вы можете увидеть, как малыш сосредоточенно смотрит на игрушку, которая находится у него в руке. Улучшается координация рук и глаз. Обратите внимание, как он сначала рассматривает объект, а потом пытается доползти до него.

Младенцы узнают о мире через прикосновение. Когда вы обнимаете или целуете своего ребенка, он понимает, что находится в безопасности и любви. Когда ваш ребенок чувствует прохладный ветерок на щеке, он узнает об окружающем мире.

Возможности для развития тактильных ощущений вашего ребенка в этом возрасте бесконечны даже в течение обычного дня. Малыш будет играть с игрушками и книгами, с вещами, имеющими различную текстурную поверхность. Посмотрите, нравится ли вашему ребенку прикасаться к мягкой плюшевой игрушке или чувствовать текстуру ковра. Пусть малыш благополучно исследует окружающий мир.

Не забывайте, что ребенку важно чувствовать себя в безопасности рядом с родителями и знать об этом. Целуйте, обнимайте детей так часто, как можете, они от этого становятся сильнее.

Как вырастает тело малыша за этот месяц? Очередные 500-600 граммов веса тела и приблизительно 1,5-2 сантиметра роста. Кроме этого, на 0,5 сантиметра увеличиваются окружности груди и головы. Велика вероятность, что к концу седьмого месяца ваше чадо «вооружит» рот парой замечательных новеньких резцов (обычно - нижних). Поэтому рекомендуется ввести в рацион ребенка добавки фтора. Большое значение этого галогена для зубной эмали зубов известно всем и давно.

Вашему малышу полгода! Вы отметили, как он подрос за это время, каким смышленым он кажется вам теперь. Быстрыми темпами меняются физическое развитие ребенка и его познавательные интересы. Главный лозунг второго полугодия: «Движение - это свобода в освоении пространства». Малыш уже не так зависит от мамы и папы. Если раньше потрогать и рассмотреть ему удавалось лишь то, что показывали родители - ведь именно они меняли его положение в пространстве, давали ему игрушки и предметы, - то теперь малыш стремится к самостоятельности. Седьмой месяц жизни - старт в данном направлении. И главный стимул в желании действовать самостоятельно - быстрое изменение двигательных навыков.

Лежа на животе, малышу для удержания равновесия достаточно опираться только на одну руку, он самостоятельно поворачивается со спины на живот. Лежа на спине, ребенок поражает вас своими акробатическими способностями - держится за свои ножки, играет с ними, высоко поднимая голову. Протянув малышу руки, вы замечаете его активные попытки принять сидячее положение - ребенок учится садиться. Большинство малышей хорошо сидят в детском кресле. В положении сидя уверенно поворачивают голову в сторону источника звука, реагируя даже на очень тихие звуки, например, шуршание бумаги или шум тихой погремушки.

Развитие мышц и координированные движения рук помогают малышу освоить захватывание небольших по размеру предметов. Он поднимает игрушки с пола, хватает предметы всей ладонью («ладонный захват»), прослеживает глазами падение игрушки, которую выпустил из руки.

Какие игры и занятия возможны с малышом в этом возрасте?

Посадите ребенка на пол, поближе к дивану, чтобы он мог иногда опираться на него. Положите сбоку и впереди крохи несколько игрушек. Он будет с интересом смотреть на них, дотягиваться и брать в руку. Может тянуть игрушку в рот, кусать ее, облизывать. Не оставляйте ребенка одного на полу, пока он неустойчиво сидит без поддержки. Посидите рядом и поиграйте. Если кроха не заметил игрушку сбоку от себя, привлеките его внимание к ним. Постучите рукой или игрушкой об пол, позвоните в колокольчик. Малыш обязательно посмотрит в сторону, увидит игрушку и постарается схватить. Кладите рядом с маленьким игрушки из разных материалов (резиновые, пластиковые, деревянные, металлические, матерчатые), разного размера и формы. Не забудьте положить на пол разные по размеру мячи. Положите игрушки в картонную коробку из-под обуви или в маленькую пластиковую корзинку и поставьте ее рядом с чадом. Малышу очень интересно вытаскивать и бросать игрушки из коробки на пол. Иногда ребенок может самостоятельно собирать игрушки обратно в коробку, но потом опять вытаскивать и бросать их на пол - это так интересно! Сейчас самое время дать малышу «Центр активности» - это такая плоскость на которой расположены разные игрушки: кнопки, которые надо нажимать, вращающиеся шарики и валики, шнурочки, за которые можно тянуть, звоночки, зеркальце. Малышу сейчас нравится: вращать, нажимать, стучать, трясти.

Психическое развитие

Малыш внимательно рассматривает знакомые предметы и игрушки. Протянув ребенку погремушку, вы замечаете, что он пытается извлечь звук - трясет погремушкой, прислушивается и снова трясет. Это наблюдение наводит вас на мысль, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.

Но все же главным достижением этого возраста считается четкое разграничение реакций ребенка при виде знакомых и незнакомых людей. На седьмом месяце ребенок начинает воспринимать индивидуальные различия мимики и внешнего облика, в его памяти формируются четкие образы лиц знакомых людей. Появление незнакомого человека приводит к замедлению общих движений и настороженному изучению «чужака». Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними. Если мама начинает разговаривать с пришедшими друзьями, улыбается им и ободряет малыша, то он перестает бояться и через какое-то время может улыбнуться незнакомцу.

Близость родителей сразу вызывает оживленные движения, улыбку и спонтанную болтовню малыша. Он эмоционально и выразительно произносит цепочки слогов: «ба-ба-ба», «дэ-дэ-дэ», «ме-ме-ме», меняя высоту и силу голоса. Схожесть таких цепочек с первыми словами - «мама», «баба», «деда» - вводит в заблуждение многих родителей, которые думают, что ребенок начинает говорить. В этом возрасте малыш активно показывает свое стремление к общению, но лепет ребенка только начинает напоминать просьбу или вопрос.

Рекомендуется развивать в ребенке умение принимать решение. Сейчас малыш умеет держать в обеих руках по игрушке. Покажите ему третью игрушку, и попросите его ее взять. Сначала крохе будет сложно понять, как взять третью игрушку, если обе руки заняты. Но вскоре он научится освобождать руку, чтобы взять новую игрушку. Спрячьте под платок или лист бумаги магнитофон или будильник и поставьте их сбоку от малыша. Включите музыку или зазвоните будильником. Ребенок постарается определить, откуда доносится звук.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 6 минут

А А

Важным событием для каждого родителя является достижение ребенка 6-месячного возраста. С момента своего рождения малыш уже много чего узнал, многому научился, привык к членам семьи. Мама и папа пристально следят за своим чадом, стараются научить его всему как можно быстрее, боятся, чтобы малыш не начал отставать в своём развитии от своих сверстников, поэтому их интересует вопрос «Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?».

Физиологическое развитие

Рост полугодовалого ребенка должен составлять 64-68 см, а вес — 6,8-8,5 кг. Отклонение от нормы на 1 кг в весе и на несколько сантиметров в росте не должно вызывать опасений. В соответствии с набором веса необходимо корректировать питание. Если у ребенка наблюдается недостаток веса, то в прикорм следует вводить каши, способствующие увеличению массы тела. Если же кроха хорошо набирает вес, а возможно и имеет его избыток, то основную часть прикорма должны составлять фруктовые и овощные пюре. Чтобы грудничок хорошо рос и полноценно развивался, он должен получать все нужные микроэлементы и витамины.

Ниже представлена таблица физического развития ребенка – нормы роста и веса девочек и мальчиков по данным ВОЗ и педиатров России:

В конце 5 месяца жизни дети учатся самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно. После освоения этого навыка, ребенок начинает его часто практиковать. Малыш не просто лежит на животике, он опирается на ручки, пытается приподняться, старается встать на коленки.

Грудничок может цепляться за бортики коляски, спинку кроватки, подтягиваться и садиться. Большинство детей в полугодовалом возрасте могут самостоятельно сидеть, но их спинкам все еще нужна поддержка.

Лежа на животе, шестимесячный ребенок может опираться лишь на одну руку, а второй брать какие-нибудь предметы. Ему хочется все трогать, щупать, изучать. Если он не может дотянуться до интересующего предмета, то будет смотреть на него, разжимая и сжимая кулачок.

Появляется осознание, что у него две ручки. Он берет игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, сравнивая ощущения и убеждаясь, что на ощупь она одинаковая в обеих ручках. Малыш может взять в каждую руку по игрушке.

Некоторые родители фиксируют на видео все достижения своих малышей, поэтому они знают, в каком возрасте у их ребенка появилось то или иное умение. Впоследствии это может пригодиться при появлении второго ребенка в семье.

В полгода многие малыши начинают перемещаться. Кто-то пятится назад, отталкиваясь руками, кто-то вращается вокруг себя на животике, а кто-то уже передвигается на четвереньках. Если ребенок научился ползать в 6 месяцев – это хорошо. Если же он еще не умеет этого делать, ничего страшного в этом нет. Некоторые малыши вообще не ползают. Пропуская этот этап развития, они сразу встают на ножки и пытаются ходить.

Родители должны всячески способствовать развитию мышц ребенка. Нужно делать регулярный массаж ножек и спинки, выкладывать ребенка на пол, так как на ровной поверхности ему будет удобнее развивать свои двигательные навыки. Пол должен быть очищен от мусора и посторонних предметов, которые могут навредить грудничку.

Шестимесячный ребенок еще не готов ходить, но он подготавливает тазобедренные мышцы к этому процессу. Если малыша поднять и удерживать за подмышки, он станет отталкиваться ножками, пританцовывая и подпрыгивая. Если поднимать за ручки ребенка из положения лежа, то он будет сам стараться подтянуться и сесть.

Быстро развивается мелкая моторика рук. Пальчики крепко и уверено удерживают различные предметы. Малыш активно интересуется мелкими предметами, пытается их взять сначала ручкой, а если не получается, то двумя пальчиками. Он трясет игрушки, слушая издаваемый ими звук, стучит ими друг об друга, выкидывает их, внимательно следя за полетом и падением. Игрушки исследуются не только руками, но и ртом, облизывая и кусая их.

Если ребенок не интересуется мелкими предметами, это не является признаком отставания в развитии. Просто малышу интересны более крупные игрушки.

В этом возрасте крохе нравится, когда меняют положение его тела в пространстве: качают влево-вправо, вверх-вниз, поднимают повыше, кружат по комнате. В эти моменты тренируется вестибулярный аппарат, а малыши получают массу удовольствий, они радуются, улыбаются, смеются.

Более наглядно увидеть умения шестимесячного ребенка можно на видео в конце статьи.

Сон 6 месячного ребёнка

Сон полугодовалого ребенка составляет 14-15 часов в сутки. Ночью он может спать 10-11 часов, а днем – два раза по 1,5-2 часа. В теории крохе уже не нужны кормления ночью. На практике же ребенок, питающийся грудным молоком, продолжает просыпаться как минимум 2 раза за ночь.

Режим сна 6 месячного ребенка:

Родителям рекомендуется формировать у ребенка режим дня. Так будет легче и маме, и малышу, особенно когда он пойдет в садик и школу. Для этого нужно стараться укладывать грудничка спать ежедневно в одно и то же время, часто гулять на улице, устраивать сон на воздухе и каждый день купать малыша.

Психоэмоциональное развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? В полгода малыш хорошо видит окружающие предметы, с интересом их осматривает. Сидя на ручках у родственника, он будет трогать его волосы, застежки на одежде. Если на улице малыш будет не спать, а бодрствовать, то он будет изучать мир: деревья, птичек, собак и кошек, людей. Нужно обязательно формировать пассивный словарный запас ребенка, показывать на животных, машины, озвучивая названия живых существ и различных предметов. Кроха уже хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя, запоминает названия игрушек, которые видит каждый день.

Полугодовалый малыш начинает понимать речь взрослых. Он имитирует услышанные звуки, лексикон пополняется слогами «гу», «да», «ге», «де», «бу». Он лепечет не только когда с ним рядом кто-то есть, но и наедине с самим собой.

Ребенок часто проявляет свои эмоции, реагируя на членов семьи, на происходящие рядом события. Он улыбается, радуясь появлению близкого родственника, смеется, когда с ним играются или недовольно морщится, раздражается, когда его что-то не устраивает. Теперь родителям проще определять самочувствие малыша.

Обостренный слух ребенка позволяет услышать не только скрип открываемой двери, но и шелест бумаг, тихий шепот, легкий шорох шагов. На все эти звуки он мгновенно реагирует, поворачивая голову к их источнику.

Шестимесячный ребенок хорошо знает всех членов семьи и может отрицательно реагировать на чужих людей, приходящих в дом, особенно, если незнакомцы хотят взять его на руки. Расстроенная кроха быстро успокоится, как только попадет в мамины руки.

Малыш начинает понимать причины и последствия разных действий. Он осознанно нажимает на кнопочку игрушки, зная, что после ее нажатия заиграет музыка. Ему нравятся коробочки, сундучки, кастрюльки, которые можно открывать и закрывать, прятать в них игрушки.

Таблица: что умеет ребенок в 6 месяцев

Как определить проблемы в развитии ребенка

Есть несколько опасных признаков, которые должны насторожить родителей:

  1. Малыш не старается научиться сидеть. У него это не получается даже при поддержке взрослых.
  2. Когда ребенка удерживают за подмышки, он не упирается и не отталкивается ножками.
  3. Игрушки не перекладываются из одной маленькой ручки в другую.
  4. Нет реакции на звуки, источники которых располагаются вне поля зрения.
  5. Малыш не просится, чтобы его взяли на руки.
  6. Ребенок не улыбается, не лепечет, не узнает маму, папу.

Игры для развития полугодовалого ребенка

Взрослые могут способствовать полноценному развитию малыша, постоянно уделяя ему внимание, разговаривая с ним и играя в развивающие игры.

Детки обожают игры с коробочками, шкатулочками, бутылочками. Им нравится открывать и закрывать их, прятать и находить в них различные предметы. Можно взять обычную картонную коробку из под чая и спрятать туда игрушку, а затем помочь малышу найти ее.

Можно играть с различными предметами, давать их трогать малышу, чтобы он ощущал разницу в материалах и формах.

Хорошо тренируют мелкую моторику рук игрушки, представляющие собой спирали, по которым нужно двигать предметы (обычно шарики). Такие игрушки продаются в любом детском магазине, они привлекают малыша яркими цветами и подвижными деталями.

Полезным для ребенка будут массажи ручек. Мама должна ежедневно легко массировать не только ножки, ручки, спинку, но и каждый маленький пальчик. На сегодняшний день можно найти множество видео пособий для мам, на которых демонстрируются методы развития ребенка.

Когда мамы общаются друг с другом, то делятся достижениями своих малышей. У кого-то ребенок проходит некоторые этапы развития быстрее, а у кого-то медленнее. Не стоит сравнивать умения маленьких деток, ведь каждый малыш – уникален.

Шестимесячный ребенок: что умеет малыш, развивающие игры, особенности

Шестимесячный ребенок: особенности развития, что умеет ребенок в 6 месяцев, игры и упражнения, игрушки.

Каждый месяц первого года жизни – это особый этап развития, в котором ребенок делает новый шаг. А шесть месяцев – это еще и переход на новый этап жизни – начинается второе полугодие первого года жизни младенца. В этом возрасте малышу уже недостаточно только ласки и внимания взрослого. Для его развития очень важным становится «деловое» общение с мамой в ситуациях игры с игрушками и предметами. Это новый уровень общения и социального развития малыша, в котором появляются новые качества и умения ребенка, развивается его интеллект. Если малыш остается на уровне предыдущем (только эмоционального общения и ласки, улыбок, прикосновений), то это неблагоприятно влияет на особенности и социального развития, и развития сенсомоторного интеллекта ребенка. Тогда ребенок начинает отставать в развитии.

В статье Вы найдете базовые, основные упражнения для шестимесячных детей, которые помогут предупредить многие возможные отклонения в развитии малыша и позволят сформировать у него те умения, которые развиваются именно в данный период жизни ребенка . Именно эти упражнения десятилетиями делали с малышами их мамы и бабушки, им обучали родителей в маминых школах при детских поликлиниках. А сейчас о них мало кто знает. Сейчас стало модным среди некоторых родителей считать эти упражнения излишними («и так заговорит, да и ползать научится без упражнений») и основное внимание направлять на «изучение букв и цифр» уже с пеленок, развивая «гениальность». И при этом подходе, набирающем всё большую популярность, катастрофически растет количество детей, отстающих от нормального развития и детей с неврозами и эмоциональными проблемами, с серьезными речевыми проблемами! А нормы развития детей стали перестраиваются под эти модные тенденции. Так, сейчас чуть ли не гениальными считаются дети, говорящие 12 слов в год и свободно владеющие к этому сроку ходьбой. Хотя раньше это была норма, а если ребенок этого не достигал к году — то это считалось уже отставанием в развитии. Стоит над этим задуматься!

Если же не гнаться за «гениальностью» (которая, кстати, к школьному возрасту оказывается вовсе не гениальностью и не оправдывает вложенных усилий родителей), а давать ребенку плодотворную почву для гармоничного своевременного развития, то можно вырастить прекрасного, здорового, счастливого, активного, самостоятельного, любознательного малыша и избежать многих проблем с его здоровьем физическим и психическим. Чего Вам всем желаю и чем могу помогаю Вам этой статьей:)! Ведь все упражнения, подходы, которые даны в ней основаны на многолетних исследованиях развития детей отечественными врачами, психологами и педагогами, а их эффективность доказана десятилетиями практики развития малышей.

Что умеет ребенок к началу периода — к 6 месяцам — мы уже с Вами знаем. Об этом мы говорили в статье

Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения

1. Развитие предпосылок речи у ребенка в 6 месяцев

1.1. Развитие подражания речи близкого взрослого

Шестимесячный ребенок интересуется звуками человеческого голоса, наблюдает внимательно за губами и мимикой лица говорящей мамы. Он очень любит повторять разные звуки в своем лепете, имитирует звуки, услышанные от взрослых, в играх – перекличках. Постепенно усиливается сходство произносимых малышом звуков со звуками родной речи. Чаще начинают встречаться в лепете ребенка звуки и, у, о.

В возрасте шести месяцев малыш уже четко слышит произносимый им слог и повторяет его многократно.

Это нужно знать каждой маме: У глухих детей гуление (протягивание гласных звуков) и гуканье появляются в то же время, что и у слышащих детей. А вот лепет (лепетом называется повторение не отдельных звуков, а слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя и т.п.) не возникает из-за отсутствия слуха. Поэтому очень важно следить за развитием своего ребенка и запомнить, вовремя ли у него появился лепет! И вовремя сообщить об этом наблюдающему Вашего малыша врачу. Иногда глухие дети не получают своевременную помощь, т.к. мамы не знают, что активное гуление в первые месяцы жизни не означает хороший слух младенца!

Как развивать у ребенка в 6 месяцев подражание речи?

Развить у шестимесячного малыша умение подражать речи взрослого невозможно без близкого эмоционального контакта. Чужим взрослым людям или диктору из так называемого «развивающего видео по развитию речи для младенцев» ребенок подражать не будет! И не может! Ему нужен именно мамин голос! Поэтому очень не советую тратить время на такие псевдоразвивающие видео, после которых у многих малышей речь отстает в своем развитии, а заняться действительно полезными упражнениями, развивающими речь, умение подражать звукам родного языка и предупреждающими нарушения речи.

Лепет – это своеобразная речевая зарядка для ребенка, которая укрепляет речевой аппарат и содействует его правильному развитию. Обязательно используйте в общении с шестимесячным ребенком много потешек! Потешки имеют уникальное значение в развитии речи шестимесячных малышей, т.к. в них часто повторяются слова и слоги из детского лепета – тили-тили, ту-ту-ту, гу-гу-гу и другие. Причем повторяются эти слоги в сильной позиции, в которой ребенку проще и легче их услышать и выделить из речевого потока. Это тоже будет способствовать развитию лепета у малыша.

Разговаривая с шестимесячным малышом тяните медленно протяжно гласные звуки: «Вот и соооооолнышко мое проснуууулось. Проснууууулось да потянуууууулось! Вот какие потягууууушечки!», говорите не спеша, делая паузы между своими фразами. Называя разные игрушки и предметы, тоже тяните гласные звуки, помогая ребенку научиться вслушиваться в Вашу речь: «Вот какой колокооооооольчик! Колокооооольчик звениииит: дииинь-диииинь-диииинь»

Упражнение «Перекличка»

Это базовое упражнение для шестимесячных детей – веселая игра со слогами и звуками родного языка с помощью мамы. Без перекличек практически невозможно сформировать у ребенка подражание звукам.

Перекличка – это своеобразный диалог мамы с ребенком, в котором мама повторяет за малышом звуки и слоги его лепета, а затем делает паузу для ответа ребенка. После этого мама говорит ребенку другие слоги, а малыш повторяет за ней.

Умение подражать слогам мамы достигается не сразу. Сначала малыш просто смотрит внимательно на рот говорящего взрослого и ничего не повторяет. Это нормально, ведь он еще не может понять, что за новую игру предлагает мама. Малыш может в ответ маме начать двигать губами беззвучно, делать разные движения ртом. Это тоже нормально. Начните протягивать гласные, утрируя их артикуляцию – ааа, ооо, ууу, делайте паузы, говорите с разной силой голоса, с разной высотой голоса и с разной интонацией. Обязательно делайте паузы, чтобы наблюдающий за Вами малыш смог Вам ответить если не звуком или слогом, то хотя бы движением рта.

Правила проведения перекличек для развития подражания речи у шестимесячного ребенка:

  1. Ведя перекличку, Вы должны стоять так, чтобы Ваше лицо находилось в поле зрения ребенка, и ничего не мешало ему наблюдать за Вами (проследите, чтобы в глаза ребенка не бил яркий луч солнца или свет от лампочки).
  2. Во время переклички не должно быть посторонних отвлекающих звуков – звука телевизора или радио. Малыш должен слышать только ваш голос и должен быть сосредоточен на Вашем лице.
  3. Сначала играем в игре в перекличку только с теми звуками, которые ребенок уже произносит. Например, малыш лежит и тянет ба-ба-ба (или ааа). Похвалите и повторите за ним этот слог: «Умница! Скажи еще раз ба-ба-ба! Ба-ба-ба!». Сделайте паузу для ответа. Если малыш не реагирует, еще раз скажите ему с разными интонациями ба-ба-ба. Предлагайте для повторения те звукосочетания, которые ребенок уже говорит (ва-ва-ва, бу-бу-бу, ба-ба-ба и другие). И только к 7 месяцам Вы сможете вводить в упражнения – переклички новые для ребенка сочетания звуков – тятятя, дидиди, татата и т.п.

Наилучшее время для развития умения подражать речи взрослых у шестимесячных детей — время бодрствования после сна, примерно через полчаса после пробуждения.

1.2. Развитие понимания речи близкого взрослого у шестимесячного ребенка.

В 6 месяцев ребенок начинает понимать речь близкого взрослого. Он вслушивается в слова, проявляет внимание к тому, что говорит мама. Для развития этого умения мы будем регулярно проводить с малышом игру «Где…».

Игра «Где…?»

Для развития понимания речи проводите с шестимесячным малышом упражнения, побуждая его поворачивать голову и отыскивать взглядом называемый предмет – «Где часики тик-так? Где собачка ав-ав? Где киска мяу-мяу?»

Очень важно: предметы для этой игры ВСЕГДА должны находиться в одном и том же определенном месте в комнате.

Когда малыш начнет легко ориентироваться в словах и предметах, проведите игру с новыми предметами в комнате ребенка и словами, их обозначающими. Спросите: «Где мама? Где папа? Где баба? Где деда?», знакомьте с другими словами.

Игра «Где огонек?»

Когда в комнате зажигается свет (люстры или настольной лампы), ребенок всегда поворачивает голову в сторону источника света. Этот момент можно использовать для игры. Спросите: «Аленушка! Где огонеееек? Воооот огонек!». Можно повторно погасить и зажечь лампу, задавая вопрос» «Где огонееек?» И радостно восклицая «Воооот огонек» при появлении света.

С 6 месяцев можно начать учить малыша показывать по Вашей просьбе простые движения в играх – «ладушки», «до свидания», «какой большой»! И предлагать их повторить.

2. Развитие движений у ребенка в 6 месяцев

2.1. Побуждаем к ползанию: как учить ребенка ползать?

Ползание – это важнейший вид движений для шестимесячных малышей.

С шестимесячным ребенком очень важно проводить игры и упражнения, побуждающие его ползать. Для стимулирования ползания привлекают ребенка показом игрушки, называют ее, подзывают ребенка по имени, стимулируют подползти к игрушке. Как только малыш дополз до игрушки, дают ему возможность поиграть с ней.

Можно поиграть в прятки , то пряча игрушку, то показывая ее и побуждая подползти к ней. С шестимесячными детьми уже можно поиграть и в «догоню-догоню» , чтобы малыш, смеясь, полз от вас, а вы его «догоняли». Причем темп ползания в «догонялках» должен расти – Вы догоняете всё быстрее и быстрее, а малыш меняет скорость ползания.

Некоторые родители говорят, что их ребенок вообще не ползал, но пошел, как и положено, в год. По зарубежным данным, такая ситуация встречается сейчас в 15 % современных семей (Д. Хопкин – журнал «Итоги», 1998) Да, так бывает, если малышу просто не дают возможности ползать по разным причинам (нет пространства в комнате в связи с плохим жилищными условиями семьи; страх родителей, что ушибется, поранится; ограничение движений ребенка для собственного удобства – так жить безопаснее и не будет излишних проблем). Но отсутствие ползания — это неблагоприятный вариант развития для ребенка.

Ползание важно не само по себе, а как необходимый этап в развитии шестимесячного ребенка. Ползание развивает и укрепляет мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, помогает сформировать правильную осанку, укрепляет вестибулярный аппарат, активизирует обмен веществ и позволяет ребенку хорошо расти и развиваться. Ползание существенно влияет на поведение ребенка – он становится более самостоятельным и подвижным, более активным, что важно для познавательного развития малыша.

Поэтому приготовьтесь заранее и обеспечьте шестимесячному ребенку безопасное пространство, в котором он сможет ползать с удовольствием, а Вы будете за него спокойны.

Игры с шестимесячным ребенком для стимулирования ползания

Игра «Догоню»

Говорите ребенку «догоню» и имитируйте погоню, побуждая его быстро ползти от Вас. Догнав ребенка, возьмите его на руки, обнимите, поиграйте в веселую игру. И вновь повторите игру в догонялки с ползанием. Меняйте темп движений.

  • Расставьте на полу предметы, чтобы малыш мог ползать вокруг них, подползать под них, заползать на них (стол, стул, подушка, валик).
  • Положите подушечку и покажите, как на нее можно заползать, покажите, как можно проползать под столом, как можно ползти вокруг стула.
  • Положите под стул игрушку так, чтобы малыш ее увидел, и ему захотелось подползти под стул и достать игрушку.
  • Раскладывайте в пространстве для ползания яркие игрушки крупного размера (примерно 25 см), которые будут стимулировать малыша ползти к ним и исследовать их.

Этими несложными упражнениями Вы будете развивать умение малыша легко и свободно ползать в разных направлениях и в разном темпе.

Игра «Каталка»

Возьмите яркую игрушку на колесиках (каталку размером 20-25 см) и поставьте ее на расстоянии 1 метр от малыша. Толкните каталку ближе к ребенку, чтобы он мог к ней подползти и достать игрушку. Когда малыш достанет игрушку, дайте ему немного поиграть с ней, и снова откатите игрушку на полметра, стимулируя малыша подползти к ней.

2.2. Когда малыш сидит?

В 6 месяцев малыш может сидеть, держа спинку и сохраняя равновесие. Но сам садиться он еще не умеет, в этом ему помогают взрослые. При сидении многие шестимесячные дети поддерживают себя, опираясь руками о пол. Только к 8 месяцам ребенок сможет сидеть самостоятельно без поддержки в течение 10 минут и играть в это время с игрушками. Не следует усаживать ребенка в подушки раньше времени, это вредит позвоночнику!

Есть мнение среди исследователей — педиатров, что дети, которых начали раньше времени усаживать в дальнейшем предпочитают сидеть, а не двигаться, меньше своих сверстников занимаются с игрушками. К этому мнению стоит прислушаться. Шесть месяцев – время не для удобного для взрослых сидения малыша, а для неудобного для взрослых его активного ползания и самостоятельного освоения пространства.

Очень важно: желательно, чтобы малыш сначала научился ползать, а только потом научился садиться, так как ползание готовит организм ребенка к сидению и ходьбе.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, а также гимнастика для развития умения присаживаться и чувства равновесия — в статье

2.3. Скоро будем ходить! Подготовительные упражнения, готовящие к ходьбе, с шестимесячными детьми

С шести месяцев можно и нужно делать с малышом специальные упражнения, развивающие его ножки и готовящие ребенка к стоянию и ходьбе. Эти упражнения развивают не только мышцы, но и чувство равновесия. Все упражнения делаются в сопровождении ритмичных песенок, пестушек, потешек, стихов. Можете выбирать любые потешки, которые Вам нравятся и доставляют удовольствие Вашему ребенку.

Примерный перечень упражнений для шестимесячных детей:

  1. Велосипед (это упражнение можно делать и раньше 6 месяцев). Малыш лежит на спинке. Вы держите его ножки и делаете ими движения «велосипед», напевая детскую песенку или читая стишок.
  2. Наши ножки . Положите ребенка на живот, согните его ножки в коленях. Затем выпрямите их, разводите в сторону и соединяйте ножки вместе.
  3. Сгибание и разгибание ножек . Малыш лежит на спине. Сгибайте и разгибайте его ножки с легким нажимом коленками на живот (4-6 раз)
  4. Ходьба скользящими шагами. Малыш лежит на спине, а взрослый обхватывает его голени и делает его ножками скользящие движения напоминающие ходьбу на лыжах. При движении нога ребенка скользит по поверхности стола, то сгибаясь то разгибаясь.
  5. Поднятие ног. Малыш лежит на спине. Обхватите колени и голени поднимите его прямые ножки вверх, затем опустите. Повторите 4-6 раз.
  6. Перекрест ручек. Развиваем мышцы туловища, шеи, рук. Разводите и сводите ручки ребенка в стороны, перекрещивая их на груди.
  7. Боксер. Дайте малышу в руки два кольца (можно делать упражнение и без колец). Поочередно сгибайте и разгибайте руки ребенка, имитируя движения боксера.
  8. Круговые движения руками. Дайте в ручки малышу кольца и делайте медленные круговые движения руками 2-6 раз.
  9. Подпрыгивание. Возьмите ребенка под мышки и делайте с ним «подпрыгивающие» движения над столом. Ножки малыша при каждом «подпрыгивании» должны касаться поверхности стола. Можно чередовать подпрыгивание с покачиванием малыша из стороны в сторону.
  10. Присаживание (но не сидение! !!). Ребенок лежит на спине. Возьмите его за кисти и запястья. Отведите прямые ручки ребенка в стороны и слегка потяните их к себе. Этим Вы стимулируете ребенка «присесть». Затем вернитесь в исходное положение — ребенок лежит на спине. Повторите присаживание 2-3 раза.
  11. Выгибание. Ребенок находится в положении лежа на животе ногами к маме. Возьмите его за ручки (можно дать в руки кольца, и взяться за кольца) и медленно поднимите ручки ребенка вверх, потяните их чуть назад (похоже на «ласточку»). Спинка ребенка выгибается.

2.4 Развитие движений руки у шестимесячного ребенка

Шестимесячный ребенок может манипулировать игрушкой, не глядя на нее, а смотря в это время на какой-то другой предмет.

У ребенка 6 месяцев совершенствуются действия с предметами Нужно побуждать его рассматривать игрушки, размахивать ими, стучать, вкладывать и вынимать детали игрушек, прислушиваться к издаваемому игрушкой звуку, катать, постукивать, притягивать, отбрасывать, постукивать и делать другие действия с игрушками. Именно в практической деятельности с игрушками и обследовании предметов развивается не только моторика, но и интеллект малыша.

В шесть месяцев уже можно учить ребенка подражать самым простым действиям взрослого (покатить мячик, достать кубик из коробки, перевернуть ведерко с игрушками, положить в ящичек платочек, потянуть за веревочку и т.д.). Для этого:

  • Сделайте действие с игрушкой сами, когда ребенок за Вами наблюдает.
  • Потом повторите движение вместе с малышом («рука в руке»).
  • Снова сделайте движение сами (покажите его ребенку), и скажите малышу: «А теперь Анечка будет мячик катать кач-кач-кач-кач!».

Всегда называйте в играх с предметами их название, действие, признаки предмета (большой, пушистый, красный, красивый и др.). Это помогает развивать предпосылки речи у ребенка, в дальнейшем поможет ему очень быстро и хорошо заговорить.

Упражнение «Игрушка на ленточке»

Возьмите любую звучащую яркую игрушку. Можете сшить ее сами, вложив внутрь бубенчик, или взять готовую. Обвяжите ее прочно яркой атласной ленточкой. На другой конец ленточки привяжите пластмассовое колечко (можно купить такое колечко в отделе «Все для шитья» или в «Галантерее»). Расстояние от колечка до игрушки примерно 1 метр.

Положите колечко на расстоянии вытянутой ручки ребенка. Покажите, действовать колечком. Малыш подползает к колечку, тянет за него, начинает им двигать в разных направлениях. При этом раздается звук игрушки. Не нужно вмешиваться – пусть малыш сам догадается, откуда доносится звук и как его получить. Если у него это не получается, то покажите еще раз, откуда берется звук, вложите в ручку малыша колечко и потяните за колечко («рука в руке»).

Для этой игры каждый раз надо привязывать ленточку к новой игрушке – гремящей, шуршащей, звенящей и т.д. Можно привязать ленточку к колокольчику и показать, как по-разному можно дергать за ленточку, чтобы колокольчик зазвонил (вперед-назад, вправо – влево, по кругу, вверх – вниз).

Для шестимесячных детей и детей чуть старше есть замечательная серия материнских игр с мячиком, подвешенным на веревочке (автор — Ф. Фребель). Эти игры с мячиком для малышей в картинках и схемах Вы сможете найти в статье

Шестимесячный ребенок может сам заниматься с игрушкой примерно 1- 2 минуты и более (до 5 минут).

Игра с бочонками

(бочата – это русская народная игрушка с вкладышами). Разработка игры Л.Н. Павловой, канд. психологических наук, автора многих замечательных книг по развитию детей раннего возраста.

  • Возьмите бочонок с крышкой и платочек. Положите платочек в бочонок и закройте бочонок.
  • Поставьте перед малышом закрытый бочонок, из которого торчит конец цветного платочка. Малыш начинает подтягивать за уголок платочка. И вытаскивает платок, рассматривает его.
  • Снова положите платочек в бочонок и закройте бочонок так, чтобы уголок платочка был снаружи бочонка. Поставьте игрушку перед ребенком. Если малыш не догадался, как достать платочек, то покажите ему действия еще раз.
  • В бочонок можно складывать разные предметы. Но они должны быть безопасны для малыша (должны быть большого размера). Небольшие предметы всегда обвязываются цветной лентой. Конец цветной ленты находится наружи. Мелкие предметы нельзя использовать в игре с шестимесячным ребенком, т.к. это небезопасно!

В этом видео Вы найдете очень хороший материал о развитии движений во втором полугодии жизни ребенка (от шести месяцев и старше).

3. Развитие самостоятельности и опрятности в шесть месяцев

В 6 месяцев ребенок может есть с ложки.

В 6-7 месяцев можно начать приучать ребенка пить из чашки , придерживая ее руками. Посадите ребенка на колени, поднесите к его губам чашку и предложите попить. Малыш уже может выпить порцию (в чашке должно быть небольшое количество жидкости или жидкой пищи)

С 6 месяцев можно начать попытки попробовать решить проблему приучения ребенка к горшку . Зачем так «рано»?

Первое. В этом возрасте малыша легче приучить, чем в более позднем возрасте. Хотя полный контроль над естественными отправлениями формируется у ребенка в 2,5 – 3 года. Поэтому Вам решать, когда начинать. Но надо понимать, что чем позже – тем сложнее, тем больше у протеста у малыша, который не может понять, откуда взялся этот горшок и как научиться управлять своим телом? И никакие «звучащие» горшки не помогают!

Второе. Зачем в этом возрасте? Конечно, есть памперсы. Но Вы пробовали их сами? Нет? Тогда попробуйте — походите летом в самых лучших и дорогих «дышащих» памперсах для взрослых, или поспите в них ночью в теплом помещении, и Вы поймете самочувствие ребенка в них. Вы скажете — а Вы, автор статьи, что – пробовали? К сожалению, да, пришлось испытать, когда была в больнице. И больше ни за что не поверю, что они «дышащие». А врач в больнице сказала такие слова: «Я хотела бы, чтобы каждая мама прежде чем надевать на малыша памперс, надела бы его на себя и походила в них недельку. Тогда бы она всё поняла». По собственным ощущениям — это ужас! Как в них находятся бедные детишки, которые еще не умеют говорить и потому даже ни о чем даже попросить нас не могут!

Привожу мнение известного специалиста, который не зарабатывает на рекламе и потому пишет свое истинное мнение – С. Теплюк (книга «Ребенок от рождения до года» — 2013 год издания):

Наши бабушки начинали приучать малышей к горшку с 2,5-3 месяцев. Для этого они держали малюток над горшком, вырабатывая условный рефлекс. А с 6 месяцев, когда ребенок мог уже недолго сидеть – начинали приучать к опрятности и высаживали на горшок очень ненадолго. Считается достаточным предупредить «конфузы», высаживая на горшок в следующее время:

  • перед сном и после сна (если встал сухим),
  • перед прогулкой и после прогулки,
  • через 15 минут после кормления,
  • если ребенок проявляет признаки беспокойства (затормаживание движений, мышечное напряжение, малыш возится, беспокоится) – эти признаки индивидуальны у каждого ребенка.

Секреты успеха:

  • Горшок должен быть теплым и сухим, приятным для малыша.
  • Малыша надо хвалить за результат, если всё получилось!
  • Всегда будьте рядом с ребенком, но не держите его на горшке долго.
  • Не надо заставлять ребенка идти на горшок, если он уже всё сделал в памперсы или в штанишки.

В любом случае приучение к опрятности происходит не сразу, надо запастись большим терпением и знать, что результаты будут волнообразным – то всё хорошо, то снова возвращаемся к тому, с чего начали.

4. Какие игрушки нужны ребенку в 6-9 месяцев?

Используемые для шестимесячного ребенка игрушки должны быть разной фактуры и из разного материала (для развития тактильной чувствительности), а также всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Предпочтительные материалы – ткань, пластмасса, дерево, резина.

Малышу с шести месяцев и старше нужны игрушки, которые могут изменять свой внешний вид – с подвижными элементами, веревочками для подтягивания деталей, с крутящимися деталями. Он порадуется и игрушке – забаве, такой как, клюющие курочки или богородские резные деревянные мишки или зайчонку на качелях.

Подберите игрушки так, чтобы у малыша были одинаковые наименования игрушек, но разные по цвету или по размеру (Например, большой мяч и маленький мяч, красная большая машинка и зеленая большая машинка)

С шести месяцев очень нужны ребенку сюжетные игрушки – зайчик, мишка, кукла, петрушка, киска и другие.

Любая игрушка должна давать возможность шестимесячному малышу ее обследовать и находить в ней что-то забавное, интересное, захватывающее, пробуждать его активные действия с ней.

Примерный перечень игрушек для шестимесячного ребенка:

  1. Твердые игрушки из пластмассы, дерева разного цвета и формы.
  2. Текстильные игрушки, изображающие людей или животных и сшитые из махровой ткани или бязи (плотной цветной хлопчатобумажной ткани с разными узорами). Лоскутные мячики и кубики с разной фактурой поверхности. Если Вы делаете текстильные игрушки сами, то вкладывайте в них разные звуковые наполнители (киндер-сюприз с гречкой, с горохом – шумелки, цветочную упаковку – шуршалки, бубенчик – звенелка)
  3. Погремушки с ручками самых разнообразных форм для тренировки ручек в захвате предметов разной формы и перекладывания их из руки в руку (ручка погремушки как колечко, столбик, гантелька, петелько, капелька – см. фото в статье «Ребенку 5 месяцев»).
  4. Безопасное детское зеркальце в прочной рамке для рассматривания отражения.
  5. Деревянная детская посуда – миска, чашка, ложка.
  6. Игрушки для вынимания, вкладывания, рассматривания деталей, с подвижными деталями.
  7. Катающиеся игрушки (цветные цилиндры как самый простой вариант) для стимулирования ползания: мячики, машинка, тележка на колесиках, любые сюжетные игрушки – каталки на колесиках.
  8. Гирлянды игрушек, которые малыш может обследовать (игрушки с дырочкой посередине, нанизанные на прочный толстый шнур)
  9. Ведерко (или тележка) с яркими игрушками внутри. Шестимесячный ребенок уже умеет перевернуть ведерко, высыпать все игрушки из него и поиграть с ними. Хорошо, если это будет ведерко с разными объемными геометрическими фигурами – куб, шар, цилиндр, конус разной величины и цвета.
  10. Музыкальные или звучащие игрушки – бубен, погремушки, игрушки — пищалки, матрешки (стучат в собранном виде), шуршалки.
  11. Бытовые предметы тоже могут стать игрушками для шестимесячного ребенка. Такими предметами для игры могут стать мисочки, кастрюльки с крышками (в них можно положить игрушки, колечки, мячики), дуршлаг, коробочки с крышками.

5. Музыкальные упражнения с шестимесячным ребенком

Пойте ребенку музыкальные мелодии разного характера – веселые, грустные, спокойные и бодрые. Давайте ему послушать звучание музыкальных инструментов, музыку в записи. Делайте вместе с малышом движения в соответствии с характером музыки.

Учите искать источник звука. Для этого играйте на музыкальном инструменте в разных местах комнаты, побуждая малыша повернуться к источнику звука.

Обязательно ставьте для прослушивания музыку классическую и народную. Например, можно поиграть в лошадки (Р. Шуман «Смелый наездник»), потанцевать под аудиозаписи русских народных мелодий.

Можно давать серьезную классическую музыку для прослушивания – это и музыка И.С. Баха, и В.А. Моцарта и А. Вивальди и других известных композиторов. Слушайте музыку вместе с ребенком, пока сохраняется внимание малыша к ней. Первые музыкальные впечатления оставляют в ребенке след на всю жизнь!

Что умеет шестимесячный малыш к окончанию месяца, т.е. к семи месяцам? Наши результаты.

К окончанию месяца ребенок:

  • подолгу лепечет,
  • хорошо ползает – много, быстро и в разных направлениях, стремится ползком достичь нужной игрушки и взять ее в руки, может сам проползти 1-2 метра с остановками или без остановки, ползает энергично, быстро, меняя направление,
  • интересуется игрушками и предметами, активно действует с ними,
  • в действиях с игрушками и предметами приспосабливает руку к их разной форме,
  • может выполнить два взаимосвязанных действия с игрушками (подтянуть предмет с помощью привязанной к нему ленты),
  • может обследовать предметы как лежа на спине или лежа на животе, так и на руках у взрослого в вертикальном положении,
  • может взять в свои ручки игрушку из любого положения тела, при захвате игрушки учитывает ее размер и форму,
  • держит в руке ложку,
  • может удержать в своих руках два кубика,
  • манипулирует активно с колокольчиком на ленточке или подвешенным мячиком на шнуре,
  • следит за предметом и его перемещением в положении сидя,
  • может сам заниматься с игрушками от 1 до 5 минут, обследуя их и производя с ними разные действия,
  • пьет из чашки.
  • понимает просьбы и вопросы близких взрослых с подкреплением жестом: «Где?», ищет маму и папу в ответ на вопрос «Где мама? Где папа?».

Из статьи Вы узнали об особенностях развития шестимесячного ребенка и его воспитания. О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из статьи

Еще о домашних играх и занятиях с шестимесячным ребенком Вы можете почитать статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"