Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Делать 8 месячный. Развитие ребенка на восьмом месяце жизни

В возрасте семи месяцев ребенок прибавляет в весе за неделю 110-120 граммов. Вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 8 до 8,5 килограмма, а иногда и больше. Не забывайте контролировать вес.

На седьмом месяце у большинства детей уже полностью прорезываются резцы снизу. Вы уже успели полюбоваться на них.

А если зубки еще не появились? Изредка случается и такое. Осмотрите десну; не исключено, что зубки уже видны. Вымойте с мылом руки, проведите пальцем ребенку по десне. Вы можете даже почувствовать зубки под слизистой... Но если их нет и в помине, обращайтесь за советом к врачу.

Запоздание в прорезывании зубов может возникнуть из-за погрешностей в питании или недостатка поступления витамина D. Будет правильнее, если коррекцию в питание введет ваш участковый педиатр.

Оценить физическое и психическое развитие своего семимесячного ребенка вы сможете сами. Он уже должен уметь следующее:
- самостоятельно сесть и сидеть без посторонней поддержки несколько минут;
- свободно поворачиваться со спины на бок и обратно;
- крепко хватать рукой интересующие его предметы;
- уверенно и с интересом произносить разные звуки;
- легко узнавать знакомые лица;
- с удовольствием идти на контакт.
У ребенка преобладает бодрое веселое настроение.

На восьмом месяце, как и раньше, продолжаете воспитание ребенка. В часы бодрствования играете с ним в спокойные развивающие игры, разговариваете. Поддерживаете улыбкой и добрым словом оптимистическое настроение малыша. Характер не складывается сам по себе, хотя, конечно, он имеет определенную наследственную основу. Характер выпестовывается.

В конце восьмого месяца ваш ребенок должен весить около девяти килограммов. Если вы придаете большое значение точности регулярных взвешиваний, то проводите взвешивания непременно в одинаковых условиях. Нужно учитывать, в одежде вы взвешиваете ребенка или голенького, после отхождения стула или - до. Рекомендуется взвешивать малыша всякий раз перед кормлением.

У некоторых детей в возрасте до двух лет бывают кривые ножки Это не должно тревожить родителей и близких, кривизна постепенно исчезнет. Как правило, кривые ножки - следствие определенного положения ребенка в матке.

Но вы на всякий случай должны обратить внимание своего врача на ножки ребенка, потому что кривизна может быть и следствием рахита. Врач осмотрит ребенка на предмет других, признаков этого заболевания и при необходимости примет меры.

Когда ребенок еще не встает на ножки, не старайтесь форсировать этот процесс. Это опасно тем, что у ребенка могут искривиться ножки; косточки у ребенка до года мягкие и гибкие и еще не способны удерживать повышенной нагрузки. Также не следует заставлять ребенка и ползать. Может быть, вам кажется, что ваш ребенок двигается меньше других детей? Возможно, это пока так и есть. Подождите немного; природа возьмет свое, и ребенок быстро наверстает то, что упустил.

На восьмом месяце жизни многие дети уже достаточно активно ползают. Сначала дети ползают на животе, отталкиваясь ножками от какого-нибудь предмета или от стенки кроватки, потом встают на четвереньки. Если вы заметили, что ваш малыш начал ползать в кро-
ватке, пора уже подумать о создании условий для ползания. Приобретите манежик или отгородите уголок для «упражнений» ребенка.

Не позволяйте ребенку ползать в кроватке, в которой он спит. В противном случае у него могут возникнуть сложности с засыпанием. Если вы придерживаетесь какого-то правила (например, не позволяете ребенку ползать в кроватке), не делайте из него исключений. Ребенок должен хорошо ориентироваться в обстановке. На режим дня и на порядок в окружающей среде ориентированы многие его рефлексы.

Вы отгородили угол, в котором ребенку (если он того желает) можно ползать, сколько угодно. Вы удалили из этого угла все предметы с острыми травмоопасными краями. Вы застелили на пол мягкое покрывало... Однако все равно время от времени обнаруживаете царапины на руках и коленках ребенка, шишки у него на лбу. Не переживайте по этому поводу слишком сильно. Маленькие травмы вашему ребенку просто необходимы - так формируется первый жизненный опыт.

Вы уже понемногу воспитываете своего ребенка - быть может, даже не задумываясь об этом. Воспитываете собственным примером. Он внимательно следит за вами и даже кое в чем чуточку вам подражает. Ваш ребенок, хоть и мал, а уже достаточно тонкий психолог; не совершайте ошибок, ребенок подмечает их. А когда он строит свое поведение, он строит его и с учетом ваших ошибок.

Всегда терпеливо объясняйте, чего вы хотите добиться от ребенка. Он должен слышать речь, он уже очень многое понимает. Говорите ему, что пришло время спать, и укладывайте спать; говорите, что пора на прогулку, и идите гулять. Покажите горшок и скажите, что надо постараться сходить на горшок. Ребенок должен знать, чего конкретно от него добиваются.

Никогда не отменяйте своих распоряжений. Это дурно сказывается на характере ребенка, поскольку вы привьете ему необязательность. Например, вы сказали своему малышу, что пора спать, а сами начали с ним играть... В следующий раз вы скажете, что пора спать, а ребенок и не подумает подчиняться.

Не воспитывайте в ребенке такое неприятное качество, как упрямство. Ведь со временем и сами можете от его упрямства пострадать. Упрямство и склонность к капризам - они друг к другу очень близки... Азы упрямства - в примитивных забавах. Вы даете ребенку игрушку и тут же со смехом отнимаете, потом опять даете и снова забираете. Не развлекайтесь так. И не позволяйте другим так забавляться с вашим ребенком.
Игры ребенка - это очень серьезно.

Капризность и упрямство иногда формируются, если ребенок окружен «запретными» предметами. Например, ножницы в руках у мамы или спицы или папина зажигалка. Ребенок тянет к такому предмету руку. Вы говорите: «Нельзя!» А ребенок все равно тянется. И даже плачет. Вы даете ему подержать на минутку, под вашим контролем (лишь бы прекратил крик), и совершаете ошибку. Если сказали «Нельзя!», значит, давать нельзя. В противном случае ребенок почувствует слабину и в следующий раз не отстанет от вас - поднимет такой крик!

Вы должны однажды выдержать свой характер и впоследствии периодически «подкреплять» способ своего поведения, чтобы ребенок не сомневался: капризы его не пройдут.

Не окружайте ребенка искушающими «запретными» предметами, чтобы не было лишнего повода для конфликта. Но если ребенок увидел те же ножницы и просит их, тянет к ним руку, откажите ему спокойно и твердо.

Никогда не кричите на ребенка, не одергивайте его по всякому мелочному поводу. Этим вы сделаете его нервным и несамостоятельным, нерешительным. Прежде чем совершить какой-нибудь поступок, он всю жизнь будет оглядываться на вас.

Хорошо, когда вокруг ребенка постоянно есть игрушки - то одна, то другая. Но еще лучше, когда рядом присутствуют безопасные для малыша, но практичные, предметы - те, которыми он будет пользоваться всю жизнь: катушка от ниток, пластмассовая чашка, мыльница, кожаный башмачок и т.д. Общаясь с этими предметами, ребенок развивается, обретает практические навыки.

Не балуйте детей чрезмерным вниманием; хотя бы не показывайте, сколь внимательны вы к своему ребенку. Если вы хотите чего-то добиться от ребенка, скажите, чего именно вы хотите, и после этого непременно добейтесь. Ребенок должен прочувствовать вашу непреклонность; он должен знать, что вы, хоть и ласковы, но тверды.

Ваш ребенок уже давно упражняется в произношении. Сначала он просто пробовал голос, затем у него стали получаться даже целые слоги - то есть ребенок, кроме гласных, уже освоил и некоторые согласные. Вы наблюдаете за ним: он произнесет отдельный слог и замрет - прислушивается.
В свою очередь он внимательно наблюдает за вами -как вы говорите? Он следит за вашими губами. Стремитесь к тому, чтобы ребенок видел ваши губы, когда вы с ним разговариваете.

Слоги, которые произносит ваш ребенок, пока еще не несут определенной смысловой нагрузки, но вы уже можете поиграть в очень полезную для развития малыша игру, произнося «ма-ма... па-па...» И пусть он вам подражает. Не сомневайтесь, ребенок уже знает, о ком идет речь...

На восьмом месяце ребенок способен задать педиатрам и детским психологам интересную загадку: почему именно сейчас он начал столь явно бояться незнакомых людей? Вышли, допустим, на прогулку. Спокойный и довольный, сидит он на руках у мамы, с любопытством обозревая все, что попадает в поле зрения. Его внимание привлекает и проехавшая мимо машина, и пробежавшая собака, и яркие цветы на газоне. Но вот подходит незнакомый человек, и выражение лица малыша моментально меняется. Какая гамма чувств!

Сменяя друг друга, следуют растерянность, застенчивая полуулыбка, недоверие, страх и, наконец, гримаска, предваряющая плач. Ребенок оборачивается к маме, как бы стремясь убедиться, что она здесь, что защита обеспечена.

Пока с ним только заговаривают, он еще терпит. Но если пробуют дотронуться, взять на руки - начинается настоящая паника. Малыш активно сопротивляется, прижимается к матери, плачет.

Врачам такое явление известно как «страхи восьмого месяца». Пока еще нет окончательного объяснения: закономерный это этап психического развития или просто особенность поведения, присущая многим детям.

Но, при всех условиях, остается лишь удивляться, как младенец, которому едва минуло 7 месяцев, «своим умом» дошел до здравой, в сущности, мысли: незнакомец может быть опасен. Добро бы это был пятилетний или даже трехлетний, уже пуганный «дедом с мешком» и слышавший разговоры о похищениях детей и прочих страстях. Но этот? Откуда его страхи?

Ключ к разгадке, вероятно, не в отрицательном, а как раз в положительном опыте ребенка. На восьмом месяце он уже хорошо знает свое ближайшее окружение. Сильнее становится привязанность не только к матери, но и к отцу, бабушке, к остальным членам семьи. Их он воспринимает как неких гарантов собственного благополучия, от них исходит все приятное - еда, игра, ласка. А чужие люди становятся подозрительными, потому что ребенок уже четко дифференцирует: это не те, с кем ему спокойно и надежно, это какие-то другие.

Некоторые специалисты считают «страхи восьмого месяца» даже полезными, поскольку замечено: дети, которые в младенческом возрасте не отличают своих от чужих, растут людьми, не обладающими чувством дистанции, столь необходимым в человеческом общении.

Так что не огорчайтесь, если ваш ребенок невежливо повел себя с «чужой» тетей, дав ей понять, что не желает вступать ни в какие контакты. Впрочем, догадливая тетя и сама не будет настаивать, отойдет, чтобы не нервировать ребенка. Вы же постарайтесь постепенно, понемножку знакомить его с другими людьми.

На восьмом месяце жизни ребенку все меньше требуются пеленки. Ребенок уже просится на горшок. К тому же он ведет уже довольно активный образ жизни. Поэтому меняется его гардероб. У малыша появляются трусики, чулочки, ботиночки, рубашки, штанишки или платья и т.д. В новой форме одежды ребенок не должен чувствовать стеснения.

Новые увлечения на восьмом месяце

На восьмом месяце у малыша появляются некоторые представления о времени и пространстве. Ощущение времени формируется ритмом сна, кормлений, прогулок, купаний. Ориентироваться в пространстве с первых дней ему более всего помогала мама - она была центром его Вселенной. Следя за ней, прислушиваясь к ее голосу, он постигает понятия: рядом, близко, дальше, совсем далеко. Но сейчас он стал предпринимать и некоторые самостоятельные эксперименты. Вы уже, наверное, имели возможность проследить его новое «хобби» - полюбил выбрасывать игрушки из манежа или кроватки. Бросит - и с величайшим интересом смотрит вниз, прислушивается к звуку падения. Вы поднимете игрушку, подадите ему, и он с радостью бросит ее снова. Это может повторяться, пока вы не устанете. Но вы не будете сердиться и говорить ему «нельзя». Вы обрадуетесь, что ребенок неутомим в своем вдохновении исследователя.

Еще одно открытие восьмого месяца: оказывается, предмет, которого не видно, все равно существует. Вы уже, наверное, играли с малышом в прятки, то закрывая свое лицо косынкой, то открывая его. И каждый раз недоумение - куда делась мама? - сменялось счастьем: вот она! Как он напряженно ждал маминого появления, пока однажды не потянул сам за край косынки и не сдернул ее. Эффект ошеломляющий!

Попробуйте проверить, насколько возросла поисковая активность ребенка. Незаметно возьмите у него кубик, которым он играл, и накройте какой-нибудь салфеткой. Скорее всего малыш начнет с недоумением оглядываться, а потом осторожно приподнимет салфетку и, торжествуя, возьмет кубик. И есть из-за чего торжествовать - ведь это еще одна ступенька в овладении внешним миром!

Возможности шире - проблемы тоже

Восьмой месяц - поистине время новых, более широких возможностей. У ребенка уже обычно есть два, а то и четыре передних резца. Значит, можно жевать. И не только можно - необходимо! Детские стоматологи и педиатры в один голос повторяют, что, чем раньше малыш научится жевать, тем лучше. Жевание массирует десны, улучшает их кровоснабжение, способствуя росту и укреплению зубов. Причем не только молочных, которые прорезываются сейчас, но и постоянных, ведь их зачатки уже давно заложены в деснах и ждут своего времени.

Жевание готовит ребенка к расширению рациона и предстоящему переходу на общий стол. Привычка хорошо, не спеша жевать -- одно из непременных условий нормального пищеварения, профилактики гастритов. И если в первые месяцы жизни спасительным для ребенка было умение достаточно долго и энергично сосать, то теперь для него гораздо важнее жевать.

Восьмой месяц - самое время овладевать этим навыком. Ребенок сам подсказывает вам это, когда кусает и грызет свои игрушки. И если упустить благоприятный момент, передержать на протертой пище, потом он уже и не захочет жевать. Любой комочек в пюре или каше, любой твердый кусочек овощей будет его пугать, вызывая поперхивание и даже рвоту. У нервных, возбудимых детей такая рвота может стать привычной, и тогда каждое кормление превращается в настоящее испытание и для мамы, и для ребенка.

Так что начинайте варить каши погуще, пюре протирайте не так тщательно - просто разминайте мягкие овощи вилкой. За обедом давайте ребенку кусочек подсушенного хлеба, фруктовое пюре иногда заменяйте четвертушкой вымытого, очищенного и освобожденного от косточек яблока или слегка размятым персиком, абрикосом, сливой, тоже без кожицы.

Ребенок вполне справится и с кусочком (20-30 г) арбуза. Но в этом случае не лишней будет одна предосторожность. Арбу?ы, выращенные на почве, перенасыщенной минеральными удобрениями, интенсивно накапливают нитраты (а где гарантия, что вы не купили такой арбуз?). Поэтому кусочек, предназначенный ребенку, вырежьте из середины, так как концентрация нитратов больше по краям, ближе к корке. Проследите, чтобы в кусочке этом не было жестких светлых прожилок - они тоже «сигнализируют» о наличии нитратов.

Рацион ребенка в основном остается прежним, можно лишь обогатить его стол более разнообразным набором овощей и фруктов. Попробуйте отжать сок свежего помидора - этот один из самых полезных для детей соков богат не только витамином С, но и калием, железом, медью, органическими кислотами.

Если натереть на терке (пластмассовой!) немного свежего огурца, добавить мякоти помидора и несколько капель растительного масла, получится что-то вроде полужидкого салата, 2-3 чайные ложки которого можно дать к обеду со вторым блюдом. Используйте для пюре молодую свеклу, репу, любые виды капусты. Если у ребенка нет диатеза, ему разрешается почти все, но, разумеется, не превышая нормы. Нельзя давать только виноград, потому что он усиливает бродильные процессы в кишечнике и может вызывать вздутие живота, кишечные расстройства.

Очень хорошо, если утром и вечером малыш еще сосет грудь. Но с бутылочкой и соской пора расставаться. Воду, соки, а затем и кефир или молочную смесь ребенок должен пить из чашки. Он уже умеет сам поддерживать ее двумя руками (при вашей, конечно, подстраховке), и эта «работа» делает процедуру питья более интересной. В первый раз сок наливайте тот, который он больше любит, а чашечку подберите небольшую, легкую, с ярким рисунком.

Если малыш заболеет и придется давать ему какое-нибудь невкусное питье, возьмите другую чашку - обеденная посуда должна вызывать только приятные ассоциации.

Среди новшеств восьмого месяца есть еще одно, и немаловажное: ребенок стал лучше осознавать позывы своего кишечника. В такие моменты он прекращает игру, сосредоточивается на своих ощущениях, хмурится, краснеет, напрягается. Мама, спеши с горшком!

Знакомство с этим предметом для ребенка - дело непростое. Надо твердо усвоить, зачем сюда посадили - совершить то, чего от него ждут, а вовсе не играть и не отвлекаться, что очень трудно, если, оказавшись на полу, видишь вокруг так много интересного.

Ребенок может невзлюбить горшок по разным причинам: сидеть неудобно, слишком мал или слишком велик, края оказались холодными. А может, процедура сопровождается маминой нервозностью...

Похвалите ребенка, если все получилось, и не сердитесь на него, если результат оказался нулевым. И не держите малыша на горшке дольше 5-7 минут.

Стул у него стал уже более оформленным и бывает не так часто, как раньше, а 1-2 раза в сутки, обычно в одни и те же часы, и к этому легко приспособиться. Помимо экстренных случаев, сажайте ребенка на горшок каждый раз после сна и после еды, стараясь выработать у него определенный ритм. Горшок после употребления надо ополоснуть, а вечером вымыть с мылом.

Разумеется, если малыш еще не умеет сидеть, все совершают по-старому, держа его над горшком или тазиком.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

ребенок лепечет так, как будто говорит;
понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
играет в игры с выполнением простейших действий («Ладушки»), танцует;
испытывает сильный страх при расставании с матерью;
четко делит людей на «своих» и «чужих»;
пугается резких, неожиданных звуков (пылесос, звонок, лай собаки);
самостоятельно встает и ходит у опоры;
самостоятельно сидит;
начинает активно ползать;
может откусывать мягкую пищу и жевать;
переходит с пюре на измельченную пищу;
спокойно воспринимает высаживание на горшок.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учимся ставить цель и достигать ее

Игра 1. «Перекати шарик»

В двигательном арсенале малыша с каждым днём появляется всё больше произвольных движений. В предлагаемой игре ребёнок учится управлять движениями обеих рук, ставить цель и достигать её..

Вам понадобятся

Прозрачная пластиковая бутылка объёмом 0,5 л с крышкой, небольшой резиновый или пластиковый шарик яркого цвета. Диаметр шарика должен быть минимум на 3 мм меньше диаметра горлышка бутылки, чтобы не застревать при перемещении в бутылке.

Как сделать игрушку

Освободите бутылку от бумажных наклеек, вымойте её и вытрите насухо. Отвинтите крышку бутылки, опустите внутрь шарик через отверстие в горлышке и крепко завинтите крышку.

План игры

1. Придайте бутылке горизонтальное положение, стараясь сделать так, чтобы шарик остановился посередине. 2. Покажите малышу шарик в бутылке и, слегка наклоняя её из стороны в сторону, продемонстрируйте его передвижения. Затем покажите, что произойдёт, если придать бутылке горизонтальное положение. Выразите восторг от удивительных перемещений шарика. 3. Дайте бутылку малышу и предложите ему сделать то же самое. Стимулируйте активность малыша вопросом: «Куда же убежал шарик?» 4. Покажите ребёнку другие возможности удивительной бутылки, вместе катая её ладонями по ковру или другой ровной поверхности.

Родителям на заметку

1. Не показывайте малышу шарик до того, как он окажется в бутылке, чтобы он не требовал вытащить его обратно. 2. Показывая бутылку малышу, старайтесь не трясти её, чтобы не привлекать внимание ребёнка к звуку перемещения шарика и не задавать тем самым неправильную стратегию игры. 3. Если малыш на первых порах проявит больше интереса к тряске бутылки и издаваемому при этом звуку, дайте ему возможность насытиться таким видом деятельности, а затем продемонстрируйте другие достоинства игрушки. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Восьмимесячные дети тратят много энергии на физические нагрузки и растут не так активно, как в предыдущие месяцы. Мальчики весят 7,7-9,6 кг при росте 68,4-72,8 см, соответствующие показатели для девочек: 7,1-9,1 кг и 66,4-71,1 см*.

Большинство малышей в этом возрасте быстро осваивает умение забираться вверх по ступенькам, что может прибавить хлопот родителям, если в доме есть лестница. Ребенок с энтузиазмом карабкается на самый верх и… зовет маму, чтобы она помогла ему спуститься, ведь путь вниз кажется ребенку более трудным и вызывает страх. Наберитесь терпения: скоро малыш научиться сам «сползать» по лестнице, пятясь спиной. А пока преградите малышу доступ к ступенькам специальной дверкой-решеткой, чтобы избежать падения.

Восьмимесячный ребенок умело пользуется большим и указательным пальцем руки, ловко хватая даже небольшие предметы и кусочки пищи. Кроху завораживают предметы, которые можно вставить один в другой. Особенно ему нравятся ящики и коробки, в которые помещается множество вещей поменьше. Любимое занятие ребенка в этом возрасте - опустошать разнообразные емкости, от банки с пуговицами или контейнера с игрушками до миски с собачьим кормом или горшочка с землей. Маме приходится постоянно быть настороже: с одной стороны, малышу полезно «пощупать» землю и поиграть с мелкими предметами, с другой - надо следить за тем, чтобы он не взял в рот ничего лишнего.

Детская память также развивается: теперь ребенок хорошо помнит недавние события, названия любимых игрушек и предметов обихода, которыми пользуется каждый день. Это помогает ему ориентироваться в комнате, ловко находя дорогу между коробками с игрушками и мебелью, а также осознавать связь слов с соответствующими им вещами.

Дети начинают понимать, что вещи продолжают существовать, даже если их не видно. Если на глазах у ребенка спрятать игрушку под простыней, он скоро догадается, что игрушку можно обнаружить, стянув с нее простыню. А ключи можно достать из банки, в которую они упали. Постепенно малыш осознает, что, если родителей не держать постоянно в поле зрения, они тоже могут пропасть, а потом снова найтись.

Хотя вехи развития у большинства детей совпадают, проходят они их с разной скоростью и в разном порядке. Некоторые дети быстрее развивают навыки мелкой моторики и хорошо играют с маленькими предметами. Другие сначала учатся уверенно сидеть и ползать. У многих детей речевые навыки развиваются быстрее моторных, и они начинают говорить раньше, чем ходить.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Малыш в этом возрасте бесстрашно уползает от родителей, чтобы обследовать соседнее помещение. Ведь мама и папа рядом, и дорогу обратно он хорошо помнит. Но вот заснуть в незнакомом месте ребенку непросто. Он с опаской относится как к новым людям, так и к новым местам.

И робость, и бесстрашие крохи объясняются ростом его самосознания: он не может предвидеть последствия, столкнувшись с чем-то незнакомым, поэтому его может напугать новый человек, но при этом кастрюля с кипящей водой не покажется опасной. Если ребенок боится, он крепко прижимается к маме - источнику защиты в любой ситуации.

Восьмимесячный малыш может произносить практически все звуки родного языка. Еще не освоив значения слов, ребенок реагирует на интонацию, с которой их произносят взрослые, и хорошо понимает настроение собеседника. Подражая взрослым, кроха выражает свои чувства и желания при помощи лепета.

Дети с любопытством наблюдают за взрослыми и пытаются копировать любые их действия. Пока движения малыша плохо скоординированы, он не может надолго удержать в руке мелкий предмет. Помогите своему ребенку: превратите «взрослые» дела (например, разговор по телефону или причесывание) в веселую игру. Поговорите с малышом по игрушечному мобильному телефону: сначала «позвоните» ему, сказав несколько слов в трубку, затем приложите ее к детскому ушку и предложите крохе «сказать» что-то в ответ. Передавайте телефон друг другу до тех пор, пока беседа будет вызывать у ребенка интерес. Причесывая малыша, дайте ему возможность самому провести щеткой по волосам, помогая крохе удерживать расческу в правильном положении. Обязательно похвалите юного «парикмахера» за старание.

Питание

Каждый день малыш открывает для себя столько нового и интересного, что про еду он может и не вспомнить. Возможно, даже мамина грудь перестанет его интересовать. Эта фаза обычно быстро проходит, если кормить кроху в тихом месте, где в поле его зрения не будет отвлекающих внимание игрушек и предметов.

Для полноценного питания малышу необходимо 400-500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром, при невозможности грудного вскармливания) в день. Также детям в восемь месяцев рекомендуется прикорм: 150-200 г овощей, 170-200 г каш, 50-70 г фруктов, 30-50 мл соков, 30 г мяса и 40 г молочных продуктов в день.

Детское меню должно состоять только из качественных продуктов, измельченных и термически обработанных в соответствие с возрастом малыша. На завтрак предложите ребенку вкусную и полезную овсяную кашу с кусочками банана, половинку яичного желтка и фруктовый сок. На обед – небольшую порцию куриного мяса с рисом и овощным пюре из тыквы и немного фруктового сока. Для полдника отлично подойдет печенье, которое можно запить маминым молоком. А на ужин подайте свежий творог и йогуртно-фруктовый напиток.

Сохраняйте ночное и утреннее кормление, если планируете продолжить грудное вскармливание: именно в этот период в женском организме вырабатываются гормоны, стимулирующие лактацию.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Теперь, когда ребенок начинает активно двигаться, падений и небольших ушибов не избежать. Не волнуйтесь, это часть процесса взросления. Не мешайте малышу самостоятельно вставать, обходить углы, перешагивать через препятствия – то есть координировать свои движения. Дети учатся владеть своим телом методом проб и ошибок. Задача родителей – максимально обезопасить дом, где растет ребенок, и быть рядом, если крохе потребуются эмоциональная поддержка.

Не торопитесь покупать детскую обувь. Пока ребенок не начал уверенно ходить, ботиночки ему не нужны. Обязательно посоветуйтесь с врачом перед покупкой обуви.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Малыш все больше времени проводит на полу, поэтому ему необходимо достаточное пространство для игр и физических упражнений.

Для развития координации ребенка, организуйте для него «полосу препятствий»: тоннель из картонных коробок, гору из подушек, пластмассовую горку или лабиринт из больших кубиков и мягких игрушек. Попытки проползти через тоннель, залезть на горку или перешагнуть через игрушки помогут малышу лучше ощущать свое тело в трехмерном пространстве и правильно оценивать размеры вещей.

Для укрепления мышц рук, спины и шеи поиграйте с малышом в «тележку»: положите ребенка на живот и приподнимите ему ножки на высоту 10-15 см. Пусть он попробует чуть-чуть пройти или проползти вперед и назад на руках. Приговаривайте, что везете тележку (например, по саду или магазину), и хвалите малыша, когда у него получается «стоять» и «ходить» в таком положении.

Ребенку наверняка понравится игра «разрушитель башни». Постройте из легких пластмассовых кубиков башню и покажите малышу, как ее толкнуть. Когда башня рухнет, обязательно скажите малышу, что он силач и великан, против которого не устояла большая и крепкая башня. Вскоре ребенок начнет радоваться, что его действия вызывают такой грандиозный эффект. Стройте башни разного размера - и маленькие, и в рост ребенка, чтобы малыш усвоил понятия «высокий» - «низкий».

В этом возрасте детям нравятся игрушки, где определенные действия (нажатие на кнопку или рычаг, дергание за веревочку и т.п.) сопровождаются музыкой или световыми эффектами. Покажите малышу, как играть новой игрушкой, обязательно похвалите его, если он сам догадается, что нужно сделать, чтобы игрушка «заработала».

Устройте с малышом репетицию домашнего оркестра: включите ритмичную музыку и покажите маленькому музыканту, как можно «барабанить» деревянной ложкой по разным поверхностям - от пластмассовой формочки до деревянной столешницы или днища металлической кастрюльки.

Расширяйте словарный запас малыша, закрепляйте языковые понятия, постоянно описывая вслух свои и его действия: «Видишь эту красную машинку? Смотри, как зеленый паровозик едет вперед и назад! Сейчас мама покажет тебе, как поставить большой синий кубик на скамеечку» и т.п.

Если есть возможность, играйте с малышом на свежем воздухе, а не просто гуляйте с коляской. Исследуя траву и листья, грязь и песок на ощупь, ребенок получает ценнейшую информацию об окружающем мире и развивает все органы чувств.

Сон

Дети постоянно получают новую информацию, а лучше всего новые знания и умения закрепляются во сне. Чтобы полноценно отдохнуть, восьмимесячным малышам необходимо спать около 15 часов в сутки*.

Однако теперь, когда малыш научился сидеть, ползать и активно играть с игрушками, его не так легко уложить спать, как раньше: кроха боится пропустить что-нибудь интересное. К тому же в это время у многих малышей режутся зубки, что тоже нарушает привычный режим.

Перевозбужденный или капризный ребенок быстрее успокаивается, слушая тихую музыку. Необязательно сидеть рядом с малышом, чтобы он скорее заснул: в этом возрасте присутствие взрослого больше отвлекает его, чем успокаивает. При этом кроха должен быть уверен, что родители недалеко и всегда придут ему на помощь. Пожелайте ребенку приятных снов, скажите, что мама рядом и обязательно его услышит, оставьте приоткрытой дверь – и предоставьте ему возможность уснуть самостоятельно.

Если малыша беспокоят режущиеся зубки, посоветуйтесь с врачом, как лучше справится с этой проблемой.

Не забывайте, что единых рецептов «правильного» детского сна нет, все дети индивидуальны, - и только мама знает, как лучше уложить спать своего малыша.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Пришло время опустить матрасик в детской кроватке на нижний уровень: ручки и ножки малыша достаточно окрепли, он учится стоять и даже ходить, ему не хочется сидеть в кроватке - поэтому кроха будет пытаться перелезть через решетку.

Не оставляйте ребенка наедине с большими игрушками, которые он может использовать как опору или ступеньки, пытаясь выбраться из кроватки.

Обязательно проверьте комнату, где играет малыш, на наличие острых углов и выступов, о которые можно удариться. Чтобы обезопасить малыша от ушибов, используйте специальные накладки для мебели или заграждение-решетку.

Дети на восьмом месяце жизни отличаются любознательностью и проявляют большую активность в познании окружающего мира. Именно в этот период они учатся ощущать безопасность и тревогу, начинают говорить и готовиться к следующему шагу после сидения – хождению. Если развитие ребенка в 8 месяцев происходит нормально, то это в дальнейшем помогает ему не отставать от своих сверстников.

Однако наличие каких-либо отклонений должно насторожить родителей и привести к посещению консультаций соответствующего специалиста. Чем же так примечателен возраст 8 месяцев, и каковы нормы развития детей в этот период?

Ваш малыш активно растет, как вширь, так и в высоту. Согласно нормам, которые закреплены ВОЗ, вес мальчиков может колебаться от 6,9 кг до 10,7 кг, а вес девочек – от 6,3 кг до 10,2 кг. Что до роста, то для мальчиков он может составлять от 66,8 см до 73,1 см, а у девочек – от 66 см до 72,5 см. Одновременно с этим увеличивается окружность головы (приблизительно на 5 см), а также расширяется грудная клетка. Ведь внутренние органы ребенка тоже растут, и им уже требуется намного больше места для комфортного и функционального размещения.

Если ваш ребенок по каким-либо причинам по высоте не дотягивает или сильно по размерам преувеличивает указанные нормы, впадать в панику не стоит. Для начала проконсультируйтесь с педиатром. Возможно, причина в наследственности (оба или один из родителей невысокого роста или, наоборот, очень высокий). Более важным здесь является показатель веса. Если он меньше нормы, значит, ребенка недокармливают, что может привести к отставанию в росте всех органов и к замедлению развития. Когда же вес превышает указанную норму, значит, вы ребенка перекармливаете, что также может привести к ухудшению его здоровья.

На 8-м месяце малыш способен порадовать родителей наличием 4-6 зубов. Чаще всего ими являются центральные передние и нижние резцы. Но если вылезли другие зубы, то расстраиваться не стоит. Развитие ребенка проходит индивидуально, и отклонения в порядке роста зубов не являются патологией. Отсутствие зубов также не должно быть для вас проблемой. В таком возрасте они могут еще задерживаться и пока не прорезываться.

Спать ребенок может до 15 часов в сутки, а есть через каждые 4 часа. С середины 8-го месяца вы можете уже не так сильно измельчать пищу для прикорма, постепенно приучая ребенка к жеванию. Мнение педиатров и стоматологов сходится в том, что это очень полезно, поскольку способствует укреплению десен и зубов. К тому же, это поможет подготовить малыша к переходу к взрослому столу.

Что ребенок должен уметь?

  1. В 8-ми месячном возрасте малыш способен уже самостоятельно садиться, а также ложиться обратно из сидячего положения.
  2. Еще одно важное умение – это способность переворачиваться в любом положении. Делать это ребенок может, стремясь достать интересующий его предмет.
  3. Ребенок такого возраста уже умеет вставать на ножки, удерживаясь за что-то руками (перила кровати, большая игрушка). Он пытается делать шаги, передвигаясь боком.
  4. Малышу интересно, и он может играть в простейшие игры («ладушки», «ку-ку»), машет на прощание рукой.
  5. Многие дети уже активно ползают, исследуя окружающее пространство и пытаясь добраться до самых интересных, по его мнению, предметов.
  6. У ребенка развито умение захватывать предметы «пинцетным методом», то есть при помощи двух пальцев.
  7. С помощью одного кубика малыш пытается двигать другой и наблюдает за его поведением. Если второй кубик упал, то он пытается его поднять и поставить на место.
  8. Ребенок способен понимать, о каком предмете или объекте идет речь и при необходимости легко показывает на него пальцем.
  9. У него получается пользоваться столовыми предметами (ложка, чашка), он ест пищу небольшими кусочками.
  10. Ребенок способен стащить носок с ножки.
  11. Начинается период лепетания, когда ребенок начинает говорить отдельные слоги, пытаясь соединять их в слова («ма-ма», «ля-ля»).

Психическое развитие

В возрасте 8 месяцев ребенок учится лучше понимать взрослую речь. При этом он уже умеет выполнять несложные просьбы: взять игрушку, дать мячик. Также это период, когда ребенок начинает говорить.

Именно в это время многие родители отмечают повышение привязанности к матери. В этом нет ничего страшного. Ни в коем случае не стоит отказывать ребенку в защите и близком нахождении матери, аргументируя это тем, что он вырастет «маменькиным».

Ведь в это время ребенок уже четко понимает, где мама, «свои», а где «чужие», незнакомые люди. Может появиться страх перед чужими людьми. И в таких ситуациях ребенок будет искать защиты у матери или кого-то близкого. Не отказывайте малышу в этом, поскольку для нормального дальнейшего познания мира ему стоит вначале четко ощутить границы зоны комфорта, безопасности. И лишь после этого он может бесстрашно отправляться на изучение окружающей действительности.

Восьмимесячный ребенок активно реагирует на громкие звуки. Поэтому вы можете заметить, как он пугается фена или пылесоса. Также вы можете заметить, что ваш малыш научился не только хватать предметы, их трогать и ощупывать, но также пытается их гладить при помощи пальца или ладошки.

Если какой-то предмет заинтересовал малыша, то он указывает на него и просит кого-то из родителей поднести себя к нему. Такими интересными объектами может стать все, что открывается – холодильник, окно, тумбочка.

Когда малышу показывают его отражение в зеркале, то он ему улыбается. В таком возрасте ребенок уже понимает, когда ему что-то запрещают и может проявлять обиду на строгий тон, обращенный к нему.

С помощью глаз ребенок учится распознавать предметы под разными углами. Теперь любимую игрушку он узнает, как сверху, так и сбоку. У него развивается понятие о свойствах разных вещей, поэтому он с удовольствием катает по полу мячик, разрывает на кусочки бумагу или дергает за висящую веревочку.

Теперь ваш ребенок умеет концентрироваться на каком-либо интересном занятии в течение 10 минут. И даже если вы его ненадолго прервете, то он вспомнит об игре и может захотеть к ней вернуться.

Ребенок учится достигать свою цель и эмоционально реагирует на удачу или же промах, может огорчаться по этому поводу. Поэтому не забывайте малыша чаще хвалить, даже за самые малые достижения.

Малыш становится настоящим манипулятором, проверяя родителей на стойкость. Здесь вам нужно научиться находить «золотую середину», чтобы не подавлять его интерес к познанию и в то же время поддерживать свой авторитет.

Еще малыш будет стремиться наладить контакт с окружающими, что может проявляться в его заинтересованности другими детьми, желании их потрогать или им улыбнуться.

Как с ребенком играть и заниматься?

Особенность развития детей до года в том, что даже разница в один месяц видна невооруженным взглядом. А что уж говорить, когда сравниваешь развитие ребенка в 2 месяца и в 8 месяцев. Поэтому то, как вы общаетесь с малышом, играете и способствуете его развитию также должно отличаться. На что же стоит обратить внимание, занимаясь с ребенком в 8 месяцев?

Активные движения требуют значительного пространства. Поэтому организуйте большое игровое поле для малыша.

Стремясь улучшить его координацию, вы можете соорудить для ребенка «полосу препятствий». Сделайте тоннель из коробок, наложите гору подушек, сделайте горку, спускающуюся с дивана, организуйте лабиринт из больших игрушек. Преодоление этих препятствий разовьет у малыша способность ощущать свое тело в пространстве и управлять им. Также он будет учиться правильно оценивать размеры объектов.

Чтобы укрепить мышцы на руках, шее и спине, учите ребенка игре «тележка». Пусть он будет предметом, у которого вместо колес – руки. Даже за недолгое движение на руках и передвижение вперед ползком обязательно хвалите ребенка. Потом можете осваивать движение назад.

Следующая игра, которая заинтересует малыша в 8 месяцев – это «А ну-ка, разрушь башню». Используйте для игры крупные, но легкие пластмассовые или же тряпичные кубики. Сначала возведите из них строение, которое затем предложите малышу разрушить. Обычно дети проделывают это с большим восторгом. После этого похвалите малыша, сказав, какой он сильный и непобедимый герой, способный разрушить башню. Экспериментируйте с высотой. Стройте башни ростом с ребенка, выше его, или ниже его. Пусть он также учится пониманию «высокий-низкий».

Очень любят такие детки игрушки со световыми и звуковыми эффектами. Нажатие клавиши или кнопочки, после которого что-то происходит, вызывает у них восторг и радость. Показывая новую игрушку, сначала предложите ребенку самостоятельно догадаться, что и как следует сделать. Когда он поймет и проделает необходимые манипуляции, обязательно похвалите малыша за сообразительность.

Также в этом возрасте дети очень любят ритмичную музыку. Покажите им, что они способны тоже создавать такие звуки. Предложите малышу деревянную ложку и поставьте перед ним несколько предметов с различной поверхностью. Включите музыку и покажите, как можно ложкой барабанить так, чтобы каждый раз получался новый звук.

С такими детками необходимо развивать речевой аппарат. Для этого необходимо как можно больше с ребенком разговаривать, рассказывая все и обо всем. Даже самые простые вещи, которые для вас являются обыденными, будут для него настоящим открытием. Когда малыш обратит внимание на какой-либо звук, обязательно объясните ему, откуда он происходит, или кто его издает. Покажите ему, что мир состоит из звуков, и он непременно захочет стать его частью.

На улице предлагайте малышу рассмотреть листики, потрогать траву, цветы и землю. Тактильные ощущения сделают для него мир еще более интересным и интригующим.

Задача родителей

Ваш малыш достиг того возраста, когда ему необходимо преодолеть боязнь окружающего мира, чтобы познать его. Большая роль в этом процессе отводится родителям. Вы – опора и защита ребенка в этот период, поэтому никогда не отталкивайте и не ругайте малыша, если его что-то испугало. Ребенок боится? Обнимите его, приласкайте, скажите доброе слово, чтобы он почувствовал себя в безопасности. После этого он снова вернется к познанию мира и всего в нем существующего.

Ни в коем случае не оставляйте такого малыша с незнакомыми людьми. Именно сейчас у него проявляется страх перед «чужим» и «неизведанным».

В этот период ребенок может с особой сложностью расставаться с мамой, постоянно требуя ее присутствия. Не следует это игнорировать, а нужно лишь переждать это время. Став старше, он снова обретет уверенность в себе и будет познавать мир с еще большим энтузиазмом.

В этот период можно попробовать приучить ребенка к горшку. Однако сильно не настаивайте. Если ребенок категорически протестует, тогда отложите это знакомство на несколько недель и потом снова вернитесь к нему.

Малыш обретает все большую самостоятельность и независимость от взрослых. Да, у мамочки уже не получится удержать его. Ведь карапуз отлично ползает, поэтому сам принимает решение, куда ему лучше направиться. И Ваша задача вовремя скорректировать его движение по безопасной траектории. Чувствуете себя сотрудником ГИБДД на дороге или спасателем? То ли еще будет…

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

Малыш сейчас, цепляясь за решетку кроватки, сам поднимается, опускается, становится на четвереньки. Скорость перемещения постепенно увеличивается, а там ему и до первых шагов недалеко. Вот тогда самое интересное и начнется. Уже сейчас восьмимесячному чуду невероятно нравится пробовать ходить, держась за руки взрослого. Для него это пока сродни захватывающему аттракциону.

Ребенок постепенно совершенствует произношение любимых звукосочетаний. Он способен теперь еще и шепотом произносить свои часто повторяющиеся слоги «Да-да-да», «Ма-ма-ма», «Ба-ба-ба». Когда он бодрствует, то практически постоянно что-то лепечет. Лишь заинтересовавшись чем-то, он умолкает, зачарованно разглядывая какую-либо вещицу. Вам лучше с самого начала приучать себя к мысли, что тишина - не всегда хорошо, и если шалун притих в соседней комнате, то лучше всего проверить, чем этаким он увлекся. Ведь иногда дети выбирают для забавы далеко не самые безопасные предметы, которые родители забыли убрать из поля зрения маленьких исследователей.

С грудничком становится все более интересно общаться, разучивать новые упражнения и движения: он способен воодушевленно хлопать в ладошки и повторять простенькие действия, которые запомнил. Особенно интересно наблюдать за легко меняющейся мимикой маленького человечка. Присмотритесь к нему, когда называете его по имени: он так внимательно вслушивается в это звучание!

Совершенно особенным становится отношение ребенка к матери. Если в полгода он просто отдавал ей предпочтение при общении, то сейчас оно выливается в невероятную по силе привязанность. Когда кроха вдруг замечает, что мама уходит, он начинает нервничать и даже плакать. Да и с укладыванием ко сну могут возникнуть проблемы, хотя раньше он с удовольствием ложился после всех ритуальных действий. Теперь же ему мучительно расставаться с самым близким ему человеком, и такое состояние может продлиться целый месяц. Не стоит сердиться на карапуза за неудобства: педиатры считают, что подобное поведение связано с его возрастающей самостоятельностью. Дитя теряет постепенно зависимость от мамы, а это ощущение способно спровоцировать у него психологический дискомфорт.

Физическое развитие ребенка в 8 месяцев

Еще один месяц записан в историю семьи и зафиксирован в фотоальбоме. Малыш за это время прибавил в весе примерно 550 г, а подрос в длину на 2 см. Частота дыхания по-прежнему составляет до 35 в минуту, и на один вдох-выдох совершается 3 сердечных сокращения.

Для детей на 8 месяце жизни стандартными показателями, разработанными Всемирной организацией здоровья (ВОЗ), считаются определенные диапазоны значений.

У девочек за норму принимаются:

масса - 7,0-9,0 кг;

рост - 66,4-71,1 см;

окружность головы - 42,0-44,7 см.

Для мальчиков средними показателями являются:

масса - 7,7-9,6 кг;

рост - 68,4-72,8 см;

окружность головы - 43,3-45,8 см.

Наблюдайте, как постепенно формируется кроха. Не торопитесь волноваться, если что-то идет не по намеченному вами плану. Педиатры отмечают случаи, когда малыш никак не садился в 6-7 месяцев, а затем в 8-9 сразу поднимался на ножки. Так же бывает и с ползанием: некоторые хитрецы категорически отказываются перемещаться таким образом, зато раньше других начинают топать.

Тем не менее, следует четко знать, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, чтобы ориентироваться в предельных сроках формирования тех или иных навыков. Если время уже прошло, а грудничок не освоил какие-то действия, или не перешагнул эту ступеньку, то следует обратиться за консультацией к педиатру, контролирующему рост и развитие карапуза.

Так, надо обеспокоиться, если к концу 8-го месяца малыш по-прежнему:

— не способен ползти назад;

— не стремится (или у него не получается) постоять на ножках при поддержке за руки;

— не может взять и удержать крупную пуговицу между двумя пальцами (указательным и большим);

— не интересуется разговорами взрослых, не прислушивается к ним.

Важно обратить внимание и на позу ребенка во время сна. Если в состоянии покоя руки согнуты в локотках, а ножки - в коленках и подтянуты к животу, то это весомый повод срочно обратиться к невропатологу, так как эта поза характерна лишь до 2,5 месяцев.

Массаж для ребенка 8 месяцев

В этом возрасте нужно помочь малышу развить и укрепить мышцы спины, животика, ягодиц. Нагрузка на скелет лишь начинает расти - крошка осваивает вертикальное положение. Впереди ходьба, бег и крепкий мышечный корсет будет очень важен для сохранения здоровья и дальнейшего развития. С этой целью разученные упражнения из числа тех, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, следует дополнить несложными приемами массажа, которые можно выполнить самостоятельно, не приглашая специалиста.

Массаж спинки и ягодиц. Попросите дитя лечь на животик. Теплыми руками начните поглаживать спинку сверху-вниз. Затем займитесь растиранием мышц с последующим пилением ребрами ладоней. Эти приемы нужно завершить новым поглаживанием. Следующий этап - щипцеобразное разминание. Выполняйте его, начиная от длинных мышц спинки и заканчивая на ягодицах. Покрасневшую кожицу снова погладьте несколько раз, после чего приступайте к пощипыванию с поколачиванием. И вновь выполните успокаивающие, ласковые поглаживания поверхностью ладоней. Все действия рекомендуют повторять по 3 раза.

Массаж живота. Помогите малышу перевернуться на спинку и сделайте несколько ласковых поглаживаний животика сверху-вниз. Последующее растирание выполняйте подушечками пальцев. Сняв напряжение мягкими поглаживаниями, приступайте к пилению, которое выполняется по прямым мышцам живота ребрами обеих рук. Следующий прием - пощипывания кожи вокруг пупка. Завершите сеанс массажа поглаживанием прямых мышц. Не забывайте, что каждый прием повторяется по 3 раза.

Массаж груди. Процедура способствует развитию и укреплению мышц грудной клетки. Оставьте карапуза лежать на спинке. Начинайте, как обычно, с мягких поглаживаний теплыми ладонями от ребер к плечам. Затем выполните тот же прием по области межреберных дуг. Следующий шаг - вибрационный масса, и в заключение - круговые поглаживания. Приемы повторяйте по 3 раза.

Во время выполнения процедур ласково разговаривайте с крохой, рассказывайте, что Вы делаете. Можно даже придумать целую историю, и эти полчаса принесут пользу не только в плане физического развития, но и умственного тоже. Чтобы сказка была связной и увлекательной, подберите образы-аналогии для каждого приема массажа. К примеру, поглаживание - дует ветерок, вибрация - зернышки рассыпались, пощипывания - курочки прибежали и те самые зернышки поклевали.

Развивающие упражнения для ребенка в 8 месяцев

Полноценное развитие ребенка в 8 месяцев происходит в процессе постоянного общения во время бодрствования малыша. А ведь маме надо заниматься еще и домашними делами, поэтому рекомендуется в каждой комнате поставить корзинки или ящики с игрушками и предметами для игры. Тогда обязательно будет минутка, чтобы быстро что-то сделать, пока карапуз занят исследованиями содержимого. Например, на кухне в такую емкость можно положить всяческие ложки, баночки, кастрюльки с крышечками. Приготовьтесь, естественно, к невероятной какофонии. Но это стоит некоторого дискомфорта: различная структура материалов, из которых состоят предметы, разнообразие извлекаемых с их помощью звуков, непохожесть форм и размеров, дают крохе массу информации для обработки.

Разговаривая с сыном или дочерью, Вы следует говорить короткими фразами, понятными, часто повторяющимися словами. Комментируйте все, что вы делаете и побуждайте малыша повторять вслед за Вами и названия, и действия.

А Вы не забыли, что у восьмилетнего карапуза должна быть собственная библиотечка к этому возрасту? Книги его манили давным-давно, еще месяца 2-3 назад. Но тогда его очаровывал шелест страниц и он с упоением их сжимал, вслушиваясь в получаемые звуки. А сейчас дитя интересуется картинками и маминым чтением. Покупайте для него специальные книжки-«крохи» с толстыми, картонными листами. А еще есть чудесные «малышки» с моющимися страничками. В сочетании с яркими картинками и простенькими стишками - как говорится, то, что доктор прописал.

Чаще играйте с кубиками и пирамидками, складывая их детали друг на дружку. Правда, не менее увлекательным для ребенка оказывается и разрушение построенных башенок.

Фантазируйте, показывайте малышу все вокруг, комбинируйте игрушки, периодически убирая одни и заменяя их другими. Тогда они ему не будут надоедать и он с новым воодушевлением займется ими.

Не упускайте ни единой возможности для общения со своим любимцем! Развитие ребенка в 8 месяцев идет столь быстро, что он меняется буквально по дням. Пройдет еще месяц, карапуз станет совсем иным, непохожим на сегодняшнего.

Малыш продолжает приобретать все новые умения и совершенствует свои навыки. У каждого ребенка это происходит по его индивидуальному сценарию. У одних уже прорезалось четыре зуба, а у других пока их нет. Один малыш беспрестанно произносит различные звуки, а другой уже порадовал родителей первым словом. Восемь месяцев – это время для нового этапа в развитии ребенка.

Физическое развитие

Показатели роста и веса в этом месяце уже увеличиваются не в таком темпе, как в первом полугодии. К концу восьмого месяца малыш станет выше на 1,5-2 сантиметра, а тяжелее на 500-600 граммов. Средние показатели восьмимесячного ребенка – это 8-9 килограммов веса и 68-72 сантиметра роста.

В этом возрасте у малыша может быть два верхних и два нижних центральных зубика, но не стоит расстраиваться родителям, если зубы еще не появились.

Ребенок в 8 месяцев умеет:

  • Самостоятельно ложиться из положения сидя и садиться из положения лежа.
  • Переворачиваться на бочок, спинку, животик и обратно.
  • Вставать, придерживаясь за опору, передвигаться небольшими шагами, держась за руку взрослого.
  • Показывать «ладушки» и «до свидания», брать двумя пальчиками предметы небольшого размера.
  • Ползать.
  • Указывать пальчиком на предмет, который его интересует или о котором что-то говорят.
  • Во время принятия пищи кушать с ложечки и пить из чашки.
  • Снимать с ног носочки.

  1. Речь взрослых, некоторые выражения и просьбы становятся понятны для ребенка. По просьбе мамы он может взять, подать или положить игрушку.
  2. Реакция на присутствие в доме посторонних спокойная, если рядом находится мама или если незнакомец дружелюбно разговаривает с малышом. Сильная привязанность к маме усложняет процесс расставания с ней при уходе за покупками или по другим неотложным делам.
  3. Малыш может испугаться шума фена или пылесоса, так как у него обостряется реакция на любые громкие и неожиданные звуки.
  4. Продолжается развитие тактильности. Малыш пытается не только взять и потрогать предметы, но и гладит и ощупывает их при помощи ладоней и пальчиков.
  5. Ребенка интересуют все дверцы в квартире – от шкафа, холодильника, стола, он пробует их открыть. Кроха пытается объяснить взрослым при помощи жестов, какой объект его интересует.
  6. Интересуется своим зеркальным отражением, «общается» с ним.
  7. Проявляет эмоции на строгий голос или слово «нельзя», делает обиженный вид или плачет.
  8. Продолжает развиваться память и восприятие. Малыш узнает знакомые предметы и понимает, как их можно использовать. Например, за шнурок или резинку можно подергать, кусочек бумаги можно порвать, а мячик можно оттолкнуть и он покатится. Зрительная память позволяет узнавать предметы на любом расстоянии и в разном положении.
  9. Ребенок умеет на протяжении десяти минут и более играть самостоятельно, изучать предметы и заниматься интересующим его делом.
  10. В процессе игры или изучения окружающего мира малыша могут ждать не только приятные моменты, но и маленькие неудачи, на которые он реагирует огорчением. Родителям необходимо чаще хвалить своего кроху за самое маленькое достижение и подбадривать при отрицательных результатах.
  11. Пытается манипулировать взрослыми. Необходимо уже при первых таких проявлениях объяснять ребенку, что можно, а что нельзя.
  12. Проявляет интерес и желание потрогать другого малыша, улыбается, тянется ручкой и внимательно рассматривает его.

Тест на развитие ребенка в 8 месяцев

  1. Малыш находится в положении лежа. Покажите ему на небольшом расстоянии яркую любимую или новую игрушку, чтобы она привлекла его внимание и вызвала желание ее потрогать. Ребенок должен без помощи взрослых перейти в положение сидя.
  2. Перейдя в положение сидя, на малыше останется пеленка или покрывало, которым он был укрыт. Кроха должен сам снять с себя эту накидку.
  3. Малыш должен уметь выражать свой протест и сопротивление. Привлеките его внимание каким-то предметом, дайте ребенку возможность схватить его, но не отпускайте, а попробуйте забрать. Кроха должен оттолкнуть руку дающего или сильно потянуть предмет на себя.
  4. Ребенок хохочет, когда с ним играют в прятки.
  5. Свободно владеет двумя руками сразу: одной берет игрушку, а второй уже держит другую.
  6. С интересом рассматривает фотоснимки и узнает на них близких ему людей, сопровождая процесс словами «мама» или «ма» и т.п.
  7. Ребенок должен самостоятельно брать с ровной поверхности предметы маленького размера при помощи пальцев.
  8. Малыш пытается повторять действия взрослых во время игры. Например, катает по полу мячик или отталкивает машинку.
  9. Некоторые предметы ребенок уже запомнил и знает их названия. Попробуйте спросить его «Где часики?» или «Где кошечка?» и малыш должен поискать предмет взглядом, а потом указать на него пальчиком.

Повод для консультаций с детскими специалистами

  1. Малыш не умеет переворачиваться, самостоятельно садиться и вставать, а ползать даже не пытается.
  2. Даже при наличии опоры или поддержки взрослых кроха не умеет стоять.
  3. Отсутствует хватательный рефлекс – малыш не берет и не удерживает предмет в ручке.
  4. Лепет отсутствует.
  5. Ребенок не выражает никаких эмоций.

Правила прикорма

Груднички в восемь месяцев питаются пять раз в день. Утреннее и вечернее кормление должно быть в виде грудного молока. Промежуток между кормлениями должен составлять не менее четырех часов.

Прикорм, который начали вводить в полугодовалом возрасте, должен к концу восьмого месяца заменить три кормления грудным молоком.

В качестве прикорма малышам рекомендуются каши из нескольких компонентов, пюре из нескольких видов фруктов или овощей. Например, можно в картофельное пюре добавлять кабачковое (морковное, тыквенное) пюре или из цветной капусты. В небольших количествах (примерно пять граммов) вводится в меню пшеничный хлеб. Одно кормление в сутки должно состоять из кисломолочных продуктов – творога и кефира.

Этот месяц должен быть посвящен усвоению комплексных блюд и введению новых продуктов – фруктов, злаков, овощей.

Помощь родителей в развитии ребенка

Очень важно для нормального психологического развития малыша продолжать носить его на руках.

Развивайте память, речь, внимание, мышление ребенка с помощью детских книг, песенок, стишков и прибауток. Чаще разговаривайте со своим крохой, обращайтесь к нему по имени, произносите ласковые слова в его адрес. Считается, что уже в этом возрасте малыш способен понимать около ста слов. Проводите ребенку экскурсии по квартире и на улице, рассказывайте ему о новом предмете, показывайте, по возможности давайте дотронуться.

Не рекомендуется использовать в общении с детьми искаженные слова или сюсюканье. Малыш должен с раннего возраста слышать правильную и грамотную речь, чтобы позже не пришлось его переучивать. Даже если ребенку сложно повторить все слово целиком сразу, ничего страшного – он обязательно сделает это чуть позже. Главное, продолжать говорить ему слова поддержки и любви.

Создайте для малыша безопасное пространство в доме – уберите подальше все предметы, которые могут нанести вред крохе. К ним относятся острые предметы, лекарственные препараты, моющие и гигиенические средства, химические препараты, комнатные растения, стеклянные изделия и посуда. Необходимо сделать все возможное, чтобы ползающий или передвигающийся другим способом ребенок не травмировался об угол шкафа или не зацепился за провод. Все предметы, к которым малыш может приблизиться и прикоснуться должны быть устойчивыми.

  • Мячики небольшого размера из резины. Кроха с удовольствием его будет учиться брать в руку и отталкивать ножками.
  • Детский музыкальный молоточек. С его помощью ребенок будет стучать по любым близлежащим предметам и развивать координацию движений. Одновременно продолжается укрепление мышц верхних конечностей.
  • Развитие мелкой моторики необходимо продолжать с помощью небольших тканевых мешочков, наполненных мелкими предметами – пуговицами, бусинами, фасолинками.
  • Развивать мелкую моторику можно и с помощью детских музыкальных игрушек или инструментов с кнопочками или клавишами. Они способствуют развитию мышления, внимания, сообразительности и памяти.
  • Детские книжки с яркими страницами из толстого картона или текстиля. Переворачивая самостоятельно странички, у малыша также развивается мелкая моторика, логическое мышление.
  • Игры во время купания. Малыша необходимо научить набирать и выливать воду с помощью формочек, хлопать по водной поверхности, двигать игрушки по воде.

Занятия и игры с малышом в 8 месяцев

  • «Домашний оркестр» – поставьте в радиусе досягаемости для малыша несколько предметов (кастрюля, миска, коробка, барабан) и покажите, как по ним можно стучать при помощи барабанных палочек или обыкновенных ложек.
  • «Повторяй за мной» – покажите ребенку доступное для него движение и попросите повторить – хлопок в ладоши, удар по мячику, взмах руками и т.п.
  • «Попади в цель» – при помощи кубиков постройте небольшое сооружение и сбейте его мячиком или маленьким шариком. Помогите малышу попасть в цель.
  • Не отказывайте малышу в удовольствии познакомиться с кухонной утварью, которая не представляет опасности для него. Пусть потрогает эти новые предметы, постучит ними, сложит их в коробку или кухонный ящик.
  • «Купаемся и играем» – посадите (или положите на животик) малыша в ванну, когда в нее только начала набираться вода. Позаботьтесь о его безопасности. Дайте ребенку возможность самостоятельно приподняться на четвереньках по мере поступления воды.
  • Для развития вестибулярного аппарата рекомендуется катать малыша на качелях или раскачивать его на руках в разные стороны, создавая иллюзию карусели.
  • Для развития равновесия и укрепления мышц ног ребенка используйте ходунки (не больше пятнадцати минут сразу и не больше шестидесяти минут в день).
  • Для закаливания и укрепления иммунитета каждый день необходимы: гимнастика, массаж, воздушные ванны и двухчасовая прогулка на свежем воздухе.

При выборе игры и занятия ориентируйтесь на желания и предпочтения ребенка, не заставляйте его заниматься тем, чего он не хочет делать в данный момент. Выберете для этого более подходящий настрой своего малыша.

Ребёнок в 8 месяцев – развитие малыша (видео)