Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Детские игры потешки для самых. Игры и потешки для малышей

Потешка является одним из многочисленных жанров устного народного творчества для малышей. Потешки предназначены для комментирования действий, которые ребенок производит со взрослыми. Главной ее пользой является то, что она позволяет ребенку научиться понимать речь, а также разнообразные жесты и движения.

В потешке слова имеют тесную связь с жестами, однако именно слово играет ведущую роль. Эти короткие стишки не является полноценным литературным жанром, а только видом прикладной литературы, поскольку несет в себе специфические задачи. В нашей стране потешки и прибаутки пользуются огромной популярностью. Их можно читать для самых маленьких детей - в возрасте до года.

Для чего читают потешки и прибаутки?

Целью потешки для новорожденных ставят обучение ребенка во время интересной игры - к примеру, когда взрослый произносит опеределенное слово, ребенок должен выполнить какое-либо действие, когда воспитатель говорит определенные слова. Известным примером такой игры для самых маленьких можно назвать "ладушки" - тут при слове "ладушки" ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах "на головку сели" - положить руки на голову. В процессе обучения ребенок начинает осваивать речь и произносить слова уже самостоятельно.

Крогде ребенок начинает подрастать, можно использовать для его обучения другие потешки. Например, можно их использовать в процессе обучения ходьбе, труду или каким-либо гигиеническим процедурам. Стишки позволяют ребенку жить по общим правилам и позволяют ему войти в мир более глубоко. Потешка является своего рода игровой школой жизни для самого младшего поколения.

В целом, такие стишки можно применять в таких случаях:

  • Когда ребенок просыпается
  • Во время умывания, расчесывания и других подобных гигенических процедур
  • Во время массажа
  • За приемом пищи
  • Во время купания
И во многих других случаях. Каждый вид потешек приносит свою пользу в развитие ребенка - таких видов существует достаточно много. Ниже будут подробнее рассмотрены основные виды детских стишков.

Просыпаемся с потешкой

Каждый знаком с таким выражением: "С какой ноги встанешь, с той и пойдешь". Это в особенности применимо к маленьким детям. Дети должны просыпаться в хорошем настроении. Когда ребенок просыпается, ему необходимо уделить немного внимания. Стоит сесть рядом с ним на кровать, обнять, погладить, прочитать какую-нибудь потешку. Это дает малышу определенную радость, которая будет с ним на протяжении всего дня. Потешки такого типа сопровождают пробуждение ребенка и комментируют те действия, которые ему целесообразно выполнить. Такие потешки, как и другие подвиды этого жанра, помогают ребенку настроиться позитивно, вместе с тем развивают его речевые способности. Читая потешки во время пробуждения, воспитатель также помогает ребенку быстрее проснуться, встать с постели и пойти в детский сад в хорошем настроении.

Кто - кто в этом доме живет?
Кто - кто вместе с солнцем встает?
Это Дашенька проснулась
Маме с папой улыбнулась
И, откинув одеяло,
вдруг сама на ножки встала!
Здравствуй солнышко
Колоколнышко!

Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки - ножки,
Потягушки - пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай - ка локоточек
Мама поцелует!
Славный мой сыночек!
Как тебя люблю я!

Потянушки - потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Мышка в гости пошла, бантик нацепила
(шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка
Динь - динь - дона - дона (слегка дергаем за ушко)
А Мишаня (имя ребенка) дома?

Умываемся с потешкой

Как известно, редко какой малыш любит умываться. Этот процесс кажется ребенку скучным и, возможно, даже неприятным. А ведь человеческое тело необходимо содержать в чистоте, при этом умывать ребенка против его воли крайне недопустимо. Для того, чтобы ребенку понравилось умываться, нужно принести в умывание что-то интересное. Как правило, в этом помогают потешки. Если во время умывания читать тематических стих, ребенок будет проявлять интерес к умыванию и этот процесс не будет для него настолько скучным, а даже веселым. Кроме того, потешки помогут ребенку со временем научиться умываться утром и вечером самостоятельно. Стишки такого типа внушают ребенку, что в воде нет ничего страшного, а умывание полезно.

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Детка умывайся веселей!

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Знаем, знаем - да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

Массаж с потешкой

Когда ребенок еще очень маленький, родители помогают ему выполнять . В это время можно попутно делать ребенку массаж. Массаж помогает укрепить состояние физического здоровья новорожденного, кроме того, это мероприятния нравится всем детям. Со временем ребенок начинает учиться выполнять упражнения самостоятельно, поскольку ему хочется повторить то, что за него делает мама или папа.

Потешка может усилить интерес ребенка к гимнастическим действиям, поскольку стишки для ребенка очень увлекательны. Кроме того, чтение стишков позволяет ребенку начать осваивать человеческую речь уже с месячного возраста - когда ребенок слышит знакомые слова потешки, он уже начинает готовиться к массажу и гимнастике.

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки - слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки - глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику - сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток - говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку - разумок! (мягко нажать на лобик)

(гладим малыша от головы до пяточек)

Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!

Хорошеньким - хорошок
Пригоженьким - пригожок
Стройненьким - стройнячок
А родненьким - родняшок.

Кушаем с потешкой

Малышу нужно питаться, чтобы быть здоровым и физически развиваться. ПРи этом питание должно быть правильным, а некоторые дети не любят есть какую-то определенную пищу. Многие, для того, чтобы дать ребенку весь комплекс нужных ему веществ используют в корне неправильные приемы.

Лучше всего сделать процесс приема пищи увлекательным и интересным для ребенка. Таким образом ребенок будет чувствовать обед игрой и сам не заметит, что он съелу целую тарелку того, что ему раньше не сильно нравилось. Можно читать ребенку потешки, которые в веселой форме комментируют процесс употребления пищи, при этом могут включать в себя особенности поедания какого-либо блюда и его название. Это поможет ребенку не только проявлять интерес к обеду, но и постепенно выучить названия тех блюд, которые он ест.

Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас, пождет,
И ждет, кто же первым придет?

Каша вкусная дымится,
Надя кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку - за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
"Чем нам Машеньку кормить?"
Один скажет: "кашкою",
Другой - "простоквашкою",
Третий скажет - "молочком,
И румяным пирожком".

Утка-утёнка,
Кошка - котёнка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты ещё нет?
Где ложечка?
Ешь на здоровьице!

Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
***

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

Каша из гречки
Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила...

Досталось по ложке
Гусям на дорожке.
Цыплатам в лукошке,
Синицам в окошке.

Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!

Утка - утенка,
Кошка - котенка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты? Еще нет?
Где твоя ложка?
Ешь на здоровьице!

Купаемся с потешкой

Стишки, которые родитель читает, купая малыша - один из видов детских потешек. Эти стишки для самых маленьких также являются несколько своеобразным видом потешек, поскольку работают не только как отвлекающий прием, но и являются заговором. Эти стихи содержат в себе слова, имеющие особое значение. Этими словами можно избавиться от испуга и сглаза. Ведь в этом случае соединяются две главнейшие силы природы - вода и слово.

Произведения такого рода также, как и все остальные потешки, позволяют отвлечь малыша от скучной и, возможно, малоприятной для него процедуры, так, что ребенок будет воспринимать купание как интересную игру. Это является наиболее предпочтительным способом заставить ребенка купаться, и крайне нежелательным является использование альтернативных "народных способов".

Никто, никто, тирлим - бом - бом
Не может догадаться
Куда идёт весёлый гном
А гном идёт купаться!

Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу
Влезу сам
В большую ванну
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода -
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Катя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Катюшке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!

***
(обливая малыша после купания)

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя
Вся худоба -
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

(вытирая малыша после купания)

Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли!
и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!

Подстригаем ногти с потешкой

Ни для кого не секрет, что ребенку нужно подстригать ногти. Это очень важная часть гигиены, к которой малыша обязательно следует приучить. Кроме того, это очень ответственное занятие, при выполнении которого нельзя допускать, чтобы ребенок ерзал. Известно, что редко какой ребенок любит эту процедуру.

Для того, чтобы отвлечь и заинтересовать маленького человечка, можно читать ему какую-то потешку в процессе подстригания ногтей. Так он будет намного спокойнее относиться к процедуре, к тому же, он со временем начнет проявлять к ней интерес, чтобы в дальнейшем выполнять это действие самостоятельно. Кроме того, как и все потешки, они способствуют развитию речевых навыков малыша еще до того, как его обучит этому воспитатель в детсвком саду.

Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Пальчик указательный –
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Любимые потешки

Любимые потешки как правило не являются отвлекающим приемом. Чтение таких стишков представляет собой самостоятельное занятие, которое позволяет развлечь ребенка, а также играют важную роль в его развитии - так, одна из наиболее популярных игр - "ладушки" несет в себе функции обучения и развивает реакцию новорожденного.

Любые потешки развивают речевые навыки, и особенно это относится к тем, которые предназначены для самостоятельного использования. Полезность таких игр доказана многими исследованиями, да и опыт множества поколений доказывает эффективность любимых потешек.

Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!

Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!

Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
- Я ходил в лесочек.
- Что видал?
- Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Куша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко -
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.

Куша, куша, кушечка,
Не горюй, кукушечка,
Позабудь про горюшко,
Мы отыщем перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку…

Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

Мишутка
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка!

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет -
Забодает,
Забодает,
Забодает!

Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите!
- Нам нельзя!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
- Так летите как хотите
Только крылья берегите!

Чей нос?
- Макеев.
- Куда идешь?
- В Киев.
- Что везешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Калач.
- С кем сьешь?
- Один!
- Не ешь один!Не ешь один!
(теребим малыша за носик)

Кисонька-мурысонька, где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, что там делала?
- Муку молола.
- А что из муки делала?
- Прянички пекла.
- А с кем прянички ела?
- Одна!
- Не ешь одна, не ешь одна!

СТИШКИ-ПРИБАУТКИ для самых маленьких

ДОЖДИК-ОЗОРНИК

Кап да кап, да кап... С дождем
Не пойти играть с мячом...
И в песочнице песок
Потемнел и весь промок.
До качелей не дойти -
Лужи мокнут на пути.
Ну, а дождик все гуляет,
Уходить не помышляет!
Неужели одному
Хорошо гулять ему?

ЗАСЫПАЛОЧКА

Раз, два, три, четыре, пять!
Мама с Полей (Катей, Мишей...) будут спать.

Раз, два, три, четыре!
Стало тихо вдруг в квартире.

Раз, два, три!
Ничего не говори.

Раз, два!
На подушке голова...

Закрываются глаза и...
Раз! Сладкие сны для нас...

ПРОСЫПАЛОЧКА

Вот и мой сладкий
Проснулся в кроватке!
Дом тебя встречает,
Птички напевают,
Солнышко голубит,
А мама - просто любит!

БУДЬ ЗДОРОВ!

Я шепчу почти неслышно:
"Я люблю тебя, малышка!
Каждый пальчик сладкий твой,
Носик кнопочкой смешной,
Он чихает, как большой!
Будь здоров, мой золотой!"

БЕЛКИ С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ

Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Полюшеньке (Наташеньке, ...) велели:
(или: И всё Насте (Пете,...) съесть велели!)
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!

ЛЮБИМАЯ ВНУЧКА

Нашу детку ласточкой
Называет мамочка.
Нашу детку лапочкой
Называет папочка.
Нашу детку заюшкой
Называет бабушка.
Только дедушка сказал
Строго всем и громко:
"Вы избалуете так
Нашего ребенка!
Ничего особенного
В нашей ляльке нет!"
Только млеет почему-то
Глядючи на внучку дед.
Шарик Мурку увидал
И залаял, закричал:
"Эй, киска, не подходи близко!
А не то сорвусь с цепи,
Догоню тебя в степи"
Отвечала киска: "Ясно,
Только ты грозишь напрасно.
Степью я бежать не стану,
От тебя я чуть отпряну,
Да и кинусь прямо к лесу.
Там на дерево залезу!"
Умывались так:
Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,
Чтобы смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Ну, меня прорвало. Всегда думала, что у меня память плохая.
Солнышко-вёдрышко
Всем нам улыбается.
День погожий на дворе
Вёдро называется.

Совсем древнее, еще из моего детства:
Дождик-дождик, пуще.
Дадим тебе гущи.
Дадим тебе ложку.
Хлебай понемножку.

Наш сыночек маленький.
Купим ему валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Сидит Ваня на диване,
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу
И дудит в свою трубу,
Говорит он: "Ваня, Ваня,
Что расселся на диване?
Приходи-ка, я тебе ]

Поиграю на трубе".

Еще очень нравился моим стишок про бурундучка, особенно если его еще и показывать или их за щечки легонько потрепать.
Бурундук - смешные щечки.
На спине полосок пять.
А за щечками - мешочки,
Чтобы семечки таскать.
1111

Дождь идёт на улице,
Мне нельзя гулять,
И решил я капельки
На стекле считать.

Капельки, капельки -
Три, четыре, пять.
Капельки, капельки
Мне не сосчитать.
7777
Орешек

Как-то раз, ну просто смех,
Взялся Зайка грызть орех.
Да орешки - не морковка,
Чтобы грызть нужна сноровка.
Толстый Мишка прибегал,
Мишка Зайке помогал.
И сопел он и пыхтел,
А орех остался цел.
Прибегал на помощь Волк,
Да какой от Волка толк?
Видно тоже неумеха:
Не разгрызть ему ореха.
И для Мышки, для соседки,
Был орешек слишком крепким,
Ведь в скорлупке костяной
Рос орех в тиши лесной.
И Лиса разгрызть не может,
Зря старается она.
Кто же Зайчику поможет?
Только Белочка одна.
Ей орешки грызть привычно,
Их грызёт она отлично!
Козушка-Белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
- А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под берёзой схоронюсь.

Ах ты, Домнушка -
Красно Солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь -
Не пора ли блины печь?

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький,
То-то пригоженький
- Ходит бочком,
Уши торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!

Пошли коровушки
Около дубровушки,
Овечки - около речки,
Свиночки - около нивочки,
А кошечки - около горочки!

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.

Медведь топучий,
Разгони тучу,
Разгони тучу -
Дам овса кучу.
Разгони туман -
Дам пирог румян!

Гуси, гуси!
- Га! Га! Га!
- Есть хотите?
- Да! Да! Да!
- Ну летите!
- Нет! Нет! Нет!
Серый волк под горой
Зубы точит,
Есть нас хочет!
- Ну летите, как хотите,
Только крылья берегите!

Привяжу я козлика
К белой берёзке,
Привяжу рогатого
К белой берёзке.
- Стой, не бодайся!
Белая берёзка,
Стой, не качайся!

Лиса-лисонька-лиса,
Лиса - рыжая краса,
У амбара пробегала,
Крынку с маслом увидала.
Стоит крынка в холодке
В огороде, в уголке.
- Как бы в крынку влезть,
Как бы масло съесть?

Дай молочка, бурёнушка,
Хоть капельку - на донышко.
Ждут меня котята,
Малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко!

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точёная
- Позолочёная.
Утром он в трубу трубит,
А к ночи сказки говорит.
Сбегаются зверюшки -
Ушки на макушке
Ворона послушать,
Пряничка покушать.

Иголка, иголка,
Ты остра и колка!
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик!

У волка болИ,
У зайца болИ,
У медведя болИ,
А у Ани заживи!

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
-Морковку нашёл -
Сидит грызёт,
«Ай, кто-то идёт!»

Наша-то хозяюшка
Сметлива была -
Всем в избе работушку
К празднику дала!
Чашечку собачка
Моет языком,
Мышка собирает
Крошки под окном,
По столу котище
Лапою скребёт,
Половичку курочка
Веничком метёт!

Тили, тили, тили бом!
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
А собачка только лает,
Ничего не помогает.

Летели кукушки
Через три избушки.
Как они летели,
Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились.

Волк-волчок,
Шерстяной бочок
Через ельник бежал,
В можжевельник попал,
Зацепился хвостом -
Ночевал под кустом.

Тюшки, тюшки!
На горе пичужки.
Подниму дочушку
На крутую горку.
Бух! Покатились -
С горки свалились.

Баю-баюшки-баю,
Живёт мельник на краю;
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят,
И все на лавочке сидят,
Кашу маслену едят,
Каша масленая,
Ложка крашеная;
Ложка гнётся,
Рот смеётся,
Душа радуется.

Ай, люли-люли-люли!
Прилетели журавли,
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип, скрип...
Не будите у нас Аню,
У нас Аня спит, спит.

Кач, кач, кач -
Купим Анечке калач
Да конфетинку -
На заединку!

Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок.
Нарядился,
Воротился,
Стал он люлечку качать: -
Баю-бай, Баю-бай,
Ляг, Анютка, скоренько,
Встань, Анютка, с зоренькой
Ай, баиньки-баиньки -
Купим доче валенки,
Купим доче валенки -
Бегать по завалинке,
А еще сапожки,
Сапожки на ножки
- Бегать по дорожке.

ПЕСЕНКА
Помогает заучивать части тела. Поем и поглаживаем у малыша те части тела, о которых поем.
- Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Анин нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Анин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки - толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.

А теперь пляшем с малышом:
- Ай, люли, люли, люли
Тимку маме принесли
Тима маааленький
Тима маааменькин.

НАШИ ПАЛЬЦЫ
Пальцы встали дружно в ряд - покажите ладони.
Десять крепеньких ребят - сожмите пальцы в кулак.
Эти два- всему указка - ударьте указательный палец о указательный
Всё подскажут без подсказки.
Эти два- середнячка - ударяем средний палец о средний.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны - ударяем безымянные пальцы друг о друга.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки - ударяем мизинчики друг о друга.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них - ударяем большие пальцы друг о друга.
Два больших и удалых. Во! - показываем Во!

ПТИЧКА
По ладошке стучим указательным пальчиком и говорим:
- Села птичка на ладошку,
посиди у нас немножко.
посиди не улетай.
улетела птичка, ай!
На последнем слове прячем руки за спину.

ПАЛЬЧИКИ
Загибаем пальчики, по порядку начиная с мизинчика:
- Этот пальчик маленький.
- Этот пальчик слабенький.
- Этот пальчик длинненький.
- Этот пальчик сильненький.
- Ну, а это-толстячок.
- А все вместе кулачок

ПРОСЫПАЛКА
Просыпаемся так с самого рождения:
- Мы проснулись, мы проснулись.
Руки в стороны, скрестить.
- Сладко, сладко потянулись.
Тянем ручки вверх
- Маме с папой улыбнулись.
Смеемся.

НА БЛИНЫ
Гостей собирать - хлопайте в ладоши.
И Иван приди - кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! - указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки.
Стала Маша Гостей угощать - хлопайте в ладоши.
И Ивану блин - Левую кисть поверните ладонью вверх, большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек - большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза.
Стала Маша гостей провожать - хлопайте в ладоши.
Прощай, Иван! - по очереди загибайте пальцы на левой руке.
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
И Митрошечка,
Мой хорошенький!

СТРЕЛКИ
Нужно хотя бы три игрока. Игроки встают в круг и соединяют руки таким образом, что бы правая кисть руки каждого из участников повернутая ладонью вверх была на раскрытой ладони левой руки игрока-соседа. Разобрались? Тогда начинаем. Первый игрок, по договорённости, начинает: хлопает правой ладонью по правой ладони соседа, тот в свою очередь после хлопка, также хлопает своего соседа. И т.д. по кругу при этом все говорят такие слова:
Чёрные стрелки обходят циферблат,
Быстро, как белки колёсики стучат.
В каждой минуте по шестьдесят секунд,
Бегут, бегут колёсики. Бегут, бегут, бегут.
На последнем слове, если не одёрнешь руку и тебя хлопнут по ладони - ты проиграл и выходишь из круга.

ЦВЕТЫ
Наши красные цветки Раскрывают лепестки. - Обе руки кладутся локтями на стол, пальцы собраны в горстки-цветки. Когда цветки раскрываются, то пальцы раздвигаются.
Ветерочек дышит, Лепестки колышет. - Пошевелили пальчиками.
Наши красные цветки Закрывают лепестки. - Пальцы опять собираются в горсти. Головой качают,
Тихо засыпают. - Покачали горсточками и положили их на стол.

МАССАЖ
Укладываем ребенка
на живот и начинаем массаж:
Рельсы, рельсы - рисуем на спине продольные линии
Шпалы, шпалы - рисуем поперечные полосы
Едет поезд запоздалый - стучим легонько кулачками вдоль спины
Из последнего вагона высыпается крупа - стучим пальцами по всей поверхности спины
Куры поклевали - стучим указательными пальцами
Утки пощипали - щиплем всю поверхность спины.
Пришел дворник и все подмел - гладим спину
А из зоопарка сбежали все звери:
Убежали слон, слониха и слоненок - стучим кулаками по спине (на слона сильно, на слоненка совсем легонько)
Убежали медведь медведица и медвежонок - вкручиваем кулаки в кожу.(на медведя сильно, а потом по убыванию)
Убежали заяц, зайчиха и зайчонок - похлопываем по спине (так же от сильных хлопков до более слабых)
Пришел директор зоопарка поставил стол, стул и печатную машинку - с каждым словом похлопываем по спине
И стал печатать: "Я купил себе и сыну просто классную машину" - печатаем пальцами по спине
Вжиик - проводим пальцами поперек спины. Точка - щекочем, вжик, точка.
"А жене и дочке красные чулочки" - снова печатаем
Вжик, точка, вжик, точка.
Написал, запечатал и послал - погладили по спине и хлопнули по попке.

ЧАСИКИ
Ребенок машет прямыми руками вперед назад
Ходят часики вот так:
Тик-так, тик-так.
Не спешат, не бегут.
Ровно в полдень громко бьют:
Топает ножкой.
Бом-бом-бом.

МИРИЛКА

- Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
Если будешь драться -
я буду кусаться.
А кусаться не причем
буду драться кирпичом.
А кирпич ломается

МЫШЬ
говорится, когда друзья поссорились. Друзья сцепляются мизинчиками правой руки, трясут ими и приговаривают:
- Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
Если будешь драться -
я буду кусаться.
А кусаться не причем
буду драться кирпичом.
А кирпич ломается
дружба начинается. - На этом мизинцы расцепляют.

ЧЕЛОВЕЧЕК
Игра подобная предыдущей.
- Человечек шел, шел, человечек шел, шел
И до Васи (Тимы, Маши и т.п.) дошел.
шагаем по подбородку и губам малыша, как по ступенькам.
- Раз, два, три.
нажимаем на носик:
-дззззииииииииинь!

ПОЕХАЛИ-ПОЕХАЛИ
Ребенок прыгает у мамы на коленках:
- Поехали-поехали в лес за орехами.
По кочкам, по кочкам.
По узеньким дорожкам.
В ямку БУХ!
Раздвигаем колени:
- Раздавили сорок мух!

ГУСЬ
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу:
- На лугу гуляет гусь.
Головой мотает - показываем, как он это делает.
Я его чуть - чуть боюсь:
- Он за ноги щипает.

ЗАЙЧИК И БАРАБАН
Делаем зайчика: кулачок с поднятыми в верх указательным и средним пальцем:
- Зайчик прыгал по полянке - шевелим заячьими ушками
И увидел барабан.
Он схватил его за лямки,
На траве нашел две палки
И стал бить: тарам-тарам - показываем, как бьют в барабан
Он три круга с ним пропрыгал,
Бил в него, ногами дрыгал - дрыгаем ногами и прыгаем.
А когда, сильнее хлопнул,
Барабан наш взял и лопнул! - хлопаем громко в ладоши

МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Показать, как идет, переваливается медведь:
- Мишка косолапый
По лесу идет.
Делаем вид, что собираем шишки в карман:
- Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг упала шишка
Мишке прямо в лоб.
Стучим кулаком в лоб:
- Мишка рассердился
И ногою - топ!
Рычим и топаем ногой.

ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ
В этой игре все пальчики обеих рук по очереди, начиная с больших пальцев, согласно стишку прыгают по столу.
Вышли пальчики гулять.
А вторые догонять.
Ну а третьи бегом.
А четвертые пешком.
А мизинчик поскакал и в конце пути упал. - Мизинчики прыгают, а потом ладошки ложатся на стол

ДОМ НА ГОРЕ
На горе мы видим дом - сложите домик из ладоней.
Много зелени кругом - сделайте волнообразные движения руками.
Вот деревья, вот кусты - изобразите руками ветки деревьев.
Вот душистые цветы - сделайте из рук "бутон".
Окружает все забор - покажите руками забор - кольцо рук.
За забором - чистый двор - сделайте разглаживающие движения руками.
Мы ворота открываем - показываем, как открываются ворота.
К дому быстро подбегаем - изображаем пальцами бегущего человечка.
В дверь стучимся: стучим кулак о кулак,
Тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? - приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь.
Мы к вам в гости пришли и гостинцы принесли - сделайте из ладошек горсть, как будто вы что-то несёте.

СОРОКА-ВОРОНА
Водим пальцем по ладошке и приговариваем:
- Сорока-ворона печку топила, кашку варила!
А, теперь начиная с мизинчика трясем пальчики:
- Этому дала!
- Этому дала!
- Этому дала!
- Этому дала!
- А этому не дала!
Ты дров не носил, печку не топил.
Не будет тебе кашки!!!

СОВА
Машем ручками:
- Летела сова.
Большая голова.
Летела, летела
На пенек села.
Приседаем.
- Глазками хлоп-хлоп
Моргаем.
- Ножками топ-топ
Топаем ногами.
- Головой повертела
И дальше полетела.
Вертим головой и машем руками.

ПАУЧОК
Указательный палец правой руки соединяем с большим пальцем левой, а указательный палец левой руки с большим пальцем правой. Получилось? А теперь пытаемся поворачивать руки так чтобы верхнее соединение пальцев оказалось в низу и наоборот. Поворачиваем и говорим:
Паучок из паутинки
Нам плетет свои картинки.
Он плетет, плетет, плетет.
Паутиночка растет.
Вот он сплел большую шаль,
А в ней бабочка - как жаль.
Но мы бабочку спасем!
Паутиночку порвем!
На этом руки разводим в стороны.

РАЗГОВОРЧИК С МАЛЫШОМ
Как папа деньги зарабатывает? - малыш на этот вопрос стучит кулак о кулак.
А как мама их тратит? - малыш показывает, как сдувает купюры с раскрытой ладошки.

СОЛНЦЕ
Солнце ярко-ярко светит, - кисти в кулак, потом растопырить пальцы и снова в кулак - делать быстро быстро.
Не замёрзнем летом мы. - обнять себя
Согревает всё на свете - кисти в кулак, потом растопырить пальцы и снова в кулак
И быстрей растут цветы. - делаем "фонарики"

ПИРОЖКИ
Тесто с бабушкой катаем, - движениями показываем, как катаем тесто скалкой.
С мамой лепим пирожки, - как обычно - ладошка на ладошку в одну сторону в другую.
Ну, а с папой уплетаем
Пирожки за две - указательный палец левой руки на левую щёку - щеки. - указательный правый на правую.

ПРЫЖКИ
Прыгаем где угодно и как угодно. Можно ножками у мамы на коленках:
Прыг-скок, прыг-скок.
Через речку на мосток.
Через поле и лесок.
Прыг-скок, прыг-скок.

КОЗА
Показываем ребёнку "козу" из пальцев и надвигаясь, говорим страшным голосом:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Кто кашу не ест, молока не пьёт -
Забодает, забодает - щекочем малыша.

ЗАЙЧИК
Игра на реакцию.
Мама делает решётку из перекрещенных указательных и средних пальцев обеих рук. И говорит такие слова:
- Зайчик, зайчик, сунь свой пальчик!
Малыш после этих слов должен в решётку засунуть свой указательный пальчик и быстро высунуть, пока мама пальцы не сомкнула. Если удалось, мама снова начинает.

ПЕТУШОК
Соединяем кончики указательного и большого пальцев вместе, изображая клюв. Остальные пальцы распрямляем в разные стороны изображая петушиный гребешок. И стучим "клювом" об стол.
Петушок клюёт зерно
Очень мелкое оно.
Петушок клюёт, клюёт,
Клювом зёрнышки берёт.

ЕДУ-ЕДУ
Одна из вариации на тему: "поехали-поехали".
Ребёнок скачет на коленках у мамы.
Еду, еду
К бабе, деду.
На лошадке
В красной шапке.
По дорожке,
На одной ножке
в ямку - Бух! - раздвигаем колени.
Раздавили сорок мух.

БАРАШКИ
сажаете ребенка перед собой, можно на коленки лицом друг к другу:
- Два барашка на мосту
спорят и ругаются
уступить никто не хочет
целый день бодаются
Бодаем друг друга лбами:
Забодаю, забодаю...
(если малыш еще не сидячий можно его лежачего бодать головой в животик, моему Тимке нравится. Только за ручки его держите, а то не разумное дитя вцепится вам в волосы и никакого бодания не получится).

ЭТОТ ПАЛЬЧИК
Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинчика на каждую новую строчку стихотворения.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел -
Оттого и потолстел!

ЖУК
Под этот стишок можно что-нибудь изображать с пальчиками, сжимать-разжимать кулачки, наклонять ручки в такт строчек про ветер.
На лужайке, по ромашкам,
Жук летал в цветной рубашке;
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

МЫШИ
Игра с одним или несколькими малышами, в год - полтора детки уже понимают, что к чему. Мама выставляет руку ладонью в низ, а малыш ставит свой указательный пальчик маме под ладошку.
- Под моею крышей,
Собралися мыши!
Стала мама их считать:
- Раз, два, три, четыре, пять - на "пять" мама сжимает ладонь в кулак и ловит пальчик, а малыш должен успеть пальчик убрать.

ЗАМОК
На двери висит замок. - Обе ручки складываются в замочек.
Кто его открыть бы смог?
Потянули. - Локти развести в разные стороны и как будто бы потянуть руки, но не разжимать пальцы.
Покрутили. - В этом же положении покрутить сложенные кисти перед собой
Постучали. - Опять свести локти и постучать ладошкой об ладошку, при этом не разжимая пальцев.
И... открыли. - Дунуть на замочек и он откроется, ручки разомкнуться

РУЧКА
Ручка в зеркальце глядит,
Ручка пальчикам велит: - Ладошки кладутся на ребро одна напротив другой.
Загибайтесь. - Сгибаются пальцы в кулачки.
Выпрямляйтесь. - Пальчики выпрямляются.
Снова в горстку собирайтесь - Пальчики обеих рук складываются в горсточки.
Разбегитесь, распрямитесь. - Снова ладошки друг напротив друга, только руки широко разведены.
В кулачки опять сожмитесь.
Кулачок на кулачок. - Один кулак ставится на другой сверху
Вновь ладошки на бочок. - Первоначальное положение
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко. - Руки кладутся на стол ладонями вниз.
Положили их на стол
И конец игре пришёл. - Положили руки на стол ладонями вверх

КОЛЕЧКИ, УШКИ, РОЖКИ,
Она показала мне тестовое упражнение для ребёнка при поступлении в школу. На владение координацией и ещё чего-то там, я уже не помню, а упражнение мне показалось очень забавным, вот делюсь. Говорим:
- Колечки - и при этом на обоих руках соединяем большой и указательный пальцы, синхронно, образуя колечко.
- Ушки - показываем пальцами обеих рук латинскую букву "V", так же синхронно.
- Рожки - руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно.

Упражнение повторять убыстряя темп.

Вдоль по реченьке

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Этот пальчик

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

Заинька

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Эту потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко самому придумать продолжение потешки и разнообразить движения.

Ладушки-ладошки

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Сорока

Сорока, сорока!
Где была?
– Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала -
Гостей созывала.

Дарики-дарики!

Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!

Сорока, сорока

Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил – nепленько,
Тут – горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

Идет коза рогатая

(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, -
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)
мультик

У нашей бабушки

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

Ручки

Ручки, спляшите разок -
Будет вам завтра пирог!
Ах, вы мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок.

Этот пальчик хочет спать

Та-ра-ра!

Та-ра-ра! Та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
На горе растет дубок,
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

Ой, качи-качи-качи!

Ой, качи-качи-качи!,
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи -
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!

Раз, два три четыре пять!

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

З. Александрова

Ножки, ножки, где вы были?

– Ножки, ножки, где вы были?
– За грибами в лес ходили.
– А вы, ручки, помогали?
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Этот пальчик

Шла купаться черепаха

Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь
Кусь-кусь-кусь
Ни кого я не боюсь.

Этот пальчик

(Перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Широка река,
Высоки берега.
(На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками - язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
- Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
- Маме с папой улыбнулись.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
(Руки ребенка поднимаем вверх.)

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки -
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
- ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)
Стул,(стул — щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

Ни для кого не секрет, что малыша чрезвычайно важно. Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем . Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.

Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка, способность сосредотачиваться, а также помогают развивать воображение (попробуйте-ка сразу понять, что руки, сложенные уголком над головой, — это крыша, а если помахать руками, то ты тут же превращаешься в бабочку). Ну и, конечно, пальчиковые игры дарят ребенку и маме целую бурю положительных эмоций, обогащают их общение яркими красками.

В этой статье я хочу представить вам свою подборку пальчиковых игр, которые лучше всего подходят для малышей с 6 месяцев до 1 года. Кроме того, в статье вы найдете стишки, которые помогут вашему малышу весело и быстро изучить основные части лица и тела. Мы с дочкой всегда с удовольствием играли под эти веселые стишки. И еще эти игры здорово помогали мне развлечь дочь во время автомобильных поездок.

Поначалу вы можете руками малыша сами делать необходимые движения, но вскоре он будет справляться и без вашей помощи. Также хочется заметить, что не стоит подолгу заниматься пальчиковыми играми, нужно заканчивать раньше, чем ребенку надоест игра (обычно не больше 5-8 минут).

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)
Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)
Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)
Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.
Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)
Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!
Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!
Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.
Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.