Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Гражданско патриотическое воспитание школьников как. Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 №422, определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания студенческой молодежи

Необходимость в патриотическом воспитании молодежи особенно актуальна в период включения России в мировое открытое образовательное пространство, требующее развития культуры межэтнических отношений.

Задачи патриотического воспитания будущего специалиста социально-культурной деятельности заключаются в формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способной:

Успешно выполнять гражданские обязанности,

Создавать и развивать единую систему патриотического воспитания молодежи,

На основе сформированных патриотических чувств обеспечивать поддержку упрочению единства и дружбы народов РФ.

Патриотическое воспитание тесно связано с гражданским воспитанием , в задачи которого входит формирование гражданина свободного демократического государства, обладающего общественно значимыми личными качествами: развитым гражданским долгом и ответственностью, уважением прав и обязанностей демократического государства, уважением к его законам. Гражданское воспитание предполагает философско-мировоззренческую подготовку будущего специалиста, формирование у него полной и объективной научной картины окружающего мира, формирования умения логического объяснения политических процессов, происходящих в современном обществе, создание активной жизненной позиции и мотивации к участию в общественно-политической деятельности, к активному участию в экономической жизни общества, развитие современного экономического мышления.

Гражданское воспитание - это социально-педагогический процесс, формирующий личность, хорошо разбирающуюся в системе моральных, экономических, правовых и политических отношений. Не случайно российской педагогической наукой гражданское образование трактуется как формирование гражданственности, как интегративного качества личности, позволяющего человеку чувствовать себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Важной составляющей гражданственности, ее нравственной основой является патриотизм.

Основными направлениями гражданского воспитания студентов являются формирование чувства защищенности со стороны государства; формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности; воспитание уважения и принятия прав и обязанностей гражданина демократического государства. Выработка у студентов стремления к активному участию в социально-экономической жизни общества, развитие современного экономического мышления, осознания ими тесной взаимосвязи между личным благосостоянием и благосостоянием общества. Реализация вышеуказанных задач может осуществляться в разнообразных формах деятельности университета.



Патриотизм и гражданственность – понятия соподчиненные. То и другое основано на любви к Родине и требует знания ее истории, преданности своей стране, своему народу. Это способствует развитию у молодежи исторического самосознания, а без него, как известно, не может быть государства, нации. Патриотизм можно рассматривать как результат процесса воспитания молодежи. А что такое воспитательный процесс? Это целостная система воздействия на личность с определенной целью. В качестве цели может стать воздействие (различными методами, средствами, формами) на сознание, поведение, чувства и деятельность человека для того, чтобы помочь ему правильно понимать, чувствовать, поступать и делать конкретное дело. По сути дела это изменение сознания.

Патриотическое воспитание ставит цель – повлиять на рациональную и эмоциональную сферу человека, выполняющего или готовящего выполнять конкретные социальные роли в обществе. Патриотизм как и гражданственность характеризируется осознанной законопослушностью и преданностью Родине, приверженностью к сохранению и упрочению культурного наследия, национальных ценностей, межнациональных и межличностных отношений. Роль и место воспитания в профессиональной подготовке специалистов для сферы культуры как системообразующего фактора можно представить как ряд концептуальных положений, касающихся становления гражданского общества:

Взаимодействие государственных структур с неправительственными объединениями, работающими в направлении образования и воспитания молодежи,

Организация социокультурной и социально-педагогической деятельности в области социальной защиты семьи, реабилитации детей-инвалидов и лиц третьего возраста, малообеспеченных семей общества;

Выявление условий и факторов поиска путей оздоровления и стабилизации правовых основ и гражданской ответственности, базируется на гражданственном правосознании, за результаты своей деятельности в профессиональной сфере;

Ориентация патриотического и гражданского воспитания на включение в общенациональные и общечеловеческие движения за мир на Земле, преодоления криминогенных ситуаций;

Создание оптимальных технологий социально-педагогических, духовно-личностных условий, кадрового обеспечения воспитания патриотизма и гражданских слоев населения (разработка специальных программ, научных проектов, создания средств, новых технологий, направленных на их реализацию в работе с молодежью, с семьями).

Патриотическое и гражданское воспитание, решают общую задачу - приобщение молодежи к ценностям отечественной и мировой культуры. При этом важны социально-психологическая и духовно-личностные компоненты, предполагающие высокое доверие поколений (младшее поколение – старшему), единство прошлого и будущего.

Патриотическое и гражданское воспитание в период перехода к открытому обществу (этот период стали называть «условиями глобализации», кстати сказать термин «глобализация» иногда синонимизируют с термином «империализм»), в период социального и духовного совершенствования России напрямую зависят от того, насколько изменяется парадигма воспитания как целостного социально-педагогического и культурного процесса. От этого воспитания, создающего социальную и духовную основу развития страны, зависит и уровень развития личности гражданина, патриота.

Роль вузов культуры в этом отношении достаточно велика, она состоит в формировании у выпускников готовности к работе в гражданском обществе, в воспитании патриотизма у населения.

Еще Г.В.Ф. Гегель утверждал, что гражданское общество воплощает своеобразную стадию диалектического процесса, восходящего от семьи к государству в процессе длительного исторического перехода от эпохи средних веков к последующим стадиям цивилизации нового времени.

Задача состоит в том, чтобы и в нашем обществе сложилась система отношений, интегрирования в цивилизационный процесс, с учетом российских традиций и менталитета российского народа. В этом отношении система профессиональных вузов, занимающихся подготовкой специалистов к воспитательно-образовательной работе с подрастающим поколением, должна быть ориентирована на формирование духовно-нравственных- основ гражданственности и патриотизма личности.

В связи с этим, основные подразделения вуза разрабатывают стратегию, концепции и варианты технологии решений; осуществляют исследования, подтверждающие эффективность тех или иных организационных форм патриотического воспитания студентов., ведут углубленный социокультурный и научно-исследовательский анализ современных условий и патриотического воспитания молодежи в нем.

Патриотическое воспитание будущих специалистов начинается с мотивации, так как в скором времени им самим придется осуществить эту работу в специфичных условиях социально-культурной сферы (клуба, библиотеки, творческих центров и т.д.). Можно утверждать, что патриотическое воспитание – это комплексная педагогическая проблема, включающая в себя блоки: знаний и умений, базирующиеся на принципах адекватности сознания и поведения; равновесия эмоционального и рационального.

Теперь мы можем сформулировать некоторые задачи патриотического воспитания студентов вуза культуры:

Сохранение и развитие народных традиций;

Внимательное отношение к прошлому своей страны;

Сохранение преемственности между прошлым и настоящим;

Организация образовательно-воспитательного процесса в вузе, имеющего патриотическую направленность в масштабах страны, а не только отдельных социальных институтов;

Понимания, что денационализированное население не может внести вклад ив общечеловеческую культуру («если не принадлежишь своему Отечеству, не принадлежишь человечеству»);

Оптимальное взаимоотношение национального и зарубежного в образовании, воспитании, развитии;

Единство патриотического воспитания с экономическими и политическими проблемами и связанным с ними религиозными верованиями и мировоззренческими установками.

Отечественные ученые приходят к выводу, что Россия стоит перед выбором нового пути: ее внутреннее положение в последние десятилетия усугубляется обостренными глобальными проблемами. Поэтому в качестве задач выдвигаются иногда такие, к которыми трудно относиться однозначно - это формирование «новой ментальности», «нового типа личности» и «общечеловеческого (иногда общеевропейского) самосознания». Личностно-ориентированная педагогика, имеющая место быть в работе преподавателей вуза, как правило, предполагает, что центром внимания в воспитании и образовании должен быть человек, его самобытная развивающая личность. Против этого есть контраргументы: в центре внимания должен быть коллектив, коллективное сознание, поведение, деятельность. Личность не должна быть замкнута в себе, а должна входить в систему мира, подчиняться его законам. (В. Зеньковский).

Таким образом патриотизм и интернационализм лежат в основе национальной идеи как мотива организации национально-ориентированного образования и воспитания молодежи. Эта идея глубоко укоренена в русской национальной традиции, и это закономерно, так как. каждый народ имеет право на самобытность, но сохранение национальной самобытности не может привести к безразличию к общечеловеческому.

Решение проблемы воспитания патриотизма, гражданственности у молодежи в современных условиях в сфере духовно-личностного, ведет к возрождению патриотизма как духовной и социальной ценности, основы укрепления новой российской государственности.

Так, например, К.Д. Ушинский, говоря о патриотизме отмечал, что «…только варварам свойственно не иметь истории». Русский религиозный философ И.А. Ильин, касаясь проблем патриотического воспитания, высказывал мысль, что нужно стремится к тому, чтобы ребенок с раннего возраста знал своих национальных героев, подражал им.

Патриотическое воспитание молодежи, ориентированное на дружбу народов, толерантность, веротерпимость сегодня требует новых подходов, т. к. часть вопросов здесь законодательно не урегулирована, существующая нормативная база не имеет четкой системы, а само патриотическое воспитание в эпоху глобальных перемен требует пересмотра форм и методов работы с населением, особенно молодежью; возврату к оправдавшим себя формам работы и популяризации новых.

Следовательно, патриотизм – это не только глубокое нравственное чувство любви к Родине, но и преданность лучшим ее традициям и обычаям. Это нравственное чувство позволяет молодежи прикоснуться к памятным страницам истории своего Отечества, края, города, своей семьи. Семья - первый наставник в патриотическом и гражданско-правовом воспитании молодежи: как относятся родители к своей Родине, так и дети к ней относятся. Уважительное отношение родителей к культурным ценностям, накапливаемым векам, к своей народу, к истории страны, к своим корням, непременно повторяется в детях.

В число задач входят: изучение истории, теории и практики патриотического воспитания, сохранение и развитие культурного наследия, культуры межэтнического и межконфессинального общения в новых условиях. И это вполне закономерно, так как в вузах России учатся студенты и аспиранты из Ближнего и Дальнего зарубежья, которые находят общий язык в процессе обучения и творчества, обогащают друг друга знаниями иных культур.

Этому способствуют Музеи истории вузов. В них находятся экспозиции, посвященные роли студентов и преподавателей в Великой Отечественной войне, способствующие повышению гражданственности и патриотизма, утверждению правовых норм в современном развивающемся обществе.

В творческих вузах, к которым относится МГУКИ, на практике ведется программа «Сохранения и развития культурного наследия, реализуются педагогически адаптированные в творческом процессе студентов и аспирантов и имеющие патриотическую направленность фольклорные песенные ансамбли, ансамбли народных инструментов и т. д..

С населением ведется практическая работа студентов и выпускников, вносящих личный вклад в возрождение глубокого чувства патриотизма, гражданственности и толерантности и тем самым оказывающих влияние на развитие гражданского общества.

Для успешной работы им требуются глубокие и разносторонние знания и умение их применять на практике. В личностном отношении: быть не только профессионалом в своей области, но и проводником патриотического воспитания, воздействовать на других на основе творческого подхода. Развитие личности, гражданина и патриота, любящего свой народ, свою страну, игнорирующего культуру других народов – процесс сложный, многоаспектный, требующий знания и умения владеть различными методами и формами работы с людьми.

Для этого создаются специальные программы для детей и юношества, включающие в себя: музыкально-песенные фестивали, творческие конкурсы одаренной молодежи; вокальных, инструментальных, хоровых коллективов, молодежного театра песни; спортивно-зрелищных, коллективов традиционно-песенного творчества. Кроме того, кафедрами организуются встречи на литературно-художественных средах в вузе с известными композиторами-участниками войны, писателями-фронтовиками; посещение музеев ВОВ, музеев истории Отечества.

В период обучения в вузе студенты на творческих экспериментальных площадках участвуют в работе и руководстве кружками, секциями, объединениями по интересам, руководят хором патриотической песни. Это помогает выпускникам, работающим в социокультурной сфере, стать творческими личностями, которые и к патриотическому воспитанию населения относятся как творческому процессу, основанному на таких общечеловеческих качествах как любовь, свобода, духовность, творчество.

Итак, патриотизм можно рассматривать в единстве с гражданственностью. Государство заинтересованно в том, чтобы его граждане принимали основные идеи, традиции и нормы, активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности, в его разностороннем развитии (социально-экономическом, социально-культурном, оборонном и т.д.), отставили бы его национальные интересы. И это закономерно особенно в настоящее время, однако, приходится признать, что сложности в этом процессе неизбежны, так как в России длительно разрушались основы гражданского и патриотического воспитания молодежи. А сейчас мы пришли к тому, что нужно создавать базу духовно-нравственного единства страны, укреплять ее гражданственность, активизировать методы, приемы и средства формирования гражданско-патриотической направленности воспитания образовательной деятельности школ всех видов студий и внешкольных учреждений.

Автор: Котова Ирина Евгеньевна, методист МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества №1» г.Старый Оскол
Описание материала: Методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию школьников предназначены для вожатых, педагогов-организаторов с целью повышения духовно-нравственных качеств, развития патриотических чувств к родине, родному краю. В методических рекомендациях приведена краткая информация о формах и методах гражданско-патриотического воспитания.
Возрастная категория: 5-11 классы

Гражданско-патриотическое воспитание – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны. В формирование такой гражданской личности, которая сочетает в себе правовую, нравственную, политическую культуру, должна внести ощутимый вклад школа. Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов. Но реализовать гражданско-патриотическое воспитание нельзя без знаний форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи гражданско-патриотического воспитания:
1.Воспитывать в школьниках любовь и уважение к своей родине, стране, к народным героям;
2.Чтить историческую память поколений;
3.Формировать у детей чувство ответственность за будущее страны;
4.Развивать ученическое самоуправление;
5.Обучать государственной терминологии, символам России;
6.Изучать историю родного края
7.Повышать уровень духовно-нравственного развития
Реализовывать задачи гражданско-патриотического воспитания школьников должны не только учителя истории, но и старшие вожатые, педагоги-организаторы.
Вожатый должен создать условия, которые позволят учащимся проявить свою гражданскую позицию, реализовать свои идеи и интересы, а главное с интересом изучать историю родного края и страны.
Для развития гражданско-патриотического воспитания, вожатый должен знать:
1)Конвенцию о правах ребенка;
2)Возрастную психологию
3)Социальную педагогику;
4)Основы творческой, культурно-досуговой деятельности
5)Возрастные особенности школьников
6)Историю России, родного края
Что касается реализации культурно-досуговой программы для гражданско-патриотического воспитания школьников, то массовые мероприятия должны стать знаменательным событием в жизни школы. Желательно, если тематика праздника, идеи будут рождаться совместно с учащимися.
Решение поставленных задач может быть достигнуты через определенные формы и методы.
Одной из форм решения задач, является экскурсии по музеям города. Можно считать, что это одна из самых любимых форм учащихся школ. Но, использовать такую форму нужно системно. Для посещения музея необходимо разработать программу. Перед посещением необходимо провести инструктаж (поведение в музее, основы дорожного правила на дорогах), провести небольшой экскурс о музее, рассказать о его направленности, для того, чтобы школьникам было легко воспринимать информацию экскурсовода. Далее – непосредственно сама экскурсия по музею. В завершении этой формы, необходимо подвести итоги, сделать анализ (это могут быть письменные или устные впечатления учащихся о экскурсии).
Еще одна из форм - это тимуровские акции. Такая форма воспитывает в детях чувство заботы, уважения к пожилым людям.
Военно-спортивные мероприятия - метод, который позволит повысить физическое развитие школьников, формировать здоровый образ жизни, выявлять волевые качества. Такие мероприятия возможно проводить на праздник 23 февраля, 9 Мая.
Одним из значимых методов гражданско-патриотического воспитания являются: викторины, семинары, тематические выставки, литературные гостиные. В русской литературе многие писатели посвятили свои произведения войне (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков).
Конечно, обязательно нужно устраивать встречи с ветеранами. Это позволит учащимся пообщаться воочию с теми, кто побывал на фронте. Задать вопросы о тяжелом времени, обсудить со старшим поколением будущее страны.
Организация гражданско – патриотического воспитания школьников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества. Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес и окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее. И все это может быть реализовано и решено только в том случае, если старшие вожатые, педагоги-организаторы в образовательных учреждениях работают организуют воспитательный процесс систематизировано.

Список литературы:
1.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
2.Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование у молодежи ценностного отношения к своему отечеству, развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовности к ее защите. Данная цель разделяется на образовательные, воспитательные и развивающие подцели . Образовательная цель заключается в том, чтобы раскрыть школь­никам общечеловеческие и общегражданские политические ценност­ные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного веде­ния дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи.

Воспитательная цель проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также вы­соких морально-политических качеств: порядочности, морально-по­литической чистоплотности в отношениях с людьми, к обществен­ному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответствен­ности, политического чутья, критичности, способности исправлять свои ошибки.

Развивающая цель гражданско-патриотической ра­боты с детьми вытекает из образовательной и воспитательной функ­цией. Гражданско-политическое познание и деятельность формиру­ют способность политического мышления, умения каждый обще­ственно важный факт, событие осмыслить с позиций нового полити­ческого мышления

Цели гражданского и патриотического воспитания реализу­ются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных воз­можностей и особенностей детей. В младших классах у детей формируются самые общие представления о Родине, других странах и народах. Учащиеся средних и старших классов усваивают патриотические знания в более осмысленной форме. Однако устойчивая гражданская позиция формируется только тогда, когда знания будут эмоционально пережиты, иметь личностную значимость для учащихся, и в итоге приобретут форму устойчивых взглядов.

В современном мире вся атмосфе­ра общественной и личной жизни людей насыщена политической ин­формацией, противоречивыми установками, оценками, ценностны­ми ориентациями. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В то же время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира. Задачи патриотического воспитания носят комплексный характер. Их решение опирается на интеллектуальное, физическое, моральное воспитание школьников, сочетается с другими частями и направлениями воспитательного процесса.

Задачи гражданско-патриотического воспитания :

· школа должна добиваться усвоения учащи­мися системы знаний по вопросам государства и права;

· воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в не­обходимости их выполнения;

· прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права свои личные, государственные и обще­ственные;

· вырабатывать активную гражданскую по­зицию у воспитанников, нетерпимость к нарушителям правопорядка.

Говоря о содержании гражданского воспитания необходимо отметить, что оно включает в себя:

Во-первых, воспитание гражданина и патриота как воспитание человека долга.

Во-вторых, воспитание гражданина и патриота как воспитание человека, осознающего потребность и необходимость служения своему народу.

В-третьих, воспитание гражданина и патриота как воспитание личной причастности каждого к своей семье, месту рождения, жительства.

В-четвертых, воспитание гражданина и патриота как человека, уверенного в необходимости активного участия в трудовой и общественной дея­тельности.

В-пятых, воспитание гражданина и патриота как воспитание законопослушного человека, глубоко осо­знающего необходимость соблюдения зако­нов своей страны и порядка, регламенти­рованного этими законами. Это, прежде всего, вос­питание уважения к государству, государ­ственному устройству, к представителям государственной службы и, в конечном счете, к народу, к людям.

В-шестых, мы понимаем воспитание гражданина и патриота как воспитание человека высокой духовности.

Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана. Естественно-математические дисциплины сегодня прямо выходят на про­блемы глобальной политики. Предметы общественно-политического и гуманитарного циклов раскрывают перед учащимися картину закономерно развивающего­ся человеческого общества, переходящего от одной цивилизации к другой. Большое политико-воспитательное значение для школьников име­ют уроки художественно-эстетического цикла - литература, изоб­разительное искусство, музыка.

Гражданские качества личности (ответственность, справедливость, толерантность, готовность идти на компромисс, коммуникабельность и т.д.) формируются в процессе участия в общественно полезной работе, деятельности органов самоуправления школы и различных самодеятельных общественных организаций; выполнение социально значимых обязанностей в классе. Ус­тановлена взаимосвязь между уровнем развития у учащихся указанных выше гражданских качеств личности, граждан­ских компетенций и степенью социаль­ной активности школьников.

Обучение и разнообразные формы внеклассной работы позволяют учителям и классным руководителям проводить многогранную воспитательную работу по формированию их патриотической осведомленности и культуре международных отношений.

Вопросы и задания

1. Определите понятие «гражданско-патриотическое воспитание» школьников.

2. В чем состоит особенность цели гражданско-патриотического воспитания.

3. Приведите пример выбора форм воспитательной работы в соответствии с задачами и содержанием гражданско-патриотического воспитания.


Похожая информация.


Гражданское и патриотическое воспитание

в условиях модернизации образования.


Торохтий Владимир Свиридович,

доктор педагогических наук, профессор,

декан факультета социальной педагогики

Московского городского психолого-педагогического университета

Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.

В ходе реформы были достигнуты: гуманизация образования, инновационность обучения, делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Государство перестало масштабно контролировать образовательный процесс - отсутствует цензура. Образовательным учреждениям была предоставлена свобода выбора. Государственными образовательными стандартами общего среднего и высшего профессионального образования предусмотрены: национально-региональный компонент, вузовский компонент, школьный компонент, ученический компонент, дисциплины по выбору студента.

Фактически, уходя из образовательного пространства, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина. И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированны на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения.

Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.

На этом фоне актуальность гражданского воспитания в детской и молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политики государства. Реализация государственных программ, направленных на воспитание человека, как гражданина своей страны, требуют переосмысления всей педагогической и социальной деятельности государственных институтов, сопричастных с воспитанием и образованием детей и молодежи. И одним из важных элементов огромной системы социального воспитания является организационный потенциал социально-педагогическими деятельности всех социальных институтов.

Необходимость усиления внимания к проблемам гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования определяется рядом обстоятельств:

  • обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.
  • необходимостью осмысления учащимися процессов, протекающих в обществе, образовании, в изменении самого человека,
  • усилением гуманитаризации содержания образования,
  • непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин,
  • введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;
  • изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;
  • вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения,
  • созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт гражданского воспитания, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В-А.Караковский, С.Н.Лысенкова, Е.А.Ямбург и другие.

Опыт работы ОУ гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.

Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.

Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Подлинность того и другого определяется участием в жизни общества и государства. Гражданственность является нравственно-политическим качеством личности, нравственным критерием которого является патриотизм.

Основная воспитательная задача гражданского воспитания – это не только привитие любви к Родине, но и формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за будущее своей страны .

Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие ценности с учетом национальных особенностей, тогда как в реальной жизни он зачастую сталкивается с разнообразными нравственными ориентирами, с отсутствием нравственного стержня.

Так Л.С. Выготский говорил: "Годы подростничества - годы формирования подростка, в первую очередь его общественно-политического миросозерцания…". Это годы, когда решение проблем " которые выдвигает перед подростком сама жизнь, и решительное вступление его в качестве активного участника в эту жизнь, требует для своего разрешения развития высших форм мышления … содержание мышления становится внутренним убеждением говорящего, направленностью его мыслей, его интересом, нормой его поведения, его желанием и намерением…".

Важнейшим в социально-педагогической деятельности гражданского воспитания является организация целенаправленного взаимодействия молодежи с окружающей социальной средой и социальной действительностью. Так как «никто не может жить в обществе и быть от него свободным», можно добавить, что в обществе должно быть реализовано не просто право свободного выбора своего жизненного пути, но и должна быть предоставлена возможность для проявления своих способностей. Молодежь должна быть востребована обществом.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание.

Становление гражданского общества является основной целью гражданского воспитания и является приоритетным в социальной политике государства .

Возникновение гражданского общества детерминировано разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - её политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни.

Воспитательная система, традиционно сложившаяся в образовательных учреждениях страны, не обладая возможностью быстрого переустройства, распалась и во многом подменилась узким предметным обучением; налицо резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодёжной среде. Современные исследователи проблем воспитания отмечают, что сегодня гражданский облик учащихся весьма противоречив. Для части молодежи характерна достаточно высокая социальная активность: участие в неформальных группах, митингах, демонстрациях и т.д.; в то же время очевидна растерянность перед сложными идейно-политическими проблемами, противоречиво отражаемыми в разных средствах информации.¹

Как показали результаты опроса, в последние годы заметно изменились ценностные ориентации, мировоззрение молодежи в целом. Если в конце 90- х годов школьники в качестве примеров проявления патриотизма называли имена П. Корчагина, З. Космодемьянской, Ю.Гагарина, то в наши дни общественный идеал получает иную направленность. Старшеклассники в ряды героев ставят людей предприимчивых, богатых, влиятельных, суперменов. Причем, положительное отношение к предпринимательству старшие школьники объясняют тем, что не хотят, как их родители, весь день работать на государственном предприятии, не получая зарплаты. Они считают, что предприниматель работает на себя и умеет организовать работу так, чтобы получать большую прибыль.

Сравнительный анализ направленности профессиональной деятельности показывает, что более 10 лет назад большинство учащихся мечтали быть космонавтами, врачами, инженерами, учеными: “Чтобы приносить пользу людям”. Причем в качестве основного мотива своего выбора старшеклассники указывали мотив интересов общества, государства, других людей.

Среди современных старшеклассников проявляются мировоззренческая индифферентность, анархические настроения, нежелание участвовать в организованных формах воспитательной работы.

Сложившееся положение, по мнению Н.Е.Щурковой, является следствием распространения в обществе квазиценностей, таких как “сила”, “мистика”, “богатство”, “секс”, “индивидуализм” и их пропаганды в средствах массово информации, что породило растерянность и пассивность педагогов страны».1

Растерянность и пассивность педагогов страны порождена еще и тем, что “сверху” уже не задаются точные идеологические установки, не предлагается набор добродетелей, которыми должен обладать молодой человек, нет и привычной жесткой структуры контрольных органов, не позволяющих сбиться с общего пути.

В такой сложной социально - психологической обстановке возникает острая необходимость научно-теоретического пересмотра педагогических позиций.

В то же время профессиональная подготовка учителя в системе вузовского образования не отвечает педагогическим запросам времени. Будущего педагога целенаправленно не подготавливают к формированию личности гражданина, которому предстоит жить в современном демократическом обществе, правовом государстве и быть счастливым в этой жизни. Анализ вузовских учебников педагогики¹, который мы провели с целью отследить отражение проблем гражданского воспитания в вузовских учебниках педагогики, выявил следующее. В основных для студентов 90-х годов учебниках “Педагогика” Ю.К. Бабанского (1983г.) и И.Ф. Харламова (1990г.) такого направления в содержании воспитания, как гражданское, нет. Такая же картина характерна для многих учебников и учебных пособий по педагогике последнего десятилетия. Так, не выделяют гражданское воспитание в основных направлениях содержания воспитания П.И. Пидкасистый (Педагогика, Москва 2004 г., допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям), В.С. Безрукова («Педагогика», Екатеринбург, изд. ”Деловая книга”1996г.), Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин («Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по базовому курсу “ Психология и педагогика», Ростов - на- Дону.,1999г.), Н.К. Степаненков («Педагогика», Минск., 2001). Б.Т. Лихачев в своем учебнике педагогики (М.,2000г.) выделяет гражданское воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе как отдельную тему, но не дает определения данному понятию, а лишь очерчивает рамки понятия вопросами политического, патриотического и интернационального, правового воспитания. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов дают определение термину «гражданское воспитание» (”Педагогика”- М.:Школа-Пресс,1998) и выделяют его как отдельное направление содержания воспитания: “Содержание гражданского воспитания в школе и в семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.”. И.П. Подласый («Педагогика», М., Гуманитарный издательский центр “ Владос”, 2000) определяет подготовку человека к выполнению своей роли гражданина как цель воспитания и выявляет конкретные качества и обязательства гражданина.

Таким образом, можно согласиться с Н.Е. Щурковой, которая утверждает о призрачной профессиональной подготовке к организации тонкого и сложного воспитательного процесса: «небольшое количество времени, отведенное на подготовку специалиста в области воспитания, вынуждено тратиться лишь на изучение азов по организации некоторых форм работы с детьми вне урочной деятельности. Такая постановка дела сама по себе формирует у студента - педагога ложное представление о разрыве обучения и воспитания, об автономности этих процессов и независимости их друг от друга, а ещё хуже, о приоритетности обучения над воспитанием и второсортности воспитательного процесса в сопоставлением его с процессом обучения».

О низком уровне подготовки студентов педагогических вузов к осуществлению гражданского воспитания школьников свидетельствуют также исследования О.П. Песоцкой и Н.А. Вахрушевой.

Отсутствие целевой установки на необходимость осуществления специальной работы по гражданскому воспитанию приводит к тому, что данная цель выпала в практике современных школ из воспитательных планов, учебных программ, деятельности организаторов воспитательной работы, учителей-предметников.

Между тем, рассматривая гражданское воспитание как систему профессиональной деятельности педагога, мы неизбежно выходим на проблему целеполагания. По В.А. Сластенину, цель является «системообразующим фактором педагогического процесса»; с ним солидарен и Б.Т. Лихачев, заявляющий: «Центральным звеном всякой педагогической системы являются цели воспитания детской личности».

Мы считаем недостаточным использование общих форм воспитательной работы со студентами в процессе занятий, проведения практики и других мероприятий, напротив, необходима система работы по гражданскому воспитанию, включающая активное использование возможностей процесса модернизации образования, в частности, полного использования вузовского компонента и дисциплин по выбору, включая такие дисциплины как, например, «Теоретические основы гражданского воспитания», «Формы и методы гражданского воспитания подростков» и другие.

Исходя из сказанного выше, подчеркиваем, что вопросы цели гражданского воспитания и содержания гражданского воспитания неразрывно связаны, их невозможно расчленить, решать отдельно, это синкретическое единство, не поддающееся разъединению, а элементы его - отдельному и независимому существованию друг от друга, и практическая реализация одного из этих вопросов в автономности своей бесплодна. Убедиться в этом можно уже сегодня, обращаясь к анализу воспитательной работы тех школ, которые, забыв о цели воспитания, разрабатывают внедрение содержание гражданского воспитания и низкими результатами своего профессионального труда дискредитируют идею содержания гражданского воспитания. “Воспитательные воздействия, как бы они не были хороши сами по себе, не обеспечивают глубоких и прочных результатов, если применяются от случая к случаю, вне системы” (Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности целостного учебно – воспитательного процесса. - М.,1993).

Только определив цель, можно очертить нормативное содержание гражданского воспитания. Однако, как показывает анализ реального состояния гражданского воспитания старшеклассников в целостном педагогическом процессе школы, необходимость системного, целевого подхода к управлению процессом формирования гражданственности старшеклассников в практике современной школы не выполняется. В учебно - воспитательных планах обследованных нами пяти школ, планах классных руководителей, календарно - тематических и поурочных планах учителей - предметников, учебных программах по предметам вопросы гражданского воспитания учащихся или не отражались вообще, или редко и бессистемно.

Не искусственные увязки обучения с воспитанием, а правильная организация учебно-познавательной деятельности учащихся, умелое использование содержания учебного материала и соответствующих этому содержанию технологий обучения способствуют формированию гражданственности старшеклассников.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования гражданина. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития процесса гражданского воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы гражданского воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс воспитания, искажения его подлинной человеческой природы, прагматизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию юного гражданина выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие процесса воспитания гражданина, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не сле¬пого их воспроизведения, а творческого использования. «Собственное» не исходно, а производно, хотя, став таковым, оно приобретает важнейшую функцию внутри дальнейшего процесса формирования деятельности индивида (В.В. Давыдов, 1986, -С. 48).

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка (С.Л. Рубинштейн, 1976, -С. 191), организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие гражданской позиции — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности» (Л. И. Божович, Т. Е. Конникова, 1967).

Как справедливо указывал Л. С. Выготский, «учитель с научной точки зрения — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником» (1982, т. I, с. 192).

Такой подход к построению процесса гражданского воспитания, как активного целенаправленного формирования личности гражданина, согласуется с методологической установкой ОУ на оценку роли общества и места растущего человека в становлении его личности.

Управление процессом гражданского воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности старшеклассника. Это означает, что на определенном этапе развития личность гражданина может продвигаться дальше как самостоятельно, так и под руководством взрослых, в сотрудничестве с более умными «сотоварищами». Целенаправленное формирование личности юного гражданина предполагает ее проектирование (термин введен А. С. Макаренко 1957, т. 5, -С.9), но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии; с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Такое формирование нередко предполагает и соответствующее коррегирование, т. е. выправление, улучшение тех или иных качеств личности гражданина. Ибо, как отмечал А. С. Макаренко, «каким бы цельным ни представлялся человек, в порядке широкого отвлечения, все же люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал для воспитания и выпускаемой нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен. Общие и индивидуальные черты личности в отдельных живых явлениях образуют бесконечно запутанные узлы» (I960, т. 5, с. 466).

Но при этом не уменьшается, а, наоборот, возрастает роль общего проекта, роль целенаправленно организованной системы воспитания гражданина. Не может быть колебаний, писал А. С. Макаренко, — стремиться ли к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых. «Я допускал «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым».

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее гражданского воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение учащегося, подростка в организованную взрослым деятельность, в процесс которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения старшеклассников.

Таким образом, основными социально-педагогическими качествами, лежащими в основании развития гражданственности учащихся, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.

Воспитание гражданственности не протекает изолированно от всего процесса воспитания личности. Анализ природы гражданственности показывает, что в личности она выступает в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими качествами. Следовательно, говорить об особой сущности процесса воспитания гражданственности, отличной от сущности всего процесса воспитания личности в целом, будет неверно. Речь может идти лишь о некоторых особенностях этого процесса, вытекающих из своеобразия жизненных явлений, обстоятельств, педагогических условий и факторов, воздействующих на формирование гражданственности.

Анализ же педагогической и методической литературы, наблюдения за работой учителей средних школ показывают, что воспитанию гражданина, формированию его личностных качеств в процессе учебно-познавательной деятельности уделяется недостаточное внимание. Как результат, готовность учителей к реализации воспитывающей и развивающей функций процесса обучения находится на низком уровне. Учителя оставляют воспитание “на потом”, на внеклассную работу, забывая при этом, что одна из главных задач воспитания - воспитание активного гражданина - требует взаимосвязанных и дополняющих друг друга разносторонних знаний (как научных, так и идейных, нравственных и т.д.), положительного отношения к ним и опыт высоконравственного поведения, которые возможны только в преднамеренной, целенаправленной, систематической, длительной, охватывающей всех детей, всесторонней деятельности.

Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция учащегося возникает не как итог некоторых «педагогических воздействий» или даже их системы, а в результате организации общественной практики, в которую он включен. Только в контексте целостного опыта старшеклассника внутри его практических взаимоотношений все, без исключения, «воздействия» на него приобретают то или иное педагогическое значение.

Данные, полученные в исследованиях Д. И. Фельдштейна показывают, что одновременное участие детей в социально признаваемой деятельности постоянных и временных коллективных объединений, составляющих в целом единый многоплановый коллектив, придает личностным интересам школьников новую дополнительную ценность, ориентируя их на решение социально значимых задач.

Каковы же современные механизмы формирования гражданственности у учащихся образовательных учреждений ?

Важнейшим механизмами формирования гражданственности, реализуемыми образовательными учреждениями, является социально-педагогическая деятельность с молодежью и накопленный опыт в сфере социального воспитания. Для России эта область является достаточно новой. Как обособленный, профессиональный вид деятельности, социальная педагогика формируется последние 10-15 лет, но именно она охватывает все необходимые для формирования полноценной личности, сферы жизнедеятельности.

Привлечение подростков к совместной деятельности со старшими членами организации в социальных проектах коллектива школы способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.

Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Это связанно в первую очередь с сильной загруженность учащихся, как в школе, так и на дополнительных занятиях, с элементарной усталостью от занятий, от сидения за партой. Необходима организация различных форм и видов деятельности – сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.

1. Лекционные занятия лучше проводить в неформальной обстановке, в форме групповых обсуждений, семинаров, коллоквиумов на заданную тему. Таким образом, решается сразу две задачи: выявляется первоначальный уровень знаний ребят на определенную тему, и в дальнейшем в ненавязчивой форме преподносится новый учебный материал.

2. Эффективным направлением является туристско-краеведческая деятельность - походы, во время которых проводятся психологические тренинги и совместные обсуждения с кратким обзором истории и традиций данного края.

3. Участие в восстановительных работах при храмах и церквях формирует у подрастающего поколения духовную сферу, приобщает к истории величия и значимости России в мировом пространстве.

4. Важным элементом гражданского воспитания является формирование адекватных представлений о собственных правах и обязанностях, о власти и властных отношениях в расширяющейся системе социальных институтов (семья, учебные заведения и т.д.).

5. Проведение учебного курса «Гражданское воспитание в современных условиях» включающий в себя ряд дисциплин: политология, экономика, история России, экономическая и социальная география, Отечественная литература, Москвоведение (для ОУ Московского региона) и др.

Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем, поможет сформировать чувство ответственности перед страной, обществом в котором мы живем.

Творческая работа в ОУ дает возможность не только для самореализации личности, но и приобщают к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность перед обществом.

Можно привести примеры мероприятий, проводимые современной школой в рамках гражданского воспитания учащихся :

Сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;

Выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;

Участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;

Забота о местных ребятах: обучение их разнообразным играм, песням, творческим делам, проведение таких дел вместе с ними; например, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, игры «Город веселых мастеров», веселой спартакиады;

Забота старшеклассников о малышах: организация детской площадки, показ диафильмов, изготовление игрушек на трудовой фабрике;

Забота (вместе с местными ребятами) о взрослых жителях, например с помощью сюрпризов;

Помощь в сельскохозяйственных работах, в охране природы, в озеленении.

Каковы же основные пути гражданского воспитания?

Гражданское воспитание– это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

Компетентностный подход в гражданском воспитание предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского воспитание (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий).

Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:

  • Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
  • Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
  • Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
  • Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
  • Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Поскольку гражданская компетентность выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для ее становления не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому стандарты в гражданском воспитание должны строиться на принципиально иных основаниях и, прежде всего, не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры. Пока создать такие стандарты, стандарты нового поколения, не удалось, и до тех пор, пока они не появятся, внедрение стандартов в учебный процесс недопустимо.

В связи с этим возникает несколько вопросов:

Во-первых о роли учебных дисциплин в гражданском образовании.

Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других).

Предметы социально-гуманитарного цикла дают учащимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Независимо от того, избран ли сквозной вариант преподавания предметов этого цикла (один предмет, проходящий через весь период обучения), либо их рациональное сочетание по ступеням образования (последовательно сменяющие друг друга предметы), эти предметы должны являться основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны как с другими предметами, так и с внеучебной деятельностью учащихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни ОУ. В этом плане урок может и должен стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательном учреждении, либо анализ опыта гражданского действия и поведения.

Во вторых, о роли учебного заведения в гражданском образовании.

Воспитать гражданина, члена демократического общества, возможно только в демократическом ОУ, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни школы, колледжа, вуза. Уроки граждановедения или обществознания не способны сами по себе сформировать гражданина, тем более, если отношения в учебном заведении не являются демократическими. Гражданское воспитание – это своего рода социальный проект для всего учебного заведения. Демократический уклад, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.

Значительно углубляет и расширяет демократический уклад жизни привнесение в него опыта участия ребенка в образовательных и социальных пространствах вне учебного заведения. Это требует тесной связи школ и вузов с учреждениями дополнительного образования, социальными и общественными организациями.

В-третьих, вопрос подготовки педагогов к реализации идей гражданского образования.

От того, какой педагог придет в учебное заведение, зависит качество гражданского воспитание, характер уклада жизни этого заведения.

Учитель не только сам должен быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у своих учеников.

Решить эту задачу можно только совместными усилиями всех педагогических образовательных учреждений. При этом педагогические университеты (институты, факультеты) должны выступать системообразующим фактором, объединяющим и координирующим деятельность педагогических классов средних школ, педагогических колледжей (училищ), системы последипломного образования учителей, а также общественных центров, исследующих проблемы гражданского образования. Условием эффективной реализации основных задач гражданского воспитание в вузах является создание системы адресной подготовки преподавателей высшей школы – координаторов гражданского образования.

В-четвертых, вопрос формирования гражданской позиции у учащихся ОУ .

Гражданская позиция формируется в результате рефлексии оснований (компонентов) гражданских действий и поступков (как своих, так и чужих). При этом эмоциональный компонент, на наш взгляд, имеет важное значение, так как позволяет еще до осознания дать (прочувствовать) оценку событию.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском поведении человека.

Гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредственно с ними связана, так как основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой. Поэтому формирование гражданской позиции – это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них – свой народ и страну.

Одним из главных чувств в формировании гражданина является чувство гордости за свою страну, ее историю, народ.

Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за нее.

Воспитание патриота по своей сути гуманистично, так как его основой являются любовь и уважение – чувства, формирующиеся с детства на протяжении жизни человека. Сначала это любовь к матери, к отчему дому, с годами становящаяся более зрелой и дополняющаяся любовью к своему краю, городу, где человек живет, перерастающее в любовь к Родине, уважение к ее истории, гордость за свой народ и желание его защищать.

В-пятых, вопрос формирования чувства гражданской ответственности, долга, совести.

Гражданская ответственность включает в себя осознание и положительное отношение человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю готовность наиболее полно соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности являются критика безнравственных проявлений, взаимопомощь, умение мобилизовать себя и других на противодействие асоциальным проявлениям. Гражданская ответственность находит наиболее полное выражение в чувстве гражданского долга.

Наиболее специфическим саморегулятором гражданского поведения человека является совесть. Совесть - это не только чувство вины, стыда за содеянное во вред другим людям, но она и побуждает к свершению высоконравственных поступков. Сфера влияния совести шире, чем сфера гражданского долга.

В неразрывной связи с понятием долга находятся понятия гражданской чести и достоинства. В них в отличие от понятия "долг", где нравственные требования выражены в форме "надо", моральное требование выполняется ради сохранения и поддержки престижа в глазах других людей. Чувство собственного достоинства - это отраженный и преобразованный социальный интерес и потребность в гуманном отношении ко всякой личности, т.е. "опосредованный интерес других" (А.И.Титаренко). Чувство собственного достоинства не только помогает оценивать характер нравственной ситуации, но и служит импульсом для поступков с четкой ценностной ориентацией.

Уровень гражданской воспитанности старшеклассников, профессиональная зрелость педагога и методический инструментарий воздействия на личность - вот те три основных показателя, которые, по нашему мнению, достоверно отражают эффективность деятельности педагога по формированию у старшеклассников гражданской позиции.

На наш взгляд в число основных задач педагогических учебных заведений могут быть включены:

  • Развитие у будущих педагогов (учителей) ключевых компетентностей, необходимых для успешной реализации идей гражданского воспитание.
  • Проектирование образовательной среды педагогического учебного заведения как пространства накопления, обогащения опыта гражданского самоопределения и становления гражданственности специалиста.
  • Разработка и обоснование модели гражданского воспитание в вузе (ценности, цели, содержание, технологии, условия и ресурсы) при непременном учете региональной специфики.
  • Разработка и внедрение в учебный процесс курсов и модулей, связанных с подготовкой будущих педагогов как активных участников процесса демократизации школы, в том числе формирования демократического уклада школьной жизни, осуществляя при этом тесное сотрудничество со школами и другими учебными заведениями, прежде всего, с теми, где ведется активная работа в этом направлении.
  • Акцентирование и обогащение граждановедческой проблематики в содержании психолого-педагогических, общегуманитарных и специальных учебных дисциплин.
  • Создание информационного обеспечения гражданского воспитание: интегративных курсов, учебных модулей, различных программ практики, банка данных, ориентированных на становление педагога-гражданина.
  • Разработка критериев и показателей эффективности гражданского воспитание и диагностического инструментария для отслеживания динамики становления ключевых гражданских компетентностей будущего педагога.

Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве важнейшего ценностного приоритета достижение на личностном уровне массового масштаба реальных образцов одобряемого обществом правового поведения, соблюдение нравственных норм и толерантности в деловых, межнациональных, межличностных и межконфессиональных отношениях.

Наиболее эффективным является привлечение к активной совместной деятельности в области гражданского и патриотического воспитания, непосредственно с подросткового возраста.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

Из опыта работы по Формированию гражданско – патриотического

воспитания школьников соц педагога Тихоненко Анастасии Валерьевны

Вступление

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа» . Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020годы».

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его

Причиной столь заметного падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе , второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников, третьей причиной называют ненормальную обстановку в семье. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству.

По словам президента РФ В.В. Путина, гражданско-патриотическим воспитанием « нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.»

Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач :

· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

· воспитание толерантности;

· формирование чувства гражданского долга;

· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Мне бы хотелось более подробно рассказать о направлениях, формах и методах гражданско-патриотического воспитания, основываясь на воспитательной работе, проводимой в течение трех лет со своим классом и учащимися в школе.

Основная часть

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной р
аботы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

Усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

Использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020годы»:



Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия :

В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

Функционирует система дополнительного образования;

Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

Развивается музейная работа;

Развивается школьное ученическое самоуправление;

Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир», танцевальный ансамбль, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру че­ловека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином сво­его Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые по­зволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые ком­петентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Культура общения», «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, проис­ходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики по­зволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подрост­ки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражда­нина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).

Тематические классные часы;

Ведение курса обществознание с 6 по 11 класс;

Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;

Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

Кружковая работа;

Проведение общешкольных мероприятий;

Экскурсии по городам Крыма;

Военно- спортивная игра «Зарница»;

Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.

Составляющими системы патриотического воспитания являются :

    формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,

    массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.

    деятельность средств массовой информации.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.

Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

    утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

    формирование ведущих интегративных качеств личности;

    воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;

    воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ по следующим направлениям:

    Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).

    Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.

    В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.

    В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Для работы с детьми в школе использую различные технологии : исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность.

Формы работы : д еловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Заключение

…чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей деятельности как социального педагога. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.