Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Христос воскресе! (о пасхальных традициях). Что можно загадать на Пасху: волшебная сила Христова воскресения! Покататься на лошадях

Вот и закончился Великий пост. Отметив такие значимые дни, как Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота, мы встречаем Пасху - Воскресение Христово. И не забывайте, что впереди - пасхальная неделя!

Пасхальное празднество только начинается

С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гуляния и длятся целую пасхальную неделю. В основе традиции празднования пасхальной недели лежит религиозное поверье православных людей о том, что в день Воскресения Христа взошедшее на небо солнце опускается за горизонт только спустя неделю. В пасхальную неделю празднование меняет свой колорит.

Вспомните, что начинается пасхальное действо в церкви за ночным богослужением с пасхальным огнем и утренним колокольным звоном. Потом празднование переходит в этап разговения после Великого поста за праздничными хлебосольными столами с непременными символами Пасхи: освященными куличами, творожными пасхами, крашеными яйцами. А вечером воскресения празднование переходит в стадию гуляний и приобретает уличный массовый характер. Обычно люди выходят на площади городов и сел, нарядно одетые. Массовые гуляния сопровождаются музыкой, танцами, хороводами, обрядами, играми.

Пасхальная Неделя имеет ряд дополнительных названий: Светлая, Великая, Велико-Денская, Красная Неделя, Светлая Седмица. Сами названия уже каким-то образом говорят о характере пасхальной недели и ее значении в череде религиозных праздников.

Пасхальные обычаи верующих

Каждый день в течение всей пасхальной недели в православных храмах проводятся пасхальные литургии. Врата алтаря и дьяконские двери все это время должны оставаться открытыми. Этим символизируется то, что воскресший Христос открыл для верующих двери Царства Небесного.

Еще один обычай пасхальной недели - обходы всех селений прихода церковным причтом, во главе которого шли богоносцы с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики. Если приход был большой, то священники обходили деревни несколько дней. Шествие было исполнено торжественности и начиналось в центральном селе, где была церковь. По ходу ее шествия к процессии присоединялись селяне, и все шли к часовне, где священник служил молебен. Затем причт следовал от дома к дому, где их встречали с пасхальными яйцами и куличом. В каждом доме священник служил молебен, кадил, кропил все вокруг святой водой. После обхода селения иконы и хоругви передавались крестьянам-богоносцам, пришедшим за ними из соседней деревни. А на следующий день на рассвете процессии собиралась и шла в соседнюю деревню, совершать церковный причт в ней.

По вечерам перед сном на пасхальной неделе следует не просто помолиться перед иконой, а и прочесть хвалебные молитвы и песнопения в честь Иисуса Христа и Богородицы. К образам подносят канунчик - небольшой кувшинчик с медом и 2 восковые свечки, которые должны гореть всю ночь на помин усопших. Пасхальные молебны должны были защитить людей от бед и несчастий, принести благополучие в семьи и достаток в хозяйство. Считалось, что на Пасхальной неделе Господь на радостях дает людям благодать.

Пасхальные поминальные дни

На Пасхальной неделе принято поминать усопших. Для этого существует 2 дня - Пасхальный понедельник и Пасхальный четверг. Но это совершенно не противоречит радостному духу праздника по случаю Воскресения Христа. Считается, что души усопших в эти дни временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми тоже порадоваться празднику, и тем самым они как бы получают надежду на собственное воскресение. Поминание не проводится в церквях, поминать усопших полагается на кладбище. По приметам в эти дни нельзя шить, чтобы не зашить умершим глаза, нельзя стирать, чтобы не замутить воду перед умершими.

Пасхальные обряды

Пасхальная неделя является символом возрождения, обновления жизни. И поэтому на этот период припадает много обрядов, которые связаны с заключением браков. Конечно, главные инициаторы и участники таких действий - молодежь. С Пасхальной недели начинаются "брачные" гулянья парней и девушек, а также проводятся смотрины, традиции проведения которых отличны в зависимости от области проживания.

Например, смотрины могли проходить так. Девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу и… играли в бачу: брали длинную, украшенную росписью палку и сбивали ею установленную на земле деревянную фигурку. За их ловкостью, точностью и меткостью наблюдали парни и все желающие, что давало основание понять, какая из девушек самая-самая. Существовал и такой вариант смотрин. Девушки, одевшись во все новое, собирались на площадь перед церковью и стояли там некоторое время всем напоказ. Затем девушки садились на коней и катались на них по селу.

В Пасхальную неделю принято совершать и всякие магические действия, которые должны приблизить замужество: писать записки с именами предполагаемых женихов или устраивать разные гадания.

Пасхальные игры и забавы

Всю Пасхальную неделю нужно ездить друг к другу в гости, угощаться праздничной трапезой, танцевать, петь хоровые песни, веселиться и радоваться жизни. В традициях празднества - несколько популярных пасхальных игр и забав.

1. Хоровод. Старинная народная забава, когда люди берутся за руки и, образуя замкнутый круг, водят под музыку хоровод, меняя после каждого куплета направление кружения. Постепенно музыка убыстряется, и хороводное кружение убыстряется в ритме с ней, и соответственно все чаще хоровод меняет направление кружения.

2. Выбери невесту. Эта игра чем-то похожа на детскую игру ручеек. Девушки становятся в два ряда, образуя собой коридор, вдоль по которому ходят "молодцы". Их задача проста - выбрать понравившуюся девушку и увести ее из "коридора". А потом проводится процедура "сватовства", когда парень, держа девушку за руку, расспрашивает подруг о ее достоинствах. Если, выслушав отзывы, парень целует девушку, то с этого момента они считаются женихом и невестой на весь период весенне-летних гуляний.

3. Катание яиц. Это игра с крашеными яйцами. Первый раз она проводится в Пасху. Но и в течение всей Пасхальной недели в нее продолжают играть. По правилам игры выбирается невысокий пригорок на земле или устанавливается наклонно какой-то деревянный лоток. Внизу полукругом раскладываются яйца всех участников игры. Каждый участник скатывает свое яйцо вниз с горки с задачей - сбить с места чье-нибудь яйцо. Сбитое яйцо присваивается себе, как "трофей", а игру продолжает другой участник. Если скатившееся яйцо не сбило ни одного яйца, владелец теряет его, и оно остается на кону. Становится понятно, насколько важна для этой игры оригинальная роспись яиц, чтобы их легко можно было отличить. Кроме азартности и веселья эта игра имела и магический смысл: считалось, что катание яиц по озими, способствует пробуждению и оплодотворению земли и дает надежду на хороший урожай.

4. Качели. Катание на качелях было всегда самым популярным и любимым развлечением на Пасхальной неделе. Главные участники, конечно, молодежь, а остальные - увлеченные зрители. Девушки садятся на качели первыми. Если качели парные, то парень, желающий покататься с девушкой, садится на качели следом за ней. Если качели не парные, то парень катает девушку с земли. Существовала традиция, по которой девушки в благодарность за катание давали парням крашеные яйца. Катание на качелях сопровождалось припевкой:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься -
Потом повенчаешься.

Фомино воскресенье

Заканчивается Пасхальная неделя на восьмой день, в Фомино воскресенье. Свое название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который сначала не поверил в чудо Воскресения Христова - Фома Неверующий.

Этот день еще называют: Антипасха или Красная Горка. По церковной традиции Антипасха - значит день, подобный Пасхе, и празднуется так же радостно. В этот день последний раз служится пасхальная литургия, и закрываются царские врата. А название Красная горка он получил потому, что игры и гулянья в этот день проводились на пригорках, где раньше других растаял снег — красных (красивых) горках. Красная горка символизирует полный приход весны.

В Фомино воскресенье пасхальное празднование достигает своего пика. В этот день планируется самое большое веселье со всеми пасхальными играми и забавами, повсеместно проводятся многолюдные балаганы. По народному обычаю к Красной горке принято назначать свадьбы. Старинная русская пословица гласит: "Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется". Поэтому участие в гуляньях незамужних парней и девушек считалось обязательным, а отказ от участия считался дурной приметой.

А после Фомина воскресенья начинается Фомина неделя. Но это уже совсем другая история…

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ (неделя перед Пасхой)

Понедельник . В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей.

Вторник. Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков.

Среда. Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры. В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

Четверг - в Великий Четверг советовали подстригать в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось грехом), а девушкам - кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия. - В этот день готовят четверговую соль: ее прокаливают на сковороде, и соль приобретает лечебные свойства. Желательно эту соль освятить в Храме. - Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. - С этим днем связано много традиций. В Великий Четверг убирали в домах, все мыли и чистили. Принято было собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считается, что целебный можжевеловый дым защищает человека и «животинку» от нечисти и болезней. - Бытовало и такое поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняют от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищает домашний скот от сглаза.

Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы. - С утра в Четверг начинали печь куличи, бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху. - В Чистый четверг следует пересчитать деньги три раза, чтоб весь год «водились» деньги. - Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль», т.е. Великого Четверга. Ею вы можете лечить себя, а также своих родных и близких. Этой солью делают обереги для семьи, скота, огорода, дома и т.д. - В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность - от коровы до курицы - и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства. В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней. - Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается». -Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого Четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Умываются для красоты и богатства. Если девушка не может выйти замуж, нужно то полотенце, которым она вытерлась в Чистый Четверг, отдать людям на Пасху, тем, которые просят милостыню, вместе с крашенками и куличом. После этого вскоре выходят замуж.

Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках, чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами, они обладают целебной силой. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи.

Пятница. Кулинария в этот день спорится. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», - говорят набожные люди. В пятницу обметают углы тряпкой, эта тряпка поможет избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирают ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая в пятницу перед Пасхой, поможет вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски.

Суббота. Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу – только символически, после чего шли спать. Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц должны быть закончены до Светлого Воскресения.

Вот и закончился Великий пост. Отметив такие значимые дни, как Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота, мы встречаем Пасху — Воскресение Христово. И не забывайте, что впереди — пасхальная неделя!

Пасхальное празднество только начинается

С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гуляния и длятся целую пасхальную неделю. В основе традиции празднования пасхальной недели лежит религиозное поверье православных людей о том, что в день Воскресения Христа взошедшее на небо солнце опускается за горизонт только спустя неделю. В пасхальную неделю празднование меняет свой колорит.

Вспомните, что начинается в церкви за ночным богослужением с пасхальным огнем и утренним колокольным звоном. Потом празднование переходит в этап разговения после Великого поста за праздничными хлебосольными столами с непременными символами Пасхи: освященными куличами, творожными пасхами, крашеными яйцами. А вечером воскресения празднование переходит в стадию гуляний и приобретает уличный массовый характер. Обычно люди выходят на площади городов и сел, нарядно одетые. Массовые гуляния сопровождаются музыкой, танцами, хороводами, обрядами, играми.

Пасхальная Неделя имеет ряд дополнительных названий: Светлая, Великая, Велико-Денская, Красная Неделя, Светлая Седмица. Сами названия уже каким-то образом говорят о характере пасхальной недели и ее значении в череде религиозных праздников.

верующих

Каждый день в течение всей пасхальной недели в православных храмах проводятся пасхальные литургии. Врата алтаря и дьяконские двери все это время должны оставаться открытыми. Этим символизируется то, что воскресший Христос открыл для верующих двери Царства Небесного.

Еще один обычай пасхальной недели — обходы всех селений прихода церковным причтом, во главе которого шли богоносцы с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики. Если приход был большой, то священники обходили деревни несколько дней. Шествие было исполнено торжественности и начиналось в центральном селе, где была церковь. По ходу ее шествия к процессии присоединялись селяне, и все шли к часовне, где священник служил молебен. Затем причт следовал от дома к дому, где их встречали с пасхальными яйцами и куличом. В каждом доме священник служил молебен, кадил, кропил все вокруг святой водой. После обхода селения иконы и хоругви передавались крестьянам-богоносцам, пришедшим за ними из соседней деревни. А на следующий день на рассвете процессии собиралась и шла в соседнюю деревню, совершать церковный причт в ней.

По вечерам перед сном на пасхальной неделе следует не просто помолиться перед иконой, а и прочесть хвалебные молитвы и песнопения в честь Иисуса Христа и Богородицы. К образам подносят канунчик – небольшой кувшинчик с медом и 2 восковые свечки, которые должны гореть всю ночь на помин усопших. Пасхальные молебны должны были защитить людей от бед и несчастий, принести благополучие в семьи и достаток в хозяйство. Считалось, что на Пасхальной неделе Господь на радостях дает людям благодать.

Пасхальные поминальные дни

На принято поминать усопших. Для этого существует 2 дня – Пасхальный понедельник и Пасхальный четверг. Но это совершенно не противоречит радостному духу праздника по случаю Воскресения Христа. Считается, что души усопших в эти дни временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми тоже порадоваться празднику, и тем самым они как бы получают надежду на собственное воскресение. Поминание не проводится в церквях, поминать усопших полагается на кладбище. По приметам в эти дни нельзя шить, чтобы не зашить умершим глаза, нельзя стирать, чтобы не замутить воду перед умершими.

Пасхальные обряды

Пасхальная неделя является символом возрождения, обновления жизни. И поэтому на этот период припадает много обрядов, которые связаны с заключением браков. Конечно, главные инициаторы и участники таких действий — молодежь. С Пасхальной недели начинаются «брачные» гулянья парней и девушек, а также проводятся смотрины, традиции проведения которых отличны в зависимости от области проживания.

Например, смотрины могли проходить так. Девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу и… играли в бачу: брали длинную, украшенную росписью палку и сбивали ею установленную на земле деревянную фигурку. За их ловкостью, точностью и меткостью наблюдали парни и все желающие, что давало основание понять, какая из девушек самая-самая. Существовал и такой вариант смотрин. Девушки, одевшись во все новое, собирались на площадь перед церковью и стояли там некоторое время всем напоказ. Затем девушки садились на коней и катались на них по селу.

В Пасхальную неделю принято совершать и всякие магические действия, которые должны приблизить замужество: писать записки с именами предполагаемых женихов или устраивать разные гадания.

Пасхальные игры и забавы

Всю Пасхальную неделю нужно ездить друг к другу в гости, угощаться праздничной трапезой, танцевать, петь хоровые песни, веселиться и радоваться жизни. В традициях празднества — несколько популярных пасхальных игр и забав.

1. Хоровод. Старинная народная забава, когда люди берутся за руки и, образуя замкнутый круг, водят под музыку хоровод, меняя после каждого куплета направление кружения. Постепенно музыка убыстряется, и хороводное кружение убыстряется в ритме с ней, и соответственно все чаще хоровод меняет направление кружения.

2. Выбери невесту. Эта игра чем-то похожа на детскую игру ручеек. Девушки становятся в два ряда, образуя собой коридор, вдоль по которому ходят «молодцы». Их задача проста – выбрать понравившуюся девушку и увести ее из «коридора». А потом проводится процедура «сватовства», когда парень, держа девушку за руку, расспрашивает подруг о ее достоинствах. Если, выслушав отзывы, парень целует девушку, то с этого момента они считаются женихом и невестой на весь период весенне-летних гуляний.

3. Катание яиц. Это игра с крашеными яйцами. Первый раз она . Но и в течение всей Пасхальной недели в нее продолжают играть. По правилам игры выбирается невысокий пригорок на земле или устанавливается наклонно какой-то деревянный лоток. Внизу полукругом раскладываются яйца всех участников игры. Каждый участник скатывает свое яйцо вниз с горки с задачей — сбить с места чье-нибудь яйцо. Сбитое яйцо присваивается себе, как «трофей», а игру продолжает другой участник. Если скатившееся яйцо не сбило ни одного яйца, владелец теряет его, и оно остается на кону. Становится понятно, насколько важна для этой игры оригинальная роспись яиц, чтобы их легко можно было отличить. Кроме азартности и веселья эта игра имела и магический смысл: считалось, что катание яиц по озими, способствует пробуждению и оплодотворению земли и дает надежду на хороший урожай.

4. Качели. Катание на качелях было всегда самым популярным и любимым развлечением на Пасхальной неделе. Главные участники, конечно, молодежь, а остальные – увлеченные зрители. Девушки садятся на качели первыми. Если качели парные, то парень, желающий покататься с девушкой, садится на качели следом за ней. Если качели не парные, то парень катает девушку с земли. Существовала традиция, по которой девушки в благодарность за катание давали парням крашеные яйца. Катание на качелях сопровождалось припевкой:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься —
Потом повенчаешься.

Фомино воскресенье

Заканчивается Пасхальная неделя на восьмой день, в Фомино воскресенье. Свое название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который сначала не поверил в чудо Воскресения Христова – Фома Неверующий.

Этот день еще называют: Антипасха или Красная Горка . По церковной традиции Антипасха — значит день, подобный Пасхе, и празднуется так же радостно. В этот день последний раз служится пасхальная литургия, и закрываются царские врата. А название Красная горка он получил потому, что игры и гулянья в этот день проводились на пригорках, где раньше других растаял снег - красных (красивых) горках. Красная горка символизирует полный приход весны.

В Фомино воскресенье достигает своего пика. В этот день планируется самое большое веселье со всеми пасхальными играми и забавами, повсеместно проводятся многолюдные балаганы. По народному обычаю к Красной горке принято назначать свадьбы. Старинная русская пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется». Поэтому участие в гуляньях незамужних парней и девушек считалось обязательным, а отказ от участия считался дурной приметой.

А после Фомина воскресенья начинается Фомина неделя. Но это уже совсем другая история…

Приметы Светлого воскресенья

Наши предки свято верили, что пасхальные дни-вещие дни. И примечали все до тонкости. А события, происходящие на Пасху, считали исполненными особого мистического смысла.

Начиная с Чистого четверга, из дому (квартиры) до наступления Пасхиничего никому не отдают ни в долг, ни как подарок. Иначе туго будет с деньгами. А вот если в Чистый четверг трижды пересчитать всю имеющуюся наличность - будете жить безбедно.

Самая известная примета - на Пасху нужно обязательно одеть обновку , тогда весь следующий год проведете в достатке и при прибылях
. А еще, надевая новое платье или костюм, можно загадать самое сокровенное желание: оно непременно сбудется.

В Пасху, встречаясь с родными и близкими, принято троекратно целоваться и говорить при этом: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!» Однако муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке, а вот родителям и детям это не возбраняется.

Как только в Пасхальное утро услышите звон церковных колоколов, проговорите трижды: «Христос воскресе, а моей семье здоровья, моему дому богатство, моему полю урожай. Аминь.»

Не забудьте на Пасху первое умывание сделать водой, оставленной для этого с Чистого четверга , положив в нее что-нибудь серебряное. Это обеспечит вам здоровье и долголетие.

На Пасху нужно избегать любых конфликтов, ссор, выяснений отношений, но хорошо помириться с человеком, с которым долго были в ссоре.

Считается, что ребенок, родившийся в Пасхальную неделю, а тем более в Пасху, будет не только удачлив и отменно здоров, но и достигнет высоких чинов.

Не забудьте в Пасхальную ночь принести домой воды из колодца (или хотя бы налить из крана). Ею окропляют комнаты. Особенно тщательно - детскую. Таким образом изгоняются грехи, дурные мысли, злые наговоры.

Хорошо кататься в Пасху (да и во все дни Светлой седмицы) на качелях. Это называлось ритуалом овевания. Говорят, ветерком во время качания все грехи сдувают.

Считается, что Пасхальные дни до самого Вознесения Христова, сатана в аду лежит, не шелохнется. А Христос по земле ходит.

В авожский район расположен на юго-западе Удмуртской Республики в бассейне реки Вятки. Это традиционно удмуртская территория, на которой русские поселения появились не ранее XVIII века. Русские переселенцы из Вятского, Сарапульского и Елабужского уездов Вятской губернии обосновывались вблизи удмуртских деревень, а иногда и в самих деревнях, но обязательно через символическую границу (за логом, за речкой и т. д.), а также осваивали территории, дотоле пустовавшие. Значительное количество среди них составляли старообрядцы.

На территории Вавожского района сохранилось несколько песенных реликтов, в том числе уникальные образцы качельных песен. В других районах Удмуртии с качанием на качелях обычно связано исполнение лирических и шуточных песен, припевок и частушек, но только в Вавожском районе бытовали специальные песни, сопровождающие этот процесс. Термин «качельные песни» является условным, поскольку традиционного названия для данных песен зафиксировать не удалось. Однако стоит упомянуть, что из уст исполнителей по отношению к ним всё же прозвучало слово присказульки . Как удалось выяснить, на территории Вавожского района все жанры музыкального фольклора делятся на собственно песни и присказульки . Последними исполнители называют образцы фольклора несерьезного содержания, исполняющиеся особым образом, близким к мелодекламации.

Качание на качелях - обряд весеннего цикла, истоки которого лежат в мифологических представлениях дохристианской эпохи о весне как о переходном времени пробуждения, обновления жизни. Качание на качелях в этот период должно было стимулировать плодородные силы природы, благотворно влиять на урожай, на появление потомства у людей и животных. Сами качели, сооружение и разборка которых регламентировались определенными сроками, являлись материальным символом конкретного - весеннего - календарного периода. Качели (качель ) ставили каждый год заново мужчины и парни непосредственно в день Пасхи на открытом пространстве посреди деревни или за околицей, на опушке ближайшего леса. Как правило, качели стояли с Пасхи до Вознесения, однако в деревнях со старообрядческим населением их разбирали сразу после пасхальной недели.

Способы изготовления качелей были разными. Обычно в землю врывали два огромных столба, укрепленных деревянными распорками. Сверху между столбами прикручивалась или прибивалась большими железными штырями перекладина, к которой привязывали длинные, достаточно толстые веревки. Между ними укладывали широкую доску. Чтобы веревки не скользили, на доске вырезали зазубрины. В большинстве описанных вариантов доску располагали перпендикулярно перекладине. В качестве опоры могли использоваться и близко расположенные друг к другу стволы деревьев, тогда перекладину клали в естественные пазы между стволом и крепкой веткой. В некоторых случаях веревки привязывали непосредственно к толстым веткам, растущим горизонтально. Позднее, по воспоминаниям информантов, «качели-то некому стало делать вот, в войну-то, так по лабазам ужо делали. Там переводы большие, новые веревки кладовшик-от даст, привязывают-от и качались».

Время начала качания на качелях строго регламентировано: «С утра, значит, с красными яйцами христосовались, а потом в середине дня начиналось уже качание на качелях». В последующие дни пасхальной недели качаться можно было уже в любое время суток, но, как правило, ближе к вечеру.

У качелей обычно собиралась местная молодежь и подростки, привлеченные желанием поиграть, побалагурить, покрасоваться друг перед другом. Девушки надевали лучшие платья, причем на Пасху было принято надевать всё новое. Парни стремились продемонстрировать свою ловкость и силу, раскачивая девушек все выше и выше, «чуть ли не до солнышка». Ситуация солнышка , весьма опасная, возникала в том случае, когда качели проворачивались вокруг своей оси.

На доске качелей усаживалось несколько девушек, обыкновенно двое, спинками друг к другу, а двое парней раскачивали их, встав по обеим сторонам доски и держась за веревки. Главная интрига этого действия заключалась в возможности узнать у девушек имя их симпатии. Раскачивали девушек до тех пор, пока они не откроют свой секрет, не скажут имя жениха. Получив ответ, парни останавливали качели.

Все действие сопровождалось смехом, возгласами, и, конечно, песнями. Важно отметить, что в Вавожском районе именно с Пасхи начинали водить хороводы, а открывали хороводный цикл качельные песни: «Начинали с «Красного яичушка». Начинали с качелей и все уже хороводные пели». Если сведения о качании на качелях зафиксированы повсеместно, то песни, сопровождавшие это действие, удалось записать далеко не везде, поскольку помнят их лишь немногие.

Первым опубликованным образцом качельных песен, записанным на территории Удмуртии, считается текстовая запись Г.Е. Верещагина, датируемая началом XX века. Указание на место записи отсутствует, однако вопрошающий зачин, который присутствует во всех зафиксированных на территории Вавожского района образцах, позволяет отнести эту запись к вавожской традиции.

Красное яичко!
Скажи жениха.
Не скажешь ты его -
Закачаем тебя.
До верхнего до бревна,
До высокого коня.

По мнению исследователя, «красным яичком» «называется боязливая девушка, которая просит качать легче или остановиться. «Красным яичком» считается более приличным называть девушку во всю светлую Седмицу (на неделе Святой Пасхи)» [см. Библиографию, № 1, с. 208].

Яйцо - древнейший символ плодородия, весеннего солнца, несущего жизнь. С яйцами совершают обрядовые действия на Пасху - кладут их на божницу, катают с гор, обмениваются ими и т. д. Этот символ дополнен мотивом качания, которое, как и всякое действие, изображающее подъем, наделяется продуцирующими свойствами.

В вышеприведенном тексте обращают на себя внимание этнографические подробности качания - до верхнего бревна, высокого коня , то есть до конька крыши.

В другом образце мотив качания связан с брачной тематикой, заигрыванием парня с девушкой:

Закачаем, залучаем,
За себя взамуж возму.

Употребленное здесь слово залучать выступает в значении завлекать, заманивать .

Практически во всех текстах качельных песен устойчиво присутствует брачная тема. Появляется образ голубка - влюбленного молодца, уронившего сапог и просящего девушку его поднять. Используется в тексте и свадебный термин дары , девушка должна успеть их вышить ко времени проведения базара, на котором традиционно проходила «ярмарка невест». Качество вышитой одежды играло не последнюю роль в ситуации выбора невесты.

Летел голубок,
Уронил сапожок.
- Подай, девица, сапог,
Подай, красная, сапог,
- Недосуг подавать,
Надо дары вышивать,
Надо дары вышивать,
На базар поспевать.
[Женихов выбирать].

Обращает на себя внимание цветовая палитра песен. Красный, желтый и зеленый цвета даются в разных сочетаниях.

Красненько яичушко,
Желтенько желтышушко...

Красненькё яичушко,
Зелёненькё желтышушко...

Подобное сосредоточение в небольшом по масштабу тексте названий цветов может выражать особые, ярко эмоциональные переживания участников качельного действа:

В красненькой рубашке,
В зелененьких штанишках,
На березовом сучке -
Тут и твой женишок.

Березовый сучок, упоминаемый в данном тексте, указывает на то, что деревом, на котором устанавливались качели, могла быть береза. Кроме того, этот образ может быть истолкован и с точки зрения эротической символики.

Мотив вопрошания, присутствующий во всех качельных песнях, сближает их с другими календарно приуроченными песнями, весенне-летними игровыми хороводами, а также с песнями святочных гаданий «Имею».

Таким образом, тексты качельных песен, в которых с этнографическими подробностями описывается качание на качелях, восходящее к обрядовым практикам, и наличествует брачная тематика, соответствуют основным характеристикам календарного жанра, а диалогический характер изложения, наряду с использованием некоторых малоупотребительных, устаревших слов свидетельствуют об их достаточно раннем происхождении.

Записанные тексты качельных песен поются на один напев, основанный на вариантном повторении интонационно-ритмического звена. В его основе лежит тетрахорд в кварте. Равномерная ритмика, продиктованная производимым действием - качанием, организует поэтический текст, образуя построения восьмивременной протяженности. В зависимости от объема поэтического текста песни содержат от 6 до 17 построений.

Стоит отметить, что в песенной традиции Вавожского района на напев качельных песен исполняются тексты еще одного календарного жанра - святочных гаданий «Илею».

Между гаданиями «Илею» и качельными песнями обнаруживаются аналогии не только в звуковом плане, но и в кинетическом. Исполнение и тех и других сопровождается длительным равномерным движением. В качельных песнях это раскачивание, а в святочных гаданиях - трясение собранных в специальную емкость колец.

Пели качельные песни молодые девушки, как сидевшие на качелях, так и наблюдавшие за процессом. С точки зрения интонирования этих песен единства не существует, однако в большинстве случаев оно приближено к тонированно-речевому. Следующий за основным текстом вопрос «Скажи, кого любишь?» или «Скажи, кто твой жених?» произносится говорком.

Интересно отметить, что на территории Кизнерского района, граничащего с Вавожским, исследовательницей Р.А. Чураковой зафиксировано существование аналогичного жанра в удмуртской песенной традиции. Качели в удмуртских деревнях также ставили молодые парни на Пасху, выбирая для них возвышенное место. Вечерами вплоть до Троицы молодежь качалась на них с пением песен. Специальные качельные песни (зезиран гур ) были обнаружены только в д. Вичурка. В текстах записанных песен содержатся образы, имеющие эротический смысл. Явно просматриваемое сходство в бытовании и оформлении качельных песен у русских и удмуртов может свидетельствовать о том, что рассматриваемая территория была общим для обоих народов пространством, в котором складывался жанр качельных песен.

Традиция качания на качелях с пением песен на сегодняшний день ушла из живого бытования, оставшись только в воспоминаниях старожилов, но сами качели пока не забыты, на них еще с удовольствием качаются и дети, и молодежь. Иногда еще можно встретить ситуацию, когда парни у девушек в процессе качания допытываются: «Ну-ка, скажи, кого любишь?»

Предстоящие четыре пасхальных выходных дня - отличная возможность хорошо отдохнуть и повеселиться, но в праздники вы не должны забывать об осторожности. Особенно это касается школьников и людей среднего возраста. Обобщенные страховым акционерным обществом BTA Baltic Insurance Company (в дальнейшем БТА) данные, указывают, что именно в эти выходные возрастает количество полученных травм.

Для того, чтобы праздник не превратился в нервозность и беспокойное ожидание у врачебного кабинета, директор Департамента подписания балтийских рисков БТА Иво Данче призывает не забывать об осторожности. Исходя из часто встречающихся травм, он предлагает обратить особое внимание на следующие ситуации.

Неосторожное катание на качелях

Пасхальные качели притягивают детей как магнит, да и взрослые используют эту возможность раз в год от души покататься на качелях. К сожалению, следование этой веселой традиции - как следует покататься на качелях, чтобы летом не кусали комары, заканчивается в кабинете у травматолога.

«Зачастую, увидев качели, как дети, так и взрослые сразу садятся и начинают раскачиваться. Однако, прежде всего следует оценить их состояние, особенно если вы находитесь в незнакомом месте и ничего не можете знать о качелях. Очень часто после зимы качели впервые используются на Пасху, а за зиму веревки и деревянные элементы качелей могут прийти в негодность, потерять прочность, а во время катания оборваться. Это приводит к падению и травмам», - рассказывает о часто встречающемся сценарии получения заявлений на возмещение И. Данче. Осторожным следует быть и с металлическими качелями, особенно, если на улице холодно, и вы катаетесь в тканевых перчатках. Перчатки скользят по сухой металлической поверхности, и когда качели взлетают вверх, существует риск не удержаться.

Отчаянные игры

Даже если погода на Пасху не совсем теплая, этот праздник воспринимается как посланник весны. День, который хочется провести на природе, поиграть с детьми или заняться физической активностью. Статистика несчастных случаев показывает, что многие взрослые переоценивают свою спортивную форму и без специальной подготовки пытаются сделать трюки, которые они делали несколько лет назад. Это приводит к серьезным травмам, таким как переломы рук и ног. Особенно это актуально для тех, кто зимой не занимался спортом.

«Поэтому перед тем, как залезать на дерево, прыгать через препятствия, кувыркаться или прыгать на батуте, каждый должен задать себе вопрос: «Действительно ли я нахожусь в хорошей физической форме и смогу ли это сделать?» Вряд ли, что нужно рисковать ради этого», - побуждает к обдуманным действиям И. Данче.

Особенно внимательно, не так, как обычно, надо следить за детьми, если праздник намечается в большой группе гостей и детей. Сорванцы быстро подвигнут остальных детей на «подвиги», заставляя удивляться родителей последних, почему их настолько рассудительный отпрыск пытался проверить толщину льда на пруду.

Беспечная подготовка к празднику

Насколько кажется невероятным, но получение многих серьезных травм связанно именно с подготовкой к празднику. Например, заявление на возмещение было подано в связи с травмой глаза, полученной при обрезании гелевых ногтей с помощью ножниц, или, когда уселись на горячую плойку. Ожоги, полученные при приготовлении праздничных блюд, на этом фоне выглядят обычной мелочью.

«Такие несчастные случаи происходят потому, что на праздники мы хотим расслабиться, не напрягаться по поводу повседневных вещей и теряем бдительность. От этого нет универсального рецепта. Просто будьте внимательны, и, делая что-то, думайте на несколько шагов вперед», - говорит И. Данче, напоминая, что никто не защищен от несчастных случаев. Однако, непредвиденных расходов на лечение можно избежать с приобретением полиса страхования от несчастных случаев. Полис страхования БТА от несчастных случаев покрывает такие риски, как дорожно-транспортные происшествия, полученные при физическом нападении или в быту травмы, укусы собак и кошек, травмы, полученные в связи с сельскохозяйственными работами или, занимаясь зимними видами спорта, и даже если сломался зуб во время еды.

Страховое акционерное общество «BTA Baltic Insurance Company» является одним из ведущих страховых обществ в Балтии, которое предлагает широчайший спектр страховых услуг, не связанных со страхованием жизни, в Латвии, Литве и Эстонии. В Балтийских странах, в ВТА работает более 1 000 сотрудников. «Vienna Insurance Group AG», опыт работы в страховой отрасли на протяжении 200 лет, является крупнейшим акционером ВТА. Более 50 предприятий в 25 странах входят в группу VIG, а в ней работают 25 000 сотрудников. «Vienna Insurance Group AG» является явным лидером на своих основных рынках в Европе, имеет высокую оценку финансовой стабильности - «Standard & Poor’s» А+ (stable outlook), а его акции котируются на Венской и Пражской биржах.

Дополнительная информация:
Элина Расмане
Директор Департамента маркетинга и общественных отношений
САО «BTA Baltic Insurance Company»
Эл. почта: elina.

Фото из архива сайт

Обычаи проведения пасхальной недели

30 апреля закончится Великий пост. Отметив такие значимые дни, как Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота, мы встретим 1 мая Пасху — Воскресение Христово. И не забывайте, что впереди — пасхальная неделя!

С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гулянья. И длятся целую пасхальную неделю. В основе традиции празднования пасхальной недели лежит религиозное поверье православных людей о том, что в день Воскресения Христа взошедшее на небо солнце опускается за горизонт только спустя неделю. В пасхальную неделю празднование меняет свой колорит. Вспомните, что начинается пасхальное действо в церкви за ночным богослужением с пасхальным огнем и утренним колокольным звоном. Потом празднование переходит в этап разговения после Великого поста за праздничными хлебосольными столами с непременными символами Пасхи: освященными куличами, творожными пасхами, крашеными яйцами. А вечером воскресения празднование переходит в стадию гуляний и приобретает уличный массовый характер. Обычно люди выходят на площади городов и сел, нарядно одетые. Массовые гулянья сопровождаются музыкой, танцами, хороводами, обрядами, играми. Пасхальная неделя имеет ряд дополнительных названий: Светлая, Великая, Велико-Денская, Красная неделя, Светлая Седмица. Сами названия уже каким-то образом говорят о характере пасхальной недели и ее значении в череде религиозных праздников.

Обычаи верующих

Каждый день в течение всей пасхальной недели в православных храмах проводятся пасхальные литургии. Врата алтаря и дьяконские двери все это время должны оставаться открытыми. Этим символизируется то, что воскресший Христос открыл для верующих двери Царства Небесного. Еще один обычай пасхальной недели — обходы всех селений прихода церковным причтом, во главе которого шли богоносцы с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики. Если приход был большой, то священники обходили деревни несколько дней. Шествие было исполнено торжественности и начиналось в центральном селе, где была церковь. По ходу ее шествия к процессии присоединялись селяне, и все шли к часовне, где священник служил молебен. Затем причт следовал от дома к дому, где их встречали с пасхальными яйцами и куличом. В каждом доме священник служил молебен, кадил, кропил все вокруг святой водой. После обхода селения иконы и хоругви передавались крестьянам-богоносцам, пришедшим за ними из соседней деревни. А на следующий день на рассвете процессия собиралась и шла в соседнюю деревню совершать церковный причт. По вечерам перед сном на пасхальной неделе следует не просто помолиться перед иконой, а прочесть хвалебные молитвы и песнопения в честь Иисуса Христа и Богородицы. К образам подносят канунчик - небольшой кувшинчик с медом и две восковые свечки, которые должны гореть всю ночь на помин усопших. Пасхальные молебны должны были защитить людей от бед и несчастий, принести благополучие в семьи и достаток в хозяйство. Считалось, что на Пасхальной неделе Господь на радостях дает людям благодать.

Поминальные дни

На пасхальной неделе принято поминать усопших. Для этого существует два дня - пасхальный понедельник и пасхальный четверг. Но это совершенно не противоречит радостному духу праздника по случаю Воскресения Христа. Считается, что души усопших в эти дни временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми тоже порадоваться празднику, и тем самым они как бы получают надежду на собственное воскресение. Поминание не проводится в церквях, поминать усопших полагается на кладбище. По приметам в эти дни нельзя шить, чтобы не зашить умершим глаза, нельзя стирать, чтобы не замутить воду перед умершими.

Пасхальные обряды

Пасхальная неделя является символом возрождения, обновления жизни. И поэтому на этот период припадает много обрядов, связанных с заключением браков. Конечно, главные инициаторы и участники таких действий — молодежь. С пасхальной недели начинаются «брачные» гулянья парней и девушек, а также проводятся смотрины, традиции проведения которых отличны в зависимости от области проживания. Например, смотрины могли проходить так. Девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу и… играли в бачу: брали длинную, украшенную росписью палку и сбивали установленную ею на земле деревянную фигурку. За их ловкостью, точностью и меткостью наблюдали парни и все желающие, что давало основание понять, какая из девушек самая-самая. Существовал и такой вариант смотрин. Девушки, одевшись во все новое, собирались на площадь перед церковью и стояли там некоторое время всем напоказ. Затем они садились на коней и катались по селу.

В пасхальную неделю принято совершать и всякие магические действия, которые должны приблизить замужество: писать записки с именами предполагаемых женихов или устраивать разные гадания.

Игры и забавы

Всю пасхальную неделю нужно ездить друг к другу в гости, угощаться праздничной трапезой, танцевать, петь хоровые песни, веселиться и радоваться жизни. В традициях празднества — несколько популярных пасхальных игр и забав.

1. Хоровод. Старинная народная забава, когда люди берутся за руки и, образуя замкнутый круг, водят под музыку хоровод, меняя после каждого куплета направление кружения. Постепенно музыка убыстряется, и хороводное кружение убыстряется в ритме с ней, и, соответственно, все чаще хоровод меняет направление кружения.

2. Выбери невесту. Эта игра чем-то похожа на детскую игру «Ручеек». Девушки становятся в два ряда, образуя собой коридор, по которому ходят «молодцы». Их задача проста - выбрать понравившуюся девушку и увести ее из «коридора». А потом проводится процедура «сватовства», когда парень, держа девушку за руку, расспрашивает подруг о ее достоинствах. Если, выслушав отзывы, парень целует девушку, то с этого момента они считаются женихом и невестой на весь период весенне-летних гуляний.

3. Катание яиц. Это игра с крашеными яйцами. Первый раз она проводится в Пасху. Но и в течение всей пасхальной недели в нее продолжают играть. По правилам игры, выбирается невысокий пригорок на земле или устанавливается наклонно какой-то деревянный лоток. Внизу полукругом раскладываются яйца всех участников игры. Каждый участник скатывает свое яйцо вниз с горки с задачей сбить с места чье-нибудь яйцо. Сбитое яйцо присваивается, как «трофей», а игру продолжает другой участник. Если скатившееся яйцо не сбило ни одного яйца, владелец теряет его, и оно остается на кону. Становится понятно, насколько важна для этой игры оригинальная роспись яиц, чтобы их легко можно было отличить. Кроме азартности и веселья эта игра имела и магический смысл: считалось, что катание яиц по озими способствует пробуждению и оплодотворению земли и дает надежду на хороший урожай.

4. Качели. Катание на качелях было всегда самым популярным и любимым развлечением на пасхальной неделе. Главные участники, конечно, молодежь, а остальные - увлеченные зрители. Девушки садятся на качели первыми. Если качели парные, то парень, желающий покататься с девушкой, садится на качели следом за ней. Если качели непарные, то парень катает девушку с земли. Существовала традиция, по которой девушки в благодарность за катание давали парням крашеные яйца.

Фомино воскресенье

Заканчивается пасхальная неделя на восьмой день, в Фомино воскресенье. Свое название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который сначала не поверил в чудо Воскресения Христова, - Фома Неверующий. Этот день еще называют Антипасха или Красная горка. По церковной традиции Антипасха — значит день, подобный Пасхе, и празднуется так же радостно. В этот день последний раз служится пасхальная литургия и закрываются царские врата. А название Красная горка он получил потому, что игры и гулянья в этот день проводились на пригорках, где раньше других растаял снег — красных (красивых) горках. Красная горка символизирует полный приход весны. В Фомино воскресенье пасхальное празднование достигает своего пика. В этот день планируется самое большое веселье со всеми пасхальными играми и забавами, повсеместно проводятся многолюдные балаганы. По народному обычаю к Красной горке принято назначать свадьбы. Старинная русская пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется». Поэтому участие в гуляньях незамужних парней и девушек считалось обязательным, а отказ от участия считался дурной приметой. А после Фомина воскресенья начинается Фомина неделя. Но это уже совсем другая история…

Приметы Светлого воскресенья

Наши предки свято верили, что пасхальные дни - вещие дни. И примечали все до тонкости. А события, происходящие на Пасху, считали исполненными особого мистического смысла.

Начиная с Чистого четверга из дому (квартиры) до наступления Пасхи ничего никому не отдают ни в долг, ни как подарок. Иначе туго будет с деньгами. А вот если в Чистый четверг трижды пересчитать всю имеющуюся наличность,будете жить безбедно.

На Пасху нужно обязательно надеть обновку, тогда весь следующий год проведете в достатке и при прибылях. А еще, надевая новое платье или костюм, можно загадать самое сокровенное желание: оно непременно сбудется.

В Пасху, встречаясь с родными и близкими, принято троекратно целоваться и говорить при этом: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!». Однако муж с женой при всех не христосуются — это к разлуке, а вот родителям и детям это не возбраняется.

Как только в пасхальное утро услышите звон церковных колоколов, проговорите трижды: «Христос воскресе, а моей семье здоровья, моему дому богатство, моему полю урожай. Аминь».

Не забудьте на Пасху первое умывание сделать водой, оставленной для этого с Чистого четверга, положив в нее что-нибудь серебряное. Это обеспечит вам здоровье и долголетие.

На Пасху нужно избегать любых конфликтов, ссор, выяснений отношений, но хорошо помириться с человеком, с которым долго были в ссоре.

Считается, что ребенок, родившийся в пасхальную неделю, а тем более в Пасху, не только будет удачлив и отменно здоров, но и достигнет высоких чинов.

Не забудьте в пасхальную ночь принести домой воды из колодца (или хотя бы налить из крана). Ею окропляют комнаты. Особенно тщательно детскую. Таким образом изгоняются грехи, дурные мысли, злые наговоры.

Хорошо кататься в Пасху (да и во все дни Светлой седмицы) на качелях. Это называлось ритуалом овевания. Говорят, ветерком во время качания все грехи сдувают.

Считается, что в пасхальные дни до самого Вознесения Христова сатана в аду лежит, не шелохнется. А Христос по земле ходит.