Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Игры для развития моторики для детей 2 3 лет. Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в , которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.


Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

С 7 месяцев до года

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.

С года до двух лет

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.

С 2 до 3 лет

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

  • Работа с тестом.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Работа с ножницами и цветной бумагой.


Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.


Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.


Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.


Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Вставай, Середка!

    Вставай, Сиротка,

    И крошка-Ерошка!

    Привет, ладошка!

  2. К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  3. С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.


Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  1. Пирамидка.
  2. Кубики.
  3. Ребристые погремушки.
  4. Мячики разных размеров.
  5. Сортер.
  6. Книжки с выпуклыми картинками.
  7. Конструктор.
  8. Счеты.
  9. Пазлы.
  10. Лабиринты.
  11. Рамка со шнуровкой.
  12. Бусы.
  13. Кнопочные игрушки.


Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

«Как взрослый»

Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

Пуговицы

Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

Сортировка

Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

Рисование на муке

Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

Лоскутки

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

Шнуровка

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

Губка

Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

Сборщик

Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

Фокусник

Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

Заключение

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

«Развитие мелкой моторики 2-3 лет».

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский

Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра и наша задача сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересы ребёнка. В этом на помощь приходят развивающие игры. В том числе и игры для развития мелкой моторики рук.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста актуально развивать мелкую моторику пальцев малыша.

У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

В 2014 году начала свою деятельность с ребятами 1 младшей группы (вновь прибывшие в детский сад). Для выявления полноценной картины уровня моторного развития рук воспитанников, набранной группы, мною было проведено обследование ребят, которое показало, что у ребят низкий уровень развития общей моторики и речи. Обследование проходило, через использование различных инструментов - застегивание и расстегивание застежек, зашнуровать ботинок, закрутить пробки, пользование лопаткой, трудно собрать рассыпавшие детали конструктора и др., и т.д.).

И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. А с помощью специально подобранных дидактических игр, и упражнений, рисование, лепка, конструирование, аппликация, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов) мы можем повысить уровень развития ребёнка.

Поэтому, на основании вышесказанного, мною была выбрана следующая тема: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 2-3 лет, через различные виды деятельности».

Моя педагогическая идея- в процессе развития мелкой моторики пальцев рук способствовать интеллектуальному и эстетическому формированию личности ребёнка.

Чтобы результат работы был эффективным, необходимо было использовать разнообразные приёмы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.

Исходя из педагогической идеи, была поставлена следующая

Цель : развивать пальчиковую моторику рук, используя традиционные и нетрадиционные методы.

И так же были выделены следующие задачи:

1 . Изучить литературу по данной теме

2. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

3. Развивать фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

4. Развивать познавательные способности, психические процессы детей.

5. Расширять кругозор детей, создавая атмосферу радости и удовольствия.

6. Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Теоретическая база опыта

Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

Мною были изучены и проанализированы следующие источники:

1.Белая А.Е, Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»: пособие для родителей и педагогов/ А.Е.Белая, В. И. Мирясова. –М.: ООО Издательство АСТ, 2000.-48с.

2.О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Детство-Пресс

3. Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно!» [текст]: пособие о логопедии для детей и родителей/О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.-208с.

4.Крупенчук.О. И. «Пальчиковые игры» [текст]: учеб.,пособие/ О. И. Крупенчук..-СПБ.: Издательский Дом Литера, 2008

5.Черенкова Е. Ф. «Оригинальные пальчиковые игры»;-Рипол классик дом.

XXI век. Москва 2007

6.Н. В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках».-СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС,2003

7.Галанов А. С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет».-Аркти Москва, 2001

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

1 этап На подготовительном этапе мною была изучена литература по данной теме.

Были подобраны дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики.

Подобран наглядно-информационный и консультативный материал для родителей, на основе которого проводился конкурс на лучшее пособие для развития мелкой моторики, сделанное своими рукам

Сформирован сенсорный уголок. Он стал необходимым условием в группе для ознакомления детей с мелкой моторикой.

Подобрано оборудование: пластмассовые и деревянные конструкторы, «пазлы»,«шнуровки»,счётные палочки разного цвета, «мозайки», наборы кубиков для сбора картинок, тренажёры, бусы, матрёшки, мешочки с различными наполнителями и многое другое.

Был разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год (смотреть приложение )

2 этап На диагностическом этапе проводилась диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребёнка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев.

Результаты диагностики на начало работы показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 19% воспитанников, 65% имели средний уровень и 16%-низкий.

Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме. Выяснилось, что в домашних условиях мамы и папы не играют с детьми, а большая часть из них не умеют играть, поэтому выступают в роли наблюдателя.

3 этап Реализация плана происходила в процессе НОД (продуктивной деятельности), в индивидуальной работе, на прогулке, утренней гимнастике, в процессе самообслуживания, в игровой деятельности, в совместной деятельности с родителями. Были затронуты все образовательные области.

Использовались различные формы работы.

Формы работы

1.Пальчиковая гимнастика, упражнения;

2.Непосредственно образовательная деятельность;

3.Дидактические,настольно-печатные игры;

4.Проблемные ситуации, беседы;

5.Детское творчество, пальчиковые игры;

6.Самостоятельная деятельность в уголке творчества;

7.Организация выставок;

8.Индивидуальная работа с детьми;

9.Рассматривание картинок, чтение потешек, загадок, стихов, рассказов.

10.Выполнение работ

Средства развития мелкой моторики

    Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.

Рисование пластилином (пластилинография) -не только увлекательная игра, но и очень полезное занятие. Оно повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, развивает ребёнка эстетически.

2. Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогают детям узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных

3.Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками стали обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогают детям развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

4. Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.

5. Игры с крупами

Прячем ручки

Пересыпаем крупу

Дождь, град

Покормим птичек

Разложи по тарелочкам

Вкусная кашка

Найди игрушку

Игра «Золушка»

«Отгадай, какая крупа в мешочке»

«Сухой бассейн» из гороха и фасоли

«Накорми колобка»

6.Игры с природным материалом

Из камешков, палочек,шишек,мха и другого природного материала можно создавать интересные творческие композиции. Из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

7.Рисование, штриховка

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

8.Игры с песком

Варианты игр с песком

Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.

Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

9.Игры с водой

Варианты игр

Возьмите бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Откройте бутылку с теплой водой, вылейте воду в таз.

Возьмите губку, намочите ее в воде. Выжмите воду в миску сначала одной рукой, потом намочите губку и выжмите другой рукой.

Намочите салфетку, выжмите ее двумя руками, протрите стол. Расправьте салфетку и сложите ее. Вытрите руки полотенцем.

10.Развитие тактильных ощущений

12.Шнуровка

13.Пальчиковый театр

14.Массаж пальцев и кистей

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

массаж тыльной стороны кистей рук

массаж ладони

массаж пальцев рук

Массажеры

Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

15.Пальчиковые игры и гимнастика

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.

1 группа. Упражнения для кистей рук

2 группа. Упражнения условно статические

3 группа. Упражнения для пальцев динамические

Результативность опыта

Результативность моего опыта заключается в совместной деятельности педагога с воспитанниками. Я считаю, что в результате такой деятельности я добилась поставленной цели.

Работая по данной системе с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определённых результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

С высоким уровнем- 36% воспитанников, средний уровень у 58% детей,

низкий-у 6%

Кисти пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.

Полученные результаты, помогли решить и ряд других задач:

    Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.

    Ярче и интереснее стала жизнь в группе.

    Дети стали более эстетически развиты.

    Улучшились партнерские отношения педагога с детьми.

    Укрепилось сотрудничество педагога и родителями.

    Разучены с детьми пальчиковые игры.

Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве, воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

В результате проделанной работы я пришла к заключению , что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Проблемой при использовании данного опыта является то, что не все родители понимают важность развития мелкой моторики у детей и её влияния на развитие ребенка. Поэтому, часто дети приходят в детский сад с очень низким уровнем развития мелкой моторики пальцев рук и необходимо уделить много времени, чтобы обучить ребенка элементарным манипуляциям с предметами.

По моему мнению, развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства.

А чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук, поэтому необходимо продолжать искать новые методы, приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики, общей моторики, самостоятельности, будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Приложение № 1

Октябрь

Упражнения «Здравствуй пальчик», «Капуста», «Грибы»

Пальчиковая гимнастика

Рисование «Корзина овощей»

НОД (рисование по трафарету методом штриховки)

«Забавные фигуры»

Конструирование (выкладывание фигур из счетных палочек)

Сортировка «Помоги Золушке»

Игра с природным материалом (фасоль и горох)

«Вылепи, что хочешь из пластилина»

Индивидуальная работа

(лепка)

«Собери бусы»

Дидактическая игра с мелкими предметами.

«Заплетем косы кукле Маше»

Дидактическая игра-пазлы

Ноябрь

«Зарядка для пальчиков», «Зайка», «Речка и рыбки»

Пальчиковые игры

Конкурс «Лучший узор»

Дидактическая игра-мозаика (групповая работа)

«Перекати орех»

Массаж кистей

«Домашние животные»

Индивидуальная работа (рисование по трафарету)

«Зашнуруем ботиночки»

Дидактическая игра-шнуровка

«Построим дом», «Построим самолет»

Индивидуальная работа по моделированию из плоских геометрических фигур

«Собери картинку»

Дидактическая игра-пазлы

Декабрь

«А на горке снег, снег», «Гармошка», «Ножки идут по дорожке»

Пальчиковые игры

«Красивые снежинки»

Оригами (работа с ножницами)

«Снежинки», «Воробей», «Мишка»

Рисование пальцами, ладошкой

«Выложи узор из риса»

Игры с крупами

«Непослушные пуговицы»

«Снегири»

НОД (рисование пластилином- пластили-нография)

«Волшебная губка»

Игры с водой

Январь

«Замок», «Собака», «Кошка»

Пальчиковые игры

«Обведи и заштрихуй предмет»

Работа с трафаретами

«Непослушные пуговицы»

«Завяжи Маше бантик»

Дидактическая игра (застегивание пуговиц)

Дидактическая игра (плетение)

«Продолжи узор»

Работа в рабочих тетрадях

«Выкладывание фигур из счетных палочек»

Конструирование

«Горячо –холодно»

Игры с водой, снегом. Развитие тактильных ощущений

Февраль

«Мышка», «Зайка», «Кошка»

Пальчиковые игры

«Вырежи ленточки», «Дорожки»

Самостоятельная деятельность (работа с ножницами)

Игры с природным материалом

«Застегни замочки»

Дидактическая игра

«Продолжи узор»

Работа в рабочих тетрадях

«Пружинки»

Ира с проволокой

«Угадай, что я нарисовала»

Игры с песком (рисование пальчиком на песке)

Март

Замок», «Зарядка для пальчиков», «Цветок»

Пальчиковые игры

«Нанизывание бус»

Дидактическая игра с мелким материалом

«Выложи цифру арбузными семечками»

Игры с природным материалом

«Знакомство с элементами дымковской росписи»

НОД (выкладывание орнамента из полосок, кружочков, палочек)

«Облако»

НОД (обрывная аппликация)

«Курочка Ряба»

«Строим замок»

Пальчиковый кук. театр.

Индивидуальная работа по конструированию (лего)

Апрель

«Зеркальце», «Дорожки», «Цветы»

Пальчиковые игры

«Разноцветные бутылочки»

Дидактическая игра с водой

Книжки - разукрашки

Практическая деятельность(штриховка

«Завяжи узлы на верёвочке»

Дидактическая игра

«Загадай загадку»

Дидактическая игра-мозайка

«Построим зоопарк»

НОД по конструированию из строительного материала

«Выложи узор из плоских геометрических фигур»

Индивидуальная работа по моделированию

Май

«10 серых зайцев», «Ножки идут по дорожке», «Цветы»

Пальчиковые игры

«Нарисуй рисунок по точкам»

Дидактическая игра

«Помоги Золушке»

Игры с природным материалом (сортировка белой и красной фасоли

«Цветочки»

НОД (рисование пластилином-пластилинография)

«Домик», «Машина», «Бабочка»

Дидактическая игра (рисование с помощью верёвочки -шнуровка)

Пальчиковый театр «Теремок»

Итоговое мероприятие по проекту с участием детей и родителей

Подведение итогов работы

Повторная диагностика уровня развития мелкой моторики

Каждая мама знает о важности развития мелкой моторики рук. Но о том, как именно это происходит, знают не все, равно как и некоторых особенностях самой мелкой моторики. При этом мелкая моторика в значительной степени влияет на развитие речи детей раннего возраста. Итак, какие действия особенно полезны в развитии мелкой моторики у детей 2 лет?

Особенности мелкой моторики у детей 2 лет

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук и ног, кистями в результате координации действий таких основных систем организма, как мышечная, костная, нервная. Нередко относительно развития пальцев УК используется термин «ловкость».

К области мелкой моторики детей относятся самые разнообразные движения, от самых простых жестов вроде захвата игрушки, до сложнейших движений – рисования, письма. Поэтому развитие мелкой моторики исключительно важно для каждого ребенка с периода рождения. Изначально малыши просто изучают свои руки и только после этого обучаются науке управления ими.

Основная и важнейшая особенность мелкой моторики непосредственно связана с нервной системой, памятью, вниманием и восприятием ребенка. При этом она тесно взаимосвязана с малышей. Объясняется эта связь близким расположением в головном мозге центров речевого и моторного. Поэтому активация речевого центра происходит при стимуляции пальцев рук. Помимо речи мелкая моторика оказывает огромное влияние на формирование почерка, скорость реакции и ловкость рук ребенка.

Занятия на развитие мелкой моторики у детей 2 лет

На основании некоторых особенностей развития мелкой моторики ребенка в этом возрасте можно судить в дальнейшем и о готовности его к обучению в школьных учреждениях. Если все в норме, то ребенок сумеет мыслить логически, уже имеет основные задатки для обучения письму, отличается достаточной концентрацией внимания и памятью, воображением и связной речью.

Развитие мелкой моторики – это непрерывный процесс, при этом постепенный и индивидуальный. В ходе совершенствования мелкой моторики негармоничные и неумелые детские движения постепенно улучшаются, становятся точнее.

Игры, упражнения и занятия на развитие мелкой моторики у детей 2 лет

На сегодняшний день разработано множество упражнений, игр и комплексных занятий, которые направлены на развитие мелкой моторики ребенка. В общем виде они разделяются на такие группы, как:

— игры с мелкими предметами;

— пальчиковые игры;

— массаж пальчиков;

— рисование и лепка.

Среди наиболее простых и при этом эффективных игр выделяются игра в ладушки, массаж ладошек, разрывание бумаги и многие другие. Все они становятся интересными детям примерно с полугодовалого возраста. Но есть и другие способы развития моторики. Это:

1.​ Различные конструкторы, в том числе Лего. Подобные конструкторы не только полезны для моторики рук. Ведь они еще и очень интересны детям, которые занимаются с ними с большим удовольствием. Для детей 2-х лет оптимальным вариантом станут наборы с достаточно крупными деталями.

2.​ Шнурки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки. Все это доступно любому ребенку, но не каждый родитель понимает полезность этих предметов. Конечно же, в 2 года ребенок еще не готов самостоятельно одеваться, но регулярные попытки проделывания отдельных манипуляций с одежной являются отличной тренировкой для мелкой моторики рук. Причем все малыши отличаются хорошей памятью, поэтому уже после первого показа родителями порядка действий с удовольствием стремятся их повторить. С течением времени дети самостоятельно осваивают одевание.

3.​ Рисование – это еще один прекрасный способ развития мелкой моторики у детей 2 лет и старше. Не важно, чем именно малыш будет рисовать – фломастерами, красками, карандашами. Изначально он будет попросту заляпывать бумагу некими бесформенными пятнами и изображениями. Но со временем ему обязательно удастся постичь всю сложность процесса рисования.

4.​ Игрушки из разнообразных подручных средств. В любом доме немало вещей, которые подойдут в качестве игрушек для 2-3-х летних малышей. Это ложки, пуговицы и другие предметы. Особый интерес дети проявляют к игре с бельевыми прищепками, из которых прекрасно составляются интересные композиции и фигуры. Они развивают не только моторику, но и воображение.

5.​ Лепка. Это также особенно полезное занятие для ребенка. Ведь в то время, когда ребенок пытается вылепить ту или иную фигуру из пластилина, он задействует все мышцы ладони. Со временем он будет стремиться к красивым формам, развивая тем самым ловкость.

Важность и необходимость развития мелкой моторики у детей 2 лет ни в коем случае нельзя недооценивать. Ведь чем быстрее и лучше она будет освоена, тем проще малышу будет даваться все последующее обучение, в том числе и в непростые школьные годы.

Часто молодые мамы слышат от врачей и педагогов (да и от более опытных мам, читают на форумах и так далее), что необходимо развивать мелкую моторику малыша. Но что это и как развивать? Да и для чего? Может, сама разовьется?

Что такое мелкая моторика и зачем ее нужно развивать

Сначала давайте разберемся, что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это способность человеком, неважно, взрослым или маленьким, выполнять точные движения руками, ногами, пальчиками рук, в результате хорошо скоординированной работы мозга, мышечной и нервной систем, задействовав при этом мелкие мышцы. Если мелкая моторика хорошо развита, то человек может с легкостью выполнять различные задания: рисовать, застегивать пуговицы, вышивать бисером, лепить и так далее.

Кроме того, ученые доказали, что развитие речевого центра ребенка напрямую связано с развитием мелкой моторики, то есть чем лучше развита моторика, тем быстрее и четче заговорит ребенок. Объясняется это довольно просто: центры, отвечающие за моторику и за речь, в головном мозге расположены очень близко друг к другу. В результате, при выполнении мелких движений в головной мозг передаются сигналы, которые постепенно активизируют клетки коры головного мозга, ответственные за речь малыша. Поэтому в повседневной жизни желательно найти немного времени для простых игр, которые помогут развить моторику. К тому же, если проявить фантазию, то можно даже обойтись без специальных дорогостоящих игрушек.

Какие игрушки помогут развить мелкую моторику?

Сейчас в современных магазинах огромнейший выбор развивающих игрушек на любой вкус и кошелек. Для развития моторики лучше всего остановиться на игрушках со множеством мелких деталей (при этом они должны быть надежно зафиксированы, чтобы случайно не попасть в дыхательные пути или ротик малыша!) с разной фактурой (например, тканевые развивающие игрушки с разнофактурной тканью, различными бубенчиками, колечками, глазками и так далее) и издающие разны звуки (например, развивающая бабочка – крылышки шуршат, туловище – погремушка и так далее). Также замечательно развивают моторику различные лабиринты.

Обратите внимание не только на дорогие игрушки, среди игрушек средней ценовой категории тоже есть замечательные.
Но тратить деньги на игрушки не обязательно: мама, папа, бабушка, дедушка или другие родственники малыша самостоятельно за вечер-два могут сделать развивающую игрушку. Например, на кусок ДСП закрепить различные замочки, щеколдочки, цепочки и так далее, чтобы ребенок мог самостоятельно открывать, закрывать, двигать и так далее. А можно сшить развивающие книжки, мячики и игрушки любой формы.

Игры для развития мелкой моторики

Ну а можно использовать различные подручные средства для развития моторики. Хочу предложить несколько игр с применением «инвентаря», который есть дома. Единственное, присматривайте за ребенком в ходе игры, чтобы некрупные предметы не попали в нос или рот.

1. Нам понадобится пластиковая или металлическая банка или бутылка с широким горлышком и орехи (грецкий, фундук) или фасоль, бобы. В миску насыпаете орехи или их заменители (для малышей все же лучше взять орехи покрупнее) и пусть ребенок аккуратно по одному перекладывает их в банку или бутылку. Постепенно размер предметов и диаметр горлышка банки уменьшайте, чтобы ребенок прилагал усилия для того, чтобы поместить предмет в емкость.

2. Нанизывание крупных бусин на шнурок. Вначале возьмите самые крупные бусины, которые у вас есть, с широкой дырочкой, желательно диаметр бусин не менее 1,5-2 сантиметров. Покажите ребенку, как их нанизывать на веревочку. По мере того, как у ребенка будет получаться, заменяйте бусины на более мелкие и веревочку на более тонкую.

3. Рисовать пальчиками по крупе. Насыпьте на противень немного крупы: рис, гречку, манку, равномерно распределите по поверхности, чтобы получился «холст» для рисования. Пусть ребенок рисует узоры обеими ручками. Можно смешать крупы, чтобы получилось интереснее.

4. Пластилиновая мозаика. Распечатайте шаблон (в интернете их много, парочку прикрепляю сюда) и пусть ребенок на кружочки налепит пластилин. Кстати, перед тем, как делать аппликацию, ребенок может хорошо помять пластилин, это тоже отлично развивает мелкую моторику.

5. Дайте ребенку кусочек пластилина, скатайте вместе с ним шарик и пусть малыш вдавливает в шарик различные мелкие предметы: бусинки, пуговички, рис, гречку, фасоль, горох.

6. Можно поиграть с бумагой: рвать, сминать, расправлять. Но вот тут есть одно замечание: чтобы потом ребенок не порвал книгу, обои, журналы и прочие нужные вещи нужно показать ребенку, откуда можно брать бумагу для игры!

Олеся Аксеновская
Консультация «Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет»

Понятие «мелкая моторика » обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи :

Косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка ;

Готовим к овладению навыком письма.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память , внимание, связная речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно :

Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом

На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующие определенной текущей теме или сезону.

Например,

Дождик,дождик

Кап,кап,кап

Мокрые дорожки

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки

Или еще :

Раз, два, три четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий!

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи , но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во серебряную.

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) .

2. Обязательно чередуйте три типа движений :

растяжение;

расслабление.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну,а этот только ел

От того и потолстел!

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети в возрасте до 2-х лет :

Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения : похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение" Зайчик".

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

С помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик) ;

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют :

Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик) .

Например, упражнение "Капустка".

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик) ;

Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка) .

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение).

Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития , их можно применять и дома. Вообще, без специальной подготовки такие игры организовать трудно. В саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики , так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности

пальчиковая гимнастика – шнуровка;

игры с конструктором , мозаикой;

лепка из пластилина;

вкладыши

сматывание цветных ниток в клубочки;

прищепки

пуговицы и тд.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .

Эти игры :

развивают мелкую моторику рук ;

развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий : вверху, внизу, справа, слева;

Формируют навыки шнуровки;

Способствуют развитию речи ;

развивают творческие способности;

Косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость .

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски» ).

2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.