Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Из чего сделан оренбургский пуховый платок. Состав оренбургских пуховых

Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за своих уникальных качеств. Это исконно русское изделие народного промысла, о котором знают не только в пределах нашей страны, но и за рубежом. Нигде в мире еще не изготовили такие изделия, которые смогли бы по своим свойствам сравниться с платками и шалями вязальщиц Оренбурга.

Считается, что оренбургский платок – это платок, связанный исключительно из местного козьего пуха. Уникален он тем, что очень тонок (тоньше в мире нет). Его толщина 16-18 микрон. Для примера - толщина ангорской шерсти или мохера составляет 22-24 микрон. Именно из-за такой тонкости пуха удается получать тонкие и легкие изделия, которые при этом очень теплые.

Но стоит заметить, что такой пух получают лишь с коз, разведением которых занимаются в Оренбургской области и нигде более. Считается, что «причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также особом питании. Жесткие погодные условия Оренбурга вынуждают местных коз приспосабливаться и вырабатывать теплый пух. Одно время французы пробовали заняться разведением оренбургских коз на своей территории, для чего была закуплена партия животных. Однако, оказавшись на территории с теплым климатом, козы превратились в «обычных», при этом пух, став толще, потерял свою особенность и уникальность.

История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году. Именно тогда (после одной из экспедиций) Петр Рычков - географ и известный краевед того времени, рассказал об уникальных свойствах пуха оренбургских коз и сумел описать способы изготовления платков из него. Хотя их начали вязать гораздо раньше, ведь это было традиционное занятие местных жителей.

После того, как Москва, Санкт-Петербург, а после и вся Россия узнали о существовании уникальных оренбургских платков, спрос на них увеличился в сотни раз. Это способствовало хорошему экономическому развитию в данном регионе, так как такое производство давало возможность хорошо зарабатывать. Мировая слава настигла Оренбургский платок в середине XIX века. Признание и главные награды он получил сначала в 1857 году в Париже, и далее – в Лондоне на выставке в 1862 году. Десятки тысяч пудов козьего пуха, а также изделий из него были закуплены в России для Европы. В Англии даже был налажен выпуск пуховых платков-подделок. Изделия пользовались спросом, хотя производители не скрывали, что эти платки – «Имитация под Оренбург».

Произошедший развал и появление Советского Союза привело к прекращению крупных поставок оренбургских изделий из пуха. Нет, платки вязать не перестали, но выхода на мировой рынок не стало. На смену козьему пуху из Оренбуржья пришел пух кашмирский, который по своим свойствам несколько уступал российскому.

Пуховые платки в Оренбурге вяжут и по сей день. Но пух имеет одну особенность: ему противопоказана машинная вязка, во время которой теряется мягкость и снижается качество. Поэтому все изделия продолжают вязать вручную. В связи с этим и цены на них достаточно высокие, но оренбургский пуховый платок того стоит.

Людмила Оренбургская, администратор интернет-магазина пуховых изделий Wool Store, рассказала Woman"s Day о том, как ей удалось продолжить семейный бизнес, как проходят будни ее мастериц и как отличить подделку от оригинала.

Наша семья занимается пуховязанием уже очень давно, несколько поколений. Мои бабушки были родом из села Желтое, а там пуховязанием детей учат c раннего детства, даже в школах преподают. На рынке в селе, вместе со своими мамами и бабушками, часто можно встретить маленьких девочек, продающих собственные изделия. Среди них когда-то была и моя мама. Она-то и научила меня всему искусству. Сегодня в Оренбургском крае сложилась своя система узоров и орнаментальная композиция платков, поэтому даже по внешнему виду можно отличить оренбургский пуховый платок от других. В нашей семье чаще других вяжут так называемые пятикруговые платки, который отличается от других тем, что в его центре расположены пять ромбов: один в середине и четыре по бокам. Существуют также однокруговые платки и платки со сплошной серединой.

В настоящее время на нас работает около 10 мастериц, это надомницы. Они вяжут изделия у себя дома, а я каждую неделю заезжаю за готовыми платками. В каком-либо обучающем тренинге они не нуждаются, они вяжут платки всю свою жизнь, как и многие женщины из деревень и сел Оренбургской области.

Иногда нам пишут незнакомые пуховницы с просьбой взять под реализацию свой товар. Если их платок хорошего качества, выполнен вручную из настоящего оренбургского пуха, то мы соглашаемся. Так с нами стало сотрудничать и младшее поколение – некоторые из выпускниц Оренбургского областного колледжа культуры и искусств (там обучают по специальности «пуховязание»).

Благодаря соцсетям («ВКонтакте» и Instagram) о нас начали узнавать люди из крупных городов. Некоторое время назад (для большего удобства покупателей) мы решили сделать собственный сайт, на кототором помимо каталога наших товаров имеется вся необходимая сопроводительная информация (как правильно ухаживать за пуховыми изделиями, где их можно купить и т. п.). Более того, осенью этого года мы совместно с фондом «Петербургские родители» приняли участие в благотворительной акции в помощь детям-сиротам.

В планах – выход на международный рынок. У нас уже были продажи за границу, но еще хотелось бы сотрудничать с магазинами, расположенными за пределами России. Одной из главных целей является Китай.

Как делают оренбургский платок

1. Сначала мы у местных сельхозпроизводитей приобретаем пух , который перед продажей вычесывают вручную. Затем наши мастерицы также вручную занова обрабатывают пух, удаляя из него различные примеси. Потом пух еще несколько раз прочесывают на гребенке или ческах, чтобы еще более тщательно очистиить его от мелкого сора и аккуратно распрямить.

2 . Следующим этапом является прядение пуха . С помощью веретена пуховница из уже обработанного пуха подготавливает нить для вязания платка. Нить закрепляется у основания инструмента и вращательными движениями закручивается на него. Подготовленную пуховую нить с веретена и основу – натуральный шелк – наматывают на сучильное веретено, на котором производится сучение (скручивание) пряжи. После этого скрученную нить наматывают в клубок. Как правило, в состав готового платка входит около 80% пуха и около 20% основы. Только после этого мастерица приступает к работе со спицами.

3. Прежде чем начать вязать , пуховница всегда определяется с узором и размерами своего будущего изделия. Несмотря на то что в Оренбургском крае сложилась своя система узоров и орнаментальная композиция платков, мастерицы вносят какие-то свои изменения и дополнения в декоративные решения, что придает каждому изделию эксклюзивность. Вы никогда не встретите двух одинаковых платков, даже если их сделал один мастер. Готовый оренбургский пуховый платок состоит из нескольких частей: середины, решетки (располагается по периметру средней части) и каймы с зубцами. Отдельно вяжется только один элемент – первая лента с зубцами, располагающаяся снизу изделия. Все остальное изготавливается как одно полотно.

4. Когда платок связан, его необходимо два раза постирать в теплой воде. Сначала платок замачивают в мыльной воде в течение 20 минут, затем изделие аккуратно, не выкручивая, отжимают и меняют воду. При стирке желательно не применять стиральный порошок, а использовать жидкое мыло или шампунь, существуют также и специальные средства для изделий из пуха. В течение 5 минут платок опускают и вынимают из моющего раствора. Затем также аккуратно отжимают и меняют воду. Вторая стирка ничем не отличается от первой, только теперь берут меньше моющего средства. После этого дважды ополаскивают изделие в теплой воде. В случае необходимости можно использовать отбеливатели для пуха.

5. После стирки платок сушат на пяльцах . Его натягивают на гвоздики пялец на нити, заранее продетые в зубцы. В таком виде платок держат целый день, только в этом случае сохраняется форма изделия.

Знали ли вы, что в среднем на большой пуховый платок у опытных мастериц уходит около двух недель, но срок может и увеличиться в зависимость от его композиции. Изготовление ажурного палантина у пуховниц занимает около 10 дней. На один большой платок требуется два клубка готового к прядению пуха.

Против подделок!

Существует ряд отличительных признаков, по которым можно определить подлинность платка. Очень часто на рынке продают изделия машинной вязки, выдавая их за ручную работу. Однако изделие машинной вязки легко распознать.

1. У платка машинной вязки кроя идеально ровные, тугие, на ощупь изделие кажется более жестким. Платок ручной работы индивидуален, вы не найдете точно такого же изделия: каждая связанная вручную петля отличается друг от друга, а сам платок становится мягким и легким.

2. Еще одна отличительная особенность платка ручной работы – легкость. Ажурный палантин в среднем весит около 100 граммов, а теплый платок – всего 300 граммов.

3. В магазинах можно встретить цветные пуховые изделия. И это тоже явный признак подделки (такие платки, как правило, произведятся в Узбекистане и не имеют ничего общего с подлинными оренбургскими изделиями). Настоящие оренбургские пуховницы вяжут платки только натуральных цветов: белого и серого, без использования различных страз, бусин и прочего.

4. Немаловажна и цена. Платок ручной работы не может стоить дешево, потому что для его изготовления требуется много времени и сил.

Немного истории

Свою популярность пуховязальный промысел в России приобрел еще в XVIII веке. В XIV веке оренбургскими изделиями заинтересовались страны Европы. Франция закупала местный пух и на своих фабриках изготавливала шали, а английская фирма «Линнер» организовала предприятие по выработке пуховых платков серии «Имитация под Оренбург», несмотря на то что заготовка и транспортировка пуха обходилась очень дорого. Изначально пуховые платки вязались для себя, чтобы согреться от холодных степных зим, доходящих до -40 градусов.

Технология вязания по большому счету не изменилась и до сегодняшних дней, поэтому и сейчас наши изделия смогут согреть в такой мороз. А поскольку платки еще и выглядят красиво, их часто можно увидеть на плечах не только наших, но и голливудских знаменитостей. К примеру, в разное время в пуховых изделиях из Оренбурга выходили в свет Мадонна, Шон Янг и Катрин Денев, Монсеррат Кабалье…

Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали. Создавались эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

История возникновения

(Клубки для вязания платка )

Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», т.е. без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными. Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства – оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века. Красота и нежность теплого оренбургского платка вдохновили поэта-песенника В. Бокова и композитора Г.Пономаренко на создание пронзительно нежной и лирической композиции, воспевающей любовь к матери, при исполнении которой на глазах и слушателей и исполнителей наворачивались слезы.

(Платок из козьего пуха )

Постепенно пуховязание стало настолько популярным и прибыльным делом, что им занимались целые семьи, а его секреты передавались от одной мастерицы к другой. Уральские платки связанные талантливыми руками оренбургских мастериц пришлись по душе даже российскому императорскому двору. Существует легенда что шаль созданная уральской казачкой для Екатерины Второй, настолько ей понравилась, что она приказала сделать мастерицу слепой, чтобы та уже никогда не смогла создать такое же уникальное изделие и никто не смог бы повторить её шедевр. Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой. Пиком популярности этих изделий стала середина 18 века, когда к ним привлек внимание всей общественности знаменитый исследователь и историк Оренбургского края П.И Рычков, опубликовавший свой труд «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году. А уже менее чем через 100 лет произведения оренбургских тружениц выставлялись на международных выставках, получали призовые места, завоевывали любовь и признание миллионов людей по всему миру.

Тонкости и нюансы изготовления

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков:

  • Плотные пуховые шали серого (иногда белого) цвета на «каждый день»;
  • Тонкие ажурные платки–паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов;
  • Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях.

(Платок легко проходит через тонкое колечко )

Особую тонкость изделия проверяли тем, проходит ли оно через кольцо или помещается в гусином яйце. Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.

(Расходящиеся ромбовидные узоры от центра платка )

В соответствии с выбранной мастерицей композицией узора платки могут быть однокруговые остальные элементы (в сердцевине находится крупный ромб, от него отходят), пятикруговые (центарльная фигура – крест, состоящий из пяти ромбов), с наличием сплошной середины (центр платка образован одним или несколькими элементами). Ромб - основная геометрическая фигура в узорах ажурных оренбургских платков, также традиционны узоры под названием косорядка, рыбка, соты, ягодки, горох, кошачья лапка, узоры посложнее - бантики, снежинки, сосенки.

April 16th, 2018 , 03:05 pm

Подобно тому, как у другого известного российского бренда - вологодского масла - есть свой конкретный изобретатель (Николай Васильевич Верещагин), точно так же и оренбургский пуховый платок был в некотором смысле изобретен Петром Ивановичем Рычковым (1712-1777), который, кстати, тоже являлся выходцем из Вологодчины. В 1766 г. Петр Иванович - оренбургский чиновник в отставке - опубликовал статью под названием "Опыт о козьем пухе", где теоретически обосновал возможность обустройства пуховязального промысла на тогдашней границе Европы и Азии. Цитата: "У нас в России шерсть козлиная почти вся за негодную почитается. Охота и любительство к таким вещам и делам, которые к пользе государственной обращены быть могут, побуждали меня глазами своими освидетельствовать оную шерсть, не найдется ли из нея хотя что-нибудь годное в пряжу и употребление. Козы под волосьями или под наружною шерстью имеют у себя другую, мягкую, кою называют пухом или подсадом, почему в самое нынешнее время, в декабре 1765 года, велел я, взяв одну козу, чесать ее при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из нея пух так тонкой и мягкой, что схож почти с хлопчатою бумагой" .

Если сам Рычков был теоретиком использования козьего пуха для нужд вязания, то его супругу - Елену Денисьевну - можно назвать самым настоящим практиком. Была она не просто домохозяйкой, а искусной пуховязальщицей, причем экспериментировала не только с козьим пухом, но и с кипрейным, за изделие из которого даже получила в 1770 г. от Екатерины II золотую медаль. Кипрейное пуховязание в Оренбуржье не прижилось, а вот козий его аналог ждало большое будущее. К началу XIX в. в степных поселениях близ рек Урал и Сакмара была опытным путем выращена образцовая порода пуховых коз с тончайшим 16-мкм пухом. В 1835 г. в своей статье "О козьем пухе" чиновник особых поручений при оренбургском военном губернаторе и будущий автор "Толкового словаря" В.И. Даль писал о местной козе так: "Проводя строгую зиму в буранной степи на подножном корму, покрывается на зиму всемогуществом благодетельной матери-природы: тонким, густым и теплым подшерстком, известным у нас под именем козьего пуха".

Давайте, наконец, дадим определение оренбургскому пуховому платку . Итак, ОПП - это вязаное изделие из пуха оренбургских коз и нити-основы (шелк, хб). Понятие платка трактуется здесь широко. Это может быть: 1. Тёплый платок, он же шаль; 2. Паутинка - небольших размеров ажурная накидка; 3. Палантин - тоже ажурная накидка, но бОльших, чем у паутинки, размеров. Именно к двум последним разновидностям ОПП применим известный критерий с продеванием изделия через обручальное кольцо.

Оренбургский пуховый платок - главная визитная карточка Оренбуржья, а потому можно не сомневаться, что конкуренция производителей в этой нише идет нешуточная. Я считаю, что потребителю с самого начала нужно сделать выбор, хочет ли он приобрести аутентичное изделие ручной работы (с моей точки зрения, это и есть настоящий ОПП ), или же готов удовлетвориться продукцией на основе того же материала, но созданного вязальными машинами. Во втором случае нет никаких проблем, оказавшись в Оренбурге, приобрести в одном из магазинов с соответствующей "брендовой" вывеской платок, паутинку или же палантин в ценовом диапазоне 3000 - 6000 р. Скорее всего это будет продукция местной компании известной под юридическими именами ЗАО "Фабрика Оренбургских пуховых платков", ОАО "Ореншаль" и ООО "Шима". Временами этот производитель пытается вести себя как агрессивный монополист (почитайте

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, сшитые из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.
Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "имитация под Оренбург".

В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из новведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов. Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике. Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Снова как и в XIX веке оренбургский пуховый платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое количество писем с одной и той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: Фабрика была не в состоянии удовлетворить спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский пуховый платок стал роскошью.

Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада.

Однако говорить о развитии промысла в последние 15 лет было бы неверным. Помимо ухудшившегося экономического положения промысла, появилась новая проблема: подделки, наводнившие российские рынки. "Настоящий оренбургский пуховый платок", от которого через месяц остаются только х/б-нитки, завоевал рынки куда быстрее настоящих изделий, портя имя Оренбургу. На "настоящие изделия с Оренбургской фабрики" наклеиваются такие же "настоящие" этикетки. О ручной работе и говорить не приходится: даже в Оренбурге отличить качественное вязание неспециалисту сложно.

Надеждой развития промысла является продажа в другие регионы и страны, ведь продукция продолжает изумлять. Одной из такой возможностью стали интернет-магазины. Приятно, когда есть уверенность в том, что любой житель страны может найти место, где он может купить пуховые изделия, происхождение которых не вызывает сомнений. Таким интернет-магазином стал Палантин.ру , представляющий изделия знаменитой Фабрики оренбургских пуховых платков.

То, что считалось еще совсем недавно роскошью, стало доступным всем. Надеемся, что у оренбургского пухового платка впереди большое будущее - будущее, основанное на вековых традициях.