Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Как изгнать плохие мысли. Как избавиться от плохих мыслей в голове? Избавиться от пошлых мыслей

»Самая главная составляющая в формуле успеха – это умение находить общий язык с людьми»
Теодор Рузвельт

Все мы знаем, какую роль играет умение общаться с людьми в нашей повседневной жизни, насколько важно обладать навыками эффективного общения в различных ситуациях и в налаживании контакта с разными категориями людей.

Любой процесс общения включает в себя вербальный и невербальный компонент. В первом случае для общения используется речь, а во втором нам помогают общаться . Вы задумывались над тем, какое наиболее существенное различие существует между человеком и другими живыми существами? Это умение взаимодействовать с помощью речевого общения.

Обладая таким богатством как речь, все же большинство людей испытывают трудности в налаживании качественного контакта с другими людьми. Социальная психология и психология личности накопили огромную базу знаний о стилях, барьерах, механизмах общения, которые стали основой для создания действенных способов общения. Учимся успешно общаться с людьми с помощью эффективных упражнений и советов психолога, которые вы найдете в это статье.

Если вы хотите найти конкретный ответ на вопрос о том, как общаться с людьми, внимательно изучите предложенные ниже советы психолога. Они помогут вам осознать, каким образом психология предлагает налаживать положительный контакт, а также понять, какие ошибки не стоит допускать в общении.

  • Преодолейте свою субъективность. Вам важно осознать, что каждый из на обладает индивидуальной картиной мира. Она формируется под влиянием личного жизненного опыта, который мы получаем из внешнего мира с помощью органов чувств. Каждый из нас интерпретирует все события, исходя из собственных взглядов и убеждений. Учитывайте этот факт в разговоре, старайтесь рассматривать тему разговора с разных точек зрения.
  • Меньше говорите, больше слушайте. Статистические исследования свидетельствуют, что большинство людей намного больше любят беседовать с человеком, который больше внимания уделяет собеседнику, а не самому себе. Проявляя в разговоре искренний интерес к мыслям и чувствам другого, вы получаете его расположение. Можете быть уверенны, что этот человек в будущем проявит ответную заинтересованность вами.
  • Задавайте открытые вопросы. Старайтесь задавать больше вопросов, которые предполагают не простой односложный ответ, а дают собеседнику возможность выразить свое мнение. Например, вместо вопроса «Вы любите этот фильм?» спросите «Какие фильмы вы любите?». Открытые вопросы помогут наладить контакт с незнакомым человеком и в ситуациях, когда по разным причинам тяжело найти «общий язык».
  • Покажите, что вам можно доверять. Одно из действенных правил эффективной коммуникации заключается в зрительном контакте во время разговора. Смотря в глаза собеседнику, вы даете ему понять и почувствовать вашу заинтересованность и честность. Если вы избегаете прямого зрительного контакта или постоянно опускаете глаза, то человек расценивает это как сигнал неуверенности или лжи.
  • Любимый звук – звук собственного имени. Важным элементом эффективной коммуникации психология называет обращение к собеседнику по имени. Имя носит в себе сильный энергетический заряд, является элементом самоидентификации. Обращаясь к человеку по имени, вы повышаете его самооценку и располагаете к более доверительным отношениям. Если это уместно, можете использовать имя в уменьшительно-ласкательной форме. Намного приятней услышать «Леночка, а ты знаешь…?» вместо обычного «сухого» вопроса.
  • Расширяйте свой кругозор. Всесторонне развитый человек с широким кругом интересов и глубокими знаниями в разных сферах способен намного проще наладить положительный контакт с людьми разного мировоззрения и профессиональной направленности. Особенно это касается людей, которые в силу своей деятельности сталкиваются с большим количеством разных людей.
  • Расслабьтесь и доверьтесь собеседнику. Многих людей в налаживании доверительных отношений сдерживает постоянный самоконтроль или желание произвести впечатление. Известное правило «будь самим собой» никто не отменял, поэтому в процессе взаимодействия с другими людьми старайтесь переключить свое внимание на собеседника и его мысли.
  • Концентрируйтесь на беседе. Во время разговора не совершайте параллельно еще какие-нибудь действия: не пишите в блокноте, не смотрите телевизор. Ваш собеседник обязательно это заметит и подумает, что он вам безразличен и расценит ваше поведение как намек на прекращение разговора.

Упражнение «Учимся приглушать проекции»

Профессиональная психология использует термин «проекция», когда человек пытается приписывать другим людям качества, присущие ему самому. Например, вы любите внимание других людей, стараетесь производить хорошее впечатление. Вместе с этим вы можете считать, что каждый пытается делать все для того, чтобы «зарисоваться» перед другими.

Все это стереотипы, которые возникают от неумения рассматривать ситуацию с разных точек зрения и глубоко понимать других людей.

Подавить проекции полностью нельзя, но их можно приглушить. Каждый раз, когда вы чувствуете, что «навязываете» свою точку зрении, или в своих выводах исходите только из собственного видения, старайтесь заняться разносторонним анализом личности другого. Это помоет вам лучше понять его мотивы и желания. Учимся анализировать личность по следующей схеме:

  • отдельные черты характера, их проявление;
  • отношение к карьере, труду и деньгам;

Способности:

  • творческие способности;
  • интеллектуальный уровень;
  • технические способности;

Волевые качества:

  • настойчивость;
  • целеустремленность;
  • ощущение внутренней свободы.

Интересы:

  • общие интересы;
  • хобби;
  • деструктивные склонности.

Моральные качества:

  • отношение к другим людям;
  • способность любить и сочувствовать;
  • приносит ли пользу обществу своей деятельностью.

Упражнение «Преодолей барьеры общения»

Часто в общении мы испытываем чувство отчужденности и сталкиваемся с «застоями», когда просто не знаем, о чем говорить с конкретным человеком. Все эти неурядицы часто связаны со страхом перед общением. Он является порождением страха быть отвергнутым и непонятым.

Особенно часто с этим сталкиваются люди, которые ведут , и у них нем необходимости ежедневно общаться с разными людьми. Но чем больше вы расширяете круг знакомств, тем быстрее приходит понимание того, что это пустые страхи.

Поставьте перед собой цель в течение дня пообщаться с 15 разными людьми с помощью разных путей общения:

  • с 4 людьми – с помощью телефона;
  • с 4 людьми – с помощью Skype (с веб-камерой);
  • с 5 незнакомыми людьми – в магазине либо на улице;
  • с 2 близкими людьми о чем-то очень важном.

Во время выполнения этого упражнения используйте советы психолога, которые вы уже изучили. Это поможет вам осознать, что общий язык можно найти с любым человеком, если владеть принципами эффективной коммуникации.

Еще несколько советов по эффективному общению.

Найти общий язык с ребенком и сделать так, чтобы мыслями он находился здесь и сейчас, не так просто, как кажется на первый взгляд. Как наладить контакт с ребенком для легкого комфортного общения?

Составляющие речевого развития

Общение состоит из трех компонентов, каждый из которых является отдельным уровнем со своими характеристиками и проблемами, которые могут возникнуть.

Первый – это контакт, во время которого проявляется заинтересованность ребенка в общении, его желание вести разговор, поддерживать и направлять в нужное русло.

Второй – это понимание речи, так как ему необходимо реагировать на то, что его говорят и в соответствии с этим выстраивать дальнейшие действия, реплики и суждения.

Третий – активная речь, которая позволяет вести разговор. Улучшая речь ребенка, необходимо работать над всеми компонентами, но начинать следует с контакта.

Более подробно вопрос развития активной речи описан в статье

Для полноценного общения недостаточно понимать речь и уметь использовать активную речь. Эти два умения теряют все свои преимущества, если ребенку не интересно, скучно или он не может поддерживать общение в силу ряда причин.

Он не желает проводить время со взрослыми и общаться с ними или же он все время молчит, предпочитая быть слушателем. Работа над пониманием речи не решит эту проблему, поэтому разобраться следует с контактом.

Как строится контакт?

Контакт – это необходимость для любого вида общения, именно он является важнейшей составляющей коммуникации. Можно выделить три базовых составляющих, на основании которых строится контакт.

  • Ощущения

Здесь речь идет об ощущениях, которые передаются через сенсорные системы – тактильные, зрительные, слуховые, вестибулярные, проприоцептивные и т.д. Очень многое влияет на то, что человек чувствует и как именно происходит связь с окружающей средой.

Особенно важно это для детей, которые собственным ощущениям обычно доверяют больше, чем тому, что они слышат от взрослых. Общение можно выстраивать на основе ощущений, делиться ими и анализировать их.

  • Эмоции

Каждый день человек сталкивается с определенными эмоциями – с радостью, удивлением, счастьем, грустью, печалью, восторгом, злостью, стыдом, облегчением. В течение дня эмоции сменяют друг друга, в зависимости от того, с какими ситуациями приходится сталкиваться.

У ребенка в младшем дошкольном возрасте еще не такой большой перечень эмоции, который он испытывает каждый день, однако это влияет на его настроение.

Когда ребенку грустно, то он не хочет заниматься как с родителями, так и с педагогами. Поэтому перед началом занятия следует развеселить малыша, понять его проблемы.

  • Идеи

Они руководят многими детскими поступками. Постепенно в голове появляются мысли, они формируются в конкретные образы, которые в дальнейшем переходят в действия. Идеи тесно связаны с желаниями и интересами ребенка. На основании этого он решает, что ему делать (например, посмотреть мультик или поиграть в лего).

Рассматривая ощущения, эмоции и идеи, необходимо анализировать эти составляющие во взаимодействии, так как они постоянно влияют друг на друга. Когда ребенок решает поиграть в свою любимую игру (у него возникает идея). Он при этом испытывает определенные эмоции (обычно положительные, когда у него все получается) и ощущения (он видит происходящее, чувствует, слышит).

В каждой игре есть те составляющие контакта, которые преобладают. Например, в потешке «идет коза рогатая» преобладают ощущения (тактильные и проприоцептивные) и эмоции (так как от игрового процесса ребенок чувствует радость), но сама идея теряется и присутствует только косвенно (ее использует взрослый чтобы поддерживать нить игры).

Три шага для комфортного общения

Причин, по которым малыш отвлекается, может быть множество. Это трудности саморегуляции, особенности работы сенсорных систем, плохое самочувствие, настроение, озадаченность мыслями, нежелание заниматься в данный момент. Все это затрудняет общение родителей, педагогов и логопедов с ребенком.

Сегодня мне хочется предложить простой алгоритм, который состоит из трех шагов. Это позволит наладить контакт с малышом и достичь взаимопонимания.

Шаг первый: «Оценить»

Оценка ситуации и ее анализ являются фундаментом для дальнейшего контакта с ребенком. Этот шаг включает в себя такие моменты:

  • Следует понять предпочтения ребенка, его интересы и увлечения. От этого уже можно будет .
  • От чего расстраивается ребенок, и какие ситуации заставляют его чувствовать себя неловко. Такие детали проявляют себя уже в первые минуты общения.
  • Какое место и какое время являются оптимальными для занятий исходя из загруженности ребенка и его распорядка дня.

Шаг второй: «Следовать»

Дети ценят, когда взрослые доверяют им и вливаются в их среду. Чтобы наладить контакт, можно воспользоваться такими рекомендациями:

  • Для начала достаточно быть рядом с ребенком, не настаивая при этом на своем. Такой подход позволит сблизиться и найти общие интересы и темы для разговоров.
  • Совместным интересам следует уделить достаточно внимания. Чем больше точек соприкосновения будет выявлено, тем лучше.
  • Мелкие шаги лучше резких действий. Они позволят укрепить взаимоотношения за счет надежного фундамента.

Третий шаг: «Развивать»

Любой контакт, который достигается с ребенком, нужно развивать. Желание стремиться к лучшему должно быть во всех жизненных сферах, в том числе и в общении с детьми.

Стоит помнить, что:

  • Контакт – это основа взаимоотношений с ребенком, он является «цементом», который впоследствии скрепляет отношения. Общение позволяет детям познавать окружающий мир (как самостоятельно, так и при помощи взрослых).
  • Каждый шаг вперед должен поощряться.
  • Общей целью является расширение навыков, к ней можно идти как прямо, так и через вспомогательные задачи.

Несколько простых условий для укрепления контакта

  1. Необходимо прислушиваться к его желаниям – какой вид деятельности больше нравится, какой формат занятий больше привлекает.
  2. Тема разговора должна быть интересной для малыша – для начала можно обсуждать любимые сказки и мультфильмы. Также малыш может делиться своими желаниями, фантазиями. Не обязательно, чтобы предмет разговора был реальным, он может быть вымышленным. Главное, чтобы он привлекал ребенка.
  3. Не стоит «давить», если малыш в данный момент не настроен на беседу. Необходимо подобрать то время, когда у него будет хорошее настроение. И тогда наладить контакт получится намного быстрее.
  4. Регулярные занятия с разнообразными упражнениями. Предлагайте ребенку что-то интересное и делайте это изо дня в день. Только то, что делается на регулярной основе, принесет желанные плоды.

Когда контакт найден можно будет переходить к развитию понимания речи и активной речи. Контакт является хорошим фундаментом для коммуникации. Без него другие составляющие обесцениваются и теряют свою практическую значимость.

Необходимо строить занятия с ребенком так, чтобы развитие и укрепление интереса стояло на первом месте. А уже после подключаются все остальные навыки и умения.

Контакт с ребенком устанавливается постепенно, через изучение его желаний, привычек и личностных качеств. Тактичность и неспешность сделают общение познавательным и интересным для ребенка.

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе

«В бизнесе сначала устанавливают контакт, а затем делают предложение».

В прошлой статье мы говорили и о том, что для того, чтобы быть более уверенным в результате, необходимо выполнять определенные правила в определенной последовательности. Те продавцы, которые не знают этих правил, обычно действуют по упрощенной схеме: установка контакта — презентация — невозможность То есть, результат очевиден — провал.

Как установить контакт с клиентом?

Контакт с клиентом мы можем наладить, в основном при встрече. И, конечно, не будем забывать про бизнес, в котором нет возможности организовать встречу, и переговоры ведутся по телефону. Хотя сегодня средства связи позволяют проводить встречи с помощью Интернета, не так ли? Поэтому установка контакта при встрече будет существенно отличаться от установки контакта во время телефонного разговора или разговора по Skype. Но в B2B началом контакта в большинстве случае является телефонный разговор.

Вообще, слово контакт в переводе с латинского означает contingere (прикасаться, дотрагиваться). Это слово проникло в русский язык в начале 19 века и было заимствовано из немецкого (Kontakt), либо из французского (contact) языка. Связь, соприкосновение, узел, точка касания, взаимосвязанность, соединение, взаимопонимание, согласованность, взаимосвязь, общение — вот синонимы слова контакт. И установка контакта может оказаться барьером на пути к удачной сделке, а может стать отличным стартом для начала .

Ваша главная цель — создать доверительную атмосферу между Вами и клиентом. На эту тему есть очень много информации в Интернете, где можно найти много разнообразных техник и методик для данного этапа продаж. Здесь важно понять другое, как создается эта доверительная атмосфера, с помощью чего?

Собирайте подробную информацию о клиенте

Помните, в подготовительном этапе продаж мы говорили о сборе информации о клиенте? Так вот, эта информация может стать Вашим отличным союзником. В своей книге «Эффективные методы продаж», Брайан Трейси писал: «Ничто не произведет на клиента большего впечатления, чем сознание того факта, что Вы потратили на него свое время и усилия, чтобы собрать информацию о его ситуации и способах решения его проблем».

Для того, чтобы произвести на клиента положительное впечатление, будь то телефонный разговор или личная встреча, начинайте Ваш разговор с клиента. С его «проблемы» или потребности, если Вам удалось ее узнать на этапе сбора информации. Это может быть информация как о самом клиенте, о его бизнесе, компании, так и информация о ситуации бизнеса клиента в целом. Предварительно, если это «холодный звонок», обязательно составьте сценарий Вашего представления по телефону. Помните о том, что самое мощное изложение Вы должны уложить в 30 секунд — «звуковой бит» восприимчивости человеком. Поэтому скрипт необходим. Позже, когда Вы научитесь это делать, какие-то фразы станут уже шаблонами. А сначала надо научиться.

Можно взять за основу или в качестве примера:

— Добрый день, Иван Иванович! Меня зовут Сергиенко Елена, я представляю интернет-портал личного разития человека Razmir.ru. У Вас есть несколько минут для разговора?

— Да, есть.

— Иван Иванович, как Вы знаете, в отличие от бизнес-тренингов и профессионального образования, рынок личного развития находится в неопределенном состоянии. Из-за обилия различных источников информации обычному человеку довольно сложно соориентироваться, понять и выбрать что-то подходящее для себя. Скажите, насколько Вам было бы интересно находить своих потенциальных клиентов на самом полном интернет-каталоге событий, занятий, ведущих, консультантов и организаций?…

Еще:

— Дело в том, что готовясь к нашему разговору, я узнала, что Вы имеете опыт работы со справочными службами…

Или так:

— Добрый день, Сергей! Меня зовут Сергиенко Елена, я представляю интернет-портал личного разития человека Razmir.ru. У Вас есть несколько минут для разговора?

— Да, есть.

— Сергей, я знаю, что благодаря «Школе легкости» Сергея Аношина, многие люди учатся легко решать различные жизненные вопросы, но тех, кто не умеет еще этого делать — гораздо больше. Поэтому Вы проводите свои тренинги не только в Москве, но и в разных регионах России. Сейчас в сфере личного развития активно работает проект Размир. Ру - интернет-портал, посвященный личному развитию человека, который является самым полным каталогом событий, занятий, ведущих, консультантов и организаций, и предоставляет информацию более чем из 200 городов России и других стран мира. Скажите, насколько Вам было бы интересна программа сотрудничества, которая в результате позволит привлечь к Вам новых клиентов?

— Возможно, что было бы интересно.

— Я полагаю, что Вас, как и многих тренеров, ведущих и консультантов заинтересует возможность с помощью единой информационной площадки, объединяющей более двухсот городов России и разных стран мира, продвигать свои занятия и услуги и находить своих клиентов в Интернете. Как Вы отнесетесь к тому, чтобы информация о Вашей студии была размещена в каталоге организаций на Размир.ру?

— Это платно?

— Размещение в разделе «Организации» предоставляется на бесплатной основе. Для того, чтобы выделить свою организацию и анонсировать мероприятия, разработаны специальные условия.

— Какая информация от меня нужна?

— Сергей, я предлагаю правильно использовать наш ресурс и готова Вам передать нашу визитную карточку, варианты, условия размещения и выгоды, которые Вы и Ваша школа может получить в результате нашего партнерства. В какое время мне удобнее будет позвонить(встретиться) для того, чтобы обсудить важные детали? Среда будет удобна для разговора(встречи)?

Возможно, что данные примеры не являются идеальными со всех точек зрения, но надеюсь, что направление обозначено верно.

Вот примерно такое, 30-секундное изложение, и позволит Вам начать создавать доверительную атмосферу с клиентом. Попробуйте придерживаться 6 основных правил при создании своего изложения.

1. Определите цель. Цель — это предназначение, смысл, мишень, свет в конце тоннеля. Это то, что требует решения.

Определение Вашей цели: Почему мне надо? Чего я хочу достичь? Зачем мне нужна эта беседа? Почему я хочу сказать эти слова? Зачем мне эти встречи? Почему я общаюсь с этими людьми? Ваша цель — это смысл общения. Ради чего это. У Вас должна быть одна цель. Первый принцип 30-секундного сообщения имеет одну очерченную цель.

2. Определите потребности клиента

Поставьте себя на место слушателя. Чего он ждет от Вас? Что может быть ему приятно? Знать своего слушателя — второй принцип 30-секундного сообщения. Учитывайте потребности и интересы клиентов.

3. Привлеките внимание

Наживка — это утверждение или предмет, используемый специально для привлечения внимания. Наживка должна быть связана с Вашей целью, потребностью слушателя и Вашим предложением. Наживкой может быть вопрос или утверждение, юмор.

4. Собственно сообщение

А теперь кратко и убедительно изложите то, о чем идет речь. Ваше 30-секундное сообщение — это призыв к … , просьба, команда, предписание, итог, заключение, контракт — все сводится к одному: просите!!!

5. Заключение

Сообщение без конкретной просьбы — упущенный шанс. Тот, кто ничего не просит, ничего не добивается. Чего ждать от клиента? Побуждения к действию или побуждения к реагированию. Заключение с побуждением к действию призывает к конкретному поступку в конкретных временных рамках. Заключение с побуждением к реагированию годится в том случае, когда лучше не просить напрямую. Не лишайте себя шанса.

6. Используйте эмоциональный подход

Затроньте душу клиента. Конечно, существует множество методов, которые успешно решают главную задачу этого этапа продаж. И Вы всегда найдете именно тот, который наиболее гармоничен Вам, Вашей личности, Вашим манерам. Профессионального продавца на этапе установки контакта всегда отличают хорошее доброжелательное настроение, воодушевление, энтузиазм.

Представьте, что вас просит об одолжении кто-то, кто вам нравится. Скорее всего, вам будет приятно оказать ему услугу. А если вас попросит об одолжении человек, к которому вы равнодушны? Не факт, что вы броситесь ему помогать. Если вы услышите совет от уважаемого вами человека, то вы будете благодарны ему за внимание и прислушаетесь к его словам. А если вас начнет поучать кто-то вам несимпатичный, то вы или просто проигнорируете его слова, или с раздражением отмахнетесь от непрошеных советов.

В чем разница? В отношении. Как писал Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера», умение обходиться с людьми – это ключ к успеху. Сам Ли Якокка, будучи известным в мировом бизнесе топ-менеджером, активно изучал психологию. Успешные люди умеют строить межличностные отношения, основанные на взаимном доверии и понимании. Такие отношения психологи называют термином «раппорт» (фр. rapport, от rapporter - возвращать, приносить обратно). Если раппорт уставлен, люди общаются спокойно и позитивно, быстрее находят точки соприкосновения и легче приходят к компромиссу.

Известно, что нам всем проще и комфортнее общаться с такими, как мы. «Чужаки», непохожие на нас, нам интересны, но они нас пугают, мы им инстинктивно не доверяем и не можем расслабиться в их присутствии. Во многих компаниях существует свой дресс-код, свой офисный сленг: это способствует сближению и созданию атмосферы «кругом все свои».

Сближение и «подстройка» осуществляются на разных уровнях восприятия. Согласно исследованиям американского психолога Альберта Мейерабиана успех коммуникации зависит на 7% от слов, на 38% – от тембра голоса и на 55% - от языка тела и жестов. Таким образом, невербальное общение – это неотъемлемая часть классического общения людей между собой. Существует несколько способов передачи невербальной информации. Оптико-кинестетический способ включает в себя использование мимики, движений рук при разговоре (жесты), позу и движения человека. Паралингвистический способ передачи информации связан с физиологией человеческого голоса: тональностью, диапазоном, громкостью, интонацией. К экстралинвистическому способу невербального общения относится темп речи, наличие или отсутствие пауз, вздохи, смех. Еще одним методом невербального общения является зрительный контакт.

При визуальном контакте значение имеют частота пересечения взглядов собеседников, длительность периода, когда люди смотрят прямо в глаза друг другу, попытки поймать взгляд или избежать его. Когда человек смущается, он часто опускает глаза вниз, если он испуган или обманывает собеседника, то отводит взгляд в сторону, а когда собеседники приятны друг другу, они смотрят друг на друга, как минимум, половину времени из всего процесса общения. Блуждающий взгляд означает, что собеседнику скучно. Что касается «первого взгляда», мне понравилось правило, про которое я недавно прочитала: «При первом контакте посмотрите собеседнику в глаза, не мимо, а прямо в глаза, и достаточно долго, чтобы запомнить цвет глаз, потом можно отвести взгляд».

Опытные переговорщики обращают внимание на позу, жесты, голос, темп речи, уровень энергии собеседника. Лучшая поза для успешного диалога – «открытая»: лицом друг к другу, руки не скрещены на груди. Рекомендуется пользоваться приемом «отзеркаливания»: если собеседник сидит прямо, нужно тоже выпрямить спину, если собеседник говорит быстро, не стоит тянуть слова, если собеседник жестикулирует, не нужно держать руки по швам, иначе собеседники не «совпадут» по темпу и энергии, и мозг пошлет сигнал «это чужой!».

Большинство людей любят говорить о себе, но для установления раппорта нужно друг друга слушать и слышать: использовать парафраз, задавать уточняющие вопросы, повторять любимые слова и словосочетания собеседника. «Я вижу, что… Моя точка зрения состоит в том, что… Это видно… Я Вас слышу… Для меня это было, как звонок… Я чувствую…» – такие обороты речи могут рассказать вам о том, как собеседник воспринимает мир и дать подсказку, каким образом он лучше всего воспримет информацию. На первый взгляд все кажется довольно простым. Но это совсем не просто следить не только за тем, как выглядит, двигается, что говорит ваш собеседник, и при этом повторять его движения и поддерживать диалог.

Следующими этапами установления раппорта являются подстройки к образу мышления, интересам, ценностям, опыту. Здесь помогают эрудиция, любознательность и наличие хобби, позволяющие поддерживать беседу на темы, релевантные для людей, с которыми нужно выстраивать отношения. И при этом важно не забывать о своей собственной индивидуальности и своих ценностях. Во-первых, чтобы уважать себя, а во-вторых, потому что «чужаки» хотя и опасны, но все-таки интересны. Установление раппорта – это и естественный, почти бессознательный процесс, и искусство, и навык.

Иногда люди говорят: это же манипуляция? Я так не думаю. Все зависит от того, чего мы хотим. Если мы сознательно воздействуем на чувства другого человека, преследуя исключительно свои скрытые цели, это манипуляция. Если мы ищем точки соприкосновения и хотим показать, что «мы одной крови – ты и я», то это так же естественно, как говорить по-английски с англичанином или как использовать язык глухих с глухими… К тому же установление раппорта – это всегда двусторонний процесс.

Достаточно ли такой «подстройки» для установления эффективных долгосрочных отношений? Нет, недостаточно. Можно улыбаться, смотреть в глаза, «отзеркаливать» жесты, поддерживать разговор на разные интересные темы, но если коммуникация не подкрепляется искренним интересом и уважением к человеку, а также реальными делами, то полного успеха добиться невозможно.

Однажды у меня случился конфликт с человеком, который был значительно выше меня по своему статусу. Мы не понравились друг другу с самого начала, нас раздражало друг в друге буквально все, мы еле разговаривали. Когда его назначили моим прямым начальником, мой бывший босс, получивший повышение, спросил, что я буду делать – может быть, поеду на секондмент в другую страну? Я не хотела уезжать и сказала, что буду работать с новым боссом.

Это было нелегко. Для начала я решила найти в нем сильные стороны, за которые я смогла бы его уважать. Я внимательно наблюдала за ним, слушала его, говорила о нем с коллегами, которые работали в его команде, и в результате увидела в нем массу положительных качеств: стратегический ум, умение мгновенно перерабатывать огромные массивы данных и делать точные выводы, невероятную работоспособность, широту интересов, обаяние, эмоциональность и ранимость, скрытую за внешней брутальностью. Я выполняла все, что он просил, и все, что не просил, если я считала, что ему это могло бы понадобиться. Я постоянно думала, как сделать его жизнь проще, легче и веселее. Сначала он нейтрально принимал мою помощь, потом стал сам обращаться ко мне, потом начал советоваться со мной по всем важным вопросам. В конце мы очень подружились и до сих пор общаемся, хотя он мне уже давно не начальник… Когда я вспоминаю, как мы перешли от вражды к дружбе, я отдаю себе отчет, что я много работала, чтобы стать ему полезной, но все-таки самое главное – я изменила свое к нему отношение, и он не мог этого не почувствовать. «Не переживайте, если Вам кто-то не нравится, – сказал мне как-то один тренер на одном из семинаров, – в 99% случаях Вы ему тоже не нравитесь. Но зато если почувствуете к кому-то искреннюю симпатию, то, скорее всего, это тоже будет взаимно».