Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Как помочь ребенку запомнить учебный материал? Несколько приёмов. Как научить ребенка быстро запоминать прочитанное: простые техники тренировки памяти

Увлечение смартфонами, планшетами, информационная перегрузка и плотный график – это обычная жизнь наших школьников. Им сложно удерживать в памяти большое количество информации, сосредотачиваться на одном деле и быть внимательными на уроке. При этом современные школьные программы стали сложнее и требуют от учащихся хорошей памяти и умения анализировать.

Учебный процесс построен таким образом, что без хорошей памяти трудно добиться успехов и хороших оценок. Оценки, конечно, не показатель, но все же память – важный элемент любого учебного процесса.

Как развивать память школьника

  1. Сон, спорт и питание – база, которая необходима для хорошего запоминания информации. Чем больше надо запомнить информации, тем качественней должен быть сон. Особенно об этом стоит помнить детям перед экзаменами. Продукты также могут улучшить память. Стоит включить в рацион школьника яблоки, виноград, авокадо, сыр, молоко, сливочное масло, орехи, каши, сельдь и нежирное мясо.
  2. Атмосфера в семье влияет на развитие внимания и памяти у ребенка. Чем спокойнее чувствует себя ребенок дома, тем лучше у него получается сосредотачиваться на учебе.
  3. Совместное чтение с родителями, обсуждение героев, пересказ истории помогает развивает в детях любознательность и улучшает память.
  4. Пробовать что-нибудь новое – эффективная тренировка памяти. Когда мы осваиваем новые умения у нас формируются новые нейроны. Так мы стимулируем наш мозг развиваться. Это может быть другая техника в рисовании, новый вид творчества, рукоделия, спорта.
  5. Учите наизусть каждый день понемногу, постепенно увеличивая нагрузку.
  6. Играйте в настольные игры.
  7. Мы лучше запоминаем то, что нам нравится, вызывает какие-нибудь эмоции, поэтому важно в обучении создавать образы, увлекать, проводить аналогии.

Игры на развитие памяти

Сочини свою историю

Разложите перед ребенком картинки и попросите сочинить историю или сказку, опираясь на них.

Вспомнить все

Выберите одну картинку, которую раньше ребенок не видел. Дайте ему внимательно рассмотреть, что на ней изображено (примерно 30-60 секунд). Теперь уберите картинку и попросите ребенка восстановить изображение как можно детальнее.

Найди, что пропало

Разложите перед ребенком ряд предметов (карточек), дайте время запомнить последовательность. Потом попросите отвернуться и уберите один предмет. Ребенок должен восстановить последовательность.

Сделай, как я

Возьмите себе и ребенку по 6 спичек. Выложите фигуру, покажите ее на несколько секунд ребенку и попросите его сделать такую же.

Нарисуй образ

Когда ребенок учит стихотворение, попросите его нарисовать то, о чем в нем говорится. Этот метод зрительной прорисовки используется в эйдетике – науке о развитии памяти.

Что это за звук?

Спрячьтесь за ширмой и воссоздавайте разные звуки (звон кастрюли, музыкального инструмента, игрушки и т.д.). Ребенок должен отгадать, что это звучало.

Ухо-нос-рот

Когда вы говорите “ухо”, ребенок должен дотронуться до уха и т.д. Сначала выполняйте команды вместе с ребенком правильно, а потом намеренно допускайте ошибки. Ребенку потребуется стать более внимательным, чтобы не допустить ошибок.

Рисование двумя руками

Попросите ребенка взять в правую и левую руку по карандашу и одновременно двумя руками нарисовать фигуру.

Очень важно с самых ранних лет научить ребенка соблюдать определенные правила: правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, элементарные правила вежливости (говорить «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините»).

Но очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда малыш совершенно ничего не запоминает или запоминает, но не умеет применять на практике. Как поступить в таком случае?
Игра и еще раз игра
Малыши усваивают любую информацию надежнее, если она подается им в игровой форме. Чем меньше возраст ребенка, тем более актуальным становится это правило. Поэтому не стоит удивляться, если вы сто раз говорили своему крохе, что переходить улицу нужно только на зеленый сигнал светофора, а когда подошли вместе с ним к дороге, он растерялся и не смог ответить на вопрос, можно или нельзя сейчас ступить на проезжую часть.
В домашних условиях помочь ребенку освоить правила дорожного движения очень легко. Возьмите ватман, нарисуйте на нем дорогу с перекрестками, поставьте в нужных местах импровизированные светофоры, сделанные из кубиков, конструктора или цветного картона. Расставьте на дороге игрушечные машинки, а в качестве пешеходов используйте любимых кукол, мягких игрушек или солдатиков. Таким образом вы сможете не только поиграть с малышом в увлекательную игру «дорожное движение», но и поможете ему наглядно запомнить правила.
Если у вас в гостях несколько детей одного возраста, можно поделить их на две группы: одна будет изображать пешеходов, а другая – машины. Вы сами можете взять в руки таблички с цветами сигналов светофора и показывать их малышам, а дети должны при этом выбирать, что им нужно делать, когда «загорается» красный или зеленый сигнал. Потом группки можно поменять местами: те, кто изображал машинки, станут пешеходами, и наоборот.
То же самое касается и остальных необходимых знаний. Разучивая правила поведения в обществе, разыграйте веселую сценку прихода одних игрушек в гости к другим. Пусть игрушки обязательно здороваются друг с другом, а когда случайно друг друга толкают или делают что-то неправильно, извиняются. Обыгрывать можно абсолютно любые ситуации, самое главное – помочь малышу найти правильные варианты решений и давать подсказки, если что-то у него не получается.
Не забывайте отрабатывать правила на прогулке или в магазине. Когда вы подойдете к перекрестку, спросите у малыша, какой сигнал сейчас на светофоре, и что он обозначает. В магазине попросите малыша самостоятельно взять из рук продавщицы покупку и поблагодарить ее, вежливо сказав «спасибо».
Повторение – мать учения
Многие думают, что повторение – это занудное воспроизведение одних и тех же фраз, хотя на самом деле это далеко не так. Вся информация, получаемая человеческим мозгом, сначала откладывается в так называемой кратковременной памяти. Там она остается на протяжении приблизительно трех дней, после чего стирается, либо отправляется в долговременную память, т.е. запоминается надолго.
Чтобы ребенок хорошо усвоил полученную информацию, необходимо использовать повторение, но делать это нужно не методом монотонного повтора тех же самых фраз при любом удобном случае, а по-другому. Сначала необходимо дать малышу новую информацию, например, «дорогу можно переходить только на зеленый сигнал светофора». Расскажите ребенку об этом правиле в форме веселой домашней игры. Дня через три следует эту информацию передать ему повторно, но преподнести его в иной форме. Например, когда вы с малышом пойдете на прогулку и приблизитесь к перекрестку, скажите ему: «Помнишь, мы с тобой играли дома в светофор? Теперь давай попробуем сделать то же самое, только на большом светофоре. Посмотри и скажи, какой сейчас сигнал, и чья сейчас очередь – машин или наша?».
Еще через неделю или две можно напомнить об этом правиле, раскрашивая с малышом картинку со светофором и машинками. Периодически повторяйте с ним правила, только каждый раз старайтесь делать это в новой форме. Можно обратить его внимание на отдельные эпизоды мультфильмов или книжек, в которых встречаются нужные ситуации. Таким образом малыш не только будет с интересом каждый раз включаться в игру, но и быстро усвоит важную информацию.
Не все сразу
Учите малыша правилам постепенно. Не стоит сразу же рассказывать ему обо всех особенностях поведения на дороге или правил этикета. Начните с самого простого: с того, что при встрече со знакомым человеком всегда нужно здороваться и постепенно, когда вы увидите, что малыш информацию усвоил, добавляйте вместе с повторением новые подробности: когда уходишь, нужно говорить «до свидания», если случайно наступил кому-то на ногу следует сказать «извините» и так далее. Также и с правилами дорожного движения: пусть малыш сначала запомнит, какие именно сигналы бывают у светофора, потом выучит, что на зеленый свет люди идут, а машины стоят, далее – что на красный свет улицу переходить нельзя.
Общих правил не так уж много, они не меняются, а лишь углубляются, поэтому не стоит беспокоиться о том, что ребенок не успеет освоить их все. Постепенное обучение позволит малышу последовательно вникать в суть полученной информации и прекрасно подготовит его к самостоятельности.
Автор-составитель: Виктория Грицук.

Материалы взяты из сайта «Я – родитель» - проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Экология потребления.Главная трудность ребенка в первом классе - большой объем информации. Как помочь ему справиться с нагрузкой?

Главная трудность ребенка в первом классе - большой объем информации. Как помочь ему справиться с нагрузкой?

Может быть, со стороны объемы школьных знаний и не кажутся ужасными, да в большинстве случаев родители и не особенно давят на ребенка. Они стараются найти подход, объяснить некоторые школьные темы подробнее и понятнее, в крайнем случае ищут репетиторов или специальные группы подготовки к школе. Но после первого сентября информация все равно захлестывает ученика с головой. Как справиться с этим потоком?

Учиться тоже нужно уметь

Нередко ребенок приходит в первый класс довольно оптимистически настроенным. Он верит в себя и ожидает, что станет отличником. Но все оказывается не так легко, не все получается. «Как же так? Неужели я не настолько хорош?» - думает ребенок. Те же вопросы задают себе и родители. Ведь до первого класса все было замечательно. Ребенок мог и читать, и писать, и хорошо рассуждал. А теперь слова - школа и стресс - стали почти синонимами. Почему?

С давних времен учеников делили на способных и отстающих. Насчет последних полагали, что либо такой ученик ленив, либо у него не хватает ума. Педагоги видели из этого положения единственный выход: ученика надо заставить учиться. Как именно? Все в основном сводилось к усилению учебной нагрузки и наказаниям. В XX веке было установлено, что дети могут отставать в учебе не только из-за нерадивости и нехватки способностей. Большинство детей не имеет навыка учебы. У них нет опыта того, как в голове можно организовывать материал, и нет алгоритмов запоминания. Со временем они появятся, но до этого времени еще придется ждать и ждать, учиться и учиться.

Запомнить сейчас или выучить на потом?

Как известно, существует два основных вида памяти - краткосрочная и долгосрочная. Краткосрочная память требуется только для того, чтобы ориентироваться в текущих событиях. Когда мы приходим домой, то можем пока поставить сумку рядом с порогом, чтобы снять верхнюю одежду и обувь. После переодевания человек точно помнит, где сумка, и переставляет ее на нужное место.

Но помнить до конца жизни информацию о местоположении сумки нет никакого смысла. Поэтому уже через несколько часов мозг избавляется от лишнего груза. Чаще всего забывается даже сам факт, что сумку куда-то ставили.

Другое дело - важные дела и информация. Их нужно постоянно держать в надежном месте. И это место - долгосрочная память.

Основная проблема с запоминанием происходит из-за незнания особенностей работы этих двух видов памяти. Краткосрочная память имеет небольшой объем. Например, за один раз человек может запомнить всего 7–9 цифр или слов.

Но даже эта информация не полностью переходит в долгосрочную память. Если по прошествии некоторого времени человека попросить припомнить те цифры или слова, которые он недавно запоминал, он сможет назвать всего 3-4. И не факт, что даже эти 3-4 объекта перейдут в долгосрочную память.

В долгосрочной памяти не хранится все подряд. Мозг сохраняет только то, что счел главным, а детали может выкинуть как несущественные. Для долгосрочной памяти главное - «скелет», а «мышцы»-подробности она может нарастить при необходимости. Но только если у нее есть на это время.

Но и это еще не все! Мало положить в долгосрочную память, нужно еще оттуда и достать. И тут снова могут быть проблемы. Память не отдает все сразу, а только по частям, и то не всегда полностью. При быстром ее наполнении без возможности все переварить она может выдать только 30 % из своих запасов.

Как упорядочить архивы памяти

Представьте себе, что вы работник архива. Вам необходимо перенести на хранение документы. У вас небольшой кабинет, где вы работаете. И вдруг вам начинают с неистовой силой приносить и приносить материалы. Ваш кабинет наполняется бумагами до потолка. Что вы скажете? Наверное, вы закричите: «Стоп! Я не могу так работать, мне повернуться негде! Я не могу обработать ни одной бумаги! Давайте-ка вынесите все лишнее и подавайте ваши документами небольшими партиями».

С памятью тоже самое. Если вы будете пихать в область краткосрочной памяти все без разбора, то она просто начнет все выбрасывать. Пропускная способность в «архив» значительно снизится. Да и из архива мало что будет выходить при такой запарке.

Для того чтобы «архив» работал нормально, необходимо организовать правильную и последовательную поставку информации. Затем дать возможность нашему внутреннему архивариусу поработать. Как это сделать? Обеспечьте «правильную поставку информации в архив».

1. Задайте формат доставки. Прежде чем начать что-то доставлять и раскладывать, в архиве надо разметить место, где все это будет лежать. Для этого, прежде чем читать текст, стоит прочитать заголовки, посмотреть картинки, прочитать подписи под картинками. По этой информации будет уже приблизительно ясно, о чем пойдет речь и в какой отдел памяти его лучше отнести, сколько нужно будет «полок» для разделов.

2. Уточните содержание. Ребенок должен прочитать текст один раз и тут же рассказать своими словами, о чем там говорится. Это позволит создать более точные границы для того материала, который надо запомнить. Не важно, что ребенок скажет не все или не совсем точно. Особой точности не требуется, да и если он факты будет вспоминать не по порядку - не беда. Единственное, можно поправить ребенка с тем, чтобы правильнее выделить основную идею текста.

Так мы положили первую порцию информации в краткосрочную память. Теперь можно дать ребенку немного отвлечься на что-то другое, не связанное с прочитанной темой. В это время краткосрочная память начнет постепенно пропускать информацию в хранилища.

3. Разложить по кусочкам. Теперь, когда известно, о чем текст, можно прочитать его более внимательно и разложить на части то, что происходит. Что случилось сначала, что потом? Если текст про зиму, то какие признаки зимы описывает автор?

4. Воспользоваться ментальной картой. Это довольно простой метод - информацию представляют в виде схемы алгоритма, который помогает затем быстро вспомнить все содержание. Мозг сам по себе при запоминании создает такие алгоритмы, но можно ему в этом помочь.

Карту рисуют в виде «дерева». В его основании лежит тема, а от нее отходят «ветви». Что описывается в тексте про зиму? Погода - природа - люди. Что о погоде? Снег - иней - метели - мороз. Что о природе? Реки замерзли, медведи заснули, зайцы поменяли цвет. Что о людях? Оделись тепло - занимаются зимними видами спорта - готовятся к Новому году.

После создания ментальной карты снова стоит отключиться и отдохнуть минут 15. Можно просто дать ребенку подвигаться, можно дать время положить в портфель вещи для следующего дня, а можно начать делать какой-то другой урок, который ребенку нравится или не сильно напрягает.

5. Проверить усвоенное. Теперь, когда мы все разложили по полочкам, остается только один шаг. Попробовать, как информация будет извлекаться из хранилищ. Для этого ребенка нужно протестировать. Не надо устраивать экзаменационную процедуру, просто задайте несколько ключевых вопросов по пройденной теме. Сделайте упор на то, что ребенку не очень хорошо запомнилось. Если есть какие-то заминки, то нужно это место еще раз проговорить. А через 1,5–2 часа еще раз пройтись по теме.

Это лишь одна из многих методик, которые помогут вашему ученику лучше справляться с заданием. Не стоит ждать, что ребенок схватит алгоритм на лету. Поначалу ментальные карты придется чертить вам, чтобы ваш школьник ухватил суть. Но с каждым разом его нужно все больше привлекать к построению карт, чтобы через какое-то время он начал делать это сам.

Вся процедура может казаться довольно долгой, но на самом деле она значительно экономит время в целом, за счет того, что память начинает работать более эффективно. опубликовано

Как правило, дети младшего возраста очень хорошо запоминают небольшие тексты механическим способом. Но когда ребенок пойдет в школу, такой способ выучивания необходимого материала рано или поздно вызовет затруднения с запоминанием школьной программы. Информация, предназначенная для изучения в среднем школьном возрасте, более сложна и для ее усвоения потребуется развивать другие навыки запоминания. Как же научить ребенка за короткое время правильно усваивать нужный объем знаний? Приведем несколько важных советов:

Самым лучшим временем для выполнения школьного домашнего задания является тот же день, в который ребенок данное задание получил. Дело в том, что в этом случае кратковременная память работает только в течение первых суток, по истечении которых школьник может легко забыть информацию, объясненную или уже выученную на уроке. Для того чтобы полученные знания могли быть закреплены, следует не откладывать выполнение домашней работы на длительный срок.

Тот материал, который следует выучить, необходимо разбить на несколько равных частей. Каждую часть ученик будет запоминать отдельно, имея перерывы между учебной деятельностью (небольшое время, в течение которого можно активно отдохнуть, подвигаться, заняться какой-либо физической работой в свое удовольствие). Таким образом, информация будет усваиваться гораздо легче, чем при попытке сразу же, в один присест освоить весь заданный материал.


Также нужно постоянно следить за правильной организацией распорядка дня школьника. К выполнению домашних заданий желательно приступать каждый день в одно и то же время, причем наилучшим вариантом будут дневные часы. В светлое время дня материал будет запоминаться лучше, а вечером его останется только однажды повторить при необходимости.

Естественно, для того чтобы ребенок мог легко и быстро запоминать необходимую учебную информацию, он должен хорошо понимать смысл всего, что нужно выучить. Бывает, во время уроков школьнику не удается вникнуть в какой-то материал и усвоить его – помогите ребенку разобраться в этом дома. Внимательно изучите заданную тему и поясните все непонятные места. Запомнить непонятное весьма непросто.

Также для того чтобы помочь детям быстро и хорошо запоминать, стоит научить их правильно работать с текстами. Как известно, каждый человек обладает своим, более близким ему способом запоминания (кому-то требуется наличие зрительных образов, кто-то лучше воспринимает информацию на слух, и так далее). В соответствии с этим существуют и различные способы работы с текстами. Познакомьте ребенка со всеми существующими основными видами работы с учебным материалом, научите его использовать на практике каждый из них, а школьник затем уже самостоятельно выберет именно тот, который будет ему наиболее близок и поможет максимально эффективно справиться с поставленной задачей. Так, можно читать текст несколько раз подряд для его визуального запоминания или же прочесть и воспроизвести информацию вслух. Можно прочесть информацию и выделить наиболее важные мысли текста или же набросать его краткий план на бумаге.


Для того чтобы школьник мог без особых усилий усваивать необходимый ему учебный материал, следует тренировать память ребенка регулярно. Для этой цели можно использовать разнообразные специальные пособия, направленные на тренировку памяти. Такие дидактические материалы весьма занимательны и интересны и могут стать полезным и веселым досугом не только для самого школьника, но и для остальных членов семьи.

Так как программный материал в школе не всегда может быть интересным, часто ребенку приходится учить скучную информацию, не воспринимая полноценно ее смысла. Такой способ запоминания, естественно, нельзя назвать эффективным. Для того чтобы избавить детей от необходимости зубрить школьную программу, желательно заранее познакомить их с принципами произвольного запоминания. Для этого можно пользоваться различными ассоциациями. Допустим, если нужно запомнить какое-то новое, незнакомое слово или абстрактное понятие, можно найти подходящие к нему ассоциации, которые будут напоминать привычные образы. При знакомстве с иностранными словами можно использовать созвучия (например, английское слово look переводится как «смотреть» и созвучно русскому «лук»). Из слова-созвучия и перевода можно даже составить небольшой сюжет (к примеру, из приведенных выше слов составить что-то вроде этого: «Когда я режу ЛУК, я не могу СМОТРЕТЬ»).

Научите ребенка выделять и фиксировать в представленной информации самое основное. Для лучшего запоминания можно придумывать специальные напоминающие элементы, при помощи которых можно будет без труда вспомнить изученный материал. К примеру, попросите ребенка подобрать несколько слов или же изображений, подходящих к тексту по смыслу.


Одним из наиболее важных элементов обучения и развития памяти у детей является выучивание стихотворений наизусть. Запоминание текстов в стихотворной форме весьма полезно и важно для умственного развития ребенка и успешного обучения. Тем не менее, учитывая тот факт, что в школе процесс изучения стихов зачастую преподносится в виде своеобразного испытания, как некая устная форма контрольной работы, следует заранее позаботиться об успешном освоении школьником такой информации. Совместное чтение стихотворных произведений в кругу семьи поможет не просто облегчить процесс запоминания, но и разовьет в ребенке любовь к поэзии. Можно время от времени устраивать интересные семейные беседы, обсуждать не только стихотворения, но и биографии их авторов. Такие мероприятия, а самое главное поддержка со стороны родителей, станут отличным вкладом как в развитие способности осмысленно запоминать, так и в общее развитие детей.
Если у ребенка появится желание самостоятельно читать стихи, если его привлечет мир литературы, то проблем с запоминанием стихотворных произведений в школе не возникнет. Кроме того, такая любовь к стихам со временем даже может перерасти в нечто большее, чем просто элемент учебы или хобби, развиться в талант. Так или иначе, выучивание стихотворений наизусть является одним из лучших способов тренировки памяти. Имея, как правило, стройный ритм и строгую рифму, стихи усваиваются без особого труда, особенно же в том случае, если родители занимаются совместно со своим чадом, подбирая наиболее интересный и подходящий для конкретного возраста материал. Для еще более продуктивного запоминания необходимо сделать сюжет выбранного стихотворения максимально интересным для детского восприятия, добавить при чтении текста больше лиричности и образности. При желании даже можно время от времени устраивать нечто вроде семейных литературных вечеров, где каждый из членов семьи будет декламировать полюбившееся ему стихотворение. Это не только развитие памяти, но и развитие хорошей, правильной дикции, и любви к искусству.


Человеческая память поистине уникальна, так как она позволяет не только накапливать нужную информацию, но и продуктивно использовать ее в процессе деятельности, накапливать опыт, пользоваться опытом и знаниями других людей в различных жизненных ситуациях. Залогом быстрого и хорошего развития интеллекта является наличие отличной памяти. Тренируя память ребенка с самого раннего возраста, можно добиться довольно внушительного ее объема, который в дальнейшем поможет успешно учиться и работать. Тренировать способность запоминания возможно при помощи регулярной интеллектуальной зарядки – выполнению специально разработанных упражнений.
Одним из таких упражнений может быть следующее, под названием «Опиши картинку». Чтобы провести это занятие с малышом, нужно взять знакомые для него изображения: журнальные нарезки, книжные иллюстрации или что-то подобное. Будет просто здорово, если используемая картинка изображала не менее пяти-шести различных предметов. От ребенка требуется внимательно рассматривать изображение в течение 30 секунд, стараясь запомнить в деталях все, что присутствует на нем. После, нужно закрыть глаза и сначала представить рисунок по памяти мысленно а потом постараться как можно подробнее описать все увиденное и запомненное. После того как рассказ ребенка будет окончен, опять показывается изображение, и обсуждаются все упущенные моменты. В том случае, если дети будут без труда справляться с простыми изображениями, наглядный материал можно усложнять, увеличивая количество мелких деталей, используя разнообразные цветовые оттенки. В свою очередь чадо может составить аналогичное задание и для родителей, и занятие превратится в интересную семейную игру, в которой проверка детьми рассказа взрослых будет занимательна, полезна и поучительна.

Фото: Sergey Nivens/Rusmediabank.ru, Dmytro Vietrov/Rusmediabank.ru, Sergey Nivens/Rusmediabank.ru, ximagination/Rusmediabank.ru, Nagy-Bagoly Ilona/Rusmediabank.ru

Очень важно с самых ранних лет научить ребенка соблюдать определенные правила: правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, элементарные правила вежливости (говорить «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините»). Но очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда малыш совершенно ничего не запоминает или запоминает, но не умеет применять на практике. Как поступить в таком случае?

Игра и ещё раз игра

Малыши усваивают любую информацию надежнее, если она подается им в игровой форме. Чем меньше возраст ребенка, тем более актуальным становится это правило. Поэтому не стоит удивляться, если вы сто раз говорили своему крохе, что переходить улицу нужно только на зеленый сигнал светофора, а когда подошли вместе с ним к дороге, он растерялся и не смог ответить на вопрос, можно или нельзя сейчас ступить на проезжую часть.

В домашних условиях помочь ребенку освоить правила дорожного движения очень легко. Возьмите ватман, нарисуйте на нем дорогу с перекрестками, поставьте в нужных местах импровизированные светофоры, сделанные из кубиков, конструктора или цветного картона. Расставьте на дороге игрушечные машинки, а в качестве пешеходов используйте любимых кукол, мягких игрушек или солдатиков. Таким образом вы сможете не только поиграть с малышом в увлекательную игру «дорожное движение», но и поможете ему наглядно запомнить правила.

Если у вас в гостях несколько детей одного возраста, можно поделить их на две группы: одна будет изображать пешеходов, а другая - машины. Вы сами можете взять в руки таблички с цветами сигналов светофора и показывать их малышам, а дети должны при этом выбирать, что им нужно делать, когда «загорается» красный или зеленый сигнал. Потом группки можно поменять местами: те, кто изображал машинки, станут пешеходами, и наоборот.

То же самое касается и остальных необходимых знаний. Разучивая правила поведения в обществе, разыграйте веселую сценку прихода одних игрушек в гости к другим. Пусть игрушки обязательно здороваются друг с другом, а когда случайно друг друга толкают или делают что-то неправильно, извиняются. Обыгрывать можно абсолютно любые ситуации, самое главное – помочь малышу найти правильные варианты решений и давать подсказки, если что-то у него не получается.

Не забывайте отрабатывать правила на прогулке или в магазине. Когда вы подойдете к перекрестку, спросите у малыша, какой сигнал сейчас на светофоре, и что он обозначает. В магазине попросите малыша самостоятельно взять из рук продавщицы покупку и поблагодарить ее, вежливо сказав «спасибо».

Повторение – мать учения

Многие думают, что повторение – это занудное воспроизведение одних и тех же фраз, хотя на самом деле это далеко не так. Вся информация, получаемая человеческим мозгом, сначала откладывается в так называемой кратковременной памяти. Там она остается на протяжении приблизительно трех дней, после чего стирается, либо отправляется в долговременную память, т.е. запоминается надолго.

Чтобы ребенок хорошо усвоил полученную информацию, необходимо использовать повторение, но делать это нужно не методом монотонного повтора тех же самых фраз при любом удобном случае, а по-другому. Сначала необходимо дать малышу новую информацию, например, «дорогу можно переходить только на зелёный сигнал светофора». Расскажите ребенку об этом правиле в форме веселой домашней игры. Дня через три следует эту информацию передать ему повторно, но преподнести его в иной форме. Например, когда вы с малышом пойдете на прогулку и приблизитесь к перекрестку, скажите ему: «Помнишь, мы с тобой играли дома в светофор? Теперь давай попробуем сделать то же самое, только на большом светофоре. Посмотри и скажи, какой сейчас сигнал, и чья сейчас очередь – машин или наша?».

Ещё через неделю или две можно напомнить об этом правиле, раскрашивая с малышом картинку со светофором и машинками. Периодически повторяйте с ним правила, только каждый раз старайтесь делать это в новой форме. Можно обратить его внимание на отдельные эпизоды мультфильмов или , в которых встречаются нужные ситуации. Таким образом, малыш не только будет с интересом каждый раз включаться в , но и быстро усвоит важную информацию.

Не всё сразу

Учите малыша правилам постепенно. Не стоит сразу же рассказывать ему обо всех особенностях поведения на дороге или правил этикета. Начните с самого простого: с того, что при встрече со знакомым человеком всегда нужно здороваться и постепенно, когда вы увидите, что малыш информацию усвоил, добавляйте вместе с повторением новые подробности: когда уходишь, нужно говорить «до свидания», если случайно наступил кому-то на ногу следует сказать «извините» и так далее. Также и с правилами дорожного движения: пусть малыш сначала запомнит, какие именно сигналы бывают у светофора, потом выучит, что на зеленый свет люди идут, а машины стоят, далее – что на свет улицу переходить нельзя.

Общих правил не так уж много, они не меняются, а лишь углубляются, поэтому не стоит беспокоиться о том, что ребенок не успеет освоить их все. Постепенное обучение позволит малышу последовательно вникать в суть полученной информации и прекрасно подготовит его к самостоятельности.

Виктория Грицук