Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Как правильно хвалить и поощрять ребенка за хорошее поведение: рекомендации психолога с примерами. Поощрение и наказание детей в семье Наказание и поощрение в воспитании таблица

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Наказание

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики” , никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание . Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы . Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка . Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен . О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают ; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным .

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать :

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Поощрение

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу , и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях . Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность .

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды . Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой . Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее : «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания , проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Ольга Ребещенкова


Соколова Елена Юрьевна.

Учитель психологии, педагог-психолог.

КОУ «Школа № 18», г. Омск, Омская область
Родительское собрание на тему:

«Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей , посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.

Задачи:

1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания детей в семье;

2. Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива;

3. Выработка коллективных решений и единых требований по воспитанию детей;

4. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

Предварительная работа:

1. Разработать анкеты для родителей и проведение анкетирования за неделю до собрания. (Приложение 1.)

2. Обработать данные анкеты и подготовить сообщение по ее результатам.

3. Провести воспитателям групп беседы с детьми «Что такое хорошо и что такое плохо?»

4. Провести педагогу-психологу анкетирование учащихся на тему «Поощрения и наказания в моей семье» (Приложение 2).

5. Обработать данные анкеты и подготовить сообщение по ее результатам.

6. Подготовить памятки для родителей на тему поощрения и наказания детей. (Приложение 3).

7. Оформить зал цитатами (Приложение 4).

Тема нашего родительского собрания «Поощрение и наказание как метод воспитания ребёнка в семье».

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами. Непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшее детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь.

Дети – первые, кто пострадал, глубоко и трагически от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема для детей как обузы в семье, к сожалению, но это факты, шире стали применятся физические воздействия.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться.

С помощью родителей у детей должно закладываться представление о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой человек вырос, становится моделью его будущей семьи.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытывая сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.

«Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка.

Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения , а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство.

В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно «вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

Поощрение ребенка, за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь семье. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – «Ты стал совсем взрослым, или же, какой ты молодец, я так обрадовалась, когда пришла с работы увидела…. и т. д.»

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и перестают ценить поощрения.

Позвольте дать вам, уважаемые родители, несколько полезных советов, о том, как поощрять ребёнка в семье:


  • Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшей сестрой;

  • Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему;

  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним;

  • Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности и т. д.;

  • Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство , тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности.

Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием. Ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то, же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигнет цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в, то, же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети, которые легко возбуждаются, дети с теми или иными проблемами в здоровье. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания , то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:


  • Вы можете ошибаться;

  • Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно;

  • Контролируйте поведение ребёнка всегда, старайтесь предупредить его возможные отрицательные поступки.
В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям .

Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:


  • Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения;

  • Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу;

  • Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости;

  • Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания;

  • Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы;

  • Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания;

  • Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.
Л.Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев и В.Л. Леви
Аллан Фромм сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас;

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали;

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример;

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Наказывая детей, мы должны помнить, что:


  • При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным , он не остается без родительской любви;

  • Наказание должно быть соразмерно проступку;

  • Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых;

  • При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.

Главным методом воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Родители, помните!


  • Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

  • Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

  • Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность.

  • После наказания проступок должен быть «предан забвению».

  • Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.

Любите своих детей!!!

Считается, что ежедневные объятия необходимы:

- 5 объятий – для выживания;

-10 – для психологической поддержки;

-15 – для нормального роста и развития ребёнка.
В книге «Непослушный ребенок» американский психолог Д. Добсон формулирует шесть основных принципов , опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка.

Сначала установите границы – затем требуйте их соблюдения.

Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что – не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.

На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

Отличайте своеволие от детской безответственности.

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность – совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

Когда конфликт исчерпан – утешьте и объясните.

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину , растерянность, покинутость. После того как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

Не требуйте невозможного.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что намочил постель или сломал часы, которые вы сами ему дали поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутреннего конфликта ребенка.

Руководствуйтесь любовью. В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Как видите, описанные принципы сужают область применения наказания, закладывают в его основу любовь и ответственность родителей за будущее детей.

Самое дорогое для нас - это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними. Необходимо читать им интересные книжки, вместе с ними играть. Ведь игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он познаёт окружающий мир, природу, учится общаться с нами, развивается его речь, память…

Дополнительные советы, которые следует обдумать, если вы хотите, чтобы ваши наставления достигали цели :


  • Относитесь к ребёнку, как к умному и любимому человеку, даже когда воспитываете его. Если вы выразите уверенность в его способностях хорошо себя вести, ребёнок сам поверит в себя;

  • Наказывая ребёнка, не забывайте повторять ему, что по-прежнему любите его;

  • Заверения в любви бессмысленны, если они не подкреплены действиями - такими, как внимание, объятия, похвалы в адрес ребёнка или удержание его от опасных поступков;

  • Не обсуждайте новые планы воспитания с друзьями, супругом или родственниками при ребёнке. Поговорите об этих планах с глазу на глаз;

  • Не говорите ребёнку, что его проступки больно ранят вас. Можно сказать, что вам обидно или, что вы разочарованы;

  • Если один из родителей строже другого, не грозите: «Подожди, вот я скажу папе (или маме)!». Вместо того чтобы задуматься о своём поведении, ваш ребёнок пожелает, чтобы папа или мама вдруг исчезли;

  • Читайте детям книги, содержащие нравственные наставления.

Несколько советов о том, как следует слушать ребёнка:


  • Не стоит с ходу делать вывод о том , что проступок был беспричинным. Спросите малыша, почему он вёл себя таким образом. Возможно, окажется, что у него была весомая причина для подобных действий. Расскажите, как иначе можно было справиться с такой ситуацией;

  • Дайте ребёнку выговориться. Не перебивайте его;

  • Пока ребёнок говорит, смотрите ему в глаза, чтобы он понял: вы внимательно слушаете его;

  • Обратите внимание, какими жестами ребёнок сопровождает свою речь. Жесты помогут вам уяснить, трудно ли ему даётся рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы;

  • Спросите у ребёнка: "Как думаешь, что ты почувствуешь, если Паша ударит тебя?" Такие вопросы учат ребёнка понимать чужие эмоции;

  • Выслушав ребёнка, предложите другие решения. Направляйте ребёнка, подсказывайте ему возможные выходы, а не называйте готовые ответы.
Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Семья была особая - мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

И в заключении цитата Дороти Лоу Нолт из книги «Революция в обучении».
Дети учатся тому, что они видят вокруг себя:
Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя.

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

Если ребенок живет с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости , он учится быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.

Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих».

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Как Вы считаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да, Нет (подчеркнуть).

Если «Да», то ответе, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Наказание происходит потому, что ___

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда ___

3. Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть). Пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое ___

4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? ___

5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку?

6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка? ___

8. За что, в какое ситуации Вы можете ударить своего ребенка? ___

9. Что раздражает Вас в вашем ребенке? ___

10. Что раздражает Вас в самом себе? ___

11. Кто из родителей заполнил анкету? Мама, Папа, Бабушка. (Подчеркнуть)
Приложение 2

Анкета для учащихся

«Поощрения и наказание ребенка в семье»

1. Как ты понимаешь, что такое наказание?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как ты понимаешь, что такое поощрение?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как бы ты хотел (ла), чтобы тебя поощряли?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как ты думаешь, нужно ли человека наказывать? «ДА» или «НЕТ» (Нужное подчеркнуть).

5. Если да, то за что и как?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Приложение 3
Памятка родителям


  1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

  2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые.

  3. Наказывать легче, воспитывать труднее.

  4. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

  5. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

  6. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

  7. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

  8. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

  9. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!

  10. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

  11. Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

  12. Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;

  13. Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

  14. Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;

  15. Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

«Памятка родителям от ребенка»


  • Не балуйте меня, вы меня этим портите, я очень хорошо знаю, что не обязательно мне предоставлять все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

  • Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить; это ослабить мою веру в вас.

  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше , чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

  • Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Если вы будете это делать, то я буду защищаться, притворяясь глухим.

  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас большого беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

  • Не забывайте, что я не могу развиваться без внимания и ободрения.

  • И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.
Помните:

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

  1. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой профилактики, ни каких наказаний «на всякий случай».

  1. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый поступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.

  1. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год, - это чревато риском задержки психического развития.

  2. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем, ни бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

  1. Без унижения. Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!

  1. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

  1. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.

  1. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви , а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

Памятка для родителей и педагогов

«Словесные способы поощрения и поддержки ребенка»


  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!

  • Замечательно! Превосходно! Чудно!

  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получиться. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

  • Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.

  • Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!

  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!

  • Большое тебе спасибо! Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

Приложение 4


«… Всякое наказание, безоговорочное требование, идущее вразрез с потребностями и желаниями самого ребенка, принуждение, которое мы применяем к детям, пользуясь своим правом сильного и взрослого. Все эти меры воспитания могут применяться в крайних случаях, очень осторожно, с учетом всех жизненных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка. В противном случае перечисленные меры воздействия приносят не пользу в воспитании детей, а вред…»

(Л.И. Божович)


«Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью»

(А. П. Чехов)


«Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать»

(Г. Бичер-Стоу)


«Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости»

(А. Шопенгауэр)


«Лучший способ воспитать хороших детей - это сделать их счастливыми»

(О. Уайльд)


«Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности - значит, лишиться всякого их доверия и уважении».

(Ж. Лабрюйер)


«Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой»
(Эзоп)

«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний»

(Я.Корчак);


«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А.Аркин)

«Детей наказывай стыдом, а не кнутом»
(Пословица)

«Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься, одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершенству».

(К. Д. Ушинский)

Список использованной литературы


  1. Алексеева Е. Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста /Дошкольная педагогика. - 2006.

  2. Бурмистрова Е. Воспитание подростков в многодетной семье / М- 2010.

  3. Дель О. Хвала похвале? / М -2006.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком как?»

  5. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком так?»

  6. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М: 1971.

  7. Дементьева Л. Ты против? / М - 2008.

  8. Дьяченко О. М. Что такое хорошо и что такое плохо / О. М. Дьяченко,.

  9. Лаврентьева Т.В. // Психологические особенности развития дошкольников / М - 2009.

  10. Как воспитать ребёнка без физического наказания / Журнал «Защити меня – Protect me! – 99». - М -1999.


  11. Помощь родителям в воспитании детей / Общая ред. и предисл. В. Я. Пиллиповского. – М - 1992.

  12. Шишова Т. Не бросайте слов на ветер… или Как воспитать ответственность / М - 2006.

>> Поощрение и наказание

Поощрение и наказание детей. Нужно ли поощрять и наказывать ребёнка?

О поощрении и наказании детей задумываются все родители и воспитатели без исключения. Так было и ранее, так есть и в настоящее время, так будет и в будущем. Потому что поощрение и наказание - это одни из самых известных и применяемых методов или в детском доме. Конечно, воспитание не ограничивается только этими методами, более того, они далеко не самые эффективные. Но, повторимся, самые применяемые большинством родителей.

Тема большая, на одной страничке разобраться в ней тяжело. Мы разделим эту статью на несколько частей. Данную, первую часть мы сделаем вводную, затем, во второй части мы расскажем о том, можно и нужно ли наказывать ребёнка, а в третьей, заключительной, расскажем о методах поощрения ребёнка. И вообще, нужно ли его поощрять?

Почему родители предпочитают поощрять или наказывать детей?

На самом деле, почему? Если эти методы воспитания детей самые неэффективные, почему родители предпочитают использовать именно их? Ответ прост. Эти методы менее энергоёмкие, чем другие. На самом деле, наказать ребёнка ремнём или, наоборот, дать ему денег или пообещать новые игрушки гораздо проще, чем применить другие, более эффективные методы воспитания. Например, разговоры с ребёнком дошкольником или свой личный пример.

Воспитание на основе личного примера - вообще, самое эффективное. И с психологической точки зрения и с религиозной. Ведь не зря же во всех ведущих мировых рекомендуется воздействовать на детей своими личными примерами. Но, проблема в том, что этот метод требует терпения и требует от родителя выполнение всего того, что он сам требует от ребёнка.

Например, если родители требуют от ребёнка, чтобы он вешал свои вещи в шкаф, а не разбрасывал их, то они и сами должны это делать. Иначе, эффекта от этих требований не будет. У ребёнка возникнет противоречие: родители от него требую что-либо, а сами поступают наоборот, вопреки своим же требованиям. Но следить за собой мы не любим. А вот потребовать от ребёнка что-либо - так это всегда, пожалуйста.

Получается, мы сами не соответствуем тем требованиям, которые ставим перед ребёнком. А если мы не соответствуем, то и ребёнок соответствовать не будет. Вот и приходится детей наказывать или поощрять, вместо того, чтобы взяться за ум и повысить требования, прежде всего, к себе, а только потом к ребёнку.

Если говорить о поощрении, то тут тоже много сил прилагать не требуется. Пообещал ребёнку то, что ему интересно и поручил ему какое-либо задание. Поощрять можно разными способами, и деньгами и игрушками и другими вещами, и сладостями и просто похвалить ребёнка. Не все эти виды поощрения полезные. В некоторых случаях поощрение может дать хороший эффект. А в некоторых - наоборот, обернуться против самих же родителей. И этот метод стоит использовать, хорошо подумав, нужно ли им пользоваться или нет.

И всё-таки, наказывать и поощрять детей надо или нет?

Конечно, и наказание и поощрение должны иметь место. Но только не в той форме, которую мы привыкли видеть. Не нужно постоянно бить своего ребёнка. От такого "воспитания" ничего хорошего не выйдет. и злым на родителей, либо, наоборот, нерешительным и забитым. И для этого есть очень большая вероятность.

Наказать можно и без применения насилия, причём, достаточно эффективно. И если ребёнок этого заслуживает, то нужно это сделать. Но, главное, подойти к этому, прибегнув к родительской мудрости. И не насилием и запретами, а другими методами воздействовать на ребёнка и его сознательность. Об этом мы подробнее поговорим в статье:

Также не следует бездумно поощрять ребёнка за любое мало-мальски полезное действие. Из этого, также, ничего хорошего не выйдет. Поощрение тоже входит в привычку и сделать что-то просто так ребёнок уже не согласится.

Итак, с вводной частью статьи про наказание и поощрение детей мы закончили. Далее, рекомендуем вам ознакомиться со статьёй: "

Это очень важный вопрос в воспитании любого ребенка, а тем более - приемного. Если ребенок ведет себя так, как требуют от него родители, то это воспринимается как само собой разумеющееся. Внимание родителей нередко фиксируется на плохом поведении ребенка. Попробуй что-нибудь нарушить, тут тебя сразу заметят. Получается, если ты хочешь быть в центре внимания родителей (любых взрослых), веди себя как можно хуже. Дети, воспитанные в неблагополучных семьях, учреждениях для детей-сирот, это очень хорошо усвоили. Не умея привлечь к себе внимание чем-нибудь иным, они начинают вести себя так, чтобы спровоцировать наказание приемных родителей.

Компетентность приемных родителей (как, впрочем, и родных) в какой-то степени определяется умением использовать адекватные методы поощрений и наказаний. Чтобы эти методы соответствовали требованиям ситуации, нужно разобраться, какие функции они выполняют в воспитательном процессе и какие правила их использования существуют.

Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания - для прерывания нежелательного.

Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка.

Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

Чтобы поощрение было «полезным», а не «вредным», нужно:

1.Не преувеличивайте похвалу , не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка.

Результатом таких неоправданных похвал становится невыносимое поведение ребенка. Если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка , а не на его личность.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи .

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность ребенка деньгами.

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды .

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой . Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком , а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Наказание должно быть значимо для ребенка,

иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает

их ответственность. Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.

Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, некоторое игнорирование, отсутствие улыбки на лице взрослого и т.д.

Физические наказания по отношению к приемным детям, как, впрочем, и к кровным, совершенно недопустимы, бесполезны. Они могут служить прерыванию нежелательного поведения (шлепок) только в очень раннем возрасте, до 2–3 лет, пока не воспринимаются ребенком как покушение на его личность. Физические наказания наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения, он, скорее, склонен считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей. Физическое наказание становится разрешением для ребенка вести себя по отношению к другим агрессивно. Все время демонстрируя ребенку свою несдержанность, родители не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями.

Реакция на побои у детей бывает разной:

– маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче;

– ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным;

– ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам;

– ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это наказание как наиболее нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых.

Чтобы наказание пошло ребенку на пользу,

нужно руководствоваться некоторыми правилами:

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте . Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание . Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание . Не следует наказывать детей за проступки, которые были обнаружены спустя длительное время после их совершения. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы . Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо.

6. Не унижайте ребенка . Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен . Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него он уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

Введение

Основная часть

1. Развитие методов поощрения и наказания в различных странах

2. Методы стимулирования

2.1 Поощрение

2.2 Наказание

2.3 Педагогическая оценка

3. Использование методов стимулирования в современных школах

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения А

Приложения В

1. Основная часть

Развитие методов поощрения и наказания в различных странах

Вопрос о поощрениях и наказаниях воспитания детей является в педагогике одним из самых запутанных. Более того- щепетильных. Ведь исходя из идеалов гуманизма, ребенка нельзя наказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться только чувство переживания успеха, ощущение личностного роста. Не случайно дисциплинарные воздействия прочно отождествляются с авторитарной педагогикой. А их применение считается уделом жестокого от своей профессиональной беспомощности учителя. Следствием плохо организованной работы в образовательном учреждении. К сожалению, Действительность всегда была далека от простодушных идеалов. И вся реальная история педагогики – это, по сути дела, история поощрений и наказаний.

Кстати, наиболее мягко обстояло с этим делом на заре цивилизации – в первобытном обществе, где обдуманные «хладнокровные» наказания вообще не применялись. В сильном раздражении взрослый мог прикрикнуть на ребенка или шлепнуть его. Но чаще всего он ограничивался угрозой, например, стучал палкой по следам ребенка, не прикасаясь к нему, давая, таким образом, выход накопившемуся раздражению, и как бы предупреждая о том, что может сделать, если выйдет из себя. Средством же поощрения преимущественно служило одобрение взрослым поступков ребенка.

Однако по мере становления школы как социального института наказание и поощрение решительно выходят на авансцену педагогической деятельности. Причем в цивилизациях Дальнего Востока физическое наказание отнюдь не рассматривалось как способ унижения ученика, трактовалось не столько как дисциплинарное, сколько в качестве эффективного и удобного в применении дидактических средств. Так, например, в Египте телесное наказание использовалось в школах настолько часто, что понятие «учить» и «подвергать телесному наказанию» обозначалось одним и тем же иероглифом со знаком бьющей руки. Именно в Египте впервые появилось сакраментальное выражение: «Ухо мальчика на спине его, он слышит когда его бьют». Впрочем поркой дело не ограничивалось, непокорных учеников бывало даже заковывали в колодки. Разумеется, такой подход отражал особенность древнеегипетской педагогики, она рассматривала ребенка как незавершенного взрослого, сознательно игнорируя специфику детского возраста.

Впрочем педагогическая жесткость опиралась на Востоке на традиции семейного воспитания. В «Притчах Соломона» (начало I тыс. до н.э.) рекомендовалось широко применять телесные наказания: «Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает». В Талмуде также подчеркивалось, что жесткое воспитание на ранних стадиях развития ребенка- залог его хорошей судьбы, а отец, бьющий дитя, его спасает. Более того, существовала традиция самых суровых наказаний, вплоть до лишения жизни провинившегося ученика или воспитанника.

Неудивительно, что такой суровый подход к ученику был вообще присущ древневосточной педагогике. В Месопотамии это, например, отразилось в поговорках: «Глупость привязана к сердцу мальчика, но посох назидания удалит ее от него», «Посох и обличение даст мудрость, а мальчик, оставленный без надзора, посрамит мать свою». В целом запрет, упрек, телесное наказание - все, что не давало личности возможности выйти за установленные обществом рамки, рассматривалось как основное средство воспитания.

Причины этого различны: здесь и традиции семейного воспитания, и стереотипы школьной педагогики – каждое новое поколение учителей наследовало палочную дисциплину, жестокое отношение к ученикам в отметку за собственные страдания (своеобразная «дедовщина»). Но сказывались и недостатки методики обучения: объем учебного материала, который должен был наизусть выучить школьник, превышал физиологические возможности человеческого мозга.

Что же касается поощрений, то преимущественно, кроме традиционного одобрения, похвалы, использовался своего рода стимул перспективы. Тексты, по которым обучались письму и чтению, содержали оды, воспевающую прекрасную жизнь чиновников, ради которой можно и потерпеть тяготы обучения. Другим методом была соревновательность: ученику постоянно внушалась мысль, что он должен превзойти в знаниях своего товарища.

По мере развития общества поощрение все чаще трактуется как эффективное воспитательной средство: « Награда и палка одинаково весят в руке мудреца». В египетской педагогике эллинистического времени (III-I вв. до н.э.) телесное наказание вообще больше не воспринималось как универсальное. На первый план начинают выступать внутренние нравственные мотивы человеческого поведения: «Бог письма поместил на земле палку, чтобы воспитывать глупца. Для умного же сотворил он стыд».

Оригинальные меры поощрения и наказания использовались в еврейских школах в период Талмуда (I-II вв. до н.э.). в школах ставились семь скамеек и близость места сидения ученика по отношению к педагогу точно соотносилась с его успехами. Излишнее жесткое отношение к воспитанникам прощалось, если данный учитель успешно преподавал. Однако в III-V вв. начинает усиливаться тенденция к сведению телесных наказаний до минимума. Были разработаны подробные инструкции, которые ограничивали процедуру наказаний, более того, учителя, переусердствующие в битье, строго наказывались.

Конечно, применение телесных наказаний неразрывно было связано с уровнем профессиональной квалификации педагога, ступенью обучения. Наиболее часто они практиковались в начальной школе у малознающих педагогов. Про таких в Арабском халифате складывались уничижительные поговорки типа: «Этот человек глупее учителя начальной школы», «Не ищи совета у учителя, пастуха и дамского угодника»