Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Как приучить ребенка к горшку. Пошаговая инструкция

Выделены следующие сроки связанных с горшком реакций:

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Первые реакции на мокрые или грязные штанишки 1 год 2 мес.
Первые реакции на потребность в туалете беспокойством или голосом. 1 год 6 мес.
Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами). 1 год 10 мес.
В течение дня остается сухим. 2 года
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок. 2 года
Просится в туалет используя слова 2 года 3 мес.
Под присмотром взрослого ходит на горшок (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). 3 года

Из этой таблицы явно видно, что ранее полутора лет нет смысла требовать от ребенка осознанных навыков использования горшка. Полтора года — это начало пути к горшку. Только в 3 года мозг большинства малышей дозревает до безупречного использования горшка. Как обычно, есть исключения из правил — дети с быстрыми темпами развития.

Если малышу исполнилось полтора года наступила пора активных действий по приобщению к горшку. Несколько самых эффективных советов:

  • Самым эффективным способом приобщения к горшку является осознание ребенком его функций. Для этого необходимо ребенку многократно объяснять назначение горшка, демонстрировать последовательность его использование.
  • Обыгрывайте ситуации на игрушках. Водите на горшок игрушки. Для этого хорошо подходят резиновые животные для купания с дырочками. В них можно набирать воду и затем их опорожнять в горшочек. Мы для этого использовали куклу, которая умела пить и писать. Но я не могу похвастаться, что нам это очень помогло. Все-таки всему свое время.
  • Хвалите за хорошие результаты. Помните, что хвалить надо уметь, иначе это может привести к тому, что у ребенка сформируется неверная самооценка, которая впоследствии может принести разочарование в родителях и в себе. Хвалите результат деятельности ребенка, а не самого ребенка. Говорите, что ребенок сделал правильно, попал в цель и т.п. Обращайте внимание на то, что штанишки остались чистые и сухие и в таких штанишках приятно ходить. Поделитесь своими позитивными эмоциями, расскажите, как Вы рады тому, что малыш научился использовать горшок.
  • В полтора-два года стОит отказаться от использования подгузников в течении дня, если Вы не сделали этого ранее. Когда ребенок научится оставаться сухим в течении дня, можно переходить к следующему этапу — убирать подгузник на ночь. Для второго этапа тоже может потребоваться много времени, будьте к этому готовы.
  • Не усердствуйте! Ребенок — это такой же человек, у которого присутствует воля и свобода выбора. В случае если он почувствует принуждение, можно получить обратный эффект — отказ. Так, в свое время я за свои «старания» получила полный отказ от горшка, в течении которого мой ребенок делал свои дела «куда угодно», но только не в горшок.
  • Многие дети в возрасте 1,5-2 лет начинают ценить самостоятельность. Используя это, процессу приобщения к горшку можно придать особое значение, доверив ребенку самостоятельный выбор горшка в магазине. Если горшок уже есть, то, наверняка, не помешает второй (первый можно отправить на дачу или к бабушке). Если ребенок горшок всерьез не воспринимает можно предложить приобрести накладку на унитаз и ходить в туалет «как взрослому». Не забудьте этот вопрос предварительно согласовать с малышом 🙂 , таким образом вы вызовете у ребенка ожидание и заинтересованность. Также покупка нового горшка является хорошей «перезагрузкой» отношений в случае отказов.
  • Дополнительно к перечисленному выше можно привлекать к обучению игрушки и книжки, раскрывающие суть назначения горшка. Например, книжки «Макс и горшок» (Labirint).

Еще раз обращаю внимание, что осознанное использование горшка в большинстве случае происходит на третьем году. Конечно, можно успешно заниматься выработкой условных рефлексов к горшку (высаживанием) даже до года, но от этого время осознания этого процесса кардинально не изменится. Поэтому все перечисленные советы периодически можно пробовать и наблюдать за изменениями в отношениях ребенка к горшку.

Как приучить ребенка к горшку | Наша хронология

Не считаю эту часть статьи сколько-нибудь полезной, так как сроки и условия приобщения очень индивидуальны. Но думаю, что она будет интересна, поэтому приведу нашу хронологию:

  • Начитавшись информации о том, что дети уже в один год могут ходить осознанно на горшок, с начала 1 года мы использовали подгузники только на прогулку. Сон у нас происходил в лучших традициях предыдущего поколения — пеленки и клеёнка. Сейчас, я абсолютно точно могу сказать, что это было зря и нисколько не ускорило наше приобщение к горшку.
  • В конце 1 года 3 месяцев мы успешно начали практиковать прогулки без подгузника. Яна не умела подавать сигналы о позывах, но научилась терпеть. К тому моменту я получила стойкий отказ от горшка по причине навязчивого приобщения к нему 😥 или проблем со стулом (хотя они наблюдались от силы пару раз и были кратковременные). Яну было невозможно усадить на горшок даже при необходимости. При любых попытках усадить на горшок наблюдались плач и крики. Поэтому при возвращении с прогулок у нас в обязательном порядке пачкались домашние штанишки, в то время, как горшок простаивал в углу.
  • В 2 года ровно произошло первое сближение с горшком. Яна забыла про негатив к горшку и соглашалась на него сесть, научилась снимать/одевать штанишки, кряхтеть при потребности «по-большому». При этом требовалось активное участие — сидеть рядом на унитазе, подбадривать и комментировать происходящее. В этот период наблюдалось много промахов. Также в начале третьего года Яна научилась подавать первые сигналы о наличии потребности — она начинала теребить штанишки и похныкивать на прогулке.
  • В 2 года 2 месяца навык использования горшка был доведен практически до совершенства. При нахождении дома Яна научилась самостоятельному использованию горшка, на улице — проситься.
  • В 2 года 4 месяца научились озвучивать необходимость по-маленькому — «сь-сь-сь».
  • Единственным моментом, требующим совершенствования остается ночной сон. На данный момент мне приходится ночью её будить. Некоторые практикуют вечернее ограничение в жидкости. Это эффективно, но на мой взгляд потребность в жидкости для организма ребенка важней, чем сухая постель.

Дорога к сухой постели | Откровение

Первый этап приобщения к горшку заключается в его дневной регулярной эксплуатации. Второй более сложный этап — самостоятельное пробуждение ребенка ночью. В зависимости от специфики психики одни люди спят более чутко, других «пушкой не разбудишь».

Мой ребенок из категории — «пушкой не разбудишь». Но яжправильнаямать, поэтому я прилагала максимум усилий, чтобы Яна научилась просыпаться при возникновении потребности. С года я перестала использовать подгузники на сон, в ожидании, что ощущение мокрых пеленок как-нибудь форсирует процесс. Процесс ожидания затянулся до 4,5 лет. До этого момент мокрые простыни и одеяло были практически каждый день. На подгузники я не переходила, так как боялась, что убрав фактор мокрых простыней уменьшу шансы ребенка прочувствовать ситуацию. Только в 4,5 года Яна начала самостоятельно просыпаться, будить нас и проситься в туалет.

Существует много подходов к лечению ночного энуреза:

  • Будить среди ночи на горшок . Есть такая гипотеза, что если будить ребенка ночью, он привыкнет просыпаться регулярно и станет при позывах в туалет просыпаться. Эту гипотезу в течении многих лет проверяла моя мама на моем брате. Вы знаете, она не работает! У брата всегда был настолько крепкий сон, что он даже в младенчестве не просыпался ночами, а утром его приходилось будить для кормления. Первые годы после рождения брата у мамы был бонус — спокойные ночи. Большинство мам об этом только могут мечтать. Зато этот бонус впоследствии компенсировался: если брата не будили на горшок в середине ночи, он писался в постель. Поэтому приходилось просыпаться и будить ребенка, чтобы сводить на горшок. Это делалось практически еженощно вплоть до школьных лет.
  • Нехватка определенного гормона . Одно из мнений причин неумения просыпаться ночью по нужде — нехватка определенного гормона. Т.е. синтез этого гормона в организме у детей может сформироваться в различном возрасте. В большинстве случаев — в 2-3 года, в некоторых случаях позже. При таком подходе детям выписывают курс препаратов для медикаментозной стабилизации уровня гормона.
  • Психологические зажимы. Мне больше близок этот вариант. Я считаю, что писающийся ночами ребенок не может проснуться из-за того, что в голове не настроена процедура просыпания при потребности мочеиспускания. Если ребенка регулярно будить ночью, то установка этой процедуры в голове у ребенка не произойдет из-за отсутствия потребности. Постель всегда сухая и комфортная, ведь мама с папой заботятся. Получается причин учиться просыпаться ночью нет. Если же ребенка не будить на горшок среди ночи, а давать прочувствовать мокрые простыни и зловонный запах, тем самым мы предоставляем ребенку веское основание для того чтобы научится просыпаться. И да, решение психологического зажима осуществляется самыми разнообразными способами. Знаю, что профессионалы справляются с ними быстро, но я обычная мама и все, что я пробовала долгое время не срабатывало. Яна начала просится среди ночи в туалет после переезда в новую квартиру — видимо стресс от нового места жительства оказался сильней и на этом фоне процедура просыпания при потребности мочеиспускания начала работать.

Как приучить ребенка к горшку | Высаживание

Прочитав текст выше, многие скажут «Ваш опыт неинтересен. Ребенок подружки ходит на горшок с 6 месяцев. Они практиковали высаживание с рождения. И мы будем также.». Мне не хочется никого огорчать, но я обязана вас предупредить о том, что высаживание подходит не всем.

Для тех, кто не в курсе, объясняю, высаживание — это улавливание сигналов (плача, кряхтения и т.п.) малыша при позывах в туалет с последующим размещением ребенка над раковиной или горшком для опорожнения.

Начну с нашего опыта. Когда Яне исполнился 1 месяц, я, начитавшись книг о высаживании, начала улавливать сигналы позывов и держать её над раковиной. При этом количество мокрых пеленок сократилось примерно на 80%. Я была довольна, как слон и даже возомнила себя умнее большинства. При построении планов на будущее я рассчитывала, что к году мы навсегда забудем о мокрых штанишках .

В три месяца Яна начала воспринимать свои ощущения при позывах к туалету, как норму. Она уже не боялась того, что должно произойти. С тех пор позывы больше не доставляли неудобств и не вызывали волнений. На этом моменте пропали все сигналы, по которым можно было предположить желание опорожниться и наше высаживание подошло к своему логическому завершению!

Впоследствии, изучив дневники немногочисленных мам, которые успешно практиковали высаживание с первых месяцев жизни и книгу о высаживании, я пришла к следующим выводам:

  • Лучшее время для начала высаживания 1-2 месяца.
  • Высаживание базируется на формировании условных рефлексов. Условные рефлексы непостоянны. Они могут видоизменяться и угасать.
  • В связи с развитием мозговой деятельности уже в 3-4 месяца ребенку становятся доступны новые яркие эмоции. В это время сигналы позывов становятся знакомыми и, в зависимости от эмоциональности личности, могут практически не отличаться эмоциями от других впечатлений получаемых в течении дня. В связи с этим учащаются ошибки при которых высаживается ребенок, который не хочет в туалет. Проще говоря — мама путает эмоции от позывов с другими эмоциями. После череды таких ошибок условный рефлекс может угасать.
  • Высаживание имеет большую схожесть с дрессировкой. Дрессировка — это способ обучения животных, использующий бессознательные механизмы (условные рефлексы и навыки). Осознанное отношение к горшку появляется в 1,5-2 года, более раннее приучение к горшку базируется на условных рефлексах. Навыки высаживания основаны на успешности «дрессировки» малыша. Данным сравнением я не хочу никого задеть или отговорить от высаживания, но речь о нём я завела не спроста. Изучив вопросы эффективности дрессировки животных, можно лучше понять факторы неудач. Определенные типы темперамента лучше подвержены определенным типам дрессировки. Разумеется, в отношении ребенка, допустим тип «дрессировки» только на основе поощрений (ласка) и положительной мотивации (обещания комфорта). Из этого следует, что часть детей невозможно приучить к высаживанию. Причина в этом вовсе не неправильный подход, а особенности темперамента ребенка, в частности яркость и регулярность проявления эмоций, и индивидуальных факторов формирования условных рефлексов. Некоторые дети после серии успешных высаживаний закрепляют эту связку в памяти. При последующих позывах стараются воспроизвести последовательность действий из своего успешного опыта — «плач, высаживание, поощрение ласковым голосом мамы». Зачастую мамы добавляют негативное «ай-ай-ай» при неудачах. В зависимости от используемого тона, «ай-ай-ай» может также служить наказанием или констатацией отрицательного результата. Современной психологией доказан вред использования грубости, поэтому я не буду развивать тему грубого тона. Констатация отрицательного результата мягким настойчивым тоном в неосмысленном возрасте не эффективна и может вызвать обратный результат — любопытство и интерес к звукам. Тем не менее, я не считаю использование «ай-ай-ай» на первом году жизни плохой практикой. Это выражение можно отнести к эмоциональному общению, а любое качественное общение, как известно, полезно для развития мышления ребенка.

Завершение

К сожалению, чудесных секретов мгновенного приобщения к горшку не существует, поэтому я советую запастись терпением и найти силы вовремя отказаться от использования подгузников. Еще раз повторюсь, что ранний отказ от подгузников ничего кроме лишней стирки не даст. Оптимально в районе полутора лет — двух лет в соответствии со сроками созревания мышления для приобщения к горшку.

Всем радости и удачи в освоении новых навыков! Напоследок пара вопросов для сбора статистики:

С какого возраста ваш ребенок стал просится на горшок ДНЕМ

С какого возраста ваш ребенок стал просится на горшок НОЧЬЮ

Если вам понравился материал блога, подпишитесь на или присоединяйтесь к группе .

Возможно Вам будут интересны следующие материалы:

  • (наша история);

Как приучить ребенка к горшку. Сроки созревания необходимых реакций. Ошибки мам.

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Как приучить ребенка к горшку. Теория и наш опыт пребывания с года без подгузников : 15 комментариев

  1. Аля

    Мне нравится ваш сайт)) однако до 4.5 лет менять мокрые простыни — это у вас просто мегатерпение… И что хорошего в этом для ребёнка?… Считаю, что всему своё время, сама пыталась научить ребёнка пользоваться горшком после года, и никого результата (кроме испорченных нервов, своих и ребёнка). После 2 лет САМ снял подгузник и начал проситься на горшок. Утром часто сухой просыпается, но бывает и нет и я не собираюсь отменять пока подгузник.

  2. Анна
Доктор Спок
о приучении к горшку
Готовность к этому зависит от возраста
и индивидуальных качеств ребёнка
Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребёнка пользоваться горшком - тяжёлый труд. На самом деле всё обстоит гораздо проще.
С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырём. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребёнком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего, вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.
У одних детей стул бывает регулярно,
у других - нет
В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент.
Но сказанное ещё не означает, что вы приучили ребёнка к горшку. На первом году он ещё почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребёнка, а себя. Ребёнок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня. Если ребёнок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придётся сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.
Второй год
На втором году жизни у ребёнка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком.
В этом возрасте ребёнок осознаёт, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребёнку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребёнка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.
Детей второго года жизни отличают
чувство собственности и упрямство
В начале второго года жизни ребёнок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нём не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему.
Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует всё вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют своё отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами.
Такой ребёнок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встаёт с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь и от поведения матери: ребёнка надо поощрять, а не заставлять.
С полутора до двух лет
дети начинают проситься на горшок
Обычно они сообщают об этом при помощи определённого слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребёнок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребёнка это начинается по-разному.
Если мать регулярно ловит момент, когда ребёнка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает её беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребёнка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора.
Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала.
Если мать постоянно внушала ребёнку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребёнок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребёнка всё равно это чувство возникало.
В 2 года
ребёнок стремится подражать
Стремление двухлетнего ребёнка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребёнок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок.
Часто ребёнок, поняв, в чём дело, полон энтузиазма и через 2 дня уже мочится и испражняется только вгоршок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.
Конечный этап -
умение самостоятельно осуществлять
эту процедуру от начала до конца
Даже когда ребёнок постоянно просится на горшок, он всё-таки ждёт, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать всё сам от начала до конца (обычно между 2-мя и 2-мя с половиной годами).
Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.
Отношение родителей
к проблеме приучения к горшку
Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пелёнки до 2 лет, а иногда и дольше.
На другом полюсе - родители, которые считают, что для развития ребёнка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребёнка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребёнком, и они не могут подавить раздражения, если их ребёнок пачкает штанишки после года или полутора лет.
Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитывали их.
Если родители
боятся помочь ребёнку
Проблема приучения ребёнка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервозности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребёнок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей".
Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребёнка проситься на горшок, было страшно заново начинать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребёнок сам начинал проситься на горшок.
Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок.
Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациям педиатра, а также тем, которые, боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребёнка пользоваться горшком.
Методы приучения
Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребёнка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то, что подходит для одного ребёнка, может быть вредно для другого.
При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребёнка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребёнок испражнялся. Но этим многого достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребёнок понимает, в чём, собственно, дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится всё более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребёнка.
Я думаю, разумнее предоставить ребёнку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастёт и поймёт, что от него требуется, или по крайней мере пока он хотя бы начнёт самостоятельно сидеть.
Методы приучения к горшку
до года
Если у ребёнка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребёнка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребёнок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища.
Если стул у ребёнка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребёнку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения.
Конечно, это только первая стадия обучения, так как до года ребёнок ещё плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнением.
Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно его "ловить" не стоит.
Если же первый стул ребёнка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребёнка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребёнка нетерпеливым и упрямым.
Метод приучения к горшку
с года до полутора лет
Значительная часть родителей начинает приучать ребёнка к горшку в первой половине второго года. Ребёнок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение.
Если стул у ребёнка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение.
Спустя несколько недель ребёнок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребёнок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.
Метод терпения
Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребёнка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребёнка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребёнок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку.
Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребёнка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребёнка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок.
Дело в том, что в этом возрасте ребёнок скорее поймет, что от него хотят. Если ребёнку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребёнок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребёнка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребёнок поймёт, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители так не считают.
Надо ребёнка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки. Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра".
Она может рассказать ребёнку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом.
Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребёнка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.
Если ребёнок сопротивляется
Мы уже упоминали о лёгкой форме нежелания пользоваться горшком: ребёнок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него. Если ребёнок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся.
Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребёнка, но показывает состояние его нервной системы. Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребёнком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство.
Если через 10 минут ребенок всё-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребёнок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором.
Лучший подход к ребёнку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик".
Не удивляйтесь, если сопротивление ребёнка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребёнок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его.
Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому.
С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребёнку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.
Боязнь твёрдого, болезненного стула
Иногда у ребёнка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твёрдый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твёрдый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твёрдый стул большим куском с широким диаметром.
Проходя через сильно растянутый задний проход, твёрдый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остаётся твёрдым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребёнок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами.
Если ребёнку удаётся удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг. Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребёнка стал твёрдым, особенно на втором году жизни, когда ребёнок особенно чувствителен.
Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребёнок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная. Некоторое время вам придётся успокаивать ребёнка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство.
Если ребёнок продолжает бояться и сопротивляться, и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребёнка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.
Чего следует избегать,
если ребёнок упорно отказывается
пользоваться горшком
Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребёнка, который никак не поддаётся уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения.
Если мать будет заставлять ребёнка сидеть на горшке всё чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребёнка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его.
Если вы будете постоянно стыдить ребёнка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, вы всё равно почти ничего не добьётесь. Но таким путём вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.
Как приучить ребёнка быть сухим
Готовность к обучению
С одной стороны, приучение ребёнка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу.
В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года ещё довольно часто мочатся в штаны и днём, и ночью.
С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днём.
Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырём, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нём.
Мочевой пузырь в состоянии удержать
большое количество мочи между 12 и 18 месяцами
У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать всё большее количество мочи.
Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна.
Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чём. Просто его мочевой пузырь окреп.
Иногда ребенок уже в 12 месяцев остаётся сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку.
Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики.
Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час.
Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это ещё не означает, что они приучены мочиться в горшок.
Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично.
Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.
Часто дети начинают проситься между 18 и 24 месяцами
Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери.
Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание.
В первые несколько недель ребёнок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребёнок над ними издевается.
Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря.
У ребёнка самые лучшие намерения. Он делает всё, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребёнок начал проситься, он ещё частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь.
Мать может заметить, в какие часы ребёнок мочится, и напоминать ему.
Ребёнку ещё предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и так далее, т.е. самому проделать всё от начала до конца.
Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.
Метод, при котором с начала второго года
жизни мать замечает время мочеиспускания
Существует два основных принципа обучения ребёнка мочиться в горшок.
Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребёнка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребёнка на горшок тогда, когда ребёнок остается сухим в течение 2 часов.
Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что:
1. мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придётся тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению;
2. спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придётся держать ребенка на горшке слишком долго;
3. ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребёнок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.
Метод, когда мать ждёт, чтобы ребёнок сам начал проситься
Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребёнок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок.
Ребёнок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждёт, чтобы ребёнок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнёт почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок.
Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я ещё раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребёнок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод.
Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребёнка, не требуя от него невозможного.
Некоторые дети не могут мочиться вне дома
Бывает, что ребёнок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его.
Если мочевой пузырь ребёнка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет.
Если вы собираетесь путешествовать с ребёнком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплёт". Но лучше приучить ребёнка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.
Мальчик начнёт мочиться стоя позже
Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему.
Он скоро поймёт, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец.
Когда ребёнок остаётся сухим всю ночь
Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребёнка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра.
Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днём, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?".
Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребёнок оставался сухим всю ночь.
Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребёнок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку.
Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны.
Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днём.
Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днём.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет.
Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.
Я думаю, что родители не должны ничего делать, чтобы ребёнок оставался сухим всю ночь.
Естественного развития мочевого пузыря и дневного приучения мочиться в горшок, благодаря которому у ребёнка составляется понятие, что моча должна быть в горшке, совершенно достаточно в большинстве случаев, чтобы ребёнок перестал мочиться по ночам.
Конечно, вы поможете ребёнку, если вместе с ним будете гордиться и хвалить его, когда он проснётся сухим.

По книге Бенджамина Спока
"Ребёнок и уход за ним"
(Ленинград, изд-во "Машиностроение", 1990):
http://www.geocities.com/tobeamother/gorshok/gorshok4.html

По мере роста малыши учатся и постигают все тонкости «взрослого мира». Одним из этапов взросления малыша можно назвать приучение к горшку. В данной ситуации каждая мамочка действует интуитивно или исходя из имеющегося опыта с другими детьми. Однако не каждая знает, что в определенный период этот процесс может пройти гораздо легче и быстрее.

Во время приучения малыша к горшку особое значение имеет не сам процесс освоения, а его способ, то есть каким образом он приучается к новому для него действию. Задача родителей в этот период постараться сделать так, чтобы осваиваемые действия стали для малыша своими, а не тем, что требуют от него взрослые. Важно сформировать интерес малыша к своим движениям, побуждениям и т.д. В этот период важна совместная работа малыша и взрослого с новым предметом. Ребенок учится различать, как можно и как нельзя поступать, что, собственно, и вызывает обычно затруднения.

В какой период необходимо приучать малыша к горшку?
Задержка мочеиспускания и дефекации самостоятельно формируется у малыша примерно с семи месяцев и до года. В это время малыш вплотную занимается изучением своего тела и его возможностей (трогает руками содержимое горшка, хлопает ими по луже, сделанной им же и т.д.). Во время мочеиспускания, играя, малыш может произвольно задерживать этот процесс, вырабатывая, таким образом, способность регулировать мочеиспускание.

Именно в этот период можно пробовать предлагать ребенку сесть на горшок, но только в качестве ознакомления с этим «интереснейшим» предметом, а не для демонстрации непосредственного отправления естественной нужды. Выработать стабильный навык пользования горшком у ребенка в этот период, вероятнее всего, не удастся, поскольку дети в этом возрасте очень активны и не могут долго сидеть на одном месте. Но если малыш по характеру очень спокойный, может вполне получиться научить его пользоваться горшком.

С десяти до тринадцати месяцев малыши рвутся к самостоятельности и могут возмущаться на фоне запретов и каких-либо принуждений взрослых – это так называемый кризис одного года. Горшок входит в их число. Именно поэтому дети часто отказываются ходить на горшок, даже если до этого они были приучены и никаких проблем не возникало.

Примерно после четырнадцати месяцев жизни малыша можно приучать к самостоятельному пользованию горшком на сознательном уровне. Однако родителям придется набраться терпения и подготовиться к возникновению случайных луж.

С детьми в возрасте двух лет процесс приучения к горшку проходит легче и более быстро. Во-первых, ребенок хорошо понимает, что от него требуется, и «несанкционированные» лужи в данном случае наблюдаются реже. Во-вторых, в этом возрасте детей очень заботят туалетные дела, что, конечно же, дает преимущество в приучение.

Конечно, дети все разные, развитие каждого конкретного малыша может отличаться от среднестатистических данных, поэтому вышеуказанные цифры следует считать приблизительными. Поэтому в вопросе о возрасте, когда лучше начинать приучение к горшку, следует ориентироваться на поведение малыша.

Как ускорить процесс приучения ребенка к горшку?
Следует отметить, что приучить к горшку детей, которые не носили памперсы , гораздо легче. А вот с детьми, которые носили памперсы все время, придется попотеть. В данном случае без луж и «кучек» не обойдется.

Для ускорения процесса приучения следует усвоить несколько простых рекомендаций.
Сначала нужно приобрести удобный, устойчивый и внешне привлекательный горшок. Можно разрешить малышу его потрогать и внимательно изучить. Горшок должен находиться в комнате малыша, в месте, где он обычно играет, чтобы ребенок постоянно его видел, а при желании мог на нем посидеть, освоиться, так сказать. Если у малыша этот предмет вызывает настороженность, торопиться с обучением не стоит.

Также следует отказаться от подгузников, если вы этого еще не сделали. Это необходимо для того, чтобы ребенок изучил свое тело и понял функции попы и половых органов, установив связь между позывами и их последствиями, причем не один раз.

Очень важно показать ребенку, как и когда необходимо использовать горшок. Понаблюдав за малышом, вы заметите, что перед актом мочеиспускания или дефекацией они затихает, кряхтит или выказывает свое недовольство. Именно в это время лучше всего предложить ребенку сходить на горшок («Солнышко мое, давай покакаем или пописаем в горшочек), ведь именно для этого он нам и нужен». Важно, чтобы взрослые продемонстрировали на собственном примере, как и куда необходимо справлять нужду.

Если малыш не хочет садиться на горшок, никогда не принуждайте его к этому насильно, иначе можно вызвать отвращение к этому необходимому предмету. Если же кроха нормально сидит и не пытается слезть с горшка, сажать ребенка на него можно вначале после того, как он пописает или покакает в подгузник. Грязный подгузник менять следует, когда малыш сидит на горшке, демонстративно положив его в горшок.

Далее необходимо наблюдать за малышом и сажать его на горшок по несколько раз в течение дня: после сна утром или днем, после еды, перед прогулкой и после нее, перед сном. Если вы успели, как говориться, поймать момент, и горшок был использован по назначению, обязательно похвалите малыша за проделанную работу (погладьте по голове, поцелуйте, да и просто скажите ласковое слово), чтобы у него запечатлелись в памяти приятные эмоции, связанные с использованием горшка.

Если у ребенка случилась «авария», не стоит ругать его или каким-либо образом показывать свое разочарование. Просто в такие моменты нужно ласково напоминать малышу, что «все дела» нужно делать в горшочек.

Замечу, если малыш еще не научился контролировать себя и ходить на горшок в дневное время, не нужно пытаться приучить его к этому ночью.

Помните, чтобы ребенок сходил в туалет, необходима спокойная обстановка. Стресс, посторонние люди, чужая обстановка не дают ребенку расслабиться и сделать все по правилам. Поэтому при приучении малыша к горшку этот фактор следует учитывать.

Чтобы ходить на горшок без напоминания каждому ребенку необходимо разное время. Чем старше ребенок, тем этот процесс протекает быстрее. Так, к примеру, годовалому крохе понадобится для этого от месяца до двух, а двухлетнему – неделя-две.

Стоит также отметить, что у ребенка, который умеет ходить на горшок, все же могут случаться «аварии». Обычно это происходит во время прорезывания зубов, болезни, во время увлекательной игры, в кризисный период одного года.

Как отказаться от подгузника на улице?
Как только у ребенка четко сформируется навык пользования горшком, можно начинать приучать кроху обходиться без «памперса» и на уличной прогулке. Делать это оптимально в теплое время года.

Как правило, малыши, не носившие подгузники, к моменту приучения к горшку могут терпеть во время прогулки и просятся на горшок. Те детки, которые подгузники носили, тоже научатся обходиться без них во время прогулок, только перед выходом на улицу подгузники следует снять, а с собой захватить несколько запасных штанишек.

Обязательно перед улицей необходимо предложить ребенку сходить на горшок, если желания у него такого нет, заставлять не следует. Если ребенку сложно сходить на улице «в кустики», можно взять с собой горшок. Если вы упустили момент, и ребенок сделал дело в штанишки, то необходимо ласково объяснить малышу, что произошла ошибка: «Зайчик мой, ты написал в штанишки! Посмотри, какие они теперь мокрые! Давай в следующий раз мы лучше сходим и польем травку!». После этого можно переодеть малыша.

Если все случилось как надо, обязательно похвалите малыша, но не переусердствуйте, иначе ребенок будет делать это не по желанию, а для того, чтобы его похвалили родители. После прогулки также необходимо предложить малышу сходить на горшок.

Подобные ежедневные «ритуалы» помогут ребенку обходиться без памперса и во время прогулок.

Постепенно, по мере укрепления навыка пользования горшком, ребенок будет самостоятельно просыпаться и ночью, чтобы справить нужду. Тогда можно буде обходиться без памперсов и в ночное время. К двум годам происходит укрепление функции задержки мочеиспускания во время сна, в результате ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить на горшок.

Когда не стоит приучать к горшку?
Не следует заниматься приучением ребенка к горшку:

  • во время болезни или сразу после нее;
  • если вы сменили место жительства или планируете это сделать в ближайшее время;
  • если вы ждете появления на свет второго ребенка или он только что родился;
  • если в семье кто-то сильно болеет или кто-то умер;
  • если вы разводитесь.
Напоследок отмечу, что малыши любят рассматривать и трогать руками содержимое горшка. Поэтому при подобных его попытках не кричите и не ругайтесь, дайте возможность малышу лично донести плоды своих трудов в туалет и смыть в унитаз.

Данная тема волнует многих мам и пап, не все детки спокойно переходят от подгузников к горшку. В самом начале, хочу отметить, что данный процесс перехода весьма трудоемкий и долгий. Это не однодневное дело.

Также не существует строгих периодов, возрастов, когда малыш должен сесть на горшок. Все дело в личном темпе взросления. Усреднено девочки и мальчики переходят на горшок в полтора годика. Как же правильно приучить ребеночка к горшку?

Есть часть мам и пап, которые приучают свое чадо к горшку в девять – десять месяцев (тогда, когда малыш уже научился сидеть). Если приучение к горшку терпит неудачи, и малыш все еще предпочитает памперсы, стоит сделать паузу.

Есть предположения, что навязчивое «тренировка» в данном возрасте (которое без результатов) обернется «боязнью» горшка или расстройствами работы кишечника.

В период первого годика в питание ребеночка вводятся каши, малыш может ходить в туалет «побольшому» примерно два – три раза в сутки. Если мама – папа замечают, что малыш хочет покакать, как вариант, его можно посадить на горшочек, в целях экономии памперсов. Обратите внимание, это еще не приучение.

Стабильный навык появляется около в девять месяцев – один год. Если вы увидели, что ребеночек тужится, то вы получили своеобразный сигнал, что ваш малыш готов к горшку.

Важно знать! Более десяти минут не стоит задерживать малыша на горшке. Особенно важно не давать ребенку при этом какие-либо игрушки.

Ребенок подумает, что горшочек это место для игр. Не стоит при ответственном моменте читать книги или вещать истории вашему чаду. Конечно, не стойте «над душой». Иначе вы превратите горшок в способ приковать ваше внимание. Пройдет некоторое время, и ребеночек сам все поймет, зачем его посадили на горшок и что там делать!

Многие помнят горшки из металла, они были холодные. В наше время супермаркеты в излишестве имеют выбор горшков. Разные цвета, в форме лошадки или динозавра. Обратите внимание, что горшок в первую очередь должен быть комфортным и тепленьким. Не стоит покупать горшок с разными переборами. Но на нем могут быть ручки, как удобство ребеночку.

Чего не стоит делать?

Некоторые мамы и папы хотят сразу же приучить малыша к унитазу. Покупают небольшое сидение и приучают малыша ходить на взрослый туалет. Данный процесс неверен даже со стороны физиологии. Для того, чтобы опорожнить кишечник важно упираться ногами (пятки) о пол. Именно поэтому унитаз не подходит.

Также многие родители. Чтобы помочь малышу имитируют туалетные звуки. Определенно в этом есть плюс, таким образом, малыш может понять, зачем нужен горшок! Самое главное не перестарайтесь! А то малыш будет просто наблюдать за вашим представлением, вместо того, чтобы делать свои важные дела!

К четырем – пяти годам малыш сможет достаточно хорошо контролировать свои походы в туалет. А до этого возраста может случиться так, что ребенок сходит в штаны. Не надо его критиковать! Лучше похвалите его, когда он сделает все правильно. И хвалите каждый раз. Не перехвалите, это точно. Потому что ваша похвала и неприятные ощущения мокрых штанов будут стимулом для приучения к горшочку!

Важно помнить! И мама, и папа должны вдвоем заниматься данной темой. Стратегически вы, дорогие родители, должны вести себя одинаково. И не стоит забывать про бабушек – дедушек, иначе ваши старания могут не оправдаться.

Еще раз о готовности вашего малыша. Большая часть деток готова к горшку уже в полтора – два года. В таком возрасте ребенок уже в силах вытерпеть минутку, пока доберется до горшочка. Но, дорогие мамы и папы, помните у каждого ребенка свой личный темп взросления.

Давайте рассмотрим такие сигналы , с помощью которых вы увидите, что ваше чадо созрело приобрести туалетные способности:

  • Ребеночек начинает вам подражать.
  • Малыш наводит в вещах порядок (хотя бы пытается).
  • Говорит «нет», показывая этим, что он независим.
  • С уверенностью ходит, присаживается, нагибается.
  • Малыш, почувствовав нужду, может сообщить вам об этом.
  • Самостоятельно может надеть и снять с себя штаны.
  • Около двух часов в день прибывает в сухом состоянии. Или встает сухим после сна днем.
  • Терпеть не может мокрых и грязных памперсов, может начать просить их снять.

Осознает обращения, направленные на него, в силах выразить простые желания, начинает произносить простые слова.

Восемь этапов на пути к горшку!

  1. Покупаем горшок. Во-первых, горшок должен быть комфортный и надежный. Во-вторых, горшочек должен привлекать внимание вашего ребенка. Кстати, ребенку достаточно одного раза упасть с горшочка, и он больше не будет хотеть сидеть на нем, не то что бы какать и писать туда. Потрогать, рассмотреть, посидеть следует ребенку на своем новом «стульчике». Поясните, что горшок только для него.
  2. Ставим горшочек в поле зрения малыша. Прекрасно подойдем помещение, где ребенок любит поиграть.
  3. Если у ребенка присутствует настороженность. Пусть попривыкает. Не стоит его торопить.
  4. Для начальной «тренировки» подойдет следующая схема. Единожды в день садите ребенка на горшок, при этом он должен быть надетым. Когда ребенок привыкнет сидеть в штанишках, начинайте сажать его туда без памперсов. Самое главное! Ваши действия не должны быть носильными. Не принуждайте. Всему свое время.
  5. Когда вы дошли до такого этапа, что малыш спокойно сидит на горшке, можно предпринять следующие действия. В след за тем как ребеночек «сходил в туалет» в памперс, посадите его на горшок, а грязный памперс положите в горшочек.
  6. Пришло время ждать! На данном этапе следует высаживать малютку на горшочек по пару раз за день. С утра, немного позднее как вы встали, после того, как поели, перед выходом на прогулку и по приходу. Сразу же после того, как вы поймали момент, и малыш сходил на горшок, похвалите!
  7. Будет неплохо, если вы позволите маленькому погулять по квартире без памперса! И если малыш сам попросится или в туалет, похвала должна быть ему обеспечена!
  8. Не стоит садить маленького в ночные часы на горшок, пока он сам не выучится использовать его днем!

Приведу небольшое, но достаточно интересное исследование. В качестве испытуемых были взяты детки из двух групп. Одни на протяжении всего исследования «носили» тканевые пеленки, а вторые - одноразовые памперсы. По итогу исследования и те, и те детки, единовременно начали ходить на горшок – в двадцать семь месяцев. К чему это все?

Памперсы вероятнее всего не действую на успешность или неуспех привыкания к горшку. Основная задача ложится не на памперсы, а на родителей!

Памперсы развивают у ребеночка чувство уверенности, именно по этой причине следует отучаться от них потихоньку.

Когда не время «тренироваться» с горшком!

  • В недалеком прошлом маленький болел.
  • Вы незадолго до поменяли квартиру (планируете).
  • Мамочка беременна или недавно родился братик – сестричка.
  • В семье есть серьезно больной, или произошла потеря.
  • Мама с папой разводятся.

Успешного вам взросления!

Понравилась статья? Если да, то мы очень рады! Обязательно прочитайте статью о том, как приучить ребёнка к горшку от детского психолога Надежды Плотниковой.

Процесс приучения следует начать со знакомства ребенка с горшком. Необходимо поставить горшок на пол на видном для малыша месте. Пусть несколько дней ребенок просто привыкает к нему, как к новому объекту в помещении. Возможно, малыш будет с ним играть, складывать в него игрушки и пр. Препятствовать этому не стоит.


Далее можно начинать высаживать ребенка на горшок, сначала на минуту-две, потом дольше. Естественно, с первого раза ребенок вряд сделает свои дела в горшок, пусть он просто посидит. Дети обычно – создания не усидчивые, поэтому, усадив ребенка на горшок, можно почитать ему книжки, поиграть с ним. Как только малыш пописает, нужно его похвалить, но не слишком бурно, иначе ребенок переключится на ваши эмоции и вскоре забудет, за что вы его хвалили. Если малыш отказывается сидеть на горшке, то силой держать его там не стоит, это вызовет у ребенка только неприязнь и отторжение от горшка.


В процессе привыкания к горшку ребенок будет писать , на пол, на кровать... Ругать за это ребенка не нужно. Также не нужно акцентировать внимание ребенка на сделанной им луже, ведь это тоже не лучший вариант. Необходимо просто спокойно сказать ему, что он уже большой, поэтому ходить в туалет он должен в определенное место. При этом можно подвести его к горшку.


Процесс приучения может быть достаточно длительным. Он может занять не неделю, и даже не две, а пару-тройку месяцев (все зависит от возраста ребенка и поведения родителей). Но, в конце концов, малыш усвоит все уроки и будет исправно посещать своего «пластмассового друга» и вовсе не для того, чтобы поиграть с ним.

Видео по теме

Важный этап в жизни малыша – это обучение пользоваться горшком. Научить ребенка вовремя присесть на этот «предмет интерьера» нужно правильно и не торопясь. К полутора годам малыша многие родители уже замечают, что ребенок может потерпеть, что он показывает свое желание пописать жестами или какими-то фразами. Готовность ребенка к обучению можно определить, если подгузник сухой в течение двух-трех часов.

Инструкция

Купите ребенку яркий и интересный горшок. Он должен быть по размеру: для начала подойдет небольшой емкости и невысокий. Поставьте горшок в комнате, в зоне видимости ребенка. Пусть ваш малыш заинтересуется им, познакомится.

Расскажите малышу, что это и для чего нужен горшок. Если у вас есть старшие дети, то пусть они наглядно продемонстрируют, что нужно делать с горшком. Предлагайте присаживаться на горшок, первое время не снимая штанов.

Снимите с ребенка дневной подгузник. Пусть ребенок увидит свои «нижние» органы, потрогает их. Для того чтобы ребенок понимал, что нужно делать в горшок и когда ему проситься на него, он должен не раз увидеть, как он и писает.

Предлагайте ребенку присесть на горшок после и до сна, перед прогулкой, после нее. В это время есть наибольшая вероятность, что он сделает «свои дела» в горшок.
Если получилось – похвалите; покажите, как вы рады его действиям. Если не получилось – не ругайте малыша, не показывайте ему ваше разочарование. В течение дня следите за ребенком: как только ребенок затихает, начинает кряхтеть, или тужиться – сразу предлагайте присесть на горшок.

Приучайте ребенка к горшку в игровой форме. Комментируйте все действия: как снимаете малышу штаны, как присаживаете, что нужно сделать в горшок, как после «дела» поднимаете штаны, куда выливаете содержимое горшка, как ополаскиваете. Позже ребенок начнет повторять за вами все. Играя, дети лучше запоминают.