Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Календарное планирование в старшей группе тема пасха. Педагогический проект «Пасха

Конспект занятия в средней группе. Традиции русского народа.

Автор Костомарова Вера Фёдоровна, воспитатель МКДОУ Детский сад №7 г. Бутурлиновка Воронежская область.
Название работы: Занятие: Украшение пасхального стола.
Описание Данный материал занятия будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Цель: Формировать представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, обычаях и традициях русского народа.

Задачи:
«Познавательное развитие»
Продолжать формировать знания детей к видам русского декоративно-прикладного искусства. Развивать интерес к изучению истории России и родного края.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать нравственно-патриотические качества детей через приобщение их к истории и культуре русского народа.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа к культурным традициям народа через практическое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства.
«Речевое развитие»
Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным собеседником; воспитывать культуру речевого общения. Продолжать знакомить со стихотворными формами.
«Художественно-эстетическое развитие»
Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на объемных поверхностях.
Упражнять в умении использовать в работе нетрадиционную технику рисования (рисование ватными палочками, «тычками»).
Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.
Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Предварительная работа:
1. Рассматривание тематического плаката на тему Пасха.
2. Чтение детской Библии.
3. Слушание стихов и песен о Пасхе по аудиозаписи.
4. Рассматривание орнаментов на писанках.
5. Рисование на пасхальную тему.
6. Беседы на тему с детьми русские традиции и обычаи.
7. Знакомство с р. н. играми.
Оборудование : зрительный ряд (на доске виды различных декоративных элементов -Хохломы, Городца, Гжели), образы декоративно-прикладного искусства (пасхальные яйца расписанные в различных техниках) на блюде, интерьер «Русская изба», аудиозаписи «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой, «Колокольный звон Московского Данилова монастыря», варёные яйца для росписи по числу детей, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки, подставки под яйца.

Ход занятия:

1. Организационный момент
Звучит колокольный перезвон. Дети вместе с воспитателем входят в группу (перезвон звучит тише). Дети стоят, здороваются с гостями.
Воспитатель:
Хорошо на колокольне,
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья,
Зазвучал со всех сторон.
(Пауза, звучит колокольный звон)
Ребята, скажите пожалуйста, какой же великий христианский праздник мы будем отмечать 1 мая?

(воспитатель заслушивает ответы детей, отмечает правильные)
Пасха – наш самый большой праздник. Издавна к этому празднику долго готовились, очищали душу, чистили и мыли избу, готовили украшения, припасали вкусные яства.
Праздник Пасха – это праздник прославления Иисуса Христа. Длится, этот праздник целую неделю. На Пасху все ходят друг другу в гости. При встрече они говорят такие слова: «Христос воскрес!» и отвечают: «Воистину воскрес!» Поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания. Богато и красиво накрывали пасхальный стол. Пасхальный стол по русским обычаям должен быть не просто богат яствами, но и должен красиво, оформлен, и в каждом доме каждая хозяйка вместе со своей семьёй украшали стол, согласно традициям. Трудились все дети, помогали маме расписывать писанки, бабушка пекла куличи, используя секреты своей кухни – каждый старался, как мог.
Ребята, сегодня мы тоже побываем в гостях у известной Мастерицы Арины. И отправимся мы с вами в путь по ручейку времени.
Игра «Ручеек» (на фоне продолжения колокольного перезвона)

2.Основная часть
(дети подходят к домику мастерицы)
Педагог:
- Ребята, познакомьтесь, это Мастерица Арина.
Дети здороваются, Мастерица кланяется и приглашает всех в избу. Дети садятся вокруг стола вместе с мастерицей.
Мастерица:
Вас сюда, в свою светлицу,
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать Иисуса Христа прославлять.
- Ребята, знаете ли вы, что принято дарить на Пасху? (На Пасху люди дарят друг другу подарки – крашеные, расписные яйца.)
- Расписные яйца - это символ пробуждения земли, символ Пасхи. Расписывать яйца – обычай древний. Расписывали их мастера. (Раскрывает, стоящее на столе блюдо с яйцами)
Посмотрите, что за чудо
Положила я на блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Я на всё даю ответы:
- Пасха - праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Педагог: Мастерица Арина, послушайте, Маша стих про Пасху знает.
Маша: Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу,
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой.
Для людей, для красоты.
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
Мастерица Арина: А моя внученька Дашенька споет песенку про пасхальное яичко.
Песня: «Пасхальное яичко».
Педагог:
-Ребята, какие элементы росписи вы увидели на яйцах- писанках?
(Чаще всего на писанках, мастера изображали солнце, звезды, цветы. Со временем яйца стали украшать,красивым орнаментом).
Мастерица: Чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё худое, плохое в этот день отстало, ушло давайте передадим яичко по кругу и каждый из вас вложит в него всё самое хорошее, что есть в каждом из вас, теплоту ваших душ и помыслов, чтобы всё плохое от нас ушло и осталось только хорошее (дети передают яйцо друг другу звучит, «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой)


Мастерица Арина: Ребята, поможете мне расписать остальные яйца к празднику и накрыть праздничный стол?
Педагог:
- Конечно, мы поможем тебе Мастерица, но в начале, ребята,
Динамическая пауза.
Стол пасхальный накрываем
Веткой вербы украшаем
Из печи несем куличи
А от курочки – яички
Дай нам, курочка, яичко простое
Мы его распишем - будет золотое.
Проходим за столы.
Педагог:
- Вот и мы сейчас выполним роспись яиц, как настоящие мастера. Но сначала важно продумать весь рисунок и расположить элементы узора так, чтобы получился интересным, красивым, чтобы узор (рисунок) был равномерно распределен по поверхности яйца.
Сам узор может быть самым разным: и гирлянда зеленых листочков, и белые ромашки, на темном фоне, и солнышко, и линии всех видов: прямые, волнистые, кружочки, звездочки. Сейчас весна, поэтому и краски выбираем яркие, сочные: желтую, зеленую, красную, голубую.
Итак, каждый из вас определил для себя рисунок и может приступить к работе.


3. Практическая часть. Роспись яиц.
(Музыкальное сопровождение). Готовые яйца дети располагают на столе в за ранее подготовленных подставках.
Педагог : Пока сохнут писанки, пришла пора поиграть детвора.
Р.Н. игра « Волшебный платок!»


- Молодцы, ребята, все справились с заданием, расписали яйца, как настоящие мастера.
Вот какие чудо- писанки вы изготовили! От этих узоров и настроение улучшается, да и праздник, кажется, все быстрее приближается! Пасхальный стол по русскому обычаю должен быть не просто богат яствами, но и красиво украшен. Ну а теперь дополним наш стол куличами прямо из печи (ставит куличи). Чем же ещё можно украсить стол? (Варианты детей- салфетками, цветами…)


4. Рефлексия
Педагог:
- Понравилось вам в гостях у Мастерицы?
Мастерица:
- Вот вам яйца расписные
Непростые, золотые.
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает
Спасибо вам, дети, за ваше умение и труд!
(Мастерица дарит корзину с шоколадными или декоративными яйцами).
Педагог:
А мы с вами, ребята подарим яйца гостям. С наступающим праздником вас, гости дорогие!
А сейчас нам пора возвращаться в д/с по ручейку времени. До свидания!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 общеразвивающего вида

Сценарий развлечения

«Пасха в гости к нам пришла»

для детей старшей группы

Составила и провела:

Ивличева Е.А.

С.п. Ершовское Апрель 2016 г.


Сценарий проведения развлечения « Пасха в гости к нам пришла»

Под русскую народную мелодию дети входят в зал, исполняют хоровод .

Вед. Весна вступила в свои права, всё вокруг оживает, на улице весело поют птицы (звучит запись голосов птиц). Люди водят хороводы, поют веснянки.

Дети исполняют «Веснянку»

Вед. Вместе с весною в наш дом приходит самый светлый праздник- Пасха. В этот день все верующие люди празднуют воскрешение Иисуса Христа. Отовсюду доносится колокольный звон (запись колокольного звона). Хозяйки пекут сдобные куличи, делают творожные пасхи, красят яйца, а затем отправляются в церковь, что бы их освятить.

Дети читают стихи :

  1. Повсюду слышен громкий смех, щебечут птицы звонко

О том, что праздник наступил для каждого ребёнка.

  1. Запахло сдобным калачом у нашего порога.

Творожной пасхой угощусь, попробую немного.

  1. Возьму я кисточку, гуашь и потружусь на славу,

Раскрашу яйца в разный цвет, чтоб Пасха засияла.

Выходят два грустных кролика.

Вед. Что случилось, милые крольчата, почему вы плачете? Сегодня же такой прекрасный день.

Кролики: Когда мы спешили на праздник сюда,

У нас приключилась большая беда.

Нас мама отправила к вам в детский сад,

Чтоб с праздником Пасхи поздравить ребят.

Пасхальные яйца в пути потеряли

Наверное, волки их злые украли.

Вед. Милые кролики, не печальтесь. Сегодня же не простой день, а волшебный. Мы поможем вам найти корзиночку. А сейчас наши ребята вас развеселят и споют песенку про солнечных зайчиков.

Дети исполняют песню « Солнечные зайчики»

Вед. Я уже говорила, что на Пасху готовят куличи, пасхи. А вот какие продукты нужны для их приготовления вы попробуйте отгадать.

Загадки :

  1. Крепкий круглый пузырёк цветом бел, внутри желток.

Курочки его несут, расскажите, как зовут. (яйцо)

  1. Я живу в морской воде, нет меня и быть беде!

Каждый повар уважает и по вкусу добавляет. (соль)

  1. Любят пить котята да малые ребята. (молоко)
  2. Из меня пекут ватрушки, и оладьи, и блины.

В торты, пироги и плюшки положить меня должны. (мука)

  1. Он на веточке созрел, фрукт красив и загорел.

Любят белки грызть его, прятать на зиму в дупло. (орех)

  1. Виноградину сушили, на солнцепёке положили.

Она от зноя истомилась, а во что же превратилась? (изюм)

Вед. Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем.

Игра « Раскрась яйцо»

(На середину зала выносят два мольберта с прикреплёнными белыми яйцами из бумаги. Каждому ребёнку дают по фломастеру. Дети по очереди подбегают и рисуют какой-либо элемент.)

Вед. Здорово у вас получилось. На Пасху проводились много разных игр с крашенными яйцами.

Игра на выбор педагога.

Вед. В этот светлый день ходили в гости, обменивались яйцами; молодежь водила хороводы, играла в игры.

Исполняется хоровод.

Игра « Ручеек».

Проводятся игры с родителями и детьми.

Последней проводится игра « Волшебный платок»

(под музыку дети танцуют, двигаются; когда музыка заканчивается дети приседают. Воспитатель закрывает одного ребёнка платком. Дети открывают глаза и называют кого из ребят нет. Игра повторяется 3 раза, на четвёртый раз под платком оказывается корзинка с пасхальными яйцами.)

Вед. Ну вот крольчатки- нашлась ваша корзинка. Не даром говорят,

Что в этот день происходят самые настоящие чудеса.

Пасха- праздник самый светлый, самый лучший и большой!

Долгожданный и желанный, самый добрый и родной!

Крольчата угощают ребят шоколадными яйцами, прощаются и уходят.

Оксана Солодкова

Цель : Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая

Пасха

Задачи :

1. Продолжить знакомство детей с праздником – «Святая Пасха » , ее традициями,

обычаями, познакомить со значением новых слов.

2. Продолжать учить детей проявлять свою фантазию и воображение в придумывании

узора и нанесении его на силуэт яйца.

3. Воспитывать у детей бережное отношение к традициям русского народа, интерес к

православным праздникам; развивать эмоциональную сферу, чувство

сопричастности к всенародным праздникам.

4. Развивать художественный вкус, эстетические чувства, развивать творческие

способности.

5. Воспитывать желание увидеть конечный результат работы, старание, усердие, радость от получившегося изделия.

6. Развивать мелкую моторику рук.

7. Закреплять умения и навыки работы с ножницами, бумагой и картоном,

шаблонами, вырезать части круглой и овальной формы; закрепить умение

аккуратно наклеивать детали аппликации, создавать из отдельных элементов

гармоничную композицию; научить изготавливать поделку из бросового

материала.

1. Двигательная активность :

Проводится физкультминутка

(дети выполняют движения согласно тексту)

Озорной цыпленок жил, (Наклоняют голову вперед и назад)

Головой весь день кружил : (Крутят головой)

Влево, вправо повернул, (Поворачивают голову влево, вправо)

Ножку левую согнул, (Сгибают и поднимают левую ногу)

Потом правую поднял (Сгибают и поднимают правую ногу)

И на обе снова встал. (Встают на две ноги)

Начал крыльями махать :

(Поднимать и опускать)

Вверх, вниз, вверх, вниз! (Поднимают и опускают руки)

Повернулся влево, вправо (Поворачивают туловище влево, вправо)

Хорошо на свете, право! (Поднимают две руки вверх)

А потом гулять пошел-

Червячка себе нашел!

(Шагают на месте)

2. Динамическая пауза :

Я буду называть вам различные праздничные традиции, а вы, когда услышите Пасхальные , один раз хлопните в ладоши.

Начинаем :

1. Украшение ёлки

2. Надувание воздушных шаров

3. Изготовление творожной Пасхи

4. Пение песни «Каравай»

5. Задувание свечей на торте

6. Крашение яиц

7. Освящение куличей в церкви

3. «Игры с яйцом»

1. Катание яиц с горки.


2. Донеси яичко в ложке.


4. Совместная деятельность с семьей

Досуг в семье : «Выходные дни празднования Пасхи в семье » (освящение яиц, куличей, посещение храма)

Подготовка к выставке : «СВЯТАЯ ПАСХА »

5. Познавательно-исследовательская деятельность

Беседа «Православный праздник Пасха »

Беседа «Традиции праздника Пасха »

Составление описательных рассказов по картинам о Пасхе .

Рассматривание картин по теме. Чтение познавательной литературы.

6. Игровая деятельность

Дидактическая игра «Раскрась пасхальное яичко »

7. Продуктивная деятельность

Рисование :«Пасхальная открытка »


Лепка : «Пасхальный цыпленок »



Аппликация : Коллективная работа – «Петушок и курочка»


8. Чтение художественной литературы

Чтение стихов посвящённых Пасхе . Знакомство с пословицами, поговорками и приметами на Пасху . Чтение «Легенда о христовом жаворонке» Зилов Л. «Первое красное яичко» Левкодимова Г. Е.

Рассматривание иллюстраций. «Яичко» Вагнер Н.

9. Развитие речи

Развитие речи. «Составление рассказов о Пасхе . ЗКР – звук [с]»

10. Оформление выставки : «СВЯТАЯ ПАСХА »

«ПАСХАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ»

18.04.2011-22.04.2011

ПОНЕДЕЛЬНИК.

«Вербное воскресенье».

1. Беседа о празднике Пасха, о праздновании Вербного воскресенья.

Цель: познакомить детей с историей и смыслом главного праздника христианства Пасхой, чтобы наши дети побольше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи; помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях.

2. Рассматривание иллюстраций и веточек вербы, рассказ о традициях вербного воскресения.

Цель: дать представление о праздновании Вербного воскресенья, народных традициях.

3. Рисование веточек вербы, выставка детских рисунков «Вербочки к святому празднику».

4. Разгадывание загадок на тему: «Приход весны. Пасхальные празднования».

ВТОРНИК.

«Православные храмы».

1. Продолжить беседу о праздновании Пасхи, рассказать о православных храмах нашего города.

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями, вызвать у детей желание узнать еще больше о праздновании Пасхи, познакомить дошкольников с храмами нашего родного города.

2. Экскурсия к храму с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Рассматривание иллюстраций храмов с детьми младшего дошкольного возраста.

4. Разучивание пасхальных стихов и песен. А. Блок «Вербочки»,

А. Майков «Христос Воскрес», К. Фофанов «Под напев молитв пасхальных», С. Есенин «Пасхальный благовест» и другие.

Цель выучить детские песни, стихи о Пасхе, закрепить знания песен, стихов.

5. Пасхальные игры с детьми.

Русские народные игры и забавы:«Эстафета с яйцом», «Скороговорки»,«Найди наперсток», «Путаница»,«Гуси»,

«Подарки от путешественника».

СРЕДА.

«Пасхальное яичко».

Цель: побеседовать с дошкольниками о том, зачем мы красим яйца на Пасху,познакомить детей с пасхальной атрибутикой - разноцветные яйца: крашенки, писанки, объяснить в чем отличие крашенки и писанки, рассказать как красили яйца в старину, чтобы получались яйца разного цвета

Цель: развивать наблюдательность, любознательность; воспитывать уважение к православным праздникам.

4.Игры с яйцами для детей.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

Цель: воспитывать художественный вкус, любовь и уважение к своей стране и истории русского народа.

ЧЕТВЕРГ.

«Пасхальные куличи».

Скачать

План работы с детьми старшего возраста по ознакомлению с православным праздником «Пасха»


Дни недели

Образовательная

область


Образовательная деятельность

в режимных моментах


Создание предметно-развивающей

среды


Взаимодействие с

родителями


Понедельник

Развитие речи,

Соц.-ком. развитие, Познавательное развитие,

Худ.-эстетическое развитие


Утро : беседа на тему: «Что такое

Прогулка : пасхальная, подвижная игра «Катание яиц».

Перед сном : чтение литературы.

Вечер : чтение стихотворения А.Л. Куприна «Пасхальные колокола».


Выставка иллюстраций на тему: «Пасха».

Консультация для родителей

«Православный праздник Пасха».


Вторник

Развитие речи,

физическое развитие,

худ. - эстет. развитие,

познавательное развитие,

соц. – ком.развитие


Утро : беседа «Почему мы красим яйца?»

Прогулка : пасхальная, подвижная игра «Летели две птички».

Перед сном : чтение литературы.

Вечер : рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца».


Медальоны с изображением птиц.

Иллюстрации с изображением пасхальных яиц.


Консультация для родителей «Как объяснить ребёнку, что такое Пасха?»

Среда

Физическое развитие,

худ. – эстет. развитие,

развитие речи,

познавательное развитие


Утро : мини соревнования (игры «Перенеси яйцо в ложке», «Катись яичко», «Чиж», «Летели две птички»)

Прогулка : лепка из снега куличиков, пасхальная подвижная игра «Летели две птички».

Перед сном : чтение литературы.

Вечер : аппликация «Пасхальный кулич».


Атрибуты для игр.

Песочные наборы.

Иллюстрации и фото пасхальных куличей.


Информационный материал «Пасхальные яйца необычной раскраски».

Четверг

Познават. развитие,

физическое развитие,

худ. – эстет. развитие,

развитие речи


Утро : просмотр мультфильма на тему: «Пасха» и его обсуждение.

Прогулка : пасхальная подвижная игра «Чиж».

Перед сном : чтение литературы.

Вечер : лепка из солёного теста пасхальных птичек «Жаворонков».


Подборка мультфильмов на данную тему.

Образцы и иллюстрации жаворонков.


Участие в конкурсе «Пасхальный сувенир».

Пятница

Познават. развитие,

худ.- эстет. развитие,

развитие речи,

физическое развитие,

соц. – ком.развитие


Утро : праздник «Пасха»

Прогулка : пасхальная подвижная игра «Катись яичко».

Перед сном : чтение художественной литературы.

Вечер : Сюжетно-ролевые игры на тему: «Пасха».


Выставка детских поделок (яйца, куличи, жаворонки).

Атрибуты для игры.


Выставка на празднике поделок для конкурса «Пасхальный сувенир».

Цель:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи работы с детьми:


  • ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.

  • заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

  • развивать интерес к русской национальной культуре.

  • воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

  • ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.

  • познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.

  • развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.

  • развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.

  • формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
Задачи работы с родителями:

  • Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.

  • Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.

  • Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для праздника).

  • Побуждение к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
Актуальность проблемы:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Комплекс мероприятий:

Беседа на тему «Что такое пасха?»

Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»

Пасхальные игры «Катание яиц», «Чиж», «Летели две птички»

Рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца».

Аппликация «Пасхальный кулич»

Лепка из солёного теста птичек.

Просмотр мультфильмов на тему «Пасха»

Приложение


  1. Беседа на тему «Что такое пасха?»
Цель : Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовно-нравственных традиций нашего народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней Пасхи. Учить приветствовать друг друга в пасхальные дни традиционным народным приветствием «Христос Воскрес!» и отвечать «Воистину Воскрес!». Формировать у детей понятия о милосердии, доброте. Воспитывать уважение к национальным традициям празднования Пасхи, интерес к истории праздника, эстетические чувства.

Атрибуты : Самовар, чайный сервиз, скатерть.

Угощение: Куличи, мед, чай.

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Наступил самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать детям о Пасхе? Познакомьте малыша с историей возникновения праздника, ее традициями.

В христианском календаре самый главный праздник – Пасха. Вообще Пасха – очень древний праздник, но для христиан он приобрел особое значение. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес! Поэтому мы знаем, что наша душа бессмертна. А случилось это именно на Пасху. С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Кстати, седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому. Было это очень-очень давно более 2 тысяч лет назад. В далекой южной стране Иудее жил Иисус Христос. Он ходил по стране с проповедью (рассказывал людям о Боге, учил людей любить друг друга и никого не обижать), исцелял больных, помогал тем, кто страдает. Вместе с Ним ходили и его ученики. Они помогали Иисусу Христу во всех Его добрых делах. Но на свете, к сожалению, кроме добрых людей, немало и злых, жестоких. Этим людям не понравилось учение Иисуса Христа о любви и доброте, они завидовали Его успеху и славе. Злые люди не верили, что Иисус Христос сын Бога. Они схватили Его, мучили, а потом распяли на кресте. Иисус Христос,мог бы спастись от мучений, т.к. Он был сын Бога. Но Он страдал на Кресте за всех людей, т.к. знал, что этим спасет тех людей, кто верит в Него и живет по заповедям Божьим. Поэтому мы еще называем Иисуса Христа Спасителем и часто обращаемся к Нему: «Господи, Спаси и сохрани нас». Когда сын Божий умер на Кресте, наступила ночь посреди дня, померкло солнце и стало темно,по всей земле и было великое землетрясение, завеса в храме разорвалась надвое. Даже злые люди, увидев эти знамения, сказали: «Воистину это был Сын Божий». Ученики похоронили тело Иисуса Христа в гробнице (пещере) и привалили вход большим тяжелым камнем (так было принято хоронить в этой стране).Рано утром в воскресенье к гробу Христа пришли женщины – Мария Магдалина, Иоанна, Саломия, которые повсюду следовали за Спасителем, и увидели, что камень отвален от гроба, а в гробнице нет тела Иисуса Христа. Они очень испугались, но вдруг увидели Ангела в белых, светлых одеждах. (В память об этом мы одеваем в этот праздник светлые одежды). Ангел сказал им: «Что вы ищите живого среди мертвых? Иисус Христос воскрес». Иисус Христос еще 40 дней ходил по земле, встречался со своими учениками и заповедал им рассказать о своем учении всему миру. Вот что случилось в Риме, куда пришли ученики Иисуса Христа, рассказать о Его Воскресении.

Не все люди поверили, что Иисус Христос мог воскреснуть. Одна из Его учениц – Мария Магдалина, проповедуя учение Иисуса Христа, пришла к римскому императору Тиберию. В те времена было принято приходить к императору с подарком. У Марии Магдалины ничего не было, кроме яйца, поэтому она протянула императору яйцо и сказала: «Христос Воскрес». Император сказал: «Этого не может быть! Я поверю в это только тогда, когда это белое яйцо станет красным!» И вдруг белое яйцо у него на глазах превратилось в красное. Тогда император воскликнул: «Воистину Воскрес!»

С тех пор все христиане в этот день приветствуют друг друга словами «Христос Воскрес» и отвечают …

(«Воистину Воскрес»), а еще красят яйца в красный цвет и дарят их друг другу в воспоминание об этом чуде. С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга.

Позже яички на Пасху стали раскрашивать разными цветами и назвали их «крашенки», яйца, на которых рисуют различные рисунки, зовут «писанки». А бывает, что яйца покрывают воском, красят, потом иголочкой выцарапывают различные узоры. Такие яйца зовут «драпанки».

В этот день в Православных храмах звонят колокола, люди идут вокруг церкви крестным ходом, несут зажженные свечи, иконы, а подойдя к закрытым дверям Храма, как когда-то ученики Иисуса Христа к Гробу Господа поют славословие празднику. А рано утром после ночной службы, священник освящает продукты.

1)Как это освящает? (Ответы)

2)А какие продукты являются символами Пасхи?

3)Что такое крашенки? Писанки?

4)Из чего пекут пасхальные куличи (пасхи)?

Люди поздравляют друг друга, дарят пасхальные яйца и еще троекратно целовались Христосовались.

2. Беседа «Почему мы красим яйца?»

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?

И почему?

Красный цвет – это цвет радости. И ещѐ - это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

3.Игры:

Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.

Игра «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами « Ты катись, катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

Игра «Чиж»: Дети встают в хоровод и поют песню: «По дубочку постучишь, вылетает пестрый чиж, у чижа, у чижика - хохолочек рыженький. Чиж, чиж, не зевай - себе пару выбирай». После этих слов дети перестраиваются в пары, затем тройки, четверки, пятерки…

Александр Блок – "Вербочки"

Александр Куприн - "Пасхальные колокола"

Алексей Плещеев - "Как солнце блещет ярко..."

Аполлон Майков - "Христос воскрес!"

Аполлон Майков - "Вербная неделя"

Афанасий Фет - "Уж верба вся пушистая..."

Василий Никифоров-Волгин - "Плащаница"

Василий Никифоров-Волгин - "Светлая заутреня"

Василий Никифоров-Волгин - "Канун Пасхи"

Вильгельм Кюхельбекер - "На Воскресение Христа"

Владимир Бенедиктов - "Воскресная школа"

"Великая суббота"

Иван Шмелёв - "Лето Господне" (Отрывок)

Константин Балъмонт - "Вербы"

Константин Бальмонт - "Красота Благовест"

Константин Роше - "Христос воскрес! "

Константин Фофанов - "Под напев молитв пасхальных..."

К. Р. "Тебе, Воскресшему, благодаренье!.."

Лев Зилов - "Легенда о Христовом жаворонке"

Лидия Чарская - "Колокола"