Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Книжка текстильная для детей своими руками. Развивающая мягкая книжка своими руками: идеи, мастер-класс


Маленькие детки очень любят мягкие развивающие книжки, на страницах которых их ожидают великие открытия. Они знакомятся с животными, растениями, развивают цветовосприятие, воображение, мелкую моторику, решают веселые задачки на внимание и сообразительность. Это идеальное учебное пособие - его невозможно помять или порвать и с ним не захочется расставаться.

Развивающая мягкая книжка бывает посвящена какой-либо одной теме, или же это может быть сборник различных игровых сюжетов. Чем больше таких книжек будет у малыша, тем лучше. Если вы умеете хоть немного шить, вы легко сможете создать несколько таких книжек своими собственными руками.

Если вы не представляете, с чего начать и как сшить развивающую книжку, вам поможет мастер-класс. Для этого вам придется приложить немало времени, труда и сил, но сколько радости получит малыш, когда возьмет в руки ваше замечательное творение! А сколько удовольствия получите вы сами от создания сюжетов, игр и интересных задумок!

Материалы и инструменты

Материалов для развивающей книжки своими руками понадобится много. Что-то вы можете найти в своих запасах, а что-то придется купить в магазине. Примерный список инструментов и материалов:

  • Швейная машинка, нитки швейные, шерстяные и мулине, швейные иглы.
  • Кусочки ткани разных размеров, расцветок и видов.
  • Синтепон для набивки мягких деталей.
  • Тесьма, ленты, шнурочки, бисер, бусинки, пуговки, бубенчики, замочки и прочая отделка.

Порядок работы

Принцип пошива мягких книжек своими руками всегда одинаков. Различаются только создание сюжетов и оформление. Общий алгоритм таков:

Выкраиваем из ткани страницы двойные или одинарные, сшиваем их с трех сторон, вкладываем синтепон и зашиваем четвертую сторону.
На страницах, в зависимости от темы, нашиваем сюжетные аппликации в виде животных, цветочков, овощей, ягодок или фруктов. Также это могут быть деревья, цифры, машинки, домики и все, что вы задумали отобразить в своей книжке.

Дополняем сюжеты бубенчиками, бабочками, мелкими мягкими игрушками и другой отделкой, помогающей в различных игровых ситуациях.
Сшиваем готовые двойные странички в середине изделия, а одинарные скрепляем между собой с помощью петелек, ленточек или шнурочков.

Полезные советы

Есть несколько секретов, которые помогут вам сшить книжку своими руками:

  • Старайтесь выбирать только натуральные ткани для своего малыша.
    Мелкие детальки книжки наполняйте шелестящим материалом. Детки очень любят шуршащие игрушки.
  • Персонажи, цветочки, фрукты, которые вы хотите расположить на страничках, можно вырезать из ткани с мультипликационным сюжетом или же можно купить в магазине готовые аппликации.
  • Чтобы ребенку было интересно играть с вашей книжкой, старайтесь делать развивающие элементы интересными. Пусть они будут отстегиваться, выниматься или развязываться.
  • Предлагаем вашему вниманию интересные мастер-классы по шитью развивающих книжек своими руками. Приготавливаем все нужные материалы и начинаем творить!

На первой странице поселился мягкий зайчик с милым бантиком. В одном его ушке шелестящий материал, в другом маленькая бусинка.

На второй странице - зайкин огород с корзинкой. Малыш может собирать урожай в корзинку, а когда немного подрастет, будет учиться считать морковки.

На третей странице растет цветок, в котором живет пчелка с гречкой внутри и гусеница. Когда малыш вытягивает пчелку, соединенная с ней гусеница ползет в цветочек.

На четвертой странице живет бабочка. Ее тельце заправлено под резинку. Это куколка, которая, если ее положить на место под резинку, превращается в бабочку.

Пятая страница посвящена игрушкам. Пирамидка состоит из брусочков разной длины на липучке. Ребенок будет развивать моторику, разбирая и собирая пирамидку. На шестой странице спит мишка. Его можно укладывать спать, прикрывая одеялом.

На обложках с одной стороны светит приятное на ощупь солнышко, а с другой - бархатистый месяц со вставленным шнурком и висящими на нем звездочками. Их можно вытягивать в ту или иную сторону.

Нам понадобится: хлопчатобумажная ткань, синтепон, нитки, лента, тесьма, шнурок, пуговки, бисер, мелкие игрушки и фурнитура.

Порядок работы

Шаг первый: для двухстраничного разворота вырезаем из ткани два прямоугольника размером 15 см на 30 см. Прямоугольники складываем лицевой стороной друг к другу и прошиваем с трех сторон. Выворачиваем и вставляем прямоугольник синтепона. Четвертую сторону зашиваем потайным швом. Прошиваем деталь по периметру на машинке или вручную. Всего делаем два таких разворота.

Делаем зайчика из флиса. Вырезаем круг (голову) и пришиваем потайным швом. Для ушек вырезаем четыре детали, которые по две сшиваем вместе, выворачиваем, наполняем шуршащим материалом, закладываем бусинку и пришиваем к голове. Вышиваем глазки, ротик, пришиваем бантик и пуговки.

Спящего мишку делаем так же, как зайчика. Шьем ему ночную рубашку. Из бархатной ткани пришиваем одеяльце к нижнему краю страницы. К верхней части одеяла крепим липучки.

Шаг второй: изготавливаем обложку. Петельки из тесьмы пришиваем, как показано на рисунке. Вязаный крючком шнурок скручиваем спиралью и потайным швом пришиваем сверху петелек. Получилось солнышко. На заднюю обложку вырезаем из флиса месяц, прорезаем на нем и обметываем две петли. Потайным швом пришиваем месяц к обложке и продеваем в петли шнурок со звездочками.

Затем делаем страничку с морковкой. Раскраиваем конусами оранжевую ткань и шьем пять морковок, наполнив их синтепоном. Верхнюю часть морковок зашиваем вместе с ботвой из зеленого флиса. На страничку пришиваем резинку и корзинку из коричневой ткани. Для пирамидки на страничке в центре размещаем липкую ленту. Шьем брусочки, к которым с нижней стороны крепим липучку.

Шаг третий: делаем цветочную поляну. Вырезаем из флиса цветок, веточку и листик и пришиваем потайным швом. Верх цветка не зашиваем, там будет жить пчела. В низу цветка оставляем маленькое отверстие для шнурка с гусеницей. Внизу страницы пришиваем травку из тесьмы. Бабочку вырезаем и пришиваем, как показано на схеме.

Шьем пчелу из желтого велюра, оформляем ее черной тесьмой, пришиваем к ней шнурок с гусеницей и помещаем в цветок, вытянув гусеницу через нижнюю часть цветка наружу. Куколку бабочки шьем из белого флиса, вышиваем ей глазки и прикрепляем ее к страничке на резинку. Украшаем поляну пуговками в виде цветочков и бантиком из ленты.

Страничка развивающей книжки - мастер-класс

Нам понадобится: ткань красных расцветок, цветные нитки, пуговицы, кнопки.

Порядок работы:

  • Вырезаем из ткани страничку размером 20 см на 20 см.
  • Рисуем эскиз на бумаге, затем переносим его на кальку и вырезаем из нее шаблоны для переноса на ткань.
  • По шаблонам вырезаем из ткани вазу, яблоко, помидор и клубничку. На яблоке и помидоре проделываем петельки. Вишенки вяжем крючком и пришиваем к ним кнопки. На клубничку тоже крепим кнопку.
  • На страницу пришиваем вазу, пуговки и кнопки. Затем готовую страницу соединяем с задней половинкой страницы, сшиваем их с трех сторон, выворачиваем и наполняем синтепоном.
  • Четвертую сторону зашиваем потайным швом. Сбоку пробиваем две клепки для шнуровки страниц.

Развивающая книжка своими руками для девочки - мастер-класс

Нам понадобится: цветная ткань, разноцветные нитки, пуговки, бусины, замочек, восковые карандаши.

Шьем страничные развороты, как показано в первом уроке. На обложку делаем аппликацию кошечки и вырезаем буквы имени вашего ребенка. Все это пришиваем, как показано на обложке. На первой страничке помещаем аппликацию божьей коровки. В ее серединке делаем кармашек на замочке, в котором будут жить ее детки.

На втором развороте пришиваем аппликацию девочки с длинной косой, которую малышка, играя, будет заплетать. На второй половинке разворота пришиваем сумочку с кармашком. На следующем развороте располагаем аппликацию бельевого тазика с кармашком и бельевой веревки, протянутой между деревьями.

Одежду делаем на липучках, чтобы ребенок мог снимать и вешать белье. На следующих разворотах пришиваем остальные аппликации, как показано на рисунках.

Развивающая книжка своими руками для мальчика - мастер-класс

Нам понадобится: цветная ткань, небольшие губки, пуговицы, фломастеры.

Порядок работы:


  • Шьем страницы книги по такой же схеме, как в первом уроке. Размер книги будет в формате А3.
  • Из губок вырезаем машинки, приклеиваем к ним колеса из пуговиц и раскрашиваем.
  • На каждом развороте поочередно пришиваем шоссе с пешеходными переходами в виде цифр 1, 2, 3, 4 и 5, как показано на схеме. Для машинок липучкой обозначаем парковочное место.
  • На задней обложке приклеиваем три ряда липучей ленты. Это будет гараж.
  • Оформляем книжку по своему усмотрению.

Несколько идей интересных и познавательных страниц развивающей книжки

На этой страничке малышу будет интересно узнать как лечат животных.


Маленькому мальчику очень понравится играть в пожарника.

Очень удачная идея для развивающей книжки - домашняя ферма.


Освоив свой первый мастер-класс и набравшись опыта, вы легко сошьете такую мягкую книжку с ручкой, как на фото вверху.

Еще несколько замечательных вариантов развивающих страничек.

Шитье развивающей книжки своими руками - это огромное поле для вашей фантазии и творчества. Надеемся, что пройдя наш мастер-класс и вдохновившись нашими идеями, вы сможете создавать яркие, веселые и поучительные книжки для вашего малыша.

авг. 3, 2013 12:07 am Как я шила развивающую книжку

Год назад я получила заказ - сшить развивающую книжку. Подумала какое-то время (я ведь книжки никогда не шила!), но согласилась - интересно было попробовать. А заказчица Оля сделала мне ещё одно предложение, от которого я не смогла отказаться:) Предложила опубликовать в журнале «Скрап-Инфо» рассказ о том, как создавалась книжка - с подробностями, советами и иллюстрациями.

Статья была опубликована в 6-м, декабрьском номере журнала за прошлый год. Этот номер был посвящён синтезу скрапбукинга и других рукоделий и получился очень интересным! На страницах журнала встретила множество знакомых лиц и имён:) По условиям редакции до поры до времени я не имела право публиковать рассказ в своём блоге. Но теперь вроде уже можно:)

Как я шила развивающую книжку: от идеи до воплощения


Сшить мягкую развивающую книжку я мечтала давно. Любовалась на творения других мастериц, собирала идеи, изучала мастер-классы. Но как-то всё не складывалось - то не было времени, то пугала сложность и кропотливость работы. И вот однажды я получила заказ от Оли на шитьё крокодила и хрюшки на бутылку. Кроме того Оля спросила, не возьмусь ли я сшить для её дочки ещё и развивающую книжку. Я немного посомневалась, а потом согласилась - когда же, если не сейчас?

Надо сразу сказать, что работа эта оказалась для меня довольно сложной и длительной, но зато интересной и увлекательной.

Этап 1-й. Задачи и идеи

С учётом Олиных пожеланий, решила, что книжка будет включать в себя различные игровые элементы для развития мелкой моторики, будут использованы материалы разных фактур для разнообразия тактильных ощущений, кроме того, по мере взросления малышка с помощью книжки сможет выучить основные цвета и счёт от одного до десяти.

Таким образом, получилось, что книжка должна состоять из десяти разворотов. Каждый из них должен быть одного из цветов радуги плюс «чёрный», «белый» и «радужный» развороты. Кроме того, каждый разворот будет посвящён какой-нибудь одной цифре - от одного до десяти. Это значит, что там должна быть изображена сама цифра и содержаться задания, связанные со счётом, а также с тренировкой пальчиков.

И ещё у книги должна быть обложка. На передней обложке я решила сделать личико девочки, немножко похожей на свою маленькую хозяйку, и написать её имя, а на заднюю пришить кармашек, куда можно будет складывать съёмные детали, чтобы не потерялись.

В своём любимом «идейном» альбомчике стала набрасывать эскизы страничек.

Тут вот выяснилось, что собирать чужие идеи это одновременно и полезно, и вредно. Первым делом на ум стали приходить идеи, всем известные и повсеместно используемые - божья коровка с подвижными крылышками и ножками, улитка с бусинкой внутри, детское личико и т.п. Но уж больно некоторые из них хорошо вписывались в концепцию книги, поэтому я, немного помучилась угрызениями совести, но всё-таки решила их использовать, утешая себя тем, что, во-первых, я всё равно немного изменю эти идеи под свою задумку, во-вторых, сама книга будет более сложной и многофункциональной, а, в-третьих, мои личные идеи в ней тоже будут. Например, идея с влючением-выключением света в ночных домах. Честное слово, я её нигде не подсмотрела! :)

Дольше всего я провозилась с оранжевым разворотом с цифрой 4. Никак мне не удавалось увязать цвет, число и сюжет. Но, в конце концов, четыре рыжие белки, играющие в прятки на осеннем дереве, были вымучены:)

Кстати сказать, сначала я вообще пыталась числовой ряд связать с цветовой последовательностью: 1 - красный, 2 - оранжевый и т.д. про охотников и фазанов и раз-два-три-четыре-пять, но это оказалось задачей уж вовсе для меня невыполнимой, поэтому решила оставить эту мысль.

Этап 2-й. «Беловые» эскизы и продумывание деталей

В самом начале мы с Олей обсудили размеры книжечки и способы соединения страничек между собой. После черновых эскизов я приступила к эскизам в натуральную величину, попутно обдумывая и записывая, какие ткани какой фактуры и какая фурнитура будут использоваться, что в книге должно быть подвижным, а что пришитым намертво, чтобы маленькие ручки ничего не смогли оторвать, какие детали делать съёмными, какие задания должны содержать странички и т.п.


Этап 3-й. Подбор материалов из личных запасов

Самый лёгкий и интересный этап. Обожаю копаться в тряпочках, ленточках и пуговках! Вывалила все свои запасы тканей, лент, бусин, фурнитуры. Перебирала, подбирала, прикладывала и ловила кайф, одновременно записывая, что нужно ещё докупить, чтобы осуществить задуманное. Несмотря на то, что запасы у меня немалые, список всего необходимого получился внушительным.

Этап 4-й. Покупка материалов

С этим внушительным списком я отправилась по магазинам. Одним заходом, естественно, не обошлась. Одно дело придумать, а совсем другое - приобрести именно то, что тебе нужно. Поэтому от нескольких задумок пришлось отказаться, что-то поменять, но было и несколько озарений - например, когда мне встретились радужные пуговки, сразу возникла идея разноцветной гусеницы из кружков, застёгивающихся на эти самые пуговицы, для чёрной-ночной картинки как нельзя лучше подошёл бархат («бархатная ночь», однако) и т.п.

Этап 5-й. Выкройки и трафареты

Нарисовав в натуральную величину сюжеты книжки, перевела на кальку и вырезала все необходимые детали, которые нужно было выкроить для аппликаций и съёмных деталей. Для цифр и букв на обложке подобрала шрифт, увеличила до нужных размеров, распечатала на обычной бумаге и вырезала - получились трафареты.


Этап 6-й. Раскрой

Начала я со страничек книги: вырезала квадраты с учётом припусков на швы из основных тканей, а также квадраты того же размера из тонкого и объёмного флизелина.

Кроила все квадратики одним махом - так для меня быстрее и удобнее. При раскрое пользовалась специальной линейкой и ковриком для печворка и дисковым ножом. Не понимаю, как я раньше без них обходилась?

По заготовленным выкройкам-трафаретам выкроила все необходимые детали для аппликаций и объёмных деталей. Тут приём «одним махом» не прошёл - выкраивала партию для каждого сюжета отдельно, не то запуталась бы - слишком много мелких деталей. На ткань контуры переводила при помощи специального фломастера - линии от него исчезают сами по себе в течение нескольких часов или сразу же после того, как ткань слегка намочить. При работе с мелкими деталями, аппликацией этот инструмент просто незаменим!

Кстати сказать, первоначально контуры я переводила на тонкий флизелин, затем вырезала и приклеивала на нужную ткань и снова вырезала, уже окончательно подготовив деталь к пришиванию. Вырезала все детали ножницами - кропотливое, долгое и муторное занятие, надо вам сказать, с учётом двойной работы.

Этап 7-й. Шитьё

Каждый квадрат-страницу проклеила сначала тонким флизелином, затем объёмным. Я всё боялась, что странички получатся слишком тонкими и не будут держать форму, поэтому некоторые страницы решила ещё уплотнить тонким проглаженным синтепоном, в результате - переборщила, странички получились слишком толстыми, что отразилось на толщине самой книги, да и с установкой люверсов пришлось повозиться. Мелкие детальки, как я уже говорила, также все были проклеены тонким флизелином.

Затем началось самое интересное - собственно шитьё. Сначала я слой за слоем пришивала, предварительно приколов булавками к основе крупные и приметав мелкие детали, служащие фоном (трава, дерево, снег из кружев и т.п.), а также основные детали (улитки, божья коровка, белочки, слон, цифры), попутно вшивая объёмные и подвижные детали (куст, травинки из лент, крылья, ножки и рожки), некоторые из которых предварительно нужно было отдельно сшить, оформить и наполнить бусинками (крылья божьей коровки, волны-кармашек, ухо слона и т.п.).


Обычно я пришиваю аппликации по контуру густой зигзагообразной строчкой - так мне кажется аккуратнее и надёжнее. Некоторые мелкие детали из фетра пристрочила обычной строчкой.
В процессе шитья, естественно, приходилось постоянно проглаживать детали и детальки, швы и шовчики, чтобы конечная картинка выглядела аккуратной.

Затем я приступила к шитью съёмных деталей.

Этап 8-й. Ручная работа

Очень много при шитье книжки оказалось ручной работы. Пришивание многочисленных пуговок, кнопок, установка люверсов, вышивка ротиков-глазок и даже вязание крючком «яблочек».

Первоначально я планировала яблочки сшить из фетра, но уж очень они получались мелкие, меня взяла лень и тут же посетила счастливая мысль обвязать хлопчатобумажными нитками деревянные бусины. Объём и новые тактильные ощущения от прикосновения к вязаной поверхности! Одно НО, но очень важное! Яблочки очень маленькие и все манипуляции с ними ребёнок должен проводить под неусыпным наблюдением мамы-папы. Все остальные детали я старалась пришивать крепко-накрепко, особенно пуговицы.

Этап 9-й. Сборка

Уф! Наконец-то все странички готовы! Теперь нужно приступать к сшиванию страничек в листы и соединению листов между собой. Работа уже не творческая, а скорее техническая. Разложив квадраты по порядку, лицевыми сторонами внутрь, я проложила строчку по периметру, оставив отверстие, через которое потом вывернула странички.

Чтобы получить ровные уголки, с изнаночной стороны обрезала углы наискосок близко к строчке.

Вывернув, отпарила страницы, отверстие зашивать потайным швом не стала, а прострочила поверху только по одной стороне квадрата, той, где была «дырка».

Затем поставила люверсы, как уже говорила, «с грехом пополам» из-за толщины некоторых страниц, и соединила все листы шнурком.

При первоначальном обсуждении книги мы с Олей говорили, что можно их соединить кольцами. Но, во-первых, книга получилась слишком толстой, таких больших колец всё равно в продаже не было, а, во-вторых, даже если бы и нашёлся такой диаметр, они все разъёмные и я бы боялась, что малышка может прищемить пальцы.

На будущее для себя отметила - для уплотнения одного листа книжки достаточно использовать тонкий флизелин для каждой странички плюс между ними - один слой объемного флизелина или тонкого синтепона. Вместо же люверсов можно в каждый лист вшить петельки и потом все листы также соединить шнурком. Соединение при помощи шнурка мне нравится тем, что листы книги можно в любой момент разъединить, поменять местами, играть с отдельными сюжетами, разложить по порядку странички с цифрами или цветные странички по цветам.

Но вот решусь ли я ещё раз сшить подобную книжку? Эээээ… Наверное, да! Но только после некоторого перерыва:) -

Умственное и физическое здоровье ребёнка - главная задача родителей, воспитателей и других специалистов. С самого рождения развитие малыша идёт непрерывно и ежесекундно. Чтобы повысить эффективность этого процесса, необходимо сделать окружающий мир разнообразным, ярким и познавательным. Для этого необходимо создавать определённые условия. Один из вариантов - сделать развивающие книжки своими руками.

Виды развивающих игрушек

Ведущей деятельностью ребёнка с рождения до трёх лет является игра. Этот факт обязательно нужно учитывать и активно использовать в развитии и обучении малыша. Любую игру невозможно представить без игрушек. Но они должны быть полезными для ребёнка и соответствовать его возрастным особенностям.

Полезную для развития игрушку или развивающую книжку совсем необязательно покупать в магазине за огромные деньги. Её легко можно сделать самостоятельно из подручных материалов. Существует множество способов и пошаговых инструкций, как изготовить игрушку или как сшить развивающую книжку своими руками.

Такие предметы можно условно разделить на несколько категорий:

  • книжки;
  • кубики;
  • панно и коврики;
  • подушки;
  • стенды;
  • домики;
  • фигуры животных и т. д.

В этой статье речь пойдёт о том, как изготовить развивающие книжки своими руками. Также мы рассмотрим предназначение таких игрушек.

Какими бывают развивающие книжки?

Как правило, такие познавательные игрушки предназначены для детей от года.

По назначению их можно разделить так:


Для чего делают мягкие развивающие книжки своими руками? Они стимулируют развитие мелкой моторики рук. Это положительно сказывается на умственном развитии ребёнка, а также на формировании речи.

Материалы для изготовления развивающих книжек

Часто думают, что для изготовления развивающей игрушки или книжки требуются дорогостоящие материалы и специальные умения. Вовсе нет!

Для того чтобы изготовить развивающие книжки своими руками, достаточно иметь желание. Тут можно использовать различные подручные материалы, такие как:

  • бумага и картон;
  • ткань, в том числе фетр, флис и даже трикотаж;
  • искусственный мех;
  • кожа или кожзаменитель;
  • нитки разной толщины;
  • ленты;
  • липучки;
  • пуговицы;
  • бусины;
  • шнуры;
  • кнопки;
  • бубенчики, колокольчики;
  • шуршащие целлофановые обёртки;
  • крупа (рис, горох, гречка);
  • готовые аппликации.

Очень интересными получаются развивающие книжки из ткани. Своими руками можно комбинировать ее различные виды: коттон и фетр, шелк и трикотаж и тому подобное.

Книжка из картона и бумаги

Этот вид изделия предназначен для детей от года. Книжка может содержать информацию о каком-то одном животном, цвете или форме. Выполнить ее можно с использованием фотоальбома, файлов, картона и пластиковых колец. Рассмотрим, как делается бумажная развивающая книжка своими руками. Мастер класс по изготовлению такого вида книжки расписан ниже.

Необходимые материалы:


Этапы изготовления:

  1. Для книги с использованием фотоальбома или файлов нужно заполнить каждую страницу (файл) картоном того же размера, что и файл. Для этого вырезаем карточки из плотной бумаги под размер страницы. Если книга будет состоять только из картона, без файлов и альбома, то нужно вырезать страницы из плотного двустороннего материала одинакового размера.
  2. Итак, нами изготавливается развивающая книжка своими руками. Фото можно вырезать из журналов, раскрасок или просто нарисовать самому. Можно также найти картинки в Интернете, а затем просто их распечатать или сфотографировать необходимые предметы, а фотографии затем вставить в альбом.
  3. Варианты размещения картинок на странице:
  • одна крупная картинка на одной странице;
  • одно большое фото и несколько маленьких;
  • изображение + стихотворение или небольшой рассказ.

4. Вставляем картинки в альбом или файл. Если книга без файлов и альбома, нужно соединить карточки между собой при помощи пластиковых колец, предварительно сделав отверстия дыроколом.

Чтобы картонная книга прослужила долгое время, можно заламинировать страницы перед скреплением.

Картонно-тканевая развивающая книжка своими руками: мастер класс

Этот вид изделия похож на предыдущий. Подходит он для детей от года.

Необходимые материалы:


Этапы изготовления:

  1. С подготовки основы начинается картонно-тканевая развивающая книжка. Своими руками выкройки изготавливаем из отдельных листов плотного картона одинакового размера.
  2. Далее, из ткани вырезаем заготовку в виде двух горизонтально расположенных кармашков. Размер одной детали равен размеру картонной заготовки. Выполняем сшивание по краям и посередине. Получаем два одинаковых кармашка.
  3. Затем в каждый из них вставляем картонную заготовку и зашиваем на машинке. Основа готова!
  4. Добавляем развивающие элементы, состоящие из ниток, пуговиц, шнуровки и других видов швейной фурнитуры.
  5. Заготовки с картинками и развивающими элементами складываем вместе и прошиваем посередине на машинке, соединяя тем самым их между собой и формируя книжку.

Книжки из фетра

Сделанные развивающие книжки из фетра своими руками очень нравятся детям благодаря своим ярким цветам и мягкой фактуре материала. Изготовление таких игрушек во многом схоже с выполнением изделий из картона и ткани. Тематика их может быть весьма разнообразной и зависит от поставленных задач. Подходит такая книжка для детей от 6 месяцев (без использования картона) и от 1 года (с картоном).

Необходимые материалы:


Этапы изготовления:

  1. Формирование страниц. Для этого понадобится фетр, который нужно нарезать на прямоугольники одинакового размера. Далее, сшиваем по два прямоугольника вместе обмёточным швом на машинке или вручную. Если в основе будет картон, то его нужно вложить между слоями ткани, а только затем сшивать.
  2. Готовые страницы книжки оформляем при помощи аппликации, ниток, швейной фурнитуры, шнуровки, исходя из тематики книги и поставленных развивающих задач.
  3. Соединяем страницы. Когда изготавливают развивающие книжки для детей своими руками, существует много способов закрепить страницы:
  • поочерёдное сшивание вручную.
  • закрепление страниц своеобразным переплётом из фетра. Для его изготовления понадобится полоска из ткани: длина равна длине страницы книги, а ширина - суммарной толщине всех страниц плюс расстоянию между ними. Для удобного открывания и закрывания книги, расстояние между страницами должно составлять 0,2-0,5 см.
  • Если в основании присутствует картон, то лучше изготавливать двойные страницы (развороты), а сшивать их следует посередине, по принципу скрепления листов в обычной тетради.

Мягкие развивающие книжки своими руками изготовить несложно. Они очень забавляют малышей, вызывают интерес и тем самым стимулируют их развитие. Давайте рассмотрим несколько вариантов изготовления картинок для развивающих книжек.

Солнышко

Для изготовления фигуры солнышка понадобятся:

  • ткань жёлтого цвета;
  • нити, шнуры;
  • ножницы;
  • иголка с ниткой.

Из ткани вырезаем два круга одинакового размера. Между ними по краям добавляем нити и шнуры разной толщины, размера и фактуры. Это будут лучики. Полученную заготовку сшиваем и закрепляем на странице книжки. Можно из лучиков сплести косички или связать их в хвостики, а из пуговиц сделать глазки.

Такой вариант прекрасно подходит для изучения цвета, формы, понятий "день" и "ночь".

Осьминог

Для того чтобы сделать осьминога, нужны:

  • картон для трафарета;
  • ткань;
  • ножницы;
  • пуговицы для изготовления глаз;
  • крупа или колокольчики маленького размера;
  • нитки с иголкой.

Начинаем создание осьминога с изготовления трафарета. Для этого понадобится картон и карандаш. На картоне рисуем тело и щупальца осьминога, а затем вырезаем трафарет по контуру. Прикладываем его на ткань, предварительно согнув её пополам, обводим, а затем вырезаем. Получается две одинаковые заготовки. Сшиваем их между собой.

В щупальца добавляем крупу или пришиваем снизу колокольчики. Устанавливаем пуговицы на месте глаз и крепим осьминога к странице развивающей книжки.

Такой вариант способствует развитию мелкой моторики, что благоприятно сказывается на умственном развитии ребёнка, а также на развитии речи. Кроме того, при помощи осьминога можно формировать такие понятия, как цвет, морские обитатели.

Бабочка

Для изготовления бабочки понадобятся:

  • трафарет, вырезанный из картона;
  • фетр;
  • ткань;
  • ножницы;
  • нитки с иголкой.

Кладём трафарет на фетр и обводим по контуру при помощи мела или карандаша. Вырезаем полученную заготовку. Из ткани такого же цвета, что и фетр, вырезаем квадрат размером чуть больше бабочки. Пришиваем ткань к странице книжки в виде кармашка, в который прячем бабочку.

По тому же принципу можно изготовить несколько разноцветных кармашков и бабочек, а затем разместить их на странице развивающей книжки. Также можно спрятать в один кармашек не одну, а две бабочки одинакового цвета, но разного размера.

Этот вариант прекрасно подойдёт для формирования у ребёнка понятий цвета, размера, насекомых.

Аппликации на липучке

Для изготовления аппликаций нужно приготовить:

  • фетр;
  • ножницы;
  • липучка;
  • иголка с ниткой.

Сначала вырезаем из фетра фигурки, необходимые для книжки: звери, вагончики, поезд, машинки и т. п. При помощи иголки с ниткой крепим на фигурки липучку. На странице книжки, куда будут крепиться фигурки, должен быть подобран тематический фон, то есть, железная дорога для поезда или домики зверей и тому подобное.

Этот вариант можно использовать для развития мышления, ознакомления с окружающим миром, театрализации любимой сказки.

Аппликация со шнуровкой

Дети очень любят что-нибудь шнуровать, поэтому такое пристрастие можно выгодно использовать. В качестве идеи можно применить аппликацию, состоящую из ботинок со шнурками. Как же изготавливается такая развивающая книжка своими руками? Выкройки ее очень просты, а итог очень позабавит малыша.

Для изготовления такой аппликации понадобятся:


Из ткани или фетра при помощи трафарета изготавливаем ботинки. Проделываем отверстия для шнурков, оформляем их при помощи фурнитуры. Пришиваем ботинки к странице развивающей книги и завязываем шнурки.

Благодаря подобной аппликации ребёнок легко сможет изучить, какой бывает обувь, развить мелкую моторику рук, научиться тянуть, вытягивать, шнуровать.

Какой вариант изделия не был бы выбран, он всегда будет интересен малышу. А сделанные развивающие книжки своими руками принесут ребенку не только двойную пользу, но и радость, так как они будут содержать в себе ещё и частичку материнского тепла. А это одна из самых важных составляющих развития маленького человека.

Для создания развивающей книжки подойдут яркие натуральные ткани. Делая книжку своими руками, вы можете дать волю фантазии и создать неповторимый шедевр.

Лучший подарок – это книга, так будет во все времена. И если для взрослых деток полки магазинов усыпаны печатной продукцией со сказками и увлекательными историями, то самым маленьким, которые только начинают пробовать на вкус новый мир, надежным помощником на пути познания станет мягкая развивающая книжка.

Такую игрушку вовсе не обязательно покупать за огромные деньги, ее несложно смастерить самостоятельно. Вы не успеете заметить, как немного затраченного времени и минимум материалов принесут неоценимую пользу для развития ребенка.

С чего начать

Вначале необходимо решить, какой вы хотите видеть книгу. Легче выполняются изделия квадратной или прямоугольной формы. Тем, кто не боится сложностей, можно предложить круг, треугольник и даже книжку в форме бабочки или цветка.

Если говорить о размерах, то оптимальный вариант - игрушки шириной 20 см и длиной 20-25 см. Слишком большие страницы будут утомлять детей и рассеивать их внимание, а на маленьких не уместятся необходимые декорации.

Теперь о толщине самоделки. Как правило, это 8 страничек, среди которых 3 разворота и обложка. Можно ограничиться и одной, а остальные «дошивать» по мере взросления крохи.

Подбираем материалы

Для создания развивающей книжки подойдут яркие натуральные ткани (шелк, фетр, ситец), пряжа или меховые обрезки и поролон, который придаст объема изделию.

Фетр не зря пользуется популярностью среди рукодельниц: его легко подшивать и приклеивать, а обрезанные края материала не обсыпаются даже со временем.

Также понадобится швейная фурнитура:

  • липучки, кнопки, пуговицы, на которые крепятся декоративные детали;
  • бусины, бубенчики, крупный бисер;
  • ленточки, тесьма, шнурки;
  • нитки различной толщины и иголки.

Аппликации и фигурки персонажей можно приобрести в специализированных магазинах либо изготовить из ткани и картона.

Порядок работы

Принцип пошива мягких мини-книжек всегда один и тот же. Меняются только декорации и сюжеты.

Вначале страницы выкраивают из ткани (фетра), потом зашивают с трех сторон и заполняют поролоном. Остается сшить образовавшийся кармашек.

Изготовление обложки происходит по тому же алгоритму с одной лишь разницей - при выкройке оставляют запас для корешка. Его ширина зависит от количества и толщины страничек. Для обложки подойдет тот же фетр, только сложенный вдвое.

Похожий материал:

На следующем этапе приступают к оформлению. Заготовленные аппликации пришивают или крепят на липучки в зависимости от их предназначения. Затем все декорируют отделочными материалами – ленточками, колокольчиками, мягкими игрушками.

Завершают работу сшиванием развивающей книжки: вначале центральный разворот, потом боковые. Странички скрепляют при помощи колец или шнурков.

Особенности оформления

Самая интересная работа – творческая. Делая книжку своими руками, вы можете дать волю фантазии и создать неповторимый шедевр. Но не забывайте о возрастных особенностях детей.

Если крохе еще нет года, ему понравятся простые незатейливые картинки с контрастными цветами. Особенно малыши любят все, что шуршит, трещит, звенит и шелестит. Например, киска, которую можно подергать за усы, с ошейником из бисера и бубенчиком на хвосте. Или зайчик с кармашком на животике и меховыми лапками, в которых шелестят фантики.

Книжки, предназначенные для детей старше года, отличаются другим содержанием. Их задача формировать необходимые навыки (застегивание и расстегивание змеек, пуговиц, липучек, кнопок), знакомить с основными понятиями (цвет, размер, форма, названия предметов), нести познавательный характер (цифры и числа, алфавит, времена года, животные, профессии и др.). Все странички объединены одной сюжетной линией, главным героем которой становится сам малыш или его любимый сказочный персонаж.

Тематический материал:

Например, мишка на одной страничке играет с ребенком в «ку-ку», а на другой – помогает выучить счет.

Развивающие элементы

Правильно подобранные детали и сюжеты развлекут детей и помогут освоить новые знания.

Изучаем цвета

Посвятите 2-3 страницы книги знакомству с основными цветами и оттенками. Для этого подберите для каждого цвета разнофактурные элементы и разместите их на одной странице. Рассматривая детали, поясняйте: «Это светло-синий, темно-синий, голубой».

Изучаем формы

На первом развороте изобразите контуры геометрических фигур, а на втором – прикрепите их накладные копии. Детали спрячьте в карманчик или просто пришейте к ленточкам. Найдя нужные фигуры, малыш будет соединять их при помощи липучек или кнопок.

Учимся застегивать

С 1,5-2 лет детей привлекают застежки: змейки, крючки, петли, пуговицы. Спрячьте за ними тайнички или пристегните с их помощью обучающие элементы. Например, изобразите дерево, яблоки которого крепятся на пуговицы. Внизу сделайте корзинку в виде кармашка, куда ребенок будет собирать урожай.

Создаем картинку

Познакомиться с понятиями «части – целое» помогут съемные аппликации, детали которых крепятся на липучки, кнопки или пуговицы. Например, предложите крохе собрать пирамидку из фетра, фигурки животных или цветочки.

Осваиваем счет

Для «математических» страничек приготовьте плотные аппликации цифр, а рядом с ними прикрепите элементы, отображающие их количественное значение (бусины на веревочке, грибочки, цветочки). Цифры сделайте съемными, чтобы малыш мог сам их прикрепить, учитывая изображенное число предметов.

О братьях наших меньших

Дети быстрее запомнят названия животных, если будут рассаживать зверушек по вагончикам, кормить или укладывать спать в кроватку.

Тематический материал:

Знакомимся со сказками

Центральный разворот выполните в виде сказки. Дети легче запоминают текст и сюжетную линию, если трогают героев руками, самостоятельно переставляют их в нужное место. Это объясняется тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Например, герои нашей сказки «Репка» прячутся за полоской ткани на липучке.

Пример оформления книжки для самых маленьких

На первой страничке живет зайчик из флиса с бантиком. Его ушки заполнены шелестящими фантиками и бисером.

На следующей страничке малыши найдут его огородик. Там растут морковки, которые можно собрать в корзинку, выполненную в виде кармана. Детям постарше предложите сосчитать овощи.

На втором развороте растет цветок, где живет пчелка, наполненная гречневой крупой. Она прикреплена на ленточке. Когда крошка вытягивает пчелку, ее место в цветке занимает гусеница из бисера, соединенная с той же ленточкой.

Рядом расположилась бабочка. Но она с секретом. Если снять ее тельце, которое держится на резинке, она превратится в куколку.

Перевернув страницу, ребенок встретится с любимыми игрушками. Это и пирамидка, которая обучит цвету и размеру, и мишка, спящий под одеялом. Элементы крепятся на липучках и легко поддаются детским пальчикам.

Обложки выполнены в тематике «День – ночь». Это яркое солнышко с ленточками-лучиками и месяц. Звездочки на шнурках можно перетягивать в ту или иную сторону.

Делая вещи для детей, вы вкладываете в них частичку себя и внутреннего тепла. Ни одна купленная игрушка не стоит дороже созданной любящей мамой.

Снова рада приветствовать вас в моем блоге! У вас есть свежие идеи от приятном досуге с ребенком. Давайте сегодня поговорим о том, как сделать книгу для детей своими руками! Полны энтузиазма и идеями? Поделитесь ими в комментариях, а я расскажу о своих открытиях и поделках.

Начну с книжек для малышей, а именно с того, как сделать мягкую развивающую книгу для своего малыша.

Для чего, из чего и как сейчас расскажу. Даже самому маленькому крохе, грудничку от 3-4 месяцев будет интересно играть с такой книжкой. Создавайте с помощью того, что есть под рукой: из фетра, бумаги, ткани, картона. Для чего они нужны:

  1. Мягкую книжку-малышку можно в любой момент постирать или добавить новые страницы.
  2. С ее помощью происходит естественное развитие крохи: сенсорное – малыш знакомится с формами, учится их распознавать; улучшается мелкая моторика – способствует более быстрому становлению речи, улучшает координацию пальчиков.
  3. Кроха в игровой форме может научиться считать, познавать окружающий мир и природу.

Не умею шить, что делать?

Особые навыки шиться вам не понадобятся и даже можно обойтись без машинки:

  1. Используйте фетр, он не требует обработки краев.
  2. Используйте простые формы — геометрические фигуры, ромашку, радугу, рыбка, озеро, все это не требует умений шитья или рисования.
  3. Нет машинки — можно пришивать просто иглой, главное хорошо закреплять, чтобы малыш не проглотил
  4. Используйте покупные аппликации, ленты, пуговицы, все это сейчас просто найти очень разнообразных форм
  5. Используйте простые сценарии. Для начала не обязательно ставить задачу сшить куклу и наряжать ее в разные наряды. Достаточно пришить ленточки разных цветов и изучать цвета, фигуры и т.п.

Конечно, если вы шьете на продажу, а спрос на такие книжечки очень большой, то нужен некоторый опыт, который, в принципе, нарабатывается уже после пошива 3-5 книг.

К делу

Для изготовления вам понадобятся:

  • основная ткань для страничек книжки;
  • фетровая ткань (можно купить по отдельности или приобрести в магазине готовый набор);
  • ножницы;
  • молнии;
  • ленты;
  • липучки;
  • шнурки;
  • кусочки наполнителя, это может быть синтепон/холлофайбер ил маленькие лоскутки, для наполнения страниц;
  • пуговицы/бусы/бисер (для тех деток, которые уже перестали все пробовать на вкус);
  • картон (для изготовления шаблонов);
  • молнии;
  • кнопки.

Хотите знать, как красиво, с изюминкой сделать книгу? Для этого нужно немного. Используйте атласные ленты, пуговицы, красивые бусины и разноцветный бисер, пуговицы.

Кроме того, вам понадобится иметь свое личное время, для изготовления. Не шейте при малыше. Он может взять иголку или ножницы в руки, ведь крохе все интересно. Лучшее время для творчества – беременность, подарите книгу на рождение.

Для начала рассчитайте длину материала, который вам понадобится. Затем из картона или бумаги сделайте заготовки-шаблоны для основных страничек, если они предполагают сложный сценарий. Вырежьте необходимое количество квадратов. Не забывайте, что на одну станицу уйдет 2 заготовки. Если в вашей книге будет 5 страниц, значит, понадобится 10 квадратов из ткани.

Сшейте с 3 сторон 2 заготовки, положите внутрь наполнитель (синтепон, например). Это необходимо, чтобы странички не мялись. Затем зашейте оставшуюся 4 сторону. Первая страничка готова. Для обложки используйте более грубый материал, или кладите немного больше наполнителя. Все что будет происходить дальше, зависит от вашей фантазии, усидчивости и, конечно, возраста малыша.

Первый опыт мамы

Как сделать аппликации

Понравившийся рисунок перенесите на бумагу, вырежьте, затем очертите на ткани, не забывайте оставлять небольшой отступ (припуск) для внутренних швов. Не забывайте, сшивайте 3 стороны наизнанку. Затем необходимо вывернуть изделие и аккуратно зашить на лицевой стороне. Это относится и к страницам книги. Для того чтобы она выглядела красиво и аккуратно.

Заранее приготовьте аппликации, которые будете использовать для описания сюжета на картинке.

Создавая самодельную книгу для слепых детей, старайтесь использовать разный материал: мягкий и плотный, шуршащий. Ведь через тактильное восприятие слабовидящий кроха учится познавать мир.

Развиваем мелкую моторику

Совмещаем приятное – игру, с полезным – развиваем маленькие пальчики. Что будет интересно ребенку? Ведь будет замечательно, если кроха научится шнуровать ботинки, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговки самостоятельно.

Для этого включите странички, где можно будет вплетать шнурок. Например, приклейте аппликацию ботика, сделайте маленькие дырочки, обработайте их, хорошо прошив по краям. Сначала продевайте шнурок вместе с малышом, затем он это станет делать сам. После 2 лет, кроха может осилить этот навык самостоятельно. После 3-3,5 учите завязывать узелок, вязать бантик.

Придумайте карманы на пуговицах. Например, листик на пуговице, под которым будет прятаться маленькая гусеница.

Крепко пришейте несколько разноцветных змеек небольшого размера. Малышу весело будет их открывать и закрывать снова и снова.

Изучение форм

Благодаря маленькой книжке ребенок научится различать большие предметы и маленькие. На странице сделайте 2 корзины, одна для маленьких предметов (кругов/квадратов/треугольников), другая для крупных.

Можно смастерить простые и сложные аппликации из мелких и более крупных геометрических фигур. Снеговик: самый большой круг помещаем в основание, на него сверху приклеиваем более маленький. По этому же типу сооружаем елку. Из прямоугольников, квадратов можно построить большой/маленький дом с окнами, а треугольник использовать в качестве крыши.

Развиваем мышление

Складывайте простые пазлы: изображение машинки, солнца, животных, корабль. Изучайте овощи и фрукты. Для этого можно использовать те же корзинки. В одну кладем фрукты, в другую овощи.

Изучайте явления природы. На дереве можно прикрепить листья на липучках, когда они опадают – наступает осень. Создайте снег своими руками, заполните пространство снежинками, соорудите снеговика. Если выглядывает солнце – наступает день, а когда оно прячется – ночь. Все просто и легко.

Изучайте животных. Например, возле домика живут домашние животные, а в лесу – дикие. Вскоре кроха сам разберется и без ошибок станет выполнять это нехитрое задание.

Создайте детскую книжку, волшебную сказку своими руками, используя готовые шаблоны героев на липучках.

Изучение цветов


Книжка из бумаги или картона

Книжки из бумаги подойдут для деток постарше, я своему сыну начала делать такие книжки с 10 месяцев, но тут все индивидуально.

Для чего нужна бумажная книга, если сейчас огромный выбор книг в магазинах, спросят многие. Во– первых, не все книги содержат адекватные картинки. В современных книгах можно найти непропорциональных людей, неадекватные образы, искаженные сказки, которые учат совершенно не так как хотелось бы.

У нас есть большая красивая книга «Гуси-лебеди», картинки в ней красивые, хорошие, добрые лица, человеческие, но содержжание сказки искажено. Девочка помогала яблоньке не по доброте душевной, а за то, что яблонька ее спрячет. Мы все помним сказку, как девочка бежала искала братца, встретила яблоньку, которая стонала под тяжестью яблок и помогла ей, сжалилась, хотя очень спешила. А на обратной дороге яблонька их скрала от лебедей. А печка мало того, что спрятала, еще потом и пирожком угостила. А в нашей новой книжке, что воспитывается? Это фото описанной сцены из нашей книги:

  1. адекватные картинки, не перенасыщенные цветами, искаженными лицами
  2. сценарий сказки, чему она учит: добру без корысти, или сделай мне одолжение, а я тебе за это помогу…

Конечно, очень сложно искать подвохи в сказках и не всегда удается разглядеть все в магазине, многие книги, которые мы покупали или нам дарили, были сожжены на костре))

Теперь о том, что можно придумать

Напечатать самому книгу, вставить туда хорошие картинки. Это не сложно, всего лишь нужно владеть базовыми навыками в Word. Второй вариант делать нарезку картинок из книг, журналов и клеить их в альбом, подписывать. Так можно делать и обучающие карточки и терапевтические сказки, и просто наши старые добрые сказки. Можно делать даже объемные сказки.

Можно привлекать старших братьев или сестер, можно клеить и с малышом. Уже с 1 года малыши любят делать аппликации. И самое главное, что через 4 года книжка не надоест, так как ребенок сам принимал участие. И через 5 лет ребенок уже взрослый может сам открыть почитать, что то дорисовать, дописать. Это нечто большее, чем просто книжка, это ваши совместные приятные воспоминания, такие сказки запомнятся намного дольше и заложат в личность гораздо более крепкие хорошие программы, чем такие книжки как наша «Гуси-лебеди в современной обработке»

Дело за малым – желание, фантазия, время и отсутствие лени.

Для детей постарше

Детям постарше нужны сюжеты посложней и поинтересней. Можно делать книги про планету земля, про космос, про производство, про страны, математические задачи.

Деткам постарше проще делать бумажные книги, но и мягкие книжки с играми крестики нолики или бродилками, которые можно брать в дорогу будут интересны и практичны. Даже шахматы и шашки можно сделать из ткани, они не занимают места, гораздо яре и оригинальней обычных.