Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Комплекс занятий по развитию творческих способностей у детей. Выступление из опыта работы на тему: «Занятия по развитию творческих способностей» Открытое занятие по развитию творческих способностей

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Интегрированные занятия по развитию творческих способностей
с использованием сказки «Необычное путешествие зеленой краски-путешественницы».


Болдарева Светлана Александровна, воспитатель-методист, Шахтёрское дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», Донецкая область.
Описание:
Методическая разработка будет полезна воспитателям, психологам. Занятие содержит разнообразные методы и приемы работы для развития познавательных навыков, психических процессов, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Необычное путешествие зеленой краски-путешественницы».

Цель:
- учить детей правильно называть цвета спектра, образовывать новые оттенки, используя способ смешивания красок на палитре; определять их настроение и характер, доказывать необходимость наличия различных цветов в окружении;
- получать выразительность с помощью цвета;
- закрепить умения передавать особенности сказочных образов цветов, листочков;
- развивать память, речь детей, творческое воображение, фантазию;
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности, самостоятельность и аккуратность в работе, эстетическое мировосприятие.

Материал: гуашь, кисточки, салфетки, большой силуэт печального дерева, стакан с чистой водой, 2 крышки с нанесенной (с внутренней стороны) на них желтой и красной красками, корзину с желтой и синей гуашью, аудиозапись «Звуки природы», изображение радуги и облака, цветное городок, 2 кусочка ткани, цветные карточки, стихи и загадка о весне.

Подготовительная работа:
1.Ознакомление детей с разнообразием цветов в окружающем мире, с основными и сложенными цветами.
2.Закрепление умений чувствовать характер каждого цвета; определять связь между цветом, настроением, звуками; находить предметы определенного цвета в окружающем мире.
3.Закрепление умений рисовать кисточкой, самостоятельно подбирать цвет - оттенки краски в соответствии с заданием.
4.Изучение стихов о весне, экскурсии в парк: рассмотрение листьев, цветов, нахождения различия и сходства растений.

Ход занятия

Психолог. Дети посмотрите, как красиво вокруг. Какое разнообразие цветов, мы как попали в сказку. А сколько гостей много. Давайте с ними поздороваемся и подарим свою улыбку.
(Дети дуют на ладошки, посылают тепло и хорошее настроение всем присутствующим).
Психолог . Сегодня нас пригласила в гости сказочка. Дети, а вы любите слушать сказки? Тогда садитесь и послушайте еще одну. «Давным-давно, когда еще все на свете было бесцветным, то есть немало цвета, высоко-высоко в небе жила-была мама Радуга и имела она семь дочерей красок».


- Вы, наверное, знаете, как их звали? Давайте вспомним. (Красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая). «Жили они тихо, спокойно и дружно. Однажды пошли в гости к соседке тетушки Облако и подарили ей немного своих красок. То подул сильный ветер, пошатнулась тетушка Облако, краски разлетелись во все стороны. Разлились, и пошел цветной дождик. Капельки летели и пели веселую песню».


Психолог . Дети, а давайте, и мы споем песню о дождик.
(Детский мюзикл для дошкольников Дождик. Солнце. Радуга.)
Психолог . Молодцы, ребята, хорошую песню спели, а давайте представим себе капельками дождя.
Психогимнастика «Я - капля дождя»
«Я - капля дождя. Я следую из большой тучи и лечу над землей. (Движения руками, бег по кругу.) Мне приятно кружиться среди других капель. (Покружиться вокруг себя.) Я - капля, я - встречаюсь с землей и кричу ей: «Здравствуй!» (Присесть, помахать рукой.) Меня подхватывает легкий ветерок, и я пою ему: «Здравствуй!» (Встать покружить вокруг себя.) Я умываю весенний зеленый лист, касаюсь его руками, губами, лицом, всем своим телом. (Показать ладони, губы, лицо, свое тело.) Я омываю его и становлюсь совсем маленькой капелькой. (Показать руками круг.) Я мягко опускаюсь в объятия теплой земли, и она с облегчением вздыхает. (Присесть обнять себя руками.) »
Психолог .Дети, а куда падали зеленые капельки? (На елку, огурчики, листья, траву...). А голубые и синие? (На реку, море, сливу, воздушный шарик.) Красные? (На яблоки, помидоры, огонь, цветы...) А оранжевые? (На морковь, лисичку...) Желтые? (На грушу, солнышко, цыплят...)
Итак, земля и все, что на ней было стало красивым, разноцветным. Вот таким.
(Психолог показывает картину «Веселый город».)
Психолог . Дети, вам нравится Веселый городок? Что именно вам нравится? (Он яркий, разноцветный. Цвета веселые, ласковые, добрые, нежные.)
- А какое время года изображено на картине вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,

Движения полна,
зовут меня... (весна)
- Дети, какое это время года? А какие весенние приметы вы знаете?
А знаете ли вы стихи о весне? Давайте немного отдохнем и послушаем стихи.
Весенние часики
Т. Дмитриев
Тюки-тюки, тюки-так –
Звон веселый слышен.
Это часики весна
Завела под крышей.
Тюки-тюки, тюки-так –
Счет ведет капели.
На гнездовья точно в срок
Гуси прилетели.
И шумят мне ручейки
На весенней стежке:
- Выходи, малыш, гулять!
Надевай сапожки!

Весна
И. Муравейко
Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!

Психолог . Молодцы, дети! Какие хорошие стихи вы знаете о весне. Но время уже возвращаться к нашей сказки. «У мамочки Радуги были разные по характеру дети. Одна краска была очень веселой, шумной, всегда говорила: «Я – самая сильная! »
- Как вы думаете, какая это краска? (Красная). А еще она смеется так звонко, что всем становится жарко от его смеха. Давайте и мы с вами попробуем так засмеяться. Молодцы, дети! И от вашего смеха всем присутствующим стало весело. Другая краска была печальной и молчаливой, какая это краска? (Фиолетовая). У каждого краски свой характер и свой характер.
«И вот одной из красок надоело сидеть дома. Решила она покинуть дом Мамочки-Радуги и отправиться в путешествие».
(Звучит веселая мелодия, заходит ребенок - Зеленая краска.)

«Села она на маленькую тучку, спустилась на землю и давай красить все одним цветом. Это была веселая краска, шуточная шалунья. Там, где она шла, все становилось зеленым: и дома, и машины, и люди, и животные. Долой все стало зеленым».
- Вот таким.
Психолог закрывает картину зеленой тканью. Под веселую музыку появляется «Зеленая краска»
Зеленая краска. Добрый день, ребята! Я - Зеленая краска. Крашу все в зеленый цвет. Хотите я вас покрашу? Почему?
Психолог . Зеленая краска, посмотри, что ты наделала, теперь не видно, где кто. В этом городе хозяйки не знают, где соль, а где сахар, где крупа, а где песок.
Зеленая краска. Ой, ой, ой! Что же я наделала? Как теперь все исправить?
Психолог .Ваша мама Радуга быть недовольна твоим поступком, но все-таки попробуем попросить у нее веселых красок, чтобы все исправить. Дети, давайте позовём: «Мама Радуга, дай нам, пожалуйста, веселых красок!»
(С радуги спускается корзину с красками: желтая и синяя.)
Психолог . Спасибо тебе, Радуга! Теперь можно создать новые цвета. Кто хочет попробовать?

Игра «Волшебные превращения».
(Психолог вместе с детьми на палитре смешивают цвета)
Психолог .Дети, куда же делись желтая и синяя краски? (Спрятались в зеленой.)
Зеленая краска :Теперь можно и листочки на деревьях оживить.
Психолог .Вот видишь ты и не знала всех своих возможностей. А хочешь дети тебе фокусы покажут?
Зеленая краска : Хочу!
Психолог .Вот в баночке вода. Дети, а какая вода? Давайте попробуем изменить ее цвет, кто хочет попробовать?
(Дети проводят опыт - вода становится желтой.)
Психолог .Какой стала вода? А теперь посмотрим другой фокус. Кто хочет еще попробовать?
(Дети проводят второй опыт - вода стала оранжевой.)
Психолог . Дети, как это произошло? (Надо смешать желтую и красную краски.)Ну, что теперь, Зеленая краска, ты убедилась, что дети знают секрет волшебных красок и сами стали волшебниками?
Зеленая краска: Не верю! Не верю!
Психолог . Вот они сейчас вернут городу его предыдущие цвета, тогда поверишь! Дети закроет глаза и скажите: «Крутись, вертись - веселая краска появись!»
(Психолог снимает зеленую завесу и снова появляется цветное изображение города.)
- Видишь, у них и это получилось! Молодцы, ребята!
Зеленая краска : А может это у них случайно получилось? Пусть они попытаются развеселить это печальное дерево, тогда я поверю, что они волшебники!
Психолог . Дети, давайте сначала рассмотрим это дерево. Какие у него ветви? (С одной стороны - плавно изогнутые, тянется к солнцу, а с другой - ломаные, корявые). Так это дерево как будто разделено на две части. Когда-то на нем росли волшебные цветы, листочки. Если человек останавливался отдохнуть и садился под первую часть - он добрел душой и сердцем, а если под вторую - становился злым, печальным, жадным.
Психолог . Дети, как можно предупредить всех людей, что это волшебное дерево?
(Дети предлагают: написать объявление, оградить забором, нарисовать цветы, листья). Но какого же цвета будут цветы и листья на первой «доброй» части, а какие на «злой»? Давайте сначала выберем цвета.
(Дети выбирают цвета для двух частей.)
Психолог . Опишите, какие это цветы? Ну, что же попробуем нарисовать? Но только не забывайте, что они имеют различие в цвете.
(Дети рисуют цветы - образующие новые оттенки, листья изготавливают обрыванием бумаги. Психолог вместе с детьми, которые выполнили задание наклеивает цветы и листья на дерево, ребенок рассказывает на какую часть дерева надо приклеить.)
Психолог . Дети, подойдите к волшебному дерева. Посмотрите, какое замечательное дерево мы оживили. Подумайте, а поможет ли это волшебное дерево, если кто-то в ссоре? А что надо сделать? (Постоять под «доброй» частью дерева.)
- Ну что Зеленая краска, теперь ты убедилась, что дети знают секрет волшебных красок?
Зеленая краска :Молодцы, ребята! Теперь я верю, что вы настоящие волшебники. А за это примите от меня подарок - корзину яблок! А мне пора возвращаться к маме Радуги. До свидания.
Психолог . Дети, вот и закончилось наше путешествие в разнообразный мир цвета. Пора возвращаться в наш детский сад, где и попробуем яблочки.

Используемая литература:
1. Н.В.Корчаловська «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников».
2. Людмила Шульга «Развитие творческих способностей у детей».
3. С.И.Макаренко «Современные подходы к организации художественно-творческой деятельности дошкольников».

Денежко Л. А.

педагог дополнительного образования МАУ ДО г. Хабаровска

«Дворец детского творчества» «Маленький принц»

Занятие на развитие креативности и творческих способностей

Ведение:

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.380].

Креативность (от лат. creatio - «созидание») - это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее - дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе ; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.

Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители - «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.

Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность - это синтез одаренности и определенной структуры личности.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Цель : осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

Задачи:

Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

Осознание характеристики креативной среды.

Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы : бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

Этапы работы:

I. Этап - разогрев

Упражнение «Установление контакта»

Цели : вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Время : 2-5 минут

Все участники располагаются большим полукругом.

«Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия». После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить: «Какие впечатления возникли в процессе выполнения упражнения? Какие средства помогали устанавливать контакт? Какие признаки свидетельствовали об установлении контакта?»

Психологический смысл упражнения . Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы. Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Островки» (5-10 минут)

Цель : всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети). вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы : газеты.

Время : 5-10 минут

Процедура : Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения : Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

II. Этап - Основная деятельность

Упражнение «Стоп-кадр»

Цель : развитие навыки экспрессии, с другой - дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы : список слов.

Время : 10 минут

Процедура : Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов:время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Упражнение «Применение предметов»

Цель : развитие творческого интеллекта.

Материалы : скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время : 10-15 минут

Процедура : За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

Как можно применять ваш предмет?

О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение «Арка»

Цель : развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы : ножницы, бумага.

Время : 10 минут

Процедура : Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап - Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель : обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время : 7-15 минут

Материалы : бумага, ручки.

Процедура : Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Обсуждение в группе разобрать все варианты.

Пример:

Регулярно выполнять физические упражнения;

Овладеть техникой медитации и релаксации.

Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.

Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Литература:

Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 44 с.

Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., - 448 с.

Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,- 136 с.: илл. - (Инновационные стратегии управления).

Техника «Существительные-прилагательные-глаголы»

Цель: развитие речевой креативности

Задачи:

Тренировка умения убедительно выражать свои мысли, ясно излагать свою точку зрения;

Развитие качеств, необходимых педагогу, оратору, лидеру, публичному человеку.

Инвентарь: бумага (А- 4), ручки, секундомер.

Время работы: 8-10 минут.

Возрастные рамки применения: клиенты от 11 лет.

Выступление из опыта работы на тему:

«Занятия по развитию творческих способностей».

В последнее время подчеркивается необходимость развития индивидуальных способностей учащихся, создания благоприятных условий для всестороннего их развития, для воспитания творческой личности. Делать это в рамках урока трудно, поэтому я провожу во внеурочное время. Эти занятия принципиального отличаются от обычных уроков как по форме и содержанию, так и по целям, стоящим и перед учителем и перед учащимся. Каковы основные цели урока? Выработать умение и отработать определенные навыки письма, чтения, счета и т.д.

Цель занятий по развитию творческих способностей - воспитание творческой личности. Эти занятия способствуют развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Чтобы выполнить задания, которые я подбираю, ученик должен не только и не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать. В основном эти занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов, задач. На занятиях по развитию творческих способностей каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою ему посильную ступеньку. Все ли задания, данные учителем на том или ином занятии, должны быть выполнены каждым учеником? Вовсе нет. Пусть из 5- ти предложенным мною заданий всеми будет выполнено 1-2. Но все ученики думали, творили, мыслили, искали нужные пути решения, и у них появился интерес к подобной работе. То, что не удалось сделать сегодня, будет обязательно выполнено в следующий раз, потому что каждое предыдущее занятие является как бы стартовой площадкой для следующего.

Что радует нас на обычном уроке? Быстрая реакция учеников на наши вопросы (лет поднятых рук и т.д.). Тоже самое на занятиях по развитию творческих способностей учащихся насторожит учителя - значит дети не думали, не проанализировали разные возможные варианты выполнения задания. Кроме всего прочего, эти занятия отличаются от уроков тем, что на нем у ребенка больше возможностей подумать, поразмышлять, попробовать разные пути решения задач. Эти занятия не ограниченны учебной программой и временными рамками.

Приведу пример одного такого занятия по математике, на котором дети путешествуя с Точкой по сказочной стране «Геометрия», получают первоначальные представления о прямой, отрезке, луче, разных видах углов. Играя в игру «Внимание» развивает произвольное внимание, которое в этом возрасте слабо развито. Решая логические задачи на смекалку, задачи шутки дети учатся думать, мыслить, причем мыслить нестандартно. Так на занятии была поставлена цель:

«Познакомить учащихся с разными видами треугольника» Развивать внимание, пространственное воображение, логическое мышление.

    Игра «Внимание». Предлагаю карточку с изображением каких- либо фигур. Дети должны запомнить то, что на карточке и зарисовать в своей тетради. Показываю не более 6-8 карточек.

☼  ☻ ◊ ○ Δ

Назвать знакомые вам геометрические фигуры.

    Практическая работа

Построить из палочек прямой угол, острый угол, тупой угол.

Построить из палочек треугольник. Какие углы у этого треугольника?

4. Работа в тетради. Бывает ли треугольник с прямым углом? Начертите прямой угол, соедините концы отрезка. Получился прямоугольный треугольник. Начертите тупой угол. Соедините концы отрезка. Получился тупоугольный треугольник. Начертите острый угол, соедините концы отрезка. Кто догадался, как называется этот треугольник?

5. Работа с палочками. Может ли быть треугольник с двумя прямыми, тупыми углами? Дети пробуют построить такие треугольники при помощи палочек и приходят к выводу, что треугольников с двумя тупыми и прямыми углами не бывает.

6.Решение логических задач и задач на смекалку:

«Лежали конфеты в кучке. Две – маме, две – дочке, да бабушка с внучкой взяли конфеты по одной штучке - и не стало той кучки. Сколько конфет было в кучке?». Это задачу продемонстрировала наглядно, разыграла описанную ситуацию.

По русскому языку даю задание:

    Какой корень пропущен в словах:

1.Команда

Е _______________евой ___________-яна _________янка

Евка _______________евод ___________юшко _____________я

2 Команда

Ник _______________ной ____________истый _____________а

Ок _______________овод ____________овик ___________-очек

Выделить корень. Какие это слова и почему?

3 Команда

Ение _______________-итель ______________ить _______________еница

Еник ___________ енический ________ительница ___________ ительская

    Угадай слово и напиши его:

ЭЛЕК 3 К (электрик)

ВИ 3 НА (витрина)

СМОР 1А (смородина)

    Напиши как большой дом превратить в маленький?

Подчеркни слова, которые неправильно перенесены:

змее-я, чай-ка, гай-ка, субб-ота, групп-па, О-ля, ма-ши-на.

Подчеркнуть лишнее слово в каждой строчке

пара, парный, паровой

носильщик, носатый, поднос

лето, лететь, летний.

Подчеркнуть пары однокоренных слов:

подлить- продлить

затрубить- отрубить

виноватый- извиняться

смешить- смешной

С каких букв не начинаются имена и фамилии людей?

По познанию мира даю задания для расширения кругозора детей и привлекаю родителей к поиску ответа на интересующие вопросы.

Предлагала следующие вопросы:

Почему в окнах двойные рамы?

Почему зимой не бывает дождика, а все снег да снег?

Где мороз прячется летом?

Почему пальто, шапка и варежки в мороз греют?

Что теплее одна толстая рубашка или три тонких рубашек?

Откуда в кране вода?

Почему медведь зимой лапу сосет?

Почему совы могут охотиться в темноте?

Зачем тигру полоски, а жирафу пятна?

Почему кошка так часто умывается?

Что вкуснее всего на свете? и т.д.

По литературному чтению на уроках даю задания под рубрикой:

«Говорите правильно».

Поставить ударение в словах:

балованный, баловать, баловаться, балуешь

Составить предложение со словами:

Балованный, баловать.

Какая разница в значении слов баловать и баловаться?

Брать, брал, брала, брали

Мальчики …. камушки и кидали их в воду.

Девочка … ведерко и шла за водой.

Прочтите правильно:

Громкоговоритель галерея

Год глагол

Греметь география

Гусеница гигант

Героизм глобус

Поставить ударение:

Голоден, голодна, голодны.

Вставить слова по смыслу и правильно их прочтите.

Володя, садись кушать!

Спасибо, я не ……..

Мама, я так …… что, кажется, съела бы целого цыпленка. и т.д.

Как показал мой опыт, занятия по развитию творческих способностей целесообразно проводить не с целым классом, а с группами по 10-15 человек. В этом случае я имею возможность шире использовать индивидуальный подход, «дойти» до каждого ребенка. Занятия с небольшими группами проходят в более непринужденной атмосфере, которая создает условия для раскрытия каждого ученика, даже таких, которые неактивны в классе на уроках, стеснительны.

Занятия по развитию творческих способностей повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только учебные но и специальные способности учеников.

Модное слово нынче – креативность, а если проще – творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость. Ах, какой вкусный коктейль! Интересно, креативность – это врождённый талант или его можно как-то развить творческие способности у детей дошкольного и школьного возраста? Думается, что можно! Именно этим мы сейчас и займёмся.
Несколько упражнений для развития творческих способностей

«Архитектор»
Представим себе, что нам, архитекторам, дано задание – создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» – подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию. Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше!

«Две картинки»
Впрочем, картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. Можно поиграть в такие : на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.

«Кляксы и пятна»
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

«10 слов»
Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся на буквы «К», «А» и «М».

«Названия»
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?»
Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?»
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

«Сделай мне фотоаппарат»
Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго.

Творческого самочувствия всем, и пусть ваша креативность проявляется во всех сферах жизни!