Задачи:
Закрепить у детей понятие «семья»; закрепить знания полных имен членов семьи.
Оборудование и материалы: коллажи с фотографиями семей детей, микрофон.
Предварительная работа: составление рассказов о своей семье; знакомство и разучивание пословиц о семье; разучивание стихотворения «На кого же он похож?», разучивание текстов игр-разминок, беседа с детьми о семье. Составление родителями загадок о своих детях, разучив
Ход занятия.
Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места.
Дети и воспитатель входят в зал, воспитатель рассаживает детей на стулья.
Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» и я, ее ведущая, Елена Сергеевна. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята старшей группы д/с «Фонарик» Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье своих дорогих и близких людях.
Итак первый вопрос:
Что такое семья и как она образовывается? (Ответы детей)
А как иногда взрослые называют своих близких?(семейство, домашние, родные).
Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья - это когда живут вместе папа, мама, дети
Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье – давайте расскажем их нашим телезрителям:
Дети:
В семье дружат – живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна
При солнышки – тепло, при матушки – добро
На что и клад, когда дети идут в лад
Кто родителей почитает, тот век счастливым живет
Где любовь да совет, там и горя нет
В недружной семье добра не бывает
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя – матери
Родители трудолюбивы – дети не ленивы
Согласие да лад – в семье клад
Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю, было интересно услышать пословицы и поговорки о семье.
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой -
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы - одна СЕМЬЯ!
Днем работает она,
Вечером она - жена,
Если праздник, она - дама,
Кто же это? - Моя... (мама)
Сейчас Арина расскажет нам про свою маму:
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? -
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Саша Ворошилов расскажет нам о папе:
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед)
Абросимов Назар расскажет нам о дедушке:
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? - Родная... (бабушка)
Стихотворение про бабушку приготовила нам Соня Хилько
Ходит наша бабушка, палочкой стуча.
Говорю я бабушке: «Позову врача!
От его лекарства станешь ты здорова!
Будет чуть – чуть горько, – Что же тут такого?
Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,
Мы с тобою, бабушка поиграем в мяч!
Будем бегать, бабушка, прыгать высоко!
Видишь, как я прыгаю? это так легко!
Улыбнулась бабушка: « Что мне доктора?
Я не заболела, просто я стара!
Просто очень старая, волосы седые.
Где-то потеряла я годы молодые.
Где-то за огромными за лесами тёмными,
За горой высокой, за водой глубокой.
Как туда добраться, людям неизвестно…
Говорю я бабушке: «Вспомни это место!
Я туда поеду, поплыву, пойду!
Годы молодые я твои найду!
МОЛОДЦЫ РЕБЯТА! Все загадки отгадали! А сейчас давайте поиграем в игру» Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова – например:
Большая
Дружная
Спортивная
Веселая
Заботливая
Добрая
Хорошая
Строгая
Здоровая
Крепкая
Счастливая
Молодцы все справились с заданием!
Обязанности членов семьи.
У каждого члена большой или маленькой семьи есть обязанности.
Давайте вспомним, что обычно в семье делает мама?
А что в семье делает папа?
Ребята, а сейчас я хочу поиграть с вами в одну игру, которая называется «Если я…»
Если я тебе мама, то ты мне……?
Если я тебе дедушка, то ты мне….?
Если я тебе тетя, то ты мне…..?
Если я тебе дочка, то ты мне….?
Если я тебе сестра, то ты мне…?
Если я тебе дядя, то ты мне….?
Если я тебе племянница, то ты мне…?
Если я тебе внучка, то ты мне…..?
Если я тебе крестная, то ты мне….?
Молодцы, все справились с заданием.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Сейчас снова входит в традицию составлять своё генеалогическое дерево. Мы с вами знакомились с этим. И сегодня Ксюша принесла нам свое генеалогическое дерево и расскажет нам о своем роде.
А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
Посмотрите какое дерево вырастила я у нас в группе
И так давайте подведем итог, о чем же было сегодня наше занятие
Даша Белошапкина расскажет стих
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»
Цель:
Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
Рассматривание семейных фотографий.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Закрепление знаний пословиц о семье.
Чтение стихов и рассказов о семье.
Материал:
Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?
2. Основная часть
Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»
Дети : Имя.
Воспитател ь: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети : Фамилией.
Воспитатель : Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей .)
Дети: Меня зовут…, моя фамилия….
Воспитатель : Благодарю вас.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети : Семья.
Воспитатель : Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?
(Ответы детей.)
Воспитатель : Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)
Воспитатель
: Друг Сережа, он член семьи?
Дети
: Нет, он не член семьи и не родственник.
Воспитатель : Кем он приходится герою стихотворения?
Дети : Он приходится другом.
Воспитатель : Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Воспитатель : Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?
Дети : Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.
Воспитател ь: Все ли семьи одинаковые или разные?
Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Воспитатель : Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.
Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»
/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/
Кто приехал? /большими пальцами/
Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/
Мама, мама, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /указательными пальцами/
Папа, папа, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /средними пальцами/
Братец, братец, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /безымянными пальцами/
Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /мизинцами
Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/
Да, да, да. /всеми пальцами/
Воспитатель : А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…
1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся … ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.”
Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.
Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная,
ласковая, внимательная…)
2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть? Правильно, папа.
Кем вы приходитесь папе?
Дети: Сыном, дочкой.
Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)
3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой…
Правильно: бабушки.
А какими ласковыми словами вас называет бабушка?
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый... (дед)
А кем вы приходитесь своему дедушке?
Дети: Внуком, внучкой.
5. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Кем вы приходитесь сестре?
Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.
Воспитатель : - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).
Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).
Д/и «Радость и печаль»
Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.
Нарисовали красивую картину;
Подрались с другом;
Съели манную кашу;
Убрали игрушки на место;
Порвали книгу;
На прогулке замарали куртку;
Разбили чашку;
Уступили место в автобусе бабушке;
Помогли маме с уборкой;
Отыскали потерянные бабушкой очки;
Разбили чашку;
Помогли маме с уборкой…
Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.
(Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)
Воспитатель : Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?
Дети : Радость, хорошее настроение, любовь.
Воспитатель: Почему?
Дети : Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.
Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:
«Не нужен клад, коли в семье лад».
«Семьей дорожить – счастливым быть».
«Вся семья вместе и душа на месте».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«В хорошей семье хорошие дети растут».
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»
«В семье и каша гуще».
«В своем доме и стены помогают».
3. Итог занятия
Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.
Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель:
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.
Любовь Гончарова
Тематическое планирование «Моя семья» (по ФГОС) (старшая группа)
Тематическое планирование : «Моя семья » (по ФГОС ) .
Приоритетная образовательная область :
Социально – коммуникативное развитие.
Возрастная группа : Старшая
Цель : Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье .
Задачи : Обогатить представления о семье : дать первоначальные сведения об истории семьи , родственных отношениях. Уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность , но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции. Учить строить генеалогическое древо семьи , способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи . Формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи , желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них. Формировать и развивать коммуникативные навыки и способности (сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, считаться с мнением других, справедливо решать споры, дружелюбность). Предоставлять детям возможность реализовывать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей. В процессе художественного творчества детей закладывать нравственные основы отношения к семье и умение выразить своё эмоциональное состояние и настроение.
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада .
Понедельник.
Тема дня : «Что такое семья ?»
Организация НОД на основе коммуникативной, игровой и изобразительной деятельности :
Беседа «Как вы понимаете : что такое семья ?». Дидактические игры : «Собери цепочку» , «Правильно - неправильно» . Чтение пословиц о родителях, семье , объяснение их смысла. Пальчиковая игра «Дружная семья » . Сюжетное рисование «Моя семья » .
«Семейная зарядка» . Рассматривание картины : «Какая у меня семья !» . Отгадывание загадок по теме. Поисково-исследовательская деятельность : проведение сравнительного анализа с фотографиями родственников «Чем похожи?» . Слушание песни О. Девочкиной «Моя семья » . П/игра «Паутинка» . С/игра «Семья » .
Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы :
Книги, иллюстрации и картинки «Семья » , репродукций, фотографий с изображением различных семей. Атрибуты к играм, предметы заместители для игр, костюмы. Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера , схема последовательного рисования человека.
«Семья » (мебель, предметы быта, одежда для членов семьи ) .
Тема дня : «Традиции моей семьи » .
Организация НОД на основе познавательно-исследовательской и двигательной деятельности :
Знакомство с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом» : рассмат-ривание фотографий, их комментирование. Беседа о семейных традициях.
Игра «Бабушкин сундук» . Прочтение сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» . Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей» .
«Семейная зарядка» .
Беседа на тему «Мы должны беречь друг друга» . Д/упр : «У нас гости» . «Семейное сердце» (рисование с элементами ручного труда) : Учить через символы передавать образные представления о своей семье : сердце – любовь и добро в семье , каждый цветок – это образ члена семьи . Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» . Игра с мячом «Кто ты мне?» . С/р игра «Путешествуем семьей » .
Тема дня : «Совместный труд в семье » .
Организация НОД на основе коммуникативной деятельности и элементарного бытового труда :
Игровая ситуация. Беседа о совместном труде в семье по вопросам : - Что значит трудиться совместно? - Почему все члены семьи трудятся вместе ? - Как можно поддерживать порядок в доме? - Какие домашние обязанности выполняете вы?
Игра «Наведем порядок» .
Семейная зарядка». Рассматривание картины «Порядок или беспорядок?» Чтение стиха Н. Григорьевой «Кому убирать?» . Обсуждение. Дидактическая игра «Корзина добрых дел» . Ручной труд «Вкусные сюрпризы» . Дежурство по столовой. Составление рассказов на тему : «Как я помогаю дома» , «Профессии моих родителей» . Н/игра «Моя семья » («Давайте справедливо распределим обязанности» ).
Тема дня : «Что такое родословная?» .
Организация НОД на основе игровой, восприятия художественной литературы и изобразительной деятельности :
Пальчиковая гимнастика «Семья » .
Прочтение стихотворений Яна Кима
«Мама с папой моя родня» . Игра «Назови ласково» . Знакомство с понятием - что такое родословная? Составление рассказа «Моя родословная» (с поддержкой воспитателя) . Игра «Закончи предложение» . Составление семейного древа на основе изобразительной деятельности.
«Семейная зарядка» . Рассматривание картины «Учимся уступать друг другу» . Решение проблемной ситуации : инсценировка истории «Телевизор» .
Упражнение «Ступеньки взросления» . Разучивание стиха Н. Григорьевой «Родовое дерево» . Составление рассказов на предложенную тему : «Моя бабушка и дедушка» . Магнитная игра «Составь портрет» . П/игра «Упрямые козы» .
Тема дня : «Дом, в котором мы живем» .
Организация НОД на основе коммуникативной, музыкальной, игровой деятельности :
Игровая ситуация : письмо с загадкой. Составление и отгадывание загадок о доме, предметах окружения в нем. Игра «Расставь мебель по комнатам» . Слушание музыкальных произведений русских композиторов : В. Шаинский, М. Танич «Родительский дом» . Разучивание музыкально-ритмических упражнений в сопровождении данной песни. М/и «Спой имена родных ласково» .
«Семейная зарядка» .
Этюд «Утреннее фото» .
Творческая мастерская : коллаж «Картина для дома» .
Обыгрывание ситуаций «Вечер. Вся семья дома » , «Бабушка устала» , «Братик плачет» .
Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире» .
Конструирование из деталей конструктора «Дом, в котором мы живем» . Закрепление знаний детей о домашнем адресе.
Итоговое мероприятие : Семейный досуг «Моя семья – моё богатство !» .
Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»
Цель:
Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
- Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
- Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
- Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
- Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
- Рассматривание семейных фотографий.
- Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
- Закрепление знаний пословиц о семье.
- Чтение стихов и рассказов о семье.
Материал:
Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?
2. Основная часть
Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»
Дети : Имя.
Воспитател ь: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети : Фамилией.
Воспитатель : Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей .)
Дети: Меня зовут…, моя фамилия….
Воспитатель : Благодарю вас.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети : Семья.
Воспитатель : Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?
(Ответы детей.)
Воспитатель : Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)
Воспитатель
: Друг Сережа, он член семьи?
Дети
: Нет, он не член семьи и не родственник.
Воспитатель : Кем он приходится герою стихотворения?
Дети : Он приходится другом.
Воспитатель : Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Воспитатель : Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?
Дети : Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.
Воспитател ь: Все ли семьи одинаковые или разные?
Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Воспитатель : Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.
Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»
/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/
Кто приехал? /большими пальцами/
Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/
Мама, мама, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /указательными пальцами/
Папа, папа, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /средними пальцами/
Братец, братец, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /безымянными пальцами/
Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /мизинцами
Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/
Да, да, да. /всеми пальцами/
Воспитатель : А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…
1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся … ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.”
Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.
Скажите самые хорошие слова про маму, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная,
ласковая, внимательная…)
2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть? Правильно, папа.
Кем вы приходитесь папе?
Дети: Сыном, дочкой.
Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)
3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у любимой…
Правильно: бабушки.
А какими ласковыми словами вас называет бабушка?
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый... (дед)
А кем вы приходитесь своему дедушке?
Дети: Внуком, внучкой.
5. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Кем вы приходитесь сестре?
Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.
Воспитатель : - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).
Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).
Д/и «Радость и печаль»
Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.
Нарисовали красивую картину;
Подрались с другом;
Съели манную кашу;
Убрали игрушки на место;
Порвали книгу;
На прогулке замарали куртку;
Разбили чашку;
Уступили место в автобусе бабушке;
Помогли маме с уборкой;
Отыскали потерянные бабушкой очки;
Разбили чашку;
Помогли маме с уборкой…
Воспитатель: Сегодня у нас открыта выставка фотографий, на которых многие из вас сняты вместе с родителями. Я думаю, всем нам интересно будет послушать рассказы о ваших семьях.
(Рассказывают 2 – 3 ребенка: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…, папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)
Воспитатель : Ребята, а когда вы смотрите на свои фотографии, рассказываете о своих семьях, какие чувства вы испытываете?
Дети : Радость, хорошее настроение, любовь.
Воспитатель: Почему?
Дети : Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.
Воспитатель: Верно, ребята, дом, семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:
«Не нужен клад, коли в семье лад».
«Семьей дорожить – счастливым быть».
«Вся семья вместе и душа на месте».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«В хорошей семье хорошие дети растут».
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»
«В семье и каша гуще».
«В своем доме и стены помогают».
3. Итог занятия
Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.
Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель:
Ребята!
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.
Хазова Наталья Дмитриевна
Воспитатель, БДОУ города Омска "Детский сад компенсирующего вида №400", г. Омск
Хазова Н.Д. НОД в старшей группе. Тема: "Семья" // Совушка. 2017. N2(8)..07.2019).
Заказ № 27764
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.
Цели: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.
Задачи:
- закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;
- учить проявлять любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
- вызывать интерес к истории своей семьи и Родины.
Планируемые результаты: имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривании фотографий своей семьи.
Материал: солнышки и тучки, генеалогические древа семей, мяч, фотокартина «Моя семья».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.
Покажите свои ладошки.
Потрите их друг о дружку.
Прижмите свои ладони к сердцу.
Что вы чувствуете? (ответы детей)
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем за столы.
(дети вместе с воспитателем, держась за руки, проходят в группу) .
Воспитатель: А чтоб узнать тему нашего занятия, нужно отгадать загадку (на доске ребус «7я»).
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре семь добавлю Я -
Что получится? - Семья!
Воспитатель: Молодцы, догадались. Сегодня мы будем говорить о семье. А что такое семья, кто скажет. (Ответы детей).
Воспитатель: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Воспитатель: А как еще можно назвать маму, папу, наших бабушек, дедушек?
Дети: Родственники, родные, близкие.
Психогимнастика «Семья»
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него, спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Воспитатель: вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом?
Воспитатель: С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Совместное проговаривание хором «Генеалогическое древо»).
Воспитатель: Я знаю, что вы дома с родителями составляли свои генеалогические дерева. Мне и нашим гостям было бы очень интересно сегодня в чудесном саду послушать рассказы о ваших семьях.
(Рассказы 2- 3 детей)
Воспитатель: Молодцы ребята. Нам всем очень понравились ваши рассказы. А остальные могут рассказать нам о своих генеалогических древах на следующем занятии.
Физминутка
Воспитатель: А теперь мы попробуем вырастить свои деревья. Хотите стать волшебниками? Я попрошу вас встать всех со своих стульчиков.
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).
С весенним теплом солнышко начинает пригревать,
и семечко начинает расти
(дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки
(руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек
(вытягивается тело).
Появляются веточки с бутонами
(руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент — бутоны лопаются.
(резко разжимаются кулачки).
Росток превращается в цветущее дерево.
Воспитатель: Молодцы ребятки. Я вижу какие вы у меня большие и красивые, как настоящие цветущие деревья.
Воспитатель: У деревьев очень крепкие корни и ветки. Так и наши семьи должны быть крепкими и дружными. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами. Семья - это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте и мы их сейчас вспомним.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дети в семье не в тягость, а в радость.
- Когда семья вместе, то и душа на месте.
- Каждой матери свое дитя мило.
- Семья - это 7 я.
- Дома и стены помогают
- Дружная семья гору сдвинет
- Вся семья вместе так и душа на месте
- Добрые детки дому венец, плохие детки - дому конец
- В родной семье и каша гуще
- Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют
- Дома вместе тесно, а врозь - скучно
- Нет милее дружка, чем родная матушка
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Да, ребята, хорошо, когда семья большая, но как трудно иногда бывает запомнить всех членов семьи. Кто кому кем приходится и, кто как называется. Но я думаю, что вы очень умные ребятки и не запутайтесь.
Игра с мячом «Родственники».
- Как ты называешь мамину маму?
- Ты для бабушки кто?
- Как ты называешь папиного отца?
- Кто для тебя бабушкин сын?
- Кто тебе сестра твоей мамы?
- Кто для тебя бабушкина дочка?
- Как называется сын твоей тети?
- Кто ты для дедушки?
Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть мультик.
Просмотр мультфильма по произведению Э. Успенского «Разгром».
- Обсуждение мультфильма.
- Правильно ли поступил мальчик?
- Рада ли была мама?
- Что нужно было сделать мальчику после игры?
- А вы не огорчаете своих мам?
- Правильно поступаете?
- А вот сейчас мы и проверим.
- Нарисовали красивую картинку для мамы.
- Подрались с другом.
- Съели всю кашу на завтрак.
- Убрали игрушки на место
- Порвали книгу.
- Не вымыли руки перед едой.
- Уступили место бабушке в автобусе.
- Помогли маме полить цветы.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей своим хорошим поведением и добрыми делами.
Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье (Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…»
Воспитатель: я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся.
(Воспитатель открывает стенд «Моя семья» с фотографиями детей, воспитателей, помощника воспитателя группы).
Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе - целая дружная группа! Группа - ведь
это тоже, как семья. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, о чем же мы сегодня говорили?
Правильно, о семье, дружной и крепкой. Сегодня Егор и Алексей нам приготовили красивое стихотворение. Послушаем его внимательно.
Семья - это счастье, любовь и удача.
Семья - это летом поездка на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота.
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно, семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про вас говорили, друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель: Ребятки, вам понравилось наше занятие? Если да, поднимите солнышко, если нет - тучку.
Воспитатель: Спасибо всем. Я думаю, все вы сегодня придете домой и скажете своим мамам и папам как вы их любите. Я вам желаю, чтоб ваши семьи всегда были самыми крепкими и самыми счастливыми.