Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Конспекты по тестопластике в детском саду. Конспект открытого занятия по тестопластике в средней группе

ТАТЬЯНА БУДКО

Тема:

Цветик - семицветик

Интеграция образовательных областей:

"Музыка", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"

Образовательные задачи:

продолжать учить детей раскатывать кусочек теста круговыми и прямыми движениями между ладоней. Использовать дополнительные детали: листик для завершения образа, умение пользоваться стекой, учить делить кусочек теста визуально на равные части.

Развивающие задачи:

развивать творческое воображение, стойкий интерес к изобразительной деятельности, развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Развить интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из солёного теста; использовать дополнительные детали: листик для завершения образа.

Воспитательные задачи:

воспитывать эстетический вкус; воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца, радоваться результату.

Материал и оборудование:

соленое тесто, доски, вода, стеки, акварельные краски, салфетки, листик растения, картинки с иллюстрациями сказки «Цветик - семицветик», письмо в конверте, ноутбук.

Предварительная работа:

чтение сказки В. Катаева «Цветик - самицветик», рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр сказки.

Виды деятельности:

коммуникативная, продуктивная

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в группу принесли письмо. Вам интересно узнать, что в нем?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята здесь иллюстрации из какого-то рассказа или сказки. Как вы думаете, из какой? (показать иллюстрации детям).

Ответы детей.

Воспитатель: Да, детки вы угадали это картинки из сказки Валентина Катаева «Цветик - семицветик». Ой, ребятки, здесь еще и письмо есть. Послушайте, я вам его сейчас зачитаю.

«Здравствуйте, детишки. Пишет вам Витя, которому Женя помогла выздороветь. У Жени скоро день рождения и я бы хотел подарить ей целый букет волшебных цветиков – семицветиков. Но беда в том, что я обошел все цветочные магазины в нашем городе и нигде не нашел таких цветов. И я не знаю что мне делать. Мне сказали, что в городе Таганроге живут талантливые детки, которые ходят в группу «Теремок». И я решил вам написать письмо, в котором прошу вас помочь мне. С уважением Витя.»

Воспитатель: Ребята, поможем Вите приготовить подарок для Жени?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю, вам, сделать волшебные цветы из соленого теста. Для этого нам необходимо:

1. Взять кусочек теста, отщипнуть от него небольшой кусочек и отложить его пока в сторону.

2. Затем, из большого куска раскатать колбаску (напоминаю, колбаску мы катаем прямыми движениями между ладонями).

3. Теперь делим ее на 8 частей: 7 частей для лепесточков, а 8-ой для сердцевины.

4. Начинаем с сердцевины: раскатываем шар, кладем его на намеченное место на картоне и немного расплющиваем его пальчиком. А чтобы детальки лучше прилипали мы смазываем их с обратной стороны водой с помощью кисточки.

5. Затем делаем лепестки. Сначала скатываем шарика, потом слегка превращаем их в «колбаски». Одну сторону у «колбаски» защепляем, т. е. делаем форму лепестка.

6. Прикладываем получившиеся лепестки вкруг сердцевины и пальчиками аккуратно расплющиваем лепестки.

7. Стекой рисуем тычинки.

8. Затем стебелек: раскатываем тоненькую «колбаску».

9. И листик: скатать шар и пальчиками расплющить. Приложить листик (настоящий, можно от комнатного растения) и отпечатать его.

10. Затем приступаем к раскрашиванию цветка.

(Для раскрашивания можно предложить акварель или гуашь, но мне больше нравиться акварель.)

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас занять свои рабочие места. Но, прежде вы начнете выполнять свои работы, нам необходимо подготовить наши пальчики, давайте сделаем разминку. Для выполнения разминки поставте локти свои на стол:

Наши нежные цветки обе ладони крепко прижаты друг к другу.

Распускают лепестки. Пальцы, не размыкая ладоней, разводят в стороны.

Ветерок чуть дышит, пальцы то вместе, то снова врось.

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки, пальцы свести вместе, не размыкая ладоней.

Закрывают лепестки

Тихо засыпают сжать в замок ладони: сначала правая рука сверху, а затем левая

Головой качают.

Воспитатели: Теперь наши пальчики готовы приступать к творческой работе.

Дети выполняют работу под тихую музыку. В процессе самостоятельной работы следить за правильностью выполняемой работы, за осанкой детей. На столы можно положить образцы и схему последовательности выполнения работы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие замечательные цветики - семицветики у вас получились. Я думаю, что Вити и Жени они очень понравятся. Но, дело в том, что у Вити не получается приехать к нам в детский сад, он опоздал на автобус, как вы думаете мы сможем помочь Вите в этой ситуации?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребятки, а вы помните какие слова должна была повторять Женя, отрывая лепестки?

Ответы детей.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Воспитатель: Верно, детки. Я предлагаю вам собрать все цветы вместе в один красивый букет, сфотографировать его и отправить фотографию Вите, при этом повторяя слова из сказки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы цветы на фотографии превратились в настоящий букет. (повторяют дети все вместе).

Отправляем фото через интернет.

Ребята за ваши старания и помощь Витя попросил передать вам вот этот большой набор цветных карандашей и блокнотики., чтобы вы рисовали ими в группе.






Цель: Научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в творчестве родителей.

Задачи:

— Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

— заинтересовать и вовлечь родителей в досуговую деятельность — вызвать интерес к данному виду деятельности.

Материал:

Мячик;

Соленое тесто цветное;

Стек для лепки;

Колпачок от фломастеров;

Формочки;

Скалка.

Предварительная работа : личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, консультации для родителей, проект «Чудо-лепка», педагогическая библиотека.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй — Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий – идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы - лепка становится любимым занятием на долгие годы…

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране . В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход.

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна.(Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой.(Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное — найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

Откручивание

Отщипывание

Разрезание прочной нитью

Разрезание и надрезание стекой

Формование.

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

Раскатать в ладонях или на столе

Сплющить

Вдавить

Вытянуть

Согнуть

3. Учимся соединять детали

Прижать

Примазать

Загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

Дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

Процарапывание различными инструментами

Оформление рельефом (оттиском)

Показ презентации

А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка(сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок — получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

— А сейчас дорогие родители приступаем к работе, творите, используйте свой талант.

Тип занятия: закрепление знаний и способов.

Форма проведения: традиционная.

Проблема: «Из чего можно слепить ёлочку».

Игровая мотивация: «Давайте украсим нашу ёлочку».

Виды детской деятельности:

Игровая; коммуникативная; продуктивная; чтение (восприятие ) художественной литературы.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Обеспечить закрепление знаний и способов лепки из соленого теста.

Задачи:

  1. образовательная: закрепить умение раскатывать комок теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке.
  2. воспитательная: воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное во всем многообразии.
  3. развивающая: развивать навыки аккуратной лепки, умение работать со стекой (обрезать лишнее тесто).

Методы: словесные, наглядные, практическая работа.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества; развивающее обучение; здоровьесберегающие технологии; компьютерные технологии.

Деятельность учащихся: поисковая (при подготовке сообщения), самостоятельная творческая деятельность (в процессе лепки).

Предварительная работа: рассматривание изображений ёлки, сосны,обработка основных приемов лепки, работа со стекой и бросовым материалом.

Материал: солёное тесто, мука (чтобы тесто не прилипало), вода, акриловые краски (золото, серебро), дощечка, салфетка, кисть, украшения для ёлочки, ленточки, шаблон ёлочки на каждого ребенка, образец поделки.
План занятия:

  • Организационный момент.
  • Мотивация.
  • Актуализация знаний и способов действий.
  • Самостоятельное применение знаний.
  • Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационная часть.
Воспитатель:

Ребята, а вы знаете какой скоро наступит праздник. Этот праздник самый волшебный из всех праздников.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это праздник Новый год.

Вы прослушайте, ребятки,

Загадаю вам загадку.

На них зелёные иголочки.

Ну, что тут думать? Это (Ёлочки).

(Н.В. Ёлкина и др. «1000 загадок» - Ярославль; изд. «Академия развития».)

Стихотворение:

Вырастала ёлка

В лесу на горе,

У неё иголки

Зимой в серебре,

У неё на шишках

Ледышки стучат,

Снежное пальтишко

Лежит на плечах…
(Е.Трутнева; Л.Н.Елисеева «Хрестоматия для маленьких»).

2. Мотивация.

Сегодня мы свами будем лепить ёлочку. Я уже подготовила соленое тесто из муки, воды и соли. Постановки цели занятия: будем лепить елочку.
Рассматривание образца поделки.

3. Актуализация знаний и способов действий.

Техника выполнения поделки:

Скатаем из теста шарик примерно в половину куриного яйца.

Расплющим его в пластину – это основа ёлочки.

С помощью шаблона формируем ёлочку, лишнее тесто отрезаем стекой.

Формируем ёлочку по принципу пирамидки – 3 яруса (большой, средний и маленький).

4. Самостоятельная работа детей.

Помощь воспитателя при необходимости.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»:
Перед нами ёлочка: Дети поднимают руки и соединяюткончики пальцев, образуя макушку ёлки.

Шишечки, Показывают движениясогласно тексту стихотворения.

Иголочки,

Фонарики,

И свечки,

Человечки.

5. Итог занятия.

Динамическая пауза: «С Новым годом»!
Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, физиологического дыхания.
С Новым годом! С новым годом! Дети стоят лицом в круг.

Здравствуй дедушка мороз!

Он из леса мимоходом Дети идут по кругу, «несут» ёлку на плече.

Елку нам уже принес.

На верхушке выше веток Стоят лицом в круг.

Загорелась, как всегда, Опускают руки.

Самым ярким, жарким светом Снова поднимают руки.

Пятикрылая звезда. Опускают руки.

Рефлексия:

Ребята, что мы с вами сегодня лепили?

Из чего мы лепили нашу ёлочку?

Как мы нарядили нашу ёлочку?

Какой скоро будет праздник?

Воспитатель: Ребята, я думаю, что вам было интересно. Не забудьте повесить ёлочку из соленого теста на настоящую новогоднюю ёлку!

Конспект открытого занятия по тестопластике в средней группе .

« Волшебный материал – соленое тесто »

Цель: формирование у детей знаний о том, что такое тестопластика , какое оно – соленое тесто и его свойства .

Задачи:

Познакомить детей с новой техникой – тестопластика .

Стимулировать развитие творческого мышления и воображения.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Активизировать применение различных приемов лепки из теста для создания фигурок.

Развивать внимание, сосредоточенность, обогащать словарь.

Оборудование:

Презентация с иллюстрацией различных приемов лепки и готовых изделий, соленое тесто , доски для лепки, скалки, формы для вырезания из теста различных фигурок .

Ход занятия.

Дети в групповой комнате садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Пальчиковая игра.

Воспитатель: «Ребята, сегодня нашим пальчикам нужно будет хорошо поработать. Давайте сделаем небольшую разминку, подготовим их к работе».

ПЕКАРЬ

Пекарь, пекарь из муки

Испеки нам колобки.

Да сушки – Ванюшке,

Да баранки – Танюшке

Да бублики – Гришке

Да крендель – Маришке

Хлеб

Муку в тесто замесили ,

(Сжимают и разжимают пальчики)

А из теста мы слепили :

(Прихлопывают ладошками, «лепят» )

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечем в печи.

(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!

(Гладят живот) .

Воспитатель: «Ребята, давайте с вами закроем глазки и вспомним сказку «Колобок» . Из чего в этой сказке был сделан Колобок?

Ответы детей.

Воспитатель: «Правильно, из теста . И сегодня, мы с вами, на нашем занятии , познакомимся с волшебным материалом – соленое тесто ».

Дети внимательно смотрят , воспитатель показывает тесто .

Воспитатель: «Сейчас я расскажу вам, из чего же оно сделано, и, что с помощью теста можно изготовить ».

Демонстрация и рассказ воспитателя о соленом тесте , его составе и свойствах, различные формы изготовления подделок из теста .

Воспитатель: «Ребята, послушайте загадки, и мы попробуем отгадать, из чего же состоит наше тесто :

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто ,

Положить меня должны.

(Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна.

(Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без …

(воды) .

Далее воспитатель дает детям познакомится с тестом , потрогать его, понюхать, оторвать кусок теста и задаем вопрос «какое соленое тесто

Дети рассуждают, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, какое же соленое тесто (мягкое, холодное и т. д.) .

Физкультминутка.

Воспитатель: «А теперь, ребята, мы с вами чуть-чуть разомнемся. Встаньте около своих стульчиков.

Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной:

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели».

Воспитатель: «Молодцы, очень хорошо» .

Самостоятельная деятельность детей (изготовление изделий из соленого теста ) .

Воспитатель: «А теперь берем свои стульчики и садимся за стол» .

Воспитатель раздает каждому ребенку кусочек теста , фигурка для вырезания изделия.

Дети изготавливают различные изделия.

Подведение итогов занятия .

Воспитатель: «Ребята, давайте посмотрим, что у кого получилось?»

Ответы детей.

Воспитатель напоминает, о составе соленого теста , его свойствах, задает вопросы, что понравилось большего всего на занятии , что нового дети узнали.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, очень хорошо занимались, мне очень понравились все ваши работы. Занятие закончено . Можете встать. Возьмите свои стульчики и поставьте на место».

Дети встают, берут стульчики и ставят их на свои места.

Последующая работа. Воспитатель собирает все фигурки детей, изделия высыхают и на следующем занятии дети , с помощью кистей и красок раскрашиваю свои получившиеся изделия.

Обоснование использования данной технологии.

Личность ребена является центральной фигурой образовательного процесса.

С точки зрения культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский), основополагающей целью этого процесса является создание условий, способствующих “присвоению” ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания.Сенсомоторное развитиедошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ. Готовое соленое тесто, трафареты осенних листьев (липа, берёза, клён), стеки, противень.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ . Наблюдение за насекомыми в природе во время прогулок. Рассматривание иллюстраций с изображением различных насекомых. Игры на прогулке: «Раз, два, три к дереву беги», «От какого дерева лист?»

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ: – организационная часть: беседа о божьей коровке;

физкультминутка «Жук»;

практическая часть: лепка божьей коровки;

физкультминутка «Листочки»;

практическая часть: лепка листа;

заключительная часть:

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Ребята, попробуйте угадать, к кому обращают следующую

присказку: « полети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной». Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, божья коровка – симпатичный маленький жучок, с ярко-красной или оранжевой спинкой, украшенной чёрными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать с помощью маленьких крылышек. Хотя божьи коровки очень маленькие жучки, но они приносят людям большую пользу, так как поедают вредных для сельского хозяйства насекомых (тлей, клещиков и личинок). Яркая окраска божьих коровок предостерегает птиц о том, что насекомые с такой

окраской не съедобны. Но иногда и божьей коровке угрожает опасность. Как вы думаете, какая? Ответы детей.

Воспитатель. Да, действительно, для божьих коровок угрозу представляют дети, которые их ловят. Нельзя обижать этих милых и красивых жучков, в неволе они погибают. Дети, а как вы думаете, где зимуют божьи коровки? Где прячутся зимой от холода? Ответы детей.

Воспитатель. Зимой, как и многие насекомые, божьи коровки спят. С приходом холодов они прячутся в земле или под корой деревьев и просыпаются только весной, когда пригреет солнышко. А чтобы вы не забыли, как выглядят эти красивые жучки, мы вылепим их из солёного теста. Чтобы начать работу, нам с вами нужно размяться, подготовиться к работе. Физкультминутка «Жук».

На лужайке по листочкам Жук летал в цветном платочке. (Дети свободно бегают по группе.) Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с листочками дружу. (Останавливаются, встают прямо.) Тихо на ветру качаюсь, (Наклоны туловища вправо-влево.) Низко, низко наклоняюсь. (Наклоны туловища вперёд-вверх.) На листочке посидел, (Приседают.) Отдохнул и полетел. (Бегают и садятся на свои места.)

Приступаем к лепке божьей коровки. Дети, возьмите небольшой комочек теста и скатайте маленький шарик. Стекой сделайте надрез на середине шарика – это крылышки на спинке божьей коровки. Затем острым концом стеки точками обозначьте контур головки. Божья коровка готова, переложите её на противень для просушки.

Сейчас немножко отдохнём и лист лепить начнём. Дети, выберите по одному трафарету осеннего листа и скажите, от какого дерева лист вы выбрали.

Физкультминутка «Листочки».

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. (Присели.) Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели (Покачивание руками.) И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели (Покружились и побежали.) И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Приступаем к лепке осеннего листа. Из солёного теста скатайте шарик размером с ваш кулачок. На доску посыпьте немного муки, затем разомните руками шарик из теста в лепёшку толщиной в 5 мм. Приложите к лепёшке трафарет выбранного вами листа. Стекой обрежьте лишнее тесто. Лист готов, переложите его на противень для просушки.

Дети, у вас получились чудесные работы, теперь частичка осени всегда будет у вас перед глазами, и за зиму вы не забудете, как выглядит божья коровка.

А сейчас мысленно посадите божью коровку на ладошку и проговорите ей присказку: « Божья коровка, полети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной».

Дети проговаривают присказку и в конце провожают божью коровку взглядом и произносят звук «ж-ж-ж».

После просушки божью коровку и лист дети в свободной деятельности раскрашивают гуашью и склеивают клеем ПВА.

Конспект занятия по лепке из соленого теста (тестопластика )

для детей старшей группы

Тема: «Декоративное панно»

Подготовила: Лялина Виктория Владимировна

Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/C №40 «ЖУРАВЛИК»

Воскресенск 2012

Цель: Совершенствовать навыки ручного труда средствами лепки. Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов – раскатывание, сплющивание, разминание. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение. Формировать художественный вкус.

Материал: разноцветное соленое тесто трех цветов для розы (розовый цвет), лепестков (зеленый цвет), декоративной тарелочки (фиолетовый цвет). Стеки на каждого ребенка, тряпочки для рук, дощечки для лепки.

Предварительная работа: рассматривание декоративных пластин, декоративных панно, открыток и картинок с изображениями цветов, композиций с розами, бутонами. Активный словарь: тестопластика, тесто, панно,обряды, поделки, стека, прожилки, пластичное, податливое.

Ход занятия:

Под салфеткой находится готовое соленое тесто.

Ребята, из чего можно лепить поделки, игрушки? (Из пластилина, глины). Молодцы, правильно, но вы знаете, что можно лепить даже из теста, оно необычное, разноцветное волшебное!

Давайте рассмотрим иллюстрации, которые я для вас приготовила (дети рассматривают, я рассказываю и показываю нужные иллюстрации).

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Вы знаете, что такое обряды? Какие вы знаете обряды?

Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами (праздниками) весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками».

Изделия изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи. Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты - деревья, фигурки животных и людей. Рассматриваем иллюстрации.

Вот как мы много с вами узнали, посмотрели интересные картинки, узнали, как жили и чем занимались наши прабабушки и как много интересных поделок можно сделать не только из глины, пластилина, но и из соленого теста.

Послушайте загадку.

На кустах в саду растёт, Запах сладкий, словно мёд. Но нередко льются слёзы Т ех, кто рвёт их. Это?… (отве т- розы)

Сегодня мы попробуем вылепить из соленого теста декоративный цветок, розу.

Что есть у розы? Лепестки, листики, верно.

Давайте разрежем вот эту часть цветного теста (фиолетовая), из которого лепится тарелочка на куски. Раздать детям. Возьмите ваши кусочки в руки, и пожалуйста раскатайте из него шарик. Покажите мне, что у вас получилось. Здорово, очень красивые, круглые шарики. А теперь мы его сплющим (делаю вместе с детьми), разровняем края, вот так, молодцы ребята. Отложим пока в сторону. Что мы слепили? Правильно, тарелочку для нашего цветка, для розы.

Из следующего куска будем лепить розу. Скатать кусок в шарик, потом раскатать между ладонями колбаску (жгутик). Положить его на доску для лепки. Расплющить, скатать дорожку (полоску) так, как мы делали улитку. Предложить детям, которые быстро сделали одну розочку сделать еще несколько.