Цель: формировать у детей стереотипы гендерного поведения.
Образовательные задачи:
1. Учить анализировать, обобщать и, согласно возрасту, рефлексировать впечатления и знания о своеобразии и разности полов на примерах самых близких людей.
2. Учить идентифицировать себя с определенным полом и примерять на себя модель данного пола, объединяя социокультурное наследие (живопись, художественное слово) с личным опытом.
Развивающие задачи:
1. Формировать положительный образ - Я в процессе познания социального мира, в ходе исполнения роли своего пола.
2. Развивать у ребенка ценностное осмысление себя, как представителя определенного пола, активировать поиск своего места в мире.
3. Развивать умение аргументировать свои мысли и высказывания.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство самоуважения, чувство собственного достоинства.
2. На примерах портретной живописи и художественного слова воспитывать эстетическое отношение к стереотипам мужественности и женственности.
Здоровьесберегающие задачи:
1. Содействовать сохранению психического и социального здоровья детей.
2. Профилактика умственного утомления на занятии.
3. Увеличение двигательной активности детей в ходе занятия.
Материалы и оборудование:
Рамка для фотографии, карточки со схемами-действиями полоролевого поведения мальчиков и девочек (по количеству превышающие количество детей), две корзины, одна их которых с бантом, репродукции портретной живописи знаменитых художников, элементы ролевых костюмов.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Психогимнастика "Доброе утро" (проводится для включения детей в деятельность, оптимизации эмоционального состояния). Дети вместе с воспитателем говорят:
"Доброе утро, всем кто проснулся,
доброе утро, кто улыбнулся,
глазки откройте и посмотрите,
мы всех вас любим, и вы нас любите!"
2. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний с опорой на индивидуальный жизненный опыт.
Дети сидят на модулях - валиках на ковре.
Воспитатель: Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Мы с вами встречаемся давно, но, насколько хорошо знаем друг друга? Давайте получше познакомимся и узнаем кто мы в этом мире, кто мы для своей семьи и друг для друга. Первой расскажу о себе я. Я - женщина, моё имя - Лариса. Дома меня называют по - разному: родители - дочкой, дочка - мамой, внук - бабушкой. А кто вы, и как вас называют дома родственники?
Ответы детей.
Воспитатель: в семье нас могут называть по-разному, в зависимости от того с кем общаемся. Об этом даже есть стихотворение Я. Акима "Кто кому кто?". Кто бы хотел его рассказать?
Дети рассказывают стихотворение.
А) Члены семьи - мужчины и женщины.
Воспитатель: В семье может быть много родственников и это хорошо. Ведь чем больше близких людей нас окружает, тем радостнее и интереснее жизнь. Мы часто фотографируем своих родных, а потом любим смотреть фотографии.
Я предлагаю вам поиграть в игру "Семейный фотограф". Кто-то один будет загадывать загадку о членах семьи, а вы своим видом, мимикой должны показать отгадку. Самую лучшую "отгадку" выбранный "фотограф" будет помещать в рамку. Первая загадка для мальчиков.
Все мальчики встают.
Ребёнок загадывает 1-ую загадку, в руках у него большая рамка:
Кто хозяин в доме первый,
На ком держится семья?
"Мама", - скажете наверно:
Ведущий выбирает ребёнка, демонстрирующего, по его мнению, лучшую фотографию и подносит к нему рамку "для портрета". Выбранный ребенок отвечает на загадку: "Это папа, это я".
Мальчики садятся.
Воспитатель: Почему ты выбрал именно этого ребенка? Почему говорят, что на папе держится семья? Каким должен быть, на ваш взгляд, главный мужчина в семье - папа?
Ответы детей. По необходимости воспитатель дополняет их.
Воспитатель: Следующая загадка для девочек.
Все девочки встают.
Девочка загадывает загадку:
Кто на кухне жарит, парит,
Кормит всех нас каждый день.
Убирать, стирать, готовить,
Ей ничуточки не лень.
Её любит вся семья:
Ведущая выбирает девочку, демонстрирующую, по её мнению, лучшую "фотографию" и подносит к ней рамку " для портрета". Выбранный ребёнок отвечает на загадку: "Это мама, это я".
Девочки садятся.
Воспитатель разговаривает с детьми о главной женщине в семье - маме: Какая ваша мама? Какой на ваш взгляд должна быть мама? Почему вы так думаете?
По необходимости ответы детей дополняются воспитателем.
Воспитатель: Следующую загадку тоже отгадывают девочки.
Все девочки встают.
У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички:
Выбранный ребёнок: "Конечно это я, сестричка".
Девочки садятся.
Воспитатель выясняет: У кого есть сестра, какая она? Какую бы сестричку хотели иметь дети? А какую дочку хотела бы иметь мама?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает кому-нибудь из девочек прочитать потешку "Аленка-сестричка".
Воспитатель: И последняя загадка будет для мальчиков.
Все мальчики встают.
Кто по утрам идет учиться,
Он получать оценки рад:
Выбранный ребенок: "Конечно это старший брат".
Мальчики садятся.
Воспитатель: брат, или мамин и папин сын - младший мужчина в семье. Каким сыном и братом, на ваш взгляд, должен быть мальчик?
Ответы детей.
Оздоровительный момент
(динамическая пауза для увеличения двигательной активности, смены вида деятельности, расслабления).
Воспитатель просит детей встать и выполнять движения согласно тексту, который он говорит.
Девочки умеют танцевать,
Мальчики бегать и маршировать. (пауза)
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень лёгкая простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье,
И становится понятно расслабляться нам приятно.
В конце воспитатель замедляет темп речи и демонстрирует расслабляющие движения, дети повторяют.
3. Работа в основной части занятия.
3 Б) Мужские и женские качества
Дети стоят полукругом рядом с воспитателем. Перед ними находится столик с двумя корзинами.
Дети расходятся по группе и выбирают соответствующие схемы. Становятся возле стола с корзинами. Девочки, опуская в корзину свои карточки, проговаривают какое качество (изображённое на выбранной схеме) они "дарят", затем мальчики аналогично наполняют свою корзину.
Воспитатель: Ребята, какие замечательные подарки! Действительно достойные мужчин и женщин.
4. Закрепление новых знаний
Дети садятся на ковёр на модули-валики.
Воспитатель: Ребята, мы с вами любим фантазировать и часто представляем, какими будем, когда вырастем сами и какими станут наши друзья. Давайте поиграем в игру, "Каким я вижу тебя". Для этого нужно повернуться друг к другу, крепко взяться за руки, посмотреть в глаза друг другу и назвать качества, которыми будет обладать товарищ, но постараться, чтобы характеристика качества начиналась с первого звука имени. Начнем мы с Руслана. Руслан - ты будешь решительным.
По очереди дети подбирают характеристику. Кто затрудняется, может назвать ее на любую букву в имени.
Воспитатель: Карточки - схемы, которые мы собрали в корзину, нарисовал компьютер, а художники-портретисты рисуют людей, отражая в портретах весь мир чувств, в зависимости от того мужчина это или женщина, герой или трус, добрый или злой.
Дети, по очереди здороваясь, называют портреты и авторов.
С репродукции картин к нам в окошки смотрят мужчины и женщины, это наши старые знакомые. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: На кого из них вы бы хотели быть похожими, когда вырастете? Я предлагаю поиграть в игру "Зеркало", т.е. как можно достовернее стать зеркальным отражением портрета. Для этой цели можно использовать дополнительные предметы.
Дети встают, выбирают элементы костюма, которые отражают характеристику выбранного героя и имитируют портрет.
Воспитатель по очереди спрашивает: "Ты чьё отражение?" Ответ ребёнка.
Ребята вы настоящие артисты!
5. Итог занятия
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Мы сегодня говорили о том, какими бывают мужчины и женщины, какими вы видите в будущем себя.
Давайте с помощью цветка подарим комплименты друг другу, высказав свое доброе отношение. Начну я "Лиза, ты красавица (предавая шарик).
Дети дарят комплименты рядом стоящему другу.
Воспитатель, завершая круг, говорит:
Дорогие мои дети!
Дети отвечают хором: "Мы лучшие на свете!"
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Занятие построено таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к сверстникам: они называют не только правила, но и объясняют их значения, оценивают поведение и пытаются обосновать свою оценку, разъясняют отрицательные результаты поведения.
Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию.
(Подготовительная группа)
Программные задачи
Образовательные:
- Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”.
- Активизировать словарь по данной теме.
- Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.
Развивающие:
- Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
- Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, развитие выразительных движений.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
Ход занятия
1. Ребята, давайте встанем парами и поиграем в игру “Дрозд” (под музыку).
Вы улыбаетесь, а улыбка – это символ добра. Вам хорошо вместе.
Проблемная ситуация (рассказ воспитателя).
Ребята, как вы думаете, почему с ней не дружат?
Скажи, как ты думаешь?
Кто скажет по-другому?
Можно ли так сказать?
Ты согласен?
Ответы детей: я думаю, она не знает правил о дружбе; она не делится игрушками; не умеет договариваться; и др.
Да, мы только об этом догадываемся, предполагаем.
Смогли бы вы ее научить, как надо дружить?
А как вы живете в группе?
(дружно, мирно, беззаботно, радостно, весело, счастливо).
Молодцы! Взрослые часто говорят вам, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что такое дружба?
2. Упражнение “Мостик дружбы”.
(Предполагаемые ответы детей: дружба – это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить); не зазнаваться (не завидовать), если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться воспитателю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным); заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее (нарисовать, сделать поделку).
Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы.
Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или грустит, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.
3. Ролевой тренинг по рассказу Фоминой “Подруги”.
Сейчас девочки покажут вам сценку.
После просмотра задать вопрос: “Как вы думаете, умеют ли девочки дружить? Можно их назвать настоящими подругами? Почему?”
(Они заботливые, внимательные, чуткие, отзывчивые).
Девочки посочувствовали Лизе, придумали, как развеселить ее, поиграли с ней, и она забыла, что у нее болит зуб.
Жить на свете очень туго без подруги или друга,
Без тебя и твой щенок нестерпимо одинок.
А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).
4. Динамическая пауза “Если есть хороший друг”.
Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
5. Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе?
(хранить секреты и помогать друг другу).
Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу.
Когда девочке было особенно обидно (тяжело)?
(Когда над ней все смеялись, говорили, что она врушка).
Как вы думаете, чему может научить вас этот рассказ?
(Тайны и секреты надо доверять только близким людям).
Человеку, который несправедливо отнесся к другому, должно быть стыдно перед самим собой.
6. Упражнение “Паутинка”.
– А давайте сплетем паутинку из добрых чувств и мыслей. (Сидя на полу).
(Дети говорят о том, что, чем их обрадовал товарищ, что в нем нравится, за что хотят поблагодарить).
А сейчас смотаем паутину обратно в клубок. (Ребенок, получивший клубок последним, начинает его сматывать).
Молодцы, вы у меня очень дружные дети!
7. – Как интереснее жить – с друзьями или без друзей?
(С ними весело, не выдаст секрет, защитит).
Этюд “Встреча с другом” (имитировать радость встречи).
Кого изображали дети?
(Когда они вместе, то им весело, а когда врозь – грустно).
Какие выразительные движения помогли вам узнать настроение друзей?
(плечи опущены, выражение печали на лице (грусть), объятия, улыбка, смех (радость)).
Динамическая пауза.
Давайте поиграем в “живые картинки”.
Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.
8. (Разыгрывание ситуации).
– А сейчас будем играть так, как обычно играете вы “Сережа играл в пароход”. Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова.
Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Владик. “Вова, - спросил он друга, - почему Владик плачет?”
“А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел, Поплыли дальше. Поревет и перестанет”.
Какими вам кажутся Сережа и Вова?
(равнодушными, невнимательными, неотзывчивыми, безжалостными).
Расскажите, что вы думаете о друзьях?
(они не посочувствовали Владику, не пришли на помощь, не объяснили правила дружбы, не проявили заботу).
А как бы вы поступили на их месте?
(Я бы подошел к Владику и разобрался, утешил, успокоил, посочувствовал ему и объяснил, что надо договариваться играть по очереди или вместе).
Молодцы! Вы знаете, как поступить, если друг оказался в беде.
9. Итог. Сюрпризный момент.
Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить и мою знакомую девочку, у которой еще нет друзей.
А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.
Теперь я спокойна за вас, я могу пригласить девочку в группу, и мы выясним причину, почему с ней не дружат. Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
10. Релаксационная музыкальная пауза.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Программное содержание.
Цель: развитие нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе.
Задачи:
- формировать опыт сотрудничества со сверстниками;
- закреплять знания детей пословиц и поговорок о дружбе;
- развивать речевые умения дошкольников;
- воспитывать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, умение участвовать в игре.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы по теме;
- заучивание пословиц и поговорок о дружбе;
- этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей;
- организация совместной игровой деятельности;
- обучение составлению рассказа о дружбе из собственного опыта.
Развивающая среда: ноутбук; телефон; кирпичи из поролона для дома; крыша для дома с написанными на ней правилами дружбы; буквы для слова «дружба»; магнитная доска; нарисованное дерево с написанным у его корней словом «дружба»; заготовки для аппликации, детали частей лица жильцов, клей, кисточки, салфетки; воздушные шары по количеству детей; обруч, полотно для ручейка, мешочки с песком.
Музыкальное сопровождение: песни из мультфильма «Крокодил Гена», «Вместе весело шагать», «Дружба».
Тип занятия: интегрированная непосредственно-образовательная деятельность с преобладанием образовательной области «Социализация».
Возраст детей: 6 лет.
Предполагаемые результаты: коммуникативные навыки: умение участвовать в совместной игре, дружеские взаимоотношения со сверстниками; обогащенная речь дошкольников.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, с каким настроением мы пришли сегодня в детский сад.
Психогимнастика
К солнышку мы потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Людям отдали
Всем улыбнулись!
И сказали: «Здравствуйте!».
Воспитатель. Какие мы все молодцы! Замечательно мы с вами поздоровались и своим приветствием пожелали здоровья и добра друг другу и гостям. И я вижу, что у всех у нас хорошее настроение.
Ребята, вы слышали какой-то звук. Это, наверное, нам пришло сообщение (открывает ноутбук). Ой, да это не сообщение, а видеозвонок. Сегодня у нас работает видеосвязь.
На экране появляется старуха Шапокляк и Шапокляк. Здрасьте вам! Узнали? Меня зовут Шапокляк. Мне так грустно и скучно одной. Из-за моей жадности воздушные шары унесли меня далеко от моего города, в котором я так хотела прославиться: обливала прохожих водой, стреляла в голубей из рогатки и всегда переходила улицу в неположенном месте. Но для своих злых дел я так и не нашла помощников. И вот теперь я оказалась в вашем поселке. Но и тут я не могу найти себе друзей. Я так надеюсь на вашу помощь и обещаю, что никогда не буду вредничать и хулиганить.
Воспитатель: Как же можем помочь Шапокляк?
Дети: Пригласим к нам в гости. Напишем объявление. Построим Дом дружбы.
Воспитатель: Давайте построим Дом дружбы, как герои известного мультфильма «Крокодил Гена». Шапокляк мы приглашаем тебя в гости в детский сад «Колокольчик».
Шапокляк. Я обязательно приду к вам в детский сад. До встречи!
Звучит фонограмма песни Шапокляк.
Дети . До свидания!
Воспитатель . А из чего же мы будем строить Дом дружбы?
Дети. Из дерева, кирпичей.
Воспитатель . Правильно самый прочный дом можно построить из кирпичей. А где же нам их взять?
Дети. Купить, попросить у кого-нибудь.
Воспитатель. Давайте позвоним в строительную организацию и закажем кирпичи.
Дети (разговаривают по телефону). Здравствуйте. Это строительная организация. А можно у вас заказать кирпич для строительства дома. Наш адрес: …, подготовительная группа № 2.
Воспитатель. А как мы будем строить дом, с чего начнем?
Дети . Сначала крепкий фундамент, стены дома, потом крышу.
В группу заходит рабочий с тележкой, наполненной кирпичами.
Рабочий. Вы кирпич заказывали?
Воспитатель и дети благодарят рабочего и подходят к куче кирпичей, воспитатель берет в руки кирпич, на котором написано задание.
Воспитатель. Ребята, дом наш необычный, поэтому и кирпич нам доставили необычный. А вот задание какое-то.
1 задание. «Составьте слово «дружба».
Воспитатель. Давайте прочитаем его все вместе.
Дети . Дружба.
Воспитатель. А что такое дружба?
Дети. Когда мы вместе играем, гуляем, не обижаем друг друга.
Воспитатель : Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
Дети : Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.
Воспитатель: Что друзья могут делать вместе?
Дети: Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.
Воспитатель : Молодцы! Мы выполнили первое задание, и можем заложить первый кирпич Дома дружбы.
Воспитатель: (берет кирпич и читает задание) Найдите родственные слова к слову «дружба».
Игра «Родственные слова». Дети подходят к магнитной доске. На ней закреплен рисунок дерева, в корнях которого написано слово «дружба».
Воспитатель: Давайте назовем слова похожие на слово дружба.
Дети: Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.
Воспитатель : А давайте проверим, согласно ли дерево с нами? Вот на дереве висят листики, прочитаем, что на них написано.
Воспитатель и дети читают родственные слова к слову «дружба».
Воспитатель. Молодцы! Мы справились со вторым заданием, и можем заложить еще один кирпич Дома дружбы.
Воспитатель : Вот еще один кирпич с заданием: «Паутина добрых слов», а вот и клубок дружбы. Ребята, я, думаю, вы знаете очень много добрых слов и готовы их сказать друг другу. Становитесь в круг.
Проводится игра «Паутина добрых слов».
Воспитатель: А теперь посмотрите, какая длинная паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас настроение?
Дети: Настроение радостное, веселое, потому что всем приятно слушать добрые слова.
Воспитатель: А вам было приятно говорить такие слова своим друзьям?
Дети: Да и самим было приятно говорить добрые слова друзьям.
Воспитатель . А теперь давайте аккуратно смотаем наш клубочек, чтобы в нем остались добрые слова.
Воспитатель : Еще один кирпичик дома дружбы мы заложили. А что же за задание на этом кирпичике: «Покажите, какая у вас крепкая дружба».
Ребята, я, думаю, нам поможет выполнить это задание игра «Дружные ребята».
Дети, повернувшись лицом друг к другу, берутся за руки и преодолевают препятствия (перешагивают через кочки, проходят в обруч, перепрыгивают через ручеек и т.д.). Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать».
Воспитатель. Молодцы, как вы друг другу старались помочь. Справились и с этим заданием. Ставим четвертый кирпичик.
Воспитатель берет еще один кирпич, читает задание: « Вспомните пословицы о дружбе».
Дети.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Один за всех, и все за одного.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Друг за друга держаться - ничего не бояться.
- Друзья познаются в беде.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились! Еще один кирпичик положили. Как быстро растет наш дом. А вот на этом кирпичике такое задание: «Повтори за мной».
Мне кажется, что с этим заданием мы справимся, если встанем парами, повернемся друг к другу лицом, и (называем имена детей) будут показывать движения, а их друзья должны быть их зеркальным отражением.
Воспитатель.
Головами покиваем, (выполняем подражательные
Носиками помотаем, движения в соответствии с текстом)
А зубами постучим
И немножко помолчим. (прижимаем указательные пальцы к губам)
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясем
И немножко отдохнем. (качаем расслабленными руками)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьем. (подпрыгиваем на месте)
Воспитатель : Справились с заданием, вот и следующий кирпичик, да здесь он не один, а посмотрите сколько. Давайте скорее достраивать дом.
Воспитатель : Вот и дом наш готов, но чего-то у него не достает.
Дети. Крыши.
Воспитатель . Правильно, крыши. А вот и она, когда же ее смогли доставить. Вы не заметили, ребята? А крыша не простая, на ней что-то написано.
- Помогать другу.
- Быть честным.
- Уступать.
- Не бояться просить прощения.
- Не грубить.
- Не жадничать.
- Не злиться.
Что же это за правила? Как вы думаете, ребята?
Дети . Правила дружбы.
Воспитатель : Благодаря нашим совместным стараниям Дом дружбы получился большим и красивым. Как много трудных заданий мы выполнили, и пока трудились, еще сильней сдружились. Но, чего-то, по-моему, еще у нашего Дома дружбы не хватает?
Дети : Окон. Людей. Жильцов.
Воспитатель : Кто будет жить в доме Дружбы? В нем нужно поместить друзей, чтобы было светло, весело и нашей Шапокляк не было скучно!
Дети делают аппликации портретов друзей, помещают их в окошках дома Дружбы. Звучит фонограмма песни «Ты да я, да мы с тобой».
Воспитатель : Замечательные жильцы у вас получились. Посмотрите, как озарился Дом дружбы радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец!
Появляется старуха Шапокляк с воздушными шарами. Звучит фонограмма песни Шапокляк.
Шапокляк . Здравствуйте, я сюда попала? Это д/с «Колокольчик», подготовительная группа №2. А это настоящий Дом дружбы? И в этом доме вы разрешите мне жить? (Обходит дом со всех сторон.)
Воспитатель . Да. А чтобы тебе не было скучно, мы тебе уже нашли друзей и поселили их в дом. Но помни, что больше ты никогда не будешь вредничать и хулиганить, а будешь соблюдать правила дружбы, которые написаны на крыше дома. Давайте все вместе вспомним их.
Дети и воспитатель озвучивают правила дружбы.
Шапокляк. Спасибо, ребята. Я все, все запомнила и буду учиться дружить. А сейчас я побегу покупать мебель для дома. Ой, шарики, возьмите, ребята, это я вам принесла, мне теперь ничего не жалко для друзей (раздает шары детям).
Шапокляк (кричит, убегая ) Жду вас в нашем Доме дружбы.
Воспитатель: Как приятно делать добрые дела. А еще приятнее делать их вместе с друзьями.
А теперь давайте встанем в круг, соединим свои ладошки и громко произнесем девиз нашей группы.
Главное – вместе,
Главное – дружно,
Главное – с сердцем горячим в груди,
Нам равнодушных не нужно?
Не нужно.
Скуку и лень ты из сердца гони!
Воспитатель. Вместе весело идем, нашу песенку поем.
Дети уходят, исполняя песню «Вместе весело шагать».
Надежда Прудникова
Цель занятия: расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях.
Задачи:
Продолжать учить детей уважению и вежливому общению с окружающими людьми;
Развивать воображение, внимание, память, умение анализировать, делать выводы;
Воспитывать желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения.
Предварительная работа: чтение рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово».
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, слайд-презентация, изображение карты, карточки с изображением различных поступков, дерево Вежливости, листики для дерева.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы хотите стать самыми вежливыми и добрыми детьми?
Дети: Да.
Воспитатель: В этом нам может помочь дерево Вежливости.
(Воспитатель вместе с детьми подходит к «дереву», на котором нет ни одного листика)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите на дерево, какое-то оно грустное и сухое. И скорее всего утратило свою волшебную силу. Надо срочно помочь стать дереву нарядным и веселым. Иначе люди могут позабыть добрые слова и тогда все вокруг начнут ссориться. Вы поможете мне отыскать листики для дерева Вежливости.
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Для того, чтобы найти все листики нам надо отправиться в необычную страну - Страну Добра. Эта страна носит такое название потому что все ее жители желают друг другу добра и счастья, пользуясь специальными словами, которые называются волшебными. Вы готовы начать наше путешествие?
Дети: Конечно!
Воспитатель: Тогда смотрите – вот перед нами карта этой страны (на мультимедийном оборудование показано изображение страны) . В этой стране находятся такие необычные города, как – Хорошие поступки, Доброта везде и всюду, Волшебные слова. В каждом городе нас будут ждать испытания. А теперь нам пора отправляться в путь. И первый город который мы посетим называется Хорошие поступки.
1-й город «Хорошие поступки»
Воспитатель: В этом городе давайте вспомним какие поступки надо совершать для того, чтобы не навредить окружающим.
(Дидактическая игра «Оцени поступок». Надо вместе с детьми подойти к столу, где разложены карточки с изображением различных поступок).
Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно картинки и помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки.
(Дети выбирают картинки).
Воспитатель: Почему вы выбрали именно эти картинки?
(Ответы детей).
Воспитатель: Вы дали верные ответы, поэтому жители этого города с радостью отдают вам несколько листиков для нашего дерева. Но этого недостаточно, чтобы дерево снова стало приносить людям пользу. Отправимся на поиски остальных листиков? И теперь наш маршрут лежит дальше к следующему городу. А как он называется вы сейчас сами и разгадаете.
(Словесная игра «Угадай слово». На мультимедийном оборудовании показан кроссворд. Воспитатель читает загадки, а затем показывает ответы).
Воспитатель:
По бумаге я бегу,
Все умею, все смогу.
Хочешь – домик нарисую,
Хочешь – елочку в снегу,
Хочешь – дядю, хочешь – сад,
Мне любой ребенок рад! (Карандаш)
Что за странная избушка
Поселилась над опушкой?
Ничто над землей висит
И пропеллером вертит.
Есть окошки, есть и двери,
А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)
А басит он лишь тогда,
Когда бьют его в бока:
Деревянные дубинки
Выбивают дробь по спинке. (Барабан)
В нем живет моя семья-
В доме, что стоит под елкой.
Я несу туда иголки,
Приношу добычу я.
Нас в лесу найти не трудно,
Лишь под ноги посмотри,
Назови меня скорей – Я рабочий… (Муравей)
Посмотри-ка, по дорожке
Ходят маленькие ножки.
На головке – гребешок.
Кто же это?. (Петушок)
Привезли мы в дом волшебный
Ящик необыкновенный.
Кнопку нужную нажми,
Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор)
В руки ты ее берешь
И на кнопку сильно жмешь.
А она как закрутится,
Заиграет, завертится,
Затанцует, запоет.
Кто игрушку назовет? (Юла)
Воспитатель: И у нас получилось слово – доброта! Какие вы молодцы! А теперь отправляемся в дорогу к очередному городу этой страны – Доброта везде и всюду.
2-й город «Доброта везде и всюду»
Воспитатель: Вот мы и прибыли в следующий город, но перед тем как приступить к новым испытаниям, я предлагаю вам немного отдохнуть.
(Физкультурная минутка).
А сейчас мы отдохнем и разминку проведем:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: Все жители этого города называют все, что их окружает ласковыми словами. И чтобы отдать нам листики, они хотят узнать умеете ли вы называть предметы ласково.
(На мультимедийном оборудовании задание: появляется изображение предмета. Воспитатель называет слово, а дети должны это слово произнести ласково)
Солнце – солнышко
Заяц – зайчик
Утка - уточка
Книга – книжечка
Кукла – куколка
Цветок – цветочек
Ваза – вазочка
Гриб – грибочек
Шар – шарик
Мяч – мячик
Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы успешно справились и получаете еще листики для дерева Вежливости. И перед тем как нам с вами отправиться дальше в путешествие предлагаю поиграть в игру, которая называется «Слушайте внимательно!»
(Социально-коммуникативная игра «Слушайте внимательно!»)
Воспитатель: Я вам буду говорить задание, а вы движениями должны отвечать.
Возьмитесь за руки те, кто любит мороженное.
Топните ногой те, кто хочет обижать друзей.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
Хлопните в ладоши те, кто не помогает маме.
Поставьте руки на пояс те, кто любит ходить в гости.
Разведите руки в стороны те, кто любит делать пакости.
Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.
Воспитатель: Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет! И мы можем смело все вместе продолжить наше путешествие. Следующий город, в который мы отправляемся называется Волшебные слова.
3-й город «Волшебные слова»
Воспитатель: Вспомните, ведь мы тоже знаем рассказ с таким названием «Волшебное слово». Его автор – писательница Валентина Осеева. И вот и задание: вам нужно ответить на несколько вопросов по этому рассказу, и тогда жители этого города отдадут нам остальные листики для нашего чудо-дерева.
(На мультимедийном оборудование появляются картинки из повести «Волшебное слово» В. Осеевой).
1. Как звали главного героя этого рассказа? (Павлик) .
2. Назовите мне волшебное слово, которое старичок сказал Павлику. (Пожалуйста) .
3. В каких случаях волшебное слово помогло Павлику? (Ребята перечисляют) .
4. Какие ещё «волшебные слова» Вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, до свидания, приятного аппетита, простите ). Как по-другому можно назвать эти слова? (Вежливыми) .
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь мы можем отправиться назад к нашему дереву и украсить его всеми листиками, которые нам удалось вернуть в путешествии по Стране Добра.
(Воспитатель вместе с детьми подходит к «дереву»).
Воспитатель: Пусть это дерево напоминает вам о том, чтобы вы никогда не забывали употреблять в своей речи вежливые слова.
(Под «деревом» воспитатель находит подарки для детей)
Воспитатель: Вот и путешествие подошло к концу. Но завтра наступит новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Можете пожелать друг другу здоровья, сказав слово «здравствуйте». Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Цель: социализация детей в условиях детского коллектива.
Задачи:
— формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом;
— развивать у детей чувства эмпатии;
— развивать умение соотносить речь с движением в пальчиковой игре и хороводе;
— закреплять умение аккуратно намазывать клей на детали и приклеивать их.
Оборудование: куклы, оборудование для препятствий (канат, обручи и т.п.), круг из картона жёлтого цвета на синем фоне, трафареты ладошек детей, клей, кисточки, тряпочки, картинки с изображением различных ситуаций о дружбе и ссоре, аудиозапись песни «О дружбе».
Ход занятия.
(Дети входят в группу, встают полукругом, на стульчиках сидят куклы, отвернувшись друг от друга.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это случилось с нашими куклами?
(Ответы детей: они поссорились, отвернулись, поругались.)
Воспитатель: Я поссорился с дружком, мы с ним больше не играем
И друг с другом не болтаем, мы с ним больше не вдвоем.
Каждый со своей обидой целый день один сидит.
Каждый о своей обиде без умолку говорит.
Воспитатель: Ребята, вы хотите наших кукол подружить?(Ответы детей: да, хотим.) А у вас есть друзья в группе? Назовите, кто ваш друг (подружка). Что же такое дружба?
(Ответы детей: когда не ссорятся, играют вместе, держатся за руки, помогают друг другу, делятся игрушками, сладостями и т.п.)
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Да-нет». Я буду показывать вам картинки, а вы мне будете «да», если дети на картинке дружат и «нет», если не дружат.
Игра «Да-нет».
Воспитатель: Дружба — это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей.
Игра — имитация «Настроение».
Воспитатель: Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).
А теперь нам стало грустно, нахмуримся (дети хмурятся).
— Ребята, когда мы с вами хмуримся, то мы грустим, а когда улыбаемся, нам так хорошо, радостно. Улыбнитесь и нашим куколкам. Может им станет тоже радостно и они захотят помириться?
— А сейчас покажем нашим гостям, какие мы с вами дружные, и нам не страшны ни какие препятствия. У нас в группе появилась «дорожка дружбы». Надо, держась за руки, помогая друг другу, парами пройти её.
Подвижная игра «Друг без друга нам нельзя».
(Воспитатель ставит несколько препятствий на пути детей и показывает как пройти на примере с одним ребёнком. Дети, повернувшись лицом друг к другу, держат друг друга за ручки и преодолевают препятствия: перешагивают через кубики, прыгают из обруча в обруч и т.д.)
Воспитатель: Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали.
Мы на стульчики пойдем и немного отдохнем. (Дети садятся.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, помирились наши куколки? (Ответы детей: ещё нет.) Тогда покажем им, что у нас в группе дружны не только девочки и мальчики, но дружны и наши пальчики.
Пальчиковая игра «Дружные пальчики».
Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и
Девочки и мальчики. выпрямлять их)
С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев
Маленькие пальчики. обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой
Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями)
Воспитатель: Вот и согрелись наши ручки и пальчики, как от солнышка. Тёплого, доброго, приветливого, как дружба. Посмотрите на это солнышко. Какое оно? (Ответы детей: жёлтое, круглое, большое…) А чего не хватает у солнышка? (Ответ детей: лучиков!) Правильно! А где же мы возьмём лучики? Может эти подойдут? (Показывает вырезанные трафареты ладошек детей.) Что это? (Ответы детей: наши ладошки.) Они похожи на лучики солнышка?(Ответ детей: да!) Давайте приклеим наши дружные ладошки к солнышку вместо лучиков.
Аппликация: «Протянем свои ручки навстречу солнышку».
(Коллективная работа по приклеиванию своих ладошек к солнышку. Дети выполняют работу, после оттирают руки салфетками.)
(Встаем полукругом, воспитатель обращает внимание на кукол).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и помирились! Теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод вокруг нашего солнышка и кукол, улыбнемся друг другу и станцуем.
(Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)
Воспитатель: Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!