Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Консультация «Надо ли учить дошкольника читать. Правда ли, что в школу надо идти уже умея читать? Обучение ребенка буквам и чтению до школы – это необходимость или прихоть родителей

Практически для всех современных родителей научить ребенка читать и писать стало своего рода спортивным соревнованием. С появлением моды на всевозможные методики раннего развития, родители буквально устраивают перегонки: чей ребенок научился раньше читать.

Ни для кого не секрет, что времена, когда мы считались самой читающей страной в мире, ушли безвозвратно. Теперь мы не можем похвастаться таким культурным уровнем, однако в этом не стоит винить развал Советского Союза. Появление компьютеров, видеоигр, телешоу и самых разнообразных фильмов намного больше привлекают молодежь, чем книги. Однако психологи и педагоги утверждают, что существует еще одна причина снижения у молодого населения любви к книгам - это раннее обучение чтению .

Зачастую, как уже было сказано, родители воспринимают умение ребенка читать как некое собственное достижение. Желание и заинтересованность в этом процессе самого ребенка заботливых мам совсем не интересует. Вот и получается, что обучая малыша читать, мы одновременно прививаем большую неприязнь к этому действу. Когда дети вырастают, и мамы уже не так сильно влияют на них, они просто перестают читать, ведь книга ассоциируется у них с ужасной скукой и обязаловкой.

Так все-таки , есть ли определенный период, когда ребенка нужно учить читать? Как узнать этот момент и как правильно начать обучение, чтобы не отбить навсегда желание читать у своего малыша?

Модные методики

Сейчас, в период огромного количества информации и новых педагогических и психологических теорий, в мир воспитания ребенка ворвалась мода на раннее развитие. Большое количество психологов хором утверждает, что познавательная активность ребенка наиболее интенсивна в период от 3 месяцев до 3 лет . Объясняют свой выбор возраста психологи тем, что именно в этот период человеческий мозг впитывает всю информацию, которую получает.

Один из основных идеологов раннего обучения - японский ученый Масару Ибуки даже выпустил книгу «После 3 уже поздно», в которой утверждает, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Возможность перегрузить ребенка информацией педагог отбрасывает, говоря о том, что детский мозг перестает воспринимать информацию, когда ее слишком много и просто отключается.

Кроме Масару Ибуки, существует огромное количество солидарных с ним ученых, например Глен Доман, Зайцев и так далее. Все они утверждают, что чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспринимает новую информацию.

Будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную жизнь родители не подозревают, что в раннем обучении существуют подводные камни.

Почему же раннее обучение получило такую неимоверную популярность среди молодых родителей? Этому есть различные объяснения. Одним из них является попытка родителей компенсировать свои неудачи в прошлом . Они хотят сделать из своего ребенка вундеркиндом не для его блага, а для того чтобы удовлетворить свое самолюбие. Возможно, кто-то не достиг желанных целей, не добился той жизни, которой хотел и теперь через ребенка пытается реализовать себя. Не стоит думать, что эти родители - монстры и намеренно издеваются над малышом. Зачастую такая мотивация воспитать ребенка-гения у них абсолютно не осознана, и они искренне верят, что ребенок сам этого хочет, что ему это интересно и что родители стараются для своего малыша. Но будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную учебу и дальнейшую жизнь родители даже не подозревают, что в таком раннем обучении существуют подводные камни.

Что там, в голове?

Существуют три основных этапа развития и созревания мозга. Процесс этот длительный и происходит от рождения и до 15 лет.

С начала беременности и до трех лет в детском мозгу формируются те структуры и системы, которые будут отвечать за физическое, эмоциональное состояние ребенка, а также за его познавательные способности. Эти структуры называются первым функциональным блоком мозга.

После трех и до 7-8 лет развивается второй функциональный блок. Этот блок отвечает за восприятие малыша. Органы зрения, слуха, обоняния и осязания будут контролироваться именно этим блоком.

До 12-15 лет развивается последний третий блок. Этот блок контролирует и организовывает активную и сознательную психическую деятельность ребенка.

Вы видите, что существует определённая последовательность развития функций мозга. Без первой ступени не может развиваться вторая и так далее. Когда мы пытаемся перепрыгнуть один уровень развития, мы рискуем прийти к негативным последствиям. Сбой программы развития мозга может повредить те процессы, которые происходят в мозгу и которые должны развиваться в определенное время и при определенных условиях.

Разумеется, негативного эффекта раннего обучения можно и не заметить в течение нескольких лет, однако они все равно рано или поздно проявятся. А проявиться такие сбои в программе мозга могут в виде неврозов, заикания, нервных тиков , да и просто в проблемах с социальными контактами.

Что касается именно раннего чтения, то стоит сказать, что этот процесс из-за своей тяжести для маленького ребенка, вызывает сильный приток крови к головному мозгу, ослабляя тем самым кровоснабжение дыхательных и пищеварительных органов.

К тому же не стоит забывать о вреде для зрения . Все офтальмологи дружно заявляют, что учить читать ребенка, не достигшему пятилетнего возраста - это значит своими руками портить ему зрение. Цилиарная мышца, которая отвечает за зрение, развивается как раз до 5-6 лет, заставляя ребенка так сильно перегружать глаза до этого возраста, вы рискуете разить у ребенка близорукость.

Верить ли в раннее обучение?

Подобные методики действительно заинтересовывают не только с педагогической точки зрения, но и с точки зрения любящих родителей. Кто бы не хотел, чтобы ребенок знал английский язык уже с шести лет, решал задачи уровня средней школы, будучи в первом классе. Картина действительно привлекательная и как утверждают авторы методик - реальная и выполнимая. Но об эффективности этих методик мы слышим только от самих авторов, а вот про их вред в один голос говорят многие врачи и педагоги. Помогает и статистика, согласно которой дети, позднее научившиеся читать и писать, в школе учатся намного успешнее своих «ранних» сверстников.

Юные дарования

Еще одним минусом, о котором никогда не упоминают авторы методик раннего развития - это десоциализация ребенка . Дело в том, что возраст от 3 до 7 лет - это период, когда основная деятельность ребенка - это общение и познание основных моральных норм и законов. В этом возрасте малыш должен постоянно общаться со сверстниками и взрослыми, учиться контактировать с людьми, находить общий язык, свободно чувствовать себя в социуме. А вместо этого ему нужно сидеть за книгой вместе с вами. Разумеется, в такой ситуации, ни о какой адаптации к обществу не будет идти и речи, ведь у ребенка просто отбирают возможность заниматься тем, чем он должен заниматься в этом возрасте.

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность.

Основная форма деятельности ребенка в этом возрасте - это игра . Именно играя, ребенок учится общению, разделяет добро и зло, хорошие и плохие поступки. Этап обучения наступает у малыша позже - когда он идет в школу и уже готов к этому. Поклонники же раннего обучения, не дожидаясь психологической готовности малыша, сразу же окунают его в процесс обучения, не задумываясь о том, что это крайне сложно для ребенка этого возраста.

Именно и поэтому новоиспеченные одаренные дети, которые читают с двух лет, пишут с трех и знают наизусть несколько десятков стихов так и не находят друзей среди сверстников. Зачастую они замкнуты и малообщительны, не умеют находить общий язык с окружающими, и не идут на контакт.

Еще более опасной является сегодняшняя тенденция обучать ребенка не только чтению, но и точным наукам в возрасте до пяти лет. Таким образом, у ребенка напрочь отключается воображение , образное мышление, а ведь это так важно для развития малыша.

Как же учить?

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность . Если вы сами понимаете, зачем ребенку уметь читать, вы без труда объясните ему это и мотивируете на обучение.

Некоторым родителям хочется научить ребенка-дошкольника 6 лет некоторым правилам чтения и счета, но что если никакой охоты заниматься у ребенка нет? Надо ли учить ребенка читать и считать до школы против воли, насильно?

Педагогически верный, прямой ответ на этот вопрос прост: насильно учить детей не рекомендуется, тем более — в дошкольном возрасте. Однако вся двусмысленность тут в словах «насильно, против воли». Что, собственно, это значит?

Почему ребенок 6 лет не хочет считать и читать?

Если ребенку не нравится заниматься, учиться, повторять буквы, пробовать читать или считать - это может быть по разным причинам. Возможно, ребенок нездоров или имеет отклонения от нормального развития. Возможно, старшие дома слишком стесняют его всяческими запретами и он стремится отделаться от их опеки и поучений, ему всегда приятней убежать играть с одногодками, чем превращаться в объект педагогических усилий папы или мамы. Возможно, он не привык к труду, он любит заниматься только тем, что интересно, увлекательно, а папа и мама учат его алфавиту и чтению отнюдь не интересными способами. Наконец, возможно, что ребенок вполне здоров и нормален и вначале хотел бы даже поучиться, но старшие допускали грубые методические ошибки в обучении, и у ребенка весь интерес выветрился.

Иначе говоря, «воля» ребенка в таких случаях полностью зависит от знаний и умения взрослых. Если они начнут ежедневно приставать к шестилетнему мальчишке с нотациями о вреде неграмотности, тогда вполне возможно возникновение упорного отвращения к учебе, к занятиям с родителями.

Но разве не говорил Ушинский: «Заставьте мальчика выучить полдесятка букв, требуйте этого, - и он одолеет эти буквы со слезами и трудом. Заставьте его сделать то же самое в игре, - и он играючи все одолеет»?

Иначе говоря, надо уметь заинтересовать ребенка, уметь повести обучение так, чтобы он и не замечал, что учится. Взрослым рекомендуется подумать и найти интересные приемы работы и с алфавитом, и с цифрами, и с заучиванием стихов, и с пением - с чем угодно. Превратите обучение в игру, играйте «честно» и с азартом (честно - значит, соблюдайте все условия игры, никогда не прячьтесь за свои права взрослых), умейте и посмеяться и посокрушиться о своем действительном или мнимом проигрыше, умейте разнообразить игру вариациями.

Не умеете? - не огорчайтесь - многие этого не умеют. Попробуйте поучиться. Приглядитесь к себе, вините себя и свою малую находчивость во всех случаях, а не «странные капризы» ребенка. Не выйдет одно - примитесь за другое, рано или поздно нащупаете удачный путь. Нет времени, нет желания? Вот тогда впору отступиться и вспомнить заповедь педагогики, что насильно детей лучше не учить до школы читать, считать и писать . Вот тогда заповедь эта вполне на месте: не можете играть, не можете увлечь, не можете превратить детское «не хочу» в «хочу»… Что ж, не можете, и не мучьте себя и маленького человечка. В школе он попадет в умелые руки.

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше - ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.
Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.
● С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.
● В трехлетнем возрасте и до пяти лет - восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.
● Как считают офтальмологи раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз - может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.
● Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.
● Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.
Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
● у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
● у ребенка отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
● ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо - влево;
● фонематический слух ребенка достаточно развит - он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

В заключении подчеркнем еще раз: раннее чтение совсем не обязательно для ребенка. Если ваши занятия ребенок отвергает, значит, ему еще рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите ребенку радость общения, радость детства.

Разворачивающийся перед глазами ребенка мир несет ему информацию более широкого содержания, чем освоение букв и цифр. Обучение чтению можно рассматривать как деятельность прикладного значения, аккуратно, по желанию малыша, в игровом плане входящую в его жизнь. Всему свое время.

Психофизическое благополучие ребенка, как и взрослого, предполагает физическое, психическое, эмоциональное здоровье.

И это главное в период детства.

Я не собиралась рано учить дочку читать. А в пять лет она сама научилась. Конечно, не совсем сама, минут 15 на объяснения я потратила. Но если бы от меня потребовались более значительные усилия, особо усердствовать я бы не стала. Я считала, что для обучения чтению и письму существует школа.

Но вот в конце первого класса нашему знакомому мальчику потребовался репетитор по математике. Педагог в первый же день объяснил обескураженным родителям, что все их проблемы с математикой ― от чтения. Ребенок читает не бегло, он тратит слишком много усилий на сам процесс чтения, и у него не остается энергии на то, чтобы осмыслить суть задания. Или неправильно решает задачу, потому что неправильно прочитал условие. Вот как бывает, оказывается! До этого случая я не задумывалась: каким образом дети, не умеющие читать, должны выполнять домашнее задание? А каким образом дети, не умеющие писать, должны его записывать? Современные программы просто не рассчитаны на таких ребят! Со второго полугодия первоклашки должны самостоятельно заполнять дневники, им за это отметки ставят. Я представила, что мне пришлось бы самой читать дочке все тексты по литературному чтению, по окружающему миру. Ужаснулась ― и сразу стала убежденным сторонником обучения чтению в дошкольном возрасте! Младшую буду учить уже целенаправленно! Одна мама в своем блоге про воспитание и развитие вообще пишет, что будет учить сына читать в 2,5 года!

Есть мнение, что подготовленному ребенку в школе будет скучно. Не будет! Прошли те времена, когда в школе учили «по слогам читать слова». Во многих школах в первом классе начинают изучать английский язык, во втором ― римские цифры, сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком, в третьем начнется геометрия. Сейчас быстрее интерес к учебе потеряет тот, кому ТЯЖЕЛО учиться, у кого ничего не получается. Кстати, наш знакомый мальчик после занятий с репетитором и первых «пятерок» сказал маме: «Давай попросим домой самостоятельную работу! Я хочу еще больше пятерок получить!»

Некоторые мамы говорят: «Я не буду мучить своего ребенка, у ребенка должно быть детство!» Я тоже против мучения, однако весь фокус в том, что маленьким детям нравится учиться. Сама природа запрограммировала их таким образом, чтобы они как можно быстрее усваивали знания, необходимые для жизни. Так какие родители на самом деле «мучают» ребенка ― те, которые учат читать до школы, или те, которые обрекают его на двойную или даже тройную нагрузку в первом классе?

Перед родителями старших поколений такой вопрос стоял не остро. Ну, научился дошкольник читать как-то с бабушкой или старшей сестрой, и слава богу, а нет - так получит букварик и будет учиться читать с учителем в первом классе целых полгода. В наше время всеобщего ускорения все развивается быстрее, дети умеют включать компьютер раньше, чем говорить, и при поступлении в школу обязательным является умение читать хотя бы по слогам. В ином случае маленькому ученику будет тяжело угнаться за сверстниками и это может быть одним из первых конфликтов со школой.

Нет единого возрастного критерия для начала обучения. Все строго индивидуально и зависит от общего развития ребенка. Специалисты в области педагогики называют средний возраст, когда дети готовы к началу обучения чтению 4,5-5 лет, но, немало деток успешно учатся читать и в 2-3 года. Общее, на что стоит обратить внимание родителей – это восприятие ребенка окружающего мира в целом.

Итак, первостепенно обращаем внимание на то, как ваш сын или дочь умеет говорить, слышать, различать звуки и передавать их, умеет ли он связно описать событие, как ориентируется в пространстве –«верх-низ, право -лево», не требуется ли ему помощь логопеда. Дело в том, что, отделы мозга, отвечающие за различные процессы, развиваются поочередно. И если начать развивать функцию, которая еще не созрела, можно получить дополнительные проблемы в виде гиперактивности, чрезмерной возбудимости и т.д.

Ни в коем случае нельзя малыша заставлять обучаться. Называть буквы и составлять слова должно быть для маленького ученика увлекательной игрой. Хорошо, даже просто необходимо, с младенческого возраста окружать ребенка книгами. Если яркие, с красивыми картинками книжки станут любимыми игрушками, а чтение сказки или стишка кем-то из взрослых – любимым занятием, то и желание самому научится понимать эти волшебные буквы, станет для ребенка ближе.

Что нужно помнить родителям. Во-первых, не пытайтесь начинать обучение в целях создать гения, что бы хвастаться перед знакомыми «самым умным ребенком», во-вторых, больше читайте с ребенком, учите стишки, развивайте речь, память, моторику, фонетику. Обучающих методик есть множество, поэтому ознакомьтесь сначала с предлагаемыми методами, выберите, что более подходит вам и вашему малышу и начинайте регулярные занятия.

Если вы готовитесь вести ребенка в детский сад, узнайте, как там обстоит дело с развивающими занятиями. Сейчас во многих садиках опытные воспитатели успешно проводят занятия с детками по самым различным методикам, но если вы, по каким-то причинам решили заниматься сами, то в первую очередь, организуйте себя. Ваше обучение будет успешным только в том случае, если оно будет регулярным, если вы будете терпеливы и последовательны.