Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Кровная месть: в чём суть традиции. Что значит "кровная месть" Что такое кровная месть определение

Кровная месть – атавизм человеческого общества, хотя в удаленных местах, например, горных деревнях Сицилии, она практикуется до сих пор. Мы решили обратиться к истории, чтобы понять, как формировался этот обычай, и как кровную месть разрешали бескровно.

«…Что творилось бы на земле, если б люди, вопреки всяким доводам рассудка, только и знали, что сводили друг с другом счеты? Разве не в этом проклятье Сицилии, где мужчины так заняты кровной местью, что им некогда зарабатывать хлеб для семьи». Дон Корлеоне.

«Око за око»

Традиция кровной мести уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества, когда не то что понятия права в его современном значении, но и понятия государства толком не существовало. Однако, невзирая на этот факт, имели место своего рода первобытные, самые примитивные и ясные на полу-инстинктивном уровне понятия о справедливости.

Всем известная формулировка «око за око, зуб за зуб» происходит из Ветхого Завета (Левит, 24, 20), и отнюдь не ограничивается лишь этим положением. В дополнение к нему, не считая параллелей в других главах Пятикнижия, приводится формулировка «перелом за перелом» и «…убивший человека должен быть умерщвлен» (Левит, 24, 21). Знаменитые законы Хаммурапи придерживаются схожих установок, если речь идет о людях одинакового статуса. Подобного рода положения в древних правовых системах в основе своей имеют тот же принцип, что и традиция вендетты – а именно принцип равного воздаяния за преступление, согласно которому убийца должен быть убит. Дальнейшее развитие властно-правовых механизмов привело к тому, что монополия права на наведение «справедливости», осталась за государством. Институт же кровной мести в подавляющем большинстве случаев оказался в положении преследуемого в уголовном порядке атавизма, характерного для традиционных обществ (где обычаи и традиции в общественной жизни доминировали над системой государственных законов).

Северные обычаи

Если говорить о территории нашей страны, то в современном российском уголовном праве мотивы кровной вражды при совершении убийства являются отягчающим обстоятельством, влекущим за собой более суровое наказание. Но при этом, как и в других европейских странах, данная традиция имела место на территории России в раннем средневековье.

Кровная месть в Северной Европе (в первую очередь, в скандинавских странах), шла рука об руку с правом наследования имущества – а именно, порядок отмщения за убитого члена семьи в ряде случаев имел ровно ту же последовательность, что и порядок получения наследства (сын – отец – брат – сын сына и так далее). Параллельно с правом на отмщение, существовало право на выкуп, передаваемое в пострадавшей семье по тому же принципу. Со временем отмщение убийце перестало носить обязательный характер, превратившись скорее в право на возмездие с альтернативой взятия денежной компенсации – причем этот процесс происходил задолго до фиксации данного положения в письменных источниках, сохраняясь в устной традиции. В скандинавских сагах, так или иначе касающихся данного сюжета, право взять долг кровью стоит значительно выше принятия материального выкупа за погибшего. В некоторых областных сборниках средневекового скандинавского права имеется положение о том, что убийца может предложить выкуп семье погибшего не раньше, чем через год после своего деяния, и весь срок до этого он автоматически подлежал отмщению без права откупиться – фактически, объявлялся вне закона и мог быть безнаказанно убит. Одновременно с этим, мужчины, медлившие с отмщением, подвергались осуждению со стороны окружающих, и, в первую очередь, со стороны женщин своего же рода, не имевших возможности отомстить собственноручно, но заботившихся о репутации семьи.

Варварские правды (своды законов, существовавшие в Европе на заре создания государственности), также регламентировали порядок отмщения за совершенное убийство. Равно как в раннесредневековой Скандинавии или в Древней Руси, институт кровной мести был постепенно вытеснен получением семьей убитого денежной компенсации (вергельда). Что касается древнерусских правовых норм, подобного рода штраф назывался вирой, и мог выплачиваться представителям государственной власти общиной по принципу круговой поруки. В таком случае штраф назывался «дикой» или «повальной» вирой, но взимался он лишь в том случае, если конкретный убийца найден не был (или, иными словами, община предпочла его не выдавать).

Мусульманский Восток

В средневековом мусульманском мире в качестве меры наказания за убийство также была установлена выплата денежного штрафа, называвшаяся дийя. Параллельно с выплатой штрафа, убийца был обязан освободить верующего раба, находящегося у него в услужении, если же такой возможности у него не было – он обязан был поститься не меньше двух месяцев, что также могло свидетельствовать о его раскаянии перед Всевышним. Необходимо принимать во внимание тот факт, что в Аяте, регламентирующем данную ситуацию, речь идет лишь о том, что можно назвать убийством по неосторожности: «…не следует верующему убивать верующего, разве что по ошибке». И даже в этом случае родственники погибшего могут отказаться от выплаты штрафа, потребовав казни преступника. Если же речь идет об умышленном лишении жизни мусульманина, то, помимо вечных мук в загробной жизни, убийце было уготовано немедленное объявление вне закона с последующей казнью.

Вендетта

В южной Италии, а также на островах Сардиния и Корсика, институт кровной мести имел весьма широкое распространение вплоть до начала ХХ века, а в ряде случаев существует и до сих пор, что, впрочем, не сильно удивляет – хорошо известное всем слово «вендетта» проникло в массовую культуру именно из этого региона. Также весьма распространенным это явление было на Балканах, в частности, в Черногории, где рецидивы кровной мести случаются до сих пор. Черногорская традиция предписывала мстить не только за убийства, но и за преступления против чести, причем долг отмщения накладывался на всю семью, и обидчиками объявлялся также не конкретный человек, совершивший злодеяние, но любой мужчина из клана убийцы, что могло запустить механизм кровной вражды на долгие годы. При этом женщина могла не только воспитать своих детей в духе отмщения, но и совершить акт возмездия безнаказанно – убийство женщины или ребенка по мотивам кровной мести означало бы для мстителя позор, который было бы невозможно смыть до конца жизни. Наряду с этим, существовал также обычай примирения, который, в случае успеха, зачастую скреплялся семейными узами между ранее враждовавшими кланами. Разумеется, на протяжении времени этот жестокий обычай встречал резкое осуждение у представителей как светской, так и церковной власти страны. Существенным позитивным сдвигом в традиции можно было назвать то, что в какой-то момент справедливым стало считаться воздаяние только убийце, а не всей его семье.

На данный момент, невзирая на тот факт, что убийство с целью возмездия является в Черногории тяжким преступлением, мстители зачастую вызывают сочувствие у местных жителей – месть, хоть и не в законе, но в общественном мнении до сих пор носит характер не отягчающего, а наоборот, смягчающего вину обстоятельства.

КРОВНАЯ МЕСТЬ - КРОВНАЯ МЕСТЬ - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода, который состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. В РФ обычай К.м. существует среди некоторых народов Северного Кавказа. В УК РСФСР была установлена ответственность за К.м. в порядке,установленном положением о примирительном производстве по делам о К.м. (преступ-, ление, составляющее пережиток местных обычаев). В УК РФ мотив К.м. - один из.отягчающих обстоятельств убийства.

КРОВНАЯ МЕСТЬ

КРОВНАЯ МЕСТЬ - обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода, который состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. В РФ обычай К.м. существует среди некоторых народов Северного Кавказа. В УК РСФСР была установлена ответственность за К.м. в порядке,установленном положением о примирительном производстве по делам о К.м. (преступ-, ление, составляющее пережиток местных обычаев). В УК РФ мотив К.м. - один из.отягчающих обстоятельств убийства.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

КРЕСТЬЯНСКОЕ - КРЕСТЬЯНСКОЕ (фермерское) ХОЗЯЙСТВО самостоятельный хозяйствующий субъект с...
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА система разработанных рекомендаций по планированию...
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ - КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ совокупность знаний об определенном...
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА изучение, анализ, оценка экономических,социальных.культурновоспитательных и...
КРИТИЧЕСКАЯ - КРИТИЧЕСКАЯ (радикальная) КРИМИНОЛОГИЯ течение в западной криминологии, ...
КУЛЬТУРНАЯ - КУЛЬТУРНАЯ (культурнонациональная) АВТОНОМИЯ в конституционном праве предоставление...
КУПЛЯ-ПРОДАЖА - КУПЛЯПРОДАЖА си. Договор куплипродажи. ...
КУПОННЫЙ ЛИСТ - КУПОННЫЙ ЛИСТ лист, прилагающийся к акции.. облигации...

Чем продиктованы действия человека, задумавшего пойти против закона? У него должен быть мотив. У убийц он тоже есть и довольно разный. Некоторые, такие как «кровная месть», признаются квалифицирующими, что существенно отягощает наказание за преступление.

Определение

Законодатель еще в июле 2007 года, приняв отдельный закон, решил вывести указанный вид убийства в отдельный пункт «е.1». Теперь это одно из преступлений части 2 Уголовного кодекса РФ.

Общее понятие мести, подразумевает ответ на насильственные действия или совершение потерпевшим других действий, расцениваемых второй стороной как обида.

Если же мотив у преступника «кровная месть», то им движет не просто обычная неприязнь, возникшая к человеку, а единая цель - действовать в рамках обычая.

Некоторые регионы государства и до сегодня имеют подобные опаснейшие пережитки. Случаи убийств связаны с желанием оскорбленного лица или его родственников во что бы то ни стало отомстить за причиненную обиду. Подобный процесс опасен тем, что может вовлекать в себя целые группы людей и повлечь множественные случаи умышленного лишения жизни.

Видео о статье 105 Уголовного кодекса РФ

Характерные черты


По ряду характерных признаков можно отличить кровную месть от простой ее формы:

  1. Кровная - основывается на возмездии за обиду, продиктованную народным обычаем, особенность которого - добиться «справедливого наказания» через убийство «по крови». Сама обида, вызывающая подобное карательное насилие, различна. От оскорблений тяжкого характера при совершении действий или причинения увечий, до лишения жизни (в том числе по неосторожности);
  2. Направленность обычной - индивидуальная. Она нацелена на определенного человека. Если же говорить о месте кровной, то здесь круг пострадавших выходит за пределы личности обидчика, включая всех его кровных родственников. Потерпевших может быть намного больше;
  3. В обычной, мотиву принадлежит основное значение. Что же касается кровной, то здесь ключевая роль отводится самой цели деяния, и факту ее достижения.

Квалификация

Для преступника объектом мести становится не только потерпевший, но и его родственники.

Субъектом выступает лицо, относящееся к группе, оценивающей месть по крови, как обычай.

Место, где было совершено убийство, принадлежность виновного к определенной национальности квалифицирующей роли не играют.

Чтобы верно обозначить квалификацию убийства человека, совершенного по мотиву кровной мести, нужно знать основные моменты:

  1. Месть должна расцениваться убийцей, как способ отстоять свои интересы, защитить честь и достоинство, как свое, так и своего родственника. Обычай подразумевает наличие обязанности отмщения у самого лица или его родственников. Должны быть доказательства того, что он полностью осознает причину деяния и считает ее единственно возможным способом отомстить обидчикам;
  2. Родовой объект преступления - безопасность гражданина, права, свободы, интересы и блага. Видовой объект по п. «е1» - безопасность человеческой жизни. Главный объект - отношения в обществе, которые предоставляют потерпевшему возможность пользоваться своим главным правом - жить.
Важно! Правильная квалификация возможна только в том случае, если виновное лицо признавало на момент совершения деяния обычай кровной мести и действовало, руководствуясь именно им.

Нюансы при расследовании

Подобные уголовные дела требуют для подтверждения квалификации назначения судебно-психологической экспертизы.

Это необходимо, поскольку только специалист-психолог может точно установить:

  • действительно ли у подозреваемого была такая мотивация;
  • осознает ли он роль мотива в создании условий для совершения преступления;
  • имело ли место психологическое воздействие группы, повлиявшее на решение реализовать свой умысел посредством кровной мести.

Состав


Кровная месть - одно из отягчающих обстоятельств, раскрывающее мотив и цель убийства, поэтому она входит в структуру субъективной стороны деяния.

Подозреваемым может выступать потерпевший и/или его родственник (родственники), которые согласно норм обычая имеют право на отмщение.

Субъект - это гражданин:

  • вменяемость которого доказана;
  • достигший возраста 14 лет;
  • при условии, что он относится к отдельной группе, придерживающейся обычаев мести по крови.

Обычно умысел нацелен на мужскую линию. Но в некоторых случаях, если в роду отсутствуют мужчины, обычай распространяется и на женскую половину.

Важно! Иногда лицо не желает убивать, но совершает деяние под страхом остракизма (изгнания) из своей общины. Порой мотив носит неосознанный характер.

Потерпевшие


При исследовании практики расследования и рассмотрения дел подобной категории в суде, можно выделить особые признаки потерпевших:

  • обычно в таких делах это лицо, относящееся к мужскому полу;
  • потерпевший никогда не связан родственно с виновником;
  • потерпевшим может стать и лицо, непричастное непосредственно к причинению обиды подозреваемому, и это всегда родственник обидчика;
  • возрастные категории потерпевших в преступлении различны. Умысел может быть направлен даже на детей и пожилых лиц (обычно умысел нацелен на мужскую часть родственников);
  • потерпевшие - обычно представители кавказских народностей;
  • потерпевший и преступник находятся в напряженных отношениях, на почве которых совершается убийство;
  • поведение потерпевшего обычно предрасполагает подозреваемого и мотивирует его совершить преступление;
  • потерпевший до момента совершения в отношении него преступления, совершая акт обиды (в т. ч. в виде убийства), понимает, что такие действия вызовут реакцию в виде серии кровных убийств;
  • потерпевший осознает противоправность своих действий, объясняя их необходимостью кровного отмщения.

Наказание


За каждое из видов убийств, в том числе и за убийство человека по мотиву кровной мести, Уголовный кодекс предусматривает следующие справедливо суровые меры наказания:

  1. Убийцу лишают свободы, в зависимости от обстоятельств совершения деяния, на срок от 8 лет до 20 лет. В дополнение, назначают ограничение свободы на 1-2 года;
  2. Преступника пожизненно лишают права на свободу;
  3. Крайней мерой выступает смертная казнь.
Внимание! Максимально суровое наказание назначают, если уровень общественной опасности действий оказывается крайне высоким.

Практика суда


Проанализировав результаты практики суда, можно заметить, что не в каждом случае решение суда базируется на таком аргументе, как наличие в конкретной группе обычая «кровь за кровь». Сам факт установления подобного пережитка не в каждом случае влечет за собой обвинительный приговор по п. «е.1» .

Примеры :

  1. Обвиняемый Н. по национальности был русским. Родился и вырос в Москве. По причине систематических насмешек стал ненавидеть гражданина Л., и принял решение, что справедливым наказанием для него станет месть по крови. Н. убил Л. вместе с двумя его родственниками. В период следствия пояснял свой мотив - желание прибегнуть к кровной мести. Несмотря на утверждение Н., судом его действия были переквалифицированы на п. «а» , поскольку Н. принадлежал не к той национальной группе, где действует указанный обычай;
  2. В совершении убийства обвинялся З. Следствием установлено, что он находился в родственной связи с Г., которого лишили жизни лица из семьи К. Несмотря на то, что судом была отмечена принадлежность З. к группе по национальности, где действовал соответствующий обычай, его полностью оправдали. Решение присяжных основывалось на том, что подобный мотив не мог быть в данном случае побуждением к преднамеренному убийству или же они посчитали его недоказанным в конкретном случае;
  3. В следующем процессе судье для квалификации убийства по п. «е.1» недостаточно было определить наличие родственной связи. Гражданина В. лишил жизни его компаньон в бизнесе. Внебрачный сын В. в присутствии свидетелей, публично высказал угрозу лишить убийцу жизни. Для реализации своего умысла он нанял двух лиц, которые выступили исполнителями. Родственная связь подсудимого и убитого В. была установлена, но доказательств того, что сын В. относился к группе, соблюдающей обычай родовой мести, не было. Несмотря на то, что мотив был явным, действия переквалифицировали на «организацию ».
Кровавый обычай и по сегодня сохраняется, несмотря на активное развитие общества и его культуры.

30 марта 2018, 22:30 Ноя 19, 2018 10:34

кровная месть

обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты рода. Состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. также Вендетта.

Большой юридический словарь

кровная месть

обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты чести, достоинства и имущества рода. Состоит в обязанности родственников убитого отомстить убийце или его родным. В РФ существует среди некоторых народов Северного Кавказа. В УК РСФСР была установлена ответственность родственников убитого, отказавшихся от примирительного производства по делам о К.м. (преступление, составляющее пережиток местных обычаев). В действующем УК РФ мотив К.м. является одним из отягчающих обстоятельств убийство.

Кровная месть

обычай, возникший и развившийся в догосударственном обществе как универсальное средство защиты жизни, чести, имущества сородичей (соплеменников). Единый в своей основе, обычай К. м. существовал в различных вариантах: у одних народов считалось достаточным убить одного из представителей рода обидчика (т. е. не обязательно его самого), у других К. м. должна была продолжаться до тех пор, пока число жертв с обеих сторон не сравняется, и т. д.

В раннегосударственных обществах К. м. не была ликвидирована, но была несколько ограничена: суживался круг мстителей и ответчиков, принимались во внимание степень ущерба, пол, возраст, общественное положение объекта мести. Одновременно развивалась система композиций ≈ материального возмещения за ущерб. Например, по саксонским обычаям К. м. распространялась только на убийцу и его сыновей; по бургундским ≈ только на самого убийцу, был ограничен и круг лиц, имеющих право мстить; убийство в порядке К. м. не могло быть совершено, например, в помещении церкви. По Русской правде разрешалось мстить брату за брата, сыну за отца и т. п., при отсутствии таковых назначался штраф (вира); по Салической правде вместо К. м. выплачивался штраф ≈ вергельд . Как правило, К. м. запрещалась, если убийство было совершено по неосторожности или случайно. В таком виде К. м. и композиции удерживались во многих странах и регионах, а в некоторых из них (Албания, Сербия, Южная Италия, Корсика, Япония и др.) дожили до 20 в. В СССР К. м. и композиции, сохранявшиеся у некоторых народов Кавказа, Средней Азии и др., рассматриваются уголовным законодательством ряда союзных республик как преступления, составляющие пережитки местных обычаев (см., например, УК РСФСР, ст. 102, 231). В СССР К. м. практически изжита.

Лит.: Косвен М. О., Преступление и наказание в догосударственном обществе, М.≈ Л., 1925.

Википедия

Кровная месть

Кро́вная ме́сть (также венде́тта , от - мщение) - древнейший принцип, характерный для родо-племенного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство , либо кто-нибудь из членов его семьи обязательно подлежит смерти в порядке возмездия. Кровную месть осуществляет, соответственно, кто-либо из членов семьи, рода, племени, клана, группировки и т. д., к которой принадлежал убитый. В ряде случаев, кровная месть заменялась выкупом или же переходом на пострадавшую сторону человека, совершившего убийство, для замещения убитого. Здесь человек воспринимается как часть родового объединения, а понятие личной чести объединяется с пониманием чести всего кровного союза.

Кровная месть (Симпсоны)

«Кровная месть» - последний, двадцать второй эпизод второго сезона мультсериала « Симпсоны », премьера которого состоялась в США 11 июля 1991 года. Режиссёром серии был Дэвид Сильверман, а сценарий был написан Джорджем Майером. Приглашённые звёзды в данном эпизоде отсутствуют. В этом эпизоде впервые появляется голова Эстакатаки, её можно увидеть во многих более поздних сериях в подвале Симпсонов.

кровный месть обычай

Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе в прошлые века являлась повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д. Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась у некоторых народов до сих пор - в частности, у дагестанцев и вайнахов. В Дагестане, по сведениям А.В. Комарова, адаты в конце XIX - начале XX вв. позволяли убить своего кровного врага, нападающего грабителя, пойманного на месте преступления вора, похитителя женщины.

Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась - в случае непримирения - лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.

В дореволюционной литературе приводится парадоксальный пример, когда в соответствии с адатами в одном из дагестанских селений кровомщение между двумя родами - тохумами длилось более 200 лет, а началось оно в ссоре за курицу.

Кровная месть - это не романтическая экзотика. Это нормы выработанного веками саморегулирующего обычного права, основанного на мудрости народа и дающего возможность достойного примирения даже кровных врагов. Вряд ли мы преувеличим, если скажем, что эффективность обычного права горцев была для них, несомненно выше современных часто изменяемых государственных законов.

Путешествовавший по Северному Кавказу в 1781-1783 гг. квартирмейстер на русской службе Штедер писал о кровной мести у осетин: «Кровавая месть и самовольные действия были обязательны среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабеж и убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным».

Обычай кровомщения универсален для обществ, находящихся на стадии родового строя или сохранения его остаточных явлений, о чем писал крупный этнограф-кавказовед М.О. Косвен: «Забота о самосохранении заставляет весь род вставать на защиту, хотя бы обиженным был лишь один из членов рода. Месть становится долгом, делом чести, священной обязанностью». Существование этого обычая на Кавказе, хотя и в видоизмененных формах, говорит об архаичности и стойкости традиционной общественной жизни у некоторых горских народов Северного Кавказа.

Сказанное объективно подтверждается у чеченцев наших дней бытованием явления, тем же М.О. Косвеном квалифицированного как «война - грабеж»: погоня за чужим добром, жажда обогащения. Формой ее воплощения является набег на ближних и дальних соседей, для чего из воинственных мужчин создастся дружина во главе с военным вождем (у чеченцев «бячча»). Факты подобных грабительских набегов, особенно на Ставрополье, хорошо известны. По Косвену это явление характерно для строя военной демократии, т.е. для периода постепенного упадка родового строя.

Ярким материальным выражением некоторых черт родового строя и опасностей, с ним связанных, в том числе кровной мести, могут быть высокие боевые башни в горных ущельях Балкарии, Осетии, Чечено-Ингушетии, Дагестана. Видная издалека башня на скале - характерная черта горного пейзажа, и это было подмечено М.Ю. Лермонтовым:

В глубокой теснине Даръяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале.

В случае опасности в башне укрывались, деревянную лестницу с первого этажа поднимали, и башня делалась неприступной. Встречаются в горах и каменные замки, например, Вовнушки в Ингушетии и Цамад в Осетии, в горных теснинах вырабатывается своя специфическая и рациональная народная архитектура. Следует заметить, что адыги своей каменной архитектуры не выработали, единственным исключением может быть башня XVI-VII вв. Адиюх на берегу р. Б. Зеленчук в Карачаево-Черкесии (хотя черкесское ее происхождение не доказано). Экологические и социальные условия, в которых на предкавказской равнине пребывали черкесы и кабардинцы, были иными.