Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Кукла из гипса. Варианты формовки головы куклы из гипса

Вылепленные изделия из глины, пластилина, воска обладают рядом недостатков. Так, например, глина, высыхая, трескается, отваливается, уменьшается в объеме. Пластилин и воск от повышенной температуры размягчаются, оплывают и изменяют свою форму. Поэтому вылепленную из глины, пластилина, воска скульптуру следует отлить из другого, более прочного материала - гипса или цемента. Но это тема отдельного большого разговора. и к ней мы обязательно вернемся в разделе "Ремесла". А пока попробуем поработать с гипсом на более простых поделках.

Вам понадобятся:

1) пластилин
2) клей ПВА
3) хороший гипс или алебастр
4) х/б ткань
5) вата
6) нитки

Как развести гипс?

Для небольшого объема нужно взять 4 столовые ложки гипса и 2 столовые ложки воды, быстро перемешать, чтобы раствор был как густая сметана, и заливать в формы. Иногда деталь получается хрупкой. Тогда раствор нужно сделать понасыщеннее. Разводить гипс надо в резиновой чашечке, которая потом легко отмывается. Ее можно купить в магазине для стоматологов или использовать половину маленького резинового мячика.

Гипсовые детали

1. Сначала лепим из пластилина голову с шеей, кисти рук и сапожки в соответствующих пропорциях.

2. На голове и руках делаем рельеф деталей лица и пальцев. Можно использовать стилизованные формы - по желанию. Если трудно вылепить самому, то можно взять как модель голову и руки от какой-нибудь ненужной старой куклы.

3. Лицевую часть головы (отсечь заднюю сторону), верхнюю поверхность рук и внешнюю сторону сапог заливаем гипсом.

4. После затвердения гипса осторожно вынимаем из этих гипсовых форм пластилин. Формы для заливки готовы. Пусть высохнут.

5. После высыхания форм смазываем кисточкой их внутреннюю поверхность растительным маслом и заливаем в них новую порцию гипса (не очень жидкого).

6. После затвердения осторожно вынимаем готовые части из форм (сразу после заливки для удобства изъятия помещаем на поверхность кусок толстой длинной нитки и после затвердения гипса в форме тянем вверх за свободные концы нитки).

7. Заливать формы лучше не вровень с их поверхностью, а выше, чтобы придать форму головы и сапог. Все лишнее потом отсекается аккуратно тоненьким ножом или зубным шпателем, толстой иглой и прочим, но делать это надо сразу после затвердения гипса, когда он еще мягкий и режется.

8. Готовые высохшие формы обработать мелкой наждачной шкуркой, можно покрыть лаком или покрасить нитроэмалью, потом нарисовать глаза, губы и ногти. Голова, руки и обувь готовы.

Тело

Вырезаем из ткани форму тела с руками и ногами, 2 штуки, прошиваем по бокам, кроме мест прикрепления шеи, кистей рук и обуви, выворачиваем и набиваем ватой.

Сборка фигуры

С помощью клея ПВА приклеить голову, руки и сапоги. Волосы можно сделать из толстой шерстяной нити, наклеивая аккуратно нити на голову. Одежда и все дополнения к ней - на ваш вкус. Удачи!


Отличительной особенностью шарнирной куклы является подвижность суставов, что позволяет ей принимать любую позу. Создание куклы на шарнирах своими руками - настоящее искусство, обратной стороной которого является многочасовая кропотливая работа.

Индийская мастер литья Эстер Маркер продвигает технологию изготовления шарнирных кукол без обжига из литьевого пластика Flumo. Этот же способ использует отечественная мастерица Ольга Баскакова. А вот другая наша соотечественница, живущая в Канаде Марина Бычкова, предпочитает традиционную технику создания кукол с обжигом в печи.

Авторские куклы Бычковой считаются одними из самых дорогих в мире - стоимость одного экземпляра может доходить до 50 тыс у.е., самые дорогие уходят с аукционов. Серийные куклы, выпускаемые различными брендами, стоят на порядок дешевле, но тоже далеко не бюджетно - от 400 до 1000 у.е.

Основными этапами работы (каждый из которых занимает от нескольких часов до нескольких дней) являются:

  • выполнение эскиза;
  • изготовление черновой модели из пластилина;
  • создание форм для литья из глины или гипса (молдов);
  • заливка пластика в молды и создание деталей будущей куклы;
  • ошкуривание и шлифовка деталей;
  • обжиг деталей в печи (некоторые виды литьевого пластика не требуют обжига);
  • сборка куклы (установка шарниров и крючков);
  • роспись изделия;
  • финальные штрихи (одежда, парик, подставка).

С чего начинать работу?

«Рождение» авторской шарнирной куклы начинается с лепки пластилиновой модели. Несмотря на кажущуюся простоту, многие начинающие мастера застревают уже на этом этапе, поскольку вылепить своими руками из пластилина фигуру с симметричными пропорциями - довольно сложная задача.

Опытные мастера, знакомые с нормами анатомии, рисуют эскизы, по которым лепят черновые модели. Новичкам же проще использовать готовый исходник, с которым придется повозиться, но гарантированно получить одинаковые детали.

Поэтому, например, кукольных дел мастер Ольга Баскакова делает шарнирные куклы своими руками на основе кукол Барби с барахолки, разбирая их на составные части. При этом изделия Баскаковой не являются бутлегами (копиями игрушек известных брендов, в данном случае - Barbie™). Шарнирные изделия отличаются от исходников как небо и земля.

Работа мастера начинается с разборки куклы на запчасти с помощью маникюрного скальпеля. На этом этапе из частей тела куклы удаляются крепежные штырьки, которые соединяют фрагменты между собой (штырьки легко срезаются острыми ножницами). Кисти и ступни обязательно отделяются от предплечий и голеней для последующего соединения шарнирным креплением.

Изготовление черновой модели из пластилина

На этом этапе требуется воссоздать все детали исходника, но с отверстиями для шарниров. Ольга Баскакова использует для создания черновых форм скульптурный пластилин. Этот этап - самый долгоиграющий, он состоит из таких шагов:

  • Изготовление формы (молда). Кусок пластилина с деталью (удобнее всего делать их прямоугольными) ставится на пластилиновую лепешку, края которой загибаются. Получается квадратная форма, внутри которой покоится утопленный в пластилин фрагмент куклы.
  • Заливка форм гипсовым раствором. После застывания пластилин снимается и получается гипсовая платформа, внутри которой «замурована» деталь от Барби. Чтобы изготовить вторую часть молда, нужно поместить платформу с деталью на пластилиновую лепешку, загнуть края и снова залить гипсом. Таким образом у нас получится 2 одинаковые платформы (одна полая, внутри второй деталь от куклы, которую уже можно убирать).

Затем можно перейти непосредственно к созданию черновой формы:

  • выстлать матрицу пищевой пленкой и заполнить пластилином;
  • пластилин разровнять и, аккуратно потянув за пленку, извлечь заготовку. Каждая из заготовок будет половинкой определенной детали будущей куклы.

Половинки соединяются между собой. Таким образом воссоздаются все детали куклы Барби из пластилина. Теперь нужно сделать черновые шарниры из пластилина или полимерной глины (Баскакова использует глину «цернит») и соединить подвижные детали между собой. На этом этапе места установки шарниров в деталях расширяются. Если сравнить пластилиновые части куклы с фрагментами Барби — исходника, они будут отличаться как раз в местах соединения.

Черновая модель не одноразовая, на ее основе можно сделать своими руками множество шарнирных кукол.

Как выполняется литье?

Следующий шаг - отливка фрагментов будущей куклы из литьевого пластика. Хорош пластик Modeling Cast, но существуют и другие разновидности материала (напр. Flumo, LaDoll). Для этого необходимо сделать гипсовые молды на основе наших пластилиновых деталей вышеописанным способом.

При создании молдов в них вырезается литник - небольшой канал, по которому в полость формы будет заливаться пластик. После застывания пластика части молда разъединяются и получается цельная деталь.

На видео показан процесс формирования головы и тела куклы без использования форм:

Обработка готовых деталей и установка шарниров

Следующий этап - шлифовка деталей. Нежная фарфоровая фактура, за которую так ценятся шарнирные куклы, достигается скрупулезной шлифовкой каждого фрагмента. Мастера используют маникюрную фризу и мелкоабразивную наждачную бумагу.

Затем необходимо установить шарниры. Найти шарниры - не проблема, они в изобилии продаются в магазинах хенд-мейда. Некоторые мастера предпочитают делать их самостоятельно, из полимерной глины. Главное, чтобы цвет их по максимуму совпадал с цветом самой куклы. В шарнирах выпиливаются отверстия под резинки, затем производится черновая сборка куклы с резинками и крючками.

Наводим красоту

Теперь пора приступать к наведению внешнего лоска, т.е. грунтовке и покраске деталей . Большинство мастеров в качестве базы используют акриловые красители, а финальные штрихи наносят пастелью. После раскрашивания детали обрабатываются лаком.

Особое внимание уделяют росписи лица. Мастер Ольга Баскакова в совершенстве владеет искусством передачи настроений своим изделиям: ее куклы бывают веселыми, грустными, задумчивыми. Новичкам в росписи, дабы не испортить изделие, лучше срисовать лицо куклы с понравившегося исходника.

Завершающие штрихи - наряд куклы и ее парик. Если у вас получилось сделать своими руками шарнирную куклу, сшить наряд по своему вкусу труда не составит. Парик можно позаимствовать у той же куклы Барби или сделать самостоятельно из любого материала, хоть отдаленно напоминающего волосы.

Возможно, это будет полезно тем, кто активно изучает в данный момент материал на тему гипсовых форм. Такой информации много не бывает, я точно знаю!)Собственно, ничего жутко сложного нет в этом процессе, стоит придерживаться технологии, ну и аккуратность будет на пользу!
Прекрасный туториал от Елены Ильиной по гипсовым формам ilinadolls.livejournal.com/5848.html !
Фотографий не много - так как в какой то момент о фотике я, как и многие, забыла. В основном показываю, как я делю форму для головы.
Следует запастись:
-пластилином для литников и опалубки (у меня был один вид - мягкий оливковый скульптурный пластилин, 1 кг, мне удобно, когда пластилина до фига)
-гипс - здесь марки Г-16, позже я попробовала строительный алебастр "Волма" - какой то разницы, кроме цвета и цены, я не ощутила.Теперь пользуюсь алебастром, так как его не надо искать с овчарками по Москве.Гипса расход большой. На одну куколку сантиметров 35 при очень экономном расходе (имеется ввиду разведение небольших порций, дабы использовать, и ничего (остаток)не выкидывать) уйдёт килограмм 20.
- пластиковые ёмкости для разведения гипса, воды, сливания остатков гипса, ополаскивания ёмкостей - пусть этих ёмкостей лучше будет больше(у меня штуки 4-5 обычно на всякий случай)
- удобно замешивать гипс большой шетинной кистью на крепкой длинной ручке - только промывайте её сразу! А то застынет вместе с формой - и всё..
- кусок прочной лески - им удобно отлеплять ("срезать") форму, которая стоит на пластилине, от стола.
- Силиконовый крем для рук у меня отлично прижился как разделитель для гипсовых частей форм.

Никогда не выливайте остатки гипса в канализацию! Это грозит страшным засором!!! Даже гипсовое молочко - оно всё равно затвердеет!

Итак..первая часть формы - шарнироприёмник под шею. как я его делала - не сняла. Здесь вы его видите готовый. Голова была зафиксирована шарнироприёмником вверх, По линии его был прилеплен бортик из пластилина высотой несколько см - 4-5. Кремом ничего не мажу - гипс прекрасно отстаёт от пластилина и от модели, покрашеной акрилом. Далее развела немного гипса и залила в полученную ёмкость. Здесь главное, чтобы пластилин был хорошо примазан, иначе вытекать будет быстрее, чем вы будете гипс
заливать! Далее, через 30 минут я сняла пластилин, и ножом выровняла стенки этой части формы, чтобы она приобрела вид ровненького цилиндра, и впоследствии не зацепилась каким нибудь заусенцем за другие части форм.

Далее начинаю "городить огород" для снятия самой важной части формы - лицевой. Здесь важно сделать так, чтобы швы располагались в как можно менее обозримых местах: подальше за лбом, по кромке ушей, по кромке нижней челюсти - эти места я выбрала для себя. Может вы разделите более удачно). Снизу, под стенку из пластилина, нужно подставить кучу пластилиновых брусочков-подпорок, иначе пластилин может не выдержать тяжести гипса, прорвётся или отойдёт от модели - и будете долго отмывать стол и делать всё заново..

Вот здесь я продавила замки. И именно сейчас нужно промазать силиконовым кремом гипсовую часть формы.

Причина, по которой я не работаю с пластилином такова, что "инженерная мысль", моя частенько отдыхает..И я в итоге могу форму просто не открыть. либо не смочь вынуть отливку не поломав.. По этому работаю только с пластиками. Каждая часть формы сразу после изготовления снимается, проверяется на разные дефекты, края зачищаются..и я гарантировано защищена от проблем с формами, когда беду отливать фарфор. Мне так спокойнее.. Хотя, несомненно, соблазн убыстрения процесса посредством использования пластилина для мастер-модели, до сих пор мучает меня)

Далее я зачищаю края формы ножом. Там часто бывают пузырики мелкие, заусенцы - всё это срезаю. Чем аккуратнее будут стыки у частей формы - тем тоньше будут литьевые швы. тем проще их зашлифовать и тем меньше их будет видно.

Вот и закончились фотки.. Но если вы дочитали до этого места - знаете, что делать дальше! Остаётся одна часть формы.
Надо не забыть прилепить литник - я его делаю на затылке. Принципиально. Мне удобно натягивать и глаза монтировать, когда это отверстие находится именно на затылке, а не на макушке. Ещё оттуда удобно шлифовать глазное ложе. Я не уверена, что это правильно, так удобно именно мне.
Прилепляем литник, нормального размера, помним, что он станет меньше после обжигов процентов на 20, а через него ещё будем монтировать глаза и натягивать куклу.. Собираем всю конструкцию воедино. Ставим пластилиновую опалубку. Обмазываем гипсовые части разделителем. Заливаем гипс.
Далее форму разбираем, промываем содовым раствором, собираем, связываем и укладываем сушить. Я это делаю на батарее.
Вот и всё!