Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Маска смерти (непознанное). Маска Гиппократа - что это за симптом? Маска смерти на лице живого человека

Фотограф из Австралии Джулиан Уолкенштейн провел эксперимент. Он сфотографировал 11 женщин и отсканировал в зеркальном отображении одну половину лиц, изображенных на фото участниц и, соединив их, смоделировал идеальные пропорции так, если бы лица девушек были полностью симметричными. Проанализировав полученные изображения, фотограф сделал вывод, что далеко не всегда симметрия визуально улучшает черты лица. Некоторые женщины, изображенные на фотографиях, после модификаций стали выглядеть хуже, чем на самом деле.

Некоторое несоответствие пропорций может свидетельствовать об определенных особенностях характера, связанных с доминированием правого или левого . Идеальная симметрия, в свою очередь, препятствует проявлению данных особенностей, что воспринимается окружающими как нечто неестественное и вызывает у них беспокойство.

Вот пару снимков для наглядности, фотообои .

А вот еще симметричный Брэд Питт, например.

Впечатляет.

А теперь пару слов о посмертных масках.

Посмертные маски были очень популярны в Древнем Египте, античной Греции и Риме. Первые известные посмертные маски датируются XVI веком до нашей эры. Золотые лики находили в погребениях Мекены. Маски ложили на лица умерших – считалось, что «золотой образ» защитит усопшего от злых духов. В наши дни даже простой смертный может заказать себе гипсовый слепок с отпечатком лица покойного. Делают это таким образом. Лицо покойного покрывают вазелином. Затем наносят тонкий слой гипса. Спустя полчаса — час он подсыхает, потом его разрезают на две части куском тонкого картона. Если снимать маску целиком, она может деформироваться. Далее эти две половинки склеивают. Получается форма – зеркальный вариант лица. Она и служит для отливки самой маски. Первый слепок особенно ценен. Именно он проявляет все детали – от мелких морщинок до щетины. Стоимость посмертной маски в современной Европе, например гипсовый слепок в Германии, стоит 899 евро. Бронзовая маска будет стоить 1 895 евро. Забот с ними больше, но выглядят они намного шикарнее. Безусловно, у каждого заказчика такого специфического предмета имеются свои основания, но всех их объединяет одно – обладание маской любимого и дорогого человека дает такое невероятное чувство близости к умершему, которого не могут передать ни фотокарточки, ни видеопленки. Психологически это желание обусловлено

С давних времен люди стремились разными способами заглянуть в будущее и узнать дату своей смерти. Кто-то обращался к картам, кто-то шел к экстрасенсам, хиромантам, астрологам и другим мастерам оккультных наук. Только никто из них не мог дать стопроцентных прогнозов. Поэтому информация о том, что якобы раскрыта «формула смерти», стала претендентом на настоящую сенсацию.

Профессор Евгений Черносвитов уже много лет коллекционирует посмертные маски великих людей, которые и послужили толчком к ошеломляющему открытию - после смерти лица людей становятся абсолютно симметричны.

Обратив внимание на симметрию посмертных масок, профессор решил проверить свои догадки на фотографиях обычных людей. Для этого он поместил двустороннее зеркало по центру фотографии человека так, что оно делило изображение пополам по вертикали. И можно было увидеть лицо, составленное из двух правых и двух левых половинок (на фото и в зеркале).

Как оказалось, эта «мозаика» значительно отличается от оригинала. Да и «правое» лицо сильно отличается от «левого». Повторив свой эксперимент с фотографиями одного и того же человека, сделанными в разные периоды его жизни, Черносвитов увидел определенную тенденцию.

Если лица молодых и здоровых людей имели хорошо выраженную асимметрию, то с возрастом она сглаживалась, причем изменения происходили в геометрической прогрессии. Чем ближе кончина человека, тем симметричнее становилось его лицо. Профессор уверяет, что на основании этого он вывел некую формулу, позволяющую вычислить точную продолжительность жизни каждого. Но держит ее в секрете.

В свое время, работая судмедэкспертом, Евгений Васильевич имел возможность удостовериться в правильности своей теории на практике. Он видел тела с совершенно здоровыми органами, а причина смерти оставалась неясной. Или, напротив, при вскрытии обнаруживалось, что человек почти сгнил заживо и уже несколько лет, как должен был уйти из жизни, однако умер не от болезни. Просто пришел его срок.

На первый взгляд все это кажется очередной сенсационной выдумкой, но некоторые реальные события заставляют поверить в «формулу смерти».

Однажды профессор читал лекцию для сотрудников одной из алтайских колоний. Слушатели увлеченно экспериментировали со своими фотографиями и зеркалом. После лекции к нему подошел один из охранников. Молодой человек был встревожен и растерян.

Как оказалось, его лицо было идеально симметрично. Черносвитов, проверив еще раз фотографию охранника, понял, что тот не ошибся. И попытался как-то утешить парня, дескать, все это только теория.

Профессор уехал, а спустя несколько часов ему сообщили, что, как только охранник вышел из зала, где проходила лекция, на него напал один из заключенных и смертельно ранил самодельным ножом. Формула сработала!

Если человек умирает от болезни и его лицо перед смертью приобретает симметрию, то это еще можно как-то объяснить с точки зрения физиологии. Но случай с охранником иллюстрирует то, что формула работает независимо от того, была ли смерть закономерной или случайной. Значит, симметрия - индикатор любой смерти. Выходит, что судьба человека предопределена?

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Известно, что полушария головного мозга человека выполняют определенные функции. Например, левое отвечает за поведение человека и «смотрит» в будущее, прогнозируя последствия того или иного поступка. А правое, отвечающее за эмоции и чувства, ищет пути решения проблем в прошлом, анализируя аналогичные ситуации, уже когда-то происходившие с человеком. Настоящее же, по мнению профессора, находится как раз посередине.

Именно прошлое и будущее отражается на двух сторонах человеческого лица. В одном больше пережитого, а в другом больше надежд на будущее, отсюда и асимметрия. Когда человек умирает, различия исчезают, он навсегда остается в настоящем и уходит в мир иной с «единым» лицом, что и отпечатывается на симметричной посмертной маске.

ПРЕДУПРЕЖДЕН -ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН?

Казалось бы, проще простого: имея фото разных лет, каждый может определить дату своего ухода. На самом деле это не так. Сама формула существует, но компьютерных программ, способных осуществить правильный расчет, еще нет. Однако Черносвитов утверждает, что вручную формула работает со стопроцентной точностью.

Впрочем, неизвестно, каких социальных последствий стоит ожидать, если каждый сможет узнать, на сколько лет запрограммирован его организм. Ведь у большинства людей перспектива такого знания вызывает панический ужас и способна превратить всю оставшуюся жизнь в пытку ожиданием смерти. Разве что такая информация о жизненном запасе может пригодиться врачам при назначении курса лечения тяжелобольным пациентам.

Кстати, многие ясновидящие, гадалки, колдуны, экстрасенсы в предсказании будущего используют свое умение улавливать особенности асимметрии людей. Так, в Москве живет и работает довольно известный портретист, который может изобразить человека таким, каким он будет через несколько лет. Художник не знает о «формуле смерти», но по какой-то причине некоторым людям отказывает, объясняя это тем, что «не видит их в этом возрасте».

Зато Евгению Васильевичу его коллекция и связанное с нею открытие позволили сделать некоторые очень интересные выводы. Например, при тщательном изучении посмертных масок великих людей он определил, что только Суворов и Достоевский были действительно мертвы, когда с их лица снимали слепок, остальные находились в стадии клинической смерти.

Профессор считает, что эту стадию проходит почти каждый, когда находится между бытием и небытием, переосмысливает свой путь и прощается с земной жизнью. И если на лице покойного застыло выражение умиротворенности, то он удовлетворен итогами прожитого.

ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ

Как и у любой неподтвержденной наукой теории, у «формулы смерти» есть свои приверженцы и противники. Врачи и ученые находят свое объяснение феномену асимметрии.

Доктор технических и психологических наук, академик РАЕН Ануашвили на основании своего опыта уверяет, что люди не только не всегда рождаются с асимметричным лицом, но и имеют все шансы приобрести асимметрию в старости в силу каких-то причин.

Например, при воспалении тройничного нерва или после инсульта, когда нарушается баланс тонуса мышц с какой-то одной стороны. А пропорции лица могут изменяться на протяжении жизни в зависимости от наследственности и условий существования.

Практически то же самое говорит и Александр Дубров, профессор, доктор биологических наук: «Старение организма связано с биоритмами, скоростью протекания обменных процессов, продолжительностью жизни различных клеток (крови, лимфы, гормонов, эпителиальной и костной тканей и т. д.).

А они, в свою очередь, зависят от различий в деятельности левого и правого полушарий мозга. В этой асимметрии, на мой взгляд, кроется разгадка того, что обнаружил профессор Е. В. Черносвитов. Как только изменяется или исчезает присущая человеку морфологическая асимметрия, наступает деградация и смерть».

Юрий Рогов, заведующий кафедрой патологической анатомии Белорусской медицинской академии, называет теорию Черносвитова неопределенной. По его мнению, симметрия, о которой говорит автор теории, понятие приблизительное, а при более точном анализе все равно можно обнаружить наличие асимметрии.

Что касается самой «формулы смерти», то доктор медицинских наук Олег Злобин предлагает производить вычисления на генетическом уровне, анализируя наследственные заболевания и продолжительность жизни предков.

Как бы там ни было на самом деле, «формула смерти» вызывает большой интерес. Пожалуй, ее можно назвать «теорией масок». Рождается каждый из нас без маски. Мы надеваем ее только при первых проблесках самосознания, то есть на втором году жизни.

А дальше меняем в зависимости от эмоций, настроения и прочих обстоятельств. Смерть же снимает всю эту шелуху с человеческого лица, когда сознание затухает. Остается одна маска - посмертная, выражающая, по словам Евгения Черносвитова, духовную симметричность.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Евгений ЧЕРНОСВИТОВ — профессор, международный эксперт по социальной медицине. Консультирует научные центры Лондона, Дублина, Лиона, член Президиума криминологического Совета (Любек, Германия). Автор свыше 200 научных работ. Коллекционер посмертных масок великих людей.

Маска смерти.

Впервые я узнал об этом феномене где-то в 70-х годах из фронтовых воспоминаний военного разведчика Василия Курочкина. Однажды, после серьёзной контузии, он обнаружил у себя странный и зловещий дар: предвидеть смерть тех, кого посылал на задание.

Курочкин пишет: «Бывало, что направив на задание очередного разведчика, я, взглянув ему в лицо, сразу определял: этот не жилец! И ни разу не ошибся».

Интуиция — интуицией, но, значит, что-то было на лице отправлявшегося в разведку, что сразу бросалось в глаза.

Разумеется, убедившись в стопроцентном попадании своего предвидения, Курочкин как-то пытался изменить судьбу посылаемого на смерть человека. Ведь разведчик — не диверсант, он должен обязательно вернуться и доложить, а посылать на дело смертника бессмысленно. И объяснять ничего никому нельзя — всё равно никто не поверит. И увидев на лице очередного кандидата «маску смерти», он пытался всеми способами отстранить его от задания.

Одного молодого парня он под надуманным предлогом направил в тыл. Но тот погиб от взрыва гранаты своего же сослуживца, случайно выдернувшего чеку. Другого отрядил сопровождать прибывшего на передовую генерала (на лице сопровождаемого он ничего такого не увидел). Парень подорвался на мине, а генералу лишь попортило шинель осколками. И лишь однажды ему удалось увидеть, как маска смерти исчезла — поступил приказ свыше задание отменить.

ЗЛАЯ СУДЬБА

Случай этот я взял на заметку, но лишь через 20 лет в одном из журналов прочёл об аналогичном феномене, который здесь воспроизведу по памяти.

Некая американка, обладавшая экстрасенсорными способностями, подошла к лифту. Его двери открылись, и она с ужасом увидела на лицах его пассажиров «маску смерти». От неожиданности она словно окаменела, и лифт уехал без неё. У него оборвался трос, тормозные устройства не сработали. Все люди в лифте погибли. К сожалению, женщина так и не пояснила, как выглядит эта пресловутая «маска смерти».

Случаи, описанные Курочкиным, наводят на грустные размышления о предопределённости судьбы: как он ни пытался вмешиваться, его подчинённые всё равно погибали. Но это не совсем так: «маска смерти» просто служила знаком того, что человек скоро должен умереть, и в данном случае его вмешательство было уже как бы «запрограммировано» в последующих событиях. Во всяком случае, женщина, получив предупреждение, сумела избежать гибели.

В одной из статей я рассказывал о петербуржской девушке Оле Савчук, которая, попав в больницу после травмы, обнаружила у себя аналогичный дар — видеть того, кто скоро умрет. Однажды она с изумлением заметила, что фигура соседки по палате как бы раздваивается. А на следующий день её соседка умерла во время операции. После этого случая она ещё несколько раз сталкивалась с похожими случаями.

Вроде бы с «маской смерти» всё прояснилось, и даже соответствующую гипотезу её появления было легко создать в рамках оккультных представлений о «тонких телах» человека. По крайней мере, человеческое «астральное тело» обладает прогностическими способностями, и, зная о предстоящей смерти тела физического, готовится его покинуть. Но, по мере знакомства с другими носителями подобного феномена, всё оказалось не так просто.

Американская писательница середины позапрошлого века Энн Дункан получила эту способность, упав с лошади (ныне для этого надо попасть под машину). Спустя некоторое время, совершая пешую прогулку с молодым человеком по имени Марк, она, прощаясь с ним перед своим домом, взглянула ему в лицо и вздрогнула от ужаса: зрачки его глаз исчезли, превратившись в отверстия, заполненные сплошной чернотой.

Что-то случилось? — тревожно спросил юноша.

Нет-нет, всё нормально, — ответила Энн, отпуская его руку. Она подумала, что это какое-то наваждение, ведь совсем недавно, буквально минуту назад, это были обыкновенные серые глаза.

Марк повернулся и пошёл вдоль улицы к своему дому. Мучаясь безотчётной тревогой, Энн окликнула его, и, когда он вернулся, в его глазах полыхала всё та же чёрная бездна. «Будь осторожен!» — почему-то произнесла она, чтобы хоть как-то объяснить, почему она его окликнула. Увы, этому предостережению молодой человек не внял. Вечером того же дня, заглянув с приятелем в таверну, он вступился за девушку, к которой приставал пьяный ковбой. Тот разрешил конфликт традиционным способом: выхватил из кобуры револьвер и всадил в обидчика три пули. Затем вскочил на своего коня и был таков.

Спустя некоторое время Энн с ещё большим ужасом обнаружила такую же «маску смерти» на лице больной тётушки — та умерла на следующий день. И ещё дважды за свою жизнь писательнице удалось столкнуться с подобным феноменом. Странно было то, что со смертью Энн сталкивалась чаще, чем у неё случались предвидения.

САВАН И ЧЁРНЫЕ ГЛАЗА

Ей ещё повезло: чёрные глаза — это далеко не самое страшное зрелище. Её соотечественнице, Анне Пристли, «маска смерти» представлялась в виде оскаленного черепа, проступавшего у человека сквозь мягкие ткани головы. Но и это не самая жуть: некоторые обладатели феномена видят будущего покойника и вовсе без головы. После подобных примеров весьма благостно феномен выглядит в виде полупрозрачного савана, укутывающего человека.

К сожалению, приведённых примеров недостаточно, чтобы сделать какие-либо обобщения, хотя некоторые общие черты всё-таки проявляются. Например, во всех известных мне случаях, исключая эпизоды военных лет, обладателями дара были женщины. Почти во всех случаях аномальные возможности проявлялись после травмы, как и другие экстрасенсорные способности.

Время от факта предвидения до факта смерти строго индивидуально и находится в диапазоне от нескольких часов до нескольких суток.

«Маска смерти» наблюдается не обычным, а, по оккультной терминологии, астральным или ментальным зрением. Увы, любая попытка объяснения феномена (кроме традиционного отрицания) находится вне рамок современной науки, не признающей пока двойственной природы человека.

Культура изготовления посмертных масок пришла к нам из древности. Первоначально такой слепок использовали для сохранения изображения лица усопшего во времена, когда еще не была развита техника бальзамирования. Самые старые из найденных масок умерших датируются 16 веком до н.э.

Технология изготовления

Посмертная маска представляет собой гипсовый слепок (также может использоваться другой пластичный материал), снятый с лица усопшего.

Производство состоит из нескольких этапов:

  1. Приготовление гипсового раствора.
  2. Нанесение на лицо вазелинового масла, для того чтобы слепок снялся без усилий.
  3. Изготовление слепка - нанесение раствора на лицо, постепенно, однако помня, что гипс застывает в течение четырех минут,
  4. Снятие слепка.
  5. Отливание маски.

Маски могут отливаться из гипса, воска, каучука, в древности предпочитали золото, серебро, дерево. Часто такие изделия используются в подготовительном этапе для изготовления статуй, надгробий и бюстов.

Посмертные маски великих людей

Запечатлеть облик известного человека во все времена было большой честью для художников и скульпторов. Но лишь некоторым предоставлялась уникальная возможность - сохранить для потомков последний лик умершего.

В мировых музеях и частных коллекциях хранится множество масок великих людей:

  • Правителей государств: Марии Стюарт, Лоренцо Медичи, Оливера Кромвеля, Фридриха II, Наполеона III, Александра I, Александра II, Владимира Ленина, Иосифа Сталина и других.
  • Деятелей искусств: Льва Толстого, Даниэля де Вольтера, Филиппо Брунеллески, Данте и др.
  • Известных ученых: Никколо Макиавелли, Альфреда Нобеля, Исаака Ньютона и др.

А. С. Пушкин

Великий поэт умер 10 февраля 1837 года. В этот же день была изготовлена посмертная маска Пушкина. Снятием слепка занимался формовщик Балин, а само изделие изготавливалось под руководством известного скульптора Самуила Гальберга. Существует множество копий масок поэта. Наиболее ценными считаются те, что выполнены с гипсового отпечатка лица. Пятнадцать таких копий было заказано Василием Жуковским, и все они были розданы. В настоящее время известно только о четырех масках из первого отлива:

  1. Экземпляр находится в московском музее Александра Пушкина, ранее принадлежал графине Е. Ф. Тизенгаузен.
  2. В московском музее также хранится копия, принадлежащая коллекционеру А.Ф. Онегину.
  3. Один из экземпляров охраняется в библиотеке Тартуского университета.
  4. Еще одна маска находится в краеведческом музее Оренбурга.

К сожалению, остальные были утеряны. Существуют и другие копии посмертных масок Пушкина, однако они не считаются такими же ценными, как первые пятнадцать, и находятся в многочисленных библиотеках, музеях и частных коллекциях в различных городах мира.

Данте Алигьери

Флорентийский поэт умер в 1321 году, посмертная маска была изготовлена сразу же после смерти. Некоторые из историков сомневаются в подлинности изделия, которое находится во Флоренции, так как подобной чести удостаивались только правители государств, и популярность эта процедура получила не ранее 15 века.

Согласно легенде, посмертная маска Данте была изготовлена по приказу правителя Равенны из гипсового пластыря. Первоначально она хранилась в часовне Равенны, где находился и мраморный саркофаг поэта. Однако спустя двести лет было принято решение передать ее на родину поэта во Флоренцию. Среди владельцев маски Данте были такие скульпторы как Джамболонья, Такка, Бартолини, позже она попала в руки художника Сейиура Киркапа, который подарил её сенатору Д`Анкона, а он и передал ее в Палаццо Веккьо, где маску можно увидеть и сегодня.

Петр I

Первым из русских монархов, кому была сделана гипсовая маска, является император Петр I Алексеевич. Точнее, Петру было сделано две маски - одна при жизни и вторая посмертная.

Первую маску скульптор Растрелли сделал с целью создания абсолютного портретного сходства для изготовления конного памятника императору. Петр согласился позировать, во время снятие слепка он дышал через трубочку, вставленную ему в нос. В 1725 году Растрелли снимает второй слепок уже для посмертной маски Петра I, также он делает слепки его обеих рук. Изделие было отлито из бронзы и в данный момент хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. Работая над маской, скульптор немного смягчил черты лица Петра, придав облику некую умиротворенность и покой. Таким образом, он подчеркнул значимость личности Петра Великого.

Яков Свердлов

Этого человек считал себя палачом революции. Таким палачом он стал для семьи императора Николая II. Был правой рукой Ленина и неожиданно умер в 34 года, якобы от «испанки». По традиции, с его лица был сделан слепок и изготовлена гипсовая маска. Он первый из большевиков, кто удостоился такой чести. Посмертную маску Якова Свердлова называют воплощением страха. Смотреть на нее крайне неприятно, однако в то же время на ней можно прочитать страх перед смертью и неугасаемую надежду выжить.

Посмертная маска Булгакова

Писатель-мистик умер 10 марта 1940 года. На следующий день, перед панихидой, известный скульптур Сергей Меркулов снимает слепок с лица Булгакова. По отзывам присутствующих, получившаяся маска была совершенно не похожа на лицо писателя. В настоящее время изделие находится в Москве в «булгаковском доме», который располагается в «нехорошей квартире» из романа «Мастер и Маргарита».

Наполеон Бонапарт

Первый французский император умер в 1821 году на острове Святой Елены. Почти сразу же возникли проблемы с изготовлением его посмертной маски, так как, согласно завещанию Наполеона, его не должен был касаться ни один англичанин, а на острове были одни британцы. Второй проблемой стало отсутствие гипса.

Свои услуги для изготовления маски предложил личный врач Наполеона, корсиканец по национальности. Он распорядился найти подходящий материал. Чистого гипса не оказалось, поэтому была предпринята попытка перемолоть несколько статуэток. Однако полученный состав не подошел. Из-за довольно высокой температур воздуха начался процесс разложения тела, что немного изменило черты императора, поэтому французам пришлось принять помощь одного из британских докторов, который знал, где находится месторождение гипса.

Во время изготовления маски было сделан негативный слепок сразу в трех частях - от подбородка до бровей и затылок в двух частях. Первая неудача постигла Бёртона, который изготавливал маску. Во время снятия позитивного слепка часть лица не смогли отделить от негатива. Таким образом, один из негативов пришлось выбросить. Оставшийся слепок лица был похищен женой наполеоновского адъютанта, которая якобы должна была передать лицевую часть оттиска матери Наполеона. Оставшаяся часть была разбита английским врачом.

Первый слепок лицевой части был передан не матери императора, а корсиканскому врачу Антоммарачи, находился у него до его кончины на Кубе, после этого следы посмертной маски Наполеона теряются. На основе этого слепка доктором было сделано шесть копий, пять из которых находятся в данный момент в частных коллекциях. Шестая, которая принадлежала Ричарду Бойзу, в 2013 году была продана на аукционе за 175 тысяч фунтов стерлингов российскому коллекционеру.

Николай Гоголь

Николай Васильевич являлся одним из самых мистических русских литераторов. После того как в 1839 году он тяжело переболел малярийным энцефалитом, писатель всю оставшуюся жизнь боялся уснуть летаргическим сном и быть похороненным заживо. Когда в 1852 году он умер, к телу писателя пригласили известного скульптура Николая Рамазанова. Посмертная маска Гоголя была снята, а он похоронен, однако на протяжении многих лет ходила легенда о том, что писатель был погребен заживо.

Чтобы проверить это, уже в начале 20 века была проведена эксгумация, показавшая, что тело покойного находится в необычной позе, обшивка исцарапана ногтями, а голова …отсутствовала вовсе. Загадка его смерти остаётся неразгаданной до сих пор, а маска, названная посмертной, возможно была снята с живого Николая Васильевича.

Уильям Шекспир

В 1849 году в Майнце в одной из лавок торговцем антиквариатом был найден гипсовый слепок лица человека, признанный посмертной маской автора «Ромео и Джульетты». Такой вывод был сделан на основе многочисленных исследований и сравнений маски с изображениями английского классика. Особо подчеркивалось сходство гипсового слепка с картиной 1637 г., на которой, как считалось, был изображен Шекспир в гробу. Однако не все ученые согласны с аутентичностью маски, кроме того что слепок датирован годом смерти поэта (1616), и в сходстве с картиной никаких доказательств нет. К тому же настораживает тот факт, что до 18 века посмертные маски выполняли только членам королевских семей.

Уже в 21 веке с помощью 3D-технологий была проведена попытка реконструировать лицо Шекспира, однако сказать, насколько полученное изображение принадлежит поэту - сложно, так как все его художественные и скульптурные образы были выполнены после смерти. Прижизненных портретов классика не существует. Лишь в 2015 году один из британских историков заявил о том, что был обнаружен прижизненный портрет Шекспира, и изображенный на нем человек не сильно отличается от слепка посмертной маски.

Девушка из Сены

Одной из самых загадочных посмертных масок является маска неизвестной девушки, тело которой было найдено в Сене в конце 19 века. Шестнадцатилетняя особа настолько поразила своей красотой врача, проводившего вскрытие, что он решил сделать гипсовый слепок ее лица, который неожиданно стал очень популярен среди европейской богемы и разошелся в многочисленных копиях. Улыбку девушки французский писатель Камю сравнил с улыбкой Джоконды.

Посмертные скульпторы

Самым известным скульптором посмертных масок конца 18-начала 19 века стала Анна Мария Тюссо, ранее занимавшаяся изготовлением скульптурных изображений членов монарших семей. Во время Французской революции она с легкостью снимала слепки с отрубленных голов аристократов и революционеров. Так, ее руками были сделаны посмертные маски Максимилиана Робеспьера, Жана-Поля Марата и его убийцы Шарлотты Корде, королевы Марии-Антуанетты, с которой была лично знакома.

Однако наибольшее количество изделий подобного рода удалось изготовить советскому скульптору армянского происхождения Сергею Меркулову. Автор многочисленных монументов и памятников, возвел изготовление посмертных масок в ранг произведения искусства. Меркулов сделал более трехсот гипсовых слепков. Среди его работ посмертные маски таких великих людей, как:

  • Михаил Булгаков;
  • Максим Горький;
  • Надежда Крупская;
  • Владимир Маяковский;
  • Лев Толстой;
  • Сергей Эйзенштейн;
  • Владимир Ленин.

Свое название этот симптом получил от имени известного всем ученого и врача Гиппократа. Маска может проявляться только тогда, когда человек сильно болеет, и в организме происходят серьезные процессы не в лучшую сторону.

Что собой представляет симптом?

Маска Гиппократа - это набор определенных изменений на который долгое время болеет каким-либо тяжелым заболеванием. Данное понятие правильнее будет отнести к симптомам, потому что именно по изменениям лица очень часто врач может определить наличие недуга, провести необходимую диагностику и назначить своевременное лечение. Такие черты могут проявляться у человека, который имеет заболевания в органах брюшной полости, страдает истощением организма или долгой бессонницей, а также они могут быть предвестниками скорой смерти.

Причины проявления маски

Маска Гиппократа впервые была описана в 5-м веке в трудах ученого, где он более подробно рассматривал тему изменения лица, которое может свидетельствовать о неправильном распределении крови и лимфы в организме. Также он говорил о том, что это все может указывать на интоксикацию, ведь именно в этот период начинает развиваться воспалительный процесс.

Маска может проявляться во многих случаях, но ниже перечислены основные:


Если все заболевания, приведенные выше, отсутствуют, то проявление маски на лице может свидетельствовать о том, что в скором времени человек умрет, так как Гиппократ давал еще одно ее определение - как симптома, свидетельствующего о скорой кончине.

Основные характеристики маски Гиппократа

Маска Гиппократа имеет свои особенности, поэтому прежде, чем ее определить на лице человека, стоит обратить внимание на некоторые ее характеристики:

  1. В первую очередь меняется оно становится невыразительным, в некоторых случаях даже неподвижным, глаза могут долгое время смотреть в одну точку.
  2. Щеки и глаза становятся запавшими, начинают четко вырисовываться скулы.
  3. Когда больной вследствие заболевания просто теряет вес, у него в глазах остается блеск, при маске Гиппократа его нет, глаза становятся тусклыми.
  4. Стоит обратить внимание на роговицу: она становится мутной, на глаза опускается пелена.
  5. Губы белеют, а уголки рта опускаются вниз, выражения лица теряет свою привлекательность, при этом губы у человека могут быть слишком холодными и пересохшими, образуются язвочки от того, что кожа лопается.
  6. Маска Гиппократа - симптом, при котором обязательно меняется цвет лица: оно становится зеленоватым, в некоторых случаях даже свинцовым, румянец навсегда пропадает.
  7. У больного может отвисать нижняя челюсть, а нос становится заостренным.
  8. Если дотронуться до ушей пациента, то можно почувствовать какие они холодные, при этом мочки будут выглядеть оттопыренными.
  9. Кожа на лице кажется как бы натянутой, при этом она слишком сухая на ощупь, появляется шелушение.
  10. На лбу могут выступать мелкие капельки пота, но при этом кожа не будет увлажняться.

Как выглядит маска перед смертью

Если проявилась маска Гиппократа перед смертью, то все вышеперечисленные характеристики этого симптома могут дополниться еще и признаками больного начинает принимать несколько иной характер, постепенно угасают все его жизненные функции. Различить это совсем не сложно, так как человек может испытывать дрожь по всем телу, появляется проблема с дыханием, оно может становиться хриплым, замедляется пульс, снижается температура тела, а иногда она может вырасти сразу до 40 градусов, начинают пропадать чувства. Такое состояние может длиться от 2 минут и до двух суток.

Как меняется лицо во время заболевания

Если вовремя обратить внимание на признаки заболевания, то болезнь можно попытаться излечить. Как правило, опытный врач сразу посмотрит на пациента, который пришел к нему на прием, и начнет проводить диагностику проблем со здоровьем. Когда у человека осунувшееся лицо и унылое выражение, глубоко западают глаза и в них нет блеска, а также а кожа стала серого цвета, то вполне логично будет заподозрить проблемы во внутренних органах.

В случаях, когда проявляется маска Гиппократа, лицо начинает сразу меняться и худеть. Врач после того, как проведет обследование больного, обязательно будет обращать внимание на постоянные изменения черт в течение некоторого времени: если симптомы, которые проявились на первый день, будут только усугубляться, то в таком случае необходимо принять срочные меры к устранению заболевания, вызывающего маску.

Диагностика заболевания

Маска Гиппократа может проявиться не сразу после первых проявлений заболевания. Но как только человек начинает чувствовать проблемы со здоровьем, сразу стоит обратиться за помощью к специалисту, ведь таким образом у пациента появляется больше шансов сохранить свою жизнь.

Диагностирование поможет избежать осложнений, тем более если уже стала проявляться маска Гиппократа. Описание всех симптомов и наблюдение врача относятся к поверхностным исследованиям, поэтому дополнительно может назначаться экстренная диагностика:

  1. Сбор врачом анамнеза и физикальное обследование.
  2. Обязательными являются сдача лабораторных исследований крови, так как этот способ много чего может рассказать о воспалительном процессе в органах брюшной полости.
  3. Как правило, врач назначает рентгеноскопию и УЗИ органов брюшной полости.
  4. Для получения полной картины заболевания пациенту потребуется еще пройти эндоскопию и лапароскопию брюшины.

Как только все результаты будут получены, врач сможет приступить к лечению и назначить немедленное хирургическое вмешательство.

Устранение симптома Гиппократа

Не стоит думать, что маска может проявиться только перед смертью, на самом деле это не так. Она может возникнуть при проявлениях различных заболеваний, и во многих случаях человек может пойти на поправку, если вовремя предпринять меры по устранению основной болезни. Задаваясь вопросом, что собой представляет маска Гиппократа, что это такое на самом деле, можно смело утверждать, что это симптом, который требует особого внимания и изучения, ведь от этого во многих случаях зависит жизнь пациента. Если она возникла после того, как было выявлено заболевание в брюшной полости, то, как правило, может потребоваться срочная операция.

В случае если симптом возник вследствие бессонницы, которая привела к истощению организма, следует немедленно обратиться в психотерапевту, который проведет психокоррекцию и сможет выписать подходящие лекарства.

Кахексия тоже лечится, для этого требуется помощь специалиста, он подбирает специальную диету, выписывает препараты, которые способны восстановить метаболизм в организме, а также потребуется тщательный уход.

Как выглядит симптом на фото

При развитии заболевания может начать проявляться маска Гиппократа (фото вы видите в статье). Отчетливо видно, что полностью тело человека может не истощаться, а вот все признаки болезни вполне могут быть на лице. Не стоит сразу впадать в панику, так как прогнозы могут быть вполне благоприятными, если вовремя обратить на основные симптомы внимание и обратиться за помощью. Врач поможет выявить заболевание и окажет своевременную помощь. Маска возникает только в том случае, если патологии действительно серьезные. Но при своевременно оказанной помощи пациент может выжить.

Как не допустить появления маски Гиппократа?

Чтобы маска Гиппократа не проявилась, следует выполнять несколько простых правил. В первую очередь важно помнить, что этот симптом появляется тогда, когда заболевание переходит в Если человек при первых симптомах заболевания будет обращаться к специалисту, то болезнь удастся распознать на начальной стадии, а это означает, что появится шанс избежать долгого лечения, которое может потребовать хирургического вмешательства.