Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Методика раннего развития Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы. Успех открытого воспитания: система Марии Монтессори Педагогика монтессори основное

Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».

Философия

Педагогика Монтессори часто характеризуются как педагогический метод , при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение , так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной . В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего.

Педагогика Монтессори сосредотачивается на , способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной ребенка от учения. По Монтессори эта радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе , педагог способствует развитию и уравновешенной .

Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными , приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т.д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.

Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребенку возможность развивать свое чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребенка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случится, что ребенок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т.п. - и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.

Принципы педагогики Монтессори

По Марии Монтессори процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:

  • первая стадия детства (0 – 6 лет)
  • вторая стадия детства (6 – 12 лет)
  • юность (12 – 18 лет).

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0 – 6 лет) – важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Монтессори понимает первые шесть лет жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу . В ходе своего развития ребенок проходит так называемые "чувствительные" или "сенситивные" периоды. В такие периоды ребенок особенно чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации . В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям – он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие . Для этого процесса Монтессори употребляет термин "нормализация".

Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одна из важнейших фаз чувствительности каждого ребенка это фаза "усовершенствование ". Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.

Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребенка. Так, ее математический материал позволяет ребенку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.

Заповеди Марии Монтессори

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Подготовленная среда

Подготовленная среда – важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребенка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребенка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребенка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность, самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребенка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребенка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль взрослого в педагогике Монтессори

С момента своего рождения ребенок стремится к и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори – это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом "Помоги мне сделать самому". Процесс обучения и происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

Роль воспитателя

В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование, что-то определенное делать, но требование, чего-то определенного не делать, а именно, категорический призыв не мешать процессу . Это требование вытекает по крайней мере из того тезиса, что родители – не ребенка, что ребенок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители – помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как "помощь в саморазвитии ребенка от момента его рождения". Монтессори ожидает от взрослого "внутренней перефокусировки", ведущей к тому, что взрослый в общении с ребенком думает не о себе, а о ребенке и его будущем.

Методика Монтессори стала одной из самых известных благодаря отрицанию принципов традиционной педагогики. Ее основательница считала, что детям нужно давать больше свободы, так как ограничения лишь сдерживают развитие.

Методика Монтессори - суть и принципы

Программа Монтессори подразумевает соблюдение нескольких принципов:

  • Свобода выбора и передвижения. Благодаря возможности самостоятельно выбирать учебный материал ребенок больше прислушивается к себе, становится более инициативным, учится выбирать и самостоятельно регулировать свои психические процессы. Передвигаясь свободно, ребенок все же соблюдает определенные правила - возвращать взятый предмет на место, не мешать другим и поддерживать чистоту.
  • Контроль ошибок. Материалы по обучению детей в рамках системы Монтессори предполагают указание ребенку на его оплошности и ошибки. В результате у обучающихся формируется адекватная самооценка, развиваются навыки рефлексии (анализа собственных переживаний).
  • Разновозрастность обучающихся. Контакты с воспитанникам более старшего и младшего возраста, а также с ровесниками, помогают сформировать чувство взаимопомощи, сформировать навык самостоятельной работы и сотрудничества. Младшие воспитанники учатся у старших, а те в свою очередь, приобретают лидерские качества.
  • Не делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Стремление решить задачу самому позволяет ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
  • Отсутствие постоянных оценок взрослого. В результате применения этого принципа каждый воспитанник занимается учебной деятельностью не из-за страха наказания, а потому что ему действительно интересно.
  • Привлечение специально обученного педагога. Поскольку каждый материал в обучающей методике Монтессори требуется представлять детям определенным образом (это называется «презентация»).
  • Отсутствие соревновательного мотива. Обучающегося по технике Монтессори нельзя сравнивать с другими воспитанниками. В результате применения этого принципа у него формируется позитивная самооценка и уверенность в себе.

Тезисы Марии Монтессори

Согласно теории Марии Монтессори, ребенок должен находиться в центре, а вокруг него необходимо подготовить среду. Рядом с ним постоянно должен находиться воспитатель или родитель, который лишь помогает, а не управляет поведением.

Важно! Необходимо, чтобы правила методики соблюдались родителями и дома. Иначе система будет неэффективна.

Методика изначально была рассчитана на воспитанников с ОВЗ, но впоследствии была адаптирована и для здоровых детей. В России первые школы Монтессори стали появляться после 1995 года.

Монтессори педагог с детьми

Уникальность системы Монтессори

Уникальность методики состоит в том, что для учеников создают комфортную среду, в которой они чувствовали бы себя главными. утверждала, что родитель и взрослый во время воспитания должен занять позицию внимательного и понимающего человека, а не стремиться к тому, чтобы стать воспитателем, постоянно корректирующим действия.

Ни в одной другой методике ученикам не отводится главенствующая роль, а всем процессом обучения управляют взрослые. Вывод Марии был основан на утверждении, согласно которому полноценное саморазвитие является следствием свободы действий. Также она считала, что ребенка не нужно исправлять каждый раз, когда он ошибается. Это необходимо, чтобы он мог самостоятельно понять, что он делает не так. Помощь оказывается только в том случае, когда воспитанники сами просят об этом.

Важно! Если в традиционной педагогике воспитатель дает уже готовые знания, то при обучении по методике Монтессори воспитанники сами добывают знания, так как находятся в развивающей среде.

Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт. Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент.

Существует всего 3 общеизвестных системы воспитания, похожие на методику Монтессори. Они направлены на развитие самостоятельности детей и подразумевают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Особенности методики Монтессори

Метод Монтессори побуждает ребенка к самообучению и развитию. Цель этой системы - воспитать самостоятельность, уверенность в себе и уважение к другим. Основное отличие методики от традиционного обучения - предоставление свободы выбора. Благодаря этому он может выбирать то, что ему хочется. Мария Монтессори утверждала, что свобода - это естественно развивающаяся способность выбирать для себя наилучший вариант.

При обучении по этому методу задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать то, что он желает. Это помогает воспитанникам найти свой путь развития, учась на собственных ошибках.

Обратите внимание! Система обучения учитывает сенситивные периоды развития. Особенность таких периодов состоит в том, что каждый из них бывает лишь один раз в жизни.

Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса.

Зона реальной жизни

Особенность методики также заключается в том, что Монтессори-класс делится на несколько зон:

  • Зона реальной жизни. В ней ребенок учится самостоятельно одеваться, рисовать, раскрашивать предметы, мыть и чистить, а также совершать другие действия.
  • Зона сенсорного восприятия нужна для изучения окружающего мира. Ребенок учится различать высоту, цвет, форму, вес и другие характеристики окружающих предметов. Одно из распространенных занятий в этой зоне - выставление на столе цилиндров разного размера по порядку от самого большого до самого маленького.
  • Языковая, географическая и естественно-научные зоны предназначены для умственного развития обучающихся.

Обратите внимание! Существуют и другие зоны, которые нужны для развития определенных навыков. Для двигательных упражнений в Монтессори-классах имеются нарисованные на полу линии, которые служат ориентиром при выполнении упражнений. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать.

Занятие в классе Монтессори

Еще один плюс системы - воспитанники начинают раньше писать и читать. При этом педагоги применяют индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его способности и потребности.

Плюсом также является формирование групп не по возрасту, а по интересам. Это увеличивает заинтересованность в самом процессе обучения. Также методика подразумевает развитие самостоятельности и способности принимать решения. Несмотря на все плюсы и минусы системы Монтессори, такой подход побуждает воспитанников заниматься саморазвитием по собственному желанию, а не по принуждению.

Методика Монтессори раннего развития от 0 до 6 лет - в чем заключается

Основной принцип методики раннего развития - создание среды, в которой ребенок сможет развиваться. Обучение в возрасте до 6 лет подразумевает следующее:

  • Неограниченную физическую активность. Этому способствуют различные упражнения и специально оборудованные места в классе, благодаря которым ребенок раньше и эффективнее осваивает новые движения и учится управлять собственным телом.
  • Использование интересных и необычных предметов, которые хочется изучать.
  • Прогулки и экскурсии, позволяющие получать новые знания об окружающем мире.

Обратите внимание! Нахождение в специально организованных зонах позволяет привыкнуть к порядку и организованности пространства.

Также воспитанники учатся свободно выбирать деятельность. При правильной организации пространства они самостоятельно будут находить интересное для себя занятие. Но, помимо этого, они соблюдают определенные условия, чтобы не ограничивать свободу других обучающихся.

Дидактический материал Монтессори - на что направлен

В системе Монтессори важную роль играет дидактический материал, которым может считаться даже бытовой предмет. В классах присутствуют «классические Монтессори-материалы»:

  • цветные катушки;
  • штанги красного цвета;
  • башня;
  • коричневая лестница.

Это лишь малая часть дидактических материалов Монтессори, которые направлены на развитие воспитанников. Работа подразумевает определенную последовательность:

  1. выбирается конкретный материал, который интересен воспитаннику;
  2. ученик готовит место, где он будет заниматься;
  3. происходит работа с материалом;
  4. коррекция ошибок;
  5. после занятия каждый воспитанник возвращает дидактический материал туда, откуда он его взял.

Дидактический материал

Во время занятий по необходимо придерживаться определенных правил:

  • Все предметы размещаются в комнате таким образом, чтобы воспитанник мог их без труда достать. При этом материал не должен находиться выше уровня глаз. Это побуждает детей к действиям.
  • Чтобы воспитанники могли сосредоточиться на выбранных материалах, существует правило, согласно которому они не могут брать несколько игрушек одновременно.
  • Чтобы воспитать аккуратность, преподаватель объясняет основные правила работы с предметами.
  • Во время работы с материалом дети должны действовать самостоятельно. Помогать им нужно лишь в случае, если они попросят. Но если воспитанник слишком часто просит о помощи и не проявляет инициативы, нужно стремиться поощрять его к самостоятельным действиям.
  • Ребенок собирает башню

    Дидактический материал служи двум целям:

    • Прямая - это та, которую дети ставят перед собой. В пример можно привести сборку розовой башни.
    • Косвенная - это цель взрослого, придумавшего башню. Она заключается в том, чтобы дети при сборке развивали координацию движений, учились концентрировать внимание и готовились к изучению основ математики.

    Важно! Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие и создание комфортных условий для самосовершенствования. Все предметы разрабатывались таким образом, чтобы детям было интересно с ними играть.

    Во время создания дидактического материала Мария Монтессори основывалась на нескольких принципах:

    • все предметы должны быть значимы для ребенка и интересны;
    • предметы должны постепенно усложняться в ходе обучения;
    • материал должен подготавливать детей к дальнейшему обучению.

    Обратите внимание! Существует большое количество игр, которые созданы на основании методики. В пример можно привести карточки «Семья. Домашние животные», которые способствуют пониманию приемов классификации, а также позволяют научить чтению.

    Во время обучения дети могут совершать такие простые действия, как переливание воды или просеивание крупы. Но эффект от таких занятий не сравнится со стандартной игрой. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным и уверенно продолжает познавать окружающий мир.

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!» .

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее , добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Наше мнение

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: “Дом ребенка”, “Мой метод”, “Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет”, «Помоги мне это сделать самому», “Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается”, “Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)”, “Дети – другие”, “Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)”, “Впитывающий разум ребенка”, “После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития” – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Фильм о Марии Монтессори

Метод Монтессори. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт – опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения – переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. – действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он – совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие – появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Кто такая Монтессори? И почему ее подход к обучению так популярен?

Известный врач и педагог Мария Монтессори жила и работала в Италии, Испании, Нидерландах и даже Индии. Уже к 26 годам она стала одной из первых женщин-врачей в истории Италии. Отстаивая необходимость не только медицинского, но и педагогического вмешательства в жизнь детей с особенностями развития, убежденная католичка создала метод «научной педагогики». Она использовала собственные разработки и материалы своих учителей Итара и Сегена: знаменитых на весь мир французских врачей, ставших, по сути, первыми европейскими Дефектолог - специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с теми или иными особенностями физического и/или психического развития.">дефектологами .

Когда оказалось, что дети, признанные «необучаемыми», освоили навыки счета, письма и чтения лучше и быстрее своих здоровых сверстников, было принято решение адаптировать методику и для последних. И вот, в 1907-м в Сан-Лоренцо был открыт первый «Дом ребенка», работавший по системе Монтессори, а еще через три года вышла первая книга о ее методе.

В России последователи этого подхода официально появились только в 1990-х, и популярность его в последние десятилетия продолжает расти.

А в чем его суть? Какие знания, умения и навыки он помогает развить?

Главный принцип монтессори-педагогики — это свобода ребенка в его деятельности, дисциплине и самостоятельности. Наблюдая за детьми и воздерживаясь от поощрений и наказаний (и вообще от любых оценок!), педагоги стараются не только формировать «обогащенную» среду для их развития, но и направлять этот процесс, исходя из индивидуальности и собственной активности каждого ребенка, то есть, позволяя заниматься тем, чем нравится, и тогда, когда хочется.

Методики, разработанные Марией Монтессори и ее последователями, в первую очередь сконцентрированы на развитии сенсорики: от осязания и слуха до различения тончайших оттенков вкуса и запаха. Упражнения на тренировку глазомера, а также игры с цифрами и геометрическими фигурами помогают детям незаметно перейти к абстрактным математическим понятиям. А развитие общей и мелкой моторики, включающее в себя задания на лепку и штриховку, вместе со специальной «зарядкой» для губ и языка, незаменимы при подготовке дошкольника к освоению навыков чтения и письма.

Основной упор при выполнении всех упражнений делается на развитие внимания и самомотивации, в результате дети получают практически все, что нужно для формирования их интеллекта. Для развития творческого воображения, навыков игры и общения программу необходимо дополнить разнообразными играми и творческими занятиями.

Насколько универсален такой подход к развитию?

Хотя изначально метод разрабатывался для детей с особенностями развития, к настоящему моменту последователи Марии Монтессори успели адаптировать его для обычных и одаренных детей, а также для взрослых, желающих стать преподавателями в монтессори-классах. Понятно, что универсальных подходов в педагогике, как и в других науках, не существует. Но исследования психологов, педагогов и врачей разных лет подтверждают, что если четко следовать принципам метода, то вреда ребенку такое обучение точно не принесет, особенно если компенсировать его недостатки с помощью элементов других подходов.

Сложно не согласиться со сторонниками монтессори-педагогики в том, что большинство детей и так любят познавать новое, и потому главной задачей взрослого становится сохранение этого интереса. Современным детям очень не хватает умения удерживать внимание на той деятельности, которая нравится, и сопротивляться отвлекающим факторам. А монтессори-метод позволяет сформировать это умение с помощью несложных приемов.

Вот только, чтобы все получилось, нужно начать заниматься развитием ребенка очень рано: первые материалы для концентрации внимания ряд специалистов предлагает давать уже через несколько часов после рождения. А это может оказаться намного сложнее, чем перестать ругать дошколят за ошибки.

Еще один вопрос к сторонникам развития по Монтессори касается использования в обучении электронных устройств. Сейчас мы буквально окружены гаджетами (не то что в начале XX века), и полный запрет на их применение не всем покажется адекватным, но большинство монтессори-педагогов его придерживаются и по сей день.

Чем дети, воспитанные по методу Монтессори, отличаются от сверстников?

Многих удивляет, что в монтессори-школах и садах дети разных возрастов обучаются в одном классе и могут свободно по нему передвигаться, самостоятельно выбирая, какие упражнения они будут выполнять. На первый взгляд кажется, что в таких условиях ребенок вырастет безответственным и капризным или развитым негармонично: по одним показателям опережающим сверстников, а по другим — сильно отстающим.

Практика показывает, что дети из монтессори-классов (от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет) вовсе не становятся неуправляемыми. Наоборот, чаще всего они очень дисциплинированны и раньше других учатся самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Правда, некоторые из них могут еще и сопротивляться внешнему контролю, особенно, если взрослый навязывает свое видение того, чем «надо» заниматься. Если же педагог способен предложить такому ребенку варианты, из которых можно выбрать себе задание, то обычно конфликтов не возникает.

В монтессори-садах дети предоставлены сами себе – не опасно ли это?

В детских садах, работающих по методике, есть и учебные планы, и четкие правила поведения, и схема подачи материала. Свобода детей состоит в выборе самого занятия из предложенных педагогом и того, сколько времени он потратит на его выполнение или повторение.

Воспитатель, как и при любой другой системе обучения, должен вмешиваться, когда это необходимо, или же не вмешиваться, если это позволит детям самостоятельно справиться с задачей или конфликтом. Суть работы педагога в таком классе - следить за соответствием среды и условий обучения потребностям ребенка и менять их, предлагая все новые задачи и упражнения и выражая постоянную готовность помочь, но не навязывая свою помощь.

Могут ли родители самостоятельно применять эту методику?

Современные последователи метода Марии Монтессори часто подчеркивают важность индивидуального подхода к воспитанию ребенка и учета его собственных границ Сензитивный период – период наибольших возможностей для развития той или иной стороны психики человека. Так, сензитивный период развития движений и действий ограничен первым и четвертым годами жизни ребенка. ">сензитивных периодов развития. Они считают (и справедливо), что, например, такой важнейший процесс, как внимание, начинает формироваться уже с рождения, поэтому на его качество влияет даже то, в каких условиях протекают роды. К тому же, никто не может знать личностных особенностей ребенка так, как его родители, и, с этой точки зрения, они даже имеют преимущество перед педагогами с самым лучшим образованием.

Каждый родитель без особого труда может научиться использовать развивающие методики и материалы, разработанные для обучения по методу Монтессори. Но научиться наблюдать за ребенком, отмечать, к чему он сам стремится, и направлять его в поисках, не делая выбор за него, для родителей может оказаться сложнее, чем для любого педагога. Любовь к науке и особый «дух ученого» Монтессори ставит выше любви человека к человеку, доступной, по ее мнению, каждому из нас.

Если описать коротко суть метода Монтессори, то она заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. В этой статье вы узнаете:

Она стала руководительницей детского сада, оборудовав его таким образом, что бы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори – педагогике. К Марии приезжают педагоги из Лондона, Барселоны, Парижа .

В те годы встретилась с Марией Монтессори и наша соотечественница Юлия Фаусек, которая первая в России открыла монтессорианский детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори организует международную Монтессори ассоциацию (АМИ) которая действует и поныне. Монтессори движение возникает и разворачивается во многих странах мира.

"Развитие творческих способностей человека и его счастье!". И в этом направлении педагогика Монтессори движется уже более 100 лет!

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

В итоге была создана педагогическая система , которую Мария Монтессори впервые использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей, методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В 1913 г она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Система Марии Монтессори

На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – о дна из самых востребованных методик развития ребенка , в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде . Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны в нашей стране, в то время как в других странах они широко распространены. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори.

В основном система охватывает возраст от 0 до 3-хлет и от 3х до 6 лет.

Суть метода

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.

Основные идеи системы М.Монтессори

Система основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, помочь реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.


Роль взрослого

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу

Сначала педагог внимательно наблюдает за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже работает самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.


Развивающая среда

Развивающая среда - важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств(зрение, слух, обоняние, вкус и т.д.).

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка . Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.

Среда имеет точную логику построения . Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Расположением полок среда разделена на 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни(мыть руки, стирать салфетки, чистить ботинки, завязывать шнурки, застегивать молнию, гладить, накрывать на стол, мыть посуду, подметать пол и прочее).
  2. Зона сенсорного воспитания - предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.
  3. Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
  4. Зона русского языка - для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания составления слов и их написания.
  5. Зона космоса - для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Особенность классов , в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Дидактический материал

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключ к окружающему миру.

Основные правила использования Монтессори-материалами:

  • Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
  • Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
  • Соблюдение 5 этапов при работе с материалом :
  1. выбор материала
  2. подготовка материала и рабочего места
  3. выполнение действий
  4. контроль ошибок
  5. завершение работы, расположение материала на исходное место
  • Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
  • На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
  • При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.
  • Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
  • Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.
  • Один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания), или выбирает какой-то другой материал

Все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать

КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЫ ДОБИВАЕМСЯ?