Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Методика раннего развития масару ибуки. Методика воспитания масару ибука Японские методики развития детей раннего возраста

В 70-х годах прошлого столетия Масару Ибука создал уникальную книгу «После трех уже поздно» . Смысл и содержание данной книги вызвало большое количество различных откликов в педагогических кругах всего мира. Многие пункты, изложенные Масару Ибука, отличались нестандартностью и разнились с традиционными убеждениями воспитателей Японии.

Сегодня эффективная и гуманная система воспитания Масару Ибука актуальна не только на территории Японии, но и за ее пределами. Малыши, воспитанные по данной системе, рано овладевают навыками чтения, отлично плавают, свободно общаются на иностранных языках, а также владеют искусством игры на многих музыкальных инструментах. При этом они прекрасно адаптируются к меняющейся социальной среде, а также остаются позитивными и озорными малышами.

На страницах авторской книги Масару Ибука не предлагает для родителей конкретных указаний по воспитанию счастливых детей . Все изложенные японским новатором принципы являются обычной практикой любящих и заботливых родителей . С данной книгой и Масару Ибука будет полезно ознакомиться всем родителям, даже если ваш ребенок в данную возрастную категорию уже давно не входит.

Об авторе методики

Масару Ибука не являлся знаменитым психологом и не имел педагогического образования. Ибука известен в Японии как успешный бизнесмен и прогрессивный инженер.

Японский гений родился в прошлом веке в трудный для его страны период. После кончины отца мать оставила его на полное попечение дедушки и бабушки. Ибука унаследовал от своего отца познавательную активность, интерес к новому и инженерный склад ума. Дедушка старался воспитывать малыша «по-японски », позволяя ему делать все, что не повредит его здоровью. Он предоставлял возможность ребенку осуществлять различные технические эксперименты и выполнять сложные исследования. Дед Ибука поощрял деятельность внука и никогда не критиковал его в случае неудачи. Поступил Масару Ибука в университет на факультет электротехники. Будучи еще студентом, был награжден специальной премией на промышленной выставке мирового уровня, которая проходила в Париже. Японский новатор стал автором многих изобретений технического характера, также Масару Ибука является одним из основателей и главным инженером известной корпорации Sony, которая ассоциируется с высоким качеством и новейшими технологиями.

Интерес к методикам раннего развития и основам возрастной психологии у Ибука возник не случайно . Единственный сын Масару отставал в развитии после перенесенного тяжелого заболевания. Заботливый отец начал интересоваться вопросами педагогики, консультироваться о принципах раннего развития с педагогами-новаторами и известными практикующими психологами. На основании полученной бесценной информации родилась авторская эффективная методика раннего воспитания и развития детей . Масару Ибука часто цитировал японского скрипача Шинити Судзуки, который утверждал, что не бывает отсталых детей, так как развитие ребенка зависит от рационального метода обучения.

Малыши, посещающие уроки данного педагога, в трехлетнем возрасте исполняли скрипичные произведения высокого уровня сложности, а самое главное, что делали это с радостью и большим желанием.

Масару Ибука основал организацию «Обучение талантов» и создал действующую на сегодняшний день в Японии Ассоциацию раннего развития , которая использует в работе инновационные педагогические .

Суть методики Масару Ибука

Масару Ибука авторской методикой в очередной раз доказал безграничные возможности и способности детей раннего возраста . Ее главные принципы изложены в книге «После трех уже поздно». Японский новатор уверен, что именно в возрасте до трех лет осуществляется самый важный этап в развитии малыша , который влияет на его будущий интеллектуальный и эмоциональный потенциал. Научно доказано, что у ребенка с момента рождения до шести месяцев формируется уже 50% нейронных связей, а к трехлетнему возрасту в клетках мозга образуется до 80% подобных связей. Таким образом, малыш после трех лет имеет отличную базу для последующего обучения и развития. Но, если родители не уделяют внимания ребенку до трех лет, то им не следует ожидать от него блестящих результатов в будущем.

Масару Ибука в собственной методике предлагает родителям и педагогам изменить не содержание материала для обучения, а усовершенствовать способы обучения крохи. Обязательно акцентируется внимание на индивидуальных особенностях малышей . Автор также уверен, что степень одаренности и гениальность полностью не предопределены природой, а ее можно удачно формировать в трехлетнем возрасте. Родители, которые знают своего малыша лучше любого воспитателя, должны почувствовать, когда именно необходимо дать крохе новые знания и навыки.

Масару Ибука писал, что раннее развитие ребенка необходимо не для того, чтобы воспитать вундеркиндов.

Каждый малыш имеет право вырасти здоровым, добрым, любознательным и обязательно счастливым!

Что умеет маленький ребенок?

Взрослые часто ограничивают поступление новой информации для малыша.

Мы берем на себя ответственность решать, что для ребенка сейчас трудно воспринимается, а что наоборот легко и быстро. На самом деле, у крохи не существует ни каких стереотипов и представлений о том, что «легко» или «трудно». Если ему интересно, то занятие поглощает его полностью, независимо от сложности информации.

Дети в трехлетнем возрасте обладают прекрасной образной памятью.

Малыши с легкостью запоминают новые слова, обозначающие различные предметы. Например, слова енот, бегемот или любой сложный китайский иероглиф откладывается в их памяти мгновенно. А вот слова с абстрактной информацией малыши запоминают гораздо сложнее.

Младенцы в пятимесячном возрасте способны оценить сложные музыкальные произведения.

В японской семье был проведен интересный эксперимент. Родители одного младенца являлись большими поклонниками классической музыки, поэтому систематически включали для него различные всемирно известные музыкальные композиции. Когда малыш немного повзрослел, то начал проявлять двигательную активность в ритм музыки. Если темп мелодии ускорялся, то и движения крохи также активизировались. Классическая музыка помогала малышу успокоиться и улучшала его настроение. Когда родители однажды включили джазовую музыку, то младенец просто расплакался. Таким образом, дети с рождения наделены музыкальным вкусом и способны по достоинству оценить даже самую сложную симфонию.

Мозг малыша способен воспринимать безграничный объем информации.

Малыши могут «впитывать» различную информацию. Родители не должны бояться давать ребенку много новой информации. Ведь мозг крохи быстро воспринимает новую информацию, но когда чувствует ее переизбыток, то просто «отключается» на некоторое время. Масару Ибука утверждает, что родители должны переживать только о том, что часто предлагают малышу мало информации для его полноценного развития.

Ребенок в трехлетнем возрасте запоминает только интересную для него информацию.

В данном возрасте малыш приобретает способность самостоятельно принимать какие-либо решения. Ребенок активно запоминает интересную для него информацию. Например, когда мама читает постоянно крохе сказки, то он постепенно запоминает их содержание. И если вы поменяете сюжетную линию одной сказки, то малыш сразу укажет вам на ошибку. Далее ребенок отдает предпочтение какой-нибудь одной сказке и стремится прочитать ее самостоятельно. Он не знает еще букв, но с помощью картинок воспроизводит любимую сказку. Потом он интересуется значением различных букв. Эта познавательная цепочка свидетельствует об огромном интересе ребенка к познанию.

Иностранным языком может овладеть любой малыш.

К мастеру Сузуки в скрипичный класс родители привозят на летние каникулы своих детей, которые не знают ни одного слова по-японски . Первыми на японском языке начинают говорить самые маленькие ученики. Потом ребята из младших и средних классов. Родители детей признаны самыми безнадежными учениками. Им потребуются годы, чтобы овладеть японским языком. В роли переводчиков часто выступают их дети.

Главное для крохи - это окружение, а не гены

Масару Ибука в авторской указывает всегда на то, что именно среда имеет важное значения для развития способностей маленького гения. По его мнению, наследственность не может претендовать на главную роль в данном вопросе.

В Японии осуществили ряд экспериментов, чтобы определить какая именно среда позитивно влияет на развитие врожденных способностей ребенка. Масару Ибука написал в авторской книге о результатах данных исследований.

Мы часто слышим в повседневной жизни следующие фразы: «Мой муж прекрасный писатель, поэтому и наша дочь пишет интересные сочинения» или «Наш сын обязательно станет врачом, как его дед и отец». Действительно, иногда сын педагога становится также педагогом, а дочь предпринимателя - предпринимателем. Но, данная ситуация не означает, что эти профессиональные способности передались их детям на генетическом уровне. Просто с момента рождения малыши оказались в такой среде, которая располагала их к продолжению дела своих родителей. Окружающая обстановка способствовала развитию познавательного интереса к этой специальности. Все дети одинаковые после рождения, но вырастают с различными способностями только благодаря влиянию окружающей среды и жизненному опыту.

Масару Ибука предупреждает родителей о том, что современные малыши развиваются интеллектуально и физически очень интенсивно. В связи с этим, важно правильно стимулировать каждую стадию их развития. Родители должны тонко чувствовать , что именно в данный момент необходимо малышу . Например, они должны выбрать правильное время для прививания ему основ иностранного языка или приобретения навыков катания на роликах.

Также необходимо учитывать, что детская комната без каких-либо стимуляторов тормозит развитие ребенка. Экспериментально доказано, что внешние факторы позитивно влияют на будущие интеллектуальные и эмоциональные способности крохи.

Масару Ибука считает, что оставлять малышей на попечение незнакомых людей является достаточно рисованным мероприятием. Ведь положительные и отрицательные впечатления раннего детства способны определить будущий ход мыслей и действий крохи.

Он призывает родителей делать фундамент всегда крепким, так как нельзя будет потом повторно соорудить фундамент, когда здание уже полностью готово.

Основные принципы воспитания Масару Ибука

  1. Интерес к чему-либо необходимо у малыша побуждать . Ибука предлагает родителям вызывать интерес к обучению у собственных детей. Например, чтобы научить малыша считать, заинтересуйте его цифрами. Вместо того чтобы заставлять ребенка писать, необходимо просто пробудить у него интерес к процессу написания букв и цифр. Для развития интереса рекомендуется взрослым создать благоприятные условия. Ведь ребенок не научится рисовать, если вокруг него отсутствует бумага и карандаши.
  2. Малыши любят все ритмичное . В США педагоги достигли больших результатов в изучении английского языка с маленькими детьми благодаря разработке специального текста, изложенного в стихотворной форме и сопровождающегося ритмичной музыкой. Малыши с радостью напевали английские слова, которые прекрасно запоминались под ритмичную мелодию. Масару Ибука данным примером направляет родителей и воспитателей сочетать обучение с удовольствием, помогающее малышу достигнуть положительных результатов.
  3. Повторение помогает ребенку развивать его интерес . Все малыши любят, когда им повторяют много раз в день одну интересную для них сказку или рассказ. В результате повторения у ребенка в головном мозге формируются правильные схемы, которые помогут развить его интеллект в будущем. Так ребенок в трехмесячном возрасте способен запомнить сложную музыкальную композицию, если ее систематически повторять малышу. Запомните, что дети до трехлетнего возраста могут усвоить большой объем информации.
  4. Детские фантазии развивают творческое начало . Воображение и фантазии ребенка являются «зародышами» его творческих способностей. Родители должны поощрять нестандартные решения и яркие фантазии собственных детей. Например, когда взрослый рисует чайник, то малыш может увидеть на листе морскую рыбку с раскрытым ртом. Не говорите ребенку, что он не прав и это действительно чайник. Просто фантазируйте вместе с ним, развивая его творческие способности и абстрактное воображение.
  5. Говорите ребенку только честную информацию на половые вопросы . Масару Ибука в собственной методике советует родителям общаться с малышом на интимные темы и всегда правдиво отвечать на поставленные вопросы. Дети в трехлетнем возрасте начинают интересоваться половыми вопросами. Они замечают, что мальчики и девочки устроены не одинаково, а также им интересно как они появились на свет. На все вопросы малыш должен получать четкий и правдивый ответ. Половые темы нужно обсуждать с крохой в дружелюбном тоне, чтобы с самого начала он относился к данной теме естественно. Масару Ибука в авторской книге пишет, что родители, считающие тему секса запретной, просто получили неадекватное воспитание в детстве.
  6. Неправильное питание формирует плохие привычки . Вкусовые особенности ребенка формируются до трех лет. В связи с этим, предлагайте своему малышу пробовать блюда, отличающиеся различными вкусовыми свойствами. Не следует кормить кроху только полезной пищей. Она должна быть еще вкусной и красиво оформленной. Так малыш сможет развить свои вкусы и выработать правильное отношение к процессу питания.
  7. Игра на скрипке способствует концентрации внимания и развивает качества лидера . Родители, чьи дети посещали уроки доктора Сузуки, утверждали, что малыши выполняли домашнее задание с радостью, быстро готовились к экзаменам, а также успевали отлично учиться. При этом у них оставалось свободное время, которое тратилось на какие-либо увлечения или игру со сверстниками во дворе. Музыкальные занятия способствуют правильному формированию характера, а также вырабатывают ценный навык - концентрацию внимания. Это объясняется тем, что дети систематически тренируются и находятся в «гармонии с музыкой».
  8. Заучивание стихотворений развивает память . Научно доказано, что мозг ребенка способен запомнить около 200 небольших стихотворений, при условии постоянной тренировки памяти. Предлагайте ребенку заучивать стихи краткие и ритмичные. Содержания стихотворения должно быть понятным малышу и вызывать у него только положительную реакцию. Масару Ибука рекомендует родителям сначала прочитать стих вместе с ребенком. Далее повторяйте его несколько раз с крохой, чтобы он смог его запомнить. На следующий день воспроизведите еще раз выученное произведение и приступайте к запоминанию следующего стихотворения. Если ребенок забыл строчку, попросите его повторить с самого начала весь стих. С каждым разом вашему малышу понадобится меньше времени для запоминания. Используя данную методику, ваш ребенок будет тренировать память, а также развивать интеллектуальные и творческие способности.
  9. Окружайте своего малыша лучшим, что у вас есть . В процессе воспитания детей важно окружить их прекрасными произведениями искусства и великолепной живописью. Масару Ибука считает живопись и музыку главными составляющими эстетического фундамента малыша.
  10. Малыши являются великими имитаторами . Дети в первый год жизни способны подражать малышам своего возраста и поведению взрослых. В трехлетнем возрасте крохи превращаются в настоящих имитаторов. Они подражают манере говорить, повторяют жесты и мимику взрослых. В связи с этим, Масару Ибука рекомендует родителям в присутствии детей контролировать собственные эмоции и поведение. Японский новатор считает процесс подражание актом творчества. Поэтому призывает родителей относиться к данной возрастной особенности не слишком строго и способствовать ее развитию.

Как развивать творческие способности и физические навыки у малышей

Методика Масару Ибука предполагает раннее развитие творческих способностей у малышей. Японский новатор считает, что данные качества необходимо развивать у ребенка с самого его рождения. В авторской книге «После трех уже поздно» Ибука рекомендует взрослым воспользоваться следующими советами:

  1. Как можно раньше давайте малышу карандаши . Кроха в восьмимесячном возрасте способен удержать карандаш. Данный период для малыша характеризуется его самоутверждением, которое проявляется в приобретенном умении рвать книжки, ломать игрушки и рисовать в неподходящих для этого местах. Эти поступки приводят многих родителей в полное отчаяние. Масару Ибука предлагает родителям грамотно направить активность малыша. Например, дать ему цветные карандаши и лист бумаги. Как правило, малыш проведет пару кривых линей на листе и скорее всего, разорвет собственное произведение. Для ребенка данные действия являются проявлением самовыражения. Ибука призывает родителей не критиковать действия малышей, а наоборот способствовать развитию их интеллекта и творческих способностей. Любые запреты негативно отразятся на будущем потенциале ребенка.
  2. Стандартный лист для рисования способствует развитию стандартного человека . Масару Ибука советует родителям предоставлять ребенку право выбора. Например, мы часто ограничиваем возможности ребенка, предлагая ему для рисования, лист бумаги стандартных размеров или считаем, что для малыша подходят именно эти сказки. Таким действиями взрослые тормозят развитие воображения и возможностей собственных малышей. Пусть кроха начнет рисовать свои первые шедевры на большом листе бумаги, по которому можно в процессе творчества даже ползать.
  3. Большое количество игрушек рассеивает внимание малыша . Для развития у ребенка нестандартного мышления и изобретательной находчивости Ибука призывает родителей не покупать ему большого количества бесполезных игрушек. Доказано, что малыш прекрасно играет с одной игрушкой, придумывая различные с ней интересные игры.
  4. Не прячьте предметы, которые могут быть опасны для малыша . Очень заботливые родители иногда создают полный вакуум вокруг своего малыша. Они убирают все, по их мнению, опасные для ребенка предметы. Масару Ибука рекомендует взрослым не забывать о важности тактильных ощущений для органичного развития ребенка. Крохе важно познавать предметы различной фактуры, а также ему интересно изучать их свойства.
  5. Игрушки для ребенка должны быть приятными на ощупь . Масару Ибука предлагает родителям приобретать многофункциональные игрушки, отличающиеся высоким качеством. Особенно японский новатор приветствует игрушки, которые малыш может сложить самостоятельно. Данная категория игровых пособий способствуют возникновению у ребенка положительных эмоций и радости достижения. При этом важно, чтобы игрушка соответствовала возрастным особенностям крохи.
  6. Лепка, аппликация и оригами развивает у малыша творческий потенциал . Глина, цветная бумага, пластилин не имеют определенного назначения и им можно придать любую форму. В связи с этим данный материал является многофункциональным игровым пособием для ребенка. Чем раньше предложить малышу слепить кораблик или вырезать цветок, тем активнее будут развиваться его творческие и интеллектуальные способности.
  7. Физические упражнения способствуют развитию интеллекта . Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» пишет о важности развития у малышей двигательной активности. Он призывает родителей физические навыки начинать тренировать еще в младенческом возрасте, так как они не только сохраняют здоровья малыша, но и прекрасно развивают его интеллектуальные способности. Как правило, ребенок, который начал ходить рано, намного смышленей еще «ползающих» сверстников.
  8. Ходьба очень полезна для детей . Клинические исследования доказали, что в процессе ходьбы задействовано около 400 мышц нашего тела. При этом происходит ритмичное чередование фаз расслабления и напряжения мышц без потери энергии. Ходьба способна стимулировать мыслительные процессы. Ведь не случайно писатели совершают много пеших прогулок, в результате которых появляются новые идеи для творчества.
  9. Двигательные способности детей нуждаются в систематической тренировке . Масару Ибука считает, что двигательные способности малышей зависят не только от наследственности, но и от регулярных физических тренировок. Можно обладать прекрасными задатками к плаванью или легкой атлетике, но без специальных тренировок данные способности не смогут развиться. Так, супруги Икеда являются профессиональными гимнастами, которые тренировали собственного ребенка по специальной системе. В итоге их малыш добился отличных результатов в данном виде спорта. Когда в семье спортсменов появился второй ребенок, то родители приняли решение с ребенком не заниматься, считая, что он унаследует их спортивные навыки без тренировок. В результате малыш не достиг положительных результатов в спорте.
  10. Ребенок превращает любую работу в игру . Масару Ибука призывает родителей запомнить, что для малыша любая его деятельность направлена не на достижение результата, а сконцентрирована на самом процессе. Взрослые должны показать крохе, как выполняются различные виды работ. Для развития двигательной активности и умственных способностей ребенку можно предлагать выполнять различную работу по дому.

Японский новатор Масару Ибука не разработал инновационных развивающих игр или , как многие знаменитые методисты. Ибука предоставил заботливым родителям бесценные советы для органичного развития, воспитания собственных малышей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Ребенок гармонично развивается только благодаря любви родителей.
  2. Главная цель родителей заключается в гармоничном воспитании собственных детей.
  3. Начинайте воспитание детей с личного самообразования и воспитания.
  4. Взрослым запрещается насиловать волю малышей.
  5. Дети не являются собственностью взрослых.
  6. Неуверенность родителей может навредить малышу.
  7. Постарайтесь, чтобы кроха в будущем был лучше вас.

В методике Масару Ибука нет четких правил и закономерностей. Развитие, воспитание малыша осуществляется только во взаимосвязи с родителями. Малыши, развивающиеся по авторской системе, выросли всесторонне развитыми личностями. Маленькие гении до трехлетнего возраста умели великолепно рисовать, играли на музыкальных инструментах, владели иностранными языками и отличались двигательной активностью. При этом система задач для ребенка разрабатывалась индивидуально, с учетом его психологических и эмоциональных особенностей.

Методика Масару Ибука позволяет сформировать гармоничную личность с момента рождения.

Методика Масару Ибука видео

Оригинальный подход к воспитанию детей в Японии уже давно вызывает жгучий интерес у наших соотечественников. И это неудивительно, если принять во внимание насколько воспитанными и законопослушными вырастают дети в японских семьях. Большим потенциалом в этом смысле обладает методика Масару Ибуке, которому принадлежит теория о том, что после трех лет приступать к занятиям по развитию ребенка уже поздно.

Оригинальный подход к воспитанию детей в Японии уже давно вызывает жгучий интерес у наших соотечественников. И это неудивительно, если принять во внимание насколько воспитанными и законопослушными вырастают дети в японских семьях. Естественно, большое влияние на воспитание оказывает не только особый подход к детям, но и образ жизни японцев в целом. Тем не менее, некоторые авторские методики раннего развития , разработанные в Японии, можно взять на вооружение и российским родителям. В частности, большим потенциалом в этом смысле обладает методика Масару Ибуке, которому принадлежит теория о том, что после трех лет приступать к занятиям по развитию ребенка уже поздно.

Отметим, что Масару Ибуке не предлагает насильно "забивать" голову малыша энциклопедическими знаниями. По его мнению, маленького ребенка, который еще и разговаривать толком не умеет, невозможно "напичкать" новыми впечатлениями и сведениями больше, чем он готов принять: как только детский мозг почувствует, что "с него достаточно", включается защитный механизм, и новая "порция" информации не воспринимается. Основной упор господин Ибуке предлагает делать на стимуляции развития головного мозга и заложенных природой способностей ребенка в наиболее решающий период его жизни – от рождения до трех лет.

Несколько слов о Масару Ибуке


Если Вы думаете, что Масару Ибука это известный японский педагог или психолог, то глубоко заблуждаетесь. Широкой общественности он больше известен, как основатель знаменитой японской корпорации "Sony", продукция которой имеется (или имелась) едва ли не в каждом доме. Однако этот талантливый инженер в 70-х годах прошлого столетия буквально взорвал мир, но не новой инженерной разработкой, а своей новаторской теорией и одноименной книгой "После трех уже поздно ", в которой он доступным языком и максимально подробно описал основные принципы раннего развития детей.

В книге Масару Ибуки Вы не найдете привычных рекомендаций на тему, как, сколько и где проводить занятия с ребенком. Нет в ней и практических инструментов, позволяющих вырастить гения. Зато в этой книге Вы узнаете ответ на самый важный вопрос "Зачем?". Зачем нужно активно заниматься развитием ребенка именно в раннем детстве, и почему это так важно для его будущего.

Кстати, Масару Ибука доказывает эффективность собственной методики не только на страницах своей книги, но и на практике. Вот уже много лет он руководит организацией "Обучения талантов", а также Ассоциацией раннего развития, которая уже давно славится уникальными методиками. Дети, воспитанные по методике Масару Ибуки , свободно владеют несколькими иностранными языками, прекрасно адаптированы к окружающей среде, превосходно рисуют и плавают, играют на различных музыкальных инструментах, и даже сочиняют серьезную симфоническую музыку.

Особенности методики Масару Ибуки


Господин Ибука уверен, что к трем годам у ребенка практически полностью (около 70-80%) сформировываются нейронные связи между клетками головного мозга, обеспечивающие дальнейшее эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие человека. Другими словами, в первые три года детский мозг развивается невероятно быстрыми темпами, поэтому очень важно в этом время "заложить" прочную основу, на базе которой и будет проходить дальнейшее развитие личности ребенка.

Основной принцип методики Масару Ибуки построен на создании индивидуальной программы развития для каждого ребенка. Подразумевается, что сами родители, основываясь на особенностях своего ребенка, должны стремиться к своевременному внедрению в жизнь своего малыша новых навыков. Господин Ибука настаивает, что матери должны выработать собственный подход к воспитанию своего ребенка, в котором не будет места модным тенденциям, штампам и облегченным методикам. Таким образом с самого раннего детства у ребенка формируются стремление и навыки к изучению нового, которые при поддержке и одобрении близких людей не угаснут и в дальнейшем.

Большое внимание в системе Масару Ибуки уделяется обучению иностранным языкам. Не ради того, чтобы вырастить гениального лингвиста, а для развития безграничных потенциальных возможностей. Не меньшее внимание необходимо уделять и приобщению малыша к музыкальной культуре. Ибука утверждает, что академическое обучение музыке в самом раннем возрасте не только улучшает характер и смягчает душу, но и воспитывает усидчивость. Помимо этого автор методики уверяет, что между музыкальными занятиями и выработкой лидерских качеств существует тесная взаимосвязь.

Ну и конечно же, нельзя забывать и о физическом воспитании. Ибука призывает учить детей плаванию с самого рождения. А обучение катанию на роликовых или ледовых коньках с первых же самостоятельных шагов малыша положительно повлияет на развитие координации движений и баланса.

Как проходят занятия по методике Масару Ибуки


Методика Масару Ибуки – это не комплекс занятий, а образ жизни, подчиненный полноценному развитию ребенка в рамках жесткой дисциплины, строго режима и четкого расписания всех повседневных занятий. Автор не предлагает следовать каким-либо специальным программам. Он просто убеждает, что решающее значение на формирование личности ребенка оказывает поведение самих родителей, а также то, как они разговаривают с малышом, что чувствуют и делают. Поэтому:

  • учите с ребенком стихи – мозг малыша может удержать в памяти огромное количество коротких стихотворений. И чем интенсивнее используется память ребенка, тем лучше она развивается и функционирует;
  • вносите разнообразие в занятия – ребенку полезно постоянно пробовать свои силы в новых занятиях. Это придаст ему уверенности в себе и позволит с успехом приобретать новые навыки;
  • как можно чаще берите малыша на руки – физический контакт с родителями не только положительно сказывается на интеллекте ребенка, но и способствует воспитанию чуткого и восприимчивого человека;
  • не стремитесь окружить ребенка большим количеством игрушек – это не только рассеивает внимание малыша, но и отрицательно влияет на развитие нестандартного мышления, фантазии и изобретательности;
  • как можно раньше дайте малышу карандаши – все, что ребенок делает своими руками – рисует, рвет бумагу или разбрасывает игрушки, развивает его творческие способности и интеллект. И чем раньше малыш получит в руки карандаши, тем больше возможностей у него появится для самовыражения;
  • больше двигайтесь – пешие прогулки стимулируют мыслительный процесс (уже давно подмечено, что во время ходьбы в голову приходят новые идеи), поэтому они являются превосходным упражнением для интеллекта малыша.

Недостатки методики Масару Ибуки

Как уже упоминалось выше, в методике Масару Ибуки нет четких инструкций, как проводить занятия и что делать в тех или иных случаях. С одной стороны это хорошо, поскольку позволяет избежать узких рамок и штампов, навязываемых некоторыми другими программами раннего развития . Но с другой стороны отсутствие специальных пособий по методике вызывает много вопросов, особенно у неопытных родителей, которые хотят дать своему ребенку все самое лучше, но не знают как этого добиться.

Другим недостатком системы Масару Ибуки многие специалисты считают допущение физических наказаний ребенка, путем легких шлепков. Но Ибука настаивает, что физическое наказание не является основой его воспитательного метода, и допустимо оно только в возрасте до 2 лет и исключительно в самых крайних случаях. В два-три года у ребенка уже сформировано чувство собственного достоинства, поэтому наказывать его поздно. Начиная с этого возраста с ребенком нужно разговаривать.

Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после 3 лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые 3 года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Инженер по образованию, один из основателей знаменитой фирмы «Сони» Масару Ибука начал разрабатывать свою методику воспитания и обучения, когда его собственный ребенок начал отставать в развитии. Он основал Ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантов» и написал замечательную книгу «После трех уже поздно».

Методика воспитания и развития ребенка Масару Ибука основана на том , что все обучение ребенка нужно начинать с самого рождения, но это не значит, что грудничка нужно обучать счету или чтению. В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука делает попытку помочь родителям правильно рас познать тот период в жизни малыша, когда ребенок действительно способен правильно воспринимать даваемые ему знания.

Основу методики обучения ребенка Масару Ибука прежде всего видит в любви, т. е. в любви родителей к своему ребенку. Масару Ибука считает, что только знания, которые даются ребенку с любовью, будут хорошо восприниматься и усваиваться малышом. Вторым обязательным условием обучения Масару Ибука ставит заинтересованность, считая, что, только предварительно заинтересовав ребенка, можно его научить чему-либо.

Как это сделать? Если малыш начнет играть с цифрами, полюбит их, обучение счету пройдет легко и незаметно. Просто учиться писать неинтересно, родители должны изобрести что-нибудь, чтобы процесс выведения букв стал привлекательным. Чтобы интерес к учебе появился, он должен быть стимулирован. Например, желание что-либо писать появится тогда, когда вокруг малыша будет достаточное количество чистой бумаги, карандашей и ручек. Оно может появиться и тогда, когда рядом за столом будет кто-то ловко выводить буквы ручкой на бумаге. Очень трудно полюбить музыку, если она не окружает вас в течение всей жизни. В обучении чему-либо не должно быть никакого насилия или принуждения. Если родители будут насильно учить малыша читать или заставлять заниматься музыкой, то добьются обратного результата — сформируется стойкая нелюбовь к чтению или музыке. Для того чтобы не убить интереса к учебе, ни в коем случае нельзя ругать или наказывать за промахи в учебе. Эти неприятные ощущения могут закрепиться и перенестись на все, чему взрослые в будущем будут учить ребенка.

С другой стороны, у малыша очень часто возникает и пропадает интерес к чему-либо. В раннем возрасте очень сложно долго удерживать интерес, если дать малышу самому определять, чем заниматься, никаких результатов не добиться. Поэтому Масару Ибука советовал немного ограничивать свободу малыша при выборе области освоения знаний. Это может привести к тому, что во взрослой жизни ребенок станет легкомысленным, легковесным. Свобода нужна малышу, и все же рядом с ним должен находиться любящий и внимательный взрослый. Только взрослый поможет сделать выбор, уловив мимолетный интерес ребенка к какому-нибудь предмету. Только взрослый знает, что малыш должен попробовать себя во всем. Малыш должен получить возможность попробовать свои силы в любой сфере, а не замыкаться на чем-то одном. Невозможно наперед сказать, каких результатов, каких высот добьется малыш в этой сфере. Зато все это скажется на его интеллектуальном развитии. С другой стороны, Масару Ибука уверен: если ребенок преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

Третье условие раннего и правильного умственного развития любого ребенка — творчество, которое стимулирует развитие воображения и фантазии ребенка. Развитие интуиции Масару Ибука также считал необходимым, так как, развиваясь, интуиция обостряет и остальные чувства ребенка. По мнению Масару Ибука, режим дня для ребенка очень важен, поскольку является основой чувства времени и заменяет ребенку часы.

Автор теории очень оригинально предлагает приучать малыша к распорядку дня — через просмотр телевизионных передач. В раннем возрасте у малышей не сформировано чувство времени, часы с их стрелками нечто абстрактное. Зато просмотр одних и тех же телевизионных передач, демонстрирующихся в одно и то же время, создает ощущение периодичности, понятия времени.

Для более грамотной речи Масару Ибука советует разрешать ребенку смотреть некоторые телепередачи, так как они учат правильно говорить, защищая от появления жаргонных слов и выражений в речи ребенка. Что касается талантов, то для их развития Масару Ибука советует не ограничивать ребенка в его деятельности, так как, что бы ни делал ребенок (разбрасывал игрушки, рисовал, рвал бумагу и т. д.), это все способствует развитию его умственных способностей и творческих задатков. Масару Ибука считает, что оптимальное развитие музыкального слуха у любого ребенка возможно именно в раннем возрасте. Что касается игрушек ребенка, то на этот счет у Масару Ибука также имеется свое мнение. Оно заключается в том, что большое количество игрушек способно убить в ребенке задатки творчества и воображения. Гораздо больше пользы может принести одна игрушка или же какая-нибудь крышка от кастрюли или чайника, так как, играя с ней, ребенок будет фантазировать, включать свое воображение. Помимо всего прочего, Масару Ибука не рекомендует ограждать ребенка ото всего, что может нанести ребенку вред. По его мнению, все что ощупывает, трогает ребенок, помогает его развитию. Малыши не настолько глупы, как кажется нам, взрослым. Схватив однажды горячий утюг, ребенок поймет, что это больно, и не станет больше подходить к нему, но, пока он этого не сделает, совершенно бесполезно ему говорить о том, что к утюгу подходить нельзя и нельзя его трогать, — малыш все равно будет пытаться его схватить. В этом заключается, в общем-то, любознательность ребенка, его стремление познать новый для него предмет.

В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука также советует не ограничивать ребенка в его стремлении рисовать, но при этом он заостряет внимание родителей на том, что не нужно поправлять ребенка, если он неправильно взял карандаш или неправильно нарисовал что-то, и не нужно давать малышу стандартные листы бумаги: «Стандартная бумага для рисования — стандартный человек», — так говорит Масару Ибука. Он утверждает, что если не загонять ребенка в стандарты, которые приняты во взрослом обществе, такие как правильное держание карандашей, правильная цветовая гамма или бумага обычного формата, то малыш получает больше возможности для творчества и самовыражения, что, в свою очередь, положительно сказывается на его умственном и эмоциональном развитии.

Нельзя останавливать малыша в его творчестве или игровой деятельности, даже если на взгляд взрослого ребенок делает что-то неправильно (например, фиолетовых коров не бывает, ложка не лопатка, кастрюля не игрушка). Автор методики категорически против сдерживания практической деятельности ребенка, «все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки». Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то все равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей. Родители стараются передать ребенку свой опыт, забывая о том, что учиться лучше на своих ошибках. Взрослые, как правило, ограничены рамками традиций и правил. Они стремятся навязать ребенку, как правильно, как нужно, тем самым убивая творческое начало, оригинальность мысли, без чего невозможно творчество.

В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука дает несколько советов по выбору игрушек для ребенка. Он подчеркивает, что игрушки в первую очередь должны быть приятными на ощупь. Следующим критерием выбора игрушек, по мнению Масару Ибука, должен выступить интерес. Масару Ибука подчеркивает, что готовые игрушки, какими бы красивыми они ни были, очень редко нравятся детям, а если и вызывают интерес, то не на длительное время. Если малыша окружает большое количество игрушек, он не может остановить свое внимание на чем-нибудь надолго, не успевает включить фантазию — на это не остается времени, невозможно сосредоточиться. Гораздо больше ребенка заинтересует игрушка, которую можно разбирать и собирать снова. Играя с такой игрушкой, ребенок тренирует свою фантазию и свое воображение, он, что очень важно, самостоятельно воспитывает в себе целеустремленность. Дорогие игрушки взрослые покупают скорее для себя, чем для ребенка: «не крути», «не дергай», «не разбей», «с этой игрушкой так не обращаются». Очень часто взрослые подсказывают, как играть: книжка только для чтения (а ведь малыш может сделать из нее крышу для домика), кубики — только для домика... Малышу виднее, во что может превратиться кубик, деревянная палочка или ботинок.

Главное при покупке разборных игрушек — помнить, что они должны обязательно соответствовать возрасту малыша.

Для развития творческих навыков ребенка Масару Ибука рекомендует использовать такие виды занятий с ребенком, как лепка, вырезание узоров из бумаги или складывание различных бумажных фигур. При этом Масару Ибука не ограничивает возраст ребенка, т. е. не устанавливает точный возраст малыша, которому можно давать в руки глину или пластилин. Масару Ибука, наоборот, подчеркивает, что даже ребенок до года, который впервые взял в руки материал для лепки, несмотря на первоначально неосознанное его сминание, через какое-то время заметит, что форма предмета в его руке меняется. Постепенно, с этим пониманием придет и понимание причинно-следственной связи между действием и конечным результатом.

Огромное значение для развития и воспитания детей имеет занятие музыкой. С одной стороны, занятия музыкой дисциплинируют ребенка, ведь заниматься нужно ежедневно определенное количество времени, это формирует характер, волю, способность добиваться поставленной цели. Занятия музыкой позволяют формироваться лидерским качествам. В своей книге Масару Ибука писал: «Потенциальный лидер всегда остается сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей. Эти же качества воспитываются и занятиями на скрипке».

Учить и воспитывать малыша необходимо только на высокохудожественных образах. Нужно не только давать малышу обыкновенные книжки с картинками, но и показывать репродукции великих художников, водить в музей и картинные галереи, давать прослушивать произведения великих композиторов. Формировать художественный вкус необходимо с младенчества.

Развитие интеллектуальных способностей невозможно без тренировки памяти. Только не стоит превращать развитие памяти в самоцель, развивать память нужно для того, чтобы впитывать информацию. Только делать это нужно, пока у малыша есть интерес, пока это занятие приносит удовольствие. Масару Ибука предлагает заучивать вместе с малышом большое количество небольших стихотворений. Эти стихотворения должны быть красивыми, понятными и интересными для малыша. Они должны не только тренировать память, но и формировать эстетический вкус. В раннем возрасте малыш получает удовольствие от многократного повторения, этим нужно пользоваться. Масару Ибука разработал целую методику. Вначале малышу нужно рассказать, о чем стихотворение, прочитать несколько раз, попросить повторить его текст наследующий день по памяти.

Постепенно для заучивания стихов потребуется одно-два прочтения. Автор придавал большое значение способностям детей к запоминанию информации. Слушая бесконечные повторы сказок, песен, стихотворений, малыш останавливает свое внимание на чем-то одном. Он начинает уточнять какие-то детали, задавать вопросы, просит разъяснить непонятные места, проявляет любопытство. От любопытства до интереса один шаг, а интерес рождает желание познавать (действовать), развиваться. «Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к картинкам, затем к буквам и наконец хочет научиться читать», — писал Масару Ибука.

В числе игр и занятий на развитие творческого потенциала ребенка не последнее место Масару Ибука отводит ролевым играм. Это не означает, что ребенок должен играть в спектаклях или пьесах либо же просто кривляться или гримасничать. Под ролевыми играми Масару Ибука, в первую очередь, понимает возможность самовыражения ребенка с помощью движений тела и слов, т. е. свободное самовыражение.

Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» обращает внимание родителей на то, что «для ребенка работа и игра — это одно и то же». Именно поэтому Масару Ибука советует привлекать ребенка для выполнения простейшей работы по дому, считая, что это полезно для развития ребенка, его интеллекта и двигательных навыков. Главное, что необходимо родителям, — это объяснить и показать малышу, как выполняется та или иная работа по дому, будь то мытье посуды или полов, протирание пыли или прополка огорода.

Однако родители должны помнить, что ребенку важен сам процесс, его не интересует конечный результат помощи. Родители же не должны настаивать на конечном результате работы малыша, только в этом случае помощь по дому принесет пользу и удовольствие.

И еще одно условие воспитание развитой, интеллектуальной личности — физическое и сенсорное развитие. Физическая нагрузка оказывает положительное воздействие на развитие и работу всех органы. Она способствует высокой стрессоустойчивости. Раннее плаванье, раннее хождение — залог будущих интеллектуальных побед малыша, они имеют такое же важно значение, как занятия музыкой или обучение иностранным языкам.

Как же на практике воспользоваться методикой Масару Ибука? Помните, что воспитывать свободным — это не значит представлять малыша самому себе. Родители должны быть всегда рядом, но не ограничивать свободу действия, творчества и фантазии малыша. «Игнорировать ребенка хуже, чем баловать», — писал великий японец. Помните, что дети не собственность родителей, у них есть своя воля, свои желания и интересы. Взрослые должны с этим считаться. Иногда лучше не заметить, чем отругать. Если малыш, пытаясь проявить самостоятельность или помочь, сделал что-то не то, лучше похвалить, чем наказать. Никогда не критикуйте и не высмеивайте недостатки малыша при посторонних людях, даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает.

Основу всех советов Масару Ибука, данных в его книге «После трех уже поздно», составляет родительская любовь и материнская любовь в большей степени: «Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности». Масару Ибука в своей книге дает много полезных советов для родителей, при этом он в большей степени основывается на личном опыте воспитания детей и личных наблюдениях. Конечно, с помощью советов Масару Ибука не вырастишь гения или вундеркинда, но ведь не это самое главное. Главное — вырастить из ребенка личность, индивидуальность.

Японец Масару Ибука - один из основателей корпорации Sony. Он всерьез увлекался детской психологией и педагогикой, создал уникальную методику раннего развития детей «После трех уже поздно» и написал одноименную книгу. На сегодняшний день методика Ибука, без сомнения, может считаться одной из самых знаменитых, разносторонних и универсальных.

Почему 3 года?

Ученые уже давно пришли к выводу, что именно до этого возраста у ребенка формируется до 85% всех нейронных связей в головном мозге. Большинство жизненных установок, подходов, отношений к тем или иным вещам тоже будут заложены за первые 36 месяцев. Но часто бывает так, что только после этого возраста родители начинают воспитывать своего малыша, а в результате получается перевоспитание.

Таким образом, в самом раннем возрасте детей можно научить музыке, чтению, письму и математике. Также очень легко дети воспринимают и обучаются иностранным языкам. Все то, на что у взрослых уходит по несколько лет, дети могут выучить за месяцы.

«Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно».

  • Занимайтесь с ребенком с рождения

«Раннее развитие - это фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово».

Дети удивительно восприимчивы и способны научиться очень и очень многому с самого раннего возраста. В книге он рассказывает об одной семье, в которой сначала родился мальчик, а потом девочка. Младенчество мальчика прошло в постоянном общении с мамой - у молодой семьи была маленькая однокомнатная квартирка, и так получилось, что мама почти не выпускала ребенка из своего поля зрения, постоянно разговаривала с ним. В результате он начал говорить в 8 месяцев и рос очень жизнерадостным и открытым карапузом.

Через несколько лет у него родилась сестренка. Родители к тому времени купили себе трехкомнатную квартиру, и малышке выделили отдельную комнату. Естественно, ее общение с родителями было сильно ограничено, что сказалось и на ее интеллектуальном, и на эмоциональном развитии (говорить она научилась намного позже и была куда менее позитивной, чем ее брат).

  • Не игнорируйте эмоциональное развитие ребенка

«Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его».

Эмоциональное развитие является крайне важным для полноценного формирования личности. Ведь счастье - это не только признанные достижения в какой-то сфере, но и гармоничные отношения с окружающими, и чувство удовлетворенности собой и своей жизнью.

Поэтому Ибука советует родителям почаще брать ребенка на руки, не игнорируя его потребность в тактильном контакте; хвалить его достижения и поощрять его интересы. Да, и не забывайте вовлекать в уход за малышом братьев и сестер, бабушек и дедушек - чем шире круг его общения, тем лучше!

  • Не пытайтесь оградить малыша от того, что вам кажется слишком сложным для него

«Способность впитывать информацию у детского мозга гораздо выше, чем у взрослого. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка».

Стереотип западного воспитания - учить ребенка «от простого к сложному», чтобы не перегружать его нервную систему. Но Масару Ибука с этим не согласен. Опираясь на исследования японских психологов, он утверждает, что «взрослые» критерии сложности и простоты информации для ребенка мало приемлемы. Если до чего-то он еще «не дорос», значит, он просто не обратит на это особого внимания. Если он заинтересовался чем-то, значит, он готов хотя бы частично эту информацию усвоить.

  • Развивайте воображение ребенка и склонность к импровизации

«На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи. Общаясь с детьми, мы должны учиться избавляться от предвзятых мнений и использовать все наше воображение, чтобы видеть мир так, как его видят дети ».

В большинстве своем дети обладают прекрасным воображением и способностью выдавать самые неожиданные ассоциации (у людей постарше это качество именуется креативностью). Тем не менее родители часто делают все возможное, чтобы «впихнуть» разгулявшуюся фантазию ребенка в привычные им рамки. «Дом не может быть треугольным, а яблоко синим», - поучают они чадо, и со временем карапуз просто утрачивает интерес к экспериментам.

Поэтому, учите ли вы ребенка рисовать или лепить, разглядываете ли книжки с картинками или наблюдаете за животными в зоопарке, - дайте малышу возможность видеть то, что ему хочется видеть и выдавать собственные интерпретации.

  • Не навязывайте малышу собственные гендерные стереотипы

«До трех лет половые различия у детей никак не проявляются, поэтому не навязывайте ему свои представления о половых различиях, поскольку этим самым можете нанести психический вред ребенку ».

Мальчики в голубом, девочки в розовом, мальчики играют в машинки, девочки в куклы - вот еще одна родительская «программа», которая может сильно ограничить развитие мышления ребенка в первые годы жизни. Гендерным воспитанием ребенка занимайтесь после того, как малышу или малышке исполнится три года. До этого дайте ему или ей возможность попробовать игрушки и занятия, которые, возможно, не очень свойственны представителям его или ее пола, но помогут именно вашему чаду раскрыть свой потенциал.

  • Чем меньше у ребенка игрушек - тем лучше

Избыток игрушек рассеивает внимание малыша, не дает ему сконцентрироваться на чем-то одном, а также может мешать развитию у него воображения (с этой точки зрения намного эффективнее будет выдать ребенку 1-2 игрушки и поощрять их «нецелевое» использование, например, создание кукольного домика из ботинка).

  • Стимулируйте интерес к искусству

«Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Если вы дадите ему лист бумаги, он прочертит несколько кривых линий и, скорее всего, порвет бумагу. Для вас это просто каракули, а для него это самовыражение».

Дело не только в том, чтобы воспитать у ребенка хороший вкус: раннее знакомство малыша с мировыми шедеврами живописи, музыки, с прекрасными стихами будет стимулировать его самого на развитие в той или иной области искусства. А это, в свою очередь, поможет воспитанию тех качеств характера, которые господин Ибука считает очень важными для гармонично развитой личности: терпения, чувства собственного достоинства, самоорганизации и даже стремления к лидерству.

  • Контролируйте собственную мотивацию

«Дети - это не собственность родителей. Долг родителей - предоставлять своему ребенку более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам ребенок - хозяин своего будущего».

Раннее развитие - это не подготовка к детскому саду и не способ удовлетворить родительские амбиции. Это всего лишь набор методов для воспитания счастливого, гармонично и разносторонне развитого человека. Стремление вырастить гения любыми средствами - это, с точки зрения господина Ибука, неверная мотивация. Просто помогите раскрыть ребенку собственный потенциал.

И напоследок отличная цитата:

«Нет ничего важнее воспитания детей. Самое лучшее воспитание для ребенка - это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей - это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?»



Теория раннего развития детей, созданная Масару Ибука, носит название «После трех уже поздно». Книга стала потрясением для мира несколько десятков лет назад. Но Масару Ибука стал известным еще до того, как в свет вышла его книга, посвященная раннему развитию ребенка. Задолго до этого благодаря Масару была основана корпорация «Сони».

Ибука писал, что ему часто задают один и тот же вопрос, касающийся его теории. Родители интересуются, поможет ли раннее развитие воспитать гения. Педагог всегда говорил, что целью развития ребенка с первых дней его жизни является желание сделать его ум глубоким, а тело - здоровым.

Автор теории считал, что большое значение имеет опыт, приобретенный малышом в раннем возрасте, поэтому и заниматься развитием детей необходимо как можно раньше. Родители не должны сюсюкать малышей. С детьми нужно разговаривать как с взрослым человеком. Если ребенок заплакал, обязательно обратитесь к нему, не игнорируйте. Родителям советуется не забывать про тактильное общение и чаще носить ребенка на руках, прикасаться к нему. Воспитание посторонним человеком, например, няней, не будет оправдано. Это связано с тем, что большое влияние на несформированную личность ребенка оказывают именно те люди, которые его окружают. На дальнейший образ жизни детей влияют первые впечатления, вызванные людьми, окружением, миром.

Ибука считает, что развитие на раннем этапе - не подготовка ребенка к детскому саду. Нет необходимости в том, чтобы бегать по городу и искать различные курсы для малыша, отдавая за это большие деньги. Не пытайтесь сделать гениев из своих детей, стремясь научить их читать, считать, писать до того, как они отправятся в детский сад.

О теории Масару Ибука

Масару Ибука придерживается мнения о том, что ребенок без усилий может освоить все в раннем возрасте: до 4 лет. Чем старше становятся дети, тем сложнее им дается обучение. Ибука считает, что для усвоения и запоминания взрослому человеку необходимо время, ребенок же может выучить и запомнить, просто играя. Кроме того, взрослым часто приходится бороться с ленью, а дети хотят учиться всегда.

Мозг ребенка, только что родившегося, подобен на чистый белый лист. Одаренность, развитость малыша во многом зависит от того, что в процессе взросления будет на нем записано. Известно, что по мере роста ребенка между клетками мозга формируется своеобразный мостик. Таким образом происходит связь клеток. Самый активный период формирования таких связей относится к 0-3 годам. Если ребенка развивать, то, соответственно, и вырастут возможности мозга.

Конечно, после трех лет малыш не перестает развиваться. В 3 года задняя часть уже почти сформирована. Ближе к 4 годам начинают формироваться лобные доли. Масару Ибука считает, что маленького ребенка можно научить чему угодно. Для взрослого человека такие занятия, как изучение иностранного языка, овладение техникой чтения и письма, к примеру, являются довольно сложными. Дети же учатся этому неосознанно, не напрягаясь и не прикладывая массы усилий.

Масара Ибука говорит родителям о том, что для того, чтобы ребенок умел плавать, хорошо писал маслом, играл на музыкальных инструментах и развивал другие свои таланты, нужно проявлять заботу, уважать и любить малыша, давать возможность попробовать себя в том или ином ремесле. Ведь ребенок имеет безграничное желание учиться и узнавать много нового. Родители, которые хотят вырастить здорового, умного, талантливого малыша, должны предоставлять как можно больше различной информации.

Мозг способен принимать сигналы, поступающие из окружающего мира, создавать с помощью мысли и воображения удивительные образы, запоминать информацию. Именно на этих способностях и строится умственное развитие детей. До трех лет невозможно сформировать у ребенка мышление, творческое начало, чувства, но можно и нужно создать базу для таких процессов.

Если до 3 лет у ребенка не сформировать твердую основу, то дальнейшее обучение чему-либо будет бесполезным. Это можно сравнить с желанием получить хороший результат, пользуясь при этом плохой и отсталой техникой. Если при освоении информации взрослые пользуются логическим мышлением, то дети основываются на своей интуиции. О ранней деятельности познания ребенка говорит его способность различать лица. Так, если в течение первых трех лет заложить прочную основу, то ребенок при обучении сможет добиться хороших результатов.

Младенчество - важный период в жизни каждого человека. То, что многие родители считают бессмысленным, для ребенка может быть крайне важным, интересным. К примеру, если показать историю в картинках ребенку и взрослому, то восприятие будет совершенно разным, как и впечатления от увиденного.

Воспитание и развитие малыша в первые годы его жизни не требует много денег и времени от родителей. Если ориентироваться на сегодняшние ценности, то ребенок в будущем станет совершенно бесполезным для общества человеком. Масара Ибука считает, что отец способен сделать своего ребенка гением, в то время как мама воспитает настоящего человека, сочетающего в себе душевное и физическое. Поэтому воспитание, исходящее от матери, имеет большое значение для ребенка.

Педагог и основатель известной на весь мир корпорации придерживается мнения, что идеальным способом обучения является желание ребенка что-либо делать. Родителям не стоит мешать или останавливать малыша. Ибука советует мамам при выборе методики обучения ребенка ссылаться на собственные впечатления и восприятие. Необходимо остановить свой выбор на чем-то одном, а не метаться туда-сюда, ведь такая нерешительность может плохо повлиять на малыша. И еще, перед тем, как заниматься воспитание детей, сначала нужно убедиться, что вы сами достаточно воспитаны, чтобы не привить ребенку ложные понятия.

Родители ошибочно полагают, что, купив много игрушек, они смогут воспитать гениальных детей. В то время как избыточное количество игр и игрушек наоборот рассеивает внимание малыша. Не покупайте детям все, что им нравится и что они у вас просят приобрести. Малыши часто не хотят играть с готовыми игрушками, так как они мало чем связаны с внешним миром.

Масара Ибука рассказывает родителям и о том, что необходимо развивать творческие способности ребенка. Хороши в этом плане игры по ролям. Обязательно нужно развивать как левую, так и правую руку. А опасные предметы можно не прятать, считает педагог. Ведь у малышей есть свое собственное представление о том, как и где должны лежать предметы.

Одной из ключевых способностей является ходьба. В этом процессе участвует все тело и практически все мышцы. Ходьба отличается от других видов физической активности тем, что в ней чередуется напряжение с расслаблением. В раннем возрасте малыш относиться к работе и игре одинаково, он пока не видит разницы. Родители должны помнить о том, что ребенку необходимо играть и трудится столько, сколько ему хочется и сколько он может. Для малышей имеют значение далеко не результаты их деятельности, а процесс.

Занятия по методике Масару Ибука

Отличительная особенность методики Ибука состоит в том, что это не комплекс упражнений для развития ребенка, а стиль и образ жизни. Развитие детей подчиняется определенным законам и находится в жестких рамках. Занятия, которыми сопровождается каждый день малыша, должны проходить по расписанию. Автор методики не говорит о том, что нужно следовать определенной программе. Он скорее убеждает родителей в том, что именно они и их поведение оказывает влияние на формирование личности маленького человека.

  1. С ребенком нужно разучивать стихотворения, ведь мозг детей может воспринимать большое количество информации и хранить ее в памяти. Память нуждается в тренировке, именно благодаря этому она и функционирует.
  2. Занятия с детьми нужно постоянно обновлять, вносить в них что-то новое. Малыши всегда стремятся проверить свои силы, тянуться к новым знаниям. А разносторонние занятия помогут ребенку получить больше опыта и приобрести уверенность в своих силах.
  3. Берите детей на руки как можно чаще, ведь физические контакты в родными людьми для ребенка очень полезны. Ваш малыш станет чутким человеком.
  4. Ребенку не нужно большое количество игрушек. Избыток таких предметов будет рассеивать внимание ребенка и препятствовать развитию воображения, творческих способностей, фантазии.
  5. Часто давайте малышу бумагу и карандаши. Пусть он рвет ее, рисует на ней, использует карандаши, ломает и так далее. Такие действия благоприятно влияют на развитие умственных и творческих способностей. Чем раньше вы дадите ребенку карандаш, тем больше он получит возможностей, чтобы выразить себя.
  6. Ребенку необходимо много двигаться. Движения также стимулируют мыслительный процесс.


Основные принципы методики Ибука

  • Один из основных принципов методики Ибука заключен в самом названии его трудов. Автор говорит о том, что начинать заниматься с ребенком после трех лет, уже не имеет смысла. Развивать малыша, тренировать его способности нужно с первых дней жизни.
  • Возможности ребенка не знают границ, поэтому если давать малышу новые знания, то он добьется поразительных результатов.
  • Воспитать умного человека достаточно просто, е6сли заниматься с ним постоянно, начиная сразу после рождения. До трех лет формируется около 80 процентов мозга. До этого возраста родителям необходимо дать ребенку все возможное.
  • Основной материал как для родителей, так и для ребенка - это стихотворения, книжки, классические музыкальные и художественные произведения, детские песни и т.д.

Достоинства методики

  1. Индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь занятия разрабатываются с учетом особенностей малыша.
  2. Задачи, предусмотренные для детей, не делятся на сложные и легкие.
  3. Методика способствует формированию дисциплины у детей.
  4. Занятия проходят в тесной связи матери и ребенка.
  5. Методика Ибука позволит родителям развить и сформировать интересного и умного человека, разностороннюю личность.

Недостатки методики

  1. В методике Ибука вы не найдете пособия или четко сформированной программы занятий, так как труд основан на рекомендациях.
  2. Многие психологи не разделяют мнения Ибука о том, что ребенка можно наказывать, так как это может унизить достоинство малыша.
  3. Некоторые принципы, описанные в методике Масару Ибука достаточно спорные, однако сейчас можно встретить детей, которые в три года уже говорят на английском, а это говорит о действии методики.