Наталья Чернышова
Конспект НОД по экспериментированию «Вода» в средней группе
КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Тема «ВОДА »
Цель : Познакомить со свойствами воды
Задачи :
1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении
2. Познакомить со свойствами воды
3. Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей
4. Воспитывать бережное отношение к воде
5. Формировать навыки экспериментирования
Оборудование : волшебный сундучок, бутылочка с водой, аудиозапись со звуком воды, карточки-капельки и плакат с мольбертом, фартучки, стаканчики с водой, пуговицы, клеенка, салфетки.
Ход экспериментирования:
Дети входят в группу .
В :Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас в прекрасном настроении.
Вы уже обратили внимание, что у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями.
(Дети здороваются.)
А сейчас мы подарим друг другу хорошее настроение.
Прошу вас собраться в кружок.
Организационный момент (Дети повторяют слова и движения за воспитателем) .
Собрались все дети в круг,
Я-твой друг и ты-мой друг (дети встали в круг и взялись за руки) .
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, давайте с вами поздороваемся веселой песенкой :
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.
Здравствуйте, щечки, плюм-плюм-плюм.
Здравствуй, носик, бум-бум-бум.
Здравствуйте, ребятки!
В : Прошу вас сеть на стульчики. Сегодня у нас будет необычное занятие.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла-
Только в садик я зашла,-
Сундучок я здесь нашла.
А что в этом сундучке- я прошу вас угадать.
(воспитатель достает «сундучок» - небольшую коробочку).
Что же там может быть? (воспитатель выслушивает все предположения детей)
В :Да, наверное все вы назвали там все это может быть. Хочется все таки узнать, что лежит в этом сундучке. Вместе с сундучком были подсказки, чтобы нам было легче угадать.
Вот первая подсказка (воспитатель включает аудиозапись звука льющейся воды) .
Дети высказывают свои предположения.
В : Мы чуть -чуть приблизились к разгадке, послушайте вторую подсказку.
Нужно отгадать загадку :
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
Дети : …. воды!
В : Так что же в сундучке?
Д : Вода !
В : Давайте откроем сундучок и посмотрим, что же там?. (Дети вместе с воспитателем открывают сундучок и находят там… бутылочку с водой.)
В : Молодцы, ребята! Вы верно расшифровали все подсказки, это действительно вода .
А сейчас я предлагаю вам отправиться в нашу небольшую лабораторию, где мы с вами научимся проводить опыты, как настоящие ученые, и будем изучать воду, какие свойства она имеет.
Но сначала послушайте правила которые необходимо выполнять :
1 Слушаем внимательно воспитателя.
3 После каждого опыта не забываем делать вывод.
В : Прошу вас одеть фартучки.
(Дети проходят в «лабораторию» , надевают фартучки.)
В : Давайте начнем наши опыты по определению свойств воды.
Ребята, пожалуйста подойдите к столу с приготовленными стаканами. (Дети подходят к первому столу, где стоят стаканы с водой.)
В : Я предлагаю каждому взять по стакану с водой и рассмотреть воду в стакане. (Дети берут стаканы и рассматривают)
В : Что мы видим? Ваши предположения?
Д : Мы видим воду.
В : А какая она?
Д : Чистая, прозрачная
В : Прозрачная? Как вы догадались? Я предлагаю наше предположение закрепить и провести настоящий опыт, который нам точно даст ответ, прозрачная вода или нет . Вы согласны?
Дети : Да!
В : Сейчас каждый возьмет в руки пуговицу. Рассмотрите ее. Пуговица прозрачная?
Д : Нет!
В : Нашу не прозрачную пуговицу мы опускаем в стаканчик с водой. (Дети берут пуговицы и опускают в воду)
В : Что мы видим?. мы пуговицу видим?
Д : (делают вывод) что вода прозрачная (потому что пуговицы в воде видны) .
Воспитатель подводит к тому, что прозрачность воды детям помогли определить глаза.
В : Молодцы ребята, я поздравляю вас с первым успешно проведенным экспериментом , где мы с вами доказали, что вода прозрачная ! И что помогло нам увидеть это?
Д : Нам помогли наши глаза увидеть то, что вода прозрачная .
В : Спасибо дорогие ученые за правильное предположение. Сейчас возьмите пожалуйста карточки с условным обозначением – глаз.
В : Но вода имеет еще другие свойства и для определения их я приглашаю вас к опыту №2
В : Прошу вас пройти к приготовленному оборудованию для второго опыта к следующему столу нашей лаборатории.
На втором столе стаканчики с водой.
В : Уважаемые юные ученые! Сейчас нам необходимо определить имеет ли вода запах . А как мы можем это определить?
Д : Мы можем понюхать
В : Предлагаю подтвердить наше предположение экспериментом . Для этого каждый из вас берет по стаканчику с водой, и аккуратно понюхает воду в стакане. (дети нюхают воду)
В : Что скажите коллеги? (Вместе с воспитателем делают вывод, что вода не имеет запаха .)
Воспитатель помогает детям выяснить, что в этом опыте детям помог нос.
В : Я вас поздравляю со вторым успешно проведенным опытом, мы выяснили, что вода не имеет запаха ! У меня остался в этом эксперименте один вопрос , что помогло нам определить, что вода без запаха ?
Д : Нам помог наш нос.
В : Да! Вы правы! И мы с собой берем еще одно условное обозначение – карточку с изображением носа.
В :Но мне кажется, что не все свойства воды мы еще открыли, мы можем еще провести опыт и определить следующее свойство воды. Вы хотели бы еще провести опыт, вам интересно? (Дети соглашаются, высказывая интерес) Дорогие ученые, я приглашаю к следующему столу с оборудованием в нашей чудесной лаборатории для проведения третьего опыта.
Дети подходят к столу.
В : Здесь приготовлены стаканчики с питьевой водой. Я предлагаю вам определить вкус питьевой воды. Есть ли вкус у воды?
Д : высказывают свои предположения.
В : Сейчас мы проверим есть ли вкус у воды. А как мы можем это сделать?
Д : Мы можем попробовать воду.
В : Да, и для проведения этого опыта, вам необходимо взять каждому по стаканчику с водой и аккуратно попробовать воду. Я благодарю вас, что вы помните о том, что мы с вами ученые и проводим очень серьезные опыты в спокойной обстановке.
Дети пробуют воду.
В : Вот мы попробовали воду и что почувствовали? …Какая вода на вкус ?
Дети делают вывод, что вода не имеет вкуса .
В : Да, мы определили третье свойство воды, что она не имеет вкуса. А что нам помогло в этом?
Д : Нам помогли рот и язычок определить, что у воды нет вкуса, когда мы ее попробовали.
В : Вы совершенно правы! Прошу вас взять еще одно условное обозначение.
Свои карточки- обозначения положите пожалуйста на свои стульчики, я приглашаю вас на веселую разминку. После проведения таких серьезных опытов нам необходимо немного отдохнуть. Давайте разомнемся.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
В : Молодцы! Прошу вас занять места на своих стульчиках в нашей лаборатории для ученого совета.
Дети садятся на стульчики.
В : Ребята, я благодарю вас за умелые действия в проведении наших опытов. Сейчас мы должны закрепить наши выводы. Для этого мы с вами должны заполнить наш научный документ – плакат. Здесь нам помогут карточки- обозначения по опытам. У всех они есть?
Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали о свойствах воды?
Д : Сегодня мы узнали, что вода прозрачная , без запаха, без вкуса.
В : А как мы узнали, что вода прозрачная ? Что помогло нам определить это?
Д : Мы увидели, что вода прозрачная опустили в нее пуговицу. А помогли увидеть нам наши глаза.
В : Молодцы, на наш плакат мы прикрепляем первый знак-… какой?
Д :Глаза.
В : Во втором опыте что мы с вами определили? Что нам помогло?
Д : Во втором опыте мы определили что вода не имеет запаха . Мы ее понюхали. Нам определить это помог наш нос.
В : Правильно, закрепим на нашем плакате условное обозначение.
В : Напомните пожалуйста, что мы определили в третьем нашем опыте? Что нам помогло?
Д : В третьем опыте мы определили, что вода без вкуса . Нам помог рот и язычок. Мы пробовали воду.
В : Молодцы ребята! Закрепим на нашем плакате третье условное обозначение.
На сегодня мы выполнили все поставленные задачи, НО у меня осталась загадка- сюрприз для вас. Воспитатель высыпает из термоса кусочки льда. Дети рассматривают, берут в ладошки.
В : Что же это такое?.
Д : Это лед.
В :А лед – это что? У меня опять появились вопросы…. Предлагаю встретиться в следующий раз в нашей чудесной лаборатории и провести опыты со льдом и выяснить, что такое лед? это вода или что-то другое ?
В : Вы согласны встретиться вновь здесь у нас в лаборатории для проведения опытов со льдом?
Д : ДА!
В : Уважаемые ребята, сейчас снимаем наши фартучки и аккуратно складываем их на стульчики.
В : В завершении я хочу вам вручить сертификаты «ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ» , за успешное проведение научных опытов.
Вручение сертификатов.
Дети и воспитатель прощаются с гостями и уходят.
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе Тема: «Узнаем, какая вода»
Цель: повторить с детьми некоторые свойства воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.
Материал: стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, термос с горячей водой, зеркальце, аудио запись «шум воды».
Словарь: обогатить словарный запас детей.
Предварительная работа: чтение книги М. Д. Перина «Живая вода»; загадывание загадок о воде; прослушивание аудиозаписи «Шум дождя».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?
Скажите, ребята, что такое вода? Может вода, как волшебница умеет превращаться. А в этом нам поможет разобраться наша знакомая Капелька.
Капелька: Здравствуйте ребята, вы меня узнали?
Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой. Она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки.
1. Скатерть бела
Всю землю одела. (снег)
2. Меня ждут – не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (дождь)
3. Растет она вниз головою
Не летом растет – а зимою
Чуть солнце ее припечет –
Растает она и умрет. (сосулька)
Вот видите, ребята, вода бывает разной.
Воспитатель: Ребята, какая вода? Давайте ее рассмотрим.
- Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».
(Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки.)
Воспитатель: В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?
Дети: Где налита вода, там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.
ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет.
- ОПЫТ. РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.
Что делает вода? (Льется, течет, переливается.)
Почему? (Потому что она жидкая.)
А еще вода умеет шуметь, послушайте.
(Слушаем аудиозапись «Шум воды»).
- ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».
Воспитатель: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем она пахнет. (Для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавлены ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Дети: Ничем не пахнет.
ВЫВОД: у воды нет запаха.
- ОПЫТ. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».
Предложить детям попробовать воду.
Воспитатель: Есть ли у нее вкус? (Нет.)
(Из другого стакана попробовать апельсиновый сок.)
Есть ли у него вкус? (Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.)
Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
ВЫВОД: у воды нет вкуса.
- ОПЫТ «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА».
Воспитатель: Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед? (Из воды.)
Если взять лед в руку, то что с ним произойдет? (Он начнет таять.)
Почему? (Потому что рука теплая, а лед холодный.)
ВЫВОД: лед – тоже вода.
- ОПЫТ «ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА».
(Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце.)
Воспитатель: Что мы видим на стекле? (Воду.)
ВЫВОД: пар – это тоже вода.
- ОПЫТ «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ».
(Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом горячая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода.)
Воспитатель: Ребята, как получить теплую воду?
В реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Если бы вы были рыбами, какую воду вы бы выбрали – теплую или холодную? (Ответы детей).
Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в теплых морях или в холодных? (Ответы детей).
В холодных морях, реках живет меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой, тоже идет пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Капелька: Ребята, что вызнаете о воде, какая она?
ВЫВОД: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть в виде пара или твердой в виде льда, быть теплой и холодной) .
Воспитатель: К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно, экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе дошкольного возраста.
Автор : Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Маленькие исследователи». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о различных свойствах предметов, исследуют окружающий мир.
Конспект «Путешествие в научную лабораторию»
Цель: изучение свойства различных предметовЗадачи:
1. Образовательные:
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала и т.д.
2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
4. Речевые:
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Словарь:
предметный – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, пипетка, песчинки.
качественный – научный, липкий, влажный.
глагольный – изучать, исследовать, переливать, слипаться.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком, водой, картофелем, проведение опыта «Тонет-не тонет».
Наглядные: рассматривание приборов лаборатории, картинок с увеличенными песчинками.
Словесные: ответы на вопросы, беседа.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, вода, картофель, зубочистки, йод, камни, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики пластмассовая ёмкость для проведения игры «Тонет-не тонет», картинки по теме.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории».
В группе раздаётся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание!!! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!!!»
Воспитатель: мальчики и девочки, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете?
Ответы детей (да, это место, где учёные что-то исследуют).
Воспитатель: верно! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы!).
Воспитатель : но знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому, что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю защитные атрибуты для экспериментов. Это маски и перчатки.
Воспитатель предлагает детям надет медицинские маски и перчатки. После этого дети рассаживаются вокруг стола, где и находится «Научная лаборатория».
Воспитатель : мальчики и девочки, посмотрите, мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).
Воспитатель: да, вы правы. В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю вам несколько экспериментов. Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Воспитатель: у меня в коробочке есть песок. Посмотрите, пожалуйста, какой он?
Ответы детей (он жёлтый, сухой, сыпется).
Воспитатель: правильно. Давайте с вами попробуем его пересыпать из одной коробочки в другую. Получается?
Дети пробуют пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую, отмечают, что он хорошо сыплется.
Воспитатель : точно! Он очень хорошо пересыпается, когда сухой. А если мы его намочим, что с ним произойдёт? Давайте проверим!
Воспитатель вместе с детьми наливает воду в сухой песок. Дети отмечают, что сырой песок не сыплется и к тому же стал темнее.
Воспитатель : да, ребята, у песка есть такое особенное свойство – когда он сухой, то его можно легко пересыпать из одной коробочки или стаканчика в другую, а если его намочить, то пересыпать его не удастся, он комкуется. Это происходить из-за того, что песок состоит из очень маленьких песчинок. Когда они сухие, они не прилипают друг к другу, но стоит только песок смочить водой, песчинки тут же прилипают друг к другу, и песок становится комком.
Во время рассказа воспитатель показывает на картинке увеличенные песчинки в сухом и влажном состоянии.
Воспитатель: мальчики и девочки, как вы думаете, какой песок легче – сухой или сырой?
Ответы детей (сухой песок легче).
Воспитатель : да, верно. А как мы в этом убедимся?
Ответы детей (можно взвесить на весах).
Воспитатель : правильно.
Воспитатель взвешивает на чашечных весах песок – на одну чашу кладётся песок сырой, на другую – сухой. Дети убеждаются, что сухой песок легче.
Воспитатель: ребята, а у нас в лаборатории есть несколько предметов и с ними тоже можно провести эксперименты. Это салфетка, камень, бумага и спичка. Что тяжелее?
Ответы детей (камень самый тяжёлый).
Воспитатель: да, точно. Но давайте проверим на самом ли деле так. Известно, что тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие – нет. Давайте попробуем опустить в таз с водой все эти предметы.
Воспитатель с детьми по очереди пускают в таз с водой все предметы. Выясняют, что камень тонет, так как он очень тяжёлый, а вот плотная бумага, спичка и салфетка – нет, потому, что они лёгкие. Но если намочить салфетку, то она утонет быстро. Это связано с тем, что салфетка набрала в себя воды и стала тяжелее. Так же со временем утонет и бумага. А спичка очень долго впитывает воду и держится на поверхности дольше всех.
Воспитатель: ребята, вам понравились наши эксперименты?
Ответы детей (да, очень понравились!).
Воспитатель: в этой научной лаборатории можно провести очень много опытов. И учёные во время проведения различных экспериментов очень сильно устают. И чтобы им отдохнуть, они проводят различные упражнения для отдыха. Хотите узнать одно такое упражнение?
Ответы детей (да, хотим!)
Воспитатель: ну тогда повторяйте вместе со мной. Вставайте в круг!
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево)
Воспитатель:
ну что, мальчики и девочки, поиграли, отдохнули? А теперь идём опять в нашу научную лабораторию! Нас ждёт следующий эксперимент. Мы с вами выяснили, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие – нет. А как вы думаете, утонет ли в воде яйцо?
Ответы детей (да, ведь оно тяжёлое).
Воспитатель:
ну тогда давайте с вами и проверим!
Воспитатель опускает сырое яйцо в стакан с водой. Дети убеждаются, что оно тонет.
Воспитатель:
а хотите узнать, что будет я яйцом, если воду посолить?
Ответы детей (да, конечно хотим узнать).
Воспитатель:
тогда я вам предлагаю найти себе парочку, взять стаканчики с водой, насыпать в них соль и перемешать ложкой. А затем опустить яйцо в солёную воду.
Дети (работают в парах) солят воду, размешивают её, опускают яйцо.
Воспитатель
: утонило яйцо в солёной воде?
Ответы детей (нет, не утонуло).
Воспитатель:
ребята, это происходит из-за такого особого свойства солёной воды. Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности и не тонуть. Ну и ещё один опыт в нашей лаборатории для вас припасён. Он называется «Измени цвет предмета». Как, по-вашему, можно изменить цвет любого предмета?
Ответы детей (покрасить краской).
Воспитатель:
действительно, можно использовать краску. А можно и взять специальный раствор и выяснить, есть ли в продукте полезные или наоборот вредные вещества. И сейчас мы с вами в этом убедимся! Вам когда-нибудь мазали раны или ссадины йодом?
Ответы детей (да, мазали).
Воспитатель
: а мы сейчас раны мазать йодом не будем, а намажем им разрезанную картофелину, и посмотрим, что же произойдёт!
Воспитатель разрезает картофелину пополам, интересуется у детей – какого она цвета на разрезе. Дети отвечают, что она белая. Воспитатель кладёт небольшие (заранее заготовленные) кусочки картошки перед детьми на блюдечки и предлагает им намочить зубочистку йодом и провести ей по кусочку картошки.
Воспитатель
: ребята, какой стала картошка?
Ответы детей (она посинела).
Воспитатель
: да, верно. Это всё произошло из-за того, что в картошке содержится такое вещество, которое называется крахмал и когда на этот крахмал попадает йод, то крахмал синеет. Вот так и выясняют в лабораториях – есть ли в продуктах крахмал. Мальчики и девочки, вам понравилось экспериментировать? Что больше всего вам понравилось?
Дети рассказывают, что они сегодня узнали и что больше всего им понравилось в научной лаборатории. Затем воспитатель предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стёклах.
Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе на тему: «Воздух – невидимка». Цели: Образовательные: - Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека; -Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, способствовать формированию у детей познавательного интереса; - Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивающие: - Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия. Воспитательные: - Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; - Воспитывать любознательность и взаимопомощь; - Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. Материал: - Полиэтиленовые мешочки(по количеству детей); - Стаканчики с водой, коктельные трубочки(по количеству детей); - Тазик с водой, стакан, салфетки; - Парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином и пластилиновый шарик. Место проведения - Групповая комната Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Отгадайте мою загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но, невидим он для нас! Что это? Эксперимент № 1 « Какой воздух?» Дети: Воздух! Воспитатель: Воздух? А что это такое? Вы видели воздух? Дети: Нет. Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать? Дети: Невидимый, бесцветный, прозрачный. Воспитатель: Вы хотите воздух увидеть? Его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Тогда возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха. Каким стал пакет? Дети: Он стал круглым. Воспитатель: Пакет полон воздуха. Но, здесь ничего не видно. Почему? Дети: Воздух прозрачный, невидимый. Воспитатель: А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет стал тоненьким. Почему7 Дети: В нем нет воздуха. Воспитатель: Вывод- воздух невидимый и, чтобы его увидеть, воздух надо поймать. И мы это смогли сделать! Воспитатель: А сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой пакет воды. Чем они похожи? Дети: Они оба прозрачные. Воспитатель: А как узнать, в котором воздух? Вот, возьмите и подержите. Дети: Вода тяжелая, а воздух легкий. Воспитатель: Вывод- воздух легкий. Воспитатель: А для чего нам нужен воздух? Вот, вода нам нужна, чтобы пить, варить еду, умываться, стирать. А воздух для чего нужен? Дети: Дышать. Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать? Дети: Нет, очень тяжело. Воспитатель: Да, ребята, человек не может жить без воздуха. Сделаем Вывод- воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха. Эксперимент № 2 « Где живет воздух?» Воспитатель: Ребята, мы уже с вами знаем, что воздух вокруг нас, мы им дышим, мы его ловили. А где еще живет воздух? Раз мы дышим воздухом, может ли воздух жить внутри нас? Дети: Может. Воспитатель: И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите, что это? Дети: Соломинки. Воспитатель: Да, это соломинки стаканчик с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики. Дети дуют. Что происходит? Что вы видите? Дети: Пузырьки поднимаются вверх. Воспитатель: Вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но, как он попадает к вам? Через нос? Дети: Да. Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы настолько привыкли к этому, что даже не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем (2-3 раза). Дыхательная гимнастика « Обдуваем плечики». Вывод- человек не может жить без воздуха. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руке стакан. В нем что-то есть? Дети: Нет, он пустой. Воспитатель: Я его переверну вверх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна. Воспитатель достает из воды стакан и показывает детям. Дети обследуют его и приходят к выводу: снаружи стакан мокрый, а внутри сухой. Воспитатель: Почему вода не попала внутрь? Дети: Там был воздух. Воспитатель: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный. Что нового узнали? Дети: Воздух живет в стакане, в воде и в нас тоже. Физминутка: Зашагали ножки прямо по дорожке. Весело гуляли, друга повстречали. - Здравствуй, здравствуй милый друг, Ты посмотри вокруг, Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись. Эксперимент № 3 « Как помогает воздух?» Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой – парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы думаете: какой шарик упадет раньше? Дети: С парашютом.Без него. Воспитатель: Давайте посмотрим. Воспитатель опускает одновременно оба шарика. Дети: Быстрее упал без парашюта. Воспитатель: Как, вы, думаете почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта? Дети: Ему помог воздух. Воспитатель: Правильно. Воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу. Посмотрите, с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся. Что же мы узнали? Кому помогает воздух? Дети: Воздух помогает человеку, если он прыгает с парашюта. Воспитатель: Вот, спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух? Какой он? Где живет? И кому помогает? Вывод: - Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; - Чтобы увидеть воздух, его надо поймать; - Воздух легче воды; - Воздух находится даже внутри людей; - Без воздуха ничто живое не может жить; - Воздух помогает человеку. Аутотренинг: Закройте глаза, мы с вами отдыхаем. « Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый и свежий воздух. Нам хорошо и приятно». Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам прилетел шарик. Его надуло ветром. Посмотрите, какой он веселый. Давайте его украсим. (Дети украшают шарик салфетками, намоченными водой).