Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Пояс в технике дерганье плоский. Дерганье с использованием четырех петель

Рада сообщить, что начинается эпопея под названием "ДЁРГАНЦЫ". Надеюсь, после моих мастер-классов у вас уже не будет желания покупать готовые шнурки и тесёмки, а будете охотно плести их сами)))
Это очень многообразная и красивая техника. В Европе она известна как Fingerloop.
Вариантов плетения очень много, но главное, что их объединяет - это плетение из петель, которые располагаются на пальцах. Начнём!

Рекомендую сделать себе вот такие "ладошки". Когда плетение не закончено, а вам нужно отойти, расположите петли на шаблонах аналогично тому, как они располагаются на пальцах. Если вы этого не сделаете, то рискуете потом неправильно расположить петли на пальцах и тем самым можете испортить всю свою работу.

Кому-то может моя дотошность быть не совсем понятной, но я очень люблю плести тесьму с определённым рисунком, а для этого необходимо в самом начале плетения расположить петли определённого цвета на нужные пальцы. Пальцы я буду обозначать вот так:

Указательный палец - №1
Средний палец - №2
Безымянный палец - №3
Мезинец - №4
Буква "Л" будет означать - левая рука
Буква "П" будет обозначать - правая рука

Выглядть это будет так:


Л №3 - синий

Или:
Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - зелёный П №2 - красный
Л №3 - красный

Подготовка к плетению.

Нарежем нитки нужной длины, например: конечная длина тесьмы - 1,5м, значит 1,5м*2,3=3,45м. Этот вариант расчёт длины годиться не для всех вариантов плетения, где-то расход ниток будет больше, особенно если тесьма будет широкой, это уже выявляется опытным путём.
Затем нарезанные нитки складываем пополам и аккуратно их раскладываем, чтобы кажда петля была самостоятельной и не переплеталась с другими петлями.

Выравниваем петельки, чтобы все они были на одном уровне, поправляем нитки по всей длине и завязываем весь пучок ниток в узел.

Крепим пучок за неподвижную опору: трубу, батарею, крюк, дверную ручку. Если тесьма короткая, то можно просто зажать конец между коленками))) Можно плести в паре, то есть один плетет, а второй одной рукой держит пучок ниток, а второй подбивает нитк.

Располагаем петли в соответствии с выбранным рисунком:
Л №1 - синий П №1 - оранжевый
Л №2 - синий П №2 - оранжевый
Л №3 - синий

Ход плетения.

В данном варианте плетения рабочим пальцем у нас будет безымяный палец.
Безымянным пальцем правой руки снимаем петлю с указательного пальца левой руки - нитка идет поверх двух других ниток. Я это поясняю для того, что в дальнейшем знакомстве с этой техникой ход нитки будет другой.
Чтобы закрепить нитки, разводим руки в разные стороны. Если вы работаете в паре, то помощник, держащий концы ниток, помогает в закреплении, подбив петлю пальцем.

Так как рабочий палец у нас безымянный, его необходимо освободить от петли, для этого последовательно перекидываем петли на левой руке со среднего пальца на указательный и с безымянного на средний. Должно получиться как на фото, теперь у нас безымяный палец левой руки свободен.

Теперь безымянным пальцем левой руки снимаем петлю с указательного пальца правой руки. Закрепляем нитки. Перекидываем петли на правой руке со среднего пальца на указательный, с безымянного на средний.
Далее все повторяется с первого шага.

Сразу же буду приучать вас к тому, как это будет выглядить на схемах, так как после знакомства с несколькими вариантами плетения, я буду публиковать уже только схемы, так как при более сложных методах плетения с больших кол-вом шагов нужно либо воочию показывать, либо вот так вот на схеме.

Ну а теперь самое главное!
Ради чего затевался весь мастер-класс!
У меня вышел целый рассказ)

Жила была тесёмочка) Однажды её пригласили на весенний бал! А тесёмочка наша была та ещё модница! Нарядов у неё было не с честь!
Долго разглядывала тесёмочка свой гардероб, решила выбрать золотой и хелёный цвета в честь праздника весны.
Схема:
Л №1 - жёлтый (или зелёный) П №1 - белый
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

Т.к. здесь у нас только одна цветная нитка, то её расположение в принципе значение не имеет.

Примеряет тесёмочка зелёный наряд:
"Может так?" (слева)

Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

"А может быть вот так?" (справа)
Л №1 - белый П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - зелёный
Л №3 - белый

Наша модница решила поэкспериментировать и взяла два цвета. Но и тут не всё просто! Их же по разному можно прикладывать!
Можно вот так (слева)
Л №1 - золотой П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

Сегодня попыталась разместить свой старенький мастер-класс по плетению тесьмы на пальцах на Ярмарке Мастеров. Но из-за отсутствия возможности отредактировать готовый текст там теперь столько косяков, что мне ужасно стыдно!! Поэтому решила опубликовать ещё и здесь, только в том виде, в каком этому МК полагается быть.

Здравствуйте, дорогие мастера и мастерицы!

Приглашаю всех, кому интересны старинные виды рукоделия, на мастер-класс по плетению тесьмы на пальцах. В английском варианте этот вид рукоделия называется "fingerloop", в русском - "дёрганье".

Подготовьте, пожалуйста, нитки (тренироваться лучше на шерстяных), ножницы, дощечку с канцелярской кнопкой, где удобно закрепить узелок (можно также привязать край к дверной ручке, батарее, или попросить кого-нибудь подержать), - и начнём!

Изготовление тесьмы в технике fingerloop («дёрганье»)

Прежде чем освоить настоящее ткачество, человечество, по-видимому, в совершенстве освоило разного рода плетение. Девочки младших классов школ до сих пор развлекаются на переменах игрой «в ниточки». Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок старинного способа плетения, или «дёрганья» тесьмы.

Техника «дёрганья» очень древний способ изготовления тесьмы. Ещё в период раннего средневековья славяне и финно-угры, жившие на территории нашего края, плели такие узенькие прочные тесёмки для обшивки понёв, на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесёмки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов.
Учёные-этнографы отмечают, что подобный способ плетения был широко распространён в древности, поскольку им пользовались не только представители славянского народа (этноса), но также финского. Это подтверждают данные археологии: при раскопках находили фрагменты таких шнурков и тесёмок.

Тесьма и шнуры, изготовленные в технике «дёрганья» (fingerloop), были довольно широко распространены в Европе в средневековый период, например, в Лондоне при раскопках найдено 24 образца (культурные слои с конца 12-го до начала 15-го веков). Тесьма использовалась для отделки края плетёных сеточек для волос, в качестве затягивающего шнура для кошелька, а также, для застёгивания и шнурования одежды.

Этот древний вид плетения со временем не был забыт, он благополучно дожил до наших дней: до самого начала XX века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых воспитательных и образовательных центрах (в Москве и других городах) в рамках программы возрождения ремёсел проводятся занятия по изготовлению поясов из «дёрганой» тесьмы. В России и за рубежом организуются специализированные мастер-классы, причём в европейских странах это очень популярный вид рукоделья. Освоить технику «дерганье» несложно. Кстати, она хорошо развивает гибкость и подвижность пальцев.

Существует множество способов изготовления «дёрганой» тесьмы, они отличаются друг от друга количеством рабочих петель и вариантами перекидывания нитей. Сегодня мы с вами научимся плести тесьму так, как это делали дамы в средневековой Англии. Освоив этот несложный способ, вы при желании сможете научиться всем остальным.

Техника

Первый этап изготовления шнура формирование петель одинаковой длины. Для изготовления однотонного шнура лучше всего использовать неразрезанную нить, натягивая ее между двумя штырьками (закрепленными палками, колышками и т.п.), до получения нужного числа петель. Разноцветные шнуры требуют достаточного количества нити каждого цвета для получения нужного общего числа петель.

Для облегчения плетения очень важно, чтобы все петли были равной длины, поэтому неплохо при сновании нити удерживать получаемые петли с одного конца рукой, слегка натягивая, чтобы петли лучше выравнивались по длине. На другом конце пучка петель все нити можно завязать простым узлом «через руку», оставив на этом конце небольшую петельку для закрепления, например, на палке, колышке, или на большом пальце ноги.

Прочно закрепив эту небольшую петельку на каком-нибудь предмете, затем все длинные нитяные петли разместите на пальцах обеих рук, начиная с указательных, каждую петлю помещая на отдельный палец.

Для основной схемы с использованием семи петель, в данном случае четыре петли будут размещены на одной руке и три на другой.

Во время плетения петли должны быть слегка натянуты. Следующие иллюстрации демонстрируют процесс, для примера правая рука изначально удерживает три петли:

Сперва петли «переводят» вниз по пальцам руки, используя ловкость пальцев, начиная с самой нижней петли. В данном случае, петля с безымянного пальца переносится на мизинец, затем петля со среднего пальца переносится на безымянный палец. Наконец, верхняя петля подцепляется средним пальцем, так что она обхватывает одновременно указательный и средний пальцы. Это должно выглядеть так:

Руки сводятся вместе, и указательный палец правой руки вводится в нижнюю петлю на другой руке (которая с четырьмя петлями):

Это важный момент для начинающих. Действуя осторожно, указательный палец подцепляет самую нижнюю петлю на другой руке и, придерживая ее большим пальцем, снимает эту петлю с другой руки и протягивает ее сквозь большую петлю на «рабочей» руке, создавая «переплетение».

Общий результат перенос одной петли с одной руки на другую.

После этой стадии руки широко разводятся, чтобы «переплетение» передвинулось на дальний конец шнура. Это также помогает уплотнить предыдущие «переплетения».

Это завершает половину цикла. Число петель на каждой руке переменилось, и теперь на левой руке три петли, а на правой четыре. Теперь процесс следует повторить в зеркальном отображении, «переведя» вниз петли на левой руке, подцепив нижнюю петлю с правой руки, и уплотнив шнур разведением рук в стороны.

Шнур можно продолжать до тех пор, пока не будет достигнута желаемая длина, либо пока петли не станут слишком короткими для работы.

Шнуры из чётного количества петель плести не труднее, однако важно запоминать, какая рука идет следующей, поскольку наглядное правило «перенести петлю на руку, на которой петель меньше» возникает только при работе с нечётным числом петель.

Практическое значение

В современной жизни «дёрганым» шнурам и тесёмкам можно найти применение не только в рамках реконструкции исторического костюма. Шнуры, сплетённые из прочных и ярких синтетических нитей можно использовать в качестве шнурков для летней обуви и одежды. Разноцветная шерстяная тесьма хорошо подходит для отделки одежды из плотных натуральных тканей: шерсти, джинса, а также замши. Можно сделать эксклюзивный чехол для мобильного телефона и фотоаппарата, или же наплести фенечек. Смело фантазируйте, и вы найдёте много интересных, оригинальных решений для применения продуктов этого старинного вида рукоделья!

Вот несколько примеров из нашей мастерской:

При подготовке мастер-класса использованы материалы:

Фрагменты статьи "Circa 1265 fingerloop braids information" − автор: Andy Soddard ©1997; переводчик: Ольга Владимировна Часовитина ©2007 http://www.13c.ru/texts/Fingerloop_braids_making.pdf
‘Textiles and Clothing: Medieval Finds from Excavations in London, c.1150-c.1450’ by Elisabeth Crowfoot, Frances Pritchard, Kay Staniland ©1992, 2001 Museumof London; переводчик: Часовитина Ольга Владимировна (Руся), © 2006 http://www.13c.ru/texts/FingerloopBraids.pdf
Мария Семёнова. Мы – славяне! – СПб: «Азбука-классика», 2005. – С. 307-308.
Технология плетения русских поясов (разработала М.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва) http://art.1september.ru/2006/20/no20_6.htm
Студия декоративно-прикладного творчества (Москва, городской Дворец детского (юношеского) творчества). Мастер-класс «Плетение поясов» проводит педагог В.А. СЕЛИВАХИНА http://www.dm-magazine.ru/arhive/Nomer-06-2007/D_M-06_07

(разработалаМ.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва)

Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (на дощечках-бральницах). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.

Цвета для пояса подбирали большей частью яркие и контрастные, но народные мастерицы умели при этом избегать излишней пестроты — все многоцветные гаммы подчинялись одному ведущему цвету: красному, оранжево-желтому или другому.

Нарядный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому. Изготовлялись пояса разными способами.

Пояса
Детские работы

Плетение «дерганье»

Наиболее простой способ изготовления поясов и тесьмы так называемое «дерганье» — род плетения, применявшийся особенно часто в Рязанской губернии. Способ этот прост и не требует специального оборудования, с этой работой легко справляются дети 7-8 лет.

Прежде чем начать дерганье, нитки нужно подготовить — сделать из них пять петель одинаковой длины с учетом того, что плетение получится раза в полтора короче, чем петли. С одной стороны петли крепко связываем вместе и прикрепляем к какому-нибудь неподвижному предмету: гвоздю, стене, ручке двери и др. Свободные концы петель надеваем на пальцы: три петли на указательный, средний и безымянный одной руки, а две петли — на указательный и средний пальцы другой руки (кисти рук должны быть повернуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты), безымянный палец правой (или левой) руки остается свободным для работы.

Продеваем свободный безымянный палец в петли, надетые на пальцы другой руки, подцепив дальнюю петлю снизу вверх, и протащим ее сквозь другие петли на себя, после чего она окажется надетой на безымянный палец уже другой руки. Безымянный палец этой руки освободился для работы. Теперь этот свободный палец проденем сквозь петли, надетые на пальцы другой руки, подцепим дальнюю петлю и протащим ее на себя — петля окажется на безымянном пальце снова этой руки. Теперь повторим весь цикл сначала. Протащив очередную петлю, нужно развести обе руки в стороны и потянуть за все петли, чтобы затянуть работу. Делать это нужно равномерно, чтобы пояс был ровный — не расширялся и не сужался. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов. Сделав нужную длину, завязываем нити, оставляя несколько сантиметров на кисть.

Этим способом можно сплести круглый или более плоский пояс. Если длина пояса или тесьмы должна быть более одного метра, то работать должны два человека, так как большая длина петель не позволит одному человеку развести руки на нужную ширину для затягивания тесьмы. В этом случае один собственно дергает, а второй помогает затягивать петли. Таким образом можно сплести неширокий узорный пояс из шерстяных ниток разных цветов.

Плетение «на бутылочке»

Вариантами простейших форм плетения поясов являются технологии, построенные на основе узлов и петель. Для плетения круглых поясов или тесьмы существует способ плетения «на бутылочке». Плетение чаще всего применялось на Русском Севере, в Архангельской губернии. Нитки для плетения брали шерстяные. Узор получался в виде закрученных по спирали полосок. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (от количества нитей зависит количество полосок) длиной в два раза больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок и связывали в узел вместе с основной нитью, а с другой — каждую нить сматывали в клубочки. Конец спицы вставляли в узел и опускали в бутылку. Плели вокруг спицы, завязывая узорными нитями узелок вокруг основной нити.

Плетение полотняное и саржевое

Для плетения более широких поясов существовал другой способ, тоже не требовавший дополнительных приспособлений. Нитки для плетения брали шерстяные или шелковые, узор получали в косую клетку. Подготовка нитей при этом способе заключалась в том, что определенное количество нитей (в зависимости от ширины изделия) длиной раза в полтора больше будущего готового изделия собирали с одной стороны в пучок, а с другой оставляли свободными. Нужно было прикрепить связанный пучок к неподвижному предмету, например к спинке стула, поставив его перед собой. Начиная плести, распределяли нити в желаемом порядке, разделив на две равные пряди. Теперь нужно отделить крайнюю нить с левой стороны и переложить ее в середину (т.е. к левому краю правой пряди), образуя полотняное переплетение, после чего присоединить ее к правой пряди.

Затем таким же порядком прокладывается крайняя правая нить к середине и присоединяется к левой пряди и так далее.

Узор получается в результате переплетения цветных нитей.

Порядок переплетения нитей может быть не только по принципу полотняного переплетения — через одну нить, но также и через две, каждый раз со сдвигом на одну нить, то есть по принципу саржевого переплетения. Плетение этого вида несколько более сложное, но с его помощью можно получить интересный эффект, напоминающий поперечный или продольный рубчик. При первом виде плетения лучше брать четное количество нитей, при втором — нечетное (для лучшей обработки краев). Еще один из вариантов этого плетения — с дополнительными нитями, которые оплетаются узорными нитями.

Тканье на дощечках

Еще одним способом изготовления узорных поясов является тканье на небольших квадратной формы тонких дощечках с отверстиями по углам. С этим плетением могут справиться дети разного возраста, но младшим (7-9 лет) педагог помогает заправлять нити в дощечки, а дети более старшего возраста (12-16 лет) справляются с задачей самостоятельно.

Нити, связанные в пучок и прикрепленные к неподвижному предмету, пробираются в отверстия дощечек: в каждое отверстие по одной нити (в каждую дощечку по четыре нити). Количество дощечек может быть разное — они определяют ширину изделия. Обычно их берут от десяти до тридцати, а в некоторых случаях и больше. Нити для такого тканья используются обычно шерстяные, разноцветные, средней толщины.

При тканье в тех местах, где в дощечки были пробраны нити одного цвета, получится узкая продольная полоска этого цвета. В том месте, где были пробраны в одну дощечку нити двух цветов, получится пестрая полоска. Затем дощечки соединяются, а нити натягиваются. Перед началом тканья дощечки должны быть установлены попарно, так чтобы две соседние нити были пробраны симметрично относительно друг друга. Для утка используют нить такую же, как в основе.

При тканье нити должны находиться в натянутом положении. Для этого их привязывают к поясу таким образом, чтобы для работы оставалось около полуметра, считая от подвязки к неподвижному предмету. Дощечки складываются вплотную друг к другу так, чтобы между нитями, пробранными в верхние и нижние отверстия, образовался зев.

Прокладывается уточная нить в этот зев и прибивается пальцем или деревянным ножом на себя. Теперь дощечки осторожно переворачиваются все вместе на 90 градусов в направлении к себе, и в полученный таким образом зев прокладывается еще уточная нить и прибивается к первой уточной нити как можно плотнее. Затем дощечки снова поворачиваются к себе, прокладывается очередная уточная нить, подтягивается и прибивается к предыдущей. Повторяем весь процесс сначала. Работаем таким образом до тех пор, пока нити не перевьются настолько, что становится трудно работать. Тогда начинаем поворачивать дощечки в обратную сторону, прокладываем уточные нити тем же порядком.

Узор образуется от чередования цветных полос, гладких и пестрых. Можно придумать различные узоры в обрамлении гладких полосок по краям или сделать многоцветные шашечки. Можно сделать узор и в виде крупной елочки посередине, в окаймлении гладких и пестрых полосок по краям. Елочки выполняются из тех же шашечек, но сделанных со сдвигом на один поворот дощечки.

Известен еще и способ тканья на дощечках поясов и других изделий с орнаментальными узорами. Изделия с такими узорами выполняют на дощечках двух видов: обычных и с нитками двух цветов, расположенных по диагонали. Края изделия, как правило, делаются на обычных дощечках, с рисунком в продольную полоску. Узор выполняют из ниток двух контрастных цветов.

Количество узорных дощечек берут, в зависимости от ширины выполняемого узора, по одной паре на каждый уступ рисунка.

В начале работы узорные дощечки устанавливаются таким образом, чтобы в верхней части зева находились нитки как первого, так и второго цвета, расположенные в таком же порядке, как в узоре в исходном его положении. Переход из одного положения в другое соответствует одному повороту дощечек и одной прокидке утка. Простые дощечки поворачивают всегда одинаково — на 90 градусов. Узорные дощечки вращают в зависимости от узора. Поворачивая пару узорных дощечек вместе с неузорными на 90 градусов два раза (и, соответственно, каждый раз прокладывая уток), мы оставляем тем самым первый цвет наверху. Но при следующем повороте на 90 градусов он должен уйти вниз, поэтому мы смотрим на рисунок: если, по узору он должен при следующей прокидке утка уйти вниз, то мы поворачиваем данную пару дощечек, как обычно, на 90 градусов. Если же мы видим, что цвет этот должен в данном месте остаться наверху, то мы поворачиваем дощечку на 270 градусов, чтобы нужный цвет оказался снова наверху. И так поступаем со всеми парами узорных дощечек, строго следуя узору. Чем больше пар узорных дощечек, тем шире и сложнее рисунок, который можно на них выполнить. Непременным условием является только одно — по краям узора обязательно должны помещаться гладкие полоски, выполняемые на обычных дощечках.

Сами орнаментальные мотивы могут быть разнообразным. При желании можно выполнить пояс или другое изделие с надписями, датами, скомпоновав их в узор.

Рада сообщить, что начинается эпопея под названием "ДЁРГАНЦЫ". Надеюсь, после моих мастер-классов у вас уже не будет желания покупать готовые шнурки и тесёмки, а будете охотно плести их сами)))
Это очень многообразная и красивая техника. В Европе она известна как Fingerloop.
Вариантов плетения очень много, но главное, что их объединяет - это плетение из петель, которые располагаются на пальцах. Начнём!

Рекомендую сделать себе вот такие "ладошки". Когда плетение не закончено, а вам нужно отойти, расположите петли на шаблонах аналогично тому, как они располагаются на пальцах. Если вы этого не сделаете, то рискуете потом неправильно расположить петли на пальцах и тем самым можете испортить всю свою работу.

Кому-то может моя дотошность быть не совсем понятной, но я очень люблю плести тесьму с определённым рисунком, а для этого необходимо в самом начале плетения расположить петли определённого цвета на нужные пальцы. Пальцы я буду обозначать вот так:

Указательный палец - №1
Средний палец - №2
Безымянный палец - №3
Мезинец - №4
Буква "Л" будет означать - левая рука
Буква "П" будет обозначать - правая рука

Выглядть это будет так:


Л №3 - синий


Или:

Л №2 - зелёный П №2 - красный
Л №3 - красный


Подготовка к плетению.

Нарежем нитки нужной длины, например: конечная длина тесьмы - 1,5м, значит 1,5м*2,3=3,45м. Этот вариант расчёт длины годиться не для всех вариантов плетения, где-то расход ниток будет больше, особенно если тесьма будет широкой, это уже выявляется опытным путём.
Затем нарезанные нитки складываем пополам и аккуратно их раскладываем, чтобы кажда петля была самостоятельной и не переплеталась с другими петлями.


Выравниваем петельки, чтобы все они были на одном уровне, поправляем нитки по всей длине и завязываем весь пучок ниток в узел.


Крепим пучок за неподвижную опору: трубу, батарею, крюк, дверную ручку. Если тесьма короткая, то можно просто зажать конец между коленками))) Можно плести в паре, то есть один плетет, а второй одной рукой держит пучок ниток, а второй подбивает нитк.

Располагаем петли в соответствии с выбранным рисунком:
Л №1 - синий П №1 - оранжевый
Л №2 - синий П №2 - оранжевый
Л №3 - синий


Ход плетения.

В данном варианте плетения рабочим пальцем у нас будет безымяный палец.
Безымянным пальцем правой руки снимаем петлю с указательного пальца левой руки - нитка идет поверх двух других ниток. Я это поясняю для того, что в дальнейшем знакомстве с этой техникой ход нитки будет другой.
Чтобы закрепить нитки, разводим руки в разные стороны. Если вы работаете в паре, то помощник, держащий концы ниток, помогает в закреплении, подбив петлю пальцем.


Так как рабочий палец у нас безымянный, его необходимо освободить от петли, для этого последовательно перекидываем петли на левой руке со среднего пальца на указательный и с безымянного на средний. Должно получиться как на фото, теперь у нас безымяный палец левой руки свободен.


Теперь безымянным пальцем левой руки снимаем петлю с указательного пальца правой руки. Закрепляем нитки. Перекидываем петли на правой руке со среднего пальца на указательный, с безымянного на средний.
Далее все повторяется с первого шага.


Сразу же буду приучать вас к тому, как это будет выглядить на схемах, так как после знакомства с несколькими вариантами плетения, я буду публиковать уже только схемы, так как при более сложных методах плетения с больших кол-вом шагов нужно либо воочию показывать, либо вот так вот на схеме.


Ну а теперь самое главное!
Ради чего затевался весь мастер-класс!
У меня вышел целый рассказ)

Жила была тесёмочка) Однажды её пригласили на весенний бал! А тесёмочка наша была та ещё модница! Нарядов у неё было не с честь!
Долго разглядывала тесёмочка свой гардероб, решила выбрать золотой и хелёный цвета в честь праздника весны.
Схема:
Л №1 - жёлтый (или зелёный) П №1 -
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

Т.к. здесь у нас только одна цветная нитка, то её расположение в принципе значение не имеет.


Примеряет тесёмочка зелёный наряд:
"Может так?" (слева)

Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

"А может быть вот так?" (справа)
Л №1 - белый П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - зелёный
Л №3 - белый


Наша модница решила поэкспериментировать и взяла два цвета. Но и тут не всё просто! Их же по разному можно прикладывать!
Можно вот так (слева)
Л №1 - золотой П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - белый
Л №3 - белый

А можно и так (справа)
Л №1 - белый П №1 - зелёный
Л №2 - белый П №2 - золотой
Л №3 - белый


А ещё так (1):
Л №1 - белый П №1 - зелёный

Л №3 - золотой

И вот так (2)
Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - золотой П №2 - белый
Л №3 - зелёный

И вот так (3)
Л №1 - зелёный П №1 - золотой
Л №2 - белый П №2 - золотой
Л №3 - зелёный

И даже так (4)!
Л №1 - белый П №1 - золотой
Л №2 - зелёный П №2 - золотой
Л №3 - зелёный


Потом дёрнуло её оранжевую одёжку добавить...
Л №1 - зелёный П №1 - зелёный
Л №2 - золотой П №2 - белый
Л №3 - оранжевый


Потом пришла к выводу, что во всем виновата причёска и перекрасилась...
(верхний)
Л №1 - сиреневый П №1 - малиновый
Л №2 - сиреневый П №2 - голубой
Л №3 - сиреневый

(средний)

Л №1 - золотой П №1 - синий
Л №2 - красный П №2 - синий
Л №3 - золотой

В общем, как вы понимаете, на бал наша модница так и не попала, а до сих пор выбирает из множества нарядов наиболее подходящий для себя) Когда-нибудь, может быть она поймёт что-то очень важное и это уже не будет её так увлекат, но пока...


Мне очень хотелось показать вам своим рассказиком, как меняется рисунок от расположения ниток и цветов. Для меня это было самое главное в МК. Мне очень хотелось показать вам эту красоту и многообразие, которые меня когда-то увлекли и увлекают до сих пор... В дальнейшем, я уже не буду такой дотошной с примерами))) Но их всё равно будет не мало)))

Благодарю за внимание!

Всех Благ и Макошь в помощь!

Теперь сегодняшний МК


В данном варианте плетения начало такое же, как и для предыдущей тесьмы:
Л№1 - белая
Л№2 - белая
Л№3 - белая

П№1 - зелёная
П№2 - зелёная

Располагаем нитки на пальцах.


В данном варианте плетения безымяный палец правой руки пропускаем сквозь петли, расположенные на среднем и безымяном пальце левой руки. Для удобства слегка развернём левую кисть, теперь у нас петля делиться как бы на верхнюю нить и на нижнюю, вот в это пространство мы и пропускаем палец и так же как в "ГАЛОЧКАХ", берём нить с указательного пальца.


так же как в "ГАЛОЧКАХ", берём нить с указательного пальца ОБЯЗАТЕЛЬНО за нижнюю нитку.

Плетение поясов дёрганьем

Подготовила учитель технологии

Марулёва Л.И.

МБОУ СОШ № 3

Ст. Фастовецкая

Пояс – непременная принадлежность народного костюма – как мужского, так женского. Значение его как талисмана было велико у всех восточнославянских народов. Считалось, что пояс охраняет от нечистой силы, особенно от лесных домашних духов. Пояс выполнял две функции: утилитарную и эстетическую. Подпоясанная одежда, плотно прилегая к фигуре, лучше согревала, обеспечивала свободу движения во время работы. Пояс играл также существенную роль при совершении различных обрядовых церемоний. Среди вещей, подаренных новорождённому, непременно был пояс; на свадьбе дружка подпоясывали полотенцем; умерших хоронили подпоясанными. При гадании обязательно снимали пояс и крест. На Дону и Северном Кавказе пояс носили поверх сарафана, рубахи или юбки. Длина его была от 1,5 до 2 м. Шёлковыми кушаками подпоясывали кафтаны, шубы. Техника изготовления поясов очень разнообразна: их плели, ткали, вязали. Известно так называемое дёрганье поясов – древний способ плетения на пальцах, а также плетение на вилочке из шёлковых или шерстяных нитей. Тканые пояса изготовляли преимущественно без ткацкого стана – на дощечках, на «ниту» и «бердышке».


Наиболее простой способ изготовления поясов, круглых шнуров, тесьмы – так называемое дёрганье – род плетения, особенно часто применявшийся в Рязани, Калуге, Пензе, Твери и др. Этот способ не требует специального оборудования. Освоив его, можно сплести красивые разноцветные закладки для книг или тесьму для отделки льняного фартука, юбки и т.д. Для работы можно использовать шерстяные нити или нитки мулине в два сложения двух, трёх или четырёх цветов.

Последовательность изготовления работы.

1. Подготовить 5 толстых шерстяных нитей длиной 2 м.

2. Сделать 5 петель, сложив нити пополам.





6. Освободить для работы безымянный палец левой руки. Для этого петлю со среднего пальца снять на указательный, с безымянного – на средний.

7. Продеть безымянный палец левой руки сквозь петли 1 и 4, перебирая их как в полотняном переплетении. Подцепить снизу петлю 5 и протащить её через петли 4 и 1 на себя. Этот приём называется «переборчик»


8. Освободить безымянный палец правой руки так же, как в п. 6.

9. Развести обе руки в стороны и потянуть петли на себя, чтобы нити соединились плотнее.

10. Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов.

11. Готовую работу снять и оформить концы.