Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Праздник Холи в Индии — самое яркое событие! Безумие дня: потрясающий праздник Холи в Индии.

В России, как и почти во всем мире, вот уже не первый год проводятся т.н. «фестивали красок холи», во время которых люди кидаются друг в друга разноцветными красками и веселятся. Что же такое «холи», какой смысл данный праздник имеет на своей исторической родине и можно ли христианину в нем участвовать, мы попросили рассказать священника Георгия Максимова .

— Отец Георгий, в честь чего установлен праздник красок холи?

Холи установлен в честь сожжения заживо демоницы Холики

— Холи — это индуистский языческий религиозный праздник. Он установлен в честь сожжения заживо Холики, от имени которой и получил название. Согласно мифологии индуизма, Холика была демоном и сестрой короля демонов Хираньякашипу. Он много о себе воображал и требовал от своих подданных, чтобы они покланялись только ему. Однако его сын Прахлада продолжал поклоняться индуистскому «богу» Вишну. Хираньякашипу был этим весьма недоволен. Однажды Холика взяла племянника к себе на колени и села с ним в костер. На ней был магический плащ, защищавший ее от огня. А своего племянника она таким образом хотела убить. Однако плащ слетел с нее и накрыл Прахладу, а Холика сгорела заживо.

— Как отмечают его в Индии?

Раскрашивание красками на празднике холи есть символическое нанесение на себя пепла сожженной демоницы

— В Индии праздник холи начинается накануне ночью, когда в большом костре сжигают чучело Холики. Исторически на следующий день индусы мазали себя пеплом, оставшимся от этих костров. Со временем пепел стали раскрашивать или заменять порошком разных цветов, что делают и доныне. Так что раскрашивание есть символическое нанесение на себя пепла сожженной демоницы. В этот день также употребляются специальные напитки и блюда, в состав которых входит сок либо листья конопли.

— А насколько безопасно швырять друг в друга красками?

— Во время праздника в Индии ежегодно растёт число пострадавших от разноцветной пыли. В большинстве случаев это астма, аллергия, проблемы с кожей и даже потеря зрения. Натуральные краски для этого действа даже в Индии используются редко — в ход идут различные химические смеси. Но даже при использовании гипоаллергенных красок остаются незащищенными глаза.

— Кто же занимается продвижением этого праздника в России?

— Есть сведения, что насаждением холи в России занимаются и другие секты неоиндуистского толка, прикрывающиеся названиями типа «Общества любителей индийской / ведической культуры» и так далее. Конечная цель устроения холи — вербовка членов в свою неоиндуистскую религиозную организацию.

— Неужели здесь нет коммерческой и «тусовочной» составляющих?

— Конечно же, есть. На проведении фестивалей крутятся большие деньги, и большинство молодежи приходит повеселиться, не подозревая, к какому языческому празднику они оказываются причастными. Но и сводить всё к одной лишь коммерции было бы неправильно. Смотрите: в 2005 году, когда холи только-только стал появляться в России, в Москве его проводили индуисты и . В Сургуте праздник красок 2014 года был напрямую организован кришнаитами, которые раздавали идоложертвенные пирожные и просили петь: «Харе Кришна!» То же самое происходило в Таганроге . В Новокузнецке фестиваль красок холи приурочили к «новому году по индийскому календарю». Наконец, хотелось бы спросить, почему в названии фестиваля красок присутствует слово «холи», указывающее на его языческое происхождение?

— А когда холи отмечают в Индии?

— Холи всегда отмечается в последний день полнолуния лунного месяца фалгун, что приходится на конец февраля либо начало марта. Поэтому индусы считают его также праздником наступления весны.

— Почему же холи, будучи праздником наступления весны, проводится в Москве летом?

  • Почему организаторы праздника в России скрывают его религиозное происхождение и значение?
  • Стоит ли мазать себя разноцветной грязью в честь языческого праздника Индии, установленного в память о сожженной заживо демонице?
  • Стоит ли подвергать риску собственное здоровье, если даже в Индии праздник сопровождается вспышкой астмы и аллергии?
  • Стоит ли поддерживать инициативы неоиндуистов, направленные на распространение в России чуждой религиозной культуры?

Многие, наверное, слышали, как в детстве мама им говорила: «Не тащи в дом всякую грязь!» Мудрый совет. Он напрямую относится к попыткам привить в России празднование холи.

— Отец Георгий, задам последний вопрос, актуальный для людей хоть и крещёных, но мало разбирающихся в вопросах веры: может ли христианин участвовать в языческих праздниках?

— Нет. Это тяжкий грех, который является предательством Бога. Еще в Ветхом Завете было описано, как грешили израильтяне, перенявшие языческий праздник в честь «богини неба». Бог через пророка Иеремию говорит: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба... Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?» (Иер. 7:18-19). Этим грехом израильтяне навлекли беду на свой народ, были побеждены и угнаны в вавилонское рабство.

Неудивительно, что многие мученики раннего христианства отдали свою жизнь за право не участвовать в языческих праздниках. Подобными историями полна вся история первых веков христианства. Например, святой Архип из числа 70 апостолов был вместе с родителями зверски исколот ножами и побит камнями в Колоссах в правление императора Нерона за то, что отказался участвовать в языческом празднике. При императоре Максимине был убит святой Афиноген, епископ Пидахфои, вместе с десятью своими учениками. Однажды в его родной город Севастию прибыл правитель Филомарх, решивший устроить языческий праздник. Большинство жителей города были христианами и отказались участвовать в этом празднике. Филомарх стал пытать христиан, заставляя подчиниться, а когда узнал, что их вдохновителем является епископ Афиноген, убил святого вместе с десятью его учениками.

Так что если вы христианин, задумайтесь: стоит ли совершать грех и изменять своей вере просто ради того, чтобы испачкаться разноцветной грязью?

Холи — один из самых известных индийских фестивалей, о котором наслышаны уже во всем мире. Море цвета и ярких красок разливаются по индийским улицам, веселье и всеобщая радость окутывает целые города. Это действительно праздник, который стоит посетить хоть один раз в жизни!
Вот и я стремилась сделать это, а один раз мне даже почти удалось. Но я все-таки лелеяла надежду оказаться на Холи именно в Джайпуре, где в эти же самые даты ежегодно проходит Фестиваль слонов. Однажды я уже была в Раджастане на , и это было совершенно потрясающее мероприятие и очень сильное зрелище! Потому наше с Мишуткой большое азиатское путешествие я спланировала с обязательным заездом в Джайпур;)

Сразу по прибытию в город, от первого же приставалы на вокзале, мы узнали, что фестиваль слонов, вероятнее всего, отменен. По крайней мере в прошлом 2013-м году его запретили проводить, и как будет в этом, никто пока еще не знает. Печальное известие, однозначно, но причины самые гуманные. Оказывается, после такого сумасшедшего празднования слоны поголовно болели и умирали пачками, из-за чего местные «зеленые» взбунтовались и надавили на кого надо, дабы те запретили этот фестиваль. После этого инцидента фестиваль более не проводился. Потому нам с Мишуткусом не очень-то повезло и встречи со слонами в Джайпуре так и не состоялось. Но ребенку я пообещала, что слонов мы еще на пути увидим, и это действительно случилось в маленьком тайском городке под названием Пай. Об этом я рассказывала в своей статье . Ну а пока вернемся в Джайпур:)

Атмосфера Холи начала распространяться по городу примерно за неделю до 17 марта. Именно на эту дату в 2014-м году выпадал фестиваль. Ежегодно даты меняются, т.к. Холи, как и , рассчитывается по лунному календарю.
На улицах повсюду начали продавать краски-порошки. Именно этими красками и будет обкидываться все поголовно население города.

Хитрые продавцы задирали мне цены до 80-100 рупий. Реальная же цена этих красок составляла 15-20 рупий за пакетик 100 гр.

Рядом на прилавках лежали не менее красочные овощи. Как же я обожаю эту вкуснейшую и сочнейшую свежатину!)

Еще одним незаменимым атрибутом праздника являются, извините, какашки. Их также продавали на каждом углу. Для фестиваля Холи используются только экскременты священной коровы. В обычные же дни индийцы жгут засохшие лепешки буйвола или другого рогатого скота.

В общем-то ничего удивительного или отвратительного в этом нет. Давно известный факт, что народы Азии используют фекалии домашнего скота в качестве топлива. Я знала об этом задолго до своей первой поездки в те края, тогда мне казалось это действительно противным, и я думала, что это ж страшно воняет, когда начинают жечь коровью лепешку. Но, оказавшись в Индии, я увидела, что фекалии высыхают на солнце до такой степени, что ни запаха ни чего-либо еще отвратительного не остается. Более того, признаюсь честно, однажды мне готовили чапати на костре (это традиционно), который разжигали как раз таки таким вот топливом. И, честно признаюсь, более вкусных чапати я в жизни своей не ела:) Никакого намека на запах навоза не было и в помине, как не было намека и на запах экскрементов в , который я пила в Индонезии.

Поселились мы в гест-хаусе New India в тихом приличном районе Джайпура — Gopal Bari . Рекомендую кстати. Вокруг стояли только дорогие роскошные владения богатых индийцев. Все чистенько и приличненько. А еще сейчас в Джайпуре строится метро и вскоре откроется станция буквально в паре сотен метров от этого местечка. Заговорила я об этом потому, что именно благодаря такому близкому соседству с местными индусами, мне удалось посмотреть празднование Холи практически изнутри. Увидеть не только ту яркую обложку с окрашиванием все и вся, но и более традиционный вариант этого священного для индуистов праздника.

Первым днем Холи считается день накануне полнолуния, т.е. за день до самого фестиваля красок. В этот день ближе к ночи разжигается костер, символизирующий сожжение Холики — демоницы из индуизма. Именно на это мероприятие совершенно случайно мы с Мишуткой и попали. Вышли подышать предзакатным воздухом, и заметили, что вереницы индийцев тянутся из соседних домов. Мы присоединились к толпе и оказались во дворе то ли школы, то ли другого административного здания. Все еще только подтягивались. Женщины с подносиками и маленькими кувшинчиками на них.

Весь народ кучковался у разведенного костра. Прямо-таки масленница! И кто будет говорить, что у нас нет корней с индуизмом? Вон на Бали тоже индуизм и тоже жгут чудищ ого-ого в кострах.

Мужчины с помощью каких-то веников и подобием шумовки из костра доставали угольки, дабы отнести их домой и разжечь с их помощью священный огонь и дома.

А женщины возле костра совершали обряды.

А еще вся толпа дружно переговаривалась друг с другом, и мужчины и женщины приветствовали друзей и соседей.

После чего женщины отправлялись в малюсенький храмик рядом, в котором окропляли подобием святой воды. Я тоже попала под раздачу, дядечка брызнул на меня водицей, хотя индианки покосились с недоверием.

Все это действо прошло как-то быстро и по-домашнему что ли. Это скорее просто традиция тихого семейного праздника, нежели развлечение большого масштаба.

Я даже не успела как-то насладиться всем, потому дошла до другого квартала, где уже мусульмане участвовали в своих празднованиях — тоже жгли костер и уже порядком пьяные танцевали под громкую музыку.

Вообще, в Джайпуре во время Холи не было заметно противостояний между хинду и мусульманами. Последние наоборот принимали некое участие в празднике. Но в 2009 году на праздновании Холи я была в небольшом городке штата Мадья Прадеш, так там, помню, мусульмане скрылись из города на время фестиваля, т.к. были часты стычки между двумя религиями. Пьяные индусы провоцировали мусульман и откровенно ввязывались в драки. Дабы избежать излишнего кровопролития, приверженцы ислама уезжали за город. Вот так все непросто в чуждой нам Индии.

Утром мы с трудом словили рикшу и отправились в самый центр города. По дороге, в каждом дворе, водителя останавливали и мазали краской:)

Джайпур оказался не очень-то подходящим, на мой взгляд, городом для празднования Холи. Мне хотелось, чтобы обкидывание красками проходило в более игровой что ли форме. Для этого идеально бы подошел Удайпур или Варанаси, где улицы города путаются лабиринтами, среди которых здорово прятаться и неожиданно выскакивать с горстью цветного порошка:)

В Джайпуре же широкие проспекты как-то лишали элемента таинственности. В красках были, конечно, все, но то на мотоциклах…

То на автомобилях.

Какое-то время мы с Мишуткусом сидели в надежде, что откроется хоть одна едальня =) К полудню вроде как обещали, но мы так и не дождались. Все заведения были закрыты напрочь. Так что запасайтесь едой, если окажетесь на Холи в Индии. Зато, пока мы ждали, проходили прохожие — и индийцы и иностранцы, — и обмазывали нас потихоньку со словами: «Happy Holi!» =))

Мишутка все равно был весьма рад такому раздолью =))

Но иногда настроение у ребенка портилось, видимо и от голода, и от красок, которые время от времени неприятно попадали в глаза.

Мы подались искать ближайший храм, где обещалось более сильное празднование. Прошли мимо сидящих макак.

Им как-то не досталось красками по морде, зато вот коровам повезло меньше:)

Да и редкие собаки стали мишенями:))

Эта парочка была невероятно убийственной: мущщина пьяный почти в стельку возил пса по улицам на своей телеге, а тот вальяжно в ней расселся и счастливо глазел по сторонам =))

Наконец нам стало попадаться все больше крашеных людей)) Под раздачу попали все. И старики…

И женщины…

И, конечно же, в большинстве своем мужчины.

Но не все были рады этому.

Но молодые парни просто-таки наслаждались цветовым безумием. Улыбка сияла буквально у каждого!

Особенно приятно многим было заваливать красками молодых индианок. Этакий официальный повод побеситься с девчонками и где-то даже по возможности потискать их, будем говорить откровенно)

Иностранцы были тоже счастливы попасть под раздачу)) Сколько ж впечатлений-то!

Идите-ка и вы к нам, Мишкус щаз мазнет вас по щекам;)

Вот так достаточно скромно мы провели этот праздник:) Но я ни разу не разочарована. Это был идеальный вариант для празднования Холи именно с ребенком. Возможно, будь я одна, мне бы хотелось большего сумасшествия и движухи, но с трехлетним ребенком этого всего однозначно не надо. Главное, что нам удалось прочувствовать этот праздник и его чудесную атмосферу. Миша видел, как и дети и взрослые участвовали в этом цветном жизнерадостном фестивале, вместе красили друг друга и смеялись. Это был бесценный опыт для него, да и для меня, чего уж там;)

P.S. Я тут немного задержалась с выходом новых постов на сайте, их не было уже семь дней, но все дело в том, что за эту неделю я успела поступить в магистратуру по специальности английский язык ) Так что это отняло часы:) Но обещаю, что наверстаю пропущенные дни и совсем скоро вас ждут интереснейшие обзоры новых книг и подборки занимательных игр с ребенком, а еще рассказы про балийские храмы и малайские чайный плантации;) Подписывайтесь на уведомления о выходе свежих статей на сайте и вы всегда первыми будете узнавать о наших новых историях;)

Индия подарила миру, пожалуй, самый яркий праздник в мире, имя которому Холи – один из старейших праздников, он упоминается даже в древних санскритских текстах и детально описывается в Ведах, в Нарада Пуране, в Бхавишйа Пуране, Джаймини Миманса. О его проведении свидетельствует также и надпись на камне, сделанная 300 лет до н.э.

Считается, что в древности это был один из специальных ритуалов, во время которого замужние женщины поклонялись полной луне для привлечения счастья и благополучия в свои семьи.

Празднование Холи символизирует собой приход весны и начало нового года.

Праздник Холи отмечается ранней весной, в конце февраля – начале марта: начинается в день полнолуния (последний день) в месяце пхалгун (февраль – март), продолжается на следующий день – первый день месяца чайтр (март – апрель). Бенгальский Новый год по индуистскому календарю. Как и многие древние народы, приверженцы этой религии встречают его весной, когда пробуждается природа. И праздник Холи посвящается наступлению весны, наполненной солнечным светом и расцветающей природой. В 2016 году праздник Холи в Индии проходил 23 марта, в 2017г. это произойдет 13 марта.

Праздник Холи посвящается божествам и силам плодородия очень популярен не только в Индии, Непале, Шри-Ланке, Бангладеш (где известен, как Дольятра или Бошонто Утшоб (букв. «Весенний фестиваль»), а также в странах с большими диаспорами индусов, таких как Суринам, Гайана, Южная Африка, Тринидад, Великобритания, США, Маврикий и Фиджи.

Последнее время этот праздник набирает большую популярность и в странах бывшего Советского Союза: Белоруссии, Украине, России. Проводят его в летнее время, так как наши природные особенности не позволяют проводить его весной, и называется он Фестиваль красок Холи.


Этим летом впервые в Мариупольской ятре будет праздноваться этот чудесный, весёлый, красочный праздник, который, в первую очередь, будет устраиваться для наших Божеств.

Мы надеемся, что Фестиваль красок Холи станет нашим самым любимым летним фестивалем!!!

История праздника Холи

Откуда взялась эта дата, кто и когда впервые отметил ее - теперь уже проследить не удается: разветвленные корни традиции уходят в глубину веков.

Как многолика, ярка и загадочна Индия, так же многолик и Праздник красок Холи . В каждой области он «оформляется» по-особому. Пышнее всего праздник проходит, пожалуй, на северо-западе, а скромнее всего - на юге. И даже на вопрос о том, какому из множества богов прежде всего посвящен Холи , каждый район страны дает свой ответ.

Возникновению праздника предшествовало несколько легенд, которые на протяжении сотен лет переходили из поколения в поколение.

По одной из легенд, Вишну дал четырём сословиям общества четыре праздника - по одному на каждое. Холи достался - шудрам, то есть земледельцам, рабочим, слугам. Однако именно Холи стал самым популярным праздником у представителей всех сословий и почти у всех народов, населяющих Индостан; не случайно популярна поговорка: «Саван пурнима – праздник брахманов, Дашера – день раджпутов, Дивали – вайшьев, Холи – для простонародья». Действительно, Холи в отличие о многих других торжеств, имеющих общественные или религиозные ограничения, рассматривается, как общенародный праздник, для которого не существует каких-либо границ и препятствий. Так как в этот день не проводится специальной службы (пуджа) в храме или перед домашним алтарем, то неиндусам легче присоединиться к празднованию, которое широко отмечается и сикхами, и мусульманами и даже иностранцами. Во время Холи, говорят индийцы, даже враги становятся друзьями.

Легенда о Холике

По одной из легенд, название Холи произошло от имени демоницы Холики. Прахлада - сын злого царя Хираньякашипу, поклонялся Вишну, и ничто не могло разубедить его в этом. Тогда сестра царя демоница Холика, которая, как считалось, не горит в огне, уговорила Прахладу взойти на костер во имя Бога. К всеобщему изумлению, Холика сгорела, а Прахлада, спасенный Вишну, вышел невредимым.

В память об этих событиях накануне праздника Холи сжигают чучело злой Холики, олицетворяющей зло и зимний холод. Её чучело делают из соломы, в костер также обязательно добавляют солому - это напоминает о собранном урожае и о начале нового сельскохозяйственного цикла. На юге Индии иногда вместо чучела Холики на праздничном костре сжигали особое украшенное дерево, причем разные селения или сословия состязались за овладение висящими на нем предметами. Этот день называется «Пуно», когда изображения Холики сжигаются в соответствии с легендой о Прахладе и его преданности Богу Вишну. В индийских деревнях вечером жгут большие костры, жители собираются вместе у огня, насыщая воздух народными песнями и танцами. Славяне порадуются, узнав масленичные гуляния.

За несколько дней (примерно за две недели) до начала праздника на северо-восточном конце деревни, на перекресте дорог, устанавливают остов – основа для будущего костра. Чаще всего им становится ствол акации бабул, так как это дерево считается у индуистов одним из самых нечистых из-за млечного сока, который оно выделяет. Его установкой занимаются представители средней сословия(в некоторых случаях – портные) под руководством деревенского жреца, который совершает обряды – жертвуются рис, бетелевый орех, монеты, корни куркумы, закладываемые в основание ствола. Это символическое дерево украшается некручеными нитями красного и желтого цвета. Уже за несколько недель до празднования Холи

В день зажжения костра многие жители деревни с помощью цирюльника наи или самостоятельно делают себе масляный массаж, используя специальную очищающую пасту, приготовленную из молотых горчичных зерен, смешанных с куркумой и небольшим количеством воды. Собранные с себя комочки грязи, они бросают в огонь костра, что символизирует полное очищение от грехов и неприятностей, а также помогает предотвратить кожные болезни.

Розжиг праздничного костра происходит в строго определенное время – благоприятный момент, вычисленный астрологом, – но всегда после десяти часов вечера, а веселье длится далеко за полночь. По старой традиции первым зажигал костер возле своего дворца раджа, и уже оттуда огонь разносился по простым жилищам. Эта часть празднования редко происходит чинно и строго, везде исполняются народные песни и танцы, считаются нормальными шутки, смех, жестикуляция, обмен колкостями, свист, улюлюканье.

Когда костер разгорается, люди обходят его пять раз, идя друг за другом и стараясь ни в коем случае не наступать друг другу на пятки. По другой примете: в пламени огня нужно обязательно опалить пучок или небольшой сноп только созревших колосьев ячменя или пшеницы (это зерно затем едят дома как освященную пищу – прасад, а растения хранят до следующего года). Дети поджаривают зеленый горошек – грэм, пекут в огне картофель и другие кушанья для угощения на воздухе. Местные знаменитости поют и танцуют, увеселяя публику. В южной части страны в некоторых селах для магического очищения люди прыгали через костер, проходил по горячим углям сгоревшего костра и даже прогоняли по ним скот.

В центр прогоревшего костра помещают палку или зеленое дерево – символ спасенного Прохлада, и, как вариант, символ мирового дерева и нового земледельческого цикла. На следующий день после ритуального сожжения Холики дети посыпают золой пол в доме и всех его жителей; эту же золу также намазывают себе на лоб – на счастье в предстоящем году, эта традиция нашла свое отражение в другом названии праздника Холи – Дхувалд, от корня dhul - «пепел». Кострище может оставаться на своем месте еще несколько дней, а потом золу и угли убирают.

Легенда о Камадеве

Кроме того, праздник Холи связывают с историей о том, как Шива испепелил своим третьим глазом бога любви Камадеву, который пытался вывести его из медитации,нацелил свой лук с пятью цветками-стрелами после чего Камадев остался бестелесным (и с тех пор зовется Анангом). Но по просьбе жены Шивы Парвати и жены Камадевы богини Рати Шива вернул Каме тело на 3 месяца в году. Вот в честь этого возвращения и устраивают Холи. Когда Кама обретает тело, все вокруг расцветает, и счастливые люди празднуют самый веселый праздник любви. Расцвет природы символизируется обливанием подкрашенной водой и цветными порошками, и чем сильнее обсыпан человек порошками и облит водой, тем больше направляется ему хороших пожеланий. И теперь много людей поклоняются Камадеве в дни Холи, принося ему в жертву цветки манго и пасту из сандалового дерева.

История о Радхе и Кришне


Когда Кришна был юношей он все время приставал к своей матери с вопросом, почему его возлюбленная Радха такая светлая кожей, а он темный. Яшоде надоели эти вопросы и она посоветовала ему нанести краску на лицо Радхи. В игре Кришна помазал лицо своей возлюбленной разноцветной краской. Радха и ее подружки – гопи разозлились и бросились на Кришну с палками. Тот убежал от них в свой родной Нандаграм (Нандгаон). Эта игра вошла в традицию, которая до сих пор существует в Барсане и Нандгаоне.

Брызгание красками

Эта игра холи проводится в роще Лалиты на площадке, выстеленной драгоценными каменьями. Пол разрисован изящными узорами из рисовой пасты. По бокам стоят золотые кувшины с красками, такими как мускус, кункума, агуру и сандалом, разведенными на воде. Рядом приготовлены золотые шприцы. Есть особые бомбочки из камфары, кункумы, мускуса и агуру, скреплённые снаружи слоем лака. Всё это благоприятные вещества, и когда их бросаешь в другого, с любовью, он испытывает блаженство. Бомбочки такие нежные, что разлетаются прямо в воздухе, осыпая противника красками. А для снятия усталости рядом приготовлены ещё пан, душистая розовая вода и цветочные гирлянды.

Вринда раздаёт всем белые одежды, гирлянды, пан и украшает их пастой чанданой. Кришна с друзьями на одной стороне площадки, Радха с подружками - на другой. Сладкая атмосфера любви кружит голову. Под флагом Купидона разворачивается захватывающее сражение: Кришна и гопи пускают друг в друга цветные жидкости и стрелы любовных взглядов.

Вскоре на лбах гопи проступают капельки пота. Их волосы приходят в беспорядок, рассыпаясь по плечам, из кос выпадают цветы. Они то брызгают из шприцев, то достают из передников бомбочки и бросают в мальчиков. Чтобы усилить дух любви, гопи поют романтические песни.

Когда Кришна брызгает из шприца, струя через некоторое время разделяется на сотни маленьких струй, потом на миллионы, и на гопи опускается дождик из цветных капель. Иногда бомбочки падают на землю и, взрываясь, обдают облаком ароматной пыли.

Одежды участников развлечения вскоре промокают, и краски прилипают к ним ещё сильнее. Ранее белые одеяния становятся радужными. Некоторые гопи незаметно обходят Кришну сзади и обдают струёй из шприца. Все девочки не могут удержаться от смеха, когда кто-нибудь из гопи, подкравшись сзади, закрывает Ему глаза ладошками. Тут же они окружают Его и забрасывают душистыми красками. Кришна, пользуясь возможностью, обнимает и целует подруг. Особенно легко это Ему удаётся, когда Он вынуждает их зажмуриваться от красок, брошенных им в лицо. Во время всего этого развлечения девочки и мальчики дразнят друг друга и шутят.

Праздник Холи также часто связывают с играми Кришны с пастушками, которые нашли отражения и в земном мире. Заигрывания молодого человека и девушки во время праздника Холи - излюбленная тема для танца. Юноша выманивает девушку, отвлекает ее, она засматривается на что-нибудь, а он в этот момент перемазывает ее цветной пудрой или обливает подкрашенной водой. Девушка обижается, он просит прощения (характерный жест - берется за мочки ушей). Она его прощает и тоже в ответ обливает его цветной водой. Редкая возможность для молодых людей при общей строгости индийских нравов.

Город Вриндаван и соседний с ним Матхура в это время принимает тысячи любителей Холи. Громадные храмовые ступени превращаются в своеобразные места для танцев и веселья, где несколько дней подряд проходит празднование.

Там, где больше почитают Кришну, в частности близ города Матхура в северном штате Уттар-Прадеш, где, как считается, он провел детство и юность, Холи связывают именно с Кришной.

В дни Холи Божества Кришны и Радхи, раскачивают на качелях, отсюда и другое название праздника - Доладжатра («Праздник качелей»). Качание на качелях - не простое развлечение, издревле оно понималось как магическое средство для стимуляции роста растений, в первую очередь посевов. Древние обряды культа плодородия и сейчас воспроизводятся во многих селениях.

Как отмечается праздник красок Холи?

Подготовка к Холи начинается заранее за несколько недель до праздника, еще с полнолуния предыдущего месяца магха (январь - февраль). До первого дня Холи в течение девяти – пятнадцати дней в деревнях проводятся малые торжества (Малый Холи): устраиваются ритуальные игры, выступают с праздничными песнями музыканты (прославляется победа Вишну или оплакивается смерть Камы), идет сбор денег и подготовка материала для большого праздника (например, собираются горючий материал для костра: дрова, хворост, мусор, тряпки для праздничного костра). Особой доблестью считается взять его, не спрашивая на это разрешения. В вечер Холи костры зажигаются, и в них сгорает злая Холика (считается, что огонь помогает прогнать холода и злых духов, которые остались после зимы), а люди продолжают праздновать, бросая в огонь зерна и плоды. Неподалеку выступают местные знаменитости, веселя народ.

« Ц в е т н о й порошок»

Празднование длится два дня; одно из названий второй части торжества Рангапанчами («Праздник пяти разноцветных дней») и Гулал («Цветной порошок»).

Данное наименование прекрасно передает смысл одного из наиболее ярких ритуалов этого торжества: во второй день Холи представители всех сословий, мужчины и женщины, старики и дети, посыпают друг друга цветным порошком – гулал, сделанным из кукурузной муки мелкого помола и окрашенным в красный, зеленый, розовый и желтый цвета (однако в настоящее время также используются и искусственные красители).

Старший член семьи (мужчина) начинает празднование с того, что обсыпает цветным порошком каждого члена семьи. Затем тоже проделывают остальные члены семьи.

В этот день все – не только люди, но и автомобили, и слоны, и священные коровы, и даже собаки, окрашиваются разноцветными красками. Один из главных цветов праздника – красный, который несет в себе остатки древней аграрной магии и солярного культа, а также реликты древних свадебных торжеств.

Очень весело праздник проходит в Махараштре и Гуджарате, где проводится игра под названием «Разбить горшок». Мужчины образуют огромную человеческую пирамиду, и тот, кто на самой ее верхушке, пытается разбить своей головой, высоко подвешенный горшок. Эта игра уходит своими корнями в историю о том, как Кришна, будучи маленьким, воровал масло, из высоко подвешенных горшков, в каждом доступном доме.

В Харьяне праздник носит название Дуланди Холи. В день Холи братья жены – бхабхи, бьют младших братьев мужа – деверей, расплачиваясь с ними таким образом за их проделки и шалости в течение года.

На юге Индии третий день праздника Холи часто ознаменовывался торжественной процессией во главе с «царем»: в прежние времена именно правитель считался ответственным за плодородие полей и процветание своей страны, что нашло отражение в этом обычае.

Считается, что чем обильнее покрывают одежду человека краски, как знаки судьбы, тем больше хороших пожеланий направленно в его адрес и тем больше удачи ему это принесет.


Заканчивается Холи, как правило, неожиданно.

Сразу же после полнолуния, в шестнадцать часов, безудержное празднование идет на спад, улицы начинают пустеть. Довольные, но усталые люди разбредаются по домам, для того чтобы привести себя в порядок. Некоторые из них направляются для смывания красок на реку. На юге люди устремляются к реке, приносят жертвы божествам воды, бросая в волны фрукты и другие подарки, молятся, танцуют и поют. Индийцы облачатся в чистые одежды и отправятся поздравлять своих родных, близких, друзей. Завершить гулянья полагается хорошим ужином или роскошным пиршеством – в зависимости от достатка. Сумасшествие прекращается. Впереди – трудовые будни упорной работы для хорошего урожая. Считается, что если традиции Холи соблюдены, как следует, то живительные муссоны не заставят себя долго ждать. А после них придет и хороший урожай.

На второй день - Дхалунди, праздник весны Холи продолжается походом в гости друг к другу и распитием особенного национального напитка - бханга. Основой напитка являются молочные продукты и сок или листья конопли. Существует много разновидностей бханга: на основе йогурта, молока, специй, миндаля и других добавок.

Трехдневный праздник Холи – это фестиваль хорошего настроения, которым жители Индии встречают наступление весны. В это время забываются кастовые различия, все индийцы становятся равными. Им разрешается вести себя максимально раскрепощенно, совершая самые необычные поступки. Жизнерадостность и радушие жителей Индии, прославляющих в эти дни плодородие, надолго запомнятся каждому человеку, побывавшему на праздновании Холи.

Это просто великолепно, что в современном сером потоке будней есть такие вот солнечные просветы, как празднование Холи.

Ведь именно вот так, раскрепощаясь, люди показывают, как они умеют радоваться всему яркому, необычному и, конечно же, доброму.

Весёлого всем праздника ХОЛИ!

© Jim Shannon Photography

Холи (Holi) – один из самых древних и любимейших общенациональных праздников Индии, символизирующий приход Весны и возрождение жизни. Благодаря своей счастливой бесшабашности, буйству красок и всеобщего веселья этот праздник давно числится во всех крупных энциклопедиях мира. Тысячи туристов ежегодно стремятся попасть в страну контрастов и сказочных богатств на празднование Холи, чтобы пусть ненадолго, но впасть в детство и собственноручно разукрасить окружающий мир в радужные цвета.


© Subhendu Sarkar/Flickr

Речь идет, собственно, о бенгальском Новом годе. Так повелось, что в соответствии с древнейшей религией индуизмом год начинается ранней весной вместе с пробуждением природы. А конкретнее – Холи наступает в полнолуние весеннего месяца «пхалгуна», который приходится на февраль – март (даты проведения праздника ежегодно меняются). Приход Весны непременно отмечается веселым неистовством и красочными баталиями с обсыпанием друг друга цветными порошками и обрызгиванием с водометов всего вокруг подкрашенной водой.


© Daniel Berehulak Photography

В каждом регионе многоликой и загадочной Индии праздник «оформляется» по-особому. Так, население северо-западных районов предпочитает украшать себя цветами красных, белых, розовых и фиолетовых оттенков. В центральной Индии принято вывешивать на дома ярко оранжевые флаги, символизирующие огонь. На Юге страны в массовом веселье принимает участие по большей части молодежь. Люди же старшего возраста ограничиваются походами в гости, а также преподношением небольших сувениров, сладостей и цветов.

Усерднее всего отмечают Холи в штатах Пенджаб, Раджастан, Уттар-Прадеш и в Западной Бенгалии. Верх безумия наблюдается в Дели, Варанаси и на родине фестиваля Холи в священном городе Вриндаван, где по приданию снизошел на землю из духовного мира блаженный Кришна.


© Altaf Qadri Photography

История праздника

Откуда взялся праздник Холи, кто и когда впервые его отметил – теперь уже проследить не удается: разветвленные корни традиции уходят в толщу времен. Каждый регион Индии посвящает празднование Холи разным божествам: на севере – Вишну, на юге – Каме. По одной из многочисленных легенд, Бог Вишну определил по четыре основных праздника для каждой из четырех варн: брахманы получили Ракхи пурнима, кшатрии – Дашару, вайшью – Дивали, Холи же достался представителям самого низшего слоя общества – шудрам, обязанностью которых было услужение трем высшим варнам. Однако по иронии судьбы именно Холи превратился в самый излюбленный и популярный праздник не только у представителей всех каст, но и среди народов, населяющих Индостан.


© Majid Saeedi Photography

Легенда о Холике

Самое распространенное предание на тему возникновения праздника Холи – история противостояния демоницы Холики и юноши по имени Прахлада, сына злого царя Хираньякашипу. Мальчик впал в немилость, отказавшись принять божественный статус отца и огласив свое поклонение одному лишь Вишну. Тогда разгневанный правитель поручил своей сестре сжечь непокорного. Коварной Холике удалось обманом заманить доверчивого юношу на погребальный костер во имя веры в своего идола. К всеобщему изумлению, Прахлада вышел из пылающего пламени целым и невредимым, а Холика, которая согласно легенде не горела в огне, погибла. С тех пор накануне праздника Холи жители сжигают чучело злодейки в память о том, как бог Вишну услышал страстные мольбы своего верного слуги и защитил его от гибели.

Легенда о Кришне и Радхи

Смуглый от рождения Кришна всегда недоумевал, отчего кожа его возлюбленной была светлее. Однажды он поинтересовался у матери Яшоды, почему его лицо гораздо темнее, чем у Радхи. В шутку Яшода предложила Кришне разукрасить лицо Радхи в любой цвет, какой ему заблагорассудится. Подобная шалость не могла остаться без внимания Кришны. В скором времени посыпание цветной пудрой и обливание подкрашенной водой стали излюбленным развлечением Кришны в играх с девочками-пастушками, так зваными гопи.

Легенда о Каме и Рати

Другая версия праздника весны основана на трогательной истории богини страсти Рати, которой пришлось разлучиться с мужем – богом любви Камой. По легенде озорной Кама осмелился прервать священную медитацию бога Шивы. Желая вызвать у Шивы нежные чувства к Парвати, Кама выстрелил в него своей любовной стрелой. В гневе Шива испепелил наглеца взглядом своего третьего глаза, однако Кама не умер, а только лишился своей телесной оболочки. Позже Шива, уступив мольбам добросердечной Парвати и супруги Камы богини Рати, решил возвращать Каме телесный облик в течение трех месяцев в году. В момент, когда Кама обретает свое тело, природа оживает, все вокруг расцветает и люди восторженно отмечают красивый праздник любви!

Традиции празднования

Подготовка к празднику Холи начинается заблаговременно, точнее, еще с полнолуния предыдущего месяца «магха» (январь-февраль). Жители вдохновенно распевают песни о Холи, прославляющие победу Вишну и оплакивающие смерть Камы, тщательно готовятся к приему гостей, многие разукрашивают фасады домов в яркие краски, украшают улицы цветочными композициями, покупают себе и детям новую одежду, подарки, и, конечно же, пополняют запасы цветных порошков, красителей воды и самодельных брызгалок.


© Steve Mc Curry Photography


© Ahmad Masood/REUTERS

Накануне праздника вблизи центральных площадей поселений начинается коллективный сбор мусора, сухих листьев, хвороста, коровьего помета, чтобы при восходящей луне разжечь тысячи костров — в знак солидарности с Вишну, который обратил в пепел демоницу Холику. Главный же костер, на котором торжественно сжигают символическое уродливое чучело зловредной богини, загорается в кульминационный момент праздника – в первый день фестиваля.


© Getty Images


Adnan Abidi/REUTERS

Это действие сопровождается радостными воплями, ритуальными плясками под бой барабанов и визг флейт, шуточными игровыми сражениями между мужчинами и женщинами, прыжками через пылающий огонь и хождением по раскаленным углям. Улицы городов всю ночь напролет сотрясаются от многоголосья музыки, взрывов фейерверков и петард. Огонь в праздник Холи – символ сжигания прошлого и начала счастливого будущего.


Adnan Abidi/REUTERS


© Altaf Qadri Photography


© Altaf Qadri Photography

Традиционный напиток в дни фестиваля – дурманящий бханг. Этот чудо-напиток является национальным достоянием Индии. Наиболее популярная его разновидность – бханг ласси. В его состав входят кефир из козьего молока (обычно подкрашиваемый в зеленый или желтый цвет для более привлекательного вида), розовая вода, сахар, местные специи и, конечно же, особый уникальный ингредиент – выжимка из листьев конопли.

Бханг, как утверждают местные жители, снимает напряжение, позволяет позабыть о насущных заботах и способствует достижению состояния духовного экстаза. Более того по их мнению бханг, приготовленный в правильных пропорциях, обладает лечебными свойствами: устраняет проблемы с желудком, улучшает настроение и сон. Советуем не злоупотреблять напитком, ведь он обладает достаточно сильным психотропным воздействием на организм. Лучше обратите внимание на ритуальные сладости «гудия» — испеченные в масле пирожки с творогом и цукатами. Вкусно и полезно!


© harley-wood.blogspot.com


© cinmykitchen.blogspot.com

На смену огненной ночи приходит самая веселая часть празднования Холи – Дхалунди. С рассветом десятки миллионов индийцев горстями подбрасывают в воздух цветной порошок «гулал» огенно-красного, желтого, оранжевого, зеленого, синего и фиолетового цветов. Считается, что этот ритуал помогает рассеять все заботы минувшего года и привлечь в наступающем году счастье, изобилие и богатый урожай. Как неудивительно, но именно эта радужная пыль на озорном празднике Холи объединяет воедино всю страну, цветным покрывалом укутывая ее нищих и богачей, стирая все кастовые границы и возрождая добрые отношения.


© Kevin Frayer Photography


© Ahmad Masood/REUTERS

Красочная феерия, щедро оседая на одежде прохожих, засыпая ступени храмов и гладь водоемов, заслужено подтверждает неофициальное название праздника – Фестиваль красок.


© Jitendra Singh/Flickr


© Ahmad Masood/REUTERS

Сухие краски абсолютно безвредны. Они изготавливаются на основе натуральных красителей с добавлением компонентов растительного происхождения – куркумы, шалфея, бутея, дерева нима и т.д. Порой это «разноцветное безумие» накрывает участников фестиваля так, что становится тяжело дышать. Многие даже надевают платки или маски, дабы предохранить легкие и бронхи от этой пестрой пыли.


© Komal Bankar/cinmykitchen.blogspot.com

Еще не успевают улицы наполниться цветными облаками, как начинается всеобщее обливание подкрашенной водой. В ход идет любое «оружие» — водяные пистолеты, брызгалки, бамбуковые трубки и мощные самодельные водометы. Разноцветным становится буквально все – визжащие от восторга взрослые и дети, дома, машины. По улицам в удивлении бродят выкрашенные во все мыслимые расцветки коровы, собаки и кошки.


© Vivek Prakash Photography


© Arun Sankar Photography


© Jessica Trinh Photography

Туристам следует помнить, что в дни празднования Холи выражать обиду или злость непозволительно. Воспринимайте всеобщее веселье с улыбкой и не забывайте, что попадание краски на человека в день Холи – символ любви богов к нему. Чем больше вы испачкаетесь, тем благосклоннее будет к вам судьба!

Счастливой Весны!


© Dibyanshu Sarkar/AFP


© Hazel Thompson Photography


© Sajjad Hussain/AFP


© Narinder Nanu/AFP


© Altaf Qadri Photography


© Ahmad Masood/REUTERS


© Altaf Qadri Photography


© Rajanish Kakade Photography

Через всю Индию прошли густые облака неонового цвета – фестиваль Холи начался. Весной в Индии официально начинается празднование самого яркого фестиваля. Даты проведения Холи не постоянны, они меняются из года в год. Праздник проходит ранней весной в последний день полнолуния в месяце пхалгун (февраль-март) и продолжается в первый день месяца чайтр (март-апрель). В Бенгалии Холи знаменует собой начало Нового года.

Это – фестиваль весны и красок, очень радостный праздник. В Индии утверждают, что Холи существовал задолго до рождества Христова. Значение древнего Холи сейчас изменилось. Но, вероятно, это был специальный обряд, который выполнялся замужними женщинами для счастья и благополучия в семье и поклонялись в это время полной луне. Эта особенность сохранилась и в наши дни.

У красочного праздника есть свои корни в индуистской мифологии. Одна из легенд связана с Богом Вишну и юноши по имени Прахлада. Мы уже писали об этой легенде в связи с празднованием Холи в индийских Гималаях ( . Кто-то связывает фестиваль с историей о том, как Шива уничтожил бога любви Каму, который отвлекал великого бога от медитации. Но в этой легенде трудно найти связь с красочным действием. В основном все сказания и легенды связаны с Кришной. И здесь мы находим много пересечений с событиями, которые происходят в наши дни, ибо Кришна любил игры и шалости.

Интересный обычай существует в штате Уттаранчал Прадеш, который знаменит находящимися здесь святынями, посвященными Богу Кришне. Здесь Холи празднуется за неделю до официальных событий и с особым размахом. Кришна любил этот праздник. Его возлюбленная – Радха родилась в городе Барсана, где располагаются храмы, посвященные Кришне и Радхе. Считают, что именно Кришна начал традицию нанесения краски на лицо. Разыгравшись, он помазал своей любимой лицо краской, а она в знак уважения и почитания весь день ее не смывала и гордилась таким знаком любви.

По другой легенде, когда Кришна был юношей он все время приставал к своей приемной матери с вопросом, почему его возлюбленная Радха такая светлая кожей, а он темный. Яшоде надоели эти вопросы и она посоветовала ему нанести краску на лицо Радхи. В игре Кришна помазал лицо своей возлюбленной разноцветной краской. Радха и ее подружки-пастушки – гопи разозлились и бросились на Кришну с палками. Тот убежал от них в свой родной Нандаграм (Нандгаон). Эта игра вошла в традицию, которая до сих пор существует в Барсане и Нандгаоне.

Фестиваль Холи в Барсане называют Латмаар Холи или Латхмаар Холи (LathmaarHoli). Женщины в день фестиваля ходят с палкой и наказывают мужчин за неповиновение. Мужчины же должны много работать, чтобы спасти себя от находящихся «под кайфом» свободы и вседозволенности женщин. Но представители мужского пола не сдаются и, увертываясь от ударов, стараются посыпать краской представителей прекрасной половины.

Нандгаон или Нандагра́м, как мы уже писали связан с Кришной. Город является местом паломничества многих индусов, потому что, согласно Пуранам в этом месте прошло детство Кришны. Юноши из этого города приезжают в Барсану, чтобы играть в Холи с девушками. Но вместо цветов девушки встречают их палками. Зная, какое приветствие их ждет, они стараются сбегать от разыгравшихся подружек, потому что в этот день нельзя злиться на женщин и девушек. Иногда девушки заставляют юношей надевать женскую одежду и танцевать перед людьми. На следующий день мужчины Барсаны вторгаются на территорию Нандгаона и начинается настоящая битва. Они поливают женщин синей не смывающейся краской и посыпают гулалом (оранжево-красным порошком). Все в Барсане и Нандгаоне в этот день развлекаются в духе Холи и Кришны.

После штата Уттаранчал Прадеш начинается Холи по всей Индии, игра набирает обороты, игроки в Холи бросают неоновый порошок, известный как гулал, и разноцветную воду в воздух, окрашивая все вокруг и друг друга. Яркие оттенки представляют энергию, жизнь, радость и начало весны. Накануне Холи также принято разжигать огромные костры, чтобы отразить злых духов и ознаменовать победу добра над злом. В некоторых штатах это делается уже после игры.

В первый день праздника в некоторых штатах мужчины надевают белую курту, а женщины - белые сари и шальвар камиз. Конечно, эта одежда остается белой не долгое время. Но в некоторых районах индусы надевают старую одежду, а затем ее выбрасывают. Путешественники, которые попадают в Индию в это время могут испытать настоящее приключение! При желании можно стать детьми, надеть ненужную одежду и участвовать в этом красочном «беспределе», или наблюдать фестиваль из окна машины, которая обязательно будет окрашена в разные цвета радуги проходящими игроками, а если не хочется быть участником Холи, то лучше побыть в гостинице в этот день.

Лишь к вечеру игроки успокаиваются, и в Индии наступает священная тишина. Разжигаются костры и индусы празднуют победу добра. Эмоции выплеснуты, пора принять душ и смыть краску, приготовиться к следующему дню.

На второй день - Дхалунди, все участники праздника наносят визиты к своим родственникам, осыпают друг друга порошком или поливая водой, в некоторых местах все собираются вместе и под музыку, в облаке краски ходят друг за другом по улицам до наступления сумерек.

Марина Филиппова по материалам индийской прессы и своим впечатлениям от пребывания на фестивале.