Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Проблемные дети-проблема воспитания. Трудный ребенок или проблемный родитель? Симбиотический тип внутрисемейных отношений

Проблемные дети - это не очень правильное определение так как ребенок - это наибольшее счастье и любовь, а так же максимум тревог и ответственности. От самого рождения родители заботятся о малыше. В этот период важнее всего, чтобы маленький был здоров и крепок, чистый и ухоженный, хорошо питался, дышал свежим воздухом и многое другое. На протяжении трех лет мама находится в полном слиянии с ребенком. Она уже видит, каким он будет в будущем, какой у него будет характер, привычки и стиль жизни.

Ребенок растет, он медленно отделяется от слияния, у него появляется собственное «Я». В лексиконе появляется устойчивое «Я хочу…», которое далеко не всегда совпадает с желаниями родителей. Чаще всего ребенок говорит вопреки тому, что предлагает мама, даже если он и не хочет того, чего требует. Таким способом он пытается показать свою позицию, которая отличается от всех остальных. В этот момент он ищет себя и способы заявления другим о себе.И часто а этот период мы слышим "Проблемный ребенок "

То, как родители реагируют на проявления индивидуальности ребенка, во многом влияет на будущее взрослого человека, которым он станет.

  • Или же ребенок привыкает к тому, что с его мнением считаются;
  • или принимает то, что за свое желание надо бороться, например агрессивностью или плачем;
  • или же уже смирился с тем, что решают все родители, и чтобы не злить их, стоит слушаться.

Конечно же, надо так же учитывать генетические особенности и характер Вашего ребенка. Каждые ситуации индивидуальны, и соответствуют Вашей особенности семьи и отношениям с ребенком, но чаще всего граничат в проявлениях этих трех вариантов.

Меня часто зовут на помощь семьям, где ребенок нервный и агрессивен, грубит или истерит. Таких детей называют "Проблемные дети ", но это уже следствие. Чаще всего причиной такого поведения является именно тот период в развитии, когда за свое «я хочу» надо было бороться. Со временем такая схема достижения желаний становится привычной, и ребенок использует ее везде и всегда. Как правило, родители, когда замечают такую тенденцию, перестают поддаваться на манипуляции. Но ребенок не знает других схем, кроме как увеличивать громкость и яркость проявления требований. И в результате ребенок получает статус «проблемный». Работа с проблемными детьми должна проводиться профессионалом что бы не усугубить ситуацию.

Как правило, к детям с третьим типом проявления, когда ребенок послушный и тихий, претензий никогда не возникает. Они спокойные, уравновешенные и предельно контролируемые. Дело в том, что когда начинаешь работать с такими детьми, замечаешь, что на вопросы «чего хочешь ты?» или «какой ты?», они затрудняются ответить. Просто молчат, улыбаются и говорят: «я не знаю». Их модели поведения, как и в варианте с «проблемными» детьми, усугубились и укоренились, стали привычными. Работа с такими детьми заключается в том, чтобы показать возможности «я хочу» и научить их показывать свои желания. Как правило, сначала они выходят на уровень «проблемных» детей, когда свои желания проявляют громко и наперекор родительскому мнению. Они проходят этот этап, потому, что когда-то он был остановлен неуклонностью родительских требований. Я часто повторяю семьям «проблемных» детей: «Если ваш ребенок умеет требовать и манипулировать, безусловно, с ним сложнее, но мне за него спокойнее. Важно, что он умеет бороться за свои желания. Полдела он сумел сделать сам. Мы просто научим его говорить о них спокойно и тем языком, который принимают родители».

Работа с проблемными детьми

Работа с проблемными детьми проходит быстрее, чем с «тихими». Конечно же, совладать с «проблемными детьми» сложно, но у них есть большой козырь на будущую жизнь - как правило, это взрослые люди, которые живут своей жизнью, а не теряются в чужых желаниях.

Но как сделать так, чтобы ребенок с детства видел свои желания и находил возможности проявления, которые подходят и ему, и родителям? Истина, как всегда, лежит в балансе. Стоит понимать, что баланс - это самое трудное. Надо слышать ребенка и иметь ряд своих четких, аргументированных объяснений в случае отказа. Быть гибким в своих решениях. Проявлять уважение к желаниям ребенка. Говорить спокойно и взвешено. И тогда мы никогда не услышим проблемные дети!

А главное, замечать за собой:

  • Как часто Вы говорите «нет» ребенку?
  • Можно ли выделить ряд ситуаций, в которых возможно, даже гипотетически, согласие?
  • Как Вы объясняете ребенку отказы?
  • В каких ситуациях Вы говорите «да»?
  • Как ведет себя ребенок, чтобы заполучить это «Да»?
  • Может ли поменяться Ваше мнение, если ребенок спокойно старается объяснить свои желания?

Задайте эти вопросы себе и дайте четкие и правдивые ответы. Осмыслите их. Найдите баланс для собственной семьи и собственного ребенка. Помните, проблемный ребенок - это не диагноз!

И помните, если Вы мало разговариваете с ребенком и не аргументируете свои решения, он будет делать так же. Если Вы злитесь и раздражаетесь на его желания, даже самые абсурдные, по Вашему мнению, он будет делать так же. Если Вы терпимы по отношению к ребенку, слышите его мнение и считаетесь с ним, он будет делать так же.

Проблемные дети. Проблемный ребенок, работа с проблемными детьми в Центре психологии.

Он будет делать так же, как Вы, только немного позже, когда подрастет…

Слушайте своего ребенка, понимайте его желания, и Вы получите
замечательные отношения в семье на долгие годы, а так же успешного и
уверенного взрослого сына или дочь!
С уважением, Елена Рябец.

Людмила Владимировна Кунденок
Проблемные дети-проблема воспитания

ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ ? – ПРОБЛЕМА В ВОСПИТАНИИ .

Утром раздражённая мама привела Свету в детский сад. Она разговаривала с ребёнком на высоких тонах. На капризы ребёнка мама ответила словесной грубостью и рукоприкладством. С каким настроением пришёл ребёнок в детский сад нетрудно догадаться. А что же дальше происходит в группе с этим ребёнком? Со Светой не хотят дружить, она дерётся, играет только с двумя сильными в группе мальчиками, которые тоже не отличаются дружелюбием. Любимые её мультики про роботов, где стреляют и убивают. На занятиях рисования на задание воспитателя Светочка реагирует слезами, сомнением и полным отказом, оперируя тем, что у неё ничего никогда не получается. На подбадривание воспитателя и на его вопрос , - почему она так думает? Ребёнок отвечает, что её подарок маме на восьмое марта был выброшен в мусорную корзину, потому что он ей не понравился.

А вот Денис, он отказывается заниматься на занятиях в группе детского сада, да ещё и мешает другим, тем, что отвлекает воспитателя своими выкриками , встаёт и ходит по группе. На замечания воспитателя никак не реагирует , такая демонстративная манера поведения : «я сам по себе и вы мне не указ» . Денис единственный поздний ребёнок в обеспеченной семье, которому ни в чём не отказывают родители. На замечания и жалобы воспитателей по поводу поведения ребёнка, родители реагируют негативом в их адрес : «…У нас все хорошо, а вот вы воспитывать не умеете . Это ваши проблемы ».

Уважаемые родители! Давайте поставим главный вопрос. Что такое правильно воспитать ребенка ? И кто же всё-таки должен воспитывать и брать ответственность за воспитание своего ребёнка .

«Пункт 2, статьи 14 Конвенции ООН о правах ребенка» говорит о том, что право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей , самостоятельно выбирая методы, согласующиеся с развивающимися способностями ребенка. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Помимо прав, родители также несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Ст. 47 Семейного кодекса РФ говорит о том, что родительские права возникают с момента рождения ребенка и государственной регистрации отцовства и материнства.

Таким образом, первые учителя и воспитатели ребёнка это отец и мать, и первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Она является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Важно не забывать, что личное поведение, было есть и остаётся продуктом свободной воли, и всё, что «вложили» в малыша, вернётся к Вам сторицей. Дефицит родительской любви, недостаток внимания и заботы негативно сказываются на развитии ребенка, даже если мама и папа успешно удовлетворяют все остальные (чисто биологические) потребности ребенка.

Если ребёнок с раннего детства лишён материнской любви, заботы и должного ухода – а такие случаи нередки, - то именно так и складывается тот самый цикл насилия. Насилие порождает насилие, и ребёнок перенимает роль насильника у своих собственных родителей. Прежде, чем вы возьмете в руки, вынесите пожизненный приговор "ничего из тебя в жизни хорошего не получится" подумайте что : постоянная критика учит ребенка ненавидеть весь мир; высмеивание недостатков ведет к замыканию и неуверенности в себе; упреки учат жить с чувством вины; вражда в семье учит ребенка агрессивности.

На этой предостерегающей ноте вернёмся к нашей Свете, проследим небольшой отрезок из её жизни в детском саду. Частые случаи прихода в детский сад с плохим настроением, истерики и капризы, негативное отношение девочки к воспитателю , если он уделяет ей чуть меньше внимания, чем другому ребёнку, частые ссоры и драки, в конечном счете, всё это сказалось на нервном состоянии ребёнка.

Врачи поставили диагноз

А может всё-таки проблема кроется в семье - в проблеме воспитания ребёнка , а высвечивается в садике? Современная медицина утверждает что, длительное пребывание в состоянии эмоционального стресса неизбежно приводит к нарушениям здоровья, а корни многих детских заболеваний - от частых мигреней, заикания и астмы до депрессий уходят в «трудное детство» . Иногда ребёнок пытается скрыть собственную тревожность и боязливость, робость, неуверенность, застенчивость, обидчивость и повышенную чувствительность за агрессивностью. Мы видим в данном случае у Светы явные всплески агрессии и аутоагрессии. А настолько ли хорошо быть маленьким и беззащитным, беззащитным перед теми, кто самой судьбой призван тебя защищать? Но разве, же может родительская любовь быть во вред дочери или сыну, а тем более, портить ребенка? Ведь, казалось бы, чем сильнее мы любим свое чадо, тем это лучше для него.

О материнской любви принято говорить, что она святая. Но чрезмерная материнская любовь, ломает судьбы, а иногда и лишает полноценной жизни своих детей. Многие женщины не видят и не замечают этого. Что это значит - чрезмерная, сильная материнская любовь? Это когда любовь к детям становится сильнее любви к себе и к мужу, когда дети выходят на первое место в системе ценностей матери а отец, да и часто сама мать, отодвигаются на задний план. Так и в семье Дениса. Если он не хочет что - то делать, то его и не заставляют, во всём потакают. Такой ребёнок привык к постоянному вниманию и восхищению со стороны окружающих его взрослых.

Это случается с излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети . Да и трудно захотеть, когда вперед любому твоему желанию «забегают» сразу и папа, и мама. Психологи отмечают, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. А заниматься ни желания, ни интереса у Дениса, к сожалению нет. А вот чем это оборачивается для ребёнка, несложно догадаться. Проблемами и конфликтами в детском саду, а в дальнейшем в школе безынициативностью и несамостоятельностью.

Такие дети похожи на наследных принцев и принцесс, которые до попадания в детский сад были абсолютно уверены, что они самые главные люди на планете. И вдруг они попадают в то место, где таких "принцев" и "принцесс" целая куча, и взрослые вместо того, чтобы смотреть только на них, смотрят на всех. И чтобы вернуть свое уникальное положение, они начинают привлекать внимание к своей особе и делают это постоянно. Если добиться внимания не получается, они обижаются, впадают в ярость и начинают драться, обзываются, перестают слушать взрослых.

К таким сложным детям конечно воспитатели должны уметь найти подход и в этом им помогает приобретённый опыт и знание педагогики. Но уважаемые родители, детский сад не решит всех проблем без Вашего участия в судьбе ребёнка, мы призваны их решать ВМЕСТЕ с ВАМИ. И в этом детский сад вам поможет, поддержит ВАС, но главные воспитатели ребёнка это всё-таки ВЫ.

Вот мы и подошли уважаемые родители, к главному вопросу : - Как правильно воспитать ребенка ?

Ю. Б. Гиппернейтер :
Психологи советуют

1. Безусловно принимать ребёнка.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять) .

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например : Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем) вместе. Ты, конечно, справишься.

10. Обнимать не менее четырёх, а лучше по восемь раз в день.

И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку.

Хотелось бы отметить, что окружающий нас мир стремительно изменяется, меняемся мы, становятся другими наши дети . Размываются ориентиры, рушатся незыблемые прежде категории, происходит естественная переоценка ценностей или замещение одних "правил игры" другими. При этом никто не снимает с родителей их главной обязанности подготовить к самостоятельному плаванию своих детей. Разные факторы влияют на формирование характера ребенка или на состояние его здоровья, но есть все основания утверждать, что в основе плодотворного партнерства «родитель - ребенок» лежит некий магический четырехугольник это : душевная теплота, четкие правила, взаимное уважение и привитие ребенку чувства собственного достоинства.

Педагог психолог Кунденок Л. В

МАУ д/сад комбинированного вида №107

Сразу надо отметить, что проблемных детей не бывает. Такими делают их сами родители. Признать и принять это очень трудно. Лучше переложить всю ответственность на ребенка. Не получится, дорогие товарищи взрослые. Как бы вам не хотелось верить в непогрешимость своего авторитета, придется спустить вас с облаков на землю. Рождение ребенка это не только радостное событие, но начало долго и трудного пути по воспитанию человека. Этот человечек родился, чтобы пройти свой самостоятельный путь. Не следует вешать на него неподъемный груз своих несбывшихся надежд. Мечты родителей остались в прошлом. А у ребенка свои мечты, свои планы.

Когда родители пытаются грубо вторгаться в жизнь ребенка, то тут начинаются проблемы. Мама мечтает, чтобы дочь поступила в институт иностранных языков и уехала жить за границу. Папа мечтает, чтобы сын поступил в медицинский институт. А о чем мечтают дети? Всех их мечты не имеют значения. Ведь родители все уже решили и начали воплощать свои мечты. Записали детей на соответствующие курсы, наняли репетиторов, присмотрели ВУЗы.

В такой ситуации дети начинают «бунтовать». Кто-то тихо не подчиняется, а кто-то открыто противостоит родительским притеснениям. Вот готовый проблемный ребенок. А проблему, оказывается, породили родители. Справиться криками, руганью, запретами здесь не получится. Надо признать право детей на собственную жизнь, право на выбор и самостоятельность.

Есть еще один типичный пример, который формирует проблемных детей. Это отсутствие внимание к ребенку со стороны родителей. Причины могут быть разные: постоянная занятость на работе, усталость, уверенность в незначительности проблем сына или дочери, перепоручение детей бабушке.

Существует такое ошибочное мнение, что дети и так знают, что их любят и поэтому не надо им об этом говорить, обнимать, целовать. Детям очень важен тактильный контакт. Внимание необходимо им для нормального эмоционального развития. От этого они чувствую себя увереннее. И чтобы заполучить хоть маленькую капельку внимания родителей ребенок начинает озоровать. За баловством следует наказание словесное или физическое. Оно частично компенсирует недостаток родительской любви. Значит надо больше уделять внимание детям. Играть с ними, гулять, выслушивать, что-то совместно мастерить. Нужно помнить, что работа, уборка, клубы, подруги останутся, а дети вырастут и покинут своих родителей. Останется ощущение чего-то не сделанного.

Неуверенности в себе может также стать причиной появления трудных детей. Откуда она может взяться, если маленький ребенок считает всегда себя только хорошим. Он не может быть плохим в принципе. Ребенок узнает, что у него что-то не так от окружающих его людей. Родители из лучших побуждений стараются исправить несуществующие недостатки. Их постоянная неконструктивная критика делает свое черное дело. Сын или дочь постепенно начинают верить, что у них действительно много недостатков, которые нужно исправить. Они замыкаются в себе, с трудом идут на контакт. Или наоборот ведут себя агрессивно, стараясь доказать себе и окружающим, что они лучше, чем о них говорят. Родителям нужно быть осторожными с критическими высказываниями. Они больно ранят ребенка и вызывают протест.

Итог таков, проблемных детей не бывает, бывают родители с проблемами. Своими комплексами, нереализованными мечтами, смутными представлениями о воспитании они создают благоприятную почву для появления трудных детей. Детям вообще тяжело жить во взрослом мире. Слишком много они всем должны. И единственный способ отстоять свое Я- это неподчинение всем существующим правилам. Бросить вызов всем взрослым людям. И только большая любовь родителей, терпение, желание наладить контакт, могут дать положительный результат. А лучше не допускать серьезных проблем.

Прежде всего, надо сказать, что так называемых «проблемных» детей не существует. Они становятся такими по вине родителей. Самим родителям это осознать и принять, зачастую, не просто. Конечно, легче всего считать, что ответственность за это лежит на самом ребенке. Но, к сожалению, это не так. Будучи уверенными в своем авторитете и его непогрешимости, родителям необходимо спуститься на землю с небес. Такое радостное и уникальное событие, как рождение ребенка - это, всего лишь, прелюдия к долгому и многотрудному пути воспитания нового человека, который должен будет пройти по жизни своим путем - неповторимым и самостоятельным. Поэтому не имеет смысла взваливать на него тяжелый груз собственных надежд, так и не сбывшихся.

Проблемы в воспитании начинаются с грубого вторжения родителей в жизнь своих сына или дочери.

Например, маме хочется, чтобы дочь, окончив институт иностранных языков, постоянно жила за границей. Папе хочется, чтобы его сын после окончания института стал врачом. И вот мама с папой, уже все решив, начинают претворять в жизнь свои желания и мечты: нашли курсы по подготовке в институт, договорились с репетиторами, присмотрелись к ВУЗам. А как же дети? О чем мечтают они? А это для родителей неважно и значения уже не имеет.

Редкие дети не начнут «бунтовать» в такой ситуации. Одни просто молчаливо не подчиняются, другие же активно противодействуют родительским устремлениям. Вот и готов «проблемный» ребенок. А по сути, проблему породили сами родители и решить ее обычными способами (крик, запреты, ругань) у них не получится. Здесь надо понять и принять, что у детей есть право на собственное мнение, и что они вправе самостоятельно выбирать свое будущее. Тогда у них формируется уверенность в себе и ответственность за свой выбор.

Другой пример грубого вторжения родителей в жизнь ребенка - желание сделать из него идеал, совершенство. И когда в поведении ребенка родители видят какое-либо несоответствие их идеалу, они начинают это исправлять. Однако, их постоянная критика оказывает детям «медвежью услугу»: постепенно у ребенка формируется вера в то, что у него, в самом деле, недостатков больше, чем достоинств, и что он ничего с этим поделать не может. Отсюда - трудности в общении. Ребенок может стать замкнутым, а может проявлять агрессивность, пытаясь доказать себе и другим, что он не такой уж плохой, каким его считают. Поэтому родителям очень важно научиться конструктивной критике.

В заключение, хочется еще раз сказать, что «проблемных» детей не существует. Есть «проблемные» родители. Пребывая в заблуждениях о воспитании, они сами порождают таких детей. Взрослый мир - не самое лучшее место для детской жизни. Пребывая в нем, дети всем слишком много должны. И, конечно, чтобы самоутвердиться, они бросают вызов взрослым людям и не подчиняются правилам их мира. Поэтому только огромное терпение, глубокая любовь и понимание помогут избежать грубых ошибок в воспитании. И «проблемных» детей станет меньше!

Многие родители сталкиваются с серьёзными проблемами в воспитание ребёнка, когда он вдруг перестаёт слушаться, начинает огрызаться, хулиганить и т. д. Таких детей называют трудными или проблемными. Родители жалуются окружающим, что у них растёт трудный и совершенно неуправляемый ребёнок, задаются вопросом о воспитании проблемных детей, ищут причины в генетике «да он весь в деда!», в характере, самое нелепое, когда родители обвиняют собственных детей в отсутствии воспитания «Почему ты такой невоспитанный?». Ответ на этот вопрос очень прост, невоспитанным ребёнок может быть лишь по одной причине, его не воспитали и не воспитали именно родители. Сразу же нужно сказать, не бывает трудных и проблемных детей, бывает плохое воспитание и неверное поведение родителей. Родители же стремятся переложить всю ответственность на собственных детей, считая, что трудный характер, это нечто врождённое, а плохое поведение – осознанный выбор.

Работа с проблемными детьми начинается с родителей. Большинство родителей уверены, что они всё знают лучше ребёнка, и как жить, и чего хотеть. Они буквально давят малыша собственным авторитетом начиная с младенчества, решая за него даже те вещи, которые кроме самого ребёнка никто знать не может. Существует анекдот, прекрасно изображающий таких родителей.

Ваня! Пора домой!

Я замёрз?

Нет, ты проголодался!

Родители уверены, что знают всё лучше своего ребёнка , проголодался ли он, замёрз, устал, хочет спать или играть, затем, кем он хочет стать в будущем, где учиться и т. д. Чаще всего будущую профессию для ребёнка выбирают ещё в раннем детстве и, в дальнейшем, родители слепо следуют своей мечте, отправляя ребёнка на соответствующие курсы, подбирая ВУЗ и т. д. О чём мечтает сам ребёнок, его никто не спрашивает. Не удивительно, что рано или поздно, ребёнок начинает бунтовать. Некоторые дети стремятся вырваться из-под тотального контроля и авторитета родителей в раннем детстве, некоторые лишь в подростковом возрасте, но в любом случае, ребёнок на которого всё время давят и за которого принимают абсолютно все решения, рано или поздно станет тем самым трудным ребёнком. А родители, непременно, будут лишь удивляться, почему же они, такие заботливые и внимательные, вынуждены интересоваться темой «воспитание проблемных детей».

Другая причина, отсутствие внимания . Родители могут быть слишком заняты, как на работе, так и самими собой, многие родители уверены, что детские проблемы не стоят особого внимания. От взрослых людей можно часто услышать «да какие проблемы могут быть у детей?». Многие родители уверены, будто дети без лишних слов знают, что их любят, но на самом деле это не так. Для детей крайне важен тактильный контакт, который помогает им чувствовать себя увереннее, а внимание необходимо для нормального эмоционального развития. Чтобы привлечь внимание ребёнок идёт на разные хитрости, но однажды он понимает, что лишь один способ работает безотказно – это баловство. Это может показаться парадоксальным, но для ребёнка наказание компенсирует маленькую частичку родительской любви. Подсознательно ребёнок понимает, раз родители его наказывают, значит им, по крайней мере, не всё равно. Вот и готов трудный ребёнок, привлекающий к себе внимание баловством и озорством, а затем, если родители не поменяют своего отношения к нему, и вовсе хулиганством.

Ещё одной причиной, способствующей появлению трудных детей, является неуверенность в себе . Первоначально, дети уверены в том, что они хорошие, не сравнивая себя ни с кем другим. Но родители, всегда находят в своих детях недостатки и несовершенства, которые так хочется исправить. Они раз за разом критикуют ребёнка, указывая на тот или иной, придуманный ими недостаток. Родители – безусловные авторитеты для ребёнка и, если они говорят, что в нём что-то плохо, значит это безо всяких сомнений так и есть. Дети становятся закомплексованными, уверенными, что в них множество недостатков, которые просто необходимо исправлять. Это порождает закрытых, замкнутых детей, с трудом идущих на контакт, или же напротив, агрессивных и стремящихся доказать себе и окружающим, что они самые лучшие, и опять же, трудный ребёнок готов.

Трудных детей создают родители, своими ложными представлениями о воспитании, комплексами, нереализованными мечтами и т. д. Дети же всегда будут стремиться отстоять собственное Я и своё право на выбор, бунтуя, идя наперекор правилам, не подчиняясь.

Воспитание проблемных детей. Что делать?

Важно помнить, что всё, что было заложено в ребёнка до 5 лет, останется с ним на всю оставшуюся жизнь, ведь именно до этого возраста формируется характер и основные социальные навыки. Однако, подавить ребёнка и привить множество комплексов можно в любом возрасте. Чтобы потом не пришлось заниматься воспитанием проблемных детей, необходимо понимать, как вести себя, чтобы ребёнок не начал бунтовать.

Первое и самое главное, что должен понять и осознать родитель , так это то, что ребёнок – это не его собственность и, тем более, не его маленькая копия, которая обязана прожить ту жизнь, о которой мечтал сам родитель и которая ему, по тем или иным причинам не удалась. Родитель наставник и помощник ребёнка в этом мире, но не строгий надзиратель или тоталитарный вождь. Ребёнок должен чувствовать, что его мнение в семье значимо и уважаемо, что его слова не просо слышат, но к ним прислушиваются. Разумеется, невозможно предоставить малышу или подростку полную свободу выбора, поэтому любой отказ или действие противоречащее мнению ребёнка, родитель должен мотивированно и спокойно объяснять. Детей необходимо баловать, объятия, поцелуи, добрые слова необходимы ребёнку, чтобы почувствовать себя уверенным и твёрдо стоящим на ногах человеком. Детей нельзя критиковать по пустякам. Многие родители глядя на не по годам высокого ребёнка с огорчением говорят «ну куда ж ты так вымахал то?», ребёнок чувствует, что разочаровал родителей, а также что его рост нечто плохое, но исправить этого он никак не может, в итоге так и придётся ему всю жизнь прожить с подсознательным комплексом своего высокого роста. Критиковать нужно очень осторожно и только тогда, когда ситуацию возможно исправить. Также критика должна сопровождаться конкретными действиями, если родителю не нравится почерк ребёнка, нельзя просто сказать «какой ужасный почерк» и с тем и оставить своего ребёнка.

Исправляем ситуацию.

Однако, что делать, если ребёнок уже стал «проблемным»? Воспитание проблемных детей штука очень тонкая, но главное тут понять и принять, это не ребёнок трудный, это вы его сделали таким, своим отношением и воспитанием. Теперь нужно стараться во что бы то ни стало исправлять ситуацию, а раз виноват сам родитель, то и работа с проблемными детьми заключается прежде всего в перевоспитании не ребёнка, а самого себя. Прежде всего важно понять, что явилось причиной того, что ребёнок стал проблемным. Главная ошибка, которую допускают родители столкнувшись с трудным ребёнком, это попытка «выбить» из него плохое поведение, словесными или физическими наказаниями, отстранением от ребёнка, бесконечными упрёками, а также попыткой давить на него, особенно этот метод любят мамы, говоря, что его поведение в могилу её загонит, что она всё время болеет из-за его поведения и, если он срочно не исправится, она непременно умрёт. Этот метод никогда не работает, напротив, ребёнок начинает упираться ещё сильнее. Самое страшное в этом методе, возможность наступления «пророчества», т. е. если мама вдруг на самом деле умирает, то ребёнок на многие годы, а то и на всю жизнь остаётся с тяжелейшим грузом вины, что это из-за него не стало его мамы.

В воспитании проблемных детей нужно как можно меньше строгости и наказаний, напротив, ребёнка необходимо окружить любовью, заботой и пониманием. Если причина в излишнем контроле, стоит лишь немножко отпустить вожжи и спросить у ребёнка, чего же хочет он сам, показать ему, что его мнение важно и отныне к нему будут прислушиваться, как у ребёнка сразу же отпадёт необходимость бунтовать и противостоять. Если имел место дефицит внимания, нужно почаще проводить со своим ребёнком время, брать на руки, обнимать, целовать, показывая то, как он нужен и важен в жизни родителей. Ну а закомплексованных детей нужно почаще хвалить, отмечая как много в ребёнке хорошего. Разумеется, здесь важно не перегнуть палку. Не нужно путать самостоятельность ребёнка со вседозволенностью, захваленный ребёнок разучится относиться к себе критически, а окружённый излишней заботой, вырастет несамостоятельным и капризным. Во всём важна золотая середина. Но главное помнить – ребёнок такой, каким вы его воспитали, поэтому винить его, по меньшей мере нелепо.