Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников. Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок»

Октябрьского района

630017 г. Новосибирск, ул. Б. Богаткова, 194/9

ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Календарь интересных дат»

Аксюкова Наталья Михайловна,

воспитатель первой квалификационной категории,

Никишина Оксана Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Новосибирск, 2017

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма».

В. А. Сухомлинский

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим?

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

Воспитателям часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно сделать, чтобы заинтересовать детей, привлечь их к совместной деятельности, направленной на формирование нравственно-патриотических качеств.

В нашем ДОУ ежегодно проходят и традиционные мероприятия: это совмест-ные с родителями спортивные соревнования в каждой группе детского сада, ежемесячные Дни игры, досуги, посвященные государственным и народным праздникам, и многое другое. Главное их назначение в том, чтобы создать у детей положительное эмоциональное настроение, чувство радости и в конечном счете благотворно воздействовать на личность ребенка. Заглянув в наш Календарь знаменательных событий и памятных дат, можно увидеть, что кроме общеизвестных праздников существует масса интересных дат, которые могут стать поводом для познавательных досугов и совместных проектов взрослых и детей. Все вместе - дети, родители, педагоги - из большого числа мероприятий выбрали те, которые показались им самыми интересными.

Общение с родителями, на наш взгляд, является особенно важным. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями - залог успешной деятельности ДОУ.

Сам коллектив также должен быть настроен соответственно, придерживаясь, правила: ничего не делать "для галочки", ведь любая работа должна приносить чувст-во удовлетворения и радости. Только благодаря такой позиции коллектива и родителей нам удается придумывать и внедрять что-то новое в работу с детьми.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Проект направлен на формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста и совершенствования предметно-развивающей среды, которая создаёт условия для их развития, через интересные события и даты.

В результате реализации проекта будут созданы условия для проявления каждым ребёнком своих творческих способностей и интересов, развития познавательного интереса, формирования у детей нравственно-патриотических качеств в различных видах деятельности. Повысится квалификация педагогов. Будет обеспечена психологическая подготовка родителей и детей, необходимая для успешного обучения в школе. Будут созданы детьми совместно с родителями и педагогами картины, альбомы. Коридоры сада и группа украсятся выставочными работами.

Проект будет реализовываться сотрудниками МКДОУ ЦРР д/с №501: воспитателями, воспитателем по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом познавательного цикла, вовлечены в совместную деятельность родители воспитанников, старший воспитатель ДОУ. Проект рассчитан на один год (подготовительная к школе группа). Предполагаемая стоимость проекта 41280рублей.

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок», сдано в эксплуатацию в декабре 1990 года.

Лицензия: регистрационный № 10190 от 16.02.2017 г.

Заведующая: Теркулова Ольга Петровна, Почётный работник общего образования РФ.

Педагогический состав:

С высшей квалификационной категорией - 6 человек

С первой квалификационной категорией - 25 человек

Образовательный уровень:

Высшее педагогическое образование - 25 человек

Средне-специальное педагогическое образование - 13 человек

В детском саду 330 воспитанников на 14 групп в возрасте от 1,6 до 7 лет, из них 18 детей с нарушением слуха.

Функционирует: 8 групп общеразвивающих, 4 логопедических; 2 специализированные группы для слабослышащих детей и детей кохлеарными имплантантами.

В качестве ведущих направлений создание и совершенствования развивающей среды является:

Выполнение требований санитарно-эпидемиологической службы;

Создание полноценной социальной среды развития ребёнка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения со взрослыми;

Создание «домашних» уголков;

Выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;

Создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей;

Оборудование и использование участка, позволяющее организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов активности;

Полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребёнка;

Создание музыкальной среды;

Наряду с имеющимися типовыми помещениями в детском саду (музыкальный и спортивный залы, бассейн) выделены и оснащены оборудованием специальные помещения для разных видов деятельности: кабинет познавательного цикла, кабинет психологической разгрузки в сочетании с игровой сенсорной комнатой, сурдокабинет, кабинеты логопедов, зимний сад, малая тренажёрная комната.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придаётся большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под нравственно-патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребёнка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит свою страну, в которой он родился и растёт, её историю, культуру и язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС ДОУ к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе совместной деятельности основанной на знакомстве с «Календарём интересных дат» у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с окружающими его людьми.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных .

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома .

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д.С. Лихачёв

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель:

Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств, расширение представлений о международных и всероссийских праздниках, развитие толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам.

Задачи:

Создать культурно - образовательную среду в детском саду;

Объединить усилия семьи, педагогов и социальных партнеров по вопросам формирования у старших дошкольников нравственно - патриотических чувств;

Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;

Формировать краеведческие знания у детей;

Расширять и уточнять знания детей о традициях, международных и всероссийских праздниках;

Развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

Воспитывать нравственно - патриотические качества: гуманизма, гордости, ответственности за сохранение и приумножение богатств, своего родного края, страны.

МЕТОДЫ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Сроки

Ответственные

Результат

Подготовительный

Август

Намечены этапы и планы реализации проекта

Диагностический

Август-сентябрь

Психолог, воспитатели

Анкетирование детей, родителей

Информационный

Сентябрь

Старший воспитатель, воспитатель

Подбор литературы, «Календарь знаменательных событий и дат», родительское собрание

Развивающий

На протяжении всего проекта

Воспитатели

Родители

Подготовка и проведение разноуровневых занятий, ознакомление с традициями, международными и всероссийскими праздниками; развитие толерантности, чувства сопричастности; привлечение детей к активному участию в подготовки

Совместная деятельность родителей и детей в создании поделок, альбомов, участие в подготовке и проведении праздников

Организационный

На протяжении всего проекта

Воспитатели

Старший воспитатель

Сбор, оформление альбомов, выставок. Обогащение развивающей предметно- пространственной среды.

Помощь в подборе диагностического материала, осуществление контроля за проведением диагностики и её анализ. Подбор методического материала по проблеме. Подготовка и проведение конкурсов, выставок.

Этап контроля

На протяжении всего проекта

Старший воспитатель

Контроль над созданием развивающей предметно-пространственной среды

МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Составление этапов и плана реализации проекта

Август

Старший воспитатель, воспитатели

Анкетирование родителей

Педагогическая диагностика мотивационной сферы дошкольников

Август-сентябрь

Август-сентябрь

Старший воспитатель, психолог, воспитатели

Мини-проект «Школа пешеходных наук»

Август

Воспитатели

Проект «Скоро в школу мы пойдём»

Сентябрь- май

Старший воспитатель, психолог, воспитатели, педагог познавательного цикла

Мини-проект «Международный день животных»

Октябрь

Воспитатели

«День пожилого человека»

Октябрь

Проект «Сердечко для мамы»

Ноябрь

Воспитатели

Мини-музей «Загадочный мир кошек» (День домашних животных)

Ноябрь

Воспитатели

Проект «Новый год шагает по планете»

Декабрь

10.

Мини-проект «День именинника»

Январь

Воспитатели

11.

Краткосрочный проект «Зарница»

Февраль

Старший воспитатель, воспитатель по физической культуре, воспитатели

12.

Март

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели

13.

Мини-проект «Масленица»

Март

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог познавательного цикла, воспитатели

14.

Краткосрочный проект «День птиц»

Апрель

Педагог познавательного цикла, воспитатели

15.

Проект «День Победы»

Апрель - май

Старший воспитатель, педагог познавательного цикла, музыкальный руководитель, воспитатели

16.

Мини-проект «День защиты детей»

Июнь

17.

Проект «Мы живём в России»

Май-июнь

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

Будет создана культурно - образовательная среда в детском саду;

При объединении усилий семьи, педагогов и социальных партнеров будут сформированы у старших дошкольников нравственно - патриотические чувства;

У детей будет развит интерес к настоящему и прошлому своего народа, расширены знания детей о традициях, международных и всероссийских праздниках;

Будут сформированы краеведческие знания у детей;

Пополнится пособиями (альбомами, настольными играми) развивающая предметно-пространственная среда ДОУ;

Оформятся стены группы и фойе ДОУ рисунками и картинами;

Будут созданы условия для проявления нравственных качеств дошкольников в различных видах деятельности.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет осуществляться с помощью различных методов:

Экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);

Социологические опросы педагогов и родителей;

Анализ результатов конкурсов, выставок творческих работ.

РЕСУРСЫ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА)

Смета предполагаемых расходов

Основные расходы

Всего

Имеется

Требуется

Оборудование:

Компьютер pintel ( r ) Celeron

® CPU 2.20 GH

Лазерный принтер

XEROXPHASER 3130 PCL

Копировальный

аппарат CANONFC 206

Фотопринтер EPSONMP-DM1

27539.16

7113

9809

3800

24709.7

27539.16

7113

9809

3800

24709.7

Всего по оборудованию:

72970,86

72970,86

00

Расходные материалы:

Тонер для принтера

Тонер для копировального

аппарата

Краска для заправки СНПЧ

Бумага офисная белая

Бумага цветная

Бумага для рисования

Наборы цветной бумаги

Клей карандаш

Карандаши (простые,

цветные)

Краски (гуашь, акварель)

Кисточки

Ватманы

Краска для фотопринтера

Фотобумага

Картон

400

680

400

3000

1500

2000

300

500

1500

1000

500

500

500

500

400

680

400

3000

1500

300

500

1000

500

500

500

500

Всего по расходным материалам:

13280

00

13280

Призовой фонд:

Грамоты, благодарственные письма

8000

8000

Всего по призовому фонду:

8000

00

8000

Пополнение и обновление материально-технической базы:

Методическая литература

Настольно-печатные игры

Аудиовизуальные средства:

(видео, аудио диски, МР3)

2500

8000

2500

8000

Всего по материально-технической базе:

10500

00

10500

Транспортные расходы:

Закупка и доставка расходных

материалов, грамот

1500

1500

Всего по транспортным расходам:

1500

00

1500

Оснащение методического кабинета:

Ксерокопирование, распечатка

материалов из интернета

8000

8000

Всего по оснащению методического кабинета:

8000

00

8000

Всего по основным расходам:

114250,86

72970,86

41280

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Работа ДОУ по формированию нравственных качеств, предусматривает, прежде всего, создание оптимальных условий для развития ребёнка - патриота и реализации этих качеств в зависимости от реальных потребностей города, региона, страны и самой личности, способной к саморазвитию и самовоспитанию.

Реализация проекта позволит:

Воспитанникам:

- способствовать приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.

Родителям:

Получить возможность принять активное участие в жизни группы и ДОУ.

Воспитателям:

Разработать систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию;

Повысить свою квалификацию по воспитанию нравственных качеств.

Дошкольному образовательному учреждению в целом:

- создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств, развития толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам, и обеспечения возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«ШКОЛА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК»


«СКОРО В ШКОЛУ МЫ ПОЙДЁМ»



«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ»


«СЕРДЕЧКО ДЛЯ МАМЫ»


«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КОШЕК»



«НОВЫЙ ГОД ШАШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ»


«ДЕНЬ ИМЕНИННИКА»


«ЗАРНИЦА»





«МАСЛЕНИЦА»



«ДЕНЬ ПТИЦ»


«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»



Проект для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Я люблю Россию»

Вид проекта: социально-нравственный, краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский с заданным результатом для детей 5-6 лет.
Срок реализации проекта: 16 дней
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проблемы: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая страна состоит из многочисленности ее патриотов. Страна – это одна большая семья, и семья будет крепкой только при одном условии – когда внутри этой семьи присутствует дух любви и уважения друг к другу.
Патриотическое воспитание дошкольников - это любовь к Родине. Любовь к Родине начинается:
с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке;
с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет;
с любви к детскому саду, школе, городу;
с любви к природе родного края.
А так-же патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважительного отношения:
к труженику и результатам его труда;
к родной земле;
к защитникам Отечества;
к государственной символике;
к традициям государства;
к общенародным праздникам.
Цель проекта: Создание условий для становления основ патриотического сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачи проекта:
Развивающие:
1. Развитие чувства собственного достоинства как представителя народа России;
2. Развитие толерантного отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
3. Развитие любви к природе родного края;

Воспитательные:
1. Воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
2. Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства);
3. Воспитание интереса к русским народным сказкам;
4. Воспитание интереса к героям российских мультфильмов (Чебурашка и крокодил Гена)
Образовательные:
1. Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
2. Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
3. Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
4. Формирование духовно-нравственных отношений;
5. Формирование любви к культурному наследию своего народа.
Предполагаемый результат: На основе ярких впечатлений о родной природе, об истории родного края, о Родине у ребенка формируются определенные черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Предварительная работа: [
постановка целей и задач;
приобретение наглядного дидактического материала;
работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений);
подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр;
планы совместной образовательной деятельности;
памятки для родителей;
приобретение диска с записями российских мультфильмов

Сотрудничество с другими педагогами:
музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре организуют спортивно-музыкальное мероприятие «Мы-будущее России», посвященное Дню Народного Единства;
педагог по изобразительной деятельности организует занятие по теме «Природа родного края» и «Национальный орнамент народа коми»
Сотрудничество с семьей: Родители вместе с детьми участвуют в спортивно-музыкальном мероприятии, посвященному Дню народного единства, «Мы-будущее России!»
Продукт проектной деятельности:
Викторина «Россия – Родина моя»

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап - подготовительный (сбор и накопление информации)
- подготовка анкеты для родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»;
- разработка перспективного плана по реализации проекта;
- разработка планов НОД;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;
- подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и перессказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;
- подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта. - заполнение анкеты на тему «Патриотическое воспитание ребенка»

II этап – основной (практический)
первый день
- Чтение стихотворений о природе России. Обсуждение прочитанного.
- Беседа «Я люблю тебя, Россия»
- Рассматривание иллюстраций на тему «Природа России»


- подвижная игра «Из-за леса, из-за гор»
- Родителям предлагается прочитать русские народные пословицы о России и обсудить их.А так-же Ввыучить с ребенком стихотворение М.Лисянского «Моя Родина»;

второй день
- Беседа «Моя Родина»
- Чтение и обсуждение стихотворения «Песня» В.Степанова
- рассматривание иллюстрации на тему «Природные зоны России»
Родителям предлагается прочитать ребенку стихотворение В.Степанова « Родные просторы» и обсудить его.

третий день
- Беседа «Большая и малая Родина»
- папка-передвижка «Береза – символ России»


- загадывание загадок про березу
- рассматривание иллюстраций на тему «Тундра, тайга, степь, лето, осень, зима»
- танцевальные движения под русскую народную песню «Во поле береза стояла…»
- гимнастика для дыхания «Береза»
- Рисование «Березовая роща»
- Родителям предлагается прочитать ребенку сборник стихов «Необъятная страна» из книги В.Степанова «Мы живем в России»

четвертый день
- Конспект НОД «Россия – огромная страна»
- пальчиковая игра «Родной край»
- занятие с педагогом по изобразительной деятельности «Природа родного края»



- заучивание стихотворения И.Токмаковой «Красная площадь»
- родителям предлагается прочитать и обсудить стихотворение В.Степанова «Москва»

пятый день
- Игра-путешествие «Москва – главный город нашей Родины»
- папка-передвижка для родителей «Москва – столица России»
- Пальчиковая игра «Москва»
- рассматривание иллюстраций на тему «Москва»


- родителям предлагается поговорить с ребенком о Москве-столице нашей Родины.

шестой день
- Беседа «Государственные символы России»


- Игра «Символика страны»


- Рассказ-беседа «Святой Георгий Победоносец»
- Рисование гуашью «Флаг России» и «Флаг Республики Коми»

седьмой день
- Конспект НОД «Российская Армия»
- Рассматривание иллюстраций по теме «Армия России», «Наши защитники», «Военная техника»


- Подвижная игра «Мы-отважные пилоты»
- Раскраски на тему «Военная техника»

восьмой день
- Участие с родителями в спортивно-развлекательном мероприятии, посвященному Дню Народного Единства (с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре)



девятый день
- Конспект НОД «Родной город»
- Рассматривание иллюстраций по теме «Сыктывкар»
- Оформление фотоальбома «Памятные места нашего города»

десятый день
- Презентация «Природа Республики Коми»
- занятие по изобразительной деятельности с педагогом по изо «Национальный орнамент народа коми»



- родителям предлагается поговорить с ребенком о красоте природы нашей республики.

одиннадцатый день
- Чтение коми-сказки «Мышь и сорока»
- пополнение коми-уголка новыми предметами утвари

двенадцатый день
- Беседа «Семья и семейные традиции»
- Пальчиковая игра «Семья»
- Родителям предлагается разучить слова игры «Матрешки и мышки»

тринадцатый день
- Беседа «Русские матрешки»
- Аппликация «Наряд для матрешки»
- Раскрашивание «Матрешки»


четырнадцатый день
- Беседа о русских народных сказках.
- Чтение «Три медведя»
- Консультация для родителей «Значение русских народных сказок в воспитании детей»
- Инсценировка сказки «Три медведя»


- Родителям рекомендуется прочитать дома ребенку любую русскую народную сказку.

пятнадцатый день
- Беседа о российских мультфильмах.
- Чтение «Приключения Чебурашки» В.Успенский
- Просмотр Мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»
- Рисование «Чебурашка» - Посмотреть в семейном кругу мультфильм «Чебурашка и крокодил Гена»

Познавательный проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Проект по нравственно-патриотическому направлению работы с детьми логопедической группы

Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем. А.Твардовский

Пояснительная записка

Проблема организации воспитательно-развивающего процесса в разновозрастной группе ДОУ весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в нашей практике работы в ДОУ. Настоящий проект дает возможность реализовать в полном объеме образовательную программу с воспитанниками 5 - 7 лет по познавательному развитию с приоритетным нравственно- патриотическим направлением.
Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Сроки реализации проекта с 1 апреля по 9 мая 2015 года. Проект объединяет педагогов, воспитанников от 5 до 7 лет и родителей воспитанников.

Актуальность проекта:

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Мы, нынешнее поколение, обязаны помнить о тех, кто на фронтах ковал Победу, трудился в тылу. Прямая обязанность взрослых помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину, напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.
Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект ««Никто не забыт, ничто не забыто…»направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Тип проекта: Познавательно- творческий
Сроки реализации:
Время проведения проекта с 1 апреля по 9 мая 2015г.
Участники проекта: Дети логопедической группы 95-6 лет), воспитатели, педагоги ДОУ и родители.
Цель проекта:
Формирование нравственно-патриотических чувств гордости за свое Отечество, свой народ, через бережное отношения к его истории, на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне по средствам социально – культурной и художественно-творческой деятельности.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
2. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
3. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
4. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
5. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г. г.
6. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
7. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
8. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
9. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Формы работы над проектом:

Занятия;
-целевые прогулки;
-экскурсии;
-художественно-творческая деятельность;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, газет;
-слушание музыки;
-наблюдения.
Продукты проекта.
Для детей:
- фотовыставка «Слава нашим ветеранам!»
- «День Победы», слайдовая презентация на память.
Для педагогов:
- презентация проекта на педсовете.
Для родителей:
- фоторепортаж «Уроки Великой Отечественной войны»;
Для ветеранов:
- открытки и письма ветеранам, сделанные ребятами для торжественного поздравления.

Ожидаемые результаты проекта.

Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Умение представить творческий продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Познавательное развитие:

НОД на темы:

-«Наша родная Армия»;
- «Воин-солдат»
-«Военная техника»
-«Дети войны»
-«Награды»
-«День Победы».

Беседы с детьми на темы:

-«Великая Отечественная Война »;
-«Герои Великой Отечественной войны»;
-«Герои, которые ковали победу в тылу»;
-«Беседы о военных профессиях».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисунки на тему: «Мы помним и гордимся!»;
-Выставка военной техники, собранной детьми;
- Изготовление праздничных открыток с родителями;
-Лепка из папьемаше«Военная каска»;
-Оригами «Знамя победы», «Голубь мира»;
-Рассматривание и обсуждение репродукций: Ю. М. Непринцев «Отдых после боя»;
А. А. Дейнека «Оборона Севастополя».
-Слушание музыки военных лет;
-Разучивание песен «Увечного огня», «Парад на красной площади»,»Мы хотим чтоб птицы пели»
-Изучение танца «Калинка», «Гляжу в озера синие».

Речевое развитие:

Чтение детям художественных произведений:
-Е.Благинина «Шинель»
-Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско»,
-А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден»,
-Е. Кузнецов «Воздушная тревога»,
-М. Пляцковский «Май сорок пятого года»
-А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.
-Ч. С. Баруздина «Страна, где мы живем
-Разучивание стихотворений о ВОВ.
Физическое развитие:
- Спортивное соревнование детей дошкольной группы
-Начальная строевая подготовка мальчиков старшей подгруппы.

Социально-коммуникативное развитие:

Посещение выставки-музея в МОУСОШ №13«Поклонимся великим тем годам»;
-Целевая прогулка к мемориальному постаменту с родителями в выходной.
-Выступление на торжественном празднике посвященном празднованию 70-летия Победы «История одного письма»
Работа с родителями:
- Оформление родительских уголков;
-Консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России»;
-Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники».
-Выпуск «Уголка Славы» в родительском уголке с именами дедушек и прадедушек-участников ВОВ воспитанников.

План реализации проекта.

I Этап - Подготовительный этап. Погружение в проект.

1.Уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
2.Постановка проблемы: «Кто такие защитники Родины? Что мы знаем о героях войны в своей семье?»
3. Выявить мнение родителей по вопросу патриотического воспитания детей на основе ознакомления с Великой Отечественной войной, об участии членов семьи старшего поколения в войне.
4. Определение участников проекта (воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель)
Мероприятия:
1. «Дети войны» - Подбор тематического материала (книг, статей, презентация) .
2. Оформление книжной выставки и информационного уголка.

3. Чтение детям художественные произведения:
Л. Кассиль «Памятник неизвестному солдату», «Славное войско», А. Митяев «Землянка», «Дедушкин орден», Е. Кузнецов «Воздушная тревога».
4. Беседа «Наша армия родная».
5. Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии.


II Этап – основной. Планирование деятельности, составление плана работы и распределение заданий детям.

1. Определить направления работы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка, разработать план реализации проекта.
2.Подобрать необходимый материал для организации продуктивной, игровой, художественно-творческой, познавательной деятельности детей.
3.Выбор художественной литературы о войне: для чтения и оформления выставки книг «Они защищали нашу Родину»
4.Подготовка материал для проведения бесед, для продуктивной деятельности.




5.Подбор музыкальных произведений военной тематики

6.Помощь родителей в создании выставки фотографий военных лет, наград (медали, ордена), писем с фронта (из семейного архива)




Мероприятия:
1. Выставка детских рисунков «Краски Победы», посвящённых 70-летию Победы.


2. Разучивание стихотворений на военную тематику.
3. Экскурсия в музей школы№13. Небольшой рассказ о войне и чтение отрывков стихотворений.
4. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки», «История одного письма», «Журавли», «Синий платочек».
5. Изготовление фронтовых писем (техника оригами).
5. Просмотр мультфильмов на военную тематику.
6. Ручной труд «Подарки ветеранам»



7 Изготовление макета в память о погибших воинах. «Обелиск»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Маленькие патриоты-будущее всего Отечества»

Воспитатель 1 категории:

Карнаухова Л.Ю.

МБДОУ «ДСКВ №102» г. Братск

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»…

Л. С. Лихачев

Тип проекта: тематический

Возраст детей: Старший дошкольный возраст.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: Долгосрочный, с сентября по май

Актуальность:

Родина, Отечество. … В корнях этих великих слов заложены близкие каждому образы: матери и отца, словом родители, те, кто дают жизнь новому, ни чего не знавшему существу и находятся рядом, закладывая в нём истоки будущей личности.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, тогда когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма, включающее в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, а также толерантное отношение к другим людям. Ключевую роль в формирование патриотических чувств играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности ребёнка и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. Так с малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Для того, чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, нам взрослым необходимо научить его любить своих родителей, а им в свою очередь окружить заботой, любовью и вниманием.

Научить любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок

Научим его так любить – значит, сумеем воспитать гражданина, которому можно доверить страну.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению – лучший период для формирования любви к малой родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Проект «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества» включает в себя 18 тематических блоков. Каждый блок рассчитан на 2 недели итогом, которого

является сплочённая деятельность с родителями, в результате которой проходят совместные мероприятия, такие как праздники, экскурсии, а также выполнения домашнего задания: беседы с детьми, участие в мини – проектах праздниках, выставках, изготовления стенгазет и и т. д.

Завершающим звеном данного проекта является проведение праздника для детей и родителей: «Наша Родина – Россия». На итоговом мероприятии активными участниками будут не только дети, но и родители, взявшие на себя роль «Творческой группы»

Идея проекта:

Установить взаимные доверительные отношения между педагогами и родителями по формированию патриотических качеств личности ребёнка в разных видах деятельности.

Активизировать и обогатить воспитательные умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Цель проекта:

1. Формирование патриотических качеств личности ребёнка через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

2. Воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.

Задачи:

Создать благоприятные условия для успешной реализации проекта.

Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Разработать систему перспективного планирования мероприятий.

Формировать в сознании взрослых и детей патриотические ценности: любовь к своей семье, родному дому.

Обогатить знания детей о своей семье. Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, терминами родственных отношений, развивать связную речь детей.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Возрождать нравственные традиции в современной семье.

Формы работы:

С детьми:

Беседы;

Занятия;

Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

Выставки детских работ;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок;

Творческая речевая активность;

Утренники, развлечения, конкурсы;

проведение подвижных игр; игр – драматизаций;

проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр;

чтение художественной литературы;

сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов совместно с родителями.

С родителями:

Анкетирование;

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

Дни открытых дверей;

Экскурсии, посещение музея, выставок

Фотоконкурсы

Праздники;

Семейные мини – проекты

Подготовка к внедрению проекта.

1. Изучить методическую, художественную и детскую литературу;

2. Подобрать иллюстративный материал;

3. Провести подборку музыкальных композиций по теме проекта;

4. Организовать ООД по теме проекта;

5. Анкетирование родителей. Опрос детей.

6. Вовлечение родителей в совместную деятельность в рамках проекта «Маленькие патриоты – будущее всего Отечества»

Система и последовательность работы по проекту:

1. «Имя - великое сокровище»; «Именины – праздник каждый год»

2. «Дом, в котором я живу»; «Семейный круг»

3. «Мой любимый детский сад»; «День матери»

4. «Мы помощники»; «Все профессии нужны – все профессии важны»

5. «Новый год – семейный праздник »; «Папа, мама, я – спортивная семья»

6. «Зимние забавы»; «Мой папа Защитник Отечества»;

7. «Мама – первое слово» ; «Встреча с прошлым»

8. «Наша Родина – Россия»; «Мой город Набережные Челны – Великий Автоград»

9. «Великий День Победы»; «Без труда ни куда»

Предполагаемый результат:

1. Дети пополнят знания по разделам проекта.

2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно- нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Заключение

В настоящее время проект актуален и особенно труден, он требует большого такта и терпения, так как в молодых современных семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и значительными, и зачастую вызывают лишь недоумение. При внедрении проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций могут возникнуть проблема не желание со стороны родителей быть его участником, поэтому главным условием проекта является добровольное участие, но также стоит помнить, что компетентность педагога должна быть на высшем уровне при внедрении проекта и участие всех его запланированных лиц. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов и родителей воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации. Именно дошкольный возраст - благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Используемая литература:

1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»

2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»

3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»

4. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

5. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»

6. «Мой родной дом» Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

7. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»

8. Позднякова Е. А. «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном упреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий»

Интернет-ресурс:

1.http:// solnet/ru Детский портал «Солнышко». 2. nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Актуальность

Воспитание гражданина - патриота – это гармония разума, мысли, идей, чувств, духовных порывов, поступков. Это и воспитание убеждений, и воспитание сердца – чуткого, нежного, отзывчивого к добру, к людям труда. Как писал В.А. Сухомлинский, «не случайно слово «Родина», «Отечество» - единокровные братья слов «родить», «отец». Радость творения, радость создания красоты в самом себе, питающая своими животными соками большое патриотическое чувство, эта радость начинается с творения добра для матери и отца, дедушки и бабушки – для того, кто тебя породил, вскормил и взлелеял».
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Размышляя о воспитании гражданина, В.Г. Белинский писал, что гражданственность неотделима от человечности, нравственности, культуры. Невозможна любовь к Родине, если у ребенка нет любви к своей малой Родине, природе, родному краю. Невозможно любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»… И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце…
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании в РФ” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования.
Одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. А целью работы коллектива – создание условий для освоения педагогами инновационных подходов в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования детского сада:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. интегрировать деятельность педагогов ДОО по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников, пробуждению любви детей к родному дому, семье, малой родине (городу Заринск, Алтайскому краю).
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты анкетирования (Приложение 1) педагогов показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Из опрошенных 26 педагогов отмечено,
что патриотизм – это любовь к Родине, мама, край родной, любовь и гордость за родную страну, к семье;
какое место занимает проблема патриотического воспитания в развитии дошкольника – главное, одно из первых; 1 педагог – никакое;
важнейшая цель патриотического воспитания детей – желание жить в России, уважение к героям, истории, привить любовь к близким, детскому саду, уважение к старшему поколению, знание традиций русского народа; 1 педагог – никакая;
предложения по организации работы ДОО в этом направлении – экскурсии по городу, выставки, беседы о стране, тематические занятия, семинары, родительские собрания, через проектную деятельность;
отношение к проектной деятельности – 23 педагогов отмечают положительное, 1 педагог – никакое, 1 педагог – можно попробовать, 1 педагог – не ответил.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с семьей, особенностями города и края.
Результаты анкетирования педагогов показали, что педагоги:
знакомы с проектной деятельностью, этапами – «да» - 21 человек; «нет» - 5 человек;
считают метод проектов инновационным – 26 педагога;испытывают интерес к созданию чего-то нового –26 педагога;используют метод проектов в педагогической практике - «да» - 13 человек; «иногда» - 6 человека, «нет» - 7 человек; хотят овладеть деятельность педагогического проектирования - 26 педагога.
Решением данной проблемы станет реализация проекта: «Нравственно-патриотическое воспитание детей» , который будет состоять из 4х блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение» (младший дошкольный возраст);
2 блок «Детский сад – мой второй дом» (средний дошкольный возраст);
3 блок «Родной свой край люби и знай! (старший дошкольный возраст);
4 блок «Россия – Родина моя» (подготовительный к школе дошкольный возраст).
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги групп, специалисты.
Сроки реализаци и: краткосрочный, январь-май 2017 года.
Основной раздел программы : познавательное развитие.
Гипотеза
Если обеспечить возможность повышения знаний педагогов через разные формы взаимодействия, то это будет способствовать становлению готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в разработке модели взаимодействия и системе сотрудничества специалистов ДОУ, представителей социальных институтов, родителей и детей. А также в активном использовании цифровых технологий для сбора необходимой информации, оформления проекта и его результатов.
Цель проекта
Создание условий для развития готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста посредством инновационной деятельности.

Задачи проекта

Выстраивание образовательного процесса, направленного на становление национального самосознания, обретение ребенком системы общечеловеческих ценностей.
Совершенствование педагогического мастерства, использование эффективных методик и технологий в проектировании образовательного пространства ребенка.
Стимулировать и активизировать проектную деятельность, экспериментальные исследования, деятельность по презентации и диссеминации педагогического опыта, направленные на повышение качества гражданско-патриотического образования детей.
Восстановление традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Проблема
Как выстроить работу образовательного учреждения по развитию инновационной деятельности, чтобы способствовать становлению готовности педагогов к осуществлению гражданско-патриотического образования детей дошкольного возраста.

Пути реализации
Игры, экскурсии, беседы, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями, наблюдение, анкетирование, познавательные игровые занятия, выставки, организация мини-музея.
Направления проектной деятельности:
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов, подборка художественных текстов.
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.

Предполагаемый результат

Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Участие детей подготовительной группы в городской акции «Живая открытка ветеранам».
Участие воспитанников детского сада в акции «Бессмертный полк».
Участие родителей в проектной деятельности группы, совместное изготовление необходимых материалов.

Стратегия реализации проекта

1. Информационно-накопительный этап проведения и реализации проекта
Консультация: «Проектирование в ДОУ» (декабрь).
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей, пополнение картотеки «Беседы по патриотическому воспитанию» (в течение проекта).
Обогащение патриотического центра в групповых комнатах (январь-февраль).
Организованная образовательная деятельность (по плану педагогов).
Педагогический совет «Организация нравственно-патриотического воспитания детей на современном этапе» (февраль).
Консультация для педагогов «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах» (февраль).
2. Организационно-практический этап
Январь-май:
Проведение тематических мероприятий посвященных традициям русского народа (Святки, пасхальная ярмарка), Дню защитника Отечества, 8 марта, 9 мая.
Работа педагогов в рамках подпроекта группы.
Выставка тематических рисунков, буклетов, оформление мини-музеев в рамках подпроектов групп.
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Заринск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Алтайский край!».
Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Алтайского края», «Хлеб – всему голова!», «Птицы Алтайского края».
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
Оформление дидактических игр по краеведению:
«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города» и т.д.
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
Разучивание стихов песен о Заринске, Алтае.
Оформление музыкального уголка в русских традициях. Изготовление макета Алтайского края. Изготовление мини – музея «Русский дом на Алтае».
3. Презентационно – завершающий этап
Презентация подпроектов. Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми (апрель).
Презентация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» (май).

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:
1. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
2. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
3. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
5. Коротовских Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
6. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
7. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений русского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
4. подготовка разного вида бросового материала,
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры,
7. выставки книг, рисунков, поделок,
8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).