Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Развитие ребенка от 0 до 1 года. Развитие малыша до года по месяцам — что должен уметь ребенок в каждый месяц

Каждая мама начинает внимательно наблюдать за его развитием. За первый год жизни малыш способен очень многому научиться и пройти много этапов в развитии. Но не все мамы знают, как именно ребенок должен развиваться. Ведь иногда это происходит быстрее, а иногда медленнее, и во втором случае необходимо обращаться к логопеду. Но чтобы можно было следить за правильным развитием ребёнка до года, нужно на основании информации в данной статье составить таблицу поведения и рефлексов малыша по месяцам (от 1 до 12). Цель данной статьи - показать еще неопытным мамам, как их малыш должен развиваться и чему учиться на протяжении первых, наиболее важных 12 месяцев его жизни.

Что такое календарь развития ребенка и для чего он нужен?

Календарь развития ребенка поможет вам следить за нормальным процессом роста малыша. Календарь составляется на основании данных по исследованиям ВОЗ, и поэтому имеет практически идеальные показатели.

С помощью него можно контролировать вес малыша, его развитие в эмоциональном и рефлекторном плане и т.д. Таблица развития подскажет вам, чего ожидать от малыша, какие игрушки ему предложить на определенном месяце жизни и т.д.

Знаете ли вы? Дети плачут с акцентом, поэтому специалисты могут определить по плачу национальность ребенка.

Календарь развития ребенка по месяцам до 1 года очень актуален в этот промежуток времени, так как малыш за первые 12 месяцев сможет научиться большому количеству рефлексов, движений, эмоций и т.д.

В первый год жизни ребенок научится большему, чем в последующие 10 лет жизни, поэтому его развитие лучше контролировать с помощью специальной таблицы, и в случае каких-то грубых несовпадений обращаться к логопеду.

Первый месяц в жизни младенца, наверное, самый сложный для мамы. Этот период часто называют адаптационным. В первые 30 дней своей жизни ребенок часто спит (около 70-75% всего времени). Бодрствование занимает всего 4-6 часов в сутки. В это время малыш концентрирует внимание на разноцветных игрушках и проявляет эмоциональный интерес к некоторым из них.
Логопеды отмечают, что новорожденные дети должны сразу наладить эмоциональный контакт с мамой. Поэтому во время кормления ребенка грудью не нужно торопиться, малыш должен ощутить теплоту и заботу мамы. Развитие ребенка в 1 месяц жизни происходит очень быстро, он пытается адаптироваться к окружающей среде, привыкнуть ко всем звукам, запахам и т.д.

Сразу после рождения у малыша должны быть следующие рефлексы (заложены природой на генетическом уровне):

  • Плавательный (при ощущении большого количества воды малыш начинает двигать ручками).
  • Поисковый (поиск маминой груди).
  • Рефлекс ходьбы (если поставить ребенка в вертикальное положение и немного придерживать, он начнет двигать ножками, будто бы пытается идти).
  • Хватательный (если прикоснуться к руке малыша, то он сожмет ее в кулачок).
  • Сосательный (прикасания языка к предмету).

Данные рефлексы даны малышу с самого рождения, и выполняются они на подсознательном уровне. Однако в первые 30 дней жизни ребенок должен уметь поднимать голову, лежа на животе; узнавать запах и голос родной мамы; много спать и есть 4-5 раз в день. К концу первого месяца малыш начинает издавать некоторые звуки (агуканье, гуление и т.д.). Кроме того, месячный малыш постоянно плачет, если его что-то раздражает или если он ощущает дискомфорт. Например, если малыш услышит резкие звуки или у него заболит животик, то он может резко заплакать, и в этом случае это абсолютно естественно и нормально. Зачастую ребенок может на некоторое время сфокусироваться на лице мамы и немного успокоиться. Главное помнить, что в первый месяц жизни ребенка все его движения рефлекторны.

Вторые 30 дней жизни малыша называют периодом «оживления». В это время ребенок уже начинает реагировать на изменение эмоционального состояния взрослых. Он может отличить, когда мама улыбается, грустит или плачет.
Двухмесячный малыш уже меньше спит, но больше бодрствует, кроме того, иногда время бодрствования может припадать на ночь, когда родители спят. Дело в том, что на втором месяце жизни у малыша еще не выработан рефлекс режима сна, поэтому он может перепутать день и ночь. За второй месяц жизни ребёнок прибавляет в весе 700-800 грамм и 2-4 см в росте.

Важно! Если поведение вашего ребенка не будет соответствовать тому, что указанно у нас в статье, то не следует пугаться. Некоторые дети могут задерживаться в развитии, в таких случаях просто необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Активность ребенка повышается: он начинает переворачиваться с одной стороны на другую, махать ручками и ножками, издавать различные гласные звуки: «а», «у», «о». На втором месяце жизни ребенок ведет себя таким образом:

  • Постоянно тащит в рот игрушки или собственные пальцы.
  • Плачет и кричит, если у него заболит животик или если он захочет кушать.
  • Эмоционально реагирует на разные предметы: хочет потрогать интересные, плачет при виде страшных и неинтересных, улыбается при виде приятных.
  • Если мама с ребенком общается нежным и приятным голосом, то он отвечает улыбкой и движением ручек и ножек.
  • Различает и реагирует на различные звуки: может заплакать, сморщить лоб, улыбнуться и т.д.
  • Выражает радость при виде близких ему людей, более уверенно держит головку.

В эти 30 дней младенец уже начинает более уверенно держать голову, начинает опираться на лопатки и самостоятельно переворачиваться.

В этот период важно частенько класть его на животик, чтобы лишние газики могли уходить и не мучить малыша. Не давайте маленькому долго лежать на боку, так как это может привести к искривлению позвоночника.
К середине третьего месяца младенец уже более четко реагирует на различные цветные предметы и звуки. Более того, он сам пытается издавать не только гласные, но и согласные звуки.

Малыш может без помощи мамы высунуть соску изо рта, а потом самостоятельно ее засунуть. За эти 30 дней младенец должен прибавить в росте на 3-4 см и в весе на 800-900 граммов. Трехмесячный рёбенок должен уметь следующее:

  • Трогать себя за личико (он старается изучить свои глазки, уши, рот и т.д.).
  • Искать источник звукового сигнала поворотами головы.
  • Повторять эмоции и мимику мамы или других родственников.
  • Больше улыбаться, бодрствовать и играть с интересными ему вещами.
  • Различать голос близких и посторонних ему людей.
  • Более координировано двигать ножками и ручками.
  • При недостатке внимания кричать и плакать.
  • Держать головку в положении лежа на животе около 30-40 секунд.
  • Больше спать ночами, и меньше в дневное время.

Четырехмесячный малыш уже более четко координирует свои движения, может без особых трудностей отличить голос мамы от другого человека, четко реагирует поворотом головы на любые источники звука.

В этом возрасте младенец может полностью опираться на свои ручки, когда лежит на животике. При виде погремушки начинает с ней активно играть, любые игрушки сначала старается потянуть в рот.
Четырехмесячный младенец спит 2-3 раза в день по 1-1.5 часа, а все остальное время бодрствует и продолжает изучать окружающую его среду.

Знаете ли вы? Малыши тянут игрушки и другие предметы в рот, так как в нем наиболее развиты нервные окончания.

Когда ребенку исполняется четыре месяца, он уже должен весить около 6-6.5 кг. Малыш просит кушать плачем, и не станет употреблять пищу насильно, без своего согласия. Четырехмесячный младенец должен:

  • Самостоятельно переворачиваться с живота на спину, крутить головой, поддерживать себя на руках.
  • Пытаться ползать при помощи рук и ног на кроватке.
  • Пробовать поднимать свое туловище, пытаться сесть.
  • Различать игрушки, у ребенка появляются любимые игрушки, при виде которых он начинает активно улыбаться (плачущего ребенка часто успокаивают его любимой игрушкой).
  • Стараться поддерживать ручками грудь или бутылочку при кормлении.
  • Внимательно наблюдать за движущимися объектами.
  • Выполнять первые манипуляции с игрушками: бросать, стукать и т.д.
  • Внимательно рассматривать свое зеркальное отражение.
  • Пытаться издавать первые слоги «ма», «па» и т.д.
  • Полностью различать чужих и своих, улыбаться маме, и кричать, если она его покидает.
  • Реагировать при произношении его имени.
  • Эмоционально реагировать и отличать на вкус различную пищу.

К этому времени ваш младенец уже сможет самостоятельно ползать на кроватке и переворачиваться с животика на спину. Более того, некоторые малыши в этом возрасте уже пытаются сесть на попку и даже ходить.

В пятимесячном возрасте мама должна помочь своему ребенку идти: его нужно поддерживать за ручки и спинку, и это очень важно, ведь если заранее не помогать малышу освоить походку, то в дальнейшем будет риск развития плоскостопия или ходьбы с «подпрыгиваниям».
Развитие ребенка в 5 месяцев уже позволяет ему более четко произносить определенные звуки. Мама должна пытаться научить своего младенца произносить некоторые простые слова.

К 5 месяцам малыш должен:

  • Проявлять повышенную активность и интерес к ранее невиданным вещам.
  • Играть со своими ручками и ножками (некоторые детки пытаются засунуть пальчики ног в рот).
  • Хватать игрушки сразу обеими руками и крепко их держать.
  • Подтягивать к себе игрушки, когда лежит на животике.
  • Пытаться стянуть одетые на ноги носочки.
  • Пытаться поддерживать свой вес на выпрямленных ручках.
  • Внимательно слушать сказки, стихи, приятную и легкую музыку.
  • Внимательно рассматривать все предметы, которые его окружают.
  • Громко пищать, смеяться и произносить различные звуки.
  • При виде незнакомцев может расплакаться или нахмуриться.
  • Повторять за взрослыми простые движения, например, пытаться хлопать в ладошки и т.д.

Важно! Никогда не оставляйте своего ребенка на длительное время без присмотра даже в самых безопасных местах. Малыш в любое время может закашляться или срыгнуть, и это вызовет у него панику и крик.

В этом возрасте у некоторых деток уже начинают прорезаться зубки, поэтому появляется повышенное слюноотделение. Пятимесячному малышу уже необходим слюнявчик, так как он не всегда успевает проглатывать всю слюну. В этот период нужно начинать полноценное общение с младенцем. Если вы думаете, что он ничего еще не понимает, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь те мамы, которые долго «сюсюкаются» со своим ребенком, могут больше года ожидать от него произнесения первого слова. Пятимесячному малышу нужно рассказывать некоторые простые и короткие истории, описывать окружающие его предметы и т.д. Он будет запоминать некоторые слова и в дальнейшем быстрее научится говорить.

К концу шестого месяца ребенку уже исполнится полгода, и он должен уметь самостоятельно сидеть (принять такое положение ему нужно помочь), перекладывать игрушки с одной руки в другую, реагировать на произношение своего имени, пытаться встать на четвереньки и ползти.
Если до сих пор младенец нормально развивался и его умения соответствовали вышеуказанным, то на данном этапе он должен уметь:

  • С помощью мамы или папы садиться и держать ровную спинку (некоторые детки в этом возрасте могут самостоятельно садиться).
  • Переворачиваться и ползать по кроватке, ставать на вытянутые ручки и пытаться дотянуться до игрушек.
  • Более-менее уверенно стоять на полу, если ребенка поддерживают под мышки.
  • Проводить различные манипуляции с игрушками и окружающими предметами (стучать, бросать, держать в руках и внимательно рассматривать).
  • Если забрать у ребенка игрушку, которой он увлеченно играл, будет много крика и плача.
  • Бросать игрушки в стороны, а потом активно их искать, поворачивая голову и рассматривая комнату.
  • Пить из чашки или стакана, кушать с ложки жидкую пищу, различать на вкус напитки и еду, отдавать предпочтения той или иной пище.
  • Эмоционально реагировать на разную музыку, на произношение своего имени и на лица посторонних людей.
  • Улыбаться и громко смеяться при виде мамы, папы и других членов семьи.
  • Менять выражение лица при виде незнакомых людей или при появлении громких и неприятных звуков.
  • Требовать повышенного материнского внимания (ребенок будет часто плакать, если мама будет надолго оставлять его без присмотра).
  • 6 месяцев - важный этап формирования родной речи. У ребенка на уровне подсознания закладываются различные произношения и звуки, он начинает произносить что-то вроде «м-м-а-м-м», «б-у-б-б-у-б-у» и т.д.
Бывает такое, что к началу шестимесячного возраста детки начинают меньше спать днем, при этом они очень активны. Но не следует забывать, что шестимесячное дитя должно спать трижды в день по 1.5-2 часа (ночной сон также должен быть не менее 10 часов). В этом возрасте ребенок уже начинает кушать жидкую и полужидкую пищу, пить соки и молоко из чашки. Самостоятельно подбирать рацион малышу категорически запрещено, лучше всего проконсультироваться с врачом (он подскажет, сколько и какой пищи нужно давать младенцу). Также следует отметить, что шестимесячный малыш не должен кушать сладкую или соленую пищу, так как его кишечник и почки еще не полностью сформировались, и могут возникнуть проблемы.

Знаете ли вы? Шестимесячные дети улыбаются в среднем около 200 раз.

Важно заметить, что если шестимесячный ребенок не реагирует на еду, звуки, игрушки, близких и чужых людей, то необходимо обратиться к логопеду за помощью. Кроме того, нерегулярный сон и тремор рук и ног также являются причиной посещения больницы.

В возрасте 7 месяцев у ребенка проявляется повышенная активность. Его развитие доходит до того момента, когда он уже может различать предметы (некоторые детки могут вам показать часы или картину, если вы попросите их об этом).
Малыш постоянно играет с игрушками, бросает их, бьют друг о друга, при этом проявляя некоторые эмоциональные впечатления (улыбается, смеется, что-то непонятное говорит и т.д.).

Семимесячные дети любят купаться вместе с игрушками, поэтому их нужно приучать к водным процедурам. Во время купания старайтесь рассказывать ребенку обо всех частях тела, а потом просите его показать ручку, ножку, ушко и т.д.

В этот период у детей активно прорезываются зубки, поэтому им в пищу необходимо добавлять измельченный творог и мясо, так как эти продукты богаты кальцием. Для роста мышц и нормальной работы сердца ребенку необходимы продукты, богатые калием.
Также не забывайте следить за чистотой детской комнаты и игрушек, так как ребенок постоянно пытается тащить всяческие предметы в рот.

Семимесячный младенец должен:

  • Долго и часто произносить разные слова, например: «м-а-м-а», «б-а-б-а» и т.д.
  • Без посторонней помощи сидеть с выпрямленной спиной, играть при этом игрушками или осматривать свою комнату.
  • Держась за кровать или кресло, пытаться самостоятельно встать на ножки.
  • Немного быстрее и энергичнее ползать.
  • Во время кушанья проявлять высокую активность: постоянно менять положения, вертеть головой и т.д.
  • Самостоятельно создавать различные звуки (стучать предметами, играть музыкальными игрушками и т.д., семимесячным малышам такие занятия очень нравятся).
  • Во время кормления грудью младенец может немножко кусаться, так как у него прорезаются зубки и чешется десна.
  • Пользоваться элементарными знаниями, которые приобрел в процессе семимесячного развития (ребенок знает, что если подуть в свисток, то появится звук, а если натянуть резинку, то она выстрелит);
  • Понимать некоторые элементарные вещи и понятия, стараться их анализировать, понять и прислушаться к запрету родителей (реагирует на родительское «нет»).
  • Продолжать изучать окружающие его предметы, пытаться дотянуться до них, пощупать и попробовать на вкус ранее не виданные предметы.
  • Реагировать на свое имя и стараться привлечь внимание матери и других близких родственников.

Важно! Помните, что ребенок чувствует ваше настроение, и если вы чем-то огорчены, малыш также будет плакать.

Большинство малышей в таком возрасте уже должны отличать понятия «можно» и «нельзя», поэтому их следует приучать к дисциплине. Учите детей слушаться, иначе в дальнейшем они будут очень капризными.

Старайтесь много общаться с ребенком: читайте сказки, стихи, рассказывайте о предметах в комнате и т.д. Все это поспособствует тому, что ребенок быстрее сформирует правильную и нормальную родную речь.

В этом возрасте малыш уже может активно ползать и переворачиваться, поэтому нельзя его оставлять на высоте.
Восьмимесячный ребенок должен уметь определить по фотографии маму и папу, понимать некоторые слова и запреты на определенные действия. Он также пытается самостоятельно кушать и с интересом рассматривать и щупать новые игрушки.

На восьмом месяце ваш малыш:

  • Пытается преодолевать любые препятствия, которые встречаются ему на пути.
  • Пробует самостоятельно вставать при помощи опоры, ходить, садиться, ложиться и т.д.
  • Еще немного рассеян, легко отвлекается от интересного занятия, если с ним начать говорить или резко включить какую-то музыку.
  • Уже может играть в потешки с простыми движениями: «ку-ку», «ладушки» и т.д.
  • Может собрать небольшую пирамидку из кубиков, развалить ее, потом обратно собрать в том же порядке.
  • Реагирует на простые просьбы, совершает простые танцевальные движения.
  • Показывает пальцем на те предметы, которые хочет потрогать или увидеть поближе.
  • Часто и регулярно повторяет серию различных слогов.
  • Четко определяет маму, папу и близких родственников, меняет эмоции при виде чужих людей.
  • Любит постоянное общество близких людей, когда остается один, может заплакать.
  • Умеет махать ручкой на прощание.
  • Пугается резких звуков или неожиданных появлений взрослых.

Знаете ли вы? Дети так много спят из-за того, что их мозг расходует около 50% всех запасов глюкозы в организме.

В этом возрасте у крохи начинают формироваться отдельные участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику, речь, эмоции и рефлексы. Восьмимесячных младенцев нужно активно обучать ходьбе и правильной четкой речи.

В 9 месяцев ребенок все еще пытается освоить нормальные процессы ходьбы, пытается повторять за взрослыми некоторые движения и слоги, пробует самостоятельно пить из чашки.
Если развитие ребенка происходило нормально, то к этому возрасту он должен:

  • Научиться понимать самую простую логику взаимосвязи предметов (меньший стаканчик ставить в более крупный, строить пирамидки и т.д.).
  • Играть в комнате самостоятельно и не требовать постоянного присутствия мамы.
  • Учиться некоторым вещам у других детей, повторять за ними различные действия и слова.
  • Стараться выговаривать отдельные слоги и обрывки слов. Ребенок уже четко понимает, о каких вещах он говорит, только его речь на данном этапе еще начинает формироваться.
  • Использовать для игры сразу несколько различных по структуре и массе предметов, пытаться их скомбинировать или сбалансировать.
  • Пытаться вылезть на стул или диван, ходить более длительное время, держась при этом за опору.
  • Указывать пальчиком на предмет, который его просят показать.
  • Изучать новые игрушки и предметы, проявлять интерес к содержимому различных шкафов, ящиков и т.д..
  • Понимать значение некоторых слов: «кушать», «иди сюда», «ложись» и т.д..
  • Узнавать некоторых животных на картинках или фотографиях.
  • Активно проявлять эмоции в виде плача, крика и т.д., если ребенок недоволен, то может вырываться с рук и дергать руками и ногами.

Развитие ребенка в 10 месяцев уже позволяет ему самостоятельно перелистывать страницы книги, более-менее четко проговаривать несколько основных слов, уверенно держать в руках игрушки и проявлять эмоции на разные ситуации.
К десятимесячному возрасту малыш может:

  • Садиться из положения стоя, уверенно ходить при помощи опоры, быстро и активно ползать.
  • Танцевать, хлопать в ладоши, пытаться повторять некоторые слова из песни.
  • Прятать некоторые игрушки или предметы, закрывать и открывать дверцы шкафа.
  • Пользоваться преимущественно одной рукой (именно в этом возрасте вы может узнать, будет ваш ребенок правшой или левшой).
  • Повторять эмоции и мимику взрослых, выполнять несложные задачи с игрушками (катать машинку, толкать неваляшку, одевать куклу и т.д.).
  • Постоянно перемещать предметы с места на место (младенец отдает предпочтения более мелким предметам, которые он может с легкостью поднять одной рукой).
  • Произносить, хоть и не очень внятно, названия некоторых предметов, животных, частей тела и т.д.
  • Различать фразы и словосочетания, смеяться над теми, которые кажутся ему забавными.
  • Понять логику взаимодействия предметов (палочка толкнет мячик, кнопка на пульте включит телевизор и т.д.).
  • Понять, для чего предназначены те или иные предметы (например, десятимесячный ребенок уже точно должен знать, что ложка, чашка и тарелка предназначены для употребления пищи).
Также хочется отметить, что на данном этапе развития у младенца активно развивается мелкая моторика пальцев рук, и этому развитию нужно способствовать. Научите малыша рисовать на крупе с помощью пальчиков, выкладывать спичками различные фигурки, лепить что-то при помощи пластилина и т.д.

Одиннадцатимесячный малыш в некотором смысле уже считается «взрослым». Он может отличать много предметов, самостоятельно передвигаться (ползком или ходьбой при помощи опоры), понимать много слов, манипулировать предметами и т.д. В 11 месяцев ребенок:

  • Старается самостоятельно кушать ложкой из тарелки, надевать носочки или обувь и т.д.
  • Очень эмоционально реагирует на новую яркую игрушку, новый звук или музыку, незнакомых людей.
  • С пониманием реагирует на мимику и слова родителей (знает, когда мама ругается или говорит, что так делать нельзя).
  • Понимает и любит похвалу.
  • Выражает свои желания посредством разных способов.
  • Умеет кивать головой с отрицательным или положительным характером.
  • Пытается подражать звукам животных.
  • Способен выполнить несколько простых просьб: «дай», «возьми», «отнеси», «положи» и т.д.
  • Умеет самостоятельно строить башенки из 7-10 кубиков и более.

К началу двенадцатимесячного возраста малыш уже может различать однотипные игрушки. Он может напоить куколку или одеть ее. В этот период у ребенка начинает формироваться речь, и его в этом нужно поддерживать: рассказывать сказки или просто говорить с ребенком о животных или каких-то предметах.

Важно! До годовалого возраста ребенку для воспитания и присмотра нужна только мама! В этот период приглашать няню лучше не стоит.

В 11 месяцев малыша уже можно обучать вежливости. Он будет понимать понятие «спасибо» и то, в каких случаях его использовать. Ребенок уже может играть с другими детками, знакомиться с ними и учиться у них чему-то новому. Кроме того, в этом возрасте малыш начинает интересоваться более сложными предметами, поэтому не удивляйтесь, если он стащит у вас телефон или планшет.

Когда ребенок достигает почти годовалого возраста, он уже может ходить без помощи опоры и посторонних людей (иногда дети в таком возрасте еще не могут ходить, но тогда нужно обращаться за помощью к доктору).
В этом возрасте малыш уже понимает структуру многих вещей и часто говорит сам с собой (хотя многие не понимают его речи). Двенадцатимесячный малыш может самостоятельно покушать, покормить куклу и уложить ее спать, а также замучить кошку до «полусмерти». В 12 месяцев ребенок должен:

  • Самостоятельно, без помощи мамы, стоять, сидеть и немного ходить.
  • Преодолевать различные препятствия.
  • Во время ходьбы приседать, чтобы поднять интересующий его предмет.
  • Активно участвовать в процессах личной гигиены (мыть руки, чистить зубки и т.д.).
  • Заявлять родителям, что определенная пища ему не нравится, а некоторая - нравиться.
  • Носить игрушки не только в обеих руках, но и под мышками, и даже в зубах.
  • Знать, как включить телевизор, или для чего нужен телефон (может сказать папе несколько слов по телефону).
  • Понимать практически все, что ему говорят.
  • Самостоятельно искать свои игрушки.
  • Постоянно излагать свои желания: «дай», «хочу», «на» и т.д.
Развитие ребенка за один год проходит весьма стремительно, и мамам нужно только успевать следить за его нормальным ходом при помощи календаря по месяцам. В случаях каких-то серьезных отклонений необходимо незамедлительно обращаться к педиатру. Но если вы окружите своего малыша заботой и любовью, то, не успев и оглянуться, увидите, как ваш младенец повзрослел и стал сознательной единицей в нашем социуме.

0-1 месяц

Первые 4-5 недель внеутробной жизни карапуз активно адаптируется с помощью совершенствующихся органов чувств и накапливаемого личного опыта. Кроха умеет сосать, чихать и кашлять , издавать звуки. На 2-4 недели возникает первая фиксация взгляда на лице мамы - нынешние детки развиваются быстрее своих родителей. На 4 неделе жизни формируется комплекс оживления, когда малыш вдруг становится включенным в общение с родителями. Например, начинает активно двигаться при обращении к нему, удерживает взгляд на лице, дарит первые улыбки, оживляется на звуки, узнает мамин голос и запах, лежа на животике, пытается поднять головку.

2 месяца

Карапуз полноценно включился в окружающую его среду и стремится все более активно проявлять себя при каждом удобном случае. Кроха с удовольствием сосет грудь и учится добывать ее. Уже по несколько минут может удерживать взгляд на интересующем неподвижном предмете и пытается следить за движущимся. Поворачивает головку в сторону звука и всегда ищет глазами родителей, слыша их голоса. Вовсю произносит звуки, пока в основном гласные. Активно шевелит ручками и ножками, когда доволен и хочет общаться с мамой. Некоторые детки начинают переворачиваться с бока на спинку. Специалисты утверждают, что к этому возрасту зрение карапуза приобретает достаточную четкость, а в их пассивном арсенале уже четыре цвета: красный, зеленый, голубой и желтый. Первые попытки дотянуться до игрушки или взять в ротик собственные пальчики - тоже принципиальные достижения этого возраста.

3 месяца

Малыш радостно и весьма осознанно гулит, то есть пытается рассказать о своих впечатлениях близким людям на доступном диалекте. Подолгу рассматривает интересующие его предметы, следит за движением и активно тянет ручки к тому, что понравилось. Он умеет ударять по предметам, вызывая их движение, и потихоньку осваивает хватание. Твердо держит головку, пытается раскрыть кулачки и ножки. Любит слушать потешки, колыбельные, музыкальную ритмичную музыку с частыми тактовыми повторениями. Пытается принять активное участие в творческом процессе собственным гулением и движением.

4 месяца

Первый период младенчества почти позади, и кроха стал совсем взрослым. Конечно! Его теперь гораздо проще понимать и обмениться информацией. Он узнает и поворачивается на свое имя, прекрасно отличает своих от чужих как по голосу, так и по внешнему виду. Всячески дает понять, какая игрушка ему больше нравится и что он хочет делать, а что не хочет. Наконец, у него появляется первая игровая деятельность. Кроха захватывает предметы одной или двумя руками, пинает и толкает их, крутит, ударяет по ним. Среди любимых игрушек обязательно найдется место для маминой груди и пряди волос. Что касается звуков, то их ряд заметно обогащается согласными. И теперь кроха выдает коротенькие слоги: «ба», «па», «дя», «га», «ма» (иногда в слогах появляется «о»).

5 месяцев

Совсем чуть-чуть до полугода! И это чувствуется. Маленький испытатель переворачивается со спинки на животик, умеет опираться на вытянутые ручки. А еще активно пытается сесть, подтягиваясь вперед в основном за счет силы рук. Активно обращается с предметами: рассматривает их, тянет, кидает, толкает, перекладывает из руки в руку. Обнаруживает у себя все больше частей тела и любит их изучать, двигая, хватая, рассматривая себя.

6 месяцев

Первый «юбилей»! Поздравляем! Кроха-то уже сидеть умеет. Даже если пока сам не садится, он прекрасно удерживает это положение в конечной точке. А еще пытается вставать на ножки, держась за вертикальную опору. Игрушки привлекают его все больше, особенно новые. Теперь кроха готов преодолеть 30-40 сантиметров пространства, отделяющего его от заветной цели, он дотягивается до игрушки и иногда подтягивается к ней сам. Если же вы положите перед карапузом пару емкостей и более мелкие игрушки, он с удовольствием начнет перекладывать предметы туда-сюда. Кстати, этот крошечный умник выказывает свое расположение тем, кто ему нравится, и наотрез отказывается общаться с теми, кто нет.

7 месяцев

Из главных новостей начала второго полугодия можно выделить начало лепета. Теперь малыш болтает без умолку, соединяя из звуков длинные слоги и слова. Демонстрирует сильную эмоциональную привязанность к маме и нежелание расставаться с нею. Прекрасно садится сам и твердо стоит на ножках. Кстати, кроха уже умеет переступать возле опоры, заметили? Некоторые детки пытаются ползти и кое-кому это здорово удается! Теперь перевернуться для карапуза больше не проблема. Он чувствует себя в пространстве свободно. Среди игр преобладает интерес к вкладываниям и раскладываниям предметов, вот-вот состоится нанизывание. А самая любимая игра - это «ладушки», «как лошадка скачет» и «ку-ку».

8 месяцев

Кроха окончательно социализировался. Теперь он ни за что не останется один, если того не хочет. Появляются страхи громких бытовых предметов и прочих неприятных звуков. Ребенок быстро и с удовольствием ползает, подолгу стоит у опоры, играет стоя, пританцовывает и лихо прыгает на маминых коленях, поддерживаемый под мышки. Малыш освоил ложку и чашку. А среди допустимой пищи появляются маленькие кусочки, ведь кроха пробует откусывать и жевать. Да, самое главное, если вы хотите поторопиться с горшком, то пришло самое время - юный исследователь выказывает полную готовность для знакомства с этим предметом.

9 месяцев

Да кроха-то у вас болтун! Он «пробует на вкус» слоги, смакует их, экспериментирует с последовательностью звуков и громко декламирует результаты. Кстати, именно сейчас появляются первые имитационные повторения. Пока крохе сложно дается «мама», но он с удовольствием говорит «ма-ма-ма-ма» или вместо «мячик» - «мя-мя-ма». Он показывает все основные части тела и лица, пытается их назвать. Кое-кто присаживается на корточки и самостоятельно встает, слегка касаясь опоры, прыгает, быстро ползает. Игры становятся более разнообразными, а манипуляции с предметами - сложными. Книжки и бумага не оставляют кроху равнодушным - страсть к страницам дает о себе знать. Теперь кроха легко умеет рвать и мять бумажные листы.


10 месяцев

А кое-кто начинает ходить! Наши поздравления! Остальные легко справляются с этим с помощью одной/двух маминых рук и делают это крайне резво. Первые лестницы - это тоже победа. Кстати, преодоление ступенек может стать вашей главной уличной забавой. Малыш выбирает себе игрушки и друзей. Его так и тянет пообщаться, и, представьте, первые коммуникации среди сверстников - уже не миф, а ежедневная реальность. Кроха умеет достигать результата, используя посторонний предмет, как средство. А в речи наметились серьезные подражательные тенденции. Кроха внимательно вслушивается в разговор взрослых и настойчиво повторяет ритмику, интонации и подобие слогов.

11 месяцев

Кроха очень подрос. Его уже сложно назвать младенцем. Да и самостоятельности прибавилось. Карапуз начинает кушать сам, вытирает ротик салфеткой. Перемещается сам в пространстве. Понимает обращенные к нему короткие просьбы–команды: «дай», «принеси», «возьми», «положи», «поиграй», «нажми» и т.д. Между прочим, обожает исследовать кнопочки и отверстия своими пальчиками. В общении появляются жесты: машет ручкой «пока-пока», поднимает ручку в знак приветствие, показывает на себя во время разговора о нем. Ну, и очень сильно ждет одобрения своих действий и маминой похвалы!

12 месяцев

С Днем Рождения!!! Наконец-то! А именинник-то большой умницей вырос! В его арсенале до 15-20 слов, пусть понятных только ему и вам, но они есть. Этого хватает, чтобы четко заявлять о своих желаниях, приоритетах и правах. Малыш прекрасно двигается, играет в подвижные игры и способен к точным движениям: может собрать башенку из кубиков, сложить кучку из игрушек, катать колбаски и шарики из пластилина, вылепить лепешку. Малыши осваивают краски и фломастеры, учатся первым аппликациям, пробуют собирать мозаики и крупные пазлы. Спорт тоже в почете. Уже не проблема забраться на несколько перекладин шведской стенки, пройтись по широкой скамейке, проползти под чем-либо, перепрыгнуть через препятствие, перелезть его, повисеть на турнике и кольцах, пробежать и станцевать любимых «утят». В пище тоже появляются пристрастия и четкое понимание, где еда, а где лакомство. Вам не верится, что совсем недавно об этом смышленом карапузе были только разговоры!

Стимулируем развитие

Развитие малыша, особенно на первом году жизни, заложено природой. То есть каждый карапуз должен научиться кушать, ходить и говорить. Однако вы можете значительно ускорить темпы и обогатить арсенал умений малыша. Для этого вводится то, что на языке психологов называется развивающим обучением и стимулирующей средой. Напомним главные пункты раннего развития:

  • постоянно говорите с малышом (даже тогда, когда он совсем маленький). Ваша речь как ничто другое стимулирует развитие всей нервной системы крохи;
  • используйте в игре фактурные поверхности, коврики и игрушки - это обогащает тактильный опыт и активно стимулирует мозг;
  • предлагайте карапузу игрушки и игры, чуть опережающие его способности, чтобы было куда расти. Например, погремушки в 2-3 недели, мелки и фломастеры в 6-7 месяцев, пирамидку в 8, пазл из двух-трех частей в 10 месяцев;
  • ваша улыбка, мягкий голос, позитивные эмоции и регулярная похвала многократно ускорят развитие малыша и не избалуют!

Развивайтесь с удовольствием!

Первый год для младенца является очень важным. В это время организм адаптируется к окружающему миру, формируется нервная и иммунная системы. От того, как пройдет этот период, зависит дальнейшее психическое, эмоциональное, физическое и умственное развитие. После появления на свет, младенец начинает быстро расти, .

Заботливые родители интересуются тем, как должно проходить развитие ребенка по месяцам.

С каждым месяцем, родители замечают определенные изменения в физическом и психоэмоциональном состоянии своего малыша. Педиатры утверждают, что развитие ребенка проходит поэтапно.

После рождения, младенец адаптируется к новым условиям жизни. Привыкнув к внешней среде, он начинает изучать окружающий мир. У него совершенствуется работа органов чувств и нервной системы, моторика.

Ребенок стремительно набирает вес. Его тело становится длиннее с каждым месяцем. Молодым родителям полезно знать, как проходит развитие младенца по месяцам. Это поможет им вовремя и устранить их.

Основные этапы развития новорожденных и грудных детей:

  • первый (длится 0-30 дней);
  • второй (это период 2-4 месяцев);
  • третий (4-6 месяцев);
  • четвертый (длится с полугодовалого возраста до 8 месяцев);
  • пятый (8-10 месяцев);
  • шестой (10 месяцев – 1 год).

До месяца

Малышей до месяца называют новорожденными. На первом этапе развития детский организм приспосабливается к новым условиям жизни.

Ребенок адаптируется к внешней среде посредством таких врожденных рефлексов:

  • сосательного (сосет предметы, оказавшиеся во рту);
  • плавательного (если опустить ребенка в воду животом вниз, то он будет выполнять движения, напоминающие плавание);
  • хватательного (если прикоснуться к ладошке малыша, он сожмет пальцы в кулак);
  • поискового (при прикосновении к щеке младенец начинает искать грудь матери);
  • шагательного (если поставить ребенка на ноги, он станет выполнять движения, похожие на ходьбу).

Для периода новорожденности характерно следующее:

  • туловище находится в согнутом положении;
  • большую часть времени (около 20 часов в сутки);
  • мышцы тела находятся в состоянии гипертонуса.

Малыш реагирует на громкие звуки, яркий свет и прочие негативные внешние факторы . С крика начинается становление речи. Зрение месячного малыша развито плохо. Поэтому знакомство с внешним миром происходит через кожу. Первый опыт контакта ребенок получает, когда мать берет его на руки.

2 – 4 месяца

Этот этап развития педиатры называют «оживлением». У малыша наблюдается активизация работы органов чувств: улучшается зрение, обоняние, слух . Это позволяет начать познавать окружающий мир.

Продолжают совершенствоваться эмоциональные, психические, физические навыки. Малыш меньше спит, больше бодрствует, начинает интересоваться родными людьми, собой.

Ребенок долго способен рассматривать свои руки или . У него развивается трехмерное восприятие предметов. К концу этого этапа начинают угасать врожденные рефлексы: они трансформируются в осознанные действия. У ребенка появляется понимание подвижности мира. Это вызывает новые эмоции, стимулирует работу мозга.

4 – 6 месяцев

На этом этапе психологическое и физиологическое развитие проходит более интенсивно. Малыш начинает воспринимать мир практически так же, как взрослые. Это позволяет ему изучать окружающую среду более детально.

Младенец уже умеет уверенно и поворачивать ее в разные стороны . У ребенка начинает развиваться мелкая моторика, мышление. Малыш может сам брать погремушку и подолгу с ней играть. Активизируется работа нервной системы.

Малыш уже отличает своих родителей от чужих людей. Но социальное развитие находится на низком уровне: незнакомые лица ребенка пугают. Грудничок продолжает осваивать эмоции: он может сердиться, грустить, смеяться.

6 – 8 месяцев

На этом этапе ребенок продолжает активно познавать мир. Совершенствуются умения, формируются новые навыки. Мышцы тела становятся более крепкими. Ребенок уже умеет долго сидеть с прямой спиной, вставать на ноги.

Он пытается делать первые шаги, начинает выражать просьбы. Легко и быстро ползает на четвереньках, может вставать на колени, переступать и стоять с поддержкой родителей.

Развивается мелкая моторика. Формируются и совершенствуются бытовые навыки: , есть из ложки (пока делают это с помощью родителей). Активно развивается интеллект. Дети начинают понимать последствия своих действий (если нажать на кнопку – раздастся писк, когда бросить погремушку – она упадет). Продолжается становление речи.

8 – 10 месяцев

На этом этапе продолжает развиваться крупная и мелкая моторика, мимика. Ребенок может самостоятельно сесть, активно пытается встать на ноги. У малыша формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню, гулять – на улицу).

Совершенствуется речь: . Дети много времени бодрствуют: могут подолгу рассматривать разные игрушки, кидать их.

К девяти месяцам они уже хорошо различают предметы. Развиваются поисковые навыки. Малыши могут залазить на возвышенность (диван, кресло, стул). В этом возрасте происходят определенные изменения в органах чувств. Активно развивается мыслительная деятельность. Из-за избытка количества новой информации, дети могут становиться раздражительными.

Ребенок начинает проявлять свой характер (сопротивляется одеванию, даже если раньше переносил эти процедуры спокойно). У малыша . Это способствует пополнению пассивного словарного запаса. Активно развивается мелкая моторика.

10 – 12 месяцев

На этом этапе продолжают совершенствоваться приобретенные навыки. Ребенок осознает причинно-следственные связи, учится делать выводы. Начинает играть осмысленно, совмещать различные предметы.

Малыши отличаются высокой степенью активности и повышенной эмоциональностью. Навыки движения развиты достаточно хорошо. Дети уже без помощи родителей встают на ноги, . Активно подражают движениям взрослых, копируют их мимику.

В этом возрасте малыши уже начинают осмысленно произносить односложные слова. Ребенок становится более самостоятельным. Он пытается сам надеть или снять одежду, пить из чашки, есть ложкой. Продолжает развиваться мышление.

Дети начинают осмысленно отвечать на вопросы, знают слова «нет», «да», «нельзя», могут утвердительно либо отрицательно махать головой. Груднички на данном этапе осваивают навыки вежливого общения. Они запоминают жесты «пока», «привет», охотно машут рукой. Малыши перенимают эмоциональное состояние родителей.

Каждый из этапов очень важен в становлении ребенка как личности. Поэтому к грудничкам следует относиться крайне внимательно, поддерживать их в стремлении расти и развиваться.

График правильного развития малыша по месяцам до года

Существует календарь развития новорожденных и грудных детей. Он имеет вид таблицы либо графика, описывающей те навыки, которыми овладевают малыши в определенном возрасте.

Подобная информация позволяет контролировать процесс становления ребенка. Доктора сравнивают фактические данные, полученные в ходе осмотра и обследования малыша, с эталонными, приведенными в календаре.

Таблица развития ребенка по месяцам до года приведена ниже.

Возраст в месяцах Развитие грудничка
двигательное речевое психическое
1 делает попытки приподнимания головы, движения рук и ног хаотичны тихо гулит обращает внимание на игрушки, реагирует на внешние раздражающие факторы
2 лучше координирует движения, удерживает голову около минуты, пытается перевернуться набок гулит, издает гласные звуки, прислушивается к своей «речи» удерживает взгляд на движущемся предмете, узнает родителей по запаху, осознанно улыбается
3 держит голову около двух минут, пытается приподняться на локтях из позиции лежа на животе гулит, начинает издавать согласные звуки ищет источник звука (поворачивает голову в сторону возникновения шума); проявляет интерес к игрушкам; привлекает внимание родителей требовательным криком, плачем; изучает свои руки, тянет пальцы в рот; некоторые дети начинают смеяться
4 не отрывает взгляд от движущегося предмета, поворачивается набок, пытается садиться начинает лепетать, появляются первые внятные слоги может сам брать погремушку; отличает маму от других людей; реагирует на свое имя; различает голоса; играет с погремушками (пытается их ловить); появляются любимые игрушки; разглядывает свое отражение в зеркале; прислушивается к разным звукам
5 переворачивается в разные стороны, пытается ползать «по-пластунски», поднимается на локти из положения лежа на животе лепечет, произносит слоги «ма», «ба», «па» боится чужих людей, настораживается, когда слышит незнакомый голос, увлеченно рассматривает и ощупывает разные предметы
6 ползает «по-пластунски», перекладывает предметы из одной руки в другую, пытается встать на колени играет с громкостью голоса, произносит простые слоги, выговаривает согласные «з», «ф», «с» выражает эмоции (недовольство, радость), тянет руки ко всем интересующим его предметам, берет все в рот, просится на руки, знает особенности разных игрушек (пищалок, )
7 ползает вперед, передвигается на четвереньках, сидит с опорой, может удерживать в каждой руке по игрушке лепечет, выговаривает новые слоги («на», «та», «да») различает интонацию речи, понимает слово «нет», узнает известные предметы, начинает подражать звукам, которые издают животные
8 самостоятельно сидит, пытается передвигаться у опоры, активно ползает лепечет, пытается повторять речь взрослых, начинает выговаривать простые слова начинает выражать настойчивость, удивление; хлопает в ладоши, машет ручкой; знает расположение комнат в той квартире, в которой живет; игры становятся более осмысленными; может выполнять простые просьбы родителей, показывает свои части тела
9 стоит и ходит с опорой, активно передвигается по квартире, может разворачиваться и ползти в обратную сторону, пытается встать на ноги активно лепечет, слова произносит со смыслом понимает простые просьбы взрослых, интересуется маленькими предметами, может мять и рвать бумагу, перелистывать страницы книги, стремится к активному общению с родителями, быстро запоминает названия новых предметов
10 пытается ходить, садиться из положения стоя, активно ползает по квартире произносит простые слова копирует мимику взрослых; различает родных и чужих; стремится общаться и играть с другими детьми; появляется привязанность к часто встречающимся людям; понимает смысл игрушек (может катать машинку, собирать пирамидку, строить башню, кидать мяч)
11 делает первые шаги, может пройти небольшое расстояние без опоры выражает желания словами «на», «дай», четко произносит «мама», «папа», «баба», увеличивается активный словарный запас сопротивляется, когда из рук забирают интересующий предмет; легко возбуждается, быстро переходит от смеха к плачу; в новом месте настораживается, пугается незнакомых людей
12 самостоятельно ходит, ложится, встает, приседает, поднимает игрушку, учится перешагивать через препятствия много лепечет, осознанно выговаривает «баба», «папа», «мама» понимает, что говорят взрослые; реагирует на запреты, просьбы; наблюдает и комментирует все происходящее вокруг; в игре появляется сюжет (укладывает или расчесывает куклу, возит в машине мячик)

Сравнивая данные ребенка с теми, что указаны в таблице, родителям следует помнить, что все дети развиваются по-разному. Это зависит от того, в каких условиях они живут, как с ними занимаются. отстают в развитии от появившихся в срок малышей на 1-1,5 месяца.

Календарь развития новорожденных и грудничков следует воспринимать как информационное пособие с рекомендациями.

Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?

Развитие ребенка во многом зависит от родителей: от того, сколько времени они уделяют малышу, как занимаются с ним. Важно создавать благоприятные условия для становления малыша, помогать ему в освоении полезных навыков. следует с самого рождения.

  • часто общаться с малышом, изменяя тембр голоса. В разговоре стоит называть имя ребенка. Петь младенцу колыбельные, рассказывать стишки;
  • , . Это стимулирует физическое развитие, улучшает работу нервной системы;
  • когда младенец научится держать голову, стоит начать ходить с ним по квартире, дотрагиваться рукой до вещей, произнося одновременно их названия. Это закладывает базу для правильного становления речи;
  • развивать осязание. Например, прикасаться к животу, лицу, конечностям мягким перышком, помещать в ладошку небольшие предметы. Нужно регулярно обнимать и гладить малыша;
  • над кроваткой повесить карусель. Включать классическую музыку (Чайковского, Штрауса, Моцарта). Это развивает слух и хорошо влияет на психику;
  • повесить возле ребенка контрастные фотографии, яркие игрушки. Это будет благотворно влиять на развитие зрения. Каждые несколько дней предметы нужно менять для привлечения внимания;
  • кормящей матери следует постепенно вводить в рацион разные продукты. Это будет способствовать развитию вкусовых ощущений у ребенка.

Нормы роста и веса мальчиков и девочек до 1 года

С момента рождения ребенок начинает стремительно расти и набирать вес. Важно, чтобы грудничков регулярно осматривал педиатр. Существуют определенные нормы параметров тела по возрасту.

Но нужно учитывать, что на физическое состояние ребенка влияют такие факторы:

  • срок появления на свет (вес и рост недоношенных детей меньше, чем у тех, что родились вовремя);
  • половая принадлежность (мальчики рождаются крупнее девочек).

Нормы параметров тела детей до года по месяцам приведены в таблице.

Возраст в месяцах Рост, см Вес, кг , см Окружность грудной клетки, см
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
0 49 50 3,2 3,3 33,9 34,5 33,9 35,0
1 54 55 4,2 4,4 36,5 37,3 36,0 36,3
2 57 58 5,1 5,5 38,3 39,1 38,1 39,0
3 60 61 5,8 6,3 39,5 40,5 40,0 41,3
4 62 64 6,4 7,0 40,6 41,6 41,8 42,8
5 64 66 6,9 7,5 41,5 42,6 43,0 44,3
6 66 68 7,3 8,0 42,2 43,3 44,3 45,4
7 68 70 7,7 8,3 42,8 44,0 45,0 46,4
8 69 71 8,0 8,7 43,4 44,5 46,0 47,2
9 70 72 8,3 9,0 43,8 45,0 46,7 47,9
10 72 73 8,5 9,2 44,2 45,4 47,3 48,3
11 73 75 8,8 9,4 44,6 45,8 47,7 48,7
12 74 76 9,0 9,7 44,9 46,1 47,7 49,0

Незначительные отклонения от нормы не должны сильно пугать родителей. Каждый ребенок индивидуален, на его рост и развитие влияет наследственный фактор. Большое значение имеет отношение и забота близких.

Причинами и задержки в росте могут быть:

  • нерациональное, несбалансированное питание;
  • недоедание;
  • отсутствие режима;
  • наличие патологий (врожденных и приобретенных);
  • степень активности малыша.

Видео по теме

О развитии ребенка по месяцам до 1 года в видео:

Таким образом, развитие грудничков проходит поэтапно. С каждым месяцем наблюдаются определенные изменения в физическом и психическом состоянии малыша. Важно помочь ребенку развиваться правильно. Для этого родителям следует создавать определенные условия, уделять много внимания малышу, проводить обучающие занятия.

В течение первых 12 месяцев ребенок развивается особенно активно. И хотя все малютки проходят разные этапы развития по своему индивидуальному графику, есть некоторые общие признаки, присущие большинству детей одного возраста. Чтобы определить, нормально ли развивается младенец и не нужно ли сообщить педиатру о каких-либо проблемах, родителям стоит знать, как растет и какие навыки приобретает малыш в первый год жизни.

Показатели развития ребенка

В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:

  1. Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше – к 12 месяцам.
  2. Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки. За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
  3. Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
  4. Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.

Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:

  1. Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
  2. Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
  3. Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
  4. Понимание слов и интонации речи взрослых – начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.

Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы роста и веса специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

О том, что думает известный педиатр Е. Комаровский по поводу раннего развития ребенка, смотрите в следующем видео.

Новорожденный

Сразу после рождения младенец начинает адаптироваться к новым условиям жизни, а его родители – к своим новым обязанностям. Основной потребностью крохи в этот период является телесный контакт с мамой.

  • Большую часть времени кроха проводит во сне. Сон у малыша бывает глубоким, когда тело крохи полностью расслабленно и глаза закрыты, а также неглубоким, при котором конечности малютки могут двигаться, а дыхание неровное. При кормлении новорожденный может дремать.
  • На холод, чувство голода, боли, мокрый подгузник, жару и другие раздражители младенец отвечает плачем.
  • У ребенка отмечают безусловные рефлексы хватания, поиска, плавания, ходьбы и сосания. Их наличие обязательно проверяется педиатрами. Часть этих рефлексов исчезает со временем.
  • В этот период очень важно питание крохи, лучшим вариантом которого будет молоко матери. Малютка ест очень часто (обычно с промежутком 1-2 часа), в том числе и ночью.
  • Если положить кроху на животик, то младенец будет пытаться поднять голову. Некоторым малышам это удается на несколько секунд.
  • Ребенок может задерживать взгляд на неподвижном предмете, а также реагировать на появление резкого звука.

Посмотрите следующее видео, где рассказывается о том, что происходит с ребенком в первый месяц после рождения.

1 месяц

  • Кроха уже осознанно улыбается взрослому и пытается удерживать голову, но пока может сделать это лишь в течение нескольких секунд.
  • Малютка уже может остановить взгляд не только на неподвижных, но и на движущихся предметах, если они яркие и крупные.
  • Резкие громкие звуки вызывают у месячного карапуза выраженную реакцию – обычно ребенок вздрагивает или замирает, но может и начать плакать.
  • Если вы подойдете к малышу и улыбнетесь ему, то вызовете у младенца оживление. Ребенок улыбнется в ответ и начнет двигать ручками и ногами.
  • Малютка начинает произносить в ответ на разговоры и улыбку взрослого звуки, напоминающие «га», «гы» или что-то похожее, поэтому такую «речь» карапуза называют агуканьем.

2 месяца

Во второй месяц по сравнению с весом и ростом в 1 месяц карапуз становится больше на 700-1000 г (в среднем 800 г) и на 3 см.

  • Малыш начинает больше времени проводить в состоянии бодрствования. В среднем кроха не спит около 15 минут в час. В этом возрасте малыши еще не умеют различать ночь и день, поэтому они могут бодрствовать ночью.
  • Двухмесячный карапуз уже научился удерживать головку около минуты, а также переворачиваться с бокового положения на спинку. Если вложить крохе в ладошку палец, младенец крепко за него ухватится. Тонус ручек уже почти прошел, а в ножках еще сохраняется.
  • Младенец в 2 месяца активно гулит, фиксирует взгляд и на неподвижных, и на движущихся предметах. Увидев яркий предмет, кроха замирает. Из всех услышанных звуков карапуз уже умеет выделять речь человека, а в ответ на обращение и улыбку взрослого младенец тоже улыбается.

3 месяца

За третий месяц жизни кроха в среднем прибавляет 750 г и вырастает в длину на 3 см. Младенец бодрствует уже дольше – около 1-1,5 часов. В это время с малюткой нужно разговаривать, обнимать его, показывать все вокруг.

  • Малыш уверенно удерживает свою голову, если его держать вертикально. Лежа на животике, младенец упирается в поверхность локтями и предплечьями и поднимает голову. Если вы возьмете карапуза под мышки, то он будет крепко упираться в поверхность ножками. Также младенец начинает поворачиваться с положения на спине на бочок.
  • Ребенок уже подолгу и сосредоточенно рассматривает предметы в своем окружении. Его привлекают яркие игрушки и все происходящее вокруг.
  • В речи ребенка помимо гласных звуков появляются согласные. Малютка начинает проявлять разные эмоции – если он недоволен, то громко плачет, а когда радуется, то двигает ручками, улыбается, издает звуки, смеется. При этом эмоции крохи становятся понятными родителям.
  • В ладошках крохи уже отсутствует гипертонус. Ребенок тянется ручками к игрушкам, пытается их схватить. Он также пытается изучать свое тело – трогает лицо, сосет ручки, ловит ножки.

4 месяца

К четырехмесячному возрасту по сравнению с показателями предыдущего месяца ребенок набирает в среднем 700-800 г веса и вырастает в длину на 2,5 см. У малыша уже выработался определенный режим дня, а сон ночью более длительный.

  • Кроха уже научился не только хорошо держать голову и поворачивать ее в сторону, но и переворачиваться на животик с позиции на спине. Лежа на животе, малютка уже может опираться на ладошки и приподниматься, чтобы рассмотреть все вокруг. Когда кроха лежит на спине, он тоже уже приподнимает и голову, и плечи. Так младенец совершает первые попытки сесть.
  • Кроха уже хорошо управляет своими ручками, хватает игрушки, которые висят, ощупывает их, тянет в рот, бросает, стучит. Когда малыш ест, то обхватывает руками материнскую грудь либо бутылочку.
  • Малютка длительно гулит, реагирует улыбкой или смехом на речь взрослого, музыку, собственное отражение в зеркале. Мама может заметить, что некоторые игрушки карапузу нравятся больше.
  • Карапузам на искусственном вскармливании начинают вводить прикорм , знакомя младенца с кашкой или овощами. Малыши на грудном вскармливании по-прежнему едят только материнское молоко, которого им вполне хватает.

5 месяцев

За пятый месяц рост младенца увеличивается на 2-2,5 см, а вес – примерно на 600-700 грамм.

  • Физическая активность крохи возрастает. К переворотам со спины на животик добавляются перевороты обратно – с положения лежа на животе на спину. Многие карапузы в 5-месячном возрасте уже могут сидеть, но при этом спинка ребенка согнута. При поддержке под мышки кроха стоит уже на прямых ногах.
  • Если взрослый подает пятимесячному карапузу игрушку, малыш берет ее ручками. При этом удерживать предметы малютка может уже в обеих руках минимум 20 секунд.
  • Ребенок 5 месяцев уже по-разному реагирует на лица близких и чужих людей. Он узнает мамин голос, при этом отличает, ласково она говорит или строго.
  • Когда пятимесячный ребенок бодрствует, он длительно гулит, проговаривая звуки нараспев.

6 месяцев

За шестой месяц малютка прибавляет примерно 600 грамм веса и около 2 см роста.

  • Полугодовалый карапуз уже научился сидеть без какой-либо поддержки, но многие детки не умеют пока сесть самостоятельно. Многие малыши в этом возрасте начинают осваивать передвижение по помещению ползком, но некоторые лишь учатся стоять на четвереньках и покачиваться. Если взять кроху за обе руки и немного подтянуть, то малыш поднимется на ноги. Держа младенца за грудь, родители замечают первые попытки малыша переступать ножками.
  • Ребенок уже с легкостью хватает предметы, а если игрушка выпала из руки, поднимает ее. Он может перекладывать предмет из одной ручки в другую.
  • Малютка шести месяцев много лепечет и начинает проговаривать слоги, но пока у них нет какого-либо смыслового значения. Родители могут услышать от карапуза «ма», «да», «ба» и другие слоги, количество которых ежедневно увеличивается.
  • Шестимесячный ребенок уже знает, как его зовут, а также может отыскать взглядом крупный предмет, о котором ему говорит мама.
  • Многие детки шести месяцев насторожено относятся к посторонним или даже опасаются незнакомых людей. При этом другие дети им нравятся. Они с интересом наблюдают за ними и даже начинают повторять их действия.
  • В 6-месячном возрасте у некоторых малышей появляются первые зубы. Они прорезаются на нижней челюсти.
  • Шестимесячный малыш уже может есть с ложки, снимая еду губами. Именно с шести месяцев начинают введение прикорма для деток, которых ранее кормили только материнским молоком. У младенцев на искусственном вскармливании к этому возрасту рацион уже значительно расширяется.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма