Не «стоять» на месте малышу помогут развивающие игры для детей 2 лет. Они направлены на совершенствование психических, интеллектуальных, социальных и физических качеств, которые к тому моменту времени уже в некоторой степени сформировались.
Как развивать ребенка в 2 года
К этому сверхответственному занятию спонтанно приступать нельзя. Сначала родителям важно проанализировать, какие навыки уже приобрел их карапуз. К тому моменту времени дети должны овладеть следующими умениями:
- ходить;
- подпрыгивать;
- сохранять равновесие;
- ударять по мячу ногой;
- строить из кубиков башню;
- мыть самостоятельно руки и ;
- кушать, не пачкаясь;
- знать до 200 слов;
- повторять небольшие ;
- имитировать поведение взрослых.
Развивающие занятия для детей 2 лет направлены на совершенствование таких сторон личности малыша:
- физическая;
- эмоциональная;
- социальная;
- интеллектуальная и так далее.
Игры, развивающие память
Такие задания способствуют запоминанию различного рода информации, которая отличается сложностью. Одновременно тренируется слуховая и зрительная память. В таких играх используются развивающие картинки для детей 2 лет. Эти занятия очень увлекательные. Дети 2 лет испытывают массу положительных эмоций. Развивающие игры могут быть такими:
- «Найди пару». Взрослый показывает крохе картинку, потом прячет ее и просит карапуза отыскать такую же.
- «Что на картинке?» Детям дают карточку с изображением нескольких предметов или какого-то сюжета. Потом взрослый забирает картинку и задает вопросы по увиденному.
- «Что исчезло?». Мама раскладывает на столе игрушки или игровые карточки, потом убирает что-то одно и просит ребенка сказать, что исчезло.
- «Мои приключения». Вечером или следующим утром взрослый может попросить кроху рассказать, что он делал на детской площадке или в парке.
Игры, развивающие мышление
Эти логические задания помогают детям 2 лет сравнивать предоставляемую им информацию, анализировать ее и устанавливать элементарные закономерности. Умения, приобретаемые благодаря таким развивающим играм, в дальнейшим помогут детям решать сложные школьные задачи и справляться с житейскими тяготами. Такие задания учат рассуждать и самостоятельно делать заключения. Вот какие развивающие игры для детей 2 лет могут использоваться:
- «Пазлы» – они могут состоять первоначально из 2-4 элементов;
- Сортирование предметов по признакам – по размеру, цветовому соотношению, форме, типа материала, из которого изготовлены;
- «Кто чем питается» – для такой игры детям 2 лет понадобятся специальные развивающие карточки;
- Сопоставление понятий – много-мало, высокий-низкий, мягкий-твердый и так далее;
- Загадки – малыш должен по описанию узнавать предмет или животное;
- «Часть и целое» – суть таких зданий состоит в том, чтобы по фрагменту (хвост, лапа, хобот или что-то другое) дети узнали, кто перед ними.
Игры, развивающие внимание
Эти задания потребуют от детей 2 лет усидчивости. К тому же они научат крох концентрироваться на конкретном объекте. Развивающие игры для детей на внимание могут быть следующими:
- «прятки»;
- «найди по силуэту предмет»;
- «отыщи пару»;
- «какой кусочек откололся от картинки»;
- поиск предметов – по 1-му или 2-м признакам;
- «найди такой же узор» и так далее.
Игры, развивающие речь
Такие увлекательные занятия направлены на обогащение словарного запаса карапуза. Первоначально взрослые столкнуться могут с тем, что малыш отвечает «детским языком». Психологи и логопеды сходятся во мнении, что все крохи, начавшие постигать развивающие игры для детей 2 лет, проходят этот этап. Через время они уже начинают отвечать по-взрослому.
Игры, развивающие речь ребенка в 2 года, могут быть такими:
- «Вопрос-ответ». Взрослый в упрошенной форме расспрашивает малыша, что он видит на картинке.
- Обсуждение прочитанного – стишка, сказки, рассказа.
- Обучение использования в речи эпитетов. Нужно помочь малышу не просто упоминать какие-то предметы, рассказывая, что видит на картинке, а описывать их.
- «Сказочник». Ребенок 2 лет вместе со взрослым пытается пересказывать короткие истории.
- Изучение с малышом предлогов, наречий и местоимений.
- Прослушивание песен и сказок.
- Знакомство с новыми предметами. Важно не просто называть их, а показывать, из каких элементов состоят, для чего нужны и так далее.
Развивающие игры для детей 2 лет дома
Для таких увлекательных занятий могут использоваться покупные наборы или подручные средства. Крохам очень нравятся такие игры. Направлены они могут быть на развитие различных навыков и способностей детей. Очень нравится малышам 2 лет лепка. Такие развивающие занятия для детей могут включать следующие упражнения:
- раскатывание ;
- игра с тестом;
- работа с пластмассовым ножом;
- лепка фигурок из пластилина либо теста.
К тому же развивающие занятия для детей 2 лет дома могут включать в себя рисование. Сначала кроха осваивает выполнения простых линий: дорожек, прямых и волнистых. В этом же периоде дети учатся правильно подбирать цвета: если рисуют солнышко – желтый, траву – зеленый, море – синий и так далее. К тому же ребенок во время таких занятий осваивает работу с кисточкой.
Также развивающие игры для детей 2 лет стимулируют мелкую и общую моторику. Они могут включать в себя такие занятия:
- застегивание липучек;
- пересыпание круп;
- лепка;
- аппликации;
- взбивание венчиком мыльной пены;
- собирание воды губкой;
- сминание бумаги;
- игра с прищепками;
- составление узоров при помощи макаронных изделий, круп;
- перекладывание бусинок пинцетом.
Развивающие компьютерные игры для детей 2 лет
Между бабушками-дедушка и родителями не утихают споры по поводу того, можно ли в таком возрасте сидеть у монитора. Люди старой закалки считают, что лучшие развивающие игры для совершенствования навыков детей 2 лет – это беготня во дворе. Такую точку зрения они аргументируют тем, что у компьютера зрение падает, осанка портится, да и ребенок становится нервным. Однако если подойти с умом к такому развивающему занятию, все эти последствия пожинать не придется.
У малыша должны быть установлены временные ограничения пребывания у компьютера. К тому же родителям следует ответственно отнестись к тому, какую игру запустить чаду. Существуют развивающие программы для детей 2 лет. Их суть заключается в том, что крохе нужно перевернуть картинку, достроить домик, собрать или найти того, кто спрятался. Такие занятия очень увлекательные.
Развивающие настольные игры для детей 2 лет
К этому возрасту ребенок уже способен воспринимать элементарные правила и может манипулировать предлагаемыми ему предметами. Однако домашние развивающие игры для детей 2 лет несколько отличаются от тех настольных карточек, что предусмотрены для малышей постарше. Можно выделить 3 основных различия:
- Простота правил.
- Игра заканчивается раньше, чем успевает надоесть непоседе.
- Все элементы выполнены из натурального прочного материала.
Различают такие познавательные пособия:
- развивающие игры для детей 2 лет - раскраски;
- карточки для изучения транспорта, времен года, профессий и так далее;
- игра «продуктовый магазин»;
- карточки «съедобное-несъедобное»;
- пособие «учим время» и другие.
Развивающие подвижные игры для детей 2 лет
Двухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать?
С ребенком в 2 года можно поиграть во множество игр!
Особенности возраста
- У ребенка заметно улучшается координация движений, поэтому малыш становится способен играть с конструктором , сортером, мозаикой, пазлами и подобными игрушками.
- Логическое мышление крохи развивается очень быстро. Ребенок способен находить решение разнообразных задач, выяснять, как работает предмет или как он устроен.
- Одновременно развивается и чувство пространства. Ребенок пробует направлять мяч ударом ноги, забрасывать его в кольцо. Общая координация во время передвижения становится лучше – у ребенка получается контролировать направление, в котором он двигается, остановки, а также скорость движения.
- Независимость и самостоятельность ребенка 2 лет также увеличивается. Теперь малыш будет пробовать изучать новое без вашей помощи.
Большинство детей в 2 года проходят через кризис "нет"
Что должен уметь ребенок?
Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:
- Бегать и подниматься по лестнице.
- Закрывать и открывать дверь.
- Перешагивать через препятствия.
- Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
- Собирать пирамидку из колечек разной величины.
- Ловить мячик обеими руками.
- Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
- Есть ложкой, а также пить из чашки.
- Помогать маме по дому.
- Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
- Отвечать на простые вопросы.
- Показывать части тела и лица.
- Произносить около 100-300 слов.
- Связывать 3-4 слова в предложение.
- Называть предметы на картинке.
- Прощаться и здороваться.
- Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
- Имитировать звуки животных.
- Рисовать каракули на бумаге.
- Различать 3-4 цвета.
Усердно позанимайтесь с ребенком на "слабые" области
Рост и вес
По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:
Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.
К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.
Рассчитайте календарь прививок
Виды развития ребенка
Физическое
Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.
Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:
- Чередуем быстрый бег с медленным.
- Бегаем на носочках.
- Учим ребенка прыгать на двух ногах на месте.
- Игры с мячом – бросаем об стену, ловим, бросаем маме.
- Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу.
- Копируем движения животных после показа мамой – прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, ползаем, как гусеница, громко топаем, как слон, машем руками, как птица.
- Перекатываемся по полу.
- Прыгаем, как лягушка, из полуприсевшего положения.
- Тянемся вверх к подвешенным предметам.
- Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
- Переносим нетяжелые вещи большого размера.
- Ходим по неровной поверхности.
- Ходьба по нарисованной линии – прямой и извилистой.
- Подлезаем под натянутую веревку.
- Вместе с другими детками бегаем паровозиком, играем в догонялки, устраиваем хоровод.
- Висим на кольцах или турнике.
- Осваиваем лазание по спортивной стенке.
- Прыгаем по «кочкам» – разложенным на полу подушкам.
- Пролезаем сквозь туннель.
- Прыгаем на фитболе.
- Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
- Ходим на руках.
Дети двух лет очень любят играть в активные игры
Познавательное
Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:
- Изучение геометрических фигур.
- Изучение цветов предметов.
- Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
- Найти пару, выбирая из похожих предметов.
- Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях.
- Изучение понятий «мало» и «много».
- Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
- Сортировка предметов по цвету и величине.
- Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
- Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
- Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто что ест» и подобных.
- Отгадывание простых загадок – кто ест травку и говорит «му», кто белый и любит морковку.
- Складывание матрешек и стаканов друг в друга.
- Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
- Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
- Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
- Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
- Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
- Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный».
- Подобрать предмету тень.
- Найти недостающую часть картинки.
- Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось» (добавить картинку или игрушку).
- Игры в прятки.
- Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
- Запоминать сюжет картинки.
- Игра в «наперсток» с маленькими игрушками.
- Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот).
- Изучаем птиц, а также насекомых.
- Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
- Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
- Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
- Изучение часто встречающихся овощей и ягод, а также фруктов и грибов.
- Знакомство со временами года.
- Разговоры на тему транспорта, профессий, поликлиники, частей тела человека, магазина, семьи, аквариума, моря, поездов, материалов, города, электроприборов и другие.
- Если ребенку вскоре предстоит начать ходить в детский сад, важно уделить внимание обсуждению темы садика.
- На прогулке можно изучать правила дорожного движения, растительность, транспорт, небо и солнце, природные материалы (камни, листья, ветки), дома.
- Также во время прогулок можно играть со снегом, с лужами, с солнечными зайчиками, с тенями и с песком.
В первую очередь, игры должны доставлять удовольствие и малышу, и родителям
Сенсорное
Музыкальное
Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.
Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:
- Прослушивание детских песен.
- Прослушивание классической музыки.
- Отличаем разную музыку – медленную от быстрой, грустную от веселой, тихую от громкой.
- Прислушиваемся к разнообразным звукам на прогулке – шуму автомобилей, пению птиц, шуршанию листвы и другим.
- Определяем источник звуков, например, отыскиваем на дереве птицу.
- Играем на разных детских музыкальных инструментах.
- Слушаем звуки разных инструментов.
- Слушаем пение мамы.
- Танцуем с мамой медленно и быстро, прихлопываем и притопываем, делаем «фонарики» ручками, ставим ножку на пятку, а потом на носок, водим хоровод.
Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.
Речевое
Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.
Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:
- Пополнение пассивного словарного запаса крохи, постоянно общаясь с малышом и рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.
- Чтение книг (сказок, стихов), а также обсуждение прочитанного.
- Задавать малышу вопросы об изображении на картинке или происходящем вокруг ребенка.
- Разыгрывать с крохой простые сказки.
- Слушать и петь песни.
- Описывать предметы, которые видит малыш, используя прилагательные.
- Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других).
- Учимся дуть на свечу, листья, вату, а также играем с мыльными пузырями. Дуть можно как плавно, так и резко.
- Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
- Учимся говорить шепотом и громко.
Задувание свечей, выдувание мыльных пузырей является веселым упражнением для речевого развития крохи
Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.
Мелкая моторика
Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:
- Пальчиковая гимнастика.
- Занимаемся рисованием, созданием аппликаций и лепкой.
- Игры с рамками-вкладышами, конструкторами, мозаикой, шнуровками, сортерами, пирамидками.
- Пересыпаем крупу из одной емкости в другую, используя ложку, воронку, руки, детскую посудку.
- Переливаем воду из одной емкости в другую, используя детскую посуду, лейку, кувшин, воронку.
- Игры с наклейками.
- Застегивание и расстегивание липучек на игрушках, одежде и обуви.
- Расстегивание молнии, кнопок, пуговиц.
- Вылавливаем в воде (в тазике, миске, стакане) маленькие плавающие предметы ситом или ложкой.
- Набираем воду пипеткой либо клизмой, переливаем в другую емкость.
- Собираем воду с помощью губки.
- Комкаем и рвем бумагу.
- Создаем узоры, используя небольшие камешки, крупную фасоль, макароны, палочки.
- Игры с прищепками.
- Подбираем крышку к банкам и бутылочкам. Закручиваем и откручиваем их.
Из подручных средств можно придумать множество занятий для развития крохи
Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.
Творческое
Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.
Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:
- Рисуем круги, линии (они могут быть длинными, короткими, горизонтальными, вертикальными), дорожки.
- Дорисовываем ниточки к шарикам, стебли цветам, иголки ежику, траву, дождь и другие простые элементы.
- Рисуем узоры на полотенце либо коврике.
- Выбираем цвет для рисунка.
- Рисуем палочкой по снегу, манной крупе или песку.
- Оставляем на бумаге отпечатки краски, используя губку и штампы.
- Учимся рисованию красками, используя кисточку.
- Рисуем пальчиками.
- Пробуем раскатывать пластилин или тесто , делая колбаски и шарики.
- Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
- Раскатанную колбаску соединяем концами.
- Лепим комочки пластилина на картон, например, чтобы получились украшения на елке, зернышки для курочки.
- Учимся размазывать пластилин по бумаге.
- Оставляем отпечатки на пластилине или тесте, используя разные предметы.
- Режем тесто ножиком из пластмассы и вырезаем формочками для печенья.
- Делаем аппликации из рваной или скомканной бумаги, а также из ваты.
- Выполняем аппликацию объекта, состоящего из двух или трех частей, например, гриба, дома.
- Делаем сюжетные аппликации из двух или трех объектов, например, дом, туча и солнце.
- Используем в играх блоки Дьенеша, конструктор лего, а также палочки Кюизенера. Строим из них дом, мост, забор, гору.
Творческое развитие крохи - это весело!
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию.
Социальное
Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:
- Обращаем внимание карапуза на других деток, стараясь пробудить к ним симпатию.
- Знакомство с другими детьми во время прогулок, предложение поиграть вместе. Так как в данном возрасте детки не умеют еще взаимодействовать в игре, очень важно участие в совместной игре взрослого. Особенно важно учить кроху играть с другими малышами, если вскоре ребенок начнет посещать детский сад.
- Учим ребенка меняться игрушками.
- Объясняем, когда нужно жалеть других людей, например, если мальчик упал.
- Обучаем ребенка мыть руки с использованием мыла, полотенца.
- Убираем вместе с малышом со стола после еды.
- Собираем разлитую жидкость губкой.
- Учим кроху самостоятельно снять одежду, а также надеть ее.
- Поливаем с ребенком цветы.
- Вместе убираем игрушки, складывая их на место.
Учите ребенка делиться игрушками, сочувствовать детям
В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.
У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.
Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.
Примерная программа упражнений на неделю
Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:
- Не перегружать ребенка занятиями в целом.
- Не повторять одинаковые занятия.
- Не упустить какой-либо вид развития.
- Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.
Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
|
Физическое развитие | Игры с мячом | Бег с препятствиями | Ходьба по нарисованной волнистой линии | Занятие с фитболом | Прыжки по «кочкам» | Игра в «улитку» | Ходьба на руках |
Познавательное развитие | Собираем пазл | Находим целое по части | Подбираем предмету тень | Изучаем домашних животных | Сортируем предметы по цвету | Изучаем времена года | Ищем пропавшую игрушку |
Сенсорное развитие | Щупаем холодные и теплые предметы | Изучаем материалы на ощупь | Изучаем вкус | Трогаем гладкие и шершавые предметы | |||
Мелкая моторика | Играем с крупой | Пальчиковая гимнастика | Игра со шнуровкой | На прогулке создаем узоры из маленьких камешков | Игра с прищепками | Игры с песком | Игра с наклейками |
Музыкальное развитие | Поем с мамой | Слушаем звуки музыкальных инструментов | Слушаем классическую музыку | Слушаем детские песенки |
|||
Речевое развитие | Читаем сказку | Читаем стихи | Кривляемся перед зеркалом | Обсуждаем картинки в книге | Разыгрываем сказку | Задуваем свечи | Совместное чтение с обсуждением прочитанного |
Творческое развитие | Рисование красками | Лепка с соленым тестом | Аппликация из рваной бумаги |
||||
Социальное развитие | Общение с другими детками | Идем в гости | Прогулка в песочнице |
Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.
В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.
Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным. Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи. Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось. Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку. Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.
Получайте удовольствие от игр с малышомУход и режим
Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:
- Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
- Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
- После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
- Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
- Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.
Антонина Ломакина
Игровые занятия с детьми 2-х лет
Возраст ребёнка до 3 лет- самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребёнком. Игра- первое, чему нужно научить любого малыша.
Именно в возрасте до 3 лет ребёнок начинает посещать детский сад. Первые дни в детском саду- один из самых волнующих моментов в жизни каждой семьи. К какой воспитательнице попадёт ребёнок, понравится ли ему в детском саду, как быстро привыкнет к новой обстановке, найдёт ли себе друзей, не будут ли его обижать…. Эти и ещё многие вопросы волнуют каждого родителя.
Маленький ребёнок ещё не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагога на данном этапе- помочь ребёнку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке.
Адаптация к детскому саду- сложный, а иногда и длительный процесс, продолжающийся от 1 до 3 недель, но бывает, затягивается на полгода и даже год!
Вхождение ребёнка в коллектив должно быть постепенным. Сейчас существует много групп кратковременного пребывания. Задача таких мини-групп не только воспитать полноценную и разностороннюю личность, но и помочь ребёнку безболезненно пережить поступление в детский сад.
На занятиях дети знакомятся со следующими видами игр :
Подвижные («Прятки» , «Поймай собачку» , «Маленький-большой» , «Дождик и солнышко» , «Через ручеёк» , «Воробушки и автомобиль» )
Спортивные (ползание, лазанье, ходьба, игры с мячами, прыжки, бег)
Музыкальные (игра на музыкальных инструментах, угадывание, что звучит, слушание музыкальных произведений)
- физкультминутки : «Зайка серенький сидит» , «Мишка косолапый» ; пальчиковые игры : «Этот пальчик- мама» , «Сорока-белобока» ; хороводы «Как на наши именины» , «Раздувайся, пузырь»
Упражнения для развития речи (чтение потешек, стихотворений, сказок; игры на понимание слов «Что это?» , «Что делает?» , «Какой он?»
Игры-драматизации (инсценировка сказок и потешек : «Курочка ряба» , «Репка» , «Теремок» и. т. д)
На развитие мелкой моторики рук (Переложи горох, мозаика, сними прищепки, прикрепи магниты, шнурки)
Артикуляционная гимнастика (дыхательные упражнение «Дуем на одуванчики, вату, воду» , «Мыльные пузыри» )
Ролевые игры с куклами и мягкими игрушками (покормить, одеть , причесать, положить спать) : «Магазин» , «Доктор» , «Моем посуду»
Обучающие на развитие внимания, памяти, мышления «Подбери двери к домикам» , «Кто на чём играл?» , «Найди одинаковые предметы» , «Убери лишний предмет» , «Чем отличаются предметы»
Конструирование строительство из деревянных деталей башенок, поездов, домиков
Рисование цветными карандашами, гуашевыми красками : пальчиками, ладошками
Лепка из пластилина и глины
Аппликация наклеивание заранее вырезанных из цветной бумаги деталей
Чтобы сделать занятия более эффективными , надо обратить внимание на следующие моменты :
До начала занятий ознакомьтесь с игровыми заданиями , продумайте план занятия , подготовьте необходимый материал;
Не забывайте о технике безопасности! Вы должны быть уверены, что ребёнок не проглотит или не засунет себе в нос или ухо мелкий предмет, не упадёт;
Организуйте рабочее пространство, уберите отвлекающие предметы;
В начале занятия необходимо вызвать у детей желание к совместному творчеству;
Ваша речь должна быть чёткой;
Важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие во всех играх детей;
Если некоторые отказываются заниматься, не навязывайте им игры. Начните занятие , и очень скоро эти дети захотят присоединиться к вам;
Будьте доброжелательны и уважительны к детям;
Похвала - прекрасный стимул для дальнейшего развития ребёнка. Не забывайте об этом!
Что должны уметь делать дети от 2 до 3 лет.
Для того чтобы оценить насколько правильно развивается ребенок необходимо знать, что он должен уметь в возрасте 2-3 лет :
Выполнять сложные просьбы, которые состоят из 2-3 действий. Например : подойти к шкафу, открыть дверку, взять кофту и закрыть дверь.
Уметь говорить простые фразы и понимать родителей.
Желательно уметь самому раздевать и одеваться. Этому легко научить, показав несколько раз.
Самостоятельно ходить на горшок и мыть руки.
Резать бумагу ножницами. Это не опасно.
Строить несложные постройки из кубиков или конструктора; Собирать пирамиду от 8 деталей;
Собирать логический кубик, правильно подобрав детальки к отверстиям. Главное не торопите ребенка. Если он не понимает что вы от него хотите, придумайте задание легче. А потом добавьте еще один пункт. Не забывайте, что многое для ребенка в новинку. Помогайте малышу во всем, и обязательно проявляете терпение, ведь у него не все и не всегда может получаться с первого раза.
Публикации по теме:
Физкультурно-игровой проект для детей младшего дошкольного возраста «Веселые воробышки» (сюжетно-игровые занятия) Пояснительная записка: Государство, каждая семья заинтересованы в воспитании подрастающего поколения, его здоровом образе жизни. Здоровье.
Гендерные игры и игровые ситуации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста Занятие на тему: «Мальчишки и девчонки» Программное содержание: Учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками,.
Игровые комплексы с детьми 1,5–2,5 лет в адаптационный период Игровые комплексы с детьми 1,6 -2,5 года в адаптационный период Выполнила: старший воспитатель Череданова И. В. 1. «Мишка» Цель: помочь.
Игровые технологии - эффективное средство развития связной речи в работе с детьми с ОНР Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания.
Игровые занятия по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Рыбки» Игры по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста «Рыбки.» Цель: Развитие творческого воображения, фантазии у детей.
Конспект коллективного просмотра «Игровые занятия по формированию целостной картины мира «Мой любимый детский сад» Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть и послушать вас, как вы отвечаете на вопросы. Давайте поздороваемся с.
Иногда маме кажется, что все игры с ребенком переиграны, а занятия переделаны и трудно придумать чем бы еще занять ребенка дома. Специально для таких случаев мы сделали эту подборку.
Идеи развивающих игр и занятий для детей 2 — 3 лет
В возрасте от года и до трех — четырех лет основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком 2-3 лет стоит организовывать именно в виде игры.
Игры, направленные на физическое развитие и выплеск детской энергии
Некоторые из игр можно проводить дома, а некоторые отлично подойдут и для детской прогулки.
- Ходьба по кривой дорожке, бревнышку, горке или кочкам;
- Бег — догонялки, салочки, бег с препятствиями или по заданному маршруту;
- Прыжки через скакалку, препятствия, воображаемый ручеек или в классики;
- Лазанье через импровизированные тоннели, по дивану или по спортивной стенке;
- Хороводы и танцы;
- Игра в прятки или жмурки;
- Зарядка игровая или со стихами;
- Катание на велосипеде, самокате или беговеле;
Игры на развитие мелкой моторики
У нас на блоге уже есть отдельная статья — , поэтому здесь приведем всего несколько основных и самых простых вариантов игр.
Все эти игры необходимо проводить под контролем взрослых!
- Трогаем и перебираем различные предметы — пуговицы, застежки, камушки, ракушки, природные материалы. Очень нравятся деткам игра с сенсорными коробочками.
- Учимся застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, кнопки, петельки;
- Играем с различными вкладышами и сортерами;
- Что-то рвем. Можно пробовать рвать цветную бумагу, а затем из кусочков сделать аппликацию;
- Играем с фасолинами, макаронами, крупами. Их можно сыпать, пересыпать руками или ложкой, а также с использованием воронок рассыпать по баночкам, делать поделки;
- Он же может стать неплохой основной для сенсорных коробочек;
- Готовим вместе различные блюда — выпечка, салаты, бутербродики, чай;
- Играем , кубиками, блоками, ;
- Играем в пальчиковые игры — способствуют и развитию моторики, и развитию речи.
Творческие занятия с детьми от года до трех
- Рисуем — красками акварельными, гуашью, пальчиковыми красками, восковыми мелками;
- Лепим из пластилина или теста;
- Делаем различные аппликации — из вырезанных картинок и фигур, рваных кусочков, круп и макарон;
- Учимся держать в руках и рисовать фломастерами, карандашами, ручками;
- Учимся держать в руках детские ножницы и резать бумагу по прямой, по плавным дугам, по сложным фигурам;
- Собираем и делаем поделки из природных материалов;
- Учимся обводить различные предметы и формы;
- Делаем «поделки» из подручных материалов — домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше.
Учим детей играть в простые сюжетно-ролевые игры
- Дочки-матери — покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить. Объектами игры могут быть куклы, мягкие игрушки, а для мальчиков и машинки;
- Играем в магазин;
- Играем в парикмахерскую;
- Играем во врача;
- Играем с машинками и другими видами транспорта — гонки, перевозка пассажиров, перевозка грузов и т.п.
Тренируем память и логику, учим цвета, формы, объем
- Игры с карточками и предметами: что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики;
- Составляем последовательности из кубиков, бусин, карточек;
- Играем в домино и лото;
- Собираем пазлы и разрезные картинки;
- Учимся сопоставлять по разным признакам. Ищем в доме предметы похожие на определенные фигуры или определенного цвета.
Читаем, считаем и развиваем речь
- Учим цифры, буквы, слоги. Пробуем писать их на листе бумаги или доске;
- Считаем предметы, сопоставляем цифры с количеством;
- Читаем и учим детские стихи;
- Читаем рассказы с ошибками и наводящими вопроса стимулируем ребенка продолжать рассказ;
- Загадываем и отгадываем загадки. Для самых маленьких это может быть просьба найти в комнате какой то предмет, подходящий под описание;
- Рассматриваем книги с картинками, читаем рассказы и стихи, слушаем аудиосказки, смотрим диафильмы.
Изучаем с малышами окружающий мир
- Изучаем семью — кто есть кто, кто кому кем приходится, рассматриваем фотографии, рассказываем о членах семьи, общаемся по телефону или видео-звонком на компьютере;
- Изучаем животных какие животные есть, как называются детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки);
- Смотрим Календарь, изучаем время, обсуждаем погоду и погодные явления, времена года, дни недели, праздники;
- Выращивать растения в саду или на подоконнике дома;
- Ходим гулять и кормить птиц;
- Изучаем свет и тени, можно попробовать устроить дома театр теней;
- Устраиваем кукольный театр, настольный театр по сказкам;
- Вместе моем посуду, пол, подметаем или пылесосим, протираем пыль;
- Изучаем различные предметы и их назначение в доме и на улице;
- Изучаем свойства предметов: съедобное -не съедобное, тяжелое-легкое, большое-маленькое, твердое-мягкое и т.д.;
- Изучаем противоположности: мокрый-сухой, холодный-горячий, длинный-короткий;
- Проводим простые домашние эксперименты: превращаем воду в лед, наблюдаем как лед тает в воде, как соль и сахар растворяются в воде, лед в воде, сахар в воде, что происходит при смешивании различных цветов красок;
- Изучаем карты, разговариваем про другие города, страны, про планеты и космос;
- Проводим вместе различные измерения: высота, длина, вес, объем.
Мы собрали более 50 игр и занятий, которые помогут развивать ребенка в 7 различных направлениях. Если выбирать и организовывать хотя бы по 1 занятию в день из каждого направления на 10-20 минут, то ваш день с ребенком станет значительно разнообразнее и веселее. А еще вы удивитесь, когда начнете открывать что-то новое и для себя 🙂
Если описать детскую психику одним словом, то это будет слово «хочу!». Хочу жить, хочу развиваться, хочу познавать мир. А вот способы познания у малышей отличаются. Они зависят от тех психологических качеств и талантов, которые даны ребенку с рождения...
Каждой маме хочется, чтобы ее малыш рос самым умным, получил разностороннее развитие. Вовремя успел проявить свои таланты, а в будущем - состоялся в обществе. Ради этой цели мы, родители, готовы скупить все развивающие игры и пособия. Освоить любые методики. Но как выбрать нужные из огромного множества?
Как развивать ребенка в 2-3 года дома, чтобы ему было интересно играть и учиться, чтобы он познавал мир с радостью?
Тренинг «Системно-векторная психология» обладает знанием, с помощью которого родители с пеленок могут видеть врожденные таланты и склонности малыша и развивать именно то, что задано ему природой .
В этой статье мы рассмотрим, как с учетом психологических особенностей малыша обеспечить ему гармоничное развитие в разных областях:
Знакомство с окружающим миром, изучение свойств предметов
Развитие речи
Общая моторика
Тонкая моторика
Внимание и память
Социальные и бытовые навыки
Как и чем увлечь ребенка в 2-3 года
Что интересно ребенку в 2-3 года? На самом деле - абсолютно все! Если описать детскую психику одним словом, то это будет слово «хочу!». Хочу жить, хочу развиваться, хочу познавать мир. А вот способы познания у малышей отличаются. Они зависят от тех психологических качеств и талантов, которые даны ребенку с рождения.
Один малыш исследует мир на ощупь: ему надо обязательно взять вещь в руки, пощупать, погладить, помять. У другого ребенка сверхчувствительный зрительный анализатор, и максимум наслаждения он получает от света и цвета. А из различных пособий особенно выделяет яркие, разноцветные. Третьему важно слышать: как звучит колокольчик, капает кран, поет птица - он наслаждается познанием мира через тихие звуки.
Развивающая игра для детей 2-3 лет вызывает у ребенка естественный интерес, если она опирается на природные таланты малыша.
Когда природные способности ребенка учтены - малыш взахлеб будет исследовать мир, требовать от вас новой информации, еще и еще. Рассмотрим на простых примерах, как это сделать.
Знакомство с окружающим миром
К двум-трем годам запас знаний ребенка о мире существенно расширяется. Чтобы этот процесс был в радость и ребенок всегда испытывал к нему интерес, важно учесть:
-
Настоящий талант к спорту имеют дети с кожным вектором .
И тело у них под стать: гибкое, ловкое. Такой ребенок сам стремится к высокой двигательной активности. Важно предоставить ему такую возможность. Дома отсидеться не выйдет - летом берите мяч, кегли, скакалки и проводите больше времени на улице. Зимой - важно оборудовать дома спортивный уголок или шведскую стенку, а на улице дать ребенку попробовать свои силы на коньках, лыжах.
Кожные дети стремятся конкурировать, соревноваться, достигать первых мест. При достижении подходящего возраста разумно отдавать таких малышей в спортивные секции.
Дети с кожно-зрительным сочетанием векторов не только гибкие и ловкие, но и стремятся к красоте, эстетике .
Для них больше подойдут танцы и хореография, художественная гимнастика, фигурное катание.
Малыши с анальным вектором - природные домоседы .
И тело у них соответствующее: они часто коренастые, сбитенькие, иногда склонные к полноте. Часто это беспокоит родителей, и они стремятся пораньше отдать своего ребенка в спортивный кружок, чтобы развить подвижность и гибкость. Развить то, чего просто не дано природой - невозможно, и такой малыш может страдать в этих кружках оттого, что он хуже всех. Общую моторику такого ребенка развивают иначе.
Малыш с анальным вектором очень привязывается к привычкам и ритуалам. Если ввести за правило ежедневную утреннюю гимнастику - ее будет вполне достаточно, чтобы такой ребенок в будущем поддерживал физическую форму. Начать можно с подходящих игр с ребенком в 2 года дома - когда под музыку или стишок нужно выполнять определенные действия.
Тонкая моторика
Тонкая моторика тоже имеет отношение к свойствам тела. У малышей от природы разные ручки:
У маленьких кожников - ручки ловкие, чувствительные, пальчики подвижные .
В придачу к этому природа дала им талант конструирования. Поэтому в собирании различных конструкторов и пазлов этот малыш чемпион. Поскольку он познает мир именно через чувствительную кожу, для развития кожному ребенку в 2-3 года важно предоставить как можно больше тактильных ощущений. Это массажи и водные процедуры, лепка из пластилина или соленого теста.
Можно использовать дома развивающие игры для детей 2-3 лет, в которых нужно выполнить поделки из крупы, цветного песка. Подойдут игры, когда с закрытыми глазами ребенок определяет предмет наощупь.
У носителей анального вектора другие ручки - сильные и умелые (если научить) .
В потенциале это мастер золотые руки, способный внимательно и точно выполнять мелкие действия. Но это задача не на скорость, и она не связана с тактильными ощущениями. Просто малыш с анальным вектором усидчив, внимателен, стремится делать все качественно и на совесть.
С таким ребенком пораньше берите на вооружение разные поделки: аппликация, оригами, «мягкая игрушка своими руками», поделки из дерева. Если ребенок наделен анально-зрительной связкой векторов - он имеет талант художника, скульптора. Тогда лучше выбрать лепку из глины, роспись фигурок акриловыми красками.
Внимание и память
Феноменальная память и внимание к деталям - главные козыри носителей анального вектора .
При благоприятном развитии в будущем из таких детей вырастают педагоги и аналитики, эксперты, наличие дополнительно зрительного или звукового векторов дает возможность стать учеными, врачами. Поэтому в занятия для таких детей 2-3 лет важно включить , .
Поможет развивать таланты малыша нахождение отличий между картинками, запоминание изображений и слов. Поскольку эти малыши усидчивые - они с удовольствием будут подолгу заниматься различными настольными пособиями на эту тему.
В других векторах своя специфическая память .
Например, тактильная память - у кожников . Они подвижные и неусидчивые, добиться их внимания трудно. Но можно развить у такого ребенка память на тактильные ощущения (с детьми в 2-3 года - это распознавание тканей или предметов различной фактуры наощупь). Опираясь на природное логическое мышление такого малыша, можно давать ему задачки на запоминание логических пар: «кровать - подушка», «дом-окно» и т. д.
У зрительников - своя, зрительная или эйдетическая память . Поэтому для таких деток важны наглядные пособия. Когда они научатся читать, то будут способны зрительно запоминать правильное написание слов, усваивать огромный объем информации через этот сенсор.
Звуковая память - особый дар звуковика. Он легче усваивает информацию на слух и тоньше, чем другие дети, воспринимает звуки. С такими малышами можно с детства играть в «Угадай мелодию» - только выбирайте отрывки классических произведений. Можно играть в игру «Что звучало» - определять на слух разные звуки.
Социальные и бытовые навыки
Большинство детей 2-3 лет любят игры, в которых можно одевать и раздевать любимую игрушку, знакомить игрушки между собой, проигрывать диалоги. Можно использовать это, чтобы развивать и закреплять социально-бытовые навыки ребенка. Но важно знать, что некоторые малыши имеют в этой сфере свои особенности.
Бытовые навыки и социальное взаимодействие дольше, чем у других, складываются у маленьких звуковиков .
Это связано с их природой: такой малыш имеет самую слабую связь с собственным телом - он погружен в свои мысли и состояния. Позже остальных он может отслеживать желания тела и сообщать о том, что проголодался, замерз или хочет в туалет.
Социальное взаимодействие тоже развивается постепенно и только при благоприятной атмосфере в семье. Звуковик - природный интроверт, любит быть один. Он будет слушать других и вступать в диалог только в атмосфере звуковой экологии. Для такого ребенка может быть сложнее, чем другим, где много шума. И тем не менее - детский сад необходим для его будущей социализации в обществе.
Важно не откладывать поход в детский сад - оптимальное время для этого 3 года, вне зависимости от векторов любого малыша.
Малышам с анальным вектором нужно давать побольше времени для усвоения бытовых навыков .
Поскольку это ребенок, устремленный к качеству, он долго и тщательно возится с каждой пуговицей и шнурком. Если не обрывать и не подгонять его - стремление к совершенству станет крепкой основой для развития ребенка.
Особую важность для такого малыша имеет очищение организма. Дайте ему возможность проводить столько времени на горшке, сколько ему надо. Именно в его случае - это основа для будущего психологического благополучия. Если его обрывают и подгоняют в таком интимном процессе - он растет упрямым, обидчивым, агрессивным.
Эмоционального, впечатлительного зрительника нужно как можно раньше учить сопереживанию и состраданию другим .
Нельзя пугать зрительного ребенка, запрещать выражение эмоций, высмеивать его слезы. Ребенок, не получая удовлетворения своих природных желаний, испытывает страдание, даже стресс - это тормозит его развитие, и возникают трудности в социальной адаптации.
Мы немного разобрали на примерах, как можно развивать у ребенка заданные таланты. Узнать больше о том, что будет полезно для вашего малыша, а что может ему навредить, как его воспитывать, чтобы он рос здоровым, счастливым и «беспроблемным» вы сможете на .
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »