Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Развлечение по экологии в детском саду. Старшая группа

Конспект комплексного занятия «Экологическое ассорти» (интеллектуальное мини-шоу) (Старшая группа)

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, как к родному дому, желание сберечь нашу планету Земля для потомков. Воспитывать понимание красоты слова, пробуждать чувства любви и восхищения окружающим. Развивать знания детей о природе родного края, о влиянии человека, его поведения в природе
Оборудование: волшебный орешек с конвертами, в которых задания, лист от жителей Цветочного города, экологические знаки, дидактическая игра «Экологические цепочки», иллюстрации цветов, которые занесены в Красную книгу; гербарий лекарственных растений, шапочка «Птичка», веночки для танца «Встреча весны», удостоверения «Юный эколог»

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, кто скажет, для чего мы тут все собрались?
- Мы хотим всё знать!
Воспитатель: Есть у меня друзья, не скажу, как звать.
Всё на свете хотят понимать и знать! Кто это?
- Мы!
Воспитатель : а что вы хотите знать?
1 ребенок: - Интересно, почему?
Ну, никак я не пойму,
Почему горбат верблюд?
Что такое целый пуд?

2 ребенок:
Где живут зимой медведи?
Кто отъел кусок луны?
Отчего машина едет?
Почему трубят слоны?
Как писать в тетради строчки?
Как читать с листа слова? (И.Гурина)

3 ребенок: Почему в реке вода?
Облака плывут куда?
Почему летают птицы
И не могут заблудиться?

4 ребенок:
Почему бывает дождик?
Почему течёт вода?
Почему краснеет борщик?
Почему горит звезда?
Почему кот лижет лапу?
Почему нет ночью дня? (С.Зайчик)

5 ребенок:
Почему кричат коты?
Для чего растут хвосты?
Где ночуют в речке раки?
Сколько лет живут собаки? (Л.Заикина)

6 ребенок:

Почему у кошки - лапы,
А у куриц- ноги?
Почему зайчонок в норке,
А медведь в берлоге?
Почему висят сосульки
С крыши вверх тормашками?
Почему у черепахи
Твёрдая рубашка? (Л.Нижегородцева)

7 ребенок:
Говорят мне папа с мамой,
Что я много говорю...
Ну а я ведь не болтаю,
А вопросы задаю.
Потому что есть на свете
Очень много "почему?",
На которые ответить
Очень трудно самому. (Е.Кравченко)

Входит Сова: Мир,таинственный,просторный,
Ждёт открытий,добрых дел.
Всё отдаст тебе,беспорно,
Что узнать ты захотел.(Марина Фейгина)
Я – мудрая Сова, обучаю всех,
К вам я в гости пришла,
На крыльях знания принесла.
Добрый день, дорогие дети!

Воспитатель: Посмотрите, дети, какая гостья к нам пришла. Она хочет нам что-то сказать. Давайте внимательно её послушаем.

Сова: К вам, мои дорогие, обращаюсь я,
Стоит на опушке елочка моя.
Не рубайте её, в лесу летают птицы мои,
Не обижайте их!

Воспитатель: Ой, что ты, Сова – мудрая голова, наши дети – большие любители природы, они знают, что природа – это таинственная книга, в которой много интересного и неведомого. А еще они знают, как нужно оберегать природу, заботиться о ней, приумножать её богатства. И сейчас это мы тебе докажем. Нам пришло одно письмо, но не открывается конверт, как будто он заколдованный (воспитатель пытается открыть конверт)
- Знаешь, Сова, этот конверт не простой, а с секретом.
Сова: Я знаю секрет конверта, он откроется тогда, когда дети споют веселую песню про природу.

Песня "Родная песенка" (Ю. Чичков - П. Синявский)

Конверт открывается, воспитатель достает письмо, в котором находятся задания, на каждом виде заданий – отметка (растения, животные, птицы).

Вопросы о растениях:
Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
Как называется плод у березы? (Сережка)
Самый ядовитый гриб? (Бледная поганка)
Самое высокое дерево? (Секвойя)
В стволе какого австралийского дерева можно разместить небольшое кафе? (В баобабе)
Какое растение опекает, как огонь? (Крапива)
Какие вы знаете лекарственные растения?
(Демонстрация гербария растений и рассказы детей об этих растениях)
Календула (Ноготки)
Это лекарственное растение лечит кашель. Если есть ранка, нужно заварить цветы календулы, промыть её этой водичкой – и ранка быстрее заживет.
Подорожник
Если кто-то поранился, то нужно совать листочек, помыть его, а есть нет воды, вытереть с него пыль. Потом потереть, чтобы появился сок и приложить к ранке. А когда придешь домой, то нужно ранку помазать зеленкой.
Ландыш
С ландыша делают лекарства, которые лечат сердце. И животные лечатся. Лисичка ест красные ягодки ландыша, если заболеет. Но нам их есть нельзя – для человека они ядовитые.
Мать-и-мачеха
У этого растения интересные листочки. Верх – холодный, а низ теплый. Сначала появляются цветы, а потом – листочки. Когда кто-то кашляет, нужно пить чай с листочками мать и мачехи.
Одуванчик
Лекарственное растение. Цветочки появляются весной. С молодых листиков можно делать салат. Это очень полезно потому в листочках одуванчиков много витаминов.
(Потом дети называют названия других лекарственных растений, которые есть в гербарии: мальва, мак, крапива, ромашка, хмель, тысячелистник, спорыш)

Вопросы о живот ных
Кто слышит ногами? (Кузнечик)
Чем зудит комар? (Крыльями)
Чем интересен паук-волк? (Он плюется паутиной)
Чем отличаются насекомые от пауков? (У насекомых 6 лапок, у пауков 8 лапок)
Что ест зимой жаба? (Она спит зимой)
Какое животное летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса)
Самое большое животное на земле? (Синий кит)
Самое высокое животное? (Жираф)
У какого животного 2 горба и 2 желудка? (У верблюда)

Вопросы о пти цах
Каких птиц больше всего на Земле? (Домашних кур)
Какая птица строит своё гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)
Какую птицу называют «крылатая крыса»? Почему? (Она ворует яйца из гнезд других птиц)
Какая птица самая большая? Она быстро бегает, но не умеет летать.
Какая самая маленькая птичка в мире? (Колибри)
Какая птица громче всех кричит? Её слышно за несколько километров. (Павлин)

Воспитатель: Сова – мудрая голова, дети правильно ответили на вопросы?
Сова: Всё правильно, молодцы! А сейчас я предлагаю детям поиграть в игру, которой исполнилось уже 155 лет (с 1960). Эта игра называется «Птичка»
(Дети становятся в круг, в середине круга с шапочкой птички на голове ребенок)
А, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети;
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!

Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.

Нет, не пустим, птичка, нет!
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.

Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю:
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю...

Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке!

О! не бойтесь: в теплый край
Улечу зимою;
А в неволе - светлый рай
Будет мне тюрьмою.

Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить:
Все б тебя ласкали.

Верю, детки: но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.

Правда, правда, птичка! ты
Не снесешь неволи...
Ну, так бог с тобой - лети
И живи на воле!

Пчельникова Августа, "ПОЙМАННАЯ ПТИЧКА"
(Дети поднимают руки и птичка вылетает из круга)

Воспитатель: Молодцы, дети, что отпустили птичку на волю. А теперь послушайте и попробуйте объяснить экологические ситуации.
1 ситуация. Ранняя весна. Дети в парке увидели первые подснежники, пролески, каждый сорвал по цветочку. Подошли к воспитательнице и сказали, что эти цветочки дарят ей. Правильно поступили дети? Какие еще цветы занесены в Красную книгу?
(Дети подходят к фланелеграфу и выкладывают каждый по цветочку, называя его)
2 ситуация. Два мальчика шли по тропинке к ставку и вдруг увидели на земле маленького лягушонка. «Он, наверное, заблудился. Давайте его возьмем к себе!» - сказал один из мальчиков. «Нет, не трогай, он сам найдет дорогу домой» - сказал второй. Кто из мальчиков прав?
3 ситуация. Отгадайте лекарственное растение: в его листьях содержится много витаминов. Весной с его варят зеленый борщ. В старину с его добывали зеленую краску, а с волокон делали мешковину. А вы думали, что она только жжет?
Воспитатель: Интересно путешествовать по стране Природа, но пора и отдохнуть.
Физкультурная минутка (Физические упражнения под песню «Песенка про зарядку» Г.Гладков, Г.Остер)
Сова: Дети, в конверте есть еще одно письмо с надписью «Помогите нам». Давайте посмотрим, что в нем. Что же тут написано? Читает: «В Цветочном городе произошла беда – погибли фруктовые деревья, пчелы перестали собирать сладкий нектар. Что же нам делать? Помогите!»
Воспитатель: Дети, вы хотите помочь жителям Цветочного города? На фланелеграфе нужно выложить цепочку «Что нужно для того, чтобы выросли фрукты?» (Нужна хорошая почва, нагретая солнцем и политая дождиком, нужно посадить дерево, ухаживать за ним и чтобы птицы собирали с него вредных гусениц)
Дополнительные вопросы:
- А если мы уберем из этой цепочки дождик? (Тогда земля будет холодной и почки на веточках не раскроются)
- А если убрать птиц? (Тогда гусеницы съедят листочки и цветочки и фрукты не вырастут)
Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь нужно помочь пчелкам и выложить цепочку, которая покажет, что нужно для того, чтобы пчелы собрали мед.
(Чтобы пчела собрала мед, нужно, чтобы из земли, нагретой солнцем и политой дождем, выросли цветы и деревья)
Дополнительные вопросы:
- Что случится, если цветы не вырастут? (Пчелкам не с чего будет собирать сладкий нектар)
- А если убрать из цепочки воду? (Цветы и деревья не будут расти без воды)
- Какая роль человека в этих цепочках? (Человек сажает цветы, деревья, кустарники, ухаживает за ними, поливает, когда нет дождей; собирает урожай; вывозит ульи пчел в поле, лечит их)
Воспитатель : Видите, дети, как в природе всё взаимосвязано? Наверное, жители Цветочного города забыли о каком то важном звене в цепочке, вот и приключилась беда. Без помощи человека деревья и цветы не всегда могут себя защитить. И человек не может без них жить.
- Дети, давайте вспомним правила поведения в природе. В этом нам помогут экологические знаки.
- Не зажигать костры на траве и около деревьев
- Не включать радио и магнитофон в лесу – это пугает птиц и зверей
- Нельзя ловить красивых бабочек
- Не ломайте ветки деревьев
- Не оставляй после отдыха мусор
- Нельзя ножом вырезать на деревьях слова, резать их кору
- Не рви цветы на лугу в лесу, они все равно завянут по дороге домой
- Не рви грибы, а срезай их ножом. Если это ядовитый гриб, все равно не нужно его топтать. Например, мухомором лечатся лоси и некоторые птицы.
- Нельзя брать диких животных домой, они должны жить в природе
- Не обижай, не убивай жаб и ужей – они полезные
- Нельзя трогать в гнездышках яйца, потому что птица бросит гнездо и тогда птенчики погибнут
- Не рви паутину в лесу
- Не разрушай муравейники
- Зимой нужно делать кормушки и кормить птичек

Всё верно вы сказали, Нужно любить и беречь природу, красоту, которая нас окружает.
- Дети, а кто хочет рассказать красивый стих о природе?

Дети рассказывают стихи:

Идет коза, растет лоза, густой листвой одета.
Глядит коза во все глаза: «Не для меня ли это?»
Спит коза, трещит лоза, козе и горя мало.
Закрыв глаза, грызет коза. Всю красоту сжевала.
Когда, малыш, ты в сад бежишь, обрызганный росою,
Не рви цветов, не гни кустов, не надо быть козою!

Поют для вас от всей души
На ветке птицы – щебетушки.
Побеспокойтесь, малыши,
Чтоб были полными кормушки.

Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите.
Все на свете нужны.
И мошки на свете
Не меньше нужны, чем слоны
Нужны все на свете,
Нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.

Воспитатель: Теперь ты убедилась, уважаемая Сова, что наши дети – настоящие любители природы?
Сова: Да, конечно, дети поразили меня своими знаниями о Матушке – природе, а так же я узнала много нового. И я верю в то, что такие заботливые и бережливые дети не причинят вреда природе.
Воспитатель: Дети, к нам пришла весна, Земля просыпается от зимнего сна. Давайте встретим весну весенним танцем.

Танец «Встреча весны»

Воспитатель : От природы человек берет всё, что ему нужно для жизни. Вот почему к Матушке-природе нужно относиться с заботой. И от того, как мы будем относиться к ней, будет зависеть наше будущее. Уничтожить природу легко, а сберечь трудно. На память о том, как вы учились беречь природу, относиться к ней с любовью, вам вручаются свидетельства «Юный эколог»

Сова и воспитатель вручают детям свидетельства.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Фантазеры»

Программные задачи:
1. Опытническим путем познакомить детей со свойствами воздуха и воды.
2. Помочь детям развивать навыки анализа, решать познавательные задачи.
3. Формировать у детей познавательные способности, интерес к экспериментированию.
Оборудование: решето, 2 емкости для воды, 2 лейки, губка синяя большая, спички, апельсин, баллон, шары, большой пластиковый мешок, зонтики.Ведущая предлагает детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (с движениями) .
-Ребята, вы любите волшебство? (Да)
-Сейчас я превращу вас в волшебников. Закройте глаза:
«В руку палочку возьму, ей тихонько я взмахну, превращу я вас, в волшебников сейчас». (задевает палочкой каждого по плечу)
-Откройте глаза, вот теперь вы волшебники.
А раз мы волшебники, то должны творить чудеса.
Дети, нам нужен предмет, что бы творить чудеса. А вот какой вы узнаете, когда отгадаете загадку:
«Новая посудина, а вся в дырках». (решето, сито)
- Для чего нужно решето? (просеять муку)
А еще с помощью решета можно сделать дождик.

Опыт с водой

Дети, почему воду трудно удержать в решете? (жидкая, текучая)
- А в ладошках можно удержать воду? (да)
- Давайте проверим.
- Воду трудно удержать, она стремится убежать.
Отгадайте загадку:
С неба пришел, в землю ушел? (дождь).
Как вы думаете, когда особенно часто идут дожди? А вы знаете, как образуется дождь? Сейчас мы с помощью губки попробуем сделать дождик.
Опыт «Откуда берется дождь?»
Сначала дети рассматривают губку, потом опускают в емкость с водой, сжимают ее, делают «дождь» и «сильный дождь».
Ребята, как настоящая волшебница может быть разной, то превращается в лед, то в снег, то в дождь или превращается в сосульки.
Без досок, без топора
Через речку мост готов.
Мост прозрачное стекло,
Скользко, весело, светло. Лед.
Кто это такой садовник-
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и цветы? Дождь.
Белая скатерть все поле укрыла. Снег.
Белая морковка зимой растет? Сосулька.
Подвижная игра « Под зонтом».
Ребята предлагаю вам еще один опыт с водой, называется он «Чудесные спички».
Согнутые спички под воздействием воды распрямляются и образуют звезду.
Как вы думаете можно ли с помощью стеклянной банки сделать облако. Давайте попробуем.
Опыт «Облако».
Ведущая: Ребята, если человек без воды сможет прожить несколько дней, то без воздуха жизнь не возможна. Воздух нам необходим для дыхания, давайте проведем эксперимент «Сколько времени можно не дышать?»
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. Воздух.
Воздух невидим, но он распространяется во всех направлениях, не имея собственного запаха, может их передавать.
Опыт «Чем пахнет воздух».
Ведущая: Давайте пофантазируем, можно ли встать на воздушный шарик, а сесть, не получается. Так давайте попробуем на нем полежать. Вот незадача, опять ничего не получается. А может быть попробовать сложить все воздушные шары в большой полиэтиленовый мешок и еще раз попробовать. Наконец то получилось.
Опыт с воздушными шарами.
Все вы знаете, что если проколоть воздушный шар, то он лопнет, но с вами сегодня волшебники и проколем шарик без всякого для него вреда.
Опыт «Как проткнуть шарик, чтобы он остался целым».
Ведущая: Давайте немного поиграем с воздухом.
Подвижная игра «Ловим воздух» с пакетами.
Ну, что ребята, сегодня мы были и волшебниками и учеными и фантазерами. Что вам понравилось? Теперь вы знаете, какими свойствами обладают воздух и вода и нам без них не прожить. Как вы думаете, что важнее для человека? Правильно! Воздух и вода не отделимы друг от друга.
Желаю всем удачи и до новых встреч!

Алена Попова
Сборник опытов по экологии. В помощь воспитателям

«…логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей.»

К. Ушинский

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение , экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно , заботливо, гуманно относились к природе, постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по экологии подкреплять в опытах и экспериментах .

Для каждой возрастной группы ДОУ (средней, старшей, подготовительной) даются подробные сценарии опытов и экспериментов по экологическому воспитанию дошкольников .

Пособие адресовано воспитателям ДОУ и родителям дошкольников.

Цель :. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

Задачи :

Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия , совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Развивать мелкую моторику и тактильною чувствительность,учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух)

Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой

Продолжать учить любоваться красотой летней природы

Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух)

Опыт «Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

Ход опыта : повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.

Вывод : солнце нагревает предметы.

Опыт «Буря»

Цель : доказать, что ветер – это движение воздуха.

Ход опыта : дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы : Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.)

Вывод : ветер – это движение воздуха.

Опыт «В почве есть воздух, в воде несть воздух»

Цель : закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.

Ход опыта : взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку : один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

Вывод : мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.

Опыт «Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха

(не имеет определенной формы. Распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперементирования.

Ход опыта : воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод : воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Опыт «Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход опыта : Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы) .

Вывод : семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

Опыт «Какое значение имеет размер семян?»

Цель : показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

Ход опыта : Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.

Вывод : всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких : среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта : В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками : теплая (ее нагрело солнце,сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая) . Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).

Вывод : изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Опыт «Наблюдение за пауком»

Ход опыта : Рассматривание паучка через лупу : как он выпускает нить; подбегает к месту ее прикрепления; откусывает, и, подбирая свои ножки, пускается в путь.

Опыт «Уличные тени»

Цели : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта : Рассматривание теней. Когда появляется тень? (когда есть источник света) пятно

Вывод : тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

Опыт «Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Ход опыта : Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод : воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

Опыт «Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега.

Ход опыта : Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод : снег под действием температуры тает, превращается в воду.

Опыт «Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда.

Ход опыта :В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод : предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.

Опыт «Уличные тени от фонарного света»

Цель : показать на опыте , как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта : Когда появляется тень? (когда есть источник света) . Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно : тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Вывод : тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света.

Опыт «Определение чистоты снега»

Цель : учить определять чистоту снега.

Ход опыта : Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»

Ход опыта : В две банки налить одинаковое количество воды. Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая, комнатной температуры. Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (лед- твердое, вода- жидкое, пар – газообразное) .

Опыт «Замерзание воды»

Цели : развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.

Ход опыта : Где вода быстрее замерзнет : на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзнет быстрее.

Опыт «Свойства снега»

Цель : продолжить знакомство со свойствами снега.

Ход опыта : В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял) .

Опыт «Таяние и замерзание воды»

Цели : развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта : Двум детям (один в рукавицах, другой-нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед : кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда в разной скорости таяния.

Вывод : лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры»

Цель : закреплять представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.

Ход опыта . С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс.

Вывод : вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.

Опыт «Вода и снег.»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход опыта . Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье- лед.

Вывод : рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/c №1 « Колокольчик»

Сценарий развлечения по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Познавательные уроки Эколенка»

Выполнили воспитатели: Богун Ольга Дмитриевна

Визирова Ольга Владимировна

п. Веселый Ростовской области 2015 год.

Цель: Формировать у детей экологическую культуру. систему ценностных отношений к природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру природы.
2. Формировать основы экологической культуры и культуры природолюбия.
3. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
4. Формировать освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
5. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Материал:

Запрещающие знаки в природе, презентация « Правила поведения в природе», аудиозапись

«Непоседы», трафареты цветов, капсулы от киндер- сюрпризов, пластилин черного и белого цвета, бытовые отходы, 2 корзины. Для опыта: стаканы, мутная вода, воронка из бумаги, камешки, песок.
Действующие лица : Сказочный герой « Эколенок», дети, ведущие.
Ход развлечения
Дети стоят в зале.
Ведущий : Ребята, я предлагаю вам сегодня отправится в лес..Вы хотите побывать в лесу? Тогда повернемся друг за другом и пойдем по тропинке в лес.(Звучит песня «Мы идем на радугу» исп.

«Непоседы» , дети идут друг за другом).

Ведущий : Вот мы с вами и в лесу. Дети, хорошо, в лесу, красиво, чистый воздух, пение птиц успокаивает и радует слух. Послушайте, как в лесу поют птицы.. (Звучит запись «Голоса леса»).

В лесу есть свои правила и законы сохранения порядка в природе. Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим. Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» и « Нет».
1 .На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой -

Мусор унесли с собой! Правильно?
2 .Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста -

Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?
5 .Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?
Ведущий : Молодцы, а что это там за шум? : Кажется кто-то зовет на помощь.
Эколенок: Помогите! Помогите! (вбегает Эколенок)
Ведущий Познакомьтесь, ребята - это мой друг Эколенок. Что случилось?

Эколенок: Здравствуйте ребята.

В лесу беда случилась,

Вокруг всё изменилось:

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит….
Ведущий : Ребята, давайте поможем Эколенку спасти лес! Согласны? Тогда в путь!

(Дети идут под«Мы идем на радугу» исп. «Непоседы ).
Ведущий : Вот мы с вами на лесной поляне. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?

Эколенок: Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали…
Ведущий : Ребята, давайте наведем порядок на поляне, и тогда снова полянка расцветёт, и на неё прилетят красивые бабочки!
Проводится игра-соревнование «Кто быстрее»

На полу разбросаны бытовые отходы: капсулы от киндер - сюрпризов, пакетики, палочки, баночки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку бытовые отходы.

Эколенок : Спасибо вам, ребята. А теперь отдохните и посмотрите, какие красивые бабочки прилетели на чистую полянку.

(Дети садятся на ковер исполняется танец бабочек)

Ведущий : Ребята,мы с вами собрали на полянке весь мусор. Этот мусор называется бытовыми отходами.

А вы знаете, что всем этим предметам можно дать вторую жизнь. Сегодня я вас научу как из капсулы киндер-сюрприза сделать пчелку.

Изготовление пчелок из капсул от киндер сюрпризов.

Ход работы

1 Делаем полоски . Скатать из черного пластилина две длинные тонкие колбаски, крепко прижать их к контейнеру и придавить пальчиком.

2.Делаем крылья. Скатать из белого пластилина два шарика одинакового размера и приплюснуть их пальчиками, стараясь придать форму овала. Приклеить к контейнеру.

3.Делаем мордочку . Скатать и приклеить к контейнеру два одинаковых маленьких черных шарика (глазки) и маленькую колбаску – носик(жало).

Эколенок : А еще в лесу засорился ручеек. Зверям даже воды попить негде.

Ведущий :: Ребята, как же нам помочь Эколенку?

Ведущий : Да, правильно. Нужно научить Эколенка очистить воду, Но фильтра у нас нет, но мы его можем сделать из природного материала, который находится вокруг нас.

(Дети рассказывают)

Опыт: Очистка воды.

Ведущий : Ребята, есть метод очистки воды - это очистка песком и камешками. Почему вода из родника, которая проходит под землей через толщу грязи и песка, не только не загрязняется, но и становится кристально-чистой? Давайте я сейчас покажу,как можно очистить воду. Посмотрите, я набрала воду из загрязненного родника. Какая вода?

Дети : грязная.

Возьмем воронку, поместим в нее песок и будем медленно выливать загрязненную воду (В нее мы положим бумажки мелкие палочки)

Что происходит с водой?

Где остается мусор?

Ответы детей: (мусор остается наверху песка, а вода проходит сквозь него).
Ведущий :Сделаем вывод: Что делает песок и камешки с водой?

Ответы детей: (песок водопроницаем, может пропускать воду и очищать ее)

Эколенок : Спасибо, научили как очистить воду в ручейке. Давайте послушаем, как весело зажурчал ручеек!

(Дети слушают аудиозапись «Журчание ручейка»).

Эколенок : А теперь я предлагаю вам посмотреть интересные картинки о правилах поведения в природе.

(Дети смотрят презентацию.)

Ведущий :Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу.

1ребёнок:

В лесу порядок такой:

Посидел - убери за собой!
2ребёнок:

Муравейники не трогай,

Проходи своей дорогой!
3ребёнок:

Ты деревья не ломай

И цветы зря не срывай!
4ребёнок:

Нельзя в лесу шуметь, кричать,

Зверей из леса забирать
5ребёнок:

Костёр надумал разводить,

Ты не забудь всё потушить,

Тут до беды не далеко,

Тушить пожары нелегко!
Эколенок : Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывайте их выполнять! А ваши знаки я расставлю в лесу,

И тогда для вас награда -

Птицы, звери - все вам рады!

Бабочки порхают,

Цветочки расцветают,

Спеют ягоды для вас,

Приходите, в добрый час!

Ведущий : Вот и пришла пора прощаться с Эколеноком, нам нужно возвращаться в детский сад.

Возьмемся за руки друзья,

И по тропе лесной,

Отправимся к себе домой.

(Дети уходят)

Татьяна Аникина
Открытое занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка» для детей старшей группы

Воспитатель : Аникина Татьяна Викторовна

открытое занятие-развлечение по экологии «Воздух-невидимка » для детей старшей группы

Программное содержание : формировать представление детей о воздухе , рассказать детям о значении воздуха в жизни человека , животных и растений. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха . Вызвать интерес к проведению экспериментов, развивать умение логически рассуждать. Развивать у детей речь , мышление, умение слушать вопросы и отвечать на них, отгадывать загадки. Рассказать о роли растений в очищении воздуха . Воспитывать у детей любовь к природе , интерес к окружающему, отзывчивость, желание помочь, любознательность. Развлечь и эмоционально настроить детей , вызвать радостное настроение.

Оборудование : тазики с водой, пластиковая бутылка (целая, с крышкой, прозрачные пластиковые бутылки со срезанным дном (с крышками) - для каждого ребенка, стаканчики с водой и соломинкой для коктейля (на каждого ребенка, воздушные шары , мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель : - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся. А теперь, мои друзья, друг другу улыбнемся.

Воспитатель : - о чем мы будем сегодня говорить, узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно : Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (воздух )

Воспитатель : - Правильно, это воздух . И именно о нем пойдет сегодня речь. Но прежде сядьте поудобнее на свои места (дети садятся на стульчики) .

Воспитатель : - Кто-нибудь из вас увидел воздух ?

Дети : (Предполагаемый ответ-нет) . Он невидимка. Он повсюду : вокруг земли, вокруг нас, и внутри, и высоко в небе.

Воспитатель : - Есть ли у чистого воздуха цвет и запах ?

Дети : (Предполагаемый ответ-нет) .

Воспитатель : - Поэтому мы его не замечаем. Но мы можем почувствовать его, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром . В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным, сухим или влажным.

Дети, скажите для чего нужен воздух ?

Дети : (Предполагаемый ответ : Воздух нужен для дыхания людям, животным и растениям. Поэтому если бы воздуха не было , на Земле не существовало бы ни растений, ни людей, ни животных.

Воспитатель : - Правильно! А что может случится без воздуха с реками , морями и океанами?

Дети : Предполагаемый ответ : Без воздуха на Земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем , или наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца.

Воспитатель : Да, верно! Можно ли прожить без воздуха 5 минут ?

Дети : Предполагаемый ответ : Без воздуха нам не прожить .

Воспитатель : Ребята, давайте подышим!

(Дыхательные упражнение : «Вдох-Выдох» - Сделайте носом глубокий вдох и выдох через рот (3 раза)

Физкультминутка Воздух-невидимка

Воздух- невидимка , руки вверху вправо-влево

Выходи гулять! «зовём»

Воздух-невидимка , руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду ! потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте

Самого полезного воздуха найду ! руки накрест к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду ! «фонарики»

Воспитатель : Воздух – это смесь невидимых газов : азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных - кислород. Мы вдыхаем воздух богатый кислородом , пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ. Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат?

Дети : Предполагаемый ответ : - Потому, что кислород нам дают зелёные растения. Чем больше на земле лесов и садов. Травы и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух , тем легче дышать человеку.

Воспитатель : - Вот почему надо беречь что?

Дети : Предполагаемый ответ : - Надо беречь каждое деревце, кустик и каждую травинку, где бы они ни росли.

Воспитатель : Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух , потому что только в нем могут распространяться звуки. Там, где нет воздуха , царит безмолвие, тишина.

Ребята! Прислушайтесь! Кто-то стоит за дверью. (Слышится голос Незнайки : Нет! Есть! Нет! Есть)

Воспитатель : - Наверное, кто-то пришел к нам в гости! (Музыка. Вход Незнайки) .

Незнайка : - Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

Дети : Предполагаемый ответ : - Да.

Воспитатель : - Что случилось, Незнайка?

Незнайка : -Я утверждаю, что воздуха нет , потому что его никто не видит.

Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете?

Дети : (Ответы детей )

Воспитатель : - Ребята говорят, что тоже воздух не видели , но знают, что он всегда вокруг нас.

Незнайка :(обращаясь к детям) - А я не верю! Вы докажите, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Воспитатель : - Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть . Но он невидим. Для этого нам надо провести опыты. Вы хотите отправиться со мной в лабораторию? (предполагаемый ответ детей - да ) . Воспитатель одевает халат и очки, берет прозрачную бутылку с крышкой со срезанным дном, и показывая её Незнайке и детям говорит.

Воспитатель : - Ребята, как вы считаете эта бутылочка пустая? Внимательно посмотрите есть ли в ней что-нибудь? (Показывает бутылочку всем детям и в последнюю очередь Незнайке. Выслушивает ответы детей , но не оценивает их.)

Незнайка : - Каждому ясно, что в ней ничего нет и быть не может. Ведь у вашей бутылки даже дна нет!

Воспитатель : (загадочно улыбается) : - Говоришь, нет ничего в нашей бутылке? А вот мы сейчас проверим. (Воспитатель переворачивает бутылку срезанным дном вниз и медленно опускает её в банку с подкрашенной водой и говорит :

– Бутылочку нужно держать очень ровно. Что получилось? (В банке вода поднялась выше, банка кажется полнее) А в бутылку вода попадает?

Дети :(Предполагаемый ответ нет)

Воспитатель : Почему?

Дети :(Ответы детей )

Воспитатель : - Делаем вывод : в бутылке есть воздух , он не пускает в бутылку воду. А сейчас я открою бутылку и выпущу воздух из нее . При этом бутылку из банки я не поднимаю. (Открывает крышку и вода попадает в бутылку, а уровень воды в банке становится меньше)

Воспитатель : - Делаем еще один вывод : воздух легче воды и поэтому, когда я открыла крышку бутылки вода вытолкнула воздух из бутылки , а сама заняла место воздуха .

Воспитатель : - Хотите самостоятельно проделать этот опыт вместе с Незнайкой?

Дети : (Предполагаемый ответ детей - да )

Дети подходят к столам и повторяют опыт с Незнайкой. В это время ставится овальный столик, с тазиком наполненный водой и целая пластиковая бутылка с крышкой.

Воспитатель : - Ребята, то что воздух есть вокруг нас и в бутылке, а еще то что он легче воды можно увидеть, проделав еще один опыт. Интересно, что за опыт?

Дети : (предполагаемый ответ : – да)

Воспитатель : - Давайте сделаем круг вокруг овального столика, на котором стоит тазик с водой. (Воспитатель демонстрирует всем, что из бутылки ничего не сыпется и не льется, закручивает крышку, опускает бутылку на воду)

Воспитатель : - Тонет бутылка? (предполагаемый ответ – нет)

Приложив силу воспитатель погружает бутылку в воду и под водой открывает крышку , появляются звуки и пузырьки.

Воспитатель : - Что появилось в воде?

Дети : Предполагаемые ответы - пузырьки и звуки)

Воспитатель : Откуда они взялись? Это воздух выходит из бутылки , а его место в бутылке занимает вода. А почему Незнайка думал, что в бутылке ничего нет?

Дети : (Предполагаемый ответ – потому что воздух прозрачный , невидимый)

Воспитатель : - Ну, что Незнайка, ты убедился в существовании воздуха ?

Незнайка : - Эка, воздух ! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел вас подразнить. Я, например, знаю, как можно воздух увидеть . Теперь я буду вами руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломку)

Незнайка : - Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям) – Ребята, берите стаканы с трубочкой и водой, и дуйте в соломинку, как я! У вас такое получится! Буря в стакане воды! (дети выполняют)

Воспитатель : - Молодец, Незнайка, это интересный опыт. (дети ставят стаканы с трубочкой на стол и садятся на стульчики)

Незнайка : - А, я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать (пускает мыльные пузыри) Они такие красивые, разноцветные и летают. Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри?

Дети :(Ответы детей .)

Воспитатель : - И я люблю мыльные пузыри пускать, а что находится внутри мыльных пузырей, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка : - Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!

Воспитатель : - Неужели, и вы ребята, так думаете? (Ответы детей ) – А что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло?

Дети : (Ответы детей ) Если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло, то пузыри не взлетели бы.

Незнайка : - Воздух , мыло – какая разница. Вот вы мне лучше скажите – и я, и ребята, все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайки, лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?

Воспитатель : - А, у растений нет никаких носов, но за то на листиках есть маленькие дырочки-отверстия их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Незнайка : - Значит и колокольчику, и березке, всем нужен воздух ? А я об этом не знал! Но я придумал где можно найти много воздуха сразу – в шарике ! Он так и называется - воздушный шарик .

Воспитатель : - Ну что, Незнайка, понял, что воздух есть ?

Незнайка : - Да, теперь понял, что воздух вокруг нас . Просто я считал, что раз я воздух не вижу , значит, его нет. А вы с ребятами убедили меня, что воздух есть .

Воспитатель : - Ребята, давайте пригласим Незнайку с нами поиграть в игру с мячом «Какой воздух - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся, и еще друг другу мило улыбнемся! А теперь, руки опустите. (Тот, кто поймал мяч, возвращает его ведущему со словом-ответом на вопрос : какой может быть воздух - свежий , чистый, теплый, холодный, горячий, влажный, сухой, вредный, полезный, сырой, морской, речной, лесной, городской, грязный, легкий, приятный, не приятный, комнатный, уличный, лечебный)

Незнайка : - Спасибо, ребята! Вы настоящие друзья! И я хочу вам подарить воздушные шары и мыльные пузыри (дает шары и мыльные пузыри воспитателю)

Воспитатель : - Что нужно сказать за такие подарки?

Дети : (Предполагаемые ответы – спасибо)

Незнайка : - Это вам спасибо, ребята! Мне надо бежать к Знайке и показать опыты. До свидания, ребята! (уходят)

Воспитатель : - Молодцы, а теперь садитесь на свои места. Подумайте и скажите где воздух чище в лесу или в городе?

Дети : (Ответы детей )

Воспитатель : – Что должны делать или не делать люди, чтобы воздух был вокруг нас чистым?

Дети : Предполагаемые ответы – не ломать деревья, не рвать траву, садить деревья)

Воспитатель : - Ребята, вы молодцы! А сейчас внимание на экран. (Просмотр видеоролика «Давайте сохраним» музыка И. Калашникова, слова Н. Старшинова )