Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Ребенку больше 2 лет не разговаривает. Если ребенок в два года не говорит: причины и обучение

Первые слова, произнесенные малышом, вызывают особый трепет у родителей. С этой поры они начинают верить, что их чадо вот-вот начнет связно разговаривать. Однако происходит так далеко не всегда. Случается так, что даже когда ребенку почти 2 года, не разговаривает малыш, а выдает окружающим только несвязные звуки. При этом он может лишь мычать, показывая на нужный ему предмет пальцем. Когда же родителям начинать беспокоиться при возникшей ситуации и вести свое чадо на прием к специалисту? В каких ситуациях достаточно просто подождать - и ребенок начнет разговаривать сам?

Этапы развития речи

От того, насколько ребенок способен оперировать понятиями своего родного языка, можно судить об уровне его развития, а также об успеваемости в будущем. Именно поэтому речь малыша стоит развивать с самого рождения, следя за правильностью произношения (в соответствии с возрастом) и своевременным расширением словарного запаса. При этом родителям не стоит терять зря времени, действуя вслепую. Прежде всего им нужно понять, каковы этапы развития речи малыша.

Первый из них проходит от самого рождения до года жизни. Данный этап называется довербальным. До трехмесячного возраста малыш только воспринимает речь близких ему людей. Однако уже и в этот период у него существует потребность общения. Чем чаще родители будут разговаривать со своим чадом, тем больше у него появится предпосылок перехода к следующему этапу развития речи. При этом произноситься слова должны нежно и ласково, четко и с улыбкой на лице. Это важно для становления будущей дикции ребенка.

К полугодовалому возрасту малыш начинает осваивать искусство диалога. Вначале он произносит слоги, понятные только ему. Ими маленький человечек обозначает те предметы, которые нужны для игры. По-своему называет малыш и близких ему людей, а несколько позже и некоторые действия. Родителям важно не переходить на язык своего чада, называя предметы правильно.

От года до трех лет длится следующий этап развития, когда начинает возникать речь. Малыш учится составлять из слогов слова и понимать их значение. Теперь ему не обязательно видеть тот предмет, который он решил попросить. Он уже сам может назвать нужную ему вещь. На данном этапе ребенок способен ответить на вопрос взрослого человека, так как ему понятен смысл уже целого предложения.

В возрасте от 3 до 7 лет малышу предстоит пройти этап, который характеризуется развитием речевого общения. В этот период родной язык ребенок осваивает самостоятельно во время игр и познания нового. Взрослым стоит помнить о том, что на данном этапе от них требуется правильно оперировать словами и стараться отвечать на возникающие у малыша вопросы. При этом разъяснения должны быть не однозначными, а красноречивыми, со множеством примеров. Если родители способствовали правильному развитию своего ребенка, то в будущем он отблагодарит их хорошей успеваемостью по всем школьным предметам.

Проведение своевременной диагностики

На каждом из этапов развития речи родители должны внимательно следить за поведением малыша. Проведение своевременной диагностики явится первым шагом на пути к выздоровлению их чада. Что должно насторожить мам и пап? Они должны забить тревогу в том случае, если:

  • новорожденный не проявляет никакой реакции при громких звуках и не поворачивает голову на голос матери;
  • малыш не начинает гулить в период от 2 до 4 месяцев и не высказывает активную реакцию на появление около него близких людей;
  • у ребенка наблюдается малая активность речи или полное отсутствие лепета в возрасте от девяти месяцев до одного года;
  • малыш не произносит в 12 месяцев самые простые слоги и не выполняет элементарные устные просьбы (к примеру, показать животное на картинке);
  • маленький человечек в 1,5 года не говорит простые слова («мама», «баба» и т. д.), а также не проявляет никакой реакции при произношении взрослыми его имени;
  • ребенок 2 лет не разговаривает или плохо произносит слова при невнятной и односложной речи;
  • малыш старше трех лет не способен составить самое простое предложение, знает менее тридцати слов и нередко путает их окончания.

Любой из вышеперечисленных признаков является поводом для обращения к специалисту. Это даст возможность исключения патологии или ее своевременного лечения.

Неврологические проблемы

Бывает, что ребенок 2 года не разговаривает, мычит и только показывает пальцем на нужный ему предмет. Такая ситуация может быть следствием неврологического заболевания. Отмахиваться от проблемы, ожидая, что все образуется само собой, не стоит. Чем раньше родители приведут свое чадо к специалисту и начнут лечение патологии, тем лучше это будет для малыша.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины могут крыться в:

  • поражении или недоразвитии мозга, а также ЦНС как в период внутриутробного развития, так и во время и после родов;
  • длительном токсикозе или угрозе выкидыша в период беременности;
  • хронических заболеваниях и вредных привычках матери;
  • затяжных или стремительных родах ;
  • приеме противопоказанных во время беременности лекарств;
  • гипоксии плода;
  • переношенности или недоношенности;
  • несовместимости крови матери и плода;
  • родовых травмах;
  • черепно-мозговых травмах и инфекционных заболеваниях малыша;
  • приеме антибиотиков, способных повлиять на развитие маленького человечка.

Физиологические проблемы

Речь у детей развивается постепенно. Начинается все с артикуляции, укрепления мышц. Это подготавливает речевой аппарат. Только после его укрепления малыш пытается общаться с близкими ему людьми, используя простые звуки, и учится понимать произнесенные слова. От года до полутора активный словарь ребенка постоянно расширяется. Для второго года жизни характерен своеобразный «лингвистический прорыв». В этот период то количество слов, которые произносит маленький человечек, увеличивается с каждым днем.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины такого состояния нередко кроются в физиологии его развития. Это могут быть:

  1. Проблемы со слухом. Такая патология приводит к задержке в интеллектуальном развитии и, конечно же, речи. Ребенок, у которого наблюдается глухоухость или полностью отсутствует слух, не способен нормально разговаривать. Данные проблемы могут быть либо врожденными, либо приобретенными. При этом они и явятся причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Но если в 3 года малыш не произносит слов, несмотря на то что до этого времени его речь соответствовала существующим нормам, то родителям нужно сводить свое чадо на консультацию к отоларингологу.
  2. Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата. Это может быть еще одной причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Слабо развитые челюстные и лицевые мышцы приводят к трудностям локализации звуков. Такая патология возникает в случае раннего отлучения от груди или при короткой уздечке под языком. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюнотечение, постоянно приоткрытый рот и рвотный рефлекс, который вызывает твердая пища. Данная патология также приводит к тому, что ребенок 2 лет не разговаривает.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему ребенок не разговаривает в 2 года, не имея при этом никаких физических отклонений? Возможно, в роду у малыша есть родственники, которые в свое время также не спешили произносить слова. Причина этого кроется в незрелости нервной системы, что замедляет рост тех клеток, которые отвечают за речевую деятельность.
  4. Задержка в интеллектуальном развитии. На речи ребенка, без всякого сомнения, отражаются такие генетические патологии, как метаболические дефекты и синдром Дауна. Негативно влияют на освоение родного языка и различные вирусные заболевания, перенесенные в утробе матери.

Аутизм

Бывают случаи, что ребенок 2 лет не разговаривает в связи с нарушением развития головного мозга. Такая патология приводит к аутизму. Внешние ее проявления можно увидеть в нарушении социального общения, ограничении интереса и повторяющихся действиях.

Детский аутизм протекает устойчиво и стабильно. Его симптомы наблюдаются даже во взрослом состоянии. Но для того, чтобы убедиться в правильности диагноза, необходимо подтверждение таких признаков патологии, как:

  • нарушение общения малыша с окружающими его людьми;
  • низкое социальное взаимодействие ;
  • стереотипность в поведении и узкий круг интересов.

С такой патологией долго ребенок не хочет разговаривать. 2 года - это возраст, в котором он способен лишь повторить услышанное прежде слово. Молчать такой ребенок может и в пять лет. При этом он будет категорически отказываться от общения и с истерикой протестовать против всякого нарушения его режима.

Социальные причины

Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:

  1. Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
  2. Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
  3. Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
  5. Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.

Что предпринять?

Многие мамы и папы начинают бить тревогу, когда их малыш, несмотря на то что исполнилось ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать в таких ситуациях? В первую очередь необходимо исключить патологии слухового аппарата. Ведь случается так, что до двухлетнего возраста родители и не предполагают о том, что у малыша есть проблемы. Необходимо также обратиться к специалисту для выявления неврологических заболеваний.

Если физически малыш здоров, но при этом ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать? В этом случае можно просто подождать. Многие неврологи и логопеды отмечают все возрастающую тенденцию того, что в целом детки начинают говорить несколько позже, чем даже 10-15 лет назад. Именно поэтому специалисты советуют не бить тревогу даже тогда, когда ребенок 2,5 года не разговаривает. Они рекомендуют просто подождать, пока он вырастет до 3 лет. Только после этого врачи начинают заниматься с малышом.

Как должны вести себя родители

Разумеется, если ребенок 2,5 года не разговаривает, подождать можно. Однако многие родители предпочитают, чтобы их малыш разговаривал так же, как и соседский. А для этого понадобится создание благоприятных условий.

Ребенок начнет озвучивать все происходящее вокруг в том случае, когда для этого будут существовать определенные бытовые условия, а именно:

  • выключенные радио, телевизор и компьютер;
  • внимание родителей.

Однако взрослые не должны предугадывать желания своего чада и выполнять его указания по одному только взгляду. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш вынужден попросить о чем-либо, а взрослые делают вид, что не понимают его намеков и мычаний.

Развитие мелкой моторики

Еще Павловым было отмечено использование мышечных ощущений, ведущих от речевого органа к коре головного мозга. Так происходит и у ребенка, который начинает говорить, подражая мимике матери. После семимесячного возраста эта способность у малышей начинает ослабевать. Именно поэтому в дальнейшем необходимо пользоваться другими методами. Специалистами было подмечено, что с речевым развитием совпадает развитие движений пальцев на руках. Именно поэтому их моторику необходимо развивать для скорейшего освоения родного языка.

Работа по тренировке детских пальчиков должна начаться уже с семи месяцев. Для этого малышу надо давать катать шарики из пластилина или использовать в качестве игрушки крупные бусы из дерева. В полтора года задания должны быть усложнены. Малыша нужно занимать застегиванием пуговиц или завязыванием узелков.

Если ребенок не разговаривает в два года, то ему нужно не просто читать стихи или петь песни, а научить помогать взрослому. Малыш должен вставлять нужные по смыслу слова.

Большое значение для детей имеет их общение со сверстниками. Неудивительно то, что именно в садике малыши начинают разговаривать намного быстрее. Они берут пример с других детей.

У многих малышей стремление что-либо рассказать появляется после того, как они увидят что-либо новое, удивившее их. Это должны учесть родители в процессе воспитания. Для новых познаний важно ходить с детьми в цирк и посещать игровые комнаты, а также ездить в деревню, где показывать им домашних животных. В таком случае малыш будет стремиться поведать всему миру о своих ярких впечатлениях.

Формирование речи у маленьких детей происходит поэтапно. Сначала они улавливают звуки взрослых, затем учатся говорить первое слово. Но что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает? Как отличить норму речевого развития от патологии и когда стоит обратиться за помощью к логопеду? Итак, давайте разбираться, где таится опасность, в чем причины и как помочь крохе самостоятельно разговориться.

Как развивается речь у ребенка

Когда на втором году жизни малыш не говорит либо мало произносит слов, родители нервничают и начинают искать причину возможных нарушений. Взрослым нужно понимать, что развитие речи ребенка – это сложный и длительный этап, который может не соответствовать общепринятым нормам. Одни дети овладевают речевыми навыками очень рано, другим нужно время. Поэтому, если в знакомых, ребёнок такого же возраста уже произносит фразы из 2-3 слов, а ваш «карапуз» молчит, значит нужно уделить больше внимания активному общению.


Перед начальным проявлением связной речи должно пройти несколько этапов:

  • от рождения до года – в первые два месяца мама и папа из уст младенца слышат только плач. После трех-четырех месяцев ребенок начинает агукать и гулить. Способность осваивать речь и вести диалог появляется после полугода. Малыш внимательно следит за общением родителей, копирует артикуляцию, движения губ и пытается воспроизводить некоторые несложные звуки.
  • от 1 года до 3 лет – к году начальная стадия формирования речевого аппарата завершается. Ребенок понимает значение многих слов, умеет правильно формировать связь между предложениями и конкретными объектами. Например, завидев собачку, он будет показывать пальчиком и протяжно лепетать «ав-ав», на бабушку, говорит слог «ба» и прочее.
  • от трех до семи лет – реже пропускает предлоги и отдельные слоги. В этот период ребенок учится хорошо говорить простыми предложениями. Развитие речевого общения можно улучшить с помощью игр и частых разговоров в кругу семьи.

Если малыш часто задает вопросы, старайтесь на них отвечать, даже когда устали после рабочего дня. В 4-5 лет кроха очень любознателен, он активно изучает язык и быстро усваивает полученную информацию. Поэтому во время общения произносить слова нужно в правильной интонации и ударении.

Как определить проблему?

Педиатры рекомендуют не волноваться раньше времени, если ребенок не говорит в 2 года. Вначале необходимо определить причины задержки развития речи (ЗРР) и только после этого принимать меры. Для этого необходимо посмотреть за поведением малыша. Ведь кто как не мама лучше знает своего младенца и может понять, есть ли отклонения от нормы.


Рассмотрим ситуации, которые потребуют медицинской консультации:

  1. Грудничок никак не хочет реагировать на шум и громкий звук, а также голоса родителей.
  2. В три-четыре месяца малыш не гулит и не проявляет физическую активность на общение (отсутствует улыбка, реакция и повороты в стороны на звуки голосов).
  3. 9-12 месяцев, наблюдается низкая вербальная активность либо кроха не лепечет.
  4. В годик ребенок не способен показать на названные предметы на картинках, иллюстрациях.
  5. 1,5 года, отсутствует реакция на имя, когда его зовут, не умеет произносить несложные слова (мама, папа).
  6. В 2 года ребенок неохотно говорит односложные предложения или произносит речь невнятно.
  7. На третьем году словарный запас насчитывает не более 30-ти односложных слов, ребенок неправильно проговаривает окончания.

Педиатры советуют молодым мамам не пропускать графика плановых осмотров детей. Ведь чем раньше выявлена патология речевого развития, тем проще начать адекватное лечение, либо составить для малыша методику интеллектуального обучения (при отсутствии неврологических расстройств).

Причины задержки речевого развития

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.


К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

  1. Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.
  2. Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи. Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.
  3. Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Что делать родителям: Комаровский

Появление речи у ребенка индивидуально и зависит от многих факторов – физиологических, психологических и социальных. При обнаружении задержки интеллекта многие родители не знают, что делать и какие специалисты работают с такими детишками. Что советует врач Комаровский? Во-первых, призывает не паниковать, так как в большинстве случаев медицинская помощь не нужна. Во-вторых, чтоб научить малыша хорошо говорить, нужно создать благоприятную атмосферу в семье:

  • ограничить либо вовсе исключить просмотр телевизора, компьютера, планшета в присутствии детей;
  • больше уделять внимания двигательной активности, специальным логопедическим упражнениям и общению с малышом;
  • заниматься развитием мелкой моторики, которая напрямую зависит от работы речевого аппарата.


Старайтесь создать такие ситуации, при которых ребенок станет активнее разговаривать. Никогда не озвучивайте и не подталкивайте к произношению слов. Такие действия только усугубят ситуацию.

Важно! Если в семье все благополучно, малыш в 2 года физически развит нормально, но плохо говорит, нужно набраться терпения и подождать, пока он подрастет и станет старше.

По статистике, большинство современных детей позже начинают говорить, чем их сверстники, родившиеся в конце 90-х годов. Логопеды и неврологи объясняют это тем, что современные детки больше времени проводят за играми в телефоне либо подолгу сидят у телевизора, при этом они меньше общаются.

Обучающие методики произношения звуков

Существует ряд простых методик, способных научить кроху говорить слова и звуки, а также сложные конструкции речи:

  • Озвучивание предметов – изображений на картинках, иллюстрациях. Ребенок хорошо улавливает слова и пытается повторять за мамой. Здесь очень важна интонация и четкость произношения («это птичка», «здесь кошка»). Не настаивайте, если он что-то забыл, либо отказывается отвечать. Лучше повторить еще раз название изображенного объекта. Основная задача – это подтолкнуть упрямого малыша к разговору.
  • Чтение потешек, сказок, стишков, использование кукольных спектаклей. Следите за речью, чтоб ребенок отвечал правильно, просите повторять те слова, которые он не смог произнести или плохо выговаривает.

Развитие мелкой моторики

Научить ребёнка хорошо говорить можно с помощью пальчиковых игр. Педиатры советуют начинать обучение мелкой моторики рук с самого раннего возраста. Детям нравится изучать мир касательными движениями. Например, можно предложить считалку. Мама перечисляет названия животных на картинках и поочередно зажимает крохе пальчики. Для начала достаточно нескольких занятий в день. С каждым последующим месяцем, изучайте новые, более увлекательные игры.

Помните, что лепки из пластилина, перебирания бусинок, собирание пазлов, завязывание шнурков и прочие игровые занятия, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

Развиваем речь упражнениями

Почему многие современные дети в 2 года плохо говорят? Отсутствие прогресса в общении может свидетельствовать о несовершенстве артикуляционной системы – короткой уздечке языка, пониженном тонусе мышц. При таких нарушениях у малыша постоянно приоткрыт ротик, сильно выделяется слюна, он не может пережевывать твердые кусочки пищи.

Первые словосочетания и слова, которые произносятся ребёнком, способны вызвать особый трепет у родителя. С этого времени они начинают убеждать себя, что их ребёнок в скором времени сможет полноценно разговаривать большими фразами. Но такое происходит крайне редко.

Иногда происходит такое, что даже двухлетний малыш не способен нормально разговаривать, а выдаёт окружающим лишь какие-то непонятные звуки. Что делать, если малыш не говорит в двухлетнем возрасте? Как научить?

При всём этом ребёнок способен лишь мычать либо даже кричать, показывая на нужный ему предмет рукой. В тот момент у родителей происходит паника и непонимание такой проблемы у малыша. Они сразу задаются вопросом о том, стоит ли вести ребёнка на приём к лечащему специалисту. В каких случаях хватит того, что родитель просто подождёт – и в скором малыш сможет научиться разговаривать самостоятельно?

Главные этапы развития речи у малыша

От того, насколько малыш сможет свободно использовать свой родной язык, можно судить об уровне его умственных способностей и общем развитии , а также об успешности во взрослом возрасте. Именно по этой причине стоит развивать речь младенца с самого раннего возраста, следя за правильностью и грамотностью произношения (в соответствии с возрастом) и скоростью расширения словарного запаса у малыша. При этом родители не должны тратить время впустую, действуя при этом совершенно вслепую. С самого начала им нужно определить, какие этапы в развитии речи имеются у ребёнка.

Этапы развития речевых функций у малыша

Первый из них развивается с самого рождения и заканчивается в год. Такой этап развития малыша можно назвать довербальным . До возраста в три месяца ребёнок способен лишь воспринимать окружающие его звуки, а также голоса и речь близких для него людей. Но уже в это время у него развита потребность в активном общении.

Чем чаще будет происходить разговор родителей и ребёнка, тем быстрее у него разовьётся потенциал к переходу на следующий этап развития речи. При всём этом произносить слова нужно исключительно нежно, ласково, с улыбкой на лице . Это очень важно для закладки будущей дикции малыша.

К возрасту 6 месяцев ребёнок начинает активно осваивать искусство диалога. С самого начала он начинает активно произносить слова и слоги, которые способен понять только он. С их помощью он способен показывать на те предметы, которые необходимы ему для игры и увлекательной деятельности. По-своему называет ребёнок и близких для него людей, а со временем и некоторые действия. Родители обязаны не переходить на язык своего малыша, а стараться называть окружающие предметы правильно.

От одного года и до трёх лет происходит этап развития , когда начинает активно развиваться речь. Ребёнок старается научиться составлять из слогов полноценные слова и понимать их полное значение. В это время ему уже не обязательно видеть тот предмет, который он попросил у взрослого. Он способен самостоятельно назвать нужную ему вещь. На этом этапе развития он может быстро отвечать на вопросы взрослых людей, так как в это время он уже понимает смысл полного предложения.

В возрасте с трёх до семи лет малышу нужно пройти этап, который обозначен развитием речевого общения. В это время родной язык малыш начинает активно осваивать самостоятельно посредством игр и познания окружающего его мира.

Взрослые должны помнить о том, что на этом этапе развития речевых функций они должны грамотно оперировать словами и предложениями , стараться ответить на вопросы, которые может активно задавать малыш.

При всём этом разъяснения должны проходить не однозначно, а красноречиво, с большим количеством примеров.

Если родители приложили максимум усилий к правильному развитию ребёнка, то в ближайшем будущем он сможет отблагодарить их хорошей успеваемостью и отметками по всем предметам в школе.

Диагностика трудностей в речевой функции

На каждом из этапов формирования правильной речи взрослые люди обязаны внимательно наблюдать за поведением и характером ребёнка. Так, проведение ранней диагностики и выявление проблемы станет первым шагом на пути к выздоровлению малыша. Что должно насторожить маму и папу? Они обязаны начать тревожится лишь тогда, когда:

Каждый вышеописанный способ считается серьёзным поводом для обращения родителей к особому врачу. Это поможет исключить особую патологию либо осуществить её своевременное лечение.

Неврологические проблемы

Бывает, что двухлетний малыш не разговаривает, вытягивается из себя обрывки звуков, мычит и лишь указывает пальцем на интересующий его предмет. Такая ситуация может являться следствием неврологической болезни. Отмахиваться от проблемы и ждать, что всё разрешится само собой, не нужно. Чем быстрее родители приведут своего ребёнка на приём к лечащему специалисту и начнут лечение заболевания, тем это будет лучше для самого ребёнка.

Почему ребёнок не разговаривает в 2 года?

Речь у малышей формируется и развивается со временем . С самого начала происходит артикуляция и укрепление главных мышц. Это воздействует на подготовку речевого аппарата к выполнению своих прямых функций. Только после его полного укрепления малыш пытается начать общение с близкими для него людьми, используя в это время простые звуки, и пытается внимательно изучить произнесённые слова.

От одного года до полутора активный запас слов у малыша начинает быстро расширяться. Для второго года жизни ребёнка характерен своеобразный лингвистический прорыв. В этот промежуток времени то число слов, которые говорит ребёнок, увеличивается для него с каждым днём.

Если малыш не может разговаривать, когда ему исполнилось два года, то причины такого процесса чаще всего кроются в его развитии . К ним могут относиться:

  1. Особые проблемы со слуховым аппаратом. Данная патология способна привести к задержке в интеллектуальном развитии ребёнка и, конечно же, отрицательно сказаться на общей речи. Малыш, у которого имеется глухота либо полностью нет слуха, не может разговаривать нормально. Такие проблемы могут иметь либо врождённый характер, либо приобретённый. При этом именно они станут причиной того, что двухлетний ребёнок не может полноценно разговаривать. Но если в три года малыш не произносит слов, несмотря на то что какой-то промежуток времени его речь полностью соответствовала нормам произношения, то взрослые обязаны сводить своего малыша на осмотр к врачу- отоларингологу.
  2. Нарушения в процессе артикуляции и недоразвитость в речевом аппарате. Это может стать одной из причин того, что малыш в возрасте два года перестанет нормально разговаривать. слаборазвитые мышцы челюстей и лица приводят к особым трудностям локализации окружающих звуков. Данная патология способна быстро развиться в случае отлучения от груди слишком рано либо при наличии короткой уздечки под языком ребёнка. О процессах нарушения в артикуляции может говорить сильное слюнотечение, регулярно открытый рот и развитый рвотный рефлекс, который способна вызвать твёрдая пища. Такая патология чаще всего приводит к тому, что в два года ребёнок не может разговаривать.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему малыш не может разговаривать в возрасте два года, не имея при этом совершенно никаких отклонениями в здоровье? Возможно в роду есть близкие, которые в этом возрасте также не спешили учиться произносить слова и выговаривать словосочетания. Причина этого преобладает в незрелости нервной системы ребёнка, что ведёт к замедлению процесса развития и роста клеток, которые активно отвечают за речевую деятельность малыша.
  4. Задержка в развитии в интеллектуальном плане. На нормальную речь ребёнка, без капли сомнения, способна повлиять генетическая патология, а также метаболические эффекты и синдром Дауна. Плохо влияют на процесс освоения родного языка и другие вирусные болезни, которые были перенесены ещё в утробе у матери.

Ребёнку 2 года. Не разговаривает. Что делать?

Большинство родителей сразу начинают беспокоиться и паниковать, когда их ребёнок, несмотря на то что ему уже исполнилось два года, не разговаривает как остальные дети. Что предпринимать в таких ситуациях? В первую очередь стоит устранить патологию развития слухового аппарата. Иногда случается так, что до возраста двух лет взрослые и не думают о том, что у ребёнка имеются особые проблемы. Следует также пойти к лечащему специалисту для осмотра на психологические заболевания малыша.

Как должны вести себя взрослые?

Конечно, если малыш в возрасте двух с половиной лет ещё не разговаривает, то можно подождать некоторое время . Но некоторые родители предпочитают, чтобы их ребёнок начал разговаривать так же как и соседский. Для этого стоит создать как можно благоприятные условия.

Малыш начинает производить озвучку всего происходящего вокруг лишь тогда, когда для этого будут установлены определённые условия , к примеру:

  1. Внимание со стороны родителей.
  2. Выключение телевизора, компьютера и других звуковых устройств.

При этом родители не должны предугадывать желание малыша и выполнять его лишь по одному взгляду. Нужно создать специальные условия, когда ребёнок будет вынужден попросить о чём-то у взрослых людей, а родитель в это время должен делать вид, что он не понимает намёков.

Развитие мелкой моторики у малыша

Ещё Павлов отметит использование мышечных ощущений, которые идут от речевого органа к коре головного мозга. Такое же происходит и у малыша , который начинает активно разговаривать, подражая мимике матери. После возраста в семь месяцев эта способность у малышей начинает быстро ослабевать. Именно по этой причине в дальнейшем стоит применять и другие методики. Специалисты отмечают, что совместно с речевым развитием совпадает и процесс развития пальцев на руках. Именно поэтому их моторику стоит развивать, чтобы обеспечить скорейшее развитие языка.

В полтора года задания должны уже быть более сложного уровня. Ребёнка нужно занимать процессом застегивания пуговиц либо завязывания узелков на одежде и ткани.

Родители умиляются первым осознанным «словам» своего малыша. Но нередко наблюдается обратная картина: ребенок в года не разговаривает и даже не предпринимает попыток.

Этапы и нормы речевого развития

Поскольку речь важна не только для полноценного общения, но и оказывает влияние на психическое развитие ребенка (связана с развитием памяти, внимания, мышления и воображения), на задержку речевого развития стоит обратить пристальное внимание.

Выявить подобного нарушения помогает знание этапов и норм формирования речи.

Важно помнить, норма – относительное понятие, и каждый ребенок обладает индивидуальными возможностями и особенностями, время появления определенных речевых форм может варьироваться по срокам.

Основные этапы развития:

  • С рождения до 1-го месяца жизни малыш реагирует на интонацию обращенной к нему речи (проявляет радостное оживление, плачет). В данное время появляется первая голосовая реакция – ребенок кричит, и уже к второму-третьему месяцу крик отличается разнообразными интонациями.
  • Со 2-го – 3-го месяца наблюдается гуление – карапуз издает отдельные певучие звуки и внимательно прислушивается. Эти звуки одинаковы для детей любой национальности – а-а-а, о-о-о, гу-у-у, м-м-м. К 4-му месяцу сочетания усложняются, а малыш постепенно отсеивает сочетания звуков, несвойственные его родному языку.
  • С 4-х – 5-ти месяцев гуление переходит в лепет - малыш воспроизводит сочетания слогов, подражая речи окружающих. После 6-го месяца лепетные звуки интенсивно накапливаются и постепенно переходят в лепетные слова.
    Важно: в случае задержки речевого развития лепет появляется в более позднем возрасте, а при наличии проблем со слухом – гуление прекращается.
  • С 6-ти до 10-ти месяцев «количество переходит в качество» - малыш неоднократно повторяет одни и те же лепетные цепи звуков, появляются также лепетные слова, соотносимые с конкретными предметами и лицами («би-би», «ав-ав» и т.д.). Речь отличается эмоциональной выразительностью, присутствует реакция на свое имя. Малыш начинает соотносить звуковой образ слова с предметом, реагирует на вопросы (показывает названный предмет, смотрит в его сторону).
  • С 10-ти месяцев до года появляются слова-предложения (слово выражает в зависимости от ситуации чувство, желание, обозначает предмет).
  • С 1 до 3 лет у активно познающего мир малыша темп развития речи ускоряется. Ребенок интересуется, как называются новые предметы и объекты и активно использует новые слова. Присутствуют звуковые искажения, перестановка слогов, а труднопроизносимые звуки пропускаются. Нередко используются только начальные слоги.

Важно – в норме ребенок второго года жизни способен произносить без труда звуки о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф, а ближе к 3-м еще и й, л’, э, с’.

Элементарная фразовая речь формируется к 2-м годам – малыш способен объединять несколько простых слов в процессе общения (дай пить и т.д.).

В полтора года словарный запас ребенка составляет приблизительно 100 слов, в возрасте двух лет – около 300, а к концу раннего возраста – приблизительно 1500 слов.

Правильное использование грамматических категорий начинается у малышей после 2,5 лет.

Отклонения от нормы


Незначительные отклонения от сроков с сохранением этапов речевого развития обычно указывают на индивидуальную особенность карапуза. Следует помнить, девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков и больше любят подражать взрослым. Сильный пол более ориентирован на действие, у мальчиков чаще первыми словами являются обозначения действий, а повторять за взрослыми они иногда не желают.

Если малыш не говорит в 2 года, но мало отличается от сверстников и отлично понимает, что от него хотят взрослые, излишне беспокоиться не стоит. Иногда активная речь проявляется внезапно, и вчерашний молчун при должном внимании со стороны взрослых оказывается вполне разговорчивым ребенком.

В случае беспокойства родителям следует установить причину молчаливости малыша методом исключения возможной патологии. С этой целью нужно обратиться к педиатру, врач даст направления к логопеду и прочим узким детским специалистам (лору, неврологу, психиатру).

Почему двухлетний ребенок не говорит?

Всех детей, не разговаривающих в двухлетнем возрасте, можно поделить на две группы:

  1. Абсолютно здоровые малыши, «хранящие молчание» в силу темперамента и других индивидуальных особенностей развития.
  2. Дети с различными патологиями, препятствующими нормальному развитию речи.

Часто при отсутствии проблем со здоровьем малыш в 2 года не разговаривает в следующих ситуациях:

  • Речь невостребованна. Данная ситуация возникает и у детей, предоставленных самим себе, и малышей, страдающих от гиперопеки. Долгое время молчат крохи, по различным причинам не получающие полноценного общения с родителями – у них нет ни примера для подражания, ни стимула к развитию речи. Чрезмерно трясущиеся над ребенком взрослые, практически угадывающие желания чада и тут же несущиеся их исполнять, стимулируют длительное молчание (обычно у таких деток присутствует ограниченный набор слов, позволяющих манипулировать окружающими). У слишком сильно опекаемых детей отсутствует потребность озвучивать желания и чувства, они прекрасно обходятся жестами.
  • Присутствуют стрессовые ситуации, испуг. Здоровые дети, находящиеся в неблагополучной в эмоциональном отношении обстановке, замыкаются и молчат из-за сильных стрессовых переживаний (в первую очередь стрессовое воздействие на ребенка оказывают регулярные семейные скандалы). Негативно влияет на малыша в данном возрасте переезд, серьезная, требующая стационарного лечения болезнь, неправильная адаптация к детскому саду и т.д. Особенно остро дети данного возраста воспринимают разлуку с матерью.
  • В семье наблюдается билингвизм. Хотя дети гораздо легче взрослых усваивают разнообразные языки, регулярное использование разных названий для одних и тех же предметов мешает ребенку точно определить, какие названия следует употреблять.
  • Ребенок негативно относится к речи. Обычно упорно молчат и не реагируют на просьбы что-либо сказать, повторить дети с упрямым, независимым характером. И чем больше настаивают родители, тем замкнутее и молчаливее становится ребенок.
  • У ребенка неограниченный доступ к телевизору, компьютеру и т.д. – в таком случае он часто воспринимает речь как шумовой фон, не выделяя родительские голоса из потока звуков.

Патологии, вызывающие задержку речевого развития


Кроме вышеперечисленных социально-психологических факторв, существуют и причины медицинского характера. К таким причинам относятся:

  • Нарушения слуха. Слух является ведущим речевым анализатором, и различные проблемы с ним приводят к расстройствам речи у детей. Глухой с рождения ребенок освоить речь самостоятельно не в состоянии. У детей со сниженным слухом из-за неполноценности восприятия речи страдает ее понимание и воспроизведение.
  • Ограниченная подвижность органов речи , возникающая в случае поражения нервной системы (дизартрии) у малышей. Появляется по причине травм, нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекций и т.д. Часто является одним из проявлений ДЦП. В зависимости от тяжести патологии речь детей отличается незначительными нарушениями артикуляции либо практически отсутствует.
  • Врожденные аномалии развития челюстно-лицевой области, затрудняющие развитие речи у детей.
  • Наследственные заболевания (семейная брадилалия, миастения, синдром Дауна и т.д.).
  • Патологии головного мозга и нервной системы. При органических поражениях корковых речевых центров, расположенных в головном мозге (бывают внутриутробными или происходят на протяжении первых лет жизни), развивается алалия, в данном случае речевые реакции у малыша проявляются поздно, словарный запас беден, слоговая структура и звукопроизношение нарушены. Локальные органические поражения мозга ведут к развитию у детей афазии, в данном случае утрачиваются приобретенные ранее навыки речи.

Достаточно распространенной причиной, объясняющей молчание ребенка при отсутствии физических патологий, является аутизм. Это нарушение развития нервной системы выражающееся в замкнутости, слабым проявлением эмоций и активным избеганием внешнего мира. Незначительная задержка речевого развития наблюдается и в случае напоминающего аутизм синдрома Аспергера.

Предрасполагающими факторами к тому, что малыш к концу 2 года жизни не говорит, являются:

  • длительный токсикоз, заболевания матери во время беременности;
  • слишком длительные/стремительные роды;
  • гипоксия плода;
  • родовые травмы у детей;
  • прием матерью в период беременности противопоказанных медикаментов.

Помощь ребенку в освоении речевых навыков

Когда причиной длительного молчания ребенка является какая-либо патология, развитие речи должно сопровождаться лечением основного заболевания. Медикаментозную/хирургическую терапию детям назначают врачи узкой специальности – невролог, психиатр, лор.

Активизации деятельности речевых зон у ребенка способствуют кортексин и другие препараты, магнитотерапия, а при отсутствии противопоказаний и электрорефлексотерапия.

Проводятся занятия с дефектологом, помогающие в индивидуальном порядке предотвратить развитие новых отклонений и откорректировать имеющиеся.

Плохо разговаривающим детям показан и логопедический массаж.

Больным и абсолютно здоровым молчунам для развития речевых навыков необходимы регулярные «разговорные» занятия с родителями, включающие:

  • Артикуляционную гимнастику.
  • Разнообразные занятия, развивающие мелкую моторику (лепка, пальчиковые игры, пересыпание и перебирание мелких предметов и т.д.), они стимулируют работу речевого центра.
  • Медленное, с выражением, чтение (легче воспринимается детьми ритмичная речь, отдавайте предпочтение детским стихам), рассказы по картинкам.
  • Совместное пение детских песенок, игры с подражанием голосам животных и т.д. (то, что вы произнесли вместе, кроха запоминает быстрее).

Если в случае наличия нарушений у малыша действия родителей корректируются специалистом, то что делать и как разговорить ребенка, не страдающего какими-либо патологиями?

Если упрямый независимый малыш понимает, но не повторяет за вами слова – не настаивайте, иначе он начнет еще больше противиться «навязываемому». Постарайтесь создать ситуацию, в которой ему захочется высказаться самостоятельно.

Упражнения, способствующие развитию речи, показаны и абсолютно здоровому ребёнку.

Мнение Комаровского

Речь – важнейшее средство коммуникации человека в социуме. Поэтому родители такое пристальное внимание уделяют этому аспекту. Многие постоянно сравнивают речевые способности своего крохи и окружающих детей – и порой начинают бить тревогу на ровном месте. Но случается и наоборот: родители не видят ничего страшного в том, что ребенок испытывает трудности в речевом плане, считая, что его время еще не пришло. Как же разобраться? Норма ли, если в 2 года ребенок не говорит? Как распознать тревожные сигналы и что делать в этом случае?

Ориентировочные нормы

Считается, что к 2 годам в активном словаре ребенка должно быть от 50 до 300 слов. Преимущественно это существительные и глаголы, но уже могут встречаться местоимения, предлоги и даже наречия. Появляются слова-обобщения (одежда, игрушки, фрукты, овощи, посуда, мебель), правда слова внутри этих групп кроха пока еще может путать, называя, к примеру, туфлями и тапочки, и сапоги, и ботинки. Все меньше остается в речи двухлетнего ребенка слов-подражаний (ав-ав, бибика). Малыш старается говорить слова полно и правильно, хотя это довольно сложно из-за возрастных особенностей речевого аппарата, который пока еще не готов к воспроизведению всех звуков. Но если ребенок говорит слова, то их уже могут понять не только мама или папа. При этом недостаток речевых возможностей ребенок активно восполняет другими средствами общения: мимикой, жестами, эмоциями.

Большая часть предложений – самые простые, с повествовательной или восклицательной интонацией. Зачастую они построены с ошибками согласования, но это считается нормальным в данном возрасте.

В 2 года малыш очень быстро накапливает и пассивный словарь – то, что понимает, но пока не может произнести.

Маленькие молчуны

Но если ребенок в 2 года не разговаривает – почему это происходит и является ли отклонением от нормы? Ведь все детки индивидуальны, к каждому нужен отдельный подход. Все верно. Но в любом случае причина отставания должна быть, и ее важно выявить как можно раньше. Ведь если дождаться возраста 5–6 лет и затем пойти к логопеду, исправить удастся уже мало что – время будет безнадежно упущено.

Для начала следует определиться, что родители понимают под словом «не говорит»:

  • совсем молчит;
  • не говорит и не понимает обращений к нему;
  • понимает все, но не говорит;
  • говорит меньше, чем хотелось бы взрослым;
  • говорит непонятные звуки, не похожие на слова;
  • не соединяет слова в предложения;
  • болтает на своем «тарабарском» языке.

В каждом случае степень отставания и перспективы коррекции будут разными. Но первоисточник проблем выяснить нужно обязательно. Ведь зачастую отставание в речевом плане обусловлено другими, возможно, пока скрытыми факторами.

Причин существует множество. За речевым отставанием часто могут скрываться куда более серьезные проблемы. Правда, факторов, не связанных с физическими патологиями, тоже может быть предостаточно.

Внешние причины

Это как раз то, что является источником задержки речи, но не является признаком физической или умственной неполноценности.

  • Особый психотип ребенка. Если он по природе «созерцатель», то постоянно погружен в осознание мира и свои мысли. Такие детки просто начинают активно говорить немного позже.
  • Появление младшего в семье. Ребенка сделали заложником ситуации, при которой все внимание уделяется менее самостоятельному малышу. Такие дети часто начинают разговаривать «как маленькие», пытаясь показать родителям, что они тоже беспомощны.
  • Дети-близнецы. Доказано, что такие малыши могут долго не разговаривать, ведь друг друга они понимают с полуслова.
  • Отсутствие мотивации. Такое часто случается в семьях с гиперопекой. При этом малейшие желания ребенка выполняются с полувзгляда, у него нет необходимости в выражении своих чувств и потребностей.
  • Педагогическая запущенность. Свойственна она, как правило, неблагополучным семьям, в которых детям не уделяется должного внимания. Но при этом постоянно создаются психотравмирующие ситуации (драки, крики, ругань, скандалы).
  • Дефицит общения. Когда мама и папа практически не разговаривают с малышом, мотивируя это сильной усталостью и занятостью, отправляют его в манеж или к телевизору, предоставляя самому себе, крохе просто не у кого учиться говорить.
  • Психологическая травма. Чаще всего это ранняя разлука с матерью. Возможно, она вынуждена была долго лежать в больнице, а ребенок оставался без нее. Или, наоборот, серьезно лечили самого малыша.

В таких случаях ситуацию достаточно легко исправить, обеспечив ребенку должные условия. Возможно, придется поработать с детским психологом. Но шансы выровнять речь весьма велики.

Внутренние факторы

Это физиологические особенности (нарушения, отклонения), в той или иной степени тормозящие развитие речевых навыков ребенка.

  • Проблемы со слухом. Часто случается, что органы слуха малыша не воспринимают частоту человеческой речи. При этом такие детки прекрасно слышат другие окружающие звуки, и родители недоумевают, почему их малыш упорно не хочет говорить. Он просто не слышит человеческую речь, чтобы учиться ей.
  • Патологии органов речи. Это может быть, к примеру, большой или слишком маленький язык, короткая подъязычная уздечка, расщепление нёба, аденоиды – все, что создает механические препятствия для нормального говорения.
  • Наследственность. Если среди близких родственников есть люди, которые имели проблемы с задержкой речи, то у ребенка, скорее всего, они будут выражены в большей степени. Такая задержка усугубляется в последующих поколениях и требует все более пристального внимания.
  • Патологии развития мозга и нервной системы. Они неизбежно потянут за собой и речевое отставание. Заниматься такими проблемами нужно очень серьезно.
  • Особенности созревания нервной системы малыша. Чаще всего такое отклонение встречается у недоношенных деток.

Однако нужно помнить, что детский организм уникален по своим способностям компенсировать отклонения при наличии своевременной помощи. Чем раньше выявить проблему, тем большего можно добиться. В противном случае задержка речи приведет к отставанию в познавательном, эмоциональном, психическом развитии.

Не ждите какого-то определенного возраста, чтобы начать коррекцию речи. Если врач говорит: «У вас мальчик, а они всегда немного припаздывают в развитии, можете быть спокойны до 4 – 5 лет», – найдите другого доктора, проконсультируйтесь с третьим. Время в таких случаях работает против нас. Важно найти хорошего специалиста, которому вы будете доверять и который сможет определить для вас реальный план действий.

Тревожные сигналы

Итак, ждать, когда малыш заговорит сам, нельзя. Ждать определенного возраста, чтобы пойти к логопеду, – тоже. Ведь зачастую помогать должен не только он, и не в 5 лет, а намного раньше.

Как же своевременно обнаружить возможные проблемы? Существует целый перечень признаков, которые должны стать поводом для консультации со специалистами:

К кому обращаться?

Что делать, если у ребенка обнаружены подобные признаки (не обязательно все)? Самое главное – не паниковать. Современная медицина может сделать очень многое для детей с задержкой речи. Главное условие при этом – не упустить сроки. Поэтому как только появятся тревожные симптомы, нужно пройти комплексное обследование. Кого посетить? Специалистов, в чьей компетенции могут находиться те или иные отклонения:

  • невролога;
  • психиатра;
  • оториноларинголога (лора);
  • сурдолога (если будут обнаружены проблемы со слухом);
  • психолога;
  • логопеда;
  • дефектолога.

Каждый из них может помочь ребенку в конкретном случае. Психолог, например, поможет справиться с психологическими травмами или барьерами, сурдолог – с врожденными или приобретенными проблемами со слухом, оториноларинголог – с проблемами органов артикуляции, невролог и психиатр разберутся с проблемами развития психических процессов и нервной системы малыша. Они могут назначить целый ряд всевозможных исследований (например, энцефалограмму, аудиограмму, эхограмму).

Все это поможет установить точную картину происходящего с ребенком и назначить адекватное лечение.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что могут понадобиться не только коррекционные занятия, но и медикаментозная, и даже, возможно, хирургическая помощь (для исправления проблем со слухом или органами ротовой полости).

Ведь если в 2 года малышу могут поставить диагноз ЗРР – задержка речевого развития, в два с половиной – три года к нему может присоединиться ЗПР – задержка психического развития, то к 5 годам это почти всегда уже ЗПРР – задержка психоречевого развития.

Как заниматься с молчунами?

Даже если ребенок будет посещать занятия логопеда или дефектолога (хотя порой это очень дорого) – родители могут и сами заниматься с малышом дома, хуже точно не будет. При этом стоит помнить, что ребенок, который не говорит, требует особенной активности от взрослого: именно ему потребуется на первых порах все проговаривать, объяснять, спрашивать и отвечать, побуждая ребенка включаться в беседу.

Важно учитывать и возрастные особенности работы с двухлетками.

  • Они познают мир с помощью подражания взрослым, поэтому и все игры для речевого развития ребенок будет осваивать именно на примере взрослого.
  • Обучение такого малыша необходимо строить в игровой форме, позволяющей затронуть положительные эмоции – ведь именно они делают возможным обучение в этом возрасте.
  • Для закрепления навыка нужно многократное повторение.
  • В играх необходимо пользоваться только таким материалом, содержание которого соответствует опыту ребенка (он это видел и в состоянии понимать). Новый материал нужно вводить только после того, как ребенок познакомится с ним – вживую или на картинках. Например, городские детки часто не знают, кто такие куры и цыплята, а деревенские – что такое троллейбус или трамвай.
  • Изучение материала должно происходить от простого к сложному. На начальном этапе задания должны полностью соответствовать тому, что сейчас умеет ребенок. Каждую новую задачу перед ним ставят только после того, как он справляется с предыдущей.
  • Игры должны быть кратковременными, от 5 до 15 минут, ведь внимание ребенка 2 лет сложно удерживать дольше.
  • Для лучшего усвоения информации игра всегда должна иметь обозначенные начало, середину и конец.
  • Занятия должны быть построены на смене видов деятельности – игр, направленных на развитие разных навыков.
  • Полученные навыки нужно закреплять и переносить на другие занятия и в повседневную жизнь.
  • Малышам необходима постоянная похвала за малейшие успехи.

Во что играть?

Итак, детки познают мир, подражая. Речь они осваивают таким же способом. Поэтому основная задача взрослых – научить ребенка подражанию. Обучение должно быть постепенным.

Сначала кроху учат самым простым движениям. Например, делая зарядку, повторять махи ручками, хлопки, шаги, прыжки. Далее ребенка учат выполнять несколько движений одновременно (к примеру, бежать и «махать крыльями», изображая птицу).

Затем идут игры с предметами и игрушками, позволяющие строить логические цепочки действий. Например, можно ухаживать за куклой: покормить, покачать, уложить в кроватку, укрыть. Постепенно уровень игр усложняется. Особое внимание при этом важно уделят развитию движений кистей и пальцев рук () и речевому сопровождению.

Это могут быть, например:

  • игры, сопровождающиеся рифмованными текстами, которым сопутствуют определенные действия;
  • подвижные игры и занятия на детской площадке – малышей учат съезжать с горки, качаться на качелях, висеть на перекладине, лазать по лестнице (все это улучшает координацию и чувство равновесия);
  • игры с предметами и игрушками, в которых малыши учатся использовать вещи по их назначению (кубики, машинки, лопатки, ведерки).

В таких играх ребенок учится подражанию, взаимодействию со взрослым, улучшает общефизические навыки, общую моторику.

Когда ребенок достаточно освоит эти умения, нужно постепенно включать его в речевое взаимодействие: просить ответить на простые вопросы о предмете игры (как гудит самолетик? Как говорит курочка? Как шумит ветерок?). Это простые звукоподражания, которые вполне можно считать артикуляционной гимнастикой, помогающей разработать и укрепить органы речи ребенка.


Помимо этого, весьма полезно развивать мелкую моторику рук, что также способствует стимуляции речевых центров мозга. Для этого малышу нужно предлагать всевозможные мелкие манипуляции (перебирать крупы, собирать мозаику, нанизывать крупные бусины на нить, рисовать, лепить, крутить крышки на банках или бутылках, рвать бумагу на мелкие кусочки, застегивать пуговицы).

Занимаясь с неговорящими детьми, нужно помнить, что для них крайне важна активная и правильная речевая среда и побуждение к говорению. Даже если сразу ничего не получится, систематические занятия все равно дадут эффект. Но в качестве комплексного дополнения к основному лечению (если оно необходимо), а не вместо него.

Терпение, бдительность и настойчивость родителей – шанс для ребенка не только научиться говорить, но и получить возможность для дальнейшей адаптации в социуме.