Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Ребенок 6 месяца развитие что умеет. Шестой месяц

Шесть месяцев является для малыша первой серьезной датой. В этот период рост и вес ребенка в 6 месяцев можно назвать одними из важнейших характеристик, которые определяют развитие крохи.

От чего зависит вес грудничка?

Существует определенный спектр причин, которые влияют на весовые показатели ребенка. В первую очередь речь идет о половой принадлежности: мальчики и девочки одного возраста будут иметь разный вес. Если случилось так, что вес мальчика ниже при рождении, чем у девочки, то он в последующем будет активнее набирать грамм за граммом и, вскоре его весовые параметры будут в пределах норм, предусмотренных для мальчиков.

Интересная тенденция к набору веса у «мелких» детишек, потому что со временем они набирают вес значительно быстрее, чем «крупные» малыши.

Не менее важное значение имеет рост ребенка в 6 месяцев. Показатели веса не могут рассматриваться отдельно от роста, так как без них доктор не сделает объективных выводов о развитии вашего малыша. Чем выше кроха, тем больше должен быть у него вес. При этом не стоит забывать о конституции тела родителей и других кровных родственников.

Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев?

Существует мнение, что в свои полгода грудничок должен быть в два раза тяжелее, чем он был при рождении. А когда малыш достигнет года – его вес должен стать больше в три раза. Это утверждение имеет место быть, так как, ориентируясь на показатели ВОЗ, норма веса ребенка в 6 месяцев должна соответствовать следующим цифрам:

  • для мальчиков – 7,1 – 9,9 кг;
  • для девочек – 6,5 – 9,4 кг.

Это граничные показатели. Первая цифра отображает нижние границы нормы, а вторая – самое высокое ее значение. Если учитывать, что средний показатель веса при рождении у малышей составляет около 3,5-4,0 кг, то параметры ВОЗ о весе в полугодичном возрасте соответствуют народной формуле, обозначенной выше.

Рост ребенка в 6 месяцев

Интересной особенностью показателей роста является то, что, в отличие от веса, он прибавляется скачкообразно. Рост ребенка в 6 месяцев должен соответствовать следующим параметрам:

  1. у девочек – 62 – 69 см;
  2. у мальчиков – 63 – 70 см.

Основой гармоничного физического развития малыша является не только правильное и сбалансированное питание, но и прогулки на свежем воздухе, двигательная активность, хороший сон. Только комплексный подход к физическому развитию крохи обеспечит его хорошее самочувствие.

Здоровье и вес ребенка в 6 месяцев

Значительное влияние на показатели веса малыша оказывает состояние его здоровья. Стоит отметить, что недобор веса или его перебор может быть напрямую связан с заболеваниями. Исключить их наличие или подтвердить факт патологий может только педиатр после обследований.

Среди наиболее частых причин недобора в весе у детей 6 месяцев:

  • ослабление иммунитета после вирусной инфекции,
  • разнотипные аллергические реакции,
  • врожденные патологии органов ЖКТ,
  • наследственные заболевания,
  • расстройства невротического характера,
  • дисбактериоз.

Если кроха продолжает недобирать необходимый вес, продолжайте ночные кормления. Такой подход позволит вам в последующем сохранить лактацию и даже увеличить количество грудного молока. А вот при избытке веса у грудничка следует убрать ночные кормления.

Прибавка веса ребенка в 6 месяцев

Как уже было сказано ранее, дети, которые рождаются с маленьким весом, к шести месяцам будут догонять своих собратьев, которые имеют больший вес. В свою очередь, крупные дети будут прибавлять в весе медленнее. Если ранее ребенок в среднем набирал 600-700 грамм ежемесячно, то с начала 6-го месяца ребенок будет набирать до 500 грамм в месяц.

Снижение веса в 6 месяцев

Некоторые родители замечают, что прибавка веса ребенка в 6 месяцев может уменьшиться. Это связано с повышенной двигательной активностью и желанием познавать мир. Если вес ребенка в 6 месяцев всегда отмечался прибавкой на высоких отметках, но внезапно прибавка в весе стала ниже минимальных показателей, тогда стоит обратиться к педиатру за консультацией.

Вес ребенка в 6 месяцев на ГВ и ИВ. Влияние питания на вес

Вес ребенка в 6 месяцев на искусственном вскармливании зависит от того, какую смесь мама подобрала для ребенка. Из-за большого ассортимента смесей можно ошибиться в выборе, купив высококалорийную смесь, предназначенную для недоношенных детей. В таком случае, прибавка в весе 6 месячного ребенка будет выше нормы.

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Полгода. Первый «крупный» юбилей в жизни малыша. Как быстро летит время! Гуляя на улице, младенец 6 месяцев от роду с удовольствием рассматривает все вокруг – развившееся зрение уже позволяет видеть предметы четко и ясно. Чем больше вы будите гулять «без сна», а еще лучше в кенгурушке или слинге , и показывать малышу детей, качели, горку, площадку, небо, дома, тем полноценнее будет его развитие.

Не забывайте называть все, что ребенок видит – это очень важно для развития правильной грамотной речи. Внешне в речи малыша особых изменений не заметно. Но обратите внимание на пассивный словарный запас крохи. К полугоду младенец прекрасно знает свое имя, названия предметов, которые его окружают, привычных игрушек, повторяемых изо дня в день действий. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты.

Страсть к повторам

Постепенно ребенок начинает постигать связь между причиной и следствием (хотя в полной мере он овладеет этим навыком лишь к 7 (!) годам). Пока же ему доступны лишь самые примитивные, прямолинейные связи: нажал на кнопочку – играет музыка; толкнул игрушку – она качается… С этого момента спокойно разъясняйте малышу. Какие последствия могут иметь те или иные его действия, пока на примере игрушек.

Когда ребенок доволен результатом, он может повторять действие десятки и сотни раз. Особенно его внимание привлекает то, что появляется и исчезает. Теперь, бросив игрушку из кроватки, карапуз будет внимательно следить за траекторией ее полета, и заглядывать – куда же она закатилась? Малыш готов закрывать-открывать коробочки, хлопать крышкой, прятать внутри ложку и т.д.

Ребенок в 6 месяцев легко хватает все, что попадается ему под руку, может захватить вещь то одной рукой, то другой, то двумя сразу, переложив из одной руки в другую, опустить и взять снова, поудобнее. Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш во что бы то ни стало стремится овладеть этим навыком.

Если у вас нет сил на «возвращение» выброшенных из кроватки или манежа игрушек, привяжите к ним веревочки. И научите кроху тянуть за веревочку, возвращая себе игрушку. Этим вы не только облегчите себе жизнь, но и научите любимое чадо новому действию с предметами.

Кстати, кровать и манеж малышу уже малы. Подготовьте свой дом к тому, что очень скоро ребенок поползет: уберите снизу все бьющееся, колющее, режущее, мелкое. Выкладывайте малыша на пол, на толстое одеяло или теплый ковер, раскладывая вокруг игрушки так, чтобы карапуз мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Стараясь подползти, перекатываясь к вожделенному предмету, младенец будет тренировать мышцы для ползания и хождения.

К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула (однако проверьте – не опрокинется ли стул на малыша), натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса , турничок или кольца.

Вводим прикорм

В 6 месяцев ребенок готов еще к одному волнительному знакомству: пришло время для начала общения с «взрослой» пищей. Не так давно в ваш обиход вошло понятие «педагогический прикорм ». Обычно его придерживаются мамы, старающиеся, чтобы развитие малыша было как можно более «естественным», и во всем «идущие вслед», а не подгоняющие и стимулирующие.

В еде это значит следующее: когда ребенку становится интересно, что лежит у мамы на тарелке, он берет кусочек и засовывает в рот. Пососет, помусолит – вот вам первая «четверть чайной ложечки» у крохи в желудке. Разумеется, наличие сосисок с горчицей или острой корейкой морковки на этой самой педагогической тарелке исключается. А лежат там дольки овощей или фруктов, которые удобно взять ручкой, и которые привлекают взгляд разноцветными бочками.

Не забывайте, что вводить прикорм надо, посоветовавшись с врачом: он определит, какие продукты и в какой последовательности подходят именно вашему ребенку. Непродуманное или слишком раннее введение прикорма может нанести вред здоровью малыша, ведь пищеварительная система на первом году жизни сформирована не полностью, оболочка слизистой кишечника обладает повышенной проницаемостью для пищевых веществ, отсутствует ряд важных ферментов, несовершенна иммунная система. Все это может стать причиной отрицательной реакции и проблем со здоровьем.

Кстати, вовсе не обязательно, что они проявятся сразу же. Вероятность нарушений в любом из отделов пищеварительной системы, которые дадут о себе знать, возможно, через несколько лет, достаточно высока.

Мир на ощупь

Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. В эту игру можно играть буквально с рождения. Времени у взрослых она практически не отнимает, как и ни требует специальных приспособлений или приготовлений, особенно поначалу. Начинаем играть, конечно, дома.

Когда вы несете малыша в ванную или просто ходите с ним на руках, проводите его ручкой по всем попадающимся на пути поверхностям (стенка, шкаф, кожаная куртка или меховое пальто, деревянная вешалка или металлический ключик). Это дает крохе возможность больше узнать о том, что находится вокруг. А из каких интересных материалов сделаны мамины наряды: тут и шелк, и шерсть, и бархат, и кожа, и хлопок, и лен, и разнообразная синтетика… Малышу все ново и любопытно.

Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Кстати, трогать предметы и материалы можно не только руками – малыш будет лучше развиваться, если включить в игру все тело: ножки, грудку, спинку, животик. По каким-то поверхностям можно скользить сверху вниз, в каких-то барахтаться, как в сугробе, по каким-то прыгать или отталкиваться от них.

После того как пространство дома будет освоено, перенесите эту игру на улицу. Жаль, конечно, если на дворе зима, но даже тогда не стоит лишать ребенка возможности познакомиться со снегом, ледышками, сосульками, замерзшими палочками.

А уж если на дворе теплое время года, исследовательский пыл не стоит ограничивать никак. Стволы деревьев и кустарников, разные виды почвы, листья, трава, цветы, песок, фрукты, ягоды, овощи – в общем, все, что попадается на глаза и под руку, с полным правом может быть включено в ваши занятия.

Когда кроха начал учиться ползать или просто с интересом хватает и ощупывает все вокруг себя, не забывайте как можно чаще менять фактуру его «подстилок». Не стоит ограничиваться пеленкой или одеяльцем – дайте малышу возможность полежать и поползать на любых тканях и материалах, которые найдутся в вашем доме. Очень хороши лоскутные одеяла – они дают малышу множество тактильных впечатлений одновременно.

Тренируем ручки

Игры, способствующие расслаблению пальцев и кистей рук:

  • «Красим забор» - движение кисти вверх-вниз, вправо-влево.
  • «Погладим котенка» - плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  • «Курочка пьет водичку» - пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

Выполняйте эти и подобные движения, ласково взяв ручки малыша в свои ладони. Через несколько дней ребенок будет производить эти действия сам.

Первая серьезная дата для малыша и его родителей – полгода с рождения. Развитие ребенка в 6 месяцев значительно отличается от того, каким оно было два-три месяца назад. Высокие темпы в приобретении навыков и умений позволяют малышу к возрасту полугода стать более подвижным, самостоятельным и социализированным. Чтобы оценить уровень физического, умственного и эмоционального развития, молодой мамочке можно свериться с нормами для данного возраста.

Прибавки в росте и весе для полугодовалого ребенка

В идеале до достижения ребенком 6 месяцев он должен питаться только грудным молоком. С полугода постепенно и поэтапно в меню малыша начинает вводиться и другая еда. Именно поэтому в возрасте полугода вопрос о росте и весе малыша стоит достаточно остро. Прибавки показывают, наедается ли ребенок, хватает ли ему маминого молока. Также недостаточный или избыточный вес может сигнализировать о возможных проблемах со здоровьем малыша.

Если исходить из среднестатистических показателей, то рост ребенка может находиться в пределах от 64 до 67 см. Его вес при таком росте составляет от 6800 до 7200 г. За шестой месяц малыш еще вырастет примерно на 2-2,5 см. Его прибавка в весе составит 600-700 г.

Это лишь примерные показатели для полугодовалых детей. Индивидуальные характеристики роста и веса должен ежемесячно проверять педиатр. Как правило, они рассчитываются исходя из данных показателей при рождении. А дети, как известно, появляются на свет и большими, и маленькими.



Способности малыша в 6 месяцев

Каждой маме очень хочется гордиться собственным ребенком! Самые ответственные родители ежемесячно записывают достижения малыша в специальный дневник. К полугоду кроха меняется день ото дня, приобретая все новые и новые умения. Если говорить о нормах развития, что должен уметь ребенок в 6 месяцев?

Его способности можно разделить на несколько групп, принадлежащих к определенной области развития:

  • физическому;
  • осязательному;
  • эмоциональному;
  • интеллектуальному.

Рассмотрим каждую из них и перечислим, что умеет малыш в 6 месяцев.


Малыш умеет:

  • Переворачиваться на бок и перекатываться на спину, чуть позже на живот.
  • Хватает ножки ручками и поднимает к ним голову.
  • Цепко держит игрушку в руках, перекладывает из руки в руку, берет ее из любого положения, а не только из рук мамы.
  • Может держать одновременно две погремушки в обеих руках, как правило, малыш начинает стучать ими друг о друга.
  • Делает подобие «мостика», упираясь головой и ногами в дно кроватки.
  • Раскачивается, стоя на четвереньках.
  • Старается ползти, «подползая» к интересующему его предмету.
  • Учится сидеть.
  • Старается вставать рядом с удобной опорой.

Особое внимание в полгода следует уделять именно двигательной активности ребенка. Если не в полгода, то в семь месяцев он поползет. А пока многие дети стараются «подползать». Другими словами, поднимают корпус, опираются на ручки и отталкиваются ножками. Так они пробуют дотянуться до яркой игрушки или чего-то другого не менее интересного.

Если мама замечает, что многое из описанного не получается у малыша, стоит сказать об этом педиатру. Также хорошо стимулирует двигательную активность специальный массажный комплекс. Это не тот общеукрепляющий массаж, который делает мама. Курс должен проводить профессиональный детский массажист. Уже после первых занятий активность малыша возрастает, а мышцы укрепляются.



Малыш должен:

  • Тянуть предметы в рот.

Облизывать и засовывать в рот все, что попалось в руки – это не вредная привычка. В шесть месяцев познание окружающего мира происходит именно через рот. Эта особенность будет сохраняться у ребенка вплоть до того времени, когда он начнет говорить. Рот малыша полон нервных окончаний и рецепторов, что позволяет ему определять не только вкус, но и сформировывать впечатления о размерах и характере поверхности предмета.

Зная неизбежность подобных детских исследований предметов через рот, родители должны следить за чистотой игрушек и пола в доме. Считается, что если игрушка имеет на себе «родные, домашние» микробы, то они не столь опасны для малыша. Особенно внимательной маме нужно быть на улице, при посещении поликлиники или других общественных мест. Упавшая там пустышка или игрушка должна быть немедленно убрана до дома, пока ее не помоют кипяченой водой с мылом.


Развитие малыша в эмоциональном и интеллектуальном плане

Ребенок способен:

  • Заниматься игрушками: рассматривать их, стучать, выбрасывать и подбирать;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Лепетать;
  • Различать эмоции (положительные и отрицательные);
  • Различать своих и чужих;
  • Понимать, о каком предмете идет речь, находить его взглядом.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев идет полным ходом. Малыш начинает понимать связь между поступками и их следствиями. Также в это время кроха уже проявляет интерес к еде. Это хорошо, так как именно в шесть месяцев начинают вводить прикорм.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок не реагирует на звуки, издаваемые вблизи него, или не просится на ручки.

Развиваемся и играем одновременно!

Для полноценного развития в полгода нужно проводить игры с ребенком. Как известно, многие познавательные процессы лучше усваиваются, если происходят в форме игры. Они могут быть направлены как на физическое и двигательное развитие, так и на эмоциональное и интеллектуальное.

Для проведения игр необходимы игрушки для детей. Они непременно должны быть качественными и подобранными согласно возрасту. Вот несколько полезных игрушек, которые заинтересуют и отвлекут малыша:

  • Развивающие коврики и дуги. Данный вид игрушек помогает детям устанавливать причинно-следственные связи. Например, малыш нажимает на кнопочку – зажигается лампочка, ребенок ударяет по игрушке – она смеется и т. д. Кроме того, застегивание и расстегивание замочков, нажатие на кнопочки, игра с липучками помогают развивать мелкую моторику рук.
  • Головоломки-спирали, по которым нужно передвигать бусины. Такая игрушка развивает мелкую моторику. Однако нужно следить, чтобы она была сделана качественно: не имела острых углов и бусины были бы надежно закреплены.
  • «Ударные» игрушки. Имеются в виду пищащие молоточки, барабанчики, деревянные ложки. Малыши очень любят стучать, осознавая, что их действие производит громкий звук. Подобные манипуляции делает ребенок в 6 месяцев с огромным удовольствием!
  • Заводные игрушки. Данный вид игрушек стимулирует у малыша двигательную активность. Ребенку так хочется догнать ползущего жучка или скачущего зайчика, что он поневоле начинает двигаться в его сторону.
  • Прорезыватели в форме игрушек. В шесть месяцев у ребенка уже начинают зудеть десны в ожидании появления первого зуба, и малышу хочется их чем-то почесать. Специальные аптечные прорезыватели выполнены из разрешенного материала, имеют шероховатости для лучшего стимулирования десен, их можно замораживать. Это их свойство пригодится впоследствии, когда у ребенка «полезут» зубы.

Еще одним способом отвлечь ребенка являются . Так считают многие родители. Включая телевизор или компьютер, они выигрывают немного свободного времени для отдыха. Однако не многие дети в полгода способны интересоваться мультфильмами. Большинство просто никак на них не реагирует.

Возможно, это своеобразный внутренний способ защиты детей от излишней информации. Также просмотр мультфильмов опасен для детских глаз. Поэтому педиатры советуют начинать приучение детей к телевизору не раньше, чем в 2-3 года. Так что пока малышу исполнилось только 6 месяцев, о телевизоре лучше забыть.

Шестимесячный ребенок: что умеет малыш, развивающие игры, особенности

Шестимесячный ребенок: особенности развития, что умеет ребенок в 6 месяцев, игры и упражнения, игрушки.

Каждый месяц первого года жизни – это особый этап развития, в котором ребенок делает новый шаг. А шесть месяцев – это еще и переход на новый этап жизни – начинается второе полугодие первого года жизни младенца. В этом возрасте малышу уже недостаточно только ласки и внимания взрослого. Для его развития очень важным становится «деловое» общение с мамой в ситуациях игры с игрушками и предметами. Это новый уровень общения и социального развития малыша, в котором появляются новые качества и умения ребенка, развивается его интеллект. Если малыш остается на уровне предыдущем (только эмоционального общения и ласки, улыбок, прикосновений), то это неблагоприятно влияет на особенности и социального развития, и развития сенсомоторного интеллекта ребенка. Тогда ребенок начинает отставать в развитии.

В статье Вы найдете базовые, основные упражнения для шестимесячных детей, которые помогут предупредить многие возможные отклонения в развитии малыша и позволят сформировать у него те умения, которые развиваются именно в данный период жизни ребенка . Именно эти упражнения десятилетиями делали с малышами их мамы и бабушки, им обучали родителей в маминых школах при детских поликлиниках. А сейчас о них мало кто знает. Сейчас стало модным среди некоторых родителей считать эти упражнения излишними («и так заговорит, да и ползать научится без упражнений») и основное внимание направлять на «изучение букв и цифр» уже с пеленок, развивая «гениальность». И при этом подходе, набирающем всё большую популярность, катастрофически растет количество детей, отстающих от нормального развития и детей с неврозами и эмоциональными проблемами, с серьезными речевыми проблемами! А нормы развития детей стали перестраиваются под эти модные тенденции. Так, сейчас чуть ли не гениальными считаются дети, говорящие 12 слов в год и свободно владеющие к этому сроку ходьбой. Хотя раньше это была норма, а если ребенок этого не достигал к году — то это считалось уже отставанием в развитии. Стоит над этим задуматься!

Если же не гнаться за «гениальностью» (которая, кстати, к школьному возрасту оказывается вовсе не гениальностью и не оправдывает вложенных усилий родителей), а давать ребенку плодотворную почву для гармоничного своевременного развития, то можно вырастить прекрасного, здорового, счастливого, активного, самостоятельного, любознательного малыша и избежать многих проблем с его здоровьем физическим и психическим. Чего Вам всем желаю и чем могу помогаю Вам этой статьей:)! Ведь все упражнения, подходы, которые даны в ней основаны на многолетних исследованиях развития детей отечественными врачами, психологами и педагогами, а их эффективность доказана десятилетиями практики развития малышей.

Что умеет ребенок к началу периода — к 6 месяцам — мы уже с Вами знаем. Об этом мы говорили в статье

Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения

1. Развитие предпосылок речи у ребенка в 6 месяцев

1.1. Развитие подражания речи близкого взрослого

Шестимесячный ребенок интересуется звуками человеческого голоса, наблюдает внимательно за губами и мимикой лица говорящей мамы. Он очень любит повторять разные звуки в своем лепете, имитирует звуки, услышанные от взрослых, в играх – перекличках. Постепенно усиливается сходство произносимых малышом звуков со звуками родной речи. Чаще начинают встречаться в лепете ребенка звуки и, у, о.

В возрасте шести месяцев малыш уже четко слышит произносимый им слог и повторяет его многократно.

Это нужно знать каждой маме: У глухих детей гуление (протягивание гласных звуков) и гуканье появляются в то же время, что и у слышащих детей. А вот лепет (лепетом называется повторение не отдельных звуков, а слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя и т.п.) не возникает из-за отсутствия слуха. Поэтому очень важно следить за развитием своего ребенка и запомнить, вовремя ли у него появился лепет! И вовремя сообщить об этом наблюдающему Вашего малыша врачу. Иногда глухие дети не получают своевременную помощь, т.к. мамы не знают, что активное гуление в первые месяцы жизни не означает хороший слух младенца!

Как развивать у ребенка в 6 месяцев подражание речи?

Развить у шестимесячного малыша умение подражать речи взрослого невозможно без близкого эмоционального контакта. Чужим взрослым людям или диктору из так называемого «развивающего видео по развитию речи для младенцев» ребенок подражать не будет! И не может! Ему нужен именно мамин голос! Поэтому очень не советую тратить время на такие псевдоразвивающие видео, после которых у многих малышей речь отстает в своем развитии, а заняться действительно полезными упражнениями, развивающими речь, умение подражать звукам родного языка и предупреждающими нарушения речи.

Лепет – это своеобразная речевая зарядка для ребенка, которая укрепляет речевой аппарат и содействует его правильному развитию. Обязательно используйте в общении с шестимесячным ребенком много потешек! Потешки имеют уникальное значение в развитии речи шестимесячных малышей, т.к. в них часто повторяются слова и слоги из детского лепета – тили-тили, ту-ту-ту, гу-гу-гу и другие. Причем повторяются эти слоги в сильной позиции, в которой ребенку проще и легче их услышать и выделить из речевого потока. Это тоже будет способствовать развитию лепета у малыша.

Разговаривая с шестимесячным малышом тяните медленно протяжно гласные звуки: «Вот и соооооолнышко мое проснуууулось. Проснууууулось да потянуууууулось! Вот какие потягууууушечки!», говорите не спеша, делая паузы между своими фразами. Называя разные игрушки и предметы, тоже тяните гласные звуки, помогая ребенку научиться вслушиваться в Вашу речь: «Вот какой колокооооооольчик! Колокооооольчик звениииит: дииинь-диииинь-диииинь»

Упражнение «Перекличка»

Это базовое упражнение для шестимесячных детей – веселая игра со слогами и звуками родного языка с помощью мамы. Без перекличек практически невозможно сформировать у ребенка подражание звукам.

Перекличка – это своеобразный диалог мамы с ребенком, в котором мама повторяет за малышом звуки и слоги его лепета, а затем делает паузу для ответа ребенка. После этого мама говорит ребенку другие слоги, а малыш повторяет за ней.

Умение подражать слогам мамы достигается не сразу. Сначала малыш просто смотрит внимательно на рот говорящего взрослого и ничего не повторяет. Это нормально, ведь он еще не может понять, что за новую игру предлагает мама. Малыш может в ответ маме начать двигать губами беззвучно, делать разные движения ртом. Это тоже нормально. Начните протягивать гласные, утрируя их артикуляцию – ааа, ооо, ууу, делайте паузы, говорите с разной силой голоса, с разной высотой голоса и с разной интонацией. Обязательно делайте паузы, чтобы наблюдающий за Вами малыш смог Вам ответить если не звуком или слогом, то хотя бы движением рта.

Правила проведения перекличек для развития подражания речи у шестимесячного ребенка:

  1. Ведя перекличку, Вы должны стоять так, чтобы Ваше лицо находилось в поле зрения ребенка, и ничего не мешало ему наблюдать за Вами (проследите, чтобы в глаза ребенка не бил яркий луч солнца или свет от лампочки).
  2. Во время переклички не должно быть посторонних отвлекающих звуков – звука телевизора или радио. Малыш должен слышать только ваш голос и должен быть сосредоточен на Вашем лице.
  3. Сначала играем в игре в перекличку только с теми звуками, которые ребенок уже произносит. Например, малыш лежит и тянет ба-ба-ба (или ааа). Похвалите и повторите за ним этот слог: «Умница! Скажи еще раз ба-ба-ба! Ба-ба-ба!». Сделайте паузу для ответа. Если малыш не реагирует, еще раз скажите ему с разными интонациями ба-ба-ба. Предлагайте для повторения те звукосочетания, которые ребенок уже говорит (ва-ва-ва, бу-бу-бу, ба-ба-ба и другие). И только к 7 месяцам Вы сможете вводить в упражнения – переклички новые для ребенка сочетания звуков – тятятя, дидиди, татата и т.п.

Наилучшее время для развития умения подражать речи взрослых у шестимесячных детей — время бодрствования после сна, примерно через полчаса после пробуждения.

1.2. Развитие понимания речи близкого взрослого у шестимесячного ребенка.

В 6 месяцев ребенок начинает понимать речь близкого взрослого. Он вслушивается в слова, проявляет внимание к тому, что говорит мама. Для развития этого умения мы будем регулярно проводить с малышом игру «Где…».

Игра «Где…?»

Для развития понимания речи проводите с шестимесячным малышом упражнения, побуждая его поворачивать голову и отыскивать взглядом называемый предмет – «Где часики тик-так? Где собачка ав-ав? Где киска мяу-мяу?»

Очень важно: предметы для этой игры ВСЕГДА должны находиться в одном и том же определенном месте в комнате.

Когда малыш начнет легко ориентироваться в словах и предметах, проведите игру с новыми предметами в комнате ребенка и словами, их обозначающими. Спросите: «Где мама? Где папа? Где баба? Где деда?», знакомьте с другими словами.

Игра «Где огонек?»

Когда в комнате зажигается свет (люстры или настольной лампы), ребенок всегда поворачивает голову в сторону источника света. Этот момент можно использовать для игры. Спросите: «Аленушка! Где огонеееек? Воооот огонек!». Можно повторно погасить и зажечь лампу, задавая вопрос» «Где огонееек?» И радостно восклицая «Воооот огонек» при появлении света.

С 6 месяцев можно начать учить малыша показывать по Вашей просьбе простые движения в играх – «ладушки», «до свидания», «какой большой»! И предлагать их повторить.

2. Развитие движений у ребенка в 6 месяцев

2.1. Побуждаем к ползанию: как учить ребенка ползать?

Ползание – это важнейший вид движений для шестимесячных малышей.

С шестимесячным ребенком очень важно проводить игры и упражнения, побуждающие его ползать. Для стимулирования ползания привлекают ребенка показом игрушки, называют ее, подзывают ребенка по имени, стимулируют подползти к игрушке. Как только малыш дополз до игрушки, дают ему возможность поиграть с ней.

Можно поиграть в прятки , то пряча игрушку, то показывая ее и побуждая подползти к ней. С шестимесячными детьми уже можно поиграть и в «догоню-догоню» , чтобы малыш, смеясь, полз от вас, а вы его «догоняли». Причем темп ползания в «догонялках» должен расти – Вы догоняете всё быстрее и быстрее, а малыш меняет скорость ползания.

Некоторые родители говорят, что их ребенок вообще не ползал, но пошел, как и положено, в год. По зарубежным данным, такая ситуация встречается сейчас в 15 % современных семей (Д. Хопкин – журнал «Итоги», 1998) Да, так бывает, если малышу просто не дают возможности ползать по разным причинам (нет пространства в комнате в связи с плохим жилищными условиями семьи; страх родителей, что ушибется, поранится; ограничение движений ребенка для собственного удобства – так жить безопаснее и не будет излишних проблем). Но отсутствие ползания — это неблагоприятный вариант развития для ребенка.

Ползание важно не само по себе, а как необходимый этап в развитии шестимесячного ребенка. Ползание развивает и укрепляет мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, помогает сформировать правильную осанку, укрепляет вестибулярный аппарат, активизирует обмен веществ и позволяет ребенку хорошо расти и развиваться. Ползание существенно влияет на поведение ребенка – он становится более самостоятельным и подвижным, более активным, что важно для познавательного развития малыша.

Поэтому приготовьтесь заранее и обеспечьте шестимесячному ребенку безопасное пространство, в котором он сможет ползать с удовольствием, а Вы будете за него спокойны.

Игры с шестимесячным ребенком для стимулирования ползания

Игра «Догоню»

Говорите ребенку «догоню» и имитируйте погоню, побуждая его быстро ползти от Вас. Догнав ребенка, возьмите его на руки, обнимите, поиграйте в веселую игру. И вновь повторите игру в догонялки с ползанием. Меняйте темп движений.

  • Расставьте на полу предметы, чтобы малыш мог ползать вокруг них, подползать под них, заползать на них (стол, стул, подушка, валик).
  • Положите подушечку и покажите, как на нее можно заползать, покажите, как можно проползать под столом, как можно ползти вокруг стула.
  • Положите под стул игрушку так, чтобы малыш ее увидел, и ему захотелось подползти под стул и достать игрушку.
  • Раскладывайте в пространстве для ползания яркие игрушки крупного размера (примерно 25 см), которые будут стимулировать малыша ползти к ним и исследовать их.

Этими несложными упражнениями Вы будете развивать умение малыша легко и свободно ползать в разных направлениях и в разном темпе.

Игра «Каталка»

Возьмите яркую игрушку на колесиках (каталку размером 20-25 см) и поставьте ее на расстоянии 1 метр от малыша. Толкните каталку ближе к ребенку, чтобы он мог к ней подползти и достать игрушку. Когда малыш достанет игрушку, дайте ему немного поиграть с ней, и снова откатите игрушку на полметра, стимулируя малыша подползти к ней.

2.2. Когда малыш сидит?

В 6 месяцев малыш может сидеть, держа спинку и сохраняя равновесие. Но сам садиться он еще не умеет, в этом ему помогают взрослые. При сидении многие шестимесячные дети поддерживают себя, опираясь руками о пол. Только к 8 месяцам ребенок сможет сидеть самостоятельно без поддержки в течение 10 минут и играть в это время с игрушками. Не следует усаживать ребенка в подушки раньше времени, это вредит позвоночнику!

Есть мнение среди исследователей — педиатров, что дети, которых начали раньше времени усаживать в дальнейшем предпочитают сидеть, а не двигаться, меньше своих сверстников занимаются с игрушками. К этому мнению стоит прислушаться. Шесть месяцев – время не для удобного для взрослых сидения малыша, а для неудобного для взрослых его активного ползания и самостоятельного освоения пространства.

Очень важно: желательно, чтобы малыш сначала научился ползать, а только потом научился садиться, так как ползание готовит организм ребенка к сидению и ходьбе.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, а также гимнастика для развития умения присаживаться и чувства равновесия — в статье

2.3. Скоро будем ходить! Подготовительные упражнения, готовящие к ходьбе, с шестимесячными детьми

С шести месяцев можно и нужно делать с малышом специальные упражнения, развивающие его ножки и готовящие ребенка к стоянию и ходьбе. Эти упражнения развивают не только мышцы, но и чувство равновесия. Все упражнения делаются в сопровождении ритмичных песенок, пестушек, потешек, стихов. Можете выбирать любые потешки, которые Вам нравятся и доставляют удовольствие Вашему ребенку.

Примерный перечень упражнений для шестимесячных детей:

  1. Велосипед (это упражнение можно делать и раньше 6 месяцев). Малыш лежит на спинке. Вы держите его ножки и делаете ими движения «велосипед», напевая детскую песенку или читая стишок.
  2. Наши ножки . Положите ребенка на живот, согните его ножки в коленях. Затем выпрямите их, разводите в сторону и соединяйте ножки вместе.
  3. Сгибание и разгибание ножек . Малыш лежит на спине. Сгибайте и разгибайте его ножки с легким нажимом коленками на живот (4-6 раз)
  4. Ходьба скользящими шагами. Малыш лежит на спине, а взрослый обхватывает его голени и делает его ножками скользящие движения напоминающие ходьбу на лыжах. При движении нога ребенка скользит по поверхности стола, то сгибаясь то разгибаясь.
  5. Поднятие ног. Малыш лежит на спине. Обхватите колени и голени поднимите его прямые ножки вверх, затем опустите. Повторите 4-6 раз.
  6. Перекрест ручек. Развиваем мышцы туловища, шеи, рук. Разводите и сводите ручки ребенка в стороны, перекрещивая их на груди.
  7. Боксер. Дайте малышу в руки два кольца (можно делать упражнение и без колец). Поочередно сгибайте и разгибайте руки ребенка, имитируя движения боксера.
  8. Круговые движения руками. Дайте в ручки малышу кольца и делайте медленные круговые движения руками 2-6 раз.
  9. Подпрыгивание. Возьмите ребенка под мышки и делайте с ним «подпрыгивающие» движения над столом. Ножки малыша при каждом «подпрыгивании» должны касаться поверхности стола. Можно чередовать подпрыгивание с покачиванием малыша из стороны в сторону.
  10. Присаживание (но не сидение! !!). Ребенок лежит на спине. Возьмите его за кисти и запястья. Отведите прямые ручки ребенка в стороны и слегка потяните их к себе. Этим Вы стимулируете ребенка «присесть». Затем вернитесь в исходное положение — ребенок лежит на спине. Повторите присаживание 2-3 раза.
  11. Выгибание. Ребенок находится в положении лежа на животе ногами к маме. Возьмите его за ручки (можно дать в руки кольца, и взяться за кольца) и медленно поднимите ручки ребенка вверх, потяните их чуть назад (похоже на «ласточку»). Спинка ребенка выгибается.

2.4 Развитие движений руки у шестимесячного ребенка

Шестимесячный ребенок может манипулировать игрушкой, не глядя на нее, а смотря в это время на какой-то другой предмет.

У ребенка 6 месяцев совершенствуются действия с предметами Нужно побуждать его рассматривать игрушки, размахивать ими, стучать, вкладывать и вынимать детали игрушек, прислушиваться к издаваемому игрушкой звуку, катать, постукивать, притягивать, отбрасывать, постукивать и делать другие действия с игрушками. Именно в практической деятельности с игрушками и обследовании предметов развивается не только моторика, но и интеллект малыша.

В шесть месяцев уже можно учить ребенка подражать самым простым действиям взрослого (покатить мячик, достать кубик из коробки, перевернуть ведерко с игрушками, положить в ящичек платочек, потянуть за веревочку и т.д.). Для этого:

  • Сделайте действие с игрушкой сами, когда ребенок за Вами наблюдает.
  • Потом повторите движение вместе с малышом («рука в руке»).
  • Снова сделайте движение сами (покажите его ребенку), и скажите малышу: «А теперь Анечка будет мячик катать кач-кач-кач-кач!».

Всегда называйте в играх с предметами их название, действие, признаки предмета (большой, пушистый, красный, красивый и др.). Это помогает развивать предпосылки речи у ребенка, в дальнейшем поможет ему очень быстро и хорошо заговорить.

Упражнение «Игрушка на ленточке»

Возьмите любую звучащую яркую игрушку. Можете сшить ее сами, вложив внутрь бубенчик, или взять готовую. Обвяжите ее прочно яркой атласной ленточкой. На другой конец ленточки привяжите пластмассовое колечко (можно купить такое колечко в отделе «Все для шитья» или в «Галантерее»). Расстояние от колечка до игрушки примерно 1 метр.

Положите колечко на расстоянии вытянутой ручки ребенка. Покажите, действовать колечком. Малыш подползает к колечку, тянет за него, начинает им двигать в разных направлениях. При этом раздается звук игрушки. Не нужно вмешиваться – пусть малыш сам догадается, откуда доносится звук и как его получить. Если у него это не получается, то покажите еще раз, откуда берется звук, вложите в ручку малыша колечко и потяните за колечко («рука в руке»).

Для этой игры каждый раз надо привязывать ленточку к новой игрушке – гремящей, шуршащей, звенящей и т.д. Можно привязать ленточку к колокольчику и показать, как по-разному можно дергать за ленточку, чтобы колокольчик зазвонил (вперед-назад, вправо – влево, по кругу, вверх – вниз).

Для шестимесячных детей и детей чуть старше есть замечательная серия материнских игр с мячиком, подвешенным на веревочке (автор — Ф. Фребель). Эти игры с мячиком для малышей в картинках и схемах Вы сможете найти в статье

Шестимесячный ребенок может сам заниматься с игрушкой примерно 1- 2 минуты и более (до 5 минут).

Игра с бочонками

(бочата – это русская народная игрушка с вкладышами). Разработка игры Л.Н. Павловой, канд. психологических наук, автора многих замечательных книг по развитию детей раннего возраста.

  • Возьмите бочонок с крышкой и платочек. Положите платочек в бочонок и закройте бочонок.
  • Поставьте перед малышом закрытый бочонок, из которого торчит конец цветного платочка. Малыш начинает подтягивать за уголок платочка. И вытаскивает платок, рассматривает его.
  • Снова положите платочек в бочонок и закройте бочонок так, чтобы уголок платочка был снаружи бочонка. Поставьте игрушку перед ребенком. Если малыш не догадался, как достать платочек, то покажите ему действия еще раз.
  • В бочонок можно складывать разные предметы. Но они должны быть безопасны для малыша (должны быть большого размера). Небольшие предметы всегда обвязываются цветной лентой. Конец цветной ленты находится наружи. Мелкие предметы нельзя использовать в игре с шестимесячным ребенком, т.к. это небезопасно!

В этом видео Вы найдете очень хороший материал о развитии движений во втором полугодии жизни ребенка (от шести месяцев и старше).

3. Развитие самостоятельности и опрятности в шесть месяцев

В 6 месяцев ребенок может есть с ложки.

В 6-7 месяцев можно начать приучать ребенка пить из чашки , придерживая ее руками. Посадите ребенка на колени, поднесите к его губам чашку и предложите попить. Малыш уже может выпить порцию (в чашке должно быть небольшое количество жидкости или жидкой пищи)

С 6 месяцев можно начать попытки попробовать решить проблему приучения ребенка к горшку . Зачем так «рано»?

Первое. В этом возрасте малыша легче приучить, чем в более позднем возрасте. Хотя полный контроль над естественными отправлениями формируется у ребенка в 2,5 – 3 года. Поэтому Вам решать, когда начинать. Но надо понимать, что чем позже – тем сложнее, тем больше у протеста у малыша, который не может понять, откуда взялся этот горшок и как научиться управлять своим телом? И никакие «звучащие» горшки не помогают!

Второе. Зачем в этом возрасте? Конечно, есть памперсы. Но Вы пробовали их сами? Нет? Тогда попробуйте — походите летом в самых лучших и дорогих «дышащих» памперсах для взрослых, или поспите в них ночью в теплом помещении, и Вы поймете самочувствие ребенка в них. Вы скажете — а Вы, автор статьи, что – пробовали? К сожалению, да, пришлось испытать, когда была в больнице. И больше ни за что не поверю, что они «дышащие». А врач в больнице сказала такие слова: «Я хотела бы, чтобы каждая мама прежде чем надевать на малыша памперс, надела бы его на себя и походила в них недельку. Тогда бы она всё поняла». По собственным ощущениям — это ужас! Как в них находятся бедные детишки, которые еще не умеют говорить и потому даже ни о чем даже попросить нас не могут!

Привожу мнение известного специалиста, который не зарабатывает на рекламе и потому пишет свое истинное мнение – С. Теплюк (книга «Ребенок от рождения до года» — 2013 год издания):

Наши бабушки начинали приучать малышей к горшку с 2,5-3 месяцев. Для этого они держали малюток над горшком, вырабатывая условный рефлекс. А с 6 месяцев, когда ребенок мог уже недолго сидеть – начинали приучать к опрятности и высаживали на горшок очень ненадолго. Считается достаточным предупредить «конфузы», высаживая на горшок в следующее время:

  • перед сном и после сна (если встал сухим),
  • перед прогулкой и после прогулки,
  • через 15 минут после кормления,
  • если ребенок проявляет признаки беспокойства (затормаживание движений, мышечное напряжение, малыш возится, беспокоится) – эти признаки индивидуальны у каждого ребенка.

Секреты успеха:

  • Горшок должен быть теплым и сухим, приятным для малыша.
  • Малыша надо хвалить за результат, если всё получилось!
  • Всегда будьте рядом с ребенком, но не держите его на горшке долго.
  • Не надо заставлять ребенка идти на горшок, если он уже всё сделал в памперсы или в штанишки.

В любом случае приучение к опрятности происходит не сразу, надо запастись большим терпением и знать, что результаты будут волнообразным – то всё хорошо, то снова возвращаемся к тому, с чего начали.

4. Какие игрушки нужны ребенку в 6-9 месяцев?

Используемые для шестимесячного ребенка игрушки должны быть разной фактуры и из разного материала (для развития тактильной чувствительности), а также всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Предпочтительные материалы – ткань, пластмасса, дерево, резина.

Малышу с шести месяцев и старше нужны игрушки, которые могут изменять свой внешний вид – с подвижными элементами, веревочками для подтягивания деталей, с крутящимися деталями. Он порадуется и игрушке – забаве, такой как, клюющие курочки или богородские резные деревянные мишки или зайчонку на качелях.

Подберите игрушки так, чтобы у малыша были одинаковые наименования игрушек, но разные по цвету или по размеру (Например, большой мяч и маленький мяч, красная большая машинка и зеленая большая машинка)

С шести месяцев очень нужны ребенку сюжетные игрушки – зайчик, мишка, кукла, петрушка, киска и другие.

Любая игрушка должна давать возможность шестимесячному малышу ее обследовать и находить в ней что-то забавное, интересное, захватывающее, пробуждать его активные действия с ней.

Примерный перечень игрушек для шестимесячного ребенка:

  1. Твердые игрушки из пластмассы, дерева разного цвета и формы.
  2. Текстильные игрушки, изображающие людей или животных и сшитые из махровой ткани или бязи (плотной цветной хлопчатобумажной ткани с разными узорами). Лоскутные мячики и кубики с разной фактурой поверхности. Если Вы делаете текстильные игрушки сами, то вкладывайте в них разные звуковые наполнители (киндер-сюприз с гречкой, с горохом – шумелки, цветочную упаковку – шуршалки, бубенчик – звенелка)
  3. Погремушки с ручками самых разнообразных форм для тренировки ручек в захвате предметов разной формы и перекладывания их из руки в руку (ручка погремушки как колечко, столбик, гантелька, петелько, капелька – см. фото в статье «Ребенку 5 месяцев»).
  4. Безопасное детское зеркальце в прочной рамке для рассматривания отражения.
  5. Деревянная детская посуда – миска, чашка, ложка.
  6. Игрушки для вынимания, вкладывания, рассматривания деталей, с подвижными деталями.
  7. Катающиеся игрушки (цветные цилиндры как самый простой вариант) для стимулирования ползания: мячики, машинка, тележка на колесиках, любые сюжетные игрушки – каталки на колесиках.
  8. Гирлянды игрушек, которые малыш может обследовать (игрушки с дырочкой посередине, нанизанные на прочный толстый шнур)
  9. Ведерко (или тележка) с яркими игрушками внутри. Шестимесячный ребенок уже умеет перевернуть ведерко, высыпать все игрушки из него и поиграть с ними. Хорошо, если это будет ведерко с разными объемными геометрическими фигурами – куб, шар, цилиндр, конус разной величины и цвета.
  10. Музыкальные или звучащие игрушки – бубен, погремушки, игрушки — пищалки, матрешки (стучат в собранном виде), шуршалки.
  11. Бытовые предметы тоже могут стать игрушками для шестимесячного ребенка. Такими предметами для игры могут стать мисочки, кастрюльки с крышками (в них можно положить игрушки, колечки, мячики), дуршлаг, коробочки с крышками.

5. Музыкальные упражнения с шестимесячным ребенком

Пойте ребенку музыкальные мелодии разного характера – веселые, грустные, спокойные и бодрые. Давайте ему послушать звучание музыкальных инструментов, музыку в записи. Делайте вместе с малышом движения в соответствии с характером музыки.

Учите искать источник звука. Для этого играйте на музыкальном инструменте в разных местах комнаты, побуждая малыша повернуться к источнику звука.

Обязательно ставьте для прослушивания музыку классическую и народную. Например, можно поиграть в лошадки (Р. Шуман «Смелый наездник»), потанцевать под аудиозаписи русских народных мелодий.

Можно давать серьезную классическую музыку для прослушивания – это и музыка И.С. Баха, и В.А. Моцарта и А. Вивальди и других известных композиторов. Слушайте музыку вместе с ребенком, пока сохраняется внимание малыша к ней. Первые музыкальные впечатления оставляют в ребенке след на всю жизнь!

Что умеет шестимесячный малыш к окончанию месяца, т.е. к семи месяцам? Наши результаты.

К окончанию месяца ребенок:

  • подолгу лепечет,
  • хорошо ползает – много, быстро и в разных направлениях, стремится ползком достичь нужной игрушки и взять ее в руки, может сам проползти 1-2 метра с остановками или без остановки, ползает энергично, быстро, меняя направление,
  • интересуется игрушками и предметами, активно действует с ними,
  • в действиях с игрушками и предметами приспосабливает руку к их разной форме,
  • может выполнить два взаимосвязанных действия с игрушками (подтянуть предмет с помощью привязанной к нему ленты),
  • может обследовать предметы как лежа на спине или лежа на животе, так и на руках у взрослого в вертикальном положении,
  • может взять в свои ручки игрушку из любого положения тела, при захвате игрушки учитывает ее размер и форму,
  • держит в руке ложку,
  • может удержать в своих руках два кубика,
  • манипулирует активно с колокольчиком на ленточке или подвешенным мячиком на шнуре,
  • следит за предметом и его перемещением в положении сидя,
  • может сам заниматься с игрушками от 1 до 5 минут, обследуя их и производя с ними разные действия,
  • пьет из чашки.
  • понимает просьбы и вопросы близких взрослых с подкреплением жестом: «Где?», ищет маму и папу в ответ на вопрос «Где мама? Где папа?».

Из статьи Вы узнали об особенностях развития шестимесячного ребенка и его воспитания. О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из статьи

Еще о домашних играх и занятиях с шестимесячным ребенком Вы можете почитать статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Рост и вес ребенка в 6 месяцев

К 6-му месяцу ребенок «приходит» с показателями роста и веса в среднем 64-67 см и 6800-7200 г соответственно. В дальнейшем он все так же будет постепенно расти, набирая параллельно вес. Как правило, в течение месяца прибавка в весе составит в среднем 600-700 г, вырастет же ребеночек еще на дополнительных 2-2,5 см. Исходя из этого, можно рассчитать, что рост и вес ребенка в 6 месяцев (к окончанию месяца) должны достичь приблизительно 66-68 см и 7400-7800 соответственно.

Однако следует помнить, что развитие каждого ребенка всегда протекает индивидуально: кто-то из деток уже рождается более крупным и тяжелым, кто-то – менее. А значит, и показатели роста и веса могут колебаться: есть детки, которые в 6 месяцев весят более 8000 г, а рост достигает 70 см.

Режим дня ребенка в 6 месяцев

Режим дня ребенка в 6 месяцев остается все таким же актуальным для нормального его физического и психического развития, для постепенного формирования полезных привычек и дисциплинированности. Особо никаких изменений в режиме дня 6-месячного малыша не изменяется: утром он просыпается, после чего его кормят, потом малыш бодрствует и спит. К концу пятого месяца переведя ребенка на 5-разовое кормление, этот же принцип следует оставить и для месяца 6-го, кормя малыша 5 раз в день с промежутком приблизительно 4 часа.

Время активности малыша в 6 месяцев увеличивается, но ночь он по-прежнему может проспать до 10-11 часов. Спит ребенок и днем: чаще всего 3 раза по 1,5-2 часа. Лучше всего кроха спит на прогулке, которая также остается обязательной «процедурой» для ребенка.

Гулять с полугодовалым ребенком необходимо не менее 2-х раз в день: летом при температуре до 30 градусов – в течение 2,5 часов, в зимнее время (если температура не опускается ниже 10 градусов мороза) – не менее 2 часов.

Один раз в день для 6-месячного крохи предусмотрено купание – за час перед сном в ванной, температура воды в которой составляет 35-36 градусов. Купают кроху 7-9 минут, и процедуру эту ребенок уже, как правило, очень любит, выказывая радость в ее предчувствии. Для активных и легковозбудимых деток ванную для лучшего сна нередко добавляют отвары трав – ромашку, пустырник, мяту, мелису (отвар заваривают из расчета 3 ст. ложки травы на 1 л кипятка). В течение же дня подмывают ребеночка каждый раз, когда он «сходит в туалет».

Утренний туалет для ребенка – умывание личика, протирание глазок, очищение ушек и носика по необходимости. В утреннее же время рекомендуется заниматься с малышом гимнастикой – через час после того, как он поел, в течение 7-10 минут. Полезен также в комплексе с гимнастикой следующий за ней массаж. Заниматься с ребеночком лучше, предварительно его раздев: заодно и воздушные ванны обеспечиваются.

В дневное время, когда малыш бодрствует, необходимо как можно больше с ним общаться, играть с ребенком в игры, занимать всевозможными потешками, стишками и песенками.

Сколько ест ребенок в 6 месяцев

Полугодовалый ребенок все еще находится на грудном вскармливании? Великолепно! Ведь как раз получаемое от мамы молоко является наиболее полезным и питательным для ребеночка, и не зря ВООЗ рекомендует по возможности кормить деток грудью как можно дольше. Но, даже если малыш находится на грудном вскармливании, по исполнению ему 6-ти месяцев самое время озаботиться введением прикорма.

Если говорить о том, сколько ест ребенок в 6 месяцев, следует учитывать, что главным показателем здоровья и нормального развития считается вовсе не количество съедаемой пищи, а нормальная прибавка в весе. Хоть условно таки можно утверждать, что за одно кормление малыш, как правило, съедает около 180-200 грудного молока или адаптированной смеси.

Детки, уже раньше переведенные на искусственное питание, с детскими кашами, фруктовыми и овощными пюре в 6 месяцев обычно уже знакомы. А вот малышам, которых мама продолжает кормить грудью, познакомиться с новыми продуктами в этом возрасте только предстоит. По поводу первого прикорма лучше посоветоваться с педиатром, но, как правило, вводить прикорм начинают с фруктовых соков и пюре. Поначалу ребеночку нужно давать буквально несколько капель фруктового сока или половину чайной ложки пюре, наблюдая за его реакцией. Лучше, если прикорм будет вводиться в дневное время – со временем он полностью заменит обед. Если все проходит нормально, постепенно количество прикорма увеличивают. Таким образом, к концу месяца ребенок может полноценно обедать, например, пюре (не только фруктовым, но уже и овощным), которого съесть за один раз может до 150 г.

Следует учитывать, что, дав малышу новый продукт, следующий нужно вводить в рацион не ранее, чем через 5-7 дней. Причем, начинать давать прикорм лучше с однокомпонентных пюре, к примеру, измельчив в блендере сваренную морковь. К середине месяца морковь уже можно будет смешивать с петрушкой и луком, или же добавлять в пюре некоторое количество гречневой, рисовой или манной крупы.

Кроме того, с шести месяцев также рекомендуется постепенное введение в рацион малыша яичного желтка, но только пи условии, что кроха – не аллергик. Дают яичный желток сначала буквально щепотку, растерев его и смешав с грудным молоком или смесью. Если желток усваивается ребенком нормально, со временем его можно добавлять в пюре. Всегда перед тем, как дать малышу желток, яйцо необходимо хорошо сварить, держа его в кипятке не менее 15 минут.

Примерное меню полугодовалого ребенка может выглядеть приблизительно так:

6.00 – 200 мл грудного молока (или смеси);

10.00 – 200 г овощного пюре + крупинка яичного желтка;

14.00 – 280 мл грудного молока (или смеси) + 30 г фруктового пюре;

18.00 – 200 мл молочной каши + 30 мл фруктового сока;

22.00 – 200 мл грудного молока (или смеси).

Но, опять таки, необходимо следить за интенсивностью набора в весе. В случае, когда вес активно «прибывает», объем потребляемых высококалорийных продуктов (молочные каши) можно уменьшить, заменив их фруктовыми и овощными пюре. Если же ситуация обратная – кроха в весе не добирает – в рацион полезно водить растительное масло или сливки, добавляя, например, по чайной ложке в порцию овощного пюре.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

В 6 месяцев ребенок с особой страстью исследует на ощупь и изучает зрительно все, что его окружает. Он уже умеет цепко держать игрушку в руках, поворачивая ее так и эдак, перекладывая из ладошки в ладошку, и следя за ее траекторией, когда откидывает от себя. И с огромной любознательностью оглядывает окружающий мир, когда не спит, гуляя с мамой в коляске.

6-месячный кроха «активничает», даже просто лежа в кроватке. Так, ребенок уже самостоятельно переворачивается, вытягивает ножки и хватает их руками, поднимает голову и тянет ручки. Время от времени может, упершись головой и пятками в кроватку, даже становится на «мостик», приподнимая тельце и изгибая позвоночник.

Хорошо развиты у ребенка в 6-ть месяцев хватательные и движения и моторика рук: он перекладывает игрушки из руки в руку, умеет подтягивать к себе выброшенную игрушку, предварительно привязанную родителями за веревочку, к тому же с удовольствием перекладывает игрушки из емкости в емкость и увлеченно открывает-закрывает коробочки.

Если интересующий малыша предмет положить на расстоянии 10-20 см от него, ребенок будет стараться подползти к нему, перекатываясь, и нередко у него это удачно получается. Но, даже если ребенок пока еще не ползает, в ближайшем будущем он обязательно поползет, поэтому, подготовиться к этому следует заранее, «обезопасив» территорию от колющих, режущих и других опасных предметов.

Учиться в этом возрасте ребенок сидеть – если мама придаст ему сидячее положение, кроха выставляет вперед ручки и принимает на них тяжесть тела, удерживаясь в таком положении 1-2 минуты. Кроме того, некоторое время малыш способен простоять, держась ручками за бортик кроватки. Хоть сам пока не встает, но, если мама удерживает его подмышки, упирается сначала на кончики пальцев, а затем и вовсе встает на расставленные ножки, пусть пока и с согнутыми коленками.

Все так же полугодовалый ребенок с интересом прислушивается к окружающим его звукам. Но теперь уже не только способен узнать голоса родителей даже из другой комнаты, но и помнит свое имя, знает названия окружающих его предметов и игрушек, названия повторяемых регулярно действий. И поэтому тоже с ребенком нужно как можно больше разговаривать, предлагая ему запоминать все больше разнообразных слов.

А малыш, в свою очередь, с радостью будет лепетать в ответ: в этом возрасте кроха активно «разговаривает», даже находясь наедине с собой. И внимательно слушает стихи и сказки из красочных книг с рисунками, рассматривая их и слушая маму, которая объясняет, что «это – мячик, а вот – девочка, мячик круглый, а девочка улыбается». В течение месяца «речь» крохи становится все более яркой и выразительной – он образует все больше сложных звукосочетаний и слогов «ва-ва-в», «о-го-го», «де-е».

Насторожиться нужно, если 6-месячный ребенок:

не способен ухватить игрушку;

не дотягивается до предмета, лежа на животе;

не реагирует на звуки, которые исходят от находящихся в непосредственной от него близости предметов;

не просится на руки и не тянется ручками к родителям.

Развивающие занятия и игры для 6-месячного ребенка

Следует помнить, что шестимесячный ребенок все так же изучает предметы на ощупь, и в этом возрасте «ассортимент» предметов окружающего мира для исследования их малышом можно расширять. Крохе будет интересно и познавательно потрогать на ощупь листочек или камушек, палочку, сосульку и снег. Предлагая потрогать детенышу тот или иной предмет, следует вслух озвучивать его название – пускай ребенок постепенно запоминает все новые слова.

Самое время начинать уделять внимание развитию мелкой моторики: ребенку 6-ти месяцев можно покупать нехитрые игрушки типа головоломки-спирали с бусинками. Вот только нужно проследить, чтоб игрушка была качественная – бусинки не должны оторваться или вылететь, чтобы ненароком не попасть крохе в ротик. С целью же развития мелкой моторики можно предложить малышу пирамидку с кругляшками (пирамидку-стаканчик, без основы-штыря). Вместе с крохой пирамидку можно разбирать и собирать, давать ему подержать и поиграть с ее элементами.

Всевозможные движущиеся и звучащие игрушки станут для ребенка в шесть месяцев увлекательнейшим занятием: он с интересом будет нажимать кнопочки и крутить колесики, тянуть за рычажки и открывать дверцы. Развивающие центры с зеркальцами, игрушечные «поющие» пианино, игрушки с лампочками, которые зажигаются от нажатия на кнопку – игрушки такого плана способствуют развитию слуха, глазомера, кожной чувствительности, логической связи.

Полезна будет малышу зарядка для ручек, которую также можно проводить в форме игры. Например, предложив ребенку «покрасить» стенку кровати: взяв его за руку, совершать плавные движения ручкой вверх и вниз, приговаривая «красим-покрасим». Или – вместе с крохой учиться гладить кошечку, показывая, как это делается на плюшевой игрушку и рассказывая ей, что она «хорошая, хорошая».

Ребенку необходимо дать возможность познавать мир во всем его многообразии, предлагая ему, в том числе, и действия, направленные на условное «разрушение». Пусть малыш увидит и поймет, что тряпка может рваться, некоторые предметы гнуться или биться, а, если ударить по какому-то из них, он издает громкий бренчащий звук.

Ребенок в 6 месяцев: родителям на заметку

Вот-вот ребенок поползет и начнет забираться в самые неожиданные и в некотором смысле опасные для него места. А значит – самое время тщательно осмотреть квартиру и предпринять действия для исключения возможности травмирования малыша. Кроме того, лучше на некоторое время удалить в зону недосягаемости шкатулки и вазочки, которые ребенок может опрокинуть или разбить.

Придется убрать как можно дальше средства бытовой химии, медикаменты, косметику. Желательно закрепить нижние ящички шкафов и комодов или даже поставить на них ограничители – без этого кроха запросто может прищемить себе пальчики. Не лишним будет и ограничение доступа к розеткам.

Не следует оставлять ребенка наедине с мелкими предметами. А еще лучше – вообще надолго не давать ему «мелочь» (фасоль, горох, бусины, пуговицы или монеты) в руки. Так, мелкие предметы по недосмотру могут попасть малышу в нос или в ухо, ребенок может потянуть их в рот и поперхнуться. Если такое несчастье случилось, кроха начинает кашлять и кричать, по причине отсутствия доступа воздуха на несколько секунд синеет. В этом случае, необходимо взять ребенка за ноги и подержать головой вниз, в то же время, обязательно вызывая бригаду скорой помощи. Даже если удалить предмет из дыхательных путей малыша удалось самостоятельно, ребенок задышал, обследование у врача все равно необходимо – с целью определения проходимости трахеи и бронхов.