Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Системно-векторная психология. Медлительный ребенок: что делать? Медлительный ребенок в школе: как ему помочь

Медлительный ребенок часто встает перед дилеммой: писать красиво, но медленно либо быстро, но неаккуратно. Не успевая выполнять все задания, ребенок начинает писать с ошибками. Еще большие трудности возникают, когда проверяют письмо и чтение на скорость.

Торопить - нет смысла

Темп работы не зависит от желания ребенка. Поэтому торопить его нет совершенно никакого смысла. Окрики и наказания за то, что ребенок «копается назло», и даже просто постоянные напоминания приводят к обратному эффекту. Да, ребенок может начать суетиться, пытаться ускорить движения. Но реально работать быстрее не станет, результат останется прежним, а то и ухудшится.

У медлительных детей от сигнала «делай» до реального начала действий проходит времени в два-три раза больше, чем у других. В этот момент ребенку нужно сосредоточиться, а окрики этому мешают, и в итоге этот подготовительный этап еще больше увеличивается.

Используем игру

Вместо поторапливания можно использовать игровые приемы. Причем мальчики обычно лучше реагируют на соревновательные игры («Давай, кто быстрее обует ботинки!»). Девочки же охотнее откликаются на просьбы о помощи («Если ты быстро разденешься и помоешь руки, то успеешь помочь мне испечь блины»).

Так или иначе, важно найти для ребенка дополнительный стимул делать быстрее то, что он делает. Только после этого не нужно ругать за неаккуратность выполнения - невозможно убить двух зайцев одним выстрелом, баланс скорости и качества выполнения придет постепенно.

Условия и режим

Утром при сборах в школу важно рассчитывать время так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться и позавтракать спокойно, в его собственном темпе. Для этого, возможно, придется раньше ложиться спать и раньше вставать.

Для медлительного ребенка очень важны привычные условия работы. Если у него есть собственный письменный стол, если он приступает к домашним заданиям всегда в одно и то же время, его психике проще быстрее включиться в работу.

Медлительному ребенку трудно переключаться с одного вида работы на другой. Не нужно озадачивать его неожиданными вопросами, пока он занят предыдущим заданием.

Домашние задания

При выполнении домашних заданий с медлительными детьми не рекомендуется делать перерывы по время занятий по одному из предметов, поскольку заново включиться в работу ребенку будет сложно. Лучшая схема такова: позанимались математикой - отдохнули - начали заниматься письмом.

Важно понимать, что часть классной работы придется делать с ребенком дома, поскольку часто медлительные дети пропускают часть материала из-за быстрого темпа его подачи.

При этом рекомендуется даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Допустим, если на ближайшем уроке дети будут изучать виды животных, можно посмотреть научно-популярный фильм о животных планеты, чтобы ребенок уже частично включился в контекст темы.

Правильные тренировки

Тренировать скорость выполнения заданий можно. Однако специалисты рекомендуют делать это еще до школы, самый оптимальный период - от 4 до 6 лет.

Для этого лучше всего использовать игры со сменой скорости движений. Например:

  • ходьба - бег - ходьба медленная;
  • хлопки ладонями медленно - быстро - медленно;
  • прыжки через скакалку со сменой темпа.

Самое важное в этих играх не как таковое развитие скорости, а чтобы ребенок научился чувствовать свою скорость и произвольно управлять ей.

Когда это будет удаваться, можно также использовать игры с максимально быстрыми движениями. Например:

  • за одну минуту поставить как можно больше точек на листе бумаги;
  • пока идет время в песочных часах, назвать как можно больше имен на определенную букву.

В подобных упражнениях важно, чтобы ребенок имел возможность оценить собственные результаты в динамике. Для этого нужно повторять любимые игры день ото дня и замечать даже незначительный рост достижений.

Медлительный ребенок в школе вовсе не обязательно будет среди отстающих. Недостаточную скорость работы он компенсирует основательностью и качеством. На начальных этапах адаптации самое главное, чтобы ребенок не начал комплексовать из-за своих особенностей. А это — в руках родителей.

Все дети разные – это неоспоримый факт. Есть категория «шустрых», которые успевают всё и везде. А есть медлительные ребята, которые постоянно витают в облаках. В школе и дома с ними бывает трудно, так как они долго концентрируются и выполняют то, что от них требуется. Но это вовсе не значит, что они менее успешны. Просто к таким детям нужен особый подход.

Причины медлительности

Медлительные детки часто предпочитают одиночество

Народная мудрость: «Поколь мямля разувается, расторопный выпарится».

Прежде чем пытаться исправить ситуацию и начинать «подгонять» ребёнка, следует выяснить причины его медлительности.

  1. Темперамент. Если ваш ребёнок флегматик, то у него не только замедленные реакции, но и вялая речь, невыразительная мимика. Также в раннем детстве он мог часами играть с одной игрушкой или слушать каждый день одну и ту же сказку. С годами флегматики становятся очень упёртыми, с устойчивыми взглядами. В школе обычно успевают по одному предмету – на остальные времени не хватает.
  2. Недостаточно развитое произвольное внимание. Эта проблема обычно знакома многим первоклассникам. Дети не могут концентрироваться на том, что им неинтересно или трудно. При этом они не понимают, что, пересилив себя, получат удовлетворение от успешного результата.
  3. Повышенная тревожность. Часто возникает в тех случаях, когда ребёнок чего-то очень сильно боится. Например, оценки учителя, реакции родителей или сверстников. Часто такие дети просто немеют в самый ответственный момент, не могут двух слов связать у доски из-за панической боязни ошибиться.
  4. Озабоченность другой проблемой. Не все дети с готовностью сообщают о том, что их беспокоит. И, согласитесь, трудно сосредоточиться на контрольной работе по математике, если, например, болит живот или в семье конфликт, или понравившаяся девочка предпочла другого мальчика – вариантов может быть много.

Попросите ребёнка нарисовать, каким он видит себя со стороны - это позволит малышу увидеть свои недостатки

Чтобы помочь медлительному ребёнку идти в ногу с ритмом, задаваемым жизнью, нужно руководствоваться принципом в общении с детьми – любовью. То есть принимать малыша таким, какой он есть. Но чтобы по возможности всё же откорректировать ситуацию, детские психологи советуют родителям:

  • не нервничать, разговаривая с медлительным ребёнком, пытаться сдерживать торопливость;
  • поощрять старания ребёнка добрыми словами, поглаживаниями, когда он старается ускорить процесс выполнения какого-либо задания (даже если это завязывание шнурков);
  • проявлять терпение в работе с медлительными детками;
  • систематически работать над выработкой у ребёнка чувства времени;
  • придерживаться режима дня, при этом избегать постоянного выполнения чадом всякой работы «на время»;
  • назначить ребёнку его трудовые обязанности (развешивать одежду в шкафу, мыть обувь и т. д.);
  • создавать ситуации успеха, когда даже малейшие успехи замечаются и поощряются, при этом находить слова поддержки при неудачах;
  • использовать опережающие приёмы, когда ребёнку заранее напоминается о тех или иных делах;
  • привлекать к совместному труду, например, уборке в доме, чтобы малыш видел позитивный пример и согласовывал свою работу с другими членами семьи;
  • обязательно уделять внимание физическому развитию малыша, особенно занятиям ритмикой;
  • чаще переключать внимание крохи на разные виды деятельности.

Упражнения

Обязательно хвалите детей даже за небольшой прогресс в борьбе с недостатками

Медлительность возникает в силу тех или иных причин, поэтому для начала следует выяснить, что стало поводом для таких проявлений ребёнка, и как давно это происходит. Поняв причины, легче выбрать наиболее подходящие способы ускорить действия малыша. Самыми действенными упражнениями психологи выделяют следующие:

  1. «Таймер». Определите время, которое отводится ребёнку на выполнение какого-либо задания: уборки, уроков и т.д. В случае если малыш справился вовремя, сделайте отметку в специальном дневнике, если нет, то поощрительной записи не будет. При этом лучше, если время окончания таймера совпадёт с началом любимой передачи или мультфильмов – это даст дополнительный стимул. При отрицательном результате не ругайте ребёнка. Лучше ещё раз поставьте таймер и засеките, сколько времени ему не хватило. Вместе обсудите, почему так вышло, как можно ускорить (быстрее начать переписывать в чистовик, правильно сгруппировать задания – устные, потом письменные или наоборот и т. д.). Постепенно сокращайте выделенное время.
  2. «Догнать и обогнать». Очень часто медлительные дети очень невнимательны – от этого страдает их успеваемость. Поэтому разумно будет не упускать шанс позаниматься дополнительно летом на каникулах. Заранее возьмите учебники следующего класса и летом проработайте по очереди все предметы. Кстати, флегматикам такое времяпрепровождение понравится гораздо больше, чем шумные игры во дворе.
  3. Соревновательный момент. Очень эффективно побороть медлительность можно с помощью спортивных соревнований. Отдав малыша на бег, тяжёлую атлетику, вы не только укрепите его здоровье, но и покажете, что он способен упорно трудиться ради цели, соревноваться и побеждать.
  4. «Строим будущее». Прекрасным способом мотивировать медлительного ребёнка является разговор о его будущем. Задайте ему вопрос: «Каким ты видишь себя через 15 лет?» Для малышей такой вопрос можно переформулировать на более короткий отрезок времени, или предложить альтернативу: «Есть такая-то сумма, рассчитай, хватит ли тебе на покупки?» Пусть попробует рассчитать максимально точно и рационально, чтобы купить как можно больше товаров. Кроме всего прочего, это упражнение тренирует внимательность.
  5. «Рисуем на внимательность». Ещё один способ усилить внимательность и справиться с медлительностью – рисовать на скорость. Попросите ребёнка нарисовать 10 кругов. Затем предупредите, что инструкцию вы повторите только один раз. Попросите заштриховать 5-й, 7-й и 8-й круги. Если малыш переспрашивает, скажите, чтоб делал, как запомнил. Постепенно усложняйте задание, увеличивая число кругов (или других геометрических фигур) и число закрашенных.
  6. Составляем план дня. Этот приём особенно полезен в младшей школе, когда появляется много новых обязанностей, связанных с учёбой. Нарисуйте подробный алгоритм действий ребёнка на день с примерными временными рамками для каждого и повесьте его над письменным столом, чтобы перед глазами всегда было напоминание о распорядке дня.
  7. Подводим итоги дня. Заведите привычку каждый день по вечерам обсуждать, как прошёл ваш день. Выслушав всех членов семьи, выбирайте победителя этого дня: того, кто успел сделать больше других. Это будет отличный стимул для ребёнка. Можно придумать какие-то мелкие подарки или звёзды за победу.

Медлительность ребёнка обязательно имеет свои причины. Поэтому нужно обязательно в них разобраться и только потом выбирать подходящие приёмы для ускорения малыша. Помните, что самым эффективным способом побороть трудности является родительская любовь. Дети должны быть уверены, что могут рассчитывать на вашу поддержку в любых обстоятельствах, несмотря ни на какие свои недостатки.

Мама семиклассника Алеши жаловалась, что у сына в школе изо дня в день происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша стоит и смотрит в потолок, погруженный в свои мысли. Учительница в конце концов говорит: - Садись, два! Мальчик возвращается на место, урок идет своим чередом, и, вдруг, в голове Алеши четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку: - Я вспомнил! А учительница отмахивается: - Поздно уже!

Мама ребенка обратилась к психологу с вопросом: - А нельзя ли сделать так, чтобы он вспоминал ответы побыстрее? Он ведь мальчик умный!

С похожей проблемой столкнулась и мама восьмилетней Даши. Девочка учится во втором классе и делает уроки по 3-4 часа, хотя задают не так много. Просто Даша никак не может сосредоточиться: напишет несколько букв и смотрит в окно. В результате девочка и сама устает от такого продолжительного сидения за столом и просит маму отпустить ее побегать. Мама с горечью смотрит в тетрадь: там нет и половины упражнения.

Как бы научить ее работать быстрее? – спрашивает мама. – Жалко тратить на уроки целый день!

........................................ ........................................ ......................................

вот такие ситуации, думаю, знакомы каждому - когда то мы сами медлили, по той или иной причине, выполнять заданное, кто-то из наших одноклассников иногда (не побоюсь такого определения) "тупил" на уроке - примеров таких множество, стоит только попробовать вспомнить...

Но мы то с Вами уже выросли, у нас дети, которые, вдруг, начинают буквально транслировать "кадры нашего детства". Мы понимаем, что им необходима помощь... Как же помочь нашим детям минимизировать количество проявлений "моментов замедления" жизни?

Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему педагогическими методами:

Он флегматик. Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи. Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.
Ведь темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают).

Что же это за методы?
1. Включаем таймер. Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: «На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло».
Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.
Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.
2. Обгоняем школу! Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди. В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.
«Обгонять школу» можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.
3. Соревнуемся. Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.

А если он отвлекается? Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.

Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута.

Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.

Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?
1. Мотивация. Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через 10-15 лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше. Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.
2. Упражнения. Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания.
Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания. Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

А если его что-то тревожит? Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.

Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.

Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.

Сверстников ребенок боится в 2 случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.

Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться (если устранить то или иное обстоятельство невозможно).

Бывает, что он озабочен другой проблемой... Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер, зависает, глядя в одну точку. Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными. Спросите малыша, может быть, он голоден, может, ему холодно или у него что-то болит.

Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье: ребенок переживает из-за ссоры родителей или из-за болезни бабушки. Очень часто ребят беспокоят конфликты в среде сверстников: друг предал, девочка понравилась, но предпочла другого, нет модной куртки…

Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы:
- Давно ли ребенок стал медлительным?
- После какого случая?
- С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна?
Эти вопросы можно обсудить с самим ребенком или дать ему прочесть эту статью (если он умеет достаточно хорошо читать).

Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.

Думаю, что стоит сформулировать общую памятку для всех взрослых, которые столкнулись с медлительным ребенком. Ниже приведенные строки будут актуальны и для воспитателей, и для педагогов дошкольных учреждений, и для учителей начальной и средней школы, и для родителей.

ПАМЯТКА ВЗРОСЛОМУ "ОСОБЕННОСТИ ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕДЛИТЕЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ":

Организация жизни медлительного ребёнка требует выполнения некоторых условий:

1. Любите и принимайте своего ребёнка таким, каков он есть.
2. Спокойно разговаривать с медлительным ребёнком. Не проявлять спешки и не нервничать, делая что-то с медлительным ребёнком.
3. Не подгоняйте его, поощряйте и подбадривайте словом / взглядом / прикосновением. Предоставьте ему дополнительное время для того чтобы он смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т.п. без спешки, даже если придется доделывать в несколько этапов.
4. Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
5. Вырабатывайте у ребёнка чувство времени.
6. Соблюдайте четкий режим дня. Когда и что делать, в какой последовательности. Никогда не позволяйте ребёнку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребёнку.
7. Медлительным детям нужны постоянные трудовые обязанности: вешать одежду на место; следить за своим внешним видом; стирать свои мелкие вещи и т.д.
8. Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах подбодрите, самый ничтожный успех – подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха. Тренировку проводить в игровой форме и на хорошем эмоциональном фоне.
9. Всегда помните о том, что такому ребёнку нужно время «на раскачку».
10. Используйте приёмы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребёнку выполнение задания в более быстром темпе.
11. Привлекайте к совместной деятельности. Ребёнок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
12. Привлекайте ребёнка к занятиям физической культурой, ритмикой.
13. Чаще переключайте внимание ребёнка в процессе деятельности.

Все дети разные – это неоспоримый факт. Есть категория «шустрых», которые успевают всё и везде. А есть медлительные ребята, которые постоянно витают в облаках. В школе и дома с ними бывает трудно, так как они долго концентрируются и выполняют то, что от них требуется. Но это вовсе не значит, что они менее успешны. Просто к таким детям нужен особый подход.

Причины медлительности

Медлительные детки часто предпочитают одиночество

Народная мудрость: «Поколь мямля разувается, расторопный выпарится».

Прежде чем пытаться исправить ситуацию и начинать «подгонять» ребёнка, следует выяснить причины его медлительности.

  1. Темперамент. Если ваш ребёнок флегматик, то у него не только замедленные реакции, но и вялая речь, невыразительная мимика. Также в раннем детстве он мог часами играть с одной игрушкой или слушать каждый день одну и ту же сказку. С годами флегматики становятся очень упёртыми, с устойчивыми взглядами. В школе обычно успевают по одному предмету – на остальные времени не хватает.
  2. Недостаточно развитое произвольное внимание. Эта проблема обычно знакома многим первоклассникам. Дети не могут концентрироваться на том, что им неинтересно или трудно. При этом они не понимают, что, пересилив себя, получат удовлетворение от успешного результата.
  3. Повышенная тревожность. Часто возникает в тех случаях, когда ребёнок чего-то очень сильно боится. Например, оценки учителя, реакции родителей или сверстников. Часто такие дети просто немеют в самый ответственный момент, не могут двух слов связать у доски из-за панической боязни ошибиться.
  4. Озабоченность другой проблемой. Не все дети с готовностью сообщают о том, что их беспокоит. И, согласитесь, трудно сосредоточиться на контрольной работе по математике, если, например, болит живот или в семье конфликт, или понравившаяся девочка предпочла другого мальчика – вариантов может быть много.

Попросите ребёнка нарисовать, каким он видит себя со стороны - это позволит малышу увидеть свои недостатки

Чтобы помочь медлительному ребёнку идти в ногу с ритмом, задаваемым жизнью, нужно руководствоваться принципом в общении с детьми – любовью. То есть принимать малыша таким, какой он есть. Но чтобы по возможности всё же откорректировать ситуацию, детские психологи советуют родителям:

  • не нервничать, разговаривая с медлительным ребёнком, пытаться сдерживать торопливость;
  • поощрять старания ребёнка добрыми словами, поглаживаниями, когда он старается ускорить процесс выполнения какого-либо задания (даже если это завязывание шнурков);
  • проявлять терпение в работе с медлительными детками;
  • систематически работать над выработкой у ребёнка чувства времени;
  • придерживаться режима дня, при этом избегать постоянного выполнения чадом всякой работы «на время»;
  • назначить ребёнку его трудовые обязанности (развешивать одежду в шкафу, мыть обувь и т. д.);
  • создавать ситуации успеха, когда даже малейшие успехи замечаются и поощряются, при этом находить слова поддержки при неудачах;
  • использовать опережающие приёмы, когда ребёнку заранее напоминается о тех или иных делах;
  • привлекать к совместному труду, например, уборке в доме, чтобы малыш видел позитивный пример и согласовывал свою работу с другими членами семьи;
  • обязательно уделять внимание физическому развитию малыша, особенно занятиям ритмикой;
  • чаще переключать внимание крохи на разные виды деятельности.

Упражнения

Обязательно хвалите детей даже за небольшой прогресс в борьбе с недостатками

Медлительность возникает в силу тех или иных причин, поэтому для начала следует выяснить, что стало поводом для таких проявлений ребёнка, и как давно это происходит. Поняв причины, легче выбрать наиболее подходящие способы ускорить действия малыша. Самыми действенными упражнениями психологи выделяют следующие:

  1. «Таймер». Определите время, которое отводится ребёнку на выполнение какого-либо задания: уборки, уроков и т.д. В случае если малыш справился вовремя, сделайте отметку в специальном дневнике, если нет, то поощрительной записи не будет. При этом лучше, если время окончания таймера совпадёт с началом любимой передачи или мультфильмов – это даст дополнительный стимул. При отрицательном результате не ругайте ребёнка. Лучше ещё раз поставьте таймер и засеките, сколько времени ему не хватило. Вместе обсудите, почему так вышло, как можно ускорить (быстрее начать переписывать в чистовик, правильно сгруппировать задания – устные, потом письменные или наоборот и т. д.). Постепенно сокращайте выделенное время.
  2. «Догнать и обогнать». Очень часто медлительные дети очень невнимательны – от этого страдает их успеваемость. Поэтому разумно будет не упускать шанс позаниматься дополнительно летом на каникулах. Заранее возьмите учебники следующего класса и летом проработайте по очереди все предметы. Кстати, флегматикам такое времяпрепровождение понравится гораздо больше, чем шумные игры во дворе.
  3. Соревновательный момент. Очень эффективно побороть медлительность можно с помощью спортивных соревнований. Отдав малыша на бег, тяжёлую атлетику, вы не только укрепите его здоровье, но и покажете, что он способен упорно трудиться ради цели, соревноваться и побеждать.
  4. «Строим будущее». Прекрасным способом мотивировать медлительного ребёнка является разговор о его будущем. Задайте ему вопрос: «Каким ты видишь себя через 15 лет?» Для малышей такой вопрос можно переформулировать на более короткий отрезок времени, или предложить альтернативу: «Есть такая-то сумма, рассчитай, хватит ли тебе на покупки?» Пусть попробует рассчитать максимально точно и рационально, чтобы купить как можно больше товаров. Кроме всего прочего, это упражнение тренирует внимательность.
  5. «Рисуем на внимательность». Ещё один способ усилить внимательность и справиться с медлительностью – рисовать на скорость. Попросите ребёнка нарисовать 10 кругов. Затем предупредите, что инструкцию вы повторите только один раз. Попросите заштриховать 5-й, 7-й и 8-й круги. Если малыш переспрашивает, скажите, чтоб делал, как запомнил. Постепенно усложняйте задание, увеличивая число кругов (или других геометрических фигур) и число закрашенных.
  6. Составляем план дня. Этот приём особенно полезен в младшей школе, когда появляется много новых обязанностей, связанных с учёбой. Нарисуйте подробный алгоритм действий ребёнка на день с примерными временными рамками для каждого и повесьте его над письменным столом, чтобы перед глазами всегда было напоминание о распорядке дня.
  7. Подводим итоги дня. Заведите привычку каждый день по вечерам обсуждать, как прошёл ваш день. Выслушав всех членов семьи, выбирайте победителя этого дня: того, кто успел сделать больше других. Это будет отличный стимул для ребёнка. Можно придумать какие-то мелкие подарки или звёзды за победу.

Медлительность ребёнка обязательно имеет свои причины. Поэтому нужно обязательно в них разобраться и только потом выбирать подходящие приёмы для ускорения малыша. Помните, что самым эффективным способом побороть трудности является родительская любовь. Дети должны быть уверены, что могут рассчитывать на вашу поддержку в любых обстоятельствах, несмотря ни на какие свои недостатки.

2 3 249 0

Доктор медицинских наук М. М. Кольцова утверждает, что в среднем 23% детей медленнее своих сверстников. 4-6% из них растут в неблагоприятной обстановке.

Профессор психологии Университета штата Огайо Роджер Рэтклифф десять лет проводил исследования когнитивных процессов. Он утверждает, что медленные дети – это нормально. Но когда медлительность игнорируется родителями, это приводит к отставании в учебе и неврозам.

Педагог-психолог высшей категории с 25-летним стажем Гузяль Ахмедова называет следующие особенности медлительных детей:

  • Скорость действийу них в 1,5-2 раза ниже. Это было установлено в ходе эксперимента с переодеванием и мытьем рук детей в саду.

Длительный латентный период. Так называется промежуток времени от нервного импульса в мозг о старте действия и до самого действия. У медленных детей он в среднем в 3 раза больше, чем у обычных.

  • Трудное переключение между задачами. Взрослым часто кажется, что ребенку наплевать на задание. Но в действительности ему тяжело переключаться между ними.
  • Подверженность стереотипам. Такие дети не принимают нового. Потому стараются использовать уже знакомые шаблоны мышления.
  • Инертность речи. Растягивания слов, паузы между словами – признаки низкой подвижности нервных процессов.

В первую очередь, родителям следует принять своего ребенка таким, каков он есть. Почему возникает такая проблема и о методах ее решения мы поговорим далее.

Причины детской медлительности

Некоторых родителей раздражает пассивность ребенка. Они не понимают, что малыш не виноват в том, что его нервные процессы протекают медленнее. Обзывания и подзатыльники усиливают напряжение и ослабляют концентрацию.

Одни дети страдают медлительностью из-за органических изменений в структуре мозга, другие – из-за особенностей нервной системы, а третьи – от банальной болезни.

Но иногда виноваты сами родители – особенности воспитания и плохая атмосфера в семье могли привести к медлительности.

Есть и другие причины:

Причина

Описание

По своей природе флегматик имеет особенные черты: неспешен, не приемлет новое, необщителен. Такие «копуши» тяжело находят друзей, зато они всегда преданны и редко идут на конфликт.
Боязнь ошибки Это следствие плохой атмосферы в семье. Никому не хочется получить очередной подзатыльник. Чтобы не ошибиться, ребенок вынужден тщательно взвешивать свои решения. Это повышает напряжение и может осложниться .
Длительная болезнь Во время заболеваний организм тратит все силы на борьбы с патологиями. Поэтому реакции замедляются. Когда кризис здоровья пройден, а иммунитет повышается, скорость деятельности ребенка восстанавливается.
Патологии мозга Тяжелая беременность, сложные роды или родовая травма могут впоследствии «наградить» новорожденного заторможенностью. Недоношенные дети также зачастую медлительны. В этом случае следует обратиться к невропатологу или психоневрологу.
Стрессовые ситуации Переезд, новая школа – тоже стресс для ребенка. Что уж говорить о и домашних конфликтах. Все это сказывается на нервной системе ребенка и на успеваемости.
Протест Родителям медлительного ребенка стоит изменить систему воспитания. Когда она авторитарна, ребенок своей неспешностью протестует против тотального контроля.
Домашняя атмосфера Авторитарность, напряжение и ссоры родителей ни к чему хорошему не приведут. Все причины тесно связаны. Потому усиление любой из них повлечет за собой усиление других.
С этой причиной не надо бороться и переучивать ребенка на правшу – лучше адаптировать его под условия.

Вовремя обращайте внимание на излишнюю мечтательность детей и их уход в себя. Это может быть следствием тяжелых психических расстройств.

Как нужно воспитывать ребенка

Из-за раздражительности взрослых, дети неохотно принимают других в свои игры, мало общаются, могут замкнуться в себе. Чтобы этого не произошло, педагоги советуют родителям следующее:

  • Никаких упреков . Ровный и доброжелательный тон беседы с ребенком успокоит его. Это гораздо эффективнее, чем «словесные уколы» и толкания.
  • Без спешки . Подгонять медлительного ребенка бесполезно. Зачатую это только умедляет его деятельность из-за боязни сделать что-то не так.

  • Без сравнений . Не стоит сравнивать ребенка с его быстрыми сверстниками. Результатом сравнения будут три вещи: низкая самооценка, неврозы.
  • . Семейные ссоры ребенок часто принимает на себя. Он подсознательно считает себя виноватым. Чувство вины только усиливает его врожденную особенность.
  • Без лени . Исследования советских ученых НИИ физиологии детей и подростков показали, что систематическая тренировка повышает скорость работы детей. Наиболее удачный для этого возраст – 4-6 лет. Не нужно забывать о простейших приемах: прогулка перед сном, развитие толерантности к ребенку, совместные игры.

Игры для развития малыша

Подойдут любые игры со сменой темпа движений.

«Обгони меня»

Чередование ходьбы и бега. Изменять темп можно по словесному сигналу или с помощью музыки. Важно подстроиться под темп ребенка и иногда давать ему выигрывать.

«Ладошки»

Задача – менять темп хлопанья в ладоши. Сигналы подавать голосом или музыкой.

«Пальчики»

Сгибать и разгибать пальцы с разной скоростью. Можно подключить гимнастику с «запретными движениями» или с «заменой». Первый вариант предусматривает повторение упражнений разминки, кроме обусловленных «запретных». Это тренирует внимание ребенка. Второй вариант тренирует реакцию детей. К примеру, если ведущий согнул пальцы – участники их разгибают, и наоборот.