Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Сколько дарить на армянской свадьбе. Армянские традиции и обычаи: семейные, свадебные

12 традиций армянской свадьбы


Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело - вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», - то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй к ним идти, скорее всего, не имеет смысла. Причем способов мотивировать отказ и псевдоотказ была уйма. Если на руку девушки было несколько претендентов, то сваты могли договориться между собой и заявиться в дом избранницы одновременно. Мужчины рассаживались за столом и раскладывали подарки для невесты - украшения, сладости, шали, ткани, которые свидетельствовали о достатке семьи жениха. Окончательное решение было за невестой - чей подарок она пред- почтет, тому и быть ей мужем. Правда, девушка не имела права вымолвить слова при мужчинах. Этикет предписывал ей изъясняться жестами. Нередко застенчивая невеста выбирала подарок, так и не выяснив, от кого он, тогда жених выпадал как жребий. Более проворные девушки успевали договориться с приглянувшимся парнем и уверенно останавливались на его подношении. Когда выбор был сделан, накрывали на стол.

Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края. Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видется со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невечты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки. В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том. Что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй пловины XX века.

Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру - парни и девушки обсыпали друг друга мукой. Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

Важным ритуалом в подготовке к свадьбе было закалывание вола, из мяса которого потом готовили блюда к праздничному столу. Причем резали-то на самом деле, как правило, быка, но называли его волом, а жертвоприношение - езнмортек (ез - вол, мортел - зарезать). Произошло это потому, что именно вол ассоциировался с плугом, пахотой и, как следствие, всходами и плодородием. Собиралась чисто мужская компания - друзья и родственники жениха. К лежащему на земле связанному быку подходили жених и кавор. Первый удар обязательно наносил жених, затем он победно ставил ногу на поверженного зверя. Кстати, жениха величали не иначе как тагавор - король, а невесту соответственно тагуи - королева. Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши - главного дружку - и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей. В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами - яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом - деньгами и конфетами - украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой - свадебное дерево.

Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж - свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, - Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней - непременно первым - в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених. Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Счи- талось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех - первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансфор- мировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин - родственниц жениха и двух подруг невесты, - под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды. Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически - одной или нескольких косичек - на женскую - две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение - символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя - невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.

У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них - жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними. В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот - переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом - и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа. Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку - поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, - когда мать жениха встречает новобрачных хлебом - покрывает им плечи лавашем, - сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью. Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60-70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3-4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец - их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы. Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Свадьбе предшествует обряд сватовства. Жених приходит в дом невесты с музыкой и подарками. Обычно все одеты в национальные костюмы. В доме невесты происходят переговоры. Во время переговоров назначается дата помолвки.

Традиции на помолвке армянского народа

  • Во время помолвки главную роль играет крестный жениха или тамада. Он выводит невесту и сажает за стол на возвышение вместе с женихом.
  • Если по стечению обстоятельств крестного нет у жениха, то избирают Кавора, обычно он выбирается из самых уважаемых людей со стороны жениха. Предполагает армянская свадьба, традиции, по которым кавор занимает важное положение, он несет ответственность перед Богом за создание новой семьи. Поэтому его назначают шафером жениха, и в дальнейшем он становится крестным детей в этой семье.
  • Во время помолвки жених одевает невесте кольцо с большим камнем. По армянской традиции на помолвке кольцо одевается на правую руку, а на свадьбе на левую. На помолвке обсуждается и назначается день, когда свадьба у армян, традиции и обычаи соединяют судьбы молодых.
  • До свадьбы собираются старейшины обоих родов и под тихую, спокойную музыку за обильным столом дают наставления молодым. Также благословляют их на счастливую семейную жизнь. Все вокруг веселятся, танцуют и поют.
  • За невесту всегда давалось большое приданное. Это могли быть деньги, золото, имущество семьи невесты. Обряд передачи приданного сопровождался шутками. Обязательно присутствовали отец жениха и священник. Но в настоящее время преданное уже не требуют, а благородно отказываются.

Традиции на армянской свадьбе

Свадьбы обычно назначаются осенью или в начале зимы после окончания полевых работ. Так как осень богата урожаем, уже готово молодое вино. Отношение к вину у южных народов сакральное. Оно участник множества обрядов, в традициях народа праздновать не только основные церковные, личные и государственные праздники, но и праздники, приуроченные к созреванию, сбору и изготовлению винограда.

Старейшины чаще одобряют свадьбы, которые проходят в этот период. Так как организм в это время наиболее здоров и готов к зачатию здорового поколения. Что также дань виноделию. Ведь существовало верование, что испившие молодо вина наливаются силой и крепостью виноградной лозы.

Свадьбу по армянской традиции обычно начинают праздновать в четверг и заканчивали через неделю. Почетных гостей зовут обычно лично, а всех остальных зазывают с помощью музыкантов. Гостей старались пригласить всех, чтобы никого не забыть.

Гости невесты дарили подарки непосредственно невесте, а гости жениха дарили то, что понадобится молодой семье, а так же золото невесте.

Чем больше подарят золота невесте, тем считается богаче и знатней род жениха. Гости со стороны невесты не дарили золото, так как это считалось дурным тоном. Именно мужчина должен был обеспечивать благосостояние даже только что образовавшейся семьи.

Перед свадьбой отец жениха для приготовления пира приводил годовалого бычка или барашка. На рога бычка надевалась красная лента.

Перед свадьбой назначались количество людей, которые пойдут за невестой. Назывались они макары. Они отвечали за благополучное ведение всей свадьбы. Макары занимались развлечением гостей на свадьбе. Так же они были телохранителями жениха. Так ранее проводилась древняя армянская свадьба, традиции которой предполагали, что приглашенные девушки на свадьбу пытаются своровать шапку у жениха.

Макары так же занимались приготовлениями жениха к свадьбе. А именно купали, брили и одевали новобрачного.

В древние времена, когда армяне враждовали с другими нациями, макары были на свадьбах в качестве телохранителей жениха и охраняли свадьбу. Поэтому в макары избирались сильные, крепкие юноши. Их количество доходило до 50 человек.

Макары приходили к невесте и подносили подарки от жениха. Одним из красивейших подарков был наряд невесты на свадьбу. Расшивали платье нитями и бисером в национальном стиле.

Так же дарились подарки матери и отцу невесты, а так же всем ее родственникам.

Так же приносились фрукты и изысканные угощения. Все подарки приносились на больших подносах, которые отдавались обратно наполненные подарками в адрес матери жениха. Невесту обязательно одевали в тот костюм, который подарил жених.

Традиции на свадьбе у армян

После переодевания невесты начинался обряд свадьбы. Родственники жениха должны были самыми веселыми и лучше всех танцевать на свадьбе. И всем видом показывать, что их невеста самая лучшая.

А гости невесты наоборот грустят, так как их дочь покидает родной дом.

Свадебные обычаи в доме невесты

Для тамады, который по армянской традиции является и крестным их будущих детей, готовится поднос с изысканными кушаньями от матери невесты. А жениху с невестой ставят поднос с деревом которое украшено сладостями, а также фруктами. Который является символом начала счастливой и богатой жизни. Все эти дары преподносятся под веселые танцы и песни, а тамада должен их оплатить.

Так проводилась традиционная армянская свадьба, традиции предполагали, что в доме невесты садятся за столы, поднимают бокалы и говорят тосты. Каждый тост сопровождается подходящей по смыслу мелодией. Так как родители грустят по поводу ухода их дочери из родного дома, музыка играет грустная и мелодичная. В конце застолья играет музыка, под которую танцуют жених и невеста. После этого танца невеста покидает отчий дом. Во время танца предполагала армянская свадьба, традиции осыпать жениха и невесту деньгами. Чем богаче гости, тем больше денег.

В конце танца отец невесты соединяет руки пары, чтобы жизнь их была счастливой и долгой и благословляет на свадьбу. В доме невесты обычно празднуют не долго, так как нужно успеть вернуться в дом жениха, где ждут все гости, чтобы устроить многодневную свадьбу.

Когда невеста с женихом покидает дом, брат невесты перегораживает им путь, делая вид, что не дает сестре покинуть их дом. Тогда кавор предлагает ему выкуп. Мальчик долго не соглашается и требует, чтобы невеста осталась. Но, в конце концов, спор урегулируется выкупом и молодые отправляются в дом жениха.

Свадьба у армян: традиции в доме жениха

В доме жениха существовали, а в некоторых семьях и поныне проводится национальная свадьба у армян, традиции и обряды которой отличались от свадьбы в доме невесты. Так, например, интересен обычай, связанный с традиционным армянским хлебом лаваш:

  • У ворот их встречает мама жениха
  • Она кладет каждому из новобрачных свежий лаваш на плечи и дает каждому отведать по ложке меда.
  • Лаваш у армянского народа символизирует благополучие
  • Сладкий, свежий мед означает счастье и мир в семье
  • А чтобы дом их был полным изобилия, молодых осыпают изюмом и цветами.
  • В доме жениха играет совсем другая музыка - громкая, зажигательная, веселая. Под которую веселятся и чествуют молодую семью.
  • Для того чтобы в армянской семье первенцем был мальчик по традиции на колени невесты во время застолья сажают крепкого малыша из рода жениха.

В современном мире армянская свадьба празднуется более цивилизованно. Родственники и родители уже не давят на жениха и невесту. Чаще всего жених сам приезжает за невестой, дарит будущей теще корзину с угощениями. Потом под веселую музыку проходят выкуп невесты, а так же друзья жениха проводят различные шуточные конкурсы и вместе с гостями едут на место регистрации официального брака. Когда еще не было ЗАГСа, молодых венчал священник в доме у жениха.

Существовала также особенная традиция - в маленьких поселениях было в обычае, что брак регистрировался только после появления ребенка в семье, если же пара была бездетной, то их не регистрировали вовсе. Обычно это ставилось в вину женщине, и она больше не выходила замуж. Мужчина же напротив, часто еще до истечения срока для зачатия ребенка, подбирал себе следующую невесту.

Обычаи армянской свадьбы

Свадебные обычаи тесно перемешались с обычаями других, соседних народов. Один из ярких примеров, когда танцующие вокруг невесты молодые люди пытаются ее увести, то есть украсть. Если девушка не поддается, то получает за это подарки и деньги.

Сейчас свадебный стол не сильно привязан к национальным традициям, по которым на стол ставили лишь то, что смог добыть жених и его отец. На столах и сейчас присутствуют национальные блюда, вино и армянский коньяк.

Развлечения

Раньше свадьба праздновалась без каких-либо развлечений, но в настоящее время, кавор устраивает различные веселые конкурсы для гостей, а так же произносит тосты и, не забывая гостей, дает возможность им поздравить молодых. Первыми чествуют молодоженов родители жениха, затем поздравляют родители невесты, а затем дают слово родственникам и почетным гостям.

Армянская свадьба сегодня переживает глобализацию и все больше походит на европейское празднование свадьбы.

Подарки

Родители со стороны невесты дарят ценности и украшения, которые передаются далее по наследству. Ранее по армянской традиции полагалось прилюдно открывать и показывать подарки всем присутствующим на свадьбе, сейчас эта традиция утрачена.

Но вместо открытия подарков на армянской свадьбе существует сегодня традиция оглашения того что дарят гости. Считается чем почетнее гость тем богаче должен быть подарок от него. Также проходят и российские свадьбы, в этом обычаи двух народов сходятся.

Брачная ночь

Сейчас повсеместно кануло в лето, когда проводилась армянская свадьба, традиции которой касались первой брачной ночи. Эти традиции практически точно повторяют русские обычаи после свадьбы:

  1. Молодой семье стелила постель сестра или близкая родственница жениха
  2. Ночью в доме молодоженов не должно было быть ни одного человека
  3. А рано утром муж должен был скрыться в доме своих родственников
  4. Жена могла его увидеть только вечером.

Сейчас же в основном молодая семья проводит брачную ночь в их совместном доме и на утро вместе предстают перед гостями.

В старые времена большое внимание уделялось девственности невесты. Чтобы род жениха был уверен что ребенок является их потомком.

Так же кануло в лето традиция дарить маме невесты красные яблоки или красное вино в знак не порочности юной жены.

Обычаи для жениха

Также уже давно не закалывается молодой барашек в тот момент, когда молодые заходят в дом жениха.

Интересно проводилась свадьба у армян, традиции которой шли из глубины веков - это закалывание женихом вола. Обычно это бывает бык. Но называют его волом, так как раньше на волах обрабатывали землю и он напоминает благополучие. Бычка закалывал жених, доказывая всем свою силу и мужество. Еще в прошлом веке бычка армянская семья покупала перед уходом сына в армию и до самой свадьбы его откармливала. Если же бычок был подвержен болезням, семья огорчалась, так как, по их мнению, это сулило не счастливую семейную жизнь сына.

Перед самой свадьбой кавор устраивал своеобразный мальчишник с купанием жениха вместе с его друзьями. Обычно парней сажали спина к спине и сверху поливали водой. Вода должна была разделить жениха от его не женатых друзей.

Свадебные наряды

В доме, в котором жил кавор одевали жениха в свадебный костюм. При этом каждую деталь одежды сильно расхваливали, рассказывая, где ее купили, из какого материала сшит дорогой наряд для жениха.

Невесту же одевали девушки родственницы жениха, так же там присутствовали две подруги и посаженная мама невесты. Вышеперечисленные ее полностью раздевали и облачали в дорогие наряды, которые прислал ее будущий супруг. Особое внимание уделялось прическе новобрачной, девичью прическу меняли на женскую. Из ее густых волос заплетали две косы. Чем косы были толще, тем больше ценилась невеста. И с этого момента девушка не могла появляться на людях без покрытой головы.

Армянская свадьба: традиции проведения обряда

Неординарен обычай, по которому проводилась армянская свадьба, традиции его, предполагали поход шумной процессии в церковь, где венчалась молодая пара. И чтобы отогнать от будущей семьи нечисть, стреляли в воздух, а также громко пели и танцевали.

Впереди традиционно шли музыканты, затем жених с кавором, а уж потом вели невесту, причем брат либо сестра невесты несли за женихом подол его одежды, прижимая его к груди невесты, так чтобы между ними никто не смог пройти, чтобы не нарушить их связь.

Так проводилась свадьба у армян традиции, которой были шуточными, но имели место быть.

  • Когда жених с невестой приходили в дом родителей жениха, те устраивали между собой импровизированную драку, в которой участвовали отец и мать жениха.
  • Победить в шуточной схватке должна была мать, ей в этом помогали молодые люди, гости на свадьбе.
  • Они укладывали на пол отца жениха и сажали на него мать, якобы она уложила его на лопатки.

Всем было очень смешно и весело, так как не видано, чтобы жена била мужа. А сейчас такая традиция позабыта, но бывает, проводится до сих пор, свадьба у армян, традиции которой включают, такую борьбу между новобрачными. Победить должна обязательно девушка, потом она целует мужа в щеку. и он считается побежденным.

Ранее проводилась свадьба у армян, традиции которой имели неприятный для невесты характер. Если молодой человек сильно влюбился и хочет женится на девушке, а родители между собой не могут договориться о помолвке и будущей свадьбе. То юноша крадет девушку из отчего дома. Это может быть даже на улице или из дома родственников девушки.

  • Молодой человек подкарауливает будущую невесту и крадет.
  • Раньше увозили девушку на коне, сейчас же это может быть машина.
  • После кражи, молодой человек выставляет условия о том, чтобы ее отдали в жены.
  • Так как украденная девушка уже не считается чистой и невинной, то родителям ничего не остается как дать согласие на свадьбу. После этого можно уже и заводить детей, .

Но стоит отметить, что чаще всего насилия над девушкой не происходит. В месте, где ее держат, холят и лелеют, но репутация уже испорчена и вряд ли кто, то другой захочет взять ее замуж, зная, что ее воровали.

Современные молодые люди, когда устраивается свадьба у армян, традиции и обычаи свято чтут на самом лучшем дне своей жизни. Но в любом случае останавливаются на тех традициях, которые ближе их духу, а также тем местам, где они родились и выросли. Так же каждая пара стремится, чтобы их день был уникальным и памятным. Поэтому стараются сделать свою свадьбу не похожую на все остальные. Не смотря на течение времени традиции армянской свадьбы соблюдаются и передаются из поколения в поколение.

Сегодня армянская свадьба не менее колоритна, интересна и зажигательна, чем это было раньше. Более того к давним традициям добавились новые веяния, которые делают торжество только еще более веселым и запоминающимся.

Еще в конце 20-го века будущую жену для сына выбирала мать, а не сам молодой человек. В наши дни молодые имеют возможность сами выбирать свою судьбу, полагаясь только на свои желания и чувства.

У армянского народа свадьба – это щедрое и в прямом смысле народное гулянье. На таких свадьбах всегда очень много гостей, веселые танцы, песни, удивительно красивые тосты. Так что если Вы, хоть раз поприсутствуете на армянском бракосочетании, Вы этот праздник запомните на всю жизнь!

Как проходит обручение молодых?

У армян, как у русских начинается всё со сватовства. Происходит это следующим образом. Сначала девушку и ее родственников знакомят с родными жениха. Девушка должна быть порядочной и иметь хорошие корни, т.е. достойную семью. Только так молодые смогут получить от родителей жениха благословение на брак. Особенно внимательно родители жениха относятся к тому, как охарактеризуют свою родственницу (невесту) ее близкие люди.

Если девушка понравилась, то родители жениха дарят ей в знак благословения и обручения кольцо или какую-нибудь другую драгоценность. Данный подарок делается только после того, как родители невесты, по традиции, отказали несколько раз сватам в согласии на брак. Т.ч. драгоценность девушка получает только когда согласие получено от обеих сторон. Венчание и сама свадьба, как правило, проходят через месяц после того, как состоялось обручение.

Как проходит современная армянская свадьба?

С давних времен свадьбы у армян праздновались осенью или зимой. Гулянье проводилось в обоих домах (домах родителей жениха и невесты). Праздник начинался возле дома жениха. Там под песни и пляски приносили в жертву настоящего быка. Именно жених должен был сделать надрез на шее этого животного, а его кровью посаженный отец обмазывал лоб жениха. Дело в том, что армяне свято верили, что такое жертвоприношение дарит новобрачным надежду на много совместных детей и приносит достаток в семью.
По традиции в церковь новобрачные отправляются вместе, а их руки связывались друг с другом специально подготовленным платком. Вместе с ними в церковь шли самые близкие для них люди, они громко пели песни, а в руках несли зажженные свечи или факелы. Было время, когда во время венчания друзья и родные держали над головами новобрачных меч и ножны. В процессе священной церемонии служитель церкви повязывал вокруг жениха и невесты свитый из нитей зеленого цвета шнур. Развязать его мог только сам священник. Так он давал молодым разрешение на их первую брачную ночь.

Свадебный стол и подарки

Армянская свадьба во все времена праздновалась три дня. Мясо принесенного в жертву быка использовалось для приготовления вкуснейших блюд. Столы всегда ломились от зелени, фруктов, шашлыка и т.п.

Что касается подарков, то у армян в основном принято дарить деньги и золото. Деньги, подаренные молодым, обязательно передавались в руки мамы невесты, а все остальные подарки было принято раздаривать новоявленным родственникам по линии жениха. Молодежь гуляла на свадьбе на второй день праздника. Ну а на третий день невеста, точнее уже жена, шла в дом своего мужа.

Возможно, сегодня часть этих традиций больше не пропитана суевериями, как это было раньше, но все же все они по сей день делают армянскую свадьбу поистине трогательными, красивым и насыщенным действом! Удачи!

Армянская свадьба интересна тем, что древние свадебные традиции живы по сей день, хотя претерпели некоторые изменения. Все свадьбы у армян проводятся в строгом соблюдении исторически сформированных канонов. Этот народ трепетно относится к такому событию: армянин готов выложить все до последней копейки ради счастья молодых. Армянские свадебные традиции незабываемо яркие и красочные, а свадьба – просто феерический праздник с играми, состязаниями, выкупами.

Свадебные традиции Армении

Брак в армянских семьях издавна заключался строго по старшинству: пока не женился старший брат, не имел права заводить семью младший. Существовал ряд запретов и на заключение брака:

  • Строго запрещалась женитьба между кровными родственниками, вплоть до четвертого, а иногда даже седьмого колена.
  • Также не допускался брак между двумя родными братьями и двумя родными сестрами.

По армянским канонам усыновленные дети и кумовья также считались кровными родственниками, на них распространялись общие запреты. Поэтому нельзя было заключать брак не только между самими кумовьями, но также между их потомками.

Строго осуждался брак армян с мусульманами.

По исторической армянской традиции невесту выбирали из своего родного или близлежащего села или города. Армяне заключали брак не более трех раз, причем третий раз женились только на вдове. Существовали случаи отступления от общеустановленных армянских свадебных традиций, но они резко осуждались обществом.

Для Армении ранее были характерны ранние браки. Девушку считали готовой для брака в возрасте 12-16 лет, юношу – в 14-20 лет. Достигшая 17 лет девушка была уже старой девой, а после 20 лет ее называли перезрелой. Жена по традиции должна была быть моложе мужа на несколько лет. Разница в возрасте между молодыми могла достигать 15 лет. Армянского юношу пытались женить сразу после службы, а девушку выдать замуж после окончания школы.

По традиции сама свадьба была главным фактором в создании новой армянской семьи, а официальная регистрация брака производилась уже после рождения ребенка, а потому считалась делом второстепенным. Если супружеская пара оставалась бездетной, то отношения между ними оставались юридически неоформленными.

Когда армянские парень с девушкой любили друг друга, а родители по каким-то причинам не хотели благословить брак, молодые попросту убегали из дома. Брак у армян считался нерушимым, разводы встречались крайне редко, а вот поводом для развода мог служить факт супружеской неверности.

Основными армянскими свадебными традициями, сформировавшимися много лет назад, можно назвать «брак по сговору» и «похищение невесты». Ранее эти традиции строго соблюдались, в наши дни они не столь актуальны, но еще существуют.

Остановив свой выбор на понравившейся девушке, родители армянского жениха готовятся к сватовству. Они выбирают посредницей в переговорах с будущими сватами одну свою близкую родственницу. Задача посредницы – получить согласие отца невесты на предстоящую женитьбу. Во время пребывания посредницы в доме у невесты, жених по традиции вешал у себя дома на столбе расческу или большую ложку. Узнав о намерениях парня жениться, мать девушки советовалась поначалу со своим родным братом.

Основное сватовство по традиции происходило через несколько дней, дата оговаривалась заранее. Домой к родителям невесты шли мужчины – близкие родственники по мужской линии, с ними посредница, а иногда мать жениха. Стороны обменивались обычными приветствиями, говорили о совсем посторонних вещах – политике, погоде, урожае, после чего в иносказательной форме при помощи различных пословиц и прибауток сваты сообщали, зачем пришли. Например: «Мы пришли, чтобы зачерпнуть горсть воды из вашей реки в нашу реку».

Предложение сватов по армянской традиции никогда не принималось сразу, даже если родители невесты были согласны. Они находили повод оттянуть время, говорили, что им надо все взвесить, обдумать. Сватам приходилось ходить так не один раз.

Свой положительный ответ отец невесты, посоветовавшись с родственниками, спросив согласия дочери, также высказывал в иносказательной форме: «Не будем пререкаться, пусть наша горлица летит в ваш сад». Этот момент у армян назывался официальным сговором, он по традиции обязательно скреплялся подарком – кольцом или другим украшением для невесты. После этого накрывался стол, выпивалось принесенное сватами вино.

«Брак по сговору»

Много лет назад среди народов Кавказа, в том числе и у армянского народа, был широко распространен «брак по сговору», причем могли обручаться младенцы, малолетние и даже еще не родившиеся дети (так называемое «люлечное обручение»). Родители, желающие через много лет породниться, заключали уговор, который фиксировался тем, что на люльку с девочкой вешался кусок серебра или золота, а иногда просто на люльке делалась отметка.

Эта традиция была запрещена армянской церковью, твердившей, что никто не имеет права венчать детей, пока на то не будет их воля. Если дети по достижению совершеннолетия захотят создать семьи с другими людьми, нельзя им препятствовать. Когда священник все же проводил такое венчание, его предавали наказанию. Но в народе даже не допускалась мысль о том, что такой брак не состоится. Постепенно традиция «люлечного обручения» стала терять популярность, к концу ХХ века она полностью исчезла.

Брак по сговору как армянская свадебная традиция еще существует в наши дни. Суженую для армянского парня выбирают его родители, особая роль отводится матери жениха. Облюбовав понравившуюся ей девушку, она советовалась с мужем, родным братом, другими родственниками. Семейство собирало всю информацию о девушке, ее семье.

Положительными качествами невесты считались:

  • трудолюбие,
  • крепкое здоровье,
  • скромность,
  • уровень образования,
  • хорошая специальность.

Внешность девушки не играла большой роли, главное, чтобы она была хорошей женой и хозяйкой. О ее характере и перспективности судили по матери. Какова мать – такой когда-то будет и ее дочь.

Веселые гуляния

Армянская свадьба по традиции справлялась поздней осенью или зимой, после сбора урожая. Главные действующие лица свадебного гулянья – посаженные отец и мать («кавор» и «каворкин»), холостые дружки жениха («азаб»). Главный дружка назывался «азаббаши» – «брат жениха». Со стороны невесты действующие лица – ее брат и сестра. Для ведения свадебного гулянья обязательно приглашали тамаду, который провозглашал тосты, предлагал гостям спеть, станцевать.

Хозяином армянской свадьбы считали отца жениха. Свадьба длилась от трех дней до недели, длительность ее зависела от материальных возможностей родителей молодых. Начиналась она в пятницу, а заканчивалась в воскресенье. Армянская свадьба включает ряд интересных обрядов. Один из них – предсвадебное купание молодоженов, символизирующее очищение:

  • юношу купали в хлеву его дружки,
  • девушку – дома ее подруги.

Ритуал купания невесты был эмоциональным, торжественным, сопровождался песнями, танцами.
Еще одна армянская традиция – выпечка свадебного хлеба. Хлеб пекли как дома у жениха, так и у невесты. Друзья под звуки песен просеивали муку, месили тесто в специальных деревянных корытах, выпекал хлеб.

Начиналась армянская свадьба необычно – одновременно в обоих домах. Когда гости жениха, угостившись вдоволь, уходили домой, жених в сопровождении свадебной свиты и музыкантов шел к невесте и вел с собой быка, украшенного гирляндой яблок. По свадебной традиции этого быка закалывали под звуки музыки и ритуальные пляски, а его кровью смазывали жениху лоб.

Жених смачивал кровью быка нож или кинжал, складывал его и клал себе в карман. Открывался нож только на брачном ложе. Так как бык по армянским преданиям считается символом плодородия, данный свадебный обряд должен был способствовать крепкой семье, рождению множества детей.

Покидая дом жениха, процессия идет к его будущей жене, несет на подносе ее свадебный наряд, а сама невеста, согласно древней традиции, сидит дома в углу комнаты за специальным занавесом. Родные у ворот требуют за нее выкуп. После того, как жених добирался до своей ненаглядной, начиналось свадебное застолье, которое длилось несколько часов. Затем гости шли домой, а жених с главным дружкой оставались ночевать. С невестой же ночевала ее подружка.

Как в наше время приезжает армянский жених за своей суженой, смотрите в предоставленном видео:

Следующий день свадьбы начинался с одевания невесты за занавесом. Подружки надевали на девушку свадебный наряд под печальную мелодию армянской зурны. Он мало чем отличался от повседневного, разве что был сшит из дорогой ткани. Лицо молодой закрывали вуалью. Посмотрите на фото, как она очаровательна!

Женатый мужчина, имеющий детей, выводил невесту и ставил рядом с женихом. Он желал паре семейного счастья, здоровья, много детей.

Молодожены обязательно должны были пройти обряд венчания, без этого они не имели права ложиться на семейное ложе.

На третий свадебный день будущую жену перевозили домой к жениху. С утра он вместе с родственниками шел за суженой. Отец невесты передавал дочь из рук в руки будущему зятю, наказывал беречь ее. Молодая жена прощалась с родительским домом под грустные песни, а затем вместе с приданым отправлялась домой к будущему мужу. Там их встречали родственники: по армянскому обычаю они сыпали на молодых зерно, конфеты, орехи, мелкие деньги, что символизировало достаток и счастье.

Все армянские свадебные обряды сопровождались щедрым угощением, свадебными песнями, зажигательными танцами. Свадебный стол отличался обильным угощением, хорошим вином, коньяком, вкуснейшими сладостями, разнообразными фруктами, а еще – остроумными тостами.

Армянские свадебные традиции

Памятка туристу, Культура, Мифы, легенды, истории в Армения, Ехегнадзор; Армения, Армавир

В связи с тем, что я сама недавно была в роли невесты на армяно-русской свадьбе, и на деле знакома с традициями и обычаями проведения традиционных армянских свадеб, то взяла на себя смелость описать все, что мне известно по этому вопросу в данной заметке.

Хотелось бы отметить, что официальное рождение нашей семьи происходило в два этапа. Первый – регистрация брака перед государственными органами в ЗАГСе города Москвы. Вторая – венчание в армянской церкви города Армавир и торжественное застолье с приглашенными гостями в ресторане.

Поскольку супруг мой русский, то в нашем праздновании присутствовали помимо армянских еще и русские обычаи. Такие как встреча молодоженов караваем с солью, разбивание тарелок перед входом в помещение и т.п. Но многие из армянских обрядов схожи с русскими.

Так, например, в России традиционно мать жениха встречает молодоженов хлебом с солью и с напутствующими словами, а после молодых, остальные гости перед тем, как войти в дом, обязаны отломить краюшку хлеба, макнуть ее в соль и съесть. Согласно армянской традиции мать невесты на обе плечи каждого из молодых укладывает по лавашу. Кроме того, у армян принято угощать молодых ложкой меда в качестве пожелания сладкой жизни. Таким образом, обе хлебные процедуры символизируют пожелания родителей достатка и благополучия молодой семье. Нас же встречали родители со стороны жениха – караваем с солью, со стороны невесты – лавашем и медом.

За столом молодоженов обычно усаживают крестных отца (кавор) и мать (кавор кин) по правую сторону, и незамужнюю девушку (харснакуйр) и неженатого парня (азаббаши) по левую сторону от молодой пары. Нередко кавора назначают тамадой. При этом кавор в армянской семье - это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов. Но, в отличие от русских православных традиций, где крестный и крестная не должны состоять в официальном браке, в армянской церкви это разрешается. Так, нашими крестными на свадьбе были супруги, которые были крестными при моем крещении.

В старых армянских традициях, стороны до свадьбы обсуждали количество «макаров» (делегатов), которые пойдут за невестой. Макары окружали как телохранители жениха и охраняли его от всяких неожиданностей. В условиях исторического окружения армян турками, курдами и другими враждебными племенами была велика опасность кражи армянских девушек, поэтому макары – это скорее мужественные вооруженные молодые парни (20-50 чел), задачей которых являлась безопасность всей свадебной процессии.

Процессия Макаров приближалась к дому невесты с громкой музыкой, восклицаниями и шумом, молодежь из числа гостей со стороны невесты встречала их тоже с шумным весельем. С течением времени потребность в вооруженных сильных макарах отпала, но традиция шумного шествия к дому невесты осталась.

В день торжества перед домом или во дворе невесты шумной толпой танцуют женщины из близкой родни жениха. Они преподносят «сини» - подносы с подарками невесте. В одном подносе - свадебный наряд невесты со всеми аксессуарами, в другом - подарки отцу, матери и всем остальным членам семьи, а в третьем – изысканные напитки, фрукты и сладости. Они с этими подносами танцуют до тех пор, пока со стороны невесты близкие женщины и девушки не возьмут у них это из рук и не вручат в ответ символические маленькие подарки. Эти сини потом мать невесты наполнит подарками и пошлет обратно матери жениха.

Согласно древним поверьям подвенечное платье дарят традиционно родители будущего мужа. Невесту одевают во все, что ей принесли на подносах - сини. Когда выводят из дома невесту, ее брат или другой близкий родственник, (мальчик –подросток) у ворот перекрывает путь молодым и не хочет отпускать свою сестру. Тогда ему кавор дает символический выкуп. На нашем торжестве первая часть песен и плясок была опущена, но двоюродный брат школьного возраста настоял на выкупе, придерживая дверь кинжалом, и отпустил всех из дома только после щедрого денежного вознаграждения со стороны крестного.

Армянская свадьба отмечается с большим размахом, и в ней участвуют все родные и близкие. Обычно на свадьбу приглашают всех ближних и дальних родственников, друзей, друзей родственников и просто мало знакомых людей. В некоторых селах в торжестве могут принять участие абсолютно все жители села. Так, самая скромная по-армянским меркам свадьба состоит из 50-100 человек. На свадьбе моих родителей принимали участие около 300 гостей и размещали их в шатрах, протянутых прямо на проезжей части улиц. Наша свадьба была совсем скромной, поскольку на нее были приглашены лишь 50 человек из числа родственников.

Таинство Венчания совершается Церковью и это теснейший союз из когда-либо заключаемых, который вообще могут установить два человека. В России венчание воспринимается в качестве серьезного шага, и не каждый готов пойти на него. В то время как в Армении ЗАГСу отводят второстепенное место и брак считается заключенным только после венчания в церкви.

Сама процедура венчания очень схожа с православной. Таинство венчания начинается с моментам, когда жених с невестой заходят в храм и становятся в центре зала. Перед ними обычно стоят с зажженными свечами харснакуйр и азаббаши, позади пары встает крестный со своей супругой. Справа от священника должен стоять жених с крестными, а по левую руку – невеста с харснакуйрем и азаббаши.

Обычно церемония венчания начинается с чтения молитвы «Отче наш» на армянском языке. После этого уже сам священник вместе с хором поет ряд молитв, по канону соответствующих обряду венчания. После этого наступает момент повторного обмена кольцами, но уже при участии священника. Для этого он забирает кольца у молодых, освящает их, а затем помогает им надеть. Следует также учесть, что как обручальные, так и венчальные кольца молодожены надевают на указательный палец левой руки (в России – правой). Поэтому после ЗАГСа мы носили кольца на правой руке, после венчания – на левой, а в Грузии уже вернули на правую руку (как и в России, в Грузии кольца носят на правой руке).

Когда кольца надеты, батюшка соединяет руки новобрачных, вкладывая правую ладонь невесты в правую ладонь жениха. Далее следует кульминация свадьбы. Священнослужитель задает жениху вопрос: «Сын мой, готов ли ты до конца жизни быть главой семьи и заботиться о своей жене?» Вопрос к невесте звучит несколько по-другому: «Дочь моя, готова ли ты до конца жизни быть покорной твоему мужу?». Если и жених, и невеста дают положительные ответы, то брачный союз состоялся.

Разница в вопросах к жениху и невесте отражает традиционные, патриархальные представления армянской семьи. Мужчина является главой семьи, что и подчеркивает церемония венчания. Сейчас мужчина и женщина в армянской семье полностью равноправны и многие современные армянские женщины успешно работают, занимаются бизнесом, но все-таки традиционные представления о семейной гармонии у армян сохраняются.

После заключения брачного союза священник и хор исполняют духовное песнопение «Ура Лер Сурб егехеци»(Радуйся, Святая Церковь). Далее читается молитва, в которой батюшка просит Господа благословить новый брачный союз. Священник читает благословляет молодых и передает крест в руки крестного отца, который должен держать его над головами молодых. Затем священник надевает на головы жениха и невесты золотые короны, которыми они, склонив головы, должны соприкоснуться. Все эти действия символизируют снисхождение благодати на молодых и получение ими благословения на всю будущую совместную жизнь.

В конце церемонии молодым преподносится бокал вина. Они пьют вино из одного бокала. Наступает самая трогательная процедура венчального обряда: молодая пара, стоя на амвоне, у алтаря, принимает поздравления родных и близких. После завершения венчания молодожены обычно ставят свечи около какой-либо иконы и вместе с родственниками и друзьями покидают храм, чтобы отпраздновать свадьбу.

После выпускания голубей и небольшой фотосессии, проведенной в центральном парке города рядом с церковью, мы направились в ресторан, расположенный в непосредственной близости от церкви и парка, где нас уже ждали гости. Абсолютно весь сценарий ресторанного торжества с совместным дуэтом молодых, свадебным вальсом и прочим составлялся мной в соответствии с принятыми в Армении и России практиками празднования. Среди отличительных армянских особенностей можно выделить кражу туфли невесты и таросики.

Армянские таросики представляют собой небольшие красивые сувениры – корзиночки, мешочки, коробочки с конфетами и драже. Смысл заключается в том, что в таросике спрятана частичка любовной сладости брачующихся. Что характерно, в таросиках должно находиться нечетное количество конфет, поскольку оно ассоциируется с единым неделимым целым вновь образованной семьи.

Слово таросик сформировалось как уменьшительно-ласкательное от армянского слова «тарос». Обычно говорят: «тароса кез», что переводится как «передаю тебе». Таросики используются на свадьбах и крестинах, а эти праздники являются одними из самых важных и счастливых событий в жизни каждого человека. Армянский народ очень добрый и гостеприимный, вот и было решено в далеком прошлом, передавать частичку своего счастья гостям, разделяющим с Вами радостное событие, в виде таросика.

Чаще всего, таросики вручают незамужним девушкам после бросания букета невесты. Девушка, получившая таросик, должна перед сном съесть конфеты, а сам таросик подложить под подушку. Согласно поверью, в первую брачную ночь молодоженов совершившая указанное девушка увидит во сне своего суженного.

Кроме того, на армянской свадьбе принято щедро благодарить музыкантов, поскольку ни одна свадьба не проходит без зажигательных танцев до упаду. Гости вручают деньги, предназначенные для музыкантов, не им самим, а танцующей паре. Пока длится танец, танцующим (в данном случае жениху с невестой и обычно даже только одной невесте) в руку между пальцами закладывают денежные купюры. Эти купюры она по окончании танца должна отдать музыкантам. Кстати сказать, такая форма благодарности музыкантам существует и по сей день. В нашем случае, да и во многих городах, уже не играет живая музыка, с диджеем договариваются на определенную сумму, а собранные на свадьбе деньги молодожены оставляют себе.

В связи с тем, что я сама недавно была в роли невесты на армяно-русской свадьбе, и на деле знакома с традициями и обычаями проведения традиционных армянских свадеб, то взяла на себя смелость описать все, что мне известно по этому вопросу в данной за...