Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Способы, которые работают. Как быстро и легко запомнить текст

Что такое быстрое чтение (скорочтение)

Быстрое чтение (скорочтение) - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного. Быстрое чтение (скорочтение) - не поверхностное чтение «по диагонали» и не чтение кое-как, а активный созидательный процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, проводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению (скорочтению) требует не только решения задач управления анализаторами: речевыми, слуховыми, зрительными, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, то есть операций извлечения и обработки достаточной для читателя информации, заложенной в тексте его автором.

Именно потому часто оказывается, что быстрое чтение (скорочтение), как это ни парадоксально, обеспечивает более высокое качество усвоения прочитанного , нежели чтение медленное.

Известный психолог Л.С. Выготский еще в 1931 г. писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

В освоении техники быстрого чтения весьма важным является понятие навыка. Что такое навык? Психология определяет навык как автоматизированные действия, выполняемые как бы без всяких усилий. Человек уже с детства формирует у себя систему навыков. Мы без усилий передвигаемся, ездим на велосипеде, плаваем.

Нечто подобное происходит и в нашем случае. Освоив метод быстрого чтения, вы будете быстро читать всегда, всегда удерживаясь на поверхности океана информации, не позволяя ему захлестнуть вас.

Навыки быстрого чтения (скорочтения) обеспечат вам следующее:

  • помогут справиться с информационным взрывом;
  • гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных вами в чтение;
  • покажут различие между полезным смыслом и бесполезным объемом текста;
  • помогут вам обрести принципиально новые качества в организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учебы, активизации познавательной деятельности.

Для чего нужно быстрое чтение (скорочтение).


Как справедливо отмечают ученые, исследующие процессы умственной деятельности, в школах и институтах всего мира учат знаниям, а не грамматике творческого процесса. Обучающие технологии нашего центра решают принципиально иную задачу: обеспечивают формирование и закрепление новых навыков умственной деятельности.

Новый способ чтения - быстрое чтение - возник в соответствии с лежащей в глубине у каждого читателя потребностью читать быстрее и лучше.

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации - радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.

Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10 - 15 лет.

В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знаний, читать нужно все больше и больше. Например, специалистам в области вычислительной техники необходимо просматривать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Совершенно очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить такой объем печатной продукции просто невозможно. Чтение текстов с экранов мониторов не так комфортно как чтение с бумажных носителей и часто вызывает усталость. Проведенные исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируются к новым видам текстов и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах мониторов .

Гениальное создание природы - головной мозг человека - формировался в эпохи, когда объем информации, поступающей из внешней среды, был ничтожен и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны.

В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны.

За последние 30 лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, их быстродействие - более чем в 100 раз и продолжает увеличиваться. А человек? Наблюдения ученых показывают, что большинство людей читают с такой же скоростью, как 50 и 100 лет назад: 600 - 900 знаков в минуту. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения каждым членом общества.

Особенно велика роль техники чтения в школе.


Проведенные в Харьковском педагогическом институте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь . Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учились 53 %, а среди медленно читающих - только 4%.

Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказывается на их учебе в высших учебных заведениях . Специальные корреспонденты «Известий» Э. Максимова и И. Пресловская писали: «Из института отчисляется приблизительно каждый четвертый, и показатель не меняется уже несколько лет. Школа подолгу жует материал, медленный темп расслабляет ум, а в вузе новой информацией набита каждая минута. Тем более на первых двух курсах».

Проведенное нами обучение методу быстрого чтения (скорочтения) учеников всех возрастов показало их большую заинтересованность, благоприятно сказалось на активизации учебного процесса в целом.

Когда и где используется быстрое чтение (скорочтение)


Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чем говорится в книге и в ее словах и трижды возвращайся к одной и той же главе - так рекомендовали читать «Изборник Святослава», вышедший в 1076 году. Наш современник английский юморист Д. Микиш в одном из рассказов писал - «… я был потрясен, узнав, что сенатор С. прочел «Историю двух городов» Ч. Диккенса за 30 минут… оказывается, что на «Трех мушкетеров» Дюма у сенатора уйдет не более 16 минут, в среднем по 5 минут 20 секунд на одного мушкетера».

Это два крайних взгляда на чтение. Некоторые авторы, обсуждая проблемы быстрого чтения, делают выводы о недопустимости ускорения процесса чтения вообще.

Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумные пределы его применения в соответствии с возможностями конкретных читателей. Ни один исследователь и не предлагал использовать этот способ для чтения художественной литературы, хотя и ее можно читать продуктивно методом быстрого чтения.

Вот, например, как выглядят выводы лаборатории развития образования в г. Хьюстоне (США): «Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости оттого, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Мако-лея - предложениями, писателя Теккерея - абзацами, а детективы Конан Дойля - страницами». Очевидно, избирательность чтения и есть та главная особенность использования быстрого чтения, которая позволяет владеющим этим методом на разной скорости одинаково хорошо усваивать тексты различного жанра.

Настоящее искусство чтения предполагает способность гибкого чтения в зависимости от его цели и задачи и характера текста. Задача нашей методики обучения - сформировать такой навык.

Интересные факты о быстром чтении (скорочтении)

95% людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).

При быстром чтении (скорочтении) утомляемость глаз меньше, чем при медленном.

Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.

В течение часа глаза читающего 57 минут зафиксированы на тексте, то есть находятся в относительном покое.

Традиционно у читающего человека объем одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков (1,5-2 слова одной строки). У быстрочитающего - 200-500 знаков (33-83 слова нескольких строк).

При медленном чтении происходит 0,5-0,7 неоправданных возвратов к прочитанному на одну строку. У школьников происходит 20 регрессивных движений на одну строку, у студентов - 15.

При традиционном чтении теряется 1/6 часть затраченного времени на регрессивные глазные движения.

Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.

Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

За счет регрессий на 1 странице глаза пробегают в среднем в 12 раз большее расстояние, чем без них (В. Вормсбехер,В.Кабин).

На страницу литературного журнала у А. М. Горького уходило меньше минуты с полным усвоением информации (по воспоминаниям А. С. Новикова-Прибоя).

Первые попытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жавалем, который в 1879 г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века в нашей стране и с середины 30-х годов в США. С тех пор исследования и применение на практике быстрого чтения получили очень быстрое и широкое распространение во всем мире. Были созданы национальные и международные организации, исследующие вопросы рационального чтения и координирующие все направления в этой области. Начиная с 1966 г. Международная организация по вопросам рационализации чтения один раз в два года созывала специальные конгрессы (в 1966 г. в Париже, в 1968 г. в Копенгагене, в 1970 г. в Сиднее, в 1972 г. в Буэнос-Айресе).

В результате развития было накоплено много чрезвычайно ценных знаний и выработаны методы рационализации чтения . После того как изучили движение глаз при чтении и выяснили значение величины поля восприятия текста для скорости чтения, была предпринята попытка расширить поля восприятия текста с помощью визуальных средств , например чтения пирамид слов.

В настоящее время науке известны три основных метода обучения чтению начинающих: аналитический, синтетический и аналитико-синтетический.

При аналитическом методе изучение чтения начинается с усвоения слов и предложений.

Синтетический метод предполагает первоначальное изучение букв и слогов и образование их потом в слова и предложения.

Аналитико-синтетический метод стремится использовать преимущества двух предыдущих методов.

Однако стало очевидным, что не они играют главную роль в увеличении поля восприятия текста и соответственно скорости чтения. Только развитие способности читателя понимать текст может увеличить поле восприятия текста и повысить скорость его чтения. Самые современные методы обучения быстрому чтению основываются поэтому не на принципе наглядности, а на развитии способности понимать прочитанное и рациональной организации процесса чтения.

Часто приходится слышать просто «фантастические версии о людях обладающих скорочтением - великим даром». И мало кто из приходящих на курсы верит в то, что сможет научиться быстро читать, что это не какой - нибудь фокус или сверхестественное событие, а вполне обычная способность воспринимать информацию с большей скоростью и качеством, чем обычно. Этому можно обучить практически каждого старше 12-13 лет! Даже в пожилом возрасте можно научиться быстро читать!

Что означает слово «скорочтение»?


«Скоро» действительно означает быстро, но это относится не к движению глаз, а к пониманию текста , к умению быстро выделить главные мысли и, следовательно, быстро запомнить текст, затратив на чтение как можно меньше времени. Если сказать проще, «скорочтение» - это аналитическое чтение с высоким качеством усвоения и с минимальными затратами времени и усилий .

А само слово «скорочтение» пришло к нам из Америки и укоренилось, хотя правильнее другие названия, такие как динамическое чтение, активное чтение, рациональное чтение. Эти называния более полно отражают суть программы. Дело в том, что в процессе обучения скорочтению формируются навыки молниеносного просмотрового чтения, быстрого выборочного чтения, быстрого поискового чтения и даже медленного чтения. Таким образом, по окончании курса ученик умеет гибко изменять скорость чтения в зависимости от цели и сложности текста. Но самое главное, он научится запоминать любые тексты, зная механизм запоминания, применяя нужные способы и владея разными стратегиями чтения.

Рост скорости чтения происходит за счет формирования новых навыков обработки информации.

процесс обучения построен на создании благоприятной атмосферы в коллективе и на поэтапной системе обучения скорочтению с учетом индивидуальных особенностей.

Состояние быстрого чтения можно сравнить с состоянием приподнятого настроения и эмоционального подъема , наверняка многим из вас это знакомо.

Вспомните состояние победителя, когда все получается легко, голова ясная, мысли четкие, вы испытываете чувства радости и силы, спокойствия и уверенности. И вот вы начинаете читать. Глаза плавно скользят по тексту, передвигаясь сверху вниз, «схватывая» неправдоподобно быстро мысли автора, чтение доставляет удовольствие. Вы либо согласны с автором и видите в его лице своего единомышленника, либо наоборот, резко не согласны и вступаете с ним в полемику.

В любом случае, эмоции, вызванные вами, помогают надолго запомнить текст . Вспомните, как вы читаете интересные детективы, буквально «проглатывая» их за несколько часов. Чтение «льется» плавно и легко, в воображении появляются яркие картины, вы чувствуете запахи, ощущаете просто физически некоторые сцены, испытывая при этом массу разных эмоций.

» Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности, при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения» . С чем же это связано?

Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей обычной, т. е. медленной скорости чтения . Если на чтение одной страницы мы тратим 2 минуты , то мозг «справляется» с обработкой за полминуты . Что же он делает остающиеся полторы минуты? Не делать ничего мозг не умеет, т. к. процессы происходят постоянно. Но чем же он занимается в свободное время, пока глаза бегают по строчкам? В это время создаются непроизвольные ассоциации . Например, ученик читает учебник географии; встретилось ему слово «море». Глаза продолжают двигаться по строчке, губы шевелятся…

Медленное чтение можно сравнить с просмотром трех часового фильма , который смотрят кусочками по десять минут. В этом случае, согласитесь, трудно поддерживать внимание на сюжете и героях. Таким образом, высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует лучшему сосредоточению и пониманию текста.

в основу «нового скорочтения» положено развитие мышления, а скорость является следствием «правильного мышления».

Что значит «правильное мышление»? Это мышление понятиями, т.е. целенаправленное чтение - поиск ключевых слов, а не чтение всех подряд слов, как при традиционном чтении.

В результате мышление быстро выбирает из текста ключевые слова, одновременно связывая их в мысли, т.е. дву- или трехчленные предложения. Но на этом процесс мышления не заканчивается, по этим дву- или трехчленным предложениям в воображении формируется «картинка» по принципу: место, герой, ситуация.

И вот когда «картинка» будет полностью сформирована, мышление сжимает ее до главной мысли в виде простого предложения или словосочетания.

Процесс формирования навыка скорочтения проходит несколько последовательных этапов и в результате автоматизируется, т.е. все этапы мыслительных действий как бы сливаются в один, т.е. быстрое чтение - быстрое понимание и запоминание.
Хотелось бы отметить, что скорочтение - это навык, который можно сформировать в процессе «правильного развития мышления» у всех желающих старше 14 лет, и скорочтение - это естественный процесс восприятия информации.

Понимание текста.

В каждом абзаце содержится одна главная мысль, ради которой автор и написал этот абзац.

Тексты избыточны, 75% - вода, которая обрамляет главную мысль. В принципе, можно было бы писать тексты только главными мыслями, но так их не удобно читать.

Главная мысль в чистом виде - афоризм.

Как работать с текстами

Перед поиском главной мысли в абзаце нужно научиться выделять ключевые слова - это слова, которые несут смысл и их нельзя никак исключить из текста.

Восприятие текста - это процесс, при котором текст с внешнего носителя (лист бумаги, экран монитора) попадает в наш мозг и разпознается.

Процесс визуального получения информации и перевод её в мыслительный аспект протекает очень быстро. Некоторые ученые полагают, что данный процесс превышает скорость света. Когда вы придете к пониманию того, что в состоянии читать в подобном динамическом ключе, вы откроете для себя отсутствие пределов скорости чтения. Выражаясь фигурально, вы сможете читать быстрее, чем листаете страницы книги.

Узнайте больше о скорочтении на нашем бесплатном мастер-классе
"3 секрета освоения скорочтения" и

Пытаемся выучить тонну информации или выучить параграф по истории перед следующим уроком? Прочитать отрывок три раза перед сном, положить книгу под подушку, станцевать с бубном - все эти методы также популярны, как и бесполезны.

Как работает наша память

Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

  1. Первая - кратковременная память . Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.
  2. Затем данные переходят во вторую стадию - промежуточную память . Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.
  3. Третий, и последний, этап - это долговременная память . Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

10 способов, как запомнить текст

  • Перескажите другому.

Перескажи то, что прочитал - и запомни его в 4 раза быстрее. Вероятность, что вы намного быстрее освоите большой текст, если прочитать и пересказать его другому человеку, намного выше. Когда вы что-то рассказываете, то нейроны вашего мозга работают намного эффективнее, и вы мгновенно перекладываете все, что выучили, в промежуточный отдел.

  • Работайте по принципу 20\5 или 45\15.

Ваш мозг не может учить что-то бесконечно долго - ему нужно давать перерывы. Попробуйте на себе практику учить 20 минут и отдыхать 5 минут; или же учить 45 минут, а отдыхать 15. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно, а вы легко сможете выучить даже самую сложную информацию.

  • Используйте ассоциативное мышление.

То, что вы уже знаете - ваше лучшее оружие в обучении. Проводите ассоциации и аналогии с теми знаниями, что уже хранятся на полочках вашего brain . Это поможет вам не просто все быстро запомнить, но и затем при необходимости гораздо быстрее вспомнить.

  • Выделяйте ключевые моменты в тексте маркером.

Конечно, если текст в учебнике, делать этого не нужно. Но часто, это бывают распечатки, ксерокопии, с которыми такой способ будет просто великолепным! Я сама так делала, когда училась в университете — очень-очень помогало! Поверьте, как только вы это сделаете, все ненужное улетучится и не будет мешать, а все необходимое "прилипнет" к вашей памяти и будет светиться в ней также ярко, как маркер, с которым вы поработали! Конечно, для этого нужно иметь навык поиска важных опорных мыслей в тексте. Практикуйтесь, и все у вас получится!

  • Прочитайте текст с выражением или используя разную высоту голоса.

Другими словами, можно просто побаловаться, представив себя актером (если вы на самом деле не актер:-)). Прочитайте текст шепотом, потом низким голосом, затем тоненьким мышиным голоском... Меняйте интонации — с радостных ноток до грустных и меланхоличных. В общем, прочувствуйте то, что вы читаете! Поверьте, иногда это становится единственным верным способом к быстрому запоминанию текста.

  • Не сидите на одном месте.

Учеными было доказано, что если при попытках что-нибудь выучить вы будете не просто сидеть за столом над книгой, а, например, расхаживать по комнате, то выучить текст или стихотворение можно намного быстрее.
Как-то мы этот вопрос обсуждали с моей ученицей. Ее преподаватель по биологии не раз отмечала, что во время запоминания лучше всего убирать в доме, раскладывать что-то по местам или просто прохаживаться. Но в очень редких случаях сидеть на месте.

Человек, который не перестает меня удивлять в плане развития памяти — это Станислав Матвеев . Он попал в книгу рекордов Гиннеса благодаря свои методикам и упорству. А теперь Станислав делится своими знаниями с людьми, помогая им достигать своих целей.

  • Учите утром.

Не имеет значения, являетесь ли вы самым «жаворонковым» из всех жаворонков или матёрой совой, ваш мозг все равно лучше всего запоминается информацию в утренние часы или когда вы только проснулись. Конечно, есть редкие исключения, когда биологические ритмы человека наиболее активны ночью. Но, тем не менее, попытки запомнить что-то перед сном могут не только не дать никакого эффекта, но и испортить вам сон.

  • Устали - смените обстановку.

Главная ошибка многих - это пытаться учить без какого-либо отдыха. Я помню себя во время сессий. Я выделяла себя два часа на учебу с утра, затем шла на тренировку. Возвращалась домой и еще 2 часа учила. Я постоянно разбавляла часы учебы на другие занятия. И меня всегда удивляли люди, которые во время session не виделись с друзьями, не ходили никуда гулять, а просто закрывались в доме. Поэтому мой вам дружеский совет - меняйте обстановку и давайте себе отдых.

  • Используйте возможности своего мозга.

Вы наверняка знаете, каким образом у вас получается лучше всего запоминать. Если вам достаточно прослушать лекцию, чтобы потом без запинки все пересказать - у вас определенно тип запоминания, основанный на восприятии аудиоинформации .

К примеру, я лучше всего воспринимаю информацию, если запишу ее. Для меня запомнить что-то достаточно сложно. Во времена обучения в университете я писала конспекты, и все важные пометки делала письменно. Когда на экзамене нужно было что-то вспомнить, у меня перед глазами мгновенно всплывал мой конспект.

Поэтому используйте ваши сильный стороны в запоминании. Пусть иногда это займет немного больше времени, но вы будете уверены в результате.

  • В любой непонятной ситуации - ложитесь спать.

Если в голову ничего не лезет - ложитесь спать. Когда вы спите, вся информация, которая поступает в ваш мозг, скажем так, раскладывается по полочкам долгосрочного отдела. Да и в целом, никогда не пытайтесь ничего учить не выспавшись. В этот момент ваш мозг занят только поддержанием вас в состоянии бодрствования, и на то, чтобы что-то запомнить просто не хватит ресурсов.

На данный момент существует множество методик, техник и самых разнообразных книг, чтобы развить свою память и уметь запоминать тонны информации. Вы можете посмотреть видео или прочитать книги, чтобы развивать свои способности к запоминанию. Память - это как мышцы - нужно просто много тренироваться.

Отличный способ для регулярной тренировки памяти, который я недавно для себя открыла — онлайн сервис «Фитнес для мозга ». О нем и наших с дочкой успехах я подробно рассказала в .

Вот, мои дорогие, основные способы, как вы можете легко запомнить большой текст. Но могу сказать одно: все это работает индивидуально к каждому человеку. Я советую вам пробовать и анализировать, что у вас лучше всего получается.

Делитесь в комментариях, какие способы обучения вы используете, и как они вам помогают. А для любознательных есть моя рассылка, где я постоянно делюсь интересной и полезной информацией касательно любого аспекта английского языка.

Подписывайтесь и будьте во всеоружии.

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.

(оценок: 3 , среднее: 1,00 из 5)

Скорочтение – это совокупность методов чтения, позволяющих увеличить скорость чтения без понижения уровня понимания и запоминания текста. Мы уже публиковали , а сегодня дополним уже сказанное еще несколькими советами для тех, кто ценит свое время. К слову, метод скорочтения применим и к художественной литературе, и к нон-фикшн, однако лучше всего пользоваться им тогда, когда книгу нужно прочитать быстро.

Три основных правила скорочтения:

  1. Базис скорочтения – выбор правильного места для чтения.
  2. Скольжение – процесс скорочтения, включающий визуальный поиск на странице ключевых фраз и предложений для понимания смысла текста.
  3. Направляющие – визуальные «гиды» (палец, маркер или ручка), которые помогают глазу двигаться быстрее по фрагменту текста.

Интересные факты о чтении

  • Обычный человек в среднем читает со скоростью до 250 слов в минуту.
  • Средний темп чтения для запоминания текста – до 100 слов в минуту.
  • Средний темп чтения для работы с учебными материалами – 100-200 слов в минуту.
  • Средний темп чтения для понимания текста – 200-400 слов в минуту.
  • Средний темп чтения методом скольжения – 400-700 слов в минуту.

А теперь попробуйте прочесть текст на картинке ниже.

Ну как, получилось? Это значит, что по тексту действительно можно скользить взглядом, улавливая отдельные слова и фразы, понимая при этом все прочтенное.

Если вы уже усвоили правила из предыдущей публикации (сосредоточиться, не повторять, оценивать полную картину, делать закладки и тренироваться), то вам наверняка будут полезны следующие советы по скорочтению :

Ставьте цели чтения

Поставьте перед собой конкретную и, главное, достижимую цель – например, прочесть 100 страниц за 4 часа. Осознавая ее, вы сможете самостоятельно решать, когда можно читать помедленнее, а когда – побыстрее, чтобы достичь этой цели. Это правило – важная составляющая скорочтения, так как иногда действительно важно замедлиться, чтобы лучше понять контекст.

Сопротивляйтесь желанию отступить

Люди возвращаются к начальным результатам по разным причинам, но какими бы они ни были, а скорость чтения от них, увы, падает.

Используйте предварительное чтение

Если вы читаете книгу, откройте сначала содержание. Если же статью – прочтите заголовок, подзаголовок, подписи, выделенные цитаты, посмотрите на графики, диаграммы и схемы. В таком случае они не будут отвлекать вас во время чтения основного текста, к тому же, вы сразу узнаете, о чем пойдет речь.

Ищите главные идеи

Внимательность к деталям или маловажным фактам вполне может помешать тем, кто собирается овладеть техниками скорочтения. Эти моменты часто отвлекают от понимания всего произведения, его идеи и тем.

Развивайте «гибкость» глаз

Как только дочитали до конца абзаца, не бездельничайте, а скорее переключайтесь на новую строку текста.

Проверяйте зрение

Глаза – это не только окна души, но еще и средства, с помощью которых мы читаем. Если они грязные, мы просто не можем хорошо видеть. Так что, если уж вы взялись за скорочтение, вам стоит регулярно навещать офтальмолога и проверять свое зрение.

И напоследок еще один интересный факт: Джон Кеннеди был сторонником скорочтения и призывал своих сотрудников тоже овладеть этим мастерством.