Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Свадебные приметы, которые до сих пор «работают».

Свадьба! Счастливее дня в жизни просто не бывает! И в этот день молодожены твердо уверены, что будут жить долго и счастливо… А уже через пару дней начинают задумываться о том, как именно счастливо будет протекать их совместная жизнь. Что занимает их мысли - после любви, конечно? Деньги!

Вы когда-нибудь обращали внимание, сколько свадебных традиций и примет касается денег?! Практически все это масштабное действо строится вокруг двух основных стержней – любви и финансового благополучия. Причем все «денежные» традиции родились очень давно и существуют абсолютно в любой культуре. Наши предки точно так же, как и мы, прекрасно понимали: какой бы страстной и преданной не была любовь, а убогий быт способен разрушить даже самые гармоничные отношения. Поэтому свадебные обычаи насквозь пронизаны денежной символикой. А начинается все… с выкупа невесты!

Для чего жених вообще выкупает невесту? Он обязан доказать, что достаточно мудр и предприимчив для того, чтобы обеспечить свою будущую жену и общих детей. Причем доказательства эти должны быть весомы и многочисленны, что, разумеется, влетает молодому человеку в копеечку. Зато продуманный сценарий денежных «испытаний» для жениха принесет вашей свадьбе всеобщее оживление, смех и море удовольствия.

Главное, предупредите жениха, что запланирован выкуп невесты, чтобы он был готов и материально (ему придется лишиться немалой суммы), и морально (до выхода любимой ему придется стать звездой ярчайшего шоу). Ведущая роль в сценарии выкупа принадлежит свидетельнице, так что, ей тоже придется немножко посуетиться. Однако, поверьте, веселое представление и ваша будущая обеспеченная жизнь того стоят!

Традиция перегораживать дорогу молодому известна давно. Именно с нее и начинается выкуп. Заранее поговорите с соседями-парнями. По обычаю, преграждать путь должны люди, не приглашенные на свадьбу. Их задача – яростно торговаться за «лучшую в округе» девушку. Подберите среди знакомых самых рьяных балагуров – и вперед. Перегораживать дорогу можно любыми предметами. В городских условиях, с учетом количества машин, постоянно проезжающих через дворы, лучше не таскать бревна и ограничиться лентой или веревкой. Кстати, здесь жених с эскортом имеют полное право пытаться прорваться силой! Впрочем, обычно обходятся бутылкой шампанского и коробкой конфет. Эта преграда символизирует его готовность отстаивать свою жену любыми способами.

Подходя к порогу дома или к подъезду, жених сталкивается с решительно настроенной свидетельницей, задача которой «не отдавать» подругу «незнакомцу». Вот здесь начинается самое интересное. Раньше на пороге вставал кто-то из старших родственников и загадывал молодому мудреные загадки. Однако если вы хотите добавить эмоций, то разработайте вместе со свидетельницей «вопросник»: вспомните точные даты важных для вас с любимым событий, например, день первой встречи,

день первого поцелуя, если, конечно, сами его помните, или что-то другое в этом роде. Потом запишите эти даты на маленьких клочках бумаги и вложите в надутые воздушные шарики. Пяти будет достаточно. Заготовьте иглу.

Свидетельница предлагает жениху пробивать по одному шарику, называть вслух выпавшие даты и вспоминать события, связанные с ними. За правильный ответ молодожен награждается восхищенными выкриками и аплодисментами, а вот за неправильные – платит заранее определенную сумму. Таким образом доказывается смекалка претендента на вашу руку, и он получает возможность продвинуться на метр-два ближе к заветной цели, то есть к вам. Кстати, на звук лопающихся шариков соберется немалая толпа посторонних, так что, не подбирайте слишком интимных вопросов, иначе ваши секреты станут известны всему району.

Убедив свидетельницу и всех присутствующих в остроте своего ума и хорошей памяти, жених должен теперь доказать и то, что ценит любовь превыше всех денег на свете. Следующее задание – выложить на земле имя любимой из монеток. Чтобы добавить молодому человеку энтузиазма, свидетельница и подруги могут вслух громко отсчитывать секунды. К ним по инерции тут же присоединятся все присутствующие. Символического смысла в этом шуме никакого, зато если вы снимаете выкуп невесты на видео, то еще долго вместе с мужем будете смеяться над его неуклюжими попытками оперативно и качественно «декорировать» территорию. Награда «трудяге» - еще пара метров к вам, любимой.

Далее в программе… танцы на тазике! Свидетельница выдает вашему воздыхателю таз. Кстати, выберите емкость покрепче и поновее, а то обязательно треснет. Задача жениха – насыпать горку мелочи, поставить на нее посудину кверху дном и как можно энергичнее сплясать на ней пару минут под заданную музыку. Опытные люди рекомендуют включать лезгинку, потому что в этом танце руки задействованы больше, чем ноги. В случае, если ваш милый станет отбивать на тазу чечетку, вы гарантировано лишитесь очень полезного в быту предмета. Такой танцевальный экспромт обеспечит всем присутствующим немалый заряд бодрости, а если жених – настоящий артист, то, возможно, икоту и колики от хохота. Зачем все это, спросите? А вот смысл в этих, на первый взгляд, смешных танцах – очень глубокий: ваш будущий муж таким образом уверяет в том, что жизнь с ним будет веселой и богатой. «Злая» свидетельница за этот подвиг пропускает любимого почти к самому порогу квартиры или дома. Почти…

Несколько последних метров или последний лестничный пролет тоже должны быть усеяны деньгами. Делая шаг, жених должен класть на землю по купюре. Эти деньги ни в коем случае нельзя собирать до вашего выхода. Так молодой человек доказывает, что осознает: каждый жизненный шаг семьи связан с тратами, и он готов на них зарабатывать.

Собираетесь встретить Его на пороге и повиснуть на шее? Не вздумайте! В этот день именно жених должен добиваться вас. Даже из последних сил. Последний заслон – закрытая дверь в комнату. Из щелочки должны торчать разноцветные ленточки. Ровно столько, сколько девушек присутствует в комнате. Задание жениху – вытащить ту, которая принадлежит его любимой. Как вы понимаете, какую бы он не выбрал, - от испытания ему не уйти. Этим испытанием будет одна из подруг, которая при вытягивании любой ленточки бросится к нему в объятия с криком: «Ну, здравствуй, милый!». Молодой должен отбиться или откупиться от нее. Так он всем раз и навсегда символически объяснит, что никто и ничто не встанет между супругами.

И вот теперь… ваш выход, долгожданная!!!

Обряд выкупа невесты входит в традиционный русский свадебный обряд. Выкуп невесты проводился на Руси примерно с XIII-XIV века. Важно отметить, что в разных поселениях этот обряд проводился по-разному: были свои свадебные песни, свои испытания для жениха. Но в то же время, всегда существовала определенная последовательность событий и постоянные действующие лица.

Традиционно обряд выкупа невесты проводили в виде праздничного спектакля, к которому очень тщательно готовились.

Жених, дружка и друзья жениха составляли так называемый "свадебный поезд".

Обычно проводили несколько выкупов.

Самый первый выкуп был на въезде в селение или на подъезде к дому невесты. Сельчане перегораживали дорогу и требовали с жениха выкуп за проезд. Чаще всего откупался дружка жениха. Но иногда приходилось расплачиваться и жениху. Так, например, достаточно широко был распространено испытание богатырской силы жениха. Его проводили с помощью бревна, которым перекрывали дорогу к дому невесты. Жених должен был перепилить бревно, а в то время как он это делал, со всех сторон неслись шутки и насмешки. Критиковали и его силу, и сноровку, и умение. Зато когда бревно было побеждено, жениху предлагалась вода, чтобы умыться, и роскошно вышитый рушник, чтобы утереться.

Вторую часть свадебного обряда выкупа невесты проводили у дома будущей жены. Обычно, когда жених прибывал к дому суженой, ему приходилось выкупать и ворота, и двери, которые были перекрыты соседями и родственниками невесты. При этом не забывали одарить сладостями малышей, которые окружали дом невесты.

Также традиционно испытывали ум жениха. Это испытание проводил родственник невесты (чаще дедушка), который загадывал жениху разные загадки. Когда жених не мог ответить, ему помогал дружка и добрые люди, которым приходилось отплатить за помощь.

Когда жених, прошедший испытания, попадал в дом, его ждали новые задачи. Во-первых, надо было одарить гостинцами подружек невесты. Во-вторых, приходилось искать, где прячется невеста, или выбирать свою милую из нескольких невест, предлагаемых на выбор. В роли "дополнительных" невест могли быть предложены соседки, родственники и даже старушки. Поэтому приходилось тщательно оглядывать каждую, отмечая рост, осанку, туфельки и прочие приметы.

После испытаний по обряду выкупа невесты жениха приглашали за стол, где уже сидела невеста. Но место возле нее было уже занято каким-либо мужчиной. Приходилось и ему заплатить. Затем уже к столу приглашались гости.

В традиции современной свадьбы обряд выкупа невесты вошел несколько лет назад. Теперь обязанность по подготовке выкупа ложится по подруг невесты. Здесь все зависит от их фантазии. Они придумываю свадебные конкурсы , загадки, составляют сценарий обряда.

От жениха во время обряда ждут не столько демонстрации силы и ума, сколько умения выходить из затруднительной ситуации с помощью юмора и шуток, находчивости и отличного настроения.

Иногда и в наши дни обряд выкупа невесты проводят в старинной русской манере с использованием стихов и песен. Но такой обряд достаточно сложно подготовить хотя бы потому, что приходиться много заучивать наизусть. И к тому же теряется новизна и, как следствие, интерес к обряду. Поэтому можно посоветовать проводить обряд выкупа невесты в шутливой форме в виде конкурсов, задач и загадок для жениха.

    54293 просмотра

    Публикации раздела Традиции

    7 секретов традиционной русской свадьбы

    П рипевки и корилки, запытывание и гадания - в каждой местности на Руси были свои свадебные обряды. Как проходил девичник у наших прабабушек, кто продавал косу невесты и что подавали на праздничный стол - знакомимся с особенностями русской традиционной свадьбы.

    Николай Петров. Смотрины невесты. 1861

    Константин Маковский. Сваха. 1900-е

    Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777

    Припевки. «Тили-тили тесто, жених и невеста»

    Традиционные обряды раньше сопровождали невесту и жениха еще до официального сватовства. Например, помочь молодым влюбленным соединиться в браке должны были специальные «припевки» . По традиции в них обязательно упоминали имена будущих супругов: «Хороший молодец - Иван Иванович! Ему понравилась Мария Ивановна!» или «Молодой князек - Иван Васильевич! Молода княгинюшка - Любовь Ивановна!» Раньше такие песни исполняли во время «толоки» - общей работы - на строительстве домов, во время косьбы или уборки хлеба. В Псковской области их называли «полевой голос» или «голос полешный».

    «Ой, молодой-то молодец у нас Лександра Лексеевич!» Припевание пары на толоках в деревне Горбунова Гора Палкинского района Псковской области

    Сватовство. Разведка боем

    По традиции о свадьбе молодых договаривались сваты и родители. Перед сватовством часто проводили предварительное «запытывание» - узнавали, готова ли избранница выходить замуж. Разговор сваты вели иносказательно: «Вот, говорят, у вас овечка есть. А у нас - купец» , «У вас тут телушечка заблудилась!» или «Наши охотники ходили в округе и нагледили лису. Лиса побежала к вам во двор» . Жениха нужно было показать с лучшей стороны - если и не принцем на белом коне, то обязательно хорошим хозяином и семьянином.

    Чтобы на первом «свидании» не отказали, в Ленинградской области, войдя в хату, старались «завалить клюки» (кочерги или ухваты), а по казачьей традиции мать жениха прятала под кофтой веник. Гости приносили для родителей невесты пирог. Если «запытывание» проходило неудачно, пирог возвращали обратно. В Белгородской области гостям после отказа могли вынести «гарбуз» (тыкву) - но только в том случае, когда жених не устраивал категорически. Чтобы насолить невесте, отвергнутые сваты, уходя, старались «закрывать дверь задом» . Считалось, что к привередливой девушке после этого никто не посватается.

    Константин Трутовский. Пропивают невесту. XIX век

    Николай Пимоненко. Сваты. 1882

    Николай Пимоменко. Засватали. 1896

    Если «запытали» успешно, мать невесты делила пирог от сватов на две или четыре части, а будущая жена в знак своего согласия дарила жениху платок, покрывало или простынь. Родители могли сразу же договориться об официальном сватовстве - этот обряд в каждом регионе назывался по-своему. На сговоре (или магарыче, пропое, барыше, запоинах) пели веселые застольные песни. На стол подавали традиционные блюда: пироги, холодец и окрошку. Родня жениха приносила с собой сало, ржаной хлеб и крепкий алкоголь.

    Свадебная песня «Пьяница-пропойница» в исполнении А.И. Курской и М.И. Долженко из села Купино Шебекинского района Белгородской области

    После окончательного сговора невеста уже не могла отказать жениху, это считалось оскорблением. Наступал период подготовки подарков будущим родственникам. Обычно невеста шила или вязала для жениха какую-нибудь одежду: шарф и перчатки, нижнее белье или даже весь свадебный костюм. К торжеству также готовили «сундук» - приданое. Полотенца, наряды и постельное белье шила и украшала вышивкой сама невеста с близкими родственницами.

    Девичник. «Прощай, молодость!»

    За несколько дней до свадьбы устраивали девичник. На Руси в этот день прощались с молодостью и родительской заботой. Невеста собирала подруг, девушки пели традиционные песни:

    Ой, у ворот вереюшки повились,
    Вот к Манечке подруженьки собрались.
    Шли - прошли красные девки горою
    И кликали да вот Марьюшку с собою:
    - Пойдем, пойдем, да вот Марьюшка с нами в ряд,
    Да заиграем, Ивановна, с нами в лад.
    - Уйдите красны девки, да не ждите,
    Ох, я себе сильного роя выловила,
    Ох, сильный рой - Иванечка молодой.

    Грустные «причитания» исполняли те, кого печалил переезд в семью мужа:

    Свадебное причитание невесты «Голубушки, милые подруженьки» в исполнении П.А. Ревуновой из села Теблеши Бежецкого района Тверской области

    Пели на девичнике и «благодарности» родителям:

    Красное ты солнышко, Аннушка ты Тимофеевна,
    А побереженней ты мне, красно солнушко-матушко.
    Уж спасибо-то тебе за цветно платье,
    Уж спасибо-то тебе за хлеб, за соль.

    Однако девичник в первую очередь оставался праздником, и отмечали его с песнями, танцами и гостями. Иногда на него приглашали и жениха с друзьями. В Курской области на девичнике гости разыгрывали сценки. Девушки выстраивались в ряд, третьей по счету становилась будущая жена. Жених трижды проходил мимо них, танцуя, напевая и «выбирая» суженую. Потом гости водили хоровод, или «кривульки», как его называли в Архангельской области.

    Свадебная песня «На широкой, на улочке», которую пели на девичнике, в исполнении ансамбля из деревни Кеба Лешуконского района Архангельской области

    Гадания. Кто в доме хозяин?

    Перед самой свадьбой и жених, и невеста, и их родственники гадали, чтобы узнать, как сложится совместная жизнь молодоженов.

    Некоторые свадебные обряды помогали составить психологический портрет избранника надежнее, чем гороскоп. Родственники невесты утром в день свадьбы привозили в дом жениха украшенную лентами курицу. Ее запускали под стол и угощали пшеном. Если курица громко кудахтала и хлопала крыльями, то жениху следовало приготовиться: жена будет сварливой. А невесте дополнительные беспокойства доставлял сломанный каблук. Эта примета говорила, что у мужа будет тяжелый характер.

    С помощью караваев «решали», кто будет хозяином в доме. Чья сваха - жениха или невесты - выше поднимала каравай, тот и будет главенствовать в семье. В Свердловской области судьбу молодой семьи также определяли свахи: при встрече они здоровались за руки и обменивались наполненными рюмками. Затем чокались, и каждая старалась перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удавалось, тот и будет хозяином в доме.

    В Белгородской области гадали на каравае с двумя свечками. Одна из них олицетворяла жениха, другая - невесту. Каравай сажали в печь: чья свеча гасла, тот и разлюбит свою половинку первым.

    Обмен свах хлебами - фрагмент свадебного обряда в исполнении Л.В. Кораблевой и Е.А. Тебеньковой из деревни Слобода Афанасьевского района Кировской области

    Свадебный поезд. Дорогу жениху!

    Утром в день свадьбы жених отправлялся к невесте на свадебном «поезде». Первый конь в упряжке был самым нарядным - с лентами, колокольчиками и цветами. Родственники невесты старались перекрыть путь процессии и «продавали дорогу». Жених откупался наливкой или подарками.

    Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области

    В доме невесты его также ждали непредвиденные расходы: он выкупал места за столом и для себя, и для своих гостей.

    Дружко богатеня,
    Молодой торватина,
    Откупи у нас местечко -
    Мы не дорого просим,
    Дешево отдаваем:
    Сто рублей с полтиною,
    С золотою гривною,
    С чарой наливною.

    Коса невесты шла отдельным лотом. Аукционистом по традиции назначался младший брат будущей супруги. Он стучал скалкой о стол и приговаривал: «Моя коса не рублевая, моя коса сторублевая» , пока жених не давал достойный выкуп за символ девичества. Не все женихи охотно платили за каждый свой шаг. На этот случай придумывались дразнилки:

    Куды Любочка глядела -
    Полюбила Ванюшу-слюнтея.
    ен красив, красив да пригож:
    Совиные вочи, цаплин нос.

    А в некоторых регионах дразнилки и корилки были отдельной свадебной традицией. И родственники устраивали на свадьбах песенные перепалки.

    Корения представителей родов жениха и невесты в свадебном обряде деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

    Свадебный пир. В перерывах - танцы

    В день свадьбы невесту ждал особый обряд - повивание. Девушку причесывали и меняли головной убор на новый - замужний. Сваха прикрывала ее от сглаза фатой, заплетала две косы «на бабий манер» и укладывала их пучком или «рожками». А поверх прически надевали головной убор, обозначающий новый социальный статус. Это был чепец или почапушник, сорока или кукошник - в зависимости от региона.

    Повивание невесты на свадьбе в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области

    Одевание невесты в женский костюм на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

    На стол в день свадьбы подавали куриную лапшу, холодец, пироги, кисели, узвары (компоты) и кашу. На праздничном ужине появлялись и особые блюда - «шишечки» (маленькие булочки) и свиной окорок, который перед свадьбой варили целые сутки. Тут же резали свадебный каравай и раздавали всем по кусочку. Жених и невеста, опасаясь сглаза, иногда ели в отдельной комнате.

    Ни одна традиционная русская свадьба не проходила без музыки и танцев. В Псковской области на торжестве играли свадебные марши - на скрипках и цимбалах.

    «Надельный марш» - свадебный наигрыш на скрипке и цимбалах в исполнении Я.П. Петрова (скрипка), В.А. Борисова (цимбалы) из деревни Бондари Себежского района Псковской области

    В Подмосковье под праздничные песни плясали «проходки» . Этот танец обычно разучивали прямо на свадьбе.

    Проходочная песня «Яровая солома» в исполнении фольклорного ансамбля из деревни Субботино Павлово-Посадского района Московской области

    Первая брачная ночь также сопровождалась обрядами. На стол ставили кувшин с калиной, который символизировал невинность молодой жены. В Воронежской области брачное ложе молодых «согревала» другая пара - друзья или родственники, которые были счастливы в браке.

    Рассказ о брачной ночи группы исполнительниц из деревни Липовка Шумячского района Смоленской области

    Второй день свадьбы. Испытания невесты

    Второй день свадьбы - время испытаний молодой жены на хозяйственность (и стрессоустойчивость). Ее могли отправить к колодцу, а затем снова и снова выливали воду, пока она не откупится традиционными подарками - водкой, носовыми платками или табачными кисетами.

    Обряд выливания воды с ряжеными на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

    Во время другого испытания молодая хозяйка должна была, подметая, отделить деньги от соломы, почти как Золушка. Солому вперемешку с монетами по полу рассыпали родственники, приговаривая: «Не слепая ли наша молодайка?» В Тверской области на второй день свадьбы в избе расставляли столы. Их невеста застилала сотканными ею скатертями. Если их было много, молодую жену ждали почет, уважение и звание хорошей рукодельницы.

    Потом родственники и гости съезжались пировать в дом родителей жены. После застолья всех ждали карагодные (хороводные) танцы и песни, посвященные молодой семье.

    Плясовой наигрыш «Чеботуха» с припевками в исполнении А.А. Ельниковой, М.С. Ельниковой, Е.Г. Чупахиной, А.П. Беловой из села Белица Беловского района Курской области

    Особый обряд существовал на случай, если вдруг свадьба затянулась, а гости засиделись. Жители Белгородской области, например, по полу рассыпали табак и поджигали его. Гости, понимая намек, вскоре расходились.

    Не так давно мы с женой побывали на деревенской свадьбе. Для меня, сугубо городского жителя поездка в деревню была как путешествие в другой мир…

    До места нам пришлось ехать 12 часов. По приезду, мне сразу бросилось в глаза, как тихо, размеренно идет там жизнь. Без спешки и суеты к которой я привык за 29 лет жизни в большом городе.

    Правда исключением из этого правила была жизнь в доме невесты где мы жили. Там полным ходом шла подготовка к свадьбе.

    Вообще свадьбы в деревне, обычно, играются осенью после уборочной или зимой. Летом на это просто нет времени. В полях полным ходом идет работа. Поэтому если у непосредственных участков процесса бракосочетания и найдется это время, то вот гостей зазвать будет проблематично. Почти все будут заняты.

    Свадьба проходит по два дня: первый день организует сторона жениха, а другой сторона невесты.

    Но если после свадьбы у родителей с одной из сторон (жениха или невесты) не осталось больше неженатых или незамужних детей, то на третий день участники свадебной процессии направляются к ним домой. Там они «забиваю кол». То есть на самом деле у этих счастливых родителей во дворе забивается кол, символизирующий, что они полностью выполнили свои обязанности и вывели в люди всех детей. Конечно же, все это опять сопровождается застольем и весельем.

    Мы погостили у родственников несколько дней до свадьбы, помогая в ее подготовке и просто наслаждаясь чистым воздухом и спокойствием осенней природы. За всем этим незаметно подошел и день свадьбы.

    Выкуп невесты

    Свадьба, как и везде, началась с выкупа. Никаких отличий от выкупа в городе я не заметил. Хотя, может быть, это произошло потому, что, большую часть выкупа готовила моя жена Вера. Ну и я ей немного помогал. А мы – люди городские. Поэтому и сделали все так, как это происходит у нас в городе.

    Жених как то очень быстро прошел все испытания, почти ни разу не ошибившись. У нас всех возникли смутные подозрения, а не невеста ли выдала ему все наши замыслы. Но даже если и так, то что теперь поделаешь. Любовь!

    После выкупа и небольшого фуршета пришла пора выходить из дома и отправляться в ЗАГС. Но это не так то просто было сделать. По местной традиции жених, невеста и их свидетели должны были выйти из дома цепочкой, взявшись друг с другом за руки через платочки. Это делается для того, чтобы нечистой силе не пришло в голову сглазить жениха и невесту по дороге в ЗАГС.

    А так как от выхода их отделяла длинная череда узких коридоров с извилистыми поворотами, то эта задача представлялась не такой уж и легкой. Но все участники этого действа с блеском справились со своей задачей. «Вагоны» импровизированного паровозика вышли из дома без происшествий и направились к приготовленному свадебному кортежу. За ними последовали и остальные гости.

    Регистрация брака в ЗАГС

    Когда все расселись по автомобилям, свадебная процессия отправилась в районный центр на регистрацию брака в ЗАГС, время которой уже подходило.

    Так как станица, где расположен районный центр, была относительно небольшая, то ЗАГС там совместили с местным кинотеатром. И регистрация браков, соответственно, происходит в фойе этого кинотеатра.

    Но сделано это не так давно. Раньше на регистрацию браков не ездили в районный центр, а проводили ее прямо в деревне на сцене местного клуба. Говорят, что посмотреть на это собиралась вся деревня. А сейчас местные бабушки страдают от того, что не видят, как регистрируются браки их односельчан.

    Сама процедура регистрации почти ничем не отличалась от таковой в нашем городе. Единственным отличием было то, что свадебная процессия не вся сразу вошла в зал регистрации. Сначала вошли гости, и встали вдоль стен, образовав, таким образом, коридор. А уже потом, по этому коридору в зал торжественно вошли жених и невеста под громкие аплодисменты и марш Мендельсона. Это, конечно, было несколько не обычно. А еще не обычнее было то, что жених и невеста тоже встали к стене в нашем ряду, и простояли там всю церемонию. Поэтому приходилось высовываться из ряда гостей, чтобы увидеть жениха и невесту и сделать фотографии.

    Еще немного покоробило то, что в конце церемонии регистрации брак ведущая попросила жениха назвать ФИО его жены. Он назвал, используя ее навою фамилию. Тут ведущая и говорит: «Новый человек родился. Поприветствуем его!». У меня сложилось такое впечатление, что мы присутствовали не на свадьбе, а во время родов.

    Поздравив по очереди молодую семью по окончании церемонии, гости потянулись к выходу из ЗАГС. Сфотографировавшись у памятника Ленину и погуляв немного в парке, свадебная процессия разместилась в автомобилях, и двинулась в путь.

    Но ни тут то было. Какие то предприимчивые «господа» перекрыли дорогу, устроив так называемый «перетяг» (местная свадебная традиция, когда соседи новобрачных и просто незнакомые люди перегораживают дорогу свадебному кортежу, требуя выкуп). Успокоились они, только получив выпить, и закусить.

    Интересно, что в течение всего времени, пока мы находились у перетяга, за нами стояло и все движение на дороге. Но никто не сигналил, и не проявлял беспокойство. Видно в этом месте перетяги обычное дело и все уже давно привыкли.

    После обретения местными страждущими столь вожделенного для них напитка свадебный кортеж сделав два круга вокруг местной церкви, находящейся неподалеку от ЗАГС, символизируя тем самым два свадебных кольца, отправился к еще одной местной достопримечательности – березовой роще. Там получаются очень красивые фотографии. Поэтому все молодожены стараются посетить это место во время своей свадебной прогулки.

    Но на этот раз «вредный» оператор–фотограф не пустил нас вместе с молодоженами в рощу, взяв с собой только свидетелей. Поэтому то, что он делал с молодоженам осталось в роще для всех нас тогда осталось загадкой. Правда, впоследствии я посмотрел видеозапись этого уединения. Оператор в роще устроил форменный допрос молодоженов: когда и как познакомились, что подумали друг о друге и так далее. Хоть новобрачные и сильно смущались, но получилось все равно довольно познавательно и интересно. Тем более, что все это действо было обставлено на видео различными спецэффектами.

    После того как молодые вышли к теряющим терпенье гостям, свадебная процессия отправилась к дому жених на проведение обряда «хлеб-соль». Не долгая свадебная прогулка была завешена. В деревне особенно не разгуляешься – не много примечательных мест.

    На подъезде к дому жениха наш кортеж вновь был остановлен – соседи жениха соорудили «перетяг», перекрыв дорогу сразу в двух местах. Немного поторговавшись и получив причитающийся выкуп, они удалились восвояси, пожелав молодым счастья.

    Обряд "Хлеб-соль"

    Далее все переместились к дому жениха, где его родители встретили молодых «хлебом-солью». Правда произошло это так стремительно, что когда мы подъехали к дому жениха (наша машина была последней в кортеже) все уже завершилось.

    Но самое интересное, как оказалось, нас ждало еще впереди. Когда все гости вслед за новобрачными пошли ко входу в дом жениха, из двери высунулась его мать и со всего маху кинула в толпу горсть монет и конфет (у ЗАГС обсыпание не производилось). Как она никому глаз не выбила, непонятно: моей жене конфета попал прямо в лоб. Пострадали и еще несколько человек. Просто мать жениха с непривычки не рассчитала силу. Последующие броски были более удачны.

    Свадебный банкет - день первый

    После небольшого фуршета свадебный кортеж направился к месту проведения свадебного банкета. А время было между тем, всего первый час дня. Так как у нас в городе свадебный банкет начинается обычно в 17 часов, то я был несколько озадачен таким ранним началом празднования. Неужели в деревенских людях настолько больше здоровья по сравнению с городскими, что свадебный банкет им требуется начинать настолько раньше?

    Как впоследствии выяснилось, тут была своя особенность. В летнее время в деревне выгоняют коров в стадо. Пригоняют их назад примерно к семи часам вечера. Так вот в это время большинство гостей разошлось встречать своих коров, и зал опустел. Тут мне стала понятна такая ранняя причина начала свадебного банкета.

    Здесь нужно сказать, что в деревне свадебные банкетные залы в дефиците. Поэтому гулять пришлось в сельской столовой и, что самое неприятное, готовить, мыть полы и посуду, подавать на стол нужно было самим организаторам свадьбы. Своей была и посуда.

    По традиции, первый день организует и проводит сторона жениха, а второй день, соответственно, сторона невесты. Поэтому всю ночь перед свадьбой родственникам жениха пришлось готовить, и накрывать столы в столовой на всех гостей, которых к слову насчитывалось около 90 человек. Впрочем, всю ночь перед вторым днем этим же занимались и родственники невесты.

    Кода все гости расселись за столы, и прозвучали первые поздравления, от тамады, пришло время гостей преподносить свои подарки. Причем организовал тамада это таким образом, что гости по очереди подходили к столу молодоженов, читали свои поздравления, и вручали подарки. Свидетельница при этом все записывала.

    И все бы ничего, но гостей быдло 90 человек, в то время как маленькая сельская столовая была рассчитана человек на 50. Поэтому около жениха и невесты образовалось столпотворение. На робкие попытки гостей попросить тамаду изменить порядок вручения подарков так, чтобы сваты подходили к гостям поочередно с подносом на места, ни к чему не привели.

    При этом тамада попался такой веселый, что все время раскручивал гостей на дополнительные подарки. Например, гости говорят, что дарят микроволновую печь. Тамада и говорит: а давайте добавим к этой микроволновой печи 100 КВт электроэнергии. Маша (т.е. свидетельница), записывай. Или говорят, что подарят корову. А давайте к корове подарим 100 кг сена. Маша, записывай.

    В результате этого действа помимо других подарков, молодые стали богаче на 4 «микроволновки» и два электрических чайника. Так же им досталась неплохая сумма денег.

    В конце дня, по традиции, невеста бросала свадебный букет, выстроившимся в шеренгу незамужним девушкам, присутствующим на свадьбе. Поймала его, младшая сестра невесты. Причем, она же поймала букет и на нашей свадьбе. Далее началось самое интересное. Стоявшая рядом с ней подружка, накинулась на нее и, оцарапав ей руку, выхватила этот букет. Потом, естественно, последовали, объятия и извинения. Мотивировала она свой поступок тем, что у нее весной должна состояться свадьба, и ей этот букет необходим.

    Как я и говорил. Около 19 часов зал опустел. Почти все гости разошлись встречать своих коров. Но предстоял еще второй день свадьбы, как впоследствии оказалось, не менее интересный, чем первый. И готовить его предстояло нашей стороне...

    С чего должен начинаться свадебный день, чем заканчиваться? И в каком порядке вообще должны следовать мероприятия друг за другом? После подачи заявления в ЗАГС перед будущими молодоженами возникает масса вопросов.

    Традиционно свадебный день начинается выкупом невесты. Это самый любимый и один из интереснейших обрядов. Со временем свадебный выкуп изменился, но суть осталась прежней. Рано утром в дом к невесте собираются ближайшие родственники и подруги, чтобы помочь ей завершить приготовления к свадьбе. К выкупу, конечно, придется тщательно подготовиться: придумать задания для жениха и его друзей, развешать плакаты около дома или в подъезде, перегородить дорогу к дому невесты.

    Организует выкуп невесты ее свидетельница. В последнее время для этой цели иногда принято приглашать тамаду. Обратите внимание, чтобы конкурсы были необидными и не ставили жениха в глупое положение, ведь ему придется быть на этом этапе главным действующим лицом.

    Нельзя начать совместный быт без благословения родителей. Ранее для православного брака этот момент был принципиально важен. Да и сегодня родительское благословение – самый трогательный и эмоциональный этап свадьбы. Он проходит на пороге дома невесты сразу после ее выкупа женихом. Зачастую в ритуале участвуют также крестные родители. Для обряда благословения обязательно следует приобрести в церковной лавке иконы Спасителя и Богородицы. Молодые опускаются пред ними на колени, а родители невесты читают молитву или говорят слова напутствия. Эти иконы отправляются в дом к новобрачным. Считается, что они их должны оберегать и охранять. После благословения родители целуют молодых, всем присутствующим гостям предлагают выпить шампанское за здоровье молодых.

    Затем следует отправляться в ЗАГС. Там работник ЗАГСа проведет регистрацию, узаконив ваши отношения. Как правило, в ЗАГС отправляются все гости, кто-то приезжает непосредственно к ЗАГСу. Время и место бракосочетания сообщается гостям заранее. Во время того, как работник ЗАГСа произносит торжественную речь, молодожены и гости слушают молча. Затем ставят свои подписи в книге регистраций и скрепляют отношения поцелуем. После этого новобрачных по очереди поздравляют все гости. Сегодня для непосредственной регистрации брака необходимо присутствие только молодых, даже наличие свидетелей необязательно. Церемония займет не более 30 минут.

    После официальной церемонии

    При выходе из дворца бракосочетаний можно осыпать молодых лепестками роз. Потом молодожены с друзьями отправляются на прогулку. Во время нее они посещают знаковые места города и окрестностей, например, возлагают цветы к Вечному Огню и пр. Почти в каждом городе есть такое место, где молодые муж и жена оставляют свой замочек как символ нерушимого союза.

    Родители и некоторые гости в прогулке не участвуют и приезжают к банкету. Время его начала также должно быть точно оговорено и сообщено заранее. Этот свадебный этап проходит в кафе или ресторане. Перед входом в банкетный зал жениха и невесту встречают родителя жениха, часто с караваем, от которого один и другой новобрачный откусывают свой кусок. Кто больше откусит, будет в доме хозяином.

    Далее тамада рассаживает всех за стол. В центре молодожены, по правую руку от жениха садится его свидетель, далее родители. То же самое по левую руку от невесты. Вся свадебная церемония сопровождается фото- и видеосъемкой. Тамада организует много интересных конкурсов. Традиционными на любой свадьбе является бросание букета невесты незамужним подругам и подвязки неженатым друзьям жениха.

    Во время застолья гости одаривают молодых, говоря теплые слова. В конце вечера молодожены благодарят всех пришедших. В настоящее время свадебная церемония часто завершается фейерверком.

    В ваши планы может входить обряд венчания. Он совершается на следующий день после официальной церемонии.