Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Таблица генеалогическое древо семьи. Правильное составление родословного дерева

Общая характеристика предпрофильной подготовки

Реализация идеи профилизации старшей ступени средней школы ставит выпускника основной школы перед ответственным выбором способа и профиля дальнейшего обучения, поэтому профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьёзное значение предпрофильной подготовки.

Предпрофильная подготовка является неотъемлемой составляющей профилизации школьного образования на старшей ступени, и даже всего процесса обучения на разных его этапах. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профиля обучения осуществляется в процессе всего периода обучения в основной школе и усиливается в 8(9)–9(10) и 10(11) классах с целью подготовки учащихся к получению среднего общего, начального и среднего профессионального образования.

Предпрофильная подготовка - важнейшее звено в цепи «школа - ВУЗ», «школа - ПШ» и т.д., поскольку именно в 9 (10) классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии. Подросток может ставить перед собой значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности.

Согласно ГОСО РК-2006, на ступени основного общего образования: «Вводится предпрофильная подготовка как система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школ, осуществляющей подготовку учащихся к осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности».

Таким образом, предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного среднего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9(10) классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профильного образования.

Выбор профиля – очень важная задача при организации профильного обучения.

Согласно исследованиям, проведённым учёными, основными факторами, влияющими на выбор учащимися профиля обучения, являются:

Запросы учащихся;

Мнение родителей;

Потребности рынка;

Возможности организации образования
Таким образом, под выбором профиля следует понимать, прежде всего, личностное самоопределение школьника относительно дальнейшего направления обучения с учётом интересов, потребностей, склонностей.

2. Сущность предпрофильной подготовки.

Понятие «профильная ориентация» сравнительно недавно вошло в тезаурус педагогической науки и только получает распространение в образовательной практике.

Под профильной ориентацией понимается специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения профильного обучения в старшей школе или в учреждениях системы начального или среднего профильного образования.

Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения профильного обучения в старшей школе или в учреждениях системы начального или среднего профильного образования.

Следует отметить, что профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии решения о выборе направления и места дальнейшего обучения. Она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Достаточно важным, также, является вопрос о соотношении понятия профильная ориентация с понятием профессиональная ориентация (таблица 5).

Таблица 5 - Сравнительный анализ профильной и профессиональной ориентации

Компонент
Профильная ориентация
Профессиональная ориентация

Цель
Поддержка выбора профиля обучения
Поддержка выбора профессии обучения

Предполагаемый результат
Выбор профиля
Выбор профессии

Период обучения
8(9) - 9(10) классы
1 – 11 классы

Таким образом, сравнительный анализ профессиональной и профильной ориентаций даёт возможность сделать вывод о том, что профильная ориентация более узкое понятие, чем профессиональная ориентация и является её составной частью (Рисунок 12).

Переход на профильное обучение в старшей школе является серьёзной институциональной трансформацией для системы общего образования, фактически для каждой городской или районной образовательной сети.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9(10)-классников как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9(10)-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, - причём совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценить свои силы и принять ответственное

решение. Чтобы помочь им сделать правильный выбор, минимизировать ошибки и неудачи, неизбежные в столь сложном и трудном поиске своего места в жизни, своей профессиональной судьбы, нужно создать для этого соответствующие условия и предложить определённую систему работы по предпрофильной подготовке, применяя комплекс психолого-педагогических, информационных и организационных мер.

3. Этапы предпрофильной подготовки

Предпрофильная подготовка должна начинаться со спланированных действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им региональной образовательной сети. Школьники и их родители должны получить сведения о различных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, где ребята смогут продолжить образование после основной школы. Целесообразно проведение школьных и межшкольных олимпиад, дней открытых дверей, издание информационных материалов, знакомящих школьников со спецификой требований и особенностями профильного обучения в различных учреждениях.

При планировании предпрофильной подготовки необходимо учитывать особый, сложный характер проблемы приобретения учащимся основной школы первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы.

Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно (рисунок 13).

Пропедевтический этап проводится при завершении обучения в 8(9) классе. Его основной целью является выявление образовательного запроса учащихся. Диагностика образовательного запроса школьников осуществляется с учётом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки, сформировать региональный «пакет» профилей, заложить навыки социального и культурного самоопределения.

Основной этап проводится в период обучения в 9(10) классе, в ходе которого предусматривается моделирование видов образовательной деятельности,

востребованных в профильной школе и принятие решения в различных образовательных ситуациях.

Завершающий этап совпадает с окончанием учащимся 9(10) класса, проводится оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Результатом прохождения профильной ориентации является дифференцированность массива учащихся.

Массив учащихся может быть дифференцирован, например, по следующим признакам:

Способные либо неспособные к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;

Связывающие либо не связывающие профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;

Обладающие либо не обладающие необходимым уровнем сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных не только в том или ином профиле обучения, но и соответствующих им вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления.

В соответствии с данными признаками с каждой группой учащихся профильная ориентация осуществляется дифференцированно и индивидуально.

На протяжении всего процесса профильной ориентации осуществляется психолого-педагогическое сопровождение выбора профиля с целью создания внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «я», способность опираться на себя, т.е. относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.

При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения и портфолио, но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженный в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения.

Для эффективной организации профильной ориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, организаций профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства, востребованный в старшей профильной школе.

Сложным вопросом в рамках предпрофильной подго­товки остается определение готовности учащихся девято­го класса к выбору профиля. Примерными критериями готовности учащихся 9(10) классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать критерии, приведённые в рисунке 14.

Таким образом, ведущей педагогической задачей подготовки школьника к профильному обучению становится поддержка социального самоопределения подростка в образовательной деятельности, выбора им своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включённость в эту систему на основе сформированных к данному возрасту ценностей, интересов и потребностей.

Актуальность педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков существенно возрастает на этапе завершения основной общеобразовательной школы, когда девятиклассники оказываются в ситуации важнейшего выбора в своей жизни. Этот выбор в значительной мере зависит от того, как организована предпрофильная подготовка учащихся в 8-9 классах.

Ведущей целью предпрофильной подготовки выступает формирование готовности выпускников основной школы к выбору последующей образовательной траектории.

Важное место в предпрофильной подготовке занимает дополнительное предметное обучение, которое может выступать в форме факультативов по комплексу образовательных областей. На первом этапе дополнительное предметное обучение может выполнять компенсирующую роль, заключающуюся в ликвидации имеющихся пробелов в предметном обучении школьников, на втором этапе предметные факультативы могут обеспечивать функцию развития, осуществляя дополнительную предметную подготовку учащихся для решения практических задач повышенного уровня в процессе проектной деятельности. Предполагается введение учащихся 9 классов в различные сферы практической деятельности и освоение приемов и операций, связанных с выполнением проектов в различных сферах практической деятельности в соответствии с разнообразием предметов труда.

В период предпрофильной подготовки дополнительные образовательные программы, реализуемые в школе или в УДОД, могут представить широкий спектр образовательных услуг по разнообразным направлениям деятельности. Педагоги дополнительного образования активно помогают ребенку находить свой собственный путь. Совместно с ребенком и родителями они могут спроектировать индивидуальную образовательную программу с учетом предпрофильной подготовки (см. главу 2).

Важную роль дополнительное образование играет в системе профильного обучения, сущность которого составляет обеспечение образовательной деятельности в соответствии с интересами и способностями детей. При этом могут быть реализованы различные варианты профильного обучения:

  • - по учебным предметам;
  • - по направлениям обучения (гуманитарное, естественнонаучное, политехническое либо комплексное в разных вариантах);
  • - по уровням планируемого профессионального образования (начальное, среднее, высшее);
  • - по структуре обучения (соотношению теоретического и прикладного компонентов).

Ведущей целью профильного обучения является обеспечение готовности выпускников общеобразовательной школы к последующему профессиональному обучению.

Концепция профильного обучения предполагает изучение школьниками трех типов учебных предметов: базовых, профильных и элективных . Базовые учебные предметы составляют основу минимальной общеобразовательной подготовки учащихся на этапе полной средней школы. Профильные предметы - это учебные предметы, изучаемые на повышенном уровне, которые изначально (селективно) связаны с данным профилем образовательной подготовки.

Элективные учебные предметы представляют собой обязательные компоненты обучения, которые реализуются по выбору ребенка. Согласно концепции профильного обучения элективные предметы могут быть нескольких типов: надпредметные - повышающие уровень изучения профильных дисциплин, межпредметные - расширяющие блок профильных предметов и практико- ориентированные прикладные дисциплины в различных сферах деятельности. Введение элективных предметов и способы их реализации определяют основные отличия профильного обучения от традиционной системы углубленной предметной подготовки школьников, существовавшей в отечественной школе в течение последних десятилетий.

Для реализации целей и задач профильного обучения на старшей ступени школы необходимо обеспечение многоуровневого обучения по дисциплинам учебного плана; создание целостной системы практико-ориентированного обучения школьников с учетом сфер профессиональной деятельности; психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности учащихся; комплексное использование ресурсов общего, дополнительного и профессионального образования.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение наиболее эффективно осуществляются с привлечением педагогических кадров дополнительного образования. Дополнительное образование развивает предпрофильную подготовку и профильное обучение и обеспечивает реализацию:

  • а) прикладных ориентационных курсов (разделов) предпро- фильной подготовки и профильного обучения;
  • б) практической предпрофессиональной подготовки.

Дополнительное образование является областью развития факультативной углубленной работы по учебным предметам, а также выступает организационной основой для системы социальных практик, профессиональной ориентации и воспитательной работы с учащейся молодежью на протяжении всего периода обучения в школе и профессиональном учебном заведении.

Учреждения дополнительного образования детей могут стать частью системы профильного обучения. При этом каждая из школ обеспечивает в полном объёме базовые общеобразовательные дисциплины и ту часть профильного обучения, которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. УДОД, в свою очередь, может выполнять роль «ресурсного центра», беря на себя разработку и проведение элективных курсов, помощь в профориентации и подготовке старшеклассников по выбранному профилю.

Согласно «Стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», учреждения дополнительного образования должны составить вместе с общеобразовательными учреждениями в регионе разноуровневую и целостную систему, обеспечивающую образовательный путь ребёнка в рамках единого социально-культурного и образовательного пространства страны.

В этой ситуации главная задача педагогических коллективов учреждений дополнительного образования - своевременно определить своё конкретное место и роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Каждое учебное заведение идёт по своему пути организации профильного обучения и неповторимо в силу региональной специфики, имеющихся материально-технической базы и кадрового потенциала, традиций учебного заведения и многих других факторов.

Анализ, проведенный А.В. Егоровой, в рамках реализации проекта «Разработка и апробация моделей профильного обучения, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей» Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), позволил увидеть, что для учреждений дополнительного образования про- филизация отечественной средней школы открывает новые возможности решения образовательных задач при всемерном использовании накопленного ими уникального опыта, кадрового потенциала и материальной базы. По ее мнению, функционирование модели профильного обучения на базе учреждения дополнительного образования детей исходит из следующих основных принципов’.

  • -обеспечение равного доступа к получению профильного обучения разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями не зависимо от их места жительства;
  • -совмещение общекультурной и профессионально- ориентирующей функции учреждения дополнительного образования детей;
  • -обеспечение возможности смены профиля в процессе обучения;
  • -предпрофильное обучение должно в качестве одной из задач включать подготовку учащихся к более осознанному выбору (готовности к выбору) направления профильной ориентации;
  • -профилирование не осуществляется с ориентацией на отдельные профессии (это функции учреждений профессионального образования), а обучение по профилю направлено на развитие интереса к будущей профессии;
  • -модель профильного обучения должна ориентироваться на потребности учащихся и их семей (как основных заказчиков образовательных услуг), на потребности рынка труда конкретного региона, на возможности самого образовательного учреждения.

В современном образовательном пространстве школа не может рассматривать себя в качестве монопольного источника информации и знаний. Учреждения дополнительного образования детей имеют огромный образовательный потенциал, в том числе и для осуществления индивидуально-личностного маршрута профильного обучения старшеклассников. Углубление в профиль достигается не только благодаря специфике содержания программ, но и за счет форм организации дсятельности, присущих только системе дополнительного образования. Могут быть организованы профильные отряды, творческие смены в загородныых лагерях, походы и экспедиции. Наличие подобных организационных форм работы, нетрадиционных для школьного образования, позволяет еще в большей степени сделать обучение практикоориентированным, способствует уверенному профессиональному самоопределению ребенка.

Системное профильное образование предполагает не только самоопределение в выборе и пробу сил в той или иной сфере деятельности, но и формирование конкретных представлений о том, где в будущем избранная профессия может быть востребована. При этом необходимо создавать условия для овладения подростками, стоящими перед профессиональным выбором, информацией о рынке вакансий, рейтинге профессий в инфраструктуре района и города, которая диктуется не только личным интересом, но и реальными социальными условиями.

Для осуществления идеи профильного обучения в учреждении дополнительного образования детей необходимо создание системы социально-педагогических условий совершенствования процесса программирования содержания дополнительного образования, механизмов реализации образовательных программ. Система условий должна включать в себя базовые методические учебные кабинеты; выставочную коллекцию образцов изделий декоративно-прикладного творчества, выполненных воспитанниками учреждения по направлениям изучаемых ремесел; собрание специальной и методической литературы, альбомов с фотографиями, выставочных экспозиций декоративно-прикладного творчества музеев, архитектуры, живописи; видеотеку записей собраний лучших коллекций мастеров декоративно-прикладного творчества различных музеев России и др. Кроме этого важно отметить особое значение развития библиотечного фонда образовательного учреждения. В библиотеке создаются условия для индивидуальной и групповой работы педагогов и детей, а также родителей.

В моделях профильного обучения в учреждении дополнительного образования детей должна прослеживаться социальная направленность образовательных программ на подготовку детей к проектированию индивидуального послешкольного маршрута, профессиональноценностному самоопределению. В основу положена реализация диагностирующих и регулирующих функций системы дополнительного образования и использования сс образовательного потенциала в процессе отбора и подготовки учащихся в комплексной системе допрофессионального образования. Для этого необходима эффективная интеграция учреждений дополнительного образования в социум, продуктивность сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного типа, а также широкое межведомственное сотрудничество с учреждениями культуры, искусства, спорта, общественными организациями региона.

Модель сети профильного обучения - это совокупность образовательных учреждений (общеобразовательных, учреждений дополнительного образования, учреждений профессионального образования) и их социальных партнёров, осуществляющих предпрофильную и профильную подготовку различной направленности учащихся.

Сетевая модель профильного обучения позволяет учреждению обеспечить условия для профильной подготовки учащихся; создать условия для реализации сетевых проектов; вовлечь в учебный процесс наиболее опытных педагогов общего среднего и высшего профессионального образования; выстраивать индивидуальные образовательные траектории; повышать педагогам уровень квалификации; расширить научно-образовательное пространство для учащихся, привлекая разные образовательные учреждения, научные школы, широкий круг педагогов; обобщить опыт работы, создать на базе учреждения дополнительного образования детей научно-методический ресурсный центр и др.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) приобретает особую значимость в контексте выстраивания индивидуальной образовательной траектории, что обеспечивает ученику возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций). Документом, подтверждающим прохождение курсов по выбору (элективных курсов), может являться зачетная книжка обучающегося, которая вкладывается в портфолио.

Дополнительное образование является частью системы образования муниципальных округов и может взять на себя функции организации профильного обучения. На этой основе может проводиться работа по созданию комплексной системы профильного обучения старшеклассников городских и сельских школ.

Так, например, Ярославским педагогическим университетом совместно с коллективом ЦДЮТТ была разработана система допрофес- сиональной подготовки учащихся к получению педагогических профессий, связанных с практико-ориентированной деятельностью (учителя технологии, педагога дополнительного и профессионального образования и др.). В этой связи осуществлялась специализированная подготовка старшеклассников городских и сельских школ в системе дополнительного образования, способствующая профессиональному самоопределению молодежи. Для ее практической реализации было разработано содержание, организационное и учебно-методическое обеспечение, определена нормативная и кадровая основа работы ЯГПУ и ЦДЮТТ. Решением Департамента образования Ярославской области была открыта школа допрофессиональной подготовки (ШДП) специалистов сферы образования. Обучение рассчитано на трехгодичную специализированную предметную, технологическую, психологопедагогическую подготовку учащихся 9, 10 и 11 классов. Занятия проводятся по очно-заочной системе с месячной периодичностью, что позволяет осуществлять допрофессиональную подготовку учащихся как городских, так и сельских школ.

Контингент учащихся школы формируется в процессе практической работы в подразделениях дополнительного образования города и области. Занятия проводят педагоги дополнительного образования и высших учебных заведений города. Основная подготовка слушателей ШДП осуществляется в межсессионные периоды через школы и учреждения дополнительного образования по месту жительства. На период очных сессий слушатели ШДП прибывают в областной центр, где на базе ЦДЮТТ и учебных подразделений вузов проходят подготовку по теоретическим и практическим разделам обучения. По итогам выполнения учебных планов и программ производится итоговая аттестация слушателей с выдачей рекомендаций по дальнейшему профессиональному обучению.

Опыт работы свидетельствует, что значительная часть выпускников ШДП ежегодно поступает на педагогические специальности вузов и успешно завершает обучение. При этом многие молодые учителя одновременно с работой в школе продолжают трудиться в системе дополнительного образования. Проделанная работа показывает, что создание учебно-педагогических комплексов содействует решению стоящих проблем посредством концентрации и мобилизации материальных и образовательных ресурсов. Совместная работа учреждений общего, дополнительного и профессионального образования позволяет повысить эффективность отбора и профильной подготовки абитуриентов, доступность и адресность образовательных услуг, возможность предоставления специализированной подготовки учащимся как городской, так и сельской школы, повышения уровня их социальной защищенности.

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования/ Мин. образов. Российской Федерации; Рос. акад. образования. - М., 2002.

Предпрофильное обучение – это компонент модернизации образования, позволяющий отработать определенное программно-методическое, материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение. Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Задачи предпрофильной подготовки: 1.выявить интересы, склонности и способности школьников; 2.дать им возможность получить практический опыт в различных сферах профессиональной и познавательной деятельности; 3.помочь получить верное представление о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением; 4.сформировать познавательные и профессиональные интересы.


Целесообразно определить перечень предметов, по которым ученики того или иного профиля должны проходить экзаменационные испытания. Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио, «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п. Предлагается комплексная: 1.«внутришкольная» (итоговые оценки, портфолио) и 2.«внешняя» (малый ЕГЭ) схема аттестации учащихся, намеревающихся продолжать обучение в профильных школах и классах. На этапе предпрофильной подготовки элективные курсы (ЭК) поддерживают зарождающийся у школьников интерес к той или иной дисциплине, проверяют возможности, способности ребят, помогают выбрать им профиль обучения в старшей школе.


В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.


Различие между понятиями профильного обучения и профильной школы: 1.Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. 2.Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели, естественно форма основная, но не единственная. Перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения (выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы).


Переход к профильному обучению преследует основные цели: 1.Обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования; 2.создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; 3.способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями; 4.расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.


Проводится ЕГЭ Учебные курсы, обеспечивающие профильность обучения Базовые общеобразовательные курсы - обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные курсы – курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана


Элективные курсы выполняют две функции: а) Поддерживают изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного курса экономики. б) Служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес» в социально- гуманитарном профиле. Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.


Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов: 1.интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, 2.значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, 3.исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира, 4.интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека.


Типы элективных курсов. 1.Являются «надстройкой» профильных курсов и обеспечивают повышенный уровень изучения предмета (курсы по сетевым технологиями информационным основам управления). 2.Обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне («Учимся проектировать на компьютере», «Компьютерная графика», «Компьютерное моделирование», «Информационные системы и модели»). 3.Помогает ученику, обучающемуся на профильном уровне, где один из предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне. 4.Элективные курсы, носящие «внепредметный» или «надпредметный» характер («Музыкальный компьютер»).


Уровни проектной деятельности Проектная деятельность характерна для сферы использования информационных технологий. Метод учебных проектов вносит немалый вклад в профессиональное самоопределение школьников. Проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию способности действовать с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Первый – проблемное изложение процесса выполнения проекта, при котором учитель строит свое сообщение в форме воспроизведения логики выделения проблемы из заданной проблемной ситуации, поиска, выдвижения гипотез, их обоснования и проверки и оценки полученных результатов. Второй – выполнение проекта учащимися под руководством учителя. Учитель поможет расставить ориентиры по выполнению выбранного, по желанию учащегося, проекта в виде обобщенных проблемных вопросов, связанных с существенными моментами, тогда каждое конкретное действие учащийся станет строить сам, но общее направление его поиска будет нежестко задано. Третий – самостоятельное выполнение учащимися учебного исследовательского проекта. На этом уровне моделируется исследовательская деятельность специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач.


В процессе проведения ЭК необходимо использовать 4 вида контроля: 1.Предварительный (анкетирование и беседа). 2.Текущий, осуществляется на каждом из занятий и направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Он также служит средством прогнозирования того, какой материал целесообразно выдавать учащимся и в каком объеме, показывает учителю уровень сформированности знаний, умений и навыков обучаемых. В общем виде текущий контроль реализуется через систему вопросов, наблюдение, беседу, творческие задания. 3.Рубежный контроль возможен только на ЭК объемом не меньше 34 часов, так как обычно подобные курсы состоят из разделов и рубежный контроль завершает изучение соответствующего раздела. Основная его цель – систематизация знаний учащихся. Среди средств рубежного контроля используют мини-проекты, тесты и индивидуальные задания. 4.итоговый контроль, в ходе которого учитель окончательно определяет степень сформированности знаний, умений и навыков обучаемых, полученных ими по завершении курса. Применительно к информатике курс может завершаться проектной работой или рефератом определенной тематики.


Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей), или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной. Возможные формы организации профильного обучения Модель внутришкольной профилизации Модель сетевой профилизации Профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Может строиться в двух основных вариантах: 1.Объединение нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом 2.Кооперация школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами – учреждений дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования.

В организационном плане предпрофильное обучение осуществляется за счет вариативного компонента базисного учебного плана 7--9-х классов. Применяемый в массовой школе базисный учебный план в названных параллелях содержит 5 часов вариативного компонента, и по меньшей мере 2-3 часа из них быть без ущерба для общеобразовательной подготовки могут быть направлены на организацию модульных курсов по выбору учащихся. Стимулом к организации курсов по выбору на предпрофильной ступени является изменение положения об итоговой аттестации, с тем, чтобы учащийся основной школы сдавал выпускной экзамен по предметам, которые планирует изучать на профильном уровне в старшем звене.

Модульный подход, предусматривающий полугодовые относительно завершенные курсы по выбору учащихся, позволяет организовать на предпрофильной стадии ряд ситуаций выбора предметов для изучения. Проделанные пробы помогают достаточно четко определиться с предстоящим профилем обучения и тем самым минимизировать переходы из одного профильного класса в другой на старшей ступени, целенаправленно наращивать подготовку по профильным предметам .

Модульные курсы по выбору на предпрофильной ступени занимают небольшое количество часов учебного плана и поэтому могут быть полностью разработаны и реализованы в форме проектной и исследовательской деятельности. При этом накопительная качественная оценка создаваемых учащимся продуктов в виде портфолио позволяет объективно судить о его способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности.

В параллелях 8--9-х классов есть возможность, не выходя за рамки вариативного компонента, учесть индивидуальные запросы учащихся путем организации курсов по выбору возрастает с увеличением количества параллельных классов. Дополнительные возможности для создания различных вариантов курсов по выбору содержатся в создании групп не только на базе одной параллели, но и разновозрастных.

При этом предпрофильные группы, организованные на базе потока только для курсов по выбору -- более мягкая и разумная модель подготовки учащихся к определению профиля обучения, чем переформирование классов основной школы. Более того, она вносит больший вклад в развитие учащегося, так как позволяет расширить познавательное общение подростков».

Для организации предпрофильной подготовки и последующего перехода на профильное обучение органам местного самоуправления (муниципалитетам) рекомендуется провести следующую работу:

определить совокупность образовательных учреждений, в которых будет вестись предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов (общеобразовательные учебные заведения, учебно-производственные комбинаты [УПК], профессиональные училища [ПУ], профессиональные лицеи [ПЛ], колледжи, техникумы, образовательные учреждения системы дополнительного образования, высшие учебные заведения [ВУЗ]);

составить предварительный проект структуры и сети предстоящего профильного обучения в территории (профильные школы, классы, группы и др.) с учетом возможностей образовательной сети и выявленных ориентации школьников;

Существует мнение, что эффективность предпрофильной подготовки и рациональность использования возможностей вариативного компонента базисного учебного плана повышается, если 7-е классы вновь формируются на основе дифференциации учащихся по интересам и склонностям учащихся. Эта мысль в свое время высказывалась мной (см.: Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография. -- Челябинск: Изд- во ЧГПИ «ФАКЕЛ», 1995) . Однако к ней необходимо относится осторожно, по крайней мере по двум причинам: а) трудности адекватной диагностики склонностей и способностей в данном возрасте, б) значимость системы межличностных отношений для старших подростков, разрушение которых может иметь непредсказуемые последствия.

организовать информационную работу в общеобразовательных учреждениях;

начать отработку различных вариантов взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (по типу взаимоотношений «школа -- школа», «школа -- УПК», «школа -- ПУ», «школа -- ПЛ», «школа -- колледж», «школа -- техникум», «школа -- ВУЗ»), включая академические, организационные, экономические аспекты взаимодействия.

Важно учитывать, что предпрофильная подготовка -- это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но и подготовка к конкретному месту и форме продолжения образования. В условиях все более широкого развертывания профильных форм образования в старшей школе все более актуальной становится работа по проектированию ближайших шагов развития всей сети общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования в каждой территории. Иными словами, важно ориентировать выпускников основной школы не на статичную (нынешнюю) совокупность профильных школ и классов, а на сеть, которая будет динамично развиваться .

При этом необходимо подчеркнуть, что решение о введении профильного обучения в том или ином общеобразовательном учреждении учредитель принимает по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления общеобразовательного учреждения. Тем самым учредитель должен будет принимать решение в отношении конкретного общеобразовательного учреждения, руководствуясь не только собственно его пожеланиями и характеристиками (кадровое обеспечение и материальная база), но и своим видением конкретной перспективы, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом.

Курсы по выбору на предпрофильной ступени позволяют учащимся не только освоить саму технологию выбора курсов обучения, но и апробировать различное содержание с целью самоопределения. Однако для обеспечения успешного самоопределения подростков необходимо осуществлять предпрофильную подготовку комплексно: дополнить курсы по выбору системой мероприятий, направленных на самопознание (в частности, педагогическая и психологическая диагностика), развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность), ориентироваться в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре (информирование, взаиимодействие учреждений при организации учебного процесса). Таким образом, для успешного решения стоящей перед основной школой задачи развития способности к социальному самоопределению учащихся, в 7-9-х классах необходимо простроить систему профориентационной работы, включающую педагогическую диагностику, вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся, знакомство с образовательными услугами и возможностями, предлагаемыми будущим выпускникам основной школы, тренинги самопознания и самоопределения. Основная нагрузка при этом ложится на классных руководителей, однако координировать такую работу должны специалисты-психологи . В малом городе или сельской местности кадрово обеспечить профориентационную работу легче, если имеется не множество небольших основных школ в зоне транспортной доступности, а одна крупная школа « 7-9». В большом городе также эффективно с точки зрения использования кадровых ресурсов создавать возможно более крупные школы «7-9», отделенные от 1-6-х классов.