Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

В индуизме это называется Мундан - ритуальное сбривание волос головы. Почему буддийские монахи бреют головы, если будда с длинными волосами изображен и носил длинные волосы? В какие дни тибетские ламы бреют голову

Виктор Новицкий:

Длинные волосы ассоциируются со свободой, а бритые - рабством. Причём, имеется в виду не только явное рабство, но и внутреннее, которое резко ограничивает внутренний мир и допустимое поведение. Например, у силовиков кругозор обычно ограничен. Поэтому они прибегают к частичному ("хохлы") или полному обриванию. Очень жёсткие религии, а также фанатические движения тоже требуют обрития. вроде

Павел Ромакин:

Будда - это синоним слова учитель. Учитель - это профессия, или призвание, или звание, но это не конкретный человек. Сказать, что Будда был с бородой, это все равно, что сказать что учитель был с бородой. Нужно всегда конкретизировать, о ком речь. Это во-первых. Во-вторых, буддизм не предусматривает попугайское повторение образа, поведения, стиля общения и вообще всего, что делает человек. Каждый ищет свой путь, наблюдая за другими, достигшими своих целей.

Потому, что язычники!!! Бог дал бороду мужчине, брить ее грех. Библия Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. (Левит 19:27) Иудеи и ревностные христиане бороду не бреют, это придумали гомосексуалы и евнухи в древнем риме и египте. Индуисты бороду не бреют, за это плюс. Масульмане тоже бороду не трогают. Христианские монахи все з бородами и сам Иисус и Апостолы. Буддисты говорят что так отрекаются от мира, это даже смешно, они наоборот делают больше попечения о плоти, постоянно скоблят лицо, им что делать нечего, сколько станков перевели. Брить бороду позор. АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. "Не обнажайте, говорит Закон, бород ваших". Ибо сие Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся Закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему. Итак, если хочешь нравиться Богу, то воздерживайся от всего, что ненавидит Он, и не делай ничего, что не нравится Ему. Посмотрите на Платона, Лао Дзы, дзен буддистов, Конфуция все с бородой! Даже Дарвин с Бородой. Бороду мужчине брить грех, и растить волосы на голове грех Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? (Первое послание к Коринфянам 11:14,15)

Константин Смертин:

С точки зрения тибетской ветви моей конфессии, волосы - проявление телесной (плотской) нечистоты. Не в смысле грязи, а в смысле нечистой, животной, сексуальной энергии. Будда Шакьямуни не принимал монашеских обетов, вдобавок у Него были высочайшие реализации, и потому Его тело было совершенно чистой энергией. Монахи почти всех ветвей и орденов (за некоторыми исключениями) принимают обет, указывающий на совершенную телесную чистоту (безбрачие), а потому бреют голову. Монахи, не принимавшие таких обетов (например, служители в японской традиции), также бреют головы, поскольку бритье головы отдельно прописано в монашеских уставах (см. выше). В тибетской линии многие практикующие, напротив, д. о. л. ж. н. ы. носить длинные волосы.

По нескольким причинам. Прежде всего, таким образом монах практикует максимальное отречение от собственного это (поскольку лысые люди, проще говоря, внешне не так сильно отличаются), и также таким образом монах лишает себя важного признака сексуальной привлекательности. Она монаху незачем, и даже монахини с давних пор бреют голову. И самая главная причина - Виная. Это свод правил для монахов, который составил Будда Шакьямуни. Эти правила были составлены для того, чтобы не раздражать мирян неподобающим видом, запахом и так далее. К тому же, с точки зрения гигиены, за лысой головой значительно проще ухаживать, а чем проще жизнь монаха, тем лучше. :-)

Я заметил, что чем у меня длиннее волосы на голове, тем меньше посторонних Мыслей проникают в мой мозг!

Подумав над этим, я пришел к выводу, что на моих волосах Остаются (в качестве Торсионных Полей) мои же Мысли и тем самым, Создаётся барьер нежелательным мыслям из вне!

Не зря всё таки раньше, почти все носили длинные волосы!

Ом Саи Рам!

E Кирилл

Отчасти так и есть. Волосы хранят информацию прошлого, но не только. Традиции, которые оставляют волосы - почитают предков и сохраняют с ними контакт через волосы. Но есть и другая точка зрения.А ты не задумывался, почему в восточной традиции при посвящении в монахи делают подстриг и более не отпускают волосы?



Правда бывает еще и так. В чем разница?


    Ом Шри Саи Рам

1) Буддийские монахи бреют голову потому, что они хотят во-всем походить на Будду! (А Будда (бывший царевичем Сиддхаттхой), уходя из дома в поисках пути за пределы смерти, старости и болезней, сбрил бороду и волосы на голове, наверное, чтобы его не узнали его подчинённые! С тех пор все буддийские монахи стали брить голову тоже!)


2) Кстати, волосы дают ещё и физическую силу! (Вспомните, пожалуйста Самсона из Библии! (http://ru.wikipedia.org/wiki/Самсон )) Как я думаю, физическую силу мужчине - дает ему его Безгрешность! (Так как со спермой у мужчин уходит оочень много энергии! Об этом предупреждал ещё и Иисус, говоря Именно мужчинам, что если будете возбуждаться, глядя на женщин, то окажетесь на помойке (геена - помойка около Иерусалима!))

Ом Саи Рам!

Purusha

не думаю, что буддисты бреются из-за желания походить на Будду... потому что у Будды не бритая голова... то есть бритая голова не является его символом.... вначале, да, он состриг волосы, но как и до этого, так и после, его волосы были длинные и уложенные в пучок (что сначала говорило о его знатном происхождении), - сбривая волосы, он отказался от своего царского статуса.... а потом он не стриг волосы - они все больше и больше накапливали энергию его медитаций...

у Будды часто волосы изображаются такими волнистыми завитушками (на статуях в том числе)

помимо буддистов многие другие духовные течения сопровождают бритьем головы принятие саньясы или отречение от мира состриганием волос (хоть и не полным)... - например, постриг в монахи... или тонзуры римских священников....

или вот еще пример оголенной головы из другой культуры - самый известный из наших современников вайшнавов - Бхактиведанта Свами Прабхупада... и он явно не подражал Кришне!!


известно также, что статусные жрецы-индейцы выбривали тонзуры на макушке, чтобы принимать информацию из Космоса!

на даршанах Свами часто можно было увидеть женщин-индусок с бритыми головами... и дети у них тоже были бритые, - мы сфотографировали некоторых из них

полагаю, что сбривание волос - постриг - это символ отречения от прежней жизни и накопленной в волосах энергии... и "обнуление" своей кармы.... - отказ от эго.... отсечение прошлого

потом,отращивая волосы, духовный последователь или гуру, сохраняет все свои последовательные этапы самосовершенствования в энергинформации, сохраненной в особой структуре волоса (волос имеет чешуйчатую структуру, в которой хорошо сублимируется и сохраняется энергоинформационное поле) - как Христос, например! - или тот же самый Будда, который 6 лет не стриг волосы, и к моменту просветления имел волосы по пояс...

после самореализации волосы состригались, но до определенной длины - достаточной для того, чтобы работать уже не антеннами, улавливающими космическую энергию, а излучателями, посылающими трансцендентные волны окружающему миру.... и нам, - как это делал Свами!!

Свами имел самые необыкновенные волосы, которые только можно себе представить!! Он Сам говорил, что Его волосы - это лес, в который люди приходят отдохнуть.... и. конечно же, каждый Его волосок, предотвратил в мире не одну катастрофу, - насыщая пространство благостной божественной энергией, способной влиять не только на отдельных людей, но и на глобальные события планетарного и космического уровня


E Кирилл

У буддистов бритая голова - символ чистоты помыслов, медитативного ума, пустотной первопричины вещей. У шиваитов волосы на голове - символ отречения от мирского и принятие природы такой, как она есть. У старообрядцев борода и волосы - связь с Родом. У женщин - символ целомудрия, связь с невидимым миром и женским источником. У воинов волосы - символ одержанных побед. )))

Выбирайте, кому что

В любом случае, ношение волос - это таинство. А подстриг - серьезный шаг.

E Кирилл

В индуизме это называется Мундан - ритуальное сбривание волос головы. Цель ритуала - подношение своего прошлого Любимому Господу и принятие Прибежища в Нем. Таким образом, Господь забирает все, что у вас было до этого и дает новое будущее.

Священное место для мундана у вайшнавов - это Тирупати у Господа Баладжи, у шиваитов - берег реки Ганги.

В книгах, посвященных Бабаджи, есть много эпизодов, связанных с мунданом.

mahaprema

Сам Бабаджи в первые годы появления на нашем плане чаще всего был с обритой головой

или с короткой стрижкой, но в поздние годы носил уже длинные волосы до плеч.

В книге "Путь ученика махаватара Бабаджи" есть такое описание этого ритуала с объяснением его смысла:

mahaprema

"Бабаджи желал, чтобы все, кто приехали в ашрам на более длительный срок, особенно иностранцы, брили себе голову. Этот обряд называется мундан. Вначале я не считал это важным для себя и не сбривал волосы. Я не был особо привязан к своим волосам, но побаивался палящего экваториального солнца. Но после того как Бабаджи помог мне преодолеть свое самолюбие в совершении пранама, я был готов сделать мундан. Эта процедура происходила на берегу реки. Один старик, которого все называли мундан-баба, брил голову всем, кто его об этом просил. Бабаджи дал ему эту должность, и он ее выполнял бесплатно, но все давали ему по пять или десять рупии. Сидели мы на корточках, и он после молитвы начал меня брить.
Этот первый мундан был для меня особенным, как будто еще одна часть моей жизни уходит навсегда. Он брил очень осторожно своей ржавой опасной бритвой, но все-таки умудрился порезать меня несколько раз. После нескольких мунданов кожа на голове становится жесткой, и тогда он проявлял свое мастерство. В старые времена мундан баба был личным цирюльником для Бабаджи и брил его почти каждый день. Я слышал, что однажды Бабаджи решил, что это возня ему больше не нужна и, проводя рукой по лицу, его борода перестала расти. Чтобы не лишить мундан бабу своего дела, он настаивал, чтобы мы все к нему шли брить голову.

А в первые годы этот обряд своим близким ученикам делал Бабаджи сам.

Мундан - это один из ритуалов посвящения в индуизме. Когда учитель бреет голову своему ученику, это означает этап сближения и принятия его. Когда я согласился сделать мундан, ничего не знал об этом. Это решение произошло спонтанно. интуитивно.
В то утро я пошел на даршан с окровавленным скальпом, и собирался сделать пранам. Как раз передо мной к Бабаджи подошла женщина с подарком в коробке, завязанной веревкой. Бабаджи попросил Гаура Дейви принести ножницы, открыл коробку и рассмотрел подарок. Когда подошла моя очередь, и я сделал пранам, Бабаджи взял меня за бороду, и ловко этими ножницами остриг мне ее с левой стороны. Потом сказал, чтобы я пошел к мундан-бабе и сбрил всю бороду, что я и сделал после даршана.
Мне редко приходилось словами общаться с Бабаджи, так как всякое его действие сопровождалось внутренним озарением или пониманием. Когда он меня взял за бороду и ножницами начал подстригать, в уме всплыла память о монастыре. Это было где-то в Европе… в четырнадцатом веке… Меня постригали в монашеский сан…. Увидев эту сцену перед глазами, я понял, что очень долго нахожусь на пути к Истине, и что Бабаджи разыграл эту сцену, чтобы напомнить мне об этом. Я увидел бесконечно тянущуюся дорогу, и я по ней шагаю из жизни в жизнь, и что эта дорога кончается у ног моего учителя.
У реки мундан-баба сбрил с меня бороду, и я сразу почувствовал удивительную радость, переходящую в эйфорию. Я понял, что этим незаметным для постороннего взгляда жестом с ножницами, он меня принял и посветил в ученики. С этого момента я больше не чувствовал себя чужим или посторонним. Мое отношение к пребыванию в ашраме радикально изменилось.
Мундан очень сильно влияет на внешность. Волосы и забота о них занимает много времени и для женщин и является их основным внешним украшением. Лишаясь своих волос, многие женщины и некоторые мужчины чувствовали потерю своей сексуальной привлекательности. Для безбрачной жизни в ашраме которое было направленно исключительно на духовное развитие, это имело положительный эффект. Я заметил, что в моем отношении с бритоголовыми женщинами отсутствовало обычное половое различие. Я стал видеть их просто как человека, а не как женщину.
Многие замечали, что бритая голова не требует ухода. В примитивных обстоятельствах это облегчает заботу о гигиене и чистоплотности.
По словам Бабаджи, мундан избавляет от многих болезней.

Мне кажется, что есть прямая связь между волосами, своим эго и сексуальностью. Когда человек не занимается своей внешностью и не думает о своей сексуальной роли, то много психосоматических заболеваний, которые связаны с низкой самооценкой и потребностью быть желанным кем-то, просто отпадают. Возможно, что волосы имеют отношение к тонким телам, и их отсутствие помогает установить правильный поток энергии от мозга к вселенному разуму.
Индусские женщины почти никогда не брили голову, и Бабаджи не настаивал на том, чтобы они делали мундан. Это в основном было предназначено для мужчин и женщин из западных стран, в которых образ жизни содержит беспорядочные сексуальные энергии и которые легко возбуждаются. Индусские женщины наоборот исключительно чистые, скромные и застенчивые и придерживаются высокой нравственности.

И еще очень интересный эпизод - из книги "Бабаджи непостижимый"

(особенно понравилась мантра "Хари Хари Бум Бум")

"Я навсегда запомню эту среду за два дня до отъезда. В глубине души я была рада. что не сделала мундан. Вечером я пришла на Аарти. Карку Ананд подошел ко мне и сказал: "Его святейшество Бабаджи хочет, чтобы ты сделала мундан". Какой это был удар для меня! Что делать? Восемь часов вечера. все магазины закрыты... Поэтому я прямо пошла к Бабаджи и слабым дрожащим голосом спросила Его:
- Бабаджи. ты действительно хочешь, чтобы я сделала мундан?
Он посмотрел на меня своими волшебными глазами и громко сказал:
-Да.
Я сразу же поняла, что должна повиноваться. Поэтому я ответила:
- Я сделаю это во имя Любви Господа Шивы. - и вышла.
Я увидела двух мужчин и спросила у них. куда пойти. чтобы сделать мундан. Они ответили: "Это невозможно, все закрыто". Я настаивала и говорила: "Мне нужно это сделать. Бабаджи хочет, чтобы я это сделала". Поэтому я стала вместе с ними ходить по домам и подняла всю деревню на ноги. За мной ходило человек двадцать, пытаясь помочь мне найти кого-нибудь. В конце концов после долгих поисков мы нашли молодого индийца, который согласился сделать мне мундан. Все эти люди хотели посмотреть, как он будет делать мундан. В комнате, где я ночевала было еще двадцать человек, и моя американская подруга и преданная Бабаджи всех выставила - только священнослужитель из храма Шивы остался в комнате.
После мундана я тут же пошла к Бабаджи. Аарти уже окончилось, оставалось всего четыре человека, чтобы получить Даршан. Бабаджи увидел меня и взглянул на меня с улыбкой и с такой большой любовью.

Когда я совершала Пранам, Он возложил свою Божественную Священную Руку мне на голову и громко сказал: "Хари, Хари, Бум, Бум".

Я была так счастлива, что повиновалась ему, счастье переполняло меня. Итальянская преданная обняла меня, поцеловала и сказала:
"Зиа (тетушка), у тебя такая замечательная голова, как у йога".

Я не заметила, что Бабаджи стоит сзади меня, и я во второй раз удостоилась милости, потому что Он снова возложил свои Божественные Священные Руки на мою голову, говоря: "Хари, Хари, Бум, Бум".
С этого момента Бабаджи дал мне свою Милость и Любовь и 70 % здоровья. Я была больна, когда приехала в Индию. Мои доктора были поражены и не могли понять, что же случилось после этой поездки в Индию. Я вернулась домой почти здоровой. Они были против моей поездки в Индию, потому что я плохо себя чувствовала... Теперь, семь лет спустя, следы моего инфаркта и прочих сердечных кризов мало-помалу исчезают..."

Но у Свами ничего о волосах так и не обнаружила, наврное, потому что то, что

находится внутри черепа важнее того, что растет снаружи.

Ведь о правильных мыслях Он говорит (условно) несколько тысяч раз, а о волосах - ничего.


То же и в отношении длинных волос. И все будет об одном - об оставлении мирских привязанностей.
Читала, что раньше Свами принимал неоднократное участие в проведении первой ритуальной стрижки у детей преданных...

А вот что говорил о волосах и их длине апостол Павел: "Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?"(1 Корф. 11:14,15)

А это информация о волосах Будды и об их значении как реликвии (кстати, в Калмыкии, в буддистском храме, также хранятся волосы Ламы Цонкапы)...
Пагода Чайттийо— место паломничества и знаменитая буддистская святыня в Мьянме. Пагода стоит на огромной округлой каменной глыбе, помещенной на вершине горы. Камень, известный как Золотой камень, прилегает к основанию неплотно и зафиксирован на месте без особых креплений. Как утверждает легенда камень удерживает в таком положении могущественная реликвия — волос Будды, помещённая в пагоду.

Елена Волкова

Саи Рам

Нашлась история о преданной Свами из Коста-Рики, которая в своем выступлении перед Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой в декабре 2009 года произнесла следующие слова, пережив перед этим необходимость отрезать волосы в связи с лечением:

"Для меня мой образ себя был связан с моими волосами. У меня были очень красивые волосы, и я очень гордилась этим. Я решила остричь свои волосы, пока они были здоровыми и красивыми. Это было полное предание не только моих волос, но также и моего сердца и гордости моему любимому Господу Саи. Я знала, что Он пронесет меня через все, что меня ожидает. Есть организация, которая делает парики из здоровых красивых волос для женщин, проходящих лечение от рака или потерявших свои собственные волосы. Сейчас кто-то носит мои красивые волосы, и я свободна от своего ложного отождествления себя с моими волосами. Свами учит, что я – Атма, а не волосы, или тело, или какие-то материальные вещи..."
(

Почему буддийские монахи бреют голову, а йогины, наоборот, никогда не стригут волосы? В волосах хранится тонкая энергия человека. Это очень легко почувствовать – любой человек после стрижки чувствует себя обновленным – не только внешне, но и внутренне. Такой обряд, как пострижение существует во многих религиях и духовных школах, посредством этого ритуала человек получает посвящение в некое учение. Считается, что пройдя пострижение, человек полностью обновляется – как бы рождается заново. Буддийские монахи и индийские брахмачари регулярно бреют голову. Для чего это делается? Прежде всего для того, чтобы “заглушить” проявления личности (эго/ахамкары), а также чтобы регулярно обновлять тонкую энергию человека. Таким образом постепенно отсекаются любые желания и привязанности – следовательно, практикующему будет легче очистить свое сознание и прогрессировать в своей садхане (духовной практике). Монахам бреют голову в том числе и потому что так легче поддерживать чистоту тела. Бритье головы в армиях также способствует послушанию и сплоченности (в данном случае сплоченность достигается посредством отсутствия индивидуальности). С другой стороны, почему тогда садху и йогины, наоборот, никогда не стригут свои волосы? В начале своего пути йогины и садху проходят через обряд посвящения, который включает в себя бритье головы. Здесь они рождаются заново и с этого момента их внимание направлено только вовнутрь. После посвящения они отрекаются от всего мирского и больше не контактируют с внешним миром. Они полностью сосредотачиваются на садхане, а также интенсивно практикуют тапасью (аскезу). Считается, что духовная сила (шакти) от тапасьи хранится в волосах, поэтому каждый йогин очень дорожит своими волосами. В Библии, в Ветхом завете имеется миф о Самсоне, могущественном воине. Он говорил: «Бритва не касалась головы моей. Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя». Так и получилось – он потерял свою огромную силу и могущество, когда остригли его длинные волосы, пока он спал. У нас на Руси также существовало поверье, что сила ведьм и колдунов заключена в их волосах. И по сей день их изображают именно с длинными волосами. Таким образом, йогины и садху не стригут свои волосы потому что они помогают лучше хранить результаты интенсивных духовных практик и аскез, лучше эти результаты ощущать и чувствовать. Этим людям уже не нужно очищать свое сознание от воздействия внешнего мира, потому что они с ним не контактируют. Брахмачари (монахи-ученики) сперва должны очистить свое тонкое тело от различных неблагоприятных самскар (подсознательных впечатлений), и регулярное бритье головы очень хорошо помогает в этом процессе. Буддисты же таким образом постоянно “глушат” свою ахамкару (эго) и также очищаются от всяческих самскар.

ОТНОШЕНИЕ К БОРОДЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ

Носить бороду предписывают все основные религии, кроме буддизма, который придерживается прямо противоположной точки зрения.

БУДДИЗМ

В буддизме монахи, подражая Будде, бреют не только бороду, но и всю голову - в знак отречения от чувственных удовольствий и ведения праведной жизни. Когда царевич Сиддхартха-Будда ушел из дома в поисках Пути за пределы смерти, старости и болезней, он сбрил волосы на голове и бороду, и надел одеяние цвета шафрана. Таким образом он избавился от необходимости ухаживать за волосами, и кроме того, продемонстрировал окружающим свое отношение к мирским вещам.

Буддистские монахи

Бритая голова вообще - это символ подчинения, отказа от собственной личности. Отказ от материальных благ, простота во всем - это один из путей достижения нирваны . К этому состоянию стремится каждый буддист. На пути к познанию ничто не должно отвлекать. Мелочи в виде мытья головы, сушки и укладки волос - отнимают много времени, которое можно посвятить внутреннему самосовершенствованию. Поэтому буддийские монахи бреются налысо.

Православные священники, в том числе и православные монахи, в традиции отращивать волосы и бороду следуют примеру Христа, а буддистские монахи - примеру Сиддхартха Гаутамы.

ИНДУИЗМ

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой многобожие достигает невероятных размеров - неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества - Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными. Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Вишну-вседержителя, Брахму-создателя, и Шиву-разрушителя.

Согласно Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог (напротив, считается что он был сотворён Богом). Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования. Борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.

В старину индусы мазали бороду пальмовым маслом, а на ночь убирали ее в кожаные футляры - набородники. Сикхи накручивали бороду на шнур, концы которого убирали под тюрбан. В особых случаях бороду распускали пышным веером чуть ли не до пупа.


ИСЛАМ

В начале VII века на защиту бороды встал начавший проповедовать в Мекке пророк Мухаммад. Он требовал от своих последователей отпускать бороды. Из хадисов, комментирующих различные высказывания пророка, следует, что он относил бороду к тому, что является естественным для человека и, значит, воплощает замысел Бога - раз борода растет, значит, ее надо носить.

Мухаммад говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду» ; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду» ; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!» .


Коран запрещает брить бороду. Бритье бороды - это изменение облика творения Аллаха и подчинение воле шайтана. Отпускание бороды относится к природным свойствам, дарованным Аллахом, трогать ее не повелено и сбривать ее запрещается. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине.

В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу.

Борода в исламе является обязанностью и полностью стричь её запрещено. Однако существуют случаи, когда бритьё бороды позволяется (например, в случае поездки в страну, где за ношение бороды могут быть преследования). Но как бы там ни было, продолжительное сбривание бороды является большим грехом (кабира).

ИУДАИЗМ

В иудаизме обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной.

В Торе запрещено стричь бороду: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей». Поэтому иудеи, ревностно верные законам Торы, не брили бород. Запрет Торы на «уничтожение» бороды касается (безусловно) только применения бритвы-лезвия любого типа. Вопрос о «подравнивании» или «бритье» бороды был и остается предметом дискуссии раввинов (есть авторитеты, разрешающие «брить» бороду с помощью ножниц и электрической бритвы, есть и авторитеты, считающие, что эти методы категорически запрещены) .

В Танахе бритье бороды упоминается как признак траура или унижения.

Талмуд упоминает запрет на бритье бороды, как одну из защитных мер, направленных против ассимиляции. Кстати, именно в Талмуде борода впервые упоминается как неотъемлемый элемент мужской красоты («Бава Меция» 84а). Согласно обычаям иудаизма, ортодоксальные евреи носят пейсы (длинные неподстриженные пряди волос на висках) , бороду и непременно головной убор.

В новое время с распространением Каббалы запрет на бритьё бороды приобрёл уже мистический смысл. Например, в соответствии с учением Каббалы, весь сотворенный мир является материальным отражением Всевышнего. Более того, человек является в какой-то степени отображением Всевышнего в материальном мире. Каждой части человеческого тела соответствует в духовном мире определенный аспект проявления Всевышнего. Оказывается, что человек без бороды — неполный человек, сбривая бороду он отдаляется от Творца, теряет Божественный «образ и подобие» Всевышнему.

Но, в тоже время считается, что тот еврей, который ещё не чувствует, что находится на достаточно высоком духовном уровне, чтобы выполнять всё, что требуется по Каббале, не должен опасаться бриться. И он может это смело делать во все дни недели (разумеется, кроме субботы).

Общим для всех евреев (включая нерелигиозных) , является обычай не брить бороды в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

КАТОЛИЦИЗМ

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Известно, что с XVI по XVIII века многие Папы были бородатыми! (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V).

Первым бороду отрастил Папа Юлий II в 1511 году. Несмотря на то, что самый знаменитый его портрет именно с бородой, нарушил обычай он совсем не надолго - всего на год. Бороду он отпустил в знак скорби. После него ещё несколько пап и не думали о бурной растительности на лице.

Тем не менее, резонанс деяния Юлия II ощущался сквозь года, и Папа Клемент VII в 1527 году отрастил роскошную бороду, которую не сбривал до своей смерти в 1534 году. Его предательски отравили, накормив ничего не подозревавшего понтифика бледной поганкой за сочувствие Франции.

Последующие Папы решили, что борода - это красиво и богоугодно и гордо носили растительность на лице более двух веков. Папа Александр XVII, впрочем, придал своей бороде изысканную и более современную форму (усы и эспаньолка, такой же формы бороды и усов придерживались и последующие Папы)- его папство продолжалось с 1655 по 1667 годы.

Прервал славную традицию Папа Клемент XI (заметьте, начал её Клемент VII). Он взошёл на престол 23 ноября 1700 года.

Вообще же, сначала в Римской церкви не было прописано канонических правил в отношении того носить бороду или нет и более ранние Папы считали своим долгом растить бороду - начиная от Апостола Петра, мало кто из них вообще думал о сбривании растительности на лице. Так было до Великой схизмы в 1054 году.

Еще в античные времена римляне привыкли видеть в бороде символ варварства. Может быть, это послужило причиной склонности католических клириков к чистому бритью.

В западной церкви одним из символов священнического служения была тонзу́ра - выстриженные кругом на макушке волосы.

В русской традиции аналогом тонзуры являлось гуменцо (круг на голове, символизировавший терновый венец) . Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, называвшейся «гуменцом» или «скуфьей». Обычай выстригать гуменцо существовал в России до середины XVII века.

В католичестве духовное лицо обязано брить бороду — гладкое лицо считается символом святости, а в некоторых монашеских орденах принята и тонзура — выбритый затылок.

ПРАВОСЛАВИЕ

В Православии, наоборот, именно густая борода свидетельствует о священническом статусе.

Русские святители. Деталь. Слева направо Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Феодосий Печерский

С точки зрения православных обычаев, борода — деталь образа Божия .

Бритье бороды (брадобритие) - по православному учению один из серьезных грехов. В Православии оно всегда было законопреступным, т.е. нарушающим Закон Божий и установления Церкви. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4) ; запрещено оно и правилами VI Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) , и многими святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду выражает недовольство своим внешним обликом, который дан ему от Творца, пытается «редактировать» Божественные установления. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем «об остризании брад».

Постановления святых Апостол: «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему».

В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н.с.

Во время Великой схизмы в 1054 г. патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остризают браду". То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в «Слове о вере христианской и латинской».

Бритье бороды (брадобритие) строго запрещается, как латинский обычай. Следующий ему должен быть отлучен от общения церковного (Лев. 19, 27; 21, 5; Стоглав гл. 40; Кормчая Патр. Иосифа. Правило Никиты Скифита "О пострижении брады", л. 388 на об. и 389).

В России ношение бороды было закреплено в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил: «аще кто браду бреет и преставится тако (т. е. не покаявшись в этом грехе) , не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша» (т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).

Старообрядцы до сих пор считают, что без бороды невозможно попасть в Царство Небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда.

В Священном Писании о бороде сказано: «…не взойдет пострицало на брады твоя» , или, чтобы было понятно, - нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным. Бриться - значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя». Господь разделил людей на два чина - муж-чин и жен-чин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.

Для православного христианина борода всегда была символом веры и самоуважения. Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от Православия.

Основания для обычая носить длинные волосы в среде православного духовенства были найдены в Ветхом Завете, где был установлен особый чин назорейства , представлявший собой систему подвижнических обетов, среди которых фигурировал и запрет стричь волосы (Чис. 6:5; Суд. 13:5). Особый вес в связи с этим приобрел тот факт, что в Евангелии назореем назван Иисус Христос.

Икона «Спас Нерукотворный»

Свидетельством особой длины волос Спасителя считался и Его прижизненный образ (икона «Спас Нерукотворный»); изображение Иисуса Христа с распущенными по плечам волосами является традиционным для иконографии.

Вплоть до времён Петра I пострижение бороды и усов считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от Церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мат.10:30; Лук. 12:7).

Традиция православных священников носить бороду

В современной России (до и во всём православном мире) ношение бороды священниками - это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью. Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком.

Священник Православной Церкви является носителем образа Христа. Пример ношения бороды дал нам Иисус Христос. Эту традицию Он передал Своим апостолам, а они в свою очередь, своим ученикам, те другим и эта цепь непрерывно дошла до нас.

Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.» (Лев.21:1,5) . Или в другом месте: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им... Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.» (Лев. 19:1,2,27-28).

В послании Иеремиином, 1:30 сказано: «И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами» . Эта цитата для священников. Как мы видим, священник ни в коем случае не должен брить бороду, в противном случае, он уподобляется языческим жрецам, которые сидят "в капищах... с обритыми головами и бородами".

И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить.

Однако сегодня, как кажется, споры вокруг бротобрития поутихли - настало время стабилизации. Иереям предоставлена бóльшая свобода в выборе формы и длины своей бороды.

Что же касается мирян, то сегодня большинство из них бороду не носят. Это говорит о снижении планки духовной жизни современного человека. Сейчас ношение бороды - это скорее веяние моды, чем какие-то религиозные причины. Правильно ли это? - вопрос другой.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

В подготовке материала использовалась литература:
1. В.А.Синкевич «Борода в истории христианства»
2. «История бороды и усов» (публикации в историко-литературном журнале «Исторический вестник», 1904г.)
3. Джайлз Констебл «Бороды в истории. Символы, моды, восприятие»
4. Б.Беллевосский «Апологии бороды»