Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

В каком возрасте ребенок начинает ползать мальчик. Когда дети начинают ползать и как им правильно помочь

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

После того как ребенок научился самостоятельно держать голову и переворачиваться, он старается освоить новые навыки. Кто-то пытается встать на четвереньки для того, чтобы . Кто-то вначале учится садиться.

Учимся сидеть

С каждым месяцем мышцы спины, шеи и пресса становятся крепче, и постепенно у ребенка появляется желание поменять наскучившее горизонтальное положение тела. Как правило, это происходит в возрасте 5-7 месяцев. К возрасту 8 месяцев самостоятельно и уверенно сидеть могут уже 90% детей.

Как понять, что малыш готов к тому, чтобы сесть? Протяните ему руки. Если он, держась за ваши ладони, подтягивается вперед, напрягая мышцы пресса, это означает, что начало положено. Некоторые родители, чтобы ускорить процесс, начинают «присаживать» ребенка: сажают или на мягкую поверхность, придерживая руками. Делать это можно только после того, как малышу исполнится полгода.

Сидя в первый раз, ребенок будет падать, но постепенно научится опираться на руки, а к 7 месяцам – сидеть без опоры и даже поворачиваться, чтобы достать любимую игрушку. В один прекрасный день малыш наклонится вперед и попытается удержать равновесие, опираясь на обе руки, это будет сигналом того, что скоро ваш ребенок .

Учимся ползать

Каждый ребенок уникален, поэтому возможна ситуация, когда вначале он научится ползать, а не сидеть. После того, как он освоит перевороты и будет приподниматься на руках, чтобы видеть вас, наступит день, когда малыш встанет на колени и начнет отталкиваться.

Обычно дети в возрасте 6-7 месяцев. Кто-то вначале задом, кто-то на животе. Каждый выбирает наиболее удобный ему способ. Первые попытки всегда медленные и неуверенные. К 9-10 месяцам ребенок научится перекрестному ползанию, чередуя левую ногу и правую руку с правой ногой и левой рукой. К году он окончательно освоится и наберет приличную скорость движения.

Чем вы можете помочь малышу? Не держите его все время в манеже или кроватке, уже с 4 месяцев выкладывайте ребенка на пол или на диван, раскладывайте перед ним игрушки. Тогда у него появиться стимул – добраться до них. Усложняйте задачу по мере необходимости, подкладывая на пути ребенка преграды в виде подушек или одеял.

Все дети развиваются по-разному, не стоит переживать, если ребенок знакомых уже вовсю ползает, а ваш в этом же возрасте еще нет. Однако стоит забеспокоиться, если малыш не начнет передвигаться накануне своего первого дня рождения.

Тот момент, когда кроха самостоятельно проявляет попытки ползания по квартире, обследуя все вокруг, родители ждут с нетерпением. Ведь это начало нового витка взросления и развития малыша во всех сферах. Так во сколько месяцев ребенок начинает ползать, и как правильно на это следует реагировать? Об этом можно узнать, прочтя статью до конца.

Возрастные особенности обучения навыкам ползания

Многих родителей, воспитывающих грудных детей, волнует вопрос о том, со скольки месяцев ребенок проявляет робкие усилия ползать. Как правило, происходит это в промежутке между 6 и 9 месяцами, когда моторика, мышцы спины и рук еще сильнее окрепнут и наберутся силы. Бессознательно тянуться за понравившимся объектом малютка может уже в 5 месяцев отроду, что обязательно должно происходить под контролем взрослых, чтобы ребенок нечаянно не получил травму.

Стадия, когда ребенок начинает ползать, тесно связана с тем этапом, когда кроха пытается самостоятельно сидеть и переворачиваться. Поэтому данные аспекты не стоит пропускать ни в коем случае. В том случае, если крепыш появился на свет достаточно упитанным, то не нужно ожидать первых попыток ползти аж вплоть до 8 месяцев.

Если так и случилось на самом деле, то имеет смысл показать маленькое чудо педиатру, который может произвести осмотр и назначить курс разрабатывающего мышцы массажа. Считается, что самая правильная поза для передвижения ползком — четвереньки, когда опора тела осуществляется на колени и ладони.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, так и девочки могут начинать ползать совершенно по-разному. На этот процесс влияют индивидуальные особенности развития детей. Кто-то ползет, опираясь на живот, кто-то «червячком», а кто-то сразу встает на четвереньки и двигается вперед. Здесь, как и во многих вопросах, все сугубо индивидуально. Некоторые детки, подобно гусеницам, ползут, перемещая сначала руки, а затем ноги, а некоторые копируют прыжки лягушки, медленно перемещаясь на животе, после чего совершая резкий скачок.

Бывает и так, когда ребенок легонько раскачивает туловище, постепенно поднимается и начинает самостоятельно ползти животе, локтях или четвереньках. Представив данную картину в деталях, можно легко «обрисовать» в голове все попытки самостоятельного движения.

Во сколько ребенок начинает ползать – Комаровский и его личное мнение

Многие родители на форуме Комаровского очень гордятся тем фактом, что кроха, пропустив ту самую «ползучую» стадию развития, сразу же встал на ножки и пошел. Тем не менее, передвижение ползком для каждого ребенка имеет колоссальную важность. Так как подобные движения принимают непосредственное участие в формировании позвоночника малютки и буквально «лепит» красивую осанку.

Известный врач Комаровский утверждает, что ползание на коленках оказывает положительный эффект не только на мышечный каркас крошки, но и на деятельность головного мозга. Кроме того, намного быстрее происходит становление интеллекта, ведь во время такой разминки нагрузку получает не только тельце, но и мозг. Соответственно, начинать ползать не только не вредно, но даже полезно!

Как научить ребенка ползать на четвереньках при помощи массажа и гимнастики?

Рассмотрим 3 способа:

  • Перекрестный . Среди разновидностей обучения, одним из сложных является перекрестное ползание – это когда поочередно вперед выставляются сначала правая нога и левая рука, а затем наоборот. Стоит вполне справедливо заметить, что при таком передвижении, малютка чаще всего падает на спину, нежели на животик.
  • Используя резиновый мяч . Если крохе требуется разработка мышц всего тела, то отличным выходом является применение лечебных упражнений на резиновом мяче, а также разнообразных массажных техник. Такие занятия хорошо развивают группы мышц отвечающих за ползание ребенком на четвереньках. В итоге, кроха быстрее других детей учиться новым навыкам.
  • Классическое поглаживание тела . Научить малыша ползать, также можно с помощью поглаживаний. Для домашнего расслабления мускулатуры подойдут легкие движения по активным зонам.

Смотреть видео по теме с канала Ютуб

Если же речь идет о более глубоком воздействии и релаксации, то имеет смысл обратиться к профессиональному врачу, владеющему в совершенстве всеми техниками и приемами грамотной телесной терапии. Обычно поле таких процедур замечено, когда дети начинают ползать на месяц раньше своих сверстников.

Самым подходящим временем для проведения массажа считаются первые полчаса до и после осуществления ритуала кормления. Такая манипуляция может с легкостью улучшить перистальтику кишечника и пищеварение, решив проблемы со стулом и сном младенца. Массаж для ползания ребенка лучше проводить ни чаще, чем 1 раз в день. Что касается рук матери, в это время на них не должно быть ни колец, ни перчаток, ни всего того, что может доставить маленькому ангелочку дискомфорт.

Каждый день у младенца происходят новые достижения. Еще недавно грудничок просто лежал и двигал руками и ногами, а сегодня уже, словно дурачась, ловко переворачивается на живот со спины и обратно. Развитие малыша идет каждый день, он сильно трудится для того, чтобы достичь новых высот — начать садиться, бегать на четвереньках, а вскоре и на ногах. Всех родителей интересует, во сколько ребенок начинает ползать и когда нужно ему как-то помогать этому учиться?

График развития любого ребенка индивидуален. Он и без того не всегда совпадает с общепринятыми стандартами, так еще иные детки «перепрыгивают» этапы развития, сразу переходя к следующим. Часть детей игнорируют долгий и неинтересный процесс ползания на четвереньках и после того, как научатся сидеть, начинают осваивать прямохождение.

Если ваш малыш не желает ползать, но при этом достигает успехов в других детских дисциплинах, то ваши волнения безосновательны. Младенец активен, начинает пытаться ходить – он развивается, но по своему графику.

Сроки

Как правило, малыши осваивают ползание начиная с полугода и до 9 месяцев. Более раннее появления этого вида передвижения в арсенале новорожденного говорит только об активности младенца и о положительной наследственности. Вероятно, один из родителей тоже рано начал ползать, не достигнув 6 месяцев, и эту склонность к преждевременному развитию получил грудничок.

Если новорожденный начал рано ползать — значит, его мышцы и кости полностью к этому готовы, не стоит пугаться, что это как-то отразится на здоровье малыша.

Другое дело, когда ребенок отметил 9 месяц от своего рождения и никак не хочет начинать ползать ни на руках, ни на четвереньках. Этот факт заинтересует детского невролога и заставит его взять вас на карандаш, наблюдая за тем, когда ваш малыш начнет ползать. Причиной такой запоздалости могут быть как наследственные причины, так и серьезные проблемы с развитием. Если разница в стандартах и в том, как развивается ваш ребенок, составит более 2 месяцев, невролог может поставить вам диагноз задержки развития.

Но большинство детей успешно осваивают ползание в срок. С 6 месяцев они начинают совершать первые неловкие попытки в движениях. Постепенно их перемещения все больше удаются, и в 9 месяцев становятся вполне осознанными и скоординированными.

Одинаково ли развиваются мальчики и девочки?

Считается, что мальчики развиваются несколько медленней, чем девочки. Как правило, представители сильного пола действительно позже начинают сидеть и ползать, а становление прямохождения у них отстает на пару месяцев от женского пола. Но это только лишь средние статистические данные.

Начало периода ползания зависит от многих факторов — от веса ребенка, крепости его мышц и костей и даже от характера.

Флегматичная полная девочка вряд ли будет полна стремления познать что-то новое, а активный и любознательный мальчик вполне может начать ползать раньше срока. Так что все приобретаемые навыки зависят от самого младенца, а не от пола, к которому принадлежит ребенок.

Процесс обучения

Сначала ребенок будет лежать на животе, стремясь достать интересующие его игрушки, двигаться с помощью рук. Потом он начнет неосознанно упираться и отталкиваться ножками от поверхности под ним. Когда малыш усвоит связь между этими толчками и последующим перемещением тела, движения его станут активней. Он все еще будет ползать, не приподнимая живота, «по-пластунски», — старательно кряхтя и иногда капризничая из-за того, что ему тяжело и не удается быстро достичь намеченной цели. Из-за недостаточной еще скоординированности малыш может ползти не совсем туда, куда он стремился попасть.

Впоследствии новорожденный будет потихоньку отрывать животик от пола или дивана. По мере укрепления мышц он будет приподнимать свое пузико все выше и выше, пока не встанет на четвереньки. Поначалу младенец будет держаться в этом новом для себя положении неуверенно — он будет покачиваться и время от времени валиться на бок.

Когда силы его окрепнут, сам малыш научится владеть своим телом, а координация его движений дойдет до должного уровня, младенец начнет переставлять конечности поочередно, достигая невиданных до того скоростей. Такой вид ползания называется «перекрестным» из-за того, что ребенок одновременно отталкивается диагонально расположенными конечностями — правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой.

Теперь малыш будет резво передвигаться по дому на четвереньках. Весь путь от неуверенных ползаний на животе до быстрых передвижений на четырех точках займет у ребенка от двух до тех месяцев.

Помощь родителей

Считается, что не нужно стимулировать навык ползания у ребенка — каждый малыш развивается по-своему и обязательно поползет, когда само тело младенца будет готово к этому. Но если вы или ваш невролог заметили, что малыш изначально несколько отстает от принятого графика развития — начал позже, чем сверстники, переворачиваться, и теперь никак не хочет осваивать ползание, — во избежания дальнейших проблем лучше позаниматься с ним.

  • главным условием для ползания являются достаточно крепкие для этого процесса мышцы. Ваша задача — развить их с помощью массажей и гимнастики.
  • укрепляйте необходимые для ползания мышцы ребенка, лежащего на животе. Привлекайте его внимание яркими игрушками, он должен одной рукой тянуться к ним, а второй опираться о поверхность.
  • показывайте ему, что можно стоять на четвереньках, подкладывая под живот валик и оставляя его в подобном положении на некоторое время. Также можете покатать его на валике.
  • подложите под пяточки лежащего на животе ребенка свои ладони. Когда малыш начнет упираться в них, нажмите немного рукой ему навстречу. При следующем движении ребенок продвинется вперед, опираясь на вашу ладонь.
  • почаще выкладывайте малыша на пол, накрытый плотным одеялом — большое свободное пространство лучше всего способствует стремлению к движению.
  • заманивайте младенца самой любимой его игрушкой или незнакомыми, но тем более интересными предметами.
  • дети к полугоду имеют вполне хороший пассивный словарный запас и чувствуют интонацию. При любом положительном продвижении хвалите ребенка, это придаст ему сил.
  • можете на собственном примере показать малышу, как ему следует двигаться. Многие дети склонны копировать поведение взрослых.

Как избавиться от растяжек после родов?

Пожалуй, все мамы и папы с нетерпением ждут того момента, когда их малыш начнёт ползать. Ведь с обретением этого навыка ребенок превращается из внимательного наблюдателя в активного исследователя окружающего мира.

В этой статье вы узнаете о том, когда именно ожидать начало этого важного этапа в развитии.

Стоит ли помогать малышу ползать? Как вообще проявляется на первых порах этот навык?

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Согласно многим исследованиям, рефлекс ползания проявляется у детей уже в первые минуты после рождения. Когда малыша переворачивают на животик и подставляют ладони под его пяточки в качестве опоры, ребенок пытается оттолкнуться и таким образом продвинуться вперед. Правда, такие движения пока еще нельзя назвать осознанными. Они производятся рефлекторно, без задействования мозговой деятельности.

Такие проявления врождённого рефлекса исчезают уже к 3-4 месяцу жизни малыша. В этом возрасте начинают активно развиваться мышцы спины, что является следующим этапом подготовки к ползанию.

Малыш приобретает новую способность – теперь он без труда переворачивается со спины на животик, а некоторые дети даже начинают самостоятельно держать голову.

Развитие навыка ползания напрямую зависит от того, в каком возрасте ребёнок начнёт переворачиваться. Без этой возможности ползать малыш сможет разве что на попе. А вот первые попытки к полноценному ползанию проявляются у детей в основном в 5-6 месяцев. Стоит понимать, что эта цифра – не более чем очень обобщённая статистика.

Развитие каждого ребёнка проходит настолько индивидуально, что просто невозможно предугадать возможный его вариант.

Точных возрастных критериев, обязательных для каждого ребенка, просто не существует. На формирование активной двигательной деятельности малыша могут повлиять различные факторы, а именно:

  • состояние здоровья ребёнка, наличие врождённых или перенесённых заболеваний;
  • личностные качества малыша, его темперамент (активный или спокойный);
  • психологическая обстановка, окружающая ребенка.

Из-за огромного количества индивидуальных характеристик, этап ползания может наступить как раньше заявленного срока, так и гораздо позже его. Кстати, некоторые дети сами пропускают эту ступеньку развития, сразу становясь на ножки.

Существует также мнение, что девочки начинают ползать несколько раньше мальчиков, так как изначально опережают их в развитии. Современные педиатры пришли к выводу, что это понятие – не более, чем миф. На начало ползания может оказать влияние множество вещей, но ни в коем случае не пол.

Как понять, что ребёнок начинает ползать?

Родители могут заметить первые «звоночки», говорящие о том, что ребёнок скоро предпримет попытки к ползанию. Активному ползанию предшествует развитие синхронизированных между собой движений, проявление интереса к окружающему миру, общее развитие моторики. Становится видно, что движения малыша приобретают осознанный характер, исчезает произвольность и хаотичность.

Потребность ребёнка в познании растёт, а значит, ему становится мало пространства, ограниченного кроваткой. Это и заставляет малыша наконец поползти.

Иногда малыш начинает проявлять двигательную активность ночью. Почему же ребёнок ползает во сне?

Ответ прост: у детей в этом возрасте нервная система развивается очень быстро. По сути, нервная система находится в постоянном напряжении, и малыш испытывает потребность в тренировке новых умений практически круглосуточно.

Интересно! Развитие ребенка в 9 месяцев: на что обратить внимание?

Некоторые дети просыпаются ночью и ползают буквально в полусонном состоянии. Не стоит переживать, это не признаки лунатизма, а возрастная особенность. Как только передвижение станет для ребёнка привычным делом, его спокойный сон восстановится.

Какие бывают этапы ползания?

Конечно же, сразу передвигаться на четырёх точках опоры у малыша вряд ли получится. Полноценному ползанию обычно предшествуют несколько этапов:

1 Ползание на животе (по-пластунски). Малыш передвигается на животе, используя для подтягивания вперёд локти. При этом максимальная нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса, рук и локтевые суставы. Эти движения чем-то похожи на то, как передвигается гусеница. Сначала ребёнку будет трудно направить свои силы на передвижение вперёд. Если малыш ползёт таким образом в стороны или даже назад – в этом нет ничего страшного.

2 Ползание по-пластунски, отталкиваясь ножками. Если раньше в попытках к активному движению принимали участие только верхние конечности и плечевой пояс, то теперь малыш пытается задействовать в ползании еще и ножки.

Ребёнок может подтягивать ножки вперёд по одной, что будет похоже на попытку встать на четвереньки.

Похожие манипуляции малыш может проделывать также в положении лёжа на спине, как бы оттачивая манеру движений. Вместо опоры некоторые дети начинают использовать уже не локти, а ладошки. В этот период можно заметить, что малыш двигается задом наперёд – это также совершенно не противоречит правильному ходу развития координации движений.

3 Ползание на четвереньках. После всех тренировок у ребёнка появляется достаточно практических знаний и умений для того, чтобы совершить настоящее ползание вперед на четвереньках. Теперь кроха умеет ставить руки и ноги в правильной последовательности (перекрестно, так, как ходит большинство млекопитающих).

Осознав, что теперь движения получаются складными, ловкими и четкими, малыш просто не может не воодушевиться для ползанья на длинные дистанции. Вы будете невероятно удивлены тем, как быстро ребёнку удаётся преодолевать расстояние до интересующего его объекта!

Обычно все эти этапы проходит каждый ребёнок. Но разные малыши интерпретируют их по-разному: кто-то начинает ползать по-пластунски, как бы крутясь вокруг своей оси, кто-то движется вбок. Некоторые дети почему-то оставляют ножки прямыми, не сгибая их в коленях. Или в движениях участвует только одна нога, вторую же ребенок подгибает под животик.

Случаются и более странные вещи – иногда малыши ползают, лёжа на спине.

Бесспорно, такой способ обучения ползанию несколько неординарный, но и он не выходит за рамки нормы. Для ребёнка не существует понятия «нормального» или «ненормального» — он просто выбирает наиболее удобный для себя способ передвижения. Со временем малыш научится применять эти умения, уже лёжа на животе.

Упражнения для ползания

Стремление к движению у людей заложено природой, но это не значит, что в вопросах развития малыша стоит полагаться только на естественный ход событий. Необходимо помогать малышу преодолевать трудности, забывать о первых неудачах и наконец научиться правильно ползать. Для этого существует комплекс специальных упражнений, направленный на укрепление опорно-двигательного аппарата и улучшение координации движений.

1 Упражнения для укрепления мышц рук

Интересно! Подгузники: за и против

Ходьба на руках. Очень полезное упражнение для мускулатуры рук и плеча. Для этого осторожно укладываем ребёнка животиком вниз на внутреннюю сторону своего предплечья, придерживая его за спину другой рукой. Держим малыша над столом под небольшим наклоном вперёд. Ребёнок будет искать опору ручками, тем самым передвигаясь вперёд на ладонях.

Подтягивание на руках. Малыш лежит на животе. На небольшом расстоянии от него вешается погремушка, так, чтобы она находилась немного выше его линии горизонта. Ребёнок будет стараться напрягать плечевой пояс, чтобы подтянуться к ней.

2 Упражнения на фитболе

Выкладываем ребёнка на фитбол животиком вниз. При этом аккуратно придерживаем его за подмышки. С легкостью покачиваем мяч в направлении вперёд-назад. Малыш будет немного напрягаться, выгибая спинку.

Это упражнение способствует укреплению мышц спины, также очень важных для ползания.

Положение остаётся исходным. Одной рукой продолжаем держать ребенка за подмышки, второй придерживаем за пяточки так, чтобы ноги находились в горизонтальном положении. На пол, недалеко от фитбола, выкладывается яркая игрушка. Ребенок будет пытаться дотянуться до неё, передвигая ладонями.

3 Упражнение с ходунками

Данное упражнение лучше выполнять тогда, когда основные навыки ползания уже были приобретены малышом. Оно поможет научиться ребенку увереннее передвигаться с помощью коленок.

На застеленном полу выкладывается подушка или мягкий валик. Осторожно укладываем малыша на подушку грудью, сгибаем его ножки в коленях; коленки ставим на пол. Становимся лицом к лицу к ребёнку, с обратной стороны подушки, и начинаем подтягивать её к себе. Ребенок будет понемногу переставлять коленки, чтобы двигаться с вами в такт.

Что не стоит делать, когда ребенок начинает ползать?

Некоторые родители недооценивают важность данного этапа, мотивируя это тем, что ползание может отдалить момент начала самостоятельной ходьбы.

Ребенка ни в коем случае нельзя пересаживать в ходунки, и вообще ограничивать в стремлениях ползать. Слишком ранние занятия с ходунками создадут лишнюю нагрузку на позвоночник и тазобедренный сустав.

А к таким испытаниям малыш, только начавший ползать, явно не будет готов. Помогать ребёнку начать скорее ходить без поддержки взрослых можно и нужно, но не в ущерб ползанию.