Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Воспитание детей в еврейских семьях. Проблема воспитания детей в Израиле

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Родители в Израиле с раннего возраста объясняют своим детям, что нельзя пользоваться временными трудностями, чтобы корыстно завладеть желаемыми благами. Они дают объяснение, что существует Бог и Высшие силы, которые постоянно следят за поступками людей и дают им оценку.

Для укрепления послушания не только к родителям, но и старшим, детей приучают постоянно носить кипу и уважать ветхозаветные заповеди и традиции. Такой подход, затрачивает дополнительное время на воспитание, но зато с раннего возраста приучает детей ко взрослой жизни, вырабатывая навыки поиска золотой середины между желаемым и необходимым. Религиозное воспитание очень рано начинает дисциплинировать детей. Положительным примером для них служат в первую очередь родители. Соблюдение Субботы является важной составляющей в жизни каждого израильтянина. В их квартирах и домах всегда можно встретить много ветхозаветных атрибутов, таких как менора, мезуза, ханукия и т. д. Получая воспитание, основанное на религиозных традициях, дети быстро осваивают взвешенное и солидное мышление. Постепенно из таких детей вырастают нобелевские лауреаты, талантливые врачи и расчетливые инженеры. Статистика мировых достижений, созданных еврейским народом более наглядно отражает правильность детского воспитания, нежели единичные эпизоды, массово публикуемые в СМИ.

Система воспитания в Израиле

Система воспитания в Израиле в значительной степени сформировалась еще в период британского мандата в Палестине, причем в ее основе лежали принципы национального воспитания, что обусловило определенный разрыв с традиционным еврейским воспитанием (этот разрыв меньше в системе национально-религиозного воспитания). На воспитание детей большое влияние оказывали молодежные движения (особенно в период до образования государства и в первые годы его существования). В восточных общинах воспитание детей осуществлялось преимущественно в рамках патриархальной семьи, однако переселение в Израиль и приспособление к новым жизненным условиям, как правило, сопровождалось болезненным разрушением традиционного семейного уклада. Хотя семьи европейских евреев в целом легче адаптировались к жизни в Израиле, у них тоже нередко возникали проблемы переходного периода, связанные с отрывом от еврейских традиций и с травмой катастрофы. В этих условиях роль дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждений была решающей, что, однако, часто приводило к конфликту между семейным и общественным воспитанием. Впоследствии вхождение родителей в жизнь страны и смена поколений постепенно устранили разрыв между общественным и семейным

В нерелигиозных кругах синагога утратила прежнюю воспитательную роль; в ультраортодоксальных кругах поддерживается традиционное еврейское воспитание.

Нужно смотреть на каждого ребенка, как на великого человека в Израиле.


(выдержка из Торы – всей совокупности еврейского традиционного закона - от Библии до последних галахических нововведений).

Проблема воспитания детей в Израиле

Иногда поражает поведения детей в Израиле. Детей балуют в школах и родители дома. Когда местные детишки, если им родители отказывали, в чём либо, бросались на пол в истерике. И родители, в конце концов, соглашались и покупали своим чадам то, что те от них требовали.

Правильно ли это идти у детей на поводу и потакать им во всём? Ведь со временем потакая всем детским прихотям можно, потерять контроль над своими детьми. С возрастом запросы детей растут и родители, не всегда смогут их осуществлять. Кроме того, дети должны знать, что не всегда должны получать то, что хотят. Ведь поощрять детей нужно за их хорошее поведение, а не на оборот.

Дети сразу чувствуют, когда родители дают вить из себя верёвки и пользуются этим. Правда это не означает, что надо детям отказывать во всём. Ведь слишком строгое отношение к ребёнку может вызвать у него комплексы. Нужно найти золотую середину в отношениях с детьми.

Из избалованных детей очень часто вырастают люди, которые неприспособленны к жизни. Ведь они привыкли всё в жизни получать просто так. Им очень будет тяжело в жизни добиться успеха. Дети, которые не избалованны, намного легче добиваются успеха.

В школах уважение учеников к учителям практически отсутствует. На уроках ученики разговаривают и очень часто учителя не могут справиться с ситуацией. Были даже случаи физического насилия против учителей. При этом родители на жалобы учителей на своих детей, не всегда реагируют адекватно. Бывает и так, что родители, считая, что их дети не заслуженно получили плохую оценку, подвергают физическому насилию учителей.

Дисциплина в школах действительно хромает, можно сказать даже на обе ноги. Если не будет исправлено положение в Израильских школах с дисциплиной, то скоро учителей в школах будет катастрофически не хватать. Молодые педагоги после университетов всё больше отказываются идти работать в школу.

Социальные службы в Израиле, по первой жалобе детей на родителей, могут лишить их детей, что даёт детям слишком большие права, которые лишают родителей возможности совладать с детьми. Есть родители, которые боятся повысить голос на своих детей, чтобы соседи и знакомые не пожаловались на них в социальные службы.

"Ду... у них нет"

Детей в Израиле не наказывают, им... облегчают жизнь. Представьте: школьник плохо вел себя на перемене. Из-за этого учительница дает ему на дом на две задачи меньше, чем другим детям. Мальчишке неприятно, это задевает его самолюбие. Он обещает учительнице исправиться. “Ну, хорошо, – соглашается педагог. – Я, по секрету от всех, дам тебе еще одну задачу. Но только ты уж меня не подведи, больше так не поступай. Иначе у меня будут большие неприятности”. И у нее действительно могут быть неприятности, ведь таким образом учительница способствовала перегрузке ученика.

В израильских школах предусмотрены даже специальные игровые уголки. Не хочешь вместе со всеми заниматься чистописанием? Никакого принуждения. Пожалуйста, можешь строить крепость из кубиков или запускать машинки. Только долго ли ты там протянешь, в одиночестве и под снисходительно-сочувствующими взглядами одноклассников?

Дело в том, что в Израиле любое невротическое проявление в поведении ребенка расценивается как следствие перегрузки. В Израиле считают: есть только одно объяснение тому, почему ребенок плохо себя ведет, – он не справляется со своей жизнью. А из чего состоит детская жизнь? Из семьи и школы. Значит, надо помочь родителям и облегчить школьную программу ребенка.
Чтобы получить то, что у нас называется аттестатом зрелости, израильскому школьнику нужно набрать определенное количество баллов. При этом ты можешь собрать необходимое количество баллов за счет пения и физкультуры, а физику выучить по минимальному уровню. Раз уж у тебя именно такой склад души. Или наоборот, можешь заниматься все школьные годы одной химией и в упор не видеть историю и литературу. Впрочем, этот пример для Израиля как раз совершенно не характерен – приоритет гуманитарного образования там бесспорен, ибо считается, что без него в обществе не прожить.
Продвинутый родитель в Израиле никогда не скажет своему ребенку: “Ты – молодец, нарисовал очень красивую картинку, просто настоящий художник”. Он скажет: “Мне приятно, что тебе нравится твоя картинка”. Или: “Ты недоволен своим рисунком и злишься, что он не получается? Я тебя понимаю...” Родители поддерживают чувства ребенка. И положительные, и отрицательные, тем самым побуждая малыша к самостоятельной оценке, к самостоятельному выбору. И одновременно давая понять, что даже если картинка не получается, ребенок не превращается автоматически в “немолодца”, не становится из-за этого плохим, не оправдавшим родительские надежды.
Школьные учителя в Израиле никогда не дают ученикам характеристики. Даже положительные, типа “ты способный математик” или “у тебя хорошо развито воображение”. О распространенных у нас ярлыках вроде “идиот” или “дура набитая” мы вообще не говорим.
Даже пересчитывать ребят по головам, скажем, во время коллективных экскурсий, используя слова “первый”, “второй”, “третий”, – кощунство. В самом крайнем случае, если иного способа проверить присутствие всех вообще нет, учитель станет считать так: “не первый”, “не второй”, “не третий”... Как будто он полагает, что дать определение, маркировать ребенка – это худшее зло, которое ты можешь ему причинить. А вдруг ребенок решит, что он именно и только такой, каким ты его назвал? Ведь это же зафиксирует, ограничит его развитие.

Израильская школа призвана прежде всего научить ребенка делать сознательный и ответственный выбор, опираясь не на внешнее влияние, а на свои собственные внутренние ощущения и потребности.

Работа полиции

Проблема трудновоспитуемости стоит в Израиле еще острее, чем, скажем, в Эстонии или России. Опять же по объективным обстоятельствам.

Дети там находятся постоянно в состоянии стресса – вокруг идет война, в любой момент они могут погибнуть сами или стать сиротами. Для вновь прибывших очень болезненно проходит процесс адаптации. Представьте, к примеру, психологическое состояние девочки-подростка, отец которой был главврачом в одной из больниц Петербурга, а, приехав в Израиль, зарабатывает подметанием улиц.

Репатрианты (выходцы из других стран, в том числе – стран бывшего СССР – прим.) в Израиле в подавляющем большинстве почти сразу кидаются зарабатывать деньги, подчас забрасывая детей или попросту не имея времени и сил на их воспитание. В то время как на другой стороне улицы разрабатываются специальные террористические программы распространения наркотиков в молодежной и детской среде. К тому же в последнее время в Израиль приезжает все больше таких семей, дети из которых уже имеют печальный опыт знакомства с наркотиками. Если раньше люди ехали туда за будущим, то теперь все чаще – с целью оторвать ребенка от дурной компании.
Как, по-вашему, в таких вот условиях должна действовать израильская молодежная полиция? Напомню, что методы устрашения, принуждения и наказания не приветствуются. Оказывается, эффективнее всего воздействовать на правонарушителя путем создания... доверительных отношений с ним и, главное, с его ближайшим окружением – родителями, друзьями, учителями, одноклассниками.

Все начинается с того, что молодежные работники приходят в школу на встречу со своими потенциальными подопечными исключительно в гражданской одежде. Неофициальная форма одежды как бы уже сигнализирует детям: “Мы здесь не для того, чтобы карать, а для того, чтобы помочь вам решить ваши проблемы”. Полицейские убедительно дают понять правонарушителю и его друзьям, что главная их цель – найти способ, как НЕ возбудить уголовное дело. А вот если все вместе они чего-то не предпримут, чего-то не придумают, его придется-таки открыть.

Таким вот бесхитростным способом окружающие перевербовываются на сторону полиции и начинают ей помогать. При этом ничуть не чувствуя себя предателями. Наоборот, ведь только благодаря им уголовное дело не возбуждается.

А правонарушитель оказывается в одиночестве и, так сказать, в оппозиции к своему ближайшему окружению. Он больше не может спокойно своровать или покурить травку – ведь это уже не поощряется даже в привычном ему круге.

Разумеется, методы воздействия этим не исчерпываются. С этого они только начинаются. Затем вступает в силу огромное количество специально разработанных социально-психологических программ, главной целью которых является не насильственная коррекция поведения, а переориентация трудновоспитуемого.

«Любовь, которую ребенок испытывает к себе и своим родителям, позднее определит его отношение к человечеству, к Богу и прежде всего к его собственной семье» заявляет доктор психологических наук и мать четверых детей Мирьям Адахан в своей книге «Семейные связи». Но на чем строится эта любовь? Как правильно воспитать достойного человека и гражданина с точки зрения израильтян? Каковы основные принципы общения с ребенком? В этих вопросах мы попробуем разобраться в данной статье.

Воспитание детей в стране трех религий – взгляд со стороны

Для россиянина отношения израильской мамы с чадом покажутся странными, так как детям можно все – они лазят и ходят, где хотят, трогают и берут, что пожелают. Их не будут ругать за грязные штаны и футболку, которые стали зелеными с земляным отливом после игр со сверстниками на траве.

Детей воспринимают уже с первых месяцев жизни как личностей и учитывают их мнение.

Пример из жизни: К примеру, если ребенок не захочет отказываться от соски в 3 года, никто не станет настаивать – считается, что он сам потеряет к ней интерес, когда это будет необходимо.

Что делает в случае ухудшения успеваемости и поведения своего сына или дочери? Правильно. Происходит семейный совет, на котором школьника единогласно помещают под домашний арест и отбирают у него игровые приставки, либо (в худшем варианте) наказывают ремнем.

Сравним ответные действия российских родителей с израильскими: в Израиле никаких строгих мер в такой ситуации не применяется – старшие не порицают своих детей, а в школе поведение и плохие оценки объясняют переутомлением и сразу же облегчают для обучающегося нагрузку , упрощая или сокращая домашние задания.

Нюансом в воспитании девочек является избавление их от эгоистических взглядов – это обосновывается ее будущей ролью, она должна быть заботливой и хозяйственной.

Мальчикам с детства внушают мысль о большой и дружной семье, они, как и их отцы, будут уделять много внимания своим детям.

Кстати, о численности…

За счет религиозных и культурных традиций еврейской и арабской общины в Израиле уже несколько десятков лет наблюдается постоянный прирост населения. В 2015 году Центральное статистическое бюро страны подсчитало, что у 301 тысячи семей иудеев и у 120 тысяч мусульманских пар три и более детей.

Население страны считается одним из самых молодых: 28% — это граждане до 14 лет. Для сравнения, в Европе этот показатель на 11% ниже.

Как евреи воспитывают своих детей — основные принципы воспитания

У израильтян есть свои особенности в отношении к младшему поколению. Предлагаем вам ознакомиться с главными из них.

  • Самостоятельность с первых дней

Кушать и ходить ребенок учится сам. Родители занимают позицию наблюдателей. Не принято бегать за чадом с ложкой и слюнявчиком. Типичная картина – в ресторане рядом с мамой, наслаждающейся основным блюдом, сидит ее маленький сынок и пытается управиться с бифштексом.

Кстати, если родителей не будет рядом, а с чадом что-то случится, то на помощь сбежится буквально вся округа . Автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях» на сайте israelrus.ru приводит пример из собственного опыта: однажды он наблюдал, как один мальчик на улице упал со скутера и расцарапал колени. Сразу же начали подбегать пешеходы и проезжавшие водители (из-за чего на дороге образовалась пробка), все предлагали свою помощь и участие. Кто-то дал салфетки, а кто-то попытался успокоить.

В 4 года детей могут отправить в магазин поблизости, с 9 лет им разрешено самостоятельно переходить улицу, а ученики младшей школы вправе отводить в садик своих братьев и сестер.

Такое отношение рождает не вседозволенность внутри будущей личности, а чувство доверия и уважения к самому себе. Формируется мысль не о безразличии со стороны взрослых, а об одобрении производимых действий.

  • Любовь и похвала

В еврейской семье царит безусловная любовь, не опирающаяся на список из 300 пунктов под названием «Мой сынок должен». Хвалят за любое достижение и минимально полезный поступок. Что это дает? Так искореняется боязнь пробовать что-то новое и совершать ошибки. Подобное отношение воспитывает здоровую и счастливую личность. Такая система выходит далеко за пределы ячейки общества.

К примеру, в интервью интернет-журналу BeInIsrael PR-специалист Эстер Кац, несколько лет назад переехавшая в Израиль вместе с дочкой и мужем, заявляет, что в местной школе детей любят, а в российской – учат.

Автор рассказывает , что в системе образования к любому школьнику относятся хорошо, в независимости от его уровня интеллекта и познаний. Нет привычных родительских собраний, где ругают провинившихся и хвалят отличившихся. Процедура происходит иначе: все важные вопросы обсуждаются между родителями, преподавателем и учеником в течение 10-15 минут, при возникновении проблем обдумываются пути их совместного решения.

  • Полное принятие и благосклонное осуждение

Несмотря на обилие похвалы и безусловную любовь ребенок иногда может серьезно напакостить – разбить в соседском доме стекло, подраться или разбить любимую мамину вазу. Но даже в этом случае родитель не будет сокрушаться и ругать его – обычно проводится разговор в довольно дипломатических тонах. Считается, что любое слово или действие старшего может кардинально изменить жизнь дитя .

Прибегнем к объяснению такого поведения из литературы. В книге Мирьям Леви «Эффективное еврейское воспитание» несколько глав уделяется борьбе с гневом в отношении поведения чада.

Автор заявляет, что предотвратить это разрушающее чувство легко – главное, не требовать от своего ребенка совершенства и принимать его всяким. Одной из причин возникновения раздражения Леви считает обычай судить и осуждать. Писательница предлагает делать это более благосклонно, без отрицательного умысла. Ведь суд – это, прежде всего, прерогатива Бога. К тому же, еврейская традиция отрицает негативную оценку и осуждение людей.

  • Уважение к родителям и их пример

Израильские дети относятся с большим уважением к маме и папе, а взрослые привыкли выражать любовь не только к малышу, но и друг к другу. Так у чада формируется чувство безопасности и полной защищенности. Неудивительно, что становясь взрослыми, они формируют внутри своей собственной ячейки общества подобный микроклимат.

В Торе есть четкие предписания касаемо отношения к старшим:

  1. Уважай отца своего и мать свою.
  2. Бойся матери и отца своего.

В Талмуде приводятся практические примеры: почитание выражается в принятии слов старших и отсутствии противоречий, в признании возвышенного их отношения, уважение заключается в прислуживании и помощи отцу и матери и приданию им особого достоинства и важности. Боязнь понимается в значении «благоговение».

  • Рациональное распределение времени

В отличие от российских, у израильских детей есть детство. Их не заставляют ходить в пять секций сразу, в течение дня время должно уделяться и обучению, и хобби, и отдыху. Так, ребенок успевает посетить сад/школу, поспать, погулять и попрактиковать любимое хобби.

Как евреи наказывают своих детей — законы в Израиле

Среди принципов воспитания в израильских семьях нет ни слова о порицании и отцовском ремне (ох уж это советское детство!). Давайте разберемся в том, есть ли наказания у этих детей, и насколько суровыми они являются.

Первое, что должен сделать родитель , если видит неверное и оскорбительное отношение со стороны ребенка, — объяснить ошибочность действий и посоветовать, как правильнее поступить в подобном положении в следующий раз.

Говорить при этом нужно ласково и мягко. На языке Торы этот метод называется увещеванием. Считается, что разговор должен происходить в тот момент, когда чадо будет готово услышать и осознать, поэтому беседы о некоторых проступках откладываются на часы или даже дни. При повторении проступка старший обязан снова прибегнуть к силе красноречия.

Телесные наказания применяются в самых крайних случаях для предостережения от дурного поведения в дальнейшем. Согласно Талмуду, они используются при нарушении определенного запрета, и о возможности такой «кары» сообщается заранее.

Считается, что бить детей запрещено – за это лишают родительских прав . На улицах часто можно встретить плачущего малыша и бездействующую мамашу – поверьте, ей не все равно, она просто не имеет права физического и морального воздействия на разбушевавшегося сорванца. Но это можно сделать в воспитательных целях в порядке исключения дома.

Притом отец или мать должны исходить не из чувства мести, а из необходимости . Рекомендуется показывать провинившемуся, что для «карателей» процедура тоже является не особо приятной, скорее необходимой.

Среди распространенных наказаний в израильских семьях можно выделить лишение удовольствий и привилегий, отсылка в комнату или прекращение любой коммуникации на несколько часов.

Еще один вид наказания приводит автор статьи «Воспитание детей в еврейских семьях», опубликованной на сайте Israelrus: в случае с разбушевавшимся дитем отлично помогает фраза «сядь на пол», в переводе на язык малыша означающая «не двигайся и стань неактивным», что по-настоящему страшно.

Отношения между детьми в Израиле

В Израиле принято любить и поощрять начинания маленьких членов коллектива. Как строятся у них отношения между собой? В школе, например, всегда царит дружелюбная атмосфера, здесь не может быть и речи о рукоприкладстве и дружественных бодрых пинках на перемене, как в русском классе.

Пример из жизни: Одна белорусская семья, эмигрировавшая в Израиль так рассказывает о случае с русским мальчиком, который давал сдачи своим одноклассникам. Руководство учреждения перевело его в другую школу после нескольких предупреждений ученику и его родителям. Интервьюируемые утверждают, что к новичкам часто приставляется волонтер, который помогает адаптироваться и подтянуть язык. Одноклассникам учитель обязан объяснить, что нового человека в коллективе следует поддержать.

Пример из жизни: Что удивительно, Илья Франк в блоге Шакшука.ru повествует о совершенно противоположной ситуации: его дочка столкнулась со случаем не то что буллинга, но некоторой агрессии со стороны израильских детей. После первых дней в школе ребенок заметил негативное к себе отношение – его толкали и шлепали по лицу во время перемен. Автор предположил, что подобные инциденты могли быть вызваны языковым барьером. В первом же случае ивритом школьник владел, пусть и не на уровне своих сверстников.

Ранее упоминалось, что основными нациями, проживающими на территории страны, являются евреи и арабы. В ходе интервью сайту БЕЛСАТ репатрианты из Беларуси признаются, что дети этих двух национальностей проводят свое детство обособлено – у них разные садики и учебные заведения. Утверждается, что шанс встретиться и пройти совместное обучение им выпадает только в институте. Вероятно, поэтому существует некоторое противостояние между этими двумя нациями.

Проблемы семьи и воспитания

Профессор Иегуда Элицур в своем докладе «Положение и роль женщины» на конференции по еврейской философии еще в конце XX века наметил основные проблемы современной ячейки общества.

  • Корень зла, по его мнению, исходит от современной тенденции равенства полов . Объясняется конфликт с использованием забавных метафор: муж раньше был «министром иностранных дел», а жена – «министром внутренних», и их обязанности были четко разграничены. Сегодня супруга получает равноценное со своим спутником образование и зарабатывает порой больше него. Отсюда вытекает появляющееся в отношениях напряжение, что пагубно влияет на дитя, ведь малыш учится вести себя и проявлять эмоции, наблюдая за старшими. Кроме этого, матери все меньше уделяют внимание своим чадам в силу постоянной увлеченности рабочим процессом, их сегодняшний образ жизни далек от того, который был описан в священных книгах и популярных среди израильтян трактатов.
  • Также автор доклада выделяет проблему популяризации сексуального наслаждения , что в корне меняет значение слова «любовь». Подражание «звездам», которые постоянно меняют партнеров, приводит к изменам и краху собственного брака. Такое положение дел также влияет на сознание маленького гражданина – он часто не знает о том, что такое полноценная семья, и не умеет правильно распределять роли между родителями (Согласно статистике, число разводов по отношению к количеству браков сегодня в Израиле равно 40%).
  • По словам создателей блога «Ваше всё», основная сложность в воспитании израильских детей – во вседозволенности , из-за всеобщего поощрения они часто становятся неуправляемыми и начинают «вить веревки» из старших, при этом запросы каждый год все растут. Избалованность – это во многом диагноз, так как будущие члены общества при таком отношении оказываются совершенно неподготовленными для жизни.

Молодые педагоги больше не хотят идти в школу – это объясняется поведением подопечных, которым позволено разговаривать на уроке и неуважительно обращаться к преподавателям.

Выводы

Принципы воспитания, описанные выше, формируют свободную личность, не зацикленную на своих комплексах и недостатках, а стремящуюся жить счастливой жизнью и заниматься любимым делом. Такой подход формирует настоящих гениев.

Вот несколько фактов из истории:

  • Среди обладателей Нобелевской премии самой многочисленной нацией являются евреи – 38% за все время.
  • У них самые высокие показатели IQ – людей со значением теста 140 среди представителей Израиля больше в 6 раз, чем в остальных национальностях.
  • Именно евреи породили монотеизм и христианство, существенно повлияв на развитие западной цивилизации.

Впечатляет?

Приведенные доводы доказывают, что отношение к малышу закладывает основы свободного мировосприятия и интерес к научным открытиям и изысканиям. Высокая рождаемость и обилие многодетных семей говорит о преемственности родительского опыта и умении привить истинные ценности.

1. Нельзя создавать детям комплексы

Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?

«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.

2. Разумная свобода

Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.

В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой - не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка - не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.
Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.

3. Хвалить ребенка по любому поводу

Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.

Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.

4. Высокая степень ответственности за свое поведение

Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей.

5. Любовь и уважение в семье - залог психического здоровья ребенка

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена - отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей - прекрасный пример для подражания. Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

6. Учиться быть родителями

Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.

Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».

7. Учить детей правильно распоряжаться временем

Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика - все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом - это нормально.

фото взято — prointerest

Воспитание в Израиле

«Так Господь один водил его».

«Смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего».

Основой основ воспитания в Едеме была семья. Адам был сыном Божьим (см. Лк. 3:38) и от своего Небесного Отца получал наставления. Школа первых людей, по существу, была семейной школой.

В Божественной системе воспитания, адаптированной к человеческим условиям после грехопадения, Христос является представителем Отца, связующим звеном между Богом и человеком. Он - великий Учитель человечества. Именно Он изначально задумал, чтобы в людях отобразился Его образ, чтобы семья была школой, а родители - учителями.

Воспитание в семье превалировало во времена патриархов. В семейных школах Бог создавал самые благоприятные условия для развития характера. Люди, руководимые Им, следовали тому плану жизни, который Он определил ещё в Едеме. А те, кто отвергнул Бога, строили себе города, жили в них, упиваясь роскошью, великолепием и пороком, что и сегодня отличает современные города, делая их и гордостью мира, и его проклятием. Люди, твердо следовавшие Божьим принципам жизни, всегда жили среди полей и холмов, они были земледельцами, скотоводами и пастухами, и в своей свободной, независимой жизни с её широкими возможностями трудиться, учиться и размышлять они познавали Бога и учили своих детей следовать Его делам и путям.

Таким был метод воспитания, который Бог хотел установить в Израиле. Однако израильтяне, выведенные из Египта, не были готовы сотрудничать с Ним в воспитании детей. Родители сами нуждались в наставлении и дисциплине. Живя в пожизненном рабстве, они умственно деградировали, превратились в невежественных и невоспитанных людей. Они не знали Бога своих отцов и не верили в Него. Среди язычников они сами стали постепенно становиться язычниками. Бог желал поднять их на более высокий нравственный уровень и дать им познания о Себе.

В посылаемых им испытаниях, во всех скитаниях, в голоде, жажде и усталости, в опасности со стороны вражеских народностей Бог стремился укрепить их веру, показать им силу, постоянно ведущую их ко благу. Уча их доверять Своей любви и силе, Он хотел открыть им образец того характера, которого они могли достичь с помощью Его милости.

Драгоценными были уроки, полученные Израилем во время пребывания на Синае. Это был период особой подготовки к наследованию Ханаана. Окружающая обстановка благотворно влияла на осуществление Божьего плана. На вершине Синая стоял облачный столп, который был их путеводителем и затемнял равнину, где люди поставили палатки, а ночью огненный столп заверял их в Божественной защите. Когда они спали, манна с небес тихо покрывала землю вокруг стана. С двух сторон лагерь окружали в торжественном великолепии обширные высоты, напоминая о бесконечности и величии Творца. Человек ощущал своё ничтожество и слабость в присутствии Того, Который «взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис. 40:12). Явлением Своей славы Бог хотел запечатлеть перед Израилем святость Своего характера и заповедей, а также чрезвычайную вину согрешений.

Но израильтяне не смогли усвоить урок. В Египте они привыкли к видимым божествам, и им трудно было понять существование или характер Невидимого. Понимая их желание видеть Того, Кому они поклоняются, Бог дал им символ Своего присутствия. «И устроят они Мне святилище, - сказал Он, - и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8).

Моисею было указано построить святилище по небесному образцу. На горе Бог показал ему модель небесной скинии и все её принадлежности.

Этим Он открыл народу Свой славный характер и желал сделать Израиль средой Своего пребывания. Когда на Синае провозглашался закон, Бог прошел пред лицом Моисея, возгласив: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6).

Но они были бессильны постичь величие и любовь Творца. Событие на Синае только убедило их в собственной ничтожности и беспомощности. Другой урок был в скинии, в служении жертвоприношения, и учил прощению грехов народа и возможности благодаря жертве Спасителя иметь жизнь вечную.

Только Христос мог осуществить искупление человека, которое символизировала скиния - это славное строение. Ее стены сверкали золотом, отражающим цвета радуги, на узорчатых крышах возвышались херувимы, благоухал вечнокурящийся фимиам, наполняющий ароматом всё окружающее, священники в белых незапятнанных одеждах торжественно передвигались в глубине святилища между фигурами склоненных в служении ангелов, там обитала слава Праведнейшего. Бог сделал все возможное, чтобы Его народ понял Его план спасения человека. Намного позже об этом написал апостол Павел, вдохновленный Духом Святым:

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор. 3:16, 17).

Велика была честь, оказанная Израилю в построении святилища, но такой же великой была и ответственность. Строение несравненного великолепия, требующее для сооружения самых дорогостоящих материалов и высочайшего искусного мастерства, должно было быть возведено в пустыне людьми, только что вышедшими из рабства. Это казалось нереальной задачей. Но Тот, Кто повелел строить, давал торжественное обещание сотрудничать со строителями.

«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселиила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением, ведением и всяким искусством… И вот, Я даю ему помощником Атолиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх. 31:1-6).

Какой совершенной была эта ремесленная школа в пустыне, в которой были наставниками Христос и Его ангелы!

В построении и устройстве святилища должен был участвовать весь народ. Там была работа и рукам, и голове. Требовались самые разнообразные материалы, и всех приглашали жертвовать по расположению сердца.

В этом труде и пожертвованиях израильтяне учились сотрудничать с Богом и друг с другом. А еще им нужно было приготовиться к духовному построению - Божьего храма в своих душах.

Еще в Египте израильтяне объединялись в свои колена, избирая себе руководителей. С самого начала странствования в обетованную землю Бог давал им уроки воспитания и дисциплины. На Синае Израиль как народ имел уже стройную организацию. Порядок, так четко прослеживающийся в Божьем водительстве, проявлялся в укладе жизни Израиля. Бог был центром власти и правления. Моисей как Его представитель должен был провозглашать законы Его именем. Затем следовал совет семидесяти, затем священники и правители, «и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками» (Втор. 1:15), и, наконец, на специальные должности назначались служащие. Стан израильский представлял абсолютный порядок. Скиния, постоянное место присутствия Бога, находилась в центре стана, а вокруг неё располагались палатки священников и левитов. Каждое колено сосредоточивалось лагерем вокруг своего знамени.

Были установлены незыблемые санитарные правила. Это было обязательно не только для здоровья, но и как условие присутствия среди них Бога. Моисей провозгласил: «Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего, чтоб избавлять тебя… а посему стан твой должен быть свят» (Втор. 23:14).

Воспитание израильтян не исключало все их обычаи. Всё, что способствовало их благу, было предметом Божественной заботы. Даже в питании Бог осыпал их своими благами. Манна, которой они питались в пустыне, содействовала развитию физических, умственных и духовных сил. Однако многие из них не были удовлетворены ограничением диеты и страстно желали вернуть то время, когда они «сидели у котлов с мясом, когда… ели хлеб досыта!» (Исх. 16:3). Всё же мудрость Божьего выбора была очевидной для них, и они не могли это отрицать. Несмотря на условия жизни в пустыне, среди них не было ни одного болеющего.

Во всех их странствованиях ковчег, в котором хранился Закон Божий, направлял их путь. Остановки в пути указывались снижением облачного столпа. До тех пор, пока облако оставалось над станом, они оставались в палатках. Когда облако поднималось, они снова продолжали странствие. Как остановка, так и дальнейший путь торжественно знаменовались. «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань. Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись. Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Чис. 10:35,36).

Странствуя по пустыне, народ получил много драгоценных уроков, и пережитый опыт был запечатлен в песнях. При освобождении от армии фараона всё воинство Израилево объединила песня триумфа. Далеко по пустыне и над морем раздавался радостный припев, и горы вторили эхом хвалебные речи: «Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он» (Исх. 15:21). В дальнейших странствованиях израильтяне часто пели эту песню, ободряя сердца и воспламеняя свою веру. С заповедями, полученными на Синае, с обетованиями Божьей помощи и храня память о Его чудесных избавлениях, запечатленных под Божьим руководством в песнях, распеваемых в сопровождении инструментальной музыки, народ продолжал идти, и голоса всех сливались в едином хвалении.

Таким образом их мысли возвышались над испытаниями и трудностями пути, а неугомонный, непокорный дух смягчался и успокаивался, принципы истины утверждались в памяти, и вера их крепла. Согласованные действия научили народ порядку и единству, сблизили с Богом и друг с другом.

О взаимоотношениях Бога с Израилем на протяжении сорока лет странствований по пустыне Моисей сказал: «Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего», «чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (Втор. 8:5, 2).

«Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего. Как орёл вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих: так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:10-12).

«Ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии. И дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных, чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (Пс. 104:42-45).

Бог окружил Израиль всеми благами, дал им большие преимущества, чтобы Его имя было прославлено и окружающие народы почувствовали эти благословения. Если они будут следовать путями послушания, Он обещал поставить их «выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии». «И увидят все народы земли, - сказал Он, - что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя». Народы, услышав о всех этих постановлениях, скажут: «Только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор. 26:19; 28:10; 4:6).

На Синае Бог представил Себя Моисею как «человеколюбивого и милосердого, долготерпеливого и многомилостивого и истинного» (Исх. 34:6). Закон Божий, данный Израилю, содержал и ясное руководство о правилах воспитания. Отцы и матери среди Израильского народа должны были научить детей этим принципам, воплощенным в Божественном законе. Моисей, направляемый Богом, объявил им: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:6, 7).

Однако Божьи уставы не должны были преподаваться в виде голой теории. Возвещающие истину должны были сами жить по её принципам. Только своей жизнью отражая характер Божий в честности, великодушии и бескорыстии, они могли воздействовать на других.

Подлинное воспитание - это не принудительное наставление неподготовленного и невосприимчивого разума. Необходимо развивать умственные способности и пробуждать интерес учащихся. Для этого хорошо следовать Божьему методу обучения. Тот, Который создал разум и знает его возможности, обусловил развитие человека в соответствии с его дарованиями. В семье и в святилище, через природу и искусство, в труде и веселии, священными сооружениями и памятными местами, ритуалами и обрядами - бесчисленными знаками Бог дал Израилю уроки, содержащие Его принципы и сохраняющие память о Его чудесах.

Обращение к этой «живой» истории производило сильнейшее впечатление на ум и сердце последующих поколений. На примере воспитания Богом Своего избранного народа мы видим, что совершенная жизнь - это жизнь, в центре которой находится Христос. Он благоволит всем тем желаниям и помогает развивать все те способности, которыми Он Сам наделил человека.

Создатель красоты, Сам любитель прекрасного, Бог наделил Своих детей способностью восторгаться красотой. Он предусмотрел также их потребность в доброжелательном и дружеском общении, которое развивает и обновляет радость жизни.

Праздники Израиля занимали не последнее место в их воспитании. Обычно жизнь семьи была и школой, и церковью, родители были первыми учителями в светском и религиозном развитии своих детей. Но три раза в году назначалось время для общественных встреч и богослужений. Эти собрания проводились вначале в Силоме, а позднее в Иерусалиме. Преимуществом присутствовать на праздниках пользовались только отцы и сыновья, но никто не хотел быть в стороне, и поэтому, насколько это было возможно, отправлялось всё семейство; но, разделяя их гостеприимство, там собирались также и чужестранцы, левиты и бедные.

Путешествие в Иерусалим, в простом патриархальном обычае среди весенней красоты, обилия середины лета или славной осенней зрелости, было удовольствием. С жертвами и приношениями благодарности, от седовласого старца до маленького ребенка, они приходили, чтобы встретиться с Богом в Его святой обители. Во время путешествия детям рассказывались истории прошлого, так горячо любимые и старыми, и молодыми, пелись песни, ободряющие путешественников, вспоминались Божьи заповеди, и все это, переплетаясь с благословенным влиянием природы и доброжелательным человеческим восприятием, навсегда запечатлевалось в памяти молодого поколения.

Церемония пасхального служения в Иерусалиме напоминала историю о кроплении кровью, ангеле-губителе и грандиозном исходе из земли рабства. Собрание открывалось вечером, все мужчины стояли с препоясанными чреслами, обутые, с посохами в руках, с «поспешной» едой (см. Исх. 12:11): агнцем, пресным хлебом и горькими травами - и внимали торжественной тишине. Этот обычай тревожил воображение и впечатлял сердце.

Праздник урожая - с дарами фруктовых садов и полей, с проживанием в кущах целую неделю, с вечерами общения, со священными памятными служениями, с щедрым гостеприимством Божьих работников из святилища по отношению к Его детям, странникам и бедным, - объединял всех в благодарении к Тому, Который помог благополучно прожить год и благословил землю плодородием.

Таким образом народ Израиля проводил в благоговении один месяц в году. Это было свободное от забот и трудов время, в истинном смысле полностью посвященное воспитанию.

Ханаанская земля была разделена между всеми коленами Израиля, за исключением только левитов - служителей святилища. Бог хотел и в этом научить Своих детей, а через них и народы последующих поколений, правильному владению землёй. Распоряжаясь своим имуществом, родители не могли продать наследственную землю своих детей, но если все же они вынуждены были это сделать, то в любое время свободно могли выкупить ее. Долги прощались каждый седьмой год и пятидесятилетие или в год юбилея, таким образом вся земельная собственность возвращалась к прежнему владельцу. Каждая семья наделялась имуществом и таким образом была защищена от крайностей - богатства или бедности.

Распределяя землю среди всего народа. Бог предусмотрел занятие, наиболее благоприятное для развития, - заботу о растениях и животных. Каждый седьмой год земля оставалась под паром, а её самопроизвольные продукты доставались бедным. Это был еще один Божий урок. В год отдыха народ имел широкие возможности для разнообразных занятий, общения друг с другом, богослужений и для проявления благожелательности, так часто вытесняемой жизненными заботами и трудами.

Если бы принципы Божьих законов о распределении имущества сохранились в обществе и до нашего времени, насколько иным был бы наш мир! Соблюдение этих принципов предотвратило бы ужасное зло, причиной которого во все века является угнетение богатыми бедных и ненависть бедных к богатым. Это помешало бы накоплению огромного богатства земными властелинами, это предупредило бы такие явления, как невежество и деградация десятков тысяч людей, чей низко оплачиваемый рабский труд способствует увеличению несметных богатств. Это помогло бы мирно решить современные проблемы, которые могут ввергнуть мир в анархию и кровопролития.

Принесение Богу десятины от всех прибытков: от фруктового ли сада и урожая с поля, от садов или от овец и рогатого скота, от умственного труда или ремесла, посвящение второй десятины для бедных и других благотворительных целей приносит благословение и направлено на то, чтобы освежать в памяти людей истину о том, что всем владеет Бог и что они могут быть каналами Его благословений. Такое воспитание искореняет малейший эгоизм и развивает великодушие.

Целью воспитания в Израиле было познание Бога, единство с Ним в ученье и труде, уподобление Ему в характере, - это воспитание родители получали от Бога и должны были передать это воспитание своим детям.