Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Воспитание патриотизма на уроках. Воспитание патриотизма на уроках географии

МКОУ Алешковская сош.

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории.

Учитель истории

Данцев В.В.

2013г.

Цель современной школы – воспитание личности, способной творчески участвовать в преобразовании общества, быть готовой к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов своей Родины.

Кризис в духовной жизни нашей страны отразился на сознании молодежи – снизился статус высших человеческих ценностей. Такие понятия как: честь, совесть, готовность к самопожертвованию, патриотизм, любовь к своему Отечеству – для молодого поколения не более чем пустые слова. На фоне глубокого воспитательного кризиса в нашей стране всё более заметна утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Правительством Российской Федерации утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»,предусматривающая «неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства».

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои. Основными задачами патриотического воспитания являются:

1.Формирование у подрастающего поколения любви к своей «малой Родине», готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

2. Воспитание чувства патриотизма на примере истории воинской доблести и солдатской славы.

3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края, проведение мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества.

4.Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

5.Формирование расовой,национальной религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

6.Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной жизни.

Патриотизм – это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном,самоотверженном служении Родине.

Уроки истории призваны помочь учащимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Привитие общечеловеческих норм нравственности, любви к Родине, ко всему человеческому является важнейшим этапом воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История - могучая сила, которая творит патриота, гражданина.

Патриотическое воспитание на уроках истории – процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.

Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс. В процессе воспитания детей важным является изучение истории села, города, края. По мнению Д.С.Лихачева краеведение - это надежный путь к формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины». Что мы вкладываем в понятие Родина, Отечество?

Родина – это территория, где человек родился и вырос, живет и воспитывается. Условно различают «большую» и «малую» Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая Родина - это место рождения и становления человека как личности. А.Твардовский по этому поводу писал: « Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к большой Родине.»

Русские люди во все времена с глубоким сознанием шли на лишения, и даже самопожертвования во имя свободы Отечества, показывали стойкость и массовый героизм при его защите. Особо проявляется чувство патриотизма при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда русский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство.

Народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. На уроке раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и летчик Петр Нестеров, который совершил первый в мире воздушный таран вражеского самолета в годы первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны его подвиг повторили около 650 советских летчиков. Воспитательная значимость исторического факта налицо. Известный педагог В.А.Сухомлинский по этому поводу писал сыну- студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь,закопать живым в землю, как делали это фашисты, но покорить нельзя».

А иначе как объяснить подвиг защитников Брестской крепости, находившихся в окружении, без связи и боеприпасов, около месяца наносивших урон захватчикам. « Умираю, но не сдаюсь!» -эти надписи на стенах казематов говорят о беспримерном мужестве пограничников, первыми встретившими врага. Война 1941-1945 годов явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившей самосознание народа – победителя. С точки зрения патриотического воспитания Великая Отечественная война – главное событие в истории нашей страны 20 века. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. Изучая эту тему на уроках я уделяю особое внимание,знакомлю учащихся с ролью талантливых полководцев, которые в критические моменты проявили выдержку,стойкость и личное мужество: Г.К.Жуков; К.К.Рокоссовский и т.д. Изучая первый период Великой Отечественной,длившийся с 22 июня 1941 по 18 ноября 1942 (до перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом) акцентирую внимание на мужестве защитников блокадного Ленинграда, когда 1 мая 1942 г. изможденные от голода ленинградцы сыграли футбольный матч назло фашистам и показали, что наш народ не сломлен. При обороне Москвы обязательно обращается внимание на подвиг героев- панфиловцев, как пример любви к Родине и готовность защитить ее ценой своей жизни. Для ребят, интересующихся военной историей, предлагается дополнительный материал: об оружии времен войны, технике. Это помогает при подготовке к ЕГЭ и к предметным олимпиадам по истории.

Среди школьников среднего звена большой интерес вызывает составление исторических кроссвордов, для слабых детей это хороший способ улучшить свою успеваемость и выполняют они эту работу охотно и большим интересом. На своих уроках стараюсь развивать мышление и кругозор учеников, давая задания по истории родного края, например: «Какие микрорайоны города Воронежа названы в честь Маршалов Советского Союза?»….. Фамилию - Жуков называют сразу, а вот Конев и Буденный вызывают затруднения.

Во все времена подвиги русских воинов почитались, прославлялись и возвеличивались народом. Военный героизм обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Его основой, источником являются патриотизм, любовь к Родине, верность воинскому долгу.

Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов,талантов российских граждан – примеров для подражания. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. История России – история высочайшего патриотизма. Ведь гражданин начинается с понятия «Родина», «Отечество» и с ценностей, которые связаны именно с ними. Патриотизм поистинне является источником духовной силы российских граждан. Это святое чувство побуждает каждого из них повышать безопасность нашего Отечества, проявления патриотизма. Он формировался в течение многих столетий борьбы с многолетними внешними врагами. Патриотизм сегодня стал общенациональной идеей, способной усилить экономику страны, создать мощную армию.

« Патриотизм – духовная основа национальной безопасности России». Итогом патриотического воспитания должно быть то, чтобы повседневным смыслом подрастающего поколения стало наполненное благородством и уважением отношение к России.

«Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», - писал А.С. Макаренко. Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат - растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Не случайно во всех учебных заведениях одним из приоритетных вопросов воспитания считается нравственно-патриотическое воспитание.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов нравственного и патриотического воспитания. Необходимость формирования патриотически-настроенного подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Для формирования активной личности гражданина - патриота своего Отечества, его мировоззрения, духовного мира, нужны иные подходы, оптимизирующие этот процесс. Среди средств, направленных на улучшение патриотического воспитания детей, особое место занимает нравственное образование в школе.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал: “ Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.”

Нравственность - это не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни.

Патриотизм - это глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах и поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины.

Нравственно-патриотическое воспитание является важной задачей становления личности и выступает одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.”

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, в некоторых из них встречаются грубые фактические и даже орфографические ошибки. Кроме того, они, также как и учебники по другим предметам, дорогие и не всегда доступны части учащихся, а тем более школам, которые давно уже не имеют средств на их приобретение. Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота ”. Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя фоно-хрестоматию, иллюстративный материал. Урок начинается с грамзаписи песни “ Священная война ”, на фоне которой звучат стихи:

Казалось, было холодно цветам.

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

И сразу звучит в грамзаписи голос Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Затем объявляю тему: “ Начало Великой Отечественной войны ” и рассказываю о переходе немецко - фашистской армии границ Советского Союза. Характеризуются силы сторон, приводятся примеры героизма советских людей, проявившиеся уже в первые часы войны. На уроке звучат сообщения учащихся о героической обороне Брестской крепости, о защитниках заставы Лопатина, о подвиге Гасстело. При этом используются иллюстрации об обороне крепости, картина “ Защита Брестской крепости ”, плакат “ Родина- мать зовет ”.

На уроке “ Блокада Ленинграда ” используются грамзаписи: “ Голоса героического Ленинграда ”, “ Седьмая симфония ” Шостаковича, фотографии серии “ Монумент героическим защитникам Ленинграда ”, “ Пискаревское кладбище ”. В рассказе учителя и сообщениях учащихся звучат стихи М. Светлова, Н. Тихонова, М. Исаковского, О. Бергольц, посвященные защитникам города:

Сестра моя, товарищ, друг и брат,

ведь это мы, крещенные блокадой!

Нас вместе называют Ленинград,

и шар земной гордится Ленинградом.

И ежели отныне захотят,

Найдя слова с понятиями вровень,

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, то скажут - Ленинград -

И все сольется в этом слове!

И на заключительном уроке темы - конференции:“ Источники и значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне ”- уделяю внимание прежде всего героизму советских людей, полководческому искусству военачальников. В выступлениях ребят звучат примеры мужества людей, их беспримерного подвига во имя Родины, используются грамзаписи мелодии “ Нам нужна одна победа ” и “ Реквиема ”, на фоне которого читаются строки из одноименного произведения Р. Рождественского:

Люди! Покуда сердца стучатся,

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли,

К мерцающим звездам ведя корабли

О погибших,

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну, прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда

Заклинаю:

На уроке “ Движение декабристов ” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др.. Используются отрывки из поэмы Некрасова “ Русские женщины ”, “ Послание в Сибирь ” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения. На уроке инсценируется отрывок из “ Русских женщин ”- встреча Трубецкой с иркутским генералом - губернатором. Эту тему я продолжаю и во внеклассной работе, проводя вечер, посвященный декабристам, где, помимо стихов, еще звучат и романсы в исполнении учащихся.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Освободительная борьба против польских и шведских интервентов ”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа - финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Знаменитое Куликово поле - слава Русской Земли! Это южные рубежи Руси, там, где в реку Дон впадает речка Непрядва, где над обширной равниной возвышается Красный холм, увенчанный высоким чугунным столбом с затейливой славянской надписью: “ Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство! ”

Урок воспитывает у школьников гордость за наших предков, сумевших победить сильного и жестокого врага, вызывает сочувствие к павшим, понимание того, что ценой своей жизни русские люди спасли свою Родину от гибели:

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья

А вот урок: “ Моя семья в годы Великой Отечественной войны.” К нему учащиеся готовятся заранее, разыскивая материал о своих родственниках - участниках войны или трудового фронта.

Начинается он с грамзаписи песни “ Журавли ”, на фоне которой звучит четверостишие:

Нет в России ни дома, ни хаты,

Где б ни глянул на нас со стены

Молодыми глазами солдата

Окрыляющий подвиг войны.

Затем говорю, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение.

В заключении я рассказываю о своем деде - участнике Великой Отечественной войны

Обращаюсь и к “ Книге Памяти ”, к тому, посвященному нашему Беловскому району, знакомлю с ним учащихся, рассказывая, как им пользоваться. Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ” - “Нет в России семьи такой …” и строчками из “ Реквиема ”:

Помните, через века, через года,

Песню свою отправляя в полет,

О тех, кто уже не придет никогда,

Пожалуйста,

Не плачьте, в горле сдержите стоны-

горькие стоны!

Памяти павших будьте достойны,

Вечно достойны!

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Все проходит. Остается Родина-

То, что не изменит никогда.

С ней живут, любя, страдая, радуясь.

Падая и поднимаясь ввысь…

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Воспитание патриотизма на уроке музыки

Начало урока музыки, посвященного героико-патриотической тематике, можно начать в серьезной и тор-жественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого советского человека образом Родины.

Москва, Красная площадь. Бьют часы на Спасской башне Кремля. Бьют кремлевские куранты, отсчитывают время часы Спасской башни -- свидетели истории нашей Родины. Они стали символом величия нашей страны. С боем часов Спасской башни Кремля начинается и кончается день нашей великой Родины.

Каждое утро и каждый вечер после боя курантов мы слышим по радио Государственный Гимн России. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн -- музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа.

Надо объяснить младшим школьникам, что когда звучит Государственный Гимн, не только те, кто его исполняют, но и все, кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта музыка призвана объединить вест народ. В гимне отражены главные идеи - единства, нерушимости, свободы.

Текст школьники уже выучили на уроках русского языка, музыку слышали не раз при самых различных, но всегда торжествен-ных обстоятельствах. А также звучащая гимном жизни песня Островского «Пусть всегда будет солнце!», помогавшая сплочению юных поколений всего мира «Гимн демократической молодежи» Новикова.

Младших школьников нужно познакомить с «Песней о тревожной молодость» А. Пахмутовой, зовущей к тревогам жизненного пути; «Буенвальдский набат» Мурадели, призывающий всех людей мира не допустить новой войны, новых страданий и разрушений; Сергея Прокофьева «Нам нужен мир» и поэтичнейшую песню о мире Исаака Дунаевского «Летите, голуби, летите», «Песня утра, весны и мира» Д. Кабалевского, посвященная тем, кто погиб в борьбе с фашизмом.

«Песня о Родине» И. Дунаевского рассказывает о нашей великой стране, воспитывает любовь к отечеству. Ученики почувствуют широкий, привольный характер припева, в котором преобладают черты песенности, и маршеобразный, мужественный характер запева. Причем песня начинается не с за-пева, как обычно, а с припева. В начале припева звучат интонации первой фразы: «Широка страна моя родная». Эти интонации и стали позывными, которые мы всегда слышим по радио и телевиде-нию перед важными сообщениями о событиях в жизни нашей стра-ны. Можно обратить внимание на разное звучание одной интонации в самой песне и в позывных (волевая, призывная, энергичная, маршевого характера, с острым пунктирным ритмом -- и звучащая в высоком регистре, лишенная остроты пунктирного ритма и пото-му более песенная, сдержанная).

Еще одна песня, в которой мы также ощутим маршевость, но уже другого характера,-- русская песня «Эй, ухнем!». Следует обратить внимание ребят на то, как настойчиво повторяющаяся интонация создает ощущение тяжелой поступи бурлаков, тянущих баржу.

Можно сказать, что когда-то, до революции, эту песню пели бурлаки, когда на веревках тащили против течения нагруженное судно. Рассказывая о непосильном труде бурлаков, можно про-честь строки Н. Некрасова:

Выдь на Волгу... Чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется,

То бурлаки идут бечевой.

Важно подвести ребят к мысли о том, что песня объединяла усилия людей, помогала им, подчиняя их движения единому ритму. Можно предложить учащимся представить себя в роли бурлаков и как бы тянуть воображаемый канат, ощущая тяжесть, сильное напряжение. После этого школьникам показать картину И. Ре-пина «Бурлаки на Волге» и дать послушать грамзапись песни в исполнении Ф. И. Шаляпина, предварительно сказав несколько слов об этом великом русском певце, который сам родился на Вол-ге, хорошо знал жизнь простого народа, очень любил русские песни.

«Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» -- еще один пример музыки «в народном духе». Решительная, призывная маршеобразная музыка 1-й части, сопровождаемая звучанием набатного колокола, контрастирует с певу-чей средней частью, в которой поочередно звучат женская и муж-ская группы хора.

Учитель должен рассказать ребятам о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны.

Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.

Знакомство с музыкой Д. Шостаковича «Новороссийские куранты» также важно для патриотического воспитания школьников.

В городе-герое Новороссийске сооружен мемориал в честь его героических защитников в годы Великой Отечественной войны. Здесь каждый час звучит скорбная и торжественная музыка, побуждающая слушателей задуматься о вели-чии подвига советского народа.

Эмоционально-нравственной вершиной занятий должно стать слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!». Затем можно дать классу послушать всю арию с большим речи-тативным вступлением и заключением. Следует вспомнить с ребя-тами, как развивается действие в опере после арии: враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!» славит победу народа.

Сравним по контрасту эти сцены -- гибель героя и радостное ликование победившего народа. В первой преобладают минорные краски, во второй -- мажорные; сдержанные темпы и динамика придают арии суровость и мужественность, а в хоре звучание, наоборот, мощное, торжественное; арию исполняет бас с оркестром, а хор «Славься!» исполняется в сопровождении двух оркест-ров и даже колоколов, отчего музыка становится особенно радо-стной, праздничной, победной. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью, она написана в народном духе, воспитывая чувство гордости своими героями, историей, совершениями.

П.И.Чайковский для младших школьников, прежде всего, будет композитором, бес-конечно любившим русскую песню, русскую природу, русского че-ловека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодики с преоб-ладанием песенности.

Бетховен предстанет перед ними, прежде всего, как автор музыки сильной, мужественной, героической (даже в сочинениях лирических и скорбных). Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных трудностей, стремление к свободе и независимости.

Ф. Шопен войдет в сознание ребят как композитор, воплощав-ший в своей музыке красоту народной песенности и танцевальности и в то же время глубокие переживания, связан-ные с борьбой угнетенного народа за свободу (здесь музыка Шопена порой приближается по характеру к бетховенской).

Прокофьев будет воспринят ребятами сперва как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства («Петя и волк», «Болтунья»), а позже как композитор, развивавший патриотические традиции глинкинского «Ивана Сусанина» (например, кантата «Александр Невский»). Музы-кальный язык Прокофьева будет в сознании ребят связан с ощу-щением особой любви к Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это - твоя Родина.

Народная музыка -- источ-ник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина.

Заключение

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются ду-ховно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по-является чувство гордости от того, что все это - твоя Родина

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно прояв-ляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескоры-стное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе:

Ш обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;

Ш обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспи-тания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

Ш диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержани-ем внеклассных и внешкольных мероприятий;

Ш интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной рабо-ты;

Ш опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процес-са и на новое понимание основных педагогических понятий;

Ш опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологи-ческой атмосферы в процессе педагогического взаимодействия;

Ш координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте:

§ способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;

§ интеллектуальная инициативность, любознательность, подражательность;

§ эмоционально-выразительная активность, впечатлительность, яркая эмоциональная память, доверчивость;

§ способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.

Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывающего в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышле-ния, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и откры-тости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуж-дает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.

Список литературы

2. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений - Москва, 1991. 309.С.

3. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.

4. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.360.с.

5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.Методика музыкального воспитания в школе:Москва, 2000г.с. 320.

6. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт - Петербург, 1997- 576.с.

7. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864.

8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития: 2003.-260.с.

9. “Искусство в школе 1994 № 2 С.11

10. Назаров Л. Введение в песенный фольклор,// Народное творчество.1999. № 6 С.22. 2000 № 1 С.15.

11. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М.: Изд-во "Советская энциклопедия". М.; 1996. -- 879 с.

12. Рачина Б.С. Программа Музыка сегодня. Из опыта работы учителя музыки в 5-х классах. Методические рекомендации. СПб, 2001.- 310.с.

13. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.-89.с.

14. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.-150.с.

15. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. -- М.; Аспект-пресс; 1995. -- 271 с.

16. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма.- М.: 2003.-190.с.

Диагностика уровня музыкального образования младших школьников

Урок музыки так же, как и любой другой учебный предмет в школе, нуждается в такой организации, чтобы учитель мог наблюдать за продвижением своих учеников на каждом этапе работы: в процессе усвоения новых музыкальных знаний...

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста

1 КЛАСС. Музыкальная кисть. Цель игры -- развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на инструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников. Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером...

Музыкальные способности. Проблемы развития музыкальных способностей на уроке музыки

Музыкальное воспитание -- это, прежде всего, эмоциональное восприятие, основывающееся на высших социальных потребностях человека...

Нравственное воспитание

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культуре народов Севера (ханты)

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Воспитательные средства урока музыки Развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов при-обретает новое направление. Ведущую идею тематического содержания программы можно сформулировать в двух аспектах: § во-первых...

Педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе

В проекте Реформы образования (1997) фиксируется, что благодаря труду учителей «складывается принципиально новая атмосфера, все более полно отвечающая задачам формирования нового поколения в духе ценностей гражданского общества»...

Пластическое интонирование как средство художественно-невербальной коммуникации на уроке музыки в младших классах общеобразовательной школы

Пластическое интонирование как средство художественно-невербальной коммуникации на уроке музыки в младших классах общеобразовательной школы

В педагогической практике метод "пластического интонирования" как элемент урока может быть использован при условии, что сам педагог может быть эмоциональным, искренним и активным в движениях человеком...

Психолого-педагогические основы работы учителя музыки с музыкально одаренными детьми

Принято считать, что музыкальное искусство родилось в результате многолетних наблюдений человека за звуками окружающей его среды. Звуки природы, животных, человеческого голоса, резонирующих предметов, в конце концов...

Характеристика детских музыкальных инструментов и введение их в урок музыки

Примером использования на уроках музыкальных инструментов может служить "Семеро козлят" из оперы М.Коваля "Волк и семеро козлят". Детское творчество начинается с "обследования" звуковых возможностей инструментов, которые им предлагаются...

Экспериментальное исследование чувства гражданственности у детей дошкольного возраста

Чрезвычайно важным в проблемы воспитания чувств гражданственности является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина»

выступление на Педагогическом Совете:

«Гражданско-патриотическое воспитание

на уроках истории и обществознания»

(из опыта работы)

Подготовил:

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 53»

Шарандина Валентина Владимировна

Курган, 2016 г.

Я знаю, с сотворения земли,

Наверно, не бывает по-другому.

Куда бы нас мечты ни завели,

Дорога приведет к родному дому.

Где ничего не надо объяснять,

Где все без слов понятно и знакомо.

Прийти лишь надо, тихо обувь снять,

И слушать тишину родного дома.

Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,

Любые беды сможешь превозмочь.

Понятно только после этих встреч,

Как важно свою Родину беречь!

В советской школе воспитанию гражданственности и патриотизма придавалось приоритетное значение. Инструментами этого воспитания выступали пионерская и комсомольская организации. Содержание большинства гуманитарных предметов также было подчинено идее любви к Родине и Советскому государству.

Как обстоит дело с воспитанием гражданственности и патриотизма сегодня, даже не нужно вам рассказывать.

Следует заметить, что с ликвидацией пионерской и комсомольской организаций был утерян действенный инструмент воспитания. Поэтому в современных условиях наибольшая нагрузка в воспитании этих качеств ложится на внеурочную деятельность и такие учебные предметы, как «Окружающий мир» и «Чтение» (в начальной школе), и «Литература», «Обществознание» и «История» (в основной и старшей школе).

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, из Интернета, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как «Невская битва. Ледовое побоище», «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов 1612 г.», «Отечественная война 1812 г.», «Гражданская война», «Великая Отечественная война» и т.д. (в старших классах - по 1, максимум 2 часа).

А ведь именно уроки этих тем дают самый существенный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала.

Я в своей работе стараюсь, как можно больше внимания уделять патриотическому воспитанию при изучении именно этих тем. С первых уроков темы, на которую я выделяю максимум возможных часов, создаю определенный эмоциональный настрой, используя видео- и фоно-хрестоматию, иллюстративный материал, документальные хроники, слайд-презентации и т.д.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины.

В своей работе по патриотическому воспитанию использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.

Поэтому я стараюсь как можно чаще выводить детей на экскурсии в залы и музеи города, чтобы учащиеся школы познакомились с неизвестными историческими фактами, раскрыли для себя много нового интересного из истории города и области.

Ведь растить гражданина нужно не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, на событиях из истории своего города, края. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

В настоящее время в школе сложилась определенная система краеведческой работы. Ее содержание определяется следующими составляющими: привлечение краеведческого материала в уроки истории и обществознания, краеведение через спецкурсы и через внеклассную работу.

«История Отечества», как никакой другой предмет, содержит большой потенциал в плане патриотического и гражданского воспитания школьников. В его учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому использование краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано. Например, темы «Столыпинская аграрная реформа», «Гражданская война», «Коллективизация», «Сельскохозяйственная политика Хрущева», аграрные реформы 1965 г., 1987 г., 1990-х годов дополняются краеведческим материалом. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого музея, проводят социологические исследования, а о результатах сообщают на уроке.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о героях России и мужестве солдат-зауральцев. Изучение героических страниц военной истории России - это ли не благодатный материал для воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения!

Особый интерес у школьников вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. Например: «Езиды. История моего народа», «Мой прадед погиб под Сталинградом…», «Моя семья в годы коллективизации», «Пионерское детство моих родителей», «История моей семьи в истории моей страны» и т.п.

При изучении тем по истории культуры России используется местный этнографический материал, собранный работниками Курганского краеведческого музея и представленный в постоянно действующей экспозиции «Зауральская старина». Побывали мы в этническом центре «Аквилон».

Ребята с интересом изучали обряды и культовые праздники народов севера. В ходе диалогового обсуждения школьники выявляли общее и единичное в культуре России и Америки. Это способствует принятию подрастающим поколением этнокультурных традиций, формированию российской гражданской идентичности.

На уроках, посвященных проблемам современной России, активно используются материалы местных средств массовой информации: периодических изданий, городского и регионального телевизионных каналов.

Большую роль в воспитании гражданственности и патриотизма выполняет также и внеурочная деятельность, научно-исследовательская деятельность учащихся. Ребята получают гражданский опыт, учатся понимать многие процессы, происходящие в современном обществе.

По истории края были созданы такие исследовательские работы, как «Археологическое прошлое Зауралья», «Мемориальные доски и архитектурные памятники улицы Советской», «Земля пленительного счастья. Декабристы в Кургане», «История административно-судебного преследования газеты «Юг Тобола». 1912».

Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, города, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул.

В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.

Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен.

Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это - история.

Каждый урок истории России - это урок патриотизма, урок любви к своей Родине. История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота и Гражданина.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 2

Глава 1. Воспитание патриотизма на уроках истории ……………... 3

Глава 2. Воспитание общекультурных и духовных ценностей ….. 9

Глава 3. Развитие критического мышления ………………………. 10

Заключение ………………………………………………………….. 11

Список источников и литературы …………………………………. 12

Введение

Огромное значение для воспитания подрастающего поколения имеет сама личность учителя. Из современной возрастной психологии известно, что с поступления в школу, т.е. с семи или даже шести лет у ребенка меняются авторитеты. Место родителей в значительной степени замещает учитель. Сам образ учителя вызывает у ребенка доверие. Тот, кто дает знания об окружающем мире становиться и нравственным авторитетом. Если учитель подаст пример безнравственности, если слово его расходиться с делом и жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизму и нравственному релятивизму в мировоззрении его учеников.

Роль учителя истории в воспитании подрастающего поколения тем более важна, учитывая значительную роль исторического образования в формировании мировоззрения учащихся, воспитании патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школы, и здесь роль учителя истории неимоверно высока, потому что он располагает огромным комплексом материалов, наглядно демонстрирующих боевые подвиги и трудовые свершения российского народа.

Учитель истории должен прививать школьникам общечеловеческие ценности, любовь к культуре, уважение к традициям других народов, показывать путь, которое прошло человечество, его свершения и достижение. Знакомство с памятниками мировой культуры и искусства - благодатная почва для воспитания общей культуры и духовных ценностей в учениках.

Есть еще один аспект деятельности учителя истории в школе, на котором хотелось бы заострить внимание - воспитание критического мышления учащегося. На уроках истории при наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель может организовать различные формы учебной и исследовательской деятельности, способствующих развитию критического мышления.

Итак, цель данной работы - изучить роль учителя истории в современной школе.

Для всестороннего раскрытия этой цели ставятся следующие задачи:

1) изучить роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма;

2) проанализировать роль учителя истории в привитии школьникам общей культуры и духовных ценностей;

3) исследовать роль уроков истории в развитии критического мышления.

Глава 1. Воспитание патриотизма на уроках истории

Одна из главных задач исторического образования сегодня - это не только объективное изложение происходивших событий и фактов, но именно воспитание чувства любви к своей Родине у школьников, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством.

Для того, чтобы воспитать в нынешней молодежи чувство патриотизма, уважение к национальным святыням, укрепить любовь к Родине, сформировать чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость необходимо изменить способы и методы работы с подростками.

Выпускник XXI века живет в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Многие школьники уже не представляют своей жизни без ежедневного использования сети Интернет, используют его и для учебы, и для общения, и для поиска интересующей их информации. И очень важно направить их деятельность в Интернете в правильное русло, прибегая к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. Компьютерные технологии помогают сегодня проводить всю гражданско-патриотическую работу на современном уровне.

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Хочу, чтобы мои ученики не выросли “Иванами, не помнящими родства”, чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, любили родное село, милую сердцу Горькую Балку, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, а значит любили свою историю.

Однако критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить. Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, привожу примеры разных точек зрения. Выводы ученики делают сами. Большая опасность кроется в субъективной позиции учителя. Но эта проблема будет актуальной до тех пор, пока уроки ведут живые люди, а не машины. Зато и бездушными такие уроки не назовешь.

Я не равнодушный человек. Больно за свою страну, за будущее нации. Сердцем и разумом переживаю за возрождение России, как мощного государства, гордого своей историей, своим народом. Свое призвание вижу в воспитании учеников на примерах славных сынов России, каждый из которых “старицей возвратил то, что получил от нее”.

Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось подчас на мифах. Кто знает, может, падение России были бы менее болезненны, если б мы лучше знали свою историю? “Историк – это пророк, обращенный назад”, – писал Фр. Шлегель.

Известно, нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Вот я и пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой Родине. Если взглянуть на гражданско-патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и гос. идеалогия исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. “Знать – значит уметь действовать”, – утверждал Г.Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа.

Мой урок – это живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняться высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. А значит, во-вторых – это урок-диалог.

На уроках истории мы с детьми перевоплощаемся в скульпторов, юристов, художников, философов. Стараюсь интегрировать за круглым столом, показывают прекрасные знания на уроках “хочу спросить”, “древо познания”, “колесо истории”. Прекрасно проходят уроки- диспуты, семинары, ролевые игры. В своих уроках стараюсь чаще включать элементы игр:

    метод чистой доски

    крестословица

    из уст в уста

    составь вопрос.

Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Мой предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это-история.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает. Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. В.О. Ключевский справедливо жалел “то поколение, у которого нет никаких идеалов”. Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в свои уроки включаю элементы краеведения, и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом и гражданином своей страны. Задача учителя – помочь ребенку раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить в себя. Ребенок должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель – это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель – это мир, который нас окружает. Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу окружающую его? И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна!

Я стараюсь, чтобы на мои уроки дети шли с удовольствием, а уходили с желанием по-скорее встретиться снова. И мы вместе с ними движемся вперед, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Недопустимо стесняться или считать чем-то неприличным патриотизм или любовь к Родине. Это не национализм. Патриотизм в высшем своем проявлении стоит на одной ступени с космопалетизмом. Кто скажет, что “граждане мира” С.Рерих, Н.Гумелев, М.Ганди, Ф.Рузвельт, мать Тереза не были патриотами своих стран?

Ситуация, сложившаяся в России за последние пятнадцать лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, терроризм. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.

Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. Посмотрим, что говорит закон: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Закон РФ «Об образовании». Преамбула).

Вообще слово «патриот» впервые появилось в период Французской революции 1789 - 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб ».

Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре: «патриотизм (греч. Patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число неопатриотов, псевдо- и лжепатриотов.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «… Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия… он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотичей… преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…».

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!».

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия, - писал Константин Дмитриевич, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность - многозначно:

1) антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

3) способность и готовность выступать в роли гражданина;

4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл. Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой.

Учитель истории может рассказать школьникам, что буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и вольностей подданных. Патриотизм - эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Привить детям понимание всего этого - важнейшая задача учителя истории.

Учитель истории также должен развивать в учениках понимание сущности мировых исторических процессов. Без этого молодому человеку трудно будет ориентироваться в политической жизни общества. Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать политические и исторические события, давать им оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно направления гражданского общественного развития. Следовательно, и здесь роль учителя истории очень высока.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России.

Изучение новейшей истории РФ раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления. Никитин А.Ф. О гражданском образовании //Преподавание истории в школе. 1995. №1.

Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Это может быть организация школьного музея, встречи с ветеранами, поездки по местам боевой славы.

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

Несомненно и то, что любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны и её частички - родного края. Ознакомление с фактами из истории края, города, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, города и тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

Перед учителем истории стоит непростая задача - пройти по зыбкой грани, воспитывая у детей любовь к родному краю.

Глава 2. Воспитание общекультурных и духовных ценностей

Приобщению школьников к духовным общечеловеческим ценностям осуществляется на основании обобщения инновационного педагогического опыта обоснование особенностей методики приобщения школьников к духовным общечеловеческим ценностям.

Сегодня мы говорим о всемирных процессах глобализации, расширяются и исчезают экономические, политические и образовательные границы между странами. Но мы все разные, разной национальности, и хотя желаем жить в мире друг с другом, но одинаковыми быть не хотим. Мы часто говорим о таком понятии, как толерантность, но, как научиться уважать культуру, не похожую на ту, в которой ты родился и живешь, как научиться представлять свою национальную культуру другим? Эти вопросы актуальны сегодня как никогда для всех стран.

Образование, и прежде всего историческое образование, должно готовить молодых людей к жизни в поликультурном обществе. Исследователи замечают, что Россия, на территории которой проживают представители 160 национальностей, интересна как «лаборатория», работая в которой, можно понять и отработать методы межкультурного диалога.

Поликультурность - реальность сегодняшнего дня. Интенсивные миграционные процессы приводят к контактам людей из социумов, которые никогда ранее не проживали вместе компактными группами, и нередко порождают проблемы, потому что у этих групп нет опыта бесконфликтного проживания и адекватных механизмов культурного взаимодействия.

Психологи считают, что человек, живущий на границе культур, без соответствующих навыков поведения более психически недоверчив, подозрителен, раним и агрессивен, чем человек, живущий в монокультурной среде. Этим во многом объясняется рост насилия, нетерпимости, шовинизма, ксенофобии, религиозного фанатизма, стремления замкнуться в своей группе, особенно в условиях нарастания экономических и социальных трудностей. Эта ситуация требовала адекватного ответа на вызов времени, в том числе и от системы образования. Поэтому в приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, одобренных на заседании правительства в декабре прошлого года, одним из важнейших ориентиров названо формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии граждан России. Разработана также концепция государственной этнонациональной образовательной политики, в ней в том числе говорится о важности разработки методологии и методики построения образовательных стандартов и программ, учебников на основе принципа диалога культур.

Поэтому особо важна подготовка будущего учителя истории. Профессия педагога отмечена особой миссией, ему подражают, на него равняются, а на уроках истории к тому же закладывается понимание мира, в котором ты живешь, и твоего места в этом мире. Учитель может повлиять на выбор своего ученика - станет ли тот наемником в «горячей точке» или миссионером в той же зоне конфликта.

В целом надо сказать, что в воспитании толерантности, уважения к чужой культуре, понимание исторического пути различных этносов, народов и наций, воспитание общечеловеческих ценностей роль учителя истории неимоверно высока.

Глава 3. Развитие критического мышления

Остается открытым вопрос о способах развития самостоятельного, критического мышления. Характерной для российской школы остается однонаправленность процесса взаи-модействия учителя и ученика: от обучающего к обучаемому, от знающего к не знающему. Ученики старших классов чаще всего не признаются субъектами, наделенными опытом и обладающими собственным ценностным потенциалом, рассматриваются как «еще не состоявшиеся взрослые». Философско-мировоззренческий подход в образовании, на который возлагают большие надежды, не всегда создает такую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным в силу возможного отрыва от реального опыта учащихся.

Учитель истории на своих уроках в силах изменить эту ситуацию, развивая в учащихся критическое мышление.

При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации. Возможности его влияния на развитие социального мышления и социальной компетентности учащихся определяются исключительно его профессионализмом и методами, которые он использует в процессе преподавания, а не монополией на обладание информацией. В то же время, учитель может оказаться одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы не только эмоционально и описательно, но и аналитически, помогая понять суть происходящего, что предполагает активное взаимодействие, одним из важных ресурсов которого является собственный опыт ученика, его взгляды на общественные явления и процессы.

Идеальное критическое мышление человека обычно связано с любознательностью, хорошей осведомленностью, причиной доверия, непредубежденностью, гибкостью, справедливостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, благоразумием в суждениях, желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы, тщательностью в поиске нужной информации, разумностью в выборе критериев, постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.

Изучение истории и выработка критического мышления неразрывны. Известно, насколько идеологизированы были советские учебники; зато сейчас во многих учебных пособиях наметился крен в иную сторону: пошло очернение исторических моментов развития страны. Учителю истории важно воспитывать в школьниках критическое мышление также с тем, чтобы они могли аргументировано отвечать на измышления разнообразных академиков Фоменко, драматургов Радзинских, «искателей Атлантид», гиперборейцев и пр. Без критического мышления человек вырастает либо зашоренным, консервативным, догматичным, невосприимчивым к чужой точке зрения; либо наоборот, склонным подхватывать любую непроверенную историческую теорию.

Заключение

В нынешних непростых условиях учитель истории должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т. п.). В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Совершенствование подготовки учительских кадров требует не только систематического улучшения содержания и методики их обучения, но и становления и развития духовной культуры личности, что обеспечивает полноценную профессиональную деятельность педагога в условиях обновляющегося общества.

Особенностью педагогического труда является то, что, учитель призван помочь ребенку состояться как личности, и как профессионалу. Те коренные изменения, которые произошли в обществе в последние годы коренным образом изменили представления о школе, ее целях, возможностях и перспективах развития, остро поставили вопрос о приоритетах образования и воспитания в обновлении общества.

Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде истории. Еще Н.М. Карамзин утверждал: «Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества». Цит. по: Кисель М. А. Историческое сознание и нравственность. М., 1995.

Список источников и литературы

1. Выгодский Л. С. Нравственное воспитание. М., 1991.

2. Вяземский Е. Е. и др. Историческое образование в современной России. М., 1997.

3. Кисель М. А. Историческое сознание и нравственность. М., 1995.

4. Никитин А.Ф. О гражданском образовании //Преподавание истории в школе. 1995. №1.

5. Степанищев А. Т. История Отечества - преподавание в школе. М., 2001.

6. Фатеев А. В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма // Преподавание истории в школе, 1995. №7.С. 2.