Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Возрождение патриотизма: потеряем себя — потеряем страну. Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи

В современных геополитических и социально-экономических условиях патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества. Патриотизм как катализатор активной гражданской позиции личности реализуется в самоотверженном служении Отечеству. Наряду с веротерпимостью, соборностью, законопослушанием и любовью к родной природе он всегда был и остается яркой чертой российского национального характера.

В последние годы вновь возникла острая потребность в поднятии патриотических настроений белорусов, в частности, молодежи, и выстраивании соответствующей государственной политики. Налицо острая необходимость заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после распада СССР, когда активно возрождаются национальные традиции, возрастает влияние религии в жизни общества, произошло изменение социального статуса и функций силовых структур. Как следствие, система образования неминуемо столкнулась с трудностями разработки новых концептуальных подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В сложившейся ситуации обновление понятия «патриотизм» возможно только на основе общефилософских и психолого-педагогических положений, в условиях демократизации и деполитизации педагогической науки и в целом системы образования. Кроме того, приоритет интересов и устремлений личности, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо должен найти отражение и в содержании понятия «патриотизм».

Современные проблемы героико-патриотического воспитания все чаще рассматриваются в контексте другой, более глобальной проблемы - кризиса духовности. В общественном сознании глубокой эрозии подверглись такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. В детские умы через СМИ часто транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры, космополитизм, псевдомораль. Вследствие этого у подрастающего поколения стали проявляться равнодушие к своей родине, бездуховность.

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все сферы общества, причем не редко для манипуляции и дезинформации людей.

Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения. Но постоянные, с налетом сенсационности, сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых норм событиях порождают у читателей, слушателей и зрителей беспокойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм в отношении возможности искоренения негативных явлений. Молодые люди, которые часто и без разбора смотрят передачи, заполненные сценами насилия, приходят к ложному выводу, что мир может быть только жестоким, жизнь - беспорядочной, а человек - безнравственным.

Современные СМИ, особенно центральные, отдают явное предпочтение развлекательным передачам, идут по пути удовлетворения интересов невзыскательной части населения в ущерб воспитательной работе.

В средствах массовой информации доминирует тенденция к освещению патриотизма как памяти, патриотизма как внимания к людям, патриотизма как ответственности, патриотизма как поклонения героям, патриотизма как гордости за свой народ и Отечество.

Журналисты дополняют нашу работу: воссоздают картины прошлого, обращаясь к чувствам человека, к народной памяти. С одобрением встречает пресса новинки кинематографа, телеэфира, театрального искусства, популяризующие патриотические ценности. Победы россиян на международных спортивных состязаниях стали одним из двигателей массового патриотического всплеска во многом посредством журналистов, поддерживающих энтузиазм болельщиков. Красочный рассказ о достижениях отечественной культуры и спорта - хороший способ «достучаться» до тех наших сограждан, кто далек от политики и плохо знает историю.

Одновременно СМИ являются и зеркалом проблем нашей действительности. Патриотические имена-доминанты в газетах, журналах, на радио и телевидении - это, во-первых, лидеры государства, что обоснованно. Вторая доминанта - представители национально-патриотического спектра. Третьей сопоставимой доминанты, по-видимому, нет.

Прослеживаются два основных направления журналистских мнений по поводу патриотического воспитания в школе: первое - поддержка задач и сущности патриотического воспитания как такового, его новых прогрессивных форм, второе - критика формализации патриотического воспитания в виде введения специальных патриотических уроков или предметов.

Многовековая история страны в первом десятилетии XXI века оказалась в центре острых дискуссий. СМИ неоднозначно отнеслись к объявленной Президентом РФ кампании против «фальсификации истории». Вышли публикации, передача, авторы которых выразили сомнение в возможности и целесообразности подвергать судебной юрисдикции трактовки. Всплыли на поверхность старые споры о свободе слова, возможности историка и исторического публициста высказывать свои мнения. Ведущие журналисты сосредоточились не столько на опровержении нелицеприятных для российского гражданина тезисов, сколько на дискуссии вокруг самих принципов оценки исторических событий.

Эффективным способом борьбы с фальсификациями истории видится формирование объективированной источниковой базы для журналистов, историков, всех исследователей; обеспечение широкой доступности такой базы, дальнейшее раскрытие и активное использование в публикациях архивных и музейных материалов.

Что же могут сделать СМИ для укрепления патриотического сознания россиян? Необходимо проведение системных информационных циклов по:

- «героизации» и «патриотизации» различных эпох, добрых дел и событий современной Росси и их персонажей;

Поиску и продвижению героев современных будней;

Расширению спектра человеческих личностей, воспринимаемых как выдающиеся и патриотические.

Следует более четко ориентироваться на целевую аудиторию. Молодые россияне и так гордятся своей историей и считают себя патриотами. Население страны и так охотно демонстрирует «боевой дух», широко празднует День Победы и высказывает активную позицию по отношению к нелицеприятным демаршам стран-соседей. Не хватает другого - широкой пропаганды необходимости работать не только на себя, но и на государство, священной обязанности служить своей стране, активного участия в общественной жизни.

В российских масс-медиа превалирует трактовка патриотизма, неразрывно связанная с темой войны, будь то Великая Отечественная война или современные локальные войны. Эту тему нельзя назвать абсолютно выигрышной. Победа Советского Союза определила ход истории на много десятилетий вперед. Однако нельзя не признавать, что события тех лет не могут бесконечно питать патриотические чувства россиян. Нации нужны и другие ориентиры. Война не привлекает, а скорее отталкивает: она не должна стать фундаментом российского патриотизма.

Хочется верить, что СМИ смогут и должны внести решающий вклад в формирование, развитие и распространение патриотических идей среди российских граждан; в создание на этой основе обновленного и возрожденного российского патриотизма.

Газета Министерства обороны Республики Беларусь «Белорусская военная газета. «Во славу Родины» была основана 22 июня 1921 года. Именно в этот день вышел первый номер «Красноармейской правды» - органа Реввоенсовета Западного фронта. Западный фронт впоследствии был преобразован в Западный военный округ, а затем - в Белорусский военный округ. Соответственно менялся и подзаголовок газеты.

Выходя в Смоленске, «Красноармейская правда» поддерживала тесные связи с местными литераторами. В 1925 году в ней было напечатано стихотворение Михаила Исаковского «У нас в деревне». В 1926-1927 гг. здесь начинает печататься Александр Твардовский. Активно сотрудничал с редакцией служивший тогда в одной из воинских частей Кондрат Крапива - впоследствии видный белорусский писатель.

После завершения освободительного похода Красной Армии в Западную Белоруссию «Красноармейская правда» в сентябре 1939 г. была передислоцирована из Смоленска в Минск.

22 июня 1941 г. был выпущен экстренный номер «Красноармейской правды», известивший о вероломном нападении фашистов на СССР. 24 июня, после массированного налета вражеской авиации на Минск, редакция перешла в спецпоезд. Через несколько дней он попал под бомбежку и сгорел. Лишившись полиграфической базы, газета не прекратила выход - она печаталась в Могилеве и Смоленске, на станции Касня под Вязьмой. Только 29 июля редакция получила новый поезд.

В 1942-1943 гг. «Красноармейская правда», кроме русского, выходила на узбекском, туркменском, таджикском и казахском языках. Здесь работали известные советские писатели Александр Твардовский, Алексей Сурков, Вадим Кожевников, Евгений Воробьев, Михась Лыньков, художник Орест Верейский. С 1942 года и до конца войны на страницах газеты «прописался» Василий Теркин - главный герой одноименной поэмы Александра Твардовского.

В составе Западного, а с апреля 1944 года 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда» дошла до Кенигсберга. А в конце 1947 г. газета стала выходить под новым названием - «Во славу Родины». В это время военные журналисты нацеливали войска округа на восстановление военной инфраструктуры. Особое внимание уделяется изучению и обобщению фронтового опыта, популяризации имен героев. Именно сотрудники редакции первыми рассказали о мужестве и отваге П.Гаврилова, С.Матевосяна, Пети Клыпы и других защитниках Брестской крепости.

В послевоенный период наша армия стремительно перевооружается. «Во славу Родины» шагает в ногу со временем, ищет и находит действенные формы пропаганды передового опыта, рождающегося в войсках.

Памятным событием для редакционного коллектива стало вручение ей Боевого Красного Знамени и награждение газеты орденом Красной Звезды (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 г.).

Особая страница в биографии газеты - это участие военных журналистов в маневрах и учениях, проходивших на территории Белорусского военного округа: «Днепр», «Неман», «Двина», «Березина», «Запад-81» и др.

Развал Союза Советских Социалистических Республик повлиял и на дальнейшую судьбу газеты.

1991-й - год политических реформ. Сначала в августе ГКЧП взбудоражил всю Москву, а затем президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев лишился власти, в декабре того же года Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали Беловежские соглашения, которое поставило жирную черту в прошлой жизни великой страны под названием СССР. Беларусь вскоре объявила о своей независимости и стала суверенным государством, а окружная газета «Во славу Родины» стала центральным печатным органом Министерства обороны Республики Беларусь. Пришлось делать свой выбор и военным журналистам. Несколько офицеров, россиян и украинцев, не желая больше служить, написали рапорты на увольнение, другие, в большинстве своем белорусы, вернулись домой переводом, благо, что управление кадров Министерства обороны Республики Беларуси делало для этого все возможное. За короткое время коллектив редакции военной газеты поменялся больше чем наполовину. У подполковника Пинчука не было особых сомнений по поводу того, что делать дальше. В трудный момент он в числе других решил поддержать своего редактора полковника Григория Васильевича Соколовского - боевого побратима, в прошлом редактора газеты 103-й и 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Годы становления белорусской армии - это, без сомнения, и время качественных изменений в облике и содержании газеты «Во славу Родины». Летом 1994 года в связи с полной изношенностью полиграфической базы было принято решение о закупке компьютерной техники и обучении технического персонала навыкам набора и верстки. Год спустя, 1 июля 1995 года, газета «Во славу Родины» перешла на офсетный способ печати. Все заботы по техническому перевооружению редакции целиком легли на плечи заместителя главного редактора полковника Валерия Пинчука, назначенного на эту должность в апреле 1994 года. Газета изменилась до неузнаваемости: ушла в прошлое окружная проблематика, на первый план вышли новые темы: строительство национальных Вооруженных Сил, поддержание высокого уровня боеготовности в войсках и укрепление национальной безопасности страны, дисциплина и правопорядок, военное образование, социальная защита военнослужащих их семей и военных пенсионеров, военно-патриотическое воспитание молодежи. О трудностях, выпавших на долю белорусских военных, военные журналисты знали не понаслышке. Они первыми рассказали читателям о том, как из республики было выведено ядерное оружие, как на американские деньги пустили под нож «лишние» танки и самолеты, как под нажимом Запада расформировали легендарную 103-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию…

Какое же нужно было иметь мужество, чтобы говорить обо всем, не обходя острых проблем, а тем и не боясь навлечь на себя гнев начальства. В ноябре 1999 года после увольнения в запас полковника Григория Соколовского газету Министерства обороны Республики Беларусь «Во славу Родины» возглавил полковник Валерий Пинчук. К этому времени в редакции сложился крепкий, работоспособный коллектив, основу которого составили выпускники ЛВВПУ и редакторского отделения ВПА имени В. И. Ленина: полковники Артур Илькив и Геннадий Солдатов, подполковники Сергей Петров, Григорий Солонец, офицеры Александр Макаров, Владимир Куц, Александр Логинов и Игорь Кандраль…

Военные журналисты в буквальном смысле этого слова исходили пешком все полигоны и стрельбища, вместе с пехотой ходили в учебные атаки, с десантниками прыгали с парашютом, а с саперами занимались разминированием…

И все это делалось ради нескольких строчек, ради читателей.

Благодаря многочисленным публикациям в военном издании прекратились посягательства отдельных чиновников на пенсии отставников, значительно улучшилось обеспечение жильем бывших военнослужащих. После оснащения «Во славу Родины» самой современной компьютерной техникой и создания своего сайта изменились и возможности газеты. С учетом перспективных направлений развития информационных систем с 2004 года в белорусской армии была начата разработка мобильных технических средств, позволяющих вести информационную работу с использованием глобальной сети Интернет и спутниковых каналов передачи информации. В рамках госпрограммы вооружения в войска стали поступать современные цифровая фотоаппаратура и мультимедийное оборудование. Создан и взят на вооружение подвижной информационный центр на отечественной базе, способный принимать и передавать информацию с использованием сети интернет, тиражировать полиграфическую продукцию, монтировать видеоматериалы, принимать и передавать информационные материалы, обеспечивать видео и радиообслуживание военнослужащих в полевых условиях. С использованием этого центра через сайт Министерства обороны осуществлялось информирование военнослужащих белорусской группировки ВВС и войск ПВО, ежегодно принимающих участие в учениях на российском полигоне Ашулук. Полиграфическая база центра обеспечивала тиражирование на полигоне и «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» (так она стала именоваться с 2005 года), и газеты «Красная звезда» на 12 часов раньше, чем они выходили в Беларуси и России. Все это не только облегчило работу военных журналистов и позволило повысить оперативность публикуемых материалов, но и значительно увеличило интерес к военному изданию. Достаточно сказать, что после перехода газеты «Во славу Родины» в 2005 году на цветную печать тираж достиг более 30 тысяч экземпляров.

Жизнь в коллективе вырабатывает, по существу, новые формы поведения, новую этику. Для легендарного коллектива белорусской военной газеты главным принципом являлись высочайшая журналистская этика, творческая дисциплина, постоянный профессиональный рост, порядочность во взаимоотношениях, уважение к читателям. В военной газете никогда не было людей случайных. А если кто и появлялся из таковых, то недолго. Здесь мог выжить только настоящий журналист - и сердцем, и силой убеждения, и преданностью общему делу.

В военную журналистику многие пришли разными дорогами. Кто-то окончил знаменитое Львовское высшее военно-политическое училище, некоторые - филфак и журфак БГУ, кто-то вообще с техническим образованием.

Слово во все времена называли великим оружием жизни. Владеть этим оружием - дар Божий. И тот, кому улыбнулась удача быть журналистом по призванию, счастливый человек. Таковых в редакции нынешней «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» двадцать три, но это далеко не весь коллектив. Ежедневно, над выпуском очередного номера газеты трудятся и те, кто оттачивает и шлифует литературный язык, корректирует тексты, размещает их на страницах газеты, занят набором, версткой и компьютерным дизайном, кто работает с письмами и занимается рекламой, кто организует и планирует редакционную деятельность.

Конечно, сейчас газета во многом отличается от себя самой начала двадцать первого века. И это не удивительно. Жизнь не стоит на месте, и газета как средство массовой информации обязана идти в ногу со временем, работать для современного читателя, всегда стоять на страже его интересов, быть злободневной, информационно насыщенной, откликаться на необозримое многообразие человеческих отношений. В редакционных стенах газеты Министерства обороны «Во славу Родины» неустанно кипела и кипит творческая работа. Ни дня без строчки - таков девиз военных журналистов. Способствовала неутомимой энергии пишущих прежде всего сама атмосфера редакции. Надо сказать, что солидное, трехэтажное, с большими светлыми окнами, выходящими на улицу Первомайскую (рядом с Центральным детским парком имени Максима Горького в белорусской столице), здание было построено в 1947 году специально для редакции газеты «Во славу Родины». На первом этаже располагалась типография газеты, на третьем - жили военкоры с семьями. А вот на втором этаже находились рабочие кабинеты военных журналистов.

В конце длинного коридора с рядом кабинетов, за дверями которых располагались отделы боевой подготовки, новостей и спорта, культуры и социальных проблем, всегда были открыты двери кабинета главного редактора. В редакционном «предбаннике» толпились посетители. Здесь находились подшивки республиканских средств массовой информации, газеты «Во славу Родины», в каждом номере которой публиковались свежие новости со всего мира. Надо отметить то, что до 1989 года газету «Во славу Родины» нельзя было найти в киосках «Союзпечати» - она рассылалась по ведомственной подписке в части и подразделения Белорусского военного округа и не предназначалась для распространения среди гражданского населения. Но время диктовало свои условия. С 1 апреля 1989 года (а точнее, с 20.717-го номера) «Во славу Родины» поступила в продажу. Газета стала новинкой и открытием для гражданских читателей, потому что была наполнена актуальной информацией и интересными статьями.

Актуальные и интересные статьи в рубрике «По странам и континентам», «Боевая подготовка» сразу же привлекли внимание общественности объективностью и точным анализом. Газету читали все слои населения Беларуси, и писали не только ветераны Великой Отечественной войны, офицеры и солдаты, но и люди самых разных гражданских профессий. Именно на страницах «Во славу Родины» было напечатано самое первое стихотворение известной белорусской поэтессы Валентины Поликаниной. Главный редактор поддерживал талантливую молодежь, пришедшую в редакцию, и ни в коем случае не мешал работать творческому человеку. Чтобы еще больше поднять престиж военной газеты, полковник Григорий Васильевич Соколовский дал путевку в жизнь «литературным пятницам», на которые приглашались известные писатели и поэты, видные деятели искусства и культуры. Затем эти встречи освещались на страницах нашей газеты. В гостях у вославовцев побывали Иван Шамякин и Алесь Савицкий, Игорь Лученок и Эдуард Зарицкий…

Сейчас «Белорусская военная газета. Во славу Родины» - составная часть военного информационного агентства Вооруженных Сил «Ваяр», созданного в результате реорганизации военных СМИ в 2009 году. И сегодня у творческого коллектива немало новых интересных проектов, ориентированных на самого различного читателя. Каждая полоса в газете - это отдельный раздел или рубрика для отдельной аудитории. А за каждой печатной строкой по-прежнему стоят журналисты и их незаменимые помощники: операторы электронного набора и верстки. Любой, большой или малый текст надо набрать на компьютере и распечатать. Дело это, поверьте, нелегкое. Профессионально его выполняют Валентина Николаевна Макейчик, Алина Федоровна Фролова и Елизавета Владимировна Степаненко. Не менее ответственная работа и у сотрудников отдела компьютерного дизайна и верстки. Наталья Петровна Щербакова, Людмила Петровна Герасимович, Татьяна Геннадьевна Стороженко, Татьяна Александровна Гайдарь, Ирина Тадеушевна Яскевич, Марина Александровна Гудкова, Мария Александровна Журович - все эти очаровательные женщины превращают слова и мысли журналистов… в аккуратные газетные полосы. Затем начинается этап работы Юлии Борисовны Птичкиной, которая отвечает за доставку адресатам массы накладных, ведомостей, писем… И она же рано утром, к началу рабочего дня, привозит свежие номера газеты в агентство. Для журналистов агентства каждый рабочий день является праздником. Потому что и военные, и журналисты без погон служат одному делу - донести достоверную информацию до различных категорий читателей, оставаться на передовых рубежах обеспечения национальной безопасности государства - там, где идет борьба за души и сердца людей. Журналисты наших дней верят в то, что страстное печатное слово способно разбудить инициативу и энтузиазм. Экскурсия по «Ваяру» Творческая основа Настоящая работа агентства началась с переезда из здания на Фрунзе, 19 в новый дом на Богдановича, 29. Кстати, именно на нынешнем месте дислокации «Ваяра» (исторический факт!) размещались перед Великой Отечественной войной и какое-то время после нее редакция и типография газеты «Красноармейская правда». Все возвращается на круги своя! В агентстве 23 журналиста, для которых, созданы все условия для успешной творческой деятельности - просторные светлые кабинеты с удобной мебелью, новейшая техника…

За каждым именем корреспондента - сотни материалов и «именные полосы». Костяк, основа нашей пишущей братии - выпускники Львовского высшего военно-политического ордена Красной Звезды училища подполковники Николай Макаревич, Александр Логинов, Владимир Куц, Александр Макаров, Игорь Кандраль. Их материалы всегда актуальны и порой являют собой образец кропотливой журналистской работы. Они пример для нового поколения военных журналистов. К слову, выпускником этого же училища является нынешний начальник агентства полковник Андрей Шубадеров. За два года существования агентства были присвоены очередные воинские звания 16 военнослужащим. Государственные награды вручены семи военнослужащим, министром обороны поощрены 16 сотрудников агентства. Назначены на вышестоящие должности восемь военнослужащих. Были организованы занятия с курсантами военного факультета в БГУ, обучающимися по специальности «военная журналистика». Ведется учет ветеранов редакции газеты и агентства, которые находятся на заслуженном отдыхе. Руководство агентства поощряет стремление сотрудников «Ваяра» повысить свою квалификацию. Трое уже окончили курсы иностранных языков в Минском государственном лингвистическом университете, еще четверо продолжают там обучение. Трое офицеров окончили различные курсы в Военной академии Республики Беларусь, еще двое - высшие академические курсы в этом военном вузе. Офицеры агентства ездят в командировки не только по Беларуси. География «путешествий» достаточно разнообразна: Россия, Украина, Китай, Германия, Венесуэла, Катар… - в зарубежных странах побывали 35 наших сотрудников. Молодежь, которая приходит в агентство, «оттачивает перья» долго, на протяжении нескольких лет. Этот процесс нельзя ускорить: чтобы хорошо писать, надо уметь хорошо думать, мыслить. Надо обладать определенной эрудицией. Надо, в конце концов, хотя бы ориентироваться в специфике профессии военного журналиста. Но все эти качества начинающий «корр.» приобретает только вместе с жизненным опытом. А его не купишь ни за какие деньги…

У каждого коллектива или организации - своя история. Летопись военного информационного агентства «Ваяр» во многом пишет «Белорусская военная газета». С армейской газетой военнослужащие Вооруженных Сил, пенсионеры и наши гражданские почитатели «встречаются» каждый день. Но даже сегодня, наверное, не все представляют, что коллектив агентства работает не только над выпуском ежедневного печатного издания и ее электронной версии. В круге забот - еще несколько сайтов, в том числе и сайт Министерства обороны, проекты «Виртуальный военкомат», «Детям об армии», турниры «Штурмовик «Ил-2» и «Мир танков» и другие информационные задачи.

В 2011 году агентство «Ваяр» вышло на новый, качественный уровень. 10 самых важных событий, которые стали определяющими для коллектива агентства, будут в будущем основой для других свершений.

1. Белорусская военная газета «Во Славу Родины», вошла в мировой электронный инфокиоск прессы. И теперь свои читатели газеты есть в Бельгии, Швеции, США, Канаде, Афганистане, а так же еще в ряде других стран.

2. В прошлом году впервые была размещена подписка в сети Интернет на «Белорусскую военную газету» через приложение Press Reader для Android.

3. Никогда ранее на белорусском ТВ не было рекламные роликов газеты, которые сегодня можно увидеть еще и в сети Интернет.

4. Вышли в свет первые номера специального проекта агентства - журнал «ВПК».

5. Впервые в реальных полевых условиях на полигонах российской Федерации Ашулук и Гороховецкий испытание прошли подвижные информационные и радиотелевизионные центры.

6. Было выпущено около десятка наименований рекламной армейской сувенирной продукции, в том числе и для участников СОУ «Щит Союза- 2011».

7. Помимо всего этого, коллектив агентства занимается написанием, вычиткой, а так же подготовкой к печати книг по истории структурных подразделений Генерального штаба и Министерства обороны Республики Беларусь.

8. Военное информационное агентство начало размещать статьи журналистов в крупнейших социальных сетях - «Твиттере», «В контакте», «Фэйсбуке», «Одноклассниках» и других.

9. Создана концепция военной FM-радиостанции. Сейчас идет наработка ее информационной и материальной базы.

10. Практически создан военный информационный портал Министерства обороны, который, как мы планируем, начнет работу летом 2012 года.

А как можно забыть, такое значимое для всех журналистов агентства события, как празднование 90-летия «Белорусской военной газеты» и признание Министерством информации Республики Беларусь агентства «Ваяр» лучшим творческим проектом года. Самое главное, что за непродолжительное время своего существования был налажен тесный контакт с читатели.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и функции военно-патриотического воспитания. Патриотическое воспитание молодежи в Республике Беларусь в советское время и на современном этапе. Вклад средств массовой информации в формирование, развитие и распространение патриотических идей.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2012

    Этапы и основные периоды развития военно-исторического движения. Организация PR-кампании в деятельности военно-исторических клубов; использование музейной работы по продвижению проекта клуба "Нарвские ворота" по реконструкции Отечественной войны 1812 г.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2013

    Общая характеристика, понятие, жанры и содержание журналистского творчества, аспекты структуры, стадии процесса. Методы сбора и предъявления информации, анализ их применения в современных периодических изданиях при создании информационного продукта.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Тема, замысел, идея, структура и композиция будущего произведения, элементы его содержания. Источники информации и способы ее получения. Методы познания действительности. Анализ газетного материала на ее основе методики журналистского творчества.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2010

    Теоретические аспекты коммуникационного сопровождения: понятие, сущность, цели, задачи, основные составляющие. Особенности коммуникационного сопровождения в некоммерческих организациях и в Интернете. Анализ деятельности "Российские Студенческие Отряды".

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Многообразие методов в журналистике. Методы подачи материала (или методы предъявления информации) в журналистских текстах. Использование переосмысления в публицистических жанрах. Использование метода переосмысления в публикациях газеты "Ваш Ореол".

    курсовая работа , добавлен 22.11.2009

    Публикации экологического характера, структура, содержание текстов, приемы, используемые журналистами. Изучение специфики подачи экологической информации в "Труде" и "Российской газете", а также сопоставление изданий с точки зрения найденных особенностей.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместо с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому воспитателю, УзаболевшемуФ этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. В ее основу можно положить примерно следующие размышления.

Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель - первый патриот в учебном заведении. Офицер - первый патриот на корабле, в части. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни по. любить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Россия - страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова УлюбитьФ и УжалетьФ очень близки по глубинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.

Академик Д. С. Лихачев писал: УПатриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...Ф". Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень курсанта, матроса, офицера, тем богаче чувство патриотизма. Понятно, что эти размышления лишь общая нить, канва. Они могут быть развиты и дополнены каждым воспитателем. А теперь конкретные рекомендации.

Но прежде чем мы приступим к ним, необходимо сделать одну оговорку: каждый офицер - воспитатель дважды: т. е. воспитатель своих детей и своих подчиненных.

Воспитание детей - глубоко личное и ответственное государственное дело. Именно в семье формируется гражданин державы с качествами патриота. Философ И. А. Ильин (1883-1945) в книге УПуть духовного обновленияФ рекомендует молодым родителям следующие пути, как он говорил, Унационального воспитанияФ своих детей.

Язык. УЯзык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски; всякие следы УволяпюкаФ должны изгоняться; ...существенны семейные беседы о преимуществах родного языка - о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.

Песня - ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими... Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и окаменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями - наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором.

Молитва - Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к богу... Молитва даст ему (ребенку) духовную гармонию; пусть он переживает ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы - русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном - по-русски... Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой, русской опорой русской церкви. Он найдет пути - ив глубину русской истории, и на простор русского возрождения.

Сказка - Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие Управды и кривды У... Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, - легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации.

Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблестям, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; а русскость героя - даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.

Поэзия - ...Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает; потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать - искренно, прочувственно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно - национальный пророк и национальный музыкант. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, - никогда не денационализируется.

История - Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: УГордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие У. И еще: УКлянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь У.

Армия - Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и служения - вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена - его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своей... Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, - родина остается без обороны, государство распадается и нация сойдет с лица земли. Преподавать ребенку иное понимание - значит содействовать этому распаду и исчезновению.

Территория - Российский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России... Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом... Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности, - так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.

Хозяйство - Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что Утруд У не есть Уболезнь У и что работа не есть Урабство У; что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободыФ.

Патриотическое воспитание в армии и на флоте более чем необходимо. Каковы же пути работы с почти сложившимися людьми?

Широко использовать неисчерпаемые источники духовности русского народа: классическую литературу, музыку, живопись, скульптуру, фольклор. Вот в чем наша духовная ценность. Здесь наше национальное достояние. Как актуально сегодня УСлово о полку ИгоревеФ, созданное более 800 лет назад.

От усобиц княжьих - гибель Руси! Братья спорят: то мое и это! Зол раздор из малых слов заводят, На себя куют крамолу сами, А на Русь с победами приходят Отовсюду вороги лихие!

Нужно прислушаться к мнению кинорежиссера Сергея Бондарчука: УНазовите мне любое произведение Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова, Шолохова, в каждом из них есть ответ на вопросы: откуда, куда и зачем? В каждомФ.

Постоянно обращаться к образам великих предков и через их деяния и нравственный пример постигать дух России. Здесь речь идет о выдающихся государственных деятелях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках, таких, как Сергий Радонежский и других. К примеру, только один призыв Александра Суворова многого стоит: Умое, прошу брать мой пример.., до издыхания быть верным ОтечествуФ.

В самую критическую минуту, когда отступать дальше было некуда (позади Москва), И. Сталин 7 ноября 1941 года обратился к воинам армии и флота: УПусть вдохновит вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя Великого ЛенинаФ.

УЗаболетьФ нашей великой историей, в том числе военной. Открыть ее кладовые для себя и своих подчиненных. Это важнейшее направление работы. Жизненный опыт показывает, что очень легко запутать людей, если они не знают истории. И опять прислушаемся к авторитету. Н. К. Рерих: УЧтобы полюбить Россию, надо познать ееФ труды вполне доступны.

Использовать крупнейшие достижения отечественной культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного и планетарного масштаба. В любой энциклопедии мира можно найти имена наших соотечественников: Менделеева, Глинки и Чайковского, Пушкина и Достоевского, Королева и Улановой. Это русский сержант Егоров водрузил Знамя Победы над рейхстагом, а его земляк Гагарин первым открыл путь в космос. Русский Чехов написал пьесы, которые целый век не сходят со сцен всех театров мира. Современное человечество зачитывается Шолоховым и смотрит на телеэкран, зажженный русским Зворыкиным. И это не тщеславие, не честолюбие, а естественное чувство достоинства народа, нации, страны, и его нужно всячески развивать.

Мощным средством пробуждения чувства патриотизма с Умладых ногтейФ является разработка генеалогического древа своей фамилии. Говорят, что знать своих предков до седьмого колена это богоугодное дело.

Формировать патриотизм через уважение к наградам, мундирам, через соблюдение воинских ритуалов, через кодекс чести матроса, курсанта, мичмана, офицера. Все это было в царской армии и в Советской до недавнего времени. Сегодня эти направления ослаблены. Особенно удивляет неуважение кадровых офицеров к своему мундиру. Александр Кривицкий, знаток военной истории и военных традиций в брошюре УТрадиции русского офицерстваФ писал: УФорма одежды, которую носят командиры, знаки различия, награды - все это в совокупности является выражением чести и достоинства офицера.

Военным нужны красивые мундиры для того, чтобы каждый офицер питал к ним любовь. И если бы мы не дорожили и не гордились воинской одеждой, которую ", носили когда-то наши доблестные предки, то были бы дрянью, лишенной чести. Честь мундира - это храбрость, верность долгу. Честь мундира - это дисциплина.

Воинский мундир, не освященный самой суровой дисциплиной, перестает быть символом чести и становится безличной одеждой.

Поэтому тот, кто надел мундир офицера, перестает уже располагать собой по собственному усмотрению и подчиняет жизнь точно регламентированному порядку. Культ г чести мундира священ для офицера. Понятие о чести мундира включает в себя верность знамени, служит на войне путеводной нитью, указывающей дорогу среди всех преград. Честь мундира - это не только прошлое и настоящее офицера, а и его будущее, ибо вознесенная подвигом, она переживет векаФ.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Эта система должна включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.

Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

ВЫВОД:

В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве, Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности. В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил. Важнейшим условием является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой о них. Этому способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений. Рассмотренные выше направления воспитательной работы непосредственно связаны с состоянием воина в обычное и военное время. Игнорирование вышеперечисленных аспектов ведёт к резкому ухудшению психического состояния воина в бою и значительному снижению эффективности его боевой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1."О долге и чести воинской в Российской Армии", Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва- 1990г.

2."История государства Российского", Изд."Пламя",1992 г.- 410с.

3."Вопросы воинского воспитания", Сборник статей, Москва, Воениздат 1985г.,- 178 с.

4."Проблемы воинского воспитания", Воениздат, Москва 1979г.- 273 с.

Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи

Формирование и воспитание патриотизма, становление патриотических чувств происходит не само по себе, а результате целенаправленной деятельности. На современном этапе развития России происходит масса событий, оказывающих влияние на формирование патриотического воспитания, любовь или нелюбовь к своей Родине, готовность или отказ служить Отечеству. Идеологию современного общества, особенно молодого, строят средства массовой информации: телевидение, газеты, интернет. Не всегда это "строительство" идёт в правильном направлении, но нет сомнений в том, что современные СМИ оказывают на него определённое - и даже очень сильное - влияние. И если у старшего поколения уже сложились определённые установки в отношении патриотизма, так что материалы прессы могут только соответствовать или противоречить ему, то поколение молодых людей всё ещё находится в стадии самоопределения, а следовательно воздействие печатных и электронных изданий на него носит наиболее ярко выраженныё характер.

Средства массовой информации, однако, не стремятся приобщить молодёжь к патриотическому воспитанию. В прессе, в телевизионных передачах наблюдается явный упадок популярности патриотических, научно-популярных, исторических программ. В первую очередь это объясняется тем, что если такие передачи на телевидении и есть, то они идут рано утром или далеко за полночь, поэтому их может посмотреть очень малое количество зрителей, так что чаще всего аудиторией таких программ становятся люди старшего возраста. Кроме того, очень незначительное количество молодых людей имеют время или заинтересованы в просмотре таких телепередач или чтении политических и научных статей. И современные СМИ никак не стремятся поднять авторитет передач или публикаций на подобную тему, сделать их более привлекательными и интересными для поколения молодых людей.

Низкий уровень культуры и нравственности ведет к плохому воспитанию, что в последствии может привести к очень печальным последствиям. Уже сейчас у некоторого количества молодых людей вызывает удивление вопрос, когда началась вторая мировая война. Главная задача телевидения и прессы - просвещать, но они со своей миссией не справляются. Конечно, в вопросах рэкета, криминальных группировок, наркотиков все превосходно осведомлены, но вот в исторических вопросах, культуры речи, поведения и других важных проблемах редкий человек может блеснуть своими знаниями.

Воспитание патриотизма в молодежи является стратегической необходимостью для России. В настоящее время общество нашей страны находится в состоянии концептуальной неопределенности. Необходимо изменить ситуацию, характеризующуюся социально-правовой незащищенностью ветеранов, несправедливым использованием природных богатств, отсутствием стабильности и единства в обществе. Кроме того, особенно важным воспитание патриотизма подрастающего поколения представляется в условиях угрозы глобального терроризма. Сложившиеся условия диктуют необходимость развития программ, которые должны обеспечиваться государством.

Очевидно, что государство одно не может справиться со столь сложной задачей. В этом вопросе ему потребуется помощь средств массовой информации, отвечающих за распространение пропаганды политического и патриотического воспитания, и самого поколения молодых людей, стремящихся поддержать и реализовать программу.

Для активизации работы в области подготовки молодежи для решения новых задач, стоящих перед обществом, необходимо:

§ Разработать и внедрить методологические и учебно-методические материалы по формированию у молодежи стремления к созидательной деятельности, направленной на обеспечение безопасности России.

§ Разработать систему переподготовки кадров, осуществляющих руководство в молодежной среде на всех уровнях, используя структуры Министерства образования РФ.

§ Создать информационную среду по формированию созидательной деятельности молодежи в интересах безопасности России.

§ Разработать предложения по созданию специализированной программы на телевизионном российском канале "Культура" по освещению деятельности Министерства образования РФ в сфере молодежной политики.

§ Организовать выпуск всероссийского научно-популярного журнала "Молодежь и безопасность России".

§ Создать электронный сайт Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ "Молодежь, устремленная в будущее", содержащий базу данных методологических и учебно-методических материалов, а также организовать тематические конференции с использованием сети Internet.

§ Сформировать серию учебных и научно-популярных видеофильмов для обязательного показа в воспитательных целях в системе образования.

§ Организовать комплекс мероприятий по подготовке молодежи к созданию семьи и воспитанию детей.

§ Создать новые и переориентировать уже существующие информационно-аналитические центры при администрациях субъектов РФ по моделированию социально-экономических и организационно-технических процессов государственного управления страной, обучая и привлекая для этого молодежь.

§ Обобщить и распространить опыт работы молодежи в политических клубах, молодежных правительствах, Народных университетах, центрах и клубах ветеранов и т.д.

Учитывая негативное влияние введения института цензуры в средства массовой информации и одновременно констатируя факт опасного воздействия бесконтрольного потока информации на несформировавшуюся личность, Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций должно выдвинуть качественно новый подход к регулированию информационного пространства РФ на основе матрицы сбалансированного комплекса вещания и информационного кода.

Реализация концепции информационного обеспечения самообразования молодежи на основе методологических знаний, подготовки управленческих кадров в молодежной среде, активного вовлечения молодежи в разработку моделей общественного и государственного устройства в России, практического вовлечения наиболее подготовленной части молодежи в управленческие структуры, позволит России обеспечить собственную национальную безопасность в XXI веке и войти в число лидеров "Нового мирового порядка".

Аналитическая записка

Всестороннее и детальное изучение газетных материалов, поступивших на Всероссийский конкурс «Патриот России » в 2013 году, позволяет сделать следующие выводы:

Продолжается рост интереса к конкурсу «Патриот России » со стороны как федеральных, так и региональных изданий. В 2013 году участие в нем приняли большинство ведущих областных и краевых газет. Также в конкурсе участвовали брендовые федеральные СМИ: «Известия», «МК» и др.

Год от года увеличивается и число участников, и количество публикаций, направляемых на конкурс от одного издания. Можно отметить, что 2013 год был рекордным по числу принявших в нем участие печатных СМИ (газет).

Многолетний опыт конкурса «Патриот России » демонстрирует его ощутимое влияние на формирование тематического спектра изданий (особенно региональных) и разработку ими контента.

Ежегодное участие в конкурсе на протяжении многих лет привело к возникновению в региональных изданиях тематических рубрик, освещающих патриотическую тематику, названия которых часто совпадают по звучанию с традиционными номинациями конкурса. Авторы работают в выбранном направлении не один год, глубоко и всесторонне изучают выбранную тему, что закономерно приводит к повышению качества журналистской работы и уровню материалов. Расширяется и спектр патриотических тем. В целом, можно отметить рост качества представленных на конкурс материалов.

Естественно, возрастают требования к конкурсным материалам со стороны жюри: оценивается содержание публикаций, работа журналистов, жанровое и стилистическое разнообразие, художественная ценность, воздействие на читателя, воспитательная роль, визуальные решения подачи материалов, общая стилистика изданий, креативность в решении задач по патриотическому воспитанию.

Среди общих тенденций этого года можно выделить появление на страницах газет ранее мало освещаемых тем, раскрывающих сложные страницы истории Великой Отечественной войны : оккупация и плен. Наблюдается отход от огульного очернения военнопленных и тех, кому выпало остаться на оккупированных фашистами территориях. Журналисты тщательно изучают архивы, разбирают персональные материалы, восстанавливают историческую правду. Журналистская работа по реабилитации тех, кто погиб в плену или в оккупации, имеет большое значение для их потомков и вызывает широкий резонанс, что подтверждается откликами на подобные публикации.

Как и в предыдущие годы, активно звучит тема поисковых отрядов. Многие издания представили материалы, посвященные работе «поисковиков», и в номинацию, посвященную Великой Отечественной войне - «Народная. Священная», и в номинацию «Россия молодая».

В прошлые годы уже отмечалось возрождение жанра, составившего славу отечественной журналистики, - очерка, об «отмирании» которого еще недавно говорили специалисты в области медиа. Особенно тенденции возрождения этого замечательного жанра заметны в региональной прессе, которая традиционно ближе к читателю, более человечна, нетороплива.

К сожалению, в 2013 году тема труда была интегрирована в номинации «Народная. Священная», «Россия молодая», «С чего начинается Родина», а не выделена в специальную номинацию, как в 2012 году (номинация «Трудовые свершения»). Именно в раскрытии темы труда было в наибольшей степени заметно развитие современного очерка.

Выделение темы труда в специальную номинацию представляется целесообразным, так как это дает дополнительные возможности изданиям вести работу по патриотическому воспитанию не только на исторических примерах, но и обращая свой взгляд, в первую очередь, на тех, кто непосредственно живет и трудится на родной земле рядом с читателем и может служить примером ежедневного патриотизма.

Интересно отметить, что многие издания на основе конкурса «Патриот России » проводят собственные конкурсы среди своих подписчиков и читателей, решая одновременно несколько задач: распространяют и увеличивают подписку и привлекают интерес читателей к патриотической тематике, проводя тем самым работу, выходящую за рамки простого освещения темы.

«МОЯ РОССИЯ »

Номинация «Моя Россия» широко трактуется изданиями. На конкурс представлены материалы, охватывающие большой диапазон тем, и демонстрирующие разнообразие жанрово-стилистических решений и подходов к их освещению.

На рассмотрение в главную номинацию конкурса многие издания представили как тематические подборки материалов за прошедший год, так и целые номера, в том числе и специальные выпуски, подготовленные к знаменательным датам.

Выделяется редакция газеты «Красное знамя» (г. Шебекино, Белгородская область), представившая на конкурс более полусотни материалов, охватывающих весь диапазон патриотической тематики, масштабно демонстрирующих вклад в дело патриотического воспитания: материалы на историческую тему, рассказы о ветеранах Великой Отечественной войны, героях мирных трудовых будней, материалы о зарождении казачества и др.

Следует отметить и специальный проект газеты «Тюменская область сегодня», представившей на конкурс подборку материалов о патриотическом воспитании молодежи. Это направление - одно из главных в издании. Проект «Герой. Разведчик. Легенда» посвящен Герою Советского Союза Николаю Кузнецову, имеет двухлетнюю . В 2011 к вековому юбилею Кузнецова журналисты и ветераны ФСБ организовали велоэкспедицию по местам, где родился, жил и учился великий земляк. В прошлом году автопробег был совершен до Кудымкара, где Кузнецов начинал трудовую деятельность. В рамках проекта опубликовано много материалов, вызвавший большой читательский интерес не только в Тюмени, но и за ее пределами.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«НАРОДНАЯ. СВЯЩЕННАЯ »

Тема Великой Отечественной войны освещается изданиями на протяжении десятков лет, особое внимание этой теме уделяется в начале лета, с приближением скорбной даты начала войны, в мае - в годовщины Дня Победы, и в дни юбилейных дат ключевых сражений и крупных побед. Такое длительное и всестороннее изучение и многолетнее освещение темы Великой Отечественной войны многими поколениями журналистов ставит перед изданиями сложные задачи донесения до читателя, особенно молодого, ярких свежих эмоций, без которых невозможно полноценное патриотическое воспитание.

Следует отметить, что многие издания находят интересный новый подход к освещению темы военных лет, работают с архивами, тщательно подбирают фотоматериалы, привлекают к работе над военно-патриотическими материалами молодых авторов, которые ищут креативные решения в подготовке публикаций.

Особого внимания и высокой оценки заслуживает работа журналиста газеты «Тамбовская жизнь» Людмилы Федоровой. Автор работает над сложнейшей, одной из самых трагических и закрытых страниц в истории Великой Отечественной войны, посвященной судьбам военнопленных . В настоящее время, когда звучат голоса, запрещающие касаться тем, раскрытие которых может привести в пересмотру исторических выводов, честная и профессиональная работа журналистов особенно важна. Автор проявляет высокий профессионализм, глубокий подход к изучению материала, бережное отношение к людям. Большая, последовательная работа, основанная на тщательном изучении архивных материалов, привела к созданию цикла статей о судьбе военнопленных в годы Великой Отечественной войны («Нетленный плен», «Судьба: погиб в плену», «Пока мы помним, мы живем», «Наша вечно тлеющая боль»).

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА »

Широкое тематическое и жанрово-стилистическое разнообразие представлено материалами, поступившими на конкурс в номинацию, посвященную истории родного края.

Интересную работу по изучению и художественному освещению страниц, составляющих гордость отечественной истории, представили на конкурс журналисты «Независимого военного обозрения» (Москва) Владимир Газетов и Максим Ветров: очерк, посвященный истории и традициям Кремлевского караула - легендарной «Золотой роты».

Интересный пример историко-патриотической работы редакции представляет труд журналистов газеты «Карпинский рабочий» (Карпинск, Свердловская обл.), подготовивших Историко-краеведческий спецвыпуск «Богословский родник».

Газета «Артинские вести» (пос. Арти, Свердловская обл.) с начала 2013 года проводит конкурс публикаций, посвященных 230-летию поселка Арти и 90-летию Артинского района под названием, совпадающим с одной из номинаций конкурса «Патриот России» этого года - «С чего начинается Родина…».

Другого типа материалы Т. Березовской («Вечерний Омск-Неделя») «Офицер запаса предан армии всегда» и «Удивительная благодать исходит от резных икон Павла Минина». Офицер в отставке и мастер по иконам – герои этой журналистки. Собеседники с удовольствием отвечают на ее вопросы, продуманные и точные. И получается полнокровный рассказ о людях Омского края - таких разных и одновременно близких.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победитель
г. Москва. «Известия».
«Чтобы помочь многодетным, надо отнять у них детей». Автор Елизавета Витальевна Маетная. За публикацию как плодят социальных сирот и чем можно помочь многодетным на примере Натальи Шевалдиной, матери четверых детей из села Криуши Нижегородской области.

2-е место.
г. Москва. «Независимое военное обозрение».
«Традиции Кремлевского караула». Авторы: Владимир Иванович Газетов, Максим Ветров. За очерк, посвященный истории Кремлевского караула, - легендарной «Золотой роты».

3-е место.
г. Омск. «Вечерний Омск-Неделя».
«Офицер запаса предан армии всегда!», «Удивительная благодать исходит от икон…» Автор Татьяна Анатольевна Березовская. За рассказы о людях своего края и его традициях.

пос. Арти, Свердловская область. «Артинские вести».
Конкурс «С чего начинается Родина». Гл. редактор Прокофьева Елена Рудольфовна. За организацию и проведение конкурса «С чего начинается Родина», посвященного 230-летию поселка Арти и 90-летию Артинского района

г. Карпинск, Свердловская обл. «Карпинский рабочий».
Историко-краеведческий выпуск «Богословский родник». Автор Любимова Татьяна Ивановна. За историко-краеведческий выпуск «Богословский родник»

«МЫ - РОССИЯНЕ »

К сожалению, приходится отметить, что с в номинацию, посвященную теме дружбы, взаимопониманию и сотрудничеству в семье народов России, поступило наименьшее число работ. В то же время статьи, представленные на конкурс в этой номинации, отличаются глубиной, продуманностью, деликатностью и тактичным подходом к изложению. Чувствуется, что авторы берутся за разработку столь сложной, актуальной и чреватой конфликтами из-за неосторожно сказанного слова темы, только когда ощущают уверенность в своих силах. Это зрелые, умные, тонкие работы.

Высокой оценки заслуживает работа газеты «Морозовский вестник» (г. Морозовск, Ростовская обл.). На страницах одного издания соседствуют материалы авторов разных национальностей и вероисповеданий, придерживающихся различных взглядов. Именно такое добрососедство, готовность проявить внимание к чужой точке зрения, оказывает гораздо большее влияние на развитие дружеских отношений в многонациональной стране, чем пафосные статьи, наполненные штампами.

Особой оценки за яркое освещение темы дружбы народов и содействие становлению атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в регионе заслуживает работа журналиста газеты «Морозовский вестник» М. Сухановой - цикл интервью с представителями народных диаспор: «Нарек - центр дружбы» - интервью с председателем армянской диаспоры; «Путь к исламу» - интервью с председателем мусульманской общины.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победитель .
г. Тюмень, «МК в Тюмени»
«Югорские сказки: Победить менква». Автор Андрей Александрович Маркин. За интервью с югорским писателем Владимиром Еновым о жизни и традициях народа ханты.

2-е место .
Морозовск, Ростовская область, «Морозовский вестник»
«Путь к исламу», «Нарек - центр дружбы». Автор Марина Сергеевна Суханова. За цикл интервью с представителями национальных диаспор, содействующих становлению атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в регионе.

3-е место .
Сухой Лог, Свердловская область. «Знамя победы»
Серия публикаций, объединенных рубрикой «Много нас нерусских у России». Автор Марина Леонидовна Крылова. За серию публикаций под рубрикой «Много нас нерусских у России», посвященных исторической дружбе народов Урала.

«РОССИЯ МОЛОДАЯ »

Материалы, поступившие на конкурс в номинацию «Россия молодая», в этом году во многих случаях написаны молодыми авторами, что сказывается на их уровне и формате как положительно, так и отрицательно. Они написаны более энергичным современным языком, интересно скомпонованы, но иногда отличаются поверхностностью. Издания, ежегодно участвующие в конкурсе, развивают молодежное направление, освещая темы срочной воинской службы, работы молодых учителей и врачей, поддерживают молодые таланты.

«Красное Знамя » - газета Верхней Пышмы и Среднеуральска Свердловской области заявили в этой номинации два номера целиком. И вполне оправданно. При точном выборе тем номера «Дороги и судьбы» и «Смена молодая» получился калейдоскопичный, но в тоже время цельный рассказ о молодом поколении, его проблемах и задачах. Материалы – от передовицы, написанной студентом журфака УрГУ Антоном Глуховым до разнообразной подборки «Вид: человек разумный. Подвид: студент» - читаются с интересом, написаны современно и в то же время без злоупотребления модными словечками.

На редкость содержательны и интересны материалы А. Задворнева «Не бойтесь идти за мечтой», «Я кот, живущий полной жизнью» в очень современно выглядящей многотиражной газете «Химик» Агрохимической компании «Акрон» (Великий Новгород). Молодое поколение представляет здесь и молодой специалист, пишущий картины маслом и мечтающий побывать на водопаде Анхель, и дочь работника предприятия, вошедшая в двадцатку лучших юных чтецов страны.

Труд, верность семье и профессии проповедуют герои публикаций М. Потапенко. «У нас две Родины», «Счастливое платье Лены Павловой», «Выходил на поля молодой агроном» («Время и мы», с. Мантурово Курской области).

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победитель .
Верхняя Пышма и Среднеуральск, Свердловская область «Красное Знамя»
Два номера газеты целиком. Гл. редактор Протасова Ирина Анатольевна. За тематические номера о жизни молодежи Свердловской области.

2-е место .
Великий Новгород, Газета агрохимической кампании «Акрон» «Химик»
«Не бойтесь идти за мечтой», «Я кот, живущий полной жизнью». Александр Николаевич Задворнев. За рассказы о жизни молодежи Агрохимической компании «Акрон»

3-е место .
с. Мантурово, Курская область, «Время и мы»
«У нас две Родины», «Счастливое платье Лены Павловой», «Выходил на поля молодой агроном». Автор Нина Мирославна Потапенко. За раскрытие темы верности семье и профессии у молодого поколения XXI века.

г. Липецк, «Золотой ключик»
Совокупность материалов газеты. Гл. редактор Елена Сергеевна Митина. За многолетнюю работу по патриотическому воспитанию самого младшего поколения читателей.

г. Кинкур, Кировская область, «Сельские огни»
Чтоб не забылась та война», «Жизнь, наполненная смыслом». Автор Алевтина Анатольевна Недорезова. За репортажи о работе молодежных поисковых отрядов.