Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Золотое сечение в конструировании одежды. Как одеваться стильно: Учимся соблюдать пропорции

Я должна признаться, что математика никогда не была моим коньком, говорю это для тех, кто думает, что для понимания и использования золотого сечения нужно хорошо разбираться в математике и геометрии.

Золотое сечение, также называемое золотое отношение, обозначается греческой буквой φ и равно 1.6180339 или 0.6180339. Греческий математик Евклид (300 г. до н.э.), написал в книге «Элементы», что деление линии на 0,6180399 ― это золотое отношение. Это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Считается, что этот способ деления линии или формы приводит к наиболее гармоничным пропорциям. Неудивительно, что художники, архитекторы, дизайнеры и позднее даже пластические хирурги использовали эту пропорцию для достижения баланса, гармонии и красоты. Самое странное, что эта волшебная пропорция, тем не менее, мало используется в дизайне одежды.

Этот способ деления, от линии к геометрическим формам, уже встроен в наши тела, потому что эти пропорции проявляютсяпри росте организмов ― всех вещей вокруг и внутри нас.

Архитектор и писатель Георгий Доши, который уделял много времени анализу пропорциональной гармонии в природе и искусстве, пишет в своей книге «Сила границ»: «Мы наблюдаем удивительное единство между пропорциональной гармонией всего тела и его отдельными частями».

Георгий Доши доказывает, что даже в руке человека, страдающего от артрита, эта пропорция сохраняется: «Рука ― это микрокосм, отражающий макрокосм тела. Она является продолжением кисти точно так же, как позвоночник ― продолжением крестца, крылья ― продолжением бабочки, а цветы и листья ― продолжением стебля».

Дизайнер одежды и скульптор Джулиана Турку посвятила 30 лет разработке системы дизайна с использованием золотого сечения. Она специализируется на вязаных изделиях и одежде из тканых материалов.

Турку характеризует себя как модельера-технолога, у неё есть своя частная мастерская. В этом году она планирует провести серию практических курсов по применению золотого сечения для изготовления одежды в Институте моды в г. Граце, Австрия.

Новый взгляд на свободу творчества

«Золотое сечение дарит мне свободу творчества. Прежде я полагалась только на своё чутье. Но золотое сечение лежит в основе всего. Оно даёт способ для раскроя и присоединения деталей. Потому что в процессе моделирования вы в любом случае не можете быть полностью свободны», ― объясняет Турку.

Я предположила, что модельеры не хотят применять строгие математические ограничения в творческом процессе, и рассматривают золотое сечение в качестве ограничения. Но Турку объясняет, что всё с точностью до наоборот, потому что, по сути, золотое сечение ― это идеальный инструмент.

Когда она моделирует одежду, она использует золотое сечение для разрезания ткани на модули. Они могут быть любого размера или количества, но должны быть частью единого и иметь форму изначального отреза ткани. А дальше начинается творческий процесс: эти модули можно разместить на теле или на манекене в бесконечном количестве вариаций и даже стилей.

По словам Турку, сделать ошибку практически невозможно. Я могу подтвердить это, потому что использовала этот метод для моделирования одежды, включая коллекцию вязаных изделий, которую я создала во время обучения в дизайнерской школе.

«Главное преимущество использования золотого сечения в том, что оно позволяет сохранять баланс даже в самых невероятных асимметричных конструкциях, которые могут прийти вам в голову, как модельеру. Это единственный надёжный способ достичь гармонии, которая свойственна человеческому телу и отражает его пропорции», ― говорит она.

При изготовлении вязаных изделий математическая прогрессия, например число Фибоначчи, действует особенно эффективно, потому что каждая петля имеет продолжение. Это позволяет создавать скульптурные формы, гармонично возникающие из шерсти.

Современные вязальные машины с компьютерными программами легко позволяют реализовать этот новаторский метод, однако в индустрии моды по-прежнему преобладает технология создания рукава отдельно с его последующим пришиванием.

Сообщество модельеров придерживается консервативного подхода при создании выкроек. Фактически метод кройки не меняется уже сотни лет. Рукав ― это по-прежнему рукав, он выкраивается и подгоняется, как это делалось сотни лет назад. Существует ограниченный набор фасонов и стилей рукава. Базовая выкройка рукава осталась той же самой.

Дизайнеры используют свои навыки для создания выкроек и силуэтов, исходя из собственных предпочтений и представлений об эстетике. При таком подходе очень легко ошибиться.

Кроме того, при привычном раскрое после вырезания деталей остаётся много обрезков.

Экономия материала

По словам Турку, при моделировании с использованием золотого сечения геометрическая форма, которая служит рукавом, похожа на фрактал, она имеет прямую связь с общей деталью, и поэтому всегда будет находиться в полной гармонии с ней. Это относится к любой части одежды, будь то капюшон, воротник, и так далее.

«При моделировании с совершенными геометрическими формами в качестве отправной точки вы можете использовать каждый сантиметр ткани, потому что нет неидеальных частей. Это всего лишь вопрос того, как работает ваше воображение, чтобы интегрировать их в общий дизайн», ― говорит Турку.

Вне зависимости от того, будете ли вы использовать фракталы в структуре одежды или просто как украшение, они идеально впишутся, и не останется лишних обрезков. Отсутствие обрезков ― мечта дизайнеров и производителей одежды. И это полностью осуществимо.

Совершенный инструмент?

«Использование золотого сечения ― это совершенный инструмент для дизайна, он даёт миллионы возможностей для моделирования», ― делает вывод Турку.

Говоря простыми словами, использование золотого сечения при создании моделей одежды ― это лучший метод для разграничения и присоединения геометрических форм в гармоничной манере. В этом случае модельер имитирует естественный процесс роста, наблюдающийся у всех живых существ, что даёт ощущение естественного порядка и баланса.

Индустрия моды, несомненно, извлекла бы пользу, используя золотое сечение и преимущества, которое оно даёт.

Леонардо да Винчи говорил: «Природа ― самый мудрый и благородный учитель».

Возможно, нам стоит начать брать у неё уроки в самом прямом смысле.

Из истории

"… Если с точки зрения исполнения или функции элемента какая-либо форма имеет пропорциональность и приятна, привлекательна для взора, то в таком случае мы можем тотчас же искать в ней какую-либо из функций Золотого Числа … Золотое Число вовсе не математический вымысел. Это на самом деле продукт закона природы, основанный на правилах пропорциональности."

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Давайте выясним, что общего между древнеегипетскими пирамидами, картиной Леонардо да Винчи "Мона Лиза", подсолнухом, улиткой, сосновой шишкой и пальцами человека?

Ответ на этот вопрос сокрыт в удивительных числах, которые были открыты итальянским математиком средневековья Леонардо Пизанским, более известным по именем Фибоначчи (род. ок. 1170 - умер после 1228.После его открытия числа эти так и стали называться именем известного математика. Удивительная суть последовательности чисел Фибоначчи состоит в том, что каждое число в этой последовательности получается из суммы двух предыдущих чисел. 2

Числа, образующие последовательность 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, ... называются "числами Фибоначчи", а сама последовательность - последовательностью Фибоначчи. Это сделано в честь итальянского математика 13 века Фибоначчи.

В числах Фибоначчи существует одна очень интересная особенность. При делении любого числа из последовательности на число, стоящее перед ним в ряду, результатом всегда будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1.61803398875... и через раз то пpевосходящая, то не достигающая его.
(Прим. иррациональное число, т.е. число, десятичное представление которого бесконечно и не периодично)

Более того, после 13-ого числа в последовательности этот результат деления становится постоянным до бесконечности ряда. Именно это постоянное число деления в средние века было названо Божественной пропорцией, а ныне в наши дни именуется как золотое сечение, золотое сpеднее или золотая пропорция.

Не случайно величину золотой пропорции принято обозначать греческой буквой Ф(фи) - это сделано в честь Фидия.

Итак, Золотая пропорция = 1: 1,618

233 / 144 = 1,618
377 / 233 = 1,618
610 / 377 = 1,618
987 / 610 = 1,618
1597 / 987 = 1,618
2584 / 1597 = 1,618

Золотое сечение - соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. (Если обозначить целое как С, большую часть А, меньшую В, то правило золотого сечения выступает как соотношение С:А=А:В.) Автор золотого правила - Пифагор - считал совершенным такое тело, в котором расстояние от темени до пояса относилось к обшей длине тела как 1:3. Отклонения величины веса и объема тела от идеальных норм зависят прежде всего от строения скелета. Важно, чтобы тело было пропорционально.
В создании своих творений греческие мастера (Фидий, Мирон, Пракситель и др.) использовали этот принцип золотой пропорции. Центр золотой пропорции строения человеческого тела располагался точно в месте пупка.

КАНОНЫ
Канон - система идеальных пропорций человеческого тела - была разработана древнегреческим скульптором Поликлетом и в V веке до нашей эры. Ваятель задался целью точно определить пропорции человеческого тела, согласно с его представлениями об идеале. Вот результаты его вычислений: голова - 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступня -1/6. Однако уже современникам фигуры Поликлета казались слишком массивными, “квадратными”. Тем не менее каноны стали нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников ренессанса и классицизма. Практически канон Поликлета был воплощен им в статуе Дорифор (”Копьеносец”). Статуя юноши полна уверенности; уравновешенность частей тела олицетворяет могущество физической силы. Широкие плечи почти равны высоте туловища, половина высоты тела приходится на лонное сращение, высота головы восемь раз укладывается по высоте тела, а центр “золотой пропорции” приходится на уровень пупка.

Уже тысячелетия люди пытаются найти математические закономерности в пропорциях тела человека. Долгое время отдельные части тела человека служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Так, у древних египтян было три единицы длины: локоть (466 мм), равнявшийся семи ладоням (66,5 мм), ладонь, в свою очередь, равнялась четырем пальцам. Мерой длины в Греции и Риме была ступня.
Основными мерами длины в России были сажень и локоть. Кроме этого, применялся дюйм - длина сустава большого пальца, пядь - расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами (их копнами), ладонь - ширина кисти руки.

Тело человека и золотое сечение

Художники, ученые, модельеры, дизайнеры делают свои расчеты, чертежи или наброски, исходя из соотношения золотого сечения. Они используют мерки с тела человека, сотворенного также по принципу золотой сечения. Леонардо Да Винчи и Ле Корбюзье перед тем как создавать свои шедевры брали параметры человеческого тела, созданного по закону Золотой пропорции.

Самая главная книга всех современных архитекторов справочник Э.Нойферта "Строительное проектирование" содержит основные расчеты параметров туловища человека, заключающие в себе золотую пропорцию.

Пропорции различных частей нашего тела составляют число, очень близкое к золотому сечению. Если эти пропорции совпадают с формулой золотого сечения, то внешность или тело человека считается идеально сложенными. Принцип расчета золотой меры на теле человека можно изобразить в виде схемы.

Характерно, что размеры частей тела мужчин и женщин существенно различаются, но отношения этих частей соответствуют в большинстве случаев отношениям тех же целых чисел.

Первый пример золотого сечения в строении тела человека:
Если принять центром человеческого тела точку пупа, а расстояние между ступней человека и точкой пупа за единицу измерения, то рост человека эквивалентен числу 1.618.

Кроме этого есть и еще несколько основных золотых пропорции нашего тела:
расстояние от кончиков пальцев до запястья и от запястья до локтя равно 1:1.618
расстояние от уровня плеча до макушки головы и размера головы равно 1:1.618
расстояние от точки пупа до макушки головы и от уровня плеча до макушки головы равно 1:1.618
расстояние точки пупа до коленей и от коленей до ступней равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до кончика верхней губы и от кончика верхней губы до ноздрей равно 1:1.618
расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки равно 1:1.618

Золотое сечение в чертах лица человека как критерий совершенной красоты.

В строении черт лица человека также есть множество примеров, приближающихся по значению к формуле золотого сечения. Однако не бросайтесь тотчас же за линейкой, чтобы обмерять лица всех людей. Потому что точные соответствия золотому сечению, по мнению ученых и людей искусства, художников и скульпторов, существуют только у людей с совершенной красотой. Собственно точное наличие золотой пропорции в лице человека и есть идеал красоты для человеческого взора.

К примеру, если мы суммируем ширину двух передних верхних зубов и разделим эту сумму на высоту зубов, то, получив при этом число золотого сечения, можно утверждать, что строение этих зубов идеально.

На человеческом лице существуют и иные воплощения правила золотого сечения. Приведем несколько таких соотношений:
Высота лица / ширина лица,
Центральная точка соединения губ до основания носа / длина носа.
Высота лица / расстояние от кончика подбородка до центральной точки соединения губ
Ширина рта / ширина носа,
Ширина носа / расстояние между ноздрями,
Расстояние между зрачками / расстояние между бровями.

Рука человека

Достаточно лишь приблизить сейчас вашу ладонь к себе и внимательно посмотреть на указательный палец, и вы сразу же найдете в нем формулу золотого сечения. Каждый палец нашей руки состоит из трех фаланг.

Сумма двух первых фаланг пальца в соотношении со всей длиной пальца и дает число золотого сечения (за исключением большого пальца).

Кроме того, соотношение между средним пальцем и мизинцем также равно числу золотого сечения.

У человека 2 руки, пальцы на каждой руке состоят из 3 фаланг (за исключением большого пальца). На каждой руке имеется по 5 пальцев, то есть всего 10, но за исключением двух двухфаланговых больших пальцев только 8 пальцев создано по принципу золотого сечения. Тогда как все эти цифры 2, 3, 5 и 8 есть числа последовательности Фибоначчи.

Пропорции в одежде.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции (для художников и архитекторов они имеют первостепенное значение). В основе гармоничных пропорций лежат определённые математические соотношения. Это единственное средство, с помощью которого удаётся «измерить» красоту. Золотое сечение самый известный пример гармоничной пропорции. Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции костюма наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между целым и его частями.

Однако пропорции одежды теряют всякий смысл, если они не увязаны с человеком. Поэтому соотношение деталей костюма определяется особенностями фигуры, её собственными пропорциями. В теле человека тоже существуют математические соотношения между отдельными его частями. Если принять за модуль, т. е. условную единицу, высоту головы, то (согласно Витрувию, римскому архитектору и инженеру 1 в. до н. э., автору трактата «Десять книг об архитектуре») в пропорциональной фигуре взрослого человека уместится восемь модулей: от макушки до подбородка; от подбородка до уровня груди; от груди до талии; от талии до линии паха; от линии паха до середины бедра; от середины бедра до колена; от колена до середины голени; от голени до пола. Упрощённая пропорция говорит о равенстве четырех частей фигуры: от макушки головы до линии груди (по подмышкам); от груди до бёдер; от бёдер до середины колена; от колена до пола.

Готовое платье шьется на идеальную, стандартно сложенную фигуру, которой в реальной жизни похвастается далеко не каждый. Однако человек может подобрать одежду таким образом, чтобы выглядеть гармонично.

Огромную роль в одежде играют пропорции.
Пропорции в одежде - это соотношения частей костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой человека. Сравнительная длина, ширина, объем лифа и юбки, рукавов, воротника, головного убора, деталей влияют на зрительное восприятие фигуры в костюме, на мысленную оценку ее соразмерности. Самыми красивыми, совершенными, "правильными" выглядят такие соотношения, которые близки естественным пропорциям человеческой фигуры. Известно, что высота головы "укладывается" в росте около 8 раз, а линия талии делит фигуру в отношении примерно 3:5.

Наиболее пропорциональной фигурой человека считается та, в которой эти пропорции также повторяются (соотношение отдельных частей). То" же самое касается и костюма.
В костюме можно применять как естественные пропорции, так и сознательно нарушенные. Здесь невозможно подробно разобрать разные варианты, так как для этого нужно серьезно изучить законы композиции. Надо помнить, что естественные пропорции, как правило, "выгодны" для любой фигуры; в то же время недостатки сложения можно "исправить", слегка передвинув, "поискав" во время примерки ту или иную линию (например, можно немного завысить или занизить талию, заузить или расширить плечи, изменить длину платья, рукава, величину воротника, карманов, пояса).

Создание одежды во многом как бы перекликается с зодчеством - оба эти искусства предназначены для непосредственного соприкосновения с человеком, исходят из его природных пропорций; наконец, костюм вместе с человеком почти постоянно находится в окружении зданий, внутренних помещений. И здания, в свою очередь, находятся в естественной природе, в городской архитектурной среде. Поэтому в различные эпохи архитектура и костюм отражают художественный стиль своего времени; а народный костюм как бы вбирает и хранит в веках все лучшее, совершенное, "вечное".
Масса костюма, его кажущаяся "тяжесть" или "легкость" зависит от разных причин. Чем больше "нагромождено" линий, деталей, украшений, тем массивнее фигура; зато когда нет "ничего лишнего", даже монументальная от природы фигура будет свободнее, как бы легче. При физически равных объемах материалы плотные, темные, рельефные, шероховатые кажутся массивнее, чем легкие, светлые, прозрачные, гладкие, блестящие. При этом светлые тона "увеличивают" объем, "уменьшая" тяжесть, темные - наоборот. Отсюда - практический вывод: полным людям не следует бояться светлых материалов, но лучше располагать их в верхней части фигуры, около лица (блузка, головной убор, даже пальто или плащ строгих вертикальных линий).

Теоретические основы сочетания цветов

При подборе цветовой гаммы коллекции дизайнеру важно учитывать правила сочетаемости используемых цветов. И хотя, как говорят, правила существуют для того, чтобы их нарушать, теоретические основы взаимодействия цветов должен знать каждый уважающий себя дизайнер.

Итак,Существуют хроматические и ахроматические цвета.

Ахроматические – белый, серый и черный. Белый является наиболее ярким ахроматическим цветом, чёрный - наиболее тёмным.

Хроматический круг – это диаграмма цветов, в основе которой лежит взаимодействие трех основных цветов: красного, желтого и синего. Они определяются как основные, потому что не могут быть разделены на другие цвета. Если смешать основные цвета между собой, получим остальные цвета, которые мы определяем как вторичные.

Все промежуточные цвета в цветовом круге, включая главный, их образующий, цвет, относятся к родственным (причем главные цвета, расположенные рядом, родственными не являются). В цветовом круге имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-зеленые, сине-красные. Гармонии родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов. Родственные хроматические сочетания представляют собой сдержанную, спокойную колористическую гамму, а введение примесей черного и белого цветов усиливает их эмоциональную выразительность.

Цвета, которые в цветовом круге расположены в смежных четвертях, называются родственно-контрастными. Сочетания родственно-контрастных цветов - это наиболее распространенный и богатый в отношении колористических возможностей вид цветовых гармоний. Далеко не все сочетания такого рода в одинаковой степени гармоничны. Художественная практика показывает, что родственно-контрастные цвета гармонируют друг с другом, если количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в них одинаковы. Простейшее гармоничное сочетание родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним ахроматических или цветов из их теневого ряда.

Интервал цветов через один цветовой сектор называется средним. Сочетание цветов в средних интервалах часто производит неприятное впечатление, например, зеленый с синим, красный с фиолетовым.

Контрастные (дополнительные цвета) располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу замечает такое сочетание, поэтому оно применяется там, где необходимо привлечь внимание.

К двум гармоничным родственно-контрастным цветам может быть прибавлен третий - главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности. Цвета окажутся попарно родственно-контрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания высокогармоничны и колористически богаты.

К двум гармоничным родственным цветам может быть добавлен один контрастный. Так, гармония образуется, если родственные зеленовато-желтый и лиственно-зеленый цвета дополнить красно-синим цветом, т.е. дополнительным промежуточному двух первых.

Удачные сочетания цветов

По мнению французских дизайнеров всегда уместно сочетание следующих цветов: светло-коричневый с черным, серый с красным, серый с розовым, серый с белым, серый с голубым, горчичный с черным, красный с нежно-голубым.

Законы композиции костюма

Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием - красотой, гармонией, соразмерностью частей целого. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т. е. правильно сгармонированным соотношением всех его элементов, частей и деталей.

Что такое “костюм”? Этот странный, с точки зрения ряда людей, вопрос, на самом деле имеет далеко не однозначный ответ. В бытовом смысле это одежда. С точки зрения имиджмейкера, костюм - это средство формирования имиджа. Художник может дать другое определение: костюм - это пластическое искусство, имеющее свою композицию.

* Прямые линии. Вызывают ощущение покоя, неподвижности. * Мягкие, плавные, волнистые линии производят впечатление движения. * Вертикальные линии. Создают видимость удлинения фигуры, усиливают динамику форм. * Горизонтальные линии. Зрительно расширяют фигуру, уменьшают рост, придают фигуре большую устойчивость, стабильность. * Диагональные линии. Усиливают динамику формы одежды, зрительно расширяют фигуру или могут сужать ее от меньшего к большему.

Нередко бывает, что вроде и сшит костюм, то есть одежда сидит хорошо и цвет подходит к лицу человека, а все-таки что-то не то. Можно предположить, что в этом случае при создании костюма были нарушены его композиция.

Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определенную идею, мысль, образ. Элементами костюма являются все его составляющие: форма, материал и его свойства, цвет, конструктивные и декоративные линии.
В первую очередь человеком в костюме воспринимается:

  • общая форма одежды,
  • цвет и составные элементы формы,
  • детали и подробности.

Придание композиции определенных свойств зависит от применения определенных средств композиции, к которым относятся:

  • пропорции;
  • ритм;
  • симметрия-асимметрия;
  • нюанс и контраст;
  • ритм;
  • цветовое решение.

Применение перечисленных средств позволяет создателю костюма выразить свой замысел, наполнить костюм художественным содержанием и, таким образом, воздействовать на мысли и чувства зрителей.

Рассмотрим средства композиции более подробно.

Первый закон композиции.Целостность или наличие целого.

Основное свойство композиции - это цельность.
Композиция - это такой состав и расположение частей целого, когда:

  • ничего нельзя изъять без ущерба для целого;
  • ничего нельзя поменять местами;
  • ничего нельзя присоединить.

Важным принципом придания костюму целостности является согласованность всех элементов костюма по трем принципам - контраста, нюанса или подобия.

Контраст - это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объему и фактуре материала.

Нюанс - своего рода переходная величина от контраста к подобию. Нюанс выражается малозаметным изменением в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме.

Подобие - повторение в костюме элемента, который встречается в различных вариациях

Второй закон композиции.Закон пропорций.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг другу и к целому.
Пропорции выступают в виде различных математических отношений - простых и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается «золотое сечение», когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

Костюм будет выглядеть элегантно, если при его пошиве соблюдены следующие правила пропорций:

  • Принцип «золотого сечения» (3:5, 5:8, 8:13) - вызывает наиболее гармоничное восприятие, рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки. Выбирается наиболее подходящая длина юбки и по правилу «золотого сечения» рассчитывается длина пиджака (Рисункок 1).
  • Контрастные пропорции (1:4, 1:5) - более активно привлекают внимание окружающих. Целесообразнее использовать их для вечерних костюмов (Рисунок 2).
  • Подобные пропорции (1:1) - вызывают ощущение статичности, покоя, рекомендуются для повседневной и домашней одежды (Рисунок 3).


Рисунок 1 - Принцип Рисунок 2 - Контрастные Рисунок 3 - Подобные

«золотого сечения» пропорции пропорции

Закон симметрии.

Третий закон композиции. Закон симметрии

Симметрия с давних пор считалась одним из важных условий красоты формы.

Симметричным считается костюм, состоящий из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Симметричная композиция создает впечатление устойчивости, равновесия, величия, значимости, торжественности.

Асимметрия в костюме - это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия говорит об отсутствии равновесия, нарушении покоя. Она больше акцентирует внимание зрителя на динамичность построения композиции, выявляя ее скрытую способность к движению. Если симметричная композиция всегда уравновешена, то в асимметричной композиции равновесие зависит от распределения больших и малых величин, линий, цветовых пятен, использования контрастов.


Рис 1 - Симметрия в костюме Рис 2 - Уравновешенная ассиметрия

Рис 3 - Неуравновешенная асимметрия

Четвертый закон композиции.Закон ритма

Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого. Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм может быть: активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным. Ритм в костюме могут создавать элементы костюма: членения - линии конструктивные или декоративные, цвет - полоски, клетка, фурнитура - пуговицы и т. п.
По способу организации ритм в костюме может быть:

  • горизонтальным - горизонтальные полоски;
  • вертикальным;
  • спиральным;
  • диагональным;
  • радиально-лучевым.

Последние виды придают форме стремительное движение (на рисунке).

Пятый закон композиции. Закон главного в целом

В дереве главное -это ствол, у животных -позвоночник. В композиции - это композиционный центр. Закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого. Композиционным центром называется тот предмет, часть предмета или группа предметов, которые расположены в картине так, что первыми бросаются в глаза.

Композиционный центр необязательно должен быть самым большим по величине, он просто должен привлекать внимание зрителя, приглушить отвлекающие контрасты и второстепенные детали - все должно быть подчинено главному .

Примеры применения золотого сечения в женской одежде.

Трудно оторвать глаза от красоты, она так притягательна, может причина в нем – золотом и божественном. Надо заметить, человек способен интуитивно чувствовать пропорции сечения. Работая над картиной, вышивкой или костюмом, сам того не зная, закладывает Его в свои творения. Ничего удивительного, ведь золотая пропорция у нас всегда перед глазами, в виде самих себя.

При выборе одежды очень важно соблюдать пропорции, то есть соотношение частей костюма между собой и с фигурой человека.

На маленькой худенькой женщине довольно нелепо будут смотреться платья из ткани с крупным ярким рисунком цветов. Худым женщинам, особенно девушкам, небольшого роста с невысокой грудью подойдут платья с красивым широким поясом и пышной юбкой. Им следует продумать, как расширить линию плеч и увеличить объем в области груди. Это можно сделать, например, за счет маленького воротника и широкой короткой кокетки.

Миниатюрной женщине не следует носить одежду с очень мелкими деталями, это может сделать ее похожей на девочку. Маленьким женщинам не подходит длинный и узкий, приталенный жакет, им лучше выбрать короткий прилегающий жакет. Очень маленьким женщинам больше подойдет одежда в деловом стиле, а также ткани с «мужским» рисунком и фактурой (в полоску, в «елочку»). Однотонные ансамбли зрительно сделают фигуру выше.

Хрупким женщинам очень маленького роста подойдут брючные костюмы и короткие юбки, качественные жакеты из плотных тканей, костюмы-тройки. Летом — ткани со скромными рисунками или однотонные. Избегайте объемных и грубых тканей и больших подплечников, а также тканей с контрастными и крупными узорами.

Женщинам с треугольным силуэтом можно порекомендовать расширяющиеся книзу юбки и линии, расширяющиеся к плечам. Лучше, если одежда не будет изобиловать деталями и в ней будет подчеркнута талия. Им следует носить жакеты с остроугольными, направленными вверх лацканами, юбки с жесткими или заутюженными складками, с «перечными складками, с разрезами и шлицами. Для них будут идеальны ткани в полоску или горошек, с абстрактными геометрическими узорами или в клетку.

Женщинам с плоской грудью лучше носить пышные блузы, короткие жилеты, пелерины, одежду с карманами с клапанами в области груди, с оборками под горловиной и с жабо

Таким женщинам подойдет одежда с горизонтальными линиями и вертикальной отделкой на линии груди. Им следует отдавать предпочтение тканям с ярко выраженной фактурой, например, твиду. Верх одежды лучше сделать свободным. Для фигур с «круглым силуэтом и плоской грудью идеальны воротники с драпировкой.

Женщинам с прямоугольной фигурой всегда больше идут костюмы с юбками и брюками. При короткой талии лучше носить удлиненные жакеты с короткими юбками или с брюками. Не стоит надевать объемные юбки, разумнее выбирать длинные и облегающие наряды. С юбкой можно надеть пояс того же цвета, особенно если юбка черная.

Женщинам с длинной талией следует выбирать короткие жакеты и юбки, а также подчеркнуть талию с помощью ремня контрастного цвета для платья или того же цвета для юбок и брюк. На такой фигуре будут хорошо смотреться юбки до или чуть ниже колена. Платья – приталенные или в стиле «ампир», т. е. с завышенной линией талии.

Чем тоньше человек или часть тела, тем более пышным должен быть силуэт. Высоким худым женщинам идут пышные юбки, банты, пелерины, костюмы, широкие двубортные пальто, многослойные ансамбли и короткие жакеты. Им рекомендуется следить за оптическим разделением одежды с помощью, например, отстрочки швов, пуговиц, лацканов, карманов. Лучше носить пышную присборенную одежду с завязывающимся поясом, расширить линию плеч и углубить пройму. Таким женщинам идут контрастные цвета, расположенные по горизонтали, вырез «лодочкой» и самые разные кокетки. Блузка и юбка контрастных цветов сделают фигуру более широкой и низкой. Идеальны сборки, буфы и складки.

Высоким худым женщинам следует комбинировать ткани и узоры, использовать ткани с крупными узорами, а также объемные и плотные ткани. Одежду надо выбирать с горизонтальными строчками, накладными карманами, жакеты с двубортными застежками и большие воротники. Им лучше отказаться от подчеркнуто длинных и узких фасонов, от одежды с вертикальными линиями швов, облегающей или в форме шатра, а также от прозрачных тканей.

Очень высоким молодым женщинам идут короткие юбки. Им непременно нужно делить свой костюм на отдельные детали. Чем больше будет в фасоне мелких деталей (кокеток, отстрочек, украшений и т. п.), тем ниже будет казаться фигура.

Если у вас чересчур тонкие ноги выше колена, не носите обтягивающие или слишком широкие брюки. Женщинам с такой фигурой очень идет толстый трикотаж, джерси, шерстяные чулки или гетры, брюки с карманами на брючинах, брюки-бананы, шаровары. Им следует комбинировать узорные ткани и выбирать светлые или блестящие расцветки.

Женщинам с длинной и тонкой шеей лучше носить мягкий и высокий воротник, либо толстый воротник-гольф или закругленные воротнички. Им рекомендуются драпировка из шарфа пли шейный платок. Можно отделать вырез горловины бантом, складками или оборками. Им подойдут вырез «лодочкой» и полукруглый вырез горловины.

Таким женщинам не подходит У-образный вырез горловины, особенно без лацканов, а также длинные воротники с заостренными уголками.

Женщинам с длинными руками лучше всего подойдут модели со спущенными проймами, полудлинными рукавами и рукавами в три четверти длины, а также одежда с широкими или расклешенными рукавами. Оптически уменьшит длину рук покрой кимоно и «летучая мышь», широкие или длинные манжеты или закатанные рукава. Лучше всего выбирать ткани с поперечными полосками и с цветными прерывающимися пятнами. Длинноруким женщинам лучше отказаться от высоких подплечников, от одежды покроя реглан и с длинными узкими рукавами. Если у вас слишком худые руки, избегайте одежды без рукавов, а также слишком широких или длинных и, разумеется, обтягивающих рукавов. В этом случае лучше носить одежду из толстых тканей. Хорошо смотрятся рукава на три четверти длины и аппликации.

Женщинам с удлиненным туловищем подойдут пышные фасоны блузок, одежда с широкими поясами и швами, с кокетками, складками, воротниками, такие украшения, как платки в кармашке, ткани с поперечными полосами. Им подойдут жилеты, болеро, двубортные жакеты и жакеты длиной до талии, но не рекомендуется носить длинные простые жакеты.

Женщинам с удлиненной верхней частью туловища рекомендуется высоко расположенная линия талии, одежда в стиле «ампир», пояса цвета юбки и брюк, широкие планки-застежки, короткие жилеты. Таким женщинам не следует носить одежду в стиле 20-х годов, модели с лифами, заостренными книзу, а также свободно лежащие на бедрах пояса и юбки на бедрах.

За последние века у женщин талия стала менее узкой, а ноги — длиннее. Конечно, согласно современным представлениям об идеальной фигуре, ноги едва ли могут быть слишком длинными. Но все же, если вы наденете короткий жакет и брюки с вертикальными линиями, это создаст впечатление, что вы идете на ходулях.

Женщинам с длинными ногами очень идут брюки с широкими или расклешенными брючинами, брюки длиной три четверти, брюки-бермуды и брюки-капри. Красиво смотрятся юбки на бедрах, но при этом обратите внимание, не портят ли они форму туловища. На женщинах с длинными ногами очень хорошо выглядят также длинные жакеты, особенно в ансамбле с полудлинными сапожками. С жакетом и юбкой превосходно сочетаются высоко вырезанные туфли. Но если у вас большой размер ноги, не следует носить остроносые туфли, обувь с высоким и просто оформленным подъемом, а также низко вырезанную обувь. В этом случае больше подойдут модели с рельефными швами, слегка вырезанные или двухцветные туфли, например, с более темным каблуком. На широкоплечих плохо смотрятся узкие юбки и плотно прилегающие воротники. Им больше подойдут широкие юбки и V-образный вырез горловины. Подплечники должны быть плавно изогнутой формы.

Женщинам с узкими плечами нужно пришивать к одежде большие квадратные подплечники. Если вы выбрали модель с глубоким У-образным вырезом, пришейте подплечники, которые скомпенсируют эффект узости этого фасона.

Зрительно расширяют плечи погоны, вырез «лодочкой» и горизонтальные детали у плеч, а также мягкая драпировка на плечевых швах. Узкоплечим женщинам лучше отдавать предпочтение одежде со втачными рукавами и отказаться от покроя реглан и «летучая мышь».

Женщинам с узкими плечами и широкими бедрами особое внимание следует обратить на акцентирование верхней части фигуры. Одежда, в том числе жакеты, должна быть свободной в плечах. Верх сделайте заметным, с яркими деталями, такими как драпировки, шарфы, шали. Под жакет можно надеть жилет. Ни в коем случае не следует надевать широкие юбки или юбки, выкроенные по косой.

ЕслиI у вас разновысокие плечи или бедра, на более низкой стороне поместите драпировку, застежку или какую-либо цветную деталь.

Чем полнее человек или часть тела, тем более обтекаемым должен быть силуэт одежды. Полным женщинам подойдет одежда с продольными и диагональными фасонными линиями, свободного покроя, с вертикальными линиями, а также удлиненная одежда. Отлично смотрятся закругленные и струящиеся силуэты и мягкие натуральные формы, свободные юбки, воротники с драпировкой, воротники-шальки. Полным женщинам лучше выбирать жакеты без лацканов, юбки со вставками годе, а также широкие юбки, присборенные по талии, или юбки с вертикальными линиями. Акцент на талии можно сделать на широких юбках, но не на узких.

Если у вас длинные ноги, то вам подойдет длинный блейзер, если короткие — блейзер чуть ниже линии талии.

Полным женщинам лучше выбирать детали тон в тон. Из тканей можно порекомендовать смесовое джерси, шелковый или шерстяной креп, «мокрый» шелк, фланель, букле, шерстяные, плательные или рубашечные ткани пестрой расцветки с мелкими абстрактными рисунками, а также тонкие струящиеся ткани со сдержанными узорами. С помощью более светлых и темных тканей полные женщины могут подчеркнуть достоинства своей фигуры и сделать менее заметными недостатки. Того же эффекта можно добиться с помощью блестящих или узорных тканей. Тяжелые ткани смотрятся на полных оптимально. Но им, как правило, следует избегать большого количества блестящих тканей и ярких красок. В крайнем случае, можно взять темные блестящие ткани.

Полным женщинам лучше избегать прозрачных тканей, так как сквозь них просвечивает фигура. Ткани с крупными, бросающимися в глаза узорами или с броскими мелкими узорами тоже смотрятся на полных непривлекательно. Плохо выглядят на полных толстые пуловеры, простые ткани и грубые структуры. Блузка и юбка контрастных цветов делают фигуру более широкой и низкой. Полным следует отказаться от любых мини, а также от юбок-баллонов и юбок-тюльпанов. Не годится также и обтягивающая одежда, расклешенные брюки, брюки в стиле Марлен Дитрих (с широким брючинами с отворотами), сильно присборенные детали одежды и пышные фасоны, болеро, платья, брюки и юбки из трикотажа или джерси. Полным женщинам следует отказаться от поясов на некоторых слишком объемных частях тела, например, у живота или ягодиц. Соседние зоны лучше не подчеркивать поясами, карманами, складками и т. п. Полным женщинам не подойдет одежда с широким рукавом, с кокетками, оборками и манжетами. Им следует избегать больших карманов в области бедер, затянутых широких поясов, рукавов покроя реглан и обтягивающих юбок.

Женщинам с полной грудью подойдут юбки, слегка расширенные к нижнему краю, У-образные вырезы, отложные воротники, воротники-шальки.

Оптимальнее всего выбрать одежду с вертикальными линиями силуэта или свободного покроя. Хорошо смотрятся расстегнутые воротники, но следует избегать тесных лифов, слишком узкой одежды, одежды в стиле ампир, широких поясов и драпировок. Нижний край рукава не должен лежать на линии груди, там не должно быть карманов или других деталей, в том числе горизонтальных полос или платков в кармашках.

При короткой шее нежелательны воротники-стойки и горизонтальные вырезы «лодочкой», детские круглые воротники без стойки и шейные платки. Кроме того, следует отказаться от погон и отделки, имитирующей короткие бусы и цепочки. Таким женщинам не рекомендуется носить жакеты с маленькими короткими лацканами. Им больше подойдет удлиненный овальный вырез, V-образный вырез без лацканов или с длинными лацканами и вырез каре, а кроме этого — низко повязанные шарфы или банты и длинное ожерелье, заостренные воротнички и воротники, отстоящие от шеи.

Женщинам с короткими руками лучше всего выбирать одежду с рукавами-реглан, с втачными, длинными узкими или присборенными у проймы рукавами, с короткими манжетами. Им следует отказаться от моделей с приспущенными проймами, с короткими или полудлинными рукавами, с рукавами на три четверти, с отворотами или покроя «летучая мышь», а также с расклешенными рукавами и длинными манжетами. Не закатывайте рукава, не шейте одежду покроя кимоно, откажитесь от аппликаций, избытка пуговиц и не покупайте ткани с поперечными полосками и длинные перчатки.

Женщинам с полными руками больше всего подойдет одежда из струящейся или мягко ниспадающей ткани, с неширокими, но и не слишком узкими линиями. Не следует выбирать чересчур изящные и миниатюрные часы и украшения. Лучше отказаться от фасонов с расклешенными или узкими короткими рукавами, а также от одежды без рукавов.

Женщинам с полным туловищем и более тонкими руками и ногами, прежде всего, следует отказаться от узкой одежды, от поясов и складок. Не стоит делать акцент на бедрах или талии, например, там не должно быть накладных карманов или аксессуаров. Будьте осторожны с блестящими тканями. Лучше всего полное туловище замаскировать одеждой из тканей с неброскими узорами и прямых фасонов. Обращайте внимание на ширину плеч. При необходимости подчеркните их не очень большими подплечниками. Выбирайте жакеты с длинными лацканами, а также одежду с удлиненным верхом.

Женщинам с коротким туловищем лучше всего подойдут струящиеся ткани, а также одежда с однобортной или потайной застежкой, жакеты с длинными и узкими лацканами, простые воротники на стойке. Шейте юбки и брюки с узким поясом или носите юбки и брюки на бедрах. Хорошо будет смотреться одежда с вытянутой в длину талией с узкими линиями и с заостренным книзу лифом. Не следует делать акцент на линии талии, например, при помощи пояса, швов с отстрочкой и т. п. Лучше отказаться от блузонов и жакетов с поперечными швами.

Женщинам с коротким туловищем не подойдут аппликации и излишек украшений, в том числе большие платки в кармашке, а также одежда покроя кимоно, с рукавами «летучая мышь», с расклешенными рукавами, с широкими поясами. Пояса на юбках и брюках не должны быть высокими.

Женщинам с короткой верхней частью туловища лучше всего выбирать одежду с низко расположенной линией талии, в стиле 20-х годов. Им подойдут пояса в тон «верха» костюма, одежда с заостренным книзу лифом, пояса, свободно лежащие на бедрах. На таких женщинах прекрасно смотрятся юбки на бедрах, но от одежды в стиле «ампир» им следует отказаться. Плохо смотрятся также болеро, короткие жилеты, широкие пояса, пояса в тон юбки или брюк.

Женщинам с полными бедрами лучше не надевать костюмы с узкими жакетом и юбкой. Лучше выбрать короткий, слегка облегающий жакет, при этом длина юбки зрительно увеличит их рост. Верх одежды должен быть свободным. Можно порекомендовать блузу на выпуск, с прямой юбкой или фасоны с заниженной линией талии, например, низко спущенный пояс.

Хорошо смотрится юбка с вставками годе. Вообще, для юбок лучше использовать плотные ткани.

Женщинам с короткими ногами предпочтительнее выбирать струящиеся ткани и узкие фасоны. Им прекрасно подойдут короткие куртки и жакеты, узкие брюки, колготы и обувь, подобранные в тон брюкам или юбке, а также низко вырезанные туфли и обувь на каблуке. Женщинам с короткими ногами нужно отказаться от расклешенных брюк, от брюк с широкими брючинами, прежде всего из тяжелой ткани, от брюк-бананов, капри, брюк-гольф, от манжет на брюках, от длинных пиджаков и курток Лучше не сочетать туфли с высоким подъемом с юбкой. Плохо смотрятся полусапожки с юбкой и колготами разных цветов.

Для женщин с полными ногами очень важно определить в какой именно части у них полные ноги. Платье или юбка не должны заканчиваться на этом уровне. Следует выбирать темные колготы, а сапоги, туфли и чулки лучше носить в тон с остальной одеждой. Хорошо подходят длинные брюки. Не рекомендуются мини, а также узкие брюки или леггинсы и блестящие ткани.

Женщинам невысокого роста не рекомендуется разделять фигуру на отдельные зоны. Им лучше избегать комбинирования тканей, цветов и узоров и по возможности не использовать плотные ткани. Невысоким женщинам нужно тщательно подбирать в тон цвета колгот, обуви, брюк или юбок. Таким женщинам подходят тонкие ткани и сдержанные узоры, длинная и узкая одежда, тонкие пуловеры, брюки без манжет.

Очень крупным женщинам рекомендуется остановиться на простых стилях, четких рисунках, однотонных материалах хорошего качества. Одежда должна быть достаточно свободного и элегантного покроя. Им не стоит надевать тесные блузки, жакеты и юбки, одежду темных цветов ниже талии и ярких — выше, одежду из ткани в тонкую полоску или с вертикальными линиями. Лучше избегать тканей с рисунком ниже линии талии, пушистого трикотажа свободного покроя и мелких аксессуаров.

И ТАК,….

Внутренние линии одежды тоже изменяют зрительное восприятие одетой фигуры. Поэтому сначала вы должны выбрать подходящий для себя силуэт. Прежде всего, определите, от каких особенностей вашей фигуры одежда должна отвлекать взгляд.

Формы. Чем толще человек или часть туловища, тем более струящимся должен быть силуэт. Чем тоньше человек или часть тела, тем пышнее может быть силуэт.

Если какие-либо формы лица и туловища не идеальны, не стоит повторять их в одежде и прическе. Например, если у вас большая нижняя челюсть, то есть нижняя часть лица кажется квадратной, то квадратный вырез горловины только подчеркнет этот недостаток.

Если одна из форм тела не очень удачна, не выбирайте прямо противоположную форму одежды. Например, если у вас круглое лицо, не делайте слишком длинный V-образный вырез горловины, он только подчеркнет форму вашего лица.

Цвет. Запомните основные правила: светлое выделяет, а темное отодвигает на второй план. При сочетании узорного и однотонного, узорное притягивает взгляд. При сочетании светлого и темного притягивает взгляд светлое. Поэтому, если вы хотите подчеркнуть верхнюю часть туловища и отвлечь взгляд от нижней, то сделайте верхнюю часть ансамбля узорной или светлой, а нижнюю — однотонной или темной.

Если у вас слишком широкие плечи, расположите пуговицы на двубортном блейзере на равном расстоянии друг от друга снизу доверху.

Если подчеркнуть плечи, то полные бедра, толстые ягодицы или живот будут не так заметны. Но ярко выраженные очертания плеч на большинстве фигур будут казаться слишком громоздкими.

Детали. Строчки, аппликации и бижутерия на одежде всегда притягивают взгляд и поэтому не должны располагаться в неблагоприятном месте. Прежде чем делать отделку, приложите ее к платью и приглядитесь к ней критически. Возможно, вы вообще от нее откажетесь. Слишком большое количество аксессуаров и украшений в большинстве случаев перенапрягает и раздражает взгляд.

Внутренние линии. Вертикальные швы удлиняют фигуру за счет того, что разделяют ее ширину на части. Поэтому худым высоким женщинам не рекомендуется надевать костюмы с вертикальными линиями. Не только ритмичные, расположенные в продольном направлении линии удлиняют фигуру, крупные параллельные полосы на ткани тоже растягивают ее вверх.

Ритмичные, расположенные в поперечном направлении линии, «приземляют» фигуру. Крупные параллельные вертикальные полосы на одежде, наоборот, растягивают фигуру вширь. Поэтому если вы хотите казаться более худой, то крупные параллельные полосы на одежде нужно расположить горизонтально. Горизонтальные швы, кокетки, оборки создают впечатление массивности, визуально расширяя тот участок, на котором расположены. Таким образом, если у вас широкие бедра, избегайте жакетов, кончающихся на самом широком месте бедер.

Мелкие частые полоски выглядят однотонно и не воспринимаются как разделяющие линии. Учтите, что строго параллельные линии в костюме, как правило, диссонируют с естественной формой фигуры. Поэтому лучше, если силуэты одежды, в том числе и таких деталей, как карманы, не будут строго прямоугольными.

Диагональные линии вызывают ощущение движения. Это впечатление усиливается в том случае, если они асимметричны. Фигура будет выглядеть более стройной, если продольные лини в одежде будут повторять формы тела: расширяться к плечам, сближаться по направлению к талии, затем слегка расходиться. Или, например, плавно сходиться от низа к верху.

При проектировании одежды на фигуры с различными особенностями телосложения применяется принцип подравнивания конкретной фигуры под фигуру желаемых форм и пропорций с помощью одежды и аксессуаров . Эталоном для подравнивания индивидуальных фигур является фигура, модная на конкретный период времени. Фигуры малого объема требуется с помощью одежды сделать зрительно полнее и значительнее, фигуры среднего объема оставить по объему без изменения, а фигурам больших объемов – придать стройность.

Нужного эффекта в зрительном восприятии человека в одежде, которое может не совпадать с результатами обмера и взвешивания фигуры, можно добиться с помощью формы одежды, характера членения ее на части, рисунка, фактуры и цвета материала. Важным средством корректировки являются формоустойчивые каркасные элементы (плечевые накладки и т.п.) и корсетные изделия.

Первым этапом формирования гардероба должен быть правильный выбор корсетных изделий и белья. Первостепенное значение это имеет для фигур с излишними или недостающими объемами. Корсетные изделия придадут подтянутый вид фигурам с большой грудью, выступающим животом и развитыми ягодицами (надпись на упаковке “lift up”); лишат ощущения расслабленности и расплывчатости полную фигуру; добавят недостающие объемы фигурам с небольшой грудью и плоскими ягодицами (эффект “push up”).

Затем продумываются объем и форма одежды, общее композиционное решение. Форма одежды является наиболее активным средством, позволяющим изменить конфигурацию отдельных частей тела и фигуры в целом. Формой можно увеличить или уменьшить продольные и поперечные размеры тела, смягчить рельеф поверхности фигуры или сделать его более четким. Разработка эскиза модели на конкретную фигуру начинается с упорядочения элементов формы, создания системы горизонтальных и вертикальных членений, обусловленных определенными математическими связями: отношениями и геометрическими пропорциями.

В простых отношениях взаимосвязь частей и целого выражена повторением единого заданного размера, являющегося модулем. Такие отношения выражаются дробным числом: в числителе – количество взятых частей, в знаменателе – число, на которое делят целое. За целое принимают длину фигуры человека (рост), длину одежды (пальто, костюма, платья), частей одежды (лиф, рукав). Например, рукав 3/4 означает, что укороченный рукав составляет 3/4 длины обычного – до запястья. Длина костюма 7/8 значит, что видимая часть юбки равна 1/8 длины всего костюма.

В моделировании одежды наиболее гармоничными отношениями являются такие, при которых ясно видна соразмерность. Отношения больше восьми применяются редко: они трудно воспринимаются зрением.

Частным случаем геометрической пропорции является золотое сечение, получаемое путем деления отрезка на неравные части таким образом, что его меньшая часть относится к большей так же, как большая – к общей длине отрезка. Целое можно поделить на бесконечное множество неравных частей, но только одно из таких сечений отвечает золотой пропорции. Этот закон обнаруживается в пропорциях человеческого тела и животных, в закономерностях развития многих организмов и явлений, в музыке, архитектуре и выражается формулой: (Ö5+1)/2 = 1,6180339... У взрослого человека, сложенного пропорционально, уровень талии делит тело по золотому сечению, это является основанием для выбора таких же пропорциональных отношений в костюме по высоте. Соотношения частей одежды по ширине строятся по эмоционально ощутимым признакам (мерности, весомости, массе), поэтому применение геометрических пропорций по ширине ограничено.

Посредством организации пропорциональных отношений между частями формы, между формой в целом и ее деталями возникает соподчиненность целого и фрагментов. Пропорции в этом смысле являются главным, определяющим все остальное, средством композиции при проектировании костюма. Разные размерные соотношения по длине и ширине приводят к различному выражению формы, к разному ее эстетическому восприятию. Изменения в моде всегда несут новые пропорциональные отношения длин, горизонтальных членений, положений карманов, застежек. Для фигур, имеющих отклонения от типовых, пропорции одежды следует выбирать индивидуально с учетом роста и особенностей телосложения.

Эстетически целесообразные варианты пропорциональных отношений одежды по высоте разработаны Т.А.Кравцовой в имидж-центре ВГУЭиС. Схема определения пропорциональных отношений представлена на рис.6, а их численное значение – в таблице 2. Исходным параметром для расчета является проекционное расстояние между точкой основания шеи и уровнем высоты талии. В соответствии со стандартом на типовые фигуры выделено пять значений этого признака, так как он имеет только межростовую изменчивость (1,2 см), а по размерам и полнотам остается постоянным.

В таблице указаны пропорции для типовой равновесной фигуры. Для фигур неравновесного типа, высоких и низких, различных полнот расчет осуществляется таким же образом, так как проекционное измерение длины торса для фигур невысокого роста и долихоморфных варьирует от 36 см до 38 см, для пропорционально сложенных и брахиморфных – от 38 см до 42 см.

Точное соблюдение целочисленных отношений и геометрических пропорций работает на зрительное выравнивание фигуры, корректирует природную непропорциональность тела.

Для фигур невысокого роста, для полных фигур пропорции выбираются таким образом, чтобы центр тяжести силуэта визуально казался выше (рис. 7). Так, для стройной фигуры маленького роста рекомендуется короткий костюм в пропорции 1/1. Особенно эффектен этот костюм, если жакет и юбка одного цвета. На узко сложенных женщинах короткие жакеты-спенсеры контрастируют с нижней частью тела и создают иллюзию длинных ног. Соотношение 3/5 и 1/1, когда юбка достигает середины колена, является удачным вариантом для широкосложенных фигур невысокого роста.

Таблица 2

Пропорциональные отношения частей женской одежды

Схема пропорциональных отношений

Соотношение длин частей одежды
для роста

Окончание табл. 2

Длинные жакеты в костюмах с отношением 7/8 и 3/1 рекомендуются высоким фигурам, узко- и широкосложенным. При этом широкосложенные фигуры выглядят стройнее в жакетах с центральной (однобортной) застежкой, узкосложенным фигурам рекомендуется выбирать смещенную (двубортную) застежку (рис. 8).

Фигуры с выраженным прогибом по линии талии требуют акцента на талии в одежде из пластичных, драпирующихся материалов. Высоким стройным фигурам подходит силуэт-Х в пропорциях 1/1, 1/2, 1/3, 1/4 (рис. 9). Они могут подчеркнуть изящные пропорции горизонтальными линиями пелерины, кокетки, объемного воротника.

Угловатым стройным фигурам с нечетко выделенной талией и плоскими ягодицами рекомендуются простые и лаконичные прямые или слегка сужающиеся книзу силуэты. Такие женщины выглядят интереснее в одежде из плотных материалов, с жесткими складками (рис. 10).


Рис. 7. Пропорциональные отношения в одежде для невысоких фигур


Рис. 8. Пропорциональные отношения в одежде для высоких фигур


Рис. 9. Формы одежды для фигур с четким прогибом по линии талии


Рис. 10. Формы одежды для фигур с нечетким прогибом по линии талии


Выбор силуэта в одежде для полных также определяется особенностями фигуры. Полная фигура может быть: пропорциональной с равномерным развитием жироотложений; верхнего типа – с концентрацией жироотложений в верхней части тела; нижнего типа – с концентрацией жироотложений в нижней части тела. Разница в зрительном восприятии этих фигур требует различного подхода к выбору композиционных решений в одежде и дополнениях.

Одежда для фигур равновесных должна отличаться общей уравновешенностью пропорций, равномерным распределением объемов и композиционных решений. Предпочтительна одежда прямого и полуприлегающего силуэтов, не отрезная по линии талии, вертикальные линии (рис.11,12). Для полных женщин с пропорциональной фигурой, особенно высоких, выбор одежды гораздо шире, они могут смелее использовать предложения моды, соблюдая чувство меры. Высокие женщины могут носить платья отрезные по линии талии, можно, если они модны, носить и пояса.

Если пояса присутствуют в гардеробе, то предпочтительно в тон платья, узкие, тонкие, носят их свободно, опустив чуть ниже талии. В жилете спинку и бока можно присобрать кулиской. Не противопоказаны брюки с удлиненными куртками, жакетами, блузами навыпуск. Не рекомендуются слишком узкие брюки, плотно облегающие тело. Мягкость и женственность всего облика подчеркивается хорошо подобранной отделкой: изящными воротниками, шарфами-галстуками, шейными косынками.

Полным невысоким женщинам рекомендуется избегать крупных деталей и горизонтальных членений в одежде, тканей с крупным рисунком, рукавов объемной формы. Не следует подчеркивать талию. Необходимо отказаться от использования отрезной линии талии и поясов; не заправлять блузки, джемперы в юбку или брюки. Жакет, жилет желательно не застегивать, когда это позволяет ситуация. Блуза навыпуск под жакетом создает ощущение достаточно стройной талии. Основной способ зрительно скрыть полноту – в композиционном решении костюма использовать вертикальные линии. Полную руку зрительно сужают группы строчек, защипов на рукаве.


Рис. 11. Композиционные решения в одежде для полных равновесных фигур


Рис.12. Композиционные решения в одежде полных равновесных женщин


Среди полных женщин верхнего типа можно выделить две группы фигур в зависимости от их зрительного восприятия.

Фигуры женщин первой группы воспринимаются как фигуры с недостаточной шириной бёдер, которые необходимо расширить одеждой. Это в основном женщины высокие или среднего роста, средних и больших размеров. Для фигур этого типа наиболее уместны формы с гладким лифом и слегка расширенной по линии бедер юбкой. Хороши юбки ”годе”. Возможны слегка зауженные книзу юбки и платья, лучше в качестве внутреннего слоя комплекта прямого силуэта. Основные акценты располагаются на уровне бедер, чтобы уравновесить тяжелый верх: горизонтальные подрезы; складки, низко застроченные или выходящие из подреза; мягкие воланы; прорезные карманы, расположенные горизонтально или под углом; наклоненные к бёдрам вытачки или вертикальные рельефы, уходящие в боковые швы; мягко завязанный на бедрах пояс блузона; отделка низа жакета. Рукава могут быть втачные, реглан и полуреглан.

Фигуры женщин второй группы зрительно воспринимаются как фигуры с очень широкими плечами, ширину которых необходимо уменьшить одеждой. В эту группу входят женщины малых и средних ростов, больших и очень больших размеров. Расширение бедер здесь недопустимо, так как это зрительно утяжелит фигуру и придаст ей квадратную форму. Силуэты – прямой или чуть расширенный. Рукава прямые или зауженные любой длины.

Для женщин этой группы наиболее уместны модели платьев, не отрезных по талии. Модели с вертикальными линиями: удлиненными талиевыми и длинными диагональными вытачками, центральной застежкой. прорезными карманами, косо поставленными клапанами. умеренной отделкой (строчки, защипы, канты, бейки). Очень хороши неглубокие вырезы, невысокие, плоские, удлиненные воротники.

Женщинам верхнего типа необходимо категорически избегать нагромождения композиционных решений, особенно горизонтальных линий, в области груди и плечевого пояса (кокетки, подрезы, большие воротники, накладные карманы) т.к. эти элементы зрительно увеличивают и без того большой объем верхней части фигуры. Реглан-погон, рубашечный покрой рукава, драпировки, мягкие складки тоже расширяют плечевой пояс и увеличивают объем груди. Выступающий (при рассмотрении в профиль) живот, характерный для полных фигур верхнего типа, скрадывается применением многослойных комплектов в одежде в сочетании с различными аксессуарами (драпированные платки, шали), удлиненными воротниками, создающими дополнительные вертикальные и диагональные композиционные линии (рис. 13,14).


Рис. 13. Композиционные решения в одежде женщин верхнего типа


Рис.14. Композиционные решения в одежде женщин верхнего типа


Для фигур нижнего типа рекомендуются силуэты, в которые вписываются внешние контуры фигуры. К таким силуэтам относится полуприлегающий с небольшим расширением книзу, спокойная вытянутая трапеция с подкройными бочками, которая зрительно удлиняет фигуру. Особенно эффектно для данного типа фигур применение соответствующего цвета и рисунка ткани. Более светлый и более крупный рисунок следует располагать в верхней части костюма, а в нижней – более темные тона и менее выразительный рисунок.

Для фигур нижнего типа важно отвлечь внимание от уровня бедер, то есть перенести все композиционные решения вверх, на уровень плечевого пояса (рис. 15,16) Особенно внимательно следует отнестись к оформлению низа рукава- расширенный книзу рукав, отделка отворотами, меховыми манжетами подчеркнут ширину бедер.

При определении тактики корректировки у фигур нижнего типа целесообразно выделить две группы. В первую группу входят фигуры, у которых зрительно ощущается недостаточная ширина плеч. Это высокие полные женщины. Ко второй группе относятся женщины с избыточно широкими бёдрами.

Для фигур первой группы уместны модели с прямой юбкой и свободным мягким лифом. Хорошо скрадывает объем в области бедер силуэт “трапеция” с умеренным расширением книзу. Рукава мягкие, рубашечного покроя или цельнокроеные. Воротники широкие или переходящие в бант, галстук и т.п.

Для фигур второй группы уместен полуприлегающий силуэт. Юбки, слегка расклешенные книзу, или годе позволяют скрыть живот и располневшие бедра. Нижняя часть модели должна решаться просто и лаконично, с преобладанием вертикальных линий членений. Здесь уместны все элементы цветовых решений, направленные на зрительное уменьшение объемов бёдер. На лифе возможны горизонтальные или мысообразные членения по линии груди, рельефы, выходящие из проймы. Лиф небольшой, но плечевой пояс четко оформлен за счет плечевых накладок, кокеток, покроев рукава, так как у фигур этого типа чаще всего узкие, покатые плечи. Линия втачивания рукава в пройму должна быть вертикальна. Расширение плеч не должно превышать этих пределов. Рукава неширокие, втачные или комбинированного покроя.


Рис.15. Композиционные решения в одежде женщин нижнего типа


Рис.16. Композиционные решения в одежде женщин нижнего типа


Наиболее активно на зрительное восприятие фигуры действуют иллюзии острого угла. Используя эти иллюзии, можно добиться значительного расширения отдельных участков фигуры, например, плеч, бёдер и других; можно зрительно увеличить или уменьшить длину тела. Так, если линии на платье, идущие от горловины, расширены кверху, а от ног расширены книзу, фигура воспринимается более высокой, а если наоборот, то фигура кажется более низкой. Аналогичным образом можно зрительно изменить длину руки. Линии рукава, расширенные книзу, увеличивают длину рук, а расширенные кверху – уменьшают ее длину.

Форма выреза горловины и шейные украшения выбирают с учетом характера всей фигуры, овала лица, формы и длины шеи, формы подбородка. При выборе контура этой линии широко используют иллюзии контраста и подравнивания.

Если линии воротника повторяют очертания лица, они их подчеркивают, например, узкое лицо кажется еще уже при длинном узком вырезе. Поэтому женщинам, у которых лицо имеет слишком квадратную или круглую форму, рекомендуется вырез горловины овальной или удлиненной формы.

Тонкую длинную шею, удлиненное лицо зрительно укорачивают вырезы горловины, у которых ширина доминирует над глубиной, вырез по основанию шеи, цельновыкроенные воротники-стойки, высокие стояче-отложные воротники.

Проблемой полных женщин является располневшая шея и развитие жироотложений в области седьмого шейного позвонка. Глубокий вырез, особенно V-образный, узкий асимметричный лацкан, длинная нитка бус удлиняют короткую шею. Вырез “под горлышко”, короткое ожерелье и высоко повязанный бант даст обратный эффект. Выбирая конфигурацию выреза, нельзя забывать, как выглядит фигура в профиль и сзади. Модели без воротников подчеркнут жироотложения в области седьмого шейного позвонка и сутулость спины. Воротники позволяют маскировать проблемы ее боковой и задней поверхности.

Другим уязвимым участком крупной фигуры является пройма. Не следует носить платья без рукавов, если сверху не надет жакет. Длина рукава – не выше локтя. Это позволяет скрыть самые неэстетичные участки располневшей руки. Рука кажется длиннее, если рукав чуть укорочен и оставляет запястье открытым. Проймы удобные, углубленные.

Цвет, рисунок и фактура ткани оказывают решающее значение на стиль и силуэт. Все теплые цвета являются выступающими, активными и тяжелыми, а все холодные – отступающими, пассивными и легкими. Известно, что тона холодные, темные оптически уменьшают фигуру, а светлые и теплые – увеличивают. Черная обувь, например, скрадывает размер стопы. Многие полные женщины предпочитают одежду черных и коричневых оттенков, чтобы казаться стройнее. Но полную фигуру черный цвет слишком выделяет из пространства, подчеркивая все изъяны.

Теплые цвета обладают оформляющим действием – яснее вырисовывают фигуру. Синие и голубые тона неопределенно ограничены – создают ощущение растекания. Контраст плотной большой фигуры и голубого платья на ней создает ощущение массивности.

Фигура в платье с поперечными полосами кажется выше и уже, чем фигура в платье с продольными полосами, если полосы на ткани достаточно частые. Редкие продольные полосы (рельефы, подрезы) уменьшают ширину и увеличивают кажущуюся высоту. Редкие горизонтальные полосы, расположенные в различных областях, зрительно расширяют эти области.

На выявление объема фигуры оказывает влияние заполненность одежды рисунком или деталями. Необходимо избегать нагромождения деталей и элементов рисунка на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать. Если направить внимание на какой-нибудь предмет, он покажется больше, чем на самом деле. Крупным и миниатюрным женщинам противопоказаны чересчур крупные, яркие, контрастные, рельефные рисунки. Такие решения могут позволить себе только высокие худые женщины, остальным предпочтительнее мелкий, неяркий классический узор: горошек, полоска, “елочка”, мелкая клетка. Клетка может быть даже довольно крупной, но спокойной по цвету и раскроенной по косой. Расположение клетки или полоски по косой делает фигуру менее объемной Хорошо выглядят на полных платья в клетку или полоску с подрезными бочками, скроенными по косой нити.

Объем фигуры зрительно зависит от толщины и фактуры материала. Толстые, пушистые, рыхлые ворсовые или типа букле ткани полнят, т.к. не отражают свет, их очертания размыты. Учитывая это, можно продумать комплект, в котором гладкие ткани расположены на участках, где нужно сократить объем, рыхлые – там, где необходимо его увеличить. Полным следует очень осторожно использовать блестящие материалы, особенно трикотаж. Активная игра света создает впечатление еще большей полноты.

Тактика отвлечения внимания от проблемных зон (располневшей талии, широких бедер, некрасивых рук и др.) реализуется за счет умелого использования декоративных деталей и акцентов: лацканы, нагрудные карманы, канты, драпировка, вышивка, красиво завязанный шарф, бусы, брошь, притягивая к себе повышенное внимание, отвлекают его от корректируемых участков.

Золотое сечение - божественная мера красоты

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел Пифагор, древнегреческий философ и математик. Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. Высшую гармонию «золотого сечения» проповедовали и Леонардо да Винчи и Микеланджело... При этом ученые, вплоть до Эйнштейна, будут искать, но так и не найдут его точного числового значения. Бесконечный ряд после запятой — 1,618 0339887...

Итак, что же такое золотое сечение?
Золотое сечение - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку.


Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете - посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение».



Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое - все подчиняется божественному закону, имя которому - «золотое сечение».

Все процессы, от микро до макро, которые происходят во вселенной имеют фрактальную структуру.

Фрактал - это самоподобная фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба.

Золотой прямоугольник (то есть прямоугольник, стороны которых относятся в «золотом» соотношении)обладает многими необычными свойствами. Отрезав от золотого прямоугольника квадрат, сторона которого равна меньшей стороне прямоугольника, мы снова получим золотой прямоугольник меньших размеров. Продолжая отрезать квадраты, мы будем получать все меньшие и меньшие золотые прямоугольники.

В основе золотой спирали лежит золотое сечение - коэффициенты Фибоначчи

А золотая спираль лежит в основе всех процессов происходящих во вселенной, и даже спиральные галактики закручены по логарифмическим спиралям:


В конце 19 века немецкий профессор Цейзинг опубликовал свой труд "Эстетические исследования". Он объявил в нем пропорцию золотого сечения универсальной для всех явлений природы и искусства.

Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13: 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8: 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1: 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской.
Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.
Cправедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Подверглись исследованию также греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах.

Kогда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи. Вот начальная часть ряда: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и т. д. Каждое последующее число сооттветствует сумме двух предыдущих чисел. А каждое число, деленное на предыдущее, и дает значение "золотой пропорции"...
Но это не просто игра с числами, а самое важное математическое выражение природных явлений из всех когда-либо открытых.

Cреди придорожных трав растет обычное растение - цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок.

Стебель растет, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает рывок роста, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова - рост... Если первый "рывок" принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий - 38, четвертый - 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.

В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции - длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.

И в растительном, и в животном мире формообразующая тенденция природы - симметрия относительно направления роста и движения. И везде золотое сечение проявляет себя в пропорциях частей.

Посмотрим, как это выглядит на практике.


Одежда, которую носили наши предки, была живая. Почему живая? Потому что она была сшита по правилам золотого сечения - золотых пропорций . Т.е. при пошиве использовались меры длины, основанные на пропорциях человека: сажени, вершки, локти, пяди. Важной составляющей тут также была симметрия. Все в купе создавало энергетические волны, которые символично были отражены в орнаментах. Такая одежда гармонично и благотворно влияла на человека. Когда человек носил одежду, скроенную по золотому сечению, органы откликались на волны, создаваемые одеждой и организм оздоравливался и омолаживался. Говорят, что предки носили и зимой и летом тонкую льняную одежду. Благодаря тому, что она была сшита по золотым пропорциям человек чувствовал себя хорошо и комфортно, не мерз, когда холодно - тонкая ткань грела, да и жара не чувствовалась. В старину шубы и кафтаны носили только бояре, князья, да и то только для красоты. Еще одно правило золотых пропорций, объясняющее, почему мужчины в древности носили только порты (штаны), а женщины - только платья до пола. Дело в том, что мужская энергия закручивается по двум спиралям - ногам сверху от Космоса - и сходится в зоне бедер. А женская энергия - по одной спирали от Земли, и женщина подолом одежды собирала эту энергию.

Одежда должна соответствовать моменту нашей жизни т. е. быть вечерней или домашней, деловой или спортивной. Она может быть дорогой и качественной, может быть дешевой и менее качественной. Еще одежда бывает из натуральных, искусственных или синтетических материалов. Вот, пожалуй, и все различия и требования в современной одежде. А где же, в какой момент она становится «живой»? Хорошо если при изготовлении конкретной вещи мастер вложил частичку своей энергии, души, и тогда эта вещь радует и как говорится «согревает душу» владельца. Казалось бы, что еще можно ждать от вещей, которые мы носим. А чаще всего мы пользуемся вещами, к которым прикасались руки человека только на стадии упаковки и продажи. О какой душе может идти речь?

Поэтому так важно не только одежду, но и мебель, и дом строить по золотому сечению. То есть желательно, чтобы вокруг человека находилось как можно больше золотых пропорций. Отсюда и становится понятным, почему человек так комфортно чувствует себя на природе — там всё существует в золотых пропорциях! Каждый листочек, каждая травинка сотворены в великой гармонии!

«Живая» одежда это хорошо забытое, но необходимое нам сейчас, если мы сами выбираем Жизнь!

Легендарные кутюрье знают эту пропорцию и не отклоняются от нее никогда, потому что эта формула, как таблица умножения.

Коэф_зол_сеч1 = 1.618;

Коэф_зол_сеч2 = 0.618;

Коэф_зол_сеч3 = 0.382;

Но им легче, они просчитывают, а потом шьют, шьют по конкретным параметрам (своих моделей). А мы выбираем уже готовую одежду для себя. А потом складываем из нее «пазлы», то есть комплекты.

Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг другу и к целому.

Пропорции выступают в виде различных математических отношений — простых и иррациональных. Самой гармоничной иррациональной пропорцией считается «золотое сечение», когда меньшая часть относится к большей так, как большая часть относится к целому. Согласно этому канону голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

Костюм будет выглядеть элегантно, если при его пошиве соблюдены следующие правила пропорций:

  • Принцип «золотого сечения» (3:5, 5:8, 8:13) — вызывает наиболее гармоничное восприятие, рекомендуется для делового стиля. Пропорции строятся исходя из длины юбки. Выбирается наиболее подходящая длина юбки и по правилу «золотого сечения» рассчитывается длина пиджака (Рисункок 1). Математики и люди искусства хорошо знакомы с понятием "золотое сечение". "Золотая пропорция" или "божественная пропорция", число 1,618 считается формулой совершенной гармонии.

    Бельгийский гинеколог обнаружил золотую пропорцию в женской репродуктивной системе. Д-р Джаспер Вергутс (Jasper Verguts) из Университетской больницы Левен в Бельгии просмотрел и измерил пропорции 5000 маток женщин с помощью ультразвука. Согласно его данным, среднее соотношение длины матки по отношению к ее ширине составляет около 2-х при рождении, а затем постепенно это число уменьшается до 1,46 к старости женщины. Кроме того, доктор обнаружил, что когда женщина наиболее плодовита, то есть в возрасте от 16 до 20 лет, соотношение длины к ширине матки составляет 1,6 - то есть ту самую золотую пропорцию.

    Так что, глядя на матку женщины, врачи теперь смогут определять, есть ли у женщины трудности с зачатием или грозят ли ей какие-то проблемы во время беременности.