Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Индивидуализация личности в аспекте патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Особенности формирования нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного возраста Формирование нравственно патриотических качеств дошкольников

Сегодня повышенное внимание педагоги уделяют патриотическому воспитанию.

Основой задачей при воспитании этих чувств является формирование глубинной привязанности у детей к своему народу, культуре.

Воспитанию патриотизма на сегодняшний день уделяется большое внимание, что составляет одну из главных целей образования.

Далеко не секрет, что сегодня многие молодые люди не имеют четкой жизненной ориентации. Живут, не задумываясь о нравственных и моральных принципах.

Силу страны определяет ее гражданская общность. Воспитывать будущего патриота следует начинать с воспитания любви к своему Отечеству с . Уже, начиная с 3-4 лет в детском саду , закладываются основные моральные ценности, которые призваны воспитать небезразличное поколение к историческому прошлому своего народа.

Воспитанием ребят старшего дошкольного возраста должны заниматься педагоги, которые сами , знают его историю, культуру. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста по фгос предполагает ознакомление с природными просторами родной земли, героическими личностями. Также основы воспитания личности закладываются в семье .

Дошкольник

В соответствии с программой по фгос ставятся задачи, основанные на воспитании осознанного желания строить свою жизнь в будущем на основе семейных ценностей, любви к малой родине.

Поощряться в семье должно , близким.

Так формы и методы должны иметь направленности:

  1. Духовно-нравственную (посещение музеев, создание тематических папок при помощи родителей).
  2. Культурно-образовательную (беседы, концерты, встречи с интересными людьми).
  3. (посильная работу по благоустройству, тимуровская помощь) направленность.

Также следует уделять внимание гражданско-правовой (знакомство с элементами государственной символики, конституции), спортивно-патриотической (подвижные игры, спортивные состязания) работе. Воспитанники младшего возраста уже осознают себя полноценными членами круга родственников, погружаются в мир семейных традиций. Этим закладываются основы патриотического воспитания детей в семье .

Расширение краеведческой информации об истории, памятных местах малой родины происходит и в детском саду, и в школе . Формирование экологического сознания, бережного отношения к природе необходимо начинать у деток с 3-4 лет .

Нравственность

Для приоритетным заданием является привить нравственность малышам. Малыши дошкольного возраста эмоционально-образно воспринимают окружающий мир, что позволяет заложить основы нравственно-патриотических ценностей. Главным стержнем в воспитании всесторонне развитой личности есть нравственность.

Нравственные основы призваны сформировать гуманное отношение, трудолюбие, патриотизм, коллективизм. Эти нормы должны проявляться в разнообразных сферах жизнедеятельности ребят: в семье, общении со сверстниками. Иногда такое воздействие не адекватно нормам морали.

В дошкольном возрасте целенаправленно воспитание нравственных качеств осуществляется в детском коллективе. Большая роль принадлежит воспитателям, которые подготавливая ребят к школе, стараются привить им качества любви к Родине, скромность и честность, сочетая в себе любовь к людям, проявления чуткости.

Младший

Детишкам младшего школьного возраста свойственна любознательность и способность впитывать в себя, полученную информацию.

Поэтому перед воспитателями ставится задача пробуждение у ребят младшего дошкольного возраста живого познавательного интереса, любознательности к истории, традициям Отечества.

Этой задаче должна быть подчинена вся воспитательная работа в доу .

Личностные качества можно развить посредством литературных произведений и музыкальных композиций. Их воздействие формирует эмоциональную окраску познаваемых моральных явлений.

Одним из способов воспитания нравственности выступает природа. Ее влияние позволяет воспитать у деток младшего дошкольного возраста моральные чувства. Они выражаются в потребности оказывать помощь окружающим людям, формируют у малышей уверенность в собственных силах. Таким образом, закладывают основы патриотизма.

Одним из действенных способов развития нравственности является активная деятельность. Привить мораль можно посредством игры и через трудовую деятельность. Все эти компоненты способствуют формированию практики нравственного поведения. Значительная роль в этом аспекте принадлежит общению. С его помощью корректируются представления о морали, воспитываются чувства у малышей.

Также действенным средством воспитания является окружение, в котором происходит развитие ребенка. Родители должны наполнить ее доброжелательностью, любовью. Это очень важно, так как ее воздействие влияет на формирование нравственных качеств.

Старший

Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте представляет собой достаточно трудоемкий, продолжительный процесс. В становлении личности большую роль играет любовь к родным, детскому садику, к родному краю, своей стране. Развитие нравственности во многом зависит от влияния близких людей, воспитателей, какими впечатлениями будет обогащена детская душа.

Любовь к Родине начинается с малого, когда прививается уважительное отношение к матери, окружающим людям. Необходимо учить находить вокруг себя то, что достойно восхищения (родной дом, улица, окружающая природа). Этому будут способствовать различные выставки и конкурсы, такие как: “Чудеса на грядке”, “Золотые руки мамы”, “Цветочные фантазии”, “В гостях у Самоделкина”.

Создание фотовыставок людей разных профессий знакомит ребят с разнообразными гранями человеческой жизни, раскрывают многогранность ее проявлений. Необходимо уделять внимание историческому прошлому родного края, его культуре и традициям. Участие в народных праздниках (Пасха, Масленица и др.) приобщают ребят к народным обычаям.

Празднование памятных дат, связанных с Великой Отечественной войной, можно организовать встречи с ветеранами, воинами – афганцами, конкурсы чтецов стихотворений на военную тематику. Можно организовать работу по участию дошкольников в таких проектах, как “Под счастливою звездой мы живем в краю родном”, “День Победы”, “Быть гражданином родной страны” и другие.

В семье

Первые патриотические уроки у ребенка связаны с семьей, что обусловлено передачей мамой и папой своего жизненного восприятия.

Дома зажигается первая искорка огромной любви и заботы о природе, верности своему краю. Семейные праздники призваны рождать светлые, теплые чувства.

Проявление патриотизма родными в обычной жизни имеет большое значение.

Это может быть совместное просматривание семейного альбома фотографий, рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, их воспоминания.

В этом возрасте надо дать детям понять необходимость постоянного стремления жить лучше, а значит чему-то учиться, овладевать новыми знаниями, навыками.

Нельзя гасить у ребят проявления благородных чувств, отвергая их помощь, принуждая молчать, когда следует говорить о несправедливости. Недостатки семейного воспитания приводят к различным порокам, когда у некоторых представителей молодежи не сформировано святое отношение к матери, семье, родине. Главным становятся деньги, удовлетворение личных потребностей.

Заключение

Сила родительского примера в воспитании патриотов своей страны значительна. Ребята умеют слушать и запоминать, а родительские воспоминания о прошлом оставят в их сердцах глубокий след. Все, что характерно настоящей семье — святое отношение к духовным и культурным ценностям, должно быть передано в наследство. В дальнейшем дошкольные учреждения, школа отшлифуют качества, которые необходимы гражданину-патриоту.

Проектно – исследовательская деятельность педагогов, детей и родителей в формировании нравственно – патриотических качеств дошкольников

ВВЕДЕНИЕ

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

С. Михалков

Доступны ли малышам 4-7 лет чувства патриотизма? В данном вопросе можно дать совершенно утвердительный ответ исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

В настоящее время Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. И в это же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми, что характеризуется резким падением роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Поэтому идея воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей и гражданственности становится государственной.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Таким образом, актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому, главная задача – как можно раньше:

Пробудить в детях любовь к родной земле,

Формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны,

Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице,

Формировать чувство гордости за достижения страны,

Любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов,

Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов и проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

1. СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

На сегодняшний момент важно мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребенка, впечатления ребенка очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь. Это необходимо использовать и в воспитании патриотизма.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В период дошкольного возраста дети способны уже руководствоваться высокими социальными мотивами и испытывать благородные чувства. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу или селу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о родном городе (селе);

Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, им традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде и быту. Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, и в основе его лежит развитие нравственных чувств.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи нравственно – патриотического воспитания :

Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу, селу;

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

Воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины.

Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

Приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;

Знакомство с семьёй: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятиями «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом (селом): его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего, с достопримечательностей;

Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);

Организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости).

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, ДОО ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают свое развитие в начальном звене образования.

Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия :

Эвристическая среда в детском саду и в семье,

Тесное сотрудничество с членами семьи,

Подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается:

В установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;

Обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;

Обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;

Вовлечении членов семьи в педагогический процесс;

Создании в детском саду и семье предметно-развивающей среды.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2. ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования рассматриваемая тема является актуальной. Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. С самого рождения ребенок – первооткрыватель, исследователь того мира, что его окружает. Но самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые: родители и педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют методы проблемного обучения : вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно – исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является в дошкольной педагогике инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Он состоит в том, что серия занятий объединена основной проблемой.

Использование интегрированного метода довольно многообразно:

- полная интеграция (интеграция всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»);

- частичная интеграция (интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»);

- интеграция в едином проекте , в основе которого лежит проблема.

Проектный метод деятельности осуществляется по следующим этапам:

Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

Комплексные блочно – тематические занятия;

Интеграция: частичная интеграция, полная интеграция;

Метод проектов: форма организации образовательного пространства, метод развития творческого познавательного мышления.

Проекты классифицируются:

По составу участников;

Целевой установке;

Тематике;

Срокам реализации.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды проектов :

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы);

3. Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, создание витражей и др.);

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна). Кроме того значимы и другие виды проектов: комплексные, межгрупповые, групповые, индивидуальные, исследовательские.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочными.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка , которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития :

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие их познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте :

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (при ведущей роли педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте :

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проектно – исследовательская деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают очень существенное влияние на развитие ребенка – дошкольника. Это:

Расширение знаний детей об окружающем мире, что связано с выполнением исследовательских и творческих проектов;

Развитие общих способностей детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные;

Дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться установленными нормами, а не собственными мотивами;

Игровая деятельность становится более разнообразной, сложно структурированной, а дошкольники становятся интересны друг другу;

Педагог постоянно находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение, требует от себя ежедневного творческого, личностного роста;

Развитие детско – родительских отношений (жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием).

Особая педагогическая значимость проектного метода для развития нравственно-патриотических качеств заключается в том, что:

Являясь методом практического целенаправленного действия, он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

Это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

Проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ОПЫТА РАБОТЫ

Вся образовательная работа в нашем детском саду построена на проектно-исследовательской деятельности в соответствии с программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Вераксы А.Н., Вераксы Н.Е.

Перед началом учебного года нами разрабатывается перспективный план работы на год на каждую группу, который состоит из еженедельных проектов различной тематики.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаём в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

В рамках реализации перспективного планирования нами были реализованы следующие проекты (часть из них):

Проект «На страже Родины» особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных передач.

В работе над данным проектом мы знакомили детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывали патриотические чувства относительно своей Родины; приобщали к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила.

Проект включал в себя:

- рисование боевой техники,

- беседы с детьми на темы: «День Защитника Отчества», «Военные профессии»;

- оформление стенгазеты с детьми ко дню защитников отечества;

-оформление выставки рисунков по данной теме;

- оформление мини – музея, посвященного Дню Защитника Отечества;

- изготовление подарков для пап и дедушек.

А в заключении проекта состоялось праздничное развлечение.

Следующий межгрупповой проект был «Женский день – 8 марта». Это краткосрочный творческий проект, направленный на воспитание чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

В рамках данного проекта у нас состоялись следующие мероприятия:

- беседа с детьми на основе детского опыта «О маме и бабушке»;

- фотовыставка «Мамина улыбка»;

- рисование маминого портрета;

- оформление мини – музея «Моя мама рукодельница»;

- изготовление открытки для мамы.

И в заключении у нас состоялось музыкально – театрализованное представление «Звонкий колокольчик».

Нами была достигнута самая важная задача и предполагаемы итог реализации проекта – это понимание детьми, что мама – самый дорогой в жизни ребенка человек.

Проект «Я здоровым быть хочу» посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни. Цель данного проекта:

- формирование у детей осознанно-правильного отношения к своему здоровью;

Создание дружеской атмосферы сотрудничества между ребёнком, воспитателем и родителем;

Способствовать творческому развитию ребёнка, повышать их активность;

Создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей.

В течение проекта нами были проведены следующие мероприятия:

Беседы с детьми о здоровье, о вредных и полезных факторах, влияющих на здоровье;

Утренние гимнастики «Здоровью скажем «Да»,

Рисование «Девочка чумазая» по стихотворению А. Барто;

Анкетирование родителей «Роль спорта в семейном воспитании», и обсуждение с родителями результатов анкетирования;

Консультации с родителями «Здоровье ребенка в наших руках», «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»;

Аппликация «Зубная щетка для мальчика Пети»;

Экспериментальная деятельность «Волшебник – шиповник» (изготовление напитка из шиповника);

Вечер отдыха для родителей и детей «Путешествие в страну здоровья»;

Спортивное развлечение «Велокросс»;

Спортивное развлечение «В гостях у Витаминки»

Полученный результат реализации проекта: сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта. Получение детьми знаний о ЗОЖ.

Были реализованы следующие проекты: «Абакану-85 лет» , «Новогодний калейдоскоп» , «Этот праздник со слезами на глазах» , «Этот загадочный космос» .

Результаты реализации проектной деятельности всегда радуют, но всегда есть над чем нужно поработать в дальнейшем. Думаю, что буду и дальше изучать и внедрять в практику работы исследовательские детско-родительские и детские проекты.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

На мой взгляд значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:

    развивающая среда

    уровень общения со сверстниками

    способность к сотрудничеству

    профессионализм педагога

    потребность родителей

    опора на собственный опыт ребенка

Выводы о позитивных результатах проделанной работы:

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

На что необходимо обращать внимание воспитателю, при работе над проектом:

Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.

При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию со всеми участниками.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

· воспитывать уважение к людям;

· воспитывать любовь к родным местам, природе, гордость за свой край и свою страну;

· формировать навыки самостоятельности, аккуратности, целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности;

Навыки культурного поведения:

· воспитывать вежливость (здороваться, прощаться, благодарить);

· познакомить с правилами поведения в общественных местах;

· учить культурно вести себя за столом;

· доброжелательно относиться к взрослым, заботиться о малышах;

· учить бережно, относиться к одежде, к вещам,игрушкам.

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений:

· формировать нравственные качества: справедливость, упорство, великодушное отношение к слабому.

· формировать нравственные черты: ответственность, взаимопомощь, доброту, заботливость, гуманизм, чуткость, гостеприимство.

· формировать представления о справедливости, смелости, скромности.

· учить проявлять отзывчивость к сверстникам, внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам товарищей, развивать дружеские взаимоотношения.

Сентябрь

Тема «Моя семья», «День знаний»

Коммуникация

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».

Стихотворение Е.Благинина «Мне букварик подарили…»

(заучивание)

Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке.

Беседы на тему «Как мы проводим выходные».

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

Беседа на тему «Я ребенок имею право…».

Рассказывание на тему стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето».

Рисование на тему «Моя семья».

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Семейные традиции», «Детский сад».

Поздравительная открытка «Подарок ученикам».

Тема «Мой любимый детский сад».

Коммуникация

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

Тема «Мой район и город, в котором я живу»

Коммуникация

Экскурсия по району и городу (виртуальная).

Беседа на тему «Наша Родина – Россия», «История моего города», «Я живу в большом городе».

Игра «Магазин сувениров».

Прослушивание песен о родном городе (в записи).

Связь с другими видами деятельности

Творческий проект «Тамбов – щедрая душа».

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Изготовление альбома "Природа моего края".

Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада)

Декабрь 1 - 2 недели

Тема "Я и мое имя"

Коммуникация

Для чего человеку имя? (беседа).

"Полное" и "неполное" имя (игра).

Этюд "Назови ласково".

Связь с другими видами деятельности

Изготовление именных карточек.

Рисование на тему «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

Декабрь 3 - 4 недели

Тема "Новый год у ворот».

Коммуникация

Загадки о зиме.

Беседа о встрече Нового года в других странах.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

Составление письма Деду Морозу.

Связь с другими видами деятельности

Рисование на тему «Новогоднее представление».

Аппликация «Елка».

Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).

Акция «Подкормим птиц».

Тема "Наша Родина – Россия", «Зима».

Коммуникация

Творческий проект «Зимние забавы».

Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество».

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Связь с другими видами деятельности.

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Рождественское развлечение.

Народные игры.

Февраль 1 – 2 недели

Тема "День защитников Отечества"

Коммуникация

Составление рассказа по набору игрушек военной тематики

Беседа с детьми о героях войны 1812 года. Познакомить с легендарными полководцами.

Беседа «Я люблю свою родину».

Сюжетно-ролевая игра «Я солдат».

Рассказ приглашенного воина о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма «Защитники Отечества».

Пение песен об армии.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Рассказы пап о службе в армии.

Тема «Международный женский день».

Коммуникация

Беседа «Мамы всякие нужны».

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

Пение песен о маме, чтение стихов.

Связь с другими видами деятельности

Нормативный проект «Как порадовать маму?»

Рисование портрета "Моя мама".

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки «Вместе с мамой».

Тема «Народная культура и традиции».

Коммуникация

Познакомить детей с одеждой людей 1812 года, их отличительной особенностью.

«Народные праздники на Руси. Масленица»

«У бабушки в деревне»

Коммуникация

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

Игра «Космонавты».

Тема "Этот День Победы"

Коммуникация

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера).

Связь с другими видами деятельности

Экскурсия в парк Победы.

Изготовление праздничных открыток.

Высаживание цветов на аллею детского сада.

Оформление стенда.


Верхозина Александра Николаевна

Анжелика Тимощенко
Формирование социальной личности через нравственно-патриотическое воспитание качеств дошкольника

«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства.

Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины»

В. А. Сухомлинский

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентной страной в 21-м веке, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства , как говорится в Президентской инициативе «Наша новая школа» .

Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности , готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей , отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания .

Именно является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин : особенности дошкольного возраста , многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России , граждан правового демократического, социального государства , уважающих права и свободы личности , обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение , как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи .

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности . В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Структура базовой культуры личности дошкольника – это системное социально – психологическое образование в структуре личности ребёнка , состоящее из коммуникативного, познавательного, исторического, нравственного , ценностного и других компонентов, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость , эффективно самоопределяться и самореализовываться в жизни. Основываясь на данном утверждении, можно сделать вывод, что существуют психологические предпосылки для формирования у детей представлений об истории и культуре, воспитания нравственно – патриотических чувств.

В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный , исторический. Эти компоненты могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников . Ценностный компонент характеризует ценностную направленность личности . Ценности выступают, как система координат, которая необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает , как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности личности , равенства людей в их стремлении к достойной жизни. Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая, являясь социально- нравственной категорией , отражает потребности, мотивы, интересы, установки, связанные с гражданско-патриотической культурой и выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к духовному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству.

Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания .

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены : обновляется содержание образования и воспитания детей , появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственно – патриотическое воспитание » . Между тем актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества .

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален . И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности , а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Психологи утверждают : нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания» . Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания , от условий в которых живет ребенок.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада . Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В. В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый» , которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности : сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира» . В ходе совместной деятельности с детьми над проектом взрослые содействуют приобщению ребёнка к культуре : дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

Поэтому одним из основных средств в ДОУ является метод проектов. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний , формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников , педагогов, родителей.

В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на присутствие задач в реализуемой «Программе воспитания и обучения в детском саду» педагогами был разработан долгосрочный проект «Мы живем в России» .

Суть патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста , мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Тезисы к выступлению на дискуссионной площадке для педагогов научно-практической конференции в рамках Пасхальных городских Православно-образовательных чтениях «Свет Христов просвещает всех!»

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».

Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) - это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами искусства, музыки, устного народного творчества и т. д.

Оно является одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества, следовательно, и ДОУ. Основная цель ДОУ - воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, путем приобщение к культурному наследию нашего народа и создание условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей, а также совершенствование самой системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

Актуальность данной проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис. Обществом утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности православной культуры и традиций в жизни и воспитании. Требуется совершенствование и обновление практики и поиска новых подходов в работе. Акцент - на знание истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры нашего народа.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы создание предметно - развивающей среды в группе; улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе приобщения к культуре и искусству; расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся.

Модель развития духовно-нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраставключает в себя: развитие интереса и положительных эмоций, фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов; в познании культуры своего и других народов, в знакомстве с особенностями повседневного быта, обычаев, традиций, фольклором, играми.

Воспитательно – образовательный процесс по данному вопросу строится на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГТ, с учетом интеграции образовательных областей; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; введение культурных и региональных компонентов.

Принципы работы : учета возрастных особенностей и концентричности, развития личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированного подхода, проблематизации, культуросообразности, свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности, тематического планирования материала, наглядности, системности, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности

Формы и методы работы включают в себя все виды деятельности, которые сочетаются с фольклором, искусством и музыкой; различные технологии, включая, компьютерные технологии; з накомство с праздниками и проведение некоторых из них , с жизнью православных святых и защитниках земли русской; экскурсии в храм, в музеи и на природу; знакомство с архитектурой, иконографией; прослушивание колокольного звона, духовой музыки; участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах.

В НОД и проводимых мероприятиях применяется метод интеграции, что создает атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации работы в данном направлении.

Семья ребенка - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея - за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями.

Критериями оценки объективной результативности выступают в качестве обобщенных оценочных показателей - количественные и духовно-нравственные параметры. Духовно-нравственные - толерантность, снижение степени идеологического противостояния в детской среде;обеспечение заинтересованности обучающихся в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность детей к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала детей .

В результате работы повышается компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизируется взаимодействия с родителями, происходит активизация позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ. Происходит расширение связей ДОУ с социумом. Формируется пакет документов для распространения опыта в других ДОУ.

Перспектива дальнейшей работы в том, что каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми педагоги ДОУ продолжат работу по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей средствами культуры и искусства. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.

Таким образом, средствами культуры и искусства является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств. Только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в ДОУ средствами культуры и искусства проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию музыки и другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.
Литература
1 Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2 Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
3 . Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1976.
4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988

5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещ, 1984