Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Лекция на тему: «Современные подходы к вопросу одарённости у детей. Одаренные дети - как определить и развить их способности По одаренным детям

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

«ОДАРЕННОСТЬ»

И «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни ка-чество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, оче-редными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задат-ков) и социальной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игро-вой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлечённый техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их освоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер в общении, что может привести к снижению показателей успешности деятельности (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы одаренности детей. Она связана со спецификой детского возрас-та (в отличие от одаренности взрослого человека). Одаренность конкретно-го ребенка - в значительной мере условная характеристика. Самые заме-чательные способности ребенка не являются прямым и достаточным пока-зателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, каза-лось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при органи-зации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание («одаренный ребенок») в плане констатации (жесткой фик-сации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он - «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей ода-ренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше де-лать с ребенком, который начал обучение в специализированном образова-тельном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или понятие «ребенок с признаками одаренности»).

ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, орые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены в уровне наблюдения за характером его действий.

Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное лобопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на интересую-щем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, бога-ую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.

В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребностъ ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность четким образом планировать предстоящую деятельность, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении (нонконформизм).

В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:

1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

2. Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.

3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

    Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жиз-ни и смерти, религии и сущности мироздания.

    Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

    Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые пе-реживания в случае невозможности их достижения.

    Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в про-блему, подавляя любые «помехи».

    Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

    Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое
в данный момент для самореализации.

    Лучше других своих сверстников способны раскрывать отноше-ния между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

    Остро переживают несправедливость в случае нарушения мораль-но-нравственных норм и отношений.

Признаки одаренности по А. И. Доровскому приводятся в таблице.

Признаки одаренности по А. И. Доровскому

Возрас Возраст

Признак одаренности

Раннее

детство

(1-3 года)

Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, кото-рая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету. Нетерпиливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия

Д ошколный период (4 -7 лет)

Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через « этажи»), яркое воображение. Нечеткость в разграничении реаль-ности и фантазии: преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторнаякоординация, предпочтение общества старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость. Превосходное вла-дение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность,изобретение собственных слов, склонность к активно-муисследованиюокружающего. Острое реагирование на несправедливость.

Школьный

период (8-17 лет)

Успех во многих начинаниях, высокие результаты в деятельности. Потребность в коллекционировании, классификации, принятие слож-ных и долгосрочных заданий. Великолепное чувство юмора. Развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышле-ния, выраженная установка на творческое выполнение заданий. Владе-ние основными компонентами умения учиться, оригинальность сло-весных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятель-ности, создание в воображении альтернативных систем.

Взрослый

период

(после 18 лет)

Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах дейст-вий, социальных ситуациях. Отличная развитость навыков общения, открытость, дружелюбие, умение ценить юмор. Живое и непосредст-венное воображение. Открытое выражение своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску. Не-терпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложных заданий. Независимость в суждениях и поведении.

ВИ Д Ы ОДАРЕННОСТИ

Одаренность зависит от личностной направленности, основной жизненной позиции, индивидуальности. Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Обшие предпосылки одаренности− повышенная активность и особенности саморегуляции. Различают следующие виды одаренности (по В.И.Панову):

Общая одаренность − высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор. Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX века английский психолог Ф.Гальтон.

«Художественная» одаренность − музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, драматургии (театре). Некоторыми исследователями были разработаны рекомендации по выявлению художественных способностей и деталей у подростков. Выделяют художественно-изобразительную, художественно-литературную и музыкальную одаренности.

«Практическая» одаренность редко признается школой и не рассматривается как одаренность. Ключевой особенностью практической одаренности психолог из Йельского университета Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания. Этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной одаренностью или включает ее в себя.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность . Дети с одаренностью этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые спо-собности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне возможностей, умений, навыков, быстро и кон-кретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

Специальная одаренность допускает ситуацию, когда человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к дру-гой, что в природе является довольно большой редкостью.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Нестандартность мышления приводит к не-стандартности поведения. Данный факт способствует тому, что таких детей не всегда понимают, их часто называют неудачниками.

В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрываю-щийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе поста-новки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: науч-ных, технических, духовных. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и разворачивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий твор-ческий потенциал. Наиболее общей его характеристикой и развивающим компонентом является ярко выраженная познавательная потребность, составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует над другими типами мотивации. Согласно основным положениям концепции, одаренность характеризуется интегральностью: включает во взаимосвязи познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы.

Интеллектуальная одаренность - способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье - «умни-ки» и «умницы», а в школе - отличники, но среди них есть такие, кото-рые учатся на «отлично» только по од ному-двум предметам и не успевают по другим.

Интеллектуальная одаренность (по М. А. Холодной) - состояние ин-дивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятель-ности, т. е.деятельности, связанной с созданием субъективно и объектив-но новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным ли-ниям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т. д.

Интелектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интелектуального развития. Интеллект− относительно устойчивая структура способностей, обеспечивающих переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку.

Академическая одаренность проявляется в необычной способности к учебе; способствует высокой результативности в познавательной деятельности. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалиты. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дсициплнами (математикой, естествознанием и т. п.), используют стандартизированные тесты достижений.

Психомоторная (спортивная) одаренность спределяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений. Стандизированные тесты на прецептивно-двигательное развитие позволяют оценивать различные параметры моторного развития: темп, координацию движений, скорость реакции.

Социальная или лидерская (организаторская) одаренность рас-куривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определя-ющее успешность в общении. Социальный интеллект развивается 17-18 лет.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успеш-ности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности по-шить, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.

Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность. Социальная одаренность требует умственного развития выше среднего, однако отличается от интеллекту-альной одаренности.

Характеристики успешных лидеров (по Н. А. Бурдыко, В. И. Малышенко):

    интеллект выше среднего;

    умение принимать решения;

    способность иметь дело с абстрактными понятиями, планированием будущего, временными ограничениями;

    ощущение цели, направления движения;

    гибкость, приспосабливаемость;

    чувство ответственности;

    уверенность в себе и знание себя;

    настойчивость;

    терпимость и терпение при работе с людьми;

Проявление и черты лидерства можно заметить и удошкольника.

Духовная одаренность в большей степени, чем социаленаясвязана

с высокими моральными качествами, альтруизмом. Эта важная отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена.

Скрытая одаренность - позитивное своеобразие ребенка, которое не проявляется открыто и которое не удается вскрыть, понять. Часто та-кие дети бывают увлеченными чем-либо, являются своего рода фанатика-ми. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Проблемы одаренных аетей

Целый ряд психологических исследований и социальных наблюдений по-казывает, что одаренные дети в целом более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для ус-пешного личностного и профессионального самоопределения.

Правда, у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слиш-ком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключитель-ной одаренностью. Так, в силу уже описанной выше неравномерности раз-вития и у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художе-ственно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверст-ников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей или общается только со взрослыми и т. д.

Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Так, в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критические замечания вызывают немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

У многих особо одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием, некоторые из них явно избегают всего, что требует физических усилий, тяготятся уроками физкультуры.

Особой, весьма трудной, с точки зрения помощи этим детям, является про-блема волевых навыков, саморегуляция. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только дея-тельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясь снисхо-дительным отношением к этому взрослых. В конечном итоге возникает спе-цифическая ситуация, когда одаренные дети, будучи в определенном отноше-нии «трудоголиками», то есть, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выра-женные волевые усилия. В гораздо меньшей степени это относится к детям с психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительно большей степе-ни - к детям с повышенными интеллектуальными способностями.

Еще одной часто встречающейся проблемой многих одаренных детей авляется трудность профессиональной ориентации. Нередко бывает, что даже к окончанию подросткового периода одаренные юноша или девушка затрудняются с выбором своего призвания.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренно-го ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, вре-менами вполне оправдывая то, что эту группу одаренных детей относят к группе повышенного риска.

На основании вышеизложенного можно сказать, что все формы работы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг в др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ре-бенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Выступление на республиканском семинаре

«Кто такой одаренный ребенок?»

Подготовила старший

воспитатель МДОУ№21

Алмазова А.В.

27.02.2017г

Гении не падают с неба,

они должны иметь возможность

образоваться и развиться.

А. Бебель

В группе ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Одаренность - это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность - это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в деятельную задачу

Вообще многие психологи отмечают активную познавательную деятельность в качестве главного компонента деятельности, присущей одаренному ребенку.

Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную .

Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения, находят решение через переструктурирование условий. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи.

Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи

Общая художественная одаренность обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной.

Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность . Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, в кружке.

Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка.

  1. любознательность, познавательная активность,

направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание этого мира. Познавательные интересы могут проявляться в разных сферах и разных формах. Это и экспериментирование с различными механизмами, стремление разбить и собирать сложные устройства.

Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов. О наличии познавательных интересов свидетельствует также поведение ребенка на занятиях, направленное на получение новой информации, решение познавательных задач.

  1. Особенностью мышления одаренного ребенка с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству людей этого возраста.
  2. Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте - богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка - он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны.
  3. И, наконец, центральным проявлением одаренности, в котором фокусируются все особенности одаренных детей, можно считать характер детских замыслов, относящихся к разным видам деятельности дошкольников. То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей.

Помимо развернутости и продуманности замысла детей может отличать высокая степень оригинальности - несоответствия общепринятому, что, как правило, передается детям от взрослых путем направленного обучения при придумывании кем-то из детей детского коллектива и передается от ребенка к ребенку. Во всем, что придумывает одаренный ребенок, отражается его индивидуальность, его внутренний мир и своеобразие восприятия окружающего мира.

Часто одаренные дети обладают также рядом сходных личностных черт. Для них характерно

- упорство в достижении цели, сопровождающееся тем, что ребенок несколько часов подряд может быть поглощен делом, возвращаться к нему в течение нескольких дней, если что-то очень заинтересовало ребенка или его не устраивает результат. Это нередко связано со стремлением ребенка к совершенству, желанием сделать что-то очень хорошо, достигнуть высшего уровня выполнения задания (рисунка, постройки, прочтения стихотворения, сочинения истории и т.п.).

Обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Повышенная уязвимость и преувеличенные страхи, они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих, таким как взгляд, жест, поза.

Высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду.

Умственно одаренных детей, как правило, характеризуют также неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным. Такое расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем. Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.

Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима .

Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест , но в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества психики , определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов.

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.)..

Шестой принцип. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Что мы можем сделать в условиях ДОУ:

Необходимо создать условия для развития одаренного ребенка.

Эта задача решается умением правильно использовать средства исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Задачи:

  • Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
  • Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  • Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка.

Такими условиями являются (реализация цели)

  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
  • работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
  • непрерывность и последовательность сопровождения
  • Повышение психолого-педагогической компетенции воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.
  • Индивидуальный путь развития для каждого одарённого ребёнка, с учётом специфики возрастного и индивидуального развития.

Реализация Задач:

В детском саду педагоги проводят психолого-педагогический консилиум, на который приглашают также и компетентных педагогов. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребёнке, определяют группу сопровождения и условия для развития одаренного ребенка.

Приглашаются специалисты сопровождения (ДОП, учителя, идр)которые участвуют в реализации конкретных задач для каждого ребенка рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.

Применение метода промежуточных результатов сопровождения одарённого ребёнка способствует более точному выявлению этапа развития его одарённости. Работа заключается в следующем: психолог, педагог, воспитатель и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года и по необходимости чаще диагностику успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Педагог совместно с воспитателем дошкольного и дополнительного образования организуют в детском саду разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, фестивали, конкурсы и т.д.

Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована. Мое убеждение, что ребёнок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. Независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характера, способностей, ребёнок – «запечатанный источник», в котором скрыт неизвестный нам потенциал и который должен обязательно реализоваться.

О силе слов.

Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами."

Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: "Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома".

Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: "Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века."


Определение понятий «одаренность» и «одаренный и ребенок»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Типология одаренности

Понимание типологии одаренности - это первый и необходимый шаг на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. В обширной психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам одаренности, рассмотрим некоторые из них.

Одаренность общая и специальная

Исследователи традиционно спорили о том, существует ли так называемые «общая одаренность» как универсальная способность или дар всегда конкретен и проявляется только в одной или нескольких сферах.

Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность - интегральное (суммарное общее) личностное свойство. Иначе говоря, - если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности.

Но также традиционно существует и другая точка зрения. Сторонники ее полагали, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому подходу, одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности вообще, нужно говорить об одаренности музыкальной, математической и т.д.

Однако исследования специалистов убедительно свидетельствуют в пользу того, что одаренность интегральное свойство личности.

Специализированная одаренность в природе - большая редкость.

Этот вопрос нужно рассматривать и в возрастном аспекте. Одаренность на разных возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) менее дифференцирована и должна преимущественно рассматриваться как универсальная (общая) способность. Но с возрастом на генетический фон накладывается влияние средовых факторов. В результате одаренность приобретает предметную направленность, реализующиеся в каком-либо виде деятельности. В этот период большинству детей далеко не безразлично, чем заниматься.

Существует деление одаренности на четыре группы:

Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

Дети с высоким уровнем творческих способностей;

Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д.) эту категорию чаще называют талантливыми;

Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Творческая и интеллектуальная одаренность.

Экспериментально было выявлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. В этом случае человек может быть успешен в учении, но беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. В отличие от этого высокий уровень креативности, как правило, невозможен без высокого уровня развития интеллектуальных способностей (способностей к конвергентному, логическому мышлению).

Есть у этого явления и возрастной аспект. В психологии есть понятие «наивная креативность». Еще Л.С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребенка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счет того, что ребенок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. На ранних возрастных этапах (дошкольный, младший школьный возраст) высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству (креативность) в дальнейшем быстро снижается.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

С чем связана одаренность ребенка?

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

1. Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей… При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.

2. Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.

3. Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и так себе по другому.

Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Как распознать одаренность ребенка?

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

1.2. Виды одаренности

Выделяют три вида одаренности:

Академическую;

Интеллектуальную;

Творческую.

Академическая одаренность – «умение блестяще усваивать, то есть учиться».

Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:

    интеллектуальные способности

    мотивация

    креативность

Психологические особенности детей, демонстрирующих академическую одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об академической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Особое место среди одаренных детей занимают интеллектуальные вундеркинды . Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

1.3. Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

1.4. Социально-психологический портрет одаренного ребенка

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: структура и эмоциональный климат семьи, стили родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…».

Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.

Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…».

Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений: отрицательное, игнорирующее, положительное,

II. Особенности познавательной деятельности.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.

У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками развивается потребность в признании их со стороны.

В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.

Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.

Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.

Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

Прогуливаясь на детской площадке или обращая внимание на детей в школе, мы видим, что все они разные. Кто-то носит в дневнике одни пятерки, а кто-то немного не успевает. Но есть и другие, особенные дети, которые не похожи на всех. Именно о них мы и поговорим сейчас. Рассмотрим со стороны педагогики виды и их признаки, а также попытаемся понять, почему этим детям живется труднее, чем всем остальным.

Определение одаренности

Прежде чем перейти к особенностям видов одаренности детей, следует разобраться в определении этого понятия.

Итак, одаренность - это особое качество психики, которое развивается на протяжении всей жизни человека. Такие люди могут добиваться высоких результатов в определенном виде деятельности, а иногда и сразу в нескольких. Они обладают талантом, которого нет у большинства людей. Одаренного ребенка видно сразу, поскольку он явно выделяется среди остальных. Особенно хорошо ему дается определенный вид действий, где он точно сможет превзойти любого одноклассника.

Современные психологи утверждают, что одаренность - это не только природный дар или хорошая наследственность. Не менее важную роль играет ребенка, его развитие и активность. Посудите сами: разве может забитый и закомплексованный ребенок, с которым никто не занимается дома, вдруг стать лучшим просто потому, что так захотела природа.

Специфика детской одаренности

Детская одаренность имеет свою особую специфику, которую необходимо учитывать. К одаренности взрослых эти пункты применять нельзя.

  • Иногда в детском возрасте одаренность можно спутать с быстрым развитием, быстрой обучаемостью. Каждый детский возраст уникален по-своему. Дети дошкольного и младшего школьного возраста невероятно быстро усваивают языки, ни один взрослый не способен выучить английский или немецкий так быстро, как это может сделать пятилетний ребенок. Когда они начинают взрослеть, способность уменьшается, но зато появляется интерес к литературе, некоторые подростки начинают писать стихи. И это нормальное явление для их возраста. У большинства это начинается сразу же после окончания школы. Подобные вещи нельзя назвать одаренностью.
  • Дети взрослеют, в этот период одаренность может угасать. На этом этапе очень важно не упустить момент и выяснить, сможет ли ребенок превратиться в одаренного взрослого или же все свои таланты он оставил в детстве. Здесь следует говорить об уровне устойчивости одаренности.
  • Еще одним важным моментом является то, что иногда одаренные в определенной области дети совсем не успевают в других областях. К примеру, одаренный ребенок не умеет писать или же плохо читает, зато в три года он способен нарисовать настоящий шедевр. Этот момент важно не упустить, поскольку довольно часто одаренность сочетается с отставанием.
  • Очень важную роль играет социальный статус семьи, в которой живет ребенок. Понятно, что в хорошей семье родители занимаются с детьми, пытаются вложить в них все, что знают сами, но не всегда ребенок имеет какой-то особый талант. Просто он развивается в хороших условиях и имеет все для того, чтобы хорошо учиться. Ребенок из неблагополучной семьи может иметь талант, но никто не занимается с ним этим, никто не развивает в нем его способностей, поэтому некоторые учителя сразу же записывают его в отстающие. Каждый ребенок в школе должен иметь одинаковые права и возможности, чтобы показать и проявить себя.

Признаки одаренности

Давайте рассмотрим виды и признаки одаренности детей. Признаки проявляются в реальной деятельности вашего ребенка.

Существует мотивационный аспект одаренности и инструментальный. Первый - это то, как малыш относится к той или иной деятельности, хочется ли ему этим заниматься, а второй - это то, насколько хорошо у него это получается независимо от его желаний.

Более подробно хотелось бы остановиться на инструментальном аспекте, поскольку здесь есть много интересных факторов. Итак, когда одаренный ребенок занимается тем, что получается у него лучше всего, он может пользоваться такими приемами и инструментами, которые нам даже не были известны. В этом выражается его особая продуктивность. Можно выделить три уровня, по которым определяется успешность деятельности ребенка:

  1. Насколько быстро дети могут осваивать новую деятельность и каких результатов они в ней добиваются за короткий период.
  2. Ребенок может самостоятельно находить новые способы выполнения заданий, которые помогают ему справиться с ними намного быстрее и качественнее.
  3. Малыш может более глубоко изучить предмет и найти свои цели, поэтому и появляются инновационные способы решения проблемы.

Если мы говорим о действительно одаренных детях, то в их деятельности в первую очередь должен проявляться третий уровень - новаторство.

Одаренный ребенок: виды одаренности

Для начала следует сказать, что ученые выделяют количественную и качественную одаренность детей. Последняя указывает на то, в чем проявляется особенность ребенка, в каком виде деятельности он преуспел больше остальных, а первая может рассказать, насколько хорошо выражен талант.

Итак, есть несколько критериев, по которым определяют виды одаренности детей дошкольного возраста и школьников:

  • Сначала смотрят на вид деятельности, в котором преуспевает малыш, и на те сферы психики, которые обеспечивают ее выполнение.
  • Далее следует обратить внимание на степень сформированности способностей к выполнению этого вида работы.
  • Третий критерий - это формы, в которых проявляется одаренность.
  • Насколько широко проявляется талант не только в определенной сфере, но и в некоторых других.
  • И конечно, особое внимание нужно обратить на особенности возрастного развития ребенка.

Уже исходя из этих критериев, можно выделить несколько видов одаренности детей школьного возраста и дошкольников:

  1. Есть таланты, которые проявляются в определенных ремеслах, организации какой-либо практики или в спорте. Такая одаренность относится к практической деятельности.
  2. Есть детки, которые особенно хорошо преуспевают в изучении каких-либо наук. Кому-то хорошо дается биология, кому-то физика или химия. Это одаренность в познавательной деятельности.
  3. Нельзя не заметить детей, которые невероятно красиво рисуют, могут быстро овладеть каким-либо музыкальным инструментом, преуспевают в хореографии или актерском мастерстве. Это таланты из области художественно-эстетической.
  4. Выделяют и коммуникативную одаренность - это дети-лидеры, которые могут вести за собой группы других людей.
  5. Нельзя забывать о духовных ценностях, поскольку есть дети и уже взрослые люди, которые могут вносить весомый вклад в духовные ценности, служат людям и тем самым приносят большую пользу.

Если вы видите перед собой музыканта, то это не значит, что он имеет талант только в этой сфере. Его одаренность охватывает все пять критериев. Ведь играя на своем музыкальном инструменте он задействует мышцы и моторику, доставляет эстетическое удовольствие людям, изучает ноты, а значит, имеет одаренность и в познавательной деятельности.

Степень сформированности одаренности

Типы и виды одаренности детей дошкольного возраста и школьного мы рассмотрели. Но теперь хотелось бы более подробно рассказать о степенях ее сформированности. Их выделяют всего две: актуальная и потенциальная.

Актуальная одаренность - это тот у ребенка, который мы можем видеть сегодня. Иными словами, это то, чего он уже добился в определенном направлении, те умения и знания, которые он может свободно применять на практике. Здесь рассматривается и то, насколько смог обогнать ребенок своих сверстников в изучении той или иной области знаний. Однако здесь большее внимание уделяется не познавательной деятельности, а таланту.

Потенциальная одаренность наблюдается у тех детей, которые имеют высокий потенциал и способны развиваться в том или ином направлении, но в силу каких-либо обстоятельств не могут этого сделать. Почему же они не реализуют себя? Здесь есть множество причин: трудные жизненные обстоятельства, нерадивые родители, которые не имеют желания заниматься с ребенком, отсутствие мотивации у ребенка и желания заниматься чем-либо. Потенциальную одаренность не всегда можно увидеть просто так, порой она выявляется только после проведения определенных тестов и наблюдений.

Форма проявления одаренности

Как уже говорилось ранее, формы и виды одаренности у детей проявляются по-разному. Так, выделяют явную и скрытую одаренность.

Явная - ее можно заметить довольно рано, поскольку талант проявляется очень ярко, здесь ничего не зависит от того, в каких условиях живет малыш и занимается ли с ним кто-то. Психолог или специалист по одаренности детей может безошибочно определить явные наклонности ребенка к тому или иному виду деятельности, разработать программу занятий с ним.

Скрытая форма одаренности проявляется таким образом, что даже при наличии большого таланта у ребенка он не будет заметен окружающим. Довольно часто случается так, что талантливого ребенка просто вносят в список бесперспективных детей и его талант не раскрывается. С чем это связано? Сложно сказать однозначно. Скорее всего, здесь многое зависит от от того, как он воспитывался в семье, поощряли ли его за какие-либо достижения, либо постоянно указывали на беспомощность. Идентифицировать таких детей в коллективе очень трудно, это сложная работа, которая требует много времени и усилий.

Сфера проявления

Виды одаренности детей дошкольного возраста и школьного различаются и по широте проявления. Выделяют общую и специальную одаренность.

Первая проявляется в различных видах деятельности, то есть ребенок может браться за работу из разных сфер жизни и выполнять ее на отлично без всяких подсказок и рекомендаций от взрослых. Общая одаренность - это слаженная работа эмоциональной и мотивационной сферы. Поскольку ребенок точно знает, чего он хочет и какими путями он может добиться положительного результата.

Вторая форма - специальная. Несложно понять, что она проявляется лишь в каком-то определенном виде деятельности. Например, ребенок может преуспевать в рисовании или же быть хорошим математиком с малых лет. Способности к тем или иным наукам чаще передаются по наследству, но что касается творчества, то здесь многое зависит от восприятия ребенка, его фантазии, стремления воплотить свои переживания и мысли в реальные образы. Так появляются великие художники и музыканты, которые переносят все свои мысли на холст или же нотный стан.

Особый вид специальной одаренности - социальная. Это дети-лидеры, которые добиваются высоких результатов в политике, занимают высокие должности в коллективе. Не каждый человек умеет красиво и правильно говорить. Может быть, для кого-то это станет удивлением, но для этого нужен талант, которым обладают далеко не все, и необходимо постоянно развивать.

Ранняя и поздняя одаренность

Здесь внимание обращают на то, как идет психическое развитие ребенка, а важным показателем считаются возрастные этапы, на которых видны первые проявления одаренности. Все эти наблюдения проводятся для того, чтобы не пропустить тот самый момент, когда малыш проявит свой талант - нельзя проморгать и загубить способности. Иногда ребята не сразу проявляют себя, поэтому определенные виды одаренности детей школьного возраста могут проснуться у подростка, а иногда и уже у взрослого человека.

Всем известно понятие "вундеркинд" - это ребенок, который проявил свои высокие способности в раннем возрасте. Обычно вундеркинды даже не успевают пойти в школу, как уже добиваются высоких результатов в математике, танцах, пении или других видах деятельности.

Особое внимание уделяется малышам, которые уже в два или три года показывают высокие результаты в какой-либо науке. Они сразу выделяются среди остальных, поскольку способны быстро запоминать стихотворения или цифры, умеют складывать на уровне третьего класса в свои три года. Проявление того или иного вида одаренности во многом зависит от возраста. Первыми проявляются способности к музыке, немного позднее можно заметить талант художника. Интеллектуальные способности могут показать себя немного позже в силу того, что требуется некоторое время, чтобы изучить материал, освоить все необходимые навыки. Если судить по биографиям великих ученых, то среди научных талантов первым проявляется математический, а уже позже все остальные.

Педагог и одаренный ребенок

Мы рассмотрели все виды одаренности. Работа с одаренными детьми также требует внимания, поскольку эти ребята уникальные и требуют особого отношения к себе. Итак, есть целый список форм работы с ними:

  • Педагог должен организовывать творческие мастерские для развития таланта детей.
  • Обязательны в практике отдельные групповые занятия, на которые приходят самые сильные дети из параллельных классов.
  • Педагог обязан проводить дополнительные факультативы по тем предметам, которые даются одаренным детям особенно легко.
  • В школе должны быть организованы кружки по интересам, где дети могли бы свободно реализовать свой потенциал.
  • Вместе с ребенком учитель должен заниматься исследовательской деятельностью.
  • Для разнообразия жизни детей, а также для повышения уровня их мотивации проводятся различные конкурсы, эстафеты, соревнования.
  • Одаренные дети должны принимать участие в различных олимпиадах и конференциях.
  • Если у ребенка действительно наблюдаются высокие достижения в определенной области знаний, то имеет смысл разработать для него индивидуальный план работы, по которому он будет работать совместно с педагогом.
  • Если в школе были выявлены действительно талантливые дети, то организовывается совместная работа с вузами определенной направленности. Это нужно для того, чтобы этот ребенок мог двигаться дальше, достигать еще больших высот и впоследствии имел возможность получить не только хорошее высшее образование, но и достойную работу.

Дети-индиго

Сейчас существует особый вид одаренности - дети-индиго. Однако эта группа детей не признается ни одной наукой. Термин существует сам по себе, но не имеет четких определений. Впервые он был введен Нэнси Энн Тэпп, которая утверждала, что индиго - это те дети, которые обладают сверхвозможностями.

Современные ученые не выделяют никаких критериев, по которым можно было бы определить, что ребенок относится к этой группе, однако некоторые условные отличия все-таки есть:

  • Дети часто замыкаются в себе и имеют слабую коммуникабельность.
  • Они индивидуалисты, полностью отрицают присутствие каких-либо авторитетов, отказываются подчиняться кому-либо.
  • От других детей их отличает высокий уровень интеллекта и творческий потенциал.
  • Они проявляют интерес к наукам, которые не имеют никакой связи друг с другом.
  • В них много энергии, они практически никогда не сидят на месте.
  • Склонны к депрессиям, у них часто меняется настроение без явных причин на это.
  • Они плохо поддаются воспитанию, родителям бывает трудно совладать даже с маленьким ребенком.
  • У детей очень хорошо развита интуиция, они практически всегда чувствуют приближение опасности.
  • Им хорошо даются цифровые технологии, они преуспевают в программировании.

Проявляется такой вид одаренности у детей младшего школьного возраста и даже раньше.