Описание презентации по отдельным слайдам:
2 слайд
Описание слайда:
В последние годы охране окружающей среды во всех странах мира уделяется большое внимание. Большой процент всех загрязнений водоемов приходится на синтетические моющие средства (СМС), что связано с большими темпами развития производства моющих средств. Много лет назад М.В.Ломоносов сказал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». И как он был прав! Полки магазинов так и «пестрят» бытовой химией. Бытовая химия окружает нас везде. Начиная с самого утра, заходя в ванную, мы чистим зубы пастой, моем руки, посуду, стираем, и так продолжается весь день. В число наиболее активно используемых входят и синтетические моющие средства.
3 слайд
Описание слайда:
Любое моющее средство представляет собой химический раствор сложного состава, следовательно, является химическим загрязнителем, способным вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие. Основу синтетического моющего средства составляют поверхностно - активные вещества – различные соли сульфокислот или эфиры полиэтиленгликолей, также различные вспомогательные вещества, улучшающие моющую способность, ферменты для удаления пятен и ароматизаторы. Они являются одним из главных факторов, оказывающих негативное воздействие на природную среду.
4 слайд
Описание слайда:
ПРИНЦИП РАБОТЫ СМС. В состав СМС входят ПАВ, которые выполняют главную работу. ПАВ имеют два полюса – гидрофильный, то есть, тот, который любит воду, и гидрофобный, то есть, тот, который отталкивается водой, но легко соединяется с её противоположностью – с жирами. Эффективность ПАВ состоит в том, что, связавшись с одним веществом, они повышают растворимость этого вещества в другом веществе, в котором ранее первое вещество не растворялось. Пример с синтетическими моющими средствами: гидрофобными группами эти средства соединяются с жирами. А гидрофильные части средств позволяют расщеплять жиры и в большей степени растворять их в воде, тогда как жиры сами по себе в воде не растворяются.
5 слайд
Описание слайда:
Российская федерация не отличается особой экологичностью подхода к производству различных химических веществ. Производство товаров бытовой химии не является исключением из этого правила. Примером может служить использование давно устаревших технологий производства стирального порошка. Такие технологии являются дешевыми, но не отвечают современным экологическим стандартам качества. Во всех развитых странах такие технологии благополучно запрещены к использованию. Производство синтетических моющих средств основано на дешевой сырьевой базе, а точнее на продуктах переработки нефти и газа.
6 слайд
Описание слайда:
Основным загрязнителем, обнаруживаемым в составе стиральных порошков, является ТПН – триполифосфат натрия. Содержание данного вещества в порошках варьирует от 10 до 30%. ТПН крайне токсичен. Основная проблема его использования состоит не только во вредном воздействии на живых организмы, но и в сложности очистки воды от содержания ТПН. Триполифосфат натрия и является тем веществом, которое провоцирует зарастание водоема. Зарастание водоема значительно ухудшает органолептические свойства воды, что снижает к минимуму возможность ее использования в питьевых целях.
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
Граждане Российской федерации в течение года расходуют приблизительно один миллион тонн стиральных порошков. Стиральные порошки содержат опасные для окружающей природы фосфаты, которые, попадая в водоем или водоток, заражают местную ихтиофауну и растительность, а также приводят к всплеску активности мелких водорослей, что в конечном итоге может оказаться причиной зарастания водоема. Около трехсот тысяч тонн фосфатов ежегодно поступают в водоемы и водотоки нашей страны. Все это не только негативно сказывается на состоянии окружающей природной среды, но и на здоровье населения, использующего в пищевых целях зараженную рыбу.
9 слайд
Описание слайда:
На территории соседних с Россией менее развитых государств также используются устаревшие технологии, что приводит к многократному увеличению вреда окружающей среде. Так, например, на территории Украины выброс в природу фосфатов составляет примерно двести тысяч тонн в год. Ситуацию по Московской области иллюстрирует карта сброса сточных вод.
10 слайд
Описание слайда:
Именно все вышеприведенное послужило причиной запрета данной технологии производства стиральных порошков в развитых странах мира. Существуют новейшие технологи производства стиральных порошков, которые исключают использование фосфатов. Взамен фосфатов применяются более безопасные вещества – цеолиты. Цеолиты не вступают в химические реакции с биологическими системами, что и делает их такими безвредными.
11 слайд
Описание слайда:
Необходимо знать, что фирмы, использующие бесфосфатные технологии производства порошков в родных странах, на территории Российской Федерации выпускают опасную фосфатную продукцию. Причем выпуск производится под одной и той же маркой.
12 слайд
Описание слайда:
Избегайте продукции в которой содержатся: А-ПАВ. Это самые агрессивные из поверхностно-активных веществ вызывают нарушения иммунитета, аллергию, могут поражать мозг, печень, почки, легкие, разрушая живые клетки. Фосфаты. Они запрещены во многих странах мира более 10 летУсиливают токсические свойства А-ПАВ, их проникновение через кожу и накопление в тканях одежды, приводят к обезжириванию кожных покровов и нарушению свойств крови NTA или sodium nitrilotriacetate . Возможная причина рака Sodium hypochlorite или гипохлорит натрид- ядовитое вещество.
13 слайд
Описание слайда:
Обращаться с любым стиральным порошком надо крайне осторожно. Как бы тщательно вы не полоскали одежду, часть порошка все равно остается в ткани и, надев свежую одежду, происходит контакт тела с порошком, который через поры кожи попадает к нам в организм. Люди чувствительные, и особенно дети, сразу ощущают зуд или покраснения на коже. Поэтому, при каждой стирке следует устанавливать на стиральной машине режим с дополнительным полосканием
14 слайд
Описание слайда:
Стиральный порошок должен храниться далеко от еды, посуды, детских игрушек. Насыпать порошок следует крайне аккуратно, иначе пыль порошка может попасть вам в лёгкие. Желательно при машинной стирке открывать дверь в ванную комнату, а самому выходить в другую комнату, чтобы в легкие попадало как можно меньше вредных веществ, содержащихся в порошке. Желательно после стирки проветривать квартиру. Чтобы меньше контактировать со стиральными порошками следует избегать ручной стирки. Если всё же приходится стирать руками, то стоит это делать в специальных перчатках и тщательно вымыть руки после стирки.
15 слайд
Описание слайда:
Для того, чтобы своей жизнедеятельностью перестать наносить такой смертоносный вред природе нужно узнать, что в составе синтетических моющих средств вредно не только для человека, но именно для ПРИРОДЫ? ХЛОР Разрушает белки, убивает бактерии (все, в т.ч. полезные) и микроорганизмы, разрушает структуру воды и почвы. ФОСФАТЫ (и ПОЛИФОСФАТЫ, и ФОСФОНАТЫ) Использование фосфатов уже запрещено во многих странах около 20 лет. Потому что фосфаты очень легко попадают в водоемы, где влияют на усиленное образование сине-зеленых водорослей, приводящих к отравлениям. НИТРАТЫ Как и фосфаты, вызывают бурное цветение водорослей в водоемах, что сильно обедняет воду кислородом, в результате чего гибнут флора и фауна водоемов.
16 слайд
§ 6. Возможные негативные последствия использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании
Использование в образовании возможностей средств технологий мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность» порождает ряд серьезных проблем, связанных с возможным негативным воздействием этих технологий на здоровье школьника.
Первая группа проблем обусловлена появлением негативных последствий медицинского характера, связанных с невыполнением правил использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Вторая группа проблем связана с появлением негативных последствий психолого-педагогического характера.
Педагогико-эргономические и физиолого-гигиениче- ские условия организации учебного взаимодействия при эксплуатации систем, реализованных на базе перечисленных выше технологий, должны опираться на утвержденные Министерством здравоохранения РФ, Министерством образования и науки РФ нормативно-методические материалы. Безопасное применение этих систем предполагает неукоснительное выполнение всего комплекса требований, разработанных специалистами (медиками, физиологами и гигиенистами). Перечислим факторы, которые могут привести к негативным медицинским последствиям:
нарушение эргономики рабочего места пользователя, оснащенного современными средствами вычислительной техники, информатизации и коммуникации;
недопустимый временной интервал использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации;
использование недопустимого объема информации (информационная перегрузка и связанные с этим эмоциональное возбуждение, обманчивое повышение работоспособности непосредственно за экраном компьютера, - они опасны как для психического, так и физического здоровья ученика и преподавателя);
несоответствие предоставляемой информации индивидуальным возможностям личности.
Анализируя перечисленные выше факторы воздействия средств ИКТ на здоровье школьника, отметим, что все негативные последствия обусловлены в основном человеческими факторами и связаны с невыполнением педагогико-эргономи- ческих и физиолого-гигиенических условий организации учебного взаимодействия при эксплуатации систем, реализованных на базе данных технологий.
Учитель должен быть знаком с санитарно-гигиеническими требованиями к организации занятий с использованием современных средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации, которые изложены в специальных нормативно-методических документах, утвержденных
Министерством здравоохранения РФ I и Министерством образования и науки РФ. Ниже приведем краткое содержание этих документов."
Гигиенические требования к персональным электронно -вычислительным машинам и организации работы включают в себя следующие разделы:
Общие положения и область применения.
Требования к ПЭВМ.
Требования к помещениям для работы с ПЭВМ.
Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.
Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.
Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.
Требования к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.
Требования к визуальным параметрам ВДТ, контролируемым на рабочих местах.
Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ.
Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для взрослых пользователей.
Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования.
Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ для детей дошкольного возраста.
Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ.
Требования к проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля.
Необходимость неукоснительного выполнения этих требований не вызывает никакого сомнения, хотя на местах, как показывает практика, их не всегда соблюдают. Поэтому сте-
лог пень негативного воздействия компьютера на здоровье обучаемого во многом зависит от соблюдения учителями рекомендаций физиологов и гигиенистов, выполнения норм и правил обращения со средствами вычислительной техники, информатизации и коммуникации. По этой причине учитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы не допустить негативного воздействия новых технологий на физическое и психическое здоровье школьника.
Рассмотрим возможные негативные последствия психо- лого-педагогического воздействия технологий телекоммуникации, мультимедиа и «Виртуальная реальность» на ученика. К ним прежде всего следует отнести возможные негативные последствия, связанные с психологическими аспектами информационного взаимодействия в сети Интернет и восприятия виртуальных экранных миров; а также возможные негативные последствия, связанные с философскими аспектами информационного взаимодействия, реализуемого рассматриваемыми технологиями.
Современных исследователей, особенно психологов, педагогов, медиков, настораживают, если не пугают, возможные негативные последствия, связанные с активным вторжением в естественный внутренний мир современного человека неестественных, иллюзорных виртуальных впечатлений от виртуальных сюжетов и взаимодействий. Новые технологии создают у обучаемого иллюзию реальности событий, происходящих в виртуальном мире. Синтетические образы оказывают влияние на состояние и развитие ученика. Взаимодействуя с объектами виртуального мира, исследуя их особенности и отношения между ними, выбирая возможные пути исследования изучаемого явления, процесса или учебного сюжета, ученик попадает в ситуации, Которые требуют от него всепоглощающего внимания, определенную невозможность отвлечения от его работы в виртуальном мире. Такие факторы, как, во-первых, изолированность от окружающего реального мира (в силу особенностей используемых при этом периферийных устройств в виде шлема, очков и перчаток), во-вторых, стерео-, аудиовизуальное представление изучаемых или исследуемых явлений, объектов и, в-третьих, легкость трансформации, управления и видоизменения как объектов, так и условий их взаимодействия, создают высокий эмоциональный фон самого информационного взаимодействия.
Увлеченность яркими и необычными, порой призрачными, впечатлениями, отличными от реальных, вполне понятна и объяснима. Однако эта увлеченность чревата многими опасностями. К ним следует отнести прежде всего усиливающееся отчуждение между людьми, обусловленное возможностью легкой замены партнера на киберпартнера и облегченной «коммуникации без проблем» с ним. Вызывает не меньшее беспокойство опасность предумышленного манипулирования сознанием человека, выполняющего определенные действия в виртуальном мире - так называемый 25-й кадр. В процессе написания и использования программ, позволяющих реализовать исследования социальных, политических, физических и других явлений и закономерностей, необходимо придерживаться известных принципов научности и достоверности.
Участие ребенка в наблюдениях за сюжетами виртуальной реальности и прежде всего работающего в глобальных информационных сетях, меняет его эмоциональные ощущения и чувства. На пользователя в период «присутствия» его в виртуальном экранном мире оказывается определенное психологическое воздействие, связанное с активным вторжением в естественный внутренний мир человека искусственных, иллюзорных впечатлений от виртуальных объектов, сюжетов «экранной» реальности.
Формирование многофункционального и информационно- емкого виртуального мира с его ирреальными и фантазийными отображениями действительности, пусть даже созданными опытными и талантливыми методистами, психологами и дизайнерами, происходит в настоящее время лишь на базе эмпирики и эксперимента. Использование подобных технологий в учебном процессе должно быть направлено на раскрытие внутреннего потенциала личности без нанесения вреда здоровью.
Следует также отметить и то, что в настоящее время проводятся исследования по разработке защитных приспособлений, обеспечивающих безопасность работы пользователя с современными системами и комплексами для изучения виртуальных явлений или процессов. К ним можно отнести «экологически чистую» защиту в виде целенаправленного воздействия на оператора, защиту, которая позволяет ему постоянно осознавать свое присутствие в мире, отличном от мира реального. Поэтому еще на стадии разработки учебных систем, использующих возможности технологии
ий, н «Виртуальная реальность», предусматривается возможность обеспечения как психологической безопасности, так и комфортности самого процесса информационного взаимодействия пользователя с объектами виртуального мира. В процессе работы ученика с системой следует обеспечить простоту и доступность действий, оградить его от неприятных неожиданностей в ходе работы с программой, предусмотреть возможность несанкционированного выхода из системы, т. е. возможность «возвращения в реальный мир» в любой момент времени.
Следовательно, необходимость обеспечения психологической комфортности информационного взаимодействия в сети Интернет и в виртуальных экранных мирах следует считать важным аспектом безопасного использования современных технологий мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность».
Особо следует обратить внимание и на философские аспекты реализации информационного взаимодействия с объектами виртуального экранного мира, общения с ними. Существенную роль при этом играет «обманчивость природы» как самих объектов, представленных технологиями мультимедиа или «Виртуальная реальность», так и взаимодействий с ними. Даже само название «Виртуальная реальность» уже наводит на мысль о неправдоподобности всего происходящего на экране. В современной научной литературе стали появляться утверждения, что если мир, сгенерированный той или иной технологией с помощью компьютера, станет слишком реалистичным, то пользователь может в результате совсем оторваться от реального мира и перейти в некоторую субстанцию - «суперпространство». Однако существуют и другие мнения. Например, некоторые ученые считают, что технология виртуальной реальности создает такие допущения, в которых реальности не больше, чем, например, в игре актеров театра или кино .
Рассмотрим следующие вопросы: каким образом с помощью дружественного интерфейса обеспечивается комфортность информационного взаимодействия? Как предотвратить вторжение во внутренний мир человека через излишне персонифицированный интерфейс? Как защитить ребенка от негативного воздействия ненужной информации?
Как было показано во второй главе, дружественный интерфейс разрабатывается в целях безболезненной адаптации обучаемого в виртуальной учебной среде. Данный подход
позволяет ученику воспринимать компьютер в качестве помощника и компаньона. Компьютер должен реализовывать функцию исполнителя, действующего от имени пользователя в виртуальной среде. Человеко-машинный интерфейс системы должен предусматривать реакцию обучаемого на данное программное обеспечение, отвечать различным уровням потребностей и наклонностей пользователя. Интерактивный диалог пользователя с системой должен быть ориентирован на максимальный учет его потребностей, генерировать положительные отклики на любые запросы, способствовать созданию ситуации успеха, положительному эмоциональному настрою и, как следствие, повышению интереса к данному виду деятельности. Следовательно, в целях обеспечения психологической комфортности информационного взаимодействия обучаемого с системой реакция системы на действия пользователя должна иметь характер помощи и поддержки.
Работа в виртуальном пространстве локальных и глобальной сетей способствует изменению межличностных отношений между пользователями (например: учителем и учеником или между учениками). Некоторые исследователи находят негативные моменты в межличностной близости между собеседниками в сети, которой способствует излишне персонифицированный интерфейс I . Обращается внимание на необходимость охраны автономии личности, предотвращения вторжения во внутренний мир человека. Действительно, при использовании глобальной сети учебное пространство неуклонно расширяется, становится открытым. Молодой человек с неустоявшимся характером, гибкой психикой и не до конца сформированными личностными качествами может попасть под влияние откровенных мошенников, проповедников новомодных религиозных сект и т. п. В этой связи следует отметить необходимость контроля со стороны педагогов в школе и родителей дома за ходом работы ребенка в сети.
Выделим еще два негативных аспекта проблемы использования ресурсов сети Интернет в школе и дома при выполнении домашних заданий. Первый аспект обусловлен тем, что язык большинства материалов, написанных в основ-
а лабора ном для использования взрослыми, тяжел для понимания учениками. Второй аспект обусловлен тем, что для учащихся существует потенциальная возможность найти в Интернете материалы, нежелательные для них с точки зрения этики и морали.
Выделим несколько способов предотвращения нежелательных психологических и социальных последствий работы школьников в Интернете. Этого можно достичь, во-первых, за счет контроля преподавателей за действиями обучаемых на занятиях; во-вторых, за счет создания и использования специальных предупреждающих подсказок; в-третъих, за счет широкого внедрения в учебный процесс новых методических подходов, предусматривающих эффективное, персонифицированное управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ. Помимо перечисленных выше способов, существуют и технологические способы защиты ребенка от негативного информационного воздействия. Перечислим несколько технологических способов контроля и отслеживания доступа учащихся к интернет-ресурсам:
обеспечение так называемого «огражденного сада», в котором интернет-провайдер выбирает, что включать в информацию, которая используется в школах;
использование системы фильтров, которая позволяет учащимся иметь доступ в Интернете ко всему, что не было исключено этими фильтрами из-за своего специфического содержания;
обеспечение свободного доступа ко всему Интернету, но только под определенным наблюдением преподавателей, других взрослых или «префектов Интернета»;
установление так называемой системы честности (иногда в комбинации с такими санкциями, как исключение из системы), подразумевающей установление договоренности между учениками и учителями о том, что последние могут отслеживать, какие сайты посещались учащимися.
В заключение следует отметить, что каждая прикладная система, реализованная на базе технологий телекоммуникации, мультимедиа и «Виртуальная реальность», обладает серьезным педагогическим потенциалом. Используя эти технологии, подрастающее поколение видит реальный мир не таким, каким видят его их родители. Дети видят его более многогранным и многоаспектным именно благодаря тому, что обучались они, используя безграничные ресурсы сети Интернет, применяя трехмерный и интерактивный виртуальный мир. Основная задача педагогов - использовать дидактический потенциал этих технологий в своей профессиональной деятельности без нанесения вреда психике и здоровью ребенка.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какие нормативные документы необходимо знать учителю при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности и учебно-воспитательном процессе?
Что такое информационная безопасность?
Как защитить права на интеллектуальную собственность при размещении материалов в Интернете?
Темы и вопросы для обсуждения
Ребенок и виртуальная реальность.
Цифровой мир: угроза человечеству или решение проблем?
Мы живем в мире энергий. Существует сглаз и порча, которые могут попасть в ауру человека не защищенного. Существуют энергетические вампиры. Кроме того, просто негативные вибрации оказывают влияние на нас. Что делать? Нужно стать более энергетически сильным человеком и научиться защищаться.
Во-первых нужно делать регулярные медитации по набору энергии. Они изложены в курсе исполнения желаний, поэтому на них я не стану останавливаться.
Суть их в том, что вы представляете, как наполняетесь энергией. Во- вторых нужно использовать методы энергетической защиты. Вот некоторые из них
Используем магические слова для энергетической защиты
Когда кто-то вам говорит что-то негативное, произносите (3 раза):
«Веда отвед»
Это ведическое заклинание, которое можно также проговаривать, когда вас одолевают негативные мысли и страхи.
Другие магические фразы:
«с уст твоих, тебе за пазуху» - когда кто-то желает вам плохого.
«господи, прости его, ибо он не ведает, что творит» - при негативе, обидах.
«Возьми себе обратно» - при оскорблениях и проклятиях.
Способы защиты и очищения своей энергетики от Елены Ясевич
1.Перед сном визуализируйте пламя свечи, смотрите на него и проговаривайте 9 раз мантру огня, которая очистит вас от негативности: «ади чандра сурья джайя рам». Можно зажечь реальную свечку и смотреть на нее.
2. Вечером встаньте под душем и ощущайте, как свода очищает вас от негативного воздействия.
3.Вообразите, что вас окружает обруч из огня, диаметр которого 1 метр.
4. Увидьте мысленно, что тот человек, который вас атакуют совершенно обнаженный. При этом будьте серьезны.
Используем энергетические способы защиты, основанные на мыслеобразах
1.Визуализируйте себя в центре золотой пирамиды, ее размер может быть любой, главное, чтоб вам было удобно. Пирамида излучает божественное сияние, которое не позволяет негативу в вас войти. Все отражается.
2.Вообразите, что сверху от головы до ног стекает струящаяся энергия. Она состоит из всех цветов радуги. Эта энергия защищает вас. Растворяет все негативное воздействие.
3. Перед выходом из квартиры, визуализируйте, как со всех сторон вас окружает хрустальный кокон, который отталкивает негатив от вас.
Дополнительные способы защиты
1.После неприятного разговора, подержите руки под потоком холодной воды в течение 1-3 минут. Так вы смоете негативную энергию.
2.Возьмите спичку. И начните дышать на нее, визуализируя при этом, что на нее уходит то негативное воздействие, которое вы ощутили. Затем воткните спичку в землю тем концом, на который вы дышали.
Дефицит и постоянная экономия бюджетных средств, уменьшение природоохранных вложений обусловливает необходимость уяснения и уточнения правовых предписаний, относящихся к регулированию соотношения получаемых за негативное воздействие на окружающую среду средств и их расходования на природоохранные нужды.
Плата за природопользование в виде земельного, водного и иных налогов, за загрязнение природных ресурсов, окружающей среды, которые не являются "нахлебниками, золушкой у общества", должна идти на восстановление природы, а оно дотируется по остаточному принципу, становится одной из причин увеличения себестоимости продукции, ложится бременем на прибыль и внутренний валовой продукт.
По большому счету, охрана природы, рациональность использования природных ресурсов – это не только благотворительность, а насущная необходимость, так как в экономической перспективе разрушенная и деградированная природа отомстит сторицей и воздаст должное не только настоящему, но и будущим поколениям.
Это происходит даже сейчас, так как состояние природных объектов, природные условия жизни, труда и отдыха человека выходят, ввиду нарастающей загрязненности окружающей среды, на приоритетные места наряду с чисто экономическими показателями качества жизни.
В данный отрезок времени и в ближайшей перспективе затраты на организацию надлежащего природопользования и охраны окружающей среды будут ложиться ощутимым бременем на экономику, увеличивая себестоимость продукции и снижая доходы от ее производства и прибыль.
Научные заявления о диалектическом сочетании и даже единстве экономики и экологии являются абстрактными и утопическими, если не видеть противоречий между ними, не рассматривать их как антагонистическое единство и как борьбу противоположностей.
Спад промышленного производства и последствия отмечаемого кризиса приводят к уменьшению загрязнения природной среды. Приоритетность природных факторов жизни отмечается по сравнению с остальными тем больше, чем значительнее достаток граждан, которым наряду с доходом и прибылью необходимы чистый воздух, надлежащая питьевая вода, кондиционные продукты питания, рекреационные возможности леса, земли, животного мира.
При этом надо различать природные ресурсы восстановимые, возобновляемые, например лес, воды, животный мир (если его объекты не доведены до полного исчезновения, что также случается), и невозобновляемые, например минеральные ресурсы – газ, нефть, уголь.
Для восстановления первых общество должно постоянно тратить свои средства, иначе скоро иссякнет питьевая вода, полезная древесина, которые без воспроизводства ускорят экологический (во многом невыдуманный) кризис. Для добычи последних нужны инфраструктура и геологоразведка (хотя и это немало), поскольку на образование новых минеральных ресурсов необходимы миллионы лет и дальнейшее развитие планеты.
Расходование платы за загрязнение на восстановление нарушенных природных ресурсов и всей окружающей среды предусматривались в той или иной мере в ВК РФ, ЛК РФ, Федеральном законе "О животном мире", которые были приняты в 1990-х гг. Ряд обсуждаемых норм этих федеральных законов подверглись изменениям в XXI в., а некоторые были вообще исключены из текстов соответствующих кодексов и иных законов. В новых ВК РФ и ЛК РФ нормы о целевом расходовании платы за негативное воздействие на природные ресурсы отсутствуют.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-0 "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” и статьи 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”" плата за негативное воздействие на окружающую среду признана не налогом, а сбором.
В соответствии с и. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В п. 1 гой же статьи НК РФ дается определение налога .
Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-0 признан платежи за негативное воздействие на окружающую среду обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, носящими индивидуально-возмездный и компенсационный характер, не являющимися по своей правовой природе налогом.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П внесение экологических платежей связано с необходимостью возмещения вреда окружающей среде; целью экономико-правового регулирования охраны окружающей среды, направленного на обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, является не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько сохранение природы и обеспечение экологической безопасности.
Финансовые и фискальные органы несут ответственность за бюджет, сохранение единого экономического пространства России и финансовой вертикали власти, управление всем полученным доходом и его распределением исходя из масштабности и актуальности представляемых перспективных и текущих публичных задач.
Природа при этом становится падчерицей в годовых и трехлетних законах о бюджетах. С точки зрения природопользования, гарантирования экологических прав граждан, предусмотренных ст. 9, 36, 41 и 42 Конституции РФ, законодательством РФ и субъектов Федерации, это выглядит непоследовательным.
В этом случае становятся недействующими, виртуальными предусмотренные в них права каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Уже несколько лет готовится и обсуждается детальный проект федерального закона о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды (в том числе прошлого экологического вреда), столкнувшийся с серьезным сопротивлением противников восстановления окружающей среды таким способом.
Недостаточно реализованными становятся ст. 14 и 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которым оказываются государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, посредством установления налоговых и иных льгот, предоставление льгот при внедрении нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды.
Внедрение льгот за рациональность природопользования редко, но встречается. В подп. 1 п. 1 ст. 67 НК РФ предусматривается возможность предоставления инвестиционного налогового кредита организации, проводящей научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства, направленные на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.
В настоящее время Росприроднадзором собирается более 10 млрд руб. штрафов, которые обезличенно поступают в государственный бюджет; сам бюджет Росприроднадзора, насчитывающего почти 5 тыс. инспекторов, других сотрудников и осуществляющего ежегодно десятки тысяч проверок, составляет 3 млрд руб.
Таким образом, право пока не предполагает в природоресурсных законах целевое использование средств, полученных за негативное воздействие на природные ресурсы, на восстановление окружающей среды. Куда пойдет дальнейшее развитие природоресурсного, природоохранного и налогового законодательства – должны решать общество, законодательные (представительные) органы, президент, правительство.
Гражданам, предпринимателям чистый воздух и надлежащее водоснабжение объективно нужны не менее, чем заработная плата, иной доход, прибыль. Уменьшение расходов на обеспечение устойчивого развития природопользования, облагораживание природной среды приблизят прогнозируемый экономистами, социологами, философами экологический коллапс.
Некоторую сложность и в то же время определенную оптимальность в решение проблемы вносит распределение компетенции Российской Федерации и совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов по Конституции РФ и соответствующим ей конституциям, уставам и законам субъектов РФ.
В ведении Российской Федерации согласно п. "е", "ж", "з" ст. 71 Конституции РФ находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации, финансовое регулирование, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы.
В соответствии с п. "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах находятся ii совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Право способно нацелить использование платежей за загрязнение окружающей среды на реальные задачи ее эффективного восстановления. В настоящее время природоресурсное и природоохранное законодательство стоит на перепутье – прежнее, перестроечное, было ориентировано на целевое природоохранное назначение платежей; новое, особенно налоговое, – колеблется, конкурируя с природоохранным.
Правовая база для направления платежей на восстановление нарушенной среды может быть использована для развития экологически выгодного, прагматического бизнеса в целях реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Можно вернуться к конкретным обязанностям потребителей природных ресурсов восстанавливать потраченные или нарушенные части природы по соответствующим таксам и методикам либо в натуре. Это означало бы серьезный поворот в природопользовании и охране окружающей среды, уменьшило в ряде случаев проблемы размеров платы за загрязнение и дискуссии о ее фискальном или компенсационном характере.
- См.: Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво 97, 2003 ; Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая / под ред. А. Н. Козырина. М.: Проспект, 2005.
- В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды" утрачивает силу с 1 января 2015 г. – Прим. ред.