Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Проблемный ребенок или я плохая мать? Проблемные дети. Проблемный ребенок, работа с проблемными детьми

В разных жизненных ситуациях нам приходится сталкиваться с разными обстоятельствами жизни

Проблемный ребенок

П риходя в мир, ребенок ничего о себе еще не знает. Он не знает, мальчик он или девочка, кто его родители, счастливой ли будет его судьба. Со временем он начинает обо всем этом догадываться. И вместе с особенностями развития у ребенка появляются также и психологические трудности. А у родителей возникают многочисленные недоуменные вопросы - "Откуда что берется?". Проблемный ребенок " vspace="10" bordercolor="#000000">

Психологи знают, что общая жизненная канва человека - то, что знаменитый Эрик Берн называл сценарием - является результатом косвенного родительского влияния. Косвенного, потому что очень многие оценки, мысли, чувства не высказываются открытым текстом, но исподволь, неосознанно складываются в своеобразные инструкции-предписания относительно того, как следует ребенку себя вести. И чем менее осознанными являются эти инструкции, тем сильнее их влияние на судьбу человека и тем труднее их вычленить в процессе психологического анализа.

Они могут формулироваться внешне позитивно - "Вырастешь и станешь космонавтом, а мы будем тобой гордиться!". Хороша ли такая инструкция? В ней содержится желание видеть ребенка космонавтом (в то время как ему-то, может быть, и не очень нравится эта профессия). Затем, там оговаривается, при каких условиях ребенком будут гордиться (а в противном случае - нет). Поэтому то, что на первый взгляд кажется обычным родительским тщеславием, может уводить его естественный жизненный путь в сторону от истинного предназначения.

Но бывает и по-другому. "Ты не окажешься на скамье подсудимых!" - говорят родители ребенку, казалось бы, подчеркивая его социальную благонадежность, и постепенно в нем прорастает сомнение в том, что обязательно нужно быть честным, что быть преступником для члена его семьи - вещь невозможная и т.д. "Только не поскользнись!" - говорит мать сыну, и он, конечно, тут же падает. Потому что отрицательные инструкции, несмотря на свою внешнюю лояльность, незаметно "цементируют" пространство, закладывают в бессознательное ребенка возможность того, что на уровне осознаваемом подается как запрет - стать преступником, упасть и т.п. Ведь бессознательное коварно и отрицаний не понимает.

Поэтому многие (хотя, конечно же, не все) претензии родителей к своим детям имеют источник во внутреннем мире самих родителей, которые бездумно переносят свои неосуществленные желания, надежды или страхи на поведение детей. И в конце концов добиваются своего. Ведь между внешним и внутренним миром существует тесная связь, которая действует посредством различных психологических механизмов - будь то самоосуществляющееся пророчество или, как это называл К.-Г. Юнг, синхронистичность. Какие же трудности детей создаются взрослыми чаще других?

"Он ужасно агрессивный!".

Агрессивность в мире животных - условие выживания особи, естественное желание защищать границы своей территории, которое возникает в среде недружественной. Опасение, что обстановка небезопасна, недоверие к тому (и тем), что происходит рядом - вот частые причины агрессивности детей. Но ведь от родителей не защищаются. Как, чем поведение родителей могло нарушить чувство безопасности ребенка?

Проблемный ребенок

Агрессивны дети "недолюбленные" - те, кто вынужден заботиться о себе сам, напоминать о своих потребностях и своем существовании. Очень часто такое поведение развивается на фоне недостаточного принятия родителями своего ребенка, непризнания его ценности как личности, как явления. Вот типичный пример конфликта, построенного вокруг такой жалобы. Энергичная молодая бабушка недовольна "агрессивностью" своего 2,5-летнего внука.

Мало того, что он без разрешения входит в ее комнату. Он имеет раздражающую привычку хватать бесценные безделушки, расставленные по полкам и шкафчикам. Бывали случаи, что он их даже ломал (правда, нечаянно). На запреты не отвечает, а при случае показывает бабушке кулак.

По ходу беседы у психолога возникает несколько очень частных вопросов. А почему 2, 5-летний внук, живущий в одном доме с бабушкой, должен просить у нее разрешения войти? Оказывается, бабушка в конфликте с его родителями - сыном и невесткой. Поэтому у них вообще не принято входить друг к другу в комнату. Можно ли убрать сокровища с полок подальше от внука? "В общем-то можно, но почему это я должна к нему приспосабливаться?" Постепенно возникает картина жизни семьи, при которой совместных радостей оказывается очень немного, а появление невестки и внука продолжает рассматриваться главой семьи - бабушкой - как посягновение на ее права, как нанесение ей морального и экономического ущерба. Семья сына была встречена "в штыки". Эта реакция возвращается бабушке в форме ответной, пока еще несильной, нелюбви внука. Но это именно возврат - ведь первый импульс, первый урок нелюбви исходил от бабушки, которая видит в двухлетнем мальчике равноценного противника, которого нужно побороть. Это в ее представлении и было бы педагогическим успехом. К счастью, дети - существа жизнестойкие, и в состоянии научиться защитить себя (при наличии поддержки со стороны других взрослых).

Этот конфликт - типичный пример того, как ребенок может оказаться на пересечении антипатий взрослых. Поэтому и решать его нужно, работая со взрослыми членами семьи. В противном случае невинная и трогательная привычка входить в комнату бабушки и играть ее игрушками может закрепиться, перерасти в бесцеремонность по отношению к другим людям, а кулаки могут стать основным средством урегулирования конфликтов.

"Он так неуверен в себе"!

Эта фраза тоже часто открывает разговор с психологом. А Вы в нем уверены? А уверены ли Вы в себе? Подобные вопросы возникают по ходу знакомства с семьей. Безынициативность, эмоциональная подавленность, страх перед любой новой деятельностью - все это вместе называется депрессивной позицией. Депрессивная позиция часто рождается из чувства вины. Но в чем может успеть провиниться маленький ребенок - настолько, что депрессия становится основным фоном его существования?

Чаще всего это чувство экзистенциальной вины - вины в силу положения вещей, в том, что родился. Такое иногда случается, если в семье нет отца, если ребенка не ждали, а мама не уверена в том, что его появление на свет было нужно. Подобные переживания обычно вытесняются в самые глубокие слои бессознательного. Однако верхушка айсберга все равно видна - это и есть тревожность ребенка и желание оправдываться и извиняться за свое существование.

Проблемный ребенок

Одним из опасных проявлений депрессивной позиции ребенка бывает высокая уязвимость (виктимность, от английского victim - жертва) по отношению к разным воздействиям. С такими детьми постоянно что-то случается - то на них падает сосулька, то назначают "козлом отпущения" в детском саду или школе. Череда неудач складывается в пессимистическую линию жизни. Человек как бы старается наказать себя за грехи, гнет которых он принял от родителей, посредством внешних и внутренних сил.

"Мама хотела сделать на меня аборт, но у нее не получилось, и я все-таки родилась" - сказала о себе 11-летняя посетительница нашей консультации. Девочка приняла на себя множество несчастий, редко выпадающих на долю одного человека, и трагически погибла, когда ей еще не исполнилось 14 лет.

Депрессивный или виктимный ребенок часто запечатлевает в своей судьбе то, что происходило между родителями еще до его рождения. Поэтому изменение этих опасных для него отпечатков должно также осуществляться через родителей.

"Он совершенно бесчувственный!" - этот упрек чаще всего относится к детям подросткового возраста. Ему все равно, что происходит в моей душе, я не понимаю, о чем она думает, моя дочь может поднять на меня руку и даже ударила меня в живот - подобные жалобы свидетельствуют о глубоком непонимании между родителями и детьми, об их отчуждении. Получается так, что мать и ребенок вообще не могут общаться напрямую, без психолога ("Вот мы сейчас выйдем, и она опять будет так же отвратительно со мной разговаривать!"). Таким образом, связь между людьми близкими по крови оказывается значительно менее прочной, чем между чужими. Кризисы отношений, когда необходимо обратиться к третьим лицам - вещь естественная, особенно, если в семье растет подросток. Этот возраст содержит в себе много неожиданностей и противоречий. Но стойкое непонимание, жестокость детей - знак запущенности проблемы. Обычно она возникает не на пустом месте. Наверно, ребенок не оказался в центре жизненных интересов своих родителей, когда появился на свет. Рано оторванный от материнской груди или вообще разлученный с матерью, тот, которого растила бабушка или находящийся в круглосуточных яслях, не успел получить привычку к материнской любви. Он для семьи - объект воздействия. А объекты не способны на чувства. Никто не знает, что происходит в доме с задернутыми занавесками, пока там не случится пожара.

"Что думают и что чувствуют: герои сказки, зверюшки на картинке, твои друзья?" - этот вопрос психолога часто приводит ребенка в состояние замешательства. Как это - чувствуют? Можно сказать только, что они делают. "Что чувствовал ваш мальчик, когда вы его не пустили к друзьям?" - спрашиваем родителей. "Ну:наверно, расстроился. А может, затаил зло, я точно не знаю. Он ведь не сказал, что он чувствует".

Примерно такая же, хотя и более мягкая, картина, может возникнуть в том случае, если ребенка растят "по книжкам", подгоняя его поведение под нормы чужих авторитетов. Живой ребенок заменяется идеей, схемой ребенка. Интуиция и материнское чувство безмолвствуют. Данному конкретному младенцу нужно есть десять раз в сутки, а мама, следуя рекомендациям, пытается покормить его всего шесть раз. Он хочет спать под теплым боком матери, а она свято верит, что ночью подходить к ребенку вредно, а еще вреднее брать его без необходимости на руки. Но без необходимости для кого? Может быть, малышу-то как раз это и нужно больше всего на свете.

Проблемный ребенок

Однако ребенка растят "удобным". Те драмы, которые происходят в душе ребенка при объектном к нему отношении, остаются незамеченными и возвращаются к родителям в форме его бесчувственности.

Но отсутствие сопереживания, эмоциональная холодность - это не только психологическая защита. Это часто еще и неспособность принимать чувства других. Поэтому такие люди часто лишены идеалов, не верят в добро и любовь и в результате несут тяжелые поражения в личной жизни.

Дети хамят бабушке, если с ней неуважительно обращаются родители. Они робки, если близкие не верят в их силы. Они равнодушны, если собственные родители не отличают их от чужих. Они такие, какими их сотворили по собственному образу и подобию взрослые. Итак, проблемный ребенок - зеркало своих родителей. Если ему повезет, он сумеет во взрослом возрасте "отвязаться" от родительских предписаний, и тогда хвост их неизжитых амбиций и нерешенных проблем не будет тянуться за ним бесконечно. Чтобы разорвать эту неполезную ни для кого связь-зависимость, родителям бывает важно поработать с психологом. Для пользы ребенка.

Софья Нартова-Бочавер

Нет такой школы, чтоб в ней не было проблемного ребенка. Конечно, уставшие от постоянных нервотрепок учителя скажут – да в моем классе полно таких оболтусов, которых ничем не проймешь. Однако, на самом деле, проблемный ребенок – это не любой шалопай, который «не хочет учиться, а хочет жениться» и вечно занят тем, что обдумывает план побега с уроков. И даже не тот ребенок, который может нагрубить учителю или ударить сверстника. К сожалению, для детского возраста, особенно переходного, это свойственно.

Проблемный ребенок – это ребенок, который ведет себя неадекватно и не подчиняется почти никаким формам контроля. Это ребенок, чье нервное здоровье находится на грани с болезнью. Причины таких проблем? Их море. Чаще всего, это – неблагополучная семья, неполная семья, домашние проблемы. Также – неудачи в общении со сверстниками. Это может быть также результатом плохой наследственности. Задача учителя, прежде всего, поговорить с родителями и выяснить причины такого поведения. Причем, это задача не только классного руководителя, но и любого учителя. Именно коллектив педагогов имеет силу повлиять на отдельную личность.
Что может вытворять такой ребенок? О самых страшных вещах не будем, ведь если поступок граничит с уголовным делом, то такому ребенку место, в лучшем случае, в исправительной колонии. Наш объект – это дети с большими пробелами, которые не знают, как их решить, и потому обозлены на весь мир. Они могут кричать на учителя, грубить ему, даже унижать. Могут демонстративно подстрекать класс на прогул и настраивать его против учителя. Приструнить такого ребенка почти невозможно – ни заставить сидеть в классе, ни отвечать на вопрос по теме. Остается только терпеть и ссылаться на начальство. Или нет?
в общении с проблемным ребенком не должно быть крайностей. Угрозами, наказаниям, задерживанием после уроков его не проймешь. Сюсюкать тоже крайне опасно - в повышенной доброжелательности ребенок может узреть просто безвольность и сядет на шею окончательно. Конечно, с такими детьми нужно быть строгим учителем – но ни в коем случае, не строже, чем с другими! Если ребенок видит несправедливость, то переносит это очень болезненно. Возможно, золотая середина – это равнодушие? Вовсе нет.
Главная тенденция – не равнодушие, а безразличие. Разница есть. Если ребенок намеренно вызывает учителя на конфликт, лучше просто не реагировать. Если переступает всякие рамки дозволенного - наказывать. Если же просто ведет себя шумно, болтает без умолку – нужно заговорить с ним, перевести его болтовню в шутку или неожиданно для него вывести на тему урока. Тут нужна смекалка и тренировка, но это действует хорошо. Ведь ноги у такого поведения растут от ненужности. Такой ребенок старается обратить на себя внимания. Вот и обратите – но не так, как ему хочется – не кричите и не делайте его центральной фигурой класса. Делайте это в рамках программного материала, чтобы урок смог его заинтересовать. Заинтересованный ребёнок – послушный ребенок, это тождество.
Поэтому, дополнительная задача ваша – пытайтесь делать план урока как можно интереснее, с большим количеством наглядных средств и ссылками на бытовые примеры. Удачи!

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А Амонашвили

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей, у него появляются постоянные обязанности. И младший школьник ждет не просто внимания, а понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция – младший школьник должен быть послушным. В результате между взрослыми (учителем и родителями) и детьми растет психологический барьер, преодолевая который, младшие школьники прибегают, иногда, к агрессивным формам поведения. Поэтому агрессивность у детей формируется, в основном, как форма протеста против непонимания взрослых.

Не только учитель, но и родители должны своевременно заметить неблагоприятный характер таких изменений, помочь ребенку преодолеть их.

Часто истоки агрессивности младшего школьника лежат в семье, в отношениях её членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказание и т.п.) и, в меньшей мере, со сверстниками и учителями.

Учителя часто жалуются на таких детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе зависят от наших отношений с “проблемными детьми”.

Всю воспитательную работу начинаю с изучения интересов и увлечений учащихся, особенностей взаимоотношений со сверстниками, характера, эмоционального состояния ребенка. Применяю психолого-педагогические методы изучения личности младшего школьника.

На протяжении обучения ребенка в начальной школе осуществляю диагностики, позволяющие проследить за изменениями: уровень воспитанности; самооценка ученика; уровень самостоятельности (оценка самостоятельности детей родителями и оценка ребенком своей самостоятельности); межличностные отношения («Дом в котором я живу», «Круги на воде», «Необитаемый остров» и д.т.); методики изучения личности учащихся («Десять моих – Я», «Что у меня на сердце»; «Краски», «Настроение», «Цветик-семицветик», «самохарактеристика» и т.д); методики изучения самоконтроля; отношение к своему здоровью (режим дня, самохронометрирование и т.д), определение уровня тревожности.

Опираясь на результаты проведенных диагностик, уже в течение 10 лет, составляю программу развития и воспитания личности, в которой акцентируется внимание на «Я» каждого ребенка…

При составлении программы использую технологию «Гуманно-личностного подхода к обучающимся» Ш.А. Амонашвили и технологию «Гуманного коллективного воспитания» А.В. Сухомлинского. Выделяю основные направления деятельности по формированию коллектива и Я-концепции каждого ребенка:

В данной программе не выделяю особого направления по работе с проблемными детьми. Она охватывает всех детей, так как классы малочисленные и в каждом есть проблемные дети. Программа составляется индивидуально на каждый класс.

В свою работу включаю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, походы и экскурсии, конкурсы, собеседование, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты и т.д.

Жизнь в моем коллективе строится так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность каждого. В классе сложились свои традиции. Работает орган самоуправления со своим президентом и министрами. Поручения в классе распределены между ребятами в соответствии с их интересами.

Для того чтобы ребята видели результаты своего труда, оформляю систему инновационной оценки «Портфолио» на каждого ученика.

Непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения – совместная творческая деятельность классного руководителя, педагогического коллектива, родителей, социума, руководителей дополнительного образования.

Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Семья – первая школа интеллектуального, эстетического и физического воспитания, поэтому вместе с родителями, общими усилиями добиваюсь того, что­бы ребенок раскрыл свои способности, умел лю­бить другого человека и быть любимым. Провожу совместно с родителями праздники, походы, лыжные вылазки, театрализованные представления, спортивные соревнования.

На классных часах, на праздниках которые проводим, вместе с родителями, мы знакомимся с традициями, обычаями, обрядами православных праздников, с творчеством народных умельцев. Растет интерес к национальной культуре, народным промыслам, обычаям и традициям. Целенаправленно веду работу по изучению детьми истории малой родины. Нет ничего ближе, конкретнее, понятнее и милее для учащегося, чем родной край с его природой, его настоящим и прошлым.

Дети гордятся своими родителями, когда они участвуют в совместных делах в школе. Поэтому моя задача не давать какие-то рецепты, а подтолкнуть родителей к самостоятельному поиску решений, задуматься о своей роли в жизни ребенка, в том, насколько успешен и счастлив он будет.
Какая бы не была семья по типу, в ней могут быть дети:

1. С отклонениями в поведении – шумливы беспокойны, тревожны, их чувства не находят выходы. Внешняя моторная сторона их реакций зачастую подавляется или задерживается, им необходим «клапан» для выпуска излишней, часто отрицательной энергии
Пример. Девочка первоклассница из опекунской семь, живет в д. Советская Крестьянка. Девочка очень агрессивная, нервная, упрямая. Если что-то не по ее, может накричать, нагрубить и учителю и детям. Друзей не было. Никто не хотел с ней общаться. Могла ударить ребят. Трудно было заставить выучить стишок на праздник в классе. Постепенно девочка стала более активна, меньше стала нервничать, можно было договориться, стала учить стихи, принимать участие в утренниках. Дети стали общаться с девочкой. Участница НПК, очень заинтересована в своей работе, она выращивала бобы зимой на подоконнике. Любуется своими растениями. Сейчас учится во 2 классе.

2. С задержкой психического развития . У этих школьников, как правило, не сформированы школьные интересы. Они с трудом включаются в школьную деятельность, не могут сосредоточиться при выполнении учебных заданий, с большими трудностями овладевают начальными навыками счета, письма и чтения. Во время занятий у них наблюдается повышенная утомляемость, часто школьники жалуются на головные боли, а в поведении наблюдается детская непосредственность. Эти дети нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала обучения. Дети с ограниченными возможностями, в основном, ведомые, им свойственно подражание; нотации беседы бесполезны. Особое значение имеет контакт педагога с родителями таких школьников. Поскольку только единый подход к ребенку обеспечит успешное обучение в массовой школе. Совместное обучение в одном классе способствует, с одной стороны, адекватной социализации данной категории детей, а с другой – формированию у здоровых детей терпимости к недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи. Последнее обстоятельство актуально в наши дни, на что обращается внимание в проекте Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

Пример. Третий год обучается мальчик (ему 12 лет, учится по коррекционной программе), он из опекунской семьи. Мальчик агрессивный, с ребятами конфликтует, ворует. Приходится прикладывать много сил и времени, чтобы «выравнить» мальчика, опираясь на то, что он ласковый мальчик. Учу его трудиться, общаться с одноклассниками. У мальчика это уже получается: рассказывает стихи на утренниках, принимает участие в конкурсах рисунков, помогал мне в работе с первоклассниками (раздать тетради, послушать чтение, помочь трудиться) с ними принимал участие в НПК, проводил исследовательскую работу с первым классом по выращиванию гороха и бобов на подоконнике в зимнее время.

3. Дети имеющие более тонкую и ранимую психику , чем здоровые дети. Эта черта создаёт учителю особенные проблемы, требует от него работы над индивидуальным подходом к ребёнку.

Пример. Мальчик из благополучной, полной семьи. Но мальчик очень сложного характера: плаксивый, несдержанный, раздражительный. Ему всегда все мешает, все не интересно, и ребята все плохие. Мог нагрубить ребятам и учителю, если что-то не так как он хочет. Участвовать нигде не хотел, приходилось много разговаривать, приводить примеры, находить индивидуальные выходы из разных ситуаций. Потребовалось много терпения. Иногда казалось, что все больше нельзя вытерпеть все его капризы и истерики. Но все можно пережить и перетерпеть мальчик стал меняться. Более серьезно рассуждать, меньше стало конфликтов с детьми. Участник конкурса рисунков «Осенний пейзаж» в СДК – диплом III место, участник концертов в школе и СДК. Принимал участие в школьной НПК, самостоятельно выращивал горох и вел свои наблюдения. Учится во втором классе.

При работе с такими детьми прежде всего надо запастись терпением, тактом и беспристрастностью, иначе не найти объяснения постоянно возникающим конфликтам. Потребуется длительное время что бы ребенок почувствовал комфортно себя в новом коллективе. Мы можем помочь ребенку только максимально бережным, щадящим и ободряющим отношением к нему. Коллектив СДК не один год работает с моими учениками по раскрытию талантов и развитию творческих способностей. Колмакова Т.Н. проводит кружки «Очумелые ручки» и «Юный художник». Сольные номера и хоровые песни готовит музыкальный работник Козлова Н.П. Дети выступают на праздниках, утренниках в школе и СДК.

Для повышения познавательного интереса к предметам во внеурочное время активно сотрудничаю с учителями-предметниками. Они помогают через уроки, викторины, конкурсы, игры прививать любовь и интерес к предметам.

Партнерство в разрешении личностных кризисов обеспечивает социальный педагог – посредник между личностью ребенка и всеми социальными институтами. Ни один ученик из класса не состоит на учете при комиссии по делам не совершеннолетних. Это происходит не из-за того, что дети такие хорошие, а потому что провожу кропотливую работу с каждой семьей и каждым ребенком индивидуально стараюсь привлекать во все дела класса и школы.

Ни будет хороших спортсменов, танцоров, певцов и просто добрых людей, если не будет здоровья.

А чтобы беречь его, правильно заботиться о нем неоценимую помощь оказывают наши медицинские работники и учитель физкультуры Крысов Ю.А. Совместно проводим праздники, конкурсы, профилактические беседы, экскурсии. Дети посещают секции и участвуют в школьных спортивных соревнованиях.

Кроме этого, большое значение в моей деятельности имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования.

Не каждая сельская школа может похвалиться филиалом музыкальной школы. А нам повезло! По окончании её ребята получают право работать музыкальным работником. В моем классе трое ребят играли на фортепьяно, один на балалайке и один на гармони. Сейчас 2 ребенка – по классу баян.

Большую помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий и библиотечных уроков оказывает сельский библиотекарь, с которым сотрудничаем уже много лет. Дети активно идут в библиотеку, чувствуют себя здесь уверенно. Они лучшие читатели.

Мои дети активные участники муниципальных конкурсов: конкурс детского творчества «Школьные годы чудесные» (опекунские семьи – Микуленко Ж., Ходосевич О., Литвиненко А.), районный смотр – конкурс детского творчества на противопожарную тематику – все дети, конкурс детских рисунков «Мой любимый учитель» – все дети. Мы не получили дипломов и грамот, но у нас большая победа в том, что все дети пробуют свои силы в этих работах. У нас еще все впереди! А победы есть. Игра «ПОНИ» все участники получили сертификаты. 3 призера – дипломы и подарки (Неупокоев В., Белых В., Киселева К.). НПК – участники все дети, работы 1 класса на районном уровне вошли в группу «В» получили свидетельства. Всероссийский конкурс юных художников «Великая Победа – 65» номинация «Тематический рисунок» все дети получили дипломы. Семь человек из восьми получили сертификаты конкурса эрудитов «Эму».

Реализуя свою потребность быть личностью, дети показали себя в конкретной деятельности, благодаря которой раскрывались их способности, развивались наклонности каждого. Жизнь коллектива класса становится осознанной, интересной, значимой.

Поэтому в своей воспитательной работе придерживаюсь принципов коррекционо-педагогической деятельности: принцип целенаправленности педагогического процесса, принцип целостности и системности, принцип гуманистической направленности, принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, принцип опоры на положительное в человеке, сильные стороны его личности, принцип сознательности и активности личности.

Литература:

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176с. – (б-ка учителя нач. классов). – ИСВН 5-09-003465-6
2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 280с.
3. Ветров Н.И. В-39 Когда в ответе родители (проблемы правогого воспитания). М., «Знание», 1973.
4. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся – 2-е из., доп. – М.: Просвещение, 1986. – 223с.: ил.
6. Перешеева Н.В. , Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. – (библиотека практического психолога).
8. Ворожищева Н.Н. Диагностика учения, воспитания и развития школьников: методическое пособие. Омск: ОмГПУ. – 2000. – 35с.
10. Трудный подросток: Практический материал по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения/авт. – сос. В.И. Екимова. – М.: АРКТИ, 2007. – 84с. (школьное образование) ИСВН 978-5-89415-626-2

Многие родители сталкиваются с серьёзными проблемами в воспитание ребёнка, когда он вдруг перестаёт слушаться, начинает огрызаться, хулиганить и т. д. Таких детей называют трудными или проблемными. Родители жалуются окружающим, что у них растёт трудный и совершенно неуправляемый ребёнок, задаются вопросом о воспитании проблемных детей, ищут причины в генетике «да он весь в деда!», в характере, самое нелепое, когда родители обвиняют собственных детей в отсутствии воспитания «Почему ты такой невоспитанный?». Ответ на этот вопрос очень прост, невоспитанным ребёнок может быть лишь по одной причине, его не воспитали и не воспитали именно родители. Сразу же нужно сказать, не бывает трудных и проблемных детей, бывает плохое воспитание и неверное поведение родителей. Родители же стремятся переложить всю ответственность на собственных детей, считая, что трудный характер, это нечто врождённое, а плохое поведение – осознанный выбор.

Работа с проблемными детьми начинается с родителей. Большинство родителей уверены, что они всё знают лучше ребёнка, и как жить, и чего хотеть. Они буквально давят малыша собственным авторитетом начиная с младенчества, решая за него даже те вещи, которые кроме самого ребёнка никто знать не может. Существует анекдот, прекрасно изображающий таких родителей.

Ваня! Пора домой!

Я замёрз?

Нет, ты проголодался!

Родители уверены, что знают всё лучше своего ребёнка , проголодался ли он, замёрз, устал, хочет спать или играть, затем, кем он хочет стать в будущем, где учиться и т. д. Чаще всего будущую профессию для ребёнка выбирают ещё в раннем детстве и, в дальнейшем, родители слепо следуют своей мечте, отправляя ребёнка на соответствующие курсы, подбирая ВУЗ и т. д. О чём мечтает сам ребёнок, его никто не спрашивает. Не удивительно, что рано или поздно, ребёнок начинает бунтовать. Некоторые дети стремятся вырваться из-под тотального контроля и авторитета родителей в раннем детстве, некоторые лишь в подростковом возрасте, но в любом случае, ребёнок на которого всё время давят и за которого принимают абсолютно все решения, рано или поздно станет тем самым трудным ребёнком. А родители, непременно, будут лишь удивляться, почему же они, такие заботливые и внимательные, вынуждены интересоваться темой «воспитание проблемных детей».

Другая причина, отсутствие внимания . Родители могут быть слишком заняты, как на работе, так и самими собой, многие родители уверены, что детские проблемы не стоят особого внимания. От взрослых людей можно часто услышать «да какие проблемы могут быть у детей?». Многие родители уверены, будто дети без лишних слов знают, что их любят, но на самом деле это не так. Для детей крайне важен тактильный контакт, который помогает им чувствовать себя увереннее, а внимание необходимо для нормального эмоционального развития. Чтобы привлечь внимание ребёнок идёт на разные хитрости, но однажды он понимает, что лишь один способ работает безотказно – это баловство. Это может показаться парадоксальным, но для ребёнка наказание компенсирует маленькую частичку родительской любви. Подсознательно ребёнок понимает, раз родители его наказывают, значит им, по крайней мере, не всё равно. Вот и готов трудный ребёнок, привлекающий к себе внимание баловством и озорством, а затем, если родители не поменяют своего отношения к нему, и вовсе хулиганством.

Ещё одной причиной, способствующей появлению трудных детей, является неуверенность в себе . Первоначально, дети уверены в том, что они хорошие, не сравнивая себя ни с кем другим. Но родители, всегда находят в своих детях недостатки и несовершенства, которые так хочется исправить. Они раз за разом критикуют ребёнка, указывая на тот или иной, придуманный ими недостаток. Родители – безусловные авторитеты для ребёнка и, если они говорят, что в нём что-то плохо, значит это безо всяких сомнений так и есть. Дети становятся закомплексованными, уверенными, что в них множество недостатков, которые просто необходимо исправлять. Это порождает закрытых, замкнутых детей, с трудом идущих на контакт, или же напротив, агрессивных и стремящихся доказать себе и окружающим, что они самые лучшие, и опять же, трудный ребёнок готов.

Трудных детей создают родители, своими ложными представлениями о воспитании, комплексами, нереализованными мечтами и т. д. Дети же всегда будут стремиться отстоять собственное Я и своё право на выбор, бунтуя, идя наперекор правилам, не подчиняясь.

Воспитание проблемных детей. Что делать?

Важно помнить, что всё, что было заложено в ребёнка до 5 лет, останется с ним на всю оставшуюся жизнь, ведь именно до этого возраста формируется характер и основные социальные навыки. Однако, подавить ребёнка и привить множество комплексов можно в любом возрасте. Чтобы потом не пришлось заниматься воспитанием проблемных детей, необходимо понимать, как вести себя, чтобы ребёнок не начал бунтовать.

Первое и самое главное, что должен понять и осознать родитель , так это то, что ребёнок – это не его собственность и, тем более, не его маленькая копия, которая обязана прожить ту жизнь, о которой мечтал сам родитель и которая ему, по тем или иным причинам не удалась. Родитель наставник и помощник ребёнка в этом мире, но не строгий надзиратель или тоталитарный вождь. Ребёнок должен чувствовать, что его мнение в семье значимо и уважаемо, что его слова не просо слышат, но к ним прислушиваются. Разумеется, невозможно предоставить малышу или подростку полную свободу выбора, поэтому любой отказ или действие противоречащее мнению ребёнка, родитель должен мотивированно и спокойно объяснять. Детей необходимо баловать, объятия, поцелуи, добрые слова необходимы ребёнку, чтобы почувствовать себя уверенным и твёрдо стоящим на ногах человеком. Детей нельзя критиковать по пустякам. Многие родители глядя на не по годам высокого ребёнка с огорчением говорят «ну куда ж ты так вымахал то?», ребёнок чувствует, что разочаровал родителей, а также что его рост нечто плохое, но исправить этого он никак не может, в итоге так и придётся ему всю жизнь прожить с подсознательным комплексом своего высокого роста. Критиковать нужно очень осторожно и только тогда, когда ситуацию возможно исправить. Также критика должна сопровождаться конкретными действиями, если родителю не нравится почерк ребёнка, нельзя просто сказать «какой ужасный почерк» и с тем и оставить своего ребёнка.

Исправляем ситуацию.

Однако, что делать, если ребёнок уже стал «проблемным»? Воспитание проблемных детей штука очень тонкая, но главное тут понять и принять, это не ребёнок трудный, это вы его сделали таким, своим отношением и воспитанием. Теперь нужно стараться во что бы то ни стало исправлять ситуацию, а раз виноват сам родитель, то и работа с проблемными детьми заключается прежде всего в перевоспитании не ребёнка, а самого себя. Прежде всего важно понять, что явилось причиной того, что ребёнок стал проблемным. Главная ошибка, которую допускают родители столкнувшись с трудным ребёнком, это попытка «выбить» из него плохое поведение, словесными или физическими наказаниями, отстранением от ребёнка, бесконечными упрёками, а также попыткой давить на него, особенно этот метод любят мамы, говоря, что его поведение в могилу её загонит, что она всё время болеет из-за его поведения и, если он срочно не исправится, она непременно умрёт. Этот метод никогда не работает, напротив, ребёнок начинает упираться ещё сильнее. Самое страшное в этом методе, возможность наступления «пророчества», т. е. если мама вдруг на самом деле умирает, то ребёнок на многие годы, а то и на всю жизнь остаётся с тяжелейшим грузом вины, что это из-за него не стало его мамы.

В воспитании проблемных детей нужно как можно меньше строгости и наказаний, напротив, ребёнка необходимо окружить любовью, заботой и пониманием. Если причина в излишнем контроле, стоит лишь немножко отпустить вожжи и спросить у ребёнка, чего же хочет он сам, показать ему, что его мнение важно и отныне к нему будут прислушиваться, как у ребёнка сразу же отпадёт необходимость бунтовать и противостоять. Если имел место дефицит внимания, нужно почаще проводить со своим ребёнком время, брать на руки, обнимать, целовать, показывая то, как он нужен и важен в жизни родителей. Ну а закомплексованных детей нужно почаще хвалить, отмечая как много в ребёнке хорошего. Разумеется, здесь важно не перегнуть палку. Не нужно путать самостоятельность ребёнка со вседозволенностью, захваленный ребёнок разучится относиться к себе критически, а окружённый излишней заботой, вырастет несамостоятельным и капризным. Во всём важна золотая середина. Но главное помнить – ребёнок такой, каким вы его воспитали, поэтому винить его, по меньшей мере нелепо.