Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Прогрессивные методы воспитания детей дошкольного возраста – путь к рождению гармонично развитой личности. Развивающие методики для детей

полина осипова
Использование авторских методик для развития познавательных процессов дошкольников

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов , обеспечивающих познавательное развитие детей . Сегодня хочу представить вам, уважаемые коллеги, свой опыт работы по формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста универсальными средствами. Это игры с логическими блоками Дьенеша и математическим планшетом «Геометрик» Воскобоича.

Что же такое логические блоки Дьенеша? Несмотря на кажущуюся простоту это известное пособие заключает в себе огромные возможности. С виду – простой набор геометрических фигур трёх цветов, ничем не отличающийся от конструктора. На самом деле этот набор вовсе не так прост.

Почему я взяла для работы именно эти блоки?

Пособие Блоки Дьенеша, специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Развивают у детей мыслительные операции, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение) .

Именно этот момент меня заинтересовал больше всего.

Задания предполагают постепенное усложнение, поэтому игры с блоками интересны детям всех возрастных групп.

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур :

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры) ;

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры) ;

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры) .

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками : формой, цветом, размером, толщиной.

Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части : первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.

1. Знакомство с блоками

Для начала я познакомимся с блоками .

Выложить перед педагогами набор и дала им возможность изучить фигуры,

потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними.

Как вы думаете как с ним можно играть?

Чуть позже предложила следующие задания :

2. А теперь первое задание - найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме)

Треугольник

А теперь не такую фигуру как эта (по цвету, по форме)

3. Что лишнее? (синий треугольник, синий квадрат, желтый треуголник.)

4. В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Я предлагаю вам стать «спасателями» . Итак, вы спасател? Где работают спасатели? (в учебном центре, МЧС)

На автобусе спасатели едут в учебный центр МЧС. У спасателей свои правила : в автобус заходят и занимают места по пропускам.

Выдаю пропуска (кодовые карточки)

Все заняли свои места? Поехали!

Мы приехали на место.

Задача «спасателей» (т. е. ваша задача) - подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам.

Теперь вам необходимо загрузить «ценные грузы»

Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок. Груз готов к отправке.

Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения, но к сожалению дорогу размыло.

Что же делать? (Предположения педагогов)

Необходимо построить дорогу по которой мы доставим груз в пострадавший район. Внимание на экран!

Слайд «Построй дорожку»

Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели» .

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности : как по развитию математических способностей, так и на развитии речи , в изодеятельности, в настольно-печатных играх, в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх, в дидактических играх, вне занятий в развивающей среде группы .

Игры с блоками безграничны всё зависит от вашей фантазии.

К сожалению за один семинар невозможно представить все игры, которые можно играть с детьми. Я думаю вас заинтересовала данная игра и про неё больше узнаете в интернете, приобретёте и будете использовать в работе .

Математический планшет Воскобовича

Математический планшет – это поле с двадцатью пятью штырьками для рисования резиночками.

В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками".

Математический планшет прост в использовании и очень функционален. С помощью доски с кнопочками и резиночек ребенок сможет самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Уникальная методика "рисования резиночками" дает ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, развивает мышление , воображение, а так же поспособствует развитию таких качеств , как внимание и усидчивость.

А сейчас послушайте сказку, встретились как-то предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе - дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения : снежинки, птица, ракета, даже человечек.

А теперь предлагаю вам пофантазировать.

Домик, кораблик, геометрические фигуры.

Как играть с математическим планшетом.

В методическом пособии приведено огромное количество вариантов-идей игр в зависимости от уровня развития ребенка А дальше ребенок может придумывать что-то сам.

Для начала выполним простые линии, а на их основе простейшие сюжеты.

1. Обозначим длинные палочки зелеными резиночками, а короткие - красными. Сориентируемся в пространстве - что ниже, что выше, где левее, где правее. Поделим поле пополам и посадим в левый верхний угол красный цветочек, а в правый нижний - желтый цветочек и т. д.

2. Оживим геометрические фигуры, например - треугольники.

Покажи самый маленький треугольник, где прямоугольный треугольник, где равносторонний треугольник. Покажи тупые углы и острые и т. д.

Или изобразим на поле квадрат или треугольник, а затем с помощью резиночек и других фигур дорисуем картину.

3. Что такое цифра или буква - а вот мы сейчас и посмотрим. Изобразим цифры или буквы.

5. Условно поделите готовый планшет пополам, с одной стороны рисуете вы, с другой стороны ребенок должен повторить то, что нарисовано вами. Дайте ребенку возможность тоже побыть учителем, пусть он дает вам задания, а вы будите выполнять.

6. Нарисуй отгадку

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики. (Звезды)

Обучая в процессе игры , я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения. Используя накопленный опыт , дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр и ситуаций. Они переставали обращаться ко мне за помощью и увлечённо искали новые решения задач. Развитие мышления даёт возможность не бояться ошибок и - самое главное - у моих воспитанников формируется «вкус» к процессу познания .

Развивающие методики для дошкольников должны учитывать индивидуальные особенности детей, направлять их к цели и развивать любовь к учебе. Занятия не должны доставлять дискомфорт и ограничивать свободное время. Все задания входящие в программу методики должны отличаться разнообразием, легкостью зрительного восприятия и быть основой раннего становления личности. У детей дошкольного возраста происходит формирование образной памяти и интереса к исследовательской деятельности. Появляется произвольное запоминание, и изменяются функции речи. Происходит формирование самооценки, эмоционально – личностного мышления, а также формируется эмоциональная регулярность.

Роль родителей в раннем развитии дошкольников Основная задача родителей в этот период обеспечить психологическую, личностную и интеллектуальную готовность к школе. Они должны найти способ ликвидировать слабые места ребенка, и организовать занятия для раннего развития в форме игры с сюжетом.

Развивающие занятия должны быть направлены на эмоциональную близость родителей и детей, обеспечивать эмоциональное спокойствие и доверительные отношения.
Методики для дошкольников направлены на:

  • Улучшение психологических навыков (памяти, мышления, внимательности, фантазии и т.д.) ; Формирование представления об окружающем мире;
  • Обучение математике, чтению и письму; Развитие речи, творческого воображения, детской одаренности; Формирование навыков самоконтроля;
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Методики для раннего дошкольного возраста должны увлекать детей и не ущемлять их интересов иначе они станут обузой. Организованный учебный процесс целесообразно вводить с 5 до 7 лет, когда дети имеют склонность к обучению математике, письму и чтению, однако и тут рекомендуется сочетать занятия с игрой.

Особенности упражнений для улучшения мышления

В 3-7 лет мыслительные процессы детей основывается на образах и представлениях. Дети в данном возрастном диапазоне уже могут обращаться к прошлому опыту и осознавать то, что в данный момент он не воспринимает, т.е. появляется и развивается абстрактный процесс мышления. Благодаря оперированию представлениями и образами мышление детей приобретает вне ситуативный характер и может выходить за пределы имеющейся ситуации. Сообразительностьдошкольников изменяется за счет того, что образовываются всё более узкие взаимосвязи мышления и речи. Во-первых, это связано с тем, что появляются рассуждения, т.е. более раскрытый процесс мышления. Во-вторых, происходит реконструкция взаимоотношений практической и умственной деятельности. В-третьих, происходит бурное развитие мыслительных операций

Упражнение для мышления «Четвертый лишний»

Данная методика самая популярная среди упражнений по развитию мыслительных процессов. Покажите малышу карточку, на которой изображено четыре предмета, где изображения подобраны таким образом, что три из них связаны между собой, а четвертый предмет лишний и его нельзя обобщить вместе с другими изображениями. Следите за ответами, спрашивайте, почему он выбрал именно этот вариант ответа, а не другой. Если он ошибется, то постарайтесь объяснить и показать связь между предметами.

Задания «Домики на полянке» и «Лабиринт»

Покажите дошкольнику изображение «полянки» с дорожками и домиками. К изображению добавьте карточку с инструкцией, которая отображают путь к одному из домиков. Задача – найти путь к домику, исходя из инструкции. Таких картинок с инструкциями может быть несколько. Более простой вариант — использовать лабиринты, где ребенку нужно будет найти путь от А до Б и при необходимости выполнить определенные задания. Использование заданий для улучшения мыслительных процессов позволит провести время с ребенком не только весело, но и с пользой. Подобные упражнения особенно нравятся детям раннего дошкольного возраста.

Методики формирования правильной речи С раннего возраста

необходимо уделять особое внимание речи детей. У них могут возникнуть сложности в объяснении некоторых понятий. Дети «впитывают знания как губки» и важно, чтобы ребенок правильно строил предложения, мог грамотно изъясняться и рассказывать о своих потребностях. Следовательно, необходимо применять развивающие методики, игры и упражнения которые помогут объединить мышление и речь.

Пересказ Самое простое занятие для улучшения речи — это пересказ. Можно попросить ребенка рассказать про только что просмотренный фильм или мультфильм. Необходимо следить за тем, как он выстраивает последовательность рассказа и как он выражает свои мысли. При появлении затруднений ему нужно помочь, для этого рекомендуется задавать уточняющие вопросы.

Упражнение «Противоположность» Для проведения данного задания необходимо подготовить несколько карточек с изображением различных предметов. Ребенку показывается одна карточка и его задача – сказать противоположный по значению предмет и объяснить причину такого выбора. Например, показывается карточка с изображением книги, а ребенок называет противоположное по значению слово «шар» и объясняет это тем, что книга плоская, а шар круглый.

Задания на развитие внимания у детей Одним из важнейших познавательных процессов является внимание. Дошкольник, как и взрослый, всё время распределяет информацию на важную и неважную, во избежание перегрузки мозга. Если у ребенка небольшой объем внимания, то ему тяжело сконцентрироваться сразу на нескольких уроках. При низкой концентрации внимания, тяжело уделять много времени на изучение одного предмета. Если дошкольник не может выполнять несколько дел сразу, то, возможно, у него плохо развита переключаемость внимания. Но и в подобных случаях ситуация поправима, при помощи правильной методики.

Игра «Что изменилось?» Перед ребенком раскладывается множество предметов, например, ручка, журнал, карандаш, точилка и т.п. Он внимательно смотрит на предметы в течение 30 секунд, закрывает глаза, а родитель в это время убирает одну из вещей. Затем, когда он откроет глаза, у него спрашивают: «Что изменилось?». Ребенок должен отгадать, какой предмет убрали.

Занятие «Где чей домик» Перед ребенком раскладываются картинки с изображением животных и их домиков, после чего, от каждого животного проводится «путь» к его домику, но «путь» должен быть не прямым, а запутанным. Затем он должен назвать какое животное где живет. Основное условие – не прослеживать «путь» с помощью пальчика, а искать дорогу глазами.

Раннее формирование способностей к самоконтролю Важной составляющей любого вида человеческой деятельности является самоконтроль. Он необходим для предупреждения и обнаружение ошибок. Самоконтроль позволяет осознать правильность действий в различных ситуациях, в том числе в учебе, игре или работе. Существенным отличием учеников в процессе познавательной деятельности являются навыки самоконтроля. Некоторые дети, даже зная правила затрудняются в выполнении самостоятельного задания и постоянно нуждаются в подсказках. Поэтому формирование самоконтроля необходимо начинать сдошкольного возраста.

Урок необходимо проводить в естественной форме «игры», на этом основывается современные методики раннего развития.Задания, которых направлены на обучение поиску собственных ошибок. Все занятия и методики для детей дошкольного возраста являются не только обучающими, но и интересными. Задания позволяют легче адаптироваться к школьной среде и рационализировать учебный процесс.

В жизни любого из нас особую роль играют методики дошкольного развития. Ведь развитие физических и умственных способностей ребенка, а также формирование социальных навыков и характера зависит от дошкольного воспитания.

Мелкая моторика и методика дошкольного развития

Подавляющая часть методик дошкольного развития базирована на совершенствовании мелкой моторики. Когда кроха что-то делает своими пальчиками, у него начинают работать некоторые центры мозга. Некоторые мамы и папы считают, что если чаду нет 2,5 лет, то его развитием пока заниматься не надо. Однако это неверное мнение. В действительности родители должны воспитывать кроху с первых же дней. Если вы хотите, чтобы у ребенка быстро развивалась мелкая моторика, делайте ему легкий массаж ладошек.

Ошибки многих родителей

Многие мамы и папы совершают следующую ошибку. Когда чаду остается год до похода в первый класс, они организовывают для него занятия с отметками, звонками и переменами, лишают его игр, прогулок и сна. Положение обостряется еще больше, когда малыша отдают в несколько спортивных секций и обучающих центров.

Дорогие родители! Зачем вы отнимаете у чада последний год беззаботной жизни? Ведь вы лишь отобьете у него желание осваивать учебные дисциплины.

Кружки и секции

Естественно, малышу желательно ходить в секции и кружки. Однако ему достаточно заниматься чем-то одним. Если позволяют финансовые возможности, найдите для будущего школьника гувернантку. Она научит его писать, читать, а также преподаст азы иностранного языка. Но имейте в виду, что для любого карапуза самое главное – это общение с семьей. Развивающие игры с мамой и папой способствуют быстрому усвоению любого предмета.

Вы можете лишь время от времени играть с чадом в школу. Пусть вашими учениками будут куклы и плюшевые игрушки. Если малыш будет в игре учителем, у него появится стимул что-то изучать, чтобы потом «передавать знания» игрушкам. Иногда чаду можно побыть и учеником. В дошкольном развитии юного создания самое важное – не научить его читать, писать и считать, а научить его думать, привить ему навыки коммуникабельности, а также развить память.

Современный мир стремительно развивается, и чтобы наши дети были готовы принять его таким, какой он перед ними предстанет в ближайшие же годы, создаются различные детские развивающие методики. Они предполагают обучение и развитие малышей буквально с самых первых дней их жизни. Ненавязчиво, в игровой, доступной для малыша форме подаются обширные знания, которые в этом возрасте запоминаются очень легко. В результате к моменту, когда ребенок отправляется в школу, он обладает сознательным мышлением, логикой, у него развиты память, речь, внимание, воображение, усидчивость и многие другие полезные качества. Родители могут не беспокоиться — их ребенок готов к дальнейшему обучению и восприятию следующих пластов знаний.


Ниже представлен список наиболее популярных детских развивающих методик, с краткими аннотациями о каждой из них. Советуем подписаться на новые статьи сайта — мы будем подробнее рассказывать о каждой методике в отдельности.

1. . Девиз методики Монтессори — « Помоги мне сделать это самому». Ребенок сам выбирает, чем и как ему играть, а взрослый только наблюдает со стороны и направляет.

2. . Доман – создатель методики обучения чтению для самых маленьких детей (до 3 лет), Методика включает уникальные развивающие комплекты, карточки и другие развивающие пособия.

3. . Книга Лупан подробно рассказывает, каким образом лучше всего помочь ребёнку освоить плавание, языки, чтение, музыку.

4. Методика Никитиных основана на их собственном родительском опыте и заключается в специально разработанных комплексах игр для детей вместе с родителями. Это комплексы головоломок, обладающих набором задач с возрастающим усложнением.

5. . Методика обучения чтению по складам Зайцева широко используется во многих детских садах. Склады располагаются на гранях разноцветных звенящих кубиков, и легко запоминаются детьми младшего дошкольного возраста.

6. . Методика Тюленева призывает к обучению ребёнка в самом раннем возрасте, пока он ещё не научился ходить. Система имеет строгие правила, особое место отводится выбору окружающей среды для ребёнка, тщательному отбору игрушек и книг.

7. . Методика основана на анатомических особенностях правого и левого полушария мозга ребёнка. Чередования упражнений положительно влияют на развитие обоих полушарий.

8. . Процесс обучения в вальдорфской педагогике связывается с определёнными возрастными особенностями развития ребёнка, поэтому построен так, чтобы знания особого характера ребёнок получал в те периоды развития, когда он наиболее к ним подготовлен.

9. . «Reggio Emilia» является скорее опытом нового отношения к воспитанию малышей, чем методикой. Согласно этой технологии развития, дети обучаются свободно, являются соавторами своих учителей и инициаторами новых проектов, самостоятельно добывают информацию, опираясь на знания учителей.

10. . Цель методики, ранее преследовавшая задачу подготовить ребёнка к музыкальной школе, сегодня отводит большее внимание развитию речи, овладению своим телом, стимулированию детской фантазии за счёт музыки. Музыкальное сопровождение тщательно отбирается, учитывая интересы и возраст детей.

11. . Методика Чарковского представляет собой систему водного развития ребёнка. Автор методики утверждает, что гипоксия во время погружения в воду, на которую организм реагирует усиленным питанием мозга, приводит к скачкам умственного развития у детей.

Методика Ховарда рассчитана в большей степени на американский образовательный стандарт и заключается в изучении детьми английского языка. Уроки проходят исключительно на английском, оценки не выставляются, полученные знания оцениваются по многоуровневой системе.

Методика позволяет развивать ребенка с самых первых дней, играя с ним в развивающие игры и побуждая к общению с другими людьми.

Шиничи Сузуки уверен, что обучение музыке должно идти параллельно с обучением чтению и письму. Его методика основана на ежедневных занятиях музыкальному ремеслу, сопровождаемых родительской поддержкой и ласковым, но настойчивым обучением музыке с первых лет жизни ребёнка.

Суть подхода Золтана Дьенеша заключается во мнении о том, что все математические знания, которые дети получают в процессе игры и танцев, дают более эффективный результат, чем обычные решебники и примеры.

16. Методика Тони Бьюзан . Тони Бьюзан является официальным создателем метода мышления «Карты Ума». Годовалый ребенок накапливает огромный объём памяти, который нарастает со скоростью световых лучей. Упорядочить информацию можно с помощью карт ума, на которые даже годовалый ребёнок способен нанести свои мысли и чувства с помощью образных знаков.

17. Методика Марии Гмошинской . Мария Гмошинская считает, что обучать детей рисованию необходимо с грудничкового возраста, как только ребёнок научится самостоятельно сидеть. Методика построена на основе пальчиковой техники рисования, а так же на рисовании ладошками.

18. Методика Воскобовича . Воскобович – создатель знаменитых развивающих игр для детей, которые предлагают ребёнку одновременно несколько задач. Решение их позволяет осваивать цифры и буквы, узнавать и запоминает цвета, форму, тренировать мелкую моторику, совершенствовать речь, память, внимание, мышление, и воображение.

19. Методика Масару Ибука . По мнению Масару Ибука вызвать интерес к предмету обучения и есть лучший педагогический метод. Его методика учит пробуждать интерес к цифрам раньше начала обучения счёту, вызывать интерес к процессу самого письма раньше обучения письму.

20. Программа «ТРИЗ» . Данная программа разработана Г.С.Альтшуллером и буквально расшифровывается как «Теория Решения Изобретательных Задач». В процессе занятий происходит непрерывный поиск решений различных технических проблем. Это развивает гибкость мышления, оригинальность и способствует повышению интереса к обучению.

21. Программа Занкова . В основе программы положена идея объединить обучение, воспитание и развитие ребёнка в единый процесс. Занков уверен, что для лучших результатов необходимо обучение без негативного опыта и принуждения, посредством игровых ситуаций и постоянного возбуждения заинтересованности у ребят.

22. Система Эльконина-Давыдова . Методика предполагает групповые и дискуссионные формы обучения, которые основаны на добывании знаний детьми, а не на бездумном поглощении готовой информации в виде схем, правил и теорем. В результате обучения дети могут аргументировать свою точку зрения и требовать доказательств утверждений.

23. Система Эйдетики . В Школе Эйдетики детей учат мыслить образами. Подобная методика позволяет держать в памяти огромный объем необходимой информации, одушевляя получаемую информацию с помощью образов.

24. Методика Михаила Щетинина . Методика Щетинина нашла своё проявление в школе, изолированной от общества и приближённой к природе. Главным принципом школы является нравственно-духовное развитие каждого ребёнка. Здесь нет классов, тем для уроков, звонков и заданий, каждый учащийся вполне может выступать в роли учителя, а учитель в роли ученика.

25. Методика Китаева и Трунова . Основные принципы методики известны с глубокой древности и подразумевают главным фактором развития динамическую гимнастику для малыша до года. Методика включает в себя ряд движений для самых маленьких, затем упражнения на силу со смысловой нагрузкой, игры, силовые и разминающие зарядки, а так же занятия на специальных спортивных комплексах.

26. Методика Шалвы Амонашвили . По методике Амонашвили обучение ребёнка необходимо начинать с шести лет. Эффективность обучения будет зависеть непосредственно от учителя, которые должен передать жизненно-важные ценности своему ученику, не допуская никакого насилия над личностью ребенка.

27. Методика Алисы Самбурской . Уникальность системы Алисы Самбурской заключается в том, что любая деятельность маленьких учеников сопровождается музыкой. Удовлетворяя интеллектуальные потребности ребёнка и закрепляя его интерес к обучению, методика одновременно приобщает детей к музыкальному искусству.

28. Свободный танец Айседоры Дункан . Свободный танец Айседоры Дункан – методика последователей великой танцовщицы, с помощью которой дети учатся понимать классическую музыку и выражать свои чувства в свободном движении.

29. «Пальчиковые игры» . Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие мозга, поэтому полугодовалому малышу следует делать массаж рук и пальчиков, а для старших детей рекомендованы специальные упражнения с увеличением амплитуды.

30. Методика «Добрые сказки» . Лопатина А. А. и Скрецова М. В. – создатели методики раннего развития, основанной на обучении малышей через игровые ситуации и добрые сказки. Методика включает целую систему циклов стихов и сказок, выстроенных в соответствии с тематикой урока.

31. Методика Трунова . Методика Трутова построена на принципах осознанного, обдуманного родительства. Согласно методике обучение и развитие ребёнка до года может быть эффективным без заумных пособий и модных игрушек. Однако родителям малыша необходимо постоянно знакомить его с окружающим миром, с предметами, со своим телом.

32. Система обучения Петерсон . Эта методика выстроена по принципу наслоения. В соответствии с возрастом ребёнок получает знание о предмете, которое в состоянии удержать его память. По мере развития знания о данном предмете только углубляются и расширяются.


аждая методика предусматривает наличие определенной методической базы, и подготовленности тех, кто проводит занятия.

Методика Никитиных

Русские педагоги - новаторы Борис и Елена Никитины создали необычную систему простых развивающих игр. Родители семерых детей, Никитины, известны и у нас в Украине, как создатели нетрадиционной системы физического воспитания ребенка. Эту методику они апробировали на своих детях. Совместная игра детей с родителями - цель Никитинских игр. Их характеризует большая степень вариабельности и приспосабливаемость под любой начальный уровень ребенка и его интересы. Игры, придуманные Никитиными можно приобрести самим в специальных центрах развития детей. Основа этих игр различные головоломки, способствующие логическому и образному мышлению. Каждая игра - определенный набор задач, который ребенку предстоит решить при помощи простых квадратов, кубиков, кирпичиков, различных деталей из конструктора. Есть в письменном варианте, а есть и в устной форме. В Украине некоторыми детскими садами и центрами дошкольного развития успешно используются элементы этой методики, в основном набор логических игр.

Методика Монтессори

Мария Монтессори, итальянский педагог 19 века, первая женщина - доктор медицины в Италии, посвятившая всю свою жизнь детям, работая в детском саду. Она помогала ослабленным детям развиваться, найти свое жизненное призвание и развить способности и таланты. Так родилась ее всемирно известная методика, названная ее именем. Педагогическая система, созданная Марией Монтессори, приближает ребенка к ситуации естественного развития и обучения. Модель этой ситуации содержит три ключевых момента: ребенок, окружающая среда, педагог. Девиз методики звучит так: «Помоги мне это сделать самому». Детям создаются условия, в которых оптимально совершенствуются все их моторные и сенсорные навыки. Малыши могут учиться приобретать тот жизненный опыт, который близок им по возрасту. Все явления и предметы исследуются ими самостоятельно в индивидуально приемлемом режиме, при этом педагог занимает позицию помощника и посредника между ребенком и предметом исследования. Таким образом, это система так называемого самопостроения личности самого малыша.

Монтессори заметила, что у ребенка совсем иная форма мышления, которую она назвала «впитывающим мышлением». Ребенок словно губка «вбирает» в себя все образы внешнего мира, поэтому окружающая среда приобретает для малышей такое решающее значение. Методика Монтессори подразумевает создание для ребенка вот этой самой среды обитания. Где малыш мог бы полноценно развиваться и находить все, что нужно для полноценного развития. Сюда входят игрушки, предметы, музыка, формы общения, способы деятельности.

В Украине есть достаточно много частных детских садов и начальных школ, работающих по методике Марии Монтессори.

Методика Глена Домана

Американский врач Глен Доман в своей одноименной методике, создал целую технологию обучения детей чтению с помощью целых слов. Эта инновация была создана им в конце сороковых годов в филадельфийском "Институте достижения человеческого потенциала" для лечения детей с нарушенной деятельностью мозга. Таким образом, был найден способ активизировать мозг ребенка посредством обучения чтению по определенной системе. Детям поочередно показывали карточки с нарисованными картинками и словами, произнося вслух название изображения. Подобное занятие длилось всего несколько минут в день и повторялось по определенной системе. Результатом стало активное развитие речи детей до этого сильно отстающих в умственном плане и к тому же физические показатели не преминули заметно улучшиться. Этот своеобразный парадокс и использовался Гленом Доманом в создании своей методической системы для развития обычных здоровых детей. Одним из основополагающих моментов стал тот, что мозг человека активнее всего развивается в период до 7 лет, а самое активное время - с 1 года до 3 лет. Вот на этот самый возраст и рассчитана построенная им система обучения. По системе Домана дети с трех - четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математические азы и вместе с этим отлично развиваются физически. В Украине есть детские центры активного развития по системе Домана, и кроме того этой методикой родители могут овладеть самостоятельно или под руководством специалистов.

Методика Зайцева

Педагог-новатор Николай Зайцев (Петербург, р.1939) предложил отказаться в свое время от традиционного принципа обучения детей чтению по буквам. Он создал так называемые сегодня «Кубики Зайцева». Основной подход был в том, что кубики восполняют стремление детей к игре и это их стимулирует к дальнейшему росту познания. Единицу строения языка педагог увидел не в букве, а в слоге, или складе - паре согласованных между собой букв. Пользуясь этими кубиками, которые в свою очередь различны по цветам, размерам и издаваемым звукам, дети быстро осваивают чтение по слогам и учатся формировать слова, малыши начинают говорить и читать одновременно. Существует так же система Зайцева для развития математических азов у детей. В России существует ряд детских садов по системе Зайцева, у нас на Украине возможно такое обучение в частном порядке или в центрах развития детей-дошкольников.

Здесь приведены в пример только некоторые, особенно часто встречающиеся методики работы с детьми. Они не идеальны, в каждой есть свои плюсы и минусы. Развитие ребенка предусматривает, прежде всего, индивидуальный подход, любовь, максимум внимания и терпения. Ни один, даже самый профессиональный педагог, ни одна самая последняя и передовая методика не сможет сделать из ребенка гения, без созданных на то родителями жизненных условий.